Разные разности

Этапы и функции преподавания обществознания. Методика преподавания обществознания в условиях фгос

Этапы и функции преподавания обществознания. Методика преподавания обществознания в условиях фгос

«Опыт преподавания обществознания на профильном уровне в социально-гуманитарных и классах старшей школы»

Бондарь Л.Г.

Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» стало внедрение системы профильного обучения в старших классах. Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и способствовать дифференциации и индивидуализации обучения. Профильное обучение должно способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного обладания знаниями. Оно призвано обеспечить высокую степень готовности к продолжению образования.

На профильном уровне в школе преподаются обществознание, русский язык, история, иностранный язык.
Хочу обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня в классах социально – гуманитарной направленности.

На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных общественных науках (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях социально-экономического и социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах.

Изучение обществознания на профильном уровне предполагает изменение форм обучения. Формы и методы урочной и внеурочной работы в профильных классах разнообразны:

– школьная лекция (обзорная, установочная, тематическая, лекция-беседа, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция с применением «мозговой атаки»);

- самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;

Учебные тематические конференции ;

Написание и защита рефератов ;

Семинары – они активизируют самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой;

- диспуты, дискуссии, «круглые столы»;

Лабораторные, практические занятия;

Зачеты и контрольные работы .

Внеурочная работа служит продолжение учебной деятельности, развивает у них творческие способности. Учащиеся профильного класса участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах.

Сейчас выдвигается в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план выступают такие качества ученика, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п.

Добиться такого результата можно через развитие способностей, качеств, умений, ключевых компетенций. Для этого учащиеся должны уметь:

Использовать элементы причинно-следственного анализа;

Обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах;

Развивать умение поиска нужной информации в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текстах, таблицах, диаграммах, аудивизуальных рядах);

Участие в проектной деятельности, выдвижение гипотез.

Исследовательская деятельность. Выбор тем исследовательских работ по обществознанию в профильном классе во многом определяется личностно-значимыми факторами. Так, например, те, кто выбрал для себя профессию юриста, могут взять для себя темой исследовательской работы «Суд присяжных в России: за и против». Те, кто мечтает стать журналистом, тему исследования могут определить такую: «СМИ и их роль в политическом процессе современной России». Работа над исследованием позволяет приучить к кропотливому труду, к терпеливости в процессе обработки информации, к умению тщательного анализа полученных результатов.

Таким образом, использование проектно-исследовательских технологий позволяет активизировать мыслительную деятельность, развивает познавательную и социальную активность, расширяет кругозор, учит применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности.

В технологии личностно-ориентированного обучения я использую метод учебных проектов.

Проектная деятельность позволяет развивать умения:

Распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

Определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

Найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других учащихся на участие в своем проекте);

Оценить достигнутые результаты;

Осуществить презентацию результата своей работы.

Проектная деятельность дает возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат. Результат проектной деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

Проблемное обучение.

Приведу примеры проблемных вопросов:

- «Смертная казнь: за и против»;

- «Сильная президентская власть в России: за и против»;

- «Независимость судебной власти в России: миф или реальность?»;

- «Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?».

Особый интерес у учащихся вызывают проблемы безработицы среди молодежи, разводы в молодых семьях, рост преступности и наркомании среди подростков, проблемы толерантности, проблемы отцов и детей в современной семье, демографические проблемы. Использование методики проблемного обучения и в частности, проблемных вопросов, заданий и задач, по моему мнению, является наилучшим способом подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Применение деятельностных форм обучения развивает творческий потенциал старшеклассников профильной школы, одновременно формируются личностные качества: умения брать на себя ответственность за выполнение работы, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умение работать в коллективе (если это групповой проект) – сотрудничать, разделять ответственность, подчинять своим желания общим интересам, осваивать новые компьютерные информационные технологии. Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций, в качестве иллюстративного материала.

На уроках обществознания применяю также мини – проекты.

Рассмотрим организацию работы над мини – проектом на примере темы «Восток и Запад» в 10 классе. Класс был разделен на две группы, которые подготовили мини – проекты по цивилизациям: восточной и западной. Каждый мини – проект имел следующую структуру:

1. Характеристика геополитического положения цивилизации.

2. Характер политической власти.

3. Особенности социальной структуры.

4. Вклад цивилизации в общемировую культуру.

5. Вопросы и задания по проекту к классу.

При обсуждении мини – проектов учащиеся указывали на особенности цивилизаций, выражали собственную точку зрения и давали оценку работам одноклассников. Ребятами были созданы презентации.

Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций в качестве иллюстрированного материала.


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

ФГБОУ ВПО «МаГУ»

Кафедра истории Древнего мира и средних веков

CОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

_____________________ ____________________

Программа дисциплины


    1. Цель курса:
Подготовка студентов по курсу « Методика преподавания истории и обществознания в школе» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО по специальности - «Социально-экономическое образование» (юриспруденция).

1.2. Задачи курса:


  • на основе рассмотрения конкретных теоретических и методических проблем уяснить предмет изучения курса методики, то есть понять закономерности процесса обучения истории и обществознания;

  • познакомить студентов с важнейшими проблемами в области методики преподавания истории и обществознания в школе;

  • содействовать формированию представлений студента о методах, организованных формах, средствах обучения истории и обществознания в школе.

1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы:

Данный курс является обязательной частью комплекса предметов в подготовке специалистов с высшим образованием в программе подготовки студентов исторического факультета по специальности – «Социально-экономическое образование» (юриспруденция). Дисциплина «Методика преподавания истории и обществознания в школе» изучается на 3 курсе (5 семестр).


1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться представления и система знаний: о предмете, целях и задачах преподавания обществознания в системе школьного образования, месте и роли истории и обществознания и в системе школьного образования; об истории и тенденциях развития обществознания и истории как школьной учебной дисциплины; о содержании программ, специфике форм, средств и методов обучения истории и обществознанию; о требованиях к освоению дисциплины учащимися на разных уровнях концентра.

Студент должен получить умения и навыки: отбирать, систематизировать и моделировать учебный материал к уроку; разрабатывать цели урока, темы курса; планировать совместную деятельность на уроке, прогнозировать и контролировать результаты обучения; разрабатывать вариативные инновационные методики освоения материала. Кроме того, студент должен научиться приемам работы с методической литературой, самостоятельного изучения, лекционной подачи материала по курсу истории и обществознанию.


  1. Возникновение и развитие методики обществознания: ее задачи и предмет.

  2. Возникновение и развитие методики обучения истории как науки в России.

  3. Стандарты исторического и обществоведческого образования;

  4. Дисциплины «История» и «Обществознание» в школе: задачи и функции;

  5. Содержание курса «Обществознание»;

  6. Содержание курса «История»;

  7. Методы и методические приемы обучения истории и обществознания;

  8. Психолого-педагогические аспекты преподавания истории и обществознания в школе;

  9. Специфика исторических и обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся;

  10. Изучение письменных источников в курсе обучения истории и обществознания;

  11. Школьный учебник по истории и обществознанию как источник знаний и средство обучения;

  12. Формирование умений и навыков в процессе активной деятельности учащихся в курсах «История» и «Обществознание»;

  13. Урок истории: планирование, его подготовка и проведение.

  14. Уроки обществознания: планирование, методы, формы и средства, его подготовка и проведение;

  15. Система проверки и оценки знаний и умений учащихся в процессе обучения истории и обществознания;

2.2. Темы и содержание занятий
Тема 1.

Теория и методика обучения истории и обществознанию: ее задачи и предмет.

Цель, задачи и предмет дисциплины «методика преподавания обществознания в школе» ; исторические этапы становления обществознания», особенности периодизации. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования в Российской Федерации. Цели обществоведческой подготовки в современной школе. Система современного обществоведческого образования, тенденции её развития.


Тема 2.

Возникновение и развитие

методики обучения истории как науки в России.
Факторы, определяющие становление методики как науки. Зарождение методики обучения истории в России. Возникновение методической системы обучения истории.

Борьба декабристов и революционных демократов против реакционной политики самодержавия в области исторического образования.

Деятельность М.Н. Покровского, М.Н. Коваленского, М.А. Рожкова по внедрению прогрессивных методов обучения истории. Структура школьного исторического образования России конца XIX – начала ХХ вв. Поиски путей развивающего обучения истории. А.Ф. Гартвиг, Н.П. Покотило, Н.Г. Тарасов.

Состояние методики преподавания истории в конце XIX – начале ХХ вв. Значение дореволюционной методики обучения истории. Основные этапы становления и совершенствования школьного исторического образования и методики обучения истории в СССР. Современная система исторического образования в средней общеобразовательной и профессиональной школе.

Место истории в учебном плане одиннадцатилетней школы. Связь курса истории с другими учебными предметами. Новые концепции исторического образования. Современные требования к историческому образованию учащихся в средней школе. Цели преподавания истории в школе. Принципы построения исторического образования в средней школе. Гуманизация и гуманитаризация образования, формирование исторического сознания. Роль исторических знаний в формировании научного мировоззрения учащихся. Разработка вопроса о формировании понятий в современной психолого-педагогической и методической литературе. Психологические особенности усвоения школьниками исторических явлений. Их классификация. Основные методические условия, приемы и средства формирования понятий. Выявление существенных признаков понятий. Развитие и обогащение понятий в процессе обучения. Выработка учащихся умений оперировать понятиями. Объективные исторические связи и закономерности общественного развития. Виды исторических связей: локальные, временные, причинно-следственные. Изучение законов общественного развития в школьных курсах истории. Изучение законов общественного развития в школьных курсах истории. Методические условия для усвоения учащимися закономерностей исторического развития с учетом возраста учащихся. Повышение теоретического уровня обучения в старших классах.
Тема 3.

Стандарты исторического и обществоведческого образования.
Понятие и структура образовательного стандарта по истории и обществознанию. Обязательный минимум как компонент стандарта; способы и формы проверки требований стандарта к знаниям и умениям учащихся; анализ государственного стандарта исторического и обществоведческого образования и действующих программ по курсу «История» и «Человек и общество»; анализ учебной и методической литературы по дисциплине «История» и «Обществознание».
Тема 4.

Дисциплины «история» и «обществознание» в школе: задачи и функции.

Закон РФ «Об образовании»; задачи и функции курсов «История» и «Обществознание» в системе среднего общего образования учащихся, в процессе социализации и культурной идентификации личности; структура и содержание дисциплин История» и «Обществознание»; интегративный характер содержания курса «Обществознания» и междисциплинарный понятийный аппарат как специфика основания курса; потенциал междисциплинарных связей.


Тема 5.

Содержание курса «Обществознание».

Место обществоведения в гуманитарном компоненте школьного образования; особенности нового содержания знаний об обществе; содержание знаний о человеке и путях его развития и совершенствования; содержание знаний об экономической жизни общества; содержание знаний социальной структуре и социальных отношениях в обществе; содержание знаний о политической жизни, государстве и праве; содержание знаний о духовно-нравственной сфере жизнедеятельности общества.


Тема 6.

Содержание курса «История».

Структура и функции исторических знаний. Их роль в реализации задач обучения, воспитания и развития учащихся. Цели школьного обучения истории. Содержание целей обучения истории, их составные части. Виды исторических фактов. Взаимосвязь событий и явлений. Соотношение конкретных фактов и обобщений в процессе обучения истории. Виды исторических представлений и их роль в процессе формирования о методике создания исторических представлений. Пути создания представлений о фактах прошлого, об историческом времени и пространстве. Исторические понятия как важнейший компонент учебного материала. Диалектическая взаимосвязь усвоения фактов и понятий. Формирование исторических понятий как составная часть формирования научного мировоззрения и развития мышления учащихся в процессе обучения истории.


Тема 7.

Методы и методические приемы обучения истории и обществознания.
Понятие о методах обучения. Различные точки зрения на классификацию методов обучения истории. Критерии оптимального выбора методов обучения. Взаимосвязь двух сторон методов обучения: преподавание учителя и познавательная деятельность учащихся. Соотношение понятий «метод» и «прием» обучения. Познавательная, воспитывающая и развивающая роль методов и приемов в учебном процессе по истории. Взаимосвязь средств обучения и методических приемов деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Роль устного слова в обучении истории .

Приемы изложения учебного материала: рассказ, сжатое сообщение, конспектирование, образное, сюжетное повествование, картинное и аналитическое описание, характеристика, объяснение, рассуждение, их взаимное сочетание.

Школьная лекция. Роль изложения учителя в организации познавательной деятельности учащихся. Требования к устному изложению: доступность, научность, адекватность содержания исторического материала образовательным, воспитательным задачам урока. Учет возрастной психологии восприятия учебного материала учащимися. Использование учителем различных источников знаний при изложении материала. Организация познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения. Воспроизведение и творческо-поисковый характер познавательной деятельности. Виды творческо-поисковых заданий. Проблемное обучение на уроках истории. Роль беседы в обучении истории. Виды беседы, требования к ней. Обучение учащихся умению пользоваться приемами устного изложения в соответствии с особенностями изучаемого исторического материала.

Тема 8.


Психолого-педагогические аспекты преподавания истории и обществознания в школе.

Педагогические закономерности процесса освоения курсов «История» и «Обществознание»; развитие российской молодежи в условиях становления гражданского общества; социально – педагогический портрет современного старшеклассника; проблема самоопределения человека в информационном обществе; психолого-педагогические основы обучения в подростковом и младшем юношеском возрасте; самореализация, самоактуализация, потребность в межличностном общении, самоутверждение и профессиональная ориентация как психолого-педагогические основания личностно-ориентированного обучения курсам «История» и «Обществознание».


Тема 9.

Специфика исторических и обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся.

Проблема усвоения и понимания абстрактно – логических понятий курсов «История» и «Обществознания»; Дидактические принципы работы с понятиями и их реализация в курсах «История» и «Обществознание»; методы и приемы работы с понятиями и педагогические условия повышения эффективности работы с понятиями в обучении.


Тема 10.

Изучение письменных источников в курсе обучения истории и обществознания.

Виды исторических документов. Особенности их изучения в различных по возрасту учащихся классах. Приемы изучения исторических документов: использование исторических документов в изложении учителя, комментированное чтение документов, анализ исторических документов учащимися, решение проблемно-познавательных задач на основе анализа документов. Педагогическое руководство самостоятельной работой учащихся в процессе изучения документов. Знакомство старшеклассников с элементами научного исторического исследования. Обучение учащихся основным видам записей при изучении первоисточников. Работа с документами в процессе обществоведческого образования: понятие и сущность данной деятельности; виды документов, используемых в обществоведческом курсе; деятельность педагога и ученика в процессе работы с документацией. Методика использования различных источников в курсе «История» и «Обществознание».

Школьный учебник по истории и обществознанию как источник знаний и средство обучения.
Роль учебника как источника знаний по истории иобществознанию. Структурные компоненты содержания учебного материала. Многовариантность учебников и учебных пособий по истории и обществознанию. Соотношение слова учителя и содержания учебника. Приемы работы с текстом учебника с учетом задач урока и возраста учащихся. Формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника.

Обучение учащихся умению пользоваться справочным материалом учебников, научных книг, работать со словарями, энциклопедиями, библиографическими источниками. Роль художественной литературы в решении образовательно-воспитательных и развивающих задач в обучении истории. Отбор произведений художественной литературы на уроках истории в средних и старших классах. Методика работы с художественной литературой. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных и развивающих задач.


Тема 12.

Формирование умений и навыков в процессе активной деятельности учащихся в курсах «История» и «Обществознание».
Понятие и классификация умений и навыков, развиваемых на уроках истории обществознания. Организация познавательной деятельности учащихся, работа с документами в процессе обществоведческого образования. Понятие и сущность данной деятельности; виды документов, используемых в обществоведческом курсе, деятельность педагога и ученика в процессе работы с документацией. Методика использования различных источников в курсах «История» и «Обществознание».
Тема 13.

Урок истории: его подготовка и проведение.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Требования, предъявляемые к современному уроку истории. Образовательно-воспитательные и развивающие цели каждого урока и системы уроков по теме, разделу курса. Методические варианты уроков истории. Факторы, обуславливающие целесообразность выбора того или иного методического варианта урока. Подготовка учителя к уроку. Авторские программы. Тематическое планирование. Рабочий план урока, его основные компоненты. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках различных типов.

Особенности уроков в младших классах. Лекции, семинарские и практические занятия, собеседования, дискуссии в старших классах. Игровые формы уроков. Учебные экскурсии, конференции, консультации, зачеты – специфические формы учебно-воспитательного процесса. Прогнозирование результатов изучения учебного материала. Критерии оценки урока. Факультативные курсы. Выбор темы. Разработка содержания курса. Методические варианты факультативных занятий. Виды самостоятельной работы и поисковая деятельность школьников. Поведение учителя на уроке. Хронометраж урока. Учебные ситуации. Мотивация на уроках истории. Пути и средства развития мотивации в зависимости от возраста учащихся.
Тема 14.

Уроки обществознания: его подготовка и проведение.
Урок и его разновидности (типологии уроков по обществознанию): урок изучения (обсуждения) нового материала; урок обобщения и систематизации знаний; комбинированный урок; урок применения знаний и умений (урок - практикум).

Формы уроков в обществоведческом курсе. Лекции. Семинары. Лабораторные занятия. Практические занятия. Итоговые собеседования (уроки с элементами дискуссии или беседы). Ученическая конференция. Уроки-диспуты (обсуждение актуальной проблемы социального характера). Игровые формы занятий по обществознанию (урок – игра и урок с элементами сюжетно-ролевой (деловой) игры. Занятие с использованием технологии проективной деятельности учащихся. Классный час в форме беседы или диспута. Анализ урока в обществоведческом курсе. Особенности применения методов и средств обучения в процессе обществоведческой подготовки. Инновационные технологии преподавания дисциплины «Обществознание».


Тема 15.

Система проверки и оценки знаний и умений учащихся в процессе обучения истории и обществознания.

Цели и задачи систематической проверки и оценки знаний и умений учащихся. Проверка усвоения учащимися основных фактов, понятий и закономерностей исторического процесса. Углубление, систематизация и обобщение исторических знаний, развитие познавательных умений в ходе опроса. Система повторения в обучении истории как важное условие обобщения, систематизации и углубления знаний учащихся. Приемы текущей проверки и оценки знаний и умений в младших и старших классах. Задачи, система и методические условия эффективности проверки результатов обучения истории. Организация, приемы проверки и оценка результатов изучения истории. Зачеты и экзамены. Зачет как форма тематического учета знаний в IХ-ХI классах. Подготовка учащихся и проведение зачета. Методические варианты зачета. Экзамен и его варианты. Подготовка к экзамену: итоговое повторение и консультации. Методика проведения экзамена. Приемы развития активной самостоятельной деятельности и различных приемов самоконтроля в процессе подготовки и проведения зачетов и экзаменов. Домашнее задание по истории. Руководство домашней работой учащихся. Единство урочной работы и домашних заданий. Виды заданий: общие, групповые, индивидуальные. Методика рекомендаций к выполнению домашних заданий, обучение самостоятельной работе с литературой. Творческие домашние задания.

Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях по дисциплине «История» и «Обществознание».

Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе. Система заданий для самостоятельной работы. Методические приемы использования заданий для самостоятельной работы в процессе обучения истории и обществознанию. Способы организации активной самостоятельной деятельности учащихся в процессе урока по истории и обществознанию.


2.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Студентам для самостоятельного изучения предлагаются следующие вопросы:


  1. Становление и развитие методики обучения истории и обществознания в России.

  2. Цели, задачи и значение изучения истории в школе.

  3. Государственный стандарт исторического образования, его назначение.

  4. Познавательные возможности учащихся. Познавательный интерес. Дифференциация обучения.

  5. Принципы формирования исторического содержания.

  6. Внутрипредметные и межпредметные связи. Приемы их реализации.

  7. Школьный урок: типы и формы.

  8. Диагностика результатов обучения. Качество подготовки учащихся.

  9. Приемы активизации познавательной деятельности старшеклассников.

  10. Специфика самостоятельной работы ее влияние на формирование и развитие умений учащихся.

  11. Требование к знаниям и умениям учащихся, способы их выявления.

  12. Кабинет истории в школе. Характеристика учебного оборудования кабинета истории. Организация учебного процесса в условиях кабинета.

  13. Внеклассная работа по истории. Значение внеклассной работы для воспитания и развития ученика. Краеведческая работа в школе и ее роль в привитии интереса ученика к родному крою.

  14. Учитель истории и обществознания. Должностные обязанности учителя.

  15. Система современного обществоведческого образования в образовательном учреждении.

  16. Современный государственный образовательный стандарт по обществознанию.

  17. Структура обществоведческой дисциплины.

  18. Роль обществознания в социально-гуманитарном компоненте школьного образования.

  19. Особенности нового содержания знаний об обществе, о человеке, об экономической жизни общества, о социальной структуре и социальных отношениях, о политической жизни, государстве и праве, о духовно-нравственной жизни общества и личности.

  20. Педагогические закономерности процесса освоения курса «Обществознание».

  21. Проблемы российской молодежи в условиях становления гражданского общества и проблема самоопределения человека в информационном обществе.

  22. Психолого-педагогические подходы к обществоведческому и историческому образованию (личностно-ориентированный, системно - деятельностный, проблемно-рефлексивный и др. подходы к образованию).

  23. Проблемное изложение, восприятие и усвоение обществоведческих понятий в разных возрастных группах учащихся.

  24. Умения и навыки, развиваемые на уроках обществознания в процессе организации познавательной деятельности учащихся.

  25. Особенности документов, используемых в историко-обществоведческом курсе.

  26. Совместная деятельность педагога и ученика в процессе работы с документами на конкретном занятии.

  27. Традиционные и инновационные для педагогической науки формы самостоятельной работы и заданий для учащихся в учебном процессе.

  28. Задания для самостоятельной работы учеников и методические приемы их использования на уроках истории и обществознания.

  29. Традиционные и инновационные типы и формы уроков в учебно-воспитательном процессе.

  30. Активные и интерактивные методы обучения обществознанию и основные средства, используемые на уроках учителем обществознания.

  31. Анализ урока учителя обществознания.

  32. Подготовка учителя к преподаванию новой темы и проведению отдельного урока по дисциплине "Обществознание" как повседневная творческая деятельность учителя.

  33. Проектирование уроков истории и обществознания (урок изучения нового материала или урок-лекция; урок обобщения и систематизации знаний; комбинированный урок и др.).

2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ


  1. Активизация познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках истории.

  2. Использование на уроках истории: исторических источников, документов.

  3. Роль и значение использования художественной литературы на уроках истории.

  4. Формирование исторических понятий на уроках истории.

  5. Использование на уроках истории опорных конспектов, схем.

  6. Содержание школьного исторического образования как основа развития личности.

  7. Воспитание гражданственности на уроках истории.

  8. Региональный компонент школьного исторического образования как основа формирования патриотизма.

  9. Внеклассные формы работы по истории.

  10. Пропедевтический курс истории: цели, задачи, особенности.

  11. Личностно-ориентированной обучение на уроках истории.

  12. Проблемное обучение на уроках истории.

  13. Самостоятельная деятельность учеников при изучении курса истории.

  14. Работа с источниками в курсе истории.

  15. Изучение понятий в курсе истории.

  16. Наглядность на уроках истории.

  17. Проблема критериев оценивания знаний и умений на уроках истории.

  18. Цензура и школа в России в первой четверти XIX века.

  19. Интегративные и модульные курсы обществознания.

  20. Обществоведческая подготовка в профильных классах.

  21. Государственный образовательный стандарт по курсу «Обществознание»: характеристика его содержания (экономика, право, политология, культурология и другие сферы жизнедеятельности общества в стандартах по обществознанию).

  22. Содержание обществоведческого образования в современной школе.

  23. Философия (культура, право, политика, экономика, религия и др.) в системе обществоведческого знания.

  24. Информатизация обществоведческой подготовки. Информационные технологии и развитие мышления учащихся на уроках обществознания.

  25. Гражданско-правовое образование личности в курсе «Обществознания».

  26. Формирование основных понятий и умений на занятиях по дисциплине «Обществознание».

  27. Технологии работы с документами в процессе обществоведческой подготовки.

  28. Современные технологии обучения обществознанию в современной школе.

  29. Формы обучения и способы организации деятельности учащихся на уроках обществознания.

  30. Наглядные средства в процессе преподавания дисциплины «Обществознание».

  31. Личностно-ориентированный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.

  32. Системно-деятельный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.

  33. Методика изучения экономической (политической, правовой, духовной, социальной и др.) сферы жизнедеятельности общества в курсе «Обществознания».

  34. Преподавание обществоведческих дисциплин в различных концентрах учебного процесса общеобразовательной школы.

  35. Проблемное обучение на занятиях обществознания. Технологии проблемного обучения и «обучения в сотрудничестве» в процессе обществоведческой подготовки.

  36. Групповые технологии на уроках обществознания (организация диспутов, дискуссий, конференций и т.д.).

  37. Ролевые и деловые игры в обществоведческой подготовке личности.

  38. Методы диагностики уровня знаний, умений и навыков в обществоведческом курсе.

2.5. Перечень вопросов к зачету по всему курсу


  1. Содержание, цель, структура школьного исторического образования.

  2. Формирование умений и навыков в процессе обучения истории в школе.

  3. Значение исторических документов в процессе об истории. Методические проблемы работы с историческими источниками и документами.

  4. Роль учебника как источника знаний по истории. Структурные компоненты содержания исторического материала в учебнике.

  5. Методика работы с авторским текстом учебника. Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника.

  6. Роль устного слова в обучении истории. Приемы изложения учебного материала.

  7. Основные требования к современному уроку истории. Составление рабочего плана урока.

  8. Значение первичного закрепления на уроке истории. Организация и приемы первичного закрепления.

  9. Организация, приемы проверки и оценка результатов обучения истории.

  10. Наглядность на уроках истории. Учебная картина на уроках истории.

  11. Формирование способов деятельности по усвоению хронологических знаний учащихся.

  12. Картографические наглядные пособия. Применение на уроках учебных карт, картосхем, контурных карт.

  13. Типы и формы уроков истории.

  14. Учебные занятия в старших классах: семинарские, лабораторные занятия школьные лекции.

  15. Подготовка учителя к уроку истории. Составление тематического планирования, конспекта и плана урока.

  16. Виды домашнего задания по истории. Руководство домашней работой учащихся.

  17. Особенности пропедевтического курса истории в начальной школе.

  18. Раскрытие закономерностей на уроках истории.

  19. Опорные конспекты. Разработка опорных сигналов-символов

  20. и проведение уроков по ним.

  21. Формирование интеллектуальных умений: формирование умений оценивать исторические факты и исторических деятелей.

  22. Активизация познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках (урок - ролевая игра, интегрированные уроки и т. д.).

  23. Основные этапы развития школьного обществоведческого образования.

  24. Цели обществоведческого образования в современной школе.

  25. Место курса обществознания в системе школьного образования.

  26. Анализ государственного образовательного стандарта основного общего и основного общего (полного) образования по дисциплине «Обществознание».

  27. Специфика содержания знаний «о человеке и путях развития и совершенствования его личности» в курсе обществознания.

  28. Знания об экономической жизни общества и их роль для реализации целей обществоведческой подготовки.

  29. Содержание знаний о социальной структуре и социальных отношениях в обществе в рамках изучения дисциплины «Обществознание».

  30. Содержание знаний о политической жизни, государстве и праве в курсе обществознания.

  31. Содержание знаний о духовно-нравственной сфере жизнедеятельности общества в курсе обществознания.

  32. Основные критерии, принципы и подходы к отбору содержания уроков обществознания в основной школе.

  33. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении курса «Обществознание».

  34. Учет уровней познавательной самостоятельности учащихся при изучении курса обществознания.

  35. Формирование базовых понятий курса («общество», «цивилизация», «культура»).

  36. Классификация понятий и дидактические принципы работы с ними в курсе «Обществоведение» (на примере любой темы курса).

  37. Методические приемы и средства формирования понятий, идей, теорий (на примере любого урока).

  38. Основные линии сравнения цивилизационного и формационного подходов при изучении уроков, методические пути их реализации в процессе изучения курса обществознания.

  39. Формирование и развитие умений учащихся как предпосылка достижения целей курса. Понятие и классификация умений и навыков, развиваемых на уроках обществознания.

  40. Работа с документами в процессе обществоведческого образования: понятие и сущность данной деятельности.

  41. Виды документов, используемых в обществоведческом курсе.

  42. Приемы работы с текстами учебных пособий.

  43. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучении обществоведческих курсов: понятие и основные виды.

  44. Роль проблемных и познавательных заданий в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

  45. Урок обществознания, его типы и формы.

  46. Традиционные и инновационные формы уроков при изучении курса обществознания в основной школе.

  47. Особенности применения методов и средств обучения в процессе обществоведческой подготовки. Инновационные технологии преподавания дисциплины «Обществознание».

  48. Этапы подготовки учителя к уроку. Поурочное планирование (рабочая таблица к уроку и ее основное содержание).

  49. Проектирование уроков обществознания: понятие и особенности. Тематическое планирование уроков по курсу.

  50. Формы, виды и приемы проверки результатов обучения по курсу «Обществознание».

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


Наименование разделов и курсов тем


Всего часов


Аудиторные занятия (час)


Самост.


работа

В том числе

Лекции

Семинары


1.

Введение.

Возникновение и развитие методики обществознания: ее задачи и предмет



6

2

-

4

2.

Возникновение и развитие методики обучения истории как науки в России.

4

-

-

4

3.

Стандарты исторического и обществоведческого образования

6

-

-

6

4.

Дисциплины «История» и «Обществознание» в школе: задачи и функции

4

-

-

4

5.

Содержание курса «Обществознание»

8

2

-

6

6.

Содержание курса «История»

8

2

-

6

7.

Методы и методические приемы обучения истории и обществознания

6

-

2

4

8.

Психолого-педагогические аспекты преподавания истории и обществознания в школе

4

-

-

4

9.

Специфика исторических и обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся

6

-

-

6

10.

Изучение письменных источников в курсе обучения истории и обществознания

6

-

2

4

11.

Школьный учебник по истории и обществознанию как источник знаний и средство обучения

4

-

-

4

12.

Формирование умений и навыков в процессе активной деятельности учащихся в курсах «История» и «Обществознание»

4

-

-

4

13.

Урок истории: планирование, его подготовка и проведение

10

2

2

6

14.

Урок обществознания: планирование, методы, формы и средства, его подготовка и проведение

10

2

2

6

15.

Система проверки и оценки знаний и умений учащихся в процессе обучения истории и обществознания

6

-

-

6

16.

Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях по дисциплине «История» и «Обществознание»

4

-

-

4

ИТОГО:


96

10

8

78

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет - 5 семестр.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
5.1. Рекомендуемые источники и литература

(основная и дополнительная)
Основная


  1. Боголюбов, Л. Н. Методика преподавания обществознания в школе: учеб. пособ. для студентов высших педагогических учеб. заведений / Л. Н. Боголюбов. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 304 с.

  2. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории» -М.: «Просвещение», 2007. - 245 с.

  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М.: Русское слово, 1997. - 224 с.

  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. – М.: «Просвещение», 2005. - 324 с.

  5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе . – М.: «Владос», 1999. – 456 с.

  6. Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова Ю.А. и др. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: «Просвещение», 1986. - 272 с.

  7. Кревер С.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. – М.: «Просвещение», 1995. – 258 с.

  8. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Отв. ред. Ф.П. Коровкин. - Ч. 1. - М.: «Просвещение», 1998. – 564 с.

  9. Назарова, О.Ю. Теория и методика преподавания обществознания: Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения / О. Ю. Назарова. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. – 136 с.

  10. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории в школе. - В 2 ч. – М., 2002. – 421 с.

  11. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: «Владос», 2005. – 268 с.
Дополнительная

  1. Актуальные проблемы новейшей истории. Под общ. Ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: «Просвещение», 1991. – 380 с.

  2. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. - Челябинск, 1994. - 567 с.

  3. Баранов, П.А. Историко-обществоведческое образование в современной школе / П. А. Баранов. - СПб., 2000. – 460 с.

  4. Бахмутова, Л.С. Конспекты уроков для учителя истории. 11 класс. Обществознание: в 3-х ч. / Л. С. Бахмутова. - М., 2004. – 348 с.

  5. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс: Пособие для учителя / Л. С. Бахмутова. - М. : ВЛАДОС, 2003. – 210 с.

  6. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания: Учеб. пособ. для студентов высших педагогических учеб. заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М., М., 2001. – 150 с.

  7. Боголюбов, Л. Н. Тесты и задания по обществознанию: 8-й кл. основной школы / Л. Н. Боголюбов. - М. : ВЛАДОС, 1997. – 102 с.

  8. Внеклассная работа по истории. Под ред. С.С. Коваленко - М., 1982. – 120 с.

  9. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории. - М.: «Просвещение», 1990. – 256 с.

  10. Годер Г.И. Раздаточный иллюстрированный материал по истории Древнего мира. – М.: «Просвещение», 1997. – 187 с.

  11. Гора П.В. Методические приемы и средства начального обучения истории в средней школе. - М.: «Просвещение», 1991. – 286 с.

  12. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М.: «Просвещение», 1998. – 320 с.

  13. Гречко И.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995. – 235 с.

  14. Грицевский И. М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории: из опыта работы: Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 1987. – 287 с.

  15. Гроссман. Методика применения технических средств обучения. - М.: «Просвещение», 1988. – 250 с.

  16. Драхлер, А. Б. Обществознание. Граждановедение / А. Б. Драхлер. - М., 2001. – 105 с.

  17. Захарова, Е.Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Е. Н. Захарова. - М., 1999. – 80 с.

  18. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. - М.: «Просвещение», 1969. – 197 с.

  19. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. - М, 1997. – 223 с.

  20. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 1988. – 278 с.

  21. Донской Г.М. Целый мир уложить на странице. - М., 1992. – 192 с.

  22. Дрига И.И., Рон Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. - М.: «Просвещение», 1985. – 152 с.

  23. Журнал «Обществознание в школе», 2003-2009 гг.

  24. Журнал «Преподавание истории в школе», 2003-2009 гг.

  25. Журнал «Социально-политический журнал», 2003-2009 гг.

  26. Заводье А. С. Учебное кино на уроках истории в V - VIII классах. - М.: МГИУУ, 1995.

  27. Кларин, М.В. Инновационные технологии в обучении. / М. В. Кларин. - М., 1999. – 239 с.

  28. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2002.- 325 с.

  29. Косолапов В.И. Диспуты и конференции в школе. - М., 1995. – 157 с.

  30. Кулагина Г.А. 100 игр по истории. - М., 1993.- 50 с.

  31. Лейбенгруб П.С. О повторении на уроке истории в 7-10 классах. 1997. – 78 с.

  32. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М., 1982. – 402 с.

  33. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М, 1982. – 172 с.

  34. Методические пособия по всем курсам истории. - М.: «Просвещение», 1999-2009.

  35. Овенщук А.В. Типы, структура и методика урока в школе. - М., 1996. – 219 с.

  36. Певцова, Е.А. Обществознание: Книга для учителя: 8-9 кл. М., 2000. – 125 с.

  37. Полторок Д.И., Аппорович Н.И., Думин С. В. Методика преподавания средств обучения в преподавании истории. - М.: «Просвещение», 1997. – 326 с.

  38. Пресман Л.П. Методика применения технически средств обучения. –М.: «Просвещение», 1988. - 321 с.

  39. Певцова, Е. А. Обществознание: Книга для учителя: 8-9 кл. М., 2000. – 132 с.

  40. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Обществознание. - М. : ВЛАДОС, 2003. Преподавание обществознания в школе. 2005-2010.

  41. Приложение к Учительской газете «Граждановедение». 2005-2019.

  42. Приложение к газете «1 сентября» - «Граждановедение». 2005-2010 гг.

  43. Приложение к газете «1 сентября» - «История». 2005-2010 гг.

  44. Приложение к газете «1 сентября» - «Обществознание». 2005-2010 гг.

  45. Требования к знаниям и умениям школьников. Под ред. А.А. Кузнецова - М., 1997.

  46. Школьные учебники истории для 3-11 кл. М.: «Просвещение», 2009-2010 гг.

VI. Отметка о рассмотрении
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 2 от 10 октября 2012 г.

Методика преподавания обществознания в школе. Под ред. Боголюбова Л.Н.

М.: 200 2. - 3 04 с.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник. Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей. К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

Формат: pdf

Размер: 191 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ;

Оглавление
Введение (ЛЛ Боголюбов) 3
Глава 1. Обществоведение в школе: прошлое, настоящее, ближайшее будущее (Л.Я. Боголюбов, Л.Ф. Иванова) 10
Глава 2. Цели обществоведческой подготовки в современной школе (А.Ю. Лазебникова) 52
Глава 3. Новое содержание обществоведческого образования (А.И. Матвеев) 73
Глава 4. Психологические аспекты обществоведческого образования {МЛ. Григорьева) 99
Глава 5. Урок в обществоведческом курсе (ЛЛ. Боголюбов) 136
Глава б. Работа с понятиями в обществоведческом курсе {ЕМ. Жильцова) 162
Глава 7. Работа с документами в процессе обществоведческого образования (Л.Н. Боголюбов - (1, 3); 196
Глава 8. Организация самостоятельной работы учащихся (ДМ. Боголюбову Л.Ф. Иванова) 227
Глава 9. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов (А.Т. Кинкулькин) 252
Глава 10, Стандарт обществоведческого образования и творчество учителя (ЛЛ. Боголюбов, Л.Ф. Иванова) 286

Тема 31. Концепция современного школьного обществознания.

Исторический аспект развития обществоведческого образования, его основные периоды. Необходимость перестройки и пути обновления содержания курса.

Место обществознания в учебном плане основной и средней школы.

Интегрированные и модульные курсы.

Государственный общеобразовательный стандарт, раздел «Общество».

Основные блоки знаний, их характеристика. Требования к знаниям и умениям учащихся.

Ни один цикл учебных предметов не претерпел (прежде всего, на официально-государственном уровне) такой радикальной трансформации целей как историко-обществоведческий. Характер и последствия коренного обновления целевого компонента предмета заключается в следующем:

1. В основе изучения предмета лежит социальный заказ общества и государства, направленный на формирование у подрастающего поколения определенных мировоззренческих установок и жизненных устремлений.

2. Знания, умения, навыки, полученные по предметам гуманитарного цикла должны носить практический характер.

Содержание обществознания представлено большим количеством различных курсов: «Введение в обществознание», «Право и политика», «Граждановедение», «Человек и общество» и др. Предметом изучения образовательно-воспитательного курса «Граждановедение» стали социальные проблемы, имеющие личную значимость для учащихся. Курс состоит из большого количества модулей, раскрывающих проблемы права, экономики, взаимоотношения подростков и общества. Курс, разработанный Я.В. Соколовым и Никитиным, оснащен методически, обращен к личности ребенка, предполагает активные формы работы с классом.

Курс «Человек и общество» соединяет научные проблемы с жизненно важными сферами деятельности человека, взаимоотношения человека, общества и природы. Эти курсы завершают знакомство с проблемами обществоведения в первом концентре.

Во втором концентре в 10-11 классах – курс «Человек и общество» под редакцией Боголюбова построен модульно-блочным методом. Он включает блоки по экономике, политологии, социологии, праву. В качестве вариативных курсов подготовлены программы и пособия модульных курсов: «Мир человека», «Введение в экономику», «Введение в социологию», «Введение в политологию», «Основы правоведения». Создан междисциплинарный курс «Современный мир», интегрирующий знания по ряду социально-гуманитарных дисциплин (география, история, литература, экономика).

Широкая обществоведческая подготовка учащихся приобретает особую остроту в связи с необходимостью целенаправленной работы по гражданскому образованию и воспитанию, от знания учащимися основ демократии во многом будет зависеть становление гражданского общества и правового государства.

Курс «Граждановедения», «Обществоведения» очень важен в воспитании патриота, гражданина. Впервые в практике общеобразовательной школы подготовлены параллельные учебники и программы. Созданы условия для дифференцированного гуманитарного образования. В регионах подготовлены собственные учебники по общественным дисциплинам. Например, «Обществознание» (под ред. В.М. Юрченко, Краснодар).

Созданы государственные образовательные стандарты по обществознанию.

Вопросы для самоконтроля

1.Что определило изменения содержания обществоведческой подготовки в современной школе?

2.Перечислите и охарактеризуйте предметы обществоведческой подготовки.

3.Какова роль обществоведческой подготовки в формировании гражданской позиции учащихся?

Тема 32. Принципы формирования обществоведческого содержания: государственный стандарт.

Обществоведческое образование в современной школе.

Нормативные документы Министерства образования.

Характеристика программ по общественным дисциплинам.

Государственный стандарт.

Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе. Базовые для школьного обществоведческого образования науки - это науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, правоведение, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной и практической деятельности, другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры общественного поведения граждан.

Курс обществознания ориентирован на приобщение учащихся к гражданской культуре. Он призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества.

Взаимодействуя с курсом истории, обществознание имеет собственное содержание и обращено к актуальным проблемам современного общества и человека.

Сложившееся в предшествующее десятилетие содержание обществоведческого образования принципиально отличается от содержания обществоведческого курса, существовавшего в 60-80-е гг. Оно опирается на обновленную систему ценностей, прежде всего на те ценности, которые отражены в Конституции РФ.

Цели обществоведческой подготовки в старших классах:

Овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизнь человека, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося общества;

Развитие у старшеклассников умений рассматривать общественные события и явления с использованием приемов системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира;

Усвоение учащимися широко применяемого в средствах массовой информации категориального аппарата наук об обществе;

Приобретение ими навыков свободного оперирования понятиями и терминами в устной и письменной речи;

Овладение старшеклассниками ключевыми социальными компетентностями, подготовка их к сознательному участию в гражданской жизни.

Достижение названных целей предполагает наличие учебно-методического комплекса, который обеспечивает учащихся отвечающим современным требованиям содержания образования, а учителей - необходимыми методическими рекомендациями, позволяет осуществлять широкую вариативность учебных занятий, использование разнообразных видов, форм и методов учебной работы. Наиболее полным из числа рекомендованных к использованию в эксперименте, является учебно-методический комплекс, сопровождающий обновленный учебник «Человек и общество. Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. - М -2001.

Человек и общество. Обществознание: учебник для 11 кл. общеоб. учеб. зав. / Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. - М - 2001.

Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику: пособие для 10-11 классов общеоб. уч. зав./ Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой - М - 2001.

Концепция обществоведческого образования в двенадцатилетней школе // Содержание образования в двенадцатилетней школе / По ред. А.Ф. Киселева - М - 2000.

Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе - 1999 - № 5,6.

Обязательный минимум содержания обществоведческого образования. Примерная программа. Требования к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки выпускников средней школы по обществоведению - М - 2000.

Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе. - М - 2000.

Человек и общество. 10-11 кл: Дидактические материалы по курсу. - М - 2001.

Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. - М - 1999.

Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. М - 1999.

Школьный словарь по обществознанию. - М - 2001.

Образцы заданий (измерителей) для проверки достижения требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по обществознанию // Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. -М - 2000.

Материалы к итоговой аттестации выпускников средней школы по обществознанию. - М - 2001.

Учебники и учебные пособия, входят в состав Федерального перечня на 2000/2001 учебный год, утвержденный Министерством образования РФ. Он опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2001 - № 2.

В журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2001, № 6. опубликованы три варианта тематического планирования курса обществознания. Первый вариант рассчитан на 70 часов и предназначен для классов физико-математического, естественно-научного, технического профиля.

Второй вариант рассчитан на 105 часов и предлагается для так называемых беспрофильных классов.

Третий вариант (140 часов) предлагается для классов гуманитарного и социально-экономического профилей. Тематическое планирование составлено для классов физико-математического, естественно-научного и технического профилей А.И.Матвеевым, Т.Е. Лисковой, Е.Л.Рутковский;

Для классов гуманитарного и социально-экономического профилей - Л.Н.Боголюбовым, Л.Ф.Ивановой; для беспрофильных классов - Н.И.Городецкой., Е.И.Жильцовой.

Образовательный стандарт основного общего образования по обществоведению (включая экономику и право) опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2002, № 9.

В нем, в частности указывается, что изучение обществоведения в основной школе направлено на достижение учащимися следующих целей:

Освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, о социальных качествах человека, духовно-нравственной, социальной и семейно-бытовой, экономической и политической сферах человеческой деятельности, о правовом регулировании общественных отношений;

Воспитание гражданской ответственности и правосознания, российской идентичности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;

Ознакомление со способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, типичных для подросткового возраста социальных ролях: гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя, учащегося школы;

Овладение умением ориентироваться в потоке разнообразной социальной информации и типичных жизненных ситуациях; опытом применения полученных знаний для решения познавательных и практических задач в области социальных отношений;

Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), познавательных интересов, нравственной культуры, способности к самоопределению и самореализации;

приобретение основ компетентности:

В сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений;

В сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;

В сфере самостоятельной познавательной деятельности;

В сфере трудовой деятельности;

В сфере массовой коммуникации.


Похожая информация.