Правила макияжа

Современное международное право понятие предмет функции. Понятие международного права, предмет регулирования. Принципы международного права: понятие и акты их закрепляющие и конкретизирующие

Современное международное право понятие предмет функции. Понятие международного права, предмет регулирования. Принципы международного права: понятие и акты их закрепляющие и конкретизирующие

Под предметом любой отрасли права следует понимать, в первую очередь, определенный вид общественных отношений - объект правового регулирования данной отрасли. Предметом международного права являются международные отношения, участниками которых выступают государства, международные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и некоторые другие субъекты. Иными словами, международное право регулирует отношения, складывающиеся между государствами как субъектами публичной власти, носителями государственного суверенитета.

Важно помнить, что не любые международные отношения являются предметом международного права. В принципе, международным можно назвать любое общественное отношение, в той или иной степени отягощенное иностранным элементом. Например, государство может выдавать лицензию на определенный вид деятельности иностранному юридическому лицу, привлекать к ответственности совершивших преступление иностранцев, регистрировать браки между гражданами разных стран, заключать соглашения с иностранными общественными объединениями и т. д. Однако все эти отношения нельзя считать предметом международного публичного права, так как в данных случаях государство действует исключительно на основе своего внутреннего законодательства и ему не противостоит аналогичный субъект. Международное публичное право, как видно из самого его названия, регулирует лишь те отношения, которые складываются в сфере публичной власти между государствами как таковыми, то есть между государствами как официальными структурами, уполномоченными осуществлять властные функции. На практике от имени государства все действия на международной арене выполняют глава государства, высшие законодательный и исполнительный органы, специально уполномоченные органы и лица.

По указанному признаку - наличию публичного интереса в правоотношении - следует различать предмет правового регулирования международного публичного и международного частного права. Для международного частного права характерна ситуация, когда хотя бы одна сторона правоотношения (физическое или юридическое лицо) выступает в нём в своём личном качестве, а не от имени своего государства в целом. При этом не имеет значения, является ли данная сторона государственным органом или должностным лицом. Например, глава государства или глава дипломатического представительства могут выступать на международной арене как частные лица, а тот или иной государственный орган - только от своего имени (например, при заключении гражданско-правового договора).

Вместе с тем, в сферу интересов международного публичного права могут попадать не только политические или военные отношения между государствами, но и такие, которые более характерны для сферы частного интереса. Государства могут заключать друг с другом договоры купли-продажи, аренды, денежного займа и т. д. Несмотря на ярко выраженный гражданско-правовой характер таких соглашений, они регулируются международным публичным правом, так как во всех перечисленных случаях речь идет о государствах как таковых, а в основе правоотношения лежит межгосударственный договор.


Таким образом, предметом международного права являются международные отношения публично-властного характера, участниками которых являются государства как носители государственного суверенитета . Частью предмета международного публичного права являются отношения с участием международных межправительственных организаций, наций и народов, борющихся за свою независимость, а также отдельных самоуправляемых политико-территориальных образований.

Вместе с тем, в теории международного права существует точка зрения о так называемом совмещенном предмете правового регулирования, когда тот или иной комплекс отношений регулируется как международным, так и национальным правом. В качестве примеров называют институт правового статуса личности, институт правовой помощи, правовое регулирование инвестиций и др. С этой точки зрения, международное публичное право может напрямую регулировать и отношения между субъектами национальных правовых систем.

Международное право



1) между государствами;

функции:

Выделяют следующие функции:

Международное признание.

Международно-правовое признание - это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной может быть:

· вновь возникшее государство;

· новое правительство;

· нация или народы, борющиеся за независимость;

· восставшая или воюющая сторона;

· международная организация.

Можно говорить о двух доктринах признания :

1) конституитивной - признание рассматривается как конституирование нового субъекта международного права;

2) декларативной - признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.

Российское международное право всегда стояло и стоит на позициях декларативной доктрины признания.

Правопреемство государств.

Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому. Правопреемство – это сложный международный правовой институт, нормы данного института были кодифицированы в Венской конвенции от 1978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров и в Венской конвенции от 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

Существуют две основные теории по поводу правопреемства государств.

Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Представители данной теории (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-преемнику, так как личность государства остается неизменной.

Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabula rasa, которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново.

Таким образом, в правопреемстве государств выделяют правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и в отношении государственных долгов.

Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).

Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами.

Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью.

Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.

Структура договора.

· Преамбула - это часть договора в которой формулируется цель договора и используется при его толковании.

· Основная часть . Данная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.) В некоторых договорах статьями, а также разделами (главами, частями) могут даваться наименования.

· Заключительная часть . В заключительной части договора излагаются положения вступления в силу и прекращения договора, а также язык, на котором составлен текст договора.

В настоящее время широкое распространение получили приложения, но для придания им силы самого договора необходимо специальное указание в нем или в приложении к нему, иначе такие акты нельзя рассматривать как часть договора.

Наименование договора . Договоры могут носить различные наименования (например, соглашение, конвенция, собственно договор, протокол, декларация, устав, хартия и т.д.), однако в международном праве не существует общепризнанной классификации таких наименований. Какого-либо юридического значения наименование договора не имеет, поскольку соглашение под любым наименованием является договором, создающим права и обязанности для его участников.

Международный суд ООН.

Международный суд ООН – главный судебный орган ООН, созданный в 1945 г. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, а также Регламента суда.

Основная цель Международного суда ООН – проводить мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, способных привести к нарушению мира.

Функциями Международного суда ООН являются: рассмотрение и разрешение споров, переданных государствами, принятие консультативных заключений по юридическим вопросам.

Международный суд ООН находится в Нидерландах, в городе Гаага. Международный суд ООН состоит из 15 судей, которые избираются на девять лет, возможно их переизбрание. Членами Суда являются индивиды – судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Выборы проводятся одновременно и независимо друг от друга. Для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Председатель Суда избирается сроком на три года с возможным переизбранием. При выполнении судебных обязанностей члены Суда обладают дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Суд является постоянно действующим органом и заседает в полном составе. Для рассмотрения определенной категории дел могут образовываться камеры судей в составе трех или более судей. Официальный язык Суда: французский или английский.

Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Решения Суда являются обязательными для государств, которые были сторонами в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение» (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Совет Европы.

Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих проблемах: правовое обеспечение прав человека; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания); развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы.

В рамках Совета Европы разработано большое количество международно-правовых документов, являющихся источниками международного публичного права. Среди них Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколы к ней; Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. и протоколы к ней; Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.

В рамках Совета Европы создан механизм контроля V и предотвращения нарушений прав человека в государствах-участниках Европейский Суд по правам человека, который рассматривает жалобы граждан государств участников СЕ при условии, что они использовали все эффективные национальные методы защиты и восстановления нарушенных прав.

Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров и Секретариат.

Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов и является высшим органом Совета Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно два раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств членов Совета Европы. Консультативная ассамблея состоит из депутатов и их заместителей. Количество представителей от каждой страны зависит от численности ее населения. В ассамблее имеется пять фракций: демократы и реформаторы, демократы, либералы и социалисты.

Согласно ст. 4 Устава Совета Европы государство, желающее вступить в Совет Европы, должно выполнить следующие условия: соответствие своих институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии, а также соблюдение прав человека; избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов.

Членами Совета Европы является 41 государство, в том числе Россия. Штаб-квартира организации расположена в г. Страсбурге.

Официальные цели МВФ

1. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

2. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

5. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные функции МВФ

· содействие международному сотрудничеству в денежной политике

· расширение мировой торговли

· кредитование

· стабилизация денежных обменных курсов

· консультирование стран-дебиторов (должников)

· разработка стандартов международной финансовой статистики

· сбор и публикация международной финансовой статистики

Цели МБРР

· оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;

· содействие частным иностранным инвестициям;

· содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;

· сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР - самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных кап. стран.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Понятие, предмет и метод международного права.

Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Международное право - это совокупность международно-правовых норм, самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

Роль международного права в современном мире постоянно растет в связи с появлением ряда проблем и процессов, которые государства не в состоянии урегулировать с помощью внутригосударственного права и в рамках территории одного государства.

Особенности международного права проявляются прежде всего в сфере действия норм международного права, особенностях отношений, регулируемых международным правом, источниках международного права, специфике правового регулирования данной отрасли, особенностях системы международного права.

Как любая отрасль права, международное право имеет свой предмет и метод.

Предмет правового регулирования - это то, на что направлено правовое регулирование отрасли. Предметом международного права выступают международные отношения, складывающиеся между субъектами международного права (государствами, международными организациями, псевдогосударственными образованиями, народами).

Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

К межгосударственным относятся отношения:

1) между государствами;

2) между государствами и нациями, борющимися за независимость.

Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.

Отношений между государствами и народами, борющимися за независимость, представляют собой по сути как бы «предгосударства» и отношения с ними - это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государства будут созданы.

Однако международное право регулирует и отношения немежгосударственного характера - т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует.

Международными немежгосударственными являются отношения:

1) между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;

2) между международными организациями;

3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой;

4) между физическими и юридическими лицами.

Метод правового регулирования - это способ воздействия отрасли на предмет ее регулирования. В международном праве применяются как императивные, так и диспозитивные методы.

Международное право использует следующие методы: Исторический; Формально-логический; Сравнительный; Функциональный; Системный

Общий метод функционирования охватывает пять особых методов:

1) политико-правовой метод - нормы международного права осуществляются субъектами с помощью политических средств;

2) морально-правовой метод - использование механизма действия морали для реализации норм международного права; главное здесь - в мобилизации нравственных средств во имя обеспечения добросовестного выполнения норм международного права;

3) идейно-правовой метод - воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления;

4) организационно-правовой метод - принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государств, так и в международных отношениях;

5) специально-правовой метод - применение специфических правовых средств воздействия на международные отношения. Этот метод и является сутью международно-правового регулирования.

Функции международного права - это основные направления воздействия на международные отношения.

Международное право выполняет следующие функции:

Выделяют следующие функции:

1) стабилизирующая - ее значение состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным;

2) регулятивная - при ее выполнении устанавливается международный правопорядок и соответствующим образом регулируются общественные отношения;

3) охранительная - состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом;

4) информационно-воспитательная - состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

Международное право: понятие и предмет регулирования. Система международного права

По лекции: Международное право – система договорных и обычных международно-правововых норм, выражающих согласованную волю государств и других субъектов международного права и направленных на регулирование международных правоотношений.

Особенности международного права:

1. Предмет международно -правового регулирования – международные правоотношения:

Отношения между государствами

Отношения участием других публично правовых субъектов (международные организации, нации, борющиеся на независимость, государствоподобные образования)

Отношения с участием частноправовых субъектов (физических и юридических лиц)

Так же предметом является некоторые внутригосударственные отношения

2. Субъекты международного права: государства, международные межправительственные организации, нации, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

3. Источники: международный договор, международный обычай, акты международных судов, акты международных организаций, конференций, доктрина.

4. Способ образования норм и функционирования международного права – согласование между государствами.

5. Отсутствие центрального аппарата принуждения

Система международного права

Системообразующие элементы международного права:

· Основные принципы международного права (устав ООН, Декларация о принципах международного права, Хельсинский акт)

· Общие принципы права

· Общесистемный институт: институт международной ответственности, правопреемства, международная правосубъектность

· Отрасли международного права

Критерии деление международного права на отрасли:

Предмет регулирования

Отраслевые принципы

· Метод – согласование воли государства


Принципы международного права: понятие, акты, их закрепляющие и конкретизирующие

Из Википедии: Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Отменить принцип международного права можно, только отменив общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе государств. Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в одностороннем порядке «поправить» общественную практику с помощью нарушения принципов.

Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

· Принцип неприменения силы и угрозы силой;

· Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

· Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

· Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

· Принцип равноправия и самоопределения народов;

· Принцип суверенного равенства государств;

· Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

· Принцип нерушимости государственных границ;

· Принцип территориальной целостности государств;

· Принцип уважения прав человека и основных свобод.


Источники международного права: понятие и виды. Толкование статьи 38 Статута Международного Суда ООН

По лекции : Источники МП:

1. Международный договор

2. Международный обычай

3. Акты международных организаций, конвенций

4. Акты международных судов

Ст.38 международного статута ООН – суд ООН при рассмотрении дел придерживается международного права. В данной статье перечислены источники , которыми руководствуется суд ООН: международные конвенции, обычай, общие принципы права, для установления содержания норм МП могут приниматься судебные решения и доктрины.

Международный договор

Определение в ст.2 ВК - это международное соглашение, заключенное между государствами (это в ВК, а также существуют договоры заключенные международными организациями) письменной форме и регулируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документов, а также независимо от его конкретного наименования.

Классификация международных договоров

1. По числу участников

1) Двусторонние

2) Многосторонние

Универсальные

Региональные

1) закрытые – участвуют ограниченное число государств

2) открытое – участвуют любое государство

3.по названиям

1) договор

2) соглашение

4) конвенция

7) протокол и т.д.

Международный обычай

Обычай

Обычай проходит две стадии:

1. формируется всеобщим правилом поведения

2. становится обязательным

структура обычая:

1. межгосударственная практика:

Повторяемой;

Длительной.

обыкновениями

2. Субъективный элемент opinion uris

1. Официальное заявление государства

2. Практика международных организация

3. Практика международных судов

4. Практика национальных судов

5. Односторонние акты государства

6. Национальное законодательство

7. Международные договоры

8. Проекты договоров и т.д.

Сравнение обычая и договора

Акты международный организаций, как источник мп

1. Некоторые международные организации принимают акты нормативного характера (юридически не обязательны). Примеры: акты организации по бюджету организации, о приеме организаций в члены организации

2. Акты международных организаций в области технического регулирования. Пример: акты (ИКАЛ)??, акты ВОЗ, акты ИМО, акты МОТ

3. Некоторые акты содержат индивидуальные предписания, порождающие юридические обязательства (резолюция Совбеза ООН).

4. Международные организации вправе заключать международный договор.

5. Участвуют в формировании международного обычая.


Международный обычай

Обычай – это доказательство всеобщей практики, принятый в качестве правовой формы.

Международный обычай формируется в результате сформировавшейся практики между государствами, которая в дальнейшем признается ими юридически обязательной (пример, свобода открытого моря, неприкосновенность космического пространства).

Обычай проходит две стадии:

3. формируется всеобщим правилом поведения

4. становится обязательным

структура обычая:

3. межгосударственная практика:

Она должна быть всеобщей (должно следовать правилу большинство государств), но не абсолютно универсальной;

Устойчивой, последовательной, но не однообразной;

Повторяемой;

Длительной.

Правила, сформировавшиеся на практике именуются обыкновениями (постоянное оказание экономической помощи)

4. Субъективный элемент opinion uris – это признание государствами, сформировавшегося на практике правила поведения в качестве юридически обязательного.

Источники (средства) установления содержания международного обычая

9. Официальное заявление государства

10. Практика международных организация

11. Практика международных судов

12. Практика национальных судов

13. Односторонние акты государства

14. Национальное законодательство

15. Международные договоры

16. Проекты договоров и т.д.

Сравнение обычая и договора

Договор и обычай имеют одинаковую юридическую силу.

МНОГОСТРОННИЕ ДОГОВОРЫ.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником. НО новое независимое государство путем уведомления о правопреемстве может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе (а также не вступивший в силу на момент правопреемства, но заключенный под условием ратификации, принятия) в отношении территории, являющейся объектом правопреемства.

Если из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении нового независимого государства было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то новое государство в таком договоре участвовать не может.

Если из договора следует, что участие в этом договоре любого другого государства требует согласия всех его участников , новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника этого договора только при наличии такого согласия.

ДВУСТРОННИЕ ДОГОВОРЫ.

Двусторонний договор считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если:

Они явственно договорились об этом

ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОСУДАРСТВ

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находящийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства. Исключение: если из договора явно следует, что применение этого договора в отношении государства-преемника не совместимо с объектом и целями этого договора.

Континуитет России.

Под континуитетом помается продолжение Россией осуществления предусмотренных в договорах прав и обязанностей бывшего СССР.

Его главное выражение:

1. продолжение членства РФ в ООН, в СБ. Государства СНГ, за исключением Украины и Республики Беларусь, самостоятельно должны были вступать в ООН, становиться участниками договоров о правах человека, о разоружении и иных международно-правовых документов.

2. ответственность РФ, как ядерной державы. (Казахстан, Украина, Беларусь – получили на тот момент статус не ядерных держав и были вынуждены присоединиться к договору о не распространении ядерного оружия).

3. Выполнение РФ обязательств СССР по договорам с США об уменьшении ядерной

опасности.

4. так же это получило продолжение в международных договорах с Францией, Италией,

Бельгией, Испанией, Чехией.

Данный вид отношений не противоречит понятию правопреемственности, а просто является одним из видов. И это так же не означат, что были ущемлены права других государств, которых находились на территории бывшего СССР.


17. Реализация МП: понятие, формы, содержание.

Реализация - это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях получил распространение термин "имплементация" (англ. "implementation" - осуществление, проведение в жизнь).

Можно выделить следующие формы реализации.

Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Одни государства (ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием, а другие (неядерные) государства не производят и не приобретают ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются.

Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. В таком виде сформулированы, например, нормы Пактов о правах человека 1966 г. Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности, гласит: "Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте...".

Использование. В этом случае имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочивающие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву сказано: "Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море".

Реализация представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.

Процесс реализации международного права в целом, т. е. с учетом тех особенностей, которые присущи реализации отдельных договоров (иных международно-правовых актов) и норм, включает два вида деятельности:

1) непосредственную фактическую деятельность (соответствующую требованиям норм) по достижению социально значимого результата (например, перемещение ракет, пусковых установок, оборудования из районов развертывания и их ликвидация в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.). В результате такой деятельности субъекты достигают

определенного состояния, приобретения, сохранения или уничтожения предмета;

2) правовое и организационное обеспечение фактической деятельности. Оно представляет собой деятельность определенных органов с целью создания правовой базы для осуществления фактической деятельности, соответствующей нормам международного права, в том числе в тех случаях, когда в этой деятельности необходимо "навести порядок", т. е. если обнаружится нарушение (несоответствие деятельности нормам или отказ от такой деятельности) либо угроза нарушения. Правовое и организационное обеспечение включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную (правоохранительную) деятельность и ее результатом является правовой акт - нормативный или иной (например, в ст. 24 Договора между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г. говорится, что "Российская Федерация и Французская Республика будут заключать по мере надобности отдельные соглашения и договоренности в целях реализации положений настоящего Договора").


Согласие

В праве издавна существует принцип, согласно которому согласие исключает противоправность деяния (volenti non fit injuria). Этот общий принцип права, естественно, присущ и международному праву.

Самооборона

Самооборона как обстоятельство, исключающее противоправность деяния, является общим принципом права, присущим и международному праву. Его правильное понимание состоит в следующем - силу дозволено отражать силой, но пусть это делается умеренно, для самообороны, чтобы предотвратить ущерб, а не для мести.

Контрмеры

В соответствии с международным правом нарушение обязательства одним субъектом оправдывает принятие потерпевшим субъектом контрмер, которые не должны представлять собой уг­розу силой или ее применение. Контрмеры - это действия, которые были бы противоправными, если бы не осуществлялись в ответ на правонарушение в целях обеспечения прекращения противоправного деяния и получения возмещение ущерба.

К контрмерам относят обычно реторсии, репрессалии.

Форс-мажор

В отношениях, регулируемых как внутренним, так и между­народным правом, имеют место ситуации, события, порождаемые непреодолимой силой - форс-мажором (лат.- vis major).

Это побудило различные отрасли внутреннего права установить нормы, определяющие права и обязанности субъектов права в случае таких событий. Quod alias non fuit licitum n?cessitas licitum facit - необходимость делает законным то, что было бы незакон­ным при иных условиях. Этот общий принцип права имеет силу и для международного права. В международном праве под форс-мажором понимается ситуация, при которой субъект вынужден действовать вопреки международному обязательству в результа­те действия непреодолимой силы или не поддающегося контро­лю непредвиденного события. Бедствие

Анализ международной практики свидетельствует, что случаи бедствия, в основном, связаны с воздушными и морскими судами, которые проникают на территорию иностранного госу­дарства из-за плохих погодных условий, технической неисправ­ности и т.п. Состояние бедствия как обстоятельство, оправдывающее поведение, которое в ином случае было бы противо­правным, предусмотрено рядом конвенций.

Состояние необходимости

Состояние необходимости как обстоятельство, исключающее противоправность, является общим принципом права. N?­cessitas vincit legem - необходимость преобладает над правом. И еще: право не требует невозможного - lex non cogit ad impossi-bilitia. Различие между форс-мажором и необходимостью видит­ся, прежде всего, в том, что непреодолимая сила создает усло­вия, в которых соответствующее поведение является не только необходимым, но и непреднамеренным. В случае состояния не­обходимости выбор поведения всегда является преднамеренным. Недопустим выход за пределы того, что было абсолютно необходимым, - bonum necessarium extra terminus necesitatis non est bonum.

Виды.

Договоры могут классифицироваться по кругу участников:

Двусторонние

Многосторонние:

Универсальные (общие, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты МП);

Договоры с ограниченным числом участников.

Договоры также могут быть:

Закрытыми (к ним, как правило, относятся двусторонние договоры. Участие в таких договорах третьих лиц предполагает согласие их участников);

Открытыми (может участвовать любое гос-во, и такое участие не зависит от согласия сторон договора).

В зависимости от органа гос. власти:

Межгосударственные (от имени государства);

Межправительственные (от имени Правительства);

Межведомственные (в пределах своих полномочий).

От нормативного содержания:

Правообразующие (многократное применение);

Договоры – сделки (рассчитаны на разовое применение)

По объекту регулирования:

Политические: о союзе, ненападении, нейтралитете, сотрудничестве, дружбе, мире и др.

Экономические: об экономической помощи, поставках, строительстве, кредитах, платежах, расчетах и др.

По специальным вопросам: о научном и культурном сотрудничестве, здравоохранении, правовой помощи и др.

Военные: ограничение вооружений и вооруженных сил, размещений войск за границей, поставки военной техники и др.

По форме: письменные и устные, «джентльменские соглашения»

По сроку действия:

бессрочные, определенно-срочные и неопределенно-срочные.

По названию: договор, конвенция, пакт, соглашение, устав, протокол.


Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.

Полномочия. Договор заключается представителями государств. Для этой цели им выдаются специальные документы - полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством. Определенные должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по

заключению договора без специальных полномочий.

В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц: а) главы государств; б) главы правительств; в) министры иностранных дел; г) главы дипломатических представительств; -д) представители государств на международных конференциях и в международных организациях.

Если заключается международный договор с участием международной организации, то специальные полномочия для этой цели не требуются лицу, которое в соответствии с правилами организации рассматривается как представляющее эту организацию.

Подготовка текста договора. Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках международных организаций.

Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непосредственно, либо с использованием дипломатических средств. Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или представляют конкретные проекты договора). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласования возможные изменения, уточнения позиций и соответственно проекта договора. Путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников.

Иногда для подготовки договора по сложной проблеме используются и дипломатические каналы, и переговоры на уровне делегаций, и встречи министров иностранных дел, и встречи на высшем уровне.

Принятие текста договора . Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (т. е. изменению не подлежит) и подлинным документам, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установление аутентичности- подлинный, действительный, верный). Оно может быть предварительным и окончательным.

Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.

Путем голосования, как правило, принимается текст договора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Это решение оформляется актом - резолюцией международной конференции или соответствующего органа международной организации, которая принимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в организации).

Парафирование - это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или договоров с небольшим числом участников (например, были парафированы Договор между СССР и ФРГ о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, некоторые соглашения стран СНГ и др.). Парафированный договор подлежит окончательному принятию.

Подписание ad referendum - условное, предварительное, требующее подтверждения компетентного органа государства.

Форма окончательного принятия текста договора - подписание . Оно порождает определенные юридические последствия: а) дает право подписавшему государству выразить согласие на обязательность договора; б) обязывает подписавшее государство не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.


Основания.

Национальным законодательством может быть определен перечень тех договоров, которые подлежат ратификации. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" включает в этот перечень следующие виды договоров Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Российской Федерации; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам обороноспособности Российской Федерации и обеспечения

международного мира и безопасности (в том числе по вопросам разоружения), а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают

юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15). В перечень договоров, подлежащих ратификации, внесены дополнения: ратификации подлежат международные договоры РФ в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней (ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г.) и международные договоры РФ, касающиеся перемещенных культурных ценностей, равно как и любые другие международные договоры РФ, касающиеся ее культурного достояния (ст. 23 Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" от 15 апреля 1998 г.).

Процедура.

Международные договоры Российской Федерации ратифицируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Дума Федерального Собрания рассматривает внесенный Президентом или Правительством на ратификацию международный договор. После обсуждения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в форме федерального закона.

Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Принятый им федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опубликования. Один из примеров: Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" принят Государственной Думой РФ 12 сентября 1997 г., одобрен Советом Федерации РФ 24 сентября 1997 г., подписан Президентом РФ 5 октября 1997 г., опубликован в "Российской газете" 8 октября 1997г.


Устав ООН. История.

Основные положения Устава были выработаны на конференции представителей СССР, США и Великобритании, а так же Китая, состоявшейся в августе 1944 года. Здесь были определены название Организации, структура ее устава, цели и принципы, вопросы правового положения органов. Окончательный текст Устава был согласован на Конференции Объединенных Наций с Сан–Франциско (апрель – июнь 1945 года) с участием представителей 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и Китай выступали как приглашающие державы.

Торжественная церемония подписания Устава состоялась 26 июня 1945 года, Устав подлежал ратификации подписавшими его государствами в соответствии с их конституционной процедурой. Ратификационные грамоты сдавались на хранение Правительству США, выполняющему функции депозитария. Предусматривалось, что Устав вступит в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот СССР, США, Великобританией, Китаем и Францией, то есть тех государств, которые получили постоянное членство в ООН, и большинством государств, подписавших Устав.

Устав ООН. Содержание, изменение, пересмотр .

Устав ООН состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 11 статей. Неотъемлемой частью его является Статут Международного Суда. Устав закрепляет цели, принципы ООН, регламентирует вопросы членства, структуру ООН, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН. Есть в Уставе главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и региональному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.
Поправки, то есть изменение отдельных положений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН 2/3голосов членов и вступают в силу после ратификации 2/3 членов.
Пересмотр . Требуется созыв Генеральной конференции членов Организации, что допускается с согласия 2/3 членов Генеральной Ассамблеи ООН. Решение принимает Генеральная конференция 2/3, поправки вступают при их ратификации 2/3 членов Организации.

Цели и принципы ООН.

Цели:
1. Поддерживать международный мир и безопасность, принимать коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, подавление актов агрессии или других нарушений мира, улаживать и разрешать международные споров и ситуация, которые могут привести к нарушению мира.
2. Развивать дружественные отношения между нациями и совместно принимать меры для укрепления всеобщего мира.

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

4. Быть центром для согласования действий нации в достижении этих общих целей.
Принципы:
1. Суверенное равенство всех членов Организации

2. Добросовестное выполнение принятых на себя обязательств.

3. Разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

4. Воздержание от угрозы силой.

5. Оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех принимаемых ею в соответствии с Уставом действиях.
6. Обеспечение того, чтобы государства не члены ООН действовали в соответствии в принципами Устава.
7. Невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Членство в ООН . Членами ООН являются суверенные государства. По процедуре оформления членства различаются первоначальные и вновь принятые члены.

Первоначальные – те, которые принимали участие в учредительной конференции в Сан-Франциско в 1945 году, подписали и ратифицировали Устав ООН.

Прием в члены ООН открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могу и желают эти обязательства выполнять.

Процедура:
1. Государство подает заявление Генеральному секретарю ООН.

2.Прием производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Первоначально заявление рассматривается учрежденным при Совете Безопасности комитетом по приему новых членов, которая делает доклад с выводами. Рекомендация Совбеза считается действительной, если за нее проголосовали не менее 9 членов Совета, включая всех постоянных членов. На сессии Генеральной Ассамблеи решение о приеме выносится большинством в 2 /3 присутствующих и участвующий в голосовании членов Ассамблеи.


Генеральная ассамблея ООН.

Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех членов ООН. Каждое государство имеет не ее сессиях делегацию в количестве не более пяти представителей и пяти заместителей представителей; при этом делегация имеет один голос.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций имеет следующие функции и полномочия :

· рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения, и делать соответствующие рекомендации;

· обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;

· обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к функциям любого органа Организации Объединенных Наций и, за теми же исключениями, делать рекомендации по этим вопросам;

· организовывать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области; развития и кодификации международного права; содействия осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры, образования и здравоохранения;

· получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;

· рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;

· избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи подразделяются на следующие категории: комитеты,комиссии, правления, советы, группы, рабочие группы и проч.

  • 6. Роль актов международных конференций и международных организаций в мп регулировании.
  • 8. Субъекты мп: понятие и виды. Международная правосубъектность фл.
  • Классификация в зависимости от статуса
  • В зависимости от участия в создании норм международного права
  • Международная правосубъектность индивидов
  • 9. Государство – как субъект международного права
  • Аномальные субъекты - Ватикан и Мальтийский Орден.
  • 10. Участие субъекта рф в международных отношениях.
  • 11. Признание государств и правительств.
  • Акты регулирующие правопреемство:
  • Объекты правопреемства:
  • 13.Правопреемство в отношении международных договоров.
  • 14. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов.
  • 15. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср.
  • 16) Ответственность в мп: основание, виды.
  • 17) Международные судебные органы: общая характеристика.
  • 18) Международное право в деятельности российских судов.
  • 20) Международный договор: понятие, структура, виды.
  • 21) Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.
  • 22) Согласие на обязательность мд. Ратификация мд. Депозитарий и его функции.
  • 23) Ратификация международных договоров рф: основания, процедура.
  • 24) Оговорки к мд.
  • 25) Вступление в силу мд.
  • 26) Регистрация и опубликование мд.
  • 27) Недействительность мд.
  • 28) Прекращение действия мд.
  • 29) Обсе (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
  • 30) Оон: история, устав, цели, принципы, членство.
  • 31) Генеральная Ассамблея оон.
  • 32) Совет безопасности оон.
  • 33) Операции оон по поддержанию мира.
  • 34) Международный суд оон.
  • 35) Содружество независимых государств.
  • 36) Совет Европы.
  • 37) Европейский Союз.
  • 39) Система органов внешних сношений.
  • 40) Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 41) Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 42) Привилегии и иммунитеты диппредставительств и консульских учреждений.
  • 43) Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и консульских дл.
  • 44) Понятие территории в мп. Классификация территорий по правовому режиму.
  • 45) Государственная территория: понятие, состав, правовой режим.
  • 46) Государственная граница: понятие, виды, прохождение, порядок установления.
  • 47) Режим границ. Пограничный режим.
  • 48) Внутренние морские воды: состав, правовой режим.
  • 49) Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.
  • 50) Исключительная экономическая зона: понятие, правовой режим.
  • 51) Континентальный шельф: понятие, правовой режим.
  • 52) Открытое море: понятие, правовой режим.
  • 53) Район дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции: понятие, правовой режим.
  • 54) Правовой режим космического пространства и небесных тел.
  • 55) Правовой статус космических объектов. Ответственность за ущерб, причинённый ко.
  • 56) Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией в международном воздушном пространстве.
  • 58) Международные стандарты прав и свобод человека. Правовое регулирование ограничений п. И с. Ч.
  • 59) Международные механизмы обеспечения и защиты п. И с. Ч: общая характеристика. Международные органы по защите п. И с. Ч.
  • 60) Европейский суд по правам человека: цель, компетенция, структура, характер принимаемых решений.
  • 61) Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб в еспч.
  • 62) Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус иг: мп регулирование.
  • 64) Преступления против мира и безопасности человечества (международные преступления).
  • 65) Преступления международного характера.
  • 66) Международный организационно-правовой механизм борьбы с преступностью. Интерпол.
  • 68) Правовая помощь по уголовным делам: общая характеристика.
  • 79-80) Выдача лиц для привлечения к ответственности или для приведения приговора в действие и передача осужденных для отбывания наказания.
  • 71) Система коллективной безопасности.
  • 82) Применение силы по современному международному праву: правовые основания и порядок.
  • 83) Разоружение и меры укрепления доверия.
  • 84) Вооруженные конфликты: понятие, виды.
  • 74) Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
  • 75) Защита жертв войны.
  • 76) Окончание войны и её правовые последствия.
  • 1.Международное прав: понятие и предмет регулирования. Система международного права.

    Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

    Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

    Между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

    Между государствами и международными межправительственными организациями;

    Между государствами и государствоподобными образованиями;

    Между международными межправительственными организациями.

    2. Применение международного права в сфере внутригосударственных

    отношений.

    3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды.

    Нормы - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП, рассчитанные на неоднократное применение.

    У международно-правовых норм есть свои особенности:

      В предмете регулирования. Регулирует межгосударственные отношения и иные.

      В порядке её создания. Норма создается не в результате повелевания, а в результате согласования интересов.

      По форме закрепления. Выделяют:

      1. Нормы, закрепленные в договоре

        Обычные нормы

    В МП нет специальных нормотворческих органов, нормы МП создаются самими субъектами МП, преимущественно государством.

    В процессе создания норм – 2 стадии:

    1.достижение соглашения относительно содержания правила поведения

    2.выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

    Классификация норм международного права:

      По юридической силе

      • Императивные

        Диспозитивные

      По сфере действия

      • Универсальные нормы (не ограничены не территориально, ни числом участников)

        Локальные нормы (ограниченные; например, устав СНГ)

        • Региональные

          Нерегиональные

      По числу участников

      • Многосторонние нормы

        Двусторонние нормы

      По методу регулирования

      • Обязывающие нормы

        Запрещающие нормы

        Управомочивающие нормы

      По форме закрепления

      • Документально-закрепленные нормы

        Обычные нормы

    4. Принципы международного права: понятие и акты их закрепляющие и конкретизирующие.

    Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

    Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года

    В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

      Принцип неприменения силы и угрозы силой

    Впервые этот принцип был закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ОНН, впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

      Принцип разрешения международных споров мирными средствами

    Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН. Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года. Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

      Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

    Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в декларации о принципах международного права 1970 года. Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.

      Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

    В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства.

      Принцип равноправия и самоопределения народов

    Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов

      Принцип суверенного равенства государств

    Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

      Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

    Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, Сог1ласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

      Принцип нерушимости государственных границ

    Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. А далее в декларациях ООН 1970 о принципах и СБСЕ 1975 года.

      Принцип тер11риториальной целостности государств

    Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

      Принцип уважения прав человека и основных свобод

    Обозначен в преамбуле Устава ОНН и в различных декларациях. Являются внутренним делом государства.

    "

    Международное право

    Международное право одна из

    Источники международного права

    Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право.

    Основные (первичные):

    · международный договор

    · международно-правовой обычай (см. статью обычное международное право)

    · Акты международных организаций (пример: резолюция ООН)

    · общие принципы права

    Вспомогательные (вторичные):

    · судебные решения

    · правовая доктрина

    Международный договор

    Международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

    Для квалификации соглашения в качестве международного договора не имеет значения, заключено ли оно в устной или письменной форме, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах. Статус международного договора не зависит от его конкретного наименования: соглашение, конвенция, устав международной организации, протокол. Для определения того, является ли документ договором, необходимо проанализировать его содержание, то есть выяснить, имели ли стороны намерение взять на себя международно-правовые обязательства. Бывают случаи, когда договоры именуются даже декларациями или меморандумами, хотя традиционно документы с такими названиями договорами не являются.

    Объект и цель международного договора

    Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

    Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора.

    Классификация международных договоров

    · двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько);

    · многосторонние

    o с неограниченным числом участников (универсальные, общие).

    o с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные).

    · закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников);

    · открытые (то есть договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств).

    · договоры по политическим вопросам

    · договоры по правовым вопросам

    · договоры по экономическим вопросам

    · договоры по гуманитарным вопросам

    · договоры в области безопасности и т. д.

    · письменные

    · бессрочные

    · срочные

    · краткосрочные

    · региональные

    · универсальные

    Субьекты международного права

    Субъекты международного права - участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

    Субъектами международного права принято считать:

    · основные субъекты:

    · государства - основные субъекты

    · Субьекты, являющиеся таковыми в силу своего происхождения:

    · Святой Престол

    · Мальтийский орден

    · Международный комитет Красного Креста

    · Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

    · международные межправительственные организации, например ООН

    · также в качестве субъектов при определенных условиях могут признаваться:

    · государствоподобные образования

    · народы борющиеся за независимость

    · национально-освободительные движения

    · правительства в изгнании

    · организации, признанные как законные представители какого-либо народа

    Формы и структуры международного договора

    Форма и структура международных договоров

    Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.

    К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

    Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д.

    Заключение международных договоров Стадии заключения международных договоров

    · выдвижение договорной инициативы,

    · подготовка текста договора,

    · принятие текста договора,

    · установление аутентичности текстов договора на разных языках,

    · подписание договора

    · выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

    Способы выражения согласия

    · подписание

    · обмен документами (нотами либо письмами)

    · ратификация

    · утверждение

    · принятие

    · одобрение

    · присоединение

    Органы внешних сношений

    Дипломатическая деятельность государств реализуется через сис­тему органов внешних сношений. Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.

    К внутригосударственным органам внешних сношений относятся глава государства, парламент, правительство, министерство ино­странных дел, другие ведомства и службы, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.

    Президент РФ в соответствии с Конституцией России и федераль­ным законодательством определяет основные направления внутрен­ней и внешней политики РФ, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отноше­ниях. Президент РФ, в частности˸ осуществляет руководство внеш­ней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем диплома­тических представителœей; назначает и отзывает дипломатических представителœей в другие государства и международные организации; присваивает высшие дипломатические ранги.

    Государственная Дума принимает законы, в т.ч. о ратифи­кации и денонсации международных договоров РФ, о вступлении РФ в межгосударственные союзы и организации и др.
    Размещено на реф.рф
    Совет Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за предела­ми ее территории, рассматривает законы о ратификации и денонса­ции международных договоров РФ.

    Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики нашего государства, принимает решения о проведении переговоров и заключении межправительственных и межведомствен­ных договоров.

    Министерство иностранных дел РФ в соответствии с Положением о МИД РФ 1995 ᴦ.˸ разрабатывает общую стратегию внешней поли­тики РФ и представляет предложения Президенту РФ; обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными госу­дарствами, международными организациями, представительство и защиту за рубежом интересов РФ, прав и интересов российских фи­зических и юридических лиц, ведение переговоров от имени РФ, разработку проектов международных договоров РФ, наблюдение за выполнением договоров РФ и др.

    Помимо вышеназванных, к органам внешних сношений РФ отно­сятся˸ Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная по­граничная служба и др.

    Зарубежными органами внешних сношений являются дипломати­ческие и консульские представительства, торговые представительст­ва, представительства государств при международных организациях, делœегации на международных совещаниях и конференциях, специ­альные миссии.

    Понятие, предмет международного права.

    Международное право - это совокупность международно-правовых норм, самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

    Роль международного права в современном мире постоянно растет в связи с появлением ряда проблем и процессов, которые государства не в состоянии урегулировать с помощью внутригосударственного права и в рамках территории одного государства.

    Международное право одна из наиболее сложных отраслей права . Ряд проблем международного права получают неоднозначную трактовку. Кроме того, международное право тесно связано с международной политикой, что существенно осложняет его применение. Особенности международного права проявляются прежде всего в сфере действия норм международного права, особенностях отношений, регулируемых международным правом, источниках международного права, специфике правового регулирования данной отрасли, особенностях системы международного права. В отличие от любой отрасли внутригосударственного международное право в первую очередь направлено на урегулирование межгосударственных отношений нескольких суверенных государств.

    Как любая отрасль права, международное право имеет свой предмет и метод.

    Предмет правового регулирования - это то, на что направлено правовое регулирование отрасли. Предметом международного права выступают международные отношения, складывающиеся между субъектами международного права (государствами, международными организациями, псевдо-государственными образованиями, народами). Метод правового регулирования - это способ воздействия отрасли на предмет ее регулирования. В международном праве применяются как императивные, так и диспозитивные методы. Международное право является публичной отраслью права. Понятия «международное право» и «международное публичное право» синонимичны. Международное право представляет собой самостоятельную и цельную правовую систему. В то же время согласно ст. 15 ч. 3 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ служат частью правовой системы РФ. Это положение порождает дискуссии в науке международного права.