Уход за лицом: полезные советы

Керамика в убранстве русских православных храмов. Удивительный фаянсовый иконостас

Керамика в убранстве русских православных храмов. Удивительный фаянсовый иконостас

Фарфоровые иконостасы представляют из себя монументальные и крупногабаритные конструкции, собранные из отдельных фарфоровых элементов, закрепленных на металлическом каркасе.
Основные технологические этапы производства фарфоровых иконостасов имеют следующую последовательность. Художник-скульптор совместно с архитектором готовят проект иконостаса отдельно для каждого конкретного храма с детальной проработкой каждого отдельного элемента.
Затем модельщики воспроизводят модели элементов, вытачивая их в модельном материале, точно передавая размеры, конструкцию и рельеф поверхности, заложенные авторами в рабочих чертежах. Следующим этапом модельщики приступают к отформовке элементов иконостаса. Для этого на модели прорисовывают линии разъема будущей гипсовой формы и последовательно отливают ее куски. Гипсовые формы высушиваются до влажности около 5 %.


Фарфоровую массу предварительно готовят в шаровых мельницах совместным мокрым помолом огнеупорной беложгущейся глины, каолина, кварцевого песка, полевого шпата и других материалов.
Следующей операцией является изготовление деталей иконостаса методом ручного литья фарфорового шликера в гипсовые формы. Метод изготовления выбирается в зависимости от формы и величины детали. По истечении времени, необходимого для выстаивания образовавшихся деталей, гипсовая форма раскрывается, детали извлекаются и подвергаются ручной оправке.


После высушивания детали иконостаса проходят утильный обжиг при температуре 800 градусов. Затем детали глазуруют. Глазурь представляет из себя тонкомолотую смесь минералов-плавней, образующую после обжига блестящий стекловидный слой на поверхности изделия.
Политой обжиг осуществляется для фарфоровых деталей в горнах при температуре 1 250 градусов С, в печах 1300 градусов.


Художники и живописцы наносят декор вручную на готовые белые детали в соответствии с утвержденным цветовым решением проекта иконостаса. Для декорирования деталей иконостаса могут использоваться различные надглазурные и подглазурные красители, люстры, а также препарат жидкого золота. Декор закрепляется во время обжига, производимого в электропечи при температуре около 850 градусов С и сохра?няет яркость и свежесть красок на дол?гие годы.
Завершающим этапом создания иконостаса является монтаж и закрепление готовых фарфоровых деталей на металлическом каркасе по месту установки иконостаса.
Конструкции фарфоровых иконоста?сов отличаются от иконостасов, изго?товленных в ином материале. Они состоят их трех взаимодополняющих структур: фарфоровых деталей, со?бираемых по типу кирпичной кладки на строительном растворе, металли?ческого каркаса, обеспечивающего достаточную прочность, надежность и долговечность сооружения, и деревян?ной обшивки со стороны алтаря, дополняющей обитую жесткость кон?струкции.
Фарфоровые иконостасы ручной работы обладают уникальностью и неповторимостью облика, хотя и состоят из модульных, стандартных деталей.
За комбинаторикой повторяемых элементов скрываются большие возможности разнообразия композиционного строя, цветового решения, пластики, формы в пределах единого композиционного решения? канонических рядов. Трансформация составных элементов и широкие возможности ручного декорирования деталей обеспечивают простоту изменяемости художественного облика иконостаса.
Несмотря на то, что фарфоровые иконостасы производятся индустриальным методом, они содержат в себе теплоту рук человеческих, ведь создаются и расписываются детали вручную.
Фарфоровые иконостасы изготавливаются высококвалифицированными специалистами в условиях специализированного фарфорового предприятия на современном оборудовании с использованием высококачественных сырьевых материалов, это позволяет гарантировать строгое соблюдение всех технологических параметров в процессе производства, что в свою очередь обеспечивает высокое качество изделий.

Проектирование фарфоровых иконостасов и убранства из художественного фарфора в храмах

Изделия художественного фарфора, отличающиеся яркостью, гладкостью, блеском глазурованных поверхностей, находят широкое применение в интерьерах храмов. Мы разрабатываем и производим большой ассортимент элементов убранства:
  • Фарфоровые иконостасы;
  • Фарфоровые напольные и настенные киоты;
  • Фарфоровые элементы архитектурного оформления интерьеров: карнизы, пилястры, плинтуса, арки, ограждение солеи и т.п.;
  • Фарфоровые аналои;
  • Фарфоровые напольные подсвечники;
  • Фарфоровые престолы.


Фарфоровые иконостасы и другие элементы убранства проектируются индивидуально для каждого храма. При проектировании учитываются размеры храма, габариты алтарных арок и стен, пожелания Заказчиков по количеству ярусов иконостаса, иконографическому составу, размерам икон и Царских Врат.
Иконостас составляется из отдельных объёмных элементов, средний размер которых 300-400 мм. Различные варианты компоновки элементов позволяют достичь индивидуальности каждого иконостаса или киота. Кроме того, в каждый иконостас привносится 20-30% новых элементов. Поэтому все разработанные и установленные нами иконостасы неповторимы и гармонично вписываются в интерьер храмов.
По желанию Заказчика может быть разработан и изготовлен совершенно новый эксклюзивный иконостас в единственном экземпляре.
В настоящее время освоено изготовление фарфоровых иконостасов в неорусском, византийском стилях, разработаны проекты тябловых иконостасов в древнерусских традициях.
Во многих восстанавливаемых и реставрируемых храмах возникает необходимость воссоздания утраченного когда-то иконостаса. По сохранившимся старым фотографиям мы сможем воплотить образ старинного деревянного, каменного или керамического иконостаса в новом фарфоровом иконостасе.
Такое решение удачно опробовано на нескольких изготовленных нами иконостасах в ряде храмов: Спасо-Преображенском соборе в г. Невьянске, Воскресенской церкви Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, церкви Св. Великомученика Георгия Победоносца в с. Коуровская Слобода, Свердловской области, Свято-Троицкой церкви в г. Арамиль. Внешний вид этих иконостасов, сохранённый на старых фотографиях и в памяти пожилых прихожан, бережно воссоздан и воплощён в новых фарфоровых формах.
Мы можем предложить решения по реставрации, ремонту сохранившихся фаянсовых иконостасов рубеже XIX-XX веков, воссозданию утраченных иконостасов.
При проектировании ведётся индивидуальная работа с каждым заказчиком. Организуется выезд
архитектора в храм для обмеров, оценки возможных решений и консультаций с настоятелем и Заказчиком.
На первом этапе разрабатывается эскизный проект общего решения иконостаса в линиях и цвете в увязке с интерьером храма.
По согласованному Заказчиком эскизному проекту разрабатываются рабочие чертежи как всего иконостаса, так и его отдельных деталей.
Для каждой детали изготавливается модель из модельного материала на основе полиуретановых композиций. Объёмное моделирование ведётся с применением современных компьютерных технологий и станков с ЧПУ. Это позволяет изготавливать модели в сжатые сроки и с высокой точностью стыковки элементов.
Широкие гаммы фарфоровых красителей отечественного и импортного производства позволяют воплотить любые цветовые решения.
Краски на фарфоре отличаются необыкновенной лёгкостью, воздушностью и чистотой. Благодаря глянцевым глазурованным поверхностям фарфоровый иконостас всегда выглядит как новый. Особую торжественность и праздничность придаёт иконостасу натуральное золочение. Зеркальный отражающий блеск золота возможен только на глазурованных фарфоровых и фаянсовых иконостасах, что выгодно отличает их от иконостасов из других материалов.
При разработке цветового решения иконостаса всегда учитывается художественно-символический замысел интерьера всего храма, а так же символическое соответствие цветовой гаммы иконостаса тем святым, в честь которых освящён храм.

Убранству православных храмов всегда уделялось особое внимание, и в этой красоте эстетическая и философская составляющие были неразделимы. Богословы придавали церковному убранству апостольское значение, а писатель-агиограф Пахомий Логофет считал, что предметами церковь «разговаривает» с приходящими в нее людьми: «Аще и не гласом, вещми же паче проповедует и свое благолепие зрящим являет » . В этом предметном ряду особое место занимает керамика. Художники-керамисты создавали неповторимые по красоте печи, изразцами украшали фасады храмов, а фарфоровые иконостасы были главным украшением и гордостью соборов и монастырей.

С принятием христианства на Руси церкви и наиболее значимые светские сооружения стали украшать многоцветными керамическими плитками. Русичи брали пример с Византии, а от этих глиняных изделий и произошли впоследствии изразцы. Нарядные керамические плитки применялись не только с целью украшения фасадов, они соответствовали и богословским понятиям христианства. Одной из главных целей христианского искусства с древнейших времен было наглядное раскрытие идеи света как одного из проявлений Бога. Сам Христос говорит в Евангелии: «Аз есмь свет». Поэтому храмы всегда украшались многоцветной мозаикой, золотыми и серебряными сосудами и цветными стеклами в окнах. Этой же цели служила и керамика. В состав пигментов, употребляемых древними мастерами, подмешивали пигменты, состоящие из прозрачных цветных кристаллов, которые имели блестящую поверхность и отражали свет.

В XIII-XIV столетиях в Пскове была распространена муравленая черепица, которая применялась для кровли православных храмов. Она, вероятно, и породила простые облицовочные плитки. С конца XV века на подкупольных барабанах псковских церквей появились керамические пояса-надписи, содержащие сведения о времени и строителях данного здания. В 1476 году псковские мастера построили в Троице-Сергиевой Лавре кирпичную Духовскую церковь с декоративным фризом у основания закомар, состоящим из терракотовых глиняных обожженных плиток с тисненным растительным орнаментом.

Изразцовые иконы Дмитрова и Старицы - единственные найденные на территории Древней Руси

В 1558-1561 годах Старицким князем Владимиром Андреевичем был построен шатровый собор Бориса и Глеба, имеющий несколько керамических икон. Известно также, что после разборки храма в XIX веке две из них, Распятие и Нерукотворный Спас, были перенесены на фасады ныне существующего Борисоглебского собора.

В начале ХХ века среди фундаментов Борисоглебского собора проходили археологические раскопки, при которых было найдены обломки поливной рельефной керамики. Характер орнаментов найденных изразцовых фрагментов - западноевропейский, близкий орнаментам итальянского Возрождения. Мастерство исполнения и прежде всего сам тип изделий - рельефная поливная керамика - представляются для Древней Руси явлением совершенно уникальным. Все найденные фрагменты были монохромно окрашены зелеными и желтыми глазурями.

Подобные изразцовые керамические иконы, достигающие весьма внушительной - трехметровой - высоты, на территории Московского государства встречаются еще только на одном памятнике - на Успенском соборе в Дмитрове, сооруженном в первой четверти XVI века. Это круглая икона Георгия Победоносца под сводами южной паперти собора и два Распятия с предстоящими в центральных закомарах его северного и южного фасадов. Происхождение икон Успенского собора в Дмитрове до сего дня остается невыясненным. Три дмитровские иконы тождественны по стилю и технике исполнения трем старицким.

Впервые находившийся на паперти «образ великомученика Георгия из плит финифтяных… древней работы» упоминается в описании городов Московской губернии 1787 года. Керамические распятия на южном и северном фасадах собора ошибочно охарактеризованы в Описи 1813 года как «штучные из лебастра», что и повторялось в последующих описях. В углублениях рельефов изразцов сохранились следы известковой покраски. Вероятно, покраска была сделана с целью придать изразцам более «классический» облик согласно вкусам начала XIX века. Многие исследователи датируют иконы Успенского собора серединой XVI века и сравнивают их с изразцами Борисоглебского собора города Старицы, отмечая, что иконы являются местной работой, характерной для центральнорусской скульптуры до новгородских традиций.

Кроме этих двух старых уездных городов - Дмитрова и Старицы, изразцовые иконы на территории Древней Руси нигде больше не встречены. Изразцовых икон не знает ни XV, ни XVI, ни - за ничтожным исключением - даже XVII век.

Керамические иконостасы Новоиерусалимского монастыря - самые известные отечественные памятники

Самым известным и крупным отечественным памятником является ансамбль Новоиерусалимского монастыря с обилием керамических иконостасов и архитектурных деталей. Как известно, патриарх Никон хотел воспроизвести в монастырском Воскресенском соборе архитектурный декор иерусалимского храма Гроба Господня, выполненный из мозаики и цветного мрамора. В России природный мрамор был слишком дорогостоящим, поэтому решили применить традиционные для Руси изразцы - плитки из обожженной глины. Начиная с 1660-х годов, в Воскресенском соборе было устроено и освящено девять приделов с керамическими иконостасами. Над керамическим убранством работали известные белорусские мастера: Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов.

Кроме того, собор украшали изразцовые наличники икон, декоративные пояса, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма. Большое символическое значение имеет керамический фриз, получивший в литературе названия «репьи», «павлиний хвост», «павлинье око». Это изображение представляло собой стилизованный цветок граната, похожий на глазки на перьях в хвосте павлина, и было достаточно широко распространено в декоре храмов Московской земли в XVII веке. Изразцы, изготовленные в Новоиерусалимском монастыре, представляют собой уникальную керамику, которая не имеет себе подобной в русском зодчестве .

После керамических иконостасов XVII века история русского изразцового искусства долгое время не знала подобных примеров. Не случайно в середине XIX века исследователь изразцов Нового Иерусалима архимандрит Леонид (Кавелин), высоко оценивая керамические иконостасы собора, сожалел о том, что в его время «не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей » .

После этого долгое время никто в России не делал подобных иконостасов. Возобновил их производство Н.В. Султанов, который изучал историю изразца и публиковал архивные материалы по этой теме. Николай Владимирович проектировал иконостас для Благовещенской церкви села Новотомниково Тамбовской губернии, изготовленного в 1889 году на кирпичном заводе М.В. Харламова в Петербурге.

Фаянсовые иконостасы товарищества М.С. Кузнецова

Однако изготовление иконостасов по традиционной изразцовой технологии не получило развития. На рубеже XIX-XX веков в храмах стали возводить фаянсовые иконостасы. Их массовое производство и сбыт наладило «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова». В старообрядческом журнале «Церковь» в статье «Новость в церковно-иконостасном строительстве» о свойствах и качествах фаянсового иконостаса написано так: «Иконостасы, киоты и подсвечники фаянсовые отличаются прочностью, красотой и изяществом, и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре, поэтому прочность красок и золота допускает держать их всегда в безусловной чистоте и опрятности. Пыль и копоть стираются с фаянсовых изделий бесследно. Фаянсово-эмалевые (керамические) иконостасы являются конкурентами деревянным и мраморным иконостасам. Деревянные иконостасы рассыхаются, вследствие чего резьба отваливается. А золото скоро тускнеет, а поэтому и требует скорого и дорогого ремонта и новой позолоты. Мраморные иконостасы тяжелые и не так красивы без резного рельефа, который слишком дорогостоящ в изготовлении. Если фаянсовый иконостас стоит при первоначальном устройстве, против иконостаса деревянного, несколько дороже, то впоследствии он, не требуя ремонта, обойдется несравненно дешевле деревянного» .

Первые иконостасы из фаянса были изготовлены в 1895 году на Тверском заводе Матвея Кузнецова (ныне - Конаковский фаянсовый завод). Производились и монтировались фаянсовые иконостасы довольно быстро и выглядели гораздо наряднее деревянных. Кроме того, при установке иконостаса было замечено очень ценное свойство: керамика не поглощает звуки, что благотворно сказывается на акустике, и поющий за богослужением хор звучит намного торжественнее.

Разработку проектов иконостасов и их деталей Товарищество М.С. Кузнецова поручало ведущим художникам Москвы. Недаром в 1900 году на Всемирной выставке в Париже один из представленных иконостасов удостоился награды «Гран-При-де-Франс». Иконостас был создан совместными усилиями художника С.В. Краснощекова, скульптора Н.В. Аненского и точильщика С.И. Иванова. Роспись по позолоченной цинковой доске была исполнена иконописцем Пашковым из Москвы. Каждый цвет на иконостасе обжигался при специальной температуре, а некоторые его части помещались в печь по нескольку раз. В том же 1900 году это замечательное произведение, расписанное эмалью и майоликой, было куплено для православной церкви в городе Марианске-Лазне, близ Карловых Вар в Чехии. Этот иконостас сохранился поныне и привлекает большое количество туристов. Иконостас долгое время считался изделием немецких мастеров, и только исследования показали, что иконостас этот был выпущен в России.

При изготовлении деталей иконостаса использовалась современная для того времени технология и оборудование. Свидетельством тому служит факт приобретения в 1898 г. у Товарищества Винцер Кильн патента на изготовление и установку муфельных печей, которые были изобретены немецким живописцем И. Фюрбингером. В определенной мере это способствовало изготовлению уникальных фаянсово-эмалевых иконостасов.

Как правило, заказчиками фаянсовых иконостасов являлись частные лица, которые жертвовали их храмам. Так, купец Викула Морозов пожертвовал иконостас для Преображенского храма в селе Савино (ныне - город Железнодорожный Московской области). Иконостас церкви в Савино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы. Его украшают букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны.

Очевидно, частными лицами был заказан иконостас и для храма Архангела Михаила в Талдоме. Храм в Талдоме был построен на средства государственных крестьян в 1800 году в стиле классицизма, а в конце XIX - начале ХХ вв. храм был перестроен и оформлен в русском стиле. Вероятно, именно тогда в храме был установлен фаянсово-эмалевый иконостас. Талдомский иконостас был окрашен в сочетании белого и нежно-голубого цветов до синевы с позолотой. Композиционным центром иконостаса являлись царские врата с возвышающейся над ними аркой, а по обе стороны царских врат симметрично располагались прясла. В богатых пластикой и вычурностью форм элементах очевидны черты русско-византийского стиля, где наряду с растительным орнаментом применялся геометрический рисунок. В иконостасе было более 40 различных по форме деталей: колонки, гирьки, розетки, виньетки, карнизы, детали обрамления икон и другие.

Если обыкновенно иконы писались на металле или на дереве и вставлялись в иконостас, то в Талдоме, по легенде, иконы были фарфоровыми. Они хранятся в фондах Талдомского историко-литературного музея и датируются 1880 годом, то есть это на полтора десятка лет раньше появления фаянсовых иконостасов. Следовательно, вряд ли они могли быть помещены в царские врата иконостаса, проемы для икон которых были совсем иной конфигурации. Фарфоровые иконы написаны Павлом Зваевым на фарфоровой фабрике Гарднера в Вербилках. Об этом живописце владелец завода писал так: «Из числа находящихся на заводе мастеров отличается поведением и знанием своего дела крестьянин Павел Васильевич Зваев, который, обучившись на заводе живописи на фарфоре, ныне сам занимается обучением этому искусству способных к тому мальчиков» . Несмотря на то, что Павел Зваев нигде, кроме завода, не учился живописи, он являлся очень талантливым художником. Его работы отличались интересной композицией, свежестью и яркостью красок. Он любил расписывать не только вазы и сервизы, но и писать на фарфоровых пластах жанровые сцены. Это и побудило живописца заняться писанием икон на фарфоре.

Иконостас храма Архангела Михаила был уничтожен в годы Советской власти, когда при ликвидации церкви он был разобран и выброшен на улицу. Но сотрудники Талдомского музея с большой опасностью для себя спрятали фрагменты иконостаса в подвале музея, засыпав его слоем песка. При хранении в сыром подвале значительная часть изразцов была утрачена, при этом в первую очередь исчезли наиболее крупные и эффектные детали иконостаса. На сегодняшний день фрагменты уникального произведения искусства представлены в экспозиции Талдомского историко-литературного музея.

Один из уникальных иконостасов стоит в Свято-Троицком храме Буэнос-Айроса, ошибочно его считали изделием фирмы М.С. Кузнецова. Однако так называемый американский заказ был выполнен Миргородской художественно-промышленной школой. В 1904 году иконостас был освящен вместе с придельным престолом во имя святителя Николы и святой Марии Магдалины - небесных покровителей императора Николая II и его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Иконостас, предназначенный для далекой Аргентины, так очаровал членов общины Успенского собора в Миргороде, что они заказали копию. В середине 1930-х годов храм был закрыт, а иконостас демонтирован и перевезен в подвал керамического техникума. В настоящее время он является экспонатом музея Миргородского керамического техникума им. Н.В. Гоголя.

В годы Советской власти мастерство изготовления керамических иконостасов было утрачено. Но в конце ХХ века это искусство было возрождено. Идея возрождения производства фаянсовых иконостасов является весьма актуальной, поскольку в настоящее время множество храмов нуждаются в воссоздании иконостасов или возведении новых.

Цит. по кн.: Бычков В.В. Русская средневековая эстетика (XI – XVII века). М., 1992.
Климкова М.А. История керамики русского православного храма. В кн.: Хоругвь: Сб. статей. Вып. 8. М., 2003
Кавелин Л., архимандрит . Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре // Вестник общества любителей древнерусского искусства. 1876. № 11–12.
Цит. по: Савина Л. Фарфоровый иконостас // Памятники Отечества. Подмосковье. М., 1994. № 31.
Цит.по: Юрий Арбат . Фарфоровый городок. «Московский рабочий», 1957

Фарфор – в представлении большинства это достаточно хрупкий материал для изготовления посуды или предметов декора интерьера. Но еще в начале XX века архитекторы и фарфоровые мастера обнаружили, что материал на самом деле сильно недооценен и существует еще масса способов его применения.

Например фарфоровые оклады икон и даже целые иконостасы давно уже не редкость в православных храмах. На просторах России встречаются даже храмы, купола которых выполнены из этого уникального материала.

Чтобы узнать, как делают эти замечательные изделия, фотокорреспондент “Фомы” отправился в Санкт-Петербург в цеха производственного объединения «Паллада».

Процесс изготовления фарфоровых изделий

Отминка

Все начинается на участке отминки, где из глины, руками опытных мастеров, появляются на свет детали будущих изделий. Ценность глины - в её природном происхождении, в её через огонь полученной чистоте, теплопроводности, устойчивости к высоким температурам. Глина - живой материал, он запоминает настроение, которое передаётся через руки мастера и остается в готовом изделии. Подбор глины для фарфоровых изделий – процесс ответственный, и выполняют его с особой тщательностью – от этого зависит качество будущего изделия.

Конечно же все начинается в проектной мастерской, где разрабатывается внешний вид изделия, определяются детали, из которых оно состоит, делаются чертежи. После этого изделие поступает в призводство.

Чертежи и формы

Фото Владимира Ештокина

Сначала по чертежам делаются макеты, или модели деталей будущего изделия, будь то иконостас, или оклад иконы, или обыкновенные изразцы для камина или печи. С этих моделей делается гипсовая форма, в которой после сушки и происходит формовка будущих фарфоровых изделий.

Сушка и обжиг

Фото Владимира Ештокина

Гипс имеет пористую структуру и быстро вытягивает из глины воду. Через два-три часа после заполнения форму переворачивают, изделие из формы вынимают, накрывают тканью, чтобы поверхность не слишком быстро высыхала и не треснула. Сохнет такая деталь около двух недель. Потом его ещё два дня досушивают в специальной сушильной камере. А затем отправляют в большую электрическую печь на обжиг.

Контрольная подгонка деталей

Фото Владимира Ештокина

Когда все элементы изделия высушены и обожжены, проводится их контрольная подгонка, стыковка всех деталей. Важно проверить, нет ли между ними щелей, ровные ли швы. Если что-то не так - изразцы подравнивают на камнерезном станке. Это один из важнейших этапов производства изразцовых изделий. Каждая деталь таким образом находит свое индивидуальное место и маркируется для сборки на объекте. При этом технологические припуски производства необходимые для сушки и обжига убираются. Изделие принимает законченный вид, если окончательно должно остаться в терракоте, в естественном цвете глины.

Роспись

Фото Владимира Ештокина

Если иконостас должен быть расписным, а так чаще всего и бывает, то его отправляют сначала на участок глазурования, где с помощью специальных пистолетов в специальных камерах изделия «обливают» глазурью.

Ну и самый ответственный этап работы, от которого зависит красота нового изделия – это роспись деталей, из которого состоит иконостас. Роспись бывает подглазурная и надглазурная. Подглазурная - это когда роспись наносится по сырой эмали, а затем производится обжиг. Надглазурная - когда рисунок наносится на обожжённую эмаль. И в том, и в другом случае после художественной росписи изразец ещё раз проходит обжиг, уже последний.

Теперь изделия можно собирать, упаковывать и отправлять на монтаж.

Об этом сегодня сообщил благочинный Даниловского круга протоиерей Олег Воробьев. Именно он является настоятелем строящегося собора в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи на улице Ключевая, 18А.

Иконостас, по словам священнослужителя, заказывали в Санкт-Петербурге, в керамической мастерской «Гильдии Мастеров» Юрия Волкотруба. Это знаменитое объединение в тесном сотрудничестве с ведущими художниками, архитекторами и реставраторами успешно реализовывает крупнейшие в России проекты. Изразцовые печи и камины, воссозданные и отреставрированные «Гильдией Мастеров», можно увидеть в усадьбе Государственного Пушкинского музея-заповедника «Михайловское», во дворцах Петергофа, в Гатчинском дворце-музее и музее-квартире Святого Праведного Иоанна Кронштадтского.

За выполненные работы по благоукрашению храма Живоначальной Троицы в память 1000-летия Крещения Руси (второго по величине храма Москвы) сотрудники мастерской были награждены Святейшим Патриархом Алексием II тремя орденами, четырьмя церковными медалями и грамотами. Иконостасы «Гильдии Мастеров» украшают храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Татарстана, Псковской и Рязанской областей.

Протоиерей Олег Воробьев уточнил, что в России первые изразцовые иконостасы появились в XVII веке при Патриархе Никоне. Помимо художественной ценности они отличаются долговечностью, поскольку не горят и не рассыхаются. Золото, наносимое на изразец, обжигается при температуре 800 градусов и, прочно спекаясь с глазурью, приобретает особую устойчивость. Сегодня традиция фарфоровых иконостасов понемногу возрождается. И церкви Программы-200 - живое тому свидетельство.

Между тем, отмечает настоятель, работы по благоукрашению нового собора подходят к концу. Потолок оживляет громадное паникадило. В диаметре оно составляет 5 метров, в высоту - 4,5 м, а весит около 700 кг. На полу - художественная кладка гранита. Свечной ящик из дуба, столик для записок, жертвенник, семисвечник, напрестольную дарохранительницу, аналой в алтарь и на клир, - все привезут на этой неделе. Параллельно продолжается монтаж бра: из 60 светильников 15 уже установлены. Вся церковная утварь, все детали внутреннего убранства выдержаны в одном стиле и гармонично дополняют общее архитектурное решение, подчеркивает протоиерей Олег Воробьев.

Напомним, накануне приход отметил свой престольный праздник – Усекновения главы Иоанна Предтечи. Богослужение возглавил архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии.

Завтра начинается благоустройство территории

На
Храм приобрел и главное свое украшение - удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне - Конаковский фаянсовый завод).

Товариществом М.С.Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов,
установленных по различным городам России: в Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске.
Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.
Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой.
Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие.
Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера.
Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы.
А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов.
Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

на

Еще немного истории:

Храм Преображения Господня, г. Железнодорожный
Балашихинский район Московской обл.

История храма уходит в глубокую древность. По преданию, в XIV веке на пригорке близ нынешнего села Саввино стоял небольшой монастырь. Основали его иноки московского Симонова монастыря, которым приглянулось это пустынное место. И чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Уступил принадлежавшую ему вотчину в Переславском уезде святому благоверному князю Дмитрию Донскому и получил во владение земли в Саввино. Насколько достоверна эта легенда, теперь судить трудно, поскольку от древнего монастыря не осталось и следа. Однако по документам известно, что окружные земли «села Саввино и деревни Пестово, Саввино тож» издревле считались церковными...

Первое упоминание о церкви Преображения Господня в с. Саввино относится к 1623 г. В писцовых книгах того времени, составленных писцом Семеном Колтовским и подьячим Анисимом Ильиным, записано: «Церковь Преображения Господня деревянная клетци, построенная изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Черной, ветхая, стояла без пения и образов в церкви не было...»

В середине XIX века ветшающую деревянную церковь (уже 3-ю, построенную здесь взамен обветшавших прежних - прим. моё) было решено вновь заменить новой, каменной. С этого дня и ведет свой отсчет история ныне существующего каменного храма Преображения Господня в Саввино.

Новая церковь была заложена в 1870 г. Строилась она по проекту архитектора А.Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан - а их, согласно архивной записи 1905 г., числилось 2656 человек. К приходу относились: село Спасское Саввино, деревни Соболиха, Пуршево, Пестово, Дятловка, Федурново, Темниково. Крупную сумму пожертвовал князь С.Ухтомский, прах которого покоится у северной стены храма. Строительство продолжалось долго - целых 42 года. Кирпич для постройки поставлял завод Д.О.Милованова, находившийся в селе Кучино. Работы велись в несколько этапов. Первый этап завершился 4 ноября 1873 г.: на праздник Казанской иконы Божией Матери были торжественно освящены боковой придел храма и колокольня. С этого дня начались регулярные богослужения, а строительство главного алтаря продолжалось. В 1885 г. завершилось строительство трапезной, а в 1894 г. по проекту архитектора А.В. Яковлева была возведена новая колокольня.

Свой окончательный вид храм приобрел только в начале XX в. По проекту архитектора Н.Потапова в 1905 г. здание церкви было перестроено с увеличением ее габаритов - возведены два придела. В результате архитектурный облик постройки приобрел несколько эклектичный характер: элементы нео-ампира сочетаются в ней с декоративными мотивами псевдорусского стиля. Обширный бесстолпный храм завершен массивной световой ротондой. К центральному помещению сбоку примыкают увенчанные фронтонами приделы с парусными сводами. Небольшая трапезная соединяет храм с трехъярусной колокольней, стены которой покрывает нарядное кирпичное узорочье.

Средства на это пожертвовал И.К.Поляков, директор располагавшейся неподалеку «Саввинской мануфактуры Викулы Морозова и сыновей, Ивана Полякова и Компании». Однако его участие в благоукрашении церкви этим не ограничилось. В новый храм из разобранного старого перешли иконы, богослужебные книги, паникадила, подсвечники, сосуды, облачения, которые бережно хранились не одно столетие. Также были перенесены 7 колоколов. Самый крупный из них - «Гром», - весил 365 пудов, а маленький - 19.

В тот же период храм приобрел и главное свое украшение - удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне - Конаковский фаянсовый завод).

Проектировали этот шедевр директор института гражданских инженеров профессор архитектуры В.А.Косяков и скульптор Н.В.Анненский. История также сохранила имена художника по рисованию С.В Краснощекова, мастера по составлению эмалевых красок (непрозрачных цветных глазурей) П.А. Панкратова и точильщика С.И Иванова. Всего в храме 3 иконостаса: центральный и два боковых. Справа, в приделе во имя Преподобного Сергия Радонежского, и слева - Преподобного Серафима Саровского. Высота около 6 метров, ширина центрального - 12 метров, боковых по 5 метров.

Товариществом М.С. Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, установленных по различным городам России. В Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске. Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне. Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие. Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера. Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы. А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов. Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

Средства на иконостас пожертвовал уже упомянутый купец Викула Морозов, который был дружен с самим «фарфоровым королем» М.С.Кузнецовым. Не секрет, что друзья любили благоустраивать и украшать храмы. Хотя, как подобает благочестивым христианам, старались не афишировать свою благотворительную деятельность.

В эпоху богоборческой власти Преображенская церковь в Саввино разделила печальную судьбу многих православных храмов России: в 1921 г. здесь было произведено «изъятие церковных ценностей» - попросту говоря, плановое ограбление храма. Некоторое время богослужения не совершались. Лишь чудом уникальная церковь избежала разрушения...
russian-church.ru

И фотографий: