Уход за лицом: жирная кожа

Показать икону николая чудотворца. Изображение иконы николая чудотворца. Святитель Николай Чудотворец: житие

Показать икону николая чудотворца. Изображение иконы николая чудотворца. Святитель Николай Чудотворец: житие

Любой народ, будь то славяне или мусульмане, почитает своих предков, святых и тех, кто, по старинным источникам, творил историю. Так, сегодня можно встретить самые разные символы и знаки, сделанные в честь одного из мудрецов, чудотворцев. Например, одной из по-настоящему достойных работ считается икона Николая Угодника. Она не только прекрасна, но и имеет огромное значение.

Кто такой Николай Угодник?

Давайте заглянем в историю. Николай Угодник - архиепископ, которого часто называли чудотворцем. Это значило, что святой человек был покровителем морей, путешественников, детей и купцов. В истории церкви он считался символом мощи, добра и справедливости. Родился святитель в Малой Азии. Это произошло в третьем веке нашей эры. Судьба Николая Угодника была тяжелая, и, по мнению многих, именно благодаря таким испытаниям его душа и тело избрали правильный жизненный путь.

Мальчишка родился в греческой колонии и с ранних лет был очень религиозным. С самого детства он посвятил свою жизнь христианству. Благодаря своим родителям Николай Угодник смог получить базовое образование. Мальчик обожал изучать Божественное Писание. Практически все время он находился в жилище Святого Духа, откуда не выходил днем. Ночью же Николай молился, читал и мысленно разговаривал с Богом. Интересным фактом является то, что после смерти родителей парень отдал всё свое наследство на благотворительность.

Начало деятельности святителя

Святой Николай Угодник служил церкви во времена правления римских императоров Диоклетиана, а также Максимиана. Эти два человека ненавидели христиан и издавали указы об их преследовании. В этот сложный период разрушались храмы, общины и другие учреждения. Но Николай Угодник всегда был на стороне народа. Его прозвали «защитником», так как он всегда отстаивал интересы невинно осужденных и оклеветанных людей.

Помимо этого, Николай часто молился за моряков, мысленно посылая им удачную погоду, защиту от пиратства и других невзгод. За всю жизнь святителя ему приписывали множество чудес и деяний. Архиепископ на Руси был самым почитаемым, как и во всем мире. Сегодня Николай Угодник (чудотворец) - символ защиты от болезней и советник в неудачах, который всегда поможет. Его мощь навсегда останется великой для русского народа.

Деяния чудотворца

Одним из самых ранних событий в молодости чудотворца было паломничество в Иерусалим. Святитель решился на такой шаг, потому что желал помочь и исполнить просьбы отчаявшихся путников. Некоторые утверждают, что молитвы Николая оживляли людей, придавали сил и уверенности, спасали от гибели. Следует отметить, что в молодости он пошел учиться в Александрию и в тот период своей жизни воскресил моряка, который упал с мачты.

Также существует легенда о том, как Святой Николай Угодник спас трех молодых девушек, красоту которых «продавал» их собственных отец, так как считал, что это единственный способ расплатиться с долгами и выжить в столь тяжелое время. Когда святитель узнал о тяжкой судьбе юных дев, он пробрался к ним ночью домой и оставил мешочек с золотом для старшей из дочерей, которое и стало ее приданным. Ровно через 12 месяцев Николай повторил тоже самое, вот только в этот раз деньги он оставил средней из сестер. Каким-то образом их отец узнал о том, что Угодник помогает их семье, и решил отблагодарить его. Тогда мужчина спрятался в комнате младшей дочери и ожидал, когда придет Николай. По одной из версий, он все-таки увидел чудотворца, но тот не принял никаких благодарностей. Нельзя не отметить, что его считали ревностным воином церкви Христовой. Источники утверждают, что он испепелял идолов и языческие капища безжалостно.

Мощи Николая Чудотворца

За свою долгую жизнь Николай Угодник совершил немало отважных и благородных поступков. Некоторые считают, что именно за его заслуги Бог даровал ему долгие годы жизни, ведь и правда, чудотворец умер в очень пожилом возрасте. Сегодня мощи Николая Угодника хранятся в базилике Святого Николая (Бари), но не в полном составе. Так как часть из них находится в Турции, в храме Св. Николая. Это связано с тем, что якобы все мощи похитить не удалось. Поэтому получилось так, что они хранятся на совершенно разных территориях.

В честь великого святителя были возведены церкви и храмы в разных городах и странах. Предполагается, что моряки забрали некоторую часть мощей Николая и перевезли ее в Бари, но остальные фрагменты остались в могиле. Люди доставляли останки в Венецию, где и была возведена очередная церковь.

Возникновение праздника Св. Николая

Сегодня во многих городах и странах есть храм Николая Угодника, который может посетить любой желающий. И неудивительно, что люди с радостью идут в это место. Некоторые ищут поддержки, другие утешения, а третьи просто хотят поблагодарить святителя за оказанную помощь. Ведь с давних времен Николай Чудотворец считается покровителем обычных людей, невинных, оклеветанных, слабых.

В честь такого великого человека в наше время отмечается день Святого Николая. Как же люди пришли к этому? Все началось со дня перенесения мощей. В то время только жители Бари, которые имели честь хранить останки святителя, отмечали этот праздник. В других же странах его не считали подлинным и не воспринимали всерьез. Однако на землях великой Руси всегда почитали святителей, и слух о празднике Св. Николая распространился очень быстро. Православная церковь установила дату - 9 мая. С тех пор, а именно с 1087 года, люди отмечали праздник великого и почитаемого угодника Божьего.

На сегодняшний день праздник отмечают несколько раз в году. Но для представителей русского народа он ассоциируется с датой 19 декабря. Кроме того, этот день считается детским праздником, так как Николай приносит подарки своим маленьким друзьям под подушку (конечно, если они весь год вели себя хорошо).

Современные даты праздника

Итак, в наше время существует несколько дат праздника Святого Николая. Первая - это 6 (19) декабря. Ранее считалось, что это день смерти чудотворца, но сегодня это обычный детский праздник, который ассоциируется с конфетами и новыми игрушками, сказочным образом появившимися под подушкой ребенка. Вторая дата - это 9 (22) мая. Этот праздник отмечали с 1087 года, когда останки святителя прибыли в Бари. И, наконец, 29 июня (11 августа) - рождество Николая.

Священное место Николая Угодника в сердцах русского народа

На землях Российской империи всегда почитали имя чудотворца. Кроме того, не сокрылась от любопытных и верующих глаз икона Николая Угодника, которая очень много значила для каждого человека. Именно с этим связано огромное количество храмов и работ, которые были посвящены этому человеку. Вплоть до двадцатого века имя Николай было одним из самых популярных при наречении младенцев. Люди считали, что, называя мальчика, они подсознательно передают ему частичку святости и мужественности чудотворца.

Икона Николая Угодника

Уже не раз отмечалось, что люди любили Николая Угодника и боготворили, к нему обращались с просьбами о заступничестве. Неудивительно, что после его смерти они начали поклоняться иконе чудотворца. Для каждого славянина она имела большое значение. Но какой же смысл таила икона? Почему люди считали и продолжают думать, что она способна исцелять, помогать и оберегать?

Символом защиты, благородности и справедливости на Руси был Николай Угодник. Икона, значение которой не раз пытались охарактеризовать и объяснить, стала воплощением чудотворца после его смерти. К ней обращаются, когда нужна помощь, она на самом деле помогает верующим. И не важно, богат человек или беден, какие у него религиозные предпочтения или цвет кожи, влияние иконы необъятно.

Значение иконы чудотворца

Икона Николая Угодника «работает» для каждого человека по-разному. Но существует теория о том, что же она все-таки значит. По мнению многих ученых, она является символом защиты народа. В этом-то и заключается ее значение. Считается, что икона способна исцелять, избавлять от недугов, творить настоящие чудеса и даже не важно, верующий человек или нет. Таким образом, значение расшифровать очень просто - талисман, который помогает людям. Конечно же, многие предпочитали поклоняться оригинальной иконе. Сегодня же образ святого можно приобрести во многих местах, но от этого влияние чудесной картины не уменьшится. Важно знать, что действие иконы становится в несколько раз сильнее, если произносить специальную молитву.

Молитва Николаю Угоднику

Издавна молитва перед иконой считалась гарантом защиты человека и людей, о которых он просит у изображения святого. Поэтому всегда рекомендуют произносить ее, чтобы действие было сильнее. На самом деле существует огромное множество молитв Николаю Угоднику. Человеку достаточно лишь выбрать ту, которая поможет достичь желаемого результата. Например, попросить о замужестве или защите, избавить от болезней или неприятностей и так далее. Но все же выделяют семь основных молитв, которые в силах выучить каждый человек. Тогда, произнося их перед иконой, он может быть уверен, что необычная сила защитит его и всех членов семьи, а также дом и родственников.

Икона Николая Угодника (Чудотворца) обладает магической силой. Она может не только выполнить просьбу человека, но и ответить на некоторые вопросы. Искренняя молитва наделена необъяснимой силой, способной исцелить, избавить от душевных или телесных заболеваний, а также стать просвещенным, соединиться в законном браке с любимым и позабыть о ссорах. Кроме этого, икона обладает энергией, которая решает жизненные проблемы, начиная с мелких и заканчивая крупными. Никакие иконы России, кроме тех, которые были посвящены Богородице, не занимали такое важное место в сердцах славянского народа, как изображение Николая Угодника.

Каждому человеку может встретиться своя икона Николая Угодника. Это сопряжено с тем, что праздник отмечают в разные дни календаря. Таким образом, существует икона «Николы зимнего» и «Николы вешнего». Первый при этом изображался в епископской митре, а второй - с непокрытой головой. Поэтому не следует считать, что иконы разные, и люди на них также различаются. Нет, обе они имеют одинаковое значение и чудотворное влияние на людей.

Помимо прочего, Николай Угодник также является покровителем для православных цыган. Также интересным фактом является то, что для некоторых чудотворец является Санта-Клаусом. Все потому, что, согласно одной из легенд, когда Николай оставлял мешочки бедным девушкам, а их отец хотел его встретить и отблагодарить, он предугадал эту ситуацию и бросил золото в дымоход. Именно на этой истории и построен прообраз великого и щедрого Санты.

Также следует отметить, что в Рязанской епархии празднуется день Святого Николая. Это торжество отмечается поместно и в честь изображения чудотворца. У славян архиепископ часто ассоциируется с самим Богом. Он занимает важное место в сердцах верующих и всегда помогает им справиться с недугами и неудачами. В России живут представители буддийского народа - буряты. Они отождествляют Николая Угодника с божеством процветания и долголетия. Калмыки, в свою очередь, включили чудотворца в пантеон духов-хозяев Каспийского моря.

Святитель Николай

Как ни странно может показаться некоторым неверующим, но икона Николая Угодника по-настоящему «работает». В наше время есть тому доказательства, ведь своими историями делятся простые люди, которые молились изображению чудотворца. Так, например, поместив икону в машину, многие спасались от серьезных аварий или гибели в результате опасного происшествия. Другие делятся впечатлениями о силе исцеления. Многим женщинам изображение святителя помогло обрести любовь и счастье. Святитель Николай Угодник (икона, значение которой трактуется как оберег, символ защиты, благодати и так далее) впервые был изображен примерно в 1325 году.

Место для «беседы» со святым

Наконец, хотелось бы отметить, что существует место, в котором всегда можно помолиться и «поговорить с чудотворцем» - это часовня Николая Угодника. Но просить помощи у святого можно и дома, перед его ликом либо же без иконы. Главное, необходимо это делать с благими намерениями, чистой душой и искренностью.

Николай Чудотворец - один из самых почитаемых святых в православии. Большее количество храмов и образов посвящено только Деве Марии. На домашних иконостасах он всегда стоит рядом с Богородицей. В домах большинства христиан есть Никола - защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, воинов и путешественников.

Иконы Николая Чудотворца показывают нам самого святого, его жизненный путь, сотворенные чудеса. Ещё при жизни Господь выделили этого человека как благочестивого христианина, полностью посвятившего свою жизнь служению Всевышнему. После смерти тело Николая стало мощами. Сам же он причислен к святым.

Интересно и полезно знать об иконах Николая Чудотворца. Это поможет выбрать близкий душе образ, чтобы обращаться перед ним в молитве к святому.

Краткая история жизни

Ещё ребёнком Николай проявлял тягу к богослужению. Он днями не выходил из церкви, изучал литературу, молился. Стремление отдать себя христианству заметил в мальчике его дядя, священник местной церкви. Он взял Николу сначала чтецом, а потом назначил священником.

После смерти родителей Угодник унаследовал крупное по тогдашним меркам состояние. Он все раздал бедным, а сам ушел в монастырь, чтобы дни проводить в общении с Господом. Но ему было видение: Всевышний сказал уйти из обители, служить ему по-другому - молясь, помогая слабым, проповедуя, защищая свою веру. Естественно, Николай повиновался.

Даже краткое описание жизни, личности епископа Мирликийского дает понять, что Господь покровительствовал Николаю. Он всегда внимал его молитвам, даровал тем, о ком он просит, спасение, излечение. Самый известный случай - воскрешение моряка, который сорвался с высокой мачты.

Иконографические типы

Типы иконописи образа имеют разный смысл, по-разному показывают Николая. Два основных способа изображения Чудотворца - поясной и ростовой. Каждый из них имеет свои подвиды, которые сформировались в те или иные времена. Чаще всего одной рукой святой держит священное писание, а другой благословляет. Традиционно Николая изображают с закрытым Евангелием. Менее распространены образы, на которых книга открыта, а рука застыла не в благословляющем жесте. Его трактуют, как указание на Евангелие или как жест речи. Впервые такие изображения появились к концу XIII века.

Никейское чудо

Часто встречаются образы с поясными фигурами Христа и Божией матери наверху. Они повествуют нам о Никейском чуде. Самая древняя из таких икон написана примерно в XIII веке, то есть незадолго после крещения Руси. Описание самого чуда содержит некнижная редакция «Жития Николы», датируемая XV–XVI веками.

В 325 году царь Константин собрал всех священнослужителей страны, чтобы они обсудили учения Ария. Последний утверждал, что Иисус не единосущен Отцу, но сотворенный им. Подобное учение - еретическое, ложное Разделение сущностей Спасителя и Бога очень похоже на язычество. Во время споров Никола ударил Ария по щеке. Было ли это на самом деле так, никто не знает. Некоторые ученые говорят, что Угодника вовсе не было в Никее. Но доподлинно известно, что произошел суд, который лишил Николая епископского сана и воли.

После этого случая многим высокопоставленным духовным чинам было видение: сам Господь вручает Евангелие Чудотворцу, а Дева Мария надевает на него омофор (епископский атрибут). Впоследствии решение суда было отменено, Николаю вернули полномочия.

Никола Зарайский

Ростовые иконы Чудотворца - одни из самых древних. На них он также держит закрытое Евангелие, а другой рукой благословляет. На Руси получил распространение особый подвид таких образов, отличающийся тем, что руки святого разведены. Он напоминает иконографический тип «молящийся», или «оранта». Ранее такие иконы изредка писали в Византии. Русское искусство переняло их в XIII веке, а распространились иконы данного типа через столетие. Полагается, что такое изображение взято с очень древней, не сохранившейся до сегодня, иконы Николая Чудотворца. Известно, что её привезли из Корсуни в Зарайск в 1225 году. Поэтому все изображения Чудотворца с разведенными руками получили название «Никола Зарайский». Их полюбили иконописцы, изображающие житие святого.

Житийные иконы Угодника показывают его деяния при земной жизни и после смерти, становление как епископа, биографию. Первые из них на Руси появились в XIII–XIV веках. Основные сюжеты древних святынь - рождение, обучение письму, помазание, помощь людям. Традиционно моменты жизни (клеймы) завершает перенесение мощей святого из разрушенных Мир в город Бари. Это случилось в 1087 году. Деяние почитается православными христианами, ежегодно празднуется. Сюжет стал обязательным при создании житийных икон Николы.

Никола Можайский

Это самостоятельный образ, но иногда он появляется на житийных иконах, описывающих Николая как заступника православных городов, покровителя воинов. На изображениях данного типа епископ Мирликийский изображен в полный рост, руки раскинуты. Правой рукой он держит меч, а левой - монастырь, огороженный крепостной стеной. Прототип иконографического типа - статуя, которая, согласно легенде, охраняла город Можайск. Как-то раз на него напали полчища кочевников. Жителям оставалось только молиться о спасении. Тогда прямо над храмом появился Никола - такой, как изображен на Можайской иконе. Захватчиков охватил животный страх, они убежали. С тех пор святой считался защитником города. Со статуи написана икона Николая Чудотворца.

Не так распространены оплечные образы святого. Сохранившиеся до наших времен относятся минимум ко второй половине XVI века. Тогда они не пользовались популярностью. Зато через 300 лет их востребованность возрастает, особенно среди старообрядцев.

Сотворенные чудеса

Когда речь идет об иконах, нельзя не упомянуть сотворенные ими чудеса. Когда речь идет о Николае, можно даже не говорить о конкретных списках - он откликается на искрение мольбы, даже если они произнесены не перед иконой.

Одна молодая пара каталась на яхте, когда начался шторм. Их ребенок (ещё младенец) упал в воду. Буря была настолько сильной, что найти его было невозможно. Тогда родители начали молиться о том, чтобы их дитя было спасено. Шторм утих, отчаянная пара рано утром вернулась на берег и сразу посетила храм. Надежды на то, что ребенок уцелел, не было. Там, прямо на полу, лежал младенец. Он был мокрым, будто его кто-то вытащил из воды и сразу же положил на это место.

О чем молятся Николаю?

Никола Чудотворец считается защитником слабых, несправедливо осужденных, покровителем водной стихии, моряков, путешественников, детей. Чаще всего молитвы к нему обращены со следующими просьбами:

  • Помощь при учебе. При жизни Никола был прилежным учеником, всегда тянулся к знаниям. Он понимает, насколько порой бывает сложно. Поэтому ученики и студенты молятся святому, прося помощи в этом нелегком деле.
  • Помощь в пути. Сами путники и их родственники просят Угодника, чтобы он помогал в дороге, отводил от опасностей.
  • Наставление на истинный путь. Каждый заслуживает прощения. Поэтому люди, которые отбывают наказание или просто хотят завязать с криминальным миром, молятся Николе, чтобы он помог найти духовный путь.
  • Защита от клеветы. Бывают ситуации, в которых человек не виновен, но не может этого доказать. Тогда остается только молиться. Николай всегда откликается на подобные просьбы.

Иконография святого очень разнообразна. При выборе иконы Николая Чудотворца для своего дома важно смотреть не на её описание, историю или стоимость, а на то, насколько она близка душе.

«- Никола Чудотворец – наш главный помощник. Все к нему идут, особливо кто в путь или в море собрался. Девчонки вот прибегают – мужа хорошего просят, — бабушка-свечница заботливо протирает чистой тряпицей икону святого Николая, поправляет лампадку.- Уж Николушка-то самый скорый на исполнение просьб наших. Да и лик какой, посмотри только, простой, русский, борода седая, точь-в-точь как у наших деревенских…»

Святитель Николай Чудотворец – самый почитаемый святитель на Руси со времен принятия христианства. Существует развитая иконография этого святого. Появление новых образов связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца. Когда обращаешься с молитвой к святому, то, взирая на икону, не особо задумываешься о символическом значении изображения. Но в иконе все не случайно, небольшая деталь может иметь особое значение. Давайте попробуем лучше понять, что хотели донести до нас древние иконописцы, так или иначе изображая святого.

Основные иконографические образы Святителя Николая

Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция

Тип изображения «Поясной»

Святой изображен по пояс, с благословляющей правой рукой и Евангелием, открытым или закрытым, в левой руке. Святитель облачен в пурпурного цвета фелонь и омофор — широкую длинную полосу материи с изображением крестов — знак архиерейской власти. Омофор символизирует уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особую полноту Божественной благодати и силы, даваемых ему для этого.

Левая рука святого, держащая Евангелие, покрыта омофором и ризой – в знак почтения к Божественным Словам.

Никола Липный. Иконописец Алекса Петров. Новгород., 1294 г.

Слева и справа от Святителя часто изображаются фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде, которое произошло на Никейском соборе 325 г. Согласно церковному преданию, святой Николай во время споров дал пощечину нечестивому Арию, чье учение определено как еретическое, и за это был лишен священства. Но многим было видение, как Сам Спаситель и Божия Матерь принесли св. Николаю Евангелие и омофор — знаки святительского достоинства. После этого ему вернули сан архипастыря.

Тип изображения «Ростовой»

В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, в позе, напоминающей Оранту. В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор.

Святитель Николай «Зарайский». 15-16 в. Каргополь

Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Изображение Святителя Николая в полный рост с Евангелием получило название «Николы Зарайского» по названию города, где находился образ.

Другой тип ростового изображения Святителя Николая – «Никола Можайский» . Николай Чудотворец изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ «Можайским» в честь чудесного прославления Святого в городе Можайске. Во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления».

Резная деревянная скульптура святителя Николая стала прототипом для иконографии. Некоторые исследователи считают такую иконографию заимствованной из Западной Европы, где культивировался образ воинствующего епископа с мечом в руке.

Тип изображения «Оплечный»

Оплечные изображения св. Николая известны в русской иконописи с конца XV в., а в Византии значительно раньше. Они возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в 16 веке. Подобные иконы часто писали по царским заказам, так как Иван Грозный был посажен на великое княжение в Николин день - 6 декабря 1533 года - и считал святителя Николая своим покровителем. Их количество не многочисленно, потому, что они фиксировали только лик крупным планом и фрагменты фелони и омофора на плечах, а было необходимо показывать и благословляющую десницу святителя Николая, «Архиерея Божьего». Позднее, в 19 веке, популярность таких образов снова возросла, особенно в старообрядческой среде.

Св. Николай изображен оплечно, так, что виден только белый омофор с темными крестами и небольшой треугольный фрагмент ворота, украшенный драгоценными камнями. Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным носом и небольшим ртом. Привлекательной чертой оплечных образов небольшого размера является близость изображения к молящемуся: лик и плечи святого занимают почти всю поверхность доски, голова с нимбом касается верхнего поля, как бы выступая навстречу смотрящему на икону.

Оплечные изображения св. Николая могут входить в изводы с избранными святыми на полях, которые устанавливались в храмах, и в пядничных моленных иконах, писавшихся по частным заказам родовитых семей.

Исключительным образцом оплечной иконографии является образ «Никола Отвратный», изображающая святителя, как свидетельствуют надписи на иконах, отвращающим от зла, бесов, несчастий и всякой скверны. Она появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе. Существует предположение, что подобный образ почерпнут из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя».

«Никола Зимний», «Никола Летний», «Никола Мокрый»

В народной культуре также возникают специфические названия образов Святителя Николая.

Выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего» , соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» - с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.

Необычное название «Никола Мокрый» образ Святителя получил благодаря чуду, произошедшему в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды.

Св. Никола, 12 в., Великий Новгород, из Никольского собора

История еще одного чудотворного образа Святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы - «Никола Дворищенский».
 Круглые иконы встречаются редко. Imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру.

Тип изображения «Житийные иконы»

Святой Николай, с 16 клеймами жития. 16 век. Ростовская школа

Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII–ХIV вв. Они основаны на большом количестве списков жития святого, акафисте, текстах служб, «Русском поучении XI века», «Сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань» (1225 г.) и т. д. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности. Известны чудеса, которые происходили на Руси – например, чудо о киевском детище. Могли быть различные перестановки в составе житийного повествования – это откладывало отпечаток на характер иконографии св. Николы.

Основные сюжеты клейм: рождение, обучение грамоте, поставление во священники, помощь в бедах. Излюбленными среди круга житийных сцен стали чудеса Святителя Николая: «Спасение корабля во время бури», «Чудо о трех корабельщиках» «Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена», «Спасение трех мужей от казни».

Никола Великорецкий, 16 век. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Среди житийных икон Святителя Николая выделяют тип «Никола Великорецкий». В среднике представлено поясное изображение святого Николая в святительском облачении. Средник окружают восемь житийных клейм. Композиционной особенностью житийных икон Николы Великорецкого является крупный размер клейм, равных по величине среднику. Выбор сюжетов объясняется не последовательностью житийной хронологии, а их значением — они объединены темой пастырского служения: 1. Приведение во учение. 2. Явление святителя Николая царю Константину во сне. 3. Спасение Димитрия от потопления. 4. Служба святителя Николая. 5. Чудо о корабельниках. 6. Избавление трех воевод от казни. 7. Спасение Василия, Агрикова сына. 8. Погребение святителя Николая. Икона «Никола Великорецкий», по преданию, была чудесно обретена на берегу реки Велико. около Хлынова (Вятки) в начале XVI века. В 1555 году, по желанию царя Ивана Васильевича Грозного, икону принесли в Москву. Копии с иконы были также посланы в Вологду, Тотьму и другие города. Через год образ был возвращен в Вятку.

Святой Николай, 16 век. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Чудотворная икона до наших дней не сохранилась — существует лишь ряд списков, к числу которых принадлежит образ из Кириллова монастыря.

В каждом регионе были свои «любимые» сюжеты, которым уделялось особое внимание. Так, сюжет «Чудо о трех корабельщиках» был чрезвычайно популярен в Новгороде, Пскове. В среднерусских иконах этот сюжет не встречается: видимо, он был особенно близок именно новгородским торговым людям. Клейма содержат рассказ о том, как купцы были ограблены и выброшены в море корабельщиками. Затем, благодаря помощи св. Николая, проглочены рыбой, «исплюнуты» ею на поднявшийся из морских пучин камень и на этом камне, как на корабле, доставлены к городу, правитель которого наказал корабельщиков и вернул купцам их товары. Новгородские иконописцы не ограничиваются одним изображением, а дают подробный рассказ в нескольких клеймах (новгородская икона 1551-1552 г. из ЦМиАР). Завершается житийный цикл «Перенесением мощей святителя Николая из Мир в Бари» – одним из центральных праздников Русской Православной Церкви.

Икона, написанная на основе прижизненного портрета святого Николая Чудотворца. Базилика св. Николая в г. Бари, Италия.

Помимо рассмотренных иконографий образ святителя Николая входит в композиции «Беседной иконы Божией Матери», «Вселенских соборов», «Избранные святые» и др.

Как бы ни был изображен Святитель Николай, его узнаешь сразу — по доброму, понимающему взгляду, круглой седой бородке, такой «русской», по благодатной силе, исходящей от иконы. В этом и есть чудо иконописи – через символы и особые художественные приемы открыть перед человеком мир вечности и святости.

Максимова Анна, 1 курс ИО

“Правилом веры и образцом кротости” – называют Святителя Николая. Великий угодник Божий, его имя прославилось во всем мире. В своем отношении к ближнему и в пламенном служении Богу, он нашел отклик в сердцах русских людей, явился идеалом Святой Руси, икона Николая Чудотворца занимает почетное место во всех православных храмах. Защитник бедных и сирот, невинно осужденных и путешественников. Николай Чудотворец почитается, чуть ли ни как – Русский святой, настолько велика к нему любовь в народе.

Дорогие братия и сестры, предлагаем вашему вниманию икону, с верою и любовью написанную в нашей мастерской.
Данная икона написана по мотивам знаменитого образа “Николы Можайского”. В сюжет иконы заложено предание о чудесном спасении города Можайска от иноземных захватчиков.

В правой руке святитель держит меч, готовый повергнуть врагов веры православной, в левой храм, как знак покровительства городам русским.
Николай чудотворец одет в архиерейское облачение. В верхних углах иконы изображены: Спаситель с благословляющей десницей и закрытым Евангелием в левой руке и образ Божией Матери “Покров Пресвятой Богородицы”.

Оформление иконы украшено тонким резным орнаментом (гравировкой по левкасу) с росписью.

Образ Николая Чудотворца на святых иконах

Насколько достоверно иконописцы пишут образ святого Николая на иконах? Можем ли мы узнать как выглядел Николай Чудотворец при жизни?
На основе анатомо-антропологических исследовавний святых мощей Николая Мирликийского, которые в 1953 году проводил известный ученый, профессор Луиджи Мартино, установлен истинный облик Николая Чудотворца.

Оказалось что образ святого на иконах, полностью соответствует облику полученному учеными. Это человек невысокого роста, 167- 168 сантиметров, коренастого телосложения. Правельные черты лица с выступающими скулами и подбородком.

А в крипте Базилики св. Николая, за ракой с мощами Николая Чудотворца, находится икона, по преданию написанная на основе прижизненного изображения святого. Чудотворную икону Базилике подарил сербский царь Стефан Урош III в знак благодарности за чудесное избавление от слепоты.

На иконах, Николай Чудотворец узнается сразу- это седовласый старец в архиерейском облачении. Широкий лоб, правильные черты лица. Белая короткая борода и усы. Приветливое, одухотворенное лицо. Большие, лучезарные глаза. Его взгляд одновременно выражает и любовь и строгость.
Святой с любовью взирает на нас с иконы, на людей, несущих в себе образ Божий. Но помимо данного нам Богом образа, Господь призывает нас достичь и Его подобия. И строгий взгляд святого Николая, говорит нам, как мы порой далеки от заповеданной нам Богом цели.

Святитель Николай прошел долгий, полный испытаний земной путь. Он стяжал Божие подобие еще при жизни. Сейчас же, у престола Господа, Николай слышит наши молитвы. И зная все наши немощи и слабости, все потребности душ и тел наших, все наши горести и переживания – не оставляет нас, просит Великодаровитого Бога нашего, благопотребное для душ и тел наших.

Никола Угодник – зовут святого на Руси. Святой угодник – угодник Божий – человек угодивший Богу. Икона Николая Чудотворца являет нам святого угодника. С святого человека изображенного на ней, мы можем брать пример: как надо жить, как правильно расставлять жизненные приоритеты, как можно угодить Тому к Кому стремился святой Николай и обрел искомое.

Многообразие икон Николая Чудотворца

Икона Николая Чудотворца. Иконография Николая Мирликийского обширна и разнообразна. Безграничная любовь русского народа к Николе Угоднику, породила большой спрос на иконы с образом святого. Не только в каждом храме, но и в доме каждой православной семьи из красного угла благословлял Никола всех домочадцев.

Первые изображения святого, стали появляться ещё при жизни святителя. Византийские иконописцы создали иконографию святого, а русские мастера её дополнили и обогатили. И сейчас наши сердца согревает бесконечное множество святых образов, посвященных Николаю Чудотворцу.

Господь прославляет святого Николая и по сей день, являя нам чудеса через иконы Своего угодника. Как много чудотворных икон ныне в православных храмах, какой бесконечной вереницей стекаются к ним верующие люди. Иконы с обликом святого любят и почитают во все мире.
Больше всего в России храмов посвященных Николаю Чудотворцу. Множество деревень и сел носят имя – “Никольское” в честь святого угодника. Его помощи просят и находят ищущие богоугодной жизни.

В чем помогает икона Николая Чудотворца

Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, потребное и полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности.
Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искренне будет наше обращение к ним. Икона Николая Чудотворца помогает наладить молитвенную связь со святым заступником. Имея перед собой зрительный образ Николая Угодника, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. По вере просящего Господь через святых дает просимое.


Перед иконой Николая Чудотворца молятся:


О чем просят в своих молитвах святителя Николая Чудотворца:

О вразумлении врагов и обидчиков
о помощи в решении финансовых проблем
о помощи в судебных спорах
о помощи в решении жилищных проблем
о возвращении супруга
об осужденных и находящихся в заключении
об излечении от рака
о помощи в делах
о поиске работы
о помощи в избавлении от алкоголизма / наркомании и прочих зависимостей
об успешной операции
о благополучии детей
о странниках и путешествующих, моряках, водителях.

Какой иконе Николая Чудотворца молиться

К какой бы иконе Николая Чудотворца вы не обращались, будь то старинный, чтимый и намоленный образ, или простая бумажная иконка, Николай чудотворец услышит чистую молитву человека и подаст потребное душе молящегося.

Святые мощи Николая Чудотворца

В апреле 1087 года, в бухту города Мирликийский, что на побережье Малой Азии, вошли корабли. Моряки высадились на берег, и решительно направились к тому месту, где уже более 7 веков, покоились мощи одного из самых почитаемых святых – Николая Чудотворца.
Поскольку они были купцами, мореходами, часто посещали портовый город и видели, что он находится в тяжелом положении. Над этой территорией влавствовали турки-сельджуки. Жители города днем находились в нем, а ночью покидали город, поднимались наверх – в укрепленное место, а в самой церкви оставались монахи.


Связав монахов, пришельцы взломали саркофаг, похитили честные мощи, и погрузив их на корабль, в спешке направились в город Бари. События той ночи по сей день для одних являются великой печалью, для других – великой радостью.

Еще в 11 веке, после перенесения мощей Николая Чудотворца в Итальянский город Бари, был установлен специальный праздник, посвященный перенесению святых мощей. Этого праздника не знает вселенская церковь, потому что для многих, это является тяжелым событием, тем не менее, для Руси этот день стал восприниматься как праздник. Поэтому в России существует такая традиция, которой нет на православном Востоке, отмечать день памяти Николая Чудотворца два раза – зимой и весной.

Перенесение святых мощей в Бари

В мае 1087 года, корабль с честными мощами прибыл в город Бари. В конце 11 века, юг Италии был захвачен норманами. Византия потеряла контроль над этим регионом, и именно в эту эпоху Бари потерял столичный статус, связанный с пребыванием там наместника византийского императора. Соответственно, лишившись этого статуса, жители Бари лишились источников своих доходов.

Конечно, факт перенесения мощей святителя Николая во многом был обусловлен экономическим моментом. Святитель Николай фактически кормил этот регион в течение многих столетий, потому что Бари стал одним из центров европейского паломничества. Святитель Николай в то время был почитаем не только в православном мире, но и был самым почитаемым святым во всей Европе.
Николая Чудотворец часто вспоминается и на Западе, именно в Нидерландах родился обычай, дарить детям пышные булки в день его памяти. Эти подарки стали связываться с рождественскими подарками. Святитель Николай стал тем самым Санта Клаусом, который так почитаем в Америке, в англоязычных странах, а затем слился с образом нашего Деда Мороза. Но в этом образе была сохранена главная черта. Николай Чудотворец – это защитник, заступник и благодетель. Святитель Николай считался покровителем и детей, и путешественников. В образе его, русский человек видел и заступника, и помощника, и даже спутника для мореплавания. Икона Николая Чудотворца ппослужит прекрасным подарком, выражающим всю глубину любящего сердца.

Николай Чудотворец – “Русский святой”

Святой Николай является одним из самых почитаемых святых в мире. Еще в земной жизни он снискал славу чудотворца, воспринимался как заступник перед Богом, за всех обиженных, голодных, оскорбленных, находящихся в бедах. Более того, он воспринимается как, чуть ли не русский святой, насколько велико его почитание в России.

Самое первое произведение Святителя Николая – это его деяние о трех стратилатах, которое всем хороо известно. И в котором рассказывается о святителе, спасшем от незаконной казни, трех знатных горожан города Мирры, а затем трех стратилатов – трех византийских военоначальников.
В житие Святителя Николая сказано: “соединив кротость с яростью, святитель Христов без всякой боязни вырвал из рук палача меч, бросил его на землю, а затем освободил осужденных мужей от уз. Все это он сделал с великим дерзновением и никто не смел остановить его, потому что слово его было властно и в действиях его являлась божественная сила. Он был велик перед Богом и всеми людьми.

Икона Николая Чудотворца представляет нам образ человека активно помогавшего людям. Когда казнят невинно осужденных, когда похищают у родителей маленького сына и делают из него прислужника, святой Николай, не задумываясь бросается на помощь.

Николай Чудотворец – социальный работник своего времени

Николай Чудотворец – наш современный социальный работник. Все мы помним историю, как он содействовал тому, чтобы спасти жителей Мирликийских от голодной смерти. Все мы помним, как ночью, ради избавления дочерей одного бедного человека от поругания, подбросил мешочек с золотом их отцу чтобы он смог выдать дочерей замуж и тем самым, обеспечил нормальную беспорочную жизнь для юных девушек.

Когда-то святитель по скромности своей не решался принять священнический сан, но однажды во сне ему явился Спаситель во всей своей славе и Пресвятая Богородица, которая возложила на него святительский омофор.

Любовь Русского народа к Николаю Угоднику с веками укрепляется. В каждой православной семье, найдется икона Николая Чудотворца.

Отправляясь в Святую Землю, русские паломники плывут через итальянский город Бари. Россияне с древности стремились поклониться святым мощам Николая. Особенно 19 век познал массовое российское паломничество.

Русский Храм св. Николая в Бари

В начале 1850 года, из Иерусалима в Россию, возвращается русский путешественник Андрей Муравьев. Внезапно, налетевшая буря прибивает их корабль к берегу, недалеко от Мирликийских. Базилика Святого Николая, пришедшая за годы турецкого владычества, в полное запустение, производит на русского путешественника удручающее впечатление: “Совестно мне видеть, как мы, русские, забыли нашего небесного покровителя. Неужели не станет денег на Руси, для чести и памяти Чудотворца, ежедневно призываемого нами в молитвах?”. Начинается сбор средств, но закрепить за Россией это святое место не удается. Пол века спустя, стараниями императора Николая Второго и великой княгини Елизаветы Федоровны, на собранные средства приобретается участок земли в Бари.

Это славная история строительства нашей церкви. И непростой церкви. Предполагалось, что это будет храм-памятник, дом для паломников. И одновременно, свидетельство русского православия на далеком католическом Западе. Думали собрать фотографии всех Никольских храмов, а их тысячи были на Руси, предполагалось привлечь лучших художников. Петров-Водкин получил заказ на роспись и сделал эскизы. Паломники, к сожалению, не попали в это подворье, в тот момент, когда оно было для них построено. Вспыхнула Первая Мировая Война. Подворье послужило россиянам пристанищем в тяжелые годы. Оно послужило нашим беженцам, которые бежали из Европы, охваченной огнем. И чтобы вернуться в Россию, они ехали через Италию.

История жития Николая Чудотворца

Вокруг усыпальницы святого существовало множество рассказов. В них отражаются многие эпизоды именно ранне-византийской истории. Соединить их воедино впервые пришло в голову Михаилу Архимандриту в первой половине 9 века. В 10 веке какому-то святителю пришло в голову дополнить это житие, эпизодами из жития другого святителя Николая – епископа Пинарского, который жил на 2 века позже святителя Николая Мирликийского. Это житие, составленное из двух, и стало основой для всех последующих жизнеописаний святого. Однако самые удивительные чудеса святителя Николая, за которые его так почитают и любят православные люди, относятся как раз к древнему святителю Николаю Мирликийскому – святому 4 века.

Купить икону Николая Чудотворца

В иконописной мастерской “Радонежъ” Вы можете купить икону Николая Чудотворца. Если Ваше сердце склонилось к одному из представленных образцов выполненных в нашей мастерской, мы с верою и благоговением напишем понравившуюся Вам икону. Если же желаемого образа Вы не нашли на страницах сайта, наши иконописцы выполнят икону на заказ по Вашему образцу, либо предложат другие образцы икон Николая Чудотворца из обширной базы иконописной мастерской.

При желании икона Николая Чудотворца может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Бесплатная доставка по Москве.

Другие образцы икон Николая Чудотворца, выполненные в нашей мастерской.

Мира вам и добра, дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Николай Мирликийский, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Занимают особое место: не было на русской земле места, где не почитали бы святителя Николая, где не было бы его икон. Побывавший в середине XVI в. на Руси итальянец А.Гваньини в своем “Описании Московии” писал: “Среди прочих святых они более всего чтят Николая Угодника и воздают ему почти что божеские почести: строят особые храмы, названные его именем; рассказывают о его многочисленных чудесах” [Гваньини]. Конечно, не “божескими” были те знаки почитания, с которыми относился к святителю русский народ, но исторический факт – множество посвященных ему храмов, а также чудеса по его молитвенному предстательству, засвидетельствованные Церковью. Одной из форм этого свидетельства являются разнообразные иконы Николая Угодника; появление новой иконографии как раз и связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца.

Как известно, местное почитание святителя Николая, архиепископа Мирликийского, началось уже во второй половине IV в., вскоре после его смерти. В Византии к VII в. почитание его было распространено весьма широко; древнейшие из известных источников, содержащих сведения о жизни святителя Николая, – это творения преподобного Андрея Критского (VIII в.), святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского (IX в.), Симеона Метафраста (Х в.). Приведем характеристику Николая Угодника, данную последним:

“Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева” (цит. по: Византийские легенды. М., 1972. С. 154).

В 1087 г. мощи угодника Божия были перенесены из Мир Ликийских в город Бари, в Апулии, – эта находящаяся на юге Италии провинция до середины двенадцатого века принадлежала Византии.

На Русь почитание святителя приходит вскоре после ее Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая (9 мая) был установлен у нас уже через десять лет после перенесения мощей, в 1097 г., очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098). В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя. Отметим, что первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения мощей. Из известных на Руси изображений самое раннее – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.).

В Византии иконография святителя складывается в Х-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии), хотя древнейшее его изображение – фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме – относится к VIII веку.

Представляет интерес фреска начала XII в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (в настоящее время она в Третьяковской галерее): святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего с раскрытым Евангелием.

Другой древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею. Была еще одна, даже более древняя (XII в.), икона такого типа, мозаичная; хранилась она в музее Киевской Духовной Академии, но во время Великой Отечественной войны бесследно пропала.

Заслуживают внимания изображения на полях иконы из Смоленского собора: в центральной части верхнего поля изображен Престол уготованный, Этимасия; по сторонам – поясные изображения Косьмы и Дамиана. На боковых полях – попарно три ряда святых (в рост): вверху святые страстотерпцы Борис и Глеб; в руках они держат мученические кресты и мечи в ножнах. В средней части боковых полей, также в рост, изображены мученики Флор и Лавр. В нижнем ряду на боковых полях, а также на нижнем поле – святые жены-мученицы; как и мученики в верхней части иконы, это чтимые святые Новгородской земли. В рост изображены преподобномученица Евдокия и, по-видимому, Домна, а в самом низу – оплечные Параскева и Фотиния .

Для новгородских икон этого времени изображения Уготованного престола и чтимых святых на полях типичны. Надпись (правда, более поздняя, чем сама икона, сделанная при поновлении иконы во времена все того же Ивана Грозного) на нижнем поле другой известной Новгородской иконы конца XIII в., “Николы Липенского”, содержит такое молитвенное обращение: “О великий святителю отче Николае, своею святою молитвою призри притекающих к честному твоему образу, заступи и избави от всякого зла и исполни прошения сердец их, а поставившему и обновившему сию икону мзду подаждь и в сии веце, и в будущии, и услыши их на всяком месте призывающих тя и просящих от тебе милости:” Текст надписи в несколько измененном виде приводится в Новгородской третьей летописи под 1294 годом .

Новгородская икона Николая Чудотворца из Свято-Духова монастыря, находящаяся ныне в Государственном Русском музее, датируется серединой XIII в., хотя первые упоминания об обители относятся к 1162 г. (в Новгородской первой летописи). В медальонах и на полях – чтимые в Новгороде святые.

Особенно интересны житийные иконы святителя Николая. Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси . К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относятся новгородская из погоста Любони (XIV в., ГРМ) и икона из Коломны, находящаяся ныне в Третьяковской галерее.

Житийные клейма можно объединить в три основные группы: детство Николы Угодника (рождение, обучение грамоте), посвящение в духовный сан (диаконское, иерейское и епископское) и помощь в различных обстоятельствах жизни (избавление невинно осужденных от посечения мечного; спасение утопающих, по морю плавающих люте, имже смерть предстояше вскоре; тайное благодеяние обнищавшему отцу, в отчаянии готовому отдать трех своих дочерей на брак скверный нищеты ради, и многое другое). Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника превышало 20.

Вернемся к упоминавшейся выше Липенской иконе Николая Угодника; после запустения Липенского монастыря она оказалась в Сковородовской обители, а сейчас хранится в Новгородском музее. Храм святителя Николая на Липне был построен в 1292 г., а до этого более полувека в Новгороде не было построено ни одного каменного храма: новгородцы то воевали, то выясняли отношения между собой. Храм построили на том месте, где в 1113 г. была чудесно обретена круглая икона святителя (о ней – ниже), хранившаяся потом в Николо-Дворищенском соборе; по преданию, икона эта была списком с чудотворного образа святителя Николая, находящегося на хорах Софии Киевской; найденная на Липне икона исцелила новгородского князя Мстислава, поэтому в честь этого образа и чуда от него был воздвигнут тогда же Никольский собор на Дворище.

Существует мнение, что иконографические особенности связывают эту икону не только с новгородской, но и с западной художественной традицией, причем с памятниками не средиземноморского, а собственно европейского типа; это могло быть и немецкое искусство. Храм, посвященный Николе, не случайно был возведен именно на Липне, в одном из важнейших пунктов водного пути при впадении Мсты в Ильмень-озеро, вблизи истока Волхова. Липенская церковь, вероятно, служила ориентиром для проплывающих мимо кораблей, а перед иконой возносили молитвы, начиная путь из Новгорода или приближаясь к городу.

Как в Церкви Православной, так и на западе святитель Николай считался покровителем моряков, точнее – плавающих и путешествующих. Неудивительно, что на малоазийском побережье и на греческих островах многие пристани имеют названия, связанные со святителем Николаем. В приморских городах Европы стояли многочисленные церкви, посвященные этому святому (например, древний монастырь святителя Николая на острове Лидо в Венеции) . Интересно, что когда в 1087 г. мощи святителя Николая из Мир Ликийских перенесли к себе купцы из итальянского портового города Бари, которые вели большую заморскую торговлю, то их соперниками в борьбе за обладание этой святыней стали венецианцы . Соперничество было столь острым, что у принесенных в Бари мощей святителя первое время стояла вооруженная стража.

В XII-XIII вв. почитание святителя Николая в западном мире заметно возросло, главным образом в связи с развитием паломничества и крестовыми походами, пути которых проходили через Южную Италию и в частности через Бари, где сухопутные отряды всходили на суда и начинали плавание на Восток. Святому Николаю молились люди самых разных занятий – моряки, купцы, адвокаты, школяры; с ним ассоциировалась идея заступничества, верности слову, и потому с его именем рыцари вели воинов в бой. Но, конечно, особенно крепка была вера в его покровительство у мореплавателей и торговых людей, особенно на Балтийском море. Его считали покровителем возникавших здесь городов; в прибалтийских портах почти непременно возводился посвященный ему храм. Если на французских или итальянских берегах святитель Николай делил свое “господство” на море с другими святыми (например, со священномучеником Эразмом Формийским), то на Балтике его почитание было бесспорным. Большую роль в распространении культа Санта-Клауса сыграли немецкие купцы, стремившиеся в XIII веке захватить в свои руки торговлю и мореплавание на Балтийском море. Почти в каждом городе на главнейших торговых путях Средней и Восточной Европы были построены церкви в честь святителя Николая – покровителя купечества, причем особенно много их в восточнонемецких землях и прилегающих к ним областях .

В XIII и в первой половине XIV вв. почитание святителя Николая усиливается и во всем православном мире. В Новгороде, связанном как с православной греческой традицией, так и с западной, на примере Липенской иконы можно видеть черты влияния романского искусства: XIII в. с его бурными военно-политическими событиями был эпохой особенно широкого художественного обмена между западным и православным миром. Искусство Новгорода выступает как одно из своеобразных явлений этого обмена .

Новгородские хроники донесли до нас “Сказание о дивном обретении чудотворной иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудеси о нея сотворшемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище”.

“Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая” дошло до нас в рукописях XVII-XVIII вв. В нем сообщается, что в лето 6621 (1113) великому князю Мстиславу (в крещении Георгию) Святославичу случилось в лютую болезнь впасть; он молился о еже избавитися ему от болезни Спасителю, Пресвятой Богородице и призываше на помощь множество святых и, наконец, призвал скорого помощника и быстрого послушателя великого чудотворца Николая. В то время, указывает Сказание, уже было известно о перенесении мощей святителя Николая из Мир в Бари, где получили исцеление множество недужных. Известно было и о чуде спасения утонувшего младенца, который был найден живым перед иконой святителя Николая в Киеве. В одну из ночей святой явился князю во сне (“в ризах, яко же на иконе написан”) и повелел послать в Киев, где “на полатех” (на хорах) есть икона св. Николая, “круглая доска”, освятить воду от нее (видимо, воду от омывания иконы) и ею “покропитися” для исцеления. При этом святой показал “меру” этого образа и повелел всегда помнить об иконе с его изображением. Проснувшись, князь направил посольство в Киев, во главе со своим “болярином дворецким”. Однако ладья была остановлена бурей на озере Ильмень. Посланникам пришлось пережидать ее три дня и три ночи в некоем тихом месте: “от бури ветрены заехаша в некий остров, ожидаху времени, дондеже ветр утихнет”. На четвертый день повар, желая зачерпнуть воду для приготовления пищи, увидел плавающую в воде круглую доску. “Болярин” же, взяв доску, опознал в ней икону святителя Николая, в ту же меру, что и мера, данная ему от князя. Икона была извлечена из воды, доставлена в ладье в Новгород и там торжественно встречена: “отпевша молебная честне, внесоша в ладию и возвратишася к Великому Новуграду с радостию великою”. Принесенная ко князю, икона исцелила его. Князь последовал за иконой в церковь, освятил священную воду с этой чудотворной иконы и окропился ею. В память о событии была построена церковь во имя св. Николая “на Ярославле дворе”, расписана “стенными письмены”, и там была помещена чудотворная икона: “за сие преславное чудо великий князь Мстислав Святославич и баба его благоверная княгиня Анна воздвигнуша церковь камену прекрасну во имя иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца и чудную икону в ней поставиша” .

Икона круглой формы с поясным изображением святителя Николая Мирликийского, происходящая из церкви Святителя Николая на Дворище в Новгороде (сейчас она в Новгородском музее), – один из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения. Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают: икона, как и говорит предание, действительно могла быть привезена около 1113 г. в связи с основанием Никольского храма. В 1502 г. оригинал был взят в Москву, где впоследствии погиб в пожаре (Кремль горел в 1626 г.). Для Новгорода в XVI в. была сделана копия, которая и дошла до нашего времени .

В одном из списков новгородской Уваровской летописи читаем: “В лето 1502 великий князь Иван Васильевич всея Руси устроил двор свой в Великом Новеграде на том же месте на Торговой стороне, идеже великих князей двор быша, на Ярославле Дворище. И приходящее к церкви святого Николы, и великого чудотворца Николу чудотворную икону круглую свезе к Москве и постави у себе на царском дворе, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и в лето 1626 маия в 9 день, грех ради наших, загореся государев двор, и сгоре та икона великого чудотворца Николая, чудотворный образ круглая доска. А иже с той чудотворной иконы, явльшейся в Великом Новгороде, снимок в ту же меру, слово в слово и доныне видимо есть”. Круглая икона святителя Николая пользовалась в Новгороде особым почитанием и славой.

Интересно, что существует греческое сказание о чудесном явлении мозаичной иконы святителя Николая в монастыре Ставроникита на Афоне. Оно гласит, что в 1540 г. икона попала в рыбацкие сети в море близ монастыря, была торжественно вынесена на берег и водружена в монастырском храме. В Ставрониките имеется и соответствующее изображение чуда – на темперной иконе конца XVI в.: святитель Николай с благословляющим жестом правой руки и с Евангелием на левой; по сторонам и сзади – монастырские постройки; внизу – морской залив, рыбаки (монахи и мирянин) в лодке; сама икона в небольшом масштабе изображена трижды: в рыбацкой сети, в руках одного из рыбаков и, наконец, на берегу .

Сведений об обретении иконы на Липне в древних новгородских летописях мало; под 1113 г. сообщается только о закладке князем Мстиславом Никольской церкви. В XVII в. появляется больше подробностей. В Уваровской летописи говорится: “Того же лета образ Николы чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новогород, доска круглая” . Между тем в пространной редакции Новгородской III летописи, составленной в конце XVII в., дается больше подробностей: “Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новгород, доска круглая. Икону ту устроиша в том превеликом храме, на Ярославли дворищи, в церкве; а взяли на Липне, при архиепископе Иоанне”.

Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского и древнерусского искусства не сохранилось. Тем не менее круглые иконы, тип которых восходит к глубокой древности, еще могли существовать в конце XI – начале XII вв., хотя были в то время уже большой редкостью. Известно, что imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру. В медальонах, включенных в основную композицию, помещались Спаситель, благословляющая Десница Божия, ангелы, те или иные святые, т. е. те, кто незримо участвовал в изображаемых событиях. Есть основания полагать, что иконы круглой формы еще находились в обращении в IX в., или, во всяком случае, о них сохранялась живая и яркая память, и их абрис сохранял в глазах иконопочитателей свой высокий символический смысл. Иначе трудно было бы объяснить наличие множества миниатюр в византийских послеиконоборческих Псалтирях IX в. – Хлудовской (ГИМ, Хлуд. 129 д) и из монастыря Пантократор (Афон, Пант. 61), где изображались иконы, как правило, круглой формы, которые служат объектом поругания со стороны иконоборцев и защиты со стороны иконопочитателей. В комниновское время, а именно во второй половине XI-XII вв., такие иконы появляются реже .

О том, как располагалась в Никольском храме древнейшая икона, сведений не сохранилось. Согласно документам XVIII-XIX вв., она находилась в особом киоте, тогда как в иконостасе, на почетном месте, рядом со Спасом на престоле, была помещена ее копия.

Откуда же появилась в Новгороде такая необычная икона? Сказание о ней сообщает, что это была копия знаменитого образа, хранившегося в Киеве, “на полатех” Софийского собора – того самого образа, который прославился спасением утонувшего младенца. Однако никаких сведений о круглой форме киевской иконы не имеется, а в изображениях Чуда спасения киевского младенца (которые известны в русской иконописи с конца XIV в.) икона Софийского собора представлена прямоугольной. Наиболее ранний пример – московская икона “Никола в житии” из Николо-Угрешского монастыря (конец XIV в., ГТГ).

В Константинополе существовала чтимая, богато украшенная икона святителя, которой с соблюдением специальных церемоний приходил поклоняться император. Архиепископ Антоний (“Книга Паломник”) пишет: “А вне Златых врат святый Никола пробилоб; и прокована вся икона сребром и позлачна. А когда царь придет, тогда открывают сребро, и целует царь во главу, отнюдуже кровь шла, и паки покрывает сребром”. Эта чудотворная икона, вероятно, исчезла в XIII в., как многие святыни Константинополя. В XI в. существовала своеобразная иконография святителя Николая, где в центре иконы находился сам святитель, а вокруг, на полях, – святые воины и великомученики-целители, покровители императора и его войска (темперная икона с поясным изображением святого в центре – монастырь святой Екатерины на Синае) .

В почитании новгородского круглого образа святителя Николая Мирликийского просматривается особое отношение к нему, как к целителю, со стороны княжеского дома. Это уместно сравнить с рассказом о чудесном исцелении ослепленного в феодальных распрях сербского короля Стефана Дечанского, 1320-е гг. Трудно сомневаться, что такое почитание Святителя имело место и в Константинополе. Среди найденных там вотивных (обетных) икон X-XI в. из мрамора, металла, эмали расписной керамики, довольно крупных по размеру (диаметром 30-36 cм), встречаются изображения различных святых, в том числе целителей, которые могли находиться в храме, либо предназначались для домашней молитвы. Новгородский круглый образ, возможно, является копией какой-либо чудотворной константинопольской иконы. Неизвестно, что случилось с первой копией круглой иконы, которая была сделана в 1502 г. Причиной ее исчезновения мог быть пожар (например, жесточайший пожар всей Торговой стороны в 1508 г.), либо другое бедствие. Существующая ныне икона, видимо, была написана при Новгородском архиепископе Макарии (на кафедре он был в 1526-1542 гг.), который, сам будучи иконописцем и тонким знатоком иконографии, известен благоукрашением новгородских храмов, а также своим особо благоговейным почитанием святителя Николая Мирликийского .

Назовем еще раз самые древние и прославленные иконы святителя Николая, сохранившиеся до наших дней.

Это икона святителя Николая – “круглая доска” (Новгородский музей), о которой шла речь выше.

Икона конца XII в. из Новодевичьего монастыря (ГТГ). Ее происхождение точно неизвестно, но в Новгороде она была знаменита, иначе не оказалась бы в Москве. В 1191 г. князь Ярослав Владимирович строит деревянную Никольскую церковь на Городище (об этом – в Новгородской 1-й летописи), возможно, что икона из Новодевичьего монастыря была первоначально предназначена для этой церкви.

Икона середины XIII в. из Духова монастыря (ГРМ). Надпись неизвестного времени, мало правдоподобная и удаленная при реставрации, сообщала, что икона привезена в 1500 г. “из Диких полей”, т.е. из южнорусских степей.

Икона 1294 г. из Липенского монастыря (Новгородский музей). Икона связана, вероятно, с архиепископским покровительством монастырю и с заказом богатого новгородца Николы Васильевича. Значительная роль иконы в духовной жизни Новгорода подтверждается ее торжественным поновлением в 1556 г. .

Назовем в заключение центры почитания святителя в самой Москве и ее ближайших окрестностях по XV в. включительно:

1. Монастырь “Святого Николы Старого” в Китай-городе уже существовал в XIV в., был связан с митрополичьим домом и, вероятно, с Византией. В конце XV-XVI вв. в этом монастыре находился крупный центр иконописания. В середине XVI в. отдан греческому подворью. Главная монастырская икона не сохранилась.

2. Николо-Угрешский монастырь, основанный в XIV в. благоверным князем Димитрием Донским; оттуда происходит житийная икона святителя, исполненная в одной из видных московских мастерских. Это свидетельствует о значительной культурной роли Угрешского монастыря уже в XIV в.

3. В Кремле была какая-то церковь Николы Льняного, упоминающаяся под 1506 г. (по преданию, построена великим князем Иваном III).

Кроме того, в Москве существовало много посадских и монастырских церквей, посвященных святителю. Но ясно, что урочища, посвященные святителю Николаю, его особо чтимые иконы были в Москве не так многочисленны, как в Новгороде, ибо сама история Москвы была короче, а ее культурные традиции более ограничены. Государственные и церковно-политические обстоятельства возвышения Москвы способствовали привлечению в столицу святынь, связанных с именем великого угодника Божьего, и прежде всего его древних, особо почитаемых икон. Видимо, так появились в Москве икона Николы – “круглая доска” (в 1502 г.) и иконы для Новодевичьего монастыря (в 1514 или 1524-1525 гг.)

В период правления Ивана IV, в 1555 г., в Успенский собор Московского Кремля привозят икону Николы Великорецкого из Вятки, ее поновляет сам Митрополит Макарий, а затем в честь нее основывают придел Покровского собора на Рву. В это же время расписывают и заново освящают церковь Святителя Николая Гостунского. Летом 1553 г., когда у митрополита шел спор с еретиками (отрицавшими святость святителя Николая), вмешался сам святитель: от иконы Николы Гостунского произошло исцеление, наглядно показавшее лживость еретиков (Никоновская летопись).

В XVI в. в Москве была проведена огромная работа по подготовке различных текстов Жития святителя Николая для декабрьского тома Четьих Миней Митрополита Макария, создание иллюстрированного Жития святителя Николая (т. н. Егорьевский сборник) . К этому времени относится появление житийных икон святителя с большим количеством разнообразных клейм.

Ни в одной из стран православного мира образ святителя Николая не получил такой популярности, как на Руси. Причины этого – как в особой многогранности его служения (он – святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; он – покровитель властителей, князей, он – защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда его позовут, – сам спешил на помощь) характеру русского народа.

Протоиерей Николай Погребняк

Источники и литература:

    Азбелев С.Н. Новгородские местные летописцы. ТОДРЛ, т. 15. М., 1958.

    Андрей Критский, cв. Похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю. Христианское чтение. СПб., 1834, ч. 4, кн.10-12.

    Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – нач. XVIII вв. М., 1963.

    Гваньини А. Описание Московии. Пер. с лат., вводная статья и комментарии Г.Г.Козловой. М., 1997.

    Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

    Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса Св. Николая и похвала ему. Исследование двух памятников древнерусской письменности XI века. СПб., 1881 (Памятники древней письменности,вып. 34).

    Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888 (Памятники древней письменности, вып. 72).

    Малышева Т.Н. Почитание святого Николы в древнерусских паломнических хождениях//Почитание святых на Руси. Ч. 2. Можайск, 1996.

    Рогачевская Е.Б. Запад и Восток в памятниках книжности о Николае Мирликийском//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 8. М., 1995.

    Рогачевская Е.Б. Цикл памятников о Николе Мирликийском//Древнерусская литература. Восприятие Запада в XI-XIV вв. М., 1996.

    Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова//Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

    Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в.//Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.

    Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.

    Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума/ Ред.-сост. А.М.Лидов. М., 2000.

    Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского.) М., 1982.

    Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И.Макеевой//Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.

    Шалина И.А. Икона “Святой Никола” из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа//Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.

    Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.

    Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца “Круглая доска” и поздняя летописная традиция//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.