Уход за лицом: сухая кожа

Речной танк на пьедестале. Речной танк на пьедестале 49 краснознаменная дивизия речных кораблей тоф

Речной танк на пьедестале. Речной танк на пьедестале 49 краснознаменная дивизия речных кораблей тоф
Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 Апальков Юрий Валентинович

Речные тральщики пр. 12592 - 4 ед

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение, т:

Стандартное 61,5

Полное 64,0

Главные размерения, м:

Наибольшая (по КВЛ) 25,0 (24,6)

Ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 4,5 (4,5)

Осадка средняя 0,94

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) В (1)

Автономность по запасам провизии, сут 3

Главная энергетическая установка:

Тип дизельная

Количество х тин основных ДД суммарная мощность, л. с 2 х ЗДбСН-235 - 470

Количество х тип движителей 2 х ВФШ в насадках

Количество х тип - мощность источников тока ЭЭС, кВт 2 х ДГ - по 50

Скорость хода, уз:

Наибольшая 10

Дальность плавания ходом 9 уз, мили: 300

Вооружение:

Противоминное:

Количество х тип контактных тралов 1 х РКТ-2

Количество х тип акустических тралов 1 х АТ-6

Количество х тип электромагнитных тралов 1 х СЭМТ-1

Артиллерийский комплекс:

Количество АУ х стволов (тип АУ) 1x2- 12,7-мм («Утес-М»)

Зенитный ракетный комплекс:

Наименование «Стрела-2М»

Боезапас 4 ЗР

Радиоэлектронное:

Навигационная РЛС «Кивач-2»

Речной ТЩК пр. 12592 (РТ-139) во время перехода из Черного моря на Балтику, 1991 г.

Речной тральщик пр. 12592 (шифр «Малахит-2») спроектирован в Западном ПКБ под руководством В.И. Блинова. Он является развитием речного пр. 1259. От прототипа отличается более совершенным вооружением и вспомогательным оборудованием, улучшенным общим расположением, конфигурацией мачтового устройства и заменой водометных движителей двумя ВФШ в насадках. В начале 80-х годов ССЗ «Странжа» в г. Мичурин (Болгария) выдали заказ на 12 кораблей данного типа, которые были построены в 1985–1991 гг. Пять из них предназначались для советского флота, а остальные для стран СЭВ. Однако до развала СССР в состав Балтийского флота вошли только четыре корабля данного тина.

Речной тральщик пр. 12592

Продольный разрез речного ТЩК пр. 1259.2:

1 - кран-балка; 2 - лебедка-вьюшка; 3 - шахта забора воздуха в отделение ДГ; 4 - шкаф-станция объемного химического тушения; 5 - выгородка вентиляторов; 6 - 35-см прожектор; 7 - АП РЛС «Кивач-2»; 8 - ходовой мостик; 9 - пост управления тралами; 10 - ходовая рубка; 11 - кладовая ЗИП; 12 - кранцы 12,7-мм выстрелов; 13–12,7-мм АУ «Утес-М»; 14 - подбашенное отделение 12,7-мм АУ; 15 - форпик (шкиперская и малярная кладовая); 16 - каюта старшин (на два человека); 17 - кубрик команды (на пять человек + одна запасная койка); 18 - каюта командира корабля; 19 - тамбур; 20 - камбуз и кладовая провизии; 21 - ГРЩ; 22 - генераторный отсек; 23 - ДГ; 24 - МО; 25 - главный ДД; 26 - тральная кладовая; 27 - румпельное отделение.

РТ-139 (зав. № 105). ССЗ «Странжа» (г. Мичурин, Болгария):;; 30.12.1990 г. Входит в состав БФ. В 1994 г. был выведен в резерв.

РТ-141 (зав. № 106). ССЗ «Странжа» (г. Мичурин, Болгария):;; 3.12.1990 г. Входит в состав БФ. В 1994 г. был выведен в резерв.

РТ-254 (зав. № 107). ССЗ «Странжа» (г. Мичурин, Болгария):;; 15.03.1991 г. Входит в состав БФ. В 1994 г. был выведен в резерв.

РТ-168 (зав. № 108). ССЗ «Странжа» (г. Мичурин, Болгария):;; 1.01992 г. Входит в состав БФ. В 1994 г. был выведен в резерв.

Из книги Повести автора Рубинштейн Лев Владимирович

2. ДЕЛА РЕЧНЫЕ В селе Измайлове, возле сарая, на Льняном дворе сидел светловолосый парнишка лет двенадцати и смотрел на небо.По синему небу медленно шли крутые белые облака. Они выходили пышной стаей из-за крыши сарая.Мальчик пел: Из-за моря, моря синего, Из-за глухоморья

Из книги Последние битвы Императорского флота автора Гончаренко Олег Геннадьевич

Глава двадцать четвертая Сибирские речные сражения Одна из стратегических задач, над которой работал Морской центр в Омске, заключалась в создании речных флотилий и поддержке небольших морских сил, продолжавших оставаться в водах Тихого океана.Сибирская флотилия имела

Из книги Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия автора Залесский Константин Александрович

Из книги Правда о Великой Отечественной войне. Красная Армия всех сильней! автора Оганесян Карен

Глава 7 Линкоры и тральщики Флот должен превратиться и превратится, как и вся рабоче-крестьянская армия, в самый нападающий флот. Флагман 2-го ранга Н.Г. Кузнецов. В свое время официальные коммунистические историки любили пугать обывателей мощным военно-морским флотом,

автора Черников Иван

Глава 4 РЕЧНЫЕ БОИ Моряки Южного отряда ремонтировали и вооружали корабли. На фронте у Триполья воевал только «Грозящий». Части 12-й армии, отойдя на левый берег Днепра, приводились в порядок. В этих местах кишели банды националистов.Десантный отряд (75 штыков, 3 пулемета)

Из книги Гибель империи казаков: поражение непобежденных автора Черников Иван

Глава 3 РЕЧНЫЕ СИЛЫ Огромные просторы Сибири наиболее полно характеризуют её величайшие в мире реки. По полноводности и обширности бассейнов с ними не могут сравниться даже такие могучие потоки Европы, как Волга или Дунай. Образно говоря - властелин рек мог свободно

автора Апальков Юрий Валентинович

Морские тральщики пр. 266 - 41 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 519- полное 560Главные размерения, м:- наибольшая (по KBJI) 52,1 (49,0)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 9,4 (9,4)- осадка средняя 2,65Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 56 (5)Автономность

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Морские тральщики пр. 12660 - 2 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 1070- полное 1228Главные размерения, м:- длина наибольшая (по KBJI) 67,8 (60,0)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 11,0 ()- осадка средняя при полном водоизмещении по обтекателю

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Базовые тральщики пр. 1252 - 3 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 300- полное 320Главные размерения, м:- длина наибольшая (по KBJI) 42,9 (39,0)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 8,25 (7,85)- осадка средняя, м 2,14Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 37

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Рейдовые тральщики пр. 1258 и пр. 1258Э - 55 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 88,3- полное 91,3Главные размерения, м:- длина наибольшая (по KBJI) 26,1 (24,2)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 5,4 (5,3)- осадка средняя, м 1,38Экипаж, чел. (в т. ч.

Из книги Десантные и минно-тральные корабли Часть 2 автора Апальков Юрий Валентинович

Рейдовые тральщики пр. 10750 - 9 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 131- полное 135Главные размерения, м:- наибольшая (по КВЛ) 31,5 (28,8)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 6,5 (6,0)- осадка средняя, м 1,53Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 14

Из книги «Трехэтажный» американец Сталина [Танк М3 «Генерал Ли»/«Генерал Грант»] автора Барятинский Михаил

Танки-тральщики Для прорыва минных полей компания Chrysler попыталась создать специальный минный тральщик Т1. На М3 крепился трал, состоящий из сдвоенных дисковых катков и отдельного давящего катка. Но эта машина не имела никаких преимуществ перед английским тралом Scorpion,

Из книги Человек в Африке автора Тернбул Колин М.

Глава 3. Речные долины Создал ты Нил в преисподней, но повелел, чтоб наружу он вышел, чтобы всегда питал он поля. Владыка людей ты и всякой страны чужеземной, ты восходишь для них, о Атон, диск солнца дневной, величавый! Ты делаешь так, чтобы жили далекие страны, С неба шлешь

Из книги История экономики: конспект лекций автора Щербина Лидия Владимировна

4. Речные цивилизации Остальные типы древних цивилизаций основаны главным образом на растениеводстве (симбиозе человека с растениями), таким же древним, как загонная охота. Один из самых древних типов растениеводства сложился в долинах великих рек Востока – Тигра и

Из книги Русские речные флотилии за 1000 лет автора Черников Иван
Во многих странах мира существует обычай сохранять старые корабли и суда в качестве памятников истории. Есть такие памятники и у нас на Дальнем Востоке, в частности в нашем областном , на набережной на бетонном пьедестале установлен бронекатер времён Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

«Речные танки» – так в годы войны называли бронекатера за их сходство с грозной сухопутной боевой машиной. Их борта, палуба, боевая рубка, пулемётные башенки были прикрыты противопульной и противоосколочной бронёй, а орудия устанавливались в танковых башнях, сначала от танка «Т-28», а затем – «Т-34». Бронекатера имели довольно мощное вооружение: одну или две танковых пушки калибра 76,2 мм, два крупнокалиберных пулемёта ДШК, калибра 12,7 мм, или несколько пулемётов калибра 7,62 мм. На некоторые из них были вооружены установками неуправляемых реактивных снарядов (НУРС), – «Катюшами», как ласково называли их наши бойцы. Кроме того, катера имели химическое вооружение (для создания дымовой завесы), и могли брать на борт до 10 мин заграждения.

Проекты бронекатеров: 1124 (большой – «амурский», с двумя танковыми башнями) и 1125 (малый – «днепровский», с одной башней) были разработаны ленинградским Речсудпроектом под руководством корабельного инженера Ю.Ю. Бенуа ещё в 1933-1934 гг. В 1939-1940 гг., с учётом приобретённого опыта эксплуатации и службы первых бронекатеров, оба проекта были модернизированы. В частности, прежние башни от танка «Т-28», были заменены башнями от танка «Т-34», и установлены модифицированные двигатели ГАМ-34-БС (бензиновые, авиационные).

Бронекатера обоих проектов отличались сравнительно небольшими габаритами, водоизмещением и осадкой, хорошей скоростью и маневренностью, и небольшим количеством экипажа для их обслуживания. Малые габариты катеров позволяли перевозить их на обычных железнодорожных платформах, благодаря чему корабли этого класса можно было быстро перебрасывать с одного театра военных действий на другой.

Бронекатера именно этих двух проектов составляли основную часть речных и озёрных флотилий во время Великой Отечественной войны, а иногда использовались для боевых действий даже в прибрежных морских районах. Где только не воевали эти корабли: на реках Волге, Днепре и Припяти, Дону и Кубани, Дунае, Висле, Одере и Шпрее, на Ладожском и Чудском озёрах, а также на Балтике, Азовском и Чёрном морях.

За годы войны судостроительная промышленность, – главным образом заводы и верфи в Астрахани, Зелёнодольске, Молотове (ныне Пермь) и другие, – поставила Военно-Морскому Флоту 66 бронекатеров проекта 1124 и 109 проекта 1125. Поскольку бронекатера строились на разных заводах, то их серийные тактико-технические элементы имели некоторые различия, но, как правило, незначительные.

Личный состав «плавающих танков» покрыл себя неувядаемой славой, участвуя в Сталинградской битве, в форсировании Керченского пролива, во взятии Пиллау и Кёнинсберга, Будапешта и Вены, в Берлинской наступательной операции, а на заключительно этапе Второй мировой – в разгроме японцев на Дальнем Востоке. В честь и память героических подвигов советских моряков в Великой Отечественной войне несколько бронекатеров подняты на пьедесталы славы. В России, кроме , они установлены в Москве, Зелёнодольске, Перми, Волгограде, Приморско-Ахтарске и Хабаровске; в Украине – в Мариуполе, Измаиле, Херсоне и Каневе; в Белоруссии – в Пинске.

Бронекатера на пьедестале славы – это память не только о героях-моряках, воевавших на них, но и тех, кто конструировал и строил эти замечательные корабли. Кроме того, это уникальные на сегодня образцы военной техники, времён Великой Отечественной войны, представляющие большой познавательный интерес.

Бронекатер, проекта 1125, установленный на набережной был построен в 1943-1944 гг. в уральском городе Пермь (тогда Молотов) на заводе № 344 (заводской № 169). Его основные тактически элементы: водоизмещение полное 30,8 т, длина 22,65 м, ширина 3,54 м, осадка),73 м; мощность двигателя 1200 л.с (либо ГАМ-34БС, либо «Паккард 4М», в послевоенный период – дизель М-50), скорость хода 18,6 уз, дальность плавания 250 миль, экипаж 14 человек.

Летом 1944 г. вступил в строй, получив при этом тактический № 376. 28 сентября бронекатер «БК-376» был включён в состав Днепровской военной флотилии, и вошёл в 1-й отдельный гвардейский Пинский дивизион бронекатеров. Участвовал в Великой Отечественной войне: период вхождения в действующую армию с 28 сентября 1944 г. по 9 мая 1945 г. Принимал участие в Берлинской наступательной операции 16 апреля – 8 мая 1945 г., действовал на Одере и Шпрее, в направлении на г. Шведт (в сторону Балтийского побережья), имел пробоину.

Днепровская военная флотилия создавалась дважды. Первый раз – 27 июня 1931 г. на базе отряда кораблей, сформированного ещё в октябре 1925 г. в Киеве. В июле 1940 г. флотилия расформирована, а её боевые корабли и вспомогательные суда вошли в состав Пинской и Дунайской военных флотилий. В начале Великой Отечественной войны большинство кораблей Пинской и Дунайской флотилии погибли, и обе флотилии были расформированы, но 14 сентября 1943 г. была вновь создана Днепровская флотилия (из катеров Волжской флотилии), а 19 апреля 1944 г. – Дунайская флотилия. Обе флотилии были награждены орденами Красного знамени и стали Краснознамёнными.

После расформирования в 1945 г. годы Днепровской флотилии, большинство её кораблей и судов были переведены на Дунай в состав Дунайской флотилии, а после её расформирования в 1960 г. – Черноморского флота. Среди этих кораблей, в 327 дивизионе кораблей резерва 116-й Краснознамённой бригады тральщиков ЧФ, оказался и бронекатер «БК-376». В 1965 г. все бронекатера проектов 1124 и 1125 были переклассифицированы в артиллерийские катера (АК).

В 1967 г., в связи с осложнением обстановки на Дальнем Востоке, «АК-376», в составе семи единиц однотипных катеров проекта 1125, был снят с консервации, и по железной дороге доставлен в Хабаровск, откуда своим ходом по прибыл в , где вошёл в состав 139 дивизиона артиллерийских катеров 74-й бригады речных артиллерийских кораблей 49-й Краснознамённой дивизии речных кораблей Тихоокеанского флота. В начале 1970-х гг. катер был расформирован и сдан на консервацию. В 1973 г. катер был снят с консервации и передан флотилии клуба «Юных моряков» города Свободного (ныне Детский морской центр им. адмирала С.О. Макарова). В августе этого же года катер прибыл на базу флотилии – в Бардагон, где использовался в качестве учебного судна. В 1980 г. был выведен из состава учебных судов и использовался как плав-казарма.

По просьбе ветеранов 74-й бригады в октябре 1987 г. катер был приведён на буксире в , укомплектован, и поднят на набережную . (в день города), а официальное – 9 мая 1995 г., в день 45-летия Победы.
В июне 2010 г. катер был снят с постамента, отреставрирован и вновь установлен на прежнее место. 2 сентября 2010 г. у катера состоялся торжественный митинг, посвящённый 65-летию окончания Второй мировой войны. Среди выступавших на митинге, был и ветеран 74 бригады ТОФ, участник Великой Отечественной войны старший мичман в отставке И.М. Сердюк.

На литой металлической доске, прикреплённой к передней стороне постамента, начертано: «Бронекатер проекта 1125 построен в годы Великой Отечественной войны. Установлен на месте переправы Зее-Бурейской бригады речных кораблей. В память о советских людях, оказавших интернациональную помощь китайскому народу в освобождении от японских захватчиков в августе 1945 г.»

А внизу ещё одна плита с надписью: «В память форсирования частями 396 ХИНГАНСКОЙ СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ в августе 1945 года. Участники встречи однополчан дивизии. Сентябрь 1990 г.» .

Бронекатера 4-й Зее-Бурейской бригады Краснознамённой Амурской флотилии на рассвете 10 августа 1945 г., выйдя из устья , стремительно прошли вдоль правого (китайского) , артиллерийским и пулемётным огнём подавили огневые средства противника, а затем высадили десант, чем во в многом обеспечили успех Сахалянской наступательной операции и полную безопасность (на город не упал не один вражеский снаряд или бомба). Вместе с кораблями других классов, бронекатера успешно действовали и на других приречных направлениях.

За мужество и героизм, проявленные в боях с японскими милитаристами, многие офицеры, старшины и краснофлотцы Зее-Бурейской бригады речных кораблей КАФ были удостоены высоких наград Родины, а её командир капитан 1 ранга Максим Георгиевич Воронков (его имя носит одна из улиц ) получил звание Героя Советского Союза. Канонерская лодка «Красная звезда» (командир капитан-лейтенант А.И. Тарасов) и отдельный дивизион бронекатеров (командир капитан-лейтенант С.Н. Филимонов) были преобразованы в гвардейские части. Сама 4-я Зея-Бурейская бригада была награждена орденом Ушакова 1-й степени и удостоена почётного наименования «Амурская».

Поскольку в августе 1945 г. бронекатер «БК-376» числился в составе Днепровской флотилии, он не мог входить в состав 4-й (Зее-Бурейской) бригады Краснознамённой Амурской флотилии, и принимать участия в войне с Японией в августе 1945 г., но ни коей мере не умоляет его значение, как исторического памятника, времён Второй мировой войны!

И ещё одни момент, на котором я хотел бы остановиться особо. Последним бортовым (условным) номером «БК-376» был № 948 (именно таким номером он прибыл в августе 1973 г. в Бардагон, и оставался в составе флотилии «Клуба юных моряков» города Свободного. Но почему-то на борту корабля-памятника стоит № 905, что абсолютно неверно с исторической точки зрения. Да, действительно, в 74-й бригаде был артиллерийский катер, имевший такой бортовой номер, но это был катер другого проекта – 1204, типа «Шмель», – который затем был передан в состав Морских частей погранвойск. Уже давно с этим разобраться, и либо изобразить на борту корабля-памятника его тактический номер –«376», который не менялся в течении всей его службы, либо последний бортовой (условный) номер, который менялся довольно часто, чтобы сбить с толку противника, то есть номер – «948»!

Справедливости ради следует заметить, что наряду с арабистами и африканистами Военный институт в ту пору выпускал десятки переводчиков-референтов по китайскому, японскому и корейскому языкам. Ежегодно почти треть его питомцев отправлялась на Дальний Восток. В Москве расставались с грустью: "арабы", "амхары" и прочие собратья ехали в загранкомандировки в языковую среду, а "китайцев" ждала иная судьба. В силу исторических особенностей, главной из которых была напряженность в отношениях между КПСС и Компартией Китая, в тот период специалисты-дальневосточники в большинстве своем попадали непосредственно в войска. Вдоль всей линии государственной границы между СССР и КНР размещались части Советской Армии и Военно-морского флота. Выпускники института встречались в крупных штабах в Хабаровске, Чите или Алма-Ате, в городах поменьше и даже в совсем маленьких гарнизонах.

Живой переводческой работы, то есть непосредственного общения с носителями языка, было мало, но письменных документов военно-технического характера и общественно-политических текстов хватало на долгие годы службы. Выпускники ВИИЯ в основном носили общевойсковую форму, однако небольшое число молодых лейтенантов периодически пополняло ряды военных моряков. На Тихоокеанском флоте количество переводчиков было на порядок меньше, чем в Дальневосточном или Забайкальском военных округах, но они, конечно же, служили во многих объединениях и соединениях ТОФ.

Дороги службы вели вчерашних москвичей во Владивосток, Советскую Гавань, Петропавловск-Камчатский, Находку или "Техас" (так именовался поселок Тихоокеанский или Шкотово-17, где размещалась одна из баз флота). Переводчики требовались в частях разведки и органах спецпропаганды, они ходили в море на боевых кораблях или летали на самолетах морской ракетоносной авиации. В то время, когда их коллеги находились в Каире, Дамаске, Триполи или в ангольской Луанде, тихоокеанцам приходилось общаться с населением островов Фиджи или Сейшельских, властями Камбоджи, Сингапура или с собственным начальством на базе ВМФ СССР во вьетнамской Камрани.

В состав Тихоокеанского флота входило одно соединение, решавшее боевые задачи на самой границе с Китаем. 49-я дивизия речных кораблей, бывшая Краснознаменная Амурская флотилия, несла службу на огромном протяжении рек Амур и Уссури. Ее бригады и дивизионы стояли в Хабаровске, Благовещенске и на озере Ханка. Амурская флотилия стала краснознаменной в конце 20-х годов после успешного завершения боев в период конфликта на КВЖД. В 1945 году, во время войны с Японией, флотилия обеспечивала бросок советских войск через Амур и продвижение передовых частей в глубь Китая по реке Сунгари. В годы хрущевского сокращения флотилия прекратила свое существование, но в 60-е годы на ее базе развернулась 49-я дивизия. В штат политотдела дивизии на должность инструктора по спецпропаганде из ВИИЯ каждые 4-5 лет назначался молодой офицер. Периодически для решения отдельных конкретных задач к штабу соединения прикомандировывались военные переводчики из других частей. Автор этих строк был одним из них.

В начале 70-х годов обстановка на Амуре оставалась довольно напряженной. Свежими еще были могилы советских воинов, погибших в боях у острова Даманский. С огромным интересом воспринимались рассказы офицеров и мичманов, лично переживших самые критические моменты обострения советско-китайских отношений. Наши боевые катера тогда стояли на якорях по фарватеру реки, который являлся линией госграницы.

Китайская сторона это оспаривала и часто провоцировала конфликты с участием населения своих прибрежных сел. Целые эскадры рыбацких лодок пытались прорваться через линию фарватера. В каждой лодке сидело по нескольку человек с транспарантами, громкоговорителями и цитатниками Мао Цзэдуна. Они подходили вплотную к катерам и начинали выкрикивать антисоветские лозунги, колотить веслами и палками по их бортам, оскорблять матросов. Провоцировали нашу сторону на ответные действия, но советским морякам применять оружие запрещалось. Нести службу в такой обстановке было очень тяжело. Тогда нашли своеобразный выход. Матросы длинными баграми захватывали цепи, закрепленные на носах китайских лодок, и закрепляли их на катере. Катер начинал циркуляцию вокруг своей оси, а окружавшие его лодки сбивались к его борту, наскакивали одна на другую, бились, черпали воду. Теперь уж не выдерживали китайцы, они прыгали в воду и вплавь возвращались на свой берег. Постепенно желающих прорвать границу на фарватере становилось все меньше. Но еще несколько лет в наши катера с того берега летели камни, а порой и гранаты.

В условиях жесткого противостояния двух соседних государств командованию дивизии требовалась реальная информация о постоянно меняющейся обстановке на пограничных реках. Наряду с прочими способами получения этих сведений использовались походы кораблей и катеров по всей тысячекилометровой речной границе. В таких походах двигались лишь в светлое время суток, постоянно наблюдая за китайским берегом. На ночь подходили к нашим пограничным заставам и встречались с их командованием.

Пограничники владели полным объемом сведений о сопредельной стороне и всегда делились ими. Они рассказывали много интересного, но не меньший интерес представляла информация, полученная нами самостоятельно. Вот на китайском берегу огромные иероглифы на белых щитах сообщали: "Советский Союз - враг №1!" и "Долой новых царей!". А во время прошлого похода здесь висели дацзыбао "Смерть советским ревизионистам!". Что, сменились политические установки? Переводчики рылись в китайских центральных газетах в поисках ответа. Иногда обзаводились провинциальной или уездной прессой - там больше нужной конкретики. Выяснялось, что лозунги соответствуют новым требованиям пекинских идеологов. В то же время мы замечали, что китайский бетонный дот на берегу подмыт водой и покосился. Но солдаты не спешили его ремонтировать, значит, им не до боевой подготовки. Это радовало.

В первом же походе мне наконец на практике пришлось применить знание устной китайской речи. Около десятка джонок занимались ловом рыбы у самого советского берега. Командир отряда распорядился перевести его заявление. В мегафон объявляю: "Китайские рыбаки! Вы нарушили государственную границу. Требую немедленно уйти за фарватер реки!".

В ответ послышались недовольные возгласы и просьбы разрешить лов рыбы. Шла лососевая путина, каждый час ловли увеличивал количество больших серебристых рыбин на дне лодок. Перевожу капитану 2-го ранга просьбы рыбаков, а затем его новое требование: "Китайские рыбаки! Возвращайтесь к своему берегу, иначе будете задержаны как нарушители госграницы!". Китайцы нехотя погребли домой.

Когда умер Мао Цзэдун, промелькнули дацзыбао с призывами уничтожить "банду четырех". Затем к власти в Поднебесной пришел мудрый старец Дэн Сяопин, который распорядился начать политику модернизации. И об этом поспешили написать в лозунгах на китайском берегу. Модернизировать было что - огромная страна с миллиардным населением жила впроголодь. Во второй половине XX века на полях трудились вручную, как встарь. Приходилось наблюдать за работой единственного на всю округу гусеничного трактора. В страду его двигатель не выключался ни днем ни ночью. Менялись очередные трактористы, а старенький ДТ-54 производства Сталинградского тракторного завода надрывался на полях нескольких соседних коммун.

Противостоявшие нам китайские речные силы не шли ни в какое сравнение с боевой мощью 49-й дивизии. В начале 70-х годов на смену вооруженным баковым крупнокалиберным пулеметом "Ярославцам" пришли мощные артиллерийские катера типа "Шмель". Затем и их стали менять на малые артиллерийские корабли с вооружением, рассчитанным на поражение значительной вражеской живой силы. При встрече нашей армады с одиночным китайским катером, где у ручного пулемета на турели напряженно застыл вероятный неприятель, как-то слабо верилось в возможную серьезную агрессию Китая против СССР. Сведения, которые характеризовали состояние китайских войск на кордоне, лишь подтверждали такие мысли. Период политических провокаций завершался, а реальных военных приготовлений не наблюдалось. Об этом мы объективно докладывали нашему командованию.

В то непростое время часто вспоминались слова преподавателей-китаистов из ВИИЯ, которые убеждали молодых слушателей в том, что политические сложности между двумя государствами со временем пройдут и Советский Союз с Китаем снова будут жить как два добрых соседа. Прошли годы, и граница по рекам Амур и Уссури из рубежа политической напряженности действительно превратилась в зону активного мирного сотрудничества. Сегодня приятно вспомнить, что военные переводчики осознали это, пожалуй, одними из первых.

О главном инспекторе М. О. СССР в Вооруженных Силах ходило много разных баек. Действительно, много лет это важное для обороны страны место занимал человек старческого возраста, так же как и Генеральные секретари ЦК КПСС того времени. Ему бы сидеть на печи, а он изображал грозу Вооруженных Сил.

Вот несколько историй, связанных с посещением Маршалом Советского Союза Главным Инспектором М. О. СССР М. К. С. разных флотов.

Балтийский флот.

В ходе инспекции были проведены командно - штабные учения. В начале учения Командующий флотом докладывал Главному Инспектору свое решение на вывод сил флота через проливную зону в Северное море и Атлантику. Это была весьма сложная задача, т. к. предварительно требовалось захватить всю проливную зону для обеспечения беспрепятственного прохода кораблей. Документ Решения представлял собой несколько склеенных морских карт, на которых были нанесены основные действия сил флота, с учетом возможного противодействия сил вероятного противника.

Ещё в 5-м классе семилетней школы меня учили, что Ботнический залив имеет небольшие глубины и ограничен для судоходства. В ВВМУ это подтверждалось в значительно расширенном объёме. Причем, всем известно, что залив - это часть океана, моря или озера, глубоко вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоёма. На морских картах северная часть и береговая черта Ботнического залива, как правило, не показывается, т. к. не имеет навигационного значения. Главный Инспектор, убаюканным докладом КомФлота, мирно посапывал. Вдруг он проснулся, внимательно посмотрел на схему и прервал доклад адмирала вопросом. «Почему мы все силы бросаем через проливную зону, (изображенную на схеме, как горлышко бутылки), в то время как можно выходить в Северную Атлантику через широкий Ботнический залив?». Сначала Командующий подумал, что Маршал шутит, и замолк, не зная как возразить, чтобы его не обидеть. Все находящиеся в зале во время доклада тоже замерли, такого вопроса не мог предположить никто. Но адмирал бывал не в таких переделках, опытный моряк и военачальник, и в такой ситуации нашел выход. «Этот вопрос мы рассмотрим в следующий раз. Ваше замечание будем считать нашим упущением». Маршал улыбнулся, и доклад был продолжен. Все остались довольны.

Тихоокеанский флот.

Закончив инспекцию Балтийского флота, Маршал вылетел на ТОФ. Его встречал Старший Морской Начальник г. Хабаровска командир 49 краснознамённой дивизии речных кораблей контр-адмирал Апполонов А. А. На военном аэродроме «Большой Хабаровск» по случаю прибытия высокого гостя был выстроен почетный караул. Спустившись с трапа, Маршал направился в сторону встречающих лиц. Подав команду: «Смирно. Для встречи справа, на караул!» контр-адмирал А. Апполонов подошел к Главному Инспектору и отдал рапорт. В ответ гробовое молчание. Маршал внимательно смотрел на Апполонова, не произнеся ни слова. Вдруг, стоящий за Маршалом генерал - лейтенант, человек высокого роста по- военному подтянутый, возвышавшийся над низкорослым Маршалом, громко сказал, обращаясь к Апполонову: «Он ни хера не слышит. Ты ему что-нибудь прокричи. Он увидит, как раскрывается твой рот и поймет, что ты рапортуешь…». Контр-адмирал выполнил рекомендацию генерала. Когда Апполонов кричать закончил, Маршал увидел, что он закрыл рот и молчит, тогда Главный инспектор поздоровался и отправился к автомашине, которая его ждала в 10 метрах от самолета. Так началась проверка ТОФ инспекцией М. О. летом 1978 г.

Через несколько дней Маршал прибыл во Владивосток, где уже работали инспекторы, проверяя части и соединения флота. Вечером, выслушав последний доклад, Маршал изъявил желание посмотреть кинофильм. У него было несколько любимых фильмов, в том числе «Веселые ребята», «Волга- Волга» и др. Эти фильмы адъютант маршала возил с собой, чтобы не искать на местах. В этот раз вся инспекция, которая видела эти фильмы уже сотни раз, была «наказана» фильмом «Волга - Волга».

Все расселись в малом зале, и фильм начался. Через 5 минут маршал уснул, слегка посапывая во сне. Выдержав ещё 10 минут, кино прекратили показывать. Разбудили Маршала и сказали, что фильм закончился. Адъютант намекнул Главному Инспектору, что время позднее и пора отдыхать. Все, кто был на просмотре, направились к выходу из штаба флота. Вдруг Маршал остановился и сказал, что хотел бы ещё посмотреть один понравившийся ему эпизод фильма. Затем повернулся и пошел назад в кинозал и снова уснул. «Пытки продолжились». На следующий день проходил строевой смотр офицеров тыла флота. Это было что - то. Тыловики последний раз были на строевом смотре лет 10-15 назад. Их выправка оставляла желать лучшего. Люди в предпенсионом возрасте, с животами, которые свисали над парадными ремнями, они вряд ли могли служить примером молодцеватости для молодежи. Вдруг, а этого никто не ожидал при прохождении тыловиков строем прозвучала команда: «Песню запевай.» Тогда офицеры 4-го (артиллерийско -ракетного) отдела флота разом грянули: «Артиллеристы, Сталин дал приказ!». Инспекторы замерли и сохраняли молчание до конца прохождения строя офицеров, которые подхватили знакомые с детства слова всем известной песни.

Русская пословица гласит: «Каков поп, таков и приход». В СССР в конце семидесятых годов руководство страны состояло из долгожителей, которым давно минуло за 70. За свои должности они держались всем, чем можно. Их нисколько не смущал вопрос, что своей бездеятельностью они только наносят вред ВС и всей стране. Вместе с дряхлым Главным инспектором прибыли и его генеральные инспекторы. Один такой в возрасте за 75 лет передвигался по городу Владивостоку в легковом автомобиле, за которым постоянно следовала машина скорой реагнимационной помощи.

Последний этап проверки был на Камчатке. Маршал, заядлый охотник, изъявил желание «сходить на медведя».
Медведей там было множество. Разработали специальную операцию под кодовым названием «Медведь». Ей было уделено особое внимание со стороны командования, т. к. операция «Тигр» была отменена. Ещё в Приморье Маршалу подготовили специальную трибуну, которая обошлась флоту в 25.000 руб, и тигра для отстрела. Но не понятно почему, Маршал от охоты отказался. Скорее всего, его отговорили, сославшись на то, что в тайге осталось всего 59 тигров.

Итак, медведь. Решили брать зверя с воздуха. Летели двумя вертолетами. В одном находился Маршал, в другом сопровождающие лица. Завидев бегущего медведя, Главный Инспектор прицелился и выстрелил из охотничьей двустволки. В тот же момент из второго вертолета по медведю дали очередь из крупнокалиберного пулемета и на всякий случай бросили противотанковую гранату. Охота удалась. Зверь был повержен. Маршал остался доволен.

Северный флот

Следующим объектом его внимания оказался Северный флот. Зная, что при посещении Северного флота руководители партии и правительства всегда посещали подводные лодки. Маршал тоже решил выйти на одной из них в море.

Это была дизельная ракетная лодка 629 а проекта. Поднявшись на борт, Маршал вместе с командиром оставался на мостике до прихода в точку погружения. Командир отдал соответствующие распоряжения, и экипаж лодки приготовился к погружению. Получив об этом доклад из ЦП, командир доложил:«Товарищ Маршал разрешите погрузиться?».
Маршал дал согласие, командиру стало плохо. Что же услышал командир? Оказывается, Маршал сказал ему: «Вы погружайтесь, а я здесь постою…».

После непродолжительного плавания Маршал пришел в ЦП в сопровождении адъютанта. Выслушав доклад командира, Маршал обратился к адъютанту со словами: «Оденемся» и отвел назад руки в ожидании, когда на него будет надета шинель. После чего подошел к трапу и стал подниматься для выхода на мостик, забыв, что лодка находится на глубине 60 метров. Пришлось командиру снова объяснять Главному Инспектору, что лодка на глубине, и чтобы выйти на мостик, надо всплыть.

Было бы весело, если бы не было так грустно, когда видишь, кто занимали столь высокие посты в государстве и совсем не понимали, что своими действиями наносили прямой вред обороноспособности нашего государства.