Уход за лицом: жирная кожа

Школьная библиотека – это мозг школы. Надо что-то новое, да где ж его взять

Школьная библиотека – это мозг школы. Надо что-то новое, да где ж его взять

За последние 5-6 лет, наверное, ни одно структурное подразделение школы не изменилось так кардинально, как библиотеки. Из хранилищ старых, потрепанных книг и учебников они превратились в информационные центры школ, гимназий, лицеев. Если раньше гордостью и пределом мечтаний библиотекарей были видеомагнитофоны с десятком видеокассет и музыкальные центры, то сейчас нормой становятся АРМ пользователей с выходом в Интернет и копировально-множительная техника. А хозяином и смотрителем всего этого богатства является школьный библиотекарь.

В библиотеке гимназии № 9, в которой я работаю уже восьмой год, новая эра - эра модернизации и информатизации - началась с декабря 2004 года - с момента появления первого АРМ библиотекаря (компьютера и принтера). Началась новая жизнь и у меня - школьного библиотекаря. Чтобы быть всегда чуть-чуть впереди пользователей - потребителей информации, знать чуть-чуть больше, приходилось (да и сейчас приходится) постоянно учиться, совершенствоваться, приобретать новые знания и умения в сфере ИКТ и применять их на практике, в библиотечной работе.

Библиотека преобразилась и внешне - удобная мебель, 2 читальные зоны - одна для детей, другая - для ребят среднего и старшего звена и учителей, компьютерная зона. Происходит замена ветхого книжного фонда, приобретаются детские книжки, напечатанные на хорошей бумаге, с яркими иллюстрациями. И это очень важно, ведь библиотека и печатные книги - понятия пока еще неразрывные.

Стремительно ворвавшиеся в размеренную жизнь школьных библиотек электронные информационные ресурсы - электронные издания (учебно-наглядные пособия, хрестоматии по литературе, энциклопедии, интерактивные карты и т.п.), ЭБД, Интернет-ресурсы - предоставили библиотекарям неограниченные возможности справочно-информационного обслуживания пользователей. Если раньше частенько было сложно найти какую-то информацию, то теперь, наверное, сложно ее не найти.

Копировально-множительная техника (в нашей библиотеке 8 единиц такой техники - подсчитала для отчета и сама ахнула - так много!) значительно облегчает повседневную библиотечную работу: с оформлением выставок, копированием текста, сканированием картинок и фотографий отлично справляются принтеры (особенно нежно мною любимый цветной принтер), сканер, копир, только нажимай необходимые кнопки.

А как изменилась работа с читателями! Презентации, видеоряды делают массовые мероприятия зрелищными, запоминающимися. Книжные выставки, викторины, обзоры - при их подготовке и проведении тоже можно использовать ИКТ.

Не забываю я и о библиотечной программе АИБС МАРК-SQL. Продолжаю создавать электронный каталог. Наверное, как нам обещали, когда-нибудь электронные каталоги городских школьных библиотек соединятся в единую библиотечную сеть, и библиотечные фонды станут открытыми. Только вот не знаю, хотела бы я выдавать из фонда своей библиотеки печатные или электронные издания ученикам других школ? Наверное, нет. Хотя жизнь так быстро меняется, меняя и нас самих…

Можно ли говорить о том, что все проблемы школьных библиотек остались в прошлом, и впереди - светлое будущее? Конечно, нет. Уходят одни проблемы, вместо них появляются другие.

Почти все школьные библиотеки расположены в небольших помещениях (обычный школьный кабинет), поэтому ограничен размер компьютерной зоны - для нашей библиотеки три АРМ пользователей - это предел. Уже устарели компьютеры, когда-то казавшиеся чудом техники - два компьютера необходимо заменить, нужны и новые принтеры к ним.

Интернет становится самым востребованным источником информации, но глобальная сеть породила проблему информационной безопасности детей и подростков. Если в школьной библиотеке ученики ищут необходимую информацию в Интернете, именно школьный библиотекарь должен обеспечить ее безопасность для физического и психического здоровья пользователей. Для этого сам библиотекарь должен свободно ориентироваться в информационном пространстве Интернета, владеть навыками быстрого и безопасного поиска информации.

В нашей библиотеке существует правило - ученики с 1 по 7 класс выходят в Интернет только в сопровождении учителя или библиотекаря. Кроме того, создаются базы данных безопасных сайтов, все АРМ снабжены памятками по безопасному поиску информации, проводятся индивидуальные беседы с учащимися перед выходом в Интернет.

Наверное, всех библиотекарей волнует проблема «нечтения» ребят. Перестали дети и подростки читать - не по программе, за оценку - с этим все нормально, а для души.

Из толпы первоклассников, каждую перемену стоящих в очередь, чтобы взять или поменять книгу, к пятому классу остается 15-20 читающих ребятишек (на всю параллель!), а к 10-11 классу - 1-3 постоянных читателя. Мне кажется, что и электронные книги эту проблему не решат. Свой досуг современные дети и подростки проводят за компьютером - играют или общаются в социальных сетях. Чтение теперь скорее наказание для детей, чем любимое занятие.

Говорят, что проблемы не надо решать, надо подниматься над ними. Поэтому, несмотря на все трудности своего бытия, школьные библиотеки живут - по-разному, но живут, и, надеюсь, будут жить, помогая и ученикам, и учителям в трудном деле народного образования.

Современная школа

УДК 026 ББК 78.39

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТА СТРАТЕГИИ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

Олефир С. В.

г. Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Статья посвящена вопросам реализации проекта образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающей изменение качества образования и требующей согласованных действий всей инфраструктуры образования и современной школьной библиотеки.

В проекте образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Обратим внимание, в первую очередь, на формирование творческих компетентностей. В сфере образования российских и многих зарубежных стран в последние десятилетия широко употребляется несколько понятий: «грамот-

ность», «компетенция» и «компетентность» и др. В отношении к информационным

требованиям к образованию применяется также термин «информационная культура». Важность этих понятий так велика для будущего информационного общества, общества знаний, что сами термины и их концептуальная структура обсуждаются на уровне ЮНЕСКО. Для определения перспективы организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в процессе модернизации образования примем следующее соотношение этих понятий: грамотность ^ компетентность ^ культура.

Что подразумевает термин грамотность? По мнению X. Лау, проводившего исследования, с вязанные с терминологией в сфере работы с информацией под эгидой ЮНЕСКО грамотность - «состояние образованности». Этот термин имеет как качественную, так и временную характеристику. Если раньше «грамотным» был человек, который научился писать и читать, то

Научное обеспечение системы

Научно-теоретический журнал Ш9 ^ ..

повышения квалификации кадров

сегодня значение этого термина употребляется гораздо шире. Термин «грамотность», как минимальное и обязательное требование к обучению, связан, прежде всего, с социальными проблемами и аспектами образования. Приобретение базовых основ грамотности и умения учиться в течение всей жизни становится главным умением и качеством личности, основой новой грамотности. Следовательно, грамотность, как базовый уровень обученности, приобретается на начальных этапах образования и становится платформой для получения последующих образовательных компетентностей.

В 2006 году в рамках Саммита по информационной грамотности на международном уровне были определены различные виды грамотности, в числе которых:

- «Базовая (Основная) Грамотность» («Basic Literacy»): способность личности использовать язык - читать, писать, слушать и говорить на уровнях, необходимых для функционирования на работе и в обществе, для того чтобы достигнуть своих целей и развивать знания и личностный потенциал в этом цифровом веке.

- «Медиаграмотность» («Media Literacy»): способность интерпретировать, использовать, оценивать и создавать образы и видеоизображения, используя как обычные, так и новые медиа XXI века таким способом, чтобы развивать критическое размышление, информированное принятие решений, коммуникацию и изучение.

- «Информационная Грамотность» («Information Literacy»): способность оценивать информацию в широком диапазоне медиа; понимать, когда информация необходима, уметь определить ее местонахождение, синтезировать и эффективно использовать информацию печатных материалов и электронных медиа, то есть уметь и знать, как учиться.

Акцентируем внимание на том, что обученность чтению является основой как «базовой» грамотности, так и «информационной» грамотности, то есть лежит в основе самого процесса обучения. В зарубежных европейских странах, Азии, Америке многочисленными исследованиями доказано, что чтение, приобретенное на этапе начального образования, поддерживаемое

школьными библиотеками, остается базой для получения образования и в век новых информационный технологий. Поэтому почти во всех странах важнейшей названа грамотность чтения, имеющая широкий смысл. В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA под «грамотностью чтения» понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Таким образом, оценивается не техника чтения, а способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения. «Грамотность чтения» тесно связана с функциональной грамотностью, то есть умениями и навыками, необходимыми для успешного «функционирования» в обществе. Она подразумевает комплекс умений и навыков взаимодействия с различными видами текстов, то есть умения читать, понимать, оперировать с самыми различными видами текстовой информации

Современная школьная библиотека, работая с учащимися начальных классов, должна предоставлять ресурсы и поддерживать учащихся в получении базовой, медиа и информационной грамотности, повышать грамотность чтения, помогать учащимся в овладении навыками информационного поиска, быть полноправным партнером педагогов в обучении школьников, работать с родителями. Именно такие рекомендации даны Международной ассоциацией чтения, отражены в Манифесте школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО . И эти рекомендации соответствуют основополагающим документам по модернизации образования, определяющим в качестве результатов образования набор ключевых компетентностей. Трактовки понятия «компетентность» различны в российской и зарубежной педагогике, но акцент делается на способностях учащегося к деятельности.

По А. В. Хуторскому , «компетенция» -это заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необхо-

димой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность же - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, под «компетентностью» будем понимать совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностнозначимой сфере.

Именно компетентностный подход как к обучению школьников, так и к деятельности современной школьной библиотеки позволит достичь главного результата школьного образования, сформулированного в проекте стратегии «Наша новая школа» (далее Стратегия) - соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем (в нашем случае - технологии работы с информацией). Школьники будут вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, научатся изобретать, понимать и осваивать новое, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Каждая библиотека общеобразовательного учреждения должна ставить своей задачей поддержку исследовательских, аналитических, коммуникативных навыков школьников, это важнейшие векторы будущего образования.

Как следствие измененных требований к образованию, в Стратегии предполагается иная школьная инфраструктура, значительные изменения роли школьной библиотеки в «Новой школе».

Остановимся на функциях, задачах школьной библиотеки в контексте Стратегии. В проекте Стратегии «Наша новая школа» определено пять ключевых направлений развития общего образования.

1. Обновление образовательных стандартов. Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти

компетентности, связанные с идеей опережающего развития, всё то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Это направление Стратегии определяет основные целевые установки как образовательного учреждения в целом, так и школьной библиотеки - участника образовательного процесса.

Международное сообщество, работающее в сфере образования, выделило четыре составляющие обучения: учиться получать знания (learning to know); учиться применять эти знания (learning to do); учиться жить вместе (learning to live together); учиться быть личностью, несущей ответственность за общие судьбы (learning to be). За этими словами, формулирующими цели и смысл образования, для преподавателей стоит новая понятийная система, где вместо привычной формулировки цели -изучать предмет, нормой становится глагол учиться, подчеркивающий, что под влиянием добываемых знаний меняется сама модель поведения человека.

Первая составляющая - школьник учится добывать, обрабатывать знания из книги, учебника, вырабатывает умения, навыки; вторая составляющая - уметь их использовать; третья -учиться жить вместе, то есть общаться; она предполагает применение коммуникативной методики обучения, которая сегодня оперирует такими компонентами общения, как речевой, социальный и культурный; четвертая составляющая определяет психолого-педагогический аспект обучения, она нацелена на то, чтобы помочь обучаемым осознать себя как личность, сформировать адекватную самооценку, воспитать в себе толерантность, уважение к другим людям, другой культуре, языку, обычаям, ценностям.

Новые стандарты образования требуют компетентностного подхода, но на данный момент не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это прежде всего заказ общества по подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

1 Научное обеспечение системы

повышения квалификации кадров

В российской стратегии модернизации образования выделен набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. В работах академика Международной педагогической академии А. В. Хуторского особо важными названы «образовательные компетенции», имеющие прямое отношение к деятельности школьных библиотек.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В этом плане приоритетными должны стать следующие четыре принципа: принцип личностноориентированного обучения; принцип деятельностного обучения; принцип коммуникативного обучения; принцип когнитивного обучения -при сохранении общедидактических положений. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

Следовательно, образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Названные принципы и компетентностный подход к обучению позволяют полнее использовать резервы самостоятельной работы, то есть сделать шаг к переходу школы от установки на воспроизведение материала к его пониманию. Они открывают путь к личностно-комфортным, развивающим, интенсифицирующим, активизирующим, игровым формам организации учебного процесс и отводят ведущую роль чтению,

работе с текстом в процессе обучения, обучению чтению. Работа с текстом: информационным, повествовательным и текстом-рассуждением (объяснение, убеждение, изложение точки зрения, дискуссия, полемика) позволяет формировать образовательные компетентности учащихся. Количественные характеристики текстов (объем, длина предложения) определяются возрастом обучающихся, их уровнем обученности и целью работы с ними.

В статье Н. Н. Сметанниковой о значении чтения в решении задач образования доказывается, что целью обучения чтению становится обучение стратегиям чтения для решения познавательных и коммуникативных задач, таких, как общее понимание, полное понимание, критическое понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация текста и его комментирование. Для достижения данной цели школьникам требуется овладеть различными видами и типами чтения. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка. Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.

Трудно переоценить роль чтения в формировании образовательных компетентностей школьников. Но современное предметное обучение не позволяет вести обучение чтению в рамках какого-либо учебного предмета. Для использования чтения как вида учебной деятельности целесообразно ввести предмет «чтение» или, как его еще называют, «подходы к учению» в средней школе. Этот предмет в средней школе, переосмысленный в связи с обсуждавшимися подходами, высвободит время учащихся, поскольку это будет «научный» подход к подготовке ими домашних заданий, интенсифицирующий их усилия. Разумеется, переосмысливается роль учителя чтения, что в

свою очередь, требует введения в вузах новой специальности, включающей и педагогику, и психологию, и библиотечное дело, и другие области знания. Ряд школьных библиотекарей, повысив свою квалификацию в вопросе обучения стратегиям чтения, могли бы уже сейчас начать обучение школьников, формирование их читательской компетентности как основы обновленного образования.

В «Концепции поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области» определена возрастающая значимость чтения как базовой интеллектуальной технологии, важнейшего ресурса личностного роста, источника приобретения знаний и преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. «Для членов общества чтение является незаменимым средством трансляции и освоения ценностей мировой культуры, основной составляющей образованности и культурной компетентности личности и, следовательно, подготовки к жизни в глобальном информационном обществе».

Обратимся к иерархии образовательных компетенций. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапред-метное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), предлагается трехуровневая иерархия компетенций:

Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

Общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

Предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

С данных позиций представляется важным рассмотреть ключевые образовательные компетенции и соотнести их с функциями библиотек общеобразовательных учреждений: информационными, образовательными, культурными.

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это

компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Фонд школьной библиотеки может способствовать формированию индивидуальной образовательной траектории ученика и программы его жизнедеятельности в целом. Данная компетенция соотносится с информационной функцией школьной библиотеки.

2. Общекультурные компетенции. Круг во-

просов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-

нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Выполняя культурные функции, школьная библиотека поддерживает ученика в освоении общекультурной компетентности, формирует его научную картину мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка учебнопознавательной деятельности. Эти компетенции соотносятся с образовательной функцией и могут развиваться школьным библиотекарем в рамках формирования информационной культуры, функциональной грамотности и методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необ-

ходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Информационные компетентности развиваются в школьной библиотеке в ходе освоения учащимися основ библиотечно-библиографических знаний, при формировании информационной культуры школьника.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дискуссионные формы массовой работы школьной библиотеки способствуют развитию коммуникативных компетентностей школьникам.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гра-жданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Школьная библиотека может способствовать формированию социально-трудовых компетентностей в ходе профориентационной работы и гражданского воспитания.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержек, безопасной жизнедеятельности личности. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Школьные библиотеки должны предоставить свои фонды для развития данных компетентностей.

Овладение перечисленными образовательными компетенциями требует высокого уровня навыков работы с информацией, речь идет не только об информационной компетентности, но

и об информационной культуре личности школьника. Следует подчеркнуть, что значительная часть знаний и умений по работе с информацией в общеобразовательных учреждениях трактуется как общеучебные знания и умения, зафиксированных в государственном стандарте основного общего образования. Их формирование справедливо рассматривается в педагогике в качестве задачи особой важности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности школьников. В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т. п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинения, реферата, рецензии и др.).

Н. И. Гендина, эксперт программы ЮНЕСКО «Информация для всех» , определяет информационную культуру личности как «одну из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием традиционных технологий и ИКТ». Информационная культура современного школьника определяется как его умение:

Осознать и сформулировать потребность в информации для решения той или иной проблемы;

Выработать стратегию поиска информации;

Найти соответствующую информацию;

Оценить качество информации: полноту, достоверность, актуальность, объективность;

Сформировать собственное отношение к этой информации;

Представить (аудитории или самому себе) свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

Оценить эффективность проделанной работы;

Осознать влияние тех знаний, которые были получены в ходе решения задачи, на его личные позиции и поведение.

Формирование информационной культуры школьника относится к основным задачам современной школьной библиотеки.

2. Второе ключевое направление развития общего образования в Стратегии «Наша новая школа» определено как система поддержки талантливых детей. В рамках второго направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Это также должно быть подкреплено созданием стимулов для издания и распространения современной учебной литературы, распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек. Основная зона ответственности школьных библиотек - формирование информационно-образовательной среды для развития у учащихся читательской компетентности, навыков приобретения новых знаний, отбора, оценки и использования традиционных и электронных образовательных ресурсов. В условиях новой информационной среды школьной библиотеки талантливые учащиеся смогут проявить свои образовательные и творческие способности, результаты же их творчества позволят превратить школьную библиотеку в ресурсную инновационную площадку.

3. Третье направление - развитие учитель-

ского потенциала. И здесь школьная библиотека может внести значительный вклад, поддерживая педагогическую деятельность современными информационными ресурсами, повышая информационную культуру педагога-

предметника. Отдельной задачей в этом направлении названо привлечение в школу учите -лей, имеющих базовое непедагогическое образование. С учетом важности обучения стратегиям чтения, такими педагогами могут стать учителя чтения или консультанты по чтению, как это принято в Великобритании, Финляндии, Португалии.

4. Четвертое направление - современная

школьная инфраструктура. Облик школ как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться: «новые по архитектуре и дизайну привлекательные школьные здания; .... медиацентры и библиотеки; ... грамотные

учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития».

В статье А. И. Адамского «Школа 202: комплексный проект модернизации российского образования» отмечается, что ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащихся, следовательно, их самостоятельный доступ учебным ресурсам и технологиям самообразования. Для этого в школе, в школьной библиотеке должен быть обеспечен доступ к электронным библиотекам, библиотекам цифровых образовательных ресурсов на российском и мировом образовательном пространстве. Школа, где библиотека - ресурсный центр - необходимое условие формирования качественного современного образования. На заседании Госдумы 1 июня 2009 года было отмечено, что школьные библиотеки должны стать не просто хранилищем книг, но информационным, культурным и досуговым центром для учащихся. Должно быть выработанное профессиональным сообществом и утвержденное министерством ядро фонда школьной библиотеки, без чего она не должна существовать. Предложено включить комплектование фондов школьных библиотек в параметры оценки работы директора школы.

К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести и развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Для школьного библиотекаря важным нормативным документом является принятая в конце 2006 года Национальная программа поддержки и развития чтения в России, в которой отражено развитие взаимодействия школьной библиотеки с другими

повышения квалификации кадров

учреждениями в продвижении чтения. Задачи программы определены следующим образом:

Упорядочение социокультурного про-

странства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения - библиотек, образовательных и культурно-просветительских учреждений,

книжной индустрии, индустрии производства и распространения СМИ, системы популяризации чтения, системы подготовки кадров для инфраструктуры чтения, системы научно-

методического изучения проблем чтения;

Создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры чтения, обеспечивающие упорядочение соответствующего социокультурного пространства;

Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения.

В формулировках программы просматривается компетентностный подход, принятый в образовании. Создатели программы отводят школе, школьной библиотеке важнейшую роль в формировании читательской компетенции, как основы для будущих социальных достижений обучающихся, формирования их личности, отношения к себе и окружающим, культурной компетентности.

5. Пятое направление - здоровье школьников. Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Формирование в школьной библиотеке фонда, поддерживающего данное направление, будет способствовать интересу школьников к собственному здоровью.

В Стратегии явным образом не прозвучала задача формирования новой концепции воспитания школьников. Однако 1 июня 2009 года Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, Комитет по культуре, Комитет по образованию провели парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей» . Депутаты, представители органов го-

сударственной власти и общественности - специалисты в области библиотечного дела, представители издательств отметили, что чтение способно воспитать духовность и культуру, развить интеллект у ребенка. От того, как привита ребенку любовь к чтению, зависит, каким он войдет в мир познания, поэтому так необходимо развивать именно школьные библиотеки. Школьная библиотека может и должна стать не только информационным, но и воспитательным центром, необходимо внести в закон об образовании поправки, обязывающие учредителя образовательного учреждения регулярно обновлять библиотечные фонды, изменить положение о школьной библиотеке, повысить статус школьного библиотекаря. Школьная библиотека - это место, где сосредоточены все возможности, для того чтобы наши дети овладели культурным кодом нашей нации, человеческим кодом культуры. Вопросы патриотического, духовно-нравственного, гражданского воспитания, вероятно, станут отдельным направлением Стратегии модернизации «Наша новая школа».

Комплексный проект модернизации образования одним из направлений развития образования определяет решение проблемы качества образования. Регионы, которые обеспечат высокое качество образования, будут способны конкурировать на международном уровне в сфере образования. Для этого требуется максимальная гибкость и нелинейность форм образования, включение процессов получения и обновления знаний во все производственные общественные процессы, смена основ социального позиционирования: от материального капитала однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации и конкретности.

Эта модель нового качества образования в полной мере относится к кадрам школьной библиотеки. Наличие двух инновационных контуров образования: контур продвижения инноваций (представляется проектным заданием «сверху») и контур отбора и освоения инноваций требует профессиональной рефлексии. В заседании Госдумы, посвященном деятельности школьных библиотек, отмечены проблемы кадрового обеспечения школьных библиотек, не-

обходимость госзаказа на подготовку кадров для библиотечного обслуживания детей и подростков, а также разработки целевых программ развития библиотек общеобразовательных учреждений, предусматривающих адресные субсидии на подготовку и переподготовку библиотекарей. Повышение кадрового потенциала школьных библиотек может заметно повлиять на качество образования, социальные эффекты.

Нормативные условия качества образования определены, необходимо двигаться в сторону создания индивидуальных проектов модернизации образования. Новое качество образования предполагает опору на талант, креативность и инициативность человека как важнейший ресурс экономического и социального развития. Школьный библиотекарь может построить свой индивидуальный проект влияния на повышение качества образования, проявляя собственное видение проблематики. Такие проекты могут быть разработаны на муниципальных и региональных уровнях. Научнометодическим советом ГОУ ДНО Свердловской области «Центр повышения квалификации «Учебная книга»» в 2009 году разработан проект «Концепции адаптивной библиотеки образовательного учреждения» для современной школьной библиотеки. В нем предлагаются следующие критерии оценки деятельности библиотеки ОУ:

Интегративность - уровень интеграции миссии, целей и задач вышестоящей организации и библиотеки;

Удовлетворение запроса пользователей -мера удовлетворенности пользователей предлагаемыми услугами (требования к фонду и кадровому потенциалу);

Инновационность - поиск и апробация новых информационных, библиотечных и педагогических технологий в профессиональной деятельности библиотекаря.

Компетентность библиотекаря современной школьной библиотеки является интегральным свойством личности, характеризует его стремление и способность реализовать свой потенциал - знания, умения, опыт, личностные качества для успешной профессиональной деятельности. В статье И. Дейнеко «Новая роль библиотекаря в новой библиотеке» приводится карта про-

фессиональных компетентностей, которыми должен обладать школьный библиотекарь:

Проектировочные (умение определять цели и задачи, внедрять передовой опыт, определять наиболее эффективные формы обслуживания, планировать и составлять отчеты и др.);

Аналитические (изучение читательских интересов, мониторинг, объективная оценка результатов работы);

Коммуникативные (умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с различными группами пользователей, педагогами, администрацией школы, внешними организациями и др.);

Организаторские (умение организовывать массовые мероприятия, комфортную библиотечную среду, формировать читательский актив);

Информационно-коммуникационные (работа с офисными программами, цифровыми образовательными ресурсами, Интернет, системой автоматизации библиотек, создание вебстраниц и др.).

Только компетентный библиотекарь сможет создать развивающуюся школьную библиотеку, соответствующую современным требованиям, концепциям, стратегиям развития образования. Основные компоненты компетентности библиотекаря: достаточный уровень профессионального образования, профессиональный опыт, мотивированное стремление к непрерывному самообразованию, творческое отношение к делу.

Таким образом, проект модернизации российского образования, предполагающий изменение качества образования, компетентностный подход, непрерывность образования, требует согласованных действий всей инфраструктуры поддержки и развития образования. Значительно возрастает роль школьных библиотек в реализации данного проекта, изменяются их функции, задачи, необходимо обеспечить новый качественный уровень библиотеки общеобразовательного учреждения. Необходимо использование компетентностного подхода как при обучении, так и при повышении квалификации, переподготовке кадров специалистов библиотек общеобразовательных учреждений.

Список используемой и цитируемой литературы

1. Адамский, А. И. Школа 202: комплексный проект модернизации российского образования [Электронный ресурс] / А. И. Адамский // http://www.eurekanet.ru/ewww/info/13706.html.

2. Дейнеко, И. Новая роль библиотекаря в новой библиотеке [Текст] / И. Дейнеко // Библиотека в школе. - 2009 . - № 9-10. - С. 14-20.

3. Жукова, Т. Д. Реализация целей образования через школьные библиотеки [Текст] / Т. Д. Жукова, В. П. Чудинова. - М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 . -224 с.

4. Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей [Электронный ресурс] : материалы парламентских слушаний. Государственная дума // www.duma.gov.ru/index.jsp?l=1.

5. Изучение знаний и умений учащихся в рамках международной программы PICA: общие подходы [Электронный ресурс] // Программа международной оценки обучающихся: монито-

ринг знаний и умений в новом тысячелетии // http://www.ceteroco.fromru.com/pisa/pisa_part.html.

6. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области [Текст]. - М. : МЦБС, 2008. - 47 с.

7. Лау, Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни [Электронный ресурс] / Х. Лау; пер. с англ. С. Сорокина // http://www.ifap.ru.

8. Сметанникова, Н. Н. Значение чтения для решения задач образования [Текст] / Н. Н. Сме-танникова // Homo legens. - Вып. 2. - М., 2000.

9. Хуторской, А. В. Технология проектиро-

вания и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской //

http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.html.

10. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст] / Н. И. Гендина и др. - М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. -351 с.


В ФГОС второго поколения говорится о том, что в школах необходимо создать современную информационно-образовательную среду для успешной реализации основной образовательной программы общего образования. Медиетика или медиацентр – один из путей создания такого информационного пространства


Положение о медиацентре регламентируется: Гражданским Кодексом Российской Федерации; Законами Российской Федерации "Об образовании" и "О библиотечном деле"; Рекомендациями по организации медиатек в учреждениях образования Министерства образования РФ от мая 1993 г.; Письмом Министерства образования РФ 5/11 «О создании медиацентров общеобразовательных учреждений» от 4 января 1995 г.; «Концепцией развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года», предложенной в 2009 году на парламентских слушаниях; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.


Что же такое медиетика? Медиетика (англ. Media «носитель» + греч. «место хранения») фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.


В Библиотечной энциклопедии «медиетика» определяется как современное название публичных библиотек, фонды которых содержат различные типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет.


Медиетика в школе Медиетика в школе это структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств; располагает педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебели для хранения книг, информационных и технических средств, читальным залом с различными рабочими зонами, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей учащихся и педагогов.


Концепция развития медиатеки 1. Необходимо четко представлять для чего мы создаем медиатеку; 2. Определить роль и место медиатеки в образовательном пространстве школы; 3. Предусмотреть потребности в ресурсах (технических, кадровых) для достижения поставленных целей


Варианты организации медиатек Первый вариант: библиотека – информационный центр, частью которого является медиетика, в которой собраны материалы на всех видах носителей. Такая медиетика обеспечивает максимально возможный доступ к информации. По этому пути идет большинство библиотек образовательных учреждений.


Второй вариант: медиетика, как фонд небумажных носителей информации создается отдельно от библиотеки и находится, как правило, в ведении или учителей информатики, или лаборанта, или заместителя директора по информационным технологиям. Эффективность работы таких медиатек значительно ниже, т.к. информация по одному вопросу оказывается практически в двух разных фондах.


Задачи школьной медиатеки 1. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя. 2. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий и педагогических инноваций. 3. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей и пр.). 4. Осуществление взаимодействия с информационными центрами с целью обмена информацией и накопления собственного банка педагогической информации. 5. Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей. 6. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах (телекоммуникационных, видео проектах, журналистских и пр.).




Структура школьной медиатеки "Неэлектронное" информационное образовательное пространство школы: библиотека, читальный зал, учебные кабинеты, студия видео и звукозаписи, радиостудия, школьный издательский центр, кабинет информатики, кабинет психолога и т.д. Интранет: внутренняя локальная сеть, которая помогает осуществлять оперативную связь с библиотекой, читальным залом, кабинетами информатики и вычислительной техники, учебными кабинетами оснащенными интерактивными комплексами, доводить оперативную информацию до сотрудников и администрации школы, проводить работу с единой базой данных; Интернет: доступ к информации, имеющейся в мировой сети и позволяющей удовлетворить возникающие потребности в области информатизации


Рабочие зоны медиатеки Компьютерная зона – это помещение, где учащиеся могут самостоятельно получить информацию по коррекции и обобщению знаний, используя фонд компьютерных программ. Учителя и сотрудники медиатеки имеют возможность проводить занятия с учащимися на базе медиатеки, пользоваться каталогами и информационными образовательными базами данных, обмениваться информацией по электронной почте. Видеотека - это рабочая зона, где имеются помещения для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией. Фоно - и диетика имеют места для индивидуального и группового просмотра слайдов, диафильмов и т.д. Библиотека, которая имеет помещения для читального зала, хранения фонда книг, учебников, периодики, располагает копировально-множительной техникой, компьютером, снабженным программным банком данных и соединенным в локальную сеть с компьютерами.


Структура штатного расписания школьной медиатеки руководитель медиатеки, который назначается приказом директора школы; заведующий библиотекой; педагог-организатор творческих дел; библиотекарь; старший лаборант; медиа специалисты: программист; координатор телекоммуникационных проектов; координатор видео проектов и т.д.


Перечень мероприятий на начальном этапе создания медиатеки 1 Систематизация фонда, имеющегося прикладного программного обеспечения. 2 Изучение нормативной, санитарной, технической документации для создания школьной медиатеки. 3 Согласование статуса, штата, технического оснащения и финансирования медиатеки. 4 Разработка технического задания для обеспечения техническими средствами медиа зала. 5 Разработка структуры и положения медиатеки. 6 Разработка функциональных обязанностей. 7 Разработка правил пользования. 8 Создание фонда электронных учебных и методических материалов, разработанных учителями школы. 9 Систематизация проектов, разработанных учащимися по предметным областям. 10 Систематизация и отбор цифровых образовательных ресурсов с целью совершенствования качества преподавания. 11 Размещение на школьном сайте информационных ресурсов медиатеки.


Преимущества медиатеки Медиетика является программно-аппаратный комплексом для надёжного хранения и удобного поиска цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Содержит банк электронных ресурсов, созданный преподавателями и методистами школы. Это могут быть интерактивные учебные курсы, лекционный материал, тестовые задания, видеоуроки и записи экспериментов. Каждая разработка преподавателя, внесённая в банк данных, становится доступной другим педагогам. Организация медиатеки позволяет легко разделять медийный контент по учебным дисциплинам, курсам, специализациям. Такая группировка помогает создать предметные элементные базы комплект учебных, иллюстративных и методических материалов разбитых по предметам и темам Медиетика играет ключевую роль в достижении информационной грамотности пользователей.


Заключение Отличительной чертой нынешнего этапа жизни школьных библиотек, общей для большинства школ России, независимо от их статуса, специализации, технической оснащенности, является изменение места и роли библиотеки в учебном процессе по сравнению с традиционным. Техническое оснащение библиотеки это лишь инструмент для эффективного выполнения ею роли информационно-культурного центра школы. Создание школьной медиатеки, как ядра школьной информационной службы - дело не одного года. Только объединив усилия всего педагогического коллектива, работая на общий результат, мы сможем решить поставленные задачи



Читаем новый ФГОС: что нужно увидеть в нем школьной библиотеке?

Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации федеральных образовательных стандартов.
Если совершить экскурс в недавнее прошлое, то надо заметить, что в документах федерального значения на протяжении многих лет наличие библиотеки в учебных заведениях никак не было обозначено. Закон «Об образовании» с многочисленными дополнениями и поправками так и не ввел в образовательную документную среду упоминание о библиотеках. В документе, утвержденном Правительством России, подробно описано медицинское обслуживание участников учебного процесса и их питание. Школьная библиотека при этом не упоминается. Только сейчас, в новых документах, школьные библиотеки не обойдены вниманием.
Какие изменения происходят (или должны происходить) в школьных библиотеках?
1.Школьные библиотеки необходимы школе в качестве библиотечно-информационных центров (БИЦ), являющихся важным компонентом учебного процесса. Чем отличается библиотека от информационного центра? Библиотека, обслуживая своих читателей, использует только свои фонды. ИЦ кроме традиционных фондов имеет доступ еще и к удаленным ресурсам крупнейших информационных центров и книгохранилищ мира. Отобранные ресурсы Интернета позволяют наиболее полноценно использовать его для развития школьников, для расширения их кругозора, выбора для чтения лучших произведений литературы. Так ли уж необходима электронная энциклопедия, если в библиотеке детьми не освоены традиционные справочные фонды, которые имеют свои, ничем не заменимые плюсы? Никакой Интернет не заменит умного справочника, поскольку работа с ним требует решения кучи интеллектуальных задач, к которым не способна машина.

2.Другое требование, предъявляемое к библиотекам: они должны быть укомплектованы качественными источниками информации, причем, это должны быть информационные ресурсы на разных носителях. Это разные виды и типы электронных изданий: интерактивные курсы по предмету, тесты и задачники, электронные энциклопедии, интерактивные доски по предмету, методические пособия. В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

3.Школьная библиотека - это больше, чем просто книги. В условиях развития интернет-технологий и массового их использования школьниками-подростками - это еще и формирование информационной грамотности и культуры. Понимание ИГ у нас приобретает гипертрофированный и несколько убогий характер. Всё сводится к тому, что человек должен уметь искать книжку, или работать со словарем, или нажимать на кнопки. На самом деле информационно-коммуникативная компетенция - гораздо более широкое понятие.
Когда мы учились, то очень много конспектировали первоисточников и через эти конспекты научились работать с текстами, знали, что такое план, тезис, реферат... Современные дети (и не только дети, к сожалению) не только конспект написать, короткую словарную статью прочитать не хотят. Тут же просят отксерокопировать. Нет ксерокса - пытаются сфотографировать на телефон. Если он не берет мелкие тексты, начитывают на телефон, как на диктофон... Изощряются кто как может. Всё, что угодно, только чтобы не работать. Некоторые взрослые их в этом поощряют.

4.Через весь ФГОС красной нитью проходит: использования ИКТ и внедрение их в школах рассматривается как образовательная технология, как развитие умений работать с информацией, а не как отдельный предмет «информатика». Уже в начальной школе дети должны овладеть азами поиска, сортировки информации, ее упорядочения и хранения - с использованием компьютерной техники! Несомненно, надо учить ребенка самостоятельно добывать информацию, искать ее в энциклопедиях, работать со справочниками, обращаться к Интернету. Кроме того, организуя доступ к информации, следует умно ограничить его, ограждая детей от «плохого Интернета». Виртуальный мир не должен стать заменой реальному.

5.Еще один момент, о котором есть также упоминание в Стандарте: информация должна быть доступна одинаково абсолютно каждому ребенку независимо от социального статуса или от того, здоров он или это ребенок с ограниченными возможностями и т.д.
Мы часто слышим, библиотека должна измениться. Но библиотека – лицо неодушевленное. Значит ли это, что измениться должен библиотекарь? Не секрет, знания, полученные в учебном заведении, устаревают довольно быстро. Библиотека, как любое другое учреждение, заинтересована в специалистах, повышающих свой профессиональный уровень в течение всей жизни. Но формы повышения квалификации библиотечного работника не всегда соответствуют требованиям современности. Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов и кризис кадров. Вторая проблема – это социальная незащищенность библиотекарей.

6.Из новшеств надо отметить и появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Библиотекари, очевидно, не останутся за ее пределами. Активное участие во внеурочных занятиях детей может послужить повышению статуса библиотеки и будет способствовать продвижению качественного чтения. К внеурочным занятиям следует отнести работу в читальном зале и участие в ее массовых мероприятиях, когда через книгу, чтение достигаются личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».

Итак, подведем итоги. Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно перестраивать свою работу:
школьные библиотеки необходимы школе в качестве БИЦентров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов;
БИЦентры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на разных носителях;
квалифицированные библиотечные кадры должны соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования;
БИЦентры должны стать олицетворением привлекательности, комфортности, дружественности образовательной среды.

P.S. Все написанное - современно, своевременно и верно. Но как еще далеко до того времени, когда все наши школьные библиотеки смогут соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются? Вопрос открыт...

Что делает школьную библиотеку современной? Беспрепятственный выход в Интернет? Модный нескучный дизайн? Всё это, конечно, хорошо и даже необходимо, но без современного понимания своих функций библиотека так и останется огромным пыльным «книжным шкафом».

О глобальном кризисе библиотек в цифровую эпоху говорят давно и много, и, к счастью, последние лет пять эти разговоры всё больше затрагивают реальные примеры выхода из кризиса. За такими примерами не надо далеко ходить: жители Москвы уже могли оценить «библиотечную революцию» Бориса Куприянова, известного российского книгоиздателя и книгопродавца, которого чиновники призвали на помощь для того, чтобы спасти столичные районные библиотеки от вымирания.

Под руководством Бориса Куприянова часть московских районных библиотек превратилась в открытые публичные пространства, где посетители могут чувствовать себя так же свободно, как в кафе за чашечкой кофе. Общественность ахнула от непривычного дизайна, разработанного голландским архитектурным бюро, а Борис Куприянов не уставал повторять в интервью, что дизайн - только внешняя сторона дела, главное - изменение нашего отношения к функциям библиотеки.

На одной встрече с журналистами в Иркутске Куприянов сказал, что библиотека призвана сохранять не каталоги, а «ту великую практику, которая сопровождает человечество на протяжении семи тысяч лет» - чтение. И библиотекарь выполняет культурную миссию - он в каком-то смысле учит читать, демонстрируя потенциал и важность этого занятия.

Борис Куприянов

издатель и публицист, соучредитель книжного магазина «Фаланстер»

Самый главный критерий профпригодности библиотекаря - это не умение делать качественные библиографические сборники, а общая культура, любовь к книгам и знание литературы. Если человек назубок знает библиотечное дело, но не любит книги и читателей - он профнепригоден. Это принципиально важно. Будете ли вы доверять пилоту, который терпеть не может летать? Библиотека должна выходить из себя в прямом и переносном смысле. Выходить из своих стен, предлагать новые практики, новые отношения.

Пример московских библиотек быстро переняли в других городах: в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Нижнекамске. Наряду с визуальным изменением пространства, такое простое решение, как предоставление читателям возможности самостоятельно брать книги с полок, стало настоящим прорывом.

Если в общем случае речь идёт о том, что библиотека должна перестраиваться, чтобы выполнять просветительскую функцию, то в случае со школой на неё возлагаются функции педагогические.

Как привить современным детям любовь к чтению? Как сделать школьное пространство более дружелюбным, открытым и приспособленным для современного образования? Как учить детей информационной грамотности? - эти три вопроса, пожалуй, описывают круг задач, которые стоят перед современной школьной библиотекой.

Когда в начале 2000-х немецкая общественность была встревожена кризисным положением образования, которое продемонстрировали результаты PISA, Фонд им. Бертельсмана разработал «Публичная библиотека и школа». Дело в том, что в Германии не каждая школа имеет свою собственную библиотеку, а результаты PISA показали «провалы» именно в тех навыках детей, которые связаны с чтением. В программе Фонда представлены рекомендации, как использовать возможности библиотек для того, чтобы «подтянуть» школьников в их умении читать и искать информацию. Для этого предлагалось:

  • Признать, что навыки поиска информации - одни из базовых, и библиотека - место, где эти навыки можно и нужно развивать.
  • Создать условия, чтобы учителя могли учить библиотекарей педагогическим приёмам, а библиотекари учителей - умению работать с информацией.
  • Рассматривать библиотеку как пространство для индивидуального образования.

Эти базовые рекомендации показывают, что библиотека для школы - ресурс для решения задач, которые не всегда получается выполнить на уроках. Если в классах дети направляются в большей или меньшей степени преподавателем, то в библиотеке должна быть создана среда, в которой ребёнок может и хочет самостоятельно выбирать, что и когда ему читать, ненавязчиво овладевая навыками самостоятельной работы с информацией.

Что касается любви к чтению, то тут школьным библиотекам, возможно, нужно решиться на более смелые эксперименты, чем литературные и поэтические вечера в обновлённых интерьерах. Один из самых ярких примеров такой смелости - чтение для собак, которое приобретает популярность в библиотеках разных стран. Да-да, маленькие дети могут не любить читать, но почти все любят животных и согласны прочитать внимательным четвероногим друзьям книжку-другую.