Уход за лицом

Взаимодействие человека с животным миром. Между домашними животными и их хозяевами возможно существует духовная связь Взаимоотношения человека и домашних животных можно отнести

Взаимодействие человека с животным миром. Между домашними животными и их хозяевами возможно существует духовная связь Взаимоотношения человека и домашних животных можно отнести

Тема взаимодействия, взаимоотношений человека и природы всегда привлекала внимание как писателей, так и читателей. Для русского человека во все времена природа – это не только пейзаж, формирующий эстетический вкус, представление о прекрасном. Как правило, писатель раскрывает и определенный вариант отношения человека к природе, в художественном произведении характер литературного героя прослеживается через отношение его к животным, живущим рядом. По мнению М.А. Эпштейна, автора книги "Природа, мир, тайник вселенной", "образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического самосознания " Животные, по его мнению, - это самое загадочное в бытии, по отношению к чему все остальное является опытом разгадки: ведь в животном уже есть та внутренняя самобытная, подвижно своевольная жизнь, которая отсутствует в остальной природе, но эта жизнь еще не выговаривает себя, не воплощается в созданиях культуры, как у человека. Человек – это часть природы.

Анализ «Рассказов о всякой живности» Белова дан во многих книгах, статьях, посвященных его творчеству. Как правило, специалистами анализируются характеры героев, особенности композиции, художественное своеобразие произведений. Липин С.А. в книге «Человек глазами природы» характеризовал В.Белова как одного из тех художников, что вглядываются в сегодняшний день с высот духовных ценностей, накопленных вековечным народным опытом.

Общее настроение в семье, их взаимная любовь и уважение заметно влияли на характер и поведение домашних животных. Весьма интересными, подчас просто необъяснимыми с точки зрения рассудка бывали отношения детей и животных, а также одних домашних животных с другими», - пишет автор «Лада».

Проза Белова, в которой каждая фраза – рассказ в литературе, отражающий сложность и красоту нашего трудного века. Каждый литературный герой Белова неповторим, со своим характером, складом ума и удивительно большой образной речью. Произведения В.Белова поучительны и поэтому запоминаются на всю жизнь.

Это рассказы для детей, но и взрослые могут найти в них много полезного и интересного для себя.

Писатель Е.Носов сравнивал эти рассказы с этюдами, которые набрасывает художник. «Даже не все они построены на какой-либо занятной истории. Два – три мимолетных штриха – и, пожалуйста, вот вам живые и наглядные конь Верный, собачка Малька, поросенок Кузя и не просто разные внешне, но и наделенные своими особенностями поведения, так сказать, личными чертами характера», - пишет Носов.

Действие, описанное в этом произведении, происходит в маленькой деревне. Название деревни не дано. Возможно, потому, что ситуации, которые приведены в рассказе, могли бы случиться в любой северной деревне.

Людей, населяющих деревню мало, но они живут большой дружной семьей, по возможности помогают друг другу. В деревне есть магазин, когда-то была конюшна на 120 лошадей, но теперь половина конюшни развалилась, а во второй живет конь Верный. Ферма и клуб находятся в другой деревне. Цивилизация мало коснулась этой деревни, здесь во многом живут так, как жили несколько поколений крестьян, особенно это касается отношений людей и животных. Машины, велосипеды, тракторы пугают животных, вызывают у них раздражение.

Действующими лицами «Рассказов о всякой живности» являются жители деревни – Федя, Елена Егоровна, автор, дети, дедко Остахов, бабушка Марья, Лидия и другие, не названные по именам. И животные – кошки, собаки, коровы, кони, гуси, кролики, куры, галки, вороны, хорь, поросенок, овцы, козы, пчелы.

Основным средством раскрытия центральной идеи в «Рассказах о всякой живности» являются представленные автором описания самих животных, их поведения, отношения людей к ним.

Описание внешности некоторых животных в рассказах приводится довольно подробное. Например, описание Валдая: громадный пес, темно - серый с патлатою сединой на ляжках. Автор представляет читателю кота Рыжко, яркого как огонь, очень рыжего, даже оранжевого, с белым брюшком, и подчеркивает, что он очень красив.

У некоторых животный нет подробного описания, например, рассказывая о петухе, автор указывает только на его красную бороду и роскошную шею: « … гордо вскидывает голову, выгибает роскошную шею и самозабвенно поет на весь белый свет».

У Лидиной собачки Мальки – «маленькие ножки, что спички, и очень кривые».

Про маленького песика Валетко говорится лишь, что он «непонятно какой породы».

Для раскрытия характера животных используются эмоционально-оценочные слова и эпитеты. Например, говорится о том, что пес Валдай преданный. Про кота Рыжко – что у него «нахальный», «самостоятельный характер», а бык Рома «неприкаянный», «одинокий».

Животных в деревне называют простыми, обычными кличками: конь Верный, бык Рома, кот Заплаткин, Рыжко и т.д.

Козла Марьи вся деревня кличет бесом и дьяволом, а дедко Остахов назвал его «космонавтом», когда козел залез на крышу, потому что не хотел сидеть взаперти.

Обращаются к животным не только по кличкам, но называют и ласкательными словами: к поросенку Кузе – «батюшко», к корове Поляне – «матушко».

Все названия животных клички, создают какой-то уют в деревне, а также показывают отношение хозяев в своим животным, любовь, уважение, равенство положения людей и животных. Действительно, человек и животные существа – это создания природы, и перед природой все равны. Автор призывает человека не возвышаться над природой, заботиться о «меньших братьях».

В. Белов в «Рассказах о всякой живности» повествует, как человек и животные живут вместе. В каждой деревенской семье есть живность.

У Феди и Елены Егоровны кого только нет! Две кошки, корова Поляна, теленочек, две гусыни и гусь, пять кур и петух, поросенок Кузя, пес Валдай.

Всю жизнь бабушка Марья, другая жительница деревни, держала корову, когда «частный сектор» был ликвидирован – корову сдали в колхоз, бабушка завела овцу и козу, потому что, как пишет автор, «человек, всю жизнь свою связанному со скотиной, очень трудно привыкать жить одному».

Люди и животные помогают друг другу.

Все жители деревни любят животных, хотя бывает, и маются с ними. Бабушка Марья, когда не могла содержать овец и коз, продала их, только на козла никак не находилось покупателя. И хотя он был «вонючий и такой приставала», хозяйка жалела козла, разговаривала с ним, как с человеком: «Экой ты плут, откуда навязался на мою голову?» А когда козел, которому не хотелось сидеть взаперти, залез на крышу, то спасали его всей деревней.

Когда конь Верный голодал, сена было недостаточно, Федя выставил раму в конюшне, деревенские ребята скормили коню все свои школьные завтраки, припасенные дома, только один мальчик по имени Ленька, чуть не заплакал, потому что ему было жалко двух конфет, хотя и они потом были съедены конем.

Автор, а следом и читатель, удивляется тому, что животные будто понимают, что от них требуется. Так, Валдай хорошо освоил свои обязанности: он тщательно следил за поведение поросенка Кузи, стремящегося выпачкаться в навозной луже. Помогая этими действиями своему хозяину Феде, «ведь за поросенком не уследишь, а гулять-то с ним надо».

Без животных в деревне не обойтись: «… Федя, ежедневно ездит через лес за семь колометров, чтобы привезти в эти края письма, газеты и переводы. Для этого колхоз выделил ему коня по кличке Верный» Но Верный не только помошник Феди – почтальона, он еще возит Егоровну на ферму.

Когда жены не было дома, Феде «приходилось зачастую доить корову», как он сам про себя говорил: «нашли шеф-повара», автор сокрушается, как меняются времена. Что же имеется в виду?

Егоровне отнюдь не приходилось надевать Федину фуражку, чтобы оседлать мерина. Почему же Феде приходилось надевать платок Егоровны, когда он доил корову? Почему, собственно, мужчина Федя должен доить корову, а женщина Егоровна ездить в седле? В здешних местах испокон веку все было наоборот: мужчины делали мужское дело, женщины – женское. Вот как меняются времена!»

Животные дружат, ссорятся, мирятся друг с другом и людьми. Например, Валдай и кот Заплаткин, который «вырос, от матери совсем отступился и очень подружился с Валдаем», а когда кота нашли мертвым, то «один Валдай жалел своего друга и неоднажды начинал выть, видимо, вспоминая кота». Валдай даже сумел помирить дедку Остахова и Федю, когда спас из пасти большой собаки Валетку. Хотя Федя «весьма редко кормит Валдая», это ничуть не мешало величайшей собачьей преданности к своему хозяину, а также их обоюдной любви. Рассказчик, живя в деревне, наблюдал, как Валдай и Федя поссорились, а все из-за того, что хозяин приказал собаке Валдаю выйти из дома, когда не он угощал его кусочками колбасы. Но потом они помирились, даже стали роднее как-то друг другу.

В главе «Конфликт» рассказыватся о том, как пьяный Федя «ни с того, ни с сего» пнул Валдая, а пес рыкнул на хозяина – «ведь он был ни в чем не виновен» - и схватил его за руку, когда тот ударил второй раз. А утром Федя проснулся от того, что Валдай осторожно зализывал ему рану. Это был последний конфликт между ними, Федя никогда больше не бил пса. Федю любили все животные, даже птицы. Он «не любил и ругал ужасно» гусей своих за то, что они щапали всех. Но проданные в дальнюю деревню птицы возвращались к нему.

Живя вместе с людьми, животные становятся похожими на своих хозяев: «Я убежден, что некоторые коровы, собаки и кошки перенимают характер своих хозяев. Многие становятся похожими на тех людей, у которых живут. Собачка Малька, например. Она навеняка подражает своей хозяйке – Лидии. Обе ругливые, не очень уживчивые».

Пес Валдай игнорировал кино, телепередачи он «просто презирал, особенно раздражала его эстрадная музыка», автор предполагает, что собака «ревновала хозяина к этой страшной машине»

В отличие от Валдая кошка Муська «внимательно следила за тем, что происходило на экране»

Василий Иванович Белов восхищается преданностью Валдая Феде, материнским чувством Мальки, которая «каждый день за два километра в чужую деревню бегала кормить своего «сынка», не смотря ни на какие опасности». Удивляется автор куриному «домострою»: «стоит двум несушкам повздорить, петух тут как тут» , сообразительности пчел: воровали у дедка Остахова свой же мед, снятый не вовремя, раньше срока. Дедко Остахов рассказывает о пчелах: «Вот август придет, они трутней начнут выселять. Всех бездельников из дому вон. Трутни-то обратно лезут, а пчелки их не пускают, шабаш! Хватит, говорят, этих тунеядцев кормить. Вот бы и у людей так!»

Животные в рассказах В.И. Белова умны. Главенствующее место в галерее образов животных занимает собака. В художественной литературе она станосится своеобразным символом, фокусирующим в себе многообразие взаимоотношений человека с природой.

В «Рассказах о всякой живности» самая умная собака – это Валдай: «Он ни перед кем не любезил и не заискивал, как Валетко. Ни на кого не кидался зря, не драл горло, как Лидина Малька»

Но он еще не только умный, но и смелый. Валдай заступился за задиру Валетко, спас его от огромного чужого пса. «Он просто уважал себя и других и никого не боялся», - считает автор.

В главе «Курьер» В. Белов восхищается Верным. Конь развозит почту без Феди, при этом «на всем пути ни разу не ошибся».

Автор рассказывает о своих наблюдениях за птицами, повествует об умных «хитрых и неугомонных» воронах, которые, как бы шутя, не однажды надували его, других жителей деревни. Вороны – эти умные птицы – делили сферы своего влияния. Если прилетали чужаки из другого населенного пункта, местные поднимали гвалд и с шумом выпроваживали их. «Вороны прекрасно разбираются, что к чему – когда я выходил с настоящим ружьем, вороны, после двухкратного предупреждающего крика одной из них, улетали далеко в поле. Для опыта я взял как-то Федин макет и вышел на улицу. Ни одна из них даже не подумала улететь!»

Рассказывает автор о «бойких неприятных сварливых галках», которые загадывают ему загадку, он не понимает, зачем галки «тюкают носом прямо в шерсть» овец, он думал, что «пух дергают на гнездо», но удивлялся: «все нормальные птицы вьют гнезда весной». Далее автор пишет: «Позже местный ветеринар сказал мне, что галки вылавливают в овечьей шерсти личинок». Значит, он не оставил эту загадку не разгаданной, видимо специально расспросил ветеринара – не просто проявил любопытство, он хочет понять то, что наблюдает.

В «Рассказах о всякой живности» В.А. Белов проявил не только собственную наблюдательность, но и тонкое знание природы, животных. «Самая злая неправда о природе бывает от самомнения плохо образованного человека. Он ставит себя слишком высоко для того, чтобы считаться с какими-то зверюшками, и оттого спешит объяснить их жизнь по себе – человеку…» - справедливо замечал русский присатель М.М. Пришвин.

Живность в рассказах умна, каковой она и является на самом деле. И умным поступкам есть научное объяснение, академик Н.П. Бехтерев считал: «Несомненно, животные думают, только не могут нам рассказать свои мысли на нашем языке. Они вообще не владеют высшей формой мышления – речевой…» Доказательства того, что звери думают, получены современными исследованиями. Известный немецкий зоолог А.Э. Брем считал, что среди прочих млекопитающих (исключая обезьян) кошки обладают высшей степенью интеллекта. Они терпеливы, сообразительны, чрезвычайно внимательны и имеют молниеносную реакцию. Интересные сведения об избирательности кошачьего слуха были опубликованы в парижской газете «Матен». Оказывается, кошачье племя испытывает влечение к классической музыке. Особенно четвероногим меломанам нравятся сочинения Моцарта и Вивальди.

А вот у лошадей, оказывается, действительно удивительная память на места и предметы, она вполне может быть «курьером».

Почему не хотел козел бабушки Марьи сидеть взаперти? Дело в том, что козы не выносят жизнь взаперти, без прогулок. При таком «карцерном» содержании животные болеют – доказали ученые.

Пчела способна улавливать тончайшие запахи. Ее усики – антенны содержат огромное количество обонятельных ямок – локаторов и многочисленные чувствительные волоски. Вот почему у дедка Остахова пчелы украли мед – «свое взяли».

Пчелы – это умные животные. Они, например, держат трутней только весной и летом, а осенью пчелы изгоняют трутней из ульев, и они все погибают от голода и холода.

В описании животных, жизни деревни, где он пробыл лето, мы видим автора – рассказчика, любящего сельскую жизнь, привычный уклад крестьянской жизни, любящего «всякую живность» или не равнодушного к ней.

Читатели его рассказов не только знакомятся с сельскими жителями, узнают повадки домашних и диких животных и птиц, но и вместе с ним наблюдают, сопереживают, изучают животных. Природа и животные неотделимы, и писатель уверен, что рядом с животными человек станосится добрее и мудрее.

«Любовь к животным – это любовь абсолютно особенная: у нее свои горести, радости, свои нужды, и она требует своих особых условий», - писал Эмиль Золя.

Естественна любовь к животным со стороны сельских жителей, так как они ближе к природе, и в этом их особенное счастье, настолько естественное, что, скорее всего, и не воспринимаемое так самими людьми, но необходимое, подаренное самой природой – утверждает своими рассказами В.А. Белов.

Японский мудрец говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». И герои рассказов Василия Ивановича Белова счастливы.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда людей на Земле не существовало - они когда-то появились на ней. И вместе с ними неизбежно появилось и человеческое общество. Люди всегда живут только в составе отдельных конкретных обществ - социально-исторических организмов, которые все вместе образуют человеческое общество в целом. Вне системы общественных отношений люди существовать не могут. Это было подмечено уже давно. Еще Аристотель, живший в IV в. до н.э., называл человека политическим животным, то есть живущим в государстве (политии), в обществе. Эта мысль получила развитие в труде шотландского мыслителя А.Фергюсона "Очерк истории гражданского общества" (1767). Он утверждал, что человек изначально, по своей природе, есть существо социальное. "Человечество, - писал он, - следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей". Мнения о том, что люди всегда жили обществами, отстаивал и его современник - Вольтер. В своей “Философии истории” (1765) он писал: “Основания для общества существовали всегда, стало быть и общество существовало всегда.”

Но если человек и общество возникли, то правомерен вопрос о том, куда они уходят своими корнями. Естественен ответ, что истоки человека и общества нужно искать в животном мире. Однако между обществом, в котором мы живем сейчас, и миром животных существует слишком уж большое различие. Огромные города, многоэтажные дома, фабрики и заводы, железные дороги, автомобили, самолеты, театры, музеи, книги, журналы, газеты - ничего похожего в животном мире нет. От животного мира отличается не только современное, но вообще любое “цивилизованное”, как принято говорить, общество.

С этим связана довольно-таки распространенная идея, что человек вообще не имеет никакого отношения к животным. Ссылаются на библейские предания, согласно которым люди были сотворены богом отдельно от животных. В последние десятилетия эта мысль находит выражение в разнообразных фантастических гипотезах, по которым предки современных людей прилетели на Землю из космоса.

В действительности, однако, родство животных и человека несомненно. К такому выводу некоторые ученые пришли еще в XVIIIв. А в следующем - XIX в. - идея происхождения человека от животных получила широкое распространение. Она была, как известно, глубоко обоснована в труде великого английского естествоиспытателя Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871). В нем вполне убедительно было показано, что далекими предками человека были человекообразные обезьяны (антропоиды).



Коснулся Ч.Дарвин и проблемы происхождения общества. Он характеризовал человека как общественное животное. Отсюда он сделал вывод, что предки человека тоже жили не в одиночку или даже семьями, а более широкими объединениями. Но доказав, что человек произошел от животных, Ч.Дарвин в то же время не смог нарисовать конкретную картину превращения животного в человека - для этого ему не хватало фактических данных. Еще меньше он мог сказать о возникновении человеческого общества.

К настоящему времени положение резко изменилось. Наукой накоплен огромный фактический материал, относящийся к этой проблеме. В свете этого материала стало ясно, что между непосредственными животными предками человека, с одной стороны, и людьми, такими, каковы они сейчас, - людьми современного типа , с другой, лежит длительный переходный период, который начался самое малое 1,6 млн. лет назад.

Это был период превращения животного в человека, формирования человека (антропогенеза) и одновременно период становления человеческого общества (социогенеза). Антропогенез (от греч. антропос - человек и генезис - происхождение) и социогенез (от лат. societas - общество и греч. генезис - происхождение) были двумя неразрывно связанными сторонами одного единого процесса - антропосоциогенеза - процесса становления человека и общества. Люди, жившие в этот период, отличались и от животных, и от людей современного типа. Это были формирующиеся люди (пралюди). Соответственно они жили в формирующемся обществе (праобществе).

Процесс антропогенеза и социогенеза, начавшись 1,6 млн. лет назад, завершился примерно 35-40 тысяч лет тому назад. На смену пралюдям и праобществу пришли сформировавшиеся, готовые люди, которые жили уже в готовом, сложившемся обществе.



О том, как конкретно шел процесс становления человека, можно судить по дошедшим до нас костным остаткам животных предков человека, пралюдей и самых ранних из современных людей. Их изучает палеоантропология (от греч. палайос - древний, антропос - человек, логос - учение).

Общественные отношения невещественны, нетелесны, они не имеют физического существования. Поэтому, собственно, от них до нас ничего не дошло и дойти не могло. Судить о том, как шел процесс становления общества, можно лишь по косвенным данным. Такие данные, с одной стороны, те же костные остатки пралюдей, с другой - дошедшие до нас их каменные орудия и другие вещественные памятники. Их исследует археология (от греч. архайос - древний, логос - учение).

Но даже прямые данные можно истолковывать по-разному. Различные ученые далеко не одинаково рисуют картину становления человека и эволюции его каменных орудий. Тем более это относится к косвенным данным. Поэтому единственный путь, позволяющий понять сущность социогенеза, заключается в сопоставлении его исходного пункта и конечного результата.

Исходный пункт социогенеза - объединения животных предков человека. Определенное представление о них можно составить, изучая объединения ныне существующих животных. Конечный результат социогенеза - сложившееся человеческое общество. Оно существует в разных формах. Одни из общественных форм более ранние, другие - более поздние. Самая ранняя форма существования сложившегося человеческого общества - общество, которое у нас принято именовать первобытным или первобытнообщинным, а в западной науке - примитивным (primitive), племенным (tribal), эгалитарным (egalitarian), безгосударственным (stateless), бесклассовым (classless). Оно существовало в виде большого количества во многом совершенно самостоятельных первобытных общин.

Сопоставление объединений животных и первобытных общин может дать ключ к пониманию того, в чем заключался процесс социогенеза.

Животные и их объединения

Из всех наук о животном мире для нас наиболее интересна та, которая исследует поведение животных в естественных или близких к естественным условиях. Она называется этологией (от греческого этос - характер, нрав и логос - учение). Эта наука выявила стимулы и мотивы поведения животных. Ими являются биологические инстинкты. К числу их прежде всего относятся пищевой, половой и инстинкт самосохранения. Особое место занимает инстинкт, побуждающий заботиться о потомстве. Его называют материнским, когда о детенышах заботится одна лишь самка, и родительским, когда в этом деле участвует и самец.

Материнский или родительский инстинкт - единственная в животном мире потребность, удовлетворение которой состоит в заботе о других. Все прочие инстинкты данного животного индивида предполагают и требуют его заботы только о себе. Это особенно легко заметить на примере пищевого инстинкта. У взрослого животного этот инстинкт может быть удовлетворен одним и только одним способом - путем обеспечения себя пищей. Он непосредственно побуждает к одному - к поискам пищи для себя и только для себя. Если животное при этом найдет столько пищи, что ее хватит и для других, или если найденной пищей завладеет другое животное, то это ни в малейшей степени не меняет общей направленности его поведения. Оно ориентировано на заботу только о самом себе. В этом смысле пищевой инстинкт - это инстинкт индивидуалистический. Такой же характер носят половой инстинкт и инстинкт самосохранения.

Индивидуалистические инстинкты определяют поведение животного во всех сферах его деятельности, исключая лишь область отношений к детенышам. Поэтому вполне правомерно говорить о господстве в животном мире, взятом как целое, зоологического индивидуализма. Животный эгоизм, т.е. ориентация на удовлетворение своих индивидуалистических инстинктов, не только не исключает, но, наоборот, в определенных условиях с неизбежностью предполагает объединение животных. Там, где животные в одиночку оказываются не в состоянии удовлетворить свои инстинкты, включая индивидуалистические, они объединяются для совместной деятельности. В условиях, когда совместная охота более успешна, чем одиночная, волки и дикие собаки образуют стаи. Опасность, грозящая со стороны хищников, побуждает обезьян объединяться в стада.

Стремление животного к удовлетворению своих инстинктов может согласовываться с такими же стремлениями других особей того же вида, а может вступать с ними в противоречие. Если при этом у животных, ведущих одиночный образ жизни, столкновение стремлений отдельных особей происходит от случая к случаю, то у животных, живущих в объединениях, такого рода противоречие носит более или менее постоянный характер. Поэтому необходимое условие существования всякого сколько-нибудь прочного зоологического объединения - систематическое согласовывание сталкивающихся стремлений всех животных, входящих в их состав. Оно осуществляется путем доминирования.

Доминирование есть такого рода отношение между двумя животными, при котором одно животное получает возможность удовлетворить свои инстинкты, не считаясь с потребностями другого животного и даже за его счет, а это второе животное вынуждено воздерживаться от удовлетворения своих инстинктов, если это стремление приходит в противоречие со стремлениями первого животного. Первое животное занимает положение (приобретает “статус”, как говорят этологи) доминирующего (господствующего), а второе - положение (статус) доминируемого (подчиненного).

Доминирующим животным обычно оказывается более сильное, подчиненным - более слабое. Один из известных способов определения статуса - драка. Однако чаще всего отношения доминирования устанавливаются без физического столкновения. Иногда достаточно угрозы со стороны одного животного, чтобы превратить другое в подчиненное. В других случаях (обычно когда животные резко отличаются по силе) и угроз не требуется.

В зоологическом объединении отношения доминирования устанавливаются между всеми животными, исключая детенышей. Элементарные отношения доминирования, существующие между каждыми двумя взрослыми животными, образуют сложную иерархическую систему, в которой каждое животное занимает определенное место. В зоологическом объединении существует таким образом система рангов. Одно из животных может быть только доминирующим. Оно в таком случае имеет высший ранг и играет роль вожака. Большинство членов объединения становятся господствующими по отношению к одним и подчиненными по отношению к другим. Отдельные животные находятся в положении только доминируемых. Поведение каждого животного в значительной степени зависит от его положения в иерархии, от его ранга.

Эти отношения наглядно зримы у групп обезьян, живущих в неволе. Когда животным дают пищу, к ней нередко первоначально приближается один вожак, иногда вместе с ним начинают есть еще несколько обезьян, которых он поощрит к этому своим поведением. Когда эти животные насытятся, наступает очередь следующих по рангу. Самые слабые животные получают доступ к пище лишь после того, как основная часть группы покидает место кормления. В самом худшем положении оказываются подростки и старые животные. Они нередко голодают даже тогда, когда пищи поступает вполне достаточно.

Иногда доминирование пытаются истолковать как обуздание зоологического индивидуализма. В действительности же оно представляет собой наиболее яркое проявление животного эгоизма. Доминирующие животные удовлетворяют свои инстинкты, совершенно не считаясь с потребностями подчиненных животных, а иногда и за их счет.

В естественных условиях отношения доминирования по-разному проявляются в объединениях различных животных и в разных сферах деятельности. Обезьяны - животные, в основном, растительноядные. Их пища, как правило, рассеяна в пространстве и доступна всем. Поэтому отношения доминирования в этой сфере у обезьян почти не проявляются. Однако когда в поле зрения нескольких животных оказывается более или менее редкий или привлекательный пищевой объект, то им завладевает именно доминирующее животное, а подчиненные, как правило, уступают без особого сопротивления.

У шимпанзе - человекообразных обезьян, наиболее близких к человеку, наблюдались случаи охоты на более или менее крупных животных. Из-за добычи вспыхивали драки. Все мясо или, во всяком случае, основная его часть доставалась доминирующим животным. Остальные, как правило, не получали ничего. В сфере распределения мяса у шимпанзе всецело господствовал зоологический индивидуализм.

Доминирование - единственный способ согласовывания сталкивающихся стремлений членов обычного зоологического объединения. Доминирование предотвращает постоянные конфликты внутри объединения высших животных, обеспечивает в рамках такого объединения относительный мир и порядок.


Обычно экстрасенсы и медиумы якобы общаются с духами умерших или с представителями инопланетных цивилизаций. Но есть люди, которые утверждают, что могут устанавливать психическую связь с животными и даже могут рассказать хозяину, чего же не хватает домашнему питомцу.

1. Лаура Стинчфилд



Один из наиболее известных "животных экстрасенсов" в Калифорнии, Лаура Стинчфилд сделала себе имя в качестве посредника для общения между домашними животными и их владельцами. Она "специализируется" на психологии собак и утверждает, что многие собаки проявляют агрессию из-за посттравматического стрессового расстройства. Стинчфилд также утверждает, что собаки удивительно проницательны и часто хотят дать советы своим хозяевам относительно других людей.

2. Хиллари Ренессанс


Хиллари Ренессанс специализируется на поиске потерянных животных. О своем даре она узнала в 16 лет, когда почувствовала, что у ее кошки болит живот. Затем она помогла одной женщине найти ее потерявшуюся кошку. В конце концов, Ренессанс поняла, что она может зарабатывать на жизнь благодаря своей необычной духовной связи с животными. Однако в ее занятии есть свои недостатки. К примеру, экстрасенс призналась, что если у животного болит голова, то у нее тоже начинает болеть голова. Она помогла десяткам людей найти их пропавших домашних любимцев.

3. Терри Джей


В 1990 году дрессировщица лошадей Терри Джей из города Рено заявила, что у нее открылся дар психической связи с животными. Когда она работала в программе терапии лошадьми для детей-инвалидов, то внезапно поняла, что она может слышать мысли лошадей. Впоследствии Терри стала специалистом в "психической коммуникации с лошадьми", утверждая, чтобы она может помочь с поведением, обучением, здоровьем и укрощением любой лошади. По словам Терри Джей, каждое животное имеет уникальную личность и точку зрения, которую она якобы способна узнать.

4. Пола Браун


Пола Браун - основоположник искусства, которое она назвала фёр-шуй (в котором сочетается общение с животными и фэн-шуй). Пола, которая является выпускницей тибетской школы черной шляпы, гавайского института фэн-шуй, а также посещала программу ци гун в императорском колледже традиционной восточной медицины, утверждает, что умеет общаться с животными и может улучшить их здоровье с помощью перенаправления энергии ци в теле животных. Несмотря на то, что Браун живет в Калифорнии, ее деятельность стала известной даже в Финляндии.

5. Кадзуко Тао


Кадзуко Тао всегда интересовалась метафизикой, изучая "медитацию, энергетическое исцеление ума, тела и духа, а также духовное чтение" в 1980 году. Она стала заниматься общением с животными после того, как у нее заболела раком кошка.

В отличие от многих экстрасенсов, общающихся с животными, Тао поступила в ветеринарную школу и официально начала работать техником-ветеринаром с 1988 года. С 1990 года она начала предлагать свои услуги в общении с животными. Несмотря на то, что Тао уважает западную медицину, она предпочитает альтернативную медицину и лечит животных иглоукалыванием, мануальной терапией, а также травяными отварами.

6. Карен Андерсон

Карен Андерсон работала помощником шерифа в Бейли, штат Колорадо. Внезапно Карен начала утверждать, что ее психические способности позволяют ей считывать энергию подозреваемых и преступников. Оказалось, что когда Карен была еще ребенком, она обнаруживать свою способность разговаривать с животными, мысленно позвав бродячего кота и внушив ему, что она друг. С 2002 года женщина начала работать в качестве профессионального собеседника с животными, а также якобы она помогала правоохранительным органам раскрывать преступления, общаясь с духами погибших.

7. Невилл Роу


Невилл Роу, инженер-электрик и гипнотерапевт родом из Новой Зеландии, утверждает, что вступил в контакт с группой из шести или семи дельфинов, живущих в разных морях по всему миру. Вскоре Роу заявил, что начал мысленно общаться с галактическими социальными сущностями по имени Соли, которые контролируют эволюцию Земли и Солнечной системы. В итоге Роу умер в результате падения во время прогулки в Скво-Пик в Аризоне.

8. Латифа Мина


Латифа Мина, которая изначально была внештатным техническим тренером, в конечном итоге стала самым известным психиатром для животных и посредником в общении с ними в Луисвилле, штат Кентукки. Она утверждает, что в состоянии общаться с животными, независимо от языка, к которому они привыкли. Также она утверждает, что умеет общаться с духами усопших животных и может узнать, счастливы ли они за гранью.

9. Белая мочка уха


Доктор Ширли Липпенштайнер работала в течение 10 лет в качестве научного антрополога в Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Тихом океане. Рядом с руинами ацтекского храма в Мексике Липпенштайнер якобы упала в обморок, поскольку "астральная энергия пронзила ее сердце". После этого она обрела новые знания и начала новую жизнь в качестве Lobulo Blanco (белой мочки уха). Сейчас Ширли предлагает свои услуги в качестве шамана.

10. Общение с динозаврами


Существует на удивление мало экстрасенсов, которые общаются с духами динозавров. В декабре 1995 года на фестивале Burning Man появилась группа людей, которые предлагали психический ченнелинг с вымершими ящерами. В 2006 же году некая мадемуазель Симоне попыталась вступить в контакт с отцом клиента, чтобы найти пропавшее завещание, но случайно связалась с духом диметродона.

В зеленом дыму появился призрак динозавра, который сломал несколько кристаллов на люстре и проревел что-то через рот медиума. Первоначально разочарованный клиент якобы проверил библиотеку отца и нашел завещание в книге про динозавров.

Маленький щеночек, котенок, морская свинка, попугайчик, рыбка быстро становятся полноценными членами семьи. Когда зверек чувствует недомогание, мы переживаем за него, как за маленького ребенка. Мы спешим за помощью к специалистам, проходим сложные курсы лечения, но иногда интенсивная терапия не дает никаких результатов, а врачи разводят руками... Или, наоборот, пациент неожиданно поправляется.

Если провести параллель между вами и заболевшим любимцем, довольно часто обнаруживается множество совпадений. Нет-нет, это утверждение абсолютно не означает, что если кошке поставили какой-то страшный диагноз, то он подтвердится у вас!

Однако даже ученые подтверждают, что животное неизбежно берет на себя патологию наиболее слабого домочадца. Как правило, именно с этим человеком четвероногий друг проводит больше всего времени. Существует удивительная теория, подтвержденная многовековыми исследованиями, что братья наши меньшие проецируют на себя проблемы хозяев, забирая их боль, страхи, душевные страдания, психологические проблемы и физические недомогания. Если у людей все болезни от нервов, то у наших любимцев все болезни - от нас!

Теории парапсихологии и учение Лууле Виилмы

Что делать, если маленький друг заболел? Парапсихологи предлагают несколько ответов.

1. Если Вы чувствуете себя подавлено, страдаете от внутреннего дискомфорта, тогда срочно нужно взбодриться и перестать хандрить, иначе любимчик вряд ли выздоровеет!

2. Если после появления зверька у кого-то из родственников прошло хроническое заболевание или состояние резко улучшилось, значит, маленький друг принял удар на себя. Окружите его любовью, и тогда зверек сможет справиться с недугом.

3. Животное может быть использовано магом в качестве отводной, когда колдун словно щитом «прикрывается» зверем. Последнее утверждение кажется маловероятным, но ведь наши предки часто прибегали к этой хитрости. «Тотемные животные» — это не красивая легенда, а тысячелетняя мудрость. Правда, если животное действительно стало жертвой ведуна, придется обращаться за помощью к медиумам.

Если Вы отвергаете эзотерические учения, тогда почитайте труды Лууле Виилмы — эстонского врача, научно доказавшей эффективность анималотерапии. В своих книгах Лууле учит искусству жить и миллионом примеров аргументирует закономерность между болезнями человека и его питомца.

«В других мы видим свои собственные стрессы. Если у нас нет каких-то стрессов, то мы не замечаем эти стрессы в других, даже если они у них есть» — учила Виилма. Если любимец болен, это первый сигнал о том, что гармония нарушена.

В трудах Лууле наглядно продемонстрирована причинно-следственная связь между поведением человека и недугом любимца. Причем животные остро реагируют не только на болезни, но и на ваши эмоции. Реакцией на злость хозяина может стать рвота, стрессы и неврозы могут привести к неконтролируемому мочеиспусканию у животного. Зависть, страх, высокомерие также негативно отразятся на звере.

Анималотерапия — новейшая наука с тысячелетней практикой

Современная медицина включила в словари термины «анималотерапия» или «пет-терапия». Это учение давно вышло за рамки альтернативного врачевания. Авторитетные медицинские издания рекомендуют плавание с дельфинами, катание на лошадях, фелинотерапию (лечение кошками), канистерапию (общение с собаками) и множество других интересных методик, дающих 100% результат даже в безнадежных случаях. Ведь животные взаимодействуют с человеком на духовном уровне, наполняют положительными эмоциями, снимают стресс, очищают биоэнергетику, тем самым придавая жизненных сил и наполняя любовью.

Гиппократ «прописывал» при неврозах верховую езду. В Древней Индии врачи лечили болезни птичьим щебетом. Мудрые греки и египтяне заметили, что собаки и кошки обладают удивительной способностью врачевать любые недуги. В 18 веке англичане использовали домашнюю животину как успокоительное для душевнобольных.

Основоположником метода является Борис Левинсон - американский психиатр, спасавший больных деток общением со своей собакой. Сегодня даже Всемирная Организация Здравоохранения не опровергает факта, что люди, общающиеся с хвостатыми и лохматыми, меньше страдают сердечными-сосудистыми заболеваниями, менее подвержены стрессам и душевным расстройствам. Немецкие геронтологи высчитали, что люди, постоянно контактирующие с животными, живут в среднем на 13 лет дольше.

Домашние любимцы: они нас лечат, а мы их... убиваем?

Зоотерапия сегодня безумно актуальна. Однако крайне редко мы заводим зверька с целью улучшить здоровье. Трогательные и беззащитные существа становятся нашими близкими друзьями. Ведь не зря их называют лучшим лекарством от одиночества! «Мы в ответе за тех, кого приручили», и когда милое существо начинает худеть, теряет аппетит, страдает от почечной недостаточности, нужно искать ответ не в результатах анализов и медицинских справочниках, а в своем отношении к жизни.

Все любители кошек знают, что своенравные мурлыки обожают бытовую технику и электроприборы. Кошка часами может лежать на телевизоре, стиральной машине и других патогенных источниках. Для человека эти излучения вредны, но для семейства кошачьих они являются необходимой подпиткой. Кошки обладают уникальным умением гармонизировать энергетические потоки, выравнивая баланс между отрицательной и положительной энергией.

Милый обряд разминания лапками частей тела, в которых мы ощущаем боль или местах с потенциальной угрозой, имеет глубокий эзотерический подтекст. Таким образом лохматый лекарь избавляет нас от негативной энергетики, впитывая ее в себя и восстанавливая гармонию. Ужасная привычка метить территорию, мочится в неподходящих местах и портить вещи также необычно трактуется биоэнергетиками. Оказывается, так животное пытается нейтрализовать вредоносные флюиды и сбалансировать энергоинформационное поле.

Восстанавливать энергетическую циркуляцию могут не только коты. Собаки, птички, грызуны не менее восприимчивы к астральным колебаниям. Все животные прекрасно чувствуют тонкий мир. Звери не только очищают ауру человека и биополе квартиры. Они взаимодействуют между собой. Люди, у которых живут сразу несколько питомцев, знают, как зверьки могут сопереживать и поддерживать друг друга.

К сожалению, любовь братьев наших меньших иногда приводит их к гибели. Животные способны на самопожертвование, и, пытаясь спасти нас, часто они забывают о самосохранении.

Ветеринары, прежде чем назначать лечение, уточняют, в какой среде живет «пациент». Ведь не устранив первопричину болезни, не изменив своих психоэмоциональных установок по отношению к себе и окружающим, спасти четвероногого друга не удастся, а лекарства не помогут или будут иметь краткосрочный эффект. Проанализируйте свое состояние, исключите разрушительные эмоции, такие как гнев, обида, ревность — они уничтожают не только человека, но и его близких! Избегайте негатива, постарайтесь изменить отношение к людям и наладить атмосферу в доме. Излучайте положительные эмоции и делитесь ими с окружающими, и даже если вы не верите в теорию Лууле Виилмы, это обязательно поможет вашему любимчику!

Замечательная датская художница Humon создала серию милых рисунков, иллюстрирующих разнообразные типы распределения гендерных ролей в мире животных.

1. Пятнистые ящерицы

У пятнистых ящериц тоже есть три типа самцов, у каждого из которых своя тактика поведения и внешние отличия: самцы с оранжевым, голубым или желтым горлом.
Самцы с оранжевым горлом полны тестостерона, и их главная цель – занять огромную территорию и собрать себе как можно больший гарем. Хотя такой самец защищает своих самок, он ни с одной из них не формирует сильной и долгой связи. Нередко самцы с оранжевым горлом вступают в стычки с самцами с голубым горлом.
Самцы с голубым горлом меньше по размеру, их уровень тестостерона ниже, а их территории хватает только для одной самки, с которой он формирует постоянную пару. Как и самец с оранжевым горлом, он защищает свою самку от других самцов.
И наконец, есть самцы с желтым горлом, окрас которых похож на окрас самок, не имеющие своей территории. Они живут на окраинах территории, охраняемой самцами с оранжевым горлом, и тайком спариваются с местными самками. Это возможно, поскольку самцы с оранжевым горлом не в состоянии уследить за всеми своими самками. Примечательно, что самка, которая сформировала пару с самцом с голубым горлом, отвергнет ухаживания самца с желтым горлом.
Так что получается «камень-ножницы-бумага» – «оранжевый» бьет «голубого», «голубой» – «желтого», «желтый» – «оранжевого».

2. Пятнистая гиена – торжество феминизма

Многие животные переворачивают наше представление о гендерных ролях с ног на голову, но пятнистые гиены представляют самый экстремальный случай. Самки куда крупнее и агрессивнее самцов, и иерархия такова, что альфа-самец идет лишь после омега-самки. Данная иерархия настолько сильна, что взрослые самцы опасаются даже щенков-самок, и для того есть все причины. Повзрослев, дочери выражают свою заботу об отцах тем, что относятся к ним лишь чуть менее жестко, чем к другим самцам. И на этом дело не оканчивается. У самок гиен есть псевдо-пенисы, которые способны вставать и по размеру больше и длиннее пенисов самцов. Все это усложняет процесс спаривания, а изнасилование становится просто невозможным. Кроме того, пенис в эрегированном состоянии рассматривается как признак слабости, так что в качестве знака покорности, вместо того, чтобы подставлять горло, самцы демонстрируют эрекцию.

3. Паук-вязальщик – паук, любящий бондаж

У пауков большинства видов самцы подвергаются риску во время брачного сезона, поэтому не удивительно, что самцы паука-вязальщика даже не пытаются начать спаривание, предварительно тщательно не связав самку. Самец пробирается под брюшко самки, осторожно и аккуратно обертывает ее паутиной, и только после этого спаривается с ней. Но он все равно старается завершить процесс как можно быстрее, потому что на самом деле самка добровольно позволяет себя связать, и если она пожелает, то с легкостью освободится от пут, и самцу лучше в этот момент быть подальше.

4. Турухтан

Турухтан – весьма необычная птица во многих смыслах. Это один из немногих видов птиц, где самцы демонстрируют свое превосходство друг для друга, а не для самок, таким образом устанавливая иерархию. Примечательно, что у турухтанов есть три типа самцов, которые отличаются как внешностью, так и поведением.
Самый распространенный тип – территориальные самцы, которые сильнее и агрессивнее остальных. Территориальные самцы в основном заняты боями с другими самцами и демонстрацией своего превосходства.
Далее идут подчиненные самцы. Они примерно такого же размера, как территориальные, но у них меньше мышц, они более подвижны и обладают более светлым оперением. У подчиненного самца нет своей территории, он проводит все время на территории территориальных самцов, тайком спариваясь с местными самками. Территориальные самцы закрывают на это глаза, потому что по каким-то причинам наличие подчиненных самцов привлекает больше самок.
И наконец, есть тип самцов, которые внешне похожи на самок. Они так же, как и подчиненные самцы не имеют своей территории и тайком спариваются с самками, но также с радостью позволяют другим самцам спариваться с собой, занимая в таких случаях позицию самки. Изначально считалось, что другие самцы при спаривании с ними по ошибке принимают их за самок, но дальнейшие исследования показали, самцы прекрасно понимают, что перед ними самцы. Сильные территориальные самцы пускают их на свою территорию, поскольку высокий процент гомосексуальной активности привлекает как самцов, так и самок. Самкообразные самцы обычно проводят лето с самками, а зиму с самцами.
Самки же чрезвычайно распутны и готовы спариваться с любым доступным самцом.

5. Тамарины

Обезьянки-тамарины известны тем, что в их обществе встречаются все возможные типы семей, от пары самки и самца, до самца и двух самок, но для большинства видов рода тамаринов наиболее распространенным типом семьи является самка и два самца.
Это вполне логично, так как самки тамаринов обычно рожают двояняшек. Везде носить с собой детеныша – тяжелая работа и в основном о потомстве заботятся самцы, передавая детей матери только для кормления грудью. Каждый папа заботится об одном детеныше, выполняя часть общей семейной задачи. Самец с двумя самками рискует оказаться в ситуации, когда ему придется носить четырех детенышей.

6. Рыба дискус

Как самки, как и самцы вида рыба дискус, хорошо заботится о своем потомстве. Трудно найти более заботливых родителей. Самец и самка объединяются в моногамную пару, самка откладывает икру. После чего самка охраняет икру, а самец охраняет самку с икрой. Когда приходит время, родители помогают потомству выбраться из икринок, нежно надкусывая оболочку каждой из них. Затем оба родителя кормят потомство специальной молочной жидкостью, которую выделяет их кожа под воздействием гормонов.

7. Карликовые шимпанзе бонобо

Шимпанзе и шимпанзе бонобо самые близкие родственники людей. Они во многом похожи на нас и друг на друга, но есть и некоторые отличия. Во главе группы шимпанзе находится сильный самец – альфа-самец, тогда как в стае бонобо ведущие роли принадлежат самкам, которые используют секс для манипулирования самцами. Вообще, в стае бонобо все является поводом для секса, особенно различные напряженные ситуации. Например, если два самца хотят спариться с одной и той же самкой, вместо драки, они могут спариваться друг с другом, таким образом частично снимая напряженность. Если самец слишком агрессивен, самка успокаивает его, занимаясь с ним сексом. Секс может использоваться для примирения и поддержания дружбы между любыми членами стаи. Например, конфликты между самками часто заканчивается тем, что они мирятся, потершись клиторами. Если у шимпанзе есть какие-то ограничения в отношении секса, то у бонобо их нет. Сексуальная активность у бонобо повсеместна, поэтому сообщество бонобо одно из самых мирных. они в буквальном смысле живут девизом «Занимайтесь любовью, а не войной».

8. Каракатицы

В сезон размножения самые большие и сильные самцы каракатиц находят лучшие камни для кладки яиц. Самки, которые гораздо меньше самцов, оценивают самца и его камни. Если самка выбирает самца, он охраняет ее и не подпускает других самцов. Но на самом деле предпочитают как крупных, так и небольших, но хитрых самцов. Самки в каком-то смысле используют крупных самцов, чтобы устроить испытание маленьким самцам. И что же делать небольшому самцу? Разумеется, он маскируется под самку и незаметно проплывает прямо под крупным самцом, ведет себя как заинтересованная самка, немножко ласкает его. Затем он показывает самке, что он на самом деле самец, и она спаривается с ним. Таким образом, самка получает как сильных, так и хитрых потомков.

9. Тетерев

Во время брачного периода самцы тетеревов встречаются на своего рода демонстрационных аренах, чтобы похвастаться оперением и пением, а также исполнить брачные танцы для самок. Временами они устраивают бои, но эти бои, как правило, не более чем соревнование двух моделей на подиуме – все лишь для того, чтоб покрасоваться перед самками.

10. Райская птица

У большинства видов птиц самцы намного более красочные и пестрые, чем самки. Райские птицы тому лучший пример. В лесах, где они обитают, мало хищников и круглый год полно пищи, потому у самцов райской птицы мало забот и хлопот, есть возможность носить впечатляющее, красочное оперение, устраивать помпезные брачные демонстрации для самок. Тяга к брачным играм у самцов настолько сильна, что они могут исполнять свои танцы даже тогда, когда поблизости нет ни одной самки. Если же рядом появится самка, самец начинает танцевать, как говорится, со всей душой. Самка оценивает как внешность, так и танец, и выбирает только самого лучшего, поэтому с каждым поколением самцы становятся красивее и танцуют выразительнее. Юные самцы иногда учатся танцам, наблюдают за взрослыми опытными самцами. Они также могут ненадолго занимать территорию самца для практики.

11. Общественные насекомые

Общественные насекомые. Королевы муравьев, пчел, ос и некоторых других общественных насекомых единожды спариваются с несколькими самцами и надолго сохраняют их сперму внутри своего тела. Королева использует сперму, чтобы производить солдат и рабочих, все из которых – недоразвитые самки. Из неоплодотворенных яиц получаются самцы. Таким образом, самцы не могут иметь отца.

12. Морские коньки

У самок морских коньков есть яйцеклад, который выполняет роль пениса. Самка вставляет яйцеклад в карман самца и вбрасывает туда икринки, где они оплодотворяются самцом. После этого самец вынашивает икру в своем кармане. Вероятно, такое разделение обязанностей позволяет самке экономить силы для следующей кладки, пока самец заботится о потомстве. Когда рождается потомство, родители могут вскоре снова спариться. Хотя морские коньки не объединяются в пары на всю жизнь, они очень верны друг другу в брачный сезон. Так, когда самец вынашивает икру, самка часто навещает его, чтобы поддержать.