Уход за телом

Возврат излишне уплаченной суммы. Как вернуть переплату по налогам или сделать зачет, какие документы нужны, сроки. Новое в законодательстве

Возврат излишне уплаченной суммы. Как вернуть переплату по налогам или сделать зачет, какие документы нужны, сроки. Новое в законодательстве

Излишне уплаченный налог может быть зачтен в счет предстоящих платежей по этому или другому налогу, в счет погашения недоимки по налогам (задолженности по пеням, штрафам) или же возвращен налогоплательщику (п. 1 ст.78 НК РФ). Как вернуть излишне уплаченный налог, и каков срок возврата излишне уплаченного налога физическим лицом расскажем в данной консультации.

Возврат излишне уплаченного налога

Для того чтобы вернуть переплату по налогам, необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту учета с заявлением об этом, в течение 3-х лет со дня излишней уплаты налога (п. 2, п. 6, п. 7 ст. 78 НК РФ).

Заявление о возврате налога может быть представлено в ИФНС лично в письменном виде, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или направлено через личный кабинет налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Заявление на возврат налоговой переплаты подается по форме, утвержденной Приложением № 1

Скачать бланк заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога можно по ссылке .

Возврат излишне уплаченного налога: сроки возврата

Решение о возврате излишне уплаченного налога принимается налоговой инспекцией в течение 10-ти рабочих дней со дня получения заявления на возврат переплаты по налогу (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Далее в течение 5-ти рабочих дней со дня принятия решения инспекция обязана сообщить налогоплательщику о принятом решении о возврате переплаты по налогу либо об отказе в возврате переплаты (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Налоговая не возвращает излишне уплаченный налог, если у налогоплательщика имеется задолженность по другим налогам (пеням, штрафам) того же вида. При этом налоговая переплата будет возвращена только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения такого долга (п. 6 ст. 78 НК РФ).

В общем случае возврат суммы излишне уплаченного налога налоговым органом производится в течение 1-го месяца со дня получения заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Зачет излишне уплаченного налога

Помимо возврата излишне уплаченный налог можно зачесть в счет предстоящих платежей по этому или другому налогу (п. 1 ст. 78 НК РФ). Для этого также необходимо подать заявление в ИФНС по месту регистрации в течение 3-х лет со дня излишней уплаты налога (п. 2, п. 4, п. 7 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете налога может быть представлено в ИФНС в том же порядке, что заявление на возврат налога: лично в письменном виде, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или направлено через личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Заявление на зачет налоговой переплаты подается по форме, утвержденной Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 30.11.2018 N ММВ-7-8/670@.

Скачать бланк заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога можно по ссылке .

Возврат и зачет переплаты физическими лицами

Как вернуть излишне уплаченный налог ИП? В том же порядке, что описан выше. К слову сказать, и на обычных физлиц, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, распространяется весь вышеописанный порядок возврата и зачета налога.

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям - налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

Если у налогоплательщика по каким-либо причинам образовалась переплата в бюджет сумм налогов, пеней, штрафов, то он имеет право на своевременный зачет (возврат) этих сумм (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговый орган обязан осуществить такой возврат (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Речь пойдет о налоге, излишне взысканном налоговым органом.

78-я или 79-я? Почувствуйте разницу

Правила , которые "должен" бюджет, установлены ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Первая посвящена излишне уплаченным суммам, вторая - излишне взысканным. Чем эти суммы различаются?
Излишняя уплата налога , как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О).
Перечисление налогоплательщиком денежных средств в уплату налога приобретает характер взыскания в том случае, когда производится уплата сумм, доначисленных по решению налогового органа. Здесь выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04).
Итак, если налогоплательщик самостоятельно (без участия налогового органа) перечислил лишнюю сумму в бюджет, то возврат (зачет) осуществляется на основании ст. 78 НК РФ, если денежные средства перечислены во исполнение решения налогового органа - на основании ст. 79. Причины возникновения таких ситуаций самые разные: подали уточненную декларацию за прошедшие налоговые периоды, указав меньшую сумму к уплате, чем в первоначальной декларации; совершена техническая ошибка (неверно указана сумма в платежном поручении при перечислении налога в бюджет); в налоговое законодательство внесены изменения, вступающие в силу задним числом; поменялся режим налогообложения.

Почему так важно определить, какую статью применять в случае, если "за бюджетом" числится некая сумма? Дело в том, что порядок возврата, изложенный в этих статьях, различается. Так, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (п. 5 ст. 79), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (п. п. 2 и 10 ст. 78).
Нередко на практике налоговые органы не перечисляют проценты, предусмотренные ст. 79 НК РФ, в связи с тем, что, по их мнению, организацией добровольно перечислены обязательные платежи по выставленным требованиям инспекции, в связи с чем уплаченные суммы не являются излишне взысканными и на них не подлежат начислению проценты. Именно такой довод привели налоговики в деле, которое рассматривал ФАС МО в Постановлении от 20.12.2010 N КА-А40/15919-10. Однако судьи его отклонили, поскольку выставление является мерой принудительного характера, что соответствует законодательству и сложившейся судебной практике.
В деле, которое рассматривал Президиум ВАС (Постановление от 22.05.2007 N 14230/06), налогоплательщик самостоятельно уплатил пени на основании выставленного инспекцией требования . Впоследствии это требование было признано незаконным, поскольку истек срок для принудительного взыскания пеней. Судьи пришли к выводу, что сумма, уплаченная организацией, является излишне взысканной и должна быть возвращена налогоплательщику с процентами.
Не урегулирован налоговым законодательством и потому порождает споры на практике такой вопрос: как квалифицировать уплату налога (как добровольную или принудительную), если налогоплательщик перечислил налог, штраф и пени по результатам налоговой проверки на основании решения налогового органа, но до выставления требования об уплате ? Разъяснения контролирующих органов по этому поводу отсутствуют, а в арбитражной практике нет единого мнения. Например, ФАС СЗО в Постановлении от 09.09.2008 N А05-992/2008 указал: то обстоятельство, что налогоплательщик перечислил в соответствующие бюджеты суммы налогов и пеней до направления ему требования об уплате незаконно доначисленных налоговых платежей, не влияет на принудительный характер платежа. А вот ФАС ЗСО придерживается противоположной точки зрения. Возврат процентов - это часть процедуры возврата излишне взысканного налога. Соответственно, для возврата процентов необходимо, чтобы спорная сумма могла быть квалифицирована как излишне взысканная, а не излишне уплаченная. Процедура взыскания начинается с момента направления налогоплательщику требования об уплате налога. В данном случае требование обществу направлено не было, процедура взыскания не начиналась. Учитывая эти обстоятельства, суд пришел к выводу, что налог налогоплательщик уплатил добровольно, а не в порядке взыскания. Следовательно, положения о возврате процентов к нему неприменимы (Постановление от 23.06.2011 N А46-11313/2010).
Еще один спорный вопрос, связанный с выбором между ст. ст. 78 и 79 НК РФ: является ли излишне взысканной сумма налога (сбора, пеней, штрафа), если она была неправомерно зачтена инспекцией в счет имеющейся у налогоплательщика переплаты ? Официальных ответов нет. Что же касается арбитражной практики, подавляющее большинство арбитров считают, что проведение зачета является формой принудительного взыскания, а значит, при неправомерном зачете должны быть начислены проценты в соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ. Например, ФАС МО в Постановлении от 19.02.2009 N КА-А40/455-09 рассматривал следующую ситуацию. По мнению ИФНС, налогоплательщик необоснованно требует возмещения процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных сумм налога путем зачета из имеющейся переплаты. Проведение зачета не относится к процедуре принудительного взыскания налога, следовательно, сумма налога является не излишне взысканной, а излишне уплаченной. Однако суд, признав доводы ИФНС неправомерными, указал: выставленное в порядке ст. 69 НК РФ требование об уплате налога является мерой принудительного характера и его исполнение не может рассматриваться как добровольное исполнение обществом обязанности по уплате налога. В данном случае ИФНС допущено нарушение установленных сроков возврата излишне взысканных с налогоплательщика сумм налога, следовательно, ИФНС обязана выплатить налогоплательщику соответствующие проценты (Подобный подход прослеживается и в Постановлениях ФАС СКО от 08.07.2011 N А32-18543/2010, ФАС МО от 06.07.2011 N КА-А40/6359-11, ФАС УО от 23.06.2011 N Ф09-3143/11-С2).

Процедура возврата излишне взысканных сумм

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ.
У налогоплательщика при наличии "излишков" по одному налогу может образоваться недоимка по иным налогам соответствующего вида (задолженность по соответствующим пеням, штрафам). В этом случае возврат производится только после зачета суммы излишне взысканного налога в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

К сведению. В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
- федеральные (ст. 13 НК РФ) - НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина;
- региональные (ст. 14 НК РФ) - налоги на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог;
- местные (ст. 15 НК РФ) - налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Пример 1. Решением налогового органа по выездной налоговой проверке ООО "Северное сияние" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с решением инспекция выставила требование об уплате НДС. Указанное требование налогового органа налогоплательщик исполнил в срок.
Впоследствии судебными актами арбитражного суда, вступившими в законную силу, указанные требования инспекции были признаны недействительными.
Налогоплательщик обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате суммы излишне взысканного налога, которая вместе с начисленными на нее процентами составила 500 000 руб.
На день принятия решения налоговым органом у данного налогоплательщика числилась недоимка по налогу на прибыль в размере 200 000 руб., в том числе 20 000 руб. в федеральный бюджет, 180 000 руб. - в региональный.
НДС и налог на прибыль являются федеральными налогами, поэтому излишне взысканная сумма НДС может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на прибыль.
Инспекция ФНС приняла решение о зачете сумм излишне взысканного НДС и процентов, начисленных на эту сумму, в размере 200 000 руб. в счет погашения недоимки по налогу на прибыль, в том числе в федеральный бюджет - 20 000 руб., в региональный бюджет - 180 000 руб.
Оставшаяся сумма в размере 300 000 руб. (500 000 - 200 000) возвращена на расчетный счет налогоплательщика.

Излишне взысканная сумма налога может быть обнаружена как самой организацией, так и налоговой инспекцией. Если налоговая инспекция самостоятельно обнаружит излишне взысканные суммы, она обязана сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления данного факта (п. 4 ст. 79 НК РФ).
Заявление о возврате излишне взысканной суммы можно подать в налоговую инспекцию в течение одного месяца:
- со дня, когда организация узнала об излишнем взыскании;
- со дня вступления в силу решения суда.
Если этот срок пропущен, взыскать переплату можно только в судебном порядке, обратившись с исковым заявлением в суд в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (п. 3 ст. 79 НК РФ).
Как отмечается в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17413/09, данная норма предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в случае, если инспекция излишне взыскала суммы налогов (сборов, пеней, штрафа). При этом в НК РФ нет указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата взысканных сумм.

ФАС МО по тому же поводу указал: для возврата излишне уплаченной суммы налога согласно п. 6 ст. 78 НК РФ организация должна подать соответствующее заявление в инспекцию. В отличие от ст. 78, в ст. 79 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе решить вопрос о возврате излишне взысканной суммы в судебном порядке без обращения в налоговый орган (Постановление от 24.11.2009 N КА-А40/11229-09).
В течение одного месяца со дня получения заявления от организации налоговая инспекция должна вернуть излишне взысканную сумму с начисленными на нее процентами.

Обратите внимание! Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Как следует из п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
Из этого утверждения можно сделать вывод, что обязанность налогового органа по возврату налогоплательщику излишне взысканного налога считается исполненной с момента фактического перечисления ему денежных средств на расчетный счет (а не с момента принятия налоговым органом решения о возврате).

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. В случае изменения ставки рефинансирования в отдельные периоды времени исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования (п. 3.2.7 Приказа ФНС России N ММ-3-1/683@). Расчет суммы процентов представим в виде формулы:

S% = Sвозврат x Д x СР / 365,

где S% - проценты на сумму излишне взысканного налога;
S возврат - сумма излишне взысканного налога, подлежащая возврату;
Д - количество дней, за которые считаются проценты (со дня, следующего
за днем взыскания, по день фактического возврата);
СР - ставка рефинансирования.

Пример 2. В соответствии с решением ИФНС по результатам налоговой проверки ООО "Стрекоза" было выставлено требование от 02.02.2011 N 119 об уплате налога на прибыль (плюс пени и штраф) на сумму 2 190 000 руб.
07.02.2011 это требование налогового органа налогоплательщик исполнил путем перечисления в бюджет всей суммы - 2 190 000 руб. Однако, не согласившись с решением ИФНС, обратился в арбитражный суд, который признал незаконным указанное требование инспекции. Судебный акт вступил в силу 18.08.2011. В связи с этим 22.08.2011 налогоплательщик подал в ИФНС заявление о возврате из бюджета излишне взысканной суммы налога на прибыль и процентов, начисленных на эту сумму.
Возврат излишне взысканной суммы произведен 09.09.2011 на расчетный счет ООО "Стрекоза" вместе с процентами.
Налогоплательщику подлежат уплате проценты в следующем размере:

Период действия
ставки
рефинансирования

Количество
дней в
периоде

Ставка
рефинансирования,
%

Количество
календарных
дней в году

Сумма
процентов,
руб.

Итого на расчетный счет налогоплательщика поступили сумма излишне взысканного налога в размере 2 190 000 руб. и проценты, начисленные на эту сумму, в размере 104 370 руб.

В примере 2 сумма излишне взысканного налога на прибыль была перечислена на расчетный счет налогоплательщика. Теперь предположим, что у него имеется недоимка по другому федеральному налогу и налоговый орган произвел зачет в счет погашения этой недоимки. Возникает вопрос: получит ли налогоплательщик проценты?
На практике нередко налоговые инспекторы считают, что в соответствии со ст. 79 НК РФ проценты начисляются лишь в случае возврата излишне взысканного налога. В случае когда произведен не возврат, а зачет, налогоплательщик не имеет права на проценты. Однако арбитры с таким утверждением, как правило, не соглашаются - см., например, Постановление ФАС МО от 08.12.2010 N КА-А40/14927-10.
По мнению ФАС СЗО, изложенному в Постановлении от 16.10.2008 N А52-345/2008, из анализа ст. ст. 78, 79 НК РФ следует, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм с целью восстановления имущественного положения налогоплательщика. Начисление процентов на сумму излишне взысканного налога является компенсацией экономических потерь налогоплательщика в связи с неправомерным изъятием денежной суммы, то есть восстановлением его нарушенного права. Исходя из этого право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, не может ставиться в зависимость от формы возмещения сумм налога (возврат или зачет).
Итак, проценты на сумму излишне взысканного налога, предусмотренные ст. 79 НК РФ, подлежат начислению не только при их возврате налогоплательщику, но и при проведении зачета по заявлению налогоплательщика в счет указанных им платежей.

С.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов. Налоговый орган со своей стороны обязан принимать решения о возврате, направлять на исполнение в Федеральное казначейство соответствующие поручения на возврат, а также осуществлять зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм. Некоторым вопросам, связанным с возвратом излишне взысканных сумм налогов, посвящено интервью с экспертом.

- В каких случаях сумма налога может быть квалифицирована как излишне взысканная?

Излишне уплаченным и излишне взысканным суммам налога отведены статьи 78 и 79 НК РФ соответственно.

Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных проводится в зависимости от основания исполнения обязанности по уплате налога, признаваемой впоследствии отсутствующей.

- Можно ли говорить об излишнем взыскании, если налогоплательщик уплатил налог самостоятельно?

Способ исполнения обязанности по уплате налога - самостоятельно налогоплательщиком либо путем принудительного взыскания налоговым органом - правового значения не имеет.

Более того, налогоплательщик, добровольно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений, не должен быть поставлен в худшие условия по сравнению с субъектом, в отношении которого решения налоговых органов исполняются принудительно (определение Конституционного Суда от 27.12.2005 № 503-О).

Излишне взысканными суммами могут быть те, которые уплачены налогоплательщиком во исполнение документов налогового органа, в том числе, на основании неверного расчета налогового органа, ошибочного доначисления суммы налога в карточке расчетов с бюджетом.

Допустим, в отношении налогоплательщика вынесено решение по налоговой проверке. А налогоплательщик до вступления решения в силу уплатил причитающиеся по решению суммы и при этом подал апелляционную жалобу. В этом случае уплаченные им суммы также могут быть признаны излишне взысканными?

Уплата сумм, причитающихся по решению, принятому по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, даже не вступившему в силу, рассматривается как принудительное взыскание, а не как добровольная уплата. Налогоплательщик, исполнив решение, желает, например, исключить риски обеспечительных мер, применяемых по отношению к нему налоговым органом, получить справку об отсутствии задолженности и т.п.

Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами.

Если в результате рассмотрения последующей жалобы налогоплательщика решение инспекции будет отменено, налогоплательщик вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на получение процентов, начисленных в соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ.

Причем, при обжаловании решения налогового органа в судебном порядке срок обращения за возвратом суммы как излишне взысканной будет рассчитываться не со дня уплаты, а со дня вступления в силу судебного акта по этой жалобе, который подтверждает взыскание излишней суммы налогов.

Получается, что достаточно указать сумму в документе налогового органа для того, чтобы она считалась излишне взысканной?

Не совсем. В судебной практике сформирован подход, при котором любая сумма, уплаченная налогоплательщиком по инициативе налогового органа даже при отсутствии налоговой проверки и (или) требования об уплате налога (пеней, штрафа), может быть признана излишне взысканной.

Другой пример. Налоговым органом взыскана сумма, отраженная налогоплательщиком в налоговой декларации. Но оказалось, что налогоплательщик ошибся сам, завысив сумму налога. Является ли в данной ситуации сумма недоимки излишне взысканной, подлежащей возврату с процентами по статье 79 НК РФ?

Как уже сказано ранее, для того чтобы оценить суммы налогов как излишне уплаченные или излишне взысканные, нужно установить является их исчисление действиями налогоплательщика или налогового органа.

Излишняя уплата налога возникает в том случае, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога, допускает ошибку в расчетах, например, вследствие незнания налогового законодательства.

В том случае, если спорная сумма налога в налоговой декларации исчислена налогоплательщиком самостоятельно без участия налогового органа, принудительное взыскание этой суммы налоговым органом по статье 46 НК РФ не является основанием для квалификации названной суммы как излишне взысканной.

В приведенном примере сумма налога является излишне уплаченной и подлежит возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ, по общему правилу, без начисления процентов. Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС от 24.04.2012 № 16551/11 по делу № А41-36076/10.

А вот когда излишне уплаченная налогоплательщиком сумма зачтена инспекцией в счет недоимки, зафиксированной в решении по итогам налоговой проверки, которое в дальнейшем признано недействительным, тогда соответствующая сумма квалифицируется как излишне взысканная (постановление Президиума ВАС от 11.06.2013 № 17231/12).

- Каков срок подачи заявлений о зачете (возврате) излишне взысканной суммы налога?

Решение о возврате излишне взысканных сумм и процентов принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.

В соответствии со статьей 79 НК РФ налогоплательщик может обратиться за возвратом суммы с заявлением в налоговый орган в течение одного месяца с того дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

При этом пропуск срока подачи заявления в инспекцию на практике влечет отказ налогового органа в возврате суммы излишне взысканного налога.

Срок обращения с заявлением в суд – три года с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Отсчет срока на обращение будет исчисляться с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты. Скажем, если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем решение налогового органа об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.

Согласно постановлению Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08 вопрос определения того момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, решается по рассмотрению совокупности всех имеющих значение в этом деле обстоятельств. Такими могут быть, в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом достаточными для признания срока на возврат налога не пропущенным.

Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может зависеть от «внешних» факторов таких, как изменение законодательства, судебная практика в пользу налогоплательщика.

Бремя доказывания обстоятельств, приведших к переплате налога, в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

Подобная справка является основой для начала отсчета срока только в том случае, если налогоплательщик впервые из нее узнал о переплате, которая ранее не могла быть выявлена другими способами.

- А если возникли разногласия по сумме переплаты?

Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Инициировать сверку также вправе налогоплательщик. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Однако в результате сверки могут быть выявлены разногласия и составлен акт с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам. Такая ситуация требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не прерывают течение трехлетнего срока на обращение в суд за возвратом.

- Может ли налогоплательщик попросить зачесть излишне взысканные суммы в счет предстоящих платежей?

Формально в статье 79 НК РФ указано на зачет излишне взысканных сумм в счет имеющейся недоимки или их возврат. Однако при наличии соответствующего заявления налогоплательщика проведение такого зачета не противоречит НК РФ.

- В какой форме представляется заявление о возврате?

В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика или заявления в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью, направленного по телекоммуникационным каналам связи.

С 1 июля 2015 года налогоплательщики-физические лица могут направить в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) через Личный кабинет налогоплательщика, подписав его усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Письменное заявление может быть составлено в произвольной форме.

- Но ведь есть форма заявления о зачете (возврате), утвержденная ФНС?

Действительно, приложениями 8 и 9 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (зарегистрирован в Минюсте 17.03.2017 № 46000) утверждены формы заявления о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), используемые налоговыми органами при зачете и возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.

Вместе с тем НК РФ не предусматривает представление заявлений на зачет (возврат) суммы налога по форме, установленной ФНС. Таким образом, форма указанного заявления может быть произвольной. И отказ налогового органа в проведении возврата или зачета по причине представления заявления по не установленной ФНС форме неправомерен.

Отметим, Приказом ФНС России от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@ утверждены рекомендуемые форматы представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в электронной форме.

- При каких условиях налоговый орган может отказать в зачете (возврате) излишне взысканной суммы?

Из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ следует, что в принятии решения о проведении зачета (возврата) может быть отказано, если:

  • в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида (с учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным - в счет региональных, по местным - в счет местных);
  • заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
  • заявление на возврат представлено при имеющейся недоимке по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам (следует обратить внимание, что у налогового органа есть возможность зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика);
  • заявление подано в налоговый орган по истечении одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога или со дня вступления в силу решения суда.

- В чем специфика процедуры зачета (возврата) сумм страховых взносов, установленных Налоговым кодексом?

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда, в который эта сумма была зачислена.

Возврат суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом сведения о сумме излишне уплаченных взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством в системе обязательного пенсионного страхования.

Страховые взносы, которые установлены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, и страховые взносы, установленные НК РФ - разные обязательные платежи. Вопросам зачета (возврата) переплаты, а также погашения недоимки по страховым взносам, установленным до 1 января 2017 года, и задолженности по уплате пеней (штрафов) посвящено письмо Минфина от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564.

Будут ли начисляться пени на недоимку по другому налогу при проведении зачета сумм излишне взысканного налога в счет ее погашения?

При зачете излишне взысканного налога в счет погашения недоимки, на основании статьи 75 НК РФ на сумму этой недоимки начисляются пени до момента принятия решения о зачете.

Здесь же обратим внимание на отличие процедур уточнения платежа, предусмотренной пунктом 7 статьи 45 НК РФ и зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет недоимки. В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом, вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС России от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

- Можно ли сразу обратиться в суд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм?

Излишне уплаченные налоги (пени, штрафы) необходимо отличать от излишне взысканных. За возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм можно обратиться напрямую в суд, без предварительной подачи заявления в инспекцию. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.

Статья 79 НК РФ не содержит указаний на то, что обратиться с иском в суд налогоплательщик вправе при условии досудебного обращения к налоговому органу. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом, что следует из пункта 65 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

Кроме того, положения об обязательном зачете сумм переплаты в счет погашения недоимки, задолженности по пеням, штрафам применимы лишь в случае возврата этих сумм налоговым органом в административном порядке, то есть, без обращения в суд.

Вместе с тем обращением в налоговые органы по поводу возврата взысканных сумм пренебрегать не стоит. Во-первых, эта процедура - более короткая по времени: на принятие решения налоговому органу отводится, по общему правилу, 10 дней. Во-вторых, обращение в налоговый орган не требует уплаты госпошлины.

Представим, что налогоплательщик уплатил суммы, доначисленные по решению налогового органа, которое было принято по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Может ли налогоплательщик подать заявление в суд о возврате этих сумм без обжалования указанного решения?

Может. Оспаривание ненормативных актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога - это независимые процедуры. Так сказано в определении Верховного Суда от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143.

Когда налогоплательщик оспаривает решение по проверке, то суд решает вопрос о законности этого ненормативного правового акта. По результатам соответствующей процедуры возможно признание решения недействительным, что, в частности, исключает последующее взыскание налога на его основании.

В том случае, если налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, то суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, в результате чего может быть уставновлена обязанность налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без признания этого акта недействительным.

- Излишне взысканные суммы возвращаются с процентами. Как начисляются такие проценты?

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Обратите внимание, что проценты начисляются не только на излишне взысканный налог, но и на авансовые платежи, сборы, пени, штрафы.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования (ключевой ставки) Центрального банка. Для определения размера ставки, действующей за календарный день, следует разделить ставку на количество дней в году.

Согласно письму ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@ для расчета процентов необходимо брать число дней в году, равное 360.

В настоящее время целесообразно при расчете суммы процентов использовать фактическое число дней в календарном году (365 или 366, если год високосный). Именно этот показатель отражен в постановлении Президиума ВАС от 21.01.2014 № 11372/13. При том, что рассмотренное дело касалось процентов, начисленных в соответствии со статьей 176 НК РФ за несвоевременный возврат возмещаемого НДС, выводы названного постановления распространяются и на статьи 78 и 79 НК РФ и используются в судебной практике в качестве универсального подхода.

Начисляются ли проценты на сумму излишне взысканного налога за день, в котором она возвращена налогоплательщику?

Проценты подлежат начислению за весь период использования бюджетом средств налогоплательщика. Начало исчисления этого периода приходится на день, следующий за днем изъятия средств, а завершение - на день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке. Об этом сказано в пункте 36 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57. Поскольку в этот день одновременно происходит и возврат средств, и продолжается их незаконное удержание налоговым органом. (постановление Президиума ВАС от 24.12.2013 № 11675/13 по делу № А40-62495/12-115-422).

Таким образом, период просрочки начинается со дня, следующего за днем взыскания, и заканчивается днем возврата включительно.

В случае, если проценты выплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган должен самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога. НК РФ предусмотрен срок принятия такого решения - в течение трех дней со дня получения налоговым органом уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. В этот же трехдневный срок поручение на возврат процентов направляется на исполнение в Федеральное казначейство.

Означает ли отказ налогового органа в возврате по причине пропуска срока обращения в налоговый орган основанием для прекращения начисления процентов?

Нет. Срок обращения в налоговый орган не является пресекательным, то есть, не влечет потерю налогоплательщиком права на возврат суммы излишне взысканного налога. Налогоплательщик вправе обратиться за возвратом в суд.

Предположим, налоговый орган зачел излишне взысканные суммы в погашение недоимки по соответствующим налогам. Будут ли начисляться проценты в этом случае?

Будут. Обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе при зачете (письмо ФНС от 21.09.2011 № СА-4-7/15431).

- Облагаются ли возвращаемые из бюджета проценты налогом у получателя?

На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм процентов, полученных из бюджета (внебюджетного фонда) в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ.

Поэтому с суммы поступивших из бюджета процентов по статье 79 НК РФ налог на прибыль не уплачивается. По этим же основаниям не уплачивают налог и налогоплательщики, применяющие УСН.

Нормы, аналогичной той, что в подпункте 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ, глава 23 НК РФ не содержит. Однако в соответствии с письмом Минфина от 08.06.2015 № 03-04-07/33140 суммы процентов, полученные физическими лицами в соответствии с статьями 78 и 79 НК РФ, не должны учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ. В этом письме приведены одновременно два разных основания освобождения от налогообложения: отсутствие у физического лица экономической выгоды при получении процентов и компенсационный характер процентов, то есть возмещение затрат, связанных с излишним удержанием налога.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем как вернуть излишне уплаченные налоги.

Сегодня вы узнаете:

  1. Как и в каких ситуациях можно оформить возврат средств;
  2. Как решаются споры;
  3. В какие сроки осуществляется возврат налогов.

Ситуация, когда человеку нужно вернуть излишне уплаченный налог, возникает не так уж редко. Основная причина возникновения такой проблемы – арифметические ошибки, допущенные либо самим плательщиком налога, либо инспекторами ФНС. О возврате средств плательщика и поговорим в этой статье.

Общая информация

Когда гражданин внес в бюджет сумму налога, которая превышает необходимую, он может претендовать на возврат своих денег.

Произойти это может из-за нескольких причин:

  • Сумма для оплаты была неверно посчитана;
  • Платежное поручение заполнено ошибочно: в платежке зафиксировано большее значение и так далее.

Чем регламентируется процесс возврата и зачета налогов

Процедура зачета и возврата налогов, уплаченных излишне, регламентируется НК РФ, его 78 статьей. 79 статья НК РФ регулирует возврат тех платежей, которые с вас излишне взыскали.

При этом отметим, что налогоплательщику будут возвращены платежи, которые он внес излишне, только если он не является должником по другим видам платежей.

А сейчас по шагам рассмотрим, как вернуть свои деньги.

Как получить свои деньги: порядок возврата

Шаг 1. Обращаемся с заявлением.

Прежде всего вам нужно обратиться в налоговые органы с . К заявлению в качестве приложения можно прикрепить копию документа, который подтвердит, что вы перечисляли средства.

Шаг 2. Ждем ответа.

Налоговая служба принимает решение в пятидневный срок начиная с того времени, как было принято заявление плательщика. Как только положительное решение будет принято, деньги возвращают в течение месяца, учитывая дату, когда было принято ваше заявление.

Шаг 3. Обращение в органы суда.

Это крайняя мера, которая осуществляется только тогда, если ФНС необоснованно отклоняет ваше заявление, либо ответа в установленный срок вы так и не дождались.

В итоге принято решение вернуть переплату частично, после процедуры зачета средств в счет следующих платежей.

Считаем: (20000 — 2000 — 2500) = 15500 рублей, составлявшие часть переплаты, в установленный срок вернулись на счет компании.

Специалистом по бухгалтерии сделаныпроводки, выглядящие следующим образом:

  • Дебет 68 счета субсчет «Расчеты по имущественному налогу», кредит 68 счета субсчет «Расчеты по налогу на транспорт» – 2000 руб.;
  • Зачтена часть переплаты по налогу на имущество в счет погашения недоимки по земельному налогу:
    дебет счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», кредит счета 68, субсчет «Расчеты по земельному налогу» – 2500 руб.;
  • Осуществлен возврат на счет оставшейся части переплаты по налогу на имущество: дебет счета 51 кредит счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество» – 15 500 руб.

Возврат средств, которые взыскали излишне

Образование переплаты – нередкое явление. Если это произошло, сумму средств вам обязаны вернуть.

Налогоплательщик, как только обнаружил, что внес лишние средства, обращается с заявлением в налоговый орган. В десятидневный срок принимается решение о возврате удержанной суммы.

До того как 10 дней истекут, специалисты налоговой направляют в адрес Казначейства поручение о возврате налога на основании решения, которое было принято. А Казначейство уже исполнит это решение.

Налогоплательщик обладает правом обращения в судебные органы, чтобы переплату взыскали принудительно. Для этого также установлен трехлетний срок с момента обнаружения переплаты.

Если налоговые органы обнаружили, что взыскали с лица излишнюю сумму, они обязаны его об этом поставить в известность. В этом случае также действует десятидневный срок с момента, когда переплата была зафиксирована.

Когда возврат платежа осуществлялся посредством решения, принятого в суде, на сумму начисляют штрафные проценты.

Вернуть деньги можно только в рублевом эквиваленте.

Каким образом разрешаются споры

В 2013 году было принято Постановление, которое дает ответы на многие вопросы по возврату или зачету средств. Если возникает судебный спор, руководствуются обычно разъяснениями, которые в нем приводятся.

Например:

  • Налоговая не может инициировать зачет взысканных сумм, если: суд вынес решение о взыскании задолженности, а также если возможности взыскания нет;
  • Налогоплательщик может обратиться в суд, только если получил отказ от ФНС.

Как плательщику защитить свои интересы

Защитить свои права и интересы должен уметь каждый. А если дело касается налогов, то если вы не сможете отстоять свою правоту, это может нанести серьезный ущерб .

Рассмотрим самые типичные случаи нарушений со стороны налоговых органов и обсудим, как с ними бороться:

  1. Налоговая отказывается удовлетворять ваше заявление . В такой ситуации обращайтесь в суд за признанием этого решения незаконным.
  2. Заявление подано, а решение не принято . Нередко возникают ситуации, когда госорганами не принимается решение по заявлению. Причин может быть много, вплоть до той, что заявление по невнимательности специалиста было утеряно. Но эта проблема решаема, а вот если факт уплаты взносов вообще не признается, обращайтесь в суд и защищайте свои права.

Заключение

Когда вы подаете заявление с просьбой о возврате средств, обязательно обращайте внимание на нормативные акты, регулирующие этот вопрос. Несмотря на то что права плательщика защищаются, отказ в рассмотрении вашего заявления может быть вынесен на вполне законных основаниях.

Если вы неправильно сформулировали предмет иска и обратились в судебные органы, вероятнее всего, вам откажут. Поэтому изучайте нормативные документы, придерживайтесь установленных правил, а при необходимости обращайтесь за помощью к специалистам в данной сфере.