Уход за лицом: полезные советы

Венская конвенция по морскому праву 1982. Исключительная экономическая зона и континентальный шельф

Венская конвенция по морскому праву 1982. Исключительная экономическая зона и континентальный шельф

Принцип мирного прохода применяется к судоходству в территориальном море (раздел 3 части 2 Конвенции), а принцип транзитного прохода применяется к проливам, используемым для международного судоходства, в том числе и перекрываемым территориальными водами припроливных государств.

Любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

Пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;

Или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:

A) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

B) любые маневры или учения с оружием любого вида;

C) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

D) любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

E) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

F) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

G) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;

H) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;

I) любую рыболовную деятельность;

J) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

K) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;

L) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).

91. Правовой режим открытого моря. Свободы открытого моря.

За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.).

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. Все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:

· Свободу судоходства;

· Свободу полетов;

· Свободу рыболовства;

Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила устанавливаются международными договорами. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. Устанавливает, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:

· Что судно занимается пиратством или работорговлей;

· Что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство:

1) Ведет регистр судов;

2) Принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем;

3) Обеспечивает контроль годности судов к плаванию;

4) Обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.

Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей государства флага судна.

Существует право преследования по «горячим следам». Данное правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства.

Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государственной службе (полицейских, таможенных).

Свобода открытого моря – один из специальных принципов международного морского права, сформировавшийся в результате длительной и единообразной практики государств по использованию пространств и природных ресурсов Мирового океана, т.е. Как обычная норма международного права, Впервые нормативное закрепление С.о.м. Получила в Женевской конвенции об открытом море 1958 г., которая установила, что открытое море доступно для всех наций и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету (ст. 2).

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. Все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на (расшифровка принципа «с. О. М.»):

· Свободу судоходства;

· Свободу полетов;

· Свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

· Свободу рыболовства;

· Свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом;

· Свободу научных исследований.

Указанный перечень не является ограниченным.

С.о.м. Означает для прибрежных и неприбрежных государств возможность осуществления свобод судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, полетов над открытым морем. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Дополнила этот перечень, включив в него свободу возводить искусственные острова и другие установки, а также свободу научных исследований (ст. 87, п. 1). Нарушение принципа С.о.м. Может явиться основанием для постановки вопроса о международной ответственности нарушителя и государства, которое не обеспечило соблюдение этого принципа.

92. Особенности правового статуса исключительной экономической зоны.

Термин «исключительная экономическая зона» стал использоваться в международных документах и внутригосударственных актах в конце 60-х - начале 70-х годов. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 55) экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Прибрежное государство в экономической зоне имеет:

1. Суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;

2. Сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности;

3. Определять время и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;

4. Осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений;

5. Разрешать морские научные исследования;

6. Принимать меры по защите морской среды.

Конвенция предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Конвенция предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны. Однако это право может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным государством.

В то же время другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам. Указанные свободы осуществляются в зоне как в открытом море. На зону распространяются также другие правила и нормы, регулирующие правопорядок в открытом море (исключительная юрисдикция государства флага над своим судном, допустимые изъятия из нее, право преследования, положения о безопасности мореплавания и т. Д.). Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибрежного государства вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение экономической зоны своему суверенитету. Это важное положение применяется без ущерба для соблюдения других положений правового режима исключительной экономической зоны.

В связи с этим следует обратить внимание на то обстоятельство, что Конвенция предписывает, чтобы прибрежное государство и другие государства при осуществлении своих прав и обязанностей в зоне должным образом учитывали права и обязанности друг друга и действовали соответственно положениям Конвенции.

В настоящее время свыше 80 государств имеют исключительные экономические или рыболовные зоны шириной до 200 морских миль. Правда, законы некоторых из этих государств пока не полностью соответствуют положениям Конвенции ООН по морскому праву. Но эта ситуация будет изменяться по мере дальнейшего укрепления режима, предусмотренного Конвенцией.

Конвенционные положения об исключительной экономической зоне являются компромиссными. Они иногда подвергаются неоднозначному толкованию.

КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 года, международное соглашение, устанавливающее всеобъемлющий режим всех морских пространств. Ранее отношения по использованию морей и океанов регулировались Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 (о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря).

Конвенция принята 10.12.1982, вступила в силу 16.11.1994. В ней участвуют около 170 государств (2008). Российская Федерация ратифицировала конвенцию 26.2.1997 с заявлением о том, что она не принимает процедуры, ведущие к обязательным для сторон решениям, в отношении споров, касающихся делимитации морских границ, исторических заливов, военной деятельности и др. Конвенция является конституцией для океанов. Состоит из 17 частей (320 статей) и 9 приложений. Конвенция предусматривает установление территориального моря (вод) шириной до 12 морских миль и признаёт право мирного прохода через него; содержит нормы о транзитном проходе и режиме архипелажных вод.

За пределами территориального моря конвенция допускает установление исключительной экономической зоны шириной до 200 морских миль, в которой прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов и юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды и другого права и обязанности, предусмотренные конвенцией.

Конвенция уточняет определение континентального шельфа, определяет методы установления его внешней границы.

В конвенции перечислены свободы открытого моря: судоходства; полётов; прокладывать подводные кабели и трубопроводы; возводить искусственные острова и другие установки; рыболовства; научных исследований.

Важным положением конвенции является определение правового режима дна и недр за пределами континентального шельфа как общего наследия человечества. Деятельность в этом районе организуется, осуществляется и контролируется международным органом по морскому дну, который состоит из Ассамблеи, Совета и комиссии и имеет своё предприятие по добыче и переработке минеральных ресурсов, добытых в международном районе морского дна.

Конвенция обязывает государства защищать, сохранять морскую среду и предотвращать загрязнение её из морских судов и установок, находящихся на суше источников, из атмосферы, в результате разработки морского дна. В соответствии с конвенцией все государства и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования.

Конвенция учредила систему разрешения споров (международный трибунал по морскому праву, арбитраж, специальные арбитражи для рассмотрения вопросов рыболовства, защиты и сохранения морской среды, морских научных исследований, судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения вредных веществ в морскую среду).

Во исполнение положений конвенции в Российской Федерации приняты федеральные законы: «О континентальном шельфе Российской Федерации» (1995), «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (1998), «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998).

Лит.: Конвенция ООН по морскому праву. Нью-Йорк, 1984; Бекяшев К. А. Морское рыболовное право. М., 2007; Колодкин А. Л., Гуцуляк В. Н., Боброва Ю. В. Мировой океан: международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007.

До XVIII века н.э. судоходство в Мировом Океане не регулировалось никак. Только после эпохи Великих географических открытий мировое сообщество поняло важность кодификации и регламентирования судоходства, прибрежных вод, правила прохождения проливов и т.д. Но до середины XX века не существовало общемировой практики морского права. Договоры заключались отдельными государствами между собой и не несли никакой ответственности в глобальном плане. Основные положения конвенции ООН по морскому праву рассмотрим в статье.

Что из себя представляет конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Организация Объединённых Наций после своего создания всерьёз озаботилась пробелами морского права. Действующая сейчас Конвенция во многом регламентирует судоходство, использование морских недр, добычу ископаемых в глубине и на дне, а также позволяет государствами централизовано решать претензии друг к другу.

На видео-конвенция оон по морскому праву 1982 г:

История принятия

В 1958 году в Женеве произошла первая попытка выработать общемировые правила пользования Мировым Океаном и прибрежными водами. Первая Конференция ООН морским правилам выработала начальные правила, были созданы предпосылки для упорядочивания отношений между странами-участницами и разработаны проекты статей в четырёх важнейших направлениях.

Это разграничение континентального шельфа, положения о вылавливании живых организмов, территориальные признаки морских границ и правила поведения государственных флагов в открытом море.

Недостатком соглашения было то, что его согласились ратифицировать всего несколько государств. II Конференция была созвана в 1960 году и не дала результата. Генассамблея ООН созвала следующее заседание по морскому праву в 1973 году.

Проработав 5 лет, III Конференция относительно морского права была результативной. 10.12.1982 в ямайском центре Монтего-Бей была принята Конвенция ООН относительно морского права. Действовать данный свод законов, рекомендаций и правил начал с 1997 года и на сегодня он одобрен 139 независимыми странами и ЕС.

Важным моментом, побудившим морские государства принять Конвенцию, была научно-техническая революция. Бурения на дне континентального шельфа нефтяных и газовых скважин и право на них требовало централизованного подхода.

Чтобы избежать конфликтов в области правообладания на недра морского дна и глубин, страны-участницы пошли на «мировую», поступившись некоторыми своими интересами в угоду спокойствию и централизации. Вместе с тем, некоторые положения данной Конвенции являются спорными. Плюс ко всему, не все морские державы ратифицировали этот закон. Поэтому в мире ещё возникают споры при добыче материальных благ, пользовании морскими потенциалами и правилах судоходства в спорных водах.

Важно при изучении данного вопроса знать про

Содержание и положения международных правил морского права

Данный свод законов и рекомендаций содержит 320 статей и 9 положений. В них определяют понятия «континентальный шельф», «экономическая зона», «внутренние воды» и другие важные термины. Российская Федерация ратифицировала ямайскую Конвенцию и придерживается её с 1998 года.

Основные понятия морского права по этой Конвенции следующие:

Внутренние воды

Бухты, проливы, появляющиеся во время приливов озера, отмели после отлива и некоторые другие участки морского пространства считаются внутренними территориями государства. На них действуют законы этого государства.

Территориальные моря

Это территория, ограниченная 12 морскими милями от береговой линии во время наибольшего отлива. Этот участок моря и дна под ним находится под суверенитетом государства. В его пределах действуют законы этого государства, которые одобрены международными нормами. Но на этой территории также действуют транзитные правила прохода судов по общепринятому международному праву. Если проходящие суда не вызывают подозрений в связи с пиратством, контрабандой, незаконным ловом и терроризмом, то государство-хозяин территориального моря не имеет права задерживать их ход.

Стоит отметить, что около 30 государств придерживаются предыдущих правил международного права. В них территориальным морем считается граница в 3 морских мили от линии берега.

Прилежащая зона

За территориальными водами (морем) идёт прилежащая зона. Её граница – 12 морских миль (чуть больше 22 километров). На этой территории уже действуют международные правила прохода судов. Однако Конвенция по морскому праву 1982 года расширяет права государств на это пространство. На этом участке моря действуют таможенные, фискальные, иммиграционные и санитарные нормы страны-хозяйки прилежащей зоны.

Исключительная экономическая зона

Размеры исключительной экономической зоны – 370 км (200 морских миль). Отсчитывается она от той же линии, что и территориальное море и прилежащая зона. Таких правил придерживаются 100 стран, ратифицировавших Конвенцию ООН.

Данная экономическая зона уже являются частью Мирового океана, но прилагается к прибрежному государству. Хотя суда другого государства, находящиеся в исключительной экономической зоне, имеют полный набор прав, не ограниченных законами прибрежного государства. Здесь имеет место разграничение на судоходство и пользование природными богатствами.

Все права на недра океана и морского дна, а также на потенциальные ресурсы (ветер, солнечную энергию, потенциал приливов и отливов) принадлежат стране-владельцу. Прибрежное государство позволяет себе осуществлять здесь разведку полезных ископаемых, разрабатывать ресурсы, создавать искусственные острова и вести другие действия, не противоречащие морскому праву и положениям Конвенции ООН 1982 года.

В исключительной экономической зоне возможны договоры между странами, ратифицировавшими Конвенцию. Например, развивающиеся страны разрешают другим государствам разведку и разработку полезных ископаемых, получая за это оговоренную компенсацию. Или пример из практики рыболовства: Россия и Япония заключили между собой договор, по которому определяется юридический статус рыболовных судов в этой зоне.

Континентальный шельф

Естественное продолжение материковой зоны называется континентальным шельфом и является зоной воздействия прибрежного государства. Также в принятой терминологии понятие континентального шельфа простирается на границу в 200 морских миль, даже если материковая оконечность резко обрывается. Континентальный шельф не может быть продлён дальше 350 морских миль.

Континентальный шельф не включает в себя поверхность вод – здесь уже действуют международные правила морского права. Прибрежное государство имеет право собственности на недра и дно, включая «сидячие» живые организмы, полезные ископаемые, добытую энергию и некоторые другие виды ресурсов.

Разграничение между отдельными государствами, имеющими близкую границу по воде, выполняются отдельно. Например, в Балтийском море действуют несколько договоров относительно взаимопользования континентальным шельфом.

На видео-международное морское право:

Иные термины и правила пользования конвенции организации объединенных наций

Конвенция ООН по морю также определяет понятия архипелажных вод, открытого моря, проливов и международного дна. Их совместное использование и юрисдикция определяются в индивидуальном порядке при сохранении приоритета международного права.

Конвенция ООН, заключённая в 1982 году, устанавливает общие правила пользования недрами, полезными ископаемыми, морскими глубинами и воздушным пространством над ними. Благодаря ней все споры между странами-участницами можно разрешить в правовом поле. Единственный недостаток Конвенции – не все государства ещё ратифицировали её.

Контрольная работа по дисциплине

«Международное транспортное право»

Студента группы ЗД 51-1

Рижского Института Аэронавигации

Вдовина Дмитрия

«Конвенция ООН по морскому праву 1982 года».

1. Введение – стр.3.

2. Внутренние морские воды – стр.4.

3. Территориальное море – стр.5.

4. Прилежащая зона – стр.7.

5. Открытое море – стр.7.

6. Континентальный шельф – стр.10.

7. Исключительная экономическая зона – стр.11.

8. Морское дно за пределами действия

национальной юрисдикции. Район. – стр.12.

9. Защита и сохранение морской среды – стр.13.

10. Морские научные исследования – стр.14.

11. Используемая литература – стр.15.

Введение.

Международное морское право является одной из древнейших отраслей международного права и представляет собой развитую систему норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правовых отношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов. Иными словами, международное морское право – система правовых норм, содержащихся в международных договорах и обычаях, заключённых и установленных государствами по вопросам регулирования их разнообразных отношений в связи с использованием Мирового океана, морской воды, её флоры и фауны, минеральных ресурсов.

Всё, что происходит в Мировом океане, должно соответствовать международному правопорядку. Порядок в Мировом океане регулируется следующими основными международными актами: Уставом ООН, Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, женевскими конвенциями 1958 года, Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, Конвенцией по предотвращению загрязнения морской среды путём сброса веществ с судов и летательных аппаратов 1972 года, Договором об Антарктике 1959 года, и многими другими международно-правовыми актами.

Огромное значение в деле кодификации норм международного морского права имела разработка комплексного международно-правового режима Мирового океана, нашедшая отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, вступившая в силу 19 ноября 1994 года, впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря в 12 морских миль, подтвердила в целом основные положения Конвенции о континентальном шельфе 1958 года. Кроме того, конвенция 1982 года существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него на ряду со свободами судоходства, полётов, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, а также свободы возводить исcкуствунные острова, установки и сооружения и проводить морские научные исследования.

Конвенция 1982 года является всеобъемлющим международным договором по морскому праву, исторической вехой в области кодификации и прогрессивного развития международно-правовых норм, призванных регламентировать режим Мирового океанов современных условиях развития общества.

Внутренние морские воды.

Внутренние морские воды являются составной частью территории государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года ст.8 исходит из того, что «суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод ... на прилегающий морской пояс, называемый территориальным морем.

Прибрежное государство решает, какие порты могут быть открыты для допуска иностранных судов. В случае, когда порт объявлен открытым, не должна допускаться дискриминация судов какого-либо флага. Всякого рода ограничения для судов той или иной страны могут вызывать ответные меры (ретросии).

Что касается иностранных военных кораблей, то для их захода и пребывания во внутренних водах государством флага направляется запрос по дипломатическим каналам не позднее 30 дней до предполагаемой даты такого захода.

В последнее время заметно обострилась проблема захода в иностранные порты кораблей и судов с ядерными энергетическими установками. Отсюда – ужесточение соответствующих требований, которые установлены на международном и национальном уровнях. Заблаговременное предоставление информации о безопасности в случае захода таких судов требует Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС – 1974 года с протоколами 1978 и 1988 годов).

Иностранные суда вправе использовать открытые порты или иные в случае вынужденного захода (бедствие и т.п.). В доктрине международного морского права высказывается точка зрения, согласно которой отказ судну в заходе, например ядерному судну с повреждённой ЯЭУ, будет правомерен в том случае, если прибрежное государство сочтёт, что заход связан с угрозой для жизни и здоровья его граждан, причём вред, который может быть причинён «превышает ущерб, угрожающий судну». Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАРПоЛ 1973/1978) позволяет государству-участнику отказывать иностранному судну в заходе в порты по причине того, что это судно не отвечает положениям Конвенции (п.3 ст.5).

Создание трудностей и установление ограничений для захода научно-исследовательских судов противоречит интересам международного сообщества, прежде всего в области изучения Мирового океана и положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, в ст. 255 которой, озаглавленной «Меры по облегчению морских научных исследований и оказанию помощи, исследовательским судам», прямо говорится, что государства стремятся принимать «разумные нормы, правила и процедуры для содействия и облегчения» исследований и в необходимых случаях для «облегчения... доступа в свои гавани и содействия в предоставлении помощи морским исследовательским судам...».

Что касается нарушения судном международных норм и стандартов, касающихся «годности судов для плавания» и создания угрозы нанесения ущерба морской среде, то в соответствии со ст. 219 Конвенции ООН 1982 года государство порта принимает административные меры, чтобы предотвратить выход такого судна в море. В целях устранения нарушения судну может быть разрешён только переход «на ближайшую подходящую судоремонтную верфь».

Территориальное море.

Территориальное море (территориальные воды) – примыкающий к сухопутной территории или внутренним водам государства, а в случае государства-архипелага – к его архипелажным водам морской пояс шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом, осуществляемым с учётом и соблюдением общепризнанным норм международного права.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на территориальное море, его дно и недра дна, а также на воздушное пространство над территориальным морем. Внешняя граница территориального моря является государственной границей. Только прибрежному государству принадлежит право в своём территориальном море регулировать заход, плавание, рыболовство, гидрографические и иные исследования, а также любую другую деятельность иностранных судов и летательных аппаратов.

Уже в конце 19 столетия в морском праве сложился международный обычай, в соответствии с которым ширина территориального моря устанавливалась в пределах от 3 до 12 морских миль. Однако в договорном порядке эту норму удалось закрепить только с принятием Конвенции 1982 года, ст.3 которой предусматривает, что «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцать морских миль, отмеряемых от исходных линий, определяемых в соответствии с настоящей Конвенцией».

Международное право устанавливает ряд изъятий из суверенитета прибрежного государства в территориальном море. Одним из основных изъятий является право мирного прохода, которым в территориальном море пользуются судна всех стран. Согласно ст.18 Конвенции 1982 года под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не останавливаясь на рейде и у портового сооружения за пределами внутренних вод; пройти во внутренние воды или выйти из них, а также встать на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать остановку и стоянку на якоре, но только если они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия.

Проход считается мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство может принимать в своём территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, который не является мирным. В определённых районах территориального моря осуществление права мирного прохода может быть временно приостановлено (без дискриминации между иностранными судами), если это необходимо для обеспечения безопасности прибрежного государства.

Статья 27 Конвенции 1982 года предусматривает, что уголовная юрисдикция в отношении преступлений, совершённых на борту судна во время прохода через территориальное море, осуществляется только в случаях, если: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; преступление имеет характер, нарушающий спокойствие в стране и добрый порядок в территориальном море; капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо обратилось к местным властям с просьбой об оказании помощи; применяемые меры необходимы для пресечения торговли наркотиками или психотропными веществами.

Конвенция 1982 года (ст.31) впервые предусмотрела ответственность государства флага за любой ущерб, причиненный прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблём или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или норм международного права.

УДК 341.225.5

Страницы в журнале: 133-137

Дж. Абгарян,

аспирантка очного отделения кафедры международного права МГИМО (Университет) МИД России Россия, Москва [email protected]

Анализируется содержание Конвенции ООН по морскому праву 1982 года как результат развития международного морского права к концу ХХ века.

Ключевые слова: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, международное морское право, обычное международное право, договорное международное право.

В конце ХХ века такая отрасль международного права, как международное морское право, сложилась как обширный и сложный комплекс норм, регулирующих чрезвычайно разнообразную деятельность в Мировом океане, составляющем две трети поверхности нашей планеты. Массив норм, называемых «международным морским правом», уже тогда состоял из большого числа договоров, обычно-правовых норм, решений международных судов и арбитражей. Необходимость кодификации этого разрозненного материала, а также развитие технологий, сделавшее технически возможными разработку и добычу полезных ископаемых на глубоководном морском дне, привели к созыву Третьей Конференции ООН по морскому праву (далее также - Конференция)1.

Две главные черты Третьей Конференции - это, с одной стороны, участие практически всего мира в ее работе: Бернардо Сулета, заместитель Генерального секретаря ООН и его специальный представитель по морскому праву, заявил, что в работе Конференции принимали участие посланцы более 150 государств, представлявших все регионы мира, все правовые и политические системы . С другой стороны, объектом работы Конференции были правоотношения планетарного масштаба, поскольку Мировой океан занимает две трети поверхности нашей планеты .

В результате работы Третьей конференции по морскому праву была создана Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (далее также - Конвенция) - самый крупный в то время международный договор: в ней 320 статей и 9 приложений, регулирующих все аспекты использования морских пространств, от делимитации до контроля над загрязнением морской среды, научных исследований, экономических видов деятельности и межгосударственной передачи технологий.

В Конвенции закреплен правовой статус всех морских пространств, живых и минеральных ресурсов Мирового океана и его дна, а также регламентируются все современные виды и сферы деятельности государств по исследованию, использованию и освоению всех морей и океанов и их естественных ресурсов . Конвенцию стали называть «Конституцией для океанов» .

Специфическая черта Конвенции - ее «пакетный» характер. Согласно ст. 309 «никакие оговорки к Конвенции или исключения из нее не могут делаться, кроме случаев, когда они явно допустимы в соответствии с другими статьями Конвенции». На самом деле в Конвенции допущено очень немного исключений, которые касаются именно признания юрисдикции судебных органов для разрешения споров по Конвенции . Это значит, что каждое государство, присоединяясь к Конвенции, должно соглашаться со всеми ее 320 статьями; учитывая компромиссный характер большинства статей и множество новаций, предложенных участниками Конференции, совершенно реальным становилось предположение о возникновении многих споров и разногласий в процессе ее применения.

Конвенция получила широкое признание в мире. В настоящее время ее участниками являются 167 государств и других субъектов (например, Европейский союз).

Конвенция имеет беспрецедентный характер с точки зрения теории международного права: с одной стороны, она носит кодифицирующий характер, с другой - нормотворческий. Так, представитель Великобритании на заключительной сессии Конференции заявил: «Многие положения Конвенции являются результатом переформулирования или кодификации существующего конвенционного или обычного международного права или практики государств» . В этом же смысле высказывались делегации Индонезии и Камеруна .

Как считают некоторые исследователи, сам процесс переговоров в рамках Конференции был процессом создания обычных норм. Например, Дж. Мур писал, что 17-летние переговоры в рамках Конференции по морскому праву составляют часть международного правотворческого процесса в отношении океанов, а действия государств - центральный элемент в формировании обычая .

Однако многие положения Конвенции совершенно новы. Г.М. Мелков сделал попытку перечислить новые важнейшие институты международного морского права, введенные Конвенцией: исключительная экономическая зона; проливы, используемые для международного судоходства с правом транзитного прохода в них; архипелажные государства с правом архипелажного прохода через архипелажные воды; замкнутые и полузамкнутые моря; морские научные исследования; защита и сохранение морской среды; Международный район морского дна; Международный орган по морскому дну и его предприятие с правом самостоятельной разработки минеральных ресурсов глубоководного района морского дна и с участием государств; обязательный выбор одного из судебных или арбитражных средств для разрешения споров о толковании и применении Конвенции; Международный трибунал по морскому праву; обязанность сохранения живых ресурсов открытого моря и управления ими; государства, не имеющие выхода к морю, и др.

Многие из названных проблем не встречались ни в договорах, ни в односторонней практике государств. Однако в последующем эти институты настолько широко вошли в практику государств, что их уже можно считать общепризнанным обычаем, причем кристаллизация этой обычной нормы началась уже в ходе переговоров в рамках Конференции, когда Конвенция была еще весьма далека от принятия в окончательном виде.

Благодаря «пакетной» договоренности оба источника международного права - обычай и договор - слиты в единое целое. Недаром Международный суд ООН (далее также - Суд), оценивая Конвенцию, заявил: «Хотя многие положения Конвенции отмечены печатью компромисса, необходимого для их принятия, они вполне соответствуют современному международному праву» . Особенно Международный суд подчеркивал, что такие новые концепции международного морского права, как континентальный шельф или исключительная экономическая зона, были поддержаны участниками Конференции без возражений. С точки зрения Суда, это свидетельство консенсуса и составляет этап рождения международного обычая .

В другом решении, по делу о континентальном шельфе между Ливией и Мальтой , Суд отметил принятие Конвенции «подавляющим числом государств», а практика государств, по его мнению, показывает, что институт исключительной экономической зоны уже стал частью обычного права. В некоторых других решениях Суд высказывался о том, что сами спорящие государства признают, что большая часть норм Конвенции уже стала обычным правом Правда, стороны в споре не могли достичь согласия относительно обычно-правового характера части IV Конвенции «Воды государств-архипелагов», но Суд не стал прояснять свою позицию по этому вопросу, посчитав, что спор может быть решен и без этого.

В решении по известному делу о военных и им подобных действиях в Никарагуа и против нее Суд заявил, что в положениях Конвенции относительно суверенитета прибрежного государства в территориальном море кодифицирован один из твердо установленных и одобренных временем принципов обычного международного права. Суд также квалифицировал в качестве обычной нормы право мирного прохода для иностранных судов и кораблей, отраженное в ст. 18 (1b ) Конвенции, а также свободу судоходства в исключительной экономической зоне . Примечательно, что Суд не стал отыскивать факт признания государствами юридической обязательности норм, охарактеризованных им как обычное право (opinio juris ), и не искал их отражения в практике государств. Известный ученый К. Томушат расценил подобные факты как правомерное возникновение международных обязательств помимо или даже против воли отдельных государств .

Принятие Конвенции консенсусом и подавляющим числом государств делает нормы обязательными даже для тех государств, которые прямо не участвовали в их принятии. Если существует широкое признание международным сообществом, крайне маловероятно, что какое-либо государство станет выдвигать свои возражения после того, как это широкое признание подтверждено мировой практикой.

Однако нельзя не принимать во внимание большое разнообразие норм международного морского права. Как правильно отметил Ф. Оррего Викунья, «даже если взять отдельный институт, например, территориальное море, мы увидим, что хотя некоторые его элементы, например, 12-мильную ширину, можно считать общепризнанными, другие элементы, может быть, придется оценивать совсем по-другому» . Действительно, что касается исключительной экономической зоны, общепризнанными следует считать полномочия прибрежного и других государств, перечисленные в ст. 56 и 58 Конвенции. Однако такое общее признание сомнительно в отношении юрисдикции прибрежного государства в области рыболовства, охраны морской среды и научных исследований. Тем не менее толкование соответствующих детальных постановлений не должно отклоняться от того смысла, который придавался им участниками Кон-

ференции. Только таким образом может проявляться уважение к совместной воле государств, выраженной ими в консенсусе, лежащем в основе многих положений Конвенции. Возможно, что односторонние действия государств в процессе осуществления Конвенции будут не вполне соответствовать ее положениям, но это не значит, что такие государства считают возможным утверждение иных положений: в решении по делу о военных и им подобных действиях в Никарагуа Международный суд заявил, что считает достаточным, чтобы поведение государств соответствовало общим нормам в целом; несоответствие поведения государства какой-либо норме должно рассматриваться как нарушение данной нормы, а не как стремление утвердить новую норму .

Таким образом, положения Конвенции в любом случае служат критерием правомерности поведения государств. Можно сказать, что Конвенция излагает стандарты такого поведения. Это подтверждается тем, что ООН от имени мирового сообщества время от времени подтверждает приверженность обязательствам по Конвенции, заявляя, что она содержит «правовые рамки, в которых должна осуществляться вся деятельность в морях и океанах» .

В ходе Конференции имела место практика государств и совсем другого рода, а именно индустриально развитые страны поначалу заняли отрицательную позицию в отношении концепции общего наследия человечества применительно к глубоководному морскому дну .

Первоначально развивающиеся страны, которые составляли численное большинство на Конференции, попытались использовать «машину голосования» для того, чтобы наложить на развитые страны нечто вроде «налога на морскую деятельность» и получать отчисления от добычи полезных ископаемых . Тогда некоторые страны, а именно Великобритания, США, Франция, Германия, Италия и Советский Союз приняли законы, допускающие физических и юридических лиц их гражданства к разработкам морского дна. Более того, Германия, Франция, США и Великобритания заключили между собой соглашение под названием «Временное регулирование», касающееся добычи полиметаллических конкреций на глубоководном дне . Впоследствии выяснилось, что практическая разработка донных полезных ископаемых требует еще довольно большой подготовки, и все названные выше страны, за исключением США, стали участниками Конвенции, а также Соглашения, которым была дополнена Часть XI Конвенции о разработках морского дна . Подготовительная комиссия для Органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву в 1985 г. приняла резолюцию, в которой осудила односторонние действия участников соглашения о временном регулировании и заявила о том, что только Конвенция является источником норм, применимых к режиму в Международном районе морского дна. Следует отметить, что и планировавшийся «налог на добычу» теперь превратился в отчисления только тем развивающимся странам, которые на суше ведут добычу ископаемых, идентичных добываемым на дне, так что эти отчисления фактически стали средством выравнивания мирового рынка металлов.

В настоящее время после того, как началось практическое осуществление положений Конвенции о расширении национальной юрисдикции прибрежных государств на континентальный шельф за пределы 200 морских миль, выяснилась реальная невыгода от неучастия США в Конвенции, поскольку такое расширение невозможно за пределами организационных схем, установленных Конвенцией .

Таким образом, история создания Части XI Конвенции показывает, что односторонняя практика отдельных государств не может противостоять широкому консенсусу большинства.

Как писал еще в 1984 г. С.В.Молодцов, «положения новой Конвенции ООН по морскому праву отразили opinio juris второй половины ХХ века» . Это opinio juris подтвердилось не только участием в соответствующих международных соглашениях, но и принятием адекватного им национального законодательства, одобрением соответствующих совместных деклараций государств и резолюций международных организаций.

С точки зрения права международных договоров, Конвенция ООН представляет собой новацию в том, что для ее толкования не могут привлекаться подготовительные материалы, а сам текст вырабатывался на основании общего согласия. Придание ей «пакетного» характера привело к возникновению множества компромиссных положений и создало целый набор сложных балансов интересов. Поэтому для дальнейшего достижения общего согласия и улаживания противоречий в Конвенцию введена Часть XV , которая предоставляет огромные возможности для выбора средств разрешения споров. Данная часть Конвенции имеет значительные отличия от всех других: только в ней государства-участники имеют право делать ограничения и исключения , осуществлять выбор средства разрешения своих споров, отклоняясь при этом от положений Конвенции.

Однако Конвенция сконструирована не как застывшее произведение, изолированное от остального международного права и закрытое в себе. Во многих случаях в ней содержатся ссылки на нормы общего международного права либо общепризнанные нормы или стандарты, заимствованные из других договоров, прямо включены в текст Конвенции.

С.А. Гуреев, рисуя общую картину источников международного морского права, в качестве главенствующего называет Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, но указывает также, что приняты конвенции и по другим важным проблемам:

Обеспечение технической безопасности мореплавания;

Защита морской среды, включая предотвращение загрязнения моря с судов, установок и платформ, предназначенных для различных целей;

Осуществление промыслов живых ресурсов и разработка минеральных ресурсов;

Режим морских портов и требования к иностранным судам в них;

Разработка живых и минеральных ресурсов Антарктики;

Транзитная торговля внутриконтинентальных государств;

Демилитаризация и нейтрализация отдельных районов Мирового океана и создание безъядерных зон .

Поэтому Конвенция должна толковаться и применяться в соответствии с общепринятыми правилами права договоров, включая те, которые допускают учет иных договоров и обычных норм международного права для целей толкования Конвенции.

Для выполнения сложной двуединой задачи - толкования положений Конвенции и разрешения разногласий государств-участников в процессе толкования впервые в истории создана обширная система органов мирного разрешения споров. Председатель Конференции Ч. Амерасингхе назвал эту систему «краеугольным камнем правопорядка, созданного Конвенцией, и опорой, на которой должен держаться тонкий баланс компромиссов, отраженных в ней» .

Список литературы

1. Гуреев С.А. Глава I . Понятие, источники, принципы и субъекты международного морского права // Международное морское право: учеб. пособ. - М., 2003.

2. Заявление Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Хавьера Переса де Куэльяра на заключительной сессии Конференции по морскому праву 10 декабря 1982 года // Морское право. Конвенция ООН по морскому праву. - Нью-Йорк, 1982.

3. Мелков Г.М. Военное мореплавание и безопасность России в XXI веке: международно-правовые и национальные проблемы. - М., 2010. Ч. 2.

4. Мировой океан и международное право. - М., 1986 - 1991.

5. Молодцов С.В. Правовой режим судоходства в международных проливах // Правовые и экономические проблемы регулирования международного судоходства. - М., 1984.

6. Официальный текст Конвенции ООН по морскому праву с приложениями и предметным указателем. Издание ООН. - Нью-Йорк, 1984.

7. Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года. Принято резолюцией 48/263 Генеральной Ассамблеи от 28 июля 1994 года.

8. Старжина Т.М. Орган по морскому дну // Современное международное морское право / отв.ред. М.И. Лазарев. - М., 1984.

9. Старжина-Бисти Т.М. Кладовые дна Мирового океана. - М., 1980.

10. Шинкарецкая Г.Г. Арктический шельф и не участвующие в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государства // Морские пространства Арктики: современный правовой аспект.- М., 2013.

11. Шинкарецкая Г.Г. Новое в мирном разрешении морских споров // Мировой океан и международное право: основы современного правопорядка в Мировом океане. - М., 1986.

12. Шинкарецкая Г.Г. Принцип мирного разрешения международных споров, возникающих при использовании морских пространств и ресурсов // Мировой океан и международное право: основы современного правопорядка в Мировом океане. - М., 1986.

13. Brown E. The International Law of the Sea. 1994.

14. Case concerning Maritime Delimitation and Territorial Questions between Quatar and Bahrein (Merits) // ICJ Reports. 2001.

15. Case concerning Military and Para-military Activities in and against Nicaragua // ICJ Reports. 1986.

16. Case concerning Military and Para-military Activities in and against Nicaragua (Мerits) // ICJ Reports. 1986.

17. Сontinental Shelf Case between Libyan Arab Jamahiriya and Malta // ICJ Reports. 1985.

18. Delimitation of the Marine Boundary in the Galf of Maine Area // ICJ Reports. 1984.

19. Doc. UN A/Conf.62/C 1/L30.

20. Memorandum of President Amerasinghe, Third United Nations Conference on the Law of the Sea, Official Records. Vol. V, 122, para 6.

21. Moore J. Customary international law after the Convention // Krueger R.B., Rosenfeld S.A.(eds.). The developing order of the Oceans. 1984.

22. Oceans and the Law of the Sea. UNGA Resolution 55/7, October 30, 2000, preamble.

23. Orrego Vicuna. The Law of the Sea experience and the corpus of international law: effects and interrelationships//Krueger R.B., Rosenfeld S.A.(eds.) // The developing order of the Oceans. 1984.

24. Statement of the United Kingdom, 189th meeting. Official Records of the Third United Nations Conference on the Law of the Sea. Vol.17.

25. Tomuschat C. Obligations arising for states without or against their will//Recueil des cours.1993. V. 241.