Женское белье

Т 80 автомат заряжания. Скоростное перезаряжание - автоматы заряжания в боевых бронированных машинах. А что же творится у вероятного противника

Т 80 автомат заряжания. Скоростное перезаряжание - автоматы заряжания в боевых бронированных машинах. А что же творится у вероятного противника

МОСКВА, 9 янв - РИА Новости, Андрей Коц. Скорострельность или надежность? "Безопасная" боеуладка или дополнительная бронезащита? Четвертый член экипажа или сложный механизм? Начиная с Т-64А, автомат заряжания орудия остается одним из главных ноу-хау советских и российских танков. В танковых экипажах стран НАТО снаряды в канал пушки до сих пор досылает человек. Вручную. О плюсах и минусах обоих подходов - в материале РИА Новости.

Барабан и карусель

Автоматом заряжания (АЗ) в артиллерии называют механизм, позволяющий проводить перезаряжание, удаление стреляных гильз, а также загрузку и разгрузку боеприпасов с минимальным участием человека. АЗ устанавливают на некоторые основные боевые танки (ОБТ), боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки и корабельные орудия среднего и крупного калибров.

Первым серийным танком с АЗ считается легкий французский АМХ-13, массово производившийся в 50-60-х годах прошлого века. По обе стороны ниши башни за казенником пушки размещались два магазина барабанного типа по шесть снарядов в каждом. При выстреле сила отката вращала магазин и освобождала очередной снаряд, который попадал на лоток и досылался в канал ствола.

Это нетривиальное решение позволяло повысить скорострельность танка до десяти-двенадцати выстрелов в минуту и исключить из экипажа заряжающего. Эффективность автомата заряжания подтвердилась во многих вооруженных конфликтах второй половины ХХ века. В ходе Шестидневной войны один-единственный АМХ-13, стоявший на вооружении Израиля, уничтожил в бою семь иорданских танков М48, расстреляв их один за другим. Минусом французского автомата была сложность дозаряжания опустевших барабанов. Для этого АМХ-13 приходилось спешно покидать поле боя, так как он становился абсолютно беззащитным.

Барабанный (или револьверный) автомат заряжания использовался и в некоторых опытных американских танках. С подобными устройствами экспериментировали и другие страны блока НАТО, а также государства Азии. Наибольшее распространение получил ленточный конвейер, расположенный поперек главной оси башни, с которого снаряды специальным досылателем подавались в канал ствола. Таким механизмом, к примеру, оснащен французский танк "Леклерк". Впрочем, к настоящему времени все остальные армии НАТО отказались от автоматического заряжания. Однако советские и российские ОБТ продолжают использовать автомат заряжания так называемого карусельного типа.

Меньше габариты, больше брони

Советский основной боевой танк Т-64А вооружен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой, оснащенной гидромеханическим механизмом заряжания 6ЭЦ10 с постоянным углом. Основной его элемент - замкнутый конвейер карусельного типа - находится под башней в специальной кабине. В конвейере хранят боеукладку - 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные снаряды размещены в нишах отделения управления.

Автомат заряжания на танках Т-64 и Т-80 конструктивно немного отличается от Т-72 и Т-90 - поддоны и выстрелы по-разному располагаются в боеукладке-карусели и по-разному досылаются в канал ствола. В первых двух и поддон, и выстрел подаются в орудие одновременно, в двух других - поочередно. Однако принцип действия АЗ общий. Карусель вращается для выбора нужного выстрела, после чего специальный захват поднимает снаряд к казенной части ствола, а "лапа" досылателя проталкивает его в орудие. Затем захват опускается обратно к карусели, закрывается заслонка доступа к боеукладке, производится выстрел. Сразу извлекается пустая гильза, открывается затвор. По необходимости - повторить.

Плюсы автоматического заряжания очевидны. Во-первых, благодаря отсутствию заряжающего, удалось уменьшить габариты машины, а сэкономленную массу пустить на усиление бронезащиты. Во-вторых, существенно повысилась скорострельность танка. В-третьих, поскольку вся подготовка к выстрелу происходит автоматически, исключен риск ошибки, вызванной человеческим фактором. Минусы - сравнительно небольшой боекомплект, размещенный в карусели, невозможность использовать снаряды большей длины. Эксперты также отмечают низкую защищенность самого автомата заряжания и выстрелов в укладке от противотанковых средств противника.

Дело вкуса

Подавляющее большинство танков западной школы рассчитано на экипаж из четырех человек, с заряжающим. Он обычно сидит боком к орудию и лицом к казеннику, вручную достает необходимый выстрел (как правило - унитарный, в сборе) из боеукладки, досылает его в ствол, вновь занимает безопасное положение сбоку и сообщает командиру о готовности машины к стрельбе. Принцип тот же, что и на танках времен Второй мировой.

Плюсы подобного подхода тоже очевидны. Все выстрелы находятся в бронированной боеукладке, отделенной от экипажа, что повышает его выживаемость. Нет ограничений по использованию удлиненных боеприпасов. Кроме того, четвертый член экипажа облегчает техническое обслуживание и ускоряет загрузку снарядов в танк.

Хватает и недостатков. Во-первых, заряжающий может банально устать, израсходовав менее половины боекомплекта, что отрицательно скажется на скорострельности, или при движении по пересеченной местности получить травму. В-третьих, у танков "на четверых" немаленькие башни, что делает машину более заметной и уязвимой.

Советские и российские конструкторы сумели снизить уязвимость боеукладки в автомате заряжания и повысить выживаемость экипажа - в основном за счет применения динамической брони, комплексов оптико-электронного противодействия и других передовых технологий.

Главный недостаток отечественных автоматов заряжания - сложность их пополнения после отстрела боекомплекта, размещенного в карусели. В этом случае скорострельность танка может упасть до двух-трех выстрелов в минуту, а таскать снаряды вручную придется командиру.

Впрочем, как показал опыт войн и вооруженных конфликтов второй половины ХХ века, а также современных горячих точек, в танковом бою побеждает тот экипаж, который лучше знает свою машину, эффективнее использует ее сильные и слабые стороны, грамотно взаимодействует с союзными войсками и метко стреляет. А как именно снаряд попадает в ствол - дело десятое.

Также применяется в артиллерийских установках на кораблях и в крепостных и зенитных орудиях . Использование автомата заряжания облегчает работу расчёта орудия и позволяет сократить численность экипажа; часто также приводит к увеличению скорострельности.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В состав автомата заряжания обычно входят:

    • боеукладка для механизированной подачи боеприпасов к досылателю;
    • досылатель;
    • система удаления стреляных гильз;
    • система управления.

    В качестве боеукладки используются три механизма :

    История

    В серийных танках впервые автоматизация заряжания была применена во французском AMX-13 , производившемся в 1950-е годы, а затем в австрийском Steyr SK 105 , выпускавшемся с 1971 года. Однако, автоматы заряжания на этих танках были барабанного типа и состояли из двух барабанов, содержавших лишь по 6 выстрелов каждый, перезарядка барабанов требовала выхода из боя. Кроме того, специфика «качающейся башни» , применённой на этих танках, резко упрощала конструкцию автомата (так как орудие оставалось неподвижным по отношению к автомату).

    Опытный прототип полностью автоматического танкового автомата заряжания был разработан Рок-Айлендским арсеналом и изготовлен корпорацией AAI Corp. в 1969 году. Он обеспечивал до восьми выстрелов в минуту и позволял производить заряжание одновременно с наводкой пушки в обеих плоскостях и был сопряжён с системой стабилизации пушки .

    Исследователи считают, что полноценные танковые автоматы заряжания впервые были внедрены советскими конструкторами в 1972 году (Т-64) [ ] , другие страны вскоре после этого использовали автоматы заряжания в своих серийных танках (например, французский Леклерк , японский Тип 90) или экспериментальных образцах (американский MBT-70) .

    Принцип действия

    Карусельный автомат заряжания с унитарным патроном работает в пять шагов:

    1. карусель вращается для выбора выстрела;
    2. открывается заслонка доступа к боеукладке, поддон подводится к гильзе, патрон захватывается;
    3. поддон поднимается к казённой части ствола, досылатель перемещается в рабочее положение, открываются захваты поддона, досылатель проталкивает выстрел в ствол, затвор закрывается;
    4. механизм досылателя поднимается, освобождая место для отката орудия, поддон опускается, закрывается заслонка доступа к боеукладке, производится выстрел;
    5. выдвигается поддон для пустой гильзы, открывается дверь для выброса гильзы, открывается затвор, гильза извлекается и выбрасывается, поддон для пустой гильзы убирается и закрывается дверь для выброса гильзы.

    Скорострельность

    Танковый автомат заряжания (для пушки калибра около 120 мм) обеспечивает скорострельность от 8 до 10-12 выстрелов в минуту, с перспективой достижения 15-16 выстрелов в минуту .

    Сравнительная скорострельность при использовании танкиста-заряжающего и автомата заряжания является предметом споров , так как практическая скорострельность зависит от условий стрельбы:

    Сокращение экипажа

    Решение о переходе на экипаж из трёх человек в СССР было принято в 1958 году . По состоянию на начало XXI века, позиции американских и российских конструкторов продолжали различаться, российские танкостроители предпочитали автомат заряжания и связанный с ним меньший вес танка, а американские - больший экипаж с его преимуществами более высокой начальной скорострельности и меньшей нагрузки на каждого танкиста .

    Существенное уменьшение веса привлекало внимание конструкторов американских лёгких танков (так, на десантном М8 автомат заряжания с боекомплектом из 21 снаряда занимал столько же места, сколько заряжающий с лишь 9 снарядами и с учётом брони, необходимой для защиты дополнительного объёма весил на 750 килограммов меньше) .

    Связь с калибром орудия

    В бронетехнике считается, что вес унитарного патрона калибра около 120 мм находится на пределе возможностей человека-заряжающего ; для перспективного калибра 140 мм с весом унитарного патрона около 46 кг применение автомата заряжания или переход на раздельное заряжание станут неизбежными .

    Морские автоматы заряжания

    Одни из первых автоматов заряжания начали использоваться в орудийных установках главного калибра дредноутов, так как проводить операции с тяжелыми снарядами (весом свыше 300 кг) и зарядами, а также производить открывание/закрывание огромных затворов человеку было уже не под силу. Некоторые из этих систем были полностью автоматическими, некоторые требовали вмешательство людей - то есть, строго говоря, автоматами заряжания они не являлись.

    Русский морской генеральный штаб в годы проектирования линейных кораблей с 16-дюймовой артиллерией рассчитывал на создание совершенных систем заряжания для корабельных орудий. В 1914 году был спроектирован фактически автомат заряжания, позволявший без каких-либо больших нагрузок довести скорострельность 406-мм орудий до 4 выстрелов в минуту , если понадобилось бы - то и до больших значений, в то время как в годы Первой Мировой войны скорострельность орудийных 16-дюймовых установок с более простыми автоматами заряжания не превышала 2 выстрелов в минуту, в годы Второй Мировой и после неё на американских линкорах типа «Айова» удалось добится скорострельности в 2,5-3 выстрела в минуту.

    Однако в СССР, несомненно, зная о проекте 1914 года, для корабельных систем не предполагали получить для 16-дюймовок скорострельность свыше 3 выстрелов в минуту, считая её вполне достаточной.

    Зато шло проектирование скорострельных систем меньшего калибра, имевших для своего времени достаточно большую скорострельность, и бывших универсальными - то есть предназначенными для стрельбы по как по надводным целям, так и по самолетам противника. В том числе :

    • БЛ-109 и БЛ-110 - 2×130 мм, скорострельность одного ствола 15 в/м, общая - 30 в/м;
    • БЛ-127 - 4×100 мм, скорострельность одного ствола 16-18 в/м, общая - 64-72 в/м;
    • БЛ-132 - 4×130 мм, скорострельность одного ствола 15-17 в/м, общая - 60-68 в/м;
    • БЛ-115 - 2×152 мм, скорострельность одного ствола 12-17 в/м, общая - 24-34 в/м;
    • БЛ-118 - 3×152 мм, скорострельность одного ствола 12-17 в/м, общая - 36-51 в/м;
    • СМ-48 - 2×180 мм, скорострельность одного ствола 9-10 в/м, общая - 18-20 в/м.

    В настоящий момент на вооружении стоят различные артиллерийские системы, универсального типа, имеющие большую скорострельность, калибром до 130 мм включительно. Разработан комплекс на базе башни и системы заряжания САУ Коалиция-СВ в двухорудийном варианте, по некоторым данным именуется Коалиция-Ф и имеет те же баллистические характеристики и скорострельность, что и наземная установка.

    См. также

    Примечания

    1. Владимир Одинцов. «Армата» под прицелом . НВО , 04.04.2014

    Учебные вопросы:

    1. Назначение, характеристика, состав автомата заряжания танка, размещение узлов в машине.

    2. Назначение, устройство механизмов, узлов и приборов АЗ.

    3. Органы управления АЗ. Порядок подготовки АЗ к работе. Режимы работы автомата заряжания.

    4. Меры безопасности при работе с АЗ.

    5. Техническое обслуживание автомата заряжания танка.

    Учебный вопрос №1: «Назначение, характеристика, состав автомата заряжания танка, размещение узлов в машине».

    Автомат заряжания (АЗ) - электромеханический комплекс, предназначенный для автоматического заряжания пушки.

    Характеристика:

    Тип................................................... электромеханический с постоянным углом заряжания;

    Ёмкость транспортёра........................................................................................... 22 выстрела;

    Скорость вращения транспортёра..................................................................... до 70 град/сек;

    Продолжительность заряжания одного выстрела...................................................... до 8 сек.;

    Продолжительность заряжания в ручную.................................................... 1 - 2 выстр./мин.;

    Досылка выстрелов.................................................................................................. раздельная;

    АЗ включает основные узлы:

    1. Вращающийся транспортёр (ВТ);

    2. Механизм подъёма кассет (МПК);

    3. Механизм удаления поддона (МУП);

    4. Досылатель (Д);

    5. Электромашинный стопор пушки (СП);

    6. Запоминающее устройство (ЗУ);

    7. Пульт управления (ПУ);

    8. Пульт загрузки (ПЗ);

    9. Индикатор количества выстрелов;

    10. Электромонтажный комплект;

    Учебный вопрос №2: «Назначение, устройство механизмов, узлов и приборов АЗ».

    (1). Вращающийся транспортёр - служит для размещения выстрелов и подачи их к окну выдачи. Он установлен на днище корпуса.

    1- каркас;

    2- электромеханический привод;

    3- настил;

    4- механизм закрывания окна выдачи со створками;

    5- кассеты;

    6- рукоятка ручного привода к стопору;

    7- ручной привод;

    ▪ Каркас служит для размещения 22 кассет.

    ▪ Электромеханический привод служит для вращения ВТ, он размещён на настиле транспортёра.

    ▪ Настил закрывает транспортёр и служит полом боевого отделения.

    ▪ Механизм закрывания окна выдачи кассет предназначен для предохранения транспортёра от попадания в него посторонних предметов. Он размещён над транспортёром и состоит из створок с пружинами.

    ▪ Кассета служит для размещения выстрела любого типа и состоит из сваренных между собой двух труб. Заряд размещается в верхней трубе. Снаряд размещается в нижней трубе.


    ▪ Ручной стопор ВТ предназначен для стопорения транспортёра относительно башни при повороте его на 1/22 часть окружности (на один шаг), что соответствует положению кассеты в окне выдачи.

    ▪ Ручной привод ВТ предназначен для проворачивания транспортёра вручную.

    Для работы ручным приводом ВТ необходимо:

    Расстопорить ВТ, повернув вверх рукоятку ручного привода стопора (правая).

    Повернуть транспортёр рукоаткой ручного привода (левая), совершая ею движения вверх-вниз.

    При повороте ВТ до требуемого положения отпустить рукоятку привода стопора и довернуть ВТ рукояткой ручного привода до его застопоривания.

    (2). Механизм подъёма кассет - служит для вывода кассет на линию досылания или загрузки и последующего их возврата в исходное положение. МПК крепится к двум кронштейнам, приваренным к кормовой части башни.

    Ручной привод МПК размещён на правой стороне кронштейна МПК (ком. танка).

    (3). Механизм удаления поддона (МУП) - предназначен для улавливания зкстрактированного поддона и удаления его из танка.

    (4). Досылатель - предназначен для досылания элементов выстрела в камору пушки. Он установлен на донном листе в кормовой части башни.

    (5). Электромашинный стопор пушки (СП) - предназначен для надёжного удержания пушки на угле заряжания. Он крепится на кронштейне в передней части крыши башни с правой стороны от пушки.

    (6). Запоминающее устройство (ЗУ) - обеспечивает:

    Информацию о состоянии загрузки кассет вращающегося транспортёра;

    Электрическую сигнализацию о подходе к окну выдачи кассеты с выбранным типом выстрела (либо пустой кассеты);

    Отметку типа выстрела при загрузке;

    Отметку пустой кассеты при заряжании или разгрузке;

    Он установлен на редукторе привода ВТ слева от командира танка.

    Учебный вопрос №3: «Органы управления АЗ. Порядок подготовки АЗ к работе. Режимы работы АЗ».

    (1). Пульт управления (ПУ) - предназначен для управления автоматом заряжания. Он размещён на лицевой панели прицела-дальномера.

    На пульте размещены:

    ● переключатель (1) типов выстрелов и режима загрузки;

    ● сигнальная лампа (2) «РУЧ.» с зелёным светофильтром, оповещающая о включении режима ручной работы;

    ● сигнальная лампа (3) «ПОДДОН» с красным светофильтром, оповещающая о наличии поддона в улавливателе;

    ● выключатель (4) «АВТ. - РУЧ.» для включения АЗ в заданном режиме;

    ● пробка (5) регулировочного потенциометра индикатора количества выстрелов;

    (2). Пульт загрузки (ПЗ) - предназначен для управления АЗ в режимах загрузки - разгрузки и ручного заряжания. Он установлен справа в башне.

    На пульте размещены:

    ◘ кнопка (1) «РАЗГРУЖЕНО» - для ввода информации в (ЗУ) о разгруженной кассете;

    ◘ выключатель (10) «АВТ. - РУЧ. РАЗГР.» - для включения режимов автоматической работы АЗ, загрузки - разгрузки и блокировки стабилизатора;

    ◘ сигнальная лампа (3) с зелённым светофильтром, оповещающая о включении режима ручной работы;

    ◘ кнопка (4) «СТОПОР» - для для снятия пушки с электромашинного стопора;

    ◘ переключатель (6) «ПОДДОН АВТ. - РУЧ.» - для включения режимов автоматического или ручного удаления поддона;

    ◘ переключатель (5) «РАМКА ВЫБРОС - ИСХОД» - для выброса поддона и опускания рамки в режиме ручного заряжания;

    ◘ переключатель (8) «ДОС. В - Н» - для включения электродвигателя досылателя вперёд и назад;

    ◘ сигнальная лампа (9) «СТОП ВТ» , сигнализирующая о подходе кассеты с заданным типом выстрела к окну выдачи кассет при ручном заряжании;

    ◘ сигнальная лампа (2) «ГОТОВ АЗ», оповещающая о готовности автомата заряжания к работе;

    (3). Индикатор количества выстрелов - предназначен для определения количества выстрелов каждого типа, загруженных во вращающийся транспортёр, а также количества пустых кассет в ВТ.

    Количество выстрелов определяется установкой в соответствующее положение переключателя типов выстрелов на ПУ, а пустых кассет - в положение «ЗАГР.».

    Порядок подготовки АЗ к работе:

    Перед началом работы с АЗ в любом режиме, в том числе и при прверке его работы, необходимо выполнить следующие операции:

    Автоматы защиты сети (АЗР) - включены;

    = «АЗ - УПР» на правом щитке, «ЭЛ. СПУСК» на левом щитке выключены;

    Переключатель типов на ПУ - в положении ВЫКЛ.;

    Выключатель «АВТ. - РУЧ.» на ПУ - в положении «АВТ.»;

    Выключатель «АВТ. - РУЧ, РАЗГР.» на ПЗ - в положении «АВТ.»;

    Выключатель «ПОДДОН» на ПЗ - в положении «АВТ.»;

    Внешним осмотром из боевого отделения и со стороны отделения управления проверить, нет ли посторонних предметов на днище под вращающимся транспортёром, препятствующих его вращению.

    Включить выключатель батарей;

    Режимы работы АЗ:

    1). Режим автоматического заряжания пушки;

    2). Аварийный режим:

    а) - ручное заряжание пушки из вращающегося транспортёра;

    б) - ручное заряжание пушки из немеханизированной укладки;

    Учебный вопрос №4: «Меры безопасности при работе с автоматом заряжания (АЗ)».

    При работе с АЗ запрещается:

    ◊- включать автомат защиты сети «АЗ - УПР» на правом щитке при напряжении бортовой сети ниже 22В ;

    ◊- оставлять открытым клин затвора пушки после окончания работы с АЗ;

    ◊- оставлять включённым «АЗ - УПР» на правом щитке, при отсутствии экипажа в боевом отделении;

    ◊- устранять неисправности АЗ при включённых АЗР «ЭЛ. СПУСК» и «АЗ - УПР», а также при включённом стабилизаторе вооружения;

    ◊- переключать органы управления при работе АЗ в процессе цикла;

    ◊- в случае автоматического отключения АЗР «ЭЛ. СПУСК» на левом и «АЗ - УПР» на правом распределительных щитках автоматическая работа с АЗ запрещается . В случае необходимости ведения стрельбы рекомендуется перейти на режим ручного заряжания.

    Учебный вопрос №5: «Техническое обслуживание АЗ».

    При контрольном осмотре (КО):

    Проверить положение АЗР на левом и правом распределительных щитках башни: все АЗР должны быть в положении ВКЛ., кроме «ЭЛ. СПУСК» на левом щитке, «АЗР ЛЮК» и «АЗ - УПР» на правом щитке;

    Проверить, нет ли постороних предметов, препятствующих вращению ВТ;

    Проверить работоспособность АЗ;

    При техническом обслуживании №1 (ТО №1):

    Провести КО;

    Осмотреть и очистить в доступных местах днище под ВТ;

    При техническом обслуживании №2 (ТО №2):

    Провести КО и ТО №1:

    Проверить шплинтовку болтов крепления узлов АЗ;

    =====================================================================

    Операционные карты:

    «Подготовка АЗ к работе»

    Создателей танков всегда привлекала идея автоматизировать процесс заряжания танкового орудия. Это позволило бы сократить экипаж боевой машины, исключив из него заряжающего, а также увеличить скорострельность. Однако труднорешаемой задачей стала передача боеприпаса из боеукладки в корпусе танка во врашающуюся башню. Конструкторы французской фирмы Atelier de Construction d"lssy-les-Moulineaux (AMX) приняли по-галльски изящное решение. Они создали башню, составленную из двух частей - поворотной нижней и качающейся относительно нее верхней, где размещалось орудие.

    По обе стороны ниши башни за казенником пушки размещены два магазина барабанного типа по 6 патронов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной патрон, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем патрон досылается автоматически в ствол, закрывается затвор и производится выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Расстреляв боекомплект, по существу безоружный танк должен покинуть поле боя и уйти для повторной зарядки магазинов. Они заполняются через люки в крыше башни.

    С 1952 г. началось серийное производство легкого танка АМХ-13, ставшего первым серийным танком с автоматом заряжания пушки. На первых вариантах машины устанавливалась качающаяся башня FL-10 с 75-мм нарезной пушкой, которую в 1966 г. заменили 90-мм орудием с дульным тормозом и теплоизоляционным кожухом, при этом вес танка вырос до 15 т. На экспорт в Австрию производился АМХ-13 с башней FL-12 со 105-мм пушкой. Эта же башня с 1967 г. устанавливалась на строившиеся в Австрии танки SK-105 Kurassier. Последний вариант машины оборудован башней FL-15, разработанной в 1983 г. на основе FL-12 и оснащенной новейшей системой управления огнем.

    Помимо танков, качающиеся башни устанавливались во Франции и на бронеавтомобиле E.B.R.75, разработанном фирмой Panhard и производившемся серийно в 1950-1960 гг. В отличие от танков, башня FL-11, устанавливавшаяся на Е. В. R.75, не имела кормовой ниши и автомата заряжания и была вооружена 75-мм пушкой с меньшей длиной ствола. На часть выпущенных машин впоследствии устанавливались башни FL-10 от АМХ-13.

    В 1951 г. была выпущена небольшая партия тяжелых танков АМХ-50, также оснащенных башни «качающегося» типа с автоматизацией заряжания. На первых образцах ставилось 100-мм орудие. Позднее АМХ-50 был вооружен 120-мм пушкой.

    Конструкция качающейся башни позволила уменьшить диаметр подбашенного погона и минимизировать высоту части башни, находившейся над орудием. В результате значительно повышалась защищенность танка при стрельбе с укрепленных позиций, когда для огня противника открыта только та часть танка, что находится на уровне ствола орудия и выше него. Однако возникла необходимость обеспечения броневой защиты сочленения частей башни, а также его герметизации для преодоления глубоких бродов либо для защиты от оружия массового поражения. Не менее серьезным недостатком со временем стала и крайняя сложность стабилизации орудия в вертикальной плоскости, обусловленная большой массой подвижной части.

    В 1963 г. на советском танке Т-64 был впервые применен автомат заряжания с «карусельным» транспортером на полу боевого отделения. Такая схема была лишена недостатков, свойственных качающейся башне. Современные европейские танки оснащаются автоматами с ленточным кольцевым транспортером в кормовой нише башни.

    В настоящее время количество моделей современных основных боевых танков, оснащенных автоматами заряжания танковых орудий (Т-90, «Леклерк», К-2, Тип-90 и «Оплот»), превышает количество моделей, в состав экипажа которых включен заряжающий («Абрамс», «Леопард-2», «Челленджер-2» и «Меркава Mk.4»).


    Основной причиной перехода к автоматам заряжания является стремление конструкторов уменьшить заброневой объем и тем самым увеличить степень защищенности (отношение веса брони к объему), не увеличивая при этом вес танка. Рабочее место заряжающего требует объема до 2 кубических метров для свободного и безопасного доступа к казенной части пушки и боеукладки, особенно в процесс движения танка с повышенной скоростью по пересеченной местности. Заряжающий подвержен физической усталости, что негативным образом сказывается на скорострельности пушки – если в начале боя темп работы заряжающего превосходит темп работы автомата заряжания, то в конце боя ситуация меняется на противоположную. На схеме танка «Абрамс» видно, что рабочее место заряжающего (обозначенное цифрой 5) занимает объем, равный объему рабочих мест командира и наводчика, вместе взятых.

    Впервые техническое решение по механизации перезаряжания пушки серийного танка было реализовано во Франции в 1952 году в виде полуавтомата заряжания легкого танка AMX-13. Его орудие было установлено в качающейся башне с выносом казенной части орудия за пределы бронирования. Слева и справа от казенника располагались револьверные механизированные укладки унитарных выстрелов. При откате орудия после выстрела взводился пружинный досылатель, после чего наводчик орудия, вращая штурвал, должен был обеспечить выбор одного из двух типов боеприпаса и выгрузить его на лоток подавателя. После этого выстрел автоматически досылался в ствол и пушка была готова к стрельбе. После израсходования боекомплекта полуавтомата заряжания экипаж танка должен был покинуть танк и вновь загрузить механизированную укладку из запаса выстрелов в 20 единиц, перевозимых в корпусе.

    Первое полноценное решение по автоматизации всего цикла перезаряжания пушки было реализовано на советском танке Т-64. Танк был скомпонован по классической схеме с расположением казенной части орудия в башне. Автомат заряжания карусельного типа состоял из вращающегося транспортера, на котором были установлены 28 горизонтальных лотков для снарядов, над ними по периметру располагалось такое же число вертикальных держателей для метательных зарядов выстрелов раздельного заряжания. Заряд снаряжался в полусгораемую гильзу с картонными стенками, пропитанными толом, и металлическим поддоном. Транспортер шарнирно опирался на внутренний венец погона опоры башни. Командир и наводчик были отделены от транспортера кабиной, жестко соединенной с башней. В прорези кабины располагался механизм подъема и досылания снаряда и метательного заряда в ствол пушки, а также улавливатель металлического поддона после выстрела. Поддон укладывался назад в транспортер на освободившееся место. При израсходовании боекомплекта конвейер пополнялся выстрелами из ручной укладки.

    Механизм автомата заряжания приводился в движение с помощью гидравлического привода. При его отказе использовался дублирующий ручной привод. Минимальное время заряжания орудия в автоматическом режиме составляло 6 секунд, максимальное (при повороте транспортера на 180 градусов с целью выбора определенного типа выстрела) - 20 секунд. В ручном режиме максимальное время заряжания увеличивалось до 1 минуты.
    Аналогичный автомат заряжания установлен на танках Т-80, Т-84 и «Оплот».

    В 1972 году на советском танке Т-72 появился новый вариант карусельного автомата заряжания с горизонтальным расположением метательных зарядов в лотках над лотками снарядов. С 1992 года указанный автомат заряжания устанавливается на российский танк Т-90. К сожалению, по сравнению со своим предшественником автомат заряжания обладает двумя существенными недостатками, не устраненными и по настоящее время:

    – транспортер опирается не на погон башни, а на дно корпуса, поэтому при внешнем воздействии (удар о выступ подстилающей поверхности или взрыв мины) автомат заряжания выходит из строя;

    Емкость транспортера на шесть выстрелов меньше в связи с большим диаметром гильз метательных зарядов, расположенных горизонтально.

    Условным положительным отличием автомата заряжания является меньшая (на 150 мм) высота уровня расположения метательных зарядов относительно дна корпуса, что уменьшает вероятность их поражения кумулятивной струей или бронебойным снарядом при пробитии корпуса в районе боевого отделения танка. Надо отметить, что транспортер с двух сторон окружен внутренними топливными баками, в формованных выемках которых размещаются выстрелы ручной боеукладки, уровень расположения которых превышает верхний уровень механизированной укладки автомата заряжания. Это полностью нивелирует различие в степени защищенности Т-64/Т-80 и Т-72/Т-90 от возгорания метательных зарядов.

    Эту оценку подтверждает практика боевого применения танков Т-72/Т-90 в локальных военных конфликтах, когда экипажи загружают боеприпасами только автомат заряжания. Но этот прием возможен только при действиях в непосредственной близости от пунктов боепитания. В ходе армейской операции с танковыми рейдами в отрыве от баз снабжения потребуется загрузка в танки и огнеопасной ручной боеукладки выстрелов до их штатного количества.

    Механизм автомата заряжания Т-72/Т-90 приводится в движение с помощью электродвигателя и имеет дублирующий ручной привод. Минимальное время производства выстрела в автоматическом режиме составляет 8 секунд, максимальное – 14 секунд в связи с меньшей начальной (в первом случае) и большей конечной (во втором случае) скоростью вращения электромотора по сравнению с равномерной скоростью вращения гидромотора.

    В качестве ответа на советский танк Т-64 США и ФРГ в конце 1960-х годов реализовали программу создания опытного танка MBT-70, вооруженного 152-мм пушкой и оснащенного автоматом заряжания. В связи с большими линейными размерами крупнокалиберных выстрелов был применен автомат конвейерного типа, расположенный в развитой кормовой нише башни. Его конструкция включала два конвейерных транспортера, каждый из которых состоял из горизонтально расположенных лотков выстрелов, шарнирно связанных между собою, направляющих роликов и центрального механизма подачи выстрелов в ствол пушки.

    Конвейерный автомат заряжания позволяет с наименьшими издержками включать его в состав конструкции новых и модернизируемых танков и размещать в нем выстрелы калибра до 155 мм. В связи с этим он получил наибольшее распространение в танкостроении. В настоящий момент конвейерными автоматами заряжания практически идентичной конструкции оснащены основные боевые танки «Леклерк» (Франция), К-2 (Южная Корея) и Т-90 (Япония).

    Кормовая ниша башни является привлекательным местом для размещения и других типов автоматов заряжания. Кроме отсутствия ограничений в наращивании габаритных размеров ниша позволяет устранить риск выхода из строя танка в случае возгорания метательных зарядов или детонации взрывчатого вещества в кумулятивных, осколочно-фугасных, бетонобойных или шрапнельных снарядах. Ниша оснащается броневой перегородкой между боевым отделением и автоматом заряжания, автоматически открывающимся и закрывающимся люком подачи выстрелов и верхними вышибными панелями, срабатывающими при повышении внутреннего давления и отводящими огонь и ударную волну от боевого отделения.

    В российском опытном танке «Объект 640» («Черный орел») кормовая ниша была выполнена в виде съемного бронированного модуля с расположенным внутри конвейерным автоматом заряжания.

    Предполагалось, что процесс пополнения боекомплекта танка будет упрощен путем замены модулей в полевых условиях.

    Один из вариантов модернизации основного боевого танка «Абрамс» (США) предусматривает установку в кормовой нише башни револьверного автомата заряжания, состоящего из двух барабанов-транспортеров, весь внутренний объем которых заполнен выстрелами, в отличие от конвейерного транспортера. Это позволяет увеличить боекомплект, хранимый в автомате заряжания, ценой возрастания вертикального габарита башни.

    Оригинальный проект модернизации основного боевого танка «Леопард-2» (Германия) основан на идее существенного увеличения длины кормовой ниши и, соответственно, величины боекомплекта, хранимого в стеллажном автомате заряжания, оснащенном захватом-манипулятором, перемещающимся в центральном проеме между двумя стеллажами, разделенными на секции с ячейками, в которых размещены унитарные выстрелы.

    Наряду с перечисленными достоинствами вариант размещения автомата заряжания в кормовой нише башни обладает одним существенным недостатком, который обесценивает саму идею исключения заряжающего из состава танкового экипажа с целью уменьшения заброневого объема танка – данный способ размещения автомата проводит к прямо противоположному результату:

    В корпусе танка появляется свободный неиспользуемый объем боевого отделения, поскольку командир и наводчик расположены по обе стороны от пушки с максимальным приближением к оптическим приборам наблюдения, размещенным на крыше башни;

    Объем башни увеличивается более чем в два раза;

    Большая площадь фронтальной проекции башни делает невозможным использование мощной и тяжелой бронезащиты;

    Маневрирование танка на поле боя относительно фронтального направления атаки в пределах безопасных углов +-30 градусов, заложенных в конструкцию лобовой брони, в сочетании с вращением башни при горизонтальном наведении пушки на цель выводит слабо защищенную боковую проекцию башни из указанных пределов вплоть до достижения угла в 60 градусов.

    Поэтому наиболее целесообразным решением остается размещение автомата заряжания в подбашенном пространстве, впервые реализованное в Т-64. Кроме уменьшения заброневого объема и повышения степени защищенности танка подобное компоновочное решение позволяет в ближайшей перспективе сделать следующий шаг в совершенствовании конструкции основных боевых танков – перейти к необитаемому боевому отделению при размещении всего экипажа в отделении управления, герметически отделенного от остального объема танка броневой перегородкой.

    Необитаемое боевое отделение с карусельным автоматом заряжания предоставляет дополнительный бонус – возможность размещения по углам отделения четырех внутренних топливных баков в объеме, не ометаемым цилиндрическим корпусом транспортера. В результате будет возможно разделить экипаж и топливо по отдельным отсекам, не вынося его при этом в носовую, наиболее обстреливаемую часть корпуса, как это непредусмотрительно сделано в основном боевом танке «Меркава Mk.4» (Израиль).

    При размерах отделения 2х2х1 метра суммарный объем внутренних баков составит около одного кубометра. Боевое отделение может быть заполнено инертным газом (азотом или углекислым газом), что полностью предотвратит воспламенение топлива при любых обстоятельствах. Риск массового возгорания метательных зарядов выстрелов (содержащих в себе топливо и окислитель) может быть устранен при возврате к использованию металлических гильз. Даже при инициации горения метательного заряда кумулятивной струей или бронебойным снарядом пожар буде локализован конкретными гильзами, подвергшимися механическому воздействию.

    Проект подобного танка с установкой орудия в качающейся башне представлен в заголовке настоящей статьи. Выстрелы размещены в трехуровневом карусельном автомате заряжания. В каждом уровне в одной плоскости располагаются снаряды и гильзы с метательными зарядами к ним. Общий боезапас в автомате заряжания составляет 42 выстрела, по 14 в каждом ярусе.

    Но в случае необитаемого боевого отделения качающаяся башня и карусельный автомат заряжания с горизонтальным расположением выстрелов не являются самым эффективным решением, поскольку:

    Подъем выстрела из корпуса танка к казеннику пушки проходит через открытое, ничем не защищенное пространство;

    Процесс заряжания пушки возможен только в одном её положении относительно горизонтальной оси корпуса, в это положение каждый раз при перезарядке придется поворачивать тяжелую инерционную башню, а потом возвращать её обратно на линию прицеливания, в отличие от существующих карусельных автоматов, подстраивающихся под текущее положение башни.

    Использование классической башни совместно с трехярусным автоматом заряжания невозможно, поскольку опускающаяся вниз при больших углах возвышения казенная часть орудия требует наличия свободного пространства под собой. Длина же наиболее современных бронебойных оперенных подкалиберных снарядов достигла 924 мм, т.е. практически радиуса окружности карусельного автомата заряжания. Как показано на прилагаемой диаграмме зависимости пробиваемости бронебойных снарядов от их скорости, длины, удлинения, веса и дистанции стрельбы наиболее малозатратным мероприятием является увеличение длины при сохранении диаметра бронебойного стержня (пенетратора).

    В связи с этим представляется целесообразным использование конструкции карусельного автомата заряжания большой емкости с вертикальным расположением выстрелов и свободным пространством в центре по типу автомата, примененного в 1983 году в опытном танке ASM Block III (США).

    Как показывает опыт разработки последнего советского перспективного танка «Боксер/Молот», тот или иной выбор конструкции автомата заряжания для первого российского перспективного танка «Армата» в значительной мере определит его будущее в качестве основной ударной силы Российской Армии.