Уход за телом

Что предстоит пройти танкисту в армии. История танковых войск россии. Проблемы Танковых войск России

Что предстоит пройти танкисту в армии. История танковых войск россии. Проблемы Танковых войск России

Немного глупо разделять рода войск на престижные и не престижные. Ведь каждый из них играет свою незаменимую роль на поле боя. Например, без десаната очень затруднительно эффективно «работать» в тылу противника, а без тяжелой бронетехники сложно представить эффективный прорыв позиционной обороны.

Тем не менее, некоторые рода войск считаются более «элитными». Что касается танковых, то они расположились где-то посередине этой условной иерархии. Хотя служба в - это очень сложное и ответственное занятие.

Особенности службы в Танковых войсках

Чтобы понять, насколько это трудно, давайте для начала разберем, что же такое современный танк. Это не просто бронированная машина на гусеницах, вооруженная мощным орудием. Современный танк - это сложная система, включающая в себя большое количество взаимосвязанного оборудование и вооружения.

Так, например, для корректной работы ПТУР необходимо 2 человека, для стрельбы из 122-мм - 6 человек. Еще несколько человек требуется для того, чтобы управляться с пулеметами разных калибров. Однако экипаж танка - всего 3 человека. И всем этим вооружением приходиться управлять только им. Не забывайте, что на танке немало и другого оборудования, которое требует оператора.

Теперь поговорим о подготовке танка к бою. Ею так же занимается экипаж. Проверка и подготовка орудий, загрузка боекомплекта, даже заправка машины топливом полностью ложится на плечи танкистов. Так что задаваясь вопросом «как попасть в Танковые войска», вы должны понимать какой это тяжкий труд. Тут вам на World of Tanks.

Отдельно хотелось бы поговорить о вождении танка. Механик-водитель танка - это не просто человек, который сидит за рычагами и следит за «дорогой». Ему необходимо так же в совершенстве знать устройство танка, чтобы в случае необходимости устранить поломку на месте (возможно даже в условиях боя).

Конечно, устранить можно только небольшую неисправность, но и для этого нужно очень много знать и уметь. Так же не стоит забывать, что танк - это не новенький Лексус. Водителю приходиться справляться с крупногабаритной многотонной машиной. Причем делать это не на автобане, а часто в местности, где кроме танка в принципе ничего не проедет.

Делать это нужно слаженно и согласно боевому порядку. Плюс к этому, нужно вести машину так, чтобы можно было прицельно стрелять из главного орудия. То есть просто «гашетку в пол и погнали» - это не про танкистов.

Еще один очень важный фактор - это взаимозаменяемость членов экипажа. То есть в случае необходимость, механик-водитель должен суметь прицельно выстрелить из орудия, а наводчик - взять управление на себя. Командир же должен уметь и то, и другое. Как вы понимаете, чтобы получить все эти знания, необходимо потратить немало сил и времени. Не думайте, что служба в Танковых войсках - это одно сплошное катание на танке и стрельба во все стороны пока не надоест.

Проблемы Танковых войск России

Мы не будем рассматривать все неприятности, с которыми сталкиваются , а поговорим лишь о наиболее «больном» месте - кадры. К сожалению, эту проблему не могут полностью решить еще со времен Великой Отечественной. Тогда, во время Курской битвы, был совершен ряд ошибок, из-за которого потери были явно завышены.

После тщательного разбирательства выяснилось, что многие механики-водители весь бой провели на низких передачах. То есть они просто не решались переходить на более высокие передачи, так как попросту боялись не справиться с управлением своей машины. Вот тогда перед военным руководством и стал вопрос более тщательной подготовки личного состава.

Ведь профессионализм экипажа может повысить эффективность танка в 2 раза. Так, например, во время той же Великой Отечественной русские танкисты умудрялись подбивать на Т-34 превосходящие по огневой мощи и броне «Тигры» и «Пантеры». Как говориться: «ловкость рук и никакого мошенничества».

Вот только, как это часто бывает, руководство немного странно подошло к увеличению профессионализма танкового экипажа. Этим служба в Танковых войсках мало чем отличалась от службы в других войсках. Так, например, советские механики-водители проходили обучение по 5-месячной программе за которые откатывались 250 км.

При том, что на службу приходили «зеленые» ребята (часто даже толком не зная русского языка) и доверялась им сложнейшая на тот момент техника. Стоит ли говорить, что научиться профессионально водить такую махину, да еще в условиях боя, мягко говоря, сложно?

Так что при поступлении в строевые подразделения ребят приходилось в прямом смысле слова доучивать на месте. Здесь, кстати, вдоволь «покататься» тоже не давали - всего 300 км в год. Для сравнения, потенциальные противники СССР того времени (страны НАТО) давали своим танкистам «отмотать» 600-800 км в год.

Немаловажным оказался и тот факт, что зарубежная служба по контракту в Танковых войсках сильно отличалась от отечественной срочной. Как известно, срочники служили 2 года, тогда как те же американские танкисты пописывали контракт на 3-5 лет.

В итоге, те же механики-водители заканчивали службу «накрутив» не менее 1800 км. Это особенности профессиональной армии. В последнее время и в России предпринимается ряд мер для перехода Вооруженных Сил на профессиональную основу. Но это длительный процесс.

В оправдание отечественным танкистам можно сказать, что на то время численность одних только танков в СССР превышала 50 000 машин. А для содержания и обучения экипажей на всю это армаду нужны немалые деньги.

Советские танковые войска были достаточно хорошо подготовлены и более многочисленные, если сравнивать с той же Америкой. Если бы сухопутные сражения потенциальной войны проходили в духе классических танковых сражений, то перевес был бы на стороне СССР.

Как попасть в Танковые войска

Чтобы попасть в Танковые войска, нужно, прежде всего, быть готовым к огромным трудностям. Учтите, что танки в компьютерных играх и танки в реальности - это две совершенно разные вещи. требуют немалой физической подготовки. Вам нужно настроиться морально на постоянное таскание тяжестей. Кроме того, боевая машина - это не массажное кресло в СПА-салоне. Если у вас рост под 2 метра, можете сразу забыть о ТВ. Вы просто не поместитесь в танк. Ограничения по росту следующие: 150-175 см. Конечно, на практике многие танкисты были выше установленного порога.

В условиях резкого сокращения танковых войск существенно уменьшилось число специалистов, необходимых для их укомплектования. В то же время проблемы повышения качества подготовки танкистов не решены и даже усугубились в связи с сокращением срока прохождения военной службы по призыву. Система по-прежнему ориентирована на массовую подготовку специалистов недостаточной квалификации. Существуют ли сегодня реальные способы разрешения противоречий между уровнем сложности танка и качеством подготовки специалистов?

В числе основных причин падения уровня подготовки танкистов по сравнению с Советской армией – продолжительность военной службы по призыву. В рамках одного года срок подготовки танкистов в учебных центрах сокращен до трех месяцев. Эта программа разрабатывалась для подготовки специалистов в военное время. Расчет шел на то, чтобы дать обучаемым только самые общие знания и минимально необходимые практические навыки применения вооружения танка и его эксплуатации. Ни о каком глубоком освоении специальности говорить не приходилось ввиду крайне ограниченного времени на подготовку. Только «взлет и посадка».

Скудный опыт

Практика показывает: подготовить танкового специалиста высокого класса за три месяца достаточно проблематично. Вчерашние школьники осваивают боевую машину только в самом общем виде. Не каждый командир танка успевает уяснить назначение всех элементов управления (кнопок, рычагов, переключателей, тумблеров), а их в танке около 220, не говоря уже о знании устройства машины.

За время пребывания в учебном центре курсант-наводчик и курсант-командир танка выполняют по две стрельбы штатным снарядом – всего шесть снарядов, курсант-механик-водитель приобретает практический стаж 250 километров.

После обучения новоиспеченные танковые специалисты становятся в строй воинских частей постоянной готовности. В этих условиях на офицеров строевых подразделений ложится дополнительная нагрузка: они вынуждены выполнять учебно-боевые задачи с недостаточно подготовленным личным составом, одновременно со слаживанием экипажей и подразделений учить подчиненных элементарным практическим навыкам, совершенствовать их индивидуальную подготовку. Все уже смирились, что многие операции, которые должны выполняться командирами танков, выполняются офицерами.

За оставшееся время (восемь месяцев) наводчик выполняет еще четыре стрельбы штатным снарядом (по три снаряда) и уходит в запас с общим настрелом 20 снарядов. Механик-водитель получает практику вождения 330 километров, общий стаж вождения к концу службы составляет 580 километров. Это в идеале, при высочайшей степени выполнения планов боевой подготовки.

Существующие нормы только приближаются к тем, которые были в Советской армии при двухгодичном сроке службы военнослужащих срочной службы. В то же время количество тактических учений (в том числе с боевой стрельбой), а также танкострелковых тренировок, практических занятий на технике сокращается в два раза. Следовательно, и практического опыта они приобретают меньше.

В этих условиях разрешить противоречие между уровнем сложности танка и качеством подготовки специалистов можно двумя способами.

Контракт или «мыльница»

Первый способ – упростить танк. Разработать простую и надежную боевую машину с кнопочным управлением. Чтобы ее мог эксплуатировать специалист, имеющий самое общее представление об устройстве и принципах работы вооружения и механизмов танка. Не все же фотографы работают с профессиональными камерами. Некоторые и «мыльницами» пользуются. Другое дело, что «мыльницей» качественного снимка не сделаешь, а танк третьего поколения не одолеет танк четвертого. Значит, придется брать противника количеством, наращивать танковый парк. Снова замкнутый круг. Путь регресса танковых войск неприемлем.

Второй – повышение качества подготовки танкистов. Но с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, эту задачу не решить. Не помогут ни интенсификация боевой учебы, ни улучшение методик проведения занятий, ни массовое внедрение тренажеров в боевую подготовку. Добиться этого можно только посредством полного перевода танковых войск, а точнее, специалистов, которые сидят «за броней», на контрактный способ комплектования.

В целом военнослужащий, проходящий в танковых войсках военную службу по контракту, более выгоден государству, чем призывник, по целому ряду причин.

Подготовленный специалист-контрактник обеспечивает высокую боеспособность экипажа, что позволяет более полно реализовать боевые возможности танка как оружия. С точки зрения боевой эффективности танковая рота, укомплектованная подготовленными специалистами, по боевым возможностям примерно сопоставима с двумя танковыми ротами, укомплектованными военнослужащими срочной службы. В боевых действиях первая будет потреблять в два раза меньше боеприпасов, ГСМ, меньше нести потери, выполняя те же боевые задачи.

Немаловажен и тот факт, что при годичной службе военнослужащих по призыву у нас только 70 процентов танкистов проходят военную службу в боевых подразделениях. 30 процентов специалистов выходят из учебных центров. Фактически из трех военнослужащих два обеспечивают боевую готовность, а один находится на учебе и только готовится к выполнению этой задачи. Такая организация прохождения военной службы затратна и неэффективна.

При переходе на комплектование танковых войск контрактниками и прохождении ими военной службы в среднем в течение трех – пяти лет доля танкистов, проходящих обучение, снизится до 10–15 процентов, что более рационально и приемлемо.

Предотвращенный ущерб

Необходимо учитывать такой критерий, как предотвращенный ущерб. Опыт показывает, что более трети всех поломок и неисправностей обусловлено неправильной (по сути неграмотной) эксплуатацией боевых машин. Основная причина – недостаточная техническая подготовка и отсутствие опыта эксплуатации у военнослужащих, проходящих службу по призыву. При стоимости современного танка 1–1,5 миллиона долларов каждая поломка и вывод из строя двигателя, ствола пушки, приборов прицеливания и наведения обходятся государству в копеечку.

Контрактник способен эксплуатировать боевую машину более грамотно. Можно привести следующий пример. В учебной танковой дивизии должности инструкторов-механиков комплектовались прапорщиками и солдатами-срочниками. Первые весьма часто доводили машину (Т-64) до капитального ремонта без замены двигателя, при отправке танка на завод капитального ремонта они своим ходом заезжали на железнодорожную платформу. Солдаты-срочники, которые менялись каждые полтора года, не всегда доводили машины и до среднего ремонта. То есть один и тот же двигатель при эксплуатации его прапорщиком проходил в два раза больше, чем у солдата-срочника. Если учесть, что цена двигателя составляет 10 процентов от стоимости танка, выгода весьма существенная.

Ну и, конечно, жизнь экипажа в бою во многом зависит от умения его членов быстро устранять технические неисправности и отказы.

По надежности отдельных агрегатов и механизмов (двигатель, коробка передач, ходовая часть, системы управления) современные танки, безусловно, лучше, чем Т-34. Но в них установлено огромное количество систем, механизмов, приборов, датчиков, которых на Т-34 просто не было, и каждый из них несет дополнительную вероятность отказа, что снижает общую долговечность боевой машины.

При любом отказе (пушки, пулемета, механизма заряжания, системы управления огнем, двигателя и т. д.) экипаж, находясь в забронированном пространстве, может рассчитывать только на себя. Необходимые знания, навыки и умения по нахождению неисправности, устранению причины отказа можно приобрести только в процессе эксплуатации танка, боевой работы экипажа или, как говорят, «через руки». Их невозможно получить из учебной литературы.

Контрактник за три – пять лет успевает приобрести эти навыки, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву в течение одного года, – нет.

Таким образом, альтернативы комплектованию танковых войск военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, сегодня у нас нет.

Кровная заинтересованность

Каким же может быть порядок прохождения службы в танковых войсках экипажем боевой машины, укомплектованным военнослужащими, проходящими военную службу по контракту?

Кандидаты на должности механика-водителя или наводчика орудия подписывают контракт и в течение шести – девяти месяцев проходят подготовку в учебном подразделении. Такой срок обучения соответствует уровню сложности современных танков и позволит готовить квалифицированных специалистов. Причем это время отводится только на овладение специальностью, в него не входит прохождение начальной военной подготовки или курса молодого бойца. Затем после успешно сданного экзамена танковые специалисты служат в боевых подразделениях в течение как минимум трех лет.

Продолжительность обучения кандидатов на должности командиров танков должна составлять не менее шести месяцев. В ходе обучения большое внимание должно уделяться привитию им лидерских качеств, навыков руководителя и воспитателя. После успешной сдачи экзаменов и заключения нового контракта выпускники служат в должности командиров танков не менее трех лет.

Кандидатов на должность командиров танков целесообразно отбирать из числа механиков-водителей или наводчиков-операторов, имеющих опыт службы не менее полутора лет. Не каждый в силу определенных свойств личности пригоден к руководству танковым экипажем, обладает лидерскими качествами, может сплотить экипаж и руководить им в ходе боевых действий. Далеко не все могут командовать, будучи при этом прекрасными исполнителями.

Отбор должен осуществляться командирами танковых бригад, танковых батальонов, в которых они проходят службу. После освоения программы подготовки и сдачи экзаменов новоиспеченные командиры танков возвращаются именно в свои подразделения. Только при таком подходе командиры подразделений будут кровно заинтересованы отобрать и направить на обучение достойных кандидатов, а не выполнить очередную разнарядку сверху.

И здесь еще раз хотелось бы подчеркнуть важность отбора личного состава. Он может быть организован, если армия будет способна выиграть конкуренцию на рынке труда, привлечь и удержать в армии умного, здорового, дисциплинированного и перспективного гражданина.

Прежде всего необходимо заинтересовать людей, создать соответствующие условия для службы и жизни. Это достойное и стабильное денежное содержание, а кроме того, солидные выплаты по окончании контракта; интенсивная и ритмичная боевая подготовка, нормированный рабочий день, а не «научная система выжимания пота»; качественное медицинское обслуживание; определенные гарантии государства по получению высшего образования. И наконец, нормальные жилищные условия. Не загонять контрактника в кубрик наскоро перестроенной казармы, а дать возможность молодому парню хотя бы после двух лет службы создать семью, привести жену, растить детей. Вопросы социальной привлекательности военной службы – особая тема, и решать их в связи с возможным переходом к комплектованию танковых войск контрактниками придется рано или поздно.

Люди невоенные вряд ли знают о том, что в танкисты берут только тех, у кого рост не выше 1 метра 74 сантиметров. "В танке нужны маленькие, но крепкие", – шутят сами танкисты.

Иначе в бронированной машине не развернуться, да и в люке запросто можно застрять. Но те, кто очень хочет попасть в танковые войска, порой идут на хитрость:
– Когда я поступал в ташкентское танковое училище, у меня был рост 1 метр 76 сантиметров, – вспоминает заместитель начальника 467-го окружного учебного центра полковник Александр Белый, всю жизнь прослуживший в танковых войсках. – Но на медкомиссии сумел так хитро изогнуться, что врачи зафиксировали на 2 сантиметра меньше – предельно допустимое значение! Правда, потом еще подрос: Но в танке помещался, прошел все стадии карьеры – от командира танкового взвода до командира танкового полка.
467-й ОУЦ, части которого дислоцированы в Коврове, Ковровском районе и во Владимире, готовит механиков-водителей, наводчиков и командиров танков не только для Московского военного округа, но и для всех сухопутных войск России. Специалисты отправляются в Приволжский и Уральский округа, в Сибирь и на Дальний Восток. Сегодня курсанты обучаются на самых современных танках, состоящих на вооружении в частях постоянной боевой готовности Российских Вооруженных Сил, – Т-80Б, Т-80УД и новейших, наиболее мощных Т-90.
Даже в канун профессионального праздника – Дня танкиста – на танкодроме у деревни Ручей учеба шла полным ходом. Колонна 2-го учебного танкового батальона 522-го учебного Рижского танкового полка готовилась к стокилометровому маршу. Это серьезный экзамен для уже отучившихся по четыре месяца курсантов из нового молодого пополнения. Еще пара месяцев, и они отправятся в войска, поэтому закрепить полученные навыки в полевых условиях просто необходимо.
Командир 5-й учебной роты старший лейтенант Дмитрий Афонин действиями подчиненных вполне удовлетворен. В его роте 90 курсантов и 8 сержантов. Призывники из самых разных регионов – от Костромы до Краснодарского края. Есть и наши земляки, из Владимирской области. Нынешний призыв первый, у кого срок службы всего лишь один год. С одной стороны, в этом немало плюсов. Ребята меньше ощущают оторванность от привычной и психологически более устойчивы: год – не два! А с другой стороны, специалисты ломают головы: как успеть сделать из вчерашних школьников профессиональных военных? Современный танк – машина очень сложная. За год его только-только в совершенстве освоишь. А тут уже и.
Тем не менее, уровень подготовки в Ковровском учебном центре командование оценивает очень высоко. Характерная деталь: сегодня более 50 % выпускников 467-го ОУЦ остаются служить по контракту! И в войсках их принимают, как говорится, с распростертыми объятиями. Контрактник, прошедший, служит, как минимум, три года. За это время он становится настоящим профессионалом. Сегодня части постоянной боевой готовности (именно такие, например, были задействованы в Южной Осетии) комплектуются только контрактниками. Результаты уже дали о себе знать.
Среди лучших курсантов роты старлея Афонина – Сергей Лагутин из Краснодарского края и Александр Сегеда из Коврова. Оба были призваны в армию лишь в минувшем мае, но уже с многотонной бронированной громадиной. Что наглядно и продемонстрировали на практике.
Сам комроты (он, кстати, родом из Вязниковского района) в нынешней должности первый год. После окончания Казанского высшего командного училища получил взвод. Теперь доверили роту. Предстоящие экзамены подчиненных одновременно станут и хорошей проверкой мастерства ротного.
– Командует он неплохо, – подтвердил командир 2-го учебного танкового батальона подполковник Ярослав Герасимовский.
Герасимовский в армии более четверти века. Опыт имеет огромный. В его батальоне три курсантские роты. В двух из них готовят механиков (это самая востребованная воинская специальность), еще в одной – наводчиков-операторов. Если во время учебы двух первых рот с полигона доносится рев танковых турбин, то занятия третьей роты еще более шумные. При ночных стрельбах в домах у ковровчан подрагивают стекла. Танковые пушки – не игрушки! На базе батальона подполковника Герасимовского ныне проходит переподготовку целая рота контрактников, прикомандированных из других частей. Это свидетельство того, что ковровская танковая в армии котируется очень высоко.
Тем временем танковая колонна готовилась к выдвижению. Впереди – командирский танк. Его можно отличить издалека по повернутой вперед башне. У остальных машин пушки смотрят назад – так проще преодолевать препятствия на марше. По рации дается команда, и, как пелось в старой, но не теряющей актуальности до сих пор песне, танки рванули вперед, . Они скользили под дождем по раскисшему полю удивительно легко, но в то же время и устрашающе.
А на следующий день в клубе состоялось традиционное чествование танкистов – и ныне служащих, и ветеранов. Танкистов приветствовали депутаты ЗС и Ковровского горсовета, представители предприятий и общественных организаций. Подарки, грамоты, цветы – все, как обычно. Только на этот раз выступления и приветствия звучали с чуть большим пафосом. После недавних событий на Кавказе гражданские лучше осознали значимость военных для обеспечения безопасности страны, а сами люди в погонах ощутили большую ответственность и гордость за свою принадлежность к умеющей дать отпор агрессору армии. Именно такая мысль прозвучала в выступлении лидера ковровских Виктора Каурова.
Председатель областного ЗС Анатолий Бобров, бывший заместитель командира ОУЦ, вручил наградные часы начальнику центра полковнику Владимиру Маркову. А один из ветеранов вызвал оживление, рассказав, как их танки полвека назад помогали проводить: избирательную кампанию в Венгрии! Благодаря столь серьезному тогда там победили коммунисты. Кто-то из присутствующих выразил надежду, что сегодня танки не будут политическим инструментом, как во времена правления КПСС.

В условиях резкого сокращения танковых войск существенно уменьшилось число специалистов, необходимых для их укомплектования. В то же время проблемы повышения качества подготовки танкистов не решены и даже усугубились в связи с сокращением срока прохождения военной службы по призыву . Система по-прежнему ориентирована на массовую подготовку специалистов недостаточной квалификации. Существуют ли сегодня реальные способы разрешения противоречий между уровнем сложности танка и качеством подготовки специалистов?

В числе основных причин падения уровня подготовки танкистов, по сравнению с Советской армией – продолжительность военной службы по призыву. В рамках одного года срок подготовки танкистов в учебных центрах сокращен до трех месяцев . Эта программа разрабатывалась для подготовки специалистов в военное время. Расчет шел на то, чтобы дать обучаемым только самые общие знания и минимально необходимые практические навыки применения вооружения танка и его эксплуатации. Ни о каком глубоком освоении специальности говорить не приходилось ввиду крайне ограниченного времени на подготовку. Только «взлёт и посадка».

Скудный опыт

Практика показывает: подготовить танкового специалиста высокого класса за три месяца достаточно проблематично . Вчерашние школьники осваивают боевую машину только в самом общем виде. Не каждый командир танка успевает уяснить назначение всех элементов управления (кнопок, рычагов, переключателей, тумблеров), а их в танке около 220, не говоря уже о знании устройства машины.

За время пребывания в учебном центре курсант-наводчик и курсант-командир танка выполняют по две стрельбы штатным снарядом – всего шесть снарядов, курсант-механик-водитель приобретает практический стаж 250 км.

После обучения новоиспеченные танковые специалисты становятся в строй воинских частей постоянной готовности. В этих условиях на офицеров строевых подразделений ложится дополнительная нагрузка: они вынуждены выполнять учебно-боевые задачи с недостаточно подготовленным личным составом, одновременно со слаживанием экипажей и подразделений учить подчиненных элементарным практическим навыкам, совершенствовать их индивидуальную подготовку. Все уже смирились, что многие операции, которые должны выполняться командирами танков, выполняются офицерами.

За оставшееся время (8 месяцев) наводчик выполняет еще четыре стрельбы штатным снарядом (по три снаряда) и уходит в запас с общим настрелом 20 снарядов. Механик-водитель получает практику вождения 330 км, общий стаж вождения к концу службы составляет 580 км. Это в идеале, при высочайшей степени выполнения планов боевой подготовки.

Существующие нормы только приближаются к тем, которые были в Советской армии при двухгодичном сроке службы военнослужащих срочной службы. В то же время количество тактических учений (в том числе с боевой стрельбой), а также танкострелковых тренировок, практических занятий на технике сокращается в два раза. Следовательно, и практического опыта они приобретают меньше.

В этих условиях разрешить противоречие между уровнем сложности танка и качеством подготовки специалистов можно двумя способами.

Контракт или «мыльница»

Первый способ – упростить танк . Разработать простую и надежную боевую машину с кнопочным управлением. Чтобы ее мог эксплуатировать специалист, имеющий самое общее представление об устройстве и принципах работы вооружения и механизмов танка. Не все же фотографы работают с профессиональными камерами. Некоторые и «мыльницами» пользуются. Другое дело, что «мыльницей» качественного снимка не сделаешь, а танк третьего поколения не одолеет танк четвертого поколения. Значит, придется брать противника количеством, наращивать танковый парк. Снова замкнутый круг. Путь регресса танковых войск неприемлем.

Второй способ – повышение качества подготовки танкистов . Но с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, эту задачу не решить. Не помогут ни интенсификация боевой учебы, ни улучшение методик проведения занятий, ни массовое внедрение тренажеров в боевую подготовку. Добиться этого можно только посредством полного перевода танковых войск, а точнее, специалистов, которые сидят «за броней», на контрактный способ комплектования.

В целом военнослужащий, проходящий в танковых войсках военную службу по контракту, более выгоден государству, чем призывник, по целому ряду причин. Подготовленный специалист-контрактник обеспечивает высокую боеспособность экипажа, что позволяет более полно реализовать боевые возможности танка как оружия.

С точки зрения боевой эффективности танковая рота, укомплектованная подготовленными специалистами, по боевым возможностям примерно сопоставима с двумя танковыми ротами, укомплектованными военнослужащими срочной службы. В боевых действиях первая будет потреблять в два раза меньше боеприпасов, ГСМ, меньше нести потери, выполняя те же боевые задачи.

Немаловажен и тот факт, что при годичной службе военнослужащих по призыву у нас только 70% танкистов проходят военную службу в боевых подразделениях, 30% специалистов выходят из учебных центров . Фактически из трех военнослужащих два обеспечивают боевую готовность, а один находится на учебе и только готовится к выполнению этой задачи. Такая организация прохождения военной службы затратна и неэффективна.

При переходе на комплектование танковых войск контрактниками и прохождении ими военной службы в среднем в течение трёх–пяти лет доля танкистов, проходящих обучение, снизится до 10–15%, что более рационально и приемлемо.

Предотвращенный ущерб

Необходимо учитывать такой критерий, как предотвращенный ущерб. Опыт показывает, что более трети всех поломок и неисправностей обусловлено неправильной (по сути неграмотной) эксплуатацией боевых машин . Основная причина – недостаточная техническая подготовка и отсутствие опыта эксплуатации у военнослужащих, проходящих службу по призыву. При стоимости современного танка 1–1,5 млн. долларов каждая поломка и вывод из строя двигателя, ствола пушки, приборов прицеливания и наведения обходятся государству в копеечку.

Контрактник способен эксплуатировать боевую машину более грамотно. Можно привести следующий пример. В учебной танковой дивизии должности инструкторов-механиков комплектовались прапорщиками и солдатами-срочниками. Первые весьма часто доводили машину (Т-64) до капитального ремонта без замены двигателя, при отправке танка на завод капитального ремонта они своим ходом заезжали на железнодорожную платформу.

Солдаты-срочники, которые менялись каждые полтора года, не всегда доводили машины и до среднего ремонта. То есть один и тот же двигатель при эксплуатации его прапорщиком проходил в два раза больше, чем у солдата-срочника. Если учесть, что цена двигателя составляет 10% от стоимости танка, выгода весьма существенная. Ну и, конечно, жизнь экипажа в бою во многом зависит от умения его членов быстро устранять технические неисправности и отказы.

По надежности отдельных агрегатов и механизмов (двигатель, коробка передач, ходовая часть, системы управления) современные танки, безусловно, лучше, чем Т-34. Но в них установлено огромное количество систем, механизмов, приборов, датчиков, которых на Т-34 просто не было, и каждый из них несет дополнительную вероятность отказа, что снижает общую долговечность боевой машины.

При любом отказе (пушки, пулемета, механизма заряжания, системы управления огнем, двигателя и т. д.) экипаж, находясь в забронированном пространстве, может рассчитывать только на себя. Необходимые знания, навыки и умения по нахождению неисправности, устранению причины отказа можно приобрести только в процессе эксплуатации танка, боевой работы экипажа или, как говорят, «через руки». Их невозможно получить из учебной литературы.

Контрактник за три–пять лет успевает приобрести эти навыки, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву в течение одного года, – нет. Таким образом, альтернативы комплектованию танковых войск военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, сегодня у нас нет .

Кровная заинтересованность

Каким же может быть порядок прохождения службы в танковых войсках экипажем боевой машины, укомплектованным военнослужащими, проходящими военную службу по контракту?

Кандидаты на должности механика-водителя или наводчика орудия подписывают контракт и в течение 6-9 месяцев проходят подготовку в учебном подразделении. Такой срок обучения соответствует уровню сложности современных танков и позволит готовить квалифицированных специалистов.

Причем это время отводится только на овладение специальностью, в него не входит прохождение начальной военной подготовки или курса молодого бойца. Затем после успешно сданного экзамена танковые специалисты служат в боевых подразделениях в течение как минимум трех лет.

Продолжительность обучения кандидатов на должности командиров танков должна составлять не менее 6 месяцев . В ходе обучения большое внимание должно уделяться привитию им лидерских качеств, навыков руководителя и воспитателя. После успешной сдачи экзаменов и заключения нового контракта выпускники служат в должности командиров танков не менее трех лет.

Кандидатов на должность командиров танков целесообразно отбирать из числа механиков-водителей или наводчиков-операторов, имеющих опыт службы не менее полутора лет . Не каждый в силу определенных свойств личности пригоден к руководству танковым экипажем, обладает лидерскими качествами, может сплотить экипаж и руководить им в ходе боевых действий. Далеко не все могут командовать, будучи при этом прекрасными исполнителями.

Отбор должен осуществляться командирами танковых бригад, танковых батальонов, в которых они проходят службу. После освоения программы подготовки и сдачи экзаменов новоиспеченные командиры танков возвращаются именно в свои подразделения. Только при таком подходе командиры подразделений будут кровно заинтересованы отобрать и направить на обучение достойных кандидатов, а не выполнить очередную разнарядку сверху.

И здесь еще раз хотелось бы подчеркнуть важность отбора личного состава. Он может быть организован, если армия будет способна выиграть конкуренцию на рынке труда, привлечь и удержать в армии умного, здорового, дисциплинированного и перспективного гражданина.

Прежде всего, необходимо заинтересовать людей, создать соответствующие условия для службы и жизни :
— достойное и стабильное денежное содержание, а, кроме того, солидные выплаты по окончании контракта;
— интенсивная и ритмичная боевая подготовка, нормированный рабочий день, а не «научная система выжимания пота»;
— качественное медицинское обслуживание;
— определенные гарантии государства по получению высшего образования.

И, конечно же, нормальные жилищные условия. Не загонять контрактника в кубрик наскоро перестроенной казармы, а дать возможность молодому парню хотя бы после двух лет службы создать семью, привести жену, растить детей. Вопросы социальной привлекательности военной службы – особая тема, и решать их в связи с возможным переходом к комплектованию танковых войск контрактниками придется рано или поздно.

Одной из весомых сил, способной в корне изменить ситуацию на поле боя, являются танковые войска . Это один из родов сухопутных войск, отличающийся своей живучестью и мощной ударной силой. Сам по себе танк появился сравнительно недавно. Еще во время первой мировой войны появилась необходимость в мощной бронированной технике, способной пройти через любые заграждения и по любому бездорожью, чтобы нанести смертельный удар врагу. Приблизительное время появления первого танка: 1914-1918 года. Англичане первыми использовали танки на поле боя. Они показали весьма внушительный результат.

Танк стал новым революционным оружием. Первые танки хоть и имели броню, но она способна была защитить только от винтовок и пулеметного огня. Первые прототипы были медленны и неповоротливы. Это и не удивительно, ведь тогда не существовало мощных двигательных установок. Однако с самого первого своего дня существования, танки создавали огромное психологическое воздействие при наступлениях.

Не каждый солдат способен спокойно отреагировать на движущуюся на него «железную крепость». Со временем танк стал более маневренным, а его мощная броня и орудие стали веским аргументом на поле боя. Современные танковые войска включают в себя целый комплекс бронированной техники. В их состав входят бронетранспортеры, танки, боевые машины пехоты, самоходная артиллерия, зенитные и ракетные средства и многое другое. Изначально лидерами в этом виде вооружения были Англия, Германия, США. Именно в этих странах и началась история танков . Расцвет русских боевых машин пришелся на период Великой Отечественной войны, когда был создан легендарный Т-34. Впоследствии его назвали танком победы. В послевоенное время танки стали стремительно улучшаться. Наука стала развиваться «не по дням, а по часам». В танке стали применять новые технологические решения, уменьшился вес, улучшилась броня, совершенствовалось орудие. В них стали использовать электронные системы. Теперь возможности резко возросли, появилась электронная система стабилизации, а благодаря технологическим новинкам, экипаж танка уменьшился, а эффективность увеличилась.

Хочу стать танкистом!

Вместе с тем, как улучшился танк, значение и престиж его возросли. В наши дни служба в танковых войсках — это то, чем поистине можно гордиться. Танковые войска стоят наряду с авиацией, флотом. Это элита в любой армии мира. На поле боя невозможно обойтись без наземной или воздушной поддержки. Служба в подобных войсках требует от солдата дополнительных усилий, как физических, так и моральных. Чувство ответственности и осмысления всех своих действий – обязательные требования экипажа любой, особенно тяжеловооруженной машины. Перед тобой стоит огромная ответственность, ведь управлять железным «монстром» не так уж и просто.