Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. В лесах встречаются растения и животные, внесённые в Красную книгу России. Бережное отношение к лесу - обязанность каждого человека!
Подумай и запиши, какую роль лес
играет в твоей жизни.
Лес - это главный защитник воздуха, благодаря ему я дышу чистым воздухом. А еще это место отдыха для меня и моей семьи.
Составь схему на основе схемы в учебнике (Окружающий мир 4 класс, с. 103), заменив текст рисунками-символами.
Подумайте, какие экологические проблемы лесных зон выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растения и животных лесных зон и подпиши их названия.
Венерин башмачок, женьшень, жук-красотел,
дровосек реликтовый, жук-олень, утка мандаринка, филин, зубр, амурский
тигр
Придумайте и нарисуйте условные знаки к правилам, помещённым в учебнике (с. 107). Используя эти знаки как опору, расскажите о правилах разведения костра.
Как разводить костёр
![]() |
Дети не должны разводить костёр одни, без старших |
Костёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности. |
|
![]() |
Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться. |
![]() |
Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке. |
![]() |
Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место |
Здесь можешь сделать записи для своего сообщения об одном из лесных растений или животных, внесённых в Красную книгу России (по заданию учебника, с. 108).
Тема сообщения: Венерин башмачок
План сообщения:
1) Описание растения
2) Почему так называется
3) Где растёт
4) Особенности растения и интересные факты
Важная информация для сообщения:
Венерин башмачок– растение семейства
орхидей. Растения из рода венерин башмачок можно назвать одними
из самых красивейших цветов тайги. Название растения - «венерин
башмачок», пришло из глубины веков. В старинной легенде говорится
о том, что однажды богиня красоты Венера, убегая от преследователя,
скрывалась в северных лесах среди топких болот и темных, высоких
деревьев. Внезапно красавица Венера оступилась, и золотой башмачок
с красными атласными лентами слетел с ее ноги и превратился в прекрасный
цветок.
А ведь цветок венериного башмачка действительно очень похож на изящную
туфельку красавицы. Поэтому в народе ее назвали «богородицыны сапожки»,
«марьин башмачок», «кукушкин башмачок».
Венерин башмачок цветет долго, почти месяц. А не жалует венерин
башмачок травоядных лесных зверей. Чтобы не быть съеденным лосями
или зайцами, он накапливает в своих листьях горькое ядовитое вещество.
Это вещество является самым настоящим защитным средством.
В народной медицине этот цветок популярен как успокаивающее средство
при бессоннице. Также его применяют при головной боли.
Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия
Лес - это экологическая сложная система, с множеством звеньев. Деревья, кустарники, лишайники, травы, мхи, грибы, животные и различные микроорганизмы - все это составляющие лесов. Каждое растение или живое существо является неотъемлемой частью лесной зоны и входит в пищевую цепочку. Растения вырабатывают кислород и сахар. Травоядные животные питаются за счет растений и распространяют их семена. А хищники питаются этими травоядными.
Таким образом лес является основой жизни животного мира внутри. Реки, ручьи и различные озера также являются важной компонентом лесного массива.
(Бамбуковый лес )
Леса возрастают в различных условиях, как в холодных, так и в жарких. К лесам относятся не только хвойные, лиственные, смешанные и вечнозеленые. Джунгли, тайга, сельвы и другие зеленые насаждения также являются лесами. Выделяются естественные и искусственные леса. Создателем первых является природа, а вторых - человек. Сегодня леса занимают 1/3 суши, хотя далеком прошлом лесные земли были намного многочисленнее.
Значение леса в природе
В природе леса имеют огромное значение. В них возрастает множество видов растений, проживает большое количество животных и микроорганизмов. Кроме этого, леса выполняют ряд природных задач. Одной из них является выработка и очистка кислорода. Количества вырабатываемого кислорода одним деревом хватает на троих людей.
Еще одной значимой функцией леса в природе является снижение уровня пыли. Ежегодно 1 гектар леса останавливает до 100 тонн пыли. Леса регулируют и улучшают водный баланс водоемов, находящихся внутри или поблизости леса. Это происходит за счет того, что лесная подстилка накапливает влагу, образовывающуюся в весенний период. Именно она помогает сохранить полноводье рек и водоемов.
Леса служат шумоизоляцией, они способны снизить уровень шума от автодороги на 11 децибел. Лесные массивы препятствуют сильным ветрам, повышают влажность и качество воздуха, а также способны смягчить климат. Они служат воздушным фильтром, очищающим воздух от вредоносных химических веществ. Немаловажной функцией лесов является защита почвы от селей, оползней и различных геологических процессов.
Значение леса в жизни человека
Лес всегда играл огромную роль в жизни человека. На сегодняшний день важность лесов только усиливается за счет того, что их количество заметно уменьшается. Роль леса в жизни человека можно разделить на три составляющие - экологическую, экономическую и социальную.
Экологическая роль заключается в качестве окружающей среды и сохранности природы. Любому живому существу жизненно необходимы условия для жизни. Именно деревья способствуют тому, что современный человек дышит чистым воздухом, имеет возможность заниматься сельским хозяйством и получать из этого выгоду.
Для современного человека лес играет большую экономическую роль. В лесах возрастает древесина, из которой изготавливаются строительные материалы, бумага, мебель древесное топливо, пищевые, материальные и лекарственные продукты.
Главным материальным ресурсом является древесина. Но ягоды, грибы и лекарственные растения, растущие только в лесах, также востребованы человеком. Не смотря на то, что люди ищут замену лесным ресурсам, древесина всегда будет востребована. Ископаемое топливо, заменяющее древесину, исчерпывается и стоит намного дороже дерева. Замена бумажных пакетов на пластиковые принесла большой вред земному покрову за счет того, что пластик не перерабатывается. Лесная промышленность зачастую становится градообразующей деятельностью и требует большого числа работников и техники. Поэтому роль леса всегда будет очень важной как для окружающей среды и современного мира.
Социальная роль леса заключается том, что он является историческим звеном. Лес - это элемент развития народов, их культур и отношения к природе. Издавна лес был источником ресурсов, необходимых для выживания - здесь можно найти и пищу, и воду, и убежище. Народные песни, сказки и повести всегда отделяют немаловажную роль лесным массивам. Сегодня леса служат человеку местом, где можно расслабиться отдохнуть и вдохнуть свежего воздуха.
УМК «Школа России»
Тема урока Лес и человек
Цели деятельности учителя
Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека;
определения границ знания и «незнания»;
способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;
развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты:
предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
личностные : имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам
Методы и формы обучения : частично-поисковый, исследовательский; групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная
Оборудование фотографии леса; презентация: «Лес и человек»; гербарий
Основные понятия Фитонциды
Ход урока
I.Актуализация опорных знаний
1.Проверка домашнего задания:
Сообщения детей о тайге, смешанных и широколиственных лесах по плану
Местоположение на карте.
Особенности природы.
Животный и растительный мир
(Слайды 2-4)
2. Разгадывание кроссворда. (Слайд 5.)
1. Какое дерево является символом России? (Береза.)
2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)
3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)
4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)
5. Хвойный лес. (Тайга.)
6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.)
7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)
8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)
9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)
10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)
11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.)
Ключевые слова: БЕРЕГИТЕ ЛЕС.
II. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала (Слайд 6.) Чтение стихотворения С.Никулиной. Русский лес.
Русский лес
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
(С. Никулина.)
– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
Чем является лес для человека?
О чем мы сегодня будем говорить? (Формулировка темы урока0
Записи на слайде (7) «Лес и человек»
Постановка цели урока.
III. Изучение нового материала Работа по группам: выявление роли леса
в жизни человека и природы (Работа с учебником с.106)
Задания группам:
1.«Знатоки». Чем является лес для человека? (Лес – место отдыха.)
2.«Почемучки». Что значит слово «излечит», прозвучавшее в стихотворении С. Никулиной?
3.«Исследователи». Где мы покупаем лекарства?
– Лекарственные растения тоже растут в лесу. Значит, лес – это тоже аптека.
– А почему лес накормит? (Лес – источник чистой воды и пищи.)
– А как лес может обогреть человека? (Лес – источник топлива.)
– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, столы, стулья, карандаши, линейки, книги и тетради тоже сделаны из дерева.)
Значит, лес – источник древесины.
– А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья?
(Они там растут.)
– А животные, насекомые, птицы? (Они живут.)
Значит, лес – дом для растений, животных, грибов.
– Посмотрите, сколько значений у леса, но это не всё.
Лес – защитник воздуха, водоёмов, почв.
– А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека: фитонциды. Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.
Обобщение материала с опорой на презентацию.(Слайды 9-15)
Презентация: « Значение леса»
Дом для растений и животных
Источник ягод, грибов, лекарственных растений
Источник древесины
Защитник воздуха, водоёмов, почв
Место отдыха для человека
4. – О чём должен помнить человек, входя в лес?
Правила поведения в лесу. (Игра: «Да-нет»)
Мухомор увидев, я
Мимо прохожу друзья.
(Да.)
Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя.
(Да.)
Кто бруснику собирает,
С корнем кустик
вырывает.
(Не я.)
Ландышей нарву в лесу
На праздник маме
принесу.
(Нет.)
По тропинке кто шагает
На жуков не наступает?
(Я.)
Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем.
(Да.)
Мы ежонка увидали
И домой его забрали.
(Нет.)
Муравейник мы найдём,
Понаблюдаем и уйдём.
(Да.)
«Исследователи». Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
Проблемы леса
Вырубка.
– А какие ещё проблемы у леса? (Показ Красной книги.)
Незаконная охота (браконьерство).
1. «Почемучки» – почему четвёртый лишний?
2. «Знатоки» – как знают лесную зону.
3. «Исследователи» – решают исследовательские задачи.
«Почемучки». Что зависит от каждого из нас, когда приходим в лес?
– Почему нельзя оставлять в лесу мусор?
– Почему нельзя разводить костёр?
«Пожар в лесу» (показ видеосюжета)
Физкультминутка .
IV. Включение нового знания в систему знаний. Практическая деятельность.
1 Рассказ учителя.
– Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания.
Рассказывает по книге Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь».
«Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему?
Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку».
Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль.
Значит, природа (лес) – источник познания
2.Выполняют задания из электронного приложения к учебнику.
Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой беречь и сохранять лес – наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту.
На листочках напишите правила поведения в лесу и свои пожелания потомкам.
3.Правила поведения в лесу. (Обобщение) Слайд 22)
4. Творческая работа придумать условные знаки к правилам поведения в лесу.
V. Итоги урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа. Выставление оценок
Звенит звонок,
Окончен урок,
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам
За то, что упорно
И дружно трудились!
– Понравился вам урок?
– Как вы оцениваете свою работу, работу класса на уроке?
VI. Домашнее задание (Слайд 23)
– Найдите ответы на вопросы:
1. Почему на Земле не кончается кислород?
2. Какую пользу приносит лес людям?
3. Какую пользу приносят птицы?
4. Как человек должен вести себя в лесу?
5. Какое участие в охране леса могут принять школьники?
6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу?
Татьяна Норинская
«Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окружающий мир»
Цели урока :
Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы ;
Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека , с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
Развивать познавательный интерес, развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, расширить кругозор учащихся;
Воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.
I. Организационный момент
Доброе утро. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости . Поприветствуем. Садитесь.
Я прочитаю отрывок из песни «Лесной марш»
Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса
Надежные друзья –
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки,
Такие же счастливые,
Как ты и я!
Почему я начала наш урок этим отрывком ? (Этот отрывок о друзьях леса)
А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.)
Кто может сформулировать тему нашего урока ?
Сообщаются тема и цели урока .
Тема нашего занятия - «Лес и человек »
II. Проверка домашнего задания
1. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверим домашнее задание.
Расскажите о тундре.
Что вы можете рассказать о тайге?
Назовите деревья, которые растут в тайге
Какие животные обитают в тайге?
А что можете рассказать о зоне широколиственных и смешанных лесов?
Растительный мир лесов
2. Проводится конкурс рисунков : «Как я представляю себе тайгу , смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются. (на доске выставка рисунков)
Ребята нарисовали рисунки, давайте по рисункам определим к какой зоне они относятся?
По каким признакам узнали?
III. Работа над новой темой
1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» читает Савватеев Михаил :
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом )
Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека .
2. Работа по учебнику, стр. 106. Определение роли леса в жизни человека .
Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.
3. Работа в тетрадях.
Откройте тетрадь на странице 50 и ответьте на первый вопрос : Какую роль играет лес в твоей жизни. (несколько человек зачитывают свои ответы)
4.1) Так чем же является лес для человека ? (открывается первая карточка - «место отдыха» ).
Лес – настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. На чистом воздухе хорошо и приятно отдыхать.
2)А почему лес называют «Аптекой» (открывается карточка - «аптека» ).
Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.
3) В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода (открывается карточка «источник чистой воды и пищи» ).
4) А как лес может обогреть человека ?
Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива» ).
5) (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов» ).
Как вы это понимаете?
6) Чем является лес для воздуха?
Лес – кислородный цех. В больших городах, необходимо большое количество деревьев, т. к. они поглощают вредные вещества, которые витают в воздухе
7) Почему еще лес является защитником? (открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв» ).
Как лес защищает водоемы?
Как же лес защищает почвы?
Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.
Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы .
5. Всё сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.
Значение леса
1. Место отдыха
3. Источник воды и пищи
4. Источник топлива
5. Дом для растений, грибов, животных
6. Защитник водоемов, воздуха, почв.
Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
Вывод : лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека .
IV. Закрепление пройденной темы
1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)
Давайте выполним небольшой тест. Внимание на экран.
1. Природная зона лесов состоит из :
1) пяти частей;
2) двух частей;
3) трех частей;
2. Самую большую территорию занимают :
1) смешанные леса;
2) хвойные леса;
3) широколиственные леса;
3. В тайге растут :
1) пихты, ели, лиственницы;
2) дубы, сосны, ели;
3) березы, липы, лиственницы;
4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы :
1) овцебык, морж, розовая чайка;
2) краснозобая казарка; кречет; стерх;
3) аист; морж; тюлень;
5. Охрана лесов - это….
1) обязанность государства;
2) обязанность государства и долг каждого гражданина;
3) забота самих обитателей леса;
2). Самопроверка.. Блиц - турнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются листочками и проверяют по экрану, слайды 9-17)
Какой лес мы называем тайгой?
Какое дерево является символом России?
- Назови дерево : «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые ».
Это животное умеет прыгать с дерева на дерево.
Кто является санитаром леса?
Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
Плодами, какого дерева являются желуди?
Выполняют на карточках по парам.
Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.
Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)
Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз) .
3). Отгадайте загадки и разгадаешь кроссворд (слайды 19-21)
1. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза) .
2. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки) .
3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли – вот моя забота (цапля) .
4. Есть в реке работники : не столяры, не плотники, а выстроят плотину – хоть пиши картину (бобры) .
5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли) .
6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт отец - он и лётчик, и певец (скворец) .
7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись : солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник)
8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)
9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик) .
10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый (волк) .
V. Итог. Рефлексия
Давайте подведём итог нашего урока .
Попробуйте ответить на эти вопросы.
Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?
Что показалось интересным?
Что запомнилось?
О чем захотелось узнать побольше?
Оценим себя и свои достижения по шкале (на доске приготовлены елочки по цветам лесных зон)
Молодцы! Хорошо поработали на уроке .
VI. Домашнее задание
Открыли дневники и записали домашнее задание
2) Тетрадь страница 51-52
Спасибо огромное за урок !
А что значит, излечит, прозвучало в стихотворении?
2ученик .В лесу много лекарственных растений. Боярышник- понижает давление, липовый цвет -при простуде используют, земляника- богата многими витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Особенно здесь на севере полезны многие лекарственные растения, так как здоровье у людей более слабое.
Учитель : А где мы покупаем лекарства?
Ученики: В аптеке.
Учитель: А вот эти лекарственные растения растут в лесу.
Значит лес – это тоже
Учитель: А как может обогреть человека?
4 ученик. Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу. Значит лес.
Учитель . А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут)
А животные, насекомые, птицы? (Они живут)
Значит лес для них является домом.
4.Работа с учебником стр.106.
Учитель: -Вы познакомились с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека.
Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии.
Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.
На доске — ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА
АПТЕКА |
ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ |
ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ |
ИСТОЧНИК ТОПЛИВА |
ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ |
ЗАЩИТНИК ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ |
5. О чём должен помнить человек, входя в лес?
Игра. Мухомор увидев, я
Мимо прохожу друзья. (да)
Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя. (да)
Кто бруснику собирает,
С корнем кустик вырываем. (не я)
По тропинке кто шагает
На жуков не наступает? (я)
Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем. (да)
Мы ежонка увидали
И домой его забрали.(нет)
Муравейник мы найдём
Понаблюдаем и уйдём. (да)
Ландышей нарву в лесу
На праздник маме принесу. (нет)
Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
6. Беседа об охране природы.
Учитель.
— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Послушайте стихотворение:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – вон убежал.
О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса).
— Какую еще экологическую проблему вы можете назвать? (Незаконная охота-браконьерство).
На доске.
— А какие ещё проблемы у леса?
2 ученик.
Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но убивали столько, сколько могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.
Показ Красной книги.
Значит ещё одна проблема леса.
7 . Самостоятельная работа.(по группам)
Выполнение заданий в рабочей тетради №. 3 стр 51.Какие экологические проблемы отражены на рисунках?
Выполнение заданий в рабочей тетради №. 4 стр 51 Используйте атлас определитель.
8.Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес?
Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные.
. Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения.А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить.
Послушайте стихотворение «Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не заметил, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра
А утром ветер разгонял туманы,
И ожил потухающий костер
И сыпля искры посреди поляны
Багровые лохмотья распростер
Он всю траву с цветами вместе выжег
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила и разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорелся снова. Познакомимся с памяткой «как разводить костер» стр 107.
Творческая работа № 5 на стр52 (работа в группе)
Работа с СД Работа в группе.
9. Подведение итогов урока.
Перечислите экологические проблемы лесов.?
От кого в первую очередь страдает лес?
Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?
Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?
На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (которые записаны на доске)
Рефлексия
Какие знания вы для себя открыли?
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Кого из ребят можно поблагодарить?
К плакату на доске учащиеся прикрепляют лепесток цветка определённого цвета, соответствующего настроению ученика и отношению к проведённому уроку.
— Понравился ли вам урок? Что узнали на уроке?
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою.
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес
Полный сказок и чудес!