Мода сегодня

Апл мичиган вооружение. «Борей» против «Огайо»: Америка пока мощнее. Новая пусковая установка

Апл мичиган вооружение. «Борей» против «Огайо»: Америка пока мощнее. Новая пусковая установка
Изображения на Викискладе

Подводные лодки типа «Огайо» (англ. Ohio class SSBN/SSGN ) - серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок 3 поколения . «Огайо» вооружены 24 баллистическими ракетами Trident II D-5 и составляют основу стратегических наступательных ядерных сил морского базирования США . В 2003 году в соответствии с договором об ограничении вооружений была начата программа переоборудования первых четырёх лодок проекта в носители крылатых ракет «Томагавк ».

История

Открытые ракетные шахты

ВМС предложили систему стратегического вооружения ULMS (англ. Undersea Long-range Missile System ). Основой системы были подводные лодки с новыми ракетами увеличенной дальности EXPO (англ. EXpanded «POseidon» ). Дальность ракеты позволяла выпускать весь боекомплект сразу после выхода из базы. Предпринимался ряд мер для увеличения времени пребывания лодки в море (включая создание нового берегового комплекса).

Программа ULMS выиграла конкурс STRAT-X. Заместителем министра обороны США было одобрено решение координационного комитета ВМФ (англ. Decision Coordinating Paper (DCP) No. 67 ) № 67 от 14 сентября 1971 года по ULMS. Было утверждено поэтапное развитие программы. На первом этапе в рамках программы EXPO создавалась ракета Трайдент 1 увеличенной дальности в габаритах ракеты «Посейдон» и разработка новой ПЛАРБ. А в рамках второго этапа ULMS II создание ракеты больших габаритов - Трайдент 2 с повышенной дальностью. Решением замминистра от 23 декабря 1971 года в бюджет ВМС был заложен ускоренный график работ с планируемым развертыванием ракет в 1978 году .

В рамках эскизного проекта рассматривалось различные варианты подводных лодок с установкой от 2 до 32 ракетных шахт. Рассматривался вариант 38 000 тонной АПЛ с двумя реакторами типа S6G, однако от него отказались в силу дороговизны. Остановились на варианте использования реактора S8G, разработанного на базе реактора S5G АПЛ «Нарвал». Кривая военно-экономической эффективности имела максимум в районе 20 ракет и лодкой водоизмещением 14 000 тонн. Этот проект нравился и командованию ВМС США, однако после вмешательства подразделения системного анализа Министерства обороны США на подпись президенту лег вариант с 24 ракетами.

Все 18 лодок построены на верфи Electric Boat фирмы General Dynamics в 1976-1997 годах. Первые 8 лодок серии изначально оснащались ракетами Trident I C-4. Впоследствии 4 из них были перевооружены «Томагавками», остальные получили Trident II D-5.

Конструкция

Корпус

Лодки имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус цилиндрической формы с оконечностями в виде усечённого конуса дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых размещены балластные цистерны и, соответственно, сферическая антенна ГАК и гребной вал. Верхняя часть прочного корпуса покрыта проницаемой легкой обтекаемой надстройкой, закрывающей ракетные шахты, различное вспомогательное оборудование и гибкую буксируемую антенну ГАС. Плоские переборки разделяют лодку на отсеки, каждый из которых делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках предусмотрены погрузочные люки.

На геопортале Virtual Earth был опубликован аэрокосмический снимок дока на базе ВМС США Бангор , где проходят ремонтно-профилактические работы АПЛ класса Огайо. На снимке хорошо различимы форма и конструктивные особенности гребного винта субмарины - секреты, которые строго оберегают разработчики.

Энергетическая установка

При разработке силовой установки был предпринят ряд мер по обеспечению низкого уровня шумов на малых и средних скоростях, использующихся на боевом патрулировании.

В главную силовую установку входят также две паровых турбины мощностью по 30 000 л.с. Использование электродвижения позволило исключить сильно шумящие турбо-зубчатые агрегаты. Устранение ряда источников шума совместно с использованием различных амортизаторов и шумопоглощающих покрытий позволило снизить шумность лодок примерно в 13 раз. Для снабжения бортовых потребителей тока установлены два турбогенератора по 4000 кВт. Во вспомогательную энергетическую установку входят дизель-генератор мощностью 1400 кВт и резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л.с. фирмы Магнатек. Резервный электродвигатель используется как подруливающее устройство при маневрировании и в случае аварии основной силовой установки. Он прячется в корпусе лодки и при необходимости использования выдвигается. Устройство способно вращаться на 360 градусов в горизонтальной плоскости.

Движение лодке сообщает семилопастный винт диаметром около семи метров, со скошенными серповидными лопастями с пониженной скоростью вращения. Такая конструкция позволяет снизить кавитационные шумы. По официальным данным скорость подводного хода лодок составляет 20+ узлов . Фактически ПЛАРБ способна развить 25 узлов.

Размещение экипажа

Вооружение

Основным вооружением подводных лодок типа «Огайо» являются ракеты, размещённые в 24 вертикальных шахтах, расположенных в два продольных ряда за ограждением выдвижных устройств. Изначально лодки оснащались баллистическими ракетами Trident-I С-4, с ними были построены 8 первых субмарин (SSBN-726 - SSBN-733), иногда выделяемых в первую подгруппу проекта. Остальные лодки строились с более совершенными ракетами Trident-II D-5 . В 2003 году в соответствии с положениями ОСВ появилось требование о сокращении количества субмарин с баллистическими ракетами до 14, поэтому первые четыре лодки серии (SSBN-726 - SSBN-729) были переоборудованы в носители крылатых ракет BGM-109 Tomahawk . А оставшиеся четыре переоснащеныTrident-II D-5 .

На лодках вооруженных «Trident-1» устанавливалась система хранения и пуска ракет Мк35 mod 0 а с комплексом «Trident-2» - Мк35 mod 1. Система состоит из шахтных пусковых установок, подсистемы выброса БРПЛ, подсистемы контроля и управления пуском и погрузочного оборудования ракет. Шахта представляет из себя стальной цилиндр, жестко закрепленный в корпусе ПЛАРБ. С целью возможности установки Трайдент-2 ракетная шахта по сравнению с предыдущими лодками типа «Лафайет» была увеличена (диаметр составляет 2,4 метра, а длина 14,8 метров). Шахта сверху закрывается крышкой с гидравлическим приводом. Крышка обеспечивает герметизацию шахты и рассчитана на то же давление, что и прочный корпус. На ней расположены четыре контрольно-наладочных лючка для проведения осмотров. Специальный механизм блокировки обеспечивает защиту от несанкционированного проникновения и управляет открытием крышки и технологических лючков.

Внутри шахты устанавливается пусковой стакан и оборудование подачи парогазовой смеси. Пусковой стакан накрывается мембраной предотвращающей попадание воды внутрь при открывании крышки во время старта. Мембрана имеет куполообразную форму и изготавливается из фенольной смолы армированной асбестом. При запуске ракеты с помощью установленных на ее внутренней стороне профилированных зарядов взрывчатого вещества мембрана разрушается на центральную и несколько боковых частей. Пусковая шахта оснащена штекерным разъемом нового типа предназначенным для соединения ракеты с системой управления стрельбой, автоматически отсоединяемым в момент пуска ракеты. На «Огайо» установлена система управления стрельбой Mk 98, позволяющая перевести все ракеты в состояние минутной готовности к старту в течение 15 минут. Во время предстартовой подготовки система производит расчет данных стрельбы, ввод их в ракету, производит предстартовую проверку и осуществляет контроль готовности к запуску. Входящий в Mk 98 вычислительный комплекс во время предстартовой подготовки может производить перенацеливание одновременно всех ракет.

Перед пуском в шахте создается избыточное давление. В каждой шахте для формирования парогазовой смеси установлен пороховой аккумулятор давления (ПАД). Газ выходя из ПАД-а проходя через камеру с водой частично охлаждается и поступая в нижнюю часть пускового стакана выталкивает ракету с ускорением порядка 10g. Ракета выходит из шахты со скоростью приблизительно 50 м/с. При движении ракеты вверх происходит разрыв мембраны и в шахту начинает поступать забортная вода. Крышка шахты закрывается автоматически после выхода ракеты. Вода из шахты выкачивается в специальную заместительную цистерну. Для удержания подводной лодки в стабильном положении и на заданной глубине производится управление работой гироскопических стабилизирующих устройств и перекачка водного балласта.

Пуск ракет может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины до 30 метров, при скорости хода около 5 уз и волнении моря до 6 баллов. Все ракеты могут быть выпущены в одном залпе (испытательные пуски всего боекомплекта никогда не производились). В воде происходит неуправляемое движение ракеты и после выхода из воды по данным сигнала датчика ускорений включается двигатель первой ступени. В штатном режиме включение двигателя происходит на высоте 10-30 метров над уровнем моря.

Высокая точность определения местоположения АПЛ обеспечивается установленной аппаратурой коррекции навигационных данных систем Лоран-С и NAVSTAR . Применение этих систем и внедрение системы ESGN с гироскопами с электростатической подвеской ротора позволило повысить точность определения координат в 4-6 раз по сравнению с лодками предыдущих типов.

Запуск КР «Томагавк» с USS Florida (SSGN-728)

Модуль DDS на USS Georgia (SSGN-729)

Каждый из 4 ПЛАРК вооружен 154 крылатыми ракетами «Томагавк », 22 из 24 ракетных шахт были модернизированы под вертикальный пуск КР. В каждой модернизированной шахте размещено по 7 ракет. Две ближайших к рубке шахты оснащены шлюзовыми камерами. К ним стыкуются миниподлодки ASDS(Advanced SEAL Delivery System) или модули DDS(Dry Deck Shelter) для обеспечения выхода боевых пловцов, когда лодка находится в подводном положении. Эти средства могут устанавливаться как вместе так и по отдельности, общим количеством не более двух. При этом частично блокируются шахты с ракетами Томагавк. Каждая установленная ASDS блокирует три шахты, а более короткий DDS - две. ПЛ может дополнительно транспортировать до 66 человек в составе подразделения для спецопераций (морпехов или морских котиков). В случае краткосрочных операций это количество может быть увеличено до 102 человек.

Все лодки имеют четыре торпедных аппарата для самообороны. Они находятся в носовой части лодки слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект входит десять торпед Mk-48, которые могут использоваться против подводных лодок и надводных кораблей.

Эксплуатация

Начало боевой службы

Специально для базирования ПЛАРБ были модернизированы две базы - одна на Тихоокеанском побережье (ВМБ Бангор , штат Вашингтон) и одна на Атлантическом (ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия). Каждая база рассчитана на обслуживания 10 лодок. На базах размещено оборудование для приема и выгрузки боезапаса, технического обслуживания и текущего ремонта ПЛАРБ. Созданы все условия для обеспечения отдыха личного состава. На каждой базе размещены учебно-тренировочные центры для подготовки персонала. Центры могут обучать до 25 000 человек ежегодно. Специальные тренажеры позволяют отрабатывать управление лодкой в различных условиях, включая ракетную и торпедную стрельбу. Подготовка офицеров осуществляется в г. Гротон.

Первые восемь лодок SSBN 726-733 вооруженных ракетами Трайдент-1 базировались на Тихом океане в составе 17-й эскадры на базе ВМБ Бангор. Они поступали на замену 10 списанных в 1979-1981 годах ПЛАРБ типов «Джордж Вашингтон» и «Этен Аллен» , с ракетами Поларис А3 . Благодаря большой дальности ракет лодки могли нести боевое дежурство вблизи побережья США - между Гавайями и Тихоокеанским побережьем. Также как и ПЛАРБ других типов для увеличения интенсивности боевого использования каждая лодка укомплектована двумя экипажами - «золотым» и «синим», поочередно несущими боевое дежурство. Первоначально лодки, как правило, эксплуатировались со 100 дневным циклом - 75 дней на патрулировании и 25 дней на базе, с целью обеспечения КОН в районе 0,66. Во время пребывания на базе производится смена экипажей, выполняются работы по техническому обслуживанию и межпоходовому ремонту.

Обычно боевое дежурство начинается и заканчивается на ВМБ Бангор. В течение боевого дежурства лодка может зайти в ВМБ Перл-Харбор (Гавайи) для пополнения провизии. Иногда патрулирование и заканчивается в Перл-Харбор. На лодку перебрасывается новый экипаж и ПЛАРБ выходит на новое дежурство. По данным некоторых источников дежурство лодок осуществляется в квадрате 200 на 200 миль, для которого существует точная гидрологическая карта. Благодаря этому в подводном положении навигационная система получает от бортового ГАК все необходимые данные для корректировки погрешности в отслеживании своих координат.

10 лодок второй серии поступали на ВМБ Кингс-Бей в состав 20-й эскадры подводных лодок. Они постепенно заменяли размещенные на той же базе ПЛАРБ типов «Джордж Мэдисон» и «Бенджамин Франклин» с ракетами «Посейдон». Дежурство лодки осуществляют в районе Бермудских островов. В 1990 году на боевое патрулирование вышли две ПЛАРБ вооруженных ракетами Трайдент-2 USS Tennessee (SSBN-734) и USS Pennsylvania (SSBN-735). А в 1991 году с базы Кингс-Бей в свое первое боевое дежурство вышли USS West Virginia (SSBN-736) и USS Kentucky (SSBN-737).

С 1993 года лодки типа «Огайо» остались единственным типом американских ПЛАРБ состоящим на вооружении. Все остальные типы лодок были выведены из боевого состава ВМС. В 1997 году ВМС США получили последнюю, 18-ю лодку - USS Louisiana (SSBN-743).

Ремонты и модернизации

Первоначально ПЛАРБ типа «Огайо» были рассчитаны на 30 летний срок эксплуатации с одной перезарядкой реактора. В этот срок входили:

  • первые 14 лет службы
  • 2 года ERO (Engineering Refuelling Overhaull) - капитальный ремонт с перезарядкой реактора
  • вторые 14 лет службы

Начиная с 1995 года была запущена программа увеличения срока эксплуатации. Благодаря ей с 1998 года срок эксплуатации увеличился до 42-44 лет. Суть программы заключалась в том, что в течение первого и второго срока службы вместо одного из межпоходовых ремонтов добавлялся 4-х месячный ремонт ERP (Extended Refit Period), во время которого проводились профилактические работы. Благодаря этому промежуточному ремонту эксплуатация лодок до перезарядки реактора была увеличена до 20 лет. По состоянию на 2009 год жизненный цикл лодок выглядит следующим образом :

  • 14 лет службы
  • 4 месячный ERP
  • 6 лет службы
  • 2 летний ERO
  • 6 месячный цикл испытаний
  • 20 летний срок эсксплуатации, с 4 месячным ERP (срок промежуточного ремонта не определен и по всей видимости определяется по результатам межпоходовых техосмотров)

Первых четыре лодки с Трайдент-1 переооборудовались в ПЛАРК в течение 2002-2008 годов во время ERO. 26 сентября 2002 года ВМС США заключили контракт с Electric Boat на $442.9 миллиона по выполнению первой фазы работ по переоборудованию SSBN 726 в ПЛАРК. Дополнительно в 2002 году на программу было выделено $355 миллиона. В 2003 финансовом году выделено $825 миллиона, в 2004 $936 миллиона, $505 миллионов в 2005 и $170 миллионов в 2006 финансовом году. В итоге средняя стоимость переоборудования одной лодки в ПЛАРК составила около 800 миллионов долларов.

ПЛАРБ верфь дата постановки в док дата передачи флоту дата официальной церемонии возвращения в состав флота
SSGN 726 Electric Boat 29 октября 2002 года 17 декабря 2005 года 07 февраля 2006 года
SSGN 727 Puget Sound NSY 02 февраля 2004 года 22 ноября 2006 года 12 июня 2007 года
SSGN 728 Norfolk NSY июль 2003 года 08 апреля 2006 года 25 мая 2006 года
SSGN 729 Norfolk NSY 01 февраля 2005 года 18 декабря 2007 года 28 марта 2008 года

Переоборудование лодок первой серии с Трайдент-1 на Трайдент-2 первоначально планировалось проводить во время ERO. Однако на двух лодках (SSBN 732 и SSBN 733) переоборудование было проведено раньше - в процессе первого ERP, после 14 лет службы. Причины, были чисто политическими. Тем самым администрация Била Клинтона поставила перед свершившимся фактом противников идеи переоборудования лодок на Трайдент-2. Ремонт затянулся на два года и поэтому эти лодки прослужат 44 года вместо положенных 42. Две оставшиеся лодки (SSBN 730 и SSBN 731) были переоборудованы по плану, во время перезарядки реактора.

Современный статус

В настоящее время в строю состоят все 18 лодок этой серии. Согласно накопленной статистике, ПЛАРБ совершают три-четыре патруля в год, проводя в открытом море 50-60 % времени (данные 2008 года). В 2008 году было выполнено 31 патрулирование, средней продолжительностью 60-90 суток.

19 февраля 2009 года состоялось чествование экипажа атомной подводной лодки «Вайоминг», которая завершила свой 38-й патрульный рейд 11 февраля. Этот рейд стал тысячным для подводных лодок этого проекта.

Сравнительная оценка

941 «Акула» «Огайо» 667БДРМ «Дельфин» «Вэнгард» «Трионфан» 955 «Борей»
Внешний вид
Годы постройки - - - - - - (план)
Годы службы - -н.в. -н.в. -н.в. -н.в. с 2010 (план)
Построено 6 (1 в строю) 18 (14 в строю) 7 (6 в строю) 4 4 1 (8 план)
Водоизмещение (т) надводное
подводное
23 200
48 000
16 746
18 750
11 740
18 200

15 900
12 640
14 335
14 720
24 000
Число ракет 20 Р-39 24 Трайдент II 16 Р-29РМУ2 16 Трайдент II 16 М45 16 или 20 «Булава »
Забрасываемый вес (кг) · дальность (км) 2250 · 8250 2800 · 11300 2800 · 11547 2800 · 11300 ? · 6000 1150 · 8000

Представители

Название и номер Эмблема Названа в честь Дата закладки Спуск на воду Дата вступления в строй Текущий статус
USS Ohio (SSGN-726) штат Огайо 10 апреля 1976 года 7 апреля 1979 года 11 ноября 1981 года
USS Michigan (SSGN-727) штат Мичиган 4 апреля 1977 года 26 апреля 1980 года 11 сентября 1982 года В строю , базируется на Бангор
USS Florida (SSGN-728) штат Флорида 4 июля 1976 года 11 ноября 1981 года 18 июня 1983 года
USS Georgia (SSGN-729) штат Джорджия 7 апреля 1979 года 6 ноября 1982 года 11 февраля 1984 года В строю , базируется на Кингс-Бей
USS Henry M. Jackson (SSBN-730) президент Генри Джексон 19 января 1981 года 15 октября 1983 года 6 ноября 1984 года
USS Alabama (SSBN-731) штат Алабама 14 октября 1980 года 19 мая 1984 года 25 мая 1985 года В строю, базируется на Бангор
USS Alaska (SSBN-732) штат Аляска 9 марта 1983 года 12 января 1985 года 25 января 1986 года В строю
USS Nevada (SSBN-733) штат Невада 8 августа 1983 года 14 сентября 1985 года 16 августа 1986 года В строю
USS Tennessee (SSBN-734) штат Теннесси 9 июня 1986 года 13 декабря 1986 года 17 декабря 1988 года В строю
USS Pennsylvania (SSBN-735) штат Пенсильвания 10 января 1984 года 23 апреля 1988 года 9 сентября 1989 года В строю
USS West Virginia (SSBN-736) штат Западная Виргиния 24 октября 1987 года 14 октября 1989 года 20 октября 1990 года В строю
USS Kentucky (SSBN-737) штат Кентукки 18 декабря 1987 года 11 августа 1990 года 13 июля 1991 года В строю
USS Maryland (SSBN-738) штат Мэриленд 22 апреля 1986 года 10 августа 1991 года 13 июня 1992 года В строю
USS Nebraska (SSBN-739) штат Небраска 6 июля 1987 года 15 августа 1992 года 10 июля 1993 года В строю
USS Rhode Island (SSBN-740) штат Род-Айленд 15 сентября 1988 года 17 июля 1993 года 9 июля 1994 года В строю
USS Maine (SSBN-741) штат

Американская субмарина «Огайо» имеет подводное водоизмещение 18 700 т. Она вдвое длиннее и в 10 раз тяжелее крейсерских лодок времен Второй мировой войны. Атомо­ход имеет длину 170,7 м, ширину 12,8 м и осадку 10,8 м. Численность экипажа 133-154 чел.

Этот подводный гигант, стоимость которого превысила 1,2 млрд долларов (без учета стоимости ракет), был заложен в 1976 году и встал в строй шесть лет спустя.

Ракетоносец «Огайо» имеет удлиненный каплевидный корпус, в котором располага­ются ракетный, реакторный отсеки и машинное отделение, а также рубку с крылоподобными горизонтальными рулями. В хвосте лодки за крестообразным кормовым стабилизатором с концевыми шайбами на горизонтальных стабилизаторах расположен гребной винт.

Движение подлодки со скоростью 25 узлов обеспечивают атомный реактор мощно­стью 44,2 тыс. кВт, парогенератор и турбинная гребная установка. Продолжительность непрерывного пребывания под водой — 70 суток, а перезаряжать реактор надо раз в 9 лет.

Подводная лодка «Мичиган» класса «Огайо»

Благодаря повышенной прочности корпус корабля не только выдерживает давление на глубине около 500 м, но и близкие взрывы. В нем и размещены основные механизмы, служебные и жилые помещения и оружие ракетоносца.

В центральном посту, под рубкой, сосредоточены главные системы управления кораб­лем. Здесь же расположены приборы системы навигации и пульты запуска ракет.

На четырех палубах расположены девятиместные кубрики купейного типа с трехъ­ярусными койками для рядового состава, двух- и четырехместные каюты для офицеров. Имеются также салон для отдыха, библиотека, учебный кабинет и тренажерный зал.

Основное оружие «Огайо» — трехступенчатые твердотопливные ракеты «Трайдент», длиной 10,39 м, диаметром 1,88 м и массой 32 т каждая. Они имеют боевые части, разделяю­щиеся на 8 боеголовок, мощностью по 150 кт каждая, а также системы наведения на конеч­ном участке полета каждой боеголовки на свой объект. Стоимость одной ракеты — 7,4 млн долларов.

В походном положении все 24 ракеты покоятся в вертикальных шахтах, двумя рядами протянувшихся вдоль ракетного отсека. Перед стрельбой лодка подвсплывает на глубину до 30 м и уменьшает скорость до 5 узлов. В пусковой трубе-шахте внутреннее давление выравнивается с забортным, для этого достаточно открыть крышку шахты. Теперь ракету отделяет от воды лишь заглушка из синтетического материала.

По команде «Пуск!» в нижнюю часть трубы подают водяной пар, и ракета, вытолкнув заглушку, взлетает на 20-25 м над поверхностью воды. Тут же срабатывает двигатель ее первой ступени, и она начинает полет по заданной траектории. Дистанцию 7800 км ракета «Трайдент» преодолевает за 40 минут.

Кроме ракетных шахт, лодка имеет четыре носовых торпедных аппарата. Управляемые по проводам торпеды калибром 533 мм — оружие самообороны подводного гиганта.


Подводная лодка Georgia

Гидроакустический комплекс имеет стационарную носовую и буксируемую за кормой протяженную антенны.

Отечественный подводный крейсер «Тайфун» (он же «Акула») снабжен межконтинен­тальными ракетами и в первую очередь предназначен для операций в Арктике. Конструкция атомохода позволяет ему не только ходить подо льдом, но и всплывать, взламывая лед своим корпусом.

Внутри легкого стального корпуса крейсера «Тайфун» заключены два прочных цилин­дрических титановых корпуса, соединенных между собой тремя переходами через проме­жуточные отсеки. Главное вооружение «Тайфуна» — 20 межконтинентальных баллистиче­ских ракет, с 10 ядерными боеголовками каждая, способные поражать цель на расстоянии более 9000 км. Помимо того, в носу крейсера имеется 6 торпедных аппаратов с несколькими десятками торпед и ракет-торпед к ним.

Говорят, эта лодка была сконструирована как наш ответ США на реализацию у них программы «Трайдент», которая предусматривала создание новой твердотопливной ракеты, с дальностью полета более 7000 км, а также подлодки нового типа, водоизмещением 18 700 т, максимальной скоростью 20 узлов, способной нести 24 такие ракеты и обладающей повы­шенным уровнем скрытности. Ракетные пуски эта субмарина была способна совершать с глубины до 30 м.

Тактико-техническое задание на тяжелый ракетный крейсер стратегического назначе­ния (ТРКСН) — проект 941 (шифр «Акула») — было выдано в декабре 1972 года. Проект раз­рабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым генеральным конструктором И. Д. Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора С. Н. Ковалева. Главным наблюда­ющим от ВМФ был В. Н. Левашов.


Американская подводная лодка Florida

И вот 23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска в Белое море была спущена первая советская подводная лодка этого класса. Когда корпус ее был еще на стапелях, на носу субмарины, ниже ватерлинии, была нарисована оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска акула с трезубцем скрылись под водой и больше их никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». А для экипажей и первой, и последующих субмарин этого класса была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы.

Название же «Тайфун» этой подлодке дали американские эксперты. Но даже для слу­живших на самой лодке это название до недавнего времени считалось секретным.

Как уже говорилось, эта лодка стала нашим ответом американцам, которые в апреле 1979 года спустили на воду первую из лодок нового класса — «Огайо». Затем последовали «Мичиган», «Флорида», «Джорджия» и другие.

Наш «Тайфун» был достойным ответом супостатам. И не только потому, что сама по себе субмарина была уникальна. Сама по себе она была лишь одним из компонентов гран­диозной программы с тем же названием. Программа эта планировала небывало широкий размах военно-морского строительства в нашей стране.

На Севере, по всему побережью Баренцева и Белого морей, строились специальные причалы, мастерские, склады для хранения запчастей и механизмов; к ним прокладывались автомобильные и железные дороги. Строились и так называемые места погрузки — гигант­ские сооружения, прозванные среди острых на язык моряков «виселицами». На них и в самом деле подвешивались ракеты, торпеды и прочее оборудование, которое затем грузи­лось на борт субмарины.

Предлагается к прочтению:

Один известный пчеловод Альберт Эйнштейн однажды обронил крылатую фразу: «Пока будут живы пчелы, будет жив и род человеческий ». В каком-то смысле, то же можно сказать и об атомных подводных лодках. Эти ракетно-ядерные пчелы день и ночь трудятся, бороздя глубины мирового океана, и именно от них зависит стратегическая выживаемость любой державы. Но что мы знаем о и чьи ядерные «жала» круче.

американские стратегические атомные подводные лодки класса «Огайо»

Длина атомных подводных лодок класса «Огайо » впечатляет — 170 м. Это почти полтора футбольных поля, и они считаются одними из самых бесшумных субмарин в мире. Но уникальными их делает не это, а количество размещенных на борту ядерных ракет — 24. Таким арсеналом не может похвастаться ни одна субмарина на планете.

Впервые атомные подводные лодки вышли в море в начале 80-ых и до сих пор бороздят мировой океан. Первая АПЛ «Огайо » была введена в строй в ноябре 1981 года, а восемнадцатая и последняя по счету АПЛ «Луизиана » — осенью 1997 года.

Несмотря на внушительные размеры обнаружить такие субмарины очень сложно, потому что они практически бесшумны. Американским кораблестроителям удалось добиться этого за счет особой конструкции легкого корпуса подлодки. Легкий корпус это внешняя оболочка атомной подводной лодки, которая полностью закрывает основной корпус и делает подлодку обтекаемой. Пустота между корпусами заполняется водой. Это делает субмарину плавучей и очень маневренной. Именно такая особенность конструкции американских подводных лодок сделала их настолько бесшумными, что гидроакустические станции противника засечь эти подлодки практически не в состоянии.

Во время патрулирования даже рулевые не знают, где находиться атомная подводная лодка, это знают всего лишь несколько человек. Чрезвычайный режим секретности не позволит обнаружить АПЛ. Атомные подводные лодки класса «Огайо » могут находиться под водой почти неограниченное время, единственное, что может ограничить срок похода АПЛ — это запасы провизии. Ядерного топлива атомной подводной лодке хватает на 20 лет.

Но главной гордостью атомных подводных лодок, за что они получили еще одно название своего класса, являются баллистические ракеты системы «Trident». Длина каждой из них составляет 13 м, вес 65 тонн. Они обладают по настоящему разрушительной силой и могут уничтожить противника на дистанции до 10000 км. Ракета «Trident» оснащена десятью независимыми ядерными боеголовками, причем каждой из них можно задать отдельное направление. Таким образом, всего одна атомная подводная лодка может контролировать обширную территорию диаметром 20000 км.

Экипаж субмарины — 172 человека.

атомная подводная лодка с ракетами «Tomahawk»

Однако вскоре американские военные специалисты согласно договору СНВ-2 переоснастят атомные подводные лодки класса «Огайо», заменив ядерные ракеты Trident на ракеты Tomahawk. По мнению экспертов без ядерных ракет останутся самые старые подлодки «USS Ohio» (SSBN726), «USS Michigan» (SSBN 727), «USS Florida» (SSBN 728), «USS Georgia» (SSBN 729). Это не нарушит баланс ядерной мощи США, так как 50 процентов ракетно-ядерного потенциала Америки останется в глубинах мирового океана.

Благодаря новым взглядам на будущее американской морской мощи, вполне современные и очень дорогие класса «Огайо » оставлять без дела, а тем более пускать на слом неразумно. Поэтому без своего главного калибра подлодки превратятся в большие многоцелевые субмарины с атомной энергетической установкой. По мнению военных экспертов АПЛ «Огайо » приспособят для участия в конфликтах в любых регионах планеты. Подмостками их нового театра должны стать районы континентального шельфа и мелкие моря. Мощные атомные подводные лодки «Огайо» будут нести целый арсенал ракет «Томагавк», который превысит 130 единиц. Этот потенциал будет полностью соответствовать новой прибрежной литоральной стратегии США. Американские аналитики уверены, что массированный удар «Tomahawk» не сможет блокировать ни одна страна в мире, тем более в ближайшие годы ожидается появление нового поколения этих крылатых ракет. Их дальность возрастет в два раза, а полетная скорость в 5 раз. Ракеты «Томагавк» XXI века будут сверхзвуковыми и если необходимо могут быть перенацелены еще в полете на другие объекты.

атомные подводные лодки «Акула»

В Российской Федерации с американскими атомными подводными лодками может сравниться подводная лодка третьего поколения «Северсталь » типа «Акула ». Субмарину построили в 1989 году. Это . Она ровно в два раза больше АПЛ класса «Огайо ». Экипаж 150 человек. Внутреннее пространство настолько велико, что на подводной лодке имеется сауна.

На борту подлодок этого типа (классификация НАТО «Typhoon ») размещаются настоящие гиганты — баллистические ракеты «Вариант», вес которых достигает 90 тонн. В каждой из них по 10 ядерных боеголовок с индивидуальным наведением, причем запустить их можно с интервалом в несколько секунд. А значит, на противника может обрушиться настоящий поток мощи и огня. Но самое главное сила этого удара будет в 1400 раз больше, чем бомбы, сброшенной на Хиросиму. Такую атаку не сможет отразить ни одна противовоздушная оборона в мире. Правда, дальность у этой ракеты 8500 км, но и этого достаточно чтобы уничтожить цель на другом континенте. На атомной подводной лодке «Акула » их 20 единиц. Кроме того российские межконтинентальные ракеты «Вариант» можно запускать с глубины 55 метров. Это лучший показатель в мире. Удачным залпам не может помешать и неблагоприятная погода. Вооружение этой подлодки настолько мощное, что во время холодной войны за атомными подводными лодками этого класса пристально следили надводные корабли НАТО, а также специальные

Подводные лодки типа «Огайо» в настоящее время являются единственным типом стратегических ракетоносцев в составе американского флота . Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Огайо» были введены в строй с 1981 по 1997 годы. Всего было построено 18 подводных лодок . По проекту каждая из этих лодок несет на борту по 24 межконтинентальных трехступенчатых твердотопливных баллистических ракеты «Трайдент», оснащенных разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

10 апреля 1976 года на верфи компании Electric Boat началось строительство новой атомной стратегической субмарины для американского флота - SSBN 726 OHIO, которая стала головной в крупной серии однотипных ПЛАРБ, которые были разработаны в соответствии с программой «Трайдент». Опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по проекту нового стратегического ракетоносца проводились в Америке с 26 октября 1972 года, а заказ на постройку головной лодки серии был выдан уже 25 июля 1974 года.

В настоящее время все 18 построенных по данному проекту лодок остаются в составе американского флота . 17 лодок были названы в честь штатов США, а одна лодка, SSBN-730 Henry M. Jackson, была названа в честь сенатора Генри Джексона.

Специально для базирования новых подводных лодок в США провели модернизацию двух баз. Одна на побережье Тихого океана - Бангор, сегодня это ВМБ Китсап (образована в 2004 году путем слияния базы подводных лодок Бангор и ВМБ Бремертон) в штате Вашингтон, вторая на побережье Атлантического океана - ВМБ Кингс-Бей в штате Джорджия. Каждая из двух этих баз рассчитана на обслуживание 10 ПЛАРБ. На базах было установлено необходимое оборудование для приема и выгрузки с лодок боезапаса, текущего ремонта и технического обслуживания субмарин. Созданы все условия для обеспечения отдыха личного состава.

На каждой базе были построены учебно-тренировочные центры для подготовки персонала. Они могли обучать до 25 тысяч человек каждый год. Установленные в центрах специальные тренажеры позволяли отрабатывать процессы управления субмариной в разнообразных условиях, включая торпедные и ракетные стрельбы.

Атомные подводные лодки типа «Огайо» относятся к лодкам третьего поколения . В рамках работ по созданию лодок третьего поколения в США смогли добиться максимальной унификации своих подводных сил, сведя количество классов подводных лодок к двум: стратегические АПЛ и многоцелевые АПЛ (по одному проекту лодок в каждом классе). Стратегические ракетоносцы типа «Огайо» обладали традиционной для американских атомных подводных лодок однокорпусной конструкцией, отличаясь от многоцелевых лодок достаточно сильно развитой надстройкой.

При создании лодок этого поколения пристальное внимание было уделено снижению шумности субмарин и совершенствованию их радиоэлектронного, особенно гидроакустического вооружения. Особенностью реакторов АПЛ третьего поколения стало то, что их ресурс удалось увеличить в 2 раза по сравнению с реакторами лодок предыдущего поколения. Установленные на новых лодках реакторы могли непрерывно работать на полной мощности в течение 9-11 лет (у стратегов) или 13 лет (у многоцелевых АПЛ). Предыдущие реакторы не могли работать больше 6-7 лет. А учитывая реальные режимы работы, которые были гораздо более щадящими, АПЛ третьего поколения могли служить без перезарядки активной зоны реактора до 30 лет, а в случае выполнения одной перезарядки - 42-44 года.

Чтобы оценить размеры стратегических ракетоносцев типа «Огайо» достаточно сказать, что длина их корпуса составляет 170 метров, это практически 1,5 футбольных поля. При этом данные лодки считаются и одними из самых бесшумных в мире. Однако уникальными их делали не размеры и бесшумность, а состав размещенного на борту ядерного оружия - 24 баллистических ракеты. До сих пор ни одна подводная лодка в мире не может похвастаться наличием такого внушительного арсенала (российские АПЛ четвертого поколения несут на борту 16 ПУ баллистических ракет ).

Первые 8 АПЛ типа «Огайо» были вооружены баллистическими ракетами «Трайдент I C4», последующие лодки получили ракеты «Трайдент II D5». Позднее в ходе проведения планового капитального ремонта субмарин 4 лодки первой серии были перевооружены на МБР «Трайдент II D5», а еще 4 лодки были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томагавк».

Энергетическая установка данных ПЛАРБ была построена на основе реактора S8G восьмого поколения. В обычном режиме работы две турбины мощностью 30 000 л. с. через редуктор вращали вал с гребным винтом, обеспечивая субмарине скорость подводного хода - 20-25 узлов. Однако изюминкой лодок этого типа был малошумный режим работы, когда циркуляционные насосы первого контура реактора останавливались и он переходил на естественную циркуляцию . Турбины и редуктор останавливаются и разобщаются от вала при помощи специальной муфты. После этого в работе оставались только два турбогенератора мощностью по 4000 кВт каждый, вырабатываемая ими электроэнергия, пройдя через выпрямительный преобразователь, подавалась на гребной электродвигатель, вращавший вал. В таком режиме лодка развивала скорость хода, достаточную для бесшумного проведения патрулирования. Такая же схема постройки энергетической установки используется и на АПЛ четвертого поколения.

Описание конструкции подлодок типа «Огайо»

Лодки типа «Огайо» имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус субмарины имеет цилиндрическую форму с оконечностями в виде усеченного конуса, он дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых были расположены сферическая антенна ГАК, балластные цистерны и гребной вал. Верхняя часть прочного корпуса лодки была покрыт легкой проницаемой обтекаемой надстройкой, которая закрывает ракетные шахты, а также разное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС, находящуюся в кормовой оконечности.

Из-за сравнительно небольшой площади легкого корпуса, подлодка считается однокорпусной . По мнению американских специалистов, такая конструкция ПЛАРБ создает меньшие гидродинамические шумы и позволяет достичь максимально большой скорости малошумного хода в сравнении с двухкорпусными подводными лодками. Корпус лодки разделяется на отсеки плоскими переборками, каждый из отсеков делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках были предусмотрены погрузочные люки.

Рубка лодки сдвинута к носовой части, на ней установлены горизонтальные рули крыловидной формы, в кормовой части оперение лодки крестообразное, на горизонтальных рулях смонтированы вертикальные планшайбы.

Прочный корпус субмарины был сварен из секций (обечаек) конической, цилиндрической и эллиптической формы с толщиной 75 мм. В качестве материала использовалась высокопрочная сталь марки HY-80/100, обладающая пределом текучести 56-84 кгс/мм. Для увеличения прочности корпуса на лодке была предусмотрена установка кольцевых шпангоутов, которые разнесены по всей длине корпуса. Также корпус лодки получил специальное антикоррозийное покрытие.

Основу силовой установки лодки составляет ядерный реактор - двухконтурный водо-водяной реактор под давлением (PWR) типа S8G , который был спроектирован инженерами компании General Electric. Он состоит из стандартного набора частей для реакторов данного типа: корпуса реактора, активной зоны, отражателя нейтронов, стержней управления и защиты. Паротурбинная силовая установка включает в свой состав две турбины мощностью по 30 000 л.с. каждая, редуктор, конденсатор, циркуляционный насос и паропроводы. Обе паротурбинных установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин с помощью редуктора понижается до 100 оборотов в минуту, после чего при помощи муфты передается на гребной вал, который приводит во вращение семилопастной винт диаметром 8 метров.

Гребной винт обладает скошенными лопастями серповидной формы с пониженной скоростью вращения, что позволяет уменьшить шумы на скорости патрулирования. Также на борту имеются два малооборотных многополюсных турбогенератора, мощностью 4 мВт каждый, они вырабатывают электроэнергию с напряжением 450В и частотой 60 Гц, которая с помощью преобразователя переменного тока в постоянный обеспечивает питанием гребной электродвигатель (в таком режиме работы паротурбинные установки не вращают гребной винт).

Основным вооружением ПЛАРБ типа «Огайо» стали межконтинентальные баллистические ракеты, размещенные в 24 вертикальных шахтах , которые расположены в два продольных ряда сразу за ограждением выдвижных устройств. Шахта МБР представляет собой стальной цилиндр, который жестко закреплен в корпусе подлодки. С целью возможности установки на борт ракет «Трайдент II» ракетная шахта изначально была увеличена по сравнению с лодками предыдущего проекта, ее длина составляет 14,8 метра, диаметр - 2,4 метра.

Сверху шахта закрывается крышкой, оснащенной гидравлическим приводом, она обеспечивает герметизацию шахты и рассчитана на тот же уровень давления, что и прочный корпус субмарины. На крышке находятся 4 контрольно-наладочных лючка, которые предназначены для проведения плановых осмотров. Специальный механизм блокировки призван обеспечить защиту от несанкционированного доступа, и управляет открытием технологических лючков и самой крышки.

Пуск МБР «Трайдент» может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины погружения до 30 метров, при скорости хода лодки примерно 5 узлов и волнении моря до 6 баллов . Все 24 ракеты могут быть выпущены за один залп, при этом испытательные пуски всего боекомплекта лодки за один залп в США никогда не осуществлялись. В воде происходит неуправляемое движение ракеты, после выхода ее на поверхность согласно данным датчика ускорений активируется двигатель первой ступени. В штатном режиме включение двигателя осуществляется на высоте около 10-30 метров над морской поверхностью.

Запуск ракеты Trident II D-5

Ракеты Trident II D-5 могут оснащаться боевыми блоками двух типов - W88 мощностью 475 кт каждый и W76 мощностью 100 кт каждый . При максимальной нагрузке одна ракета может нести 8 боевых блоков W88 или 14 боевых блоков W76, обеспечивая максимальную дальность полета - 7360 км. Использование на ракетах специальной аппаратуры астрокоррекции вместе с повышением эффективности навигационной системы позволило добиться кругового вероятного отклонения для блоков W88 - 90-120 метров.

При поражении ракетных шахт противника может использоваться так называемый способ «2 по 1», когда на одну шахту МБР одновременно нацеливается два боевых блока с разных ракет. При этом при использовании блоков W88 мощностью 475 кт вероятность поражения цели составляет 0,95. При использовании блоков W76 вероятность поражения цели при том же способе «2 по 1» составляет уже 0,84. С целью достижения максимальной дальности полета баллистических ракет на их борту обычно устанавливается 8 боевых блоков W76 или 6 боевых блоков W88.

Для самообороны каждая лодка была оснащена 4 ТА калибра 533 мм . Данные торпедные аппараты находятся в носовой части субмарины слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект лодки включены 10 торпед Mk-48, которые могут применяться и против надводных кораблей, и против подводных лодок вероятного противника.

В рамках модернизации субмарин по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все ГАК лодок типа «Огайо» были модернизированы до варианта AN/BQQ-10. Вместо 4-х ГАС была использована общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf), обладающая открытой архитектурой. Такое решение позволяет в будущем облегчить процесс апгрейда всей системы. Первой модернизацию прошла лодка «Аляска» осенью 2000 года. Новая система, помимо всего прочего, получила возможность проведения «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation). Это позволяет ПЛАРБ создавать гидрографическую карту высокого разрешения и обмениваться ею с другими судами. Разрешающая способность установленной на борту аппаратуры позволяет различать даже небольшие объекты типа мин.

Для оповещения экипажа об акустическом облучении применяется специальная станция AN/WLR-10. Совместно с ней в тот момент, когда лодка находится в надводном положении, применяется станция предупреждения о радиолокационном облучении AN/WLR-8(V)5, работающая в диапазоне 0,5-18 ГГц. Также подлодка получила 8 пусковых установок Mk2, предназначенных для постановки акустических помех и станцию гидроакустического противодействия AN/WLY-1. Основным предназначением данной станции является автоматическое обнаружение, классификация и последующее отслеживание атакующих торпед и подача сигнала на применение средств гидроакустического противодействия.

В течение 2002-2008 годов первые 4 лодки типа «Огайо» (SSGN 726 Ohio, SSGN 727 Michigan, SSGN 728 Florida, SSGN 729 Georgia), которые были вооружены МБР «Трайдент I» были переоборудованы в ПЛАРК. В результате проведенной модернизации каждая из лодок может нести на борту до 154 крылатых ракет «Томагавк» . При этом 22 из 24 имеющихся шахт были модернизированы под вертикальный пуск крылатых ракет. В каждой такой шахте можно разместить по 7 КР «Томагавк».

В то же время две ближайших к рубке шахты были оснащены шлюзовыми камерами. К этим камерам могут стыковаться мини-подлодки ASDS или модули DDS, предназначенные для выхода боевых пловцов в тот момент, когда АПЛ находится в подводном положении. Данные средства могут быть установлены на лодку как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. При этом за счет их установки частично блокируются шахты с крылатыми ракетами. К примеру, каждая ASDS блокирует сразу три шахты, а более короткий модуль DDS - две. В составе подразделения для спецопераций (морских котиков или морских пехотинцев) лодка может дополнительно транспортировать до 66 человек, а в случае проведения краткосрочной операции количество десантников на борту лодки можно довести до 102 человек.

В настоящее время ПЛАРБ типа «Огайо» продолжают удерживать пальму первенства по числу размещенных на их борту ракетных шахт - 24 и до сих пор считаются одними из самых совершенных в своем классе. Согласно оценкам специалистов, среди построенных стратегических ракетоносцев по уровню шумности с этим лодками могут соперничать лишь французские лодки типа «Триумфан».

Высокая точность МБР «Трайдент II» позволяет поражать не только сухопутные МБР, но и всю номенклатуру высокопрочных целей типа углубленных КП и шахтных пусковых установок, а большая дальность пуска (11 300 км) позволяет ПЛАРБ типа «Огайо» нести боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океане в зоне господства собственных ВМС, что обеспечивает лодкам достаточно высокую боевую устойчивость. Сочетание малой стоимости содержания и высокой эффективности данных подводных лодок, вооруженных МБР «Трайдент II», привела к тому, что морские стратегические силы занимают в настоящее время лидирующие позиции в ядерной триаде США. Вывод из эксплуатации последней лодки типа «Огайо» запланирован на 2040 год.

Тактико-технические характеристики ПЛАРБ типа «Огайо»:

Габаритные размеры: длина - 170,7 м, ширина - 12,8 м, осадка - 11,1 м.
Водоизмещение - 16 746 т (подводное), 18 750 т (надводное).
Скорость подводного хода - 25 узлов.
Скорость надводного хода - 17 узлов.
Глубина погружения - 365 м (рабочая), 550 м (предельная).
Силовая установка: атомная, водо-водяной реактор типа GE PWR S8G, две турбины по 30 000 л.с., два турбогенератора по 4 мВт, дизель-генератор мощностью 1,4 мВт.
Ракетное вооружение: 24 МБР Trident II D-5.
Торпедное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм, 10 торпед Мк-48.
Экипаж - 155 человек (140 матросов и 15 офицеров).

Фотоснимки базы «Кингс-Бей» для обслуживания ПЛАРБ тира «Огайо», приписанных к Атлантическому Флоту ВМС США:









Постройка и служба

Место строительства

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

4 х 533 мм типа Mark 48 Торпедное
4 х 533 мм типа Mark 48 Носовые ТА
10 шт Число торпед
Ракетное вооружение для лодок SSBN-726 - SSBN-733 с момента производства до модернизации.

24 × баллистические ракеты типа Trident I C-4 ,каждая содержит до 8 ядерных боевых блоков (типа W76 (100 кт в тротилловом эквиваленте)) индивидуального наведения с максимальной дальностью 7 400 км

Ракетное вооружение для SSBN-734 и последующих лодок, для лодок SSBN-730 - SSBN-733 после модернизации

24 х баллистические ракеты типа Trident II D-5 ,каждая содержит до 12 ядерных боевых блоков (типа W76 (100 кт в тротилловом эквиваленте) или W88 (от 300 до 475 кт в тротилловом эквиваленте)) индивидуального наведения с максимальной дальностью до 11 300 км

Ракетное вооружение для модификации SSGN

До 22 пусковых шахт с 7 ракетами типа Tomahawk каждая, в сумме до 154 ракет. шт

Ракетное

Подводные лодки типа Ohio - относятся к классу подводных лодок с атомным вооружением, используемых ВМС США. В данный момент насчитывается 18 подводных лодок этого типа - 14 (SSBN) с баллистическими ракетами на борту и 4 (SSGN), которые были переоборудованы в носители крылатых ракет типа Tomahawk в рамках выполнения договора об ограничении вооружений.

Общие сведения

Подводные лодки типа "Ohio" являются самыми большими подводными лодками за всю историю ВМС США. Только два класса подводных лодок ВМС РФ имеют большее водоизмещение: спроектированная в СССР атомная подводная лодка ТК-208 «Дмитрий Донской» , обладающая в более чем в два раза большим водоизмещением, и российские подводные лодки класса «Борей» , имеющие примерно на 25 % большее водоизмещение, однако подводные лодки типа "Ohio" способны нести больше ракет, чем остальные подводные лодки: 24 ракеты типа «Trident» на 1 лодку, против 16 ракет для класса «Борей» (20 для «Борей проекта 955А») и 20 для АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской»

Подводные лодки типа "Ohio" были спроектированы специально для проведения военных патрулей. Каждая подводная лодка обеспечена двумя полными экипажами - «золотым» и «синим» - каждый из которых обычно выходит в боевое дежурство длительностью от 70 до 90 суток. С целью уменьшения времени простойки подводной лодки в порту при смене экипажа и пополнении запасов на лодках имеются три погрузочных люка (в носовом, ракетном и кормовом отсеках) для обеспечения пополнения крупногабаритных партий запасов и обеспечения доступа для техобслуживания. Такая конструкция с тремя люками делает возможным быстрое перемещение паллет с провиантом, модулей для замены (ремонта) оборудования, и различных технических систем, необходимых для техобслуживания лодки, тем самым уменьшая время, необходимое для пополнения запасов и технического обслуживания подводных лодок.

Конструкция подводных лодок типа "Ohio" позволяет проводить капитальный ремонт примерно каждые 15 лет, срок службы изначально был равен 30 годам, и жизненный цикл лодки выглядел таким образом:

  • 14 лет службы
  • 2 года - капитальный ремонт с заменой топлива в реакторе
  • 14 лет службы

В 1995 году была запущена программ увеличения срока эксплуатации, в рамках которой срок эксплуатации увеличился до 42-44 лет. Суть программы заключалась в том, что в течение первого и второго сроков службы вместо одного из межпоходовых технических обслуживаний добавлялся 4-х месячный ремонт ERP (Extended Refit Period) для проведения профилактических работ без замены ядерного топлива в реакторе. Так как эксплуатация лодок оказалась не настолько интенсивная, как изначально предполагалась, срок до замены ядерного топлива был увеличен до 20 лет. Таким образом, жизненный цикл подводных лодок типа "Ohio" на 2009 год имел следующий вид:

  • 14 лет службы
  • 4 месяца ERP (Extended Refit Period)
  • 6 лет службы
  • 2 года ERO (Engineering Refueling Overhaul) с заменой топлива в реакторе
  • 6-месячный цикл испытаний
  • 20 летний срок эксплуатации, с 4-месячным ERP (Extended Refit Period)

ВМС США располагает в целом 18 подводными локами типа "Ohio" , в их числе 14 подводных лодок с баллистическими ракетами (SSBN) и 4 подводные лодки с крылатыми ракетами (SSGN). Подводные лодки SSBN так же известны как подводные лодки Trident и обеспечивают морскую составляющую триады ядерных сил США. Каждая такая подводная лодка может быть экипирована до 24 баллистическими ракетами подводных лодок типа Trident II D-5 . Каждая подводная лодка SSGN способна нести до 154 крылатых ракет типа Tomahawk или комплект противокорабельных ракет «Гарпун».

История создания

Подводные лодки типа "Ohio" строились модульным методом на предприятии General Dynamics Electric Boat в г. Род-Айленд, а затем собирались в верфи Гротона, штат Коннектикут.

Первые восемь подводных лодок типа "Ohio" были оснащены 24 баллистическими ракетами для запуска с подводных лодок типа Trident I C-4 . Начиная с девятой подводной лодки данного типа, USS Tennessee (SSBN-734) , все последующие лодки оснащались более крупными трехступенчатыми ракетами типа Trident II D-5 . Ракеты типа Trident I C-4 способны нести до восьми боевых блоков индивидуального наведения, в то время как ракеты типа Trident II D-5 способны нести до 12 боевых блоков, тем самым являясь более разрушительными и более точными, нежели Trident I C-4 . Начиная с USS Alaska (SSBN-732) в 2000 году ВМФ США начал переоборудование первых восьми подводных лодок для перевода их с оснащения ракетами Trident I C-4 на оснащение ракетами Trident II D-5 , это переоборудование было завершено в 2008 году.

Первые восемь построенных подводных лодок базировались на Тихом океане в составе 17-й эскадры на базе ВМБ Бангор для замены подводных лодок, оснащенных ракетами типа Polaris A3 (ПЛАРБ типов «George Washington» и «Ethan Allen» ), которые впоследствии были выведены из эксплуатации. Остальные десять подводных лодок изначально базировались в ВМБ Кингс-Бей в состав 20-й эскадры подводных лодок для замены ПЛАРБ типов «James Madison» и «Benjamin Franklin» с ракетами Poseidon и Trident I C-4 . Во время переоборудования первых четырех подводных лодок в SSGN (см. ниже) пять подводных лодок - USS Pennsylvania (SSBN-735) , USS Kentucky (SSBN-737) , USS Nebraska (SSBN-739) , USS Maine (SSBN-741) , USS Louisiana (SSBN-743) - были перебазированы из ВМБ Кингс Бэй в ВМБ Бангор. Последующие перебазирования преследовали стратегические цели США.

В 2011 году подводные лодки типа "Ohio" выполнили 28 боевых патрулей. Каждый патруль длился в среднем 70 дней. С августа по декабрь 2010 года подводная лодка USS Maine (SSBN-741) выполнила 105-дневное патрулирование, на данный момент являющееся самым продолжительным.

Переоборудование SSBN/SSGN

Согласно договора о сокращении вооружений, США разрешалось иметь в боевом составе только 14 подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами из имеющихся 18. По той простой причине, что списывать почти новые лодки экономически невыгодно, было принято решение о переоборудовании первых четырех построенных подводных лодок типа "Ohio" - USS Ohio (SSGN-726) , USS Michigan (SSGN-727) , USS Florida (SSGN-728) , USS Georgia (SSGN-729) - в носители крылатых ракет морского базирования и подразделений сил специальных операций и переименовании их в SSGN.

Лодка USS OHIO во время ее переоборудования в SSGN

Во время переоборудования подводные лодки «SSGN Ohio» были оснащены устройствами для крепления с наружной части корпуса до двух усовершенствованных средств доставки боевых пловцов, которые в ВМС США называются Advanced SEAL Delivery System (ASDS) . Вместо аппаратов ASDS данные подводные лодки так же могут оснащаться одним-двумя сухими прочными укрытиями (англ DDS - Dry Deck Shelter ) для водолазов, которые крепятся к переходным люкам вместо устройств ASDS .

Для обеспечения базирования, высадки и эвакуации, а также руководства действиями группы сил специальных операций ВМС США на подводных лодках «SSGN Ohio» были спроектированы специальные отсеки, в которых располагались центр управления операциями, жилые кубрики для спецназовцев и места для хранения их снаряжения и вооружения (в качестве «кладовых» могут использоваться и некоторые пусковые шахты, но тогда боекомплект крылатых ракет, естественно, будет сокращаться (см. ниже)), лазерный тир для спецназовцев, специальное оборудование для поддержания в норме сердечно-сосудистой системы спецназовцев. Так же реализована возможность размещения в пусковых шахтах беспилотных летательных аппаратов ADM-160 MALD взамен крылатых ракет.

Таким образом, после переоборудования подводных лодок типа "Ohio" в многоцелевой вариант (SSGN) лодки имели следующую конфигурацию:

Первые две ракетные шахты (№ 1 и 2) были переоборудованы в камеры для боевых пловцов / водолазов (каждая шахта-камера способна вместить до девяти человек в соответствующем снаряжении, используемом для выхода боевых пловцов или легких водолазов в водную среду);

Средние восемь ракетных шахт (с № 3 по № 10) были переоборудованы для использования в качестве отсеков хранения вооружения и снаряжения размещаемой на борту атомохода группы сил специальных операций ВМС США и/или могут использоваться при соответствующем переоборудовании для хранения и применения крылатых ракет;

Остальные 14 ракетных шахт (с № 11 по № 24) были переоборудованы под многозарядные установки вертикального пуска крылатых ракет, в каждой из которых может быть размещено до семи транспортно-пусковых контейнеров для крылатых ракет Tomahawk . Таким образом, наименьшее количество крылатых ракет составляет 98 штук. В том же случае, если ракетные шахты № 3 −10 будут также использованы под крылатые ракеты боезапас возрастает до 154 единиц.

Командование ВМС США получило в свое распоряжение действительно уникальный инструмент для решения поставленных перед ним задач. Наиболее точно и красочно это охарактеризовал один из американских адмиралов, заявивший на правах анонимности газете «Defence weekly», что "в рамках одной субмарины мы имеем возможность выбрать либо «молот» (154 крылатых ракеты морского базирования), либо же «скальпель» (60-100 человек военно-морского спецназа)".

26 сентября 2002 года, руководство ВМФ США заключило с компанией Electric Boat , которая занималась переоборудованием подводных лодок в SSGN-вариант, контракт на 442.9 миллиона долларов на первую фазу переоборудования подводных лодок. Эти средства покрывали только начальную фазу переоборудования для первых двух подводных лодок. Последующие платежи составили 335 миллионов долларов в 2002 финансовом году, 825 миллионов долларов в 2003, 936 миллионов долларов в 2004, 505 миллионов долларов в 2005 и 170 миллионов долларов в 2006 финансовом году. Таким образом, общищй объем финансирования программы переоборудования 4 подводных лодок составил немного более 3,2 миллиардов долларов, или более 800 миллионов долларов за лодку.

Во вспомогательную энергетическую установку входят дизель-генератор мощностью 1,4 МВт и резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с. фирмы Magnatek , обеспечивающие движение в случае отказа главной энергетической установки.

Вспомогательное оборудование

При первоначальном проектировании подводные лодки типа "Ohio" получили гидроакустический комплекс AN/BQQ-6 , в который входит ряд гидроакустических станций. Основой является активно-пассивная гидроакустическая станция AN/BQS-13 со сферической антенной диаметром 4,6 м, состящей из 944 гидрофонов. Пассивная шумопеленгаторная гидроакустическая станция AN/BQR-23 содержит 104 гидрофона, размещенных по окружности лобового обтекателя. Так же имеется пассивная гидроакустическая станция AN/BQR-15 ,оснащенная буксируемой антенной ТВ-29 длиной 47,7 м на тросе длиной 670 м. Для навигации используется активная ГАС AN/BQR-19 , в сложной обстановке или при противоминных операциях используется активная ГАС малой дальности действия AN/BQS-15 . В надводном режиме используется радар AN/BPS-15A .

Далее, при модернизации по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все американские подводные лодки, в том числе типа "Ohio" , получили комплекс AN/BQQ-10 . Вместо четырех гидроакустических станций использовалась общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf) , которая также обладает возможностями «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation ), что позволяет формировать и обмениваться с другими кораблями флота гидрографической картой выского разрешения (разрешение позволяет различать мелкие объекты типа мин). Первая лодка типа "Ohio" прошла эту модернизацию осенью 2000 года.

Так же имеются системы для оповещения об акустическом и радиолокационном облучении. Для фиксации акустического облучения используется станция AN/WLR-10 , для фиксации радиолокационного облучения в надводном положении используется стация AN/WLR-8(V)5 с диапазоном работы 0,5-18 ГГц.

Лодки оснащаются перископами Kollmorgen Type 152 и Type 82

Вооружение

Ракетное вооружение

Фото запуска ракеты Trident II D-5

Основным вооружением подводных лодок «SSBN Ohio» являются 24 баллистические ракеты Trident II D-5 под управлением системы хранения и пуска ракет Mk35 mod 1 . Первые восемь построенных лодок оснащались менее совершенными ракетами Trident I C-4 , однако 4 из них в рамках договора о сокращении вооружений были переоборудованы в носители крылатых ракет (SSGN Ohio ), остальные 4 были переоснащены ракетами Trident II D-5 . Система пуска состоит из шахтных пусковых установок, подсистемы выброса баллистических ракет, подсистемы контроля и управления пуском, погрузочного оборудования для ракет.

Открытые ракетные шахты

Закрытые ракетные шахты

Для обеспечения возможности установки ракет типа Tridet II D-5 ракетная шахта была увеличена по сравнению с предыдущими версиями ПЛАРБ подводными лодками типа Lafayette до диаметра 2,4 м и длины 14,8 м. Сверху шахта закрывается крышкой, обеспечивающей герметизацию шахты и рассчитанной на то же давление, что и прочный корпус. На крышке так же расположены четыре контрольно-наладочных лючка для проведения осмотров. Крышки шахт оснащены гидравлическим приводом и специальным механизмом блокировки для предотвращения несакционированного доступа. Внутри шахты установлен пусковой стакан, накрытый мембраной, которая предовтращает попадание воды внутрь при открывании крышки. Мембрана изготавливается из фенольной смолы, армированной асбестом, при запуске ракеты мембрана автоматически разрушается с помощью установленных на ее внутренней стороны профилированных зарядов взрывчатого вещества. Штекерный разъем нового типа автоматически отсоединяет ракету от систему управления огнем в момент пуска ракеты. Система управленися огнем Mk 98 ,установленная на подводные лодки данного типа возволяет перевести все 24 ракеты в состояние минутной готовности за 15 минут, в течение которых система производит расчет стрельб, загружает полученные данные в ракету и производит предстартовую проверку всех систем. Вычислительный комплекс имеет достаточную мощностью для одновременного перенацеливания всех 24 ракет.

Баллистическая ракета Tridet II D-5 может быть оснащена двумя типами боевых блоков - W76 мощностью 100 кт и W88 мощностью 475 кт. При максимальной загрузке ракета данного типа способна забросить 8 блоков W88 или 14 блоков W76 на расстояние 7360 км. На данный момент, согласно договора о сокращении вооружений, ракеты на подводных лодках не могут нести больше 8 боеголовок, поэтому с целью достижения максимальной дальности ракеты оснащаются шестью W88 или восемью W76

Пуск ракет осуществляется следующим образом - перед пуском в шахте создается избыточное давление с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). Газ, выходя из ПАДа поступает в нижнюю часть пускового стакана и выталкивает ракету с ускорением около 10g. Скорость при выходе ракеты из шахты примерно равна 50 м/с. При начале движения ракеты происходит разрыв мембраны, и в шахту начинает поступать забортная вода. После выпуска ракеты крышка шахты закрывается и начинается процесс откачки воды из шахты в специальную заместительную цистерну. В воде происходит неуправляемое движение ракеты, и после выхода из воды по данным датчика ускорения включается двигатель первой ступени. В штатном режиме двигатель включается на высоте 10-30 м над уровнем моря.

Пуск ракет может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины до 30 м, при скорости хода до 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Для удержания лодки в стабильном положении при пуске ракет производится управление работой гироскопических стабилизаторов и перекачка водного балласта.

Лодки, переоборудованные в многоцеловой вариант - «SSGN Ohio» - могут нести на борту до 154 крылатых ракет типа Tomahawk дальностью полета на сверхмалых высотах до 2500 км.

Минно-торпедное вооружение

Все лодки имеют четыре торпедных аппарата для самообороны. Они находятся в носовой части лодки слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект входит десять торпед Mk-48 , которые могут использоваться против подводных лодок и надводных кораблей.

Представители

Название и номер Эмблема Названа в честь Дата закладки Спуск на воду Дата вступления в строй Текущий статус Фото
USS Ohio (SSGN-726)

штат Огайо 10 апреля 1976 7 апреля 1979 11 ноября 1981

USS Michigan (SSGN-727)

штат Мичиган 4 апреля 1977 26 апреля 1980 11 сентября 1982 в строю, базируется на Бангор (19 эскадра подводных лодок)

USS Florida (SSGN-728)

штат Флорида 4 июля 1976 11 ноября 1981 18 июня 1983

USS Georgia (SSGN-729)

штат Джорджия 7 апреля 1979 6 ноября 1982 11 февраля 1984 в строю, базируется на Норфолк

USS Henry M. Jackson (SSBN-730)

сенатор Генри Джексон 19 января 1981 15 октября 1983 6 ноября 1984

USS Alabama (SSBN-731) штат Алабама 14 октября 1980 19 мая 1984 25 мая 1985 в строю, базируется на Бангор (17 эскадра подводных лодок)

USS Alaska (SSBN-732)

штат Аляска 9 марта 1983 12 января 1985 25 января 1986 в строю, базируется на Кингс-Бей

USS Nevada (SSBN-733)

штат Невада 8 августа 1983 14 сентября 1985 16 августа 1986 в строю, базируется на Бангор (19 эскадра подводных лодок)