Правила макияжа

Буцефал оружие. Что собой представляет украинский бтр, который испытал порошенко. Решение о дальнейшей модернизации

Буцефал оружие. Что собой представляет украинский бтр, который испытал порошенко. Решение о дальнейшей модернизации

На полигоне «Широкий лан» ВСУ провели очередные испытания модернизированного строевого бронетранспортера БТР-4Е на плавучесть. Гордость украинского военпрома полностью оправдала ожидания.

Приглашенные многочисленные журналисты зафиксировали как тройка машин вполне удачно форсировала водную преграду. Таким образом, были развеяны многочисленные слухи о том, что недавно модернизированный образец – с усиленным днищем – потерял способность преодолевать даже минимальную воду, пишет на страницах издания «Деловая Столица» Михаил Жирохов.

В целом можно говорить, что именно БТР-4 представляет собой одно из серьезных достижений отечественного военпрома. Еще к началу 2000-х годов наша страна не имела опыта проектирования и самое главное серийного производства легкой бронетехники типа бронетранспортера.

Однако Харьковское конструкторское бюро машиностроения в инициативном порядке в рамках программы “Ладья” разработало машину, которая впоследствии и стала знаменитым “Буцефалом”.

Интересно, что наши инженеры сознательно или нет, но отказались при проектировании от устаревшей схемы советских бронетранспортеров типа БТР-70 или БТР-80 колесной формулы 8х8. В итоге харьковчанам удалось излечить главную “болезнь” советских машин – для экипажа сделали отдельные двери, а для десанта (от 7 до 10 человек) – выход с кормы. Мало того, изначально была предусмотрена возможность применения разнообразных боевых модулей, причем если посмотреть внимательно, то видно, что у бронетранспортера БТР-4 боевой модуль смещен назад. Сделано это для того, чтобы развести модуль и оператора, который им управляет, по разным углам. Такая конструкция повышает безопасность – при поражении модуля оператор остается невредим.

БТР-4МВ1 «Буцефал» .

Еще одной особенностью стала модульная конструкция двигательной установки – то есть еще на этапе проектирования была предусмотрена возможность установки на БТР-4 разных двигателей. Хотя машина разрабатывалась под харьковский дизельный двигатель 3ТД. Но по желанию заказчика его можно легко заменить на немецкий Deutz или итальянский Iveco Cursor 10. Кстати, по мощности украинский мотор не уступает “немцу”: максимальная мощность Deutz – 598 л. с., потенциал 3ТД – 600 “лошадок”.

Естественным для Украины того периода был и дальнейший путь машины – она пошла на экспорт. Именно благодаря этому в самый тяжелый начальный период войны на Донбассе она значительно усилила боевой потенциал нашей армии. Дело в том, что перед самой войной Ирак по разным причинам отказался от партии машин, и тогда было принято решение отправить их на фронт.

Уже в мае 2014 г. лично тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк прямо под оккупированным россиянами Славянском передал четыре БТР-4Е отряду спецназначения Национальной гвардии Украины “Омега”.

В конце мая 2014 г. появились сообщения о заключении контракта на поставку 194 БТР-4 не только для НГУ, но и для армии. С тех пор БТР-4 стабильно стали поступать на вооружение не только аэромобильных частей (95-й, 25-й бригады), но и, например, 92-й механизированной бригады.


БТР-4 «Буцефал» на Донбассе.

Боевой опыт применения БТР-4 в ходе войны на Донбассе и в Ираке позволил накопить харьковчанам огромный опыт. Оценки военных, не всегда однозначные, позволили внести сотни изменений в конструкции бронетранспортера. На этом фоне продолжался процесс импортозамещения – так, если в БТР-4 образца 2014 г. количество деталей из РФ составляло 45%, еще 45% были украинскими, а 10% импортировались, то к 2017 г. Украина начала самостоятельно производить уже 88% агрегатов и узлов для БТР-4, импортируя лишь 12%.

На сегодняшний день вершиной развития схемы БТР-4 стал вариант БТР-4МВ1, представленный в Киеве на выставке “Зброя та безпека-2017”. Основным отличием от предыдущих модификаций стал абсолютно новый корпус – вместо архаичного носового узла с бронестеклами и дверьми был поставлен новый со значительным углом наклона и с размещением механика-водителя и командира в отдельных люках.

Кроме того, в кормовой части для выхода десанта размещена откидная аппарель (в которой имеется дополнительная дверь), а броневая защита корпуса была ощутимо повышена с уровня STANAG 4569 Level 2 до уровня Level 3.

Как и предыдущий вариант БТР-4МВ, БТР-4МВ1 оснащен немецким дизельным двигателем Deutz BF6M1015CP мощностью 450 л. с. и стандартным боевым модулем БМ-7 “Парус”.

Стоит отдельно отметить крайнюю эффективность этого боевого модуля с 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1 с боекомплектом 350 снарядов, спаренным 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, 30-мм автоматическим гранатомётом КБА-117 и самым главным противотанковым оружием – 130-мм ПТРК “Барьер” с двумя ракетами. Причем в отличии от других боевых модулей, военные активно применяют не только пушки и пулеметы, но и ракеты – в сети было несколько роликов с пусками в боевых условиях и на полигоне.

Все это весьма смертоносное “хозяйство” весьма эффективно управляется с помощью очень современного оптико-телевизионного прицельного комплекса, а также системы управления огнём “Трек-М”. Доходило до того, что в ходе летних боев 2014 г. танкисты и экипажи БТР-4 Нацгвардии выработали оригинальную тактику совместной боевой работы, при которой использовались возможности системы наведения “Буцефала”.

Модернизация БТРа продолжается и поныне – для украинской армии сейчас на первый план выходит не только количественное, но и качественное наполнение. Так, в войска стали массово поступать бронированные ремонтно-эвакуационные, санитарно-эвакуационные машины и даже самоходные минометы на базе БТР-4.

Кроме того, несмотря на злопыхательства российских СМИ, наши бронетранспортеры по-прежнему продолжают пользоваться стабильным спросом на мировом рынке вооружений. Так, в 2017 г. Индонезия купила пять плавающих БТР-4М для оценки возможностей перевооружения своего Корпуса морской пехоты. Пока о закупке крупной партии речь не идет, но индонезийские военные крайне положительно оценили качества нашего бронетранспортера.

Таким образом, можно говорить, что наш БТР-4 “Буцефал” – далеко не предел совершенства и у машины немало недостатков и детских болезней, которые, впрочем, постепенно исправляются. Однако основной характеристикой и, что немаловажно в наших условиях – привлекательное соотношение цена-качество.

Как сообщает Ridzwan Rahmat в публикации «Indonesia reconsiders further acquisition of BTR-4 APCs after early trials », размещенной изданием "Jane"s Defence Weekly" , Корпус морской пехоты (КМП) Индонезии провел первый этап испытаний украинского бронетранспортера БТР-4М, однако после них пересматривает возможность продолжения закупок. Об этом изданию сообщил источник в КМП.

Пересмотр планов наступил после получения отчетов о ходе первого этапа испытаний, в которых указывались различные проблемные вопросы. Так, отмечалась зарываемость носовой части БТР в воду на режиме полного хода. Это было особенно заметно в ходе учений по высадке десанта, которые имели место в декабре, сообщил источник.

Выгрузка доставленного в Индонезию бронетранспортера украинского производства БТР-4М с боевым модулем БМ-7 "Парус", предназначенного для индонезийской морской пехоты. Танджунг-Приок (Джакарта), 28.09.2016 (с) Defence Military


БТР приводится в движение при помощи двух водометов, расположенных в кормовой части по бортам. С их помощью скорость БТР на воде достигает 10 км/ч. Индонезийские БТР-4М вооружены боевым модулем БМ-7 "Парус" с 30-мм пушкой ЗТМ-1 и 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 или боевым модулем с пулеметом.

2-й кавалерийский полк КМП Индонезии, расквартированный в Чаландаке (Южная Джакарта) получил на вооружение БТР-4М в октябре 2016 года. Министерство обороны Индонезии закупило пять БТР-4 у украинской компании «Укроборонпром» в феврале 2014 года. Заказчик получил БТР в сентябре 2016 года.

КМП проведет тщательный анализ выявленных недостатков, с которыми пришлось столкнуться в ходе испытаний, после чего выдаст рекомендацию относительно целесообразности дальнейших закупок БТР-4.

Министерство обороны Индонезии заключило контракт на приобретение партии из пяти БТР-4 в специализированном амфибийном варианте БТР-4М в конце февраля 2014 года. Все пять машин были закончены изготовлением на ХКБМ в первом полугодии 2016 года. Судно Texel с пятью БТР-4М на палубе вышло из порта Октябрьск на Украине в конце июля 2016 года, проследовало в Средиземное море, зайдя в итальянскую Равенну, затем 24 августа вернулось в Черное море и после захода в Констанцу (Румыния) 26 августа, двинулось уже в Индонезию, совершив по пути заходы в ОАЭ и Таиланд.

При заключении контракта на закупку указанных пяти БТР-4М в дальнейшем предполагалось приобретение для морской пехоты Индонезии еще 50 этих бронетранспортеров, однако будущее этой закупки неопределенным.

БТР-4М выполнен, как считается, в специализированном амфибийном варианте по требованиям морской пехоты Индонезии (включая дополнительные поплавки и установку "шнорхелей"), хотя первый изготовленный образец БТР-4М в варианте с боевым модулем "Парус" отнюдь не выдающиеся ходовые качества на плаву во время испытаний в мае 2016 года на Салтовском (Печенежском) водохранилище в Харьковской области. БТР-4М оснащается дизельным двигателем Deutz BF6M 1015CP мощностью 490 л.с. и шестискоростной автоматической трансмиссией Allison 4600SP.

В конце 2013 года на всемирно известной выставке IDEX-2013, которая ежегодно проводится в ОАЭ, украинцы представили новинку своего оружейного производства. Это БТР «Буцефал», созданный на базе БТР-4, но имеющий многочисленные отличия от своего предшественника. Производитель сообщает, что новая машина является «принципиально новым» образцом, но она гораздо лучше защищена.

Основные сведения

Внешний вид новой машины является не столь плодом трудов специалистов сколько попыткой соответствовать тем современным требованиям, которые предъявляются к технике такого класса на мировом рынке в настоящее время. Сразу напомним, что предшественник, БТР-4, был принят на вооружение ВСУ только в 2012 году, причем его облик значительно отличается от новой модификации. Разработкой обеих машин занималось Харьковское КБ имени Морозова.

Краткое описание стандартного БТР-4

Если говорить даже о стандартном БТР-4, то даже неспециалист заметит, что он сильно отличается от ранее созданных бронетранспортеров. В частности, от БТР-60/80. Кроме того, БТР «Буцефал» имеет достаточно много специфичных черт, которые делают его непохожим на новейший российский БТР-90.

В старой машине отсек для управления был расположен в носовом отделе, а силовая установка была размещена в средней части корпуса. Двигатель в предшествующей версии компоновки располагался сразу за рабочим местом механика-водителя, а десантный отсек (вполне традиционно) конструкторы уместили в кормовом отделении. В принципе, такое расположение в мировой практике считается идеальным.

Дело в том, что можно оперативно менять оснащение и назначение отсеков, в считанные дни превращая стандартные БТР в специализированные разведывательные, санитарные, огнеметные машины, модели радиолокационной разведки и т. д.

Решение о дальнейшей модернизации

Разумеется, принятие столь перспективного образца на вооружение стало триумфом военного ведомства. Но уже в то время стало понятно, что машину нужно срочно развивать дальше, превращать ее в передовое вооружение для полного переоснащения сухопутных армейских частей. В частности, настоятельно требовалось полное переосмысление конструкции в области противоминной защиты. Харьковским специалистам в какой-то степени удалось выполнить все эти требования. Так и появился БТР «Буцефал».

Боевое предназначение

Как и все альтернативные машины, в первую очередь он предназначен для перевозки личного состава. Кроме того, не исключено оказание огневой поддержки даже в условиях современного высокоманевренного боя. Украинские СМИ также подчеркивают, что БТР «Буцефал» (фото вы найдете на страницах этой статьи) может быть использован всеми сухопутными частями ВСУ в любых условиях, включая даже радиоактивное заражение местности после атаки неприятелем.

Особенно выделяется идеальная приспособленность машины для ее использования подразделениями специального назначения и морской пехотой. Предоставляемые производителем характеристики говорят о пригодности к эксплуатации в любом климате, в условиях полного бездорожья и в любое время суток.

Основные технические характеристики

В состав экипажа на БТР «Буцефал» входят три человека. Это командир машины, механик-водитель и стрелок. В зависимости от установленного боевого модуля количество перевозимых десантников может доходить до десяти человек.

До сих пор неизвестно, какую массу имеет БТР-4 «Буцефал». Известно только, что стандартный вес составляет около 17 тонн при стандартной комплектации и наличии обычного бронирования. Скорее всего, масса машины достигает 22 тонн при условии установки на нее новых боевых моделей и комплектов броневой защиты.

Варианты силовой установки

Всего вариантов устанавливаемых двигателей три. Все зависит от того, что именно пожелал конкретный заказчик. Может быть установлен немецкий Deutz, «самостийный» ЗТД или же Iveco, который чуть было не стал основным поставщиком бронемашин в российские ВС. Как правило, в большинстве машин можно увидеть украинский ЗТД-3А, который выдает не слишком внушительные 400 л/с.

В комплекте с ним идет автоматическая трансмиссия гидромеханического типа. К слову говоря, на оружейной выставке в ОАЭ, которую мы упоминали в самом начале статьи, был представлен БТР-4 «Буцефал», укомплектованный Deutz BF6M1015CP. Его мощность составляет уже 450 л/с при максимальной скорости 100 км/ч. Обещанный производителем запас хода составляет более 650 километров.

Маневренность и проходимость

Данные характеристики полностью идентичны тем, которыми обладает старая версия машины. Разработчики, однако, уверяют в том, что даже с усиленными показателями бронирования новый транспортер ничуть не утратил способностей к преодолению водных преград и рвов. Сообщается, что украинский БТР «Буцефал» может двигаться по воде со скоростью до 10 км/ч. Впрочем, в этих характеристиках можно усомниться: количество машин такого класса, которые обладают схожим уровнем бронирования и подобной скоростью преодоления водных преград, достаточно мало.

При этом все они оснащены весьма мощными двигателями и современными водометными установками. В принципе, немецкая силовая установка неплоха, но о наличии водометного оборудования производитель умалчивает. Плыть же со скоростью 10 км/ч, когда приводимость в действие осуществляется одной только вращающей силой колес, машина с такой массой вряд ли сможет.

Трудности выбора

Следует иметь в виду, что при дальнейшем увеличении боевой массы говорить о сохранении хоть сколь-нибудь положительной плавучести уже не приходится. Еще нужно учесть тот простой факт, что в последние годы основных заказчиков вооружения на рынке эта самая плавучесть совершенно не заботит. Основными критериями, по которым выбирается боевая машина, являются только два обстоятельства:

  • «живучесть самого БТР;
  • степень выживаемости его экипажа и десанта.

Разумеется, подразумевается огневое столкновение с противником не только в условиях более-менее полномасштабных боевых действий, но и при проведении миротворческих операций. В последнем случае бои часто идут в закрытом городском пространстве, где даже современным танкам с системами активной и динамической защиты приходится очень непросто.

О баллистической защите

Одним из главных поводов для гордости украинской «оборонки» является значительно увеличенная степень баллистической защиты, которую демонстрирует новый БТР-4Е «Буцефал». Полностью соответствуя требованиям STANAG-4269, он обладает пятым уровнем защиты. Проще говоря, машина теоретически способна выдержать обстрел из автоматической пушки калибра 25 мм с расстояния всего 500 метров.

В носовой части видны те изменения, которые в такую конструкцию, как БТР-4Е «Буцефал», были внесены исключительно с целью повышения «живучести» на поле боя. Так, лобовое бронирование было заметно усилено, а от всех бронестекол (которые подвергались жестокой критике) наконец-то полностью избавились. Этим же обеспечили наличие дополнительной возможности для установки даже динамической защиты. Отметим, что конструктивно предусмотрены решетки для защиты от бросков и бутылок с горючими жидкостями.

О противоминном бронировании

Что касается требований к противоминной защите, то с этим БТР-4 Е «Буцефал» в теории справляется просто бесподобно. Согласно стандартам НАТО, машина способна выдержать подрыв взрывного устройства, мощность которого составляет порядка восьми килограммов в Эти заявления производителя и вызывают серьезные сомнения у экспертов: разве машина с массой в 17-22 тонны и с плоским днищем способна выдержать столь серьезный заряд?

Конечно, если мина была изготовлена совсем уж никудышным сапером, то определенные шансы есть. Но в том случае, если она была грамотно сделана и установлена, вряд ли БТР-4 «Буцефал», характеристика которого далека от таковой у танка, сможет хоть как-то защитить экипаж, находящийся внутри корпуса.

Огневая мощь машины

Вот в этом вопросе новый БТР точно не подкачал. Так, конструкторы разработали специально для него массу боевых модулей с дистанционным управлением, которые серьезно повышают огневую мощь легкой бронетехники. Особенно стоит отметить модели «Штурм», «Град» и «Парус», БАУ-32, а также многочисленные варианты зарубежного изготовления, которые в любой момент могут быть установлены на такую технику, как БТР-4 «Буцефал». Фото этих вариантов частично имеются в данной статье.

Еще раз вернемся к самому началу нашего повествования. На машине, которая была представлена в ОАЭ, стоял боевой модуль «Парус». Его состав внушает уважение: автоматическое орудие марки ЗТМ-1 с калибром 30 миллиметров, двумя (спаренными) пулеметами калибра 7,62 миллиметра, а также одним гранатометом АГ-17, который предназначен для уничтожения танков противника.

Следует отметить, что всеми огневыми модулями может управлять (дистанционно) не только стрелок, но и командир машины. Наблюдение за противником и прицеливание могут осуществляться как при помощи стандартных оптических систем, так и при помощи мощных электронных комплексов, которые способны эффективно выполнять свою задачу в ночное время и в условиях недостаточной видимости.

Кроме того, экипаж может ориентироваться на изображение, которое будет получать с круговой камеры, установленной на броне. Картинка передается на монитор, устроенный перед рабочим местом командира.

Для последнего также предназначен отдельный наблюдательный модуль «Панорама-2П», который предоставляет максимально расширенную и подробную картинку боевой обстановки вокруг такой машины, как БТР-4Е «Буцефал». Фото этого не передают, но обзор с командирского места и в самом деле отличный.

Расширение возможностей для перевозки десанта

Если установлен боевой комплекс «Парус», то в десантном отсеке могут уместиться не менее семи человек. Проще всего командиру и механику-водителю, которые могут попасть на свои рабочие места, воспользовавшись верхними люками или забравшись внутрь через аппарель. Специально для этой цели между креслами десантников и отсеками управления конструкторы предусмотрели наличие небольшого прохода.

Еще одной любопытной особенностью является новая кормовая часть, которой отличается «Буцефал». БТР-3 и прочие старые модели не предусматривали настолько удобных условий для десантирования. В частности есть специальная аппарель, которая не просто выдвигается из кормы, но постепенно обеспечивает опускание по всей ширине десантного отсека. Это максимально облегчает посадку и высадку десанта.

Кроме того, этот конструктивный элемент позволяет превратить БТР в прекрасный транспортировщик габаритных грузов, попросту демонтировав кресла для десанта. В самой аппарели также имеется небольшая бронированная дверца, которую можно использовать для скрытной посадки и высадки людей.

Боевой опыт применения

События, которые разворачиваются на Востоке Украины, дали украинским силовикам испробовать свои новые машины в деле. Результаты оказались достаточно противоречивыми. С одной стороны, БТР вроде бы соответствуют всем заявленным требованиям. С другой - все стороны конфликта неоднократно регистрировали серьезные повреждения, и даже полный выход из строя «Буцефалов», которые побывали под огнем обычных

Напомним, что сам производитель дает гарантию защиты экипажа даже при попадании под обстрел из 25-мм автоматического орудия. Все это дает основания утверждать, что состояние защиты этого БТР аналогично (или чуть выше) бронированию отечественных БТР-80/82. Что касается огневой мощи, то каких-то достоверных сведений на этот счет не поступало.

Новые украинские бронетранспортеры с гордостью представили на Украине, однако в Сети к машинам отнеслись с изрядной долей скепсиса. Что же касается противников ВСУ – непризнанных республик ДНР и ЛНР – то они и вовсе не восприняли новинку всерьез.

Как заявил официальный представитель Народной милиции ЛНР Андрей Марочко, против БТР-4 «Буцефал» можно выходить даже со стрелковым оружием. При этом, напомнил он, Украина ранее пыталась предложить своих «Буцефалов» иностранным покупателям, но машины вернули из-за недоработок в конструкции. Таким образом, он дал понять, что новость о переправке БТР-4 на линию фронта не стала для ополчения Донбасса поводом даже для малейших волнений.

Известно, что бронетранспортер БТР-4 разрабатывали на Украине с 2002 года. В 2016 он успешно прошел испытания, в том числе и на воде – при спуске в водохранилище дошел до буйков и вернулся на берег. Впрочем, этот факт ничуть не прибавил машине очков в глазах пользователей Сети, которые позволили себе отпустить в адрес новинки украинской оборонной промышленности весьма едкие комментарии.

Источник фото - prntscr vz.ru

Источник фото - prntscr vz.ru

Кроме того, досталось и названию техники – БТР-4, который предложили называть БТР-404.

Источник фото - prntscr ria.ru

Впрочем, некоторые отметили, что ничего критичного на фото «Буцефалов» не увидели, ведь с виду новый БТР выглядит как самый обычный бронетранспортер советского образца.

Источник фото - prntscr vz.ru

Разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова в начале 2000-х годов. Первая демонстрация бронетраспортёра была впервые продемонстрирован на выставке Аеросвіт в 2006 году.

БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР используется для оснащения подразделений способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях применения противником оружия массового поражения. БТР может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. БТР может выполнять поставленные задачи как днем, так и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от -40 до +55ºС. Цена БТР4 снаряженного боевым модулем «Парус» - 16,5 миллиона гривен.

Бронетранспортер БТР-4 имеет колесную формулу 8х8. Приводиться в движение машина может одним из трех вариантов двигателя, по желанию заказчиков - украинским 3ТД, немецким Deutz или итальянским Iveco. Дорожный просвет составляет 460 мм.

Бронетранспортер имеет модульную конструкцию, позволяющую выпускать на его базе семейство боевых машин, и высокий уровень баллистической и противоминной защиты на уровне 2 STANAG-4269. Базовый уровень защиты может быть увеличен за счет дополнительных модулей или решетчатых экранов. Боевая масса БТР-4 в базовом варианте составляет 17 тонн (19.3 тонн с модулем «Гром»), в варианте с дополнительным бронированием вес может достигать до 27 тонн (защита от снарядов 30-мм пушек).

Машина является плавающей и развивает на воде скорость 8-10 км/час.


Компоновка

БТР-4 имеет три отделения:

  • Переднее - отделение управления
  • Среднее - моторно-трансмиссионное отделение
  • Заднее - боевое и десантное отделения

На базе БТР-4 могут быть созданы:

  • командирская машина БТР-4К
  • боевая разведывательная машина БРМ-4К
  • ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ)
  • машина огневой поддержки МОП-4К
  • командно-штабная машина БТР-4КШ
  • бронированная санитарно-эвакуационная машина БСЭМ-4К и др.
Параметр Единица измерений Величина

Масса модификации:

с противопульной защитой т 17.5+3%
с дополнительной защитой т до 25+3%
Колесная формула 8x8
Экипаж 3
командир, оператор, водитель
Десант 7-9
(в зависимости от боевого модуля)

Удельная мощность:

с противопульной защитой л.с./т не менее 28.6
с дополнительной защитой л.с./т не менее 20

Максимальная скорость движения, км/час:

По шоссе км/ч 110
На плаву км/ч до 10
Запас хода км не менее 690
Максимальный угол подъема градусы 30
Максимальный угол крена градусы 25

Применяемые двигатели:

Тип, марка двигателя двухтактный дизель 3ТД
Максимальная мощность л.с. 500
(возможен вариант 600)
Тип, марка резервного варианта двигателя четырехтактный дизель DEUTZ ЕВРО ІІІ
Максимальная мощность л.с. 489 или 598
Вооружение в зависимости от установленного боевого модуля

Боевой модуль "Парус"

Боевой модуль «Парус» оснащен оптико-телевизионным прицельным комплексом и панорамным прибором наблюдения командира, наведение осуществляется наводчиком или командиром в составе СУО «Трек». Углы наведения по вертикали от -13 до 45º. Высота БТР-4 с боевым модулем «Парус» - 3060 мм. Масса модуля без б/к - 1650 кг, с б/к - 2010.

Боевой модуль БМ-7 «Парус» - 1x30-мм пушка КБА-1 (боекомплект 400 снарядов), 1x30-мм автоматический гранатомет (боекомплект 145 гранат), 1 x 7,62-мм пулемёт (боекомплект 2000 патронов) и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР) с максимальной дальностью полёта ракеты 5500 м.

Боевой модуль «Парус» является многоцелевым унифицированным дистанционно управляемым модулем с вынесенным вооружением, с размещением оператора и командира в корпусе. Боевой модуль «Парус» не занимает места внутри БТР.

Модуль вооружения является автономным, и управляется как наводчиком так и командиром с помощью электромеханических поводов. Наблюдение и прицеливание осуществляется с использованием оптико-электронных (низкоуровневых телевизионных) приборов. Командир имеет отдельное панорамное устройство наблюдения, поиска цели и целеуказания «Панорама-2П» и пульт управления для обеспечения дублированного управления вооружением через прицельные приборы наводчика.


Строение блока вооружения модуля "Парус": 1. ПТРК "Барьер"; 2. прицел наведения ПТРК ПН-Б; 3. люки для обслуживания и заряжания магазинов; 4. механизм уравновешения; 5. прибор наблюдения командира; 6. оптико-электронный модуль наводчика; 7. гранатомет АГ-17; 8. пулемет; 9. система постановки занавесов; 10. башня; 11. пушка.
Изделие «Панорама-2П» и ОЭМ. Панорамная камера способна имеет возможность подъема на высоту до 0,5 м над башней и круговой обзор, используется командиром для целеуказания наводчику.

Изделие «Трек-М» представляет собой оптико-электронную систему наблюдения, прицеливания и управления огнем (СУО). Предназначено для наблюдения и обнаружения наземных целей и «зависших» вертолетов, прицеливания и управления вооружением.

Изделие «Трек-М ». Поле зрения широкополосного канала по горизонтали 8º40″ и 6º30 по вертикали. Для узкополосного канала по горизонтали 2020″ и 1050 по вертикали. Дальность обнаружения цели до 5000 м днем и 900 м ночью без подсветки, при подсветке ОУ-3ГА2М - 2000 м. Возможна установка тепловизора и реализация режима автоматического сопровождения целей.

  • автоматической 30-мм пушкой КБА-2;
  • автоматическим гранатометом АГ-17;
  • пулеметом калибра 7,62 мм типа ПКТ;
  • противотанковым ракетным комплексом «Барьер»;
  • средствами постановки дымовых завес.

Изделие «Трек-М» обеспечивает:

  • обнаружение целей при помощи обзорного панорамного прибора и формирования изображения обнаруженных целей и окружающей обстановки на видеомониторе командира;
  • наблюдение целей и окружающей обстановки в дневных условиях и в условиях пониженной естественной освещенности;
  • обнаружение целей при помощи телевизионных камер УТК и ШТК оптико- электронного модуля и формирование изображения обнаруженных целей и окружающей обстановки на видеомониторах командира и оператора;
  • измерение дальности до цели при помощи лазерного дальноиера (ЛД);
  • обнаружение на видеомониторах командира и оператора изображений цели и окружающей обстановки;
  • формирование и отображение на видеомониторах командира и оператора марки визирования цели;
  • определения дальности до цели косвенным методом;
  • автоматическое определение углов прицеливания для выбранного оружия;
  • управление стрельбой оружия;
  • формирование и отображение на видеомониторах командира и оператора марки прицеливания для выбранного типа оружия в зависимости от дальности до цели;
  • формирование и отображение на видеомониторах служебной алфавитно- цифровой информации;
  • отображение на видеомониторах численного значения угла прицеливания при стрельбе гранатометом по невидимой цели в зависимости от введенного значения дальности до цели;
  • управление механизмами пушки при заряжании;
  • выбор типа снаряда пушки и режима стрельбы (очередь - одиночный) для пушки и гранотомета;
  • запоминание установленного количества боезапаса пушки и гранатомета и автоматический счет его остатка при стрельбе;
  • управление шестью установками постановщика дымовых завес;
  • автоматизированный контроль аппаратуры изделия.

Изделие «Панорама-2П » предназначено для поиска и обнаружения командиром боевой машины подвижных и неподвижных целей (танк, живая сила противника), выдачи видеосигнала для отобра-жения изображения обнаруженных целей и окружающей обстановки на видеомониторе командира и угловых координат направления оптической оси в горизонтальной плоскости относительно башни боевого модуля.

  • Приводной механизм;
  • Оптико-электронный модуль панорамного прибора.

Приводной механизм размещается внутри башни боевого модуля. Оптико-электронный модуль панорамного прибора (ОЭМ ПП) установлен в углублении на башне боевого модуля на пластине приводного механизма.

При облучении объекта средствами наведения противника с квантовыми приборами дальнометрирования или подсветки комплекс регистрирует факт облучения объекта, определяет тип излучателя (дальномер или подсветчик), направление на источник излучения и выдает информацию на ПИК, одновременно по внутреннему переговорному устройству объекта на шлемофоны членов экипажа подается зуммер тревоги различной тональности в зависимости от вида излучателя. На основании информации командир или оператор-наводчик объекта устанавливает тумблерами на ПИК один из режимов управления отстрелом аэрозольных (дымовых) гранат.

Боевые характеристики модуля «Парус»

Марка и тип пушки КБА-1 (2А72)
Калибр, мм 30
Скорострельность, выстр/мин 330
Прицельная дальность по наземным целям, м:
БТ-снарядами 2000
ОФЗ и ОТ-снарядами 4000
*Стрельба по воздушным целям до 2500
Дальность прямого выстрела, м 1100
Марка и тип пулемета ПКТ, танковый, спаренный
Калибр, мм 7,62
Скорострельность, выстр/мин 200-250
2000
Марка и тип комплекса «Барьер» 5500 м
Дальность поражения ракетой, м 75-2000
Марка и тип гранатомета АГ-17 автоматический
Калибр, мм 30
Темп стрельбы, выстр/мин. 50-100 и 350-400
Прицельная дальность стрельбы, м 1730
Боекомплект оружейного модуля «Парус»
Углы обстрела

Варианты исполнения БТР-4

Разведывательная машина
БРМ-4К

Модификация БТР-4 с модулем Гром

Модификация БТР-4МВ с дополнительной защитой

Параметр единица измерений Величина
Масса т 25 +3%
Экипаж 3
Десант 7
Удельная мощность л.с./т 20
Тип, марка и мощность двигателя 2-тактный дизель 3ТД, 500л.с.
или 4-тактный дизель DEUTZ

Боевой модуль:

Экипаж 2

Вооружение:

Автоматическая пушка 1 x 30 мм
Боекомплект снарядов не менее 360
Гранатомет 30 мм
Боекомплект гранат не менее 150
Пулемет 7.62 мм
Боекомплект патронов не менее 1 200
ПТРК 9П135М "Конкурс”
или "Барьер”
Боекомплект ракет 4

Модификация БТР-4 с модулем Шквал

Параметр единица измерений Величина

Боевой модуль:

Экипаж 1

Вооружение:

Автоматическая пушка 1 x 30 мм
Боекомплект снарядов не менее 360
Гранатомет 1 x 30 мм
Боекомплект гранат не менее150
Пулемет 1 x 7.62 мм
Боекомплект патронов не менее 2 000
ПТРК 9П135М "Конкурс”
или "Барьер”
Боекомплект ракет не менее 2

Модификация БТР-4 с модулем БАУ 23х2

Командирская машина БТР-4К

Параметр единица измерений Величина
т 20,2+3%
Экипаж 7 человек
командир машины, водитель-электромеханик, наводчик-оператор, командир подразделения, три офицера
ЭА-8
Средства связи
  • радиостанция Р-173М
  • радиоприемник Р-173ПМ
  • радиостанция Р-163-50К
  • радиоприемник Р-163-КП
  • радиостанция Р-159
  • радиостанция "Северок-К”
  • телефонный аппарат ТА-57-У
  • телефонная катушка ТК-2
  • буссоль
  • бинокль
  • боевой фонарь

Параметр единица измерений Величина
Масса машины с противопульной защитой т 18,5+3%
Экипаж 7
командир машины, водитель-электромеханик, командир, четыре офицера
Дополнительная силовая установка ЭА-8
Вооружение пулеметная установка типа ТКБ-01-1 калибра 12,7 мм
Средства связи
  • радиостанция Р-173М
  • радиоприемник Р-173ПМ
  • радиостанция Р-163-50К
  • радиоприемник Р-163-КП
  • радиостанция Р-159
  • радиостанция "Северок-К”
  • аппаратура криптографической защиты речевой и документальной информации
  • телефонный аппарат ТА-57-У
  • телефонная катушка ТК-2
Системы навигационного обеспечения
  • спутниковая система навигационного обеспечения ТИУС-НМ
  • инерциальная система навигационного обеспечения
  • переносная спутниковая система навигационного обеспечения СН-3003 "Базальт”
Переносные средства наблюдения и ориентации
  • буссоль
  • бинокль
  • ночное устройство дальнего наблюдения
  • боевой фонарь

Параметр единица измерений Величина
Масса машины с противопульной защитой т 20,7+3%
Экипаж 6
командир, водитель, наводчик-оператор, штурман, два разведчика
Дополнительная силовая установка ЭА-8
Приборы наблюдения разведчиков комбинированные дневно-ночные перископические, бинокулярные приборы ТКН-3МУ
Средства связи
  • радиостанция Р-173М
  • радиоприемник Р-173ПМ
  • радиостанция Р-163-50
  • аппаратура криптографической защиты речевой и документальной информации
  • радиостанции Р-392/А
  • радиостанция "Северок-К”
Системы навигационного обеспечения
  • спутниковая система навигационного обеспечения ТИУС-НМ
  • инерциальная система навигационного обеспечения
  • переносная спутниковая система навигационного обеспечения СН-3003 "Базальт”
Переносные средства наблюдения и ориентации
  • буссоль
  • бинокль
  • ночное устройство дальнего наблюдения
  • боевой фонарь
Средства разведки
  • станция радиолокации ПСН "Кредо-М”
  • приемник-пеленгатор
  • миноискатель
  • прибор радиационной и химической разведки ПРХР-М