Мода сегодня

Боевая готовность подразделений и частей

 Боевая готовность подразделений и частей

ТЕМА № 13 Боевая готовность подразделений и частей

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:- знать, что такое боевая готовность, чем она достигается
- уметь определять степени боевой готовности и их содержание действовать при их введении;
- воспитывать способность мобилизовать подчиненных на
поддержание высокой боевой готовности.

Общие организационно- методические указания
Занятие проводится в тактическом классе в составе учебного взвода
Форма проведения- лекция
Занятие начать с объявления темы и учебных целей занятия, проверить подготовленность студентов к занятию и увязать пройденный материал с содержанием настоящего занятия. Для чего в течении 10 мин. провести летучку по теме « Правила ведения рабочей карты командира, сокращенные обозначения, применяемые на картах, схемах и в других документах».
В ходе лекции уделить внимание уяснению обучаемыми понятий, что такое боевая готовность, чем она достигается. Дать под запись степени боевой готовности и их содержание.
В конце занятия подвести итоги, ответить на вопросы, возникшие входе занятия, дать задание на самоподготовку.
Время: 2 часа.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ Введение...............................................................................................5 мин.
1. Понятие о боевой готовности. Чем достигается постоянная боевая
готовность подразделений и частей..................................................5 мин.
2. Степени готовности, и их содержание. Обязанности военнослужащего по тревоге. Экипировка............................................................ 10 мин.
3. План подъема подразделения по тревоге. Порядок выхода личного состава в парк, на склад, в пункт сбора..................................25 мин.
4. Объем и последовательность выполнения работ по приведению вооружения в боевую готовность...............................................40 мин.
Заключительная часть....................................................5 мин.
Задание на самоподготовку
1. Изучить теоретический материал лекции.
2. Быть в готовности в начале последующего занятия в течении 10 мин. написать летучку по теме «Степени боевой готовности и их содержание».

Литература: Методические пособие по обучению артиллерийских частей и подразделений действиями при приведении их в боевую готовности.
Введение

Кардинальная смена нашим государством своего внешнеполитического курса обусловила ликвидацию противостояния в мире двух примерно равных по военно-стратегическому потенциалу военно-политических группировок. Это послужило причиной определенного ослабления международной напряженности и снижения опасности возникновения войны, позволило говорить об окончании периода «холодной войны». Но в мире еще не сложилось гарантий необратимости позитивных процессов в ослаблении международной напряженности. Далеко еще не устранена возможность нового витка обострения в будущем противоборства государств и их коалиций за достижение своих экономических, политических, социальных и других интересов. Остаться в стороне в этом противоборстве нам, вряд ли, удастся. В этих условиях мы, проводя активную миролюбивую политику, вынуждены в то же время поддерживать свою оборону на уровне современных требований, укреплять боевую мощь Вооруженных Сил. Выполнению этой задачи во многом определяется высокой бдительностью, постоянной боевой готовности соединений, частей, подразделений.
1. ПОНЯТИЕ О БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ. ЧЕМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОСТОЯННАЯ БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ЧАСТЕЙ.
Под боевой готовностью военная наука понимает способность частей и подразделений различных родов войск в предельно короткие сроки осуществить всестороннюю подготовку, организованно вступить в бой с противником и при любых условиях обстановки выполнить поставленную задачу.
Боевая готовность- количественное и качественное состояние войск, определяющее степень их готовности в любых условиях обстановки начать решительные боевые действия всеми имеющимися у них силами, средствами и успешно выполнить боевую задачу.
ысокая боевая готовность- главный качественный показатель состояния войск и сил флота. Она определяет степень военной бдительности личного состава, его подготовленности к выполнению боевых задач в любой момент, даже в самых неблагоприятных условиях, в том числе и с применением противником ракетно-ядерного оружия. Такая готовность не может носить временный, сезонный характер или же застыть на каком-то определенном уровне.
В боевой готовности нет и не может быть второстепенного, несущественного. Здесь все имеет свое совершенно определенное значение, все жизненно важно. Это и понятно. Ведь речь идет о святая святых- безопасности нашей великой Родине. И тут не может быть места даже отдельным фактам благодушия и беспечности воинов, малейшего притупления бдительности и недооценок имущества реальной опасности.
Боевая готовность охватывает все новые стороны жизни и деятельности Вооруженных Сил, в ней, как в фокусе, сосредоточены огромные усилия и материальные затраты народа на оснащение армии современным оружием и техникой, сознательность, обученность и дисциплина всех военнослужащих, искусство командного состава и многое другое. Она является венцом воинского мастерства в мирное время, предопределяет победу в войне.
Уровень боевой готовности соединений и частей находится в большой зависимости от:
- боевой подготовки войск в мирное время
- мобилизационной готовности соединений и частей сокращенного состава и кадра
- профессиональной подготовки командиров и штабов
- исправного состояния техники и вооружения
- обеспечности материальными ресурсами
- состояния дежурных средств, находящихся на боевом дежурстве
Основу боевой готовности войск и сил флота составляют высокая боевая выучка личного состава, умение воевать по- современному, добиваться решительной победы над сильным, хорошо вооруженным и обученным врагом. Эти качества формируются и отрабатываются до мастерства в ходе учений, занятий, тренировок, тренажей по тактической, технической, тактико- специальной подготовки.
Овладение наукой побеждать никогда не было простым и легким делом. Теперь, когда огневая и ударная мощь армии и флота неизменно возросла, когда коренным образом изменился характер боя, достигнуть высокой полевой, воздушной и морской выучки стало делом еще более сложным, требующим огромных усилий всего личного состава подразделения, части, корабля, повседневного, напряженного труда каждого воина. Поэтому первостепенная задача в повышении боевой готовности в современной военно- политической обстановке- учиться военному делу настоящим образом. Это означает- с полной отдачей духовных и физических сил изучать вверенное оружие и боевую технику, отрабатывать до высокого мастерства и автоматизма все приемы их применения в различных, в том числе и экстремальных условиях, на отлично выполнять все нормативы.
Речь идет также о необходимости настойчиво и неустанно закаляться физически, воспитывать в себе такие качества, как мужество, стойкость, выносливость, дисциплинированность и исполнительность.
Чтобы по-настоящему овладеть воинским мастерством, солдату, матросу нужно эффективно использовать каждую минуту занятий, учений, активно и решительно действовать в различных видах боя, днем и ночью, в сложных географических, климатических и метеорологических условиях, до предела сокращать время при выполнении учебно-боевых задач и нормативов.
Учиться упреждать противника в открытии огня, поражать его на максимальной дальности при применении им средств радиоэлектронной борьбы, как обычного, так и ядерного оружия. Добиваться, чтобы каждый выстрел, пуск ракеты был поражающим. Вырабатывать прочные навыки практического решения вопросов боевого обеспечения, в том числе и таких, как ведение противоздушной разведки, защита от оружия массового поражения. Все это и есть наглядные показатели боевой готовности, способных одержать победу не числом, а умением. Не следует забывать о том, что успех обычно сопутствует настойчивым, которые не бояться трудностей, не ищут легких путей в овладении боевыми специальностей, считают делом чести заслужить все высшие знаки воинской доблести.
Большую роль в достижении этой цели играет повышение классной квалификации, освоение смежных специальностей, достижение полной взаимозаменяемости на боевом посту, в расчете, экипаже, отделении.
Высококлассные специалисты намного эффективнее используют Боевые возможности вооружения техники. Они редко допускают поломки, быстрее устраняют неисправность, у них шире не только технический, но и тактический кругозор. Поэтому борьба за высокую классность - это элемент борьбы за высокую боевую готовность.
Достижение высокого воинского мастерства - это не пожелание, не просьба, а непреложное требование. Оно продиктовано характером военных приготовлений вероятного противника, возможностями современного оружия. Поэтому противопоставлять противнику нужно отработанное до автоматизма мастерство, такую личную выучку, чтобы не была потеряна не одна секунда, в бою не было ни одного лишнего движения.
Постоянная боевая готовность солдата, матроса немыслима без крепких морально-боевых качеств. По мере развития военного дела усложняются задачи, стоящие перед воинами. Увеличивается их объем, качественно изменяется характер ратного труда, растут морально, морально-психологические и физические нагрузки. А это требует роста сознательности личного состава.
Уровень боевой готовности находится в прямой зависимости от состояния воинской дисциплины, уставного порядка, исполнительности.
Коллективный характер оружия, повышение роли взаимодействия повлекли за собой требования к точности в боевой работе каждого специалиста, четкая организация боевой подготовки, незыблемость расписаний занятий, распорядка дня, уставной порядок воспитывают личный состав в духе обязательности, помогает делать военную службу не только школой боевого мастерства, но и замечательной школой физической закалки, дисциплинированности и организованности, школы мужества. Необходимость крепить дисциплину, поддерживать строгий порядок, сверять каждый свой шаг с уставными требованиями - долг каждого солдата и матроса. Если воин по-настоящему глубоко проникся пониманием огромной личной ответственности, которая возложена на него народом за безопасность священных рубежей Отчизны, то он будет делать все необходимое, чтобы боеготовность постоянно поддерживалась на должном уровне.
Вывод: Не смотря на некоторое потепление отношений между государствами в мире многие страны продолжают наращивать военный потенциал. В создавшейся обстановке Вооруженные Силы России должны поддерживать высокую боевую готовность, необходимую для защиты Отечества.

2. СТЕПЕНЬ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ. ОБЯЗАННОСТИ ВОЕНОСЛУЖАЩЕГО ПО ТРЕВОГЕ. ЭКИПИРОВКА

В Вооруженных Силах России следующие степени боевой готовности:
1. Боевая готовность «Постоянная»
2. Боевая готовность «Повышенная»
3. Боевая готовность «Военная опасность»
4. Боевая готовность «Полная»
Боевая готовность «постоянная» - повседневное состояние войск, укомплектованность личным составом, вооружением, бронетанковой техникой и транспортом, обеспеченность всеми видами материальных средств и способных в установленный для них срок перейти в боевую готовность «повышенную», «военную опасность» и «полную».
Части и подразделения находятся в местах постоянной дислокации. Организовывается боевая подготовка по плану боевой подготовки, проводятся занятия согласно расписания занятий, строгое выполнение распорядка дня, поддержание высокой дисциплины, все это оказывает значительное влияние на уровень боевой готовности в мирное время.
Боевая готовность «повышенная» - состояние войск при которой они в минимальные короткие сроки могут быть приведены в боевую готовность «военная опасность» и «полную» без выполнения боевых задач.
При боевой готовности «повышенная» выполняется следующий комплекс мероприятий:
- офицерский состав и прапорщики переводятся, при необходимости, на казарменное положение
- отменяются все виды сборов, отпуска
- все подразделения возвращаются в расположение
- техника текущего довольствия снимается с кратковременного хранения
- АКБ устанавливаются на технику ТД
- учебно-боевая техника и вооружение загружаются боеприпасами
- усиливается наряд
- устанавливается круглосуточное дежурство ответственных офицеров штабов
- проверяется система оповещения и сигнализации
- прекращается увольнение в запас
- архивы готовятся к сдаче
- оружие и боеприпасы выдаются офицерам и прапорщикам
Боевая готовность «военная опасность» - состояние войск, при котором они готовы к выполнению боевых задач. Сроки приведения подразделений в боевую готовность «военная опасность» зависят от многих факторов (климат, время года и тд.). Личный состав получает оружие и противогазы. Вся техника и вооружение выводятся в запасной район.
Части сокращенного состава и кадры, которые комплектуются по мобилизационному плану офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами действительной службы, а также личным составом запаса, осуществляют прием организационного ядра, подготовку к выводу техники, вооружения и материальных средств в запасной район, развертывание пунктов приема приписного состава.
В состав организационного ядра входят офицеры кадра и запаса, водители, механики-водители, военнослужащие дефицитных специальностей, крайне необходимых для обеспечения организационного приема приписного состава и техники с народного хозяйства.
Боевая готовность «полная» - состояние наивысшей степени боевой готовности войск, при которой они способны приступить к выполнению боевых задач.
Части сокращенного состава и кадра приступают к приему приписного состава и техники с н/х. Подразделения комплектуются по мобилизационному плану личным составом запаса до полной штатной численности военного времени. Ответственность за качественное комплектование подразделения военнообязанными возлагается на командира и районного военного комиссара, которые обязаны постоянно изучать и знать личный состав, приписанный из запаса. Командир части согласует с военным комиссаром сигналы и порядок отправки команд на пункт приема личного состава.
ППЛС состоит из следующих элементов:
- отделение явки и приема команд
- отделение медицинского осмотра
- отделение распределения
- отделение выдачи средств защиты
- отделение санобработки и экипировки.
До прибытия в подразделение военнообязанные заносятся в штатно-должностные списки и получают соответствующее вооружение.
Поставка недостающей автомобильной техники в подразделение осуществляется непосредственно с предприятий и организаций со штатными водителями.
Для организационного приема техники с н\х вблизи части развертывается пункт приема техники, который состоит из:
- отделение сбора прибывающей техники
- отделение приема техники
- отделение распределения и передачи принятых машин.
После получения личного состава и техники производится боевое слаживание подразделений. Основными задачами боевого слаживания подразделений являются:
- повышение боевой готовности подразделений путем слаживания подразделений и их подготовка к боевым действиям,
- совершенствование личным составом запаса военных знаний и полевой выучки, приобретение твердых практических навыков в выполнении обязанностей,
- привитие командирам практических навыков в умелом руководстве подразделениями.
Боевое слаживание производится в четыре периода.
Первый период - прием личного состава и формирование подразделений. Выполнение упражнения контрольных стрельб из закрепленного вооружения и вождение машин. Слаживание отделений (расчетов). Изучение штатного вооружения и техники.
Второй период: слаживание взводов на тактических занятиях батарей.
Третий период: слаживание батарей на тактических учениях дивизиона.
Четвертый период: тактические учения с боевой стрельбой.
Таким образом, мы видим, что боевая готовность «полная» - состояние наивысшей степени боевой готовности войск.
Степени боевой готовности и порядок действия личного состава включают в себя большое количество мероприятий и жестко регламентированы временем. Ввиду этого каждый военнослужащий должен знать свои обязанности и в совершенстве их выполнять.
По команде дежурного «Рота, подъем, Тревога», каждый военнослужащий обязан быстро подняться, одеться, получить личное оружие: противогаз, ОЗК, вещевой мешок, стальной шлем, теплые вещи (в зимнее время) и действовать согласно боевого расчета. В вещевом мешке должно быть:
- плащ-накидка
- котелок
- фляжка, кружка, ложка
- белье нательное (по сезону)
- портянки
- фурнитура
- бумага для писем, конверты, карандаши
По тревоге военнослужащий доукомплектовывает вещевой мешок туалетными принадлежностями. Приписной состав экипируется на ППЛС в отделении экипировки и санобработки.

3В. ПЛАН ПОДЪЕМА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ТРЕВОГЕ. ПОРЯДОК ВЫХОДА ЛИЧНОГО СОСТАВА В ПАРК, НА СКЛАД, В ПУНКТ СБОРА.
Войска по тревоге с развертыванием частей и подразделений снятием техники и вооружения с хранения, выходом всей техники в районы могут быть подняты только распоряжения командующего войсками округа и выше.
В целях поддержания высокой боевой готовности, командир полка имеет право поднять по тревоге один дивизион (батальон), а командир дивизиона (батальона) - одну батарею (роту).
План подъема по тревоге разрабатывает штаб части на основе решения командира полка на приведение полка в боевую готовность. В дивизионе (батарее) на основании этого плана разрабатывается «График приведения в боевую готовность», в котором отражаются мероприятия и время их проведения на все степени боевой готовности. В батарее (роте), кроме того составляется боевой расчет по вооружению и технике, по личному составу и его экипировке. Успешные действия подразделений возможны только в том случае, если каждый военнослужащий будет твердо знать, умело и добросовестно выполнять требования и обязанности, предусмотренные планом подъема по тревоге, графиком приведения в боевую готовность, боевым расчетом знать свое место, порядок действий при приведении в различные степени боевой готовности. Командиры обязаны уточнять расчеты, распределения техники и объявлять их ежедневно на вечерних поверках.
В боевых расчетах указывают, кто что делает в случае объявления тревоги. Например, сколько человек и кто именно от роты, какая машина выделяется на погрузку боеприпасов батальона или полка. Или кто из солдат выносит боевые патроны из ружейной комнаты, любое другое имущество роты, кто отвечает за светомаскировку окон и т.д. Сигнал «Тревога» в подразделение поступает по системе оповещения «Шнур» и дублируется по телефону. Система оповещения «Шнур» представляет собой централизованную проводную систему оповещения от дежурного по полку ко всем подразделениям полка. Пульт управления системой «Шнур» находится в комнате дежурного по полку, а в подразделениях звуковое и световое табло оповещения. Это дает возможность оповещать все подразделения одновременно в минимальные сроки.
Приняв сигнал «Тревога», дежурный по роте поднимает весь личный состав (если сигнал поступил ночью) или отправляет для оповещения подразделения посыльных к местам проведения ротных занятий. Оповещает офицеров роты, отправляет к дежурному по части выделяемые от подразделения команды.
В целях организационного выхода подразделения в назначенный район в подразделении существует определенный порядок выхода личного состава. Первыми после подъема получают оружие посыльные и убывают по команде дежурного по роте (батарее) за офицерами, прапорщиками и сверхсрочнослужащими, проживающими за пределами части. Затем оружие получают механики-водители, водители и под командой техника роты (батареи), или командира отделения следуют в парк.
В частях сокращенного состава водители получают АКБ с аккумуляторной и готовят технику, предназначенную на кадровый состав, т.е. снимают ее с консервации.После погрузки материальных средств техника выводится в район сосредоточения.
4В. ОБЪЕМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ПРИВЕДЕНИЮ ВООРУЖЕНИЯ В БОЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ.

При повседневной деятельности частей сокр. состава вооружение, боеприпасы и техника хранятся в парках (хранилищах) складах. Оптические приборы, радиостанции хранятся на складах, АКБ к машинам и к приборам - в отапливаемых помещениях. Для снятия техники с хранения и приведения ее в готовность к боевому применению, на каждый образец вооружения и техники имеется технологическая карта, в которой полностью раскрыт перечень работ, выполняемых при снятии с хранения.
Перечень работ, выполняемых при снятии с хранения гаубицы Д-30
1. Удалить парафинированную и ингибитированную бумагу с уравновешивающего механизма, сектора подъемного механизма, направляющих люльки и опорной прокладки станка.
2. Удалить с казенной части орудия ткань «500» и слой парафинированной и ингибитированной бумаги; снять полихлорвиниловые чехлы с дульной части и прицельных приспособлений; открыть затвор, снять контрольные листы бумаги с дульной и казенной части ствола и удалить бумагу «УНИ» из канала ствола.
3. Очистить канал ствола от смазки. Осмотреть ствол.
4. Произвести неполную разборку затвора, чистку и осмотр его деталей., определить выход бойка ударника. Собрать затвор, проверить его действие в собранном виде.
5. Очистить механизм прицельных приспособлений от смазки, произвести их осмотр. Проверить соответствие установок угломера и отражателя установкам контрольной выверки. Если они отличаются от установок зафиксированных при полной выверке прицельных приспособлений более, чем 0-02, произвести выверку нулевых установок и нулевой линии прицеливания.
6. Проверить состояние и работу приборов освещения («Луч») и т.д.
7. Проверить течь, а при необходимости и количество жидкости в противооткатных устройствах.
8. Проверить крепление боеприпасов в тягачах и подготовить орудия к походу. Проверить экипировки командиров отделений, взводов, батарей и штабов дивизионов. Провести сверку приборов управления огнем в батареях и дивизионе.
9. Для ВУС 030600: в батареях ПТУР, вооруженных боевыми машинами 9П148, осмотреть и проверить работу аппаратуры управления, пакеты направляющих, подъемно-поворотных механизмов, гидроподъемников, электропривода, визира, системы блокировок, источников питания артиллерийской части. БМ. В комплексе 9К2 (9К3) проверить целостность корпуса, пульта, приборов и состояние штепсельных разъемов. Проверить чистоту контакта штепсельного разъема аккумуляторных батарей 2ФГ-400 и напряжение батарей. Осмотреть визир 9Ш16 (9Ш19) и проверить работу стойки крепления визира «по-боевому».
10. Аккумуляторы ко всем видам боевой техники и приборы ночного видения привести в рабочее состояние.
11. Боеприпасы орудий учебно-боевой группы загрузить на тягачи.
Снятие машин с хранения

Машины, находящиеся на кратковременном хранении, снимаются по плану эксплуатации. Машины длительного хранения разрешается снимать по специальному письменному распоряжению. О снятии машин с хранения делается отметка в паспорте.
Работы по снятию с хранения в условиях ограниченного времени выполняются в две очереди.
К работам первой очереди относятся работы, позволяющие пустить двигатель и вывести машину из парка:
- снятие с машины чехла из бумаги (брезента) и удаление пломб;
- установка аккумуляторных батарей (отключение проводов подзарядки малыми токами и подсоединение провода «массы» к клеммам аккумуляторных батарей);
- заправка топливных баков и заполнение топливом системы питания;
- заправка системы охлаждения;
- подготовка двигателя к пуску;
- снятие картонных щитов со стекол кабины;
- снятие герметизирующих чехлов с выпускной трубы, воздухоочистителя и генератора;
- провертывание коленчатого вала карбюраторных двигателей вручную;
* пуск двигателя, проверка его работы, включение системы централизованной подкачки шин, доведение давления в шинах до нормы, снятие машин с подставок, освобождение рессор от разгрузочных колодок.
Работы второй очереди выполняются в районе сосредоточения, на остановках или привалах. К ним относятся:
- укладка ковриков на пол кабины;
- очистка инструмента от консервационной смазки и укладка его на место;
После снятия машин с хранения необходимо произвести контрольный пробег.
Таким образом, боевая готовность подразделения складывается из боевой готовности каждого военнослужащего, а боевая готовность части из готовности подразделений. Основное условие боевой готовности полка - боевая слаженность отделений, расчетов, экипажей, взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Подвести итог занятия, сделать краткий опрос слушателей, дать задание на самоподготовку.

Литература: 1. Методическое пособие по обучению артиллерийских частей и подразделений при приведении их в боевую готовность.
2. Эксплуатация армейских машин. Стр. 79

Преподаватель подполковник Марчук

Под боевой готовностью военная наука понимает способность частей и подразделений различных родов войск в предельно короткие сроки осуществить всестороннюю подготовку, организованно вступить в бой с противником и при любых условиях обстановки выполнить поставленную задачу.

Боевая готовность- количественное и качественное состояние войск, определяющее степень их готовности в любых условиях обстановки начать решительные боевые действия всеми имеющимися у них силами, средствами и успешно выполнить боевую задачу.

Высокая боевая готовность- главный качественный показатель состояния войск и сил флота. Она определяет степень военной бдительности личного состава, его подготовленности к выполнению боевых задач в любой момент, даже в самых неблагоприятных условиях, в том числе и с применением противником ракетно-ядерного оружия. Такая готовность не может носить временный, сезонный характер или же застыть на каком-то определенном уровне.

В боевой готовности нет и не может быть второстепенного, несущественного. Здесь все имеет свое совершенно определенное значение, все жизненно важно. Это и понятно. Ведь речь идет о святая святых- безопасности нашей великой Родине. И тут не может быть места даже отдельным фактам благодушия и беспечности воинов, малейшего притупления бдительности и недооценок имущества реальной опасности.

Боевая готовность охватывает все новые стороны жизни и деятельности Вооруженных Сил, в ней, как в фокусе, сосредоточены огромные усилия и материальные затраты народа на оснащение армии современным оружием и техникой, сознательность, обученность и дисциплина всех военнослужащих, искусство командного состава и многое другое. Она является венцом воинского мастерства в мирное время, предопределяет победу в войне.

Уровень боевой готовности соединений и частей находится в большой зависимости от:

Боевой подготовки войск в мирное время

Мобилизационной готовности соединений и частей сокращенного состава и кадра

Профессиональной подготовки командиров и штабов

Исправного состояния техники и вооружения

Обеспечности материальными ресурсами

Состояния дежурных средств, находящихся на боевом дежурстве

Основу боевой готовности войск и сил флота составляют высокая боевая выучка личного состава, умение воевать по- современному, добиваться решительной победы над сильным, хорошо вооруженным и обученным врагом. Эти качества формируются и отрабатываются до мастерства в ходе учений, занятий, тренировок, тренажей по тактической, технической, тактико- специальной подготовки.

Овладение наукой побеждать никогда не было простым и легким делом. Теперь, когда огневая и ударная мощь армии и флота неизменно возросла, когда коренным образом изменился характер боя, достигнуть высокой полевой, воздушной и морской выучки стало делом еще более сложным, требующим огромных усилий всего личного состава подразделения, части, корабля, повседневного, напряженного труда каждого воина. Поэтому первостепенная задача в повышении боевой готовности в современной военно- политической обстановке- учиться военному делу настоящим образом. Это означает- с полной отдачей духовных и физических сил изучать вверенное оружие и боевую технику, отрабатывать до высокого мастерства и автоматизма все приемы их применения в различных, в том числе и экстремальных условиях, на отлично выполнять все нормативы.

Речь идет также о необходимости настойчиво и неустанно закаляться физически, воспитывать в себе такие качества, как мужество, стойкость, выносливость, дисциплинированность и исполнительность.

Чтобы по-настоящему овладеть воинским мастерством, солдату, матросу нужно эффективно использовать каждую минуту занятий, учений, активно и решительно действовать в различных видах боя, днем и ночью, в сложных географических, климатических и метеорологических условиях, до предела сокращать время при выполнении учебно-боевых задач и нормативов.

Учиться упреждать противника в открытии огня, поражать его на максимальной дальности при применении им средств радиоэлектронной борьбы, как обычного, так и ядерного оружия. Добиваться, чтобы каждый выстрел, пуск ракеты был поражающим. Вырабатывать прочные навыки практического решения вопросов боевого обеспечения, в том числе и таких, как ведение противоздушной разведки, защита от оружия массового поражения. Все это и есть наглядные показатели боевой готовности, способных одержать победу не числом, а умением. Не следует забывать о том, что успех обычно сопутствует настойчивым, которые не бояться трудностей, не ищут легких путей в овладении боевыми специальностей, считают делом чести заслужить все высшие знаки воинской доблести.

Большую роль в достижении этой цели играет повышение классной квалификации, освоение смежных специальностей, достижение полной взаимозаменяемости на боевом посту, в расчете, экипаже, отделении.

Высококлассные специалисты намного эффективнее используют Боевые возможности вооружения техники. Они редко допускают поломки, быстрее устраняют неисправность, у них шире не только технический, но и тактический кругозор. Поэтому борьба за высокую классность - это элемент борьбы за высокую боевую готовность.

Достижение высокого воинского мастерства - это не пожелание, не просьба, а непреложное требование. Оно продиктовано характером военных приготовлений вероятного противника, возможностями современного оружия. Поэтому противопоставлять противнику нужно отработанное до автоматизма мастерство, такую личную выучку, чтобы не была потеряна не одна секунда, в бою не было ни одного лишнего движения.

Постоянная боевая готовность солдата, матроса немыслима без крепких морально-боевых качеств. По мере развития военного дела усложняются задачи, стоящие перед воинами. Увеличивается их объем, качественно изменяется характер ратного труда, растут морально, морально-психологические и физические нагрузки. А это требует роста сознательности личного состава.

Уровень боевой готовности находится в прямой зависимости от состояния воинской дисциплины, уставного порядка, исполнительности.

Коллективный характер оружия, повышение роли взаимодействия повлекли за собой требования к точности в боевой работе каждого специалиста, четкая организация боевой подготовки, незыблемость расписаний занятий, распорядка дня, уставной порядок воспитывают личный состав в духе обязательности, помогает делать военную службу не только школой боевого мастерства, но и замечательной школой физической закалки, дисциплинированности и организованности, школы мужества. Необходимость крепить дисциплину, поддерживать строгий порядок, сверять каждый свой шаг с уставными требованиями - долг каждого солдата и матроса. Если воин по-настоящему глубоко проникся пониманием огромной личной ответственности, которая возложена на него народом за безопасность священных рубежей Отчизны, то он будет делать все необходимое, чтобы боеготовность постоянно поддерживалась на должном уровне.

порядок оповещения военнослужащих, проходящих службу по контракту и проживающих вне расположения части;

порядок получения оружия и боеприпасов, предметов экипировки и имущества;

порядок выноса (вывоза) имущества и материальных средств;

порядок охраны и обороны расположения подразделения;

команды, назначаемые от подразделения, время и порядок их убытия. Содержание боевого расчета ежедневно уточняется на вечерней поверке.

4.2.2. Экипировка личного состава по тревоге

Для успешного выполнения стоящих перед подразделением задач кроме планирования командиру подразделения необходимо особое внимание уделять подготовке личного состава.

Важное место здесь занимает его экипировка, которая включает:

1. Полевое снаряжение.

2. Средства защиты.

3. Запас продовольствия и воды.

4. Шанцевый инструмент.

5. Предметы индивидуального пользования.

6. Индивидуальные медицинские средства оказания первой помощи. Рассмотрим состав элементов экипировки.

Полевое снаряжение – это комплект предметов, предназначенных для

ношения военнослужащим личного оружия, боеприпасов, средств защиты, шанцевого инструмента, запасов продовольствия и воды, предметов индивидуального пользования.

Состав комплекта полевого снаряжения для военнослужащего на основе опыта войск определяется приказом МО РФ 1997 г. № 340 (приложение 2).

Предметы полевого снаряжения хранятся в подразделениях, собранными на поясном ремне (разгрузочном жилете, бронежилете) без боеприпасов.

Снаряжение периодически подвергается осмотру, разборке и чистке с устранением обнаруженных недостатков.

Средства защиты:

противогаз;

общевойсковой защитный комплект (ОЗК).

Запас продовольствия – сухой паек или боевой рацион продовольствия (питания).

Шанцевый инструмент – малая саперная лопата. Предметы индивидуального пользования:

котелок, кружка, ложка;

туалетные принадлежности;

предметы хозяйственного обихода (фурнитура, принадлежности для ухода за обмундированием и обувью);

полотенце;

запасные портянки (носки);

одна пара нательного белья (при необходимости);

шлем стальной;

плащ-палатка.

Индивидуальные медицинские средства:

индивидуальная аптечка;

индивидуальные перевязочные пакеты;

средства обеззараживания индивидуальных запасов воды;

индивидуальный противохимический пакет.

Приказом МО РФ 1997 г. № 210 определен порядок ношения и размещения элементов экипировки военнослужащего.

На поясном ремне (разгрузочном жилете, бронежилете) располагаются:

фляга в чехле – слева сзади;

сумка для гранат – слева спереди;

малая лопата в чехле – справа сзади;

сумка для магазинов – справа спереди.

В рюкзаке вещевом постоянно содержатся:

котелок с уложенными в него кружкой и ложкой;

фурнитура;

шлем стальной, если он не используется в повседневной жизни.

С получением сигнала на приведение подразделения в боевую готовность рюкзак вещевой пополняется остальными вещами и сухим пайком (боевым рационом продовольствия). При этом туалетные принадлежности, полотенце и предметы хозяйственного обихода вкладываются в карманы рюкзака вещевого.

Для удобства укладки туалетных принадлежностей в подразделениях изготавливаются тканевые мешки.

Чулки и перчатки носятся на поясном ремне (разгрузочном жилете, бронежилете) в чехле справа сзади (за чехлом с лопатой), а плащ – приторачивается к рюкзаку.

Помещать защитный плащ, чулки и перчатки в вещевой рюкзак

ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Индивидуальные медицинские средства оказания первой помощи размещаются:

индивидуальная аптечка – в левом нагрудном кармане куртки;

индивидуальные перевязочные пакеты – в нарукавных карманах куртки;

средства обеззараживания индивидуальных запасов воды – в правом накладном кармане брюк;

индивидуальный противохимический пакет – в сумке противогаза.

4.2.3. Организация проведения занятий по боевой готовности

Определяющим элементом боевой готовности подразделения является его боеспособность, которая в условиях мирного времени зависит от боевой выучки.

Под боевой выучкой понимается комплекс знаний, навыков и умений личного состава, его морально-психологических и физических качеств, обученность и слаженность подразделения для выполнения задач в соответствии с предназначением.

Подготовка подразделения должна проводиться на плановых занятиях и тренировках по боевой готовности, в ходе плановых и внезапных проверок, осуществляемыхстаршиминачальниками, атакжеприпроведениитактическихучений.

Плановые занятия по боевой готовности с личным составом проводятся в начале каждого периода обучения. Программами боевой подготовки предусматривается проведение 3 занятий по боевой готовности продолжительностью 6 ч каждое. Первое занятие проводится в составе роты, отдельного взвода; второе – в составе батальона; третье – в составе.

Последовательное слаживание подразделений осуществляется методом тактико-строевых занятий вначале по элементам с неоднократным повторением в первую очередь тех действий личного состава, которые ими трудно воспринимаются или медленно усваиваются, а затем в комплексе с отработкой всех мероприятий приведения подразделения в боевую готовность.

Кроме учебных эти занятия должны преследовать и такие цели, как проверка реальности разработанных планов, расчетов и изыскание новых путей и способов сокращения сроков перевода подразделения с мирного на военное время.

Исходя из целей первое занятие целесообразно проводить в два этапа: первый – продолжительностью до 4 ч – в светлое время суток, второй – продолжительностью 2 ч – в темное время суток.

Для проведения занятий в расположении роты оборудуются учебные места: в спальном помещении, кладовой для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих, комнате для хранения оружия, а также учебное место для обучения лиц суточного наряда.

На учебных местах для личного состава могут быть вывешены:

1. В спальном помещении – схема-график этапов и очередности действий личного состава по сигналам, схема закрепления окон за военнослужащими, осуществляющими светомаскировку с указанием основных и запасных испол-

нителей, плакат с условиями выполнения нормативов по оповещению и сбору личного состава роты, по убытию водителей в парк, погрузочно-разгрузочных команд к складам и т.д.

2. Перед входом в комнату для хранения оружия – график получения оружия с указанием очередности и временных нормативов получения оружия и противогазов.

3. У входа в кладовую – схема-график с порядком экипировки военнослужащих, получения и выноса имущества.

На учебном месте для обучения суточного наряда выкладывается вся документация, определяющая содержание и последовательность его действий:

книга вечерней поверки роты с боевым расчетом, инструкция дежурному по роте на случай тревоги и сбора, документы для учета убывающих команд (посыльных, водителей, погрузочных команд и т.д.).

Назначение учебных мест, оборудуемых в парке, определяется содержанием мероприятий, проводимых личным составом по снятию с хранения автомобильной техники, приведению ее в готовность к применению и выводу в район сосредоточения.

Для проведения занятия командиром роты составляется план-конспект (приложение 3). Порядок проведения занятия может быть следующим.

Во вводной части командир роты объявляет тему, цели, учебные вопросы, порядок проведения занятия, напоминает содержание степеней боевой готовности, проверяет знание личным составом сигналов оповещения, способов их передачи (поступления) в роту и обязанностей согласно боевому расчету.

Затем командир роты распределяет взводы по учебным местам, указывает время занятия на них, определяет порядок замены на учебных местах.

В течение последующего часа командиры взводов в расположении отрабатывают во взводах действия лиц суточного наряда и каждого военнослужащего от момента оповещения до построения команд для следования к местам дальнейших действий. В ходе занятия личный состав осваивает действия при оповещении, подъеме и сборе по тревоге, осуществлении светомаскировки, получении оружия и имущества, выходе посыльных, водителей и других команд по предназначению.

Занятия в расположении роты завершаются 50-минутной комплексной тренировкой по выполнению всех мероприятий в составе роты. При этом особое внимание обращается на организованность и слаженность действий личного состава при получении оружия, средств индивидуальной защиты и другого имущества, экипировка, своевременность построения и убытия команд, правильность действий лиц суточного наряда и старших команд.

Боевая готовность вооружённых сил (войск) это состояние, определяющее степень подготовленности каждого вида вооруженных сил (войск) к выполнению возложенных на него боевых задач.

Наличие на вооружении армии оружия массового поражения и возможность его внезапного и массированного применения предъявляют к Б. г. вооруженных сил (войск) высокие требования. Вооруженные силы должны быть способными в любое время начать активные боевые действия на суше, на море и в воздухе. С этой целью в современных армиях предусматривается поддержание войск в постоянной (повседневной) боевой готовности.

Постоянная боевая готовность обеспечивается необходимой укомплектованностью войск личным составом, вооружением, техникой, запасами материальных средств, а также высокой выучкой личного состава.

Постоянная боевая готовность достигается:

Установленной укомплектованностью личным составом и обеспеченностью всеми видами ВВТ, специальной техники и транспортом;

Обеспеченность войск всеми видами запасов материальных средств и содержание их в качественном состоянии.

Высокой боевая подготовка войск и слаженность подразделений для действий в сложных условиях современного боя;

Высокими морально-психологические качествами и дисциплиной личного состава;

Хорошо налаженным оповещение и управление;

Готовностью частей и подразделений к быстрому переходу с мирного на военное положение;

Заблаговременным и детальным планированием всех мероприятий по боевой готовности, систематическое уточнение планов;

Содержание в мирное время кадровых войск в численности, достаточной для решения в современных условиях стратегических задач по экономическим соображениям непосильно даже для самого мощного государства. Поэтому, вооруженные силы большинства государств мира в настоящее время содержатся в строго ограниченном составе, обеспечивающем в любое время отражение внезапного нападения противника, нанесение мощного удара по агрессору в целях его разгрома.

Однако, в какой бы численности не содержались вооруженные силы в мирное время, в случае угрозы войны они развертываются до полного численного состава, установленного на военное время мобилизационным планом, т.е. осуществляется их перевод с мирного на военное время.

По своему составу в зависимости от степени укомплектованности личным составом в вооруженных силах России имеются соединения и части постоянной готовности, сокращенного состава, кадра и базы хранения вооружения и военной техники (БХВТ).

К частям и соединениям ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ относятся части и соединения штатная численность которых по мирному и военному времени одинакова. Эти части готовы к выполнению боевых задач в имеющейся штатной численности

К частям и соединениям СОКРАЩЕННОГО СОСТАВА относятся части и соединения укомплектованные личным составом и техникой в определенном процентном отношении к штатам военного времени.

К частям и соединениям кадра и БХВТ относятся части чей процент укомплектованности личным составом и техникой ниже чем в частях сокращенного состава.

Каждой войне обычно предшествует мобилизация, т.е. частичный или полный перевод ВС с мирного на военное время. Мобилизация проводиоась во всех государствах и во все времена. Но в это понятие в разные времена вкладывалось разное содержание. До I Мировой Войны мобилизацию рассматривали только как перевод армии с мирного на военное положение. Это понятие было верно до того периода, когда войны велись сравнительно немногочисленными армиями и материально обеспечивались запасами, созданными в мирное время производимыми специальными заводами.

Опыт мобилизации в I, а особенно во II Мировой Войне показал, что для успешного ведения войны нельзя ограничиваться мероприятиями только по отмобилизованию армии и ориентироваться на материальные ресурсы, накопленные в мирное время.

Современная война требует заблаговременной и всесторонней подготовки не только Вооруженных Сил, но и всех отраслей народного хозяйства к плановому переходу на военное положение и перевода его для удовлетворения нужд войны. В этих условиях мобилизация из числа войскового мероприятия по усилению армии, как это было до I Мировой Войны, превратилась в весьма сложное явление, охватывающее все стороны деятельности государства.

В энциклопедических источниках отмечается: «Боевая готовность - состояние, определяющее степень подготовленности войск к выполнению возложенных на них задач… Это, в конечном итоге, венец боевого мастерства в мирное время и ключ к победе на войне» . 1

О понятии «боевая готовность», ее сути и необходимости поддержания в войсках написано множество трудов. Особую значимость боевая готовность имеет для отечественных Вооруженных Сил. Несвоевременное и неорганизованное приведение их в боевую готовность с началом Великой Отечественной войны обернулось тяжелыми последствиями не только для армии, но и для страны в целом, гибелью миллионов людей.

В советский период из этого урока был сделан соответствующий вывод. Хотелось бы напомнить, какие усилия пришлось приложить военными и невоенным людям всей страны, чтобы в последующем поддерживать на должном уровне в течение многих десятилетий боеспособность армии и флота и тем самым сохранить мирный труд своих граждан. Эта проблема актуальна и теперь. Накоплен опыт по созданию стройной системы боевой готовности отечественных Вооруженных Сил. Это пример созидательного, самоотверженного труда народа и армии.

В послевоенное время военной наукой была дана объективная оценка причин просчетов в вопросах обеспечения боевой готовности Красной армии накануне войны и в ее начальный период и выработаны определенные рекомендации, чтобы впредь не допускать ошибок. Все, что делалось в советский период в области совершенствования организационно-штатной структуры соединений и частей, их технического оснащения, системы управления, боевой выучки, боевого, технического и тылового обеспечения, укрепления морально-психологического состояния личного состава, дисциплины и организованности, в итоге было направлено на то, чтобы войска в случае войны не были застигнуты врасплох.

Был сделан вывод, что Вооруженные Силы страны должны находиться в постоянной высокой боевой готовности к отражению внезапного нападения агрессора, быть способными в любой момент выполнить поставленные перед ними задачи. После Второй мировой войны в развитии теории и практики боевой готовности можно выделить пять основных этапов. Первый этап охватывает восемь с половиной лет - с 1945 по 1953 гг. Он обусловлен переводом ВС на мирное положение, их реорганизацией и модернизацией. В это время была осуществлена полная механизация и моторизация армии, проведено техническое обновление всех родов войск, создана реактивная авиация и образованы войска ПВО страны. В этот период были сформулированы требования к поддержанию боевой готовности войск в мирное время.

Было учтено, что во время войны в Корее (1950–1953 гг.) применялись новые боевые образцы вооружений - реактивная авиация, эффективные зажигательные средства - напалм, некоторые виды бактериологического и химического оружия. Второй этап занял шесть лет - с 1954 по 1960 гг. Он характерен массовым оснащением всех видов Вооруженных Сил ядерным оружием, созданием и внедрением новых вооружений, перестройкой организационных структур и, соответственно, пересмотром взглядов на характер операции и боя. Войска перешли на новую систему поэтапного приведения соединений в боевую готовность, в соответствии с которой предусматривались три стороны боевой готовности: повседневная, повышенная и полная. Третий этап включает последующие десять лет - с 1961 по 1970 гг.

Это было десятилетие создания стратегических ядерных сил, массового внедрения во все виды ВС ракет различного назначения, появления военно-космических средств, резкого скачка в развитии информационных и управляющих систем. В этот период по состоянию уровней боевой готовности Вооруженные Силы были разделены на несколько категорий. При этом большая часть войск, сил и средств, способная немедленно приступить к выполнению боевых задач без дополнительного развертывания относилась к войскам постоянной готовности.

Это ракетные войска стратегического назначения, все зарубежные группировки войск, значительная часть войск ПВО, ВВС и ВМФ. Ко второй категории относились соединения с коротким сроком готовности (1–2 суток). Большинство таких соединений входило в состав приграничных военных округов. К третьей категории относились войска сокращенного состава со сроками мобилизационной готовности до 10–15 дней. К четвертой категории относились кадрированные соединения со сроком развертывания от 20 до 30 суток от начала войны. Четвертый этап продолжался с 1971 по 1980 гг. и также был весьма насыщенным по содержанию. В состоянии Вооруженных Сил, их боевой готовности произошел в это время резкий качественный рывок. Их стратегический потенциал возрос в несколько раз.

Особое внимание уделялось повышению боевой готовности Ракетных войск стратегического назначения. Они перешли на новый уровень управления. Была введена в строй система «Сигнал А». Эта усовершенствованная система управления ракетными войсками совмещалась с централизованной системой боевого управления Вооруженными Силами (ЦБУ «Центр»). Время предупреждения о стартах МКР было доведено до 30–35 минут, а о стартах РСД и БРЛП - до 5–8 минут. В системе боевой готовности появился новый элемент «аэромобильность», что повлияло на сроки осуществления маневра. Этому способствовала вьетнамская война, где в массовом количестве применялись многоцелевые вертолеты.

С учетом возросшей наземной и воздушной мобильности войск на поле боя пришлось вносить определенные коррективы в нормативы приведения войск в боевую готовность. Существенно и то, что война во Вьетнаме, а также войны на Ближнем Востоке (1967, 1973, 1982 гг.) положили начало войнам новой технологической эпохи, где характерным явилось массовое применение управляемого высокоточного оружия: во Вьетнаме это ЗРК, управляемые авиабомбы, самонаводящиеся авиационные ракеты «Шрайк», на Ближнем Востоке - управляемые ракеты ПТУР, ЗУР, авиационные ракеты класса «воздух-воздух», отвечающие концепции «выстрелилпоразил». Пятый этап в развитии системы боевой готовности войск занял период с 80-х по 90-е годы. Главным его содержанием стали войны в Афганистане (1979–1989 гг.), в зоне Персидского залива (1991), военные кампании на Северном Кавказе (1994–1996; 1999–2000). Существенно то, что от одной локальной войны к другой все более интенсивно стали внедряться новые системы вооружения. Если в войне в Корее было введено в действие 9 принципиально новых боевых систем, во Вьетнаме - 25, на Ближнем Востоке - 30, то в войне в зоне Персидского залива - 100.

Новое качество проявилось еще в том, что в 90-х годах неуклонно повышался удельный вес применения высокоточного оружия. Если в операции «Буря в пустыне» (1991) доля управляемых бомб составляла 8 проц., то через 7 лет при проведении операции против Ирака «Лис пустыни» (1998) их удельный вес возрос до 70 проц., в операции «Устрашающая сила» (1999) против Югославии - до 90 проц. всех американских средств поражения составляли управляемые высокоточные. С учетом изменившихся условий в 70-х годах была разработана новая система приведения войск в боевую готовность. Она предусматривала распорядительный порядок и возможность экстремального развертывания сил и средств в случае внезапного возникновения кризисной ситуации.

Подлинный переворот во взглядах на войну, способы ее ведения и соответственно систему обеспечения боеготовности ВС был обусловлен грандиозными научными прорывами в ядерной физике, оптике, физике твердого тела, радиофизике, теплофизике, космической, электронной и лазерной технике и других научных отраслях. Развитию теории и практики боевой готовности ВС во многом способствовала стройная система оперативно-стратегических учений на ТВД. Так, с 1971 по 1980 годы было проведено 9 таких учений на Западе, 7 учений на Востоке, 2 учения на Юге, 4 оперативно-стратегических учения войск ПВО, 3 оперативно-стратегического учения ВВС, 2 стратегических учения ВМФ. Весь спектр проблем боевой готовности ВС того времени нашел отражение в военно-теоретических трудах, появившихся с 1961 по 1990 гг., в том числе в таких, как «Начальный период войны» (1964), «Общие проблемы советской военной стратегии» (1969), «Стратегическая операция на театре военных действий» (1966), «Война и военное искусство» (1972), «Война и армия» (1977), «Современная война» (1978), «Военная стратегия» (1970), «Общевойсковой бой» (1965), Полевой устав Вооруженных Сил (1948) и др. Анализ теории и практики боевой готовности войск в советский период был бы неполным без освещения психологического аспекта проблемы.

В учебниках психология рассматривается как наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики человека. Отдельной ее ветвью является военная психология, изучающая закономерности психики и поведения людей в условиях военной службы, особенно в боевой обстановке. 2

Исследование боя - это исследование законов человеческой деятельности в бою. В свое время Клаузевиц писал: «Бой составляет конечную цель армии, а человек есть первое орудие боя, без точного знания человека и его состояния в решающий момент боя невозможна никакая тактика» . Но природа психологии человека на протяжении веков остается неизменной. Люди по-прежнему руководствуются в своем поведении страстями, низменными наклонностями, инстинктами, и в частности, наиболее сильным - инстинктом самосохранения, который может проявляться в бою в разных формах: в виде страха, безразличия, а иной раз и паники.

Уметь управлять поведением человека в бою, воспитывать в нем бесстрашие, воодушевлять на подвиг, мобилизовывать на выполнение боевой задачи - это значит обеспечить надлежащую боеспособность подразделения в любой обстановке. Наполеон говорил: «Инстинкт всякого человека заключается в том, чтобы не дать убить себя беззащитным».

Философы утверждают, что именно знание человека создало римскую тактику и обеспечило успехи Юлия Цезаря. 3 Бой испытывает человека на духовную и физическую прочность. Примечательно высказывание известного историка Б. М. Теплова о страхе в бою. «Вопрос не в том, - пишет он, - переживает человек в бою эмоции страха или не переживает никакой эмоции, а в том, переживает ли он отрицательную эмоцию страха и положительную эмоцию боевого возбуждения. Последняя - необходимый спутник военного призвания и военного таланта». 4

Поддержание надлежащей боевой готовности в бою невозможно без боевой сплоченности подразделения, без смелых, решительных действий военнослужащих, что является результатом целенаправленной их подготовки и воспитания. Пожалуй, самое трудное и самое важное в деятельности командира - это управление поведением людей в бою. Для этого надо находить пути к сердцу каждого солдата, пробуждать в нем лучшие боевые качества. М. И. Драгомиров писал, что «только война вызывает то совместное напряжение всех духовных сторон человека, в особенности его воли, которое показывает всю меру его мощи и которое не вызывает никаким другим родом деятельности». 5

В качестве вывода из рассмотренного отметим, что без воспитания таких боевых качеств у военнослужащих, как решительность, отвага, смелость, боевая активность, готовность пойти на разумный риск, твердость характера, инициативность, коллективизм, войсковое товарищество, взаимовыручка, хладнокровие перед лицом смертельной опасности, вера в превосходство своего оружия, умение управлять собой в стрессовых ситуациях невозможно обеспечить высокую боевую готовность подразделения. Забота об этом - важнейший долг командира.

Силой своего интеллекта, глубиной предвидения, оригинальностью замысла на бой, военной хитростью, решительностью действий, достижением внезапности, стремительностью маневра, четкостью и гибкостью согласования боевых усилий сил и средств, твердостью и гибкостью руководства подразделениями командир может удвоить, утроить боевые возможности подразделения. Решающую роль в обеспечении боевой готовности играет фактор времени. Потеря времени ничем невосполнима. Укрепление боеготовности и боеспособности подразделения - это работа сегодняшнего дня и на перспективу. Требуется учитывать не только то, что вероятный противник имеет сегодня, но и то, каким оружием он будет располагать завтра.

ЛИТЕРАТУРА

1 . Советская военная энциклопедия, т. I, 1976. М.: Воениздат. С. 511.

2 . Военная психология и педагогика. Учебное пособие. М.: «Совершенство». 1998. С. 10.

3 . Шумов С. Оружия, армия, война, бой. Киев-Москва: «АльтернативаЕвролинц», 2003. С. 399.

4 . Теплов Б. М. Ум полководца. М.: Педагогика. 1990. С. 97.

5 . Драгомиров М. И. Разбор войны и мира. СПб.:1898. С. 14.

И.Н. ВОРОБЬЕВ, В.А. КИСЕЛЕВ