Приставка - значимая часть слова, которая служит для образования новых слов и придаёт им дополнительные оттенки значения. Обычно располагается перед корнем, но может находиться и за ним. Как правило, в словах встречается по одному префиксу, но бывает и несколько.
Деление по орфографическому признаку
В зависимости от написания приставки в русском языке подразделяются на три группы.
- Правописание первой всегда одинаково, регулируется орфографическими традициями и не зависит от того, как слово произносится. Например, глагол «вписать». Он начинается с префикса «в». При произношении мы слышим на его месте звук [ф]. Однако пишем букву «в», т.к. знаем правило. Это та орфографическая норма, которая закрепилась в лингвистике на протяжении длительного времени и воспринимается нами как правило. Такие приставки в русском языке встречаются часто. Это префиксы вы- (вывод), до- (дописать), недо- (недоброжелатель), пред- (предопределение) и др. Обычно когда данный раздел темы преподаётся детям в школе, он не вызывает особых трудностей.
- Морфемы, которые заканчиваются на буквы з-/с-. Это бес- (бестактный), без- (безрезультатный), ис- (исправный), из- (избранный) и т.д. Такие приставки в русском языке нельзя путать с сугубо приставкой с-: сделать. И конечно, важно помнить: префикса з- в отечественной лингвистике нет! И в слове «здоровье» например, буква «з» - часть корня. Можно вспомнить ещё одно правило, которое регулирует эти приставки в русском языке: на конце их пишем «с-», если корень начинается с глухой согласной (расписание), и «з-» если со звонкой: (разграничить). Действует правило и при наличии в слове нескольких префиксов. Если дети его хорошо усвоят, они успешно будут писать слова с такими морфемами.
- Приставки третьей группы - это довольно «скользкие» пре- и при-. Особенность их употребления заключается в том, что школьникам требуется не только усвоить орфографические правила, но и уметь различать оттенки значения, которые придаёт слову приставка. В русском языке к тому же далеко не у каждой лексемы можно совершенно точно это значение выявить. Так, понятно, что «приклеить» мы пишем с «при-», т.к. налицо значение присоединения. «Прибрежный» - у префикса «при-» значение близости. У глагола «прервать» морфема «пре-» близка по значению к «пере-» (перервать). А как объяснить, почему «приватный» пишем через «и», а «препарат» через «е»? Именно отсутствие логических признаков деления многих слов на группы и затрудняет понимание темы и грамотное письмо.
Классификация по происхождению
В зависимости от происхождения все приставки в русском языке делятся на исконные и заимствованные. Из иноязычных особенно большие группы составляют латинские и греческие. К первым относятся: супер- (супермодель, суперинтересный, суперскоростной), пост-, суб-, ин- и т.д. Ко вторым: пара- (паранормальные), гипер-, мета- и др. Вообще, можно объяснить ученикам: все префиксы, начинающиеся с «а», пришли к нам из греческого языка. Кроме того, с развитием точных и математических наук в лингвистике выделили особую группу приставок СИ. Остальные - исконно отечественные.
Классификация по образованию и написанию
Большинство префиксов русского языка были таковыми изначально. Некоторая часть имеет предложное происхождение, т.е. перешла в приставки из предлогов. Единичными являются случаи, когда роль этой морфемы выполняют союзы. Обычно приставки пишутся с корнями слитно. Однако бывают случаи, когда их разделяет дефис.
Приставки на з- и с- в основном пишутся, как слышатся. Но есть правило: если слово начинается на звонкий согласный, то приставка должна оканчиваться на з-, если глухой согласный - то на -с.
Приставка или префикс - это морфема, служащая для . Приставок в 51 штука, при этом есть как исконно русские, так и иностранного происхождения. К русским приставкам относятся следующие: без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-), со-, через- (черес-), чрез-, вне-, меж-, возле-, сверх-, около-, противо-, а к иноязычным приставкам: анти-, архи-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, контр-, про-, пан-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экс-. Эти приставки являются неизменяемыми, достаточно просто заучить их правильное написание.
Правописание приставок
Сложности в выборе приставки возникают при написании слов, начинающихся на а- и о-. Приставка а- используется чего-либо, например: асимметричный (т.е. несимметричный). Приставка о- используется для обозначения направленности действий, чрезмерности действия и т.д., например: (т.е. не просто смотреть, а выполнять это действие более тщательно и длительно).
При написании приставок про- и пра- также необходимо проанализировать смысл слова. Приставка пра- имеет значение «древний, старый, дальний родственник, изначальный», например: прародитель. Во всех иных случаях необходимо использовать приставку про-, например: проронить, прокусить.
Из всех правил есть исключения. Это в основном слова иностранного происхождения. Их нужно запомнить или сверять их написание в орфографическом словаре.
Особенно сложно школьникам даются изменяемые приставки при- и пре-. Приставка при- имеет довольно широкий ряд значений, включая следующие: «около» (Приазовье); «прибавление, приближение, присоединение» (прикрутить); «неполнота действия» (припудрить); «действие, доведенное до конца» (признать); «чуть-чуть, ненадолго» (прилечь); «сопутствующее действие» (присвистнуть); «действие в чьих-либо интересах» (припрятать). Приставку пре- используют, когда слово имеет значение «очень, весьма, излишне» (престарый) или «через, по-другому» (преодолеть).
Ь или Ъ
Если слово начинается на гласную букву Е, Ё, Ю и Я, то после приставки необходимо Ъ. Твердый знак следует писать, если приставка оканчивается на согласную, например: разъем, подъезд. В сложных словах, если приставка является числительным, также пишется Ъ, например: двухъярусный. Твердый знак также пишется после большинства иноязычных приставок: инъекция, адъютант. Мягкий знак после приставки не пишется.
Разделы: Русский язык , Конкурс «Презентация к уроку»
Класс: 5
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока – усвоение новых знаний.
Урок построен по базовой модели и состоит из основных трех этапов:
- Мотивационно-ориентировочный этап (мотивация знаний, актуализация знаний и целеполагание)
- Этап осмысления (усвоение новых знаний)
- Рефлексивно-оценочный этап
Структура урока выбрана рационально, так как усвоение новых знаний опирается на актуализацию, мотивацию и целеполагание, также необходим этап осмысления нового материала и его рефлексия. На уроке делался главный акцент на формирование у учащихся знаний и умений по определению лексического значения приставок и их правильного написания.
Цель: научиться определять лексическое значение приставок, научиться правильно их писать.
Задачи:
- Обучающая : дать представление о трех группах приставок в зависимости от их написания.
- Развивающая : развитие орфографической зоркости учащихся, познавательных способностей через разнообразные виды деятельности.
- Воспитательная : осуществлять в ходе урока нравственное воспитание, воспитывать коммуникативные отношения.
Оборудование: компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
Каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.
А.Н.Тихонов
I. Организационный момент
Приветствие. Запись числа и классной работы.
II. Повторение
1. Сконструировать слово (Слайд 2)
– Начнем мы наш урок с небольшого
конструирования. Давайте соберем слово.
– Возьмите приставку в слове поехал, корень в
слове второй, суффикс и окончание в слове учение.
Какое слово получилось? (Повторение)
– А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему
уроку. (Слайд 3)
Автор «Школьного толкового словаря русского
языка» А.Н.Тихонов сказал: «Каждая часть слова
что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то
служит». Какие части слова имел в виду автор
данного высказывания? Назовите их.
– Когда в слове выделяем значимые части, какой
разбор мы выполняем?
2. Морфемный разбор слов: заговорим, говорливый, привокзальный, выстрел, бездорожный, в тростнике. (Слайд 4)
(Взаимопроверка)
– Назовите глагол, который присутствует среди
записанных слов.
– Определите способ его образования.
– Какие способы образования глаголов вы можете
назвать? Приведите примеры.
3. Работа с учебником
– Откройте учебник на с. 19, рассмотрим упр. 615.
Цель – закрепить представление о приставочном
способе как основном способе образования
глаголов и потренировать учащихся в определении
значения приставок.
– Какой вывод мы можем сделать на основе
рассмотренных примеров? (Каждая приставка
несет смысл, что-то значит)
– Что называется приставкой? Почему это значимая
часть слова?
– Запишем тему урока. (Слайд 1) Опираясь на тему,
определите цель нашего урока.
III. Изучение нового материала
– Откройте учебники на стр.21, внимательно
прочитайте текст и запишите группы приставок в
зависимости от их написания.
– На какие группы делятся приставки в
зависимости от написания? (Слайд 5)
– От чего зависит написание приставок на з\с?
Объясните написание приставки в слове
бездорожный.
– Из «Словарика значения морфем» выпишите
примеры на каждую группу.
Проверка.
IV. Закрепление
1) Выразительно прочитайте текст. (Слайд 6)
2) Определите тему текста.
(В тексте идет речь не только о конкретной
ласточке. Дед Митрий объясняет поведение всех
ласточек. Кроме того, в этом фрагменте говорится
о людях, которым интересна природа и все живое.
Таким образом, тема текста – «Ласточки и люди».
– ласточки живут рядом с человеком и доверчиво
пользуются его помощью, часто невольной;
– человек наблюдательный, способный
по-настоящему любить природу, многое знает о ней
и может объяснить, например, поведение птиц.)
3) Определите тип речи, использованный в тексте. (Повествование с элементами описания и рассуждения: рассказ о случае, который произошел с автором; описание поведения ласточек; рассуждение о том, почему ласточка так себя вела.)
4) Как можно озаглавить текст? («Смышленная ласточка»)
5) Выполните задание №2 к упр.618.
6) Проверка.
– Какая группа приставок нам не встретилась в
словах данного текста?
– Из слов, предоставленных вам для морфемного
разбора, назовите то, которое соответствует
отсутствующей группе. (Привокзальный)
– Как мы можем объяснить написание приставки в
данном слове?
V. Домашнее задание (Слайд 7)
1) Упр.619
2) Выучить правило о написании приставок (стр.21)
VI. Рефлексия (Слайд 8)
– Давайте вспомним эпиграф нашего урока.
– О какой части слова мы сегодня говорили?
– Что нового узнали о данной морфеме?
– Чему научились?
VII. Итог урока (Слайд 9)
Собери слово:
Корень мой находится в цене, –
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале! (Оценка)
Выставление оценок за урок.
1. Какие группы приставок вы знаете? Назовите их.
2. Почему приставки следует делить на такие группы? Чем определяется написание слов в каждый группе?
3. Расскажите о словах, в которых приставки пре-, при- уже не выделяются, а также об иноязычных словах с начальными пре-, при-.
4)Когда пишется разделительный ъ, а когда ь?
6)В каких словах после ж, ш пишется ю?
7) Какие части речи вы знаете?
8)Назовите падежи имен существительных и вопросы кождого из падежей.
9)Как изменятся имена прилагательные?
10) Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
11) Приведите примеры глаголов с окончанием -ешь, -ет, -ем, -кое, -ут,(-ют) и глаголов с окончанием -ишь, -ит, -мое, -ат (-ят).
12)Составьте два предложения с наречиями.
2)Какие морфемы могут быть в слове?
3)Чем отличаются приставки от предлогов?
4)Когда пишится раздилительный ъ, а когда ь
5)Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
6)В каких словах после ж,ш пишится ю?
7)Какие части речи вы знаете?
8)Назовите падежи имен существительных и вопросы каждого из падежей?
9)Как изменяются имена прилагательные?
10)Какие вы знаете местоимения?Как они пишутся с предлогами?
11)Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь -ет -ем- -ете -ут -ют и глаголов с окончаниями -ишь -ит -ите -ат -ят
12)Составте 2 предложения с окончаниями
2.Какие выразительные возможности русского языка вы знаете?Вспомните высказывания русских писателей о русском языке. Какое из них вам больше всего нравится?
1-В чем отличие придложения от1-В чем отличие придложения от словосочитание?2-На каие две группы делятся придложения по количесву граммтическихоснов?3-Из чего состоит грамматическая основа двухсоставного придложения?что называют подлежащим? что сказуемым? чем отличается распространёное придложения от нераспространенного?4-В чем различие между главными и второстепенными членами придложения? 5-какие виды скаемого вы знаете?Охакартирезуйте особбености каждого из них.Приведите пример.
6-На какие группы делется второстепенные члены? расскажите о каждом из них. Привидите примеры.7-чем отличаются согласованные определения от несогласованных?8-Охарактерезуйте виды обстоятелств9-в каких случаях между главным членамами двухсоставного придложения ставится тире?Привидите примеры?
Можно кратко ясно и понятно
и что такое определения и дополнения
Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета
§ 2. Правописание приставок
Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.
2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:
окликнул, остановка, осадок, онеметь |
||
добраться, дойти, догадка |
||
поверье, подворье, порезать, полагаться |
||
проварить, пробел, проделка, произрастать |
||
В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык |
||
нападение, накрыть, нагнать |
||
задаваться, заключенный, забрать, забить |
||
НАД- (НАДО-) |
надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться |
|
ПОД- (ПОДО-) |
подтаять, подточить, подсказать, подождать |
|
ОТ- (ОТО-) |
отдать, отдых, отодвинуть, открыть |
|
ОБ-(ОБО-) |
обстричь, обточить, обтереть, обойти |
|
В- (ВО-) |
всласть, вшить, вцепиться, вовлечь |
|
ПРЕД- |
председатель, предшественник, предрешать |
|
ПЕРЕ- |
перегной, перелить, перекос |
|
С- (СО-) |
сдвинуть
|
Нет приставки в словах:
|
2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З
и С
:
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)
Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.
Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:
2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Слова, начинающиеся на пре-
и при-
, имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae-
стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре-
, которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре-
и при-
имеют собственно русское происхождение.
Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.
Запомним некоторые случаи: |
|
придать форму, блеск
|
предать друга, мечты
|
2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.
Примечание.
Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.
2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.
Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)
Запомните:
расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).
В словах разевать, разинуть, разорить
пишется одна 3.