Уход за лицом: полезные советы

Мария корнильева, мать менделеева. Девять интересных фактов о Д.И. Менделееве В родстве с декабристами

Мария корнильева, мать менделеева. Девять интересных фактов о Д.И. Менделееве В родстве с декабристами

Менделеевская викторина

1. Когда и где родился Д. И. Менделеев?

2. Сколько детей было в семье Менделеевых?

17 человек

3. Как звали отца Д.И. Менделеева?

Иван Павлович

4. Каким по счету был ребенком в семье Митя Менделеев?

Последним

5. Где и кем работал отец Дмитрия до того как ослеп?

Директором Тобольской гимназии

6. Как звали мать ученого?

Марья Дмитриевна

7. Во сколько лет Митя Менделеев пошел учиться в гимназию?
8. Сколько лет он обучался в первом классе?
9. Почему Митя Менделеев должен обучаться в первом классе 2 года?

До исполнения 8 лет

10. Что в детском возрасте привлекало Митю и послужило потом формированию интереса к знаниям в период жизни в Аремзянке?

Наблюдение за стеклодувным мастерством на стекольном заводе Василия Корнильева, дяди Менделеева

11. Где Менделеев получил высшее образование?

Высшее образование Д. И. Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в городе Петербурге, курс которого окончил в 1855 году с золотой медалью.

12. В каком качестве начал свою профессиональную деятельность Д.И. Менделеев? (преподаватель математики, физики и естественных наук).

13. Членом каких академий и научных обществ был Д. И. Менделеев?

Д. И. Менделеев (будучи забаллотирован при избрании академиков Российской академии) был почетным членом Американской, Ирландской, Югославской академий наук, Дублинского королевского общества; действительным членом Лондонского и Эдинбургского королевских обществ, Римской, Бельгийской, Чешской, Датской, Краковской и других академий наук; почетным доктором Кембриджского, Оксфордского, Геттинского и других университетов; почетным членом многих иностранных научных обществ.

14. Когда был открыт периодический закон Д. И. Менделеева?

Периодический закон был открыт Д. И. Менделеевым в 1869 г.

15. Что вы знаете о предсказании Менделеевым существования неоткрытых к тому времени химических элементов?

Д. И. Менделеев предсказал существование более 10 неизвестных до этого элементов; свойства трех из них он описал наиболее подробно и с удивительной точностью. Все химические элементы, предсказанные великим ученым, были впоследствии открыты.

16. Что вы знаете об исправлении Д. И. Менделеевым атомных масс химических элементов?

Д. И. Менделеев на основе открытого им закона исправил атомные массы для девяти химических элементов (бериллия, лантана, урана и др.)

17. Свойства каких неоткрытых элементов были наиболее полно предсказаны Д. И. Менделеевым, и кто открыл эти элементы?

Наиболее полно Д. И. Менделеев предсказал свойства галлия, германия, скандия. Эти химические элементы были открыты позже, соответственно, Лекоком де Буабодраном, К. Винклером, Л. Нильсоном.

18. Что послужило первым подтверждением периодического закона Д.И. Менделеева? (открытие галлия Лекоком де-Буабодраном).

19. Сколько лет в Петербургском университете вел свою научную и педагогическую деятельность профессор Д.И. Менделеев?

23 года


20. В каком городе за границей Менделеев организовал свою первую химическую лабораторию?
21. По словам Д. И. Менделеева, четыре предмета составили его имя. Что имел в виду ученый?

Д. И. Менделеев писал: «По существу четыре предмета составили мне имя: периодический закон, исследование газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии». Тут все мое богатство».

22. Каково научное наследие Д. И. Менделеева?

Д. И. Менделеев опубликовал 431 научную работу, в том числе 146 - по различным вопросам химии, 99 - по физике, 99 работ посвящены различным областям техники, 36 - по экономике и социологии, 22 - по географии, 29 - по другим вопросам.

23. Как увековечено имя Д. И. Менделеева?

Имя великого русского ученого Д. И. Менделеева носят химический элемент № 101 (менделевий), вулкан Менделеева на Курилах, хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане, город Менделеевск (на Каме), Всесоюзное химическое общество имени Д. И. Менделеева, Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологии имени Д. И. Менделеева и т. д. Имя великого ученого носят также открытый им периодический закон и составленная им периодическая система химических элементов, которые изучают школьники всего мира.

24. Что такое менделеевские среды?

По средам в доме семьи Менделеевых собирались выдающиеся люди того времени: художники, композиторы, поэты, ученые

25.Сколько было детей у ученого? (5 детей: 3 сына и 2 дочери)

26. В каком городе Д.И. Менделеев начал свою профессиональную деятельность? (Одесса).

27. Что такое менделеевские среды? (по средам в доме семьи Менделеевых собирались выдающиеся люди того времени: художники, композиторы, поэты, ученые).

28. За каким великим русским поэтом была замужем дочь Люба Д. И. Менделеева? (А. Блок)

29.Как называлась первая книга ученого, принесшая ему известность? (учебник «Органическая химия»).

30. В чем видел, по словам самого ученого смысл своей научной деятельности Менделеев? («первая служба Родине»)

31.В каком году практически получил подтверждение периодический закон Д.И. Менделеева? (осень 1875 года)

32. Какая должность была предложена Менделееву министром финансов Витте в 1892 году? (хранитель Палаты мер и весов)

33.Сколько трудов было написано ученым? (25 томов)

"На чадах гениев Природа отдыхает" - сей расхожий слоган к детям Менделеева никоим образом не относится. Их было семеро - трое сыновей и четверо дочерей. Первенец, Маша, не прожила и полугода (скончалась в сентябре 1863 г.). Дети Менделеева получили более или менее хорошее образование и оставили пусть и маленький, но все же вполне различимый след в истории российской.

Дмитрий Иванович был женат дважды. В 1862 г. сочетался браком с Феозвой Никитичной Лещевой, уроженкой Тобольска (стало быть, землячкой). Падчерица знаменитого автора "Конька-Горбунка" Петра Петровича Ершова, Физа (так ее звали в семье), была на шесть лет старше. По характеру, склонностям, привычкам, интересам она не составила своему супругу гармоничной пары. Но кто вправе осуждать выбор Дмитрия Ивановича, тем более что поступок сей был обусловлен конкретными жизненными обстоятельствами начинающего ученого.

Неудивительно, что напряженность в их отношениях с годами нарастала. Все чаще испытывал неудовлетворенность Менделеев; постоянными упреками донимала мужа Феозва Никитична. Слишком разные это были люди. В конце концов в 1881 г. брак был расторгнут. Но всю оставшуюся жизнь они сохраняли добрые отношения.

В конце 1870 гг. Менделеев страстно влюбился в Анну Ивановну Попову, дочь донского казака из Урюпинска. Она поступила в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано. Занятия ей вскоре наскучили. Тогда Анна стала посещать школу рисования при Академии художеств. Надо отдать должное: в живописи проявился у нее определенный талант. Когда она познакомилась с Менделеевым, ей едва минуло 16. Поженились они в 1881 г. По возрасту Анна Ивановна годилась Менделееву в дочери (была моложе на 26 лет).

И подобные браки нередко бывают счастливыми. Менделеев создавал вторую семью, завершая пятый десяток. Те научные достижения, которые составили ему особую славу, или уже состоялись, или достигали завершающей стадии. Но "покой ему только снился". Имя Менделеева пользовалось всемирной известностью, а в России едва ли кто более него интересовался нуждами, положением и судьбами страны. Менделеев, увы, не нашел гармонии в семейной жизни и с Анной Ивановной.

И именно поэтому дети всегда оставались в центре его внимания и забот.

У Дмитрия Ивановича и Феозвы Никитичны воспитывались Владимир (1865-1898) и Ольга (1868-1950). Сын избрал флотскую карьеру. С отличием окончил Морской кадетский корпус, совершил плавание на фрегате "Память Азова" вокруг Азии и вдоль дальневосточных берегов Тихого океана (1890-1893 гг.). Принял участие в визите русской эскадры во Францию. В 1898 г. вышел в отставку, чтобы разработать "Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива". В нем проявился его талант инженера-гидролога. Владимир скоропостижно скончался 19 декабря 1898 г. В следующем году отец опубликовал "Проект┘". С глубокой горечью писал Дмитрий Иванович в предисловии: "Погиб мой умница, любящий, мягкий добродушнейший сын-первенец, на которого я рассчитывал часть своих заветов, так как знал неизвестные окружающим высокие и правдивые, скромные и в то же время глубокие мысли на пользу родины, которыми он был проникнут". Кончину Владимира ученый глубоко переживал, тяжелое потрясение заметно сказалось на его здоровье.

Ольга (1868-1950) сумела лишь закончить гимназию. Вышла замуж за Алексея Владимировича Трирогова, обучавшегося вместе с Владимиром в Морском кадетском корпусе. И практически всю свою долгую жизнь отдала семье. Ольга написала книгу воспоминаний "Менделеев и его семья", увидевшую свет в 1947 г.

Из всех потомков Дмитрия Ивановича Любовь оказалась личностью, ставшей известной достаточно широкому кругу людей. В первую очередь не как дочь великого ученого, а как жена Александра Блока - знаменитого русского поэта Серебряного века, как героиня цикла его "Стихов к Прекрасной даме". Бурный роман Менделеева с Анютой Поповой достиг crescendo весной 1881 г., когда они вместе путешествовали по Италии и Франции. Люба появилась на свет 29 декабря 1881 г., но, по существу, оказалась незаконнорожденной. Только 2 апреля 1882 г. свершилось венчание родителей в Адмиралтейской церкви Санкт-Петербурга.

Люба закончила Высшие женские курсы и занималась в драматических кружках. Артистических способностей ей было не занимать. В 1907-1908 гг. она играла в труппе В.Э. Мейерхольда и в Театре В.Ф. Комиссаржевской. Супружеская жизнь Блоков протекала сумбурно и не гладко - и в этом, пожалуй, Александр и Любовь были в равной доле повинны. Однако в последние годы жизни поэта жена всегда оставалась рядом с ним. Между прочим, она стала первой публичной исполнительницей поэмы "Двенадцать". После смерти Блока Любовь занималась историей и теорией балетного искусства, изучала школу преподавания Агриппины Вагановой и давала уроки актерского мастерства знаменитым балеринам Галине Кирилловой и Наталье Дудинской. Скончалась Любовь Дмитриевна в 1939 г.

Иван Дмитриевич (1883-1936) был, пожалуй, наиболее творчески одаренной личностью, и только годы российского лихолетья помешали ему по-настоящему раскрыть творческий потенциал. Окончив гимназию в 1901 г. с золотой медалью, поступил в Петербургский политехнический институт, но вскоре перевелся на физико-математический факультет университета. Стареющему отцу он много помогал, например, выполнял сложные расчеты для его экономических работ. Благодаря Ивану вышло в свет посмертное издание труда ученого "Дополнение к познанию России". После кончины Дмитрия Ивановича жизнь сына круто изменилась, о ней сохранилось немного сведений. Несколько лет жил во Франции, затем поселился в менделеевском имении Боблово, организовав там школу для крестьянских детей. При нем сгорела бобловская усадьба - дом, построенный по собственному проекту Дмитрия Ивановича Менделеева. Обстоятельства этого печального события до сих пор не выяснены.

С 1924 г. и до кончины Иван работал в Главной Палате мер и весов, продолжая, таким образом, дело отца. Здесь он проводил исследования по теории весов и конструкциям термостатов. Одним из первых в СССР изучал свойства тяжелой воды. С юных лет не чужды были Ивану философские проблемы: "Мысли о познании", "Оправдание истины" - вот названия книг, опубликованных им в 1909-1910 гг.

Иван написал воспоминания об отце. Таковых появлялось немало после кончины ученого. Они принадлежали родным и близким, друзьям и коллегам, сотрудникам, да и просто людям, которым доводилось знать и встречать Дмитрия Ивановича (см. например, сб. "Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников". Изд. 2-е. М.: Атомиздат. 1973. 272 с.). Написанное Иваном, несомненно, представляет особый интерес. Именно ему удалось, пожалуй, дать наиболее точную и проникновенную характеристику отца - каким он его знал и каким помнил. По стечению обстоятельств в полном виде воспоминания Ивана были опубликованы только в 1993 г. Один из биографов ученого, Михаил Николаевич Младенцев, писал, что между сыном и отцом "существовало редкое дружеское взаимоотношение. Дмитрий Иванович отмечал природные дарования сына и в лице его имел друга, советника, с которым делился идеями и мыслями".

Мало сведений сохранилось о Василии. Кстати, он и Мария были близнецами (родились в 1886 г.). Известно, что Василий закончил Морское техническое училище в Кронштадте. Имел способности к техническому творчеству. Так, разработал модель сверхтяжелого танка. После революции судьба забросила его на Кубань, в Екатеринодар, где он скончался от сыпного тифа в 1922 г.

Мария обучалась на Высших женских сельскохозяйственных курсах в Петербурге, долгое время вела преподавательскую деятельность в техникумах. После Великой Отечественной войны стала заведовать Музеем-архивом Д.И. Менделеева при Ленинградском университете. Вместе с сотрудницей Тамарой Сергеевной Кудрявцевой провела гигантскую работу по разборке и систематизации архивных документов Дмитрия Ивановича. Именно благодаря им архив ученого стал удобным для пользования и подлинной "Меккой" исследователей жизни и творчества Менделеева. За год до кончины Марии Дмитриевны был издан первый сборник "Архив Д.И. Менделеева" (1951).

Иван вспоминал: "В известном стихе Ювенал говорит, что надо относиться с величайшим уважением к ребенку. Таково было отношение к нам, детям. Я не помню, чтобы он, горячий и часто несдержанный по отношению к взрослым и сильным человек, возвысил когда-нибудь на нас голос, сказал жесткое слово. Он обращался всегда исключительно к нашей разумной и высшей стороне, никогда ничего не требовал и не приказывал, но мы чувствовали, как он был огорчен всякой нашей слабостью - и это действовало сильнее уговоров и приказаний".

Один эпизод особенно ярко характеризует силу отеческой любви Менделеева. В мае 1889 г. он был приглашен Британским химическим обществом выступить с годичным Фарадеевским чтением. Такой чести удостаивались наиболее выдающиеся химики. Менделеев рассчитывал посвятить свой доклад учению о периодичности, которое уже завоевывало всеобщее признание. Подобное выступление было бы для него поистине "звездным часом". Но за два дня до события он получает из Петербурга телеграмму о болезни Василия. Ни минуты не раздумывая, ученый принимает решение о немедленном возвращении домой. Текст доклада "Периодическая законность химических элементов" прочел за него Джеймс Дьюар.

И нельзя без волнения читать дневниковую запись Менделеева от 10 июля 1905 г.: "Всего более четыре предмета составили мое имя: периодический закон, исследования упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и "Основы химии". Тут все мое богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною, это мои дети, и ими, увы, дорожу сильно, столь же, как детками".

Существует мнение, что дать «достойное» образование, «поставить на ноги», «вывести в люди», развить неординарную личность, направить в нужное русло, предоставить возможности для творчества в необходимом объеме можно только одному-единственному ребенку. Ведь для этого требуется много сил, средств и внимания со стороны родителей будущего дарования. А уже каждый последующий ребенок будет страдать от нехватки внимания, денежных вливаний и разнообразия в проведении своего досуга. И все это отрицательно повлияет на его будущие возможности.

То есть, следуя логике этого мнения: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший - вовсе был дурак».

Обратимся к истории и изучим, действительно ли, только единственный ребенок в семье становился известным художником, поэтом, бизнесменом, политиком, деятелем науки. Так же, обратим внимание на профессию и образованность их родителей, на условия их жизни и материальное положение.

Художники

Борис Михайлович Кустодиев был четвертым ребенком в семье. Отец- преподаватель духовной семинарии – умер, когда мальчику еще не было и двух лет. Но мать - Екатерина Прохоровна - окружила детей таким теплом и любовью, что свет этой любви согревал их всю жизнь. Она сумела не только прокормить детей на мизерную пенсию, но и дала им хорошее воспитание - читала вслух, играла на фортепиано, пела, устраивала домашние спектакли. Кстати, Кустодиев перенял материнскую любовь к музыке и сам играл на фортепиано и скрипке.

Илья Ефимович Репин родился четвертым (три его старших брата умерли во младенчестве), и имел младших сестру и двух братьев. Его отец служил рядовым уланского полка. «У нас было и бедно, и скучно, - вспоминал Репин,- и мне часто хотелось есть. Очень вкусен был черный хлеб с крупной серой солью, но и его давали понемногу. Мы все беднели... Маменька теперь все плачет и работает разное шитье». Лишь когда отец Репина вышел в отставку и вернулся домой, он вывел семью из нищенства, занявшись скупкой и продажей лошадей. Читать и писать Илья Репин вместе с сестрой и братьями научился у матери. Не имея времени за постоянными хозяйственными хлопотами уделять должного внимания детям, Татьяна Степановна завела у себя небольшую домашнюю школу. Кроме своих детей, здесь обучалось около десятка ребят из соседних домов. Грамоте, чистописанию и закону Божьему обучал пономарь церкви.

Поэты, писатели

Александр Сергеевич Пушкин был вторым ребенком в семье, всего детей было четверо. Родители не уделяли особого внимания детям, возможно, что Александр вовсе не был любимым ребенком в семье. Воспитание будущего гения было беспорядочным: очень часто менялись учителя и гувернеры. Брат поэта писал о детстве Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

Константин Георгиевич Паустовский писал о своей семье так: «Моя мать - дочь служащего на сахарном заводе - была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась “твердых взглядов”, сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей. Неласковость ее была напускная. Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них “что - нибудь путное”. Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. До сих пор я хожу в театр, как на праздник». В семье Паустовских было еще трое детей: два брата и сестра Константина.

Антон Павлович Чехов был третьим из пяти детей в семье. Чехов говорил: «В детстве у меня не было детства». Распорядок дня у детей в семье Чеховых был вовсе не детским. День занимали заботы об отцовской лавке, которая работала с 5 утра до 11 вечера, бесконечные спевки в церковном хоре, который отец стремился сделать лучшим в городе, учебой в гимназии. Кроме того дети учились ремеслу, так Антон, например, осваивал портняжное дело. Отец Чехова был деспотичен, в семье применялись наказания и порка. Но, в то же время, он был разносторонне талантлив: самостоятельно научился играть на скрипке, занимался иконописью. Отец хотел видеть своих детей образованными, более счастливыми, чем он сам. Он нанимал преподавателей музыки и иностранных языков для занятий с детьми, все они учились в гимназии. Влияние матери было смягчающим. Антон Павлович Чехов говорил о своей семье и детстве: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Космос

Юрий Алексеевич Гагарин был третьим ребенком в семье (всего детей в семье было четверо). Его семья была самой обычной крестьянской (колхозной): отец его окончил всего два класса, но многим интересовался в жизни, был мастером на все руки, мать не получила никакого образования. В их семье был очень силен авторитет отца, который прививал детям любовь к ближним и уважение к старшим.

Наука

Дмитрий Иванович Менделеев был последним семнадцатым ребенком в семье.

Родом он из русской православной семьи. Его дед был священником. Отец был директором гимназии, но в год рождения будущего ученого он серьезно заболел и потерял работу. Все семейные тяготы перешли на плечи его матери, женщине выдающегося ума и энергии. Семья жила на очень скромные средства: пенсию и совсем небольшой доход от стеклянного завода. Мама Менделеева заботилась о детях, которые получили очень хорошее образование. По вечерам Мария Менделеева собирала всех в гостиной и играла на фортепиано и читала вслух.

У родителей Ивана Петровича Павлова родилось десять детей. Он охотно занимался с братьями и сестрами, помогал матери по хозяйству, работал в саду и огороде, помогал отцу при постройке дома, выучился немного столярному и токарному делу. Отец любил говорить ему: «Делу время, потехе - час». Отец Павлова был священником, мать происходила тоже из духовной семьи. Семья жила не богато. Держали квартирантов, дети охотно помогали матери - приносили воду, кололи дрова, топили печь и др.

– первая женщина, ставшая лауреатом Нобелевской премии, так же она является первым дважды лауреатом этой премии.

Мария была пятым ребенком в семье преподавателей. Все дети в семье Склодовских окончили гимназию с золотой медалью. Этому не смогли помешать ни ранняя смерть матери, ни вечная нехватка средств. Часть дома Склодовские сдавали пансионерам. В связи с этим Марии приходилось спать в столовой, рано вставать и поздно ложиться - когда дела на кухне завершены. Большое влияние на детей оказал их отец, директор гимназии. Рано овдовев, он старался быть опорой и верным другом для своих детей.

Получив прекрасное образование в гимназии, Мария не могла поступить в Варшавский университет. В то время там могли заниматься только мужчины. Оплатить обучение детей за рубежом у семьи Склодовских не было возможности. И тогда Мария договорилась с сестрой, что Броня поступит в парижскую Сорбонну, а Мария будет для этого работать и оплачивать ее образование. Затем наступит очередь Брони помогать своей сестре. Так и поступили, Мария стала гувернанткой. Приехать в Париж она смогла только в 24 года. Но ее упорство, страсть к исследованиям, безмерная энергия помогли ей состояться как великому ученому и как женщине в семейной жизни. Кстати, дочери Марии Склодовской-Кюри тоже стали успешными: старшая Ирен продолжила труды своих знаменитых родителей, став ученым и также лауреатом Нобелевской премии; младшая Ева - превосходной пианисткой.

Медицина

Елена Васильевна Малышева - российский врач, телеведущая родилась в семье врачей, имеет старшую сестру и брата-двойняшку. Все дети впоследствии стали врачами. «Родители нас безмерно любили, много занимались нами, всячески развивали и образовывали, - вспоминала телеведущая. - Но и требовали с нас много, вольностей не допускалось. Например, я была солисткой хора, который выступал на всевозможных праздниках и торжественных мероприятиях. И в дни выступлений всех участников хора освобождали от занятий. Но меня мама каждый раз будила в семь утра и отправляла в школу. Я возмущалась: «Как ты можешь, никто же не идет, почему я должна?!» На что она говорила: «Потому что у тебя свой путь. Ты обязана учиться».

Леонид Михайлович Рошаль - директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор, доктор медицинских наук, общественный деятель.

Из интервью. "У меня в семье медиков не было. Отец - воспитанник детского дома, до этого беспризорником был. Потом в военно-воздушных силах служил командиром дивизии. Мама была рабочая. Расписались они, когда папе было 18, маме - 17 лет, потому что в те годы была безработица. Ему надо было идти в армию, а она шла на его место работать. Потом рабфаки всякие окончила. Очаровательная совершенно женщина. Не с каким-то сверхобразованием, но была в ней огромная внутренняя культура. А отец довольно жесткий был человек. Но умел любить детей безумно совершенно». В их семье было трое детей.

А как у них?

А как же обстоят дела у талантливых и знаменитых людей за границей? Приведу лишь краткий список:

Л.В. Бетховен – первый из семи детей в семье;
И.С. Бах был шестым ребенком в семье;
Наполеон Бонапарт тоже из многодетной семьи;
Астрид Линдгрен - второй ребенок из четырех;
Мерилин Монро - третий ребенок;
Коко Шанель - вторая из пятерых детей;
Грейс Келли - третий ребенок в семье;
Одри Хэпберн - третий ребенок в семье;
Принцесса Диана - третья дочь в семье;
Джон Д.Астор - третий сын;
У Джона Д.Рокфеллера-старшего было еще три сестры;
Конрад Хилтон - второй ребенок в семье;
Стивен Спилберг имеет трех младших сестер;
Маргарет Тетчер - вторая из сестер;
Мел Гибсон - шестой ребенок из одиннадцати;
Мирей Матье - старшая из четырнадцати братьев и сестер;
Селин Дион самая младшая из четырнадцати детей в семье;
Шакира - первый ребенок матери и восьмой ребенок отца, воспитывалась вместе со всеми братьями и сестрами;
У Бреда Пита есть сестра и брат;
Киану Ривз один из четырех детей в семье;
Кейт Уинслет второй ребенок из пяти;
Жизель Бундхен тоже из многодетной семьи, у нее пять сестер;
Джонни Депп последний четвертый ребенок;
Ева Лонгория – одна из четырех сестер;
Уолт Дисней четвертый ребенок из пяти;
Кэти Перри вторая из троих детей;
Кэти Холмс – младший пятый ребенок;
Виктория Бекхэм из семьи с тремя детьми.

Делаем выводы

Как видно из данных примеров, все эти выдающиеся личности вышли из многодетных семей разных сословий, достатка и образованности. Но это отнюдь не помешало им стать теми, кем они стали. Это помогло им выработать в себе жизненную стойкость, терпение, ответственность, трудолюбие. Поэтому, часто встречающиеся мнение о том, что «мы сможем поставить только одного ребенка на ноги, дать ему качественное образование, разносторонне развить, хорошо одеть и обуть» является скорее заблуждением и связано больше с другими внутренними установками самих родителей.

Если вы обратили внимание, то чаще всего из всех исследуемых в данной работе знаменитостей наиболее одаренным был третий ребенок в семье. Убедитесь в этом сами и просмотрите еще раз жизненные истории прославленных людей.

Конечно, для каждого человека информация несет в себе свои индивидуальные выводы. Так, один, прочитав этот материал, обратит внимания на частое отсутствие гуманистического подхода в воспитании детей, когда родители требовали, наказывали, даже пороли своих детей. И сочтет это скорее невежественностью и малодушием, чем заботой о своем ребенке. Другой на то, что многим будущим знаменитостям не создавали каких-либо особых условий, многие жили очень бедно и у них не было даже самых элементарных вещей. И задастся вопросом, почему при современных возможностях наши дети все реже наделены той ответственностью, взрослой рассудительностью, стремлением к достижению цели, чем дети прошлых лет?

Сейчас мы много говорим и стараемся учитывать мнение ребенка в различных вопросах, мы стараемся оставлять детям свободу выбора и не навязываем своего мнения, мы стараемся создавать для детей «особые условия» в виде отдельных комнат, создания тишины во время занятий, стараемся удовлетворить все нужные и даже излишние потребности детей. Но часто получается так, что детям совсем ничего не хочется, они ни к чему не стремятся, кроме как к получению очередных удовольствий. Давайте задумаемся о «достаточном количестве условий» для ребенка или их бесполезных излишках.

Очень многие родители будущих выдающихся людей считали, что детей нужно воспитывать в строгости, поддерживая дисциплину в семье, почитание и уважение к старшим; дети много помогали своим родителям. Практически на равне со взрослыми они работали по хозяйству, занимались огородом, трудились в мастерской или торговали в лавке. Сейчас дома и в школах трудовое воспитание практически сходит на нет. Если раньше дети, помимо домашних обязанностей, дежурили по классу и школе (мыли пол, вытирали доску, ухаживали за растениями и «живым уголком», сажали цветы и деревья, где-то около школы был небольшой огород), то теперь этого уже нет. Да и многие родители это только приветствуют: «Негоже нашим детям ручки пачкать». На самом деле, от этого наши дети проигрывают.

В тоже время очень сильно была развита духовная сторона в жизни детей. Они часто ходили в церковь, дома вместе молились всей семьей, порой родители и прародители были из духовной среды (священники).

Часто личность самого родителя была очень неординарной. Взрослые увлекались различным творчеством. Мамы много читали детям, беседовали, часто пели и играли на фортепиано, отцы были людьми, интересующимися жизнью, разносторонне развитыми, хотя некоторые не имели даже базового образования.

Своим детям они стремились дать хорошее образование, считая это залогом лучшей жизни. Они тратили свои подчас небольшие средства на домашние библиотеки с разнообразными книгами, на занятия с частными преподавателями для детей. Можно сказать, что это «развивалки» того времени и зачастую гораздо более эффективные, чем современные.

Часто бывает полезно обратиться к опыту прошлых лет. Ведь результаты нашего сегодняшнего воспитания мы сможем увидеть очень не скоро. А исправить уже ничего не сможем. И спорить о методах бессмысленно. Не зря говорят, что у того, кто не знает истории, нет будущего. Ведь в уже завершенных историях мы можем проследить причины и следствия, проанализировать, что будет приемлемо для сегодняшней современности и конкретной семьи, да и просто ознакомиться с чужим жизненным опытом. Возможно, вы назовете другие интересные примеры на заданную тему, список с удовольствием продолжим.

Родившийся последним, семнадцатым ребенком в семье, получил свои первые уроки химии наблюдая производственный цикл на стекольном заводе, которым управляла его мать. О научных и общественных достижениях Дмитрия Ивановича известно достаточно много. Это и фундаментальные труды по химии, физике, технологическим процессам, метрологии и метеорологии, открытие высших женских курсов в России. А название трактата «О соединении спирта с водой» известно почти всему взрослому населению страны, как и его знаменитая таблица Менделеева .

Несмотря на два официальных брака и семь рожденных детей, в наше время о прямых потомках Дмитрия Ивановича не дошло никаких точных сведений.

Первый брак Д.И.Менделеева

Дмитрий Иванович и Феозва Никитична Менделеевы (первая жена Менделеева), 1862 год

Дмитрий Иванович Менделеев был женат дважды. Первый раз он женился на Феозве Никитичне Лещевой, падчерице сказочника Петра Ершова. С первой женой у знаменитого ученого родилось трое детей. Девочка Маша появилась на свет в 1863, ушла из жизни еще ребенком. Сын Володя родился через два года после Маши, умер в 1898 году. Дочь Ольга родилась в 1868, скончалась в возрасте 82 лет.

Сын, Владимир Дмитриевич, был морским офицером на фрегате «Память Азова», который очень часто заходил в единственный открытый для иностранцев японский порт Нагасаки. Чтобы не допустить русских моряков дальше территории порта, японцы насыпали искусственный остров, расположили там рестораны, магазинчики. Ну и, конечно, самое привлекательное для мужчин, они поселили там японских женщин. По законам того времени, за определенную сумму денег, русским морским офицерам разрешалось иметь контрактную жену (об этом обычае хорошо рассказано в романе В.Пикуля «Три возраста Окини-сан»). В 1893 году, 28 января, японская контрактная жена Владимира Менделеева, Така Хидэсима, родила девочку Офудзи, японскую внучку великого химика. Менделеев внучку признавал, помогал её матери деньгами. До наших дней сведений о японских потомках великого ученого не сохранилось. Предположительно, Офудзи и её мама погибли во время большого землетрясения. Русский сын Владимира Дмитриевича умер в детском возрасте, а через три года не стало и самого Владимира Менделеева.

Ольга прожила до 1950 года. После революции она перебралась в Москву, где служила в кинологическом питомнике НКВД, так как увлекалась разведением породистых собак. Её единственная дочь Наталья, ненамного пережила мать, так как страдала неизлечимой болезнью. В 1947 году вышла книга Ольги Дмитриевны «Менделеев и семья»

Второй брак Менделеева

Анна Ивановна Попова, вторая жена Менделеева

Оформить второй брак у Д.И. Менделеева с семнадцатилетней художницей Анной Ивановной Поповой долго не получалось. Она была моложе прославленного химика на 26 лет, а ученый был влюблен в неё с 1878 года. С трудом добившись развода, ученый все же был наказан за развод с первой женой. По указанию церкви, он не мог в течение нескольких лет жениться официально. А в это время у пары уже была первая дочь. Однако, уговорив за 10 000 рублей батюшку Адмиралтейской церкви, он в 1881 году был обвенчан с любимой женщиной. А батюшку, конечно же, лишили сана за самоуправство и мздоимство.

Во втором браке у Дмитрия Ивановича родилось четверо детей. Двойняшки Василий и Мария, дочь Любовь и сын Иван. Достоверно до наших дней дошли сведения о Марии и Любови. Мария родила дочь Катерину, которая дожила до наших дней и имела сына Александра Каменского. К сожалению, Александр вел не совсем здоровый образ жизни, был дважды судим и исчез на просторах родины. В апреле 2014 года его безуспешно пытались разыскать через передачу «Жди меня».

А. Блок и Л. Менделеева

О Василии Менделееве точных сведений нет. Увлекался конструированием танков и подводных лодок. Из-за конфликта с матерью, не разрешавшей ему встречаться с понравившейся девушкой, он ушел из дома. Предположительно он умер во время эпидемии тифа в 1922 году.

Любовь Дмитриевна Менделеева была замужем за известным поэтом А.Блоком. Детей от него не имела, скончалась в 1939.

Иван Дмитриевич Менделеев (1983-1936) единственный, кто смог проявить свой талант писателя, философа, ученого. Умер при странных обстоятельствах в деревне, где раньше жил сам великий химик.

Д. И. Менделеев и Агнесса

Ходят слухи и о немецкой ветви великого ученого и общественного деятеля Д. И. Менделеева. В Германии у него был бурный и страстный роман с актрисой Агнессой Фойгтман. Агнесса отнюдь не была святой и вела свободный образ жизни. Актриса встречалась в этот период и с другими мужчинами. Когда Агнесса родила девочку, сильно сомневаясь в своем отцовстве, Менделеев все же поддерживал все восемнадцать лет мать ребенка, вплоть до замужества дочери. Потомки этой ветви истории пока неизвестны.

Может, пройдет время, и в Японии или Германии отзовутся праправнуки великого химика.

В 2014 году исполняется ровно 180 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. В честь юбилея мы представляем вам девять интересных фактов о его жизни.

1. Семнадцатый ребенок в семье
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске - первой столице Сибирского края. Он был последним в семье - семнадцатым ребёнком. Семья, впрочем, была не такой большой: из 17 детей восемь умерли еще в младенчестве.
Отец Дмитрия - Иван Павлович Менделеев - занимал почетную должность директора Тобольской гимназии. Он скончался, когда Дмитрию исполнилось 13 лет, поэтому содержать большую семью пришлось матери - Марии Дмитриевне, которая приложила много усилий для того, чтобы ее дети получили достойное образование. Благодаря ей Дмитрий смог поступить в Главный педагогический институт (ныне Санкт-Петербургский государственный университет).

2. Непокорный учитель
Дмитрий Менделеев имел впечатляющий педагогический опыт. Он работал старшим учителем естественных наук в Симферопольской мужской гимназии (1855 год) и Ришельевском лицее в Одессе (1855-56), а с 1857 года стал преподавать в Императорском Санкт-Петербургском университете, где проработал в общей сложности около 30 лет. Однако из-за конфликта с министром народного просвещения Иваном Деляновым Менделеев покинул университет в 1890 году. Причиной конфликта стал отказ министра принять петицию студентов. Родные и друзья вспоминают Дмитрия Ивановича как человека упорного, который не желал уступать. Так случилось и в случае с петицией. Менделеев пользовался огромным авторитетом в студенческой среде. Когда в марте 1890 года в университете начались студенческие волнения, его пригласили на одно из обсуждений и попросили подать петицию Правительству, в которой студенты изложили свои пожелания, среди которых, в частности, была свобода слова и печати. На отказ Делянова Дмитрий Иванович отреагировал кардинально. Свою последнюю лекцию, которую ученый прочитал 22 марта 1890 года, он завершил словами: "Покорнейше прошу не сопровождать моего ухода аплодисментами по множеству различных причин".

3. "Изобретатель" водки
Существует мнение, что Дмитрий Иванович Менделеев изобрел водку. Однако этот алкогольный напиток, конечно же, существовал задолго до 1865 года, когда он защитил докторскую диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водою». Именно эта работа породила легенду, согласно которой он «принимал участие в разработке производства водки». В своей книге «Национальная легенда: был ли Менделеев создателем русской «монопольной» водки» доктор химических наук и директор музея-архива Д.И. Менделеева при ЛГУ Дмитриев Игорь Сергеевич опровергает этот факт. В частности, он утверждает, что «диссертация была посвящена изучению удельных весов спиртоводных растворов в зависимости от концентрации последних и температуры, а самого Менделеева интересовали в первую очередь совсем другие области концентраций, выше 40% по весу».

4. О сне, которого не было
Существует мнение, что однажды во сне Менделеев увидел периодическую таблицу химических элементов, после чего он ее изобрел. Однако ученый опроверг эту легенду, ответив следующее: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг... готово». К слову, открытие периодического закона произошло в феврале 1869 года. 17 февраля Дмитрий Менделеев, собираясь в дорогу, начертил набросок таблицы на обратной стороне неприметного письма, в котором его приглашали приехать и помочь производству. Ученый позже скажет, что тогда «невольно зародилась мысль о том, что между массой и химическими свойствами должна быть связь». Так, он написал на отдельных карточках названия всех известных элементов, их атомный вес и свойства, а потом расположил их по порядку. Поездку пришлось отложить - ученый с головой погрузился в работу, в результате которой был открыт периодический закон химических элементов. Стоит заметить, что в то время около 60 химических элементов было изучено, а свыше тридцати еще ожидали своего времени. В 1870 году Менделеев вычислил атомные массы элементов, которые в его таблице оставались «пустыми» неизученными местами. Так ученым было предсказано существование «экаалюминия» (галлий), «экабора» (скандий), «экасилиция» (германий) и других элементов.

5. Чемоданных дел мастер
Великий ученый занимался не только научной работой. В свободное время он любил изготавливать...чемоданы. Это ремесло Менделеев освоил в Симферополе, когда из-за Крымской войны была закрыта гимназия, в которой он преподавал. Сидеть без дела ученый не любил, поэтому нашел себе увлекательное занятие: стал переплетать книги и склеивать всевозможные подручные предметы, такие как рамки и столики. Особенно ему нравилось возиться с дорожными сумками. Так у Менделеева появилось интересное занятие – изготовление чемоданов, которое он довел до совершенства. Даже когда ученый ослеп в 1895 году, он продолжал клеить чемоданы на ощупь. Однажды во время очередной покупки кожи один покупатель поинтересовался у купца, кто этот человек, на что получил ответ: "Это известный, знаменитый чемоданных дел мастер Менделеев!"

6. Не нобелевский лауреат
Дмитрий Менделеев был выдвинут на Нобелевскую премию несколько раз, но так и не получил ее. В первый раз это случилось в 1905 году. Тогда лауреатом стал немецкий химик-органик Адольф Байер. Через год ученый был объявлен победителем премии, но Шведская королевская академия наук отменила это решение в пользу французского учёного Анри Муассана за открытие фтора. В 1907 году прозвучало предложение разделить премию с итальянским химиком Станислао Канниццаро, однако в этот раз вмешалась судьба. 2 февраля 1907 года в возрасте 72 лет Менделеев ушел из жизни. Возможно, причиной, почему ученый так и не стал обладателем долгожданной премии, являлся конфликт между Дмитрием Ивановичем и братьями Нобель. К концу 19-го века предприимчивые шведы разбогатели на бакинской нефти и стали контролировать более 13% российских месторождений. В 1886 году, когда цена на нефть резко упала, братья Нобель предложили правительству поднять налог, аргументируя это быстрым истощением месторождения. Таким образом, повышение цен в размере 15 копеек с пуда нефти обеспечивало им избавление от конкурентов. При Министерстве государственных имуществ была образована специальная комиссия, в состав которой вошел Менделеев. Ученый был противником введения налога и опроверг слух об истощении нефти, чем и разгневал Нобелей.

7. Полеты на аэростатах
Дмитрий Менделеев работал также над конструкцией летательных аппаратов, с помощью которых он планировал исследовать температуру, давление и влажность в верхних слоях атмосферы. В 1875 году он предложил проект стратостата объёмом 3600 м³. Им же был разработан проект управляемого аэростата с двигателями. В 1878 году ученый совершил полет на привязном аэростате Анри Жиффара на Всемирной выставке в Париже. Через 9 лет он опять поднялся в воздух. В этот раз местом для эксперимента был выбран пустырь на северо-западе города Клин. 7 августа 1887 года на предоставленном Военным министерством воздушном шаре «Русский» (объём 700 м³) Менделеев в одиночку поднялся на высоту более 3000 метров. Полет продолжался три часа. За это время ученый измерил давление и температуру, а также стал свидетелем полного солнечного затмения. Этот полет был отмечен медалью французской Академии аэростатической метеорологии.
8. Пионер ледоколостроения
Интересно, что из всего количества трудов ученый посвятил химии около 10 %. Кроме всего прочего, Менделеев уделял внимание кораблестроению и освоению арктического мореплавания, о чем написал около 40 работ. Он принимал непосредственное участие в проекте строительства первого в мире арктического ледокола «Ермак», который был впервые спущен на воду 29 октября 1898 года. За большой вклад в освоение Арктики именем ученого был назван подводный хребет в Северном Ледовитом океане, открытый в 1949 году.

9. Тесть Блока
Менделеев говорил, что «много испытал в жизни, но не знает ничего лучше детей». Знающие его люди рассказывали, что он часто угощал сладостями детей сторожей в Палате мер и весов, где он работал, а также устраивал для них новогоднюю елку за свой счет. Дмитрий Иванович был отцом шестерых детей: двое родились от первого брака с Феозвой Лещёвой, четверо – от второго брака с Анной Поповой.
Старший сын Владимир был морским офицером. Ему посчастливилось плавать на фрегате «Память Азова», на котором Николай II должен был отправиться в путешествие на Дальний Восток. После свадьбы с дочерью художника-передвижника Варварой Кирилловной Лемох он скоропостижно умер. О старшей дочери Ольге известно, что она разводила породистых охотничьих собак, а после революции была вынуждена переехать в Москву, где по протекции Дзержинского работала консультантом питомника служебных собак. Ее младшая сестра Мария Дмитриевна Кузьмина также занималась собаками, однако после войны стала заведовать музеем своего отца при Ленинградском государственном университете. Интересно сложилась судьба дочери Любы. Она работала артисткой в труппе Мейерхольда и вышла замуж за Александра Блока. По стопам отца пошел Иван, который работал в институте метрологии. А вот судьба младшего сына Василия сложилась весьма загадочно. Он учился на кораблестроительном отделении Кронштадтского морского инженерного училища, но так и не закончил учебу. Говорят, что Василий пошел против родительской воли, женившись на простонародной Фене, после чего ушел из дома. О нем долго ничего не было слышно, но позже выяснилось, что он умер в 1922 году в Краснодаре, заразившись от жены брюшным тифом.