Уход за волосами

Подлодки типа огайо. «Борей» против «Огайо»: Америка пока мощнее. Ракетное вооружение для модификации SSGN

Подлодки типа огайо. «Борей» против «Огайо»: Америка пока мощнее. Ракетное вооружение для модификации SSGN

Подводная лодка USS «Michigan» (SSGN-727) является второй в серии из 18 атомных подводных лодок третьего поколения класса «Огайо» («Ohio») ВМС США, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. Также является третьим кораблем в составе флота ВМС США, названный в честь штата Мичиган. Головной данного класса является , введена в эксплуатацию 11 ноября 1981 года.

С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами системы «Трайдент», оснащёнными разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением. Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое патрулирование, проводя в море 60 % времени.

Контракт на строительство ПЛ был присужден компании Electric Boat отдела General Dynamics Corporation в Гротон, штат Коннектикут, 28 февраля 1975 года. Заложена 04 апреля 1977 года. Спущена на воду 26 апреля 1980 года. Введена в эксплуатацию 11 сентября 1982 года под бортовым номером SSBN-727. Местом базирования стала база подводных лодок в Бангор-Бейс, штат Вашингтон.

Основные характеристики: Водоизмещение надводное 16746 тонн, подводное 18750 тонн. Длина 170 метров, ширина 13,0 метров, средняя осадка 11,1 метра. Скорость надводная 12 узлов, подводная 20 узлов. Рабочая глубина погружения 240 метров. Экипаж: 15 офицеров, 140 матросов и старшин. Автономность по продовольствию 60 дней.

Силовая установка: Атомная. Водо-водяной реактор типа GE PWR S8G. Две турбины по 30000 л.с., 2 турбогенератора по 4 МВт, дизель-генератор мощностью 1,4 МВт, резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л.с.

Вооружение:

Торпедно-минное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм.

Ракетное вооружение: 154 крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк».

29 июля 1993 года экипаж «Gold» успешно произвел запуск четырех ракет Trident I во время оценочного испытания, который стал последним запланированным для Тихоокеанского испытательного полигона. Все будущие испытания С4 стали проводиться на Атлантическом испытательном полигоне. 02 сентября ПЛ вернулась в Бангор, завершив 37-патрулирование. 09 декабря с экипажем «Blue» вернулась домой после завершения двухмесячного 38-го патрулирования.

01 октября 1994 года на судоверфи Puget Sound Naval Shipyard был начат ремонт, который был завершен 07 июня 1995 года.

02 февраля 2004 года покинула место базирования Бангор и прибыла на военно-морскую верфь Puget Sound для прохождения капитального ремонта, во время которого была модифицирована на подводную лодку с управляемыми ракетами, после завершения которого был присвоен бортовой номер SSGN-727.

12 июня 2007 года во время церемонии в Бремертоне, штат Вашингтон, ПЛ вновь вернулась к службе.

10 ноября 2008 года ПЛ (Blue) покинула порт приписки для своего первого развертывания в качестве подводной лодки с управляемыми ракетами, из которого вернулась домой 12 декабря 2009 года. После этого она прибыла для проведения четырехмесячного капитального ремонта на военно-морскую верфь Puget Sound.

29 апреля 2010 года покинула порт приписки Бангор для своего второго развертывания в качестве SSGN в зоне ответственности 7-го флота США, из которого вернулась домой 02 июня 2011 года.

В ноябре 2012 года вернулась в порт приписки после завершения 12-месячного патрулирования в западной части Тихого океана.

02 ноября 2013 года покинула военно-морскую верфь Puget Sound после завершения 11-месячного планового технического обслуживания. В декабре 2013 года покинула порт приписки для своего четвертого запланированного развертывания в западной части Тихого океана. 11 августа 2015 года вернулась в порт приписки Бангор, после подготовки к 12-месячного плановому ремонту на военно-морской верфи Puget Sound. 08 июля 2016 года покинула сухой док и пришвартовалась у причала №5 военно-морской верфи Puget Sound.

В марте 2017 года покинула военно-морскую базу Китсап-Бангор для своего пятого патрулирования в западной части Тихого океана в качестве подводной лодки с управляемыми ракетами. 25 апреля с запланированным визитом на военно-морскую базу Пусан, Южная Корея. 13 октября с визитом в Пусан, Южная Корея.

13 мая 2019 года в Порт-Таунсенде, штат Вашингтон, после 30-месячного развертывания в западной части Тихого океана. Планируется, что в ближайшее время будет начат капитальный ремонт подводной лодки, который будет проводиться на военно-морскую верфь Puget Sound Naval Shipyard.

Министр обороны США Эштон Картер во время посещения базы субмарин в Гротоне (шт. Коннектикут) заявил о мировом превосходстве американского подводного флота. Это превосходство относится в первую очередь к главным конкурентам — ВМФ России и Китая. Но при этом продемонстрировал дипломатическое благоразумие, выразив надежду на то, что «эти страны никогда не станут агрессорами».

Картер подчеркнул, что, несмотря на «сравнительно высокий технологический потенциал России и КНР, США сохранят превосходство и в будущем».

У высших военных американских чиновников есть два типа заявлений «для общественности». Причем противоположной направленности. Когда они выступают перед Конгрессом с целью повысить размер оборонного бюджета, то утверждают, что русские и китайцы сильны сверх меры, и необходимо срочно догонять их. При выступлении перед военнослужащими какой-либо базы для поднятия их военного духа требуется говорить о мощи американского оружия, пред которым бессильны коварные русские и китайцы. Истина, разумеется, находится посередине.

Развитие атомных подводных флотов России и США, которые в качестве главной задачи предполагают ядерное сдерживание, шло с различными скоростями. И у России, а ранее — у СССР, еще и в рваном темпе. Происходило это от того, что концепции развития ядерных триад — наземные МБР, подводный флот, стратегическая авиация — у США и СССР были разными. Изначально мы сделали ставку на мощные баллистические ракеты шахтного базирования. США же с начала 60-х годов планомерно развивали атомный подводный флот, который имеет громадное преимущество — скрытность даже в современных условиях, когда космос «бороздят» многочисленные шпионские спутники.

К середине 60-х годов в составе ВМС США находилась 41 ПЛАРБ (подводная лодка атомная с баллистическими ракетами). Вооружены они были ракетами «Поларис-3», имеющими дальность 4600 км, с разделяющимися на три заряда (по 200 кт) боеголовками. Советский Союз бросился в погоню. В результате к середине 70-х годов был достигнут паритет. А к 1980 году мы вырвались вперед: в то время на вооружении ВМФ СССР находились 62 ПЛА с 950 ракетами против 40 американских с 668 ракетами.

По вооружению советские субмарины сравнялись с американскими. На лодках проекта «Кальмар» были установлены 16 ракет Р-29Р. Ракета была способна доставить семь зарядов по 0,1 Мт на расстояние до 6500 км. Максимальное отклонение от цели не превышало 900 м. В случае использования моноблочной боеголовки мощностью 0,45 Мт дальность стрельбы достигала 9000 км.

В 90-е годы по отечественному стратегическому подводному флоту был нанесен мощный удар. Нанесли его не американские ВМС, а «родное» руководство страны. Логика была примерно такая: зачем иметь мощную армию, если Ельцин регулярно летает к другу Биллу? Подводный флот стремительно сокращался. И не только из-за выработки ресурса, но и в связи с отсутствием финансирования на его содержание. Количество стратегических субмарин, способных нести боевое дежурство, сократилось до семи.

Но при этом необходимо учитывать, что существенное ослабление подводной составляющей ядерной триады не стало драматичным. Поскольку в 90-е годы стали появляться наземные мобильные МБР «Тополь», обладающие значительной скрытностью. У США же наземные ядерные средства существенно слабее и уязвимее российских.

Сейчас дело выправляется. Но не так быстро, как хотелось бы. В настоящий момент ВМФ России располагает 14-ю ПЛАРБ. 11 из них досталось в наследство от Советского Союза. Это лодки третьего поколения проектов «Кальмар» и «Дельфин». «Кальмар», разработанный в середине 70-х годов, конечно, изрядно морально устарел. На нем применяются все те же, вышеупомянутые жидкотопливные ракеты Р-29Р. Правда, есть сведения о том, что эта ракета вскоре будет заменена на Р-29РМУ2.1 «Лайнер», обладающей значительно большей боевой мощью.

«Дельфин» — более подвинутая лодка. На ней в результате модернизации были установлены ракеты Р-29РМУ2 «Синева», которые обладают абсолютным мировым рекордом по энергонасыщенности — это отношение энергии ракеты к ее массе. Ракета была принята на вооружение в 2007 году. Ее дальность 11500 км. Вооружена десятью разделяющимися боеголовками по 100 кт каждая. У «Лайнера», принятого на вооружение в 2014 году, количество разделяющихся боевых блоков доведено до 12-и.

А совсем недавно в российский подводный флот начали поступать лодки четвертого поколения проекта 955 «Борей». Сейчас их три — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В следующем году ожидается передача Тихоокеанскому флоту «Князя Владимира». До 2020 года предполагается поступление еще четырех. Таким образом, парк российских ПЛАРБ будет состоять из 19 лодок. Ну, или из 17-и, возможно, будет списана пара «Кальмаров».

На вооружении ВМС США находятся 18 ПЛАРБ. Это лодки «Огайо», относящиеся к третьему поколению. Самой молодой из них 20 лет, самой старой — 35. При этом обновления парка американских стратегических субмарин до середины 20-х годов не предусмотрено. В середине нулевых годов в соответствии с международным договором 4 лодки были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». И, следовательно, у американцев в действительности 14 ПЛАРБ. То есть столько же, сколько и у России сейчас. А к 2020 году будет меньше.

Однако у американских субмарин более высокий ядерный потенциал. Российские лодки вооружены 16-ю МБР, американские имеют на борту 24 ракеты «Трайдент-2». При этом «Трайдент» улетает на пару тысяч километров дальше, чем «Булава», устанавливаемая на «Бореях». И имеет большую мощность: 8×475 кт против 15×150 кт. Однако «Булава» менее уязвима для средств ПРО, обладая коротким активным участком полета, настильной траекторией и более совершенными средствами радиоэлектронной борьбы. Правда, «Булава» пока еще проходит испытания, и они далеко не идеальные. Так что тут масса нюансов.

Но сама лодка «Борей» однозначно совершеннее, чем «Огайо». Она меньше шумит: на ней использовано новейшее шумопоглощающее покрытие, наряду с винтом имеется водометный движитель. У лодки «Борей» более совершенное гидроакустическое и навигационное оборудование, выше уровень автоматизации.

Подводя итог, необходимо признать, что за счет того, что в ВМФ России бОльшую долю составляют лодки более старые, чем «Огайо», стратегический сегмент подводного флота США, действительно, имеет превосходство. Хоть и не столь значительное. Однако к концу десятилетия, когда будут достроены все заложенные «Бореи», ситуация изменится на противоположную.

USS Georgia (SSGN-729) класса «Огайо» (Фото: wikipedia.org)

ТТХ ПЛАРБ «Борей» и «Огайо»

Длина: 170 м — 170 м

Ширина: 13,5 м — 12 м

Водоизмещение надводное: 14720 т — 16740 т

Водоизмещение подводное: 24000 т — 18700 т

Скорость надводная: 15 узлов — 17 узлов

Скорость подводная: 29 узлов — 25 узлов

Рабочая глубина — 400 м — 375 м

Предельная глубина: 600 м — 550 м

Экипаж: 107 человек — 155 человек

Автономность: 90 суток — 70 суток

Силовая установка: 190 МВт — н/д

Вооружение: 6 ТА, торпеды, крылатые ракеты — 4 ТА, торпеды

Ракетное вооружение: 16 МБР «Булава» — 24 МБР «Трайдент-2»

Многоцелевые

Существуют еще один тип атомных подводных лодок, перед которыми ставятся не стратегические, а оперативные и оперативно-тактические задачи. То есть они должны уничтожать надводные корабли и субмарины противника и наносить удары по береговым целям, используя при этом крылатые ракеты и торпеды. Такие лодки делятся на подклассы в зависимости от используемого типа вооружений — либо с крылатыми ракетами, либо с торпедами, либо и с крылатыми ракетами, и с торпедами. Именно эти субмарины и должны принимать участие в боевых действиях на море в ходе локальных войн.

В этом сегменте у ВМС США «масса» однозначно выше, чем у российского подводного флота. Что предопределено концепцией построения флота для страны, считающей себя мировым жандармом. Правда, по части качества последнего поколения многоцелевых субмарин вполне можно говорить о паритете. Именно это и имел в виду министр обороны Картер, говоря о нашем высоком технологическом потенциале.

ВМС США располагает 56-ю многоцелевыми ПЛА. 39 из них это «старослужащие» лодки «Лос-Анджелес», они начали поступать в подводный флот в 1976 году. Относятся к третьему поколению. Вооружены крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными ракетами «Гарпун» (в общей сложности на борту у каждой от 12 до 20 ракет), а также торпедами. Всего были построены 62 лодки, сейчас они выбывают со скоростью 1−2 в год. К концу 30-х годов все субмарины этого типа будут выведены из состава ВМС. И останутся только лодки 4-го поколения в количестве тридцати штук.

Упор сделан на лодки нового, четвертого, поколения. К ним относятся «Вирджиния» (12 штук) и «Сивулф» («Морской волк») (3 штуки).

ПЛА «Сивулф» начали штучно выпускаться в конце 90-х годов. Каждая лодка стоит 4,5 млрд. долларов. Поэтому серия была ограничена тремя субмаринами. Дороговизну вполне оправдывает качество лодки. Она самая бесшумная в мире. И имеет самый большой боезапас крылатых ракет и торпед. Причем от лодки к лодке производились определенные доработки, в связи с чем первая субмарина серии («Морской волк») проигрывает по возможностям третьей («Джимми Картер»). Да и наш «Ясень» практически не уступает в возможностях первенцу серии.

Что же касается «Вирджинии», то она, хоть и была разработана позже, уступает «Сивулфу». Соответственно, и стоит дешевле — 1,8 млрд. долларов. Российский «Ясень» по боевым возможностям находится где-то посередине между «Морским волком» третьей модификации и «Вирджинией», выигрывая у последней по малошумности и используемому вооружению. Однако разрыв невелик, поскольку обе лодки относятся к четвертому поколению. При этом следует учитывать и качество вооружения. Установленные на «Ясене» крылатые ракеты «Калибр» более эффективны, чем американские «Томагавки», оружие далеко не первой свежести.

Это, конечно, прекрасно. Однако в настоящий момент ВМФ России располагает лишь одной лодкой этого проекта — «Северодвинск». На подходе еще три. Всего же к 2020 году предполагается довести количество «Ясеней» до восьми. К этому моменту американцы построят еще пару «Вирджиний». Счет не в нашу пользу.

Не в нашу пользу и счет лодок третьего поколения. У американцев это 39 вышеупомянутых ПЛА «Лос-Анджелес». У нас — «Щука-Б», «Кондор», «Барракуда» и «Антей». И лодки второго поколения «Щука». В общей сложности их 36. Приплюсовав сюда один «Ясень» получаем 37. У США — 56.

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) "Северодвинск" класса "Ясень" (Фото: Владимир Ларионов/ТАСС)

Так что по части этого сегмента атомного подводного флота министр обороны Картер прав: США впереди. Однако помимо атомных лодок существуют еще и дизельные, от которых американцы отказались в 60-е годы. У нас же дизельные лодки не только сохранились, но и продолжают строиться и развиваться. В составе ВМФ России находятся 23 лодки. Значительная часть которых — модернизированная «Варшавянка». Да, она уступает по возможностям атомным лодкам. Однако на ней установлена грозная крылатая ракета «Калибр». И это самая бесшумная в мире дизель-электрическая лодка. Так что определенный вклад в потенциал подводного флота они вносят. И соотношение сил между России и США отнюдь не критическое.

Необходимо также сказать, что с 2025 года предполагается начать строительство дизельной лодки «Калина» с двигателем, которому для работы не требуется кислород. Это так называемый двигатель Стирлинга. Такая лодка сможет находиться под водой без всплытия порядка месяца. И, соответственно, по своим возможностям будет приближаться к ПЛА.

SSN-776 Гавайи класса «Вирджиния» (Фото: wikipedia.org)

И в заключение о том, что Картер постоянно сравнивает мощь ВМС США с подводными флотами России и Китая, разделяя их запятой. Можно ли будет говорить о превосходстве, если сложить потенциалы РФ и КНР? Вот в чем вопрос. Китай в настоящий момент располагает 14-ю атомными подводными лодками. И с большим энтузиазмом строит новые.

МПЛАТРК «Сивулф» (Фото: wikipedia.org)

ТТХ ПЛАТРК «Ясень», «Вирджиния» и «Сивулф»

Длина: 140 м — 115 м — 108 м

Ширина: 13 м — 10,5 м — 12,2 м

Водоизмещение надводное: 8600 т — 7000 т — 7500 т

Водоизмещение подводное: 13800 т — 8000 т — 9100 т

Скорость надводная: 16 узлов — н/д — 18 узлов

Скорость подводная: 31 узел — 29,5 узлов — 34 узла

Рабочая глубина — 520 м — н/д — 480 м

Предельная глубина: 600 м — 490 м — 600 м

Экипаж: 64 человека — 120 человек — 126 человек

Автономность: 100 суток — н/д — н/д

Вооружение: 10 ТА, 30 торпед;32 ПУ КР — 4 ТА, 26 торпед; 12 ПУ КР — 8 ТА, 50 торпед или 50 КР.

Подводные лодки типа «Огайо» в настоящее время являются единственным типом стратегических ракетоносцев в составе американского флота . Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Огайо» были введены в строй с 1981 по 1997 годы. Всего было построено 18 подводных лодок . По проекту каждая из этих лодок несет на борту по 24 межконтинентальных трехступенчатых твердотопливных баллистических ракеты «Трайдент», оснащенных разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

10 апреля 1976 года на верфи компании Electric Boat началось строительство новой атомной стратегической субмарины для американского флота - SSBN 726 OHIO, которая стала головной в крупной серии однотипных ПЛАРБ, которые были разработаны в соответствии с программой «Трайдент». Опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по проекту нового стратегического ракетоносца проводились в Америке с 26 октября 1972 года, а заказ на постройку головной лодки серии был выдан уже 25 июля 1974 года.

В настоящее время все 18 построенных по данному проекту лодок остаются в составе американского флота . 17 лодок были названы в честь штатов США, а одна лодка, SSBN-730 Henry M. Jackson, была названа в честь сенатора Генри Джексона.

Специально для базирования новых подводных лодок в США провели модернизацию двух баз. Одна на побережье Тихого океана - Бангор, сегодня это ВМБ Китсап (образована в 2004 году путем слияния базы подводных лодок Бангор и ВМБ Бремертон) в штате Вашингтон, вторая на побережье Атлантического океана - ВМБ Кингс-Бей в штате Джорджия. Каждая из двух этих баз рассчитана на обслуживание 10 ПЛАРБ. На базах было установлено необходимое оборудование для приема и выгрузки с лодок боезапаса, текущего ремонта и технического обслуживания субмарин. Созданы все условия для обеспечения отдыха личного состава.

На каждой базе были построены учебно-тренировочные центры для подготовки персонала. Они могли обучать до 25 тысяч человек каждый год. Установленные в центрах специальные тренажеры позволяли отрабатывать процессы управления субмариной в разнообразных условиях, включая торпедные и ракетные стрельбы.

Атомные подводные лодки типа «Огайо» относятся к лодкам третьего поколения . В рамках работ по созданию лодок третьего поколения в США смогли добиться максимальной унификации своих подводных сил, сведя количество классов подводных лодок к двум: стратегические АПЛ и многоцелевые АПЛ (по одному проекту лодок в каждом классе). Стратегические ракетоносцы типа «Огайо» обладали традиционной для американских атомных подводных лодок однокорпусной конструкцией, отличаясь от многоцелевых лодок достаточно сильно развитой надстройкой.

При создании лодок этого поколения пристальное внимание было уделено снижению шумности субмарин и совершенствованию их радиоэлектронного, особенно гидроакустического вооружения. Особенностью реакторов АПЛ третьего поколения стало то, что их ресурс удалось увеличить в 2 раза по сравнению с реакторами лодок предыдущего поколения. Установленные на новых лодках реакторы могли непрерывно работать на полной мощности в течение 9-11 лет (у стратегов) или 13 лет (у многоцелевых АПЛ). Предыдущие реакторы не могли работать больше 6-7 лет. А учитывая реальные режимы работы, которые были гораздо более щадящими, АПЛ третьего поколения могли служить без перезарядки активной зоны реактора до 30 лет, а в случае выполнения одной перезарядки - 42-44 года.

Чтобы оценить размеры стратегических ракетоносцев типа «Огайо» достаточно сказать, что длина их корпуса составляет 170 метров, это практически 1,5 футбольных поля. При этом данные лодки считаются и одними из самых бесшумных в мире. Однако уникальными их делали не размеры и бесшумность, а состав размещенного на борту ядерного оружия - 24 баллистических ракеты. До сих пор ни одна подводная лодка в мире не может похвастаться наличием такого внушительного арсенала (российские АПЛ четвертого поколения несут на борту 16 ПУ баллистических ракет ).

Первые 8 АПЛ типа «Огайо» были вооружены баллистическими ракетами «Трайдент I C4», последующие лодки получили ракеты «Трайдент II D5». Позднее в ходе проведения планового капитального ремонта субмарин 4 лодки первой серии были перевооружены на МБР «Трайдент II D5», а еще 4 лодки были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томагавк».

Энергетическая установка данных ПЛАРБ была построена на основе реактора S8G восьмого поколения. В обычном режиме работы две турбины мощностью 30 000 л. с. через редуктор вращали вал с гребным винтом, обеспечивая субмарине скорость подводного хода - 20-25 узлов. Однако изюминкой лодок этого типа был малошумный режим работы, когда циркуляционные насосы первого контура реактора останавливались и он переходил на естественную циркуляцию . Турбины и редуктор останавливаются и разобщаются от вала при помощи специальной муфты. После этого в работе оставались только два турбогенератора мощностью по 4000 кВт каждый, вырабатываемая ими электроэнергия, пройдя через выпрямительный преобразователь, подавалась на гребной электродвигатель, вращавший вал. В таком режиме лодка развивала скорость хода, достаточную для бесшумного проведения патрулирования. Такая же схема постройки энергетической установки используется и на АПЛ четвертого поколения.

Описание конструкции подлодок типа «Огайо»

Лодки типа «Огайо» имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус субмарины имеет цилиндрическую форму с оконечностями в виде усеченного конуса, он дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых были расположены сферическая антенна ГАК, балластные цистерны и гребной вал. Верхняя часть прочного корпуса лодки была покрыт легкой проницаемой обтекаемой надстройкой, которая закрывает ракетные шахты, а также разное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС, находящуюся в кормовой оконечности.

Из-за сравнительно небольшой площади легкого корпуса, подлодка считается однокорпусной . По мнению американских специалистов, такая конструкция ПЛАРБ создает меньшие гидродинамические шумы и позволяет достичь максимально большой скорости малошумного хода в сравнении с двухкорпусными подводными лодками. Корпус лодки разделяется на отсеки плоскими переборками, каждый из отсеков делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках были предусмотрены погрузочные люки.

Рубка лодки сдвинута к носовой части, на ней установлены горизонтальные рули крыловидной формы, в кормовой части оперение лодки крестообразное, на горизонтальных рулях смонтированы вертикальные планшайбы.

Прочный корпус субмарины был сварен из секций (обечаек) конической, цилиндрической и эллиптической формы с толщиной 75 мм. В качестве материала использовалась высокопрочная сталь марки HY-80/100, обладающая пределом текучести 56-84 кгс/мм. Для увеличения прочности корпуса на лодке была предусмотрена установка кольцевых шпангоутов, которые разнесены по всей длине корпуса. Также корпус лодки получил специальное антикоррозийное покрытие.

Основу силовой установки лодки составляет ядерный реактор - двухконтурный водо-водяной реактор под давлением (PWR) типа S8G , который был спроектирован инженерами компании General Electric. Он состоит из стандартного набора частей для реакторов данного типа: корпуса реактора, активной зоны, отражателя нейтронов, стержней управления и защиты. Паротурбинная силовая установка включает в свой состав две турбины мощностью по 30 000 л.с. каждая, редуктор, конденсатор, циркуляционный насос и паропроводы. Обе паротурбинных установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин с помощью редуктора понижается до 100 оборотов в минуту, после чего при помощи муфты передается на гребной вал, который приводит во вращение семилопастной винт диаметром 8 метров.

Гребной винт обладает скошенными лопастями серповидной формы с пониженной скоростью вращения, что позволяет уменьшить шумы на скорости патрулирования. Также на борту имеются два малооборотных многополюсных турбогенератора, мощностью 4 мВт каждый, они вырабатывают электроэнергию с напряжением 450В и частотой 60 Гц, которая с помощью преобразователя переменного тока в постоянный обеспечивает питанием гребной электродвигатель (в таком режиме работы паротурбинные установки не вращают гребной винт).

Основным вооружением ПЛАРБ типа «Огайо» стали межконтинентальные баллистические ракеты, размещенные в 24 вертикальных шахтах , которые расположены в два продольных ряда сразу за ограждением выдвижных устройств. Шахта МБР представляет собой стальной цилиндр, который жестко закреплен в корпусе подлодки. С целью возможности установки на борт ракет «Трайдент II» ракетная шахта изначально была увеличена по сравнению с лодками предыдущего проекта, ее длина составляет 14,8 метра, диаметр - 2,4 метра.

Сверху шахта закрывается крышкой, оснащенной гидравлическим приводом, она обеспечивает герметизацию шахты и рассчитана на тот же уровень давления, что и прочный корпус субмарины. На крышке находятся 4 контрольно-наладочных лючка, которые предназначены для проведения плановых осмотров. Специальный механизм блокировки призван обеспечить защиту от несанкционированного доступа, и управляет открытием технологических лючков и самой крышки.

Пуск МБР «Трайдент» может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины погружения до 30 метров, при скорости хода лодки примерно 5 узлов и волнении моря до 6 баллов . Все 24 ракеты могут быть выпущены за один залп, при этом испытательные пуски всего боекомплекта лодки за один залп в США никогда не осуществлялись. В воде происходит неуправляемое движение ракеты, после выхода ее на поверхность согласно данным датчика ускорений активируется двигатель первой ступени. В штатном режиме включение двигателя осуществляется на высоте около 10-30 метров над морской поверхностью.

Запуск ракеты Trident II D-5

Ракеты Trident II D-5 могут оснащаться боевыми блоками двух типов - W88 мощностью 475 кт каждый и W76 мощностью 100 кт каждый . При максимальной нагрузке одна ракета может нести 8 боевых блоков W88 или 14 боевых блоков W76, обеспечивая максимальную дальность полета - 7360 км. Использование на ракетах специальной аппаратуры астрокоррекции вместе с повышением эффективности навигационной системы позволило добиться кругового вероятного отклонения для блоков W88 - 90-120 метров.

При поражении ракетных шахт противника может использоваться так называемый способ «2 по 1», когда на одну шахту МБР одновременно нацеливается два боевых блока с разных ракет. При этом при использовании блоков W88 мощностью 475 кт вероятность поражения цели составляет 0,95. При использовании блоков W76 вероятность поражения цели при том же способе «2 по 1» составляет уже 0,84. С целью достижения максимальной дальности полета баллистических ракет на их борту обычно устанавливается 8 боевых блоков W76 или 6 боевых блоков W88.

Для самообороны каждая лодка была оснащена 4 ТА калибра 533 мм . Данные торпедные аппараты находятся в носовой части субмарины слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект лодки включены 10 торпед Mk-48, которые могут применяться и против надводных кораблей, и против подводных лодок вероятного противника.

В рамках модернизации субмарин по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все ГАК лодок типа «Огайо» были модернизированы до варианта AN/BQQ-10. Вместо 4-х ГАС была использована общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf), обладающая открытой архитектурой. Такое решение позволяет в будущем облегчить процесс апгрейда всей системы. Первой модернизацию прошла лодка «Аляска» осенью 2000 года. Новая система, помимо всего прочего, получила возможность проведения «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation). Это позволяет ПЛАРБ создавать гидрографическую карту высокого разрешения и обмениваться ею с другими судами. Разрешающая способность установленной на борту аппаратуры позволяет различать даже небольшие объекты типа мин.

Для оповещения экипажа об акустическом облучении применяется специальная станция AN/WLR-10. Совместно с ней в тот момент, когда лодка находится в надводном положении, применяется станция предупреждения о радиолокационном облучении AN/WLR-8(V)5, работающая в диапазоне 0,5-18 ГГц. Также подлодка получила 8 пусковых установок Mk2, предназначенных для постановки акустических помех и станцию гидроакустического противодействия AN/WLY-1. Основным предназначением данной станции является автоматическое обнаружение, классификация и последующее отслеживание атакующих торпед и подача сигнала на применение средств гидроакустического противодействия.

В течение 2002-2008 годов первые 4 лодки типа «Огайо» (SSGN 726 Ohio, SSGN 727 Michigan, SSGN 728 Florida, SSGN 729 Georgia), которые были вооружены МБР «Трайдент I» были переоборудованы в ПЛАРК. В результате проведенной модернизации каждая из лодок может нести на борту до 154 крылатых ракет «Томагавк» . При этом 22 из 24 имеющихся шахт были модернизированы под вертикальный пуск крылатых ракет. В каждой такой шахте можно разместить по 7 КР «Томагавк».

В то же время две ближайших к рубке шахты были оснащены шлюзовыми камерами. К этим камерам могут стыковаться мини-подлодки ASDS или модули DDS, предназначенные для выхода боевых пловцов в тот момент, когда АПЛ находится в подводном положении. Данные средства могут быть установлены на лодку как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. При этом за счет их установки частично блокируются шахты с крылатыми ракетами. К примеру, каждая ASDS блокирует сразу три шахты, а более короткий модуль DDS - две. В составе подразделения для спецопераций (морских котиков или морских пехотинцев) лодка может дополнительно транспортировать до 66 человек, а в случае проведения краткосрочной операции количество десантников на борту лодки можно довести до 102 человек.

В настоящее время ПЛАРБ типа «Огайо» продолжают удерживать пальму первенства по числу размещенных на их борту ракетных шахт - 24 и до сих пор считаются одними из самых совершенных в своем классе. Согласно оценкам специалистов, среди построенных стратегических ракетоносцев по уровню шумности с этим лодками могут соперничать лишь французские лодки типа «Триумфан».

Высокая точность МБР «Трайдент II» позволяет поражать не только сухопутные МБР, но и всю номенклатуру высокопрочных целей типа углубленных КП и шахтных пусковых установок, а большая дальность пуска (11 300 км) позволяет ПЛАРБ типа «Огайо» нести боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океане в зоне господства собственных ВМС, что обеспечивает лодкам достаточно высокую боевую устойчивость. Сочетание малой стоимости содержания и высокой эффективности данных подводных лодок, вооруженных МБР «Трайдент II», привела к тому, что морские стратегические силы занимают в настоящее время лидирующие позиции в ядерной триаде США. Вывод из эксплуатации последней лодки типа «Огайо» запланирован на 2040 год.

Тактико-технические характеристики ПЛАРБ типа «Огайо»:

Габаритные размеры: длина - 170,7 м, ширина - 12,8 м, осадка - 11,1 м.
Водоизмещение - 16 746 т (подводное), 18 750 т (надводное).
Скорость подводного хода - 25 узлов.
Скорость надводного хода - 17 узлов.
Глубина погружения - 365 м (рабочая), 550 м (предельная).
Силовая установка: атомная, водо-водяной реактор типа GE PWR S8G, две турбины по 30 000 л.с., два турбогенератора по 4 мВт, дизель-генератор мощностью 1,4 мВт.
Ракетное вооружение: 24 МБР Trident II D-5.
Торпедное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм, 10 торпед Мк-48.
Экипаж - 155 человек (140 матросов и 15 офицеров).

Фотоснимки базы «Кингс-Бей» для обслуживания ПЛАРБ тира «Огайо», приписанных к Атлантическому Флоту ВМС США:









Подводные лодки типа «Огайо» (англ. Ohio class SSBN/SSGN ) - серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок 3 поколения, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 ракетами системы «Трайдент».


Первая серия из восьми ракетоносцев была вооружена ракетами Trident I C-4 и базировалась на военно-морской базе (ВМБ) Китсэп, штат Вашингтон, на Тихоокеанском побережье США. Остальные 10 лодок, второй серии, были вооружены ракетами Trident II D-5 и размещались на ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия. В 2003 году в целях выполнения договора об ограничении вооружений была начата программа переоборудования первых четырёх лодок проекта в носители крылатых ракет «Томагавк», завершившаяся в 2008 году. Оставшиеся четыре лодки первой серии перевооружены ракетами «Трайдент-2», а все ракеты «Трайдент-1» были сняты с боевого дежурства. Из-за сокращения количества ракетоносцев на Тихом океане, часть лодок типа «Огайо» была переброшена с Атлантического океана на Тихий. Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое патрулирование, проводя в море 60% времени.

История

К началу 1960-х годов после ряда проведённых исследований американские аналитики пришли к выводу о бесперспективности стратегии «массированного возмездия». В 1950-х годах американские стратеги рассчитывали вывести из строя стратегические ядерные силы СССР превентивным ракетным ударом. Проведённые исследования показали, что одним ударом не могут быть уничтожены все стратегические цели, и ответный ядерный удар будет неотвратим. В этих условиях зародилась стратегия «реалистического устрашения». Как скажет в начале 1980-х годов начальник ГШ ВС СССР Н. В. Огарков,

…появление и быстрое совершенствование ядерного оружия поставили совершенно по новому вопрос о целесообразности войны как средства достижения политической цели.

Отказ от необходимости ведения всеобщей ядерной войны привёл к пересмотру требований к разрабатываемым стратегическим вооружениям.

Аппаратом Министерства обороны США 1 ноября 1966 года была начата исследовательская работа по стратегическим вооружениям STRAT-X. Первоначально целью программы была оценка проекта новой стратегической ракеты, предложенной ВВС США, - будущей MX. Однако под руководством министра обороны Роберта Макнамары были сформулированы правила оценки, согласно которым одновременно должны были оцениваться и предложения других родов сил. При рассмотрении вариантов производился расчёт стоимости создаваемого комплекса вооружений с учётом создания всей инфраструктуры базирования. Производилась оценка количества выживших боезарядов после ядерного удара противника. Полученная стоимость «выжившего» боезаряда была основным критерием оценки. От ВВС США, кроме МБР с развёртыванием в шахте повышенной защищённости, поступил на рассмотрение вариант использования нового бомбардировщика Б-1.

ВМС предложили систему стратегического вооружения ULMS (англ. Undersea Long-range Missile System ). Основой системы были подводные лодки с новыми баллистическими ракетами увеличенной дальности EXPO (англ. EXpanded «POseidon» ). Дальность ракеты позволяла выпускать весь боекомплект сразу после выхода из базы. Предпринимался ряд мер для увеличения времени пребывания лодки в море (включая создание нового берегового комплекса).

Программа ULMS выиграла конкурс STRAT-X. Министром обороны США было одобрено решение координационного комитета ВМФ (англ. Decision Coordinating Paper (DCP) No. 67 ) № 67 от 14 сентября 1971 года по ULMS. Было утверждено поэтапное развитие программы. На первом этапе в рамках программы EXPO создавалась ракета «Трайдент-1» увеличенной дальности в габаритах ракеты «Посейдон» и разработка новой ПЛАРБ. А в рамках второго этапа ULMS II создание ракеты больших габаритов - «Трайдент-2» с повышенной дальностью. Решением замминистра от 23 декабря 1971 года в бюджет ВМС был заложен ускоренный график работ с планируемым развёртыванием ракет в 1978 году.

В рамках эскизного проекта рассматривалось различные варианты подводных лодок с установкой от 2 до 32 ракетных шахт. Рассматривался вариант 38 000-тонной атомной подводной лодки с двумя реакторами типа S6G, однако от него отказались в силу дороговизны. Остановились на варианте использования реактора S8G, разработанного на базе реактора S5G атомной подводной лодки «Нарвал». Кривая военно-экономической эффективности имела максимум в районе 20 ракет и лодкой водоизмещением 14 000 тонн. Этот проект нравился и командованию ВМС США, однако после вмешательства подразделения системного анализа Министерства обороны США на подпись президенту лёг вариант с 24 ракетами.

Президент 15 ноября 1973 года подписал финансовый бюджет на 1974 год с выделением средств для первой подводной лодки системы «Трайдент». А 25 июля 1974 года ВМФ США заключили контракт с General Dynamics по строительству на верфи Electric Boat первой ПЛАРБ, получившей имя «Огайо».

В 1974 году первоначальной программой было запланировано строительство 10 подводных лодок. К 1981 году программа была увеличена до 15 лодок, и планировалось расширить её до 20 лодок к 1985 году. В 1989 году ВМС США планировали заказать 21 лодку, а планы на следующий год предусматривали расширение заказа до 24 ПЛАРБ. Однако в 1991 году Конгресс ограничил программу строительства 18 лодками. Основанием решения стали ограничения договора СНВ-1 и предложение администрации президента Буша.

Все 18 лодок построены на верфи Electric Boat фирмы General Dynamics в 1976-1997 годах. Первые 8 лодок серии изначально оснащались ракетами Trident I C-4. Впоследствии 4 из них были перевооружены «Томагавками», остальные получили на вооружение ракеты Trident II D-5.

Конструкция

1. сферическая антенна ГАК; 2. цистерны главного балласта; 3. компьютерный пост; 4. объединённая радиорубка; 5. гидроакустический пост; 6. центральный пост; 7. навигационный пост; 8. пост управления ракетной стрельбой; 9. машинное отделение; 10. реакторный отсек; 11. отсек вспомогательных механизмов № 1; 12. проход для экипажа; 13. отсек вспомогательных механизмов № 2; 14. торпедный отсек; 15. каюты моряков; 16. каюты офицеров; 17. ракетный отсек

Прочный корпус разделён на четыре отсека и одну выгородку, отделённую водонепроницаемой переборкой.

Первый (носовой) отсек

В этот отсек входят расположенные на четырёх палубах три группы помещений различного назначения:

  • боевого:
    • центральный пост,
    • пост управления ракетной стрельбой,
    • навигационный пост,
    • торпедное отделение,
    • радиорубка,
    • гидроакустическая рубка,
  • обеспечивающего:
    • вычислительный комплекс,
    • вентиляционная,
    • помещения кондиционеров и вспомогательных механизмов,
    • насосная,
    • аккумуляторная батарея,
  • бытового:
    • офицерская кают-компания,
    • комната отдыха,
    • буфет,
    • камбуз,
    • столовая рядового состава,
    • каюты офицерского и старшинного состава,
    • медпункт
    • учебные классы
    • аварийно-спасательные средства коллективного пользования (между центральным постом и гидроакустической рубкой).

Второй (ракетный) отсек

Этот отсек также имеет четырёхпалубную конструкцию и занимает треть прочного корпуса. В него входят:

  • 24 шахтные пусковые установки ракет, пронизывающих отсек по всей высоте,
  • пусковое и контрольно-проверочное оборудование,
  • учебный класс,
  • спальные места для боевого расчёта ракетного комплекса.

Выгородка

Выгородка примыкает к ракетному отсеку и в ней размещаются:

  • электрощиты,
  • установка для регенерации воздуха,
  • осушительные и дифферентовочные насосы.

Третий (реакторный) отсек

Длина этого отсека около 10 м, и в нём находятся:

  • ядерный реактор,
  • 2 парогенератора,
  • 2 главных циркуляционных насоса,
  • компенсатор объёма,
  • оборудование, обеспечивающее их контроль и работу.

Четвертый (турбинный) отсек

Это машинное отделение длиной 37 м, в котором находятся:

  • 2 турбогенератора,
  • 2 паротурбинные установки,
  • гребной электродвигатель,
  • преобразователи тока,
  • вспомогательная дизель-электрическая установка,
  • гидравлическая насосная станция,
  • компрессор,
  • главный конденсатор,
  • пульты управления и контроля.

Корпус

Лодки имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус цилиндрической формы с оконечностями в виде усечённого конуса дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых размещены балластные цистерны и, соответственно, сферическая антенна ГАК и гребной вал. Верхняя часть прочного корпуса покрыта проницаемой лёгкой обтекаемой надстройкой, закрывающей ракетные шахты, различное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС в кормовой оконечности. Из-за такой небольшой площади лёгкого корпуса, корабль считается однокорпусным, эта конструкция американских ПЛАРБ по мнению специалистов обеспечивает способность создавать меньшие гидродинамические шумы и достигать большей максимально малошумной скорости по сравнению с двухкорпусными лодками. Плоские переборки разделяют лодку на отсеки, каждый из которых делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках предусмотрены погрузочные люки. Рубка сдвинута к носовой части, на ней размещены горизонтальные крыловидные рули, в кормовой части оперение крестообразное, на горизонтальных рулях установлены вертикальные планшайбы.


Прочный корпус сварен из секций (обечаек) цилиндрической, конической и эллиптической формы с толщиной 75 мм. Материал - высокопрочная сталь марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм . Для увеличения прочности корпуса предусмотрены кольцевые шпангоуты, разнесённые по всей длине корпуса. Корпус также имеет антикоррозийное покрытие.

На геопортале Virtual Earth был опубликован аэрокосмический снимок дока на базе ВМС США Бангор, где проходят ремонтно-профилактические работы АПЛ класса «Огайо». На снимке хорошо различимы форма и конструктивные особенности гребного винта субмарины - секреты, которые строго оберегают разработчики.

Энергетическая установка
Примерный вид реактора типа PWR.

Энергетическая установка лодок состоит из главной и вспомогательной установок, механизмы которых расположены в 5-м и 6-м отсеках.

В главную энергетическую установку входят:

  • ядерный реактор,
  • два главных циркуляционных насоса,
  • компенсатор объёма,
  • два парогенератора,
  • биологическая защита,
  • два турбогенератора,
  • две паротурбинные установки,
  • гребной электродвигатель,
  • аппаратура управления и контроля.

Ядерный реактор - двухконтурный водо-водяной реактор под давлением (англ. PWR ) типа S8G разработки компании General Electric, состоящий из стандартного для реакторов этого типа частей: корпуса, активной зоны, отражателя нейтронов, стержней управления и защиты. Теплоноситель и замедлитель - вода высокой степени очистки (бидистиллят). Параметры первого контура: номинальное давление - 140 кгс/см² (14 МПа), температура - 300-320 °C . Реактор окружён биологической защитой, предназначенной для защиты экипажа от ионизирующего излучения и состоящей из композиционных материалов значительной массы. Диаметр реакторного отделения 12,8 м, длина - 16,8 м, общий вес - 2750 т. Активная зона содержит ядерное топливо - высокообогащённый по 235-му изотопу уран, кампания топлива составляет примерно 100 тыс. часов активной работы, что эквивалентно примерно 9-11 годам постоянного использования реактора на полной мощности или дальности плавания полным ходом 280 тыс. миль, а экономическим - 800 тыс. миль (для ПЛАРБ типа «Лафайет» этот показатель составлял 50 лет с дальностью плавания экономическим ходом 345 тыс. миль).

Паротурбинная установка состоит из двух турбин мощностью по 30 000 л. с., редуктора, конденсатора, циркуляционного насоса и паропроводов. Две паротурбинные установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин понижается редуктором до 100 об/мин и с помощью муфты передаётся на гребной вал, вращающий семилопастной гребной винт диаметром 8 м со скошенными серповидными лопастями с пониженной скоростью вращения (такая конструкция позволяет снизить шумы на скоростях патрулирования).

Турбогенераторы малооборотные многополюсные, мощностью 4000 кВт каждый, вырабатывают электроэнергию с напряжением 450 В и частотой 60 Гц, которая через преобразователь переменного тока в постоянный питает гребной электродвигатель (в этом случае паротурбинные установки не вращают гребной вал).

При разработке силовой установки был предпринят ряд мер по обеспечению низкого уровня шумов на малых и средних скоростях. Энергетическая установка подводных лодок имеет специальный малошумный режим естественной циркуляции теплоносителя первого контура с сохранением значительной части своей мощности, такой режим является основным при боевом патрулировании. В обычном режиме тепло от реактора передаётся в парогенераторы, откуда пар идёт на турбину, которая через редуктор вращает гребной винт. В малошумном режиме схема несколько усложняется - пар из парогенераторов идёт на турбогенераторы, в которых вырабатывается электроэнергия, приводящая в движение гребной винт. При этом исключается функционирование наиболее шумящих элементов - циркуляционных насосов турбин и реактора, значительно снижается мощность реактора и паропроизводящей установки, а гребной винт приводится в действие электродвигателем, питающимся от турбогенераторов вместо прямой передачи механического движения от турбин к валу, что позволяет исключить также шум редуктора, передающего это движение на гребной вал в режиме полной мощности.

Такая конструкция реактора отрабатывалась на подводной лодке USS Narwhal (SSN 671) с реактором вдвое меньшей мощности S5G. Проектные исследования выполнялись на базе реактора с возможностью естественной циркуляции теплоносителя типа S6G, устанавливаемого на атомные многоцелевые подводные лодки типа «Лос-Анджелес».

Многие конструктивные особенности лодок типа «Огайо», такие как однокорпусная осесимметричная архитектура, одновальная движительная установка, гибкие муфты, различные соединительные устройства и вставки для изоляции гребного вала и трубопроводов, множество амортизаторов и шумопоглощающие покрытия внутри корпуса, введение малошумного режима с исключением из работы циркуляционных насосов и применение низкооборотного малошумного винта специальной формы позволили снизить шумность по сравнению с ПЛАРБ типа «Лафайет» со 134 до 102 дБ.

Во вспомогательную энергетическую установку входят дизель-генератор мощностью 1400 кВт и резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с. фирмы «Магнатек». Резервный электродвигатель используется как привод подруливающего устройства при маневрировании и в случае аварии основной силовой установки. Это устройство располагается в корпусе лодки и при необходимости использования выдвигается. Оно способно вращаться на 360 градусов в горизонтальной плоскости.

По официальным данным скорость подводного хода лодок составляет 20+ узлов. Фактически ПЛАРБ способна развить скорость 25 узлов.

Вооружение

Ракетное вооружение

Основным вооружением подводных лодок типа «Огайо» являются ракеты, размещённые в 24 вертикальных шахтах, расположенных в два продольных ряда за ограждением выдвижных устройств. Изначально лодки оснащались баллистическими ракетами Trident I С-4, с ними были построены 8 первых субмарин (SSBN-726 - SSBN-733), иногда выделяемых в первую подгруппу проекта. Остальные лодки строились с более совершенными ракетами Trident II D-5. В 2003 году в соответствии с положениями ОСВ появилось требование о сокращении количества субмарин с баллистическими ракетами до 14, поэтому первые четыре лодки серии (SSBN-726 - SSBN-729) были переоборудованы в носители крылатых ракет BGM-109 Tomahawk. А оставшиеся четыре переоснащены Trident II D-5.

На лодках, вооружённых Trident I, устанавливалась система хранения и пуска ракет Mk35 mod 0, а с комплексом Trident II - Mk35 mod 1. Система состоит из шахтных пусковых установок, подсистемы выброса БРПЛ, подсистемы контроля и управления пуском и погрузочного оборудования ракет. Шахта представляет собой стальной цилиндр, жёстко закреплённый в корпусе ПЛАРБ. С целью возможности установки «Трайдент-2» ракетная шахта по сравнению с предыдущими лодками типа «Лафайет» была увеличена (диаметр составляет 2,4 м, а длина - 14,8 м). Шахта сверху закрывается крышкой с гидравлическим приводом. Крышка обеспечивает герметизацию шахты и рассчитана на то же давление, что и прочный корпус. На ней расположены четыре контрольно-наладочных лючка для проведения осмотров. Специальный механизм блокировки обеспечивает защиту от несанкционированного проникновения и управляет открытием крышки и технологических лючков.


Внутри шахты устанавливается пусковой стакан и оборудование подачи парогазовой смеси. Пусковой стакан накрывается мембраной, предотвращающей попадание воды внутрь при открывании крышки во время старта. Мембрана имеет куполообразную форму и изготавливается из фенольной смолы, армированной асбестом. При запуске ракеты с помощью установленных на её внутренней стороне профилированных зарядов взрывчатого вещества мембрана разрушается на центральную и несколько боковых частей. Пусковая шахта оснащена штекерным разъёмом нового типа, предназначенным для соединения ракеты с системой управления стрельбой, автоматически отсоединяемым в момент пуска ракеты. На «Огайо» установлена система управления стрельбой Mk 98, позволяющая перевести все ракеты в состояние минутной готовности к старту в течение 15 минут. Во время предстартовой подготовки система производит расчёт данных стрельбы, ввод их в ракету, производит предстартовую проверку и осуществляет контроль готовности к запуску. Входящий в Mk 98 вычислительный комплекс во время предстартовой подготовки может производить перенацеливание одновременно всех ракет.

Перед пуском в шахте создаётся избыточное давление. В каждой шахте для формирования парогазовой смеси установлен пороховой аккумулятор давления (ПАД). Газ, выходя из ПАДа, проходя через камеру с водой, частично охлаждается и, поступая в нижнюю часть пускового стакана, выталкивает ракету с ускорением порядка 10g. Ракета выходит из шахты со скоростью приблизительно 50 м/с . При движении ракеты вверх происходит разрыв мембраны, и в шахту начинает поступать забортная вода. Крышка шахты закрывается автоматически после выхода ракеты. Вода из шахты выкачивается в специальную заместительную цистерну. Для удержания подводной лодки в стабильном положении и на заданной глубине производится управление работой гироскопических стабилизирующих устройств и перекачка водного балласта.

Пуск ракет может осуществляться с 15-20-секундным интервалом с глубины до 30 м, при скорости хода около 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Все ракеты могут быть выпущены в одном залпе (испытательные пуски всего боекомплекта никогда не производились). В воде происходит неуправляемое движение ракеты, и после выхода из воды по данным сигнала датчика ускорений включается двигатель первой ступени. В штатном режиме включение двигателя происходит на высоте 10-30 м над уровнем моря.

Высокая точность определения местоположения подводной лодки обеспечивается установленной аппаратурой коррекции навигационных данных систем Лоран-С и NAVSTAR. Применение этих систем и внедрение системы ESGN с гироскопами с электростатической подвеской ротора позволило повысить точность определения координат в 4-6 раз по сравнению с лодками предыдущих типов.

Ракета Trident II D-5 оснащается двумя типами боевых блоков - W76 мощностью 100 кт и W88 мощностью 475 кт. При максимальной нагрузке ракета способна забросить 8 блоков W88 или 14 блоков W76 на дальность 7360 км. Применение на ракете аппаратуры астрокоррекции в совокупности с повышением эффективности навигационной системы позволило получить для блоков W88 КВО 90-120 м . При поражении ракетных шахт противника используется так называемый способ «2 по 1» - нацеливание на одну шахту МБР двух боевых блоков с разных ракет. При этом вероятность поражения цели составляет 0,95. Производство блоков W88 было ограничено 400 единицами. Поэтому большинство ракет вооружается боеголовками W76. В случае использования двух менее мощных блоков при способе «2 по 1» вероятность выполнения задачи снижается до 0,84.

На данный момент в соответствии с договором ОСВ ракеты на подводных лодках не могут нести больше 8 боеголовок. С целью достижения максимальной дальности на ракетах устанавливается 6 ББ W88 или 8 ББ W76. Поэтому в 2007 году общее количество развёрнутых на БРПЛ боеголовок составляло 404 шт. W88 и 1712 шт. W76. Согласно заявлению контр-адмирала Реймонда Джонса младшего (англ. Raymond G. Jones ) боеголовками W88 оснащены только первые четыре лодки второй серии.

Каждый из 4 ПЛАРК вооружён 154 крылатыми ракетами «Томагавк», 22 из 24 ракетных шахт были модернизированы под вертикальный пуск КР. В каждой модернизированной шахте размещено по 7 ракет. Две ближайших к рубке шахты оснащены шлюзовыми камерами. К ним стыкуются мини-подлодки ASDS (англ. Advanced SEAL Delivery System ) или модули DDS (англ. Dry Deck Shelter ) для обеспечения выхода боевых пловцов, когда лодка находится в подводном положении. Эти средства могут устанавливаться как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. При этом частично блокируются шахты с ракетами «Томагавк». Каждая установленная ASDS блокирует три шахты, а более короткий DDS - две. Подводная лодка может дополнительно транспортировать до 66 человек в составе подразделения для спецопераций (морпехов или морских котиков). В случае краткосрочных операций это количество может быть увеличено до 102 человек.

Торпедное вооружение

Все лодки имеют четыре торпедных аппарата для самообороны. Они находятся в носовой части лодки слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект входит десять торпед Mk-48, которые могут использоваться против подводных лодок и надводных кораблей.

Радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование

При постройке «Огайо» получили гидроакустическую станцию AN/BQQ-6, являющуюся модификацией ГАК AN/BQQ-5 многоцелевых АПЛ. В ГАК ПЛАРБ используется в основном пассивный режим работы. В ГАК AN/BQQ-6 входит ряд гидроакустических станций. Основу комплекса составляет активно-пассивная гидроакустическая станция AN/BQS-13 с ограниченными, по сравнению с установленной на AN/BQQ-5, возможностями в активном режиме. Станция имеет сферическую антенну диаметром 4,6 м, состоящую из 944 гидрофонов. Конформная пассивная шумопеленгаторная ГАС AN/BQR-23 состоит из 104 гидрофонов, расположенных по окружности носового обтекателя. Пассивная ГАС AN/BQR-15 оснащается протяжённой буксируемой антенной TB-29 длиной 47,7 м на тросе длиной 670 м. Обработка сигнала этой ГАС производится с помощью вычислительных мощностей ГАС AN/BQR-23. В сложенном положении антенна располагается в верхней части корпуса по левому борту. Для навигации используется активная гидроакустическая станция AN/BQR-19. В сложной подлёдной обстановке и противоминных операциях используется активная ГАС малой дальности AN/BQS-15. В надводном положении используется радар AN/BPS-15A (на SSBN 741-743 установлен AN/BPS-16).

В процессе модернизаций по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все ГАК американских лодок, включая AN/BQQ-6 модернизированы до варианта AN/BQQ-10. Вместо четырёх ГАС использована общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf) с открытой архитектурой. Это позволит в будущем облегчить апгрейд систем. Новая система также обладает возможностями «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation), позволяющая формировать гидрографическую карту высокого разрешения (разрешающая способность позволяет различать мелкие объекты типа мин) и обмениваться ею с другими кораблями флота. Первой этот апгрейд прошла Аляска осенью 2000 года.


Для оповещения о акустическом облучении используется станция AN/WLR-10. Совместно с ней в надводном положении используется станция предупреждения о радиолокационном облучении AN/WLR-8(V)5, работающей в диапазоне 0,5-18 ГГц. ПЛАРБ оснащены 8 пусковыми установками Mk2 для постановки акустических помех и станцией гидроакустического противодействия AN/WLY-1. Станция предназначена для автоматического обнаружения, классификации и отслеживания атакующих торпед и выработки сигнала на использование средств гидроакустического противодействия. Субмарины оснащались имитатором Mk70 MOSS (Mobile Submarine Simulator), выстреливаемого из торпедного аппарата. Однако на сегодняшний момент все имитаторы выгружены на берег и находятся на долговременном хранении.

Лодки оснащаются перископами Kollmorgen Type 152 и Type 82.

Инциденты

ПЛАРБ дата место описание инцидента
USS Florida (SSGN 728) 19 декабря 1983 Пролив Лонг-Айленд USS Florida получила лёгкие повреждения при столкновении в подводном положении с неопознанным предметом в ходе ходовых испытаний в проливе Лонг-Айленд. Пострадавших не было.
USS Georgia (SSGN 729) 22 марта 1986 Близ островов Мидуэй Буксир USS Secota (YTM 415) лишился управления из-за потери электропитания и врезался в кормовые рулевые поверхности USS Georgia. Буксир затонул практически сразу же после эвакуации экипажа на ПЛАРБ. Десять членов экипажа были спасены, однако двое утонули. USS Georgia повреждений не получила.
USS Nevada (SSBN 733) 1987 Западное побережье США В конце июня - начале июля на USS NEVADA произошла авария во время проведения регламентных операций после неправильной установки силового привода во время ремонта на верфи Ньюпорт-Ньюс в феврале - апреле. Ущерб был оценён в несколько миллионов долларов и послужил причиной отмены перевода лодки в её новый порт приписки ВМБ Бангор. Представитель ВМС США заявил, что «инцидент не представлял опасности для лодки и экипажа, и корабль продолжил свою деятельность».
USS Henry M. Jackson (SSBN 730) 6 ноября 1987 Прибрежные воды близ Бангора, штат Вашингтон USS Henry M. Jackson столкнулся с рыбацкой лодкой South Paw. ВМС США выплатили в качестве компенсации 25 721 $.
USS Pennsylvania (SSBN 735) 29 сентября 1989 Порт Канаверал, Филадельфия Недавно принятая в состав флота USS Pennsylvania села на мель при входе в канал, ведущий к порту Канавералканал во время своего первого посещения мыса Канаверал для проведения ракетных стрельб. Буксиры сняли лодку с мели через два часа, и представитель флота заявил: «Насколько мы знаем, все в порядке».
USS Kentucky (SSBN 737) 19 марта 1998 Пролив Лонг-Айленд USS Kentucky столкнулся с многоцелевой АПЛ «Сан-Хуан» (SSN 751). В момент столкновения ПЛАРБ находилась на поверхности, а «Сан-Хуан» в подводном положении. По официальным данным ВМС США подводные лодки получили лёгкие повреждения и вернулись на военно-морскую базу Гротон для осуществления проверки. Никто не пострадал.
USS Florida (SSGN 728) 27 августа 2003 Верфь Норфолк USS Florida пострадала от лёгкого пожара над реакторным отсеком во время проведения капитального ремонта на верфи Норфолка. Погибших не было, но незначительные травмы получили четыре человека.
USS Nebraska (SSBN 739) 20 сентября 2008 Близ острова Оаху, Гавайи Матрос был смертельно ранен во время инцидента USS Nebraska, находившейся в подводном положении. Старшина производил уборку в кормовом отсеке вспомогательных механизмов. Проигнорировав предупреждающие знаки, он работал в опасной близости от механизма рулевого привода. Во время совершения ПЛАРБ левого разворота матрос не удержал равновесие и, упав на механизм привода, получил травму таза. Несмотря на своевременное оказание неотложной медицинской помощи и эвакуации с борта лодки вертолётом береговой охраны, он скончался по дороге в госпиталь.

Современный статус и дальнейшие планы


В настоящее время в строю состоят все 18 лодок этой серии. Согласно накопленной статистике, ПЛАРБ совершают три-четыре патруля в год, проводя в открытом море 50-60 % времени (данные 2008 года). В 2008 году было выполнено 31 патрулирование, средней продолжительностью 60-90 суток.

19 февраля 2009 года состоялось чествование экипажа атомной подводной лодки «Вайоминг», которая завершила свой 38-й патрульный рейд 11 февраля. Этот рейд стал тысячным для подводных лодок данного проекта.

Одним из результатом договора по сокращению наступательных вооружений СНВ-III стало изменение политики развития ядерных стратегических сил США. Основные положения данной политики на ближайшее будущее зафиксированы в Nuclear Posture Review Report 2010, обнародованном министерством обороны США. В соответствии с этими планами намечается со второй половины 2020-х годов начать постепенное уменьшение количества развёрнутых ракетоносцев с 14 до 12.


Сокращение будет происходить «естественным способом», по мере вывода из боевого состава лодок с истекшими сроками эксплуатации. Вывод первой лодки запланирован на 2027 год. На замену лодками типа «Огайо» должны прийти ракетоносцы нового типа, проходящие на данный момент под аббревиатурой «SSBN(X)». В 2010 году на исследовательские работы по данной теме в бюджете ВМС США заложена сумма в 497,4 млн долларов. Всего запланировано строительство 12 лодок нового типа. Ожидается, что строительство каждого ракетоносца обойдётся американскому налогоплательщику в 6-7 млрд долларов в ценах 2010 финансового года.

Новые ракетоносцы должны иметь меньшее количество ракетных шахт (обсуждаются цифры 12, 16 и 20), что связано с сокращением общего количества боеголовок морских стратегических сил США, но сами ракетные шахты должны быть большего диаметра. Отличительной особенностью должна стать энергетическая установка лодок нового типа. Она будет рассчитана на полный 40 летний срок службы подводной лодки без перезагрузки активной зоны реактора и необходимости проведения капитального ремонта. Ввод в строй первой лодки типа SSBN(X) запланирован на 2028 год. К 2030 году общее количество ракетоносцев ВМС США станет равным 12 - из них два типа SSBN(X) и 10 типа «Огайо». Затем планируется при вводе в строй каждой лодки типа SSBN(X) выводить из состава флота одну «Огайо». К 2040 году запланирован ввод в строй последней лодки нового типа и, соответственно, вывод из эксплуатации последней лодки типа «Огайо».

Оценка проекта

На сегодняшний момент ПЛАРБ типа «Огайо» удерживают мировой рекорд по количеству размещённых ракетных шахт - 24 и по праву считаются одними из самых совершенных в своём классе. По оценкам специалистов среди построенных ракетоносцев по уровню шумности с ними могут соперничать только французские типа «Триумфан».

Высокая точность ракет «Трайдент-II» позволяет, наряду с сухопутными МБР поражать всю номенклатуру высокопрочных целей типа шахтных пусковых установок и углублённых командных пунктов. Большая дальность ракетного комплекса «Трайдент» позволила лодкам типа «Огайо» осуществлять дежурство в Атлантическом и Тихом океанах в зонах господства своих ВМС, что обеспечило им высокую боевую устойчивость. Высокая эффективность и сравнительно малая стоимость содержания ПЛАРБ, вооружённых ракетами «Трайдент-2», привела к тому, что морские стратегические силы занимают лидирующие позиции в ядерной триаде США и по состоянию на 2007 год обеспечивают развёртывание 2116 из общего количества в 3492 боезаряда, что составляет 60 %.