Уход за телом

Основной боевой танк тип «90.  бтвт - современные танки Основной боевой танк тип «90»

Основной боевой танк тип «90.  бтвт - современные танки Основной боевой танк тип «90»

Type 90 – это основной боевой танк, принятый на вооружение японским силам самообороны в 1992 году. Заменил собой устаревшие Тип 61 и тип 74. Тип 90 был современным и мощным, но весьма дорогим и трудоемким в производстве.

История создания

К 1976 году существовавшие в Японии основные танки Тип 61 и Тип 74 сильно устарели, и было решено создать боевую машину, которая бы по силе была равна советскому Т-72. «Мицубиси» приступила к работам над новым танком, привлекая специалистов из Германии, работавших над «Леопардом». В итоге к 1989 году танк был разработан, получил индекс «90» и отправлен на испытания. В его внешнем виде явно угадывались немецкие черты.

В процессе разработки танка компанией «Мицубиси» была создана система управления огнем, одна из самых лучших в мире. В нее входят панорамные приборы, стабилизированные в двух плоскостях, приборы наблюдения и наведения, лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель и многие другие устройства и датчики, позволяющие существенно упростить процесс наведения на цель.

После всех испытаний в 1990 выпустили установочную партию, а с 1992 года начали серийное производство основного танка Тип 90.

Сегодня танк Тип 90 уже не производится – используется более дешевый в производстве и более современный Тип 10. По состоянию на 2016 год на вооружении находится 341 Type-90.

За все время танк не поставлялся за границу и ни разу не участвовал в боевых действиях.

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – основной боевой танк;
  • Масса – 50,2 тонны;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – три человека;
  • Годы производства – 1990-2012 год;
  • Годы эксплуатации – с 1992 года.

Размеры

  • Длина вместе с пушкой – 9775 миллиметров;
  • Ширина корпуса – 3430 миллиметров;
  • Высота – 2340 миллиметров;
  • Клиренс – в среднем 450 миллиметров.

Бронирование

  • Тип брони – противоснарядная, модульная композитная.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 120-мм Rheinmetall L44;
  • Тип пушки – гладкоствольная;
  • Длина ствола – 44 калибра;
  • Боекомплект – 45;
  • Углы ВН: −12…+15°;
  • Пулеметы — 1 × 7,62-мм Type 74, 1 × 12,7-мм М2.

Подвижность

  • Тип двигателя – 10ZG;
  • Мощность – 1500 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 60-65 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 300 километров;
  • Удельная мощность – 29,9 л.с./т;
  • Тип подвески – гидропневматическая, активная;
  • Преодолеваемая стенка – 1 метр;
  • Преодолеваемый ров – 2,7 метров;
  • Преодолеваемый брод – 2 метра.

Машины на базе Тип 90

На базе Type 90 было создано несколько машин:

  • БРЭМ 90 — Бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Имела надстройку корпуса с краном, бульдозером и гидравлической лебедкой;
  • Машина технического обеспечения Тип 90 (в Японии допустимо, чтобы разные машины имели одинаковый индекс);
  • Танк-мостоукладчик Тип-91, способный перекрыть препятствие до 20 метров мостом с грузоподъемностью 60 тонн.

БРЭМ 90 (справа) используется для «переобувания» Тип 10

Мостоукладчик Тип 91 в работе

Анализ машины

Согласно оценкам экспертов, танк Type 90 обладал следующими достоинствами и недостатками.

Достоинства

  • Инновационная система управления огнем, уникальная и чрезвычайно удобная. Она позволяет экипажу быстро принимать точные решения, не отвлекаясь от управления танком;
  • Очень высокая удельная мощность – 29,9 по сравнению с 21,5 у российского Т-90 или 24 у немецкого Леопарда 2А6М;
  • Добавлен автомат заряжания, за счет чего экипаж сокращен до трех человек, а скорострельность существенно увеличена.

Недостатки

  • Слишком дорог;
  • Большое количество сложной электроники делало производство танка чрезвычайно трудоемким;
  • Из-за двухтактного двигателя быстро расходует топливо;
  • Нет вспомогательной силовой установке.

Тип 90 в зимнем камуфляже

Часто можно видеть, что Тип 90 в различных рейтингах считается одним из десяти или даже пяти лучших основных танков мира. Конечно, основания для этого есть, но не стоит забывать, что танк так ни разу и не участвовал в сражениях ни в Японии, ни за рубежом. Так что все сравнения и предположения основаны лишь на опыте учений, и неизвестно, как бы проявил себя Type 90 в реальном бою.

ОБТ "тип 90"

В июне 1991 г. Китай и Пакистан впервые публично продемонстрировали танк III поколения, получивший обозначение "тип 90- II ". В создании танка принимали активное участие французские и английские фирмы. Окончательная сборка машины проведена в Пакистане.

Новым для китайского танкостроения стало то, что практически все оборудование и вооружение (за небольшим исключением) было закуплено за границей или производилось в Китае по лицензии. В печати сообщалось, что танк "тип 90- II " имеет конструкцию:

На 10 % заимствованную у танков "59";

На 15 % у танков "69";

На 20 % у танков "85/88С";

И на 55 % - это новые технические решения, ранее не применявшиеся в китайском танкостроении.

К таким решениям китайские специалисты отнесли следующие:

Модульное бронирование башни с узлами крепления навесной ДЗ, которая устанавливается при необходимости из возимого комплекта;

Усовершенствованная 125-мм пушка 2А46М с хромированным каналом ствола, теплозащитным кожухом и эжектором;

Усовершенствованный автомат заряжания карусельного типа (аналогичен российскому, установленному на танках серии Т-72 и китайском "тип 88 С ");

СУО, закупленная во Франции (аналогично установленной на танке "Леклерк");

Система автоматического сопровождения цели (аналог неизвестен);

На первом опытном образце установлены: немецкий дизельный двигатель фирмы MTU MT396, производимый в Китае по лицензии. Мощность двигателя 1200 л.с . Автоматическая трансмиссия RENK LSG 3000 (Германия);

На втором опытном образце установлен английский двигатель Perkins CV-12-1200 TCA "Кондор" (такой же, как на танке "Челленджер-2" и французская гидромеханическая трансмиссия SESM ESM-500 (такая же, как на ОБТ "Леклерк";

Система предупреждения о лазерном облучении танка;

Современное быстродействующее противопожарное оборудование.

В настоящее время проводятся всесторонние испытания танка. Если судить по концепции создания и оснащения танка "тип 90- II ", то машина разработана для исследовательских и оценочных целей, а также для отработки наиболее наукоемких технических решений, которые могут найти применение на перспективных образцах китайских ОБТ.

ОБТ Китая

(вверху - тип 90- II (опытный образец); внизу - тип90- II с мероприятиями по снижению заметности (опытный образец)

Всего к 2005 г. изготовлено 15 машин, которые находятся в армейских подразделениях Пакистана в опытной войсковой эксплуатации. Существуют опытные образцы с украинским 2-тактным дизельным двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с. и планами его замены на 6 ТД-2 мощностью 1200 л.с .

Еще 1 октября 1988 года китайская национальная корпорация НОРИНКО заключила контракт с Пакистаном по созданию опытных образцов танка «Тип 90-II», которые должны были пройти всесторонние испытания. При этом до 70% всех компонентов «90-II» были произведены в Пакистане. В дальнейшем, купив лицензию на производство и освоив технологию, пакистанский военный завод компании «Heavy Industries Taxila» приступил к серийному выпуску усовершенствованной модификации танка, получившей собственное имя «Аль Халид».


А специалисты NORINCO продолжили работы над оставшимися танками «90-II» в целях создания собственного перспективного ОБТ.

Сразу после создания танка Тип 74 (морально устаревшим практически на стадии проектирования), японское военное руководство принимает решение о создании более мощного, современного танка, полностью изготавливаемого на японских производственных мощностях. Эта боевая машина должна была быть способна на равных противостоять основному советскому танку Т-72. В результате создание TK-X-MBT (индекс машины) началось в 1982 году, в 1985 году было создано два опытных образца танка, в 1989 году проект был завершен, в 1990 году - танк был принят на вооружение японской армии. Оригинальным японским решением является автомат заряжания, разработанный фирмой "Мицубиси". Автоматизированная боеукладка располагается в развитой нише башни. В момент заряжания пушка должна быть застопорена в горизонтальном положении относительно крыши башни, что соответствует нулевому углу возвышения. Экипаж танка отделен от боекомплекта броневой перегородкой, а в крыше ниши башни имеются вышибные панели, что способствует повышению уровня защищенности танка.

В состав системы управления огнем, разработанной фирмой "Мицубиси", входят лазерный дальномер, стабилизированные в одной плоскости приборы наблюдения и наведения наводчика (производства фирмы "Никон корпорэйшн"), стабилизированные в двух плоскостях панорамные приборы наблюдения и наведения командира (производства фирмы "Фуджи фото оптикал компани"), термовизор ("Фуджицу компани"), цифровой баллистический вычислитель, система автоматического слежения за целью и комплект датчиков. Электронный баллистический вычислитель автоматически учитывает поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен оси цапф пушки, температуру воздуха и атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола. Вручную в него вводятся поправки на температуру заряда и тип выстрела. Контроль функционирования системы управления огнем осуществляется автоматической встроенной системой.

В качестве вспомогательного и дополнительного вооружения установлены 7,62-мм спаренный с пушкой пулемет, 12,7-мм зенитный пулемет М2НВ на крыше башни, а также шесть дымовых гранатометов. Управлять вспомогательным вооружением могут оба члена экипажа, находящиеся в башне танка. Однако система управления огнем отдает приоритет командам командира. Орудие стабилизировано в двух плоскостях, наведение на цель осуществляется с помощью полностью электрических приводов. Систему управления огнем (СУО) дополняет система предупреждения об облучении танка лазерным лучом противотанковых систем поражения бронетехники.

Благодаря замкнутой гидравлической системе с центральным насосом можно регулировать угол наклона танка в продольной плоскости, что расширяет возможности по наведению пушки на цель без увеличения высоты танка.

Подвеска танка является гибридной: в ее состав входят и гидропневматические сервомоторы, и торсионные валы. Гидропневматические сервомоторы монтируются на двух передних и двух последних опорных катках с каждого борта. Благодаря замкнутой гидравлической системе с центральным насосом можно регулировать угол наклона танка в продольной плоскости, что расширяет возможности по наведению пушки на цель без увеличения высоты танка, а также величину клиренса в диапазоне от 200 мм до 600 мм.

В состав ходовой части входят шесть двускатных опорных катков и три поддерживающих ролика на борт, ведущие колеса заднего, а направляющие - переднего расположения. По некоторым данным для танка Тип 90 разработаны два типа гусениц, которые должны использоваться в зависимости от условий эксплуатации танка.

На танке установлен двухтактный 10-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом, развивающий мощность 1500 л.с при 2400 об/мин, гидромеханическая трансмиссия с блокируемым гидротрансформатором, планетарной коробкой передач и гидрообъемной передачей в приводе поворота.

Масса трансмиссии не превышает 1900 кг, в сумме с массой двигателя равной 4500 кг, что соответствует мировым стандартам. Всего японской военной промышленностью было выпущено около 280 танков данного типа. Есть данные о сворачивании производства танка, в том числе и из-за его дороговизны - 800 миллионов йен (примерно 8 миллионов долларов) стоимость одной машины, высвободившиеся средства Япония планирует вложить в системы противоракетной обороны страны.

На базе шасси танка Тип 90 разработана машина технического обеспечения с тем же обозначением (как видно, в Японии допускается существование различных машин с одинаковым индексом).

Тактико-технические характеристики основного боевого танка Тип 90

Боевая масса, т 50
Экипаж, чел 3

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 9700
ширина 3400
высота 2300
клиренс 450 (200-600)

Броня, мм

комбинированная

Вооружение:

120-мм гладкоствольная пушка L44-120 или Ph-120; 12,7-мм пулемет "браунинг" М2НВ; 7,62-мм пулемет
Двигатель дизель, V-образный "Мицубиси" ZG 10-цилиндровый, воздушного охлаждения, мощность 1500 л.c. при 2400 об/ми
Удельное давление на грунт, кг/см 0,96
Скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода по шоссе, км 300

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 1,0
ширина рва, м 2,7
глубина брода, м 2,0

Источники:

  • А.Мирошников. Бронетанковая техника Японии. Зарубежное военное обозрение;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Chris Chant, Richard Jones "Tanks: Over 250 of the World"s Tanks and Armoured Fighting Vehicles";
  • Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
  • Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. Современные танки.
Боевые машины мира, 2015 № 29

Основной боевой танк тип «90»

Основной боевой танк тип «90»

Основной боевой танк Тип «90» разрабатывался фирмой mitsubishi Heavy Industries с 1976 года под индексом ST-C для замены в Силах самообороны Японии танков Тип «61» и Тип «74».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНК ТИП «90»

БОЕВАЯ МАССА, т: 50.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 9760, ширина – 3430, высота (по крыше башни) – 2340, клиренс – 450 (изменяется в пределах от 200 до 600 мм).

БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное, комбинированное, многослойное.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 70.

ЗАПАС ХОДА, км: 400.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30; ширина рва, м – 2,7; высота стенки, м -1; глубина брода, м – 2 (с ОПВТ – 4 м).

В проектировании участвовали немецкие фирмы «Крупп-МаК» и «Краус Маффей АГ», создававшие танки «Леопард». Неудивительно, что принятый в 1989 году на вооружение основной боевой танк Тип «90» имеет значительное внешнее сходство с танком «Леопард 2».

КЛАССИЧЕСКАЯ СХЕМА

Основной боевой танк Тип «90» спроектирован по классической схеме с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В передней части танка расположено отделение управления, которое смещено к левому борту; у правого борта спереди находится часть боекомплекта орудия. Боевое отделение расположено в средней части корпуса танка и башне. В башне по обе стороны от орудия находятся места наводчика и командира: наводчик слева, командир справа. Применение на танке автомата заряжания позволило исключить из экипажа одного человека – заряжающего. Корпус и башня танка сварные. Броня многослойная, разнесенная, с широким использованием керамических элементов. Верхний лобовой лист корпуса находится под большим углом к вертикали, в то время как лобовые и бортовые листы башни расположены без каких-либо углов наклона. Защита корпуса усилена противокумулятивными экранами. Стабилизированная в двух плоскостях 120-мм гладкоствольная пушка немецкой фирмы «Рейнметалл», выпускаемая в Японии по лицензии фирмой Japan Steel Works, может стрелять всеми видами боеприпасов этого калибра, разработанными в Германии и США.

Компанией Mitsubishi для заряжания орудия был разработан специальный автомат, использующий механизированную боеукладку, располагаемую в нише башни и вмещающую 20 выстрелов. Необходимым условием осуществления автоматического заряжания является возвращение ствола орудия после выстрела на нулевой угол возвышения. После зарядки орудие автоматически возвращается на заданный угол стрельбы.

Боеукладка отделяется от остального пространства башни броневой перегородкой, а для уменьшения разрушающего действия детонации боекомплекта в крыше ниши башни смонтированы специальные вышибные панели. Помимо 20 выстрелов, которые находятся в механизированной боеукладке, в корпусе танка хранятся еще 20 выстрелов.

Основной боевой танк Тип «90»

СУО И СРЕДСТВА НАБЛЮДЕНИЯ

Разработанная фирмой Mitsubishi Electric система управления огнем считается одной из самых совершенных в мире. Она включает в себя электронный баллистический вычислитель, автоматически учитывающий поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен оси цапф пушки, температуру воздуха и атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола.

Основной боевой танк Тип «90» на одной из японских выставок.

Вид сверху на башню. Хорошо видны штыревая установка зенитного пулемета и своеобразная форма крышки люка командира.

КОНТЕКСТ 7-Я ТАНКОВАЯ ДИВИЗИЯ

Единственная японская 7-я танковая дивизия считается основной ударной силой сухопутных войск. Она предназначена для нанесения контрудара, а также для прикрытия флангов пехотных дивизий и решения других задач. Дивизия имеет семь полков (три танковых, мотопехотный, артиллерийский, зенитный ракетно-артиллерийский, тылового обеспечения), три батальона (разведывательный, инженерный, связи) и две роты (штабную, армейской авиации). Численность личного состава около 7000 человек. Вооружение: свыше 200 танков, более 200 боевых бронированных машин, до 70 орудий полевой артиллерии и минометов. Дивизия дислоцируется на острове Хоккайдо и подчинена командованию армии «Север» – самой крупной и боеспособной в Силах самообороны. Помимо танковой дивизии, бронетанковая техника состоит на вооружении и других подразделений. Например, в составе каждой пехотной дивизии имеется танковый батальон, насчитывающий до 60 боевых машин.

Вручную в него вводятся поправки на температуру заряда и тип выстрела. Кроме того, в систему входят: стабилизированный в двух плоскостях панорамный перископический комбинированный прицел командира с ночным тепловизионным и лазерным дальномерным каналами, разработанный фирмой Fuji Photo Optical Company, стабилизированный в одной плоскости комбинированный перископический прицел наводчика Nikon Corporation с ночным тепловизионным каналом и вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел наводчика.

Командир и наводчик могут вести цели в ручном режиме без использования автоматического сопровождения целей. Чтобы использовать автомат сопровождения целей, командир танка или наводчик должны нажать кнопку «Захват», как только цель будет обнаружена и попадет в рамки створа «Захват» в прицеле. В том случае, если объект на какое-то время исчезает, например, за укрытием, прицел продолжает следить за целью с той же скоростью, чтобы в случае появления цели из-за укрытия наводчик вновь смог быстро поставить ее «на захват». Стабилизированный в 2-х плоскостях командирский прицел, имеющий только дневной оптический канал, позволяет не только обнаруживать и поражать цели непосредственно, но и обладает такой функцией, как «убийца танков». При нажатии кнопки на своем пульте управления командир имеет возможность «передать» обнаруженный им объект наводчику, в то время как сам может продолжать заниматься поиском новых целей. В это время наводчик поражает первую обнаруженную цель.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ

¦ 1976 г. – начало разработки

¦ 1985 г. – изготовление двух опытных образцов

¦ 1989 г. – принятие на вооружение

¦ 1990 г. – изготовление установочной партии

¦ 1992 г. -начало серийного производства

Основной боевой танк Тип «90». Демонстрация возможности гидропневматических элементов подвески.

ВООРУЖЕНИЕ, ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И ЗАЩИТА

Помимо пушки в комплекс вооружения танка Тип «90» входят два пулемета: спаренный с пушкой пулемет «74» калибра 7,62 мм и зенитный пулемет М2НВ калибра 12,7 мм, установленный на крыше башни между люками командира и наводчика. По бортам башни в кормовой ее части смонтированы шесть дымовых гранатометов «73» калибра 60 мм. Боекомплект включает в себя 40 выстрелов, 4500 патронов калибра 7,62 мм и 660 патронов калибра 12,7 мм. При стрельбе из 120-мм гладкоствольной пушки используются неоперенные бронебойные подкалиберные трассирующие снаряды с отделяемым поддоном и многоцелевые противотанковые кумулятивные снаряды с полусгораемыми гильзами. Установленный на танке 10-цилиндровый двухтактный V-образный турбодизель жидкостного охлаждения Mitsubishi M-12ZG мощностью 1500 л. с. при 2400 об/мин позволяет 50-тонной боевой машине развивать максимальную скорость 70 км/ч. Хорошие показатели подвижности обеспечиваются и гидромеханической трансмиссией с блокируемым гидротрансформатором, автоматической планетарной коробкой передач (4 + 2) и гидрообъемной передачей в приводе поворота. Ходовая часть состоит из шести обрезиненных опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска комбинированная. На двух передних и двух задних опорных катках с каждого борта установлены гидропневматические сервомоторы, а на остальных – торсионные валы. Гусеницы имеют металлические беговые дорожки, РМШ и съемные резиновые накладки. Благодаря замкнутой гидравлической системе с центральным насосом можно регулировать угол наклона танка в продольной плоскости, что расширяет возможности по наведению пушки на цель без необходимости увеличения высоты танка, а также величину клиренса в диапазоне от 200 до 600 мм. На танке Тип «90» установлена быстродействующая автоматическая система ППО, реагирующая на ИК-излучение источника возгорания, и система защиты от ОМП. Имеется система предупреждения об облучении танка лазерными средствами противника.

Тип «90» оснащен системой постановки дымовых (аэрозольных) завес для противодействия управляемым ракетам с лазерным самонаведением или полуавтоматическим наведением по лучу лазера, а также препятствования работе лазерных дальномеров. На базе танка Тип «90» разработана и выпускается серийно бронированная ремонтно-эвакуационная машина Тип «90» ARV. Гидравлический кран размещен в передней части корпуса справа. Машина оснащена лебедками и бульдозерным оборудованием. Производство осуществляется с 1999 года с темпом одна машина в год. С таким же темпом сборки с 2000 года выпускается танковый мостоукладчик Тип «91» AVLB, оснащенный мостом 60-тонного класса длиной 20 метров (в развернутом положении).

Основной боевой танк Тип «90» на выставке

Основной боевой танк Тип «90»

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Заказчик: Силы самообороны Японии

Вид: основной боевой танк

Разработчик: фирма Mitsubishi Heavy Industries, Krupp-MaK и Krauss- Maffei AG

Производитель: фирма Mitsubishi Heavy Industries

Годы эксплуатации: с 1992

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАТУС

Установочная партия новых танков была выпущена в 1990 году. Серийное производство осуществлялось с 1992 года. По состоянию на 1 января 2010 года на вооружении Сил самообороны Японии поступил 341 танк Тип «90». Следует отметить, что, подобно большинству японских военных программ, разработка танка Тип «90» велась очень долго, а серийное производство шло крайне медленно, вследствие чего стоимость одной машины была самой высокой в мире. Тем не менее по оценке зарубежных специалистов Тип «90» входит в пятерку лучших танков мира. К настоящему времени производство танков Тип «90» завершено.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК ТИП «90»

Основной боевой танк Тип «90». Машина из состава 72-го танкового полка 7-й танковой дивизии Сухопутных Сил самообороны Японии. Единственная японская 7-я танковая дивизия считается основной ударной силой сухопутных войск. Дивизия дислоцируется на о. Хоккайдо и подчинена командованию армии «Север» – самой крупной и боеспособной в Силах самообороны.

1 120-мм гладкоствольная пушка

2 Блок датчиков системы предупреждения о лазерном облучении

3 Комбинированный перископический прицел наводчика

4 12,7-мм зенитный пулемет

5 Командирская башенка

6 Блок дымовых гранатометов

7 Антенна

8 Датчик ветра

9 Корзина для имущества

10 Буксирное устройство

11 Ведущее колесо

12 Противокумулятивный экран

13 Опорный каток

ТЕХНИКА И ТАКТИКА

Из книги Техника и вооружение 1998 02 автора

Из книги Техника и вооружение 2000 07 автора Журнал «Техника и вооружение»

Российский основной боевой танк Т -90 фото В.

Из книги Техника и вооружение 2001 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

Т-90С основной танк Вначале 1980-х годов на «Уралвагонзаводе» развернулись работы по модернизации основного танка Советской Армии – Т-72. Эти надежные и мощные машины составили основу броневой мощи отечественных вооруженных сил. К началу 2000 г. танковый парк Сухопутных Войск

Из книги Техника и вооружение 1998 01 автора Журнал «Техника и вооружение»

Основной танк Т-80 Когда министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафу Тласа, руководившего боевыми действиями сирийской армии в Ливане в 1981-82 годах, корреспондент журнала «Шпигель» спросил: «Хотел бы бывший водитель танка Тлас иметь немецкий «Леопард»2,

Из книги Боевые машины мира № 1 автора

Из книги Боевые машины мира № 3. Основной боевой танк «Леопард-2» автора

Основной боевой танк «Леопард-2» Основной боевой танк «Леопард-2» по популярности уступает только «Абрамсу». Тем не менее, именно «Леопард-2» много лет является стандартным танком НАТО - самой массовой боевой машиной армий стран блока. По боевым же свойствам «Леопард-2»

Из книги Боевые машины мира № 5 Основной боевой танк «Челленджер 2» автора

Основной боевой танк «Челленджер 2» Основной боевой танк «Челленджер 2» - наиболее современный танк в вооруженных силах Соединенного Королевства. Он является модернизацией танка «Челленджер 1» преимущественно в части конструкции башни, пушки и системы управления

Из книги Боевые машины мира, 2014 № 10 Танк Strv 103 автора

Основной боевой танк Strv 103 Единственный в мире безбашенный танк, состоявший на вооружении. Его компоновочная схема является уникальной для послевоенного мирового танкостроения. В ней применены принципиально новые конструктивные решения, основными из которых являются:

Из книги Основной боевой танк «Меркава» Мк 3 автора Боевые машины мира Журнал

Основной боевой танк «Меркава» Мк 3 Разработка танка «Меркава» Мк 3 была начата в августе 1983 года, фактически еще до начала серийного производства танка «Меркава» Мк 2. Генерал Исраэль Таль определил Мк 3 как танк 1990-х годов, который по боевой эффективности должен превзойти

Из книги Основной боевой танк АМХ-30 автора Боевые машины мира Журнал

Боевые машины мира № 12 Основной боевой танк АМХ-30 EAGLEMOSS COLLECTIONSТекст: М. КнязевХудожник: М. Франклин.Фотографии: стр. 4, 5,6,7,12,13,14,15 из архива М. Князева; стр. 10 © U.S. Military; стр. 10, 11 © East News. Автор статьи «Операция «Дагэ» А.

Из книги Боевые машины мира, 2014 № 15 Основной боевой танк С1 «Ариете» автора

Основной боевой танк АМХ-30 Танк АМХ-30 разрабатывался на основе единых с ФРГ и Италией тактикотехнических требований к танку 1960-х годов. После отказа от соглашения о производстве единого европейского танка НАТО разработка велась самостоятельно научно-исследовательским

Из книги Боевые машины мира, 2014 № 17 Основной боевой танк АМХ-56 «Леклерк» автора

Из книги Боевые машины мира, 2014 № 21 «Чифтен» Мк 5 автора

Основной боевой танк АМХ-56 «Леклерк» Танк третьего поколения разрабатывался с 1978 года французским государственным концерном giat industries (в настоящее время – nexter) в сотрудничестве с фирмами ФРГ. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИТАНК «ЛЕКЛЕРК»БОЕВАЯ МАССА, т: 54,6.ЭКИПАЖ,

Из книги Боевые машины мира, 2015 № 29 Основной боевой танк Тип «90» автора

Основной боевой танк «Чифтен» Мк 5 Танк «Чифтен» (англ. chieftain – «вождь») состоял на вооружении Великобритании с середины 60-х годов XX века и считался одним из самых мощных боевых танков своего времени. Тактико-технические характеристикиТАНК «ЧИФТЕН» МК 5БОЕВАЯ МАССА, т:

Из книги Боевые машины мира, 2015 № 32 Основной боевой танк «Леопард 1» автора

Основной боевой танк тип «90» Основной боевой танк Тип «90» разрабатывался фирмой mitsubishi Heavy Industries с 1976 года под индексом ST-C для замены в Силах самообороны Японии танков Тип «61» и Тип «74». ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНК ТИП «90»БОЕВАЯ МАССА, т: 50.ЭКИПАЖ, чел.:

Из книги автора

Основной боевой танк «Леопард 1» Основной боевой танк «Леопард 1» – первенец немецкого послевоенного танкостроения. Он разрабатывался в рамках совместной с Францией программы создания «единого европейского танка». Программа потерпела фиаско, но «Леопард 1»

В 1976 году фирма «Мицубиси» начала работы по созданию нового основного боевого танка, который должен был прийти на смену уже существующим машинам Тип 61 и 74. Помимо японских инженеров в разработке танка приняли участие специалисты немецких фирм «МаК» и «Краусс-Маффей», которые принимали участие в создании немецкого основного боевого танка «Леопард». Влияние немецких конструкторов отразилось во внешнем облике японского танка. В 1989 году после проведения серии испытаний и доводки танк был принят на вооружение армии самообороны Японии под индексом «90». Установочная партия танков была выпущена в 1990 году, с 1992 года начато серийное производство. По состоянию на 2010 год на вооружении армии самообороны Японии находился 341 танк Тип 90. Первоначальная потребность бронетанковых сил Японии в новых танках оценивалась в 600 штук.


По оценкам ряда специалистов танк Тип 90 по праву относиться к числу лучших танков современности. Также данный танк является и одним из самых дорогих, 1 машина обходится японскому правительству в 8-9 млн. долларов, дороже только Леклерк – 10 млн. долларов за танк.

ОБТ Тип 90 спроектирован по классической схеме с задним расположением МТС – моторно-трансмиссионного отделения. В передней части танка расположено отделение управления, которое смещено к левому борту, у правого борта спереди находится часть боекомплекта орудия. Боевое отделение находится в центральной части танка. В бронированной башне по обе стороны от орудия находятся места наводчика и командира, наводчик слева, командир справа. Применение на танке автомата заряжания позволило исключить из экипажа одного человека. В этом японский танк повторяет советские машины Т-64, Т-72 и Т-80, а также французский Леклерк.

Корпус танка и его башня имеют сварную конструкцию. Броня танка многослойная, разнесенная, с широким применением керамических элементов, которые выпускаются компанией «Киото керамик компани». Верхний лобовой лист корпуса установлен под очень большим углом к вертикали, в то время как лобовые и бортовые детали танковой башни расположены практически под прямым углом. Борта корпуса и ходовая часть танка оснащаются дополнительной защитой в виде стальных противокумулятивных экранов. Боевая масса танка достигает 50,2 тонн.


Основным танка является 120-мм гладкоствольная пушка Rh-M-120 немецкой компании «Рейнметалл», производится в Японии по лицензии. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Углы наводки в вертикальной плоскости находятся в интервале от -12 до +15 градусов. Стрелять из орудия можно всеми 120-ми боеприпасами, разработанными для немецкого танка «Леопард-2» и американского М1А1 «Абрамс». Компанией «Мицубиси» для заряжания орудия был разработан специальный автомат, использующий механизированную боеукладку, размещаемую в нише башни и вмещающую 20 выстрелов. Необходимым условиям осуществления автоматического заряжания является возвращение ствола орудия после выстрела на нулевой угол возвышения. После зарядки орудие автоматически возвращается на заданный угол стрельбы.

Боеукладка отделяется от остального пространства башни броневой перегородкой, а для уменьшения разрушающего действия детонации боекомплекта в крыше ниши башни смонтированы специальные вышибные панели. Помимо 20 выстрелов, которые находятся в механизированной боеукладке, в корпусе танка хранится еще 20 выстрелов. За исключением 120-мм гладкоствольного орудия, которое изготавливается в Японии по лицензии немецкой фирмы Rheinmetall, у всех узлов и агрегатов танка Тип 90 японское происхождение.

Созданная компанией «Мицубиси» система управления огнем (СУО) считается одной из лучших во всем мире. В состав СУО входят панорамные приборы наблюдения и наведения командира танка, стабилизированные в двух плоскостях, приборы наблюдения и наведения наводчика, стабилизированные в одной плоскости, лазерный дальномер, 32-битынй электронный цифровой баллистический вычислитель, система автоматического слежения за целью, а также система датчиков, отвечающих за передачу баллистическому вычислителю информации для расчета поправок при стрельбе.

Прицел наводчика оснащается дневным оптическим каналом, тепловизионным каналом, лазерным дальномером. Производителем прицела наводчика является компания Nikon Corporation, командирские прицелы изготовлены компанией Fuji. Система управления огнем обеспечивает такую возможность, как автосопровождение целей, основанную на работе тепловизора. Благодаря СУО танк способен вести огонь в движении и с места в любое время суток как по движущимся, так и по неподвижным целям. Без использования автоматического сопровождения целей, командир и наводчик могут вести цели в ручном режиме. Чтобы использовать автомат сопровождения целей, командир танка или наводчик должны нажать кнопку «Захват», как только цель будет обнаружена и попадет в рамки створа «Захват» в прицеле. В том случае, если объект на какое-то время исчезает, к примеру, за укрытием, прицел продолжает следить за целью с той же скоростью, чтобы в случае появления цели из-за укрытия, наводчик вновь смог быстро поставить ее «на захват».


Стабилизированный в 2-х плоскостях командирский прицел, имеющий только дневной оптический канал, позволяет не только обнаруживать и поражать цели непосредственно, но и обладает такой функцией как «убийца танков». При нажатии кнопки на своем пульте управления, командир имеет возможность «передать» обнаруженный им объект наводчику, в то время как сам может продолжать заниматься поиском новых целей, в это время наводчик поражает первую обнаруженную цель.

Сигнал от тепловизионного канала прицела наводчика танка выводится на 2 монитора. Один из них смонтирован на месте наводчика, второй на командирском рабочем месте. Сердцем СУО является 32-битный цифровой баллистический вычислитель. При поражении как неподвижных, так и движущихся целей он вносит поправки на дальность, ветер, температуру окружающего воздуха (данные поступают от датчиков расположенных на башне танка), изгиб ствола орудия и угол наклона оси его цапф.

Вспомогательное вооружение танка включает в себя спаренный с орудием 7,62-мм пулемет и устанавливаемый на командирской башенке 12,7-мм зенитный пулемет. По бортам башни ближе к корме крепятся установки для пуска дымовых гранат. Помимо дымовых гранат поставить дымовую завесу может специальная термодымовая аппаратура, также установленная на танке.

В моторно-трансмиссионном отделении находится V-образный 10-цилиндровый дизельный двигатель 10 ZG производства «Мицубиси». Двигатель оснащен системой турбонаддува, имеет жидкостное охлаждение и при 2400 об/мин в состоянии развить максимальную мощность в 1500 л.с. В одном блоке с двигателем выполнена гидромеханическая трансмиссия с автоматической планетарной коробкой передач, блокируемым гидротрансформатором и специальной гидрообъемной передачей в приводе поворота. Автоматическая коробка передач имеет 4 передачи переднего ход и 2 заднего. Максимальная скорость танка по шоссе достигает 70 км/ч, максимальная скорость заднего хода – 42 км/ч.

Мощность десятицилиндрового двигателя позволяет танку с места за 20 секунд преодолеть 200 метров. При передвижении по пересеченной местности ОБТ в состоянии преодолеть ров шириной 2,7 м., вертикальную стену высотой 1 м., и брод глубиной до 2 м. Запас хода танка равняется 350 км., при полностью заполненных баках (1100 литров).

В ходовой части танка с каждого борта находится по 6 сдвоенных обрезиненных опорных и по 3 поддерживающих катка. Ведущие колеса находятся сзади. Подвеска танка комбинированная. На двух передних и на двух задних опорных катках с каждого борта стоят гидропневматические сервомоторы, а на всех остальных – торсионные валы. Такая схема подвески позволяет танку осуществлять наклон корпуса в продольной плоскости, а также изменять величину клиренса в диапазоне от 200 до 600 мм. Гусеницы танка стальные с резинометаллическим шарниром, оснащаются съемными резиновыми накладками.

На передней части крыши башни монтируется датчик лазерного излучения, который подает звуковой сигнал, а также осуществляет индикацию направления излучения на рабочее место командира танка. Данная система может использоваться вместе с автоматическим отстрелом дымовых гранат для противодействия ракетам с системой наведения по ИК лучу. Помимо этого в состав оснащения танка входит система защиты от оружия массового поражения, быстродействующая система пожаротушения, танковое переговорное устройство и радиостанция.

На базе ОБТ Тип 90 была создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ 90. БРЭМ получила новую надстройку корпуса с установленным спереди справа подъемным краном, смонтированным спереди корпуса бульдозером и гидравлической лебедкой. Также ведутся работы по созданию танка-мостоукладчика Тип 91, который способен перекрывать препятствия шириной до 20 метров мостом грузоподъемностью в 60 тонн.

Использованы источники:
www.rosprom.gov.ru/snews.php?id=794&vers=print
www.armor.kiev.ua/Tanks/Modern/japan.php#90
материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»