Женское белье

Зенитная управляемая ракета малой дальности аспид. Гиперзвуковое оружие

Зенитная управляемая ракета малой дальности аспид. Гиперзвуковое оружие

Российские работы в этой области ведутся довольно давно. Известно, что в Реутовском НПО машиностроения в самом конце 1980-х годов разрабатывался ракетный комплекс «Альбатрос», частью которого должен был стать планирующий крылатый боевой блок, способный выполнять маневр уклонения при преодолении ПРО. В данный момент то же самое НПО машиностроения работает по так называемой «теме 4202», которую можно осторожно (в силу скудости сведений, сопровождаемых обильным дезинформированием) охарактеризовать как разработку следующего поколения управляемых боевых блоков. Изделие планируют устанавливать на новые тяжелые ракеты «Сармат».

Разрабатываемый объект носит наименование «аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение» (АГБО), его испытания ведутся с 2011 года с использованием переоборудованных ракет УР-100Н УТТХ, запускаемых из позиционного района Домбаровский (Оренбургская область). Первые старты, возможно, проводились с Байконура. Точных данных о количестве испытаний нет, но как минимум в 2015-2016 годах их состоялось три.
Последним в эту гонку включился Китай. В течение 2014-2016 годов американская разведка зафиксировала семь испытательных пусков в рамках разработки управляемого боевого блока (сперва обозначался как WU-14, далее как DF-ZF).

AHW - это более простой ГЗЛА, который в Пентагоне склонны квалифицировать как планирующую гиперзвуковую бомбу. AHW испытывался дважды: в 2011-м и 2014-м. В первый раз аппарат успешно прошел 3700 километров на скоростях до 8 Махов и на высоте до 100 километров. Во второй раз прототип развалился на четвертой секунде после отделения от ракеты-носителя.
Российские работы в этой области ведутся довольно давно. Известно, что в Реутовском НПО машиностроения в самом конце 1980-х годов разрабатывался ракетный комплекс «Альбатрос», частью которого должен был стать планирующий крылатый боевой блок, способный выполнять маневр уклонения при преодолении ПРО.

В данный момент то же самое НПО машиностроения работает по так называемой «теме 4202», которую можно осторожно (в силу скудости сведений, сопровождаемых обильным дезинформированием) охарактеризовать как разработку следующего поколения управляемых боевых блоков. Изделие планируют устанавливать на новые тяжелые ракеты «Сармат».
Разрабатываемый объект носит наименование «аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение» (АГБО), его испытания ведутся с 2011 года с использованием переоборудованных ракет УР-100Н УТТХ, запускаемых из позиционного района Домбаровский (Оренбургская область). Первые старты, возможно, проводились с Байконура. Точных данных о количестве испытаний нет, но как минимум в 2015-2016 годах их состоялось три.

Последним в эту гонку включился Китай. В течение 2014-2016 годов американская разведка зафиксировала семь испытательных пусков в рамках разработки управляемого боевого блока (сперва обозначался как WU-14, далее как DF-ZF).
Особенность устройства в том, что, по предположению американских аналитиков, он может устанавливаться не только на межконтинентальные ракеты, но и на ракеты средней дальности. В сочетании с повышением точности за счет маневрирования это позволяет использовать их как боевую часть «национального китайского оружия» - противокорабельных баллистических ракет, предназначенных для атаки авианосных ударных соединений ВМС США.

Такие же, но быстрее

Идея увеличить маршевую скорость крылатых ракет - естественная линия развития этих систем оружия, подразумевающая, в том числе, и преодоление систем ПВО/ПРО. Как только гипотетическая скорость образцов шагнула за 5 Махов, сразу возникло новое боевое средство, также вписанное в концепцию «мгновенного глобального удара» (в том числе и неядерными средствами).
В США ведется разработка прототипа X-51 Waverider. Это крылатая ракета воздушного базирования длиной 7,6 метра со скоростью «более 5 Махов» (по оценкам до 6-7) и дальностью до 740 километров. В 2010-2013 годах были проведены четыре испытания X-51, из которых только последнее оказалось полностью успешным (первое считается частично успешным, второе и третье провалились).

Сейчас в проекте наметилась пауза, научно-технический задел по X-51 планируется использовать в разработке HSSW (High Speed Strike Weapon - «высокоскоростного ударного оружия»). Это следующий проект гиперзвуковой крылатой ракеты со скоростью до 6 Махов и дальностью 900-1100 километров, умещающейся во внутреннем отсеке бомбардировщика B-2 или на подвеске истребителя F-35. Ориентировочный выход на готовый образец - начало 2020-х годов.

X-51 Waverider на подвеске под крылом B-52 Фото: U.S. Air Force / Chad Bellay / Wikipedia
Российская разработка гиперзвуковой крылатой ракеты находится в не до конца ясном состоянии. С одной стороны, утверждения о создании такого оружия продолжаются, правда сроки ввода отнесены на середину 2020-х. В частности, в открытых источниках появляются патенты, непосредственно связанные с этой темой (соотношение содержания этих патентов с задачами по защите гостайны мы оценивать не беремся).

С другой стороны, проект ракеты «Циркон-С», первые сообщения о котором появились около 2011 года (сама разработка явно начата раньше), по ряду сведений столкнулся с трудностями технического характера, хотя и продолжается. По действующим планам эти ракеты должны быть переданы на вооружение флота уже к концу 2010-х годов, в рамках модернизации тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144. Ракетный комплекс заявляется как межвидовой, что, вероятно, подразумевает морское и воздушное базирование. Испытания прототипов ведутся как минимум с 2012 года.Есть отдельные сообщения о разработке гиперзвуковой крылатой ракеты и в КНР, однако подробности на этот счет крайне скудны.

Основные проблемы создания ГЗЛА

Разработка ГЗЛА в военных целях ведется уже давно. Первые космопланы (которые мы договорились не рассматривать, но упомянуть можем) начали проектировать еще в конце 1950-х - скажем, американский X-20 Dyna Soar. Их наследники работают и сейчас - тот же американский X-37, уже неоднократно летавший на орбиту (по оценкам генконструктора концерна «Алмаз-Антей» Павла Созинова, аппарат может нести до трех ядерных боевых блоков).
Второй подход к снаряду состоялся уже в 1980-е, здесь определенный задел создал Советский Союз. В первую очередь надо упомянуть НИР «Холод» и «Холод-2», а также аппарат «Игла». По этим направлениям создавались летающие лаборатории для отработки гиперзвуковой тематики. Параллельно разрабатывалась стратегическая гиперзвуковая ракета «Метеорит» и ракета Х-90, известная как ГЭЛА.

Тем не менее практические результаты были сравнительно невелики (в отличие от «научно-технического задела»), и уже при третьей итерации гиперзвуковой гонки (в 2000-е) участники столкнулись все с теми же проблемами, которые придется решать на серийной технике.
Основной проблемой гиперзвуковых скоростей является нагрузка на конструкционные материалы. Создание ГЗЛА требует разработки целого комплекса решений, включающих применение жаропрочных материалов (сплавов и керамик). Важная часть этой задачи - поиск новых материалов для прямоточных двигателей.
ГЗЛА движется в плазменном облаке, что, помимо агрессивной среды для конструкционных материалов, создает сложности с аппаратурой управления и, в частности, с реализацией самонаведения (если это потребуется).
Помимо этих есть и второстепенные трудности, связанные, например, с тем, что прямоточные маршевые двигатели гиперзвуковых крылатых ракет плохо подходят для работы на меньших скоростях и высотах.

Отмеченные в начале 2010-х годов заминки в проектировании и испытаниях гиперзвуковых крылатых ракет как в США, так и в России показывают, что эти проблемы пока далеки от преодоления. При этом темпы разработки гиперзвукового боевого оснащения ракет оцениваются как более высокие, из чего можно сделать аккуратный вывод о том, что первым серийным гиперзвуковым оружием станут все-таки маневрирующие боевые блоки.
Константин Богданов

Зенитная управляемая ракета «Аспид» разработана и производится компанией «MBDA миссайл системз» (ранее «Аления Маркони системз»). Она создана на базе американской ракеты класса «воздух - воздух» AIM-7 «Спэрроу» (вариант AIM-7E) и может применяться как с самолетов, так и с наземных и надводных носителей. Самым современным вариантом ракеты является «Аспид-2000».
Внешне зенитная управляемая ракета «Аспид» очень похожа на ракету AIM-7 «Спэрроу», но имеет некоторые различия в составе радиоэлектронного оборудования. «Аспид» использует моноимпульсную ГСН с полуактивной радиолокационной системой наведения. Скорость ее полета составляет М = 2,5, а дальность -14 км. Масса осколочно-фугасной боевой части равна 32 кг.

В варианте «поверхность - воздух» ракета может запускаться из корабельных ПУ «Альбатрос» или наземных «Спада» и «Скайгард».
Зенитный ракетный комплекс «Альбатрос» обеспечивает ПВО в ближней зоне от авиации, ракет и БПЛА. В состав комплекса может входить стандартная восьмиячеечная или облегченная четырехячеечная ПУ. Кроме того, комплекс может вести огонь и ракетами «НАТО Си Спэрроу». Обычно управление стрельбой этого зенитный ракетный комплекс осуществляется системой NA-30, основным элементом которой является РЛС сопровождения целей «Орион»/ RTN-30X, но для этих целей могут использоваться и другие системы.


Произведено примерно 65 зенитно-ракетных комплекса «Альбатрос» для ВМС нескольких стран. Например, на итальянском авианосце «Джузеппе Гарибальди» установлены две восьмиячеечные ПУ этого комплекса с зенитной управляемой ракетой «Аспид» (боезапас 48 ракет).
Зенитная управляемая ракета «Аспид-2000» отличается от своих предшественников усовершенствованной одноступенчатой твердотопливной двигательной установкой, которая обеспечивает более высокие значения таких характеристик, как скорость, поперечное ускорение и дальность полета. Ракета способна поразить самолет противника еще до того, как он применит свое оружие. Дальность стрельбы зенитной управляемой ракетой «Аспид-2000» составляет 25 км, и она способна действовать в условиях применения противником средств РЭП. Ракеты «Аспид» ранних модификаций могут быть переоборудованы в вариант «2000» в условиях баз хранения оружия. «Аспид-2000» может применяться во всех тех комплексах, где использовались ракеты «Аспид» других модификаций.

У разработанного реутовским НПО машиностроения гиперзвукового оружия под индексом 4202, на которое этим летом обратили внимание отечественные СМИ, есть серьезный конкурент, продвигаемый Московским институтом теплотехники. Борьба между двумя проектами идет по крайней мере с середины 80-х и порой становилась достаточно острой.

Известна фраза, прозвучавшая на одном из совещаний, посвященных разработке новых боевых блоков. Про конкурентов в запале было сказано: «Пусть они свою хрень хотя бы до Куры добросят сначала!». К сожалению, нам не удалось найти достоверного подтверждения того, что факт имел место. «Военно-промышленный курьер» восстановил историю двух конкурирующих проектов и разобрался в причинах их появления.

“ Гиперзвуковой летательный аппарат выходит непосредственно на цель с любого направления и в большом диапазоне высот ”

Если обратиться к указанным на неофициальном интернет-сайте КИК СССР данным о пусках различных изделий по дальневосточному полигону Кура, а также официальной информации, представленной российским военным ведомством, с 1992 по 2004-й ежегодно производился один пуск ракет УР-100Н УТТХ (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления – 15А35).

В 2001 и 2004 годах пусков было два и, как известно, именно в 2004-м прошло успешное испытание аэробаллистического гиперзвукового боевого оснащения проекта 4202. Можно предположить, что и в 2001-м АГБО также испытывалось. Правда, неизвестно, насколько удачно.

Согласно позже удаленной с сайта харьковского «Хартрона» новости в 2001 году прошел пуск изделия НПО машиностроения, на котором установлено выпущенное украинским предприятием некое бортовое оборудование.

Если попытаться выстроить хронологию событий с момента закрытия «Альбатроса» и до первых испытаний АГБО в 2001–2004 годах, то можно предположить, что оставив идеологию старых УББ (выполнение сложных маневров, коррекция на конечном участке траектории), НПО машиностроения, возможно, при помощи харьковского «Хартрона» все же смогло решить проблемы с системой управления и прицеливания. Реутовским конструкторам удалось разобраться и с ракетой-носителем, которой в новом проекте стала УР-100НУТТХ. Не исключено, что «изделие 4202» изначально создавалось с перспективой перейти на более современную тяжелую межконтинентальную ракету на жидком топливе «Сармат», разрабатываемую в настоящее время в ГРКЦ имени Макеева (правда, руководство центра отрицает свое участие в этом проекте).

Важно отметить, что российский ГЗЛА имеет несомненное преимущество перед своими ближайшими конкурентами, в частности американскими гиперзвуковыми летательными аппаратами HTV и AHW, разрабатываемыми по проекту Falcon, которые, по данным отраслевых иностранных СМИ, выполняют полет с гиперзвуковой скоростью только по прямой. А отечественное АГБО способно на достаточно сложные маневры, не только позволяющие уклониться от средств ПРО противника, но и обеспечивающие высокую точность попадания и поражение цели практически с любого направления.

Окончание следует.


БОЕВОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЬБАТРОС» С МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНОЙ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТОЙ

COMBAT MISSILE COMPLEX «ALBATROSS» WITH AN INTERCONTINENTAL BALLISTIC MISSILE

Разработка ракетного комплекса «Альбатрос» была начата по постановлению правительства № 173-45 от 9 февраля 1987 года в НПО машиностроения под руководством Герберта Ефремова. Комплекс был должен стать ассиметричным ответом СССР на разработку в США программки СОИ. Этим постановлением предписывалась разработка боевого ракетного комплекса «Альбатрос», способного преодолевать многообещающую многоэшелонированную систему ПРО США, о разработке которой было объявлено администрацией президента Рейгана. Предусматривалось три варианта базирования этого комплекса: подвижный грунтовый, стационарный шахтный и перебазируемый шахтный. Предполагалось выйти на летные испытания комплекса в 1991 году.
В соответствии с Постановлением правительства в подмосковном «НПО Машиностроение» (Генеральный конструктор Г.А. Ефремов) в городе Реутов были начаты работы по созданию МБР «Альбатрос» с маневрирующим и планирующим гиперзвуковыми блоками, которые, входя в атмосферу по баллистическим траекториям и со скоростями, сравнимыми с первой космической (17-22M на высоте «линии Кармана» соответствуют абсолютной скорости в 5,8-7,5 км/с), могли бы осуществлять неожиданный гиперзвуковой манёвр до 1000 километров по горизонтали - и поражать цели в непредсказуемых местах и с неожиданных направлений.
Правительство дало проекту особую государственную важность, так как все были серьёзно обеспокоены проблемой преодоления противоракетной защиты США.
Идея создания ракеты «Альбатрос» вышла из предложений по разработке боевого блока (ББ), способного совершать маневр уклонения от противоракеты. Таковой ББ начали прорабатывать еще в конце 1970-х годов. Боевой блок, несущий ядерный заряд, был должен засекать старт противоракеты противника и уклоняться от неё путём совершения специального всеохватывающего маневра.
Комплекс мог базироваться в шахтах, как стационарный и перемещаемый, а также в качестве подвижного грунтового комплекса.
Трехступенчатая твердотопливная ракета «Альбатрос» должна была оснащаться планирующим крылатым блоком (ПКБ) с ядерным зарядом, способным подлетать к целям на довольно низкой высоте и совершать манёвры в районе цели. Все элементы ракеты, также пусковой установки должны были владеть завышенной защищенностью от ядерных взрывов и лазерного орудия, чтоб обеспечить нанесение гарантированного ответного удара при любом противодействии возможного противника.
Большинство элементов ракеты и установки для пуска предполагалось оснащать защитой от ядерных взрывов и лазерного оружия для обеспечения максимальной вероятности нанесения удара при любом противодействии противника.
Изначально конструкторы искали возможность создания боевого блока, способного уклонятся от противоракет и из этой идеи вышел замысел создания ракеты «Альбатрос». Боевой блок, который нес ядерный заряд, должен был вовремя засечь старт вражеской ракеты и запустить комплекс уклонения. Маневры должны были быть самыми разнообразными, что дало бы достаточную непредсказуемость движения. Отличительной особенностью ракеты было то, что курс формировался на высотах не превышающих 300 километров. При этом сам пуск вполне можно было зафиксировать, но предсказать траекторию и проложить адекватный путь противодействия невозможно.
В НПО Машиностроения разрабатывались системы коррекции траектории боевых поражаемых элементов ракетных системы. При их отработке системы коррекции по радоконтрасту местности оказались гораздо сложнее рельефометрических из-за зависимости радиоконтраста от сезона (листья, трава, снег и т.д.), от влажности и т.д. А поверхность воды спокойная, гладкая или волнующаяся вообще давала инверсию на РЛ-изображении. К концу 80-х решение было найдено в выделении и распознавании контуров контрастных изображений, но статистику по испытаниям на 3М25 не успели получить. Хотя решение было признано перспективным и планировалось к применению на «Альбатросе» и УББ 15Ф178.
Разработанный в конце 1987 г. эскизный проект РК «Альбатрос» вызвал неудовлетворение Заказчика, так как выполнение ряда заложенных в ЭП технических решений представлялось довольно проблематическим. Все же, работы по реализации проекта длилось весь последующий год. Но сначала 1989 г. стало совсем ясно, что создание этого РК как по техническим показателям, так и по срокам его выполнения находятся под опасностью срыва.
В те годы существовала большая конкуренция между двумя министерствами для престижные ракетные заказы для РВСН между МОМ (Министерство общего машиностроения)и МОП (Министерство оборонной промышленности). В июне 1989 года состоялось широкое совещание в Реутово, в НПО «Машиностроения». На нем Генеральный директор НПО ГА. Ефремов с азартом рассказывал о былом величии конструкторского бюро, о его сохранившихся громадных возможностях, о больших, перспективных заделах. Здесь присутствуют и морские, и авиационные начинания, показывает целый набор различного рода спутников. Но главное – мечта НПО, Министерства общего машиностроения – новая ракета под шифром «Альбатрос», которая обладает универсальными качествами. По словам авторов, она в перспективе способна была заменить все существующие ракеты, находящиеся в шахтных пусковых установках, на подвижных шасси. Одним словом, унифицированная, надежная и ко всему прочему самая дешевая. В таком виде прозвучала эта заявка, которая открыто провозглашена в пику Министерства оборонной промышленности, как реальная угроза. В то время, вероятно, именно эта опасность для других разработчиков ракетной техники – КБ «Южное» и МИТ и стала одним из главных факторов противодействия созданию комплекса «Альбатрос». Конкуренты зашевелились и вышли со встречными предложениями, которые вскоре и закрыли разработку новой МБР «Альбатрос».
И поэтому, 9 сентября 1989 года в развитие постановления правительства от 9 февраля 1987 года вышло Решение ВПК № 323, которым предписывалось создание вместо РК «Альбатрос» 2-х новых РК: подвижного грунтового и стационарного шахтного на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, разработанной МИТ для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Тема получила заглавие «Универсал», а ракета-индекс РТ-2ПМ2 (8Ж65). Разработка подвижного грунтового РК с ракетой РТ-2ПМ2 поручалась МИТ, а стационарного шахтного – КБ «Южное». Потом, этот ракетный комплекс получил название «Тополь-М».
На МИТ была возложена разработка ракетных блоков и соединительных отсеков второй и третьей ступеней, неуправляемого ББ, герметичного приборного отсека, платформы для размещения ББ и СП ПРО, межступенных коммуникаций. КБ «Южное» должно было разработать ракетный блок первой ступени, СП ПРО, головной аэродинамический обтекатель для НББ. Разработка СУ ракеты возлагалась на НПО АП.

Тем не менее, отработка компонентов комплекса «Альбатрос» была продолжена. Летные испытания маневрирующего блока системы «Альбатрос» проводились в 1990-1992 годах на ракете-носителе К65 с полигона Капустин Яр (ГЦП). К тому времени от самого ракетного комплекса «Альбатрос» уже отказались. Первые два летных испытания были выполнены 28 февраля 1990 г. и 5 марта 1990 г. «без отделения» боевой нагрузки.

В начале 1990-х годов работы над МБР «Альбатрос» и гиперзвуковыми блоками для неё, на фоне общего упадка ВПК в России и распада Советского Союза, были прекращены.
Однако, в конце 1990-х годов с использованием задела по закрытой темы «Альбатроса» были начаты работы, приведшие в итоге к созданию «Тополя-М» и гиперзвуковых блоков для его модификаций (МБР «Ярс»), а также и для других ракет нового поколения - «Сармата» и «Булавы».


Ракета УР-100НУТТХ комплекса «Призыв» со спасательным летательным аппаратом

Наработки по маневрирующим боевым блокам системы типа «Альбатрос» пытались применить и в мирных технологиях. Так НПО Машиностроения совместно с ЦНИИМАШ предлагает к 2000-2003 годам создать на базе МБР УР-100НУТТХ ракетно-космический комплекс скорой помощи «Призыв» для оказания экстренной помощи морским судам терпящим бедствие в акватории мирового океана. В качестве полезной нагрузки на ракету предлагается устанавливать специальные воздушно-космические спасательные летательные аппараты СЛА-1 и СЛА-2. При этом оперативность доставки аварийного комплекта может составить от 15 минут до 1,5 часа, точность посадки +20-30 м, масса груза 420 и 2500 кг в зависимости от типа СЛА.


Спасательный летательный аппарат СЛА-1 и СЛА-2 комплекса «Призыв»

Спасательный летательный аппарат СЛА-1 способен доставить до 90 спасательных плотов или аварийный комплект. Спасательный летательный аппарат СЛА-2 – может доста-вить аварийно-спасательное оборудование для судов (противопожарный модуль, водоотливной модуль и водолазный модуль); в другом варианте – дистанционно-пилотируемый летательный аппарат или робот-спасатель.

А.В.Карпенко, ВТС «Невский Бастион», 22.03.2015

Источники:
Призваны временем. От противостояния к международному сотрудничеству
Под общей редакцией Генерального конструктора, академика НАН Украины С. Н. Конюхова. КБЮ
Карпенко А.В. Отечественные стратегические ракетные комплексы. Издание второе СПб, рукопись
Комплекс «Призыв» со спасательным летательным аппаратом. Рекламный проспект НПО Машиностроения
Первов М. Ракетное оружие Ракетных войск стратегического назначения. М: «Виоланта», 1999
«Хороший самолёт должен быть крепким» на блоге alex-anpilogov.livejournal.com/35271.html
Проект «Альбатрос», www.arms.ru
Ракетный комплекс «Альбатрос», www.rusarmy.com
Проект МБР «Альбатрос» (СССР), survincity.ru
Казыдуб «Семь главкомов РВСН без ретуши и грима»
novosti-kosmonavtiki.ru, military.tomsk.ru, www.dogswar.ru и др

Разработка межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Альбатрос» велась специалистами НПО машиностроения из города Реутова. Работы были инициированы постановлением Совета министров СССР от 9 февраля 1987 года. Главным конструктором стал Герберт Ефремов. В 1991 году планировалось приступить к испытаниям комплекса, а в 1993 году начать серийное производство данной МБР, однако данные планы так и не были реализованы.

Разработка в Советском Союзе нового ракетного комплекса, обладающего возможностью преодоления эшелонированной системы противоракетной обороны, должна была стать нашим асимметричным ответом на создание в США системы ПРО в рамках программы СОИ. Новый комплекс должен был получить маневрирующие, планирующие (крылатые) боевые блоки, обладающие гиперзвуковой скоростью. Данные блоки должны были иметь возможность совершать маневры до 1000 километров по азимуту при входе в атмосферу на «линии Кармана» на скоростях около 5,8-7,5 км/с или 17-22 Маха. В основе всего проекта «Альбатрос» находились предложения по управляемому боевому блоку (УББ), который был в состоянии совершать маневр уклонения от противоракет. УББ должен был зафиксировать запуск противоракеты противника и осуществить запрограммированный маневр уклонения от нее. Проработка подобных УББ началась еще в 1979-1980 годах, в СССР велись работы по проектированию системы автоматики выполнения подобного противоракетного маневра.


Новая ракета должна была стать трехступенчатой, планировалось ее оснащение крылатым блоком с ядерным зарядом, который был в состоянии подойти к цели на небольшой высоте и маневрировать возле нее. Большую часть элементов самой ракеты и установки для ее запуска планировалось оснастить серьезной защитой от лазерного и ядерных взрывов, чтобы обеспечить максимальную вероятность нанесения удара по противнику при любом уровне противодействия с его стороны. Система управления и наведения МБР «Альбатрос» была автономной инерциальной.

Как уже отмечалось выше, разработчиком проекта был назначен Г. А. Ефремов. При этом советское правительство придавало проекту особое государственное значение, так как на тот момент серьезной проблемой представлялось преодоление противоракетной обороны, над созданием которой работали в США. На этом фоне удивительным представляется тот факт, что работы по созданию нового стратегического комплекса были поручены предприятию, которое никогда ранее не работало с подвижными ракетными комплексами и твердотопливными ракетами. Создание же крылатого боевого блока вообще было совершенно новым делом.

Первоначально советские конструкторы занимались поиском возможности создания боевого блока, который смог бы уклоняться от противоракет, именно из этой идеи и родился проект разработки ракеты «Альбатрос». Боевой блок данной МБР не просто нес ядерный заряд, но и должен был вовремя засечь старт противоракеты противника и активировать собственный комплекс уклонения. При этом маневры должны были быть самыми разнообразными, что должно было обеспечить достаточную непредсказуемость траектории движения. Отличительной особенностью новой межконтинентальной ракеты должно было стать то, что ее курс формировался на высотах, которые не превышали 300 км. При этом пуск вполне возможно было зафиксировать, однако точно предсказать траекторию и проложить адекватный путь для противодействия боевым блокам ракеты было невозможно. Ракета должна была оснащаться одним или несколькими (точной информации нет) планирующими крылатыми блоками (ПКБ) с ядерными зарядами. ПКБ по инерции совершал управляемый полет в атмосфере (планирование) и был в состоянии выйти на объект атаки в большом диапазоне высот и с любого направления.

К концу 1987 года эскизный проект МБР комплекса «Альбатрос» был готов, но он вызвал критику Минобороны страны. Проектирование комплекса продолжалось до начала 1989 года. Основной причиной прекращения разработок по этой теме стало сомнение в сроках реализации данного проекта, в том числе из-за проблем, которые сопровождали заложенные в проект технические решения. Также на проекте негативным образом отразился развал СССР.

В июне 1989 года на совещании, которое прошло в НПО машиностроения, гендиректор НПО Г. А. Ефремов выдвинул предложение по превращению комплекса «Альбатрос» в универсальный комплекс для РВСН страны - для мобильного и шахтного видов базирования. Однако такое предложение вызвало сильное противодействие со стороны других разработчиков МБР в стране - Московского Института Теплотехники (МИТ) и КБ «Южное» из Днепропетровска. И уже 9 сентября в дополнение к Постановлению Совета министров СССР от 9 февраля 1987 года вышло новое решение, которое предписывало создание вместо комплекса «Альбатрос» двух новых ракетных комплексов - стационарного шахтного и подвижного грунтового на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, созданной МИТ для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Данная тема научно-исследовательских работ получила шифр «Универсал» (ракета РТ-2ПМ2 /8Ж65, позднее - «Тополь-М»). Комплекс с базированием в шахтной пусковой установке создавался в КБ «Южное», а разработкой подвижного грунтового ракетного комплекса занимался МИТ. Активная же разработка комплекса «Альбатрос» в интересах РВСН Советского Союза была остановлена после заключения в 1991 году договора СНВ-1, однако испытания опытных образцов УББ все же продолжились. По другой, неподтвержденной официально информации, работы по комплексу «Альбатрос» были остановлены еще после рассмотрения эскизного проекта представителями Минобороны ориентировочно в 1988-1989 годах.

Так или иначе, с большой долей вероятности можно говорить о том, что летные испытания опытных образцов УББ данного комплекса были проведены в 1990-1992 годах. Пуски осуществлялись с полигона Капустин Яр с применением ракеты-носителя К65М-Р. Первый пуск был осуществлен 28 февраля 1990 года «без отделения» боевой нагрузки. Позднее с применением наработок по комплексу «Альбатрос» НПО машиностроения приступило к работам по созданию аэробаллистического гиперзвукового боевого оснащения (АГБО) проект 4202.

Отчасти МБР «Альбатрос» вместе с гиперзвуковыми блоками для нее стала жертвой общего упадка ВПК страны в начале 1990-х годов, который произошел на фоне распада СССР. Но, в конце 1990-х годов с использованием имеющегося задела по данному проекту были начаты работы, которые в итоге привели к появлению «Тополя-М» и гиперзвуковых блоков для его более совершенной модификации «Ярс», а также для других баллистических ракет, относящихся к новому поколению - «Булавы» и «Сармата».

Рисунок аппаратов СЛА-1 и СЛА-2 системы "Призыв"

Наработки по маневрирующим боевым блокам комплекса «Альбатрос» пытались использовать и сугубо в мирных целях. Так совместно со специалистами ЦНИИМАШ инженеры НПО машиностроения предлагали создать на базе МБР УР-100НУТТХ ракетно-космический комплекс скорой помощи под названием «Призыв». Комплекс, который должен был быть создан к 2000-2003 годам, планировалось использовать для оказания скорой экстренной помощи морским судам, которые терпели бедствие в акватории мирового океана. В качестве полезной нагрузки на данную МБР планировалось монтировать специальные воздушно-космические спасательные летательные аппараты СЛА-1 и СЛА-2. Благодаря использованию данных аппаратов, оперативность доставки аварийного комплекта к судну, терпящему бедствие, могла составить от 15 минут до 1,5 часов, а точность посадки ±20-30 метров. Масса груза в зависимости от типа СЛА составляла 420 и 2500 кг соответственно.

Так, спасательный летательный аппарат СЛА-1 был в состоянии доставить до 90 спасательных плотов или аварийный комплект. А спасательный летательный аппарат СЛА-2 мог доставить аварийно-спасательное оборудование для морских судов (водоотливной модуль, противопожарный модуль, водолазный модуль). В другом варианте - робота-спасателя или дистанционно пилотируемый летательный аппарат.

Источники информации:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-844.html
http://nevskii-bastion.ru/albatross-rk
http://www.arms.ru/stati/raketno-kosmicheskaja-oborona/proekt-albatros.htm