Я самая красивая

Структура арбитражных судов рф. Система арбитражных судов РФ. Структура арбитражной системы РФ. Состав арбитражных судов

Структура арбитражных судов рф. Система арбитражных судов РФ. Структура арбитражной системы РФ. Состав арбитражных судов

Согласно ст.3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ» систему арбитражных судов в РФ составляют:

- Высший Арбитражный Суд РФ;

- федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

- арбитражные апелляционные суды ;

Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ ).

1) Арбитражные суды субъектов РФ. Первым низшим звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» именует их арбитражными судами субъектов РФ.

Арбитражные суды субъектов РФ создаются и действуют по территориальному принципу – в одном субъекте РФ действует один арбитражный суд. Тем не менее Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» допускает, что на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд и, наоборот, на территории одного субъекта может действовать несколько арбитражных судов.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают по первой инстанции все арбитражные дела, подведомственные арбитражным судам (кроме дел, подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ), а также пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.

В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум и могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражного суда субъекта РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.

Деятельность арбитражного суда обеспечивается его аппаратом, возглавляемым руководителем аппарата – администратором соответствующего арбитражного суда.

В состав аппарата арбитражного суда входят:

Отдел делопроизводства (канцелярия суда), подразделениями которой являются экспедиция (специалисты, получающие корреспонденцию из отделений связи, от граждан, организаций и отправляющие исходящую корреспонденцию) и группа регистрации (специалисты, получающие документы из экспедиции и регистрирующие их в базе данных автоматизированной информационной системы);

Архив суда и заведующий архивом, который именуется архивариусом;


Специалисты судебного состава – работники суда, исполняющие обязанности по ведению делопроизводства в судебных коллегиях, составах, а также у конкретных судей;

Помощники судей, на которых возлагаются обязанности по оказанию помощи судье в подготовке и организации судебного процесса;

Секретари судебных заседаний, главной обязанностью которых является ведение протоколов судебных заседаний.

В апелляционных арбитражных судах и федеральных арбитражных судах округов состав аппарата аналогичен вышеописанному.

2) Арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Кроме того, они пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно ст.33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ» на территории России должны действовать 20 таких судов, по 2 на каждый судебный округ.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

Федеральные арбитражные суды округов. Третье звено в системе арбитражных судов – федеральные арбитражные суды округов. В Российской Федерации действуют 10 таких судов.

Федеральные арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами, а также пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе федерального арбитражного суда округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Экономические споры, то есть те, в которых участвуют различные хозяйствующие субъекты, в России могут разрешаться при содействии арбитражных судов. В чем заключается специфика их работы? Какие нормативные акты регулируют деятельность арбитражей?

Задачи арбитражных судов

Рассмотрим для начала то, какие задачи решает судебная система арбитражных судов РФ. Их специфика определена отдельным федеральным нормативным актом — АПК РФ. В соответствии с данным Кодексом, система арбитражных судов РФ решает задачи, связанные с разрешением, как мы отметили выше, экономических споров — тех, в которых участвуют хозяйствующие субъекты: индивидуальные предприниматели, различные хозяйственные общества, иностранные компании.

Деятельность соответствующих судебных учреждений регулируется АПК и другими источниками права, в частности об арбитражных судах. В перечень задач, которые решают рассматриваемые учреждения, входят:

  • защита прав и интересов лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, а также государственных и муниципальных органов власти в сфере бизнеса;
  • обеспечение доступности арбитражного правосудия для различных хозяйствующих субъектов;
  • справедливое решение споров в рамках разумных сроков;
  • укрепление института права, законности, а также предупреждение правонарушений в области хозяйственной деятельности;
  • стимулирование уважительного отношения граждан и организаций к закону;
  • деятельности судов, стимулирование развития между хозяйствующими субъектами партнерских отношений;
  • общения.

Нормативное регулирование системы арбитражных судов

Рассмотрим теперь более подробно то, какими нормативными актами регулируется система арбитражных судов РФ. Основополагающий источник права, на который должны опираться в своей деятельности арбитражи, как, впрочем, и любые учреждения, граждане и организации, — Конституция РФ. Конкретно порядок определяется главным законом государства, а также:

  • ФКЗ «О судебной системе»;
  • ФКЗ «Об арбитражных судах»;
  • АПК РФ;
  • иными федеральными законами, сфера действия которых распространяется на деятельность арбитражей.

АПК РФ устанавливает норму, в соответствии с которой в РФ применяются положения международного договора, в случае если в нем установлены иные правила, чем те, что зафиксированы в законодательстве. На судебных заседаниях должны применяться только действующие положения законодательства. В случае если та или иная норма в рамках процессуального права, которая требуется для оценки результатов тех или иных правоотношений в рамках заседания, отсутствует в законодательстве, то система арбитражных судов РФ обязана ориентироваться на принцип аналогии права. То есть рассматривать спор в контексте схожих норм законодательства, которые регулируют смежные сферы правоотношений.

Рассмотрим теперь то, что представляет собой арбитражный суд РФ как самостоятельный правовой институт. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах».

Арбитражные суды как самостоятельный правовой институт

В соответствии с отмеченным источником права, арбитражи являются федеральными судами. В систему соответствующих учреждений входят:

  • окружные арбитражные суды (они также являются кассационными);
  • апелляционные судебные учреждения;
  • суды первой инстанции субъектов РФ;
  • специализированные суды.

Ранее самым высоким по рангу учреждением в рамках соответствующей системы являлся Высший арбитражный суд Российской Федерации. Однако в 2014 году законодатель осуществил реформу, по результатам которой функции ВАС РФ перешли в ведение Верховного суда РФ. Рассмотрим более подробно особенности данных изменений в регулирующих нормах права.

Судебная реформа 2014 года

Итак, в начале 2014 года законодателем были инициированы поправки:

  • в ФКЗ «О Верховном суде»;
  • в ФКЗ «О судебной системе».

В соответствии с ними, как мы отметили выше, функции ВАС РФ после вступления соответствующих поправок в силу в августе 2014 года переходили в ведение ВС РФ. Был установлен особый порядок формирования состава судей в рамках ВС РФ, получившего новые полномочия.

Данная реформа, в соответствии с которой Высший арбитражный суд Российской Федерации был фактически упразднен как самостоятельный институт права, вызвала довольно много критики. Как посчитали эксперты, те компетенции, которыми изначально обладал ВС РФ, не так просто перенести на уровень другого государственного института. В связи с этим, по мнению специалистов, может снизиться качество рассмотрения дел в рамках арбитражных процессов.

Так или иначе, системы состоялась. Любой арбитражный суд РФ осуществляет свою деятельность с учетом того, что самые высокие полномочия при решении экономических споров сейчас имеет ВС РФ.

Рассмотрим теперь особенности осуществления функций конкретными разновидностями арбитражных судов, которые обозначены нами выше: окружными, апелляционными, выполняющими роль учреждений первой инстанции, которые работают на уровне субъектов РФ, а также специализированными. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «О судебной системе».

Окружные суды: особенности выполнения функций

Итак, система арбитражных судов РФ включает учреждения, которые осуществляют свои функции на уровне округов. Данные арбитражи также являются кассационными. Можно отметить, что они рассматривают споры на уровне первой инстанции. Нужно отметить, что арбитражи округов, в соответствии с законодательством, являются вышестоящими по отношению к таким учреждениям, как:

  • апелляционный арбитражный суд;
  • учреждения, выполняющие функции на уровне субъектов РФ.

При этом оба типа организаций должны располагаться на территории соответствующего округа, если иные нормы не определены в Федеральном конституционном законе. Аналогично полномочия, алгоритм формирования, а также порядок организации деятельности окружных арбитражей устанавливаются на уровне ФКЗ.

Апелляционные суды

Собственно, апелляционный арбитражный суд как самостоятельный правовой институт также присутствует в рамках соответствующей системы. Его полномочия опять же устанавливаются на уровне ФКЗ РФ. В пределах своей компетенции данные учреждения могут рассматривать дела по новым или вновь возникшим обстоятельствам.

Арбитражи в субъектах РФ

Примеры соответствующих учреждений — арбитражный суд края или области, которые формируют отдельный субъект РФ. Основные полномочия данных организаций связаны с осуществлением правосудия на уровне первой инстанции, а также по новым или вновь появившимся обстоятельствам.

Субъектом РФ считается и Таким образом, есть арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга. Его функции и полномочия соответствуют учреждениям, о которых идет речь. Арбитражный суд Московской области будет осуществлять свою деятельность независимо от столичного. То же самое можно сказать о Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Арбитражный суд Санкт-Петербурга решает споры, возникшие между хозяйствующим субъектами, которые ведут свою деятельность на территории города. Арбитраж в Ленинградской области будет рассматривать дела с участием фирм, представляющих соответствующий регион.

Арбитражный суд области или иного типа субъекта РФ осуществляет свою деятельность в порядке, который, как и в случае с предыдущими учреждениями, определяется на уровне Федеральных конституционных законов.

Еще один тип арбитражей — это специализированные суды. Они также имеют статус федеральных. Рассмотрим особенности их деятельности подробнее.

Специализированные арбитражи

Собственно, специализированные федеральные суды необязательно могут быть арбитражными. Вполне возможно, что они выполняют функции, связанные с рассмотрением административных и гражданских дел, которые в общем случае находятся в компетенции Однако при необходимости они могут выполнять функции специализированных арбитражей. Порядок их формирования, как и в случае с другими учреждениями, такими как окружной, апелляционный, арбитражный суд республики, края или области, определяется на уровне ФКЗ.

Суд по интеллектуальным правам

Пример специализированного арбитража — Суд по интеллектуальным правам. Данная организация рассматривает споры, связанные с реализацией прав. При этом одновременно имеет полномочия для осуществления правосудия на уровне первой, а также кассационной инстанций.

Итак, мы рассмотрели основные сведения о системе арбитражных судов РФ, какие именно учреждения в ней представлены. Полезно будет изучить некоторые нюансы работы данной системы. В частности то, как назначаются судьи в арбитражах. Для этого вновь обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах», а также к дополняющим его правовым актам.

Назначение судей в арбитражах

Назначение председателей, их заместителей, а также судей во всех типах учреждений осуществляется в соответствии с положениями:

  • ФКЗ «О судебной системе»;
  • законом РФ «О статусе судей».

Главное условие, при котором гражданин получает назначение в арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга, областной, краевой, окружной, — это получение согласия от квалификационной коллегии. В свою очередь, данный орган также принимает решения об освобождении судей от должности. При этом они могут обжаловаться в Дисциплинарной коллегии ВС РФ.

Финансирование деятельности арбитражей

Следующий аспект деятельности арбитражей, который мы изучим — финансирование. Оно осуществляется за счет федерального бюджета РФ. Финансирование судов осуществляется ВС РФ с учетом позиции Судебного департамента. Таким образом, обеспечение деятельности рассматриваемых учреждений осуществляется централизованно. Арбитражный суд Московской области, столицы, округа использует средства федерального бюджета.

Численность и структура арбитражей

Рассмотрим также то, каким образом законодательством РФ регулируется численность и структура рассматриваемых учреждений. Можно отметить, что соответствующие показатели устанавливаются бюджетным законодательством, поскольку, как мы отметили выше, деятельность арбитражей финансируется за счет государственного бюджета. При этом численность и структура конкретных судебных учреждений, таких как арбитражный суд Санкт-Петербурга, Москвы, области, края, определяются ВС РФ в пределах, установленных бюджетным законодательством.

Аппарат арбитражного суда

Еще один аспект деятельности рассматриваемых учреждений, который полезно будет изучить, — функционирование аппарата. Данный орган отвечает за организационное обеспечение работы арбитража. Руководит соответствующим аппаратом председатель конкретного арбитражного суда. Основные задачи, решаемые данным органом:

  • досудебный прием лиц, которые участвуют в спорах;
  • прием и выдача различных документов, осуществление их проверки;
  • содействие работе судей в рамках их подготовки к рассмотрению споров;
  • ведение учета различных дел;
  • исследование и обобщение формирующейся судебной практики;
  • подготовка различных предложений по внесению необходимых поправок в законодательство;
  • информационная, а также справочная работа;
  • статистический учет в рамках основной деятельности;
  • материально-техническое обеспечение учреждения;
  • организация исполнения изданных судом актов.

Деятельность аппарата суда регулируется специальным положением. Утверждает его Судебный департамент при ВС РФ. В целях рассмотрения особых вопросов, которые возникают в рамках рассмотрения тех или иных дел, в его аппарате собирается группа советников, которые обладают необходимой квалификацией для решения поставленных задач. Общее количество сотрудников аппаратов рассматриваемых учреждений, не считая персонала, занимающегося охраной, обслуживанием зданий, ведением транспортного хозяйства, определяется бюджетным законодательством.

Структура и численность аппарата арбитража устанавливаются председателем суда при условии согласования с Судебным департаментом в ВС РФ с учетом показателей, определенных на уровне бюджетного законодательства. Сотрудники аппарата суда могут иметь статус гражданских служащих. Их права и обязанности устанавливаются отдельными федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в целях оптимизации системы правового регулирования деятельности государственных служащих. Права и обязанности сотрудников аппарата суда, не имеющих статуса госслужащих, регулируются ТК РФ.

Резюме

Итак, мы изучили особенности системы арбитражных судов РФ. Таковые представлены 4 основными разновидностями: окружными, апелляционными, судами субъектов РФ, а также специализированными арбитражами.

Деятельность соответствующих учреждений регулируется на уровне федерального законодательства. С 2014 года наибольшей компетентностью в арбитражной системе обладает Верховный суд РФ. Он же отвечает за формирование состава судей в конкретных учреждениях, в пределах тех показателей численности кадров, которые устанавливаются бюджетным законодательством. Оно, в свою очередь, определяет то, как будет финансироваться система арбитражных судов РФ.

Рассматриваемые учреждения решают экономические споры с участием предпринимателей, хозяйственных обществ, органов власти. Организация деятельности арбитражей осуществляется учрежденным в них аппаратом.

Арбитражное судопроизводство защищает права и законные интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

1) Высший Арбитражный Суд РФ;

2) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

3) арбитражные апелляционные суды;

4) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Задачи судопроизводства в арбитражных судах:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

3) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

1) формирование уважительного отношения к закону и суду;

5) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

6) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, Федеральным Конституционным законом «Об арбитражных судах», Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

К подведомственности арбитражного суда относятся дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Экономические споры – все споры, подведомственные арбитражному суду, включая как споры, возникающие из гражданских правоотношений, которые традиционно именовались имущественными, так и споры в сфере управления, возникающие из административных правоотношений.

Подведомственные дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично либо коллегиально. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе 3 судей или судьи и 2 арбитражных заседателей.

Судопроизводство в арбитражных судах ведется в гражданском и административном порядке.

Еще по теме Система, состав, структура и функции арбитражных судов.:

  1. § 2 Нотариат в системе органов государственного управления
  2. Глава IV. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЧАЛ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. § 1. Понятие административного судопроизводства в арбитражном процессе 1. Общая характеристика
  4. 16.3. Юридическая служба на предприятии: ее роль и функции
  5. Глава 19. Формирование новой системы органов государственной власти и самоуправления в Республике Башкортостан

Арбитражный процесс

Система арбитражных судов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.

В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов.

В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.

Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Согласно статье 3 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

o арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); - 3 инст

o арбитражные апелляционные суды; - 2 инст

o арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах; - 1 инст

o специализированные арбитражные суды. – Суд по интеллектуальным правам г. Москва.

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения. Общее количество арбитражных судов первого уровня - 81.
Второй уровень арбитражных судов Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется статьей 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Третий уровень арбитражных судов Третий уровень образуют 10 арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в статье 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.
Четвертый уровень арбитражных судов Четвертый уровень представляет Верховный Суд Российской Федерации. В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Задачи судопроизводства в арбитражных судах.

Задачи судопроизводства в арбитражных судах закреплены в Арбитражном процессуальном

кодексе 2002 г.:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Статья 5. Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации – ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Понятие арбитражного процессуального права, соотношение с другими отраслями права.

Арбитражный процесс есть установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов в России, направленная защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный процесс – система юридических действий арбитражного суда и других заинтересованных лиц, урегулированных нормами АПП, складывающиеся между арбитражным судом и иными субъектами по поводу разрешения дела, отнесенного к ведению арбитражных судов. – лекции Латынина О.А.

Вполне возможно представлять арбитражный процесс как определяемое нормами

Арбитражного процессуального права постадийное движение дела по возникшему в процессеь экономической и иной предпринимательской деятельности спору, вытекающему из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из публичных правоотношений, включая административные.

Соотношение арбитражного процессуального права с иными от­раслями российского права.

Арбитражное процессуальное право взаимосвязано с различными отраслями российского права. Уяснение наличия таких взаимосвязей помогает решать вопросы правового регулирования и правоприменения. Так, связь арбитражного процессуального и конституционного права проявляется в том, что основные принципы организации и деятельности органов судебной власти устанавливаются в гл. 7 Конституции РФ.

Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом . Эти две отрасли, входящие в единую семью процессуального права (наряду с уголовно-процессуальным и кон­ституционно-процессуальным), объединяет то, что они регулируют осуществление правосудия в сфере гражданского оборота. Отсюда и ряд общих, так называемых межотраслевых принципов процессуаль­ных отраслей права. Главными субъектами как в арбитражном, так и гражданском процессах являются суды различных инстанций. Некоторые институты процессуальных отраслей права, например доказа­тельственное, имеют межотраслевой характер.

Главным признаком, отличающим уголовно-процессуальное от арбитражного процессуального права, можно считать различный предмет судебной деятельности (уголовное преступление либо граж­данско-правовой спор). Игнорирование этого различия, акцентиро­вание внимания на общих чертах уголовно-, арбитражного и гражданского процессуального права служит теоретическим обосновани­ем концепции судебного нрава как комплексной отрасли правосудия (М.С. Строгович, В.М. Савицкий).

Связи тесного характера существуют между гражданским процес­суальным и арбитражным процессуальным правом в силу значитель­ного сходства их основных принципов и институтов. Каждая реформа арбитражного процессуального законодательства делает арбитражное судопроизводство по своим функциональным характеристикам все более схожим с гражданским, что является вполне позитивной тен­денцией.

Наиболее тесная связь у арбитражного процессуального права су­ществует с гражданским (из отраслей материального права ). Данная отрасль права оказывает непосредственное воздействие на содержа­ние норм арбитражного процессуального права. Так, арбитражная процессуальная право- и дееспособность определяются право- и дее­способностью в гражданском праве. Существующие в гражданском законодательстве требования к форме сделок определяют содержание принципа допустимости средств доказывания в арбитражном процес­суальном праве. В свою очередь угроза отказа в судебной защите не оформленных надлежащим образом гражданских прав обеспечивает их удостоверение участниками гражданского оборота в порядке, ус­тановленном законом. Существует множество других проявлений вза­имосвязи материального и процессуального права.

Следует заметить, что в силу тесной взаимосвязи знание арбит­ражного процесса невозможно без предшествующего фундаменталь­ного изучения материального права. Кроме того, необходимо и глу­бокое знание гражданско-процессуального права как исторической ос­новы других процессуальных отраслей. Арбитражный процесс, тре­тейское разбирательство, конституционное правосудие строятся на тех же началах, что и гражданский процесс, генетически восприняв из него основные принципы и институты.

Подготовка дела к рассмотрению.

Принцип состязательности

Принцип состязательности представляет в настоящее время конституционный принцип арбитражного процессуального права, зафиксированный в ст. 123 Конституции РФ, в ст. 9, 65, 66 и др. АПК РФ.

Данный принцип представляет собой правило, по которому в заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем:

1. представления доказательств,

2. участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами,

3. высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании.

Суть данного принципа состоит в том, что стороны состязаются перед арбитражным судом, убеждая его при помощи различных доказательств в своей правоте в споре. Принцип состязательности отражает один из объективных законов природы, общества и познания - закон единства и борьбы противоположностей. Это тот самый случай, когда в споре должна родиться истина. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие, по общему правилу, с арбитражного суда обязанности по сбору доказательств.

Принцип юридической истины

Принцип юридической истины в арбитражном процессуальном праве выражен в содержании ст. 65-66 и др. АПК РФ и представляет собой правило, согласно которому арбитражный суд разрешает подведомственные ему дела в пределах предоставленных сторонами доказательств.

Иногда данный принцип называют принципом формальной истины, имея в виду, что арбитражный суд не должен стремиться выяснить подлинные взаимоотношения сторон.

Из принципа юридической истины вытекают следующие требования:

· арбитражный суд исследует обстоятельства дела в пределах доказательственной информации, представленной сторонами;

· арбитражный суд не собирает, по общему правилу, по своей инициативе доказательств;

· в отдельных случаях арбитражный суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5 ст. 66 АПК РФ);

· при отказе стороны от представления по требованию арбитражного суда письменного либо вещественного доказательства арбитражный суд вправе разрешить дело на основании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд исходит из тех доказательств, которые собраны самими сторонами, не вмешиваясь в процесс доказывания.

Родовая подсудность

· Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня.

· Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматривают (ст. 34 АПК РФ):

1. арбитражные суды субъектов РФ - по общему правилу, в первой инстанции, за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов.

2. арбитражные суды округов - в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение:

· права на судопроизводство в разумный срок;

· права на исполнение судебного акта в разумный срок.

· Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:

1. дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

2. дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

3. дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем).

Территориальная подсудность

· Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ.

· Территориальная подсудность может быть:

2. альтернативной;

3. исключительной;

4. по связи дел;

5. договорной.

Общая подсудность

· В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Альтернативная подсудность

10. Правила альтернативной подсудности по выбору истца установлены ст. 36 АПК РФ:

· иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в РФ;

· иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков;

· иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории РФ имущества ответчика;

· иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора;

· иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.

  • Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.

Исключительная подсудность

  • Исключительная подсудность характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК РФ арбитражным судом (ст. 38 АПК РФ), например:

· иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества;

· иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации;

· иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика;

· заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника, и т.д.

Подсудность по связи дел

  • Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор.
  • Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ).
  • Договорная подсудность
  • В соответствии с правилами договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная в АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон (пророгационные соглашения).

16. Субъекты арбитражного процессуального права.

Процессуальная деятельность субъектов арбитражного процесса происходит в рамках арбитражного процессуального отношения, возникающего по каждому делу, подведомственному арбитражному суду.

К участникам (субъектам) арбитражного процесса относятся :

1. арбитражные суды как органы, разрешающие споры;

2. лица, участвующие в деле, защищающие свои либо чужие права и законные интересы и имеющие юридическую заинтересованность в исходе арбитражного процесса;

3. представители, которые обеспечивают лицам, участвующим в деле, возможность их участия в деле и представляют их интересы в арбитражном суде;

4. лица, содействующие деятельности арбитражного суда в силу обязанностей по представлению доказательственной информации и в иных случаях (свидетели, эксперты, переводчики и т.д.).

Лица, участвующие в деле

Согласно ст. 40 АПК РФ лицами, участвующими в деле, являются:

1. стороны (истец и ответчик);

2. заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях;

3. третьи лица;

4. прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Кроме того, пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле, те субъекты, которые не участвовали в деле, но вопрос о правах и обязанностях которых разрешил арбитражный суд (ст. 42 АПК РФ).

Критерии выделения лиц, участвующих в деле:

· наличие юридической заинтересованности в исходе дела;

· наличие права активно влиять на движение дела;

· наличие возможности защищать и аргументировать свою правовую позицию.

Лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами может повлечь неблагоприятные последствия в соответствии с АПК РФ. Например, на такое лицо может быть возложена обязанность уплатить все судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела (ст. 111 АПК РФ).

Кроме того, на них возложен и ряд других процессуальных обязанностей в соответствии с АПК РФ, например, подчиняться распоряжениям председательствующего, обращаться к арбитражному суду и давать свои объяснения стоя и т.д.

Основными участниками арбитражного процесса являются стороны - истец и ответчик. В связи со спором между ними возникает арбитражный процесс, и перед арбитражным судом стоит задача по его разрешению. Стороны имеют равные возможности по правовой защите своих прав и законных интересов.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, обратившиеся в арбитражный суд, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Кроме того, Уполномоченный вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 53.1 АПК РФ).

Третьи лица вступают в уже начатый процесс и в зависимости от характера своей заинтересованности, связи со спорным материальным правоотношением и сторонами подразделяются на два вида:

1. третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора,

2. третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.

Заявители и заинтересованные лица в делах особого производства участвуют при рассмотрении дел об установлении юридических фактов. В отдельную группу выделяются участники арбитражного процесса по делу о несостоятельности (банкротстве), где наряду с заявителями, заинтересованными лицами участвуют и другие лица.

Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане вправе обратиться с иском в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Кроме того, прокурор вправе вступать в арбитражный процесс по ряду категорий дел в целях обеспечения законности. Участие данных субъектов характеризуется защитой не собственных, а интересов других лиц, а также одновременно государства и общества.

Судебное доказывание - это деятельность сторон, других лиц, участвующих в деле, и суда, направленная на установление обстоятельств, имеющих значение для дела, и обоснования выводов о данных обстоятельствах.

Особенность судебного доказывания состоит в следующем:

Ø - целью судебного доказывания является установление фактов и обоснование выводов о фактах и других обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения в порядке гражданского судопроизводства;

Ø - доказывание осуществляется в установленной законом процессуальной форме, т.е. процесс судебного доказывания урегулирован нормами права;

Ø - судебное доказывание осуществляется посредством судебных доказательств.

В юридической литературе распространенным понятием стадий доказывания является следующее.

Субъектами доказывания являются прежде всего суд, а также лица, участвующие в деле, их представители. Свидетели и эксперты, будучи участниками процесса доказывания, оказывают помощь в достижении цели доказывания, не неся обязанности доказать какие-либо обстоятельства по делу.

Объект или предмет доказывания представляет собой совокупность обстоятельств материально-правового характера, обосновывающих требования и возражения участвующих в деле лиц, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Стадии - это определенные последовательные процессуальные действия субъектов доказывания, взаимосвязанные со стадиями арбитражного процесса.

Основные стадии:

Ø определение предмета доказывания по делу;

Ø собирание доказательств (выявление доказательств, их собирание и представление в суд

Ø исследование доказательств в суде;

Ø оценка доказательств.

Предмет доказывания - совокупность фактов, имеющих значение для дела. Факты, имеющие значение для дела, - это юридические факты, влияющие на возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Не требуют доказывания:

  • факты, признанные арбитражным судом общеизвестными;
  • преюдициальные факты;
  • факты, признанные сторонами.

Общее правило обязанности доказывания гласит: «Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений».

Между тем обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Кроме того, законом обязанность доказывания может быть распределена иным образом.

Обязанность доказывания состоит в том, что каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.

При этом доказательства должны быть раскрыты до начала судебного заседания . Последствием нарушения данного правила является невозможность ссылаться на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, не были ознакомлены заблаговременно.

Заключение эксперта

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или с его согласия назначает экспертизу (ч.1 ст.82 АПК). Во-первых, участвующие в деле лица вправе (но не обязаны) представить арбитражному суду вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. При этом окончательно круг вопросов для экспертного исследования формирует суд.

Суд вправе:

мотивированно отклонить вопросы, предложенные сторонами;

Без каких-либо объяснений вносить редакционные уточнения, не изменяющие смысл вопросов участвующих в деле лиц;

самостоятельно поставить вопросы перед экспертом (ч.2 ст.82 АПК).

Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны носить правового характера. Вопросы должны соответствовать предмету и характеру проводимой экспертизы, они должны касаться обстоятельств дела, имеющих значение для его правильного рассмотрения и разрешения.

Так же отклонение вопросов, предложенных участвующими в деле лицами, должно быть мотивировано. Арбитражный суд вправе поставить новые вопросы, откорректировать вопросы, предложенные участвующими в деле лицами.

Во-вторых, лица, участвующие в деле, наделяются комплексом прав по дальнейшему участию в назначении экспертизы.

Они вправе:

✓ ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении;

заявлять отвод эксперту;

ходатайствовать о внесении в определение о назначении экспертизы дополнительных вопросов перед экспертом;

давать объяснения эксперту;

знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение;

ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы (ч.З ст.82 АПК).

В-третьих, о назначении экспертизы суд выносит определение (ч.4 ст.82 АПК). Определение может быть вынесено как в виде отдельного акта , так и совместно с актами о совершении иных процессуальных действий (о приостановлении производства по делу и проч.).

Определение о назначении экспертизы должно содержать определенные реквизиты:

основание назначения экспертизы;

▪ фамилию, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

вопросы, поставленные перед экспертом; материалы и документы, предоставляемые в распоряжение эксперта;

▪ срок, в течение которого должна быть проведена экспертиза и должно быть представлено заключение в арбитражный суд.

АПК выделяет в отдельную статью комиссионную экспертизу. Данный вид экспертизы давно существует на практике и является общепринятой практикой. Основополагающая черта комиссионной экспертизы заключается в том, что она проводится несколькими (не менее чем двумя) экспертами одной специальности. Именно эти аспекты определяют суть комиссионной экспертизы: несколько экспертов, но все они специалисты в одной сфере. Основное отличие комплексной экспертизы заключается в том, что в ней принимают участие специалисты разных областей (ч.1 ст.85 АПК). Сходство с комиссионной экспертизой лишь в том, что экспертиза проводится несколькими (не менее чем двумя) экспертами. АПК не определяет порядок назначения дополнительной и повторной экспертизы, следовательно, следует руководствоваться общими правилами о вынесении арбитражным судом определения о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Заключение эксперта состоит из вводной, мотивировочной и заключительной частей. В соответствии с законом заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате них выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы. Если эксперт при проведении экспертизы установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение (ч.2 ст.86 АПК).

Если эксперт отсутствует при судебном разбирательстве, то исследованию подвергается только его письменное заключение. При наличии эксперта в зале суда ему могут быть заданы вопросы в рамках проведенного им исследования. Эксперт, если это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами дела, участвовать в заседаниях арбитражного суда, задавать вопросы, просить суд о представлении дополнительных материалов.

Статья 116

1. Течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается одновременно с приостановлением производства по делу.

2. Со дня возобновления производства по делу течение процессуальных сроков продолжается.

1. Приостановление течения процессуальных сроков возможно при наличии в совокупности двух обстоятельств:

Процессуальный срок по делу не истек,

Суд вынес определение о приостановлении производства по делу.

Если же суд вынес определение о приостановлении производства по делу после истечения срока на его рассмотрение, то после приостановления

производства по делу сроки не могут продолжаться.

Одним из последствий приостановления производства по делу является приостановление течения всех неистекших процессуальных сроков. При наличии оснований, перечисленных в ст. ст.143, 144 АПК РФ, арбитражный суд приостанавливает производство по делу, о чем выносит определение, которое может быть обжаловано.

Элементы иска

Элементы иска – это его внутренние структурные части.
Общепризнано выделение двух элементов иска: предмета и основания иска.

Под предметом иска понимается определенное требование истца к ответчику, например о признании права собственности, о возмещении убытков, о защите чести, достоинства и деловой репутации, о признании полностью недействительным правового акта государственного органа и т.д.

Как подчеркнуто в п.4 ч.2 ст.125 АПК, истец должен указать в исковом заявлении свое требование.

Предмет иска не следует смешивать с определенным вещественным предметом спора, например конкретным объектом недвижимости, денежными средствами и т.д.

В отношении одного вещественного предмета могут предъявляться иски самого разного характера. Например, в связи с вещественным предметом – нежилым помещением могут быть предъявлены иски о признании права собственности на данный объект недвижимости, о его разделе, об устранении нарушений прав собственника и т.д.

Под основанием иска рассматриваются фактические обстоятельства, из которых вытекает право требования истца, на которых истец их основывает. На такое понимание основания иска прямо указывает п.5 ч.2 ст.125 АПК. Следует подчеркнуть, что истец должен указывать в исковом заявлении только определенные фактические обстоятельства, отвечающие требованиям относимости. При этом не любые факты могут быть приведены истцом в основании иска, а истец должен привести юридические факты – т.е. такие обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений либо иные правовые последствия. При необходимости истец должен произвести и указать расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы (п.7 ч.2 ст.125 АПК). Все указанные фактические обстоятельства в дальнейшем подлежат доказыванию истцом в арбитражном процессе.

Факты, входящие в основание иска, традиционно в процессуальном праве подразделяются на следующие 3 группы:

Факты, непосредственно правопроизводящие, из которых непосредственно вытекает требование истца. Например, по иску об обращении взыскания на заложенное имущество в указанном качестве выступают такие факты, как наличие основного (кредитного) обязательства, наличие залогового обязательства, исполнение кредитором своих обязательств перед заемщиком, надлежащее содержание и оформление указанных договоров, иные фактические обстоятельства, отражающие наличие существенных условий кредитного и залогового обязательств и их исполнения.

Факты активной и пассивной легитимации, посредством установления которых определяется надлежащий характер сторон в арбитражном процессе. Различаются факты, указывающие на связь требования с определенным субъектом, заявившим это требование, т.е. с истцом (факты активной легитимации), и факты, указывающие на связь определенной обязанности с ответчиком (факты пассивной легитимации). Отсюда вытекает институт замены ненадлежащего истца надлежащим, равно как и замена ненадлежащего ответчика.

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются , Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

  1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения — Москвы и С.-Петербурга), являющиеся судами первой инстанции.
  2. 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов.
  3. 10 федеральных арбитражных судов округов, являющиеся судами кассационной инстанции.
  4. Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК форме надзор за их деятельностью. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения законодательства на всей территории Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство — структура.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, то есть без образования коллегий.

Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно статье 128 Конституции РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов — Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Арбитражный суд. Судебная практика: Видео