Разные разности

Можно ли молитву. Можно ли молиться православной женщине и мусульманке? Можно ли читать молитву не крещеному человеку

Можно ли молитву. Можно ли молиться православной женщине и мусульманке? Можно ли читать молитву не крещеному человеку

У каждого из нас есть молитвослов - сборник молитв, составленных святыми. Но ведь отношения верующего человека с Богом индивидуальны. Так, может быть, лучше молиться Богу своими словами?

«По книжке лучше, чем наизусть»

Иерей Борис Левшенко , клирик московского храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, завкафедрой догматического богословия ПСТГУ:

В своем «Катехизисе» митрополит Московский Филарет (Дроздов) дает такое определение молитвы: «Это возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу». Иными словами, это особенное, возвышенное состояние души, в котором человек прославляет, благодарит и просит Господа о своих нуждах. Есть молитва без слов - в этом случае ее называют умной или сердечной, а еще внутренней молитвой.

Если же в таком состоянии души вы обращаетесь к Богу со словами, то митрополит Филарет называет эту молитву «устной» или «наружной». Нам нужно понимать - если человек молится, не важно, по молитвослову или своими словами, но без благоговейного, внимательного чувства к Господу, то такая молитва противна Богу, вызывает его негодование и гнев: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно тщут Меня…» (Мф. 15, 8-9).

Теперь о том, почему все же лучше молиться не только своими словами, но и по молитвослову. Для каждого человека важным является выбор: ты вместе с Церковью или ты одиночка? Мне почему-то кажется, что путь к Богу, где ты не отрываешься от Церкви, более надежен, чем тот, который ты придумываешь сам. Причем по нескольким причинам. Когда мы читаем по молитвеннику утренние или вечерние молитвы, мы как бы помогаем друг другу в этом молитвенном обращении к Богу. Потому что мы все, как человечество, едины, мы - одно целое. Точно так же как в разных храмах верующие, читая одни и те же молитвы, хотя и немного в разное время, помогают друг другу в богообщении.

«Когда каешься, не прячься за церковнославянскими словами»

Протоиерей Игорь Иудин , клирик Дивеевского Свято-Троицкого подворья города Нижнего Новгорода:

Своими словами, я думаю, нужно каяться в грехах. Покаяние должно быть ваше личное. И келейно, и на исповеди. Не прятаться за церковнославянскими словами, малопонятными и не очень стыдными, а говорить конкретно, что натворил, и просить у Бога прощения.

Но когда мы молимся своими словами, наша молитва бывает несовершенна. Ведь наше сердце несовершенно, оно не очищено, погрязло в грехах, в плотских страстях и в мирской суете. Сердце-то наше каменное, оно будет тянуть нас вниз, и молитва своими словами получится гордая и тщеславная, а мы это сами можем и упустить, не заметить. А когда мы молимся словами святых отцов, мы отчасти получаем то духовное состояние, в котором они пребывали, когда молились. То есть тянемся к Богу за ними, поднимаемся на их молитве вверх.

«Все зависит от состояния души»

Протоирей Валериан Кречетов , настоятель Покровского храма в селе Акулове Одинцовского района:

Каждый человек может молиться своими словами. Но молитвы из молитвослова составлены святыми, и их молитвы позволяют нам почувствовать и пережить то, что они сами чувствовали и переживали. Сравнивать свои собственные молитвы с молитвами святых все равно, что сравнивать музыку Шопена и мелодию, которую ты сочинил и напеваешь, стихи Пушкина и твои стихи. В то же время, услышит ли тебя Господь, зависит от состояния души самого человека, от его духовного уровня. Где-то я читал, что один человек (самый обычный) молился своими словами буквально до кровавого пота, как Господь в Гефсиманском саду. Такие сильные у него были переживания и вера в Бога. Без сомнения, такую молитву Господь услышал.

«Опаздываешь - молись своими словами!»

Протоиерей Анатолий Ефименков , клирик Успенского кафедрального собора города Смоленска:

Когда бывает много работы, ты рано встаешь и бежишь по делам, не успев открыть молитвослов, - в этих случаях обязательно молитесь Богу своими словами (не пропускать же «с самоукорением» утреннюю молитву вовсе), и Бог вас услышит. Но в то же время человека обязательно учат грамоте по букварю, хотя он умеет разговаривать на своем языке. Более того, мать понимает своего ребенка, даже если тот говорит плохо и малопонятно для остальных. Но учиться говорить грамотно ему все равно необходимо. Так и с молитвой. Человек может всю жизнь говорить с Богом только своими словами, но, если он хочет стремиться в этом к совершенству, ему нужно учиться у святых отцов. Молитвослов - это азбука молитвы.

«Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня, и нам вдвоем хорошо!»

Архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник московского Свято-Данилова монастыря:

Каждый человек вправе молиться своими словами, и тому множество примеров. Мы видим это в церковных семьях, когда маленькие дети, подражая молящимся взрослым, поднимают вверх ручки, крестятся, может быть и неумело, берут какие-то книжки, лепечут какие-то слова. Митрополит Нестор Камчатский в книге «Моя Камчатка» вспоминает, как он молился в детстве: «Господи, спаси меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».

Есть яркий пример собственной молитвы, которая была найдена в гимнастерке убитого солдата. Красноармеец Александр Зайцев обращался к Богу перед тяжелым боем и говорил, что может погибнуть в этом бою. И хотя никогда не знал Его, но:

Не странно ль, что среди ужаснейшего ада

Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать.

Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,

Битва будет злая;

Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Мы знаем, что священники молятся и за своих чад, свою паству у себя дома и в своих кельях. Я знаю такой пример, когда священник вечером, после трудового дня одевает чистую одежду и просто, своими обыденными словами печалуется перед Господом за свою паству, говоря, что у кого-то из них нужда, кто-то болеет, кого-то обидели, «Господи, помоги им».

Молитва может быть и безмолвной. Если мы пришли в такую меру духовной жизни, не обязательно нужны слова. Митрополит Антоний Сурожский приводит в своих проповедях такой пример. Один крестьянин сидел достаточно долго в церкви и молча, смотрел на иконы. У него не было четок, губы его не шевелились. Но когда священник спросил его, что он делает, крестьянин ответил: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня и нам вдвоем хорошо». Вот человек такого состояния достиг.

Итак, молитва собственными словами уместна. Но когда мы обращаемся к Богу молитвами святых, которые пережили высокие состояния, поняли свою греховность и ничтожность перед Богом, поняли Его величие и святость, то, конечно, мы приближаемся по мере своих немощных сил к их состоянию. И тогда слова их молитв становятся для нас близкими, и мы можем молиться, прежде всего, в церкви, молитвами этих святых.

Екатерина Степанова, Алексей Реутский.

Я долгое время ходила в евангельскую и баптистскую церкви. Недавно приняла крещение в Православной Церкви. Долго к этому шла. Скажите, пожалуйста, можно ли молиться Богу своими словами, как я делала раньше, или же Бог слышит только (в чем я сомневаюсь) те молитвы, которые написаны в молитвословах?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Молитва является не только беседой с Богом, но и особым трудом, в котором участвуют разум, чувства, воля и тело. Чтобы молитва была благодатной и принесла плоды, нужна чистота сердца, глубина веры, опыт духовной жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего. По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенствующей душе святая Церковь установила молитвенные правила . Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени» (Слово о келейном молитвенном правиле). Даже апостолы просили Господа: «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк. 11: 1). Спаситель дал ученикам, а через них - всем христианам совершеннейший образец молитвы - молитву «Отче наш». Кроме молитвы Господней, в апостольский век общепринятыми были псалмы (греч. псалло - «пою») пророка Давида и песнопения других богодухновенных гимнографов. В псалмах славословили и благодарили Господа. Ими утешались и возносили к Богу прошения во всех жизненных обстоятельствах. К псалмопению призывает апостол Павел верующих (см.: Еф. 5: 19; Кол. 3: 16). Однако этим не ограничивалась молитвенная жизнь в первенствующей Церкви. Слова апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) - содержат призыв к стяжанию постоянной внутренней молитвы, которая чаще всего совершается своими словами. Апостол говорит и о молитве собственными словами, произносимой устами: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке» (1 Кор. 14: 19).

В последующие века святые отцы также научают нас молиться не только установленными молитвами, но и собственными: «Для этого не столько нужно слово, сколько мысль, не столько простирание рук, сколько напряжение души, не столько известное положение тела, сколько расположение духа» (святитель Иоанн Златоуст). Наставления молящемуся своими собственными молитвами дает преподобный Иоанн Лествичник: «Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их» (Лествица. 28: 9); «не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его» (Лествица. 28: 10).

Как правильно молиться собственными словами? Преподобный Никодим Святогорец пишет: «В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет святитель Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и наконец испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего» (Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 46: О молитве).

Самое главное, чтобы молитва была живой, искренней и теплой: «Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв - чужих молитв, по привычке и искренно произносимых» (святой праведный Иоанн Кронштадтский). Об этом говорит и святитель Феофан Затворник: «Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом. Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. Господь близь! Он внимает слову из сердца» (Письма. Вып. 7. Письмо 1083).

Краткие молитвы
Церковные молитвы
О силе молитв служителей Церкви
Канонические молитвы
Молитва своими словами

Краткие молитвы.

Часто спрашивают: как нужно молиться, какими словами, на каком языке? Некоторые даже говорят: "Я не молюсь, потому что не умею, не знаю молитв". Для молитвы не нужно никакое специальное умение. С Богом можно просто беседовать. На богослужении в Православной Церкви мы употребляем особый язык – церковнославянский. Но в личной молитве, когда мы остаемся наедине с Богом, нет нужды в каком-то особом языке. Мы можем молиться Богу на том языке, на каком говорим с. людьми, на каком думаем.
Молитва должна быть очень простой. Преподобный Исаак Сирин говорил: "Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследником Царства Небесного".
Вспомним притчу о мытаре и фарисее: "Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже! будь милостив ко мне, грешному!"" (Лк. 18:10-13). И эта краткая молитва спасла его. Вспомним и разбойника, который был распят с Иисусом и который сказал Ему: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое" (Лк. 23:42). Одного этого было достаточно, чтобы он вошел в рай.

Молитва может быть предельно краткой. Если вы только начинаете свой молитвенный путь, начните с очень коротких молитв – таких, на которых вы сможете сосредоточиться. Богу не нужны слова – Ему нужно сердце человека. Слова вторичны, первостепенное же значение имеет то чувство, настроение, с которым мы приступаем к Богу. Приступить к Богу без чувства благоговения или с рассеянностью, когда во время молитвы наш ум блуждает на стороне, гораздо опаснее, чем сказать в молитве неправильное слово. Рассеянная молитва не имеет ни смысла, ни ценности. Здесь действует простой закон: если слова молитвы не дошли до нашего сердца, они не достигнут и Бога. Как иногда говорят, такая молитва не поднимется выше потолка комнаты, в которой мы молимся, а ведь она должна достичь небес. Поэтому очень важно, чтобы каждое слово молитвы было нами глубоко пережито. Если мы не способны сосредоточиться на длинных молитвах, которые содержатся в книгах Православной Церкви – молитвенниках, попробуем свои силы в молитвах кратких: "Господи, помилуй", "Господи, спаси", "Господи, помоги мне", "Боже, милостив буди мне, грешному".
Одни подвижник говорил, что, если бы мы могли со всей силой чувства, от всего сердца, всей душой сказать одну только молитву "Господи, помилуй",– этого было бы достаточно для спасения. Но проблема заключается в том, что, как правило, мы не можем сказать этого от всего сердца, не можем сказать этого всей нашей жизнью. Поэтому, чтобы быть услышанными Богом, мы бываем многословны.
Будем помнить, что Бог жаждет нашего сердца, а не наших слов. И если мы будем обращаться к Нему от всего сердца, то непременно получим ответ.

Церковные молитвы.

Молиться можно везде – на дороге, дома, на работе. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе – христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.

О силе молитв служителей Церкви.

Особой силой обладает молитва священнослужителя, человека, который принял таинство священства.
Хорошо бы помнить, что Бог скорее услышит вас (христиан), когда о вас и за вас будут с вами молиться служители Церкви. Молитвы, воссылаемые к Богу служителями Церкви, особенно святы пред Ним и доступны к Нему... Яко же некие многоценные бисеры приемлет их Господъ, как кадило благовонное, приятны Ему.
Мы, христиане, знаем, как скоро Бог слышит молитву служителей Церкви, когда они молятся Ему при совершении святых Тайн. При освящении, например, даров хлеба и вина священник говорит: и сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей, честную кровь Христа Твоего, и по слову его молитвы тотчас хлеб претворяется в Тело, а вино в Кровь Христову. И такую могущественную силу имеет эта молитва только в устах служителей Церкви: никто, кроме них, не имеет власти совершать святые Таинства.
Если так скоро и непреложно Бог слышит служителей Церкви при совершении ими святых Таин, то, без сомнения, и во всех других случаях, и во всякое другое время, и во всяком другом месте Он скорее слышит их молитву.

Молитвы тех, кого Господь допускает к Своему святому престолу, без сомнения святее и доступнее к Нему. От кого Господь всегда с любовью принимает дары и жертвы духовные, от тех Он с особенной любовью всегда выслушивает и всякую просьбу. Да, устам служителей Церкви преимущественно внимает Бог и по их преимущественно молитве нисходит благодать свыше, объявляется милость Божия; преимущественно благословляющей рукой священнослужителя подается вам благословение Господне; через них преимущественно все от вас принимает и все подает Господь. Отчего это? Откуда у служителей Церкви такая благодать и сила? Отчего так святы и доступны Богу их молитвы? Не от собственной их святости и силы,- они не святее других, хотя должны быть святее. От святости и благодати Того, Кого они собой представляют, когда молятся, – святую Церковь, которой они служат. А кто составляет славу святой Церкви? Господь Иисус Христос, всегда с ней неразлучно пребывающий Своей благодатью. Следовательно, о ком служители Церкви совершают молитву, о том молится вся Церковь, о том ходатайствует Сам Иисус Христос, единый ходатай Бога и человеков (1 Тим. 2, 6). Иисус Христос обещал всегда быть там с молящимися, где их соберется двое или трое во имя Его (см.: Мф. 18, 20). Тем более Он бывает со всей Церковью, молящейся в лице служителей ее, и их устами Он молится тогда, их руками Он приносит приношения. Да, когда служители Церкви о вас и за вас молятся с вами, то это все равно что Сам Иисус Христос со всей Своей Церковью молится о вас и за вас Отцу Своему. Молящимися устами священника Сам Иисус Христос подает вам милость Божию. Вот чья благодать льется из уст служителей Церкви, когда они совершают молитвы церковные, и вот чья сила исходит от их десницы, когда они благословляют молящихся во имя Божие. Вот отчего святы и доступны Богу молитвы служителей Церкви: в лице их Сам Сын Божий молится Своему Богу. Итак, христиане, молитесь непрестанно, но соединяйте молитвы свои с молитвами служителей Церкви; просите их, чтобы они с вами о вас всегда молились: тогда будете получать от Бога всякую милость, тогда будет исполняться вся, яже ко спасению ваши прошения; не мы, служители Церкви, молящиеся о вас и за вас, но Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистой Своей Матери и всех святых будет спасать и миловать вас.

Сила молитв служителей Церкви основана на силе самой Церкви, на том, что церковная молитва – истинный путь к спасению, конечно, для тех, кто ищет спасения, стремится к нему очищением своего сердца. Поэтому нужно верить в силу молитв Церкви.
Когда во время богослужений вы не в храме, мысленно пребывайте в нем, вспоминайте о нем и духом будете в нем за совершаемым священнодействием, молитвой.

Канонические молитвы.

Канонические молитвы, или так называемые «готовые молитвы» на все случаи жизни, вы без какого-либо труда можете найти в любом Молитвослове. Канонические сборники молитв устроены очень удобно: в них есть Утренние и Вечерние молитвы, молитвы Господу, молитвы Богородице и молитвы святым. В некоторых, расширенных, Молитвословах содержатся также акафисты, тропари, кондаки и величания на Праздники Господни, праздники Богородицы, святых и икон Божией Матери. Какой Молитвослов выбрать, зависит только от вас. Поначалу лучше всего остановить выбор на самом простом, небольшом Молитвослове.
Как пользоваться Молитвословом? Разумеется, можно просто-напросто найти в оглавлении ту или иную молитву: как правило, из заголовков сразу видно, на какой случай молитва предназначается («о живых», «о усопших», «от недугов», «от страха» и т. д.).
Можно почитать жития святых и истории икон, разобраться, к каким святым в каких нуждах обращаются с молитвами, перед какими иконами принято молиться при тех или иных жизненных обстоятельствах.
Но не это, наверное, самое главное. Если обобщить весь многовековой опыт Православной Церкви, в сущности, сразу станет очевидно, что молиться можно любому святому, перед любой иконой, только бы ваша молитва шла от души!

В книге «Учитесь молиться!» митрополит Антоний Сурожский писал:
У нас есть богатый выбор молитв, которые были выстраданы подвижниками веры и рождены в них Духом Святым... Важно отыскать и знать их достаточное число, чтобы в нужный момент найти соответствующие молитвы. Речь идет о том, чтобы выучить наизусть достаточное количество значительных для нас отрывков из псалмов или из молитв святых; каждый из нас более чуток к тем или другим отрывкам. Отметьте себе те отрывки, которые глубоко вас трогают, которые для вас осмысленны, которые выражают нечто – о грехе, или о блаженстве в Боге, или о борьбе, что вы уже знаете опытно. Заучите эти отрывки наизусть, потому что в какой-то день, когда вы так пали духом, так глубоко отчаялись, что не можете вызвать в своей душе ничего личного, никаких личных слов, вы обнаружите, что эти отрывки всплывут на поверхность и предстанут вам, как подарок Божий, как дар Церкви, как дар святости, восполняя упадок наших сил. Тогда-то нам дей ствительно нужны молитвы, которые мы заучили так, что они сделались частью нас самих...
К сожалению, слишком часто мы плохо улавливаем смысл канонических молитв. Человек неискушенный, взяв в руки Молитвослов, как правило, многие слова в нем не понимает. Ну, что, например, означает слово «созижди»? Или слово «имам»? Если вы обладаете врожденным словесным чутьем, то «перевести» непонятные слова вам будет не так уж сложно. Слово «созижди» – явно производное от слова «созидание», то есть сотворение, создание; «созижди» означает «создай, сотвори». А «имам» – старинный вариант слова «имею», и корень у них один. Только после того, как вы разберетесь со смыслом молитвенных текстов, можно приступать и непосредственно к молитве, иначе ваше обращение к высшим силам будет для вас всего лишь набором непонятных слов. И эффекта от подобной просьбы, к сожалению, ожидать не приходится.

Молитва своими словами.

Довольно часто можно услышать такой вопрос: возможно ли молиться своими словами? Разумеется, можно! Ведь все мы – очень разные. Кому-то легче читать «готовые молитвы», а кто-то просто не способен в настоящее время в полной мере осознать смысл канонических молитв, и поэтому не может ими пользоваться.
Вот что говорят о молитвах своими словами представители Русской Православной Церкви.
Каждый человек вправе молиться своими словами, и тому множество примеров. Мы видим это в церковных семьях, когда маленькие дети, подражая молящимся взрослым, поднимают вверх ручки, крестятся, может быть, и неумело, берут какие-то книжки, лепечут какие-то слова. Митрополит Нестор Камчатский в книге «Моя Камчатка» вспоминает, как он молился в детстве: «Господи, спа си меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».
Мы знаем, что священники молятся и за своих чад, свою паству у себя дома и в своих кельях. Я знаю такой пример, когда священник вечером, после трудового дня одевает чистую одежду и просто, своими обыденными словами печалуется перед Господом за свою паству, говоря, что у кого-то из них нужда, кто-то болеет, кого-то обидели: «Господи, помоги им».
Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник московского Свято-Данилова монастыря
Хорошо иногда на молитве сказать несколько слов своих, дышащих горячей верой и любовью ко Господу. Да, не все чужими словами беседовать с Богом, не все быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, – сказать от сердца и свое благое слово; к чужим же словам мы как-то привыкаем и хладеем...
...Когда убедительны для тебя самого будут молитвенные слова, тогда они будут убедительны и для Бога...
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Иногда, чтобы адресовать Богу свою горячую просьбу, нет нужды прибегать к словам. Молитва может быть безмолвной. Митрополит Антоний Сурожский приводит в своих проповедях такой пример. Один крестьянин сидел достаточно долго в церкви и молча смотрел на иконы. У него не было четок, губы его не шевелились. Но когда священник спросил его, что он делает, крестьянин ответил: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня, и нам вдвоем хорошо».

Краткое молитвенное призывание

А еще на протяжении дня можно молиться краткими молитвенными призываниями. Прежде всего, это Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного ». Данную молитву в православии именуют «молитвой устойчивости». Отчего пошло подобное название? Дело в том, что в Иисусовой молитве человек всецело отдается на милость Божию, под Его покров и заступничество. По мнению большинства православных подвижников Иисусова молитва в нескольких словах суммирует всю премудрость Евангелий.
Довольно эффективны молитвы-обращения за помощью и защитой к святому, имя которого вы носите. Обращаться к своим святым покровителям лучше всего несколько раз в день. Для этого также существует коротенькая молитва.

Молитва, обращенная к святому, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
За покровительством к Богородице мы обращаемся в следующей молитве:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Если сложно запомнить сразу молитву, можно просто время от времени повторять про себя:
Пресвятая Богородице, спаси нас!

В моменты отчаяния и житейских невзгод человек вспоминает о боге. Многие люди уверовали в помощь Иисуса, когда с мольбой обращались в нужде. Но всегда ли слышит нас Господь? Как правильно молиться, меня научила бабушка. Она рассказала, почему не все молитвы доходят до небес, и почему многие остаются без ответа. Я с вами поделюсь этим знаниями, которые окажут бесценную помощь в любой ситуации.

Никто из нас не застрахован от житейских бурь и невзгод, болезней и стихийных бедствий. Бабушка всегда мне говорила, что мы под богом ходим. Многие люди этого не понимают и проводят жизнь в полной беспечности, не соблюдая заповеди божьи. Но вот приходит беда, и человек не знает, откуда ждать помощь. А помощь всегда рядом, ведь Христос является спасителем каждого верующего в него.

Неуверенность в завтрашнем дне угнетает человеческое сердце. Вдруг я потеряю работу, вдруг со мой случится несчастье — от этих мыслей можно просто впасть в нескончаемую депрессию. Но выход есть, и он самим богом: искренняя молитва с верой в сердце. Иисус всегда выслушает, ни за что не осудит, поддержит в трудную минуту.

Многие люди обрели уверенность в жизни, благодаря вере и молитве.

Бабушка мне с детства говорила, что молитва — это не набор непонятных слов на старинном русском языке, а разговор с богом. Не обязательно читать древние молитвы, если сердце просит общения с создателем. Бог понимает все наши слова, он видит сердца и чувствует наши мысли. Искренность и правда — вот ключ к успеху в любой молитве. Даже если вы читаете трудный текст из Молитвослова, все равно в сердце должна присутствовать вера и любовь к богу.

Молитва без веры услышана не будет.

Есть люди, которые ищут в молитвах корысть. Они думают так: я буду читать молитвы, а ты (бог) мне помогай за это. Они думают, что на них повалятся земные блага только за то, что соизволили взять в руки Молитвослов. Но богу не нужны одолжения, и он не будет вознаграждать за корыстные мотивы. Нужно быть честным и искренним, не пытаться обмануть создателя жизни. Вымолить почести, богатство и славу у бога нельзя.

Также невозможно угодить богу посещением святых мест или популярных у верующих храмов. Без веры в сердце посещение святынь ничего не даст. Искренне верующий человек и без святых мест будет услышан богом.

Молитвослов

Как правильно молиться дома? Для этого нужно купить Молитвослов в церковной лавке. Он должен стать настольной книгой верующего, желающего обрести божью помощь и благодать. Когда человек зажигает церковную свечу перед образами и возжигает ладан, он должен наполниться благоговением перед богом. Открывая Молитвослов, нужно избавиться от суетных мыслей и направить все свое внимание к богу. Через молитвенное слово вы вступаете с ним в контакт, начинаете вести беседу.

Какие молитвы содержатся в Молитвослове? В книге находятся молитвы, которые охватывают широкий круг жизненных сфер:

  • помогают против враждующих;
  • оберегают от опасностей и бед;
  • исцеляют и защищают от болезней;
  • защищают от лукавого и нечисти.

С помощью Молитвослова человек будет полностью огражден от превратностей судьбы, защищен от происков лукавого и атакующих врагов.

Можно ли молиться своими словами, и как молиться дома без Молитвослова? Если у вас нет Молитвослова, можно выучить наизусть Отче наш и читать ее в молитвенном обращении. Можно включить запись молитвы, где она произносится священником 40 раз подряд. Но самая лучшая молитва — это молитва сердца. Именно ее и слышит Господь.

Вера и молитва открывают небеса. Вера без молитвы бесполезна, как и молитва без веры.

Важно понимать, что Молитвослов — не собрание магических заговоров на все случаи жизни. Держать в руках Молитвослов еще не значит получить ответ на все просьбы. В церкви магией не занимаются, а очищают душу от скверны. Многие болезни происходят от нераскаянных грехов и недостойного поведения. Поэтому беря святую книгу в руки, помните о своей грешной природе и не требуйте от бога послушания вам.

Время для молитвы

Как правильно читать молитву дома, в какое время? Раньше наши предки каждое утро начинали с молитвы, просили благословения божьего на грядущий день. В современное время люди даже не думают подойти к образам и просто коротко попросить благословения у бога. Они вечно куда-то спешат и опаздывают, а утром так хочется подольше поваляться в постели. Но если вы хотите иметь защиту от неприятностей на целый день, найдите несколько минут для молитвы.

С чего начать молитвенное утро? Прежде всего, следует осенить себя крестом и сказать: «Боже, милостив буди мне грешному!». Затем следуют обязательные молитвы:

  • Святому Духу;
  • Троице;
  • Отче наш.

Следует ли читать весь свод утренних молитв из Молитвослова? Отцы церкви учат, что лучше прочитать две молитвы со вниманием. чем весь свод без должного почтения. Не нужно скороговоркой проговаривать святые тексты, это пустая трата времени.

Перед молитвой и после нее нужно осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс.

Обязательной является и молитва на сон грядущим, так как защищает нас от соблазнов лукавого. Во сне человек полностью беззащитен и не может контролировать свои помыслы. Этим пользуется враг человечества и насылает непотребные сновидения либо кошмары. Защитная молитва перед сном избавит от атаки лукавого. Однако перед ночной молитвой следует проанализировать прошедший день:

  • найти грехи и покаяться перед богом;
  • отметить, были ли мысли о духовном в течение дня;
  • простить недоброжелателей от души;
  • поблагодарить бога за прожитый день.

Благодарность богу за всё — важное молитвенное правило. Мы живем и дышим, благодаря создателю жизни. Сколько людей в этом мире обездолены или покалечены, поэтому выразить благодарность за свое благополучие — непременное условие в молитвенном правиле. Однако благодаря бога, не следует забывать о его заповеди любви к ближнему. Если мы в сердце враждуем на кого-то, бог просто нас не услышит.

Вражда между людьми оставляет молитву без ответа.

Иисус учил, что приступать к молитве нужно после прощения ближним их прегрешений перед вами. Как вы прощаете другим их огрехи, так и вам простится. Но если вы враждуете в сердце своем на ближнего и негодуете, то бог не услышит вас и ваших молитвенных воззваний.

О чем можно просить в молитве?

Иисус Христос говорил нам искать прежде всего Царствия небесного и правды его. Если мы помышляем о земном, то отпадаем от духовного. Суетные просьбы о незначительных земных благах не будут приняты во внимание. Но если человек стремится к духовному и ищет духовной благодати, то бог восполнит и все его земные нужды.

Часто люди не знают, как молиться, чтобы бог услышал и помог. Они ищут земных благ, а о небесном не помышляют. Люди могут просить машину, удачу в лотерее или любовь какого-то человека. Но бог не внемлет подобным просьбам. Так же бог не внемлет грешникам, которые никогда не посещали исповеди. Если человеку не в чем исповедаться, значит, он закоренелый грешник.

После исповеди могут исполниться самые заветные желания.

Также нельзя вымолить у бога то, что причинит другим людям горе и беду. Бог никогда не ответит на подобные взывания, потому что он не нарушает свои законы. А закон нам один: да любите друг друга.

Каким иконам нужно молиться дома? У православного верующего должен быть домашний иконостас, но не у всех он есть. Поэтому для домашней молитвы можно приобрести в церкви иконы Спасителя и Богородицы. Этого будет для начала достаточно. Если у вас есть покровительствующий святой, нужно приобрести и его икону. Иконы должны стоять в чистом светлом месте комнаты.

Молитва по соглашению

Что это за молитва, и для чего она нужна? Это молитва в церкви? Чтение молитв по соглашению предполагает договор нескольких людей читать определенные молитвы в определенное время. Например, верующие соглашаются молиться за исцеление кого-либо или за успех в начинании. Они не обязательно должны собираться в одном помещении, и даже могут жить в разных городах — это не имеет значения. Важно определить цель молитвы и произносить ее в одно и то же время.

Вот текст молитвы соглашения святого Иоанна Кронштадтского:

По его свидетельству, данная молитва совершала чудеса. Люди получали исцеление от болезней, укреплялись духом в трудных условиях, обретали утраченную веру.

Помните, что молитва не ритуальное действие, и не ожидайте мгновенного исполнения желаемого.

Однако для проведения молитвы по соглашению нужно получить благословение батюшки. Не забывайте об этом правиле.

Итак, приступая к молитве, важно помнить следующее:

  • наденьте нательный крестик и платок (для женщин);
  • перед началом молитвы нужно простить все прегрешения ближних против вас;
  • приступать к чтению молитвы нужно в спокойном расположении духа, без суеты и спешки;
  • нужно твердо верить, что бог слышит молитву верующего;
  • перед чтением молитвы следует трижды осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс;
  • молитву нужно произносить перед образами;
  • не просите о славе и богатстве, бог это не услышит;
  • после прочтения молитв необходимо воздать благодарение и хвалу богу и осенить себя крестом.

Если у вас есть святая вода, нужно отпить несколько глоточков, чтобы освятить и свои внутренности.

Сколько раз нужно произнести молитвенную просьбу, чтобы получить ответ? Иногда на это уходит много времени, а иногда ответ поступает моментально. Всё зависит от воли бога и ваших усилий.

Если на ваши молитвенные воззвания нет ответа, значит, вы просите что-то вредное для себя. Всегда полагайтесь на Господа, ведь ему виднее, что является для вас полезным или вредным. Не впадайте в гнев или раздражение по поводу неисполненной просьбы, это уводит от веры и направляет на греховный путь. Возможно, через 10 лет вы поймете, почему бог так и не ответил на вашу мольбу, и поблагодарите его от всего сердца за это!

Отчего бывает душевная усталость? Может ли душа быть пустой?

А почему не может? Если молитвы нет - будет и пустой, и усталой. Святые отцы поступают следующим образом. Человек устал, молиться нет сил, он говорит сам себе: "А, может быть, твоя усталость от бесов", встает и молится. И у человека силы появляются. Так Господь устроил. Для того, чтобы душа была не пустая и были силы, надо приучить себя к Иисусовой молитве - "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного (или грешную) ".

Как провести день пo-Божии?

Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят - с правой стороны Ангел, а с левой бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так. Проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться к Господу с такими словами: "Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и благослови этот день, и помоги провести его в молитве, в добрых делах, и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых". И тут же начинаем читать молитву Иисусову. Умывшись и одевшись, встанем в святом углу, соберемся с мыслями, сосредоточимся, чтобы ничто не отвлекало нас и начнем утренние молитвы. Кончив их, прочитаем главу из Евангелия. И тут же прикинем, какое доброе дело можем сделать сегодня своему ближнему... Пора идти на работу. Тут тоже надо помолиться: перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова святителя Иоанна Златоуста: "Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь." Осени себя крестным знамением, а выйдя из дома, незаметно перекрести дорогу. По дороге на работу, да и за любым делом, надо читать молитву Иисусову и "Богородице Дево, радуйся..." Если же мы занимаемся домашним хозяйством, прежде, чем готовить пищу, окропим все продукты святой водой, а плиту зажжем свечкой, которую зажжем от лампады. Тогда и еда нам будет не во вред, а на пользу, в укрепление не только телесных, но и душевных сил, особенно если мы будем готовить, непрестанно читая Иисусову молитву.

После утренних или вечерних молитв не всегда есть чувство благодати. Иногда молитве мешает сонливость. Как этого избежать?

Бесам молитва не нравится, как только человек начинает молитву, нападает и сонливость, рассеянность. Надо стараться вникать в слова молитвы, и тогда почувствуете ее. Но не всегда Господь утешает душу. Самая ценная молитва - это когда человеку не хочется молиться, а он себя заставляет... Маленький ребенок еще не может стоять и ходить. Но родители берут его, ставят на ножки, поддерживают, и он чувствует помощь, крепко стоит. А как родители отпустят, сразу падает и плачет. Так и мы, когда Господь - наш Отец Небесный - Своей благодатью поддерживает нас, все можем, готовы горы свернуть и молимся хорошо и легко. Но как только благодать от нас отходит, мы сразу падаем - ходить-то духовно тол- ком не умеем. И тут надо смириться и сказать: "Господи, я без Тебя - ничто". И когда человек поймет это, милость Божия ему поможет. А мы часто надеемся только на себя: я - сильный, могу стоять, могу и идти... Вот, Господь и отнимает благодать, потому мы падаем, страдаем и мучаемся - от своей гордыни, много на себя надеемся.

Как стать внимательной в молитве?

Для того, чтобы молитва прошла через наше внимание, не надо тарабанить, делать вычитку; протарабанил - и успокоился, Молитвослов отложил. Поначалу вникают в каждое слово; не торопясь, спокойно, ровно, надо настроить себя на молитву. Начинаем постепенно входить в нее, там можно и быстро читать, все равно уже каждое слово будет входить в душу. Надо за молитву, чтобы она не прошла мимо. А то звуком воздух наполним, а сердце пустым осталось.

У меня не идет молитва Иисусова. Что Вы посоветуете?

Если молитва не идет, значит, мешают грехи. Как покаемся, надо стараться как можно чаще читать эту молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного! (или грешную)" И читая, делать удар на последнем слове. Для того, чтобы постоянно читать эту молитву, нужно вести особую духовную жизнь, а самое главное - обрести смирение. Надо считать себя хуже всех, хуже всякой твари, терпеть поношения, оскорбления, не роптать и никого не обвинять. Тогда молитва пойдет. Молиться надо начинать с утра. Как на мельнице? Что с утра засыпал, то весь день и будет молоться. Как только проснулись, сразу: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день. Матерь Божия, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день. Господи, укрепи во мне веру, пошли мне благодать Духа Святаго! Дай мне кончину христианскую, непостыдную и добрый ответ в день Страшного Суда. Ангел Хранитель мой, благодарю тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день, сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного!" Вот так сразу и читайте-читайте. Одеваемся с молитвой, умываемся. Прочитали утренние молитвы, снова раз 500 молитву Иисусову. Это - заряд на весь день. Он дает человеку энергию, силу, изгоняет из души мрак и пустоту. Человек уже не будет ходить и чем-то возмущаться, шуметь, раздражаться. Когда человек постоянно читает молитву Иисусову, Господь за труды наградит, молитва эта начинает твориться в уме. Человек все внимание сосредоточивает в словах молитвы. Но молиться можно только с покаянным чувством. Как только придет мысль: "Я - святой", знайте - это погибельный путь, эта мысль от диавола.

Духовник сказал "для начала читайте хотя бы по 500 молитв Иисусовых". Это как на мельнице - что с утра засыпали, то она весь день и мелет. Но если духовник сказал "только 500 молитв", значит, больше 500 читать не надо. Почему? Потому что все дается по силам, по духовному уровню каждого человека. Иначе легко можно впасть в прелесть, и к такому "святому" потом не подойдешь. В Троице-Сергиевой Лавре у одного старца был послушник. Этот старец прожил в монастыре 50 лет, а послушник только пришел из мира. И решил он подвизаться. Без благословения старца и раннюю литургию отстоит, и позднюю, правило себе большое назначил и все вычитывал, постоянно в молитве пребывал. Через 2 года он достиг великого "совершенства". Ему стали уже "ангелы" являться (только рожки и хвосты свои они прикрывали). Обольстился он этим, пришел к старцу и говорит: " Ты прожил здесь 50 лет и не научился молиться, а вот я за два года достиг высот - мне уже Ангелы являются. Я весь в благодать.. Таким, как ты, не место на земле, я тебя задушу". Хорошо, старец успел постучать в соседнюю келию; пришел другой монах, этого "святого" связали. А наутро отправили на коровник, и разрешили только раз в месяц на литургии бывать: а молиться запретили (пока не смирится)... На Руси у нас очень любят молитвенников, подвижников, но истинные подвижники никогда себя выставлять не будут. Святость измеряется не молитвами, не подвигами, а смирением, послушанием. Только тот достиг чего-то, кто считает себя грешнее всех, хуже всякого скота.

Как научиться чисто, нерассеянно молиться?

Надо начинать с утра. Святые отцы советуют, что молиться хорошо до того, как будем принимать пищу. Но как только пищу вкусили, сразу же становится тяжело молиться. Если человек рассеянно молится, значит, он молится мало и нечасто. Тот же, кто постоянно пребывает в молитве, имеет живую, нерассеянную молитву.

Молитва любит чистую жизнь, без отягощающих душу грехов. Вот, например, у нас в квартире телефон. Детишки шалили и перерезали провод ножницами. Сколько бы мы не набирали цифры, никуда не дозвонимся. Нужно воссоединить провода, восстановить прерванную связь. Точно так же, если мы хотим обратиться к Богу и быть услышанными, мы должны наладить нашу связь с Ним - покаяться в грехах, очистить совесть. Нераскаянные грехи, как глухая стена, через них молитва не доходит до Бога.

Я поделилась с близкой мне женщиной, рассказав, что Вы дали мне Богородичное правило. Но я его не выполняю. Келейное правило тоже выполняю не всегда. Что мне делать?

Когда вам дают отдельное правило, никому об этом не говорите. Бесы услышат и обязательно похитят ваши подвиги. Я знаю сотни людей, которые имели молитву, с утра до вечера читали Иисусову молитву, акафисты, каноны - вся душа блаженствовала. Как только поделились с кем-то - хвастанули молитвой, все исчезло. И ни молитвы, ни поклонов у них нет.

Меня часто во время молитвы или дела отвлекают. Что делать - продолжать молиться или уделить внимание пришедшему?

Ну, поскольку у нас на первом месте заповедь Бога о любви к ближнему, значит, мы должны все отложить и уделить внимание гостю. Один святой старец молился у себя в келий и увидел в окно, что к нему идет брат. Так старец, чтобы не показать, что он молитвенник, лег в постельку и лежит. Тот около двери прочитал молитву: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас". А старец с кровати и говорит: "Аминь". Брат к нему зашел, он его с любовью принял, чаем угостил - то есть проявил к нему любовь. А это- самое главное!

Часто в нашей жизни бывает такое: читаем вечерние молитвы, и вдруг звонок (по телефону или в дверь). Как нам быть? Конечно, мы должны сразу откликнуться на звонок, оставив молитву. Выяснили все с человеком и снова продолжаем молитву с того места, где закончили. Правда, у нас бывают и такие посетители, которые приходят не о Боге поговорить, не о спасении души, а попустословить, да кого-то осудить. А мы таких друзей должны уже знать; когда они к нам приходят, предложить им почитать вместе приготовленный заранее для такого случая акафист, или Евангелие, или книжку святую. Скажите им: "Радость моя, давай помолимся, почитаем акафист". Если они с искренним чувством дружбы приходят к вам, то будут читать. А если нет, то найдут тысячу причин, вспомнят сразу о неотложных делах и убегут. Если же вы согласитесь с ними поболтать, то и "некормленный муж дома", и "неубранная квартира" не помеха вашей подруге... Как-то в Сибири видел интересную сцену. Одна с водокачки идет, на коромысле два ведра, вторая - из магазина, в руках полные сумки. Встретились и повели промеж собой разговор... А я наблюдаю за ними. Разговор у них примерно такой: "Ну, как у тебя сноха? А сын?" И начинаются сплетни. Бедные те женщины! Одна перекладывает коромысло с плеча на плечо, у другой сумки руки тянут. И всего-то надо было парой слов перекинуться... Притом грязь - сумки не поставить... И стоят не две, а десять, и двадцать, и тридцать минут. И о тяжести не думают, самое главное - новости узнали, душу насытили, злого духа потешили. А если в церковь позовут, говорят: "Нам тяжело стоять, ноги болят, спину ломит". А с ведрами да с сумками стоять ничего не болит! Главное язык не болит! Молиться не хочется, а поболтать и силы есть, и язык хорошо подвешен: "Всех проберем, обо всем узнаем".

Самое лучшее - как проснулись, умыться и начать день с утренних молитв. После этого со вниманием прочитать надо Иисусову молитву. Это огромный заряд для нашей души. И с такой "подзарядкой" мы на протяжении всего дня будем иметь эту молитву в мыслях. Многие говорят, что когда они становятся на молитву, то бывают рассеянными. Можно поверить, потому что если утром чуть-чуть почитать, да вечером чуть-чуть - ничего и в сердце не будет. Всегда будем молиться - и в сердце будет жить покаяние. После утренних - "Иисусова" молитва как продолжение, а после дня - вечерние молитвы как продолжение дневных. И так мы будем постоянно в молитве пребывать и не будем рассеяны. Не думайте, что это очень трудно, очень тяжело - молиться. Нужно усилие сделать, пересилить себя, попросить Господа, Матерь Божию и благодать будет действовать в нас. Нам на всякое время будет дано желание молиться.

А уж когда молитва войдет в душу, в сердце, тогда эти люди стараются удаляться от всех, прятаться в уединенных местах. Могут даже в погреб залезть, лишь бы только с Господом пребывать, в молитве. Душа тает в Божественной Любви.

Для того, чтобы достигнуть такого состояния духа, надо очень много потрудиться над собой, над своим "я".

Когда надо молиться своими словами, а когда по Молитвослову?

Когда захотелось вам молиться, в это время и молитесь Господу; "от избытка сердца глаголют уста" (Мф.12,34).

Особенно полезна молитва душе человека, когда есть в этом необходимость. Допустим, потерялись дочь или сын у матери. Или забрали сына в тюрьму. Тут по Молитвеннику не будешь молиться. Мать верующая сразу встанет на колени и от избытка сердца глаголет ко Господу. Идет молитва от сердца. Так что Богу молиться можно на всяком месте; где бы мы не были, Бог наши молитвы слышит. Он знает тайны нашего сердца. Даже мы сами не знаем, что в нашем сердце. А Бог - Творец, Он все знает. Так что молиться можно в транспорте, на любом месте, в любом обществе. Так Христос говорит: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою (т.е. внутрь себя) и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6,6). Когда делаем добро, когда подаем милостыню, тогда делать надо так, чтобы никто об этом не знал. Христос говорит: "Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне" (Мф.6,3-4). То есть не буквально, как бабушки понимают - подают только правой рукой. А если у человека нет правой руки? А если нет обеих рук? Добро можно творить и без рук. Главное, чтобы этого никто не видел. Тайным путем добро надо делать. Все хвастливые, гордые, самолюбивые напоказ делают доброе дело, чтобы от этого получить похвалу, земную славу. Скажут ей: "Какая хорошая, какая добрая! Всем помогает, всем дает".

Часто просыпаюсь по ночам, всегда в одно и то же время. Значит ли это что-нибудь?

Если мы проснулись ночью, значит есть возможность помолиться. Помолились - опять спать ложитесь. Но, если это бывает часто, надо взять благословение у духовника.

Как-то я с одним человеком беседовал. Он говорит:

Отец Амвросий, скажи, а ты когда-нибудь воочию видел бесов?

Бесы - духи, их нельзя видеть простыми глазами. Но они могут материализоваться, принимая вид старичка, юноши, девушки, животного, любой образ могут принять. Человек нецерковный понять этого не может. Даже и верующие попадаются на его уловки. А ты желаешь увидеть? Вот, есть у меня одна знакомая женщина в Сергиевом Посаде, ей духовник дал правило - за сутки вычитывать Псалтырь. Это беспрестанно надо жечь свечи, не торопясь читать - уйдет 8 часов. Помимо этого в правиле надо вычитывать каноны, акафисты, молитву Иисусову, и один раз в сутки вкушать только постную пищу. Когда она начала молиться (а делать это надо было в продолжении 40 дней) с благословения духовника, то он ее предупредил: "Будешь молиться - если будут какие-то искушения, то не обращай внимания, продолжай молиться". Она это приняла. На 20-м дне строгого поста и почти непрестанной молитвы (спать приходилось сидя по 3-4 часа) она услышала, как запертая дверь открылась и раздались шаги, тяжелые - пол прямо трещит. Это 3-й этаж. Кто-то подошел к ней сзади и начал дышать около уха; так глубоко дышит! В это время с головы до ног ее обдало холодом и дрожью. Хотела повернуться, но вспомнила предупреждение и подумала: "Повернусь - в живых не останусь". Так до конца и домолилась.

Потом посмотрела - все на месте: дверь заперта, все нормально. Дальше, на 30-й день, новое искушение. Читала Псалтырь и услышала, как с обратной стороны окон кошки стали мяукать, скрестись, лезть в окно. Скребутся - и все! И это пережила. Кто-то с улицы кинул камень - стекла вдребезги, камень и осколки на полу валяются. Нельзя поворачиваться! Холод через окно пошел, но все до конца дочитала. А когда дочитала, смотрит - окно целое, камня нет. Это вот демонические силы нападают на человека.

Преподобный Силуан Афонский, когда молился, по два часа сидя спал. У него открылись духовные очи, и он стал видеть злых духов. Увидел их воочию. Они с рогами, рожи безобразные, копыта на ногах, с хвостами...

Тот человек, с которым я говорил, очень тучный - больше 100 кг, любит вкусно поесть - и мясо ест, и все подряд. Говорю: "Вот, начнешь поститься и молиться, тогда все увидишь, все услышишь, все почувствуешь".

Как правильно благодарить Господа - своими словами или есть какая-нибудь специальная молитва?

Господа надо благодарить всей своей жизнью. Есть в молитвослове благодарственная молитва, но очень ценно молиться своими словами. В одном монастыре жил преподобный Вениамин. Господь попустил ему болезнь - водянку. Он стал огромных размеров, мизинец можно было обхватить только двумя руками. Для него сделали огромное кресло. Когда братия приходили к нему, он всячески показывал свою радость, говорил: "Дорогие братия, порадуйтесь со мной. Господь меня помиловал, Господь меня простил". Господь дал ему такую болезнь, а он не роптал, не отчаивался, радовался о прощении грехов и о спасении души и благодарил Господа. Сколько бы мы лет ни прожили, главное - остаться верными Богу во всем. Пять лет я нес в Троице-Сергиевой Лавре, нелегкое послушание - днем и ночью исповедовал. Сил никаких не оставалось, не мог и 10 минут простоять - ноги не держали. А потом Господь даровал полиартрит - 6 месяцев лежал, острая боль в суставах. Как только прошло воспаление, стал по комнате с палочкой ходить. Потом стал выходить на улицу: 100 метров, 200, 500... С каждым разом все больше, больше.... А потом, по вечерам, когда народу мало, стал ходить по 5 километров; палочку оставил. Весной Господь дал - и хромать перестал. До сего дня Господь хранит. Он знает, кoму что нужно. Потому - благодарите Господа за все.

Молиться нужно везде и всегда: и дома, и на работе, и в транспорте. Если ноги крепкие, лучше молиться стоя, а если больные, то, как говорят старцы, лучше во время молитвы думать о Боге, чем о больных ногах.

Можно ли плакать во время молитвы?

Можно. Покаянные слезы - это не слезы зла и обиды, они омывают нашу душу от грехов. Чем больше мы плачем, тем лучше. Очень ценно во время молитвы плакать. Когда мы молимся - читаем молитвы - и в это время на каких-то словах мы задержались умом (они проникли в нашу душу), не надо их пропускать, ускорять молитву; вернитесь на эти слова, и читайте, пока душа не растворится в чувстве и не начнет плакать. Душа в это время молится. Когда душа в молитве, да еще со слезами- рядом с ней Ангел Хранитель; он молится рядом с нами. Любой искренне верующий человек из практики знает, что Господь его молитву слышит. Мы слова молитвы обращаем к Богу, а Он благодатью возвращает их нам на сердце, и сердце верующего чувствует, что Господь его молитву принимает.

Когда читаю молитвы, часто отвлекаюсь. Не надо ли бросить молиться?

Нет. Читайте молитву все равно. Очень полезно, выйдя на улицу, ходить и читать молитву Иисусову. Ее можно читать в любом положении: стоя, сидя, лежа... Молитва - это беседа с Богом. Вот, мы ближнему можем рассказать все - и скорби, и радости. Но Господь ближе, чем любой ближний. Он знает все наши мысли, тайны сердца. Он слышит все наши молитвы, но порой медлит их исполнять, значит, то, что мы просим, не на пользу нашей душе (или не на пользу ближнему). Любую молитву надо заканчивать словами: "Господи, да будет воля Твоя. Не как я хочу, но как Ты".

Каково молитвенное ежедневное правило для православного мирянина?

Правило есть и оно обязательно для всех. Это утренние и вечерние молитвы, одна глава из Евангелия, две главы из посланий, одна кафизма, три канона, акафист, 500 молитв Иисусовых, 50 поклонов (а по благословению можно и больше).

Я как-то одного человека спрашиваю:

Надо ли каждый день обедать и ужинать?

Надо, - отвечает он, - но я помимо этого еще что-то могу перехватить, чайку попить.

А молиться? Если наше тело требует пищи, не паче ли того - душа? Мы тело кормим для того, чтобы в теле держалась душа и очищалась, освящалась, освобождалась от греха, чтобы Дух Святой пребывал в нас. Надо, чтобы она уже здесь соединилась с Богом. А тело - это одежда души, которая стареет, умирает и рассыпается в прах земли. А мы на это временное, тленное особое внимание уделяем. Уж так о нем заботимся! И кормим, и поим, и красим, и в модные тряпки одеваем, и покой даем - очень много внимания уделяем. А для души подчас и заботы нашей не остается. Ты молитвы утренние читал?

Значит, тебе и завтракать нельзя (т.е. обедать, христиане никогда не завтракают). А если ты и вечерние не собираешься читать, значит, тебе и ужинать нельзя. И чай пить тебе нельзя.

Я умру с голоду!

Так и душа твоя умирает с голоду! Вот, когда человек правило это сделает нормой своей жизни, то на душе у него мир, тишина и покой. Господь посылает благодать, и Матерь Божия, и Ангел Господень молятся. Помимо этого христиане еще молятся святым, читают другие акафисты, душа так и питается, довольна и рада, мирна, человек спасается. Но не надо так читать, как некоторые, делать вычитку. Прочитали, оттарабанили - по воздуху, а в душу не попало. Чуть затронь такого - вспыхнул! Но себя считает большим молитвенником - "молится" очень хорошо. Апостол Павел говорит: "Лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (1 Кор.14,19) Лучше пять слов пройдут в душу, нежели тьма слов мимо души.

Читать акафисты можно хоть каждый день. Знал одну женщину (звали ее Пелагия), она каждый день читала по 15 акафистов. Господь давал ей особую благодать. У некоторых православных бывает по много акафистов собрано - и 200, и 500. Они обычно каждый праздник, отмечаемый Церковью, читают определенный акафист. Например, завтра праздник Владимирской иконы Божией Матери. Люди, имеющие акафист этому празднику, будут читать его.

Акафисты хорошо читать на свежую память, т.е. с утра, когда ум не отягощен делами житейскими. Очень хорошо вообще молиться с утра до обеда, пока тело не отягощено пищей. Тогда есть возможность прочувствовать каждое слово из акафистов, канонов.

Все молитвы и акафисты лучше всего читать вслух. Почему? Потому, что слова через слух входят в душу и лучше запоминаются. Постоянно слышу: "Мы не можем выучить молитвы..." А их и не надо учить - их просто надо постоянно, каждый день читать - утром и вечером, и они сами по себе запоминаются. Если "Отче наш" не запоминается, то надо там, где наш обеденный стол прикрепить бумажку с этой молитвой.

Многие ссылаются на плохую память по старости, а когда их начинаешь спрашивать, разные бытовые вопросы задавать, все помнят. Помнят, кто когда родился, в каком году, дни рождения у всех помнят. Знают, почем что сейчас в магазине и на рынке - а ведь цены постоянно меняются! Знают, сколько стоят хлеб, соль, масло. Все прекрасно помнят. Спросишь: "На какой улице живешь?" - все скажут. Очень хорошая память. Но вот запомнить молитвы никак не могут. А это оттого, что у нас на первом месте плоть. И мы уж так заботимся о плоти, все помним, что ей на потребу. А о душе не заботимся, поэтому-то и память у нас плохая на все доброе. На плохое-то мы мастера...

Святые отцы говорят, что те, кто ежедневно читает каноны Спасителю, Матери Божией, Ангелу Хранителю, святым, особо хранимы Господом и от всех бесовских напастей, и злых людей.

Если вы придете к любому начальнику на прием, то увидите у него на двери табличку "Часы приема с... до..." К Богу же можно обращаться в любое время. Особенно ценна молитва ночная. Когда человек молится ночью, то, как говорят святые отцы, эта молитва как бы оплачивается золотом. Но для того, чтобы молиться ночью, надо взять благословение у священника, потому что есть опасность: человек может возгордиться, что молится ночью и впасть в прелесть, или на него будут особо нападать бесы. Через благословение Господь защитит этою человека.

Сидя или стоя? Если ноги не держат, то можно, встав на колени, читать. Если колени устали, можно сидя читать. Лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах. И еще: молитва без поклонов - это плод недоношенный. Поклончики надо обязательно делать.

Сейчас многие говорят о пользе возрождения язычества в России. Может быть, действительно, язычество не так и плохо?

В Древнем Риме в цирках устраивались гладиаторские бои. Сто тысяч человек собирались на это зрелище, заполняя скамьи через многочисленные входы за десять минут. И все жаждали крови! Жаждали зрелища! Два гладиатора сражались. В борьбе один из них мог упасть, и тогда второй ставил ему на грудь свою ногу, заносил над поверженным меч и смотрел, какой знак ему подадут патриции. Если пальцы поднимут вверх, значит, можно оставить соперника жить, если вниз, надо было лишить его жизни. Чаще всего требовали смерти. И народ торжествовал, видя пролитую кровь. Такова была языческая потеха.

В нашей России лет сорок назад одна акробатка шла по тросу высоко под куполом цирка. Оступившись, она упала. Внизу была натянута сетка. Она не разбилась, но важно другое. Все зрители как один встали и загудели: "Жива ли она? Быстрее врача!" О чем это говорит? О том, что они не желали смерти, а переживали за гимнастку. Был жив дух любви в сознании людей.

Иначе сейчас воспитывают молодое поколение. На телеэкране боевики с убийствами, кровью, порнографией, ужасы, космические войны, пришельцы - демонические силы... Люди с малых лет привыкают к сценам насилия. Что остается ребенку? Насмотревшись этих картин, он добывает оружие и расстреливает своих одноклассников, которые, в свою очередь, издевались над ним. Как много таких случаев в Америке! Не дай Бог и у нас такое начнется.

Бывало, и раньше в Москве совершались заказные убийства. А сейчас шкала преступности, смертность от рук киллеров резко пошла вверх. В день убивают трех - четырех человек. А Господь сказал: "Не убий!" (Исх. 20,13); "... поступающие так Царства Божия не наследуют" (Гал. 5,21), - все они пойдут в геенский огонь.

Мне часто приходится ходить в тюрьмы, исповедовать заключенных. Исповедую и смертников. Они каются в убийствах: кто в заказных, а кто-то убивал в Афганистане, Чечне. Убивали по двести семьдесят, триста человек. Они подсчитывали сами. Это страшные грехи! Одно дело война, а другое - по заказу лишить человека жизни, которую не ты дал ему.

Когда исповедуешь человек десять убийц и выходишь из тюрьмы, то тут только и жди: бесы обязательно козни устроят, какие-то неприятности будут.

Каждый священник знает, как мстят злые духи за то, что он помогает людям освобождаться от грехов. Одна мать пришла к преподобному Серафиму Саровскому:

Батюшка, помолись: мой сын умер без покаяния. Он по скромности сначала отказывался, смирялся, а потом уступил просьбе, начал молиться. И женщина увидела, что, молясь, он поднялся над полом. Старец сказал:

Мать, сын твой спасен. Иди, сама молись, Бога благодари.

Она ушла. А перед смертью преподобный Серафим показал своему келейнику тело, откуда бесы вырвали кусок:

Вот как демоны за каждую душу мстят!

Не так просто - молиться за спасение людей.

Православная Россия приняла Дух Христов, а язычески Запад хочет за это добить ее, жаждет крови.

Православная вера - самая нелицеприятная для человека. Она обязывает к строгой жизни на земле. А католики обещают душе чистилище после смерти, где можно покаяться и спастись...

В Православной Церкви нет такого понятия "чистилище". По учению Православной Церкви, если человек жил праведно и перешел в потусторонний мир, то он удостаивается вечной радости, такой человек за свои благие деяния может получить воздаяние, живя на земле, в виде мира, радости, покоя душевного.

Если же человек жил нечисто, не покаялся и перешел в потусторонний мир, то он попадает в лапы демонов. Перед кончиной такие люди обычно унылые, отчаявшиеся, безблагодатные, безрадостные. Их души после смерти, томящиеся в мучениях, ждут молитв родственников, молитв Церкви. Когда за усопших идет усиленная молитва, Господь освобождает их души от адских мук.

Церковная молитва помогает и праведникам, тем, которые еще не получили всю полноту благодати при земной жизни. Полнота благодати и радости возможны только после того, как на Страшном Суде определят эту душу в Рай. На земле всей их полноты ощутить невозможно. Только избранные святые сливались здесь с Господом так, что бывали восхищаемы Духом в Царство Божие.

Часто православие называют "религией страха": "вот будет второе пришествие, всех накажут, вечные муки..." А протестанты говорят о другом. Так будет ли наказание нераскаявшимся грешникам или любовь Господня все покроет?

Атеисты долго обманывали нас, говоря о возникновении религии. Говорили, что люди не могли объяснить то или другое явление природы и начинали обожествлять ее, входить с ней в религиозный контакт. Бывало, гром гремит, люди прячутся в подполье, в подвал, там сидят, боятся. Думают, что их языческий бог разгневался и сейчас накажет или смерч налетит, или солнечное затмение начнется...

Это страх языческий. Христианский Бог - это Любовь. И бояться мы Бога должны не потому, что Он нас накажет, мы должны бояться оскорбить Его своими грехами. И если мы отступили от Бога и навлекли на себя беду, мы не прячемся в подполье от гнева Божия, не ждем, когда гнев Божий пройдет мимо. Наоборот, мы идем на исповедь, обращаемся к Богу с покаянной молитвой, просим Бога о милости, молимся. Христиане не скрываются от Бога, наоборот, сами к Нему стремятся за разрешением от грехов. И Бог подает кающемуся Руку помощи, покрывает Своею благодатью.

И предупреждает Церковь о том, что будет Второе пришествие, Страшный Суд не для того, чтобы запугать. Если вы идете по дороге, впереди яма и вам говорят: "Осторожно, не упадите, не оступитесь", разве вас запугивают? Вас предупреждают, помогают избежать опасности. Так и Церковь говорит: "Не грешите, не делайте ближнему зла, все это обернется против вас же самих".

Не надо выставлять Бога злодеем за то, что Он не принимает грешников в Рай. В Раю нераскаянные души жить не смогут, они не вынесут того света и чистоты, которые там есть, как не могут вынести яркий свет больные глаза.

Все зависит от нас самих, от нашего поведения, молитв.

Господь все может по молитвам изменить. Одна женщина приехала к нам из Краснодара. Сына ее посадили. Шло следствие. Она пришла к одному судье, тот говорит ей: "Сыну твоему восемь лет светит". Большое какое-то у него искушение было. Она пришла ко мне, плакала, рыдала: "Батюшка, помолитесь, что делать? Судья просит пять тысяч долларов, а у меня таких денег нет". Говорю: "Знаешь, мать, будешь молиться, Господь не оставит тебя! Как его звать?" Сказала она его имя, мы помолились. А утром она приходит:

Батюшка, я сейчас туда иду. Вопрос решается, то ли посадят, то ли отпустят.

Господь положил на сердце так ей сказать:

Будешь молиться, Бог все устроит.

Я молилась всю ночь. После обеда вернулась, говорит:

Освободили сына. Оправдали его. Разобрались и отпустили. Все нормально.

У матери этой было столько радости, столько веры, что Господь ее услышал. А сын виноват не был, просто его подставили в бизнесе.

Сын совсем отбился от рук, не разговаривает, не слушается. Ему семнадцать. Как мне за него молиться?

Надо по 150 раз читать молитву "Богородице, Дево, радуйся". Преподобный Серафим Саровский говорил, что тот, кто ходит в Дивееве по канавке Матери Божией и сто пятьдесят раз читает "Богородице Дево, радуйся", находится под особым покровом Богородицы. Святые отцы постоянно говорили о почитании Божией Матери, о молитвенном обращении к Ней за помощью. Молитва Матери Божией имеет великую силу. По молитвам Пресвятой Богородицы благодать Божия снизойдет и на мать, и на ребенка. Праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Если все ангелы, святые, все люди, живущие на земле, вместе соберутся и будут молиться, молитва Матери Божией по силе превосходит все их молитвы.

Вспоминаю одну семью. Это было в то время, когда мы служили на приходе. У одной матери, Наталии, были две девочки - Лиза и Катя. Лизе лет тринадцать-четырнадцать, была она капризная, своевольная. И хотя ходила в церковь вместе с мамой, оставалась очень неспокойной. Я удивлялся терпению матери. Каждый раз утром встает и говорит дочери:

Лиза, давай молиться!

Все, мам, я читаю молитвы!

Быстро читаешь, медленно читай!

Мама ее не одергивала, терпеливо исполняла все ее просьбы. В это время дочь было безполезно бить-колотить. Мать терпела. Прошло время, дочка выросла, стала спокойнее. Совместное молитвословие пошло ей на пользу.

Бояться искушений не надо. Господь будет хранить эту семью. Молитва никогда и никому не вредила. Она приносит только пользу нашей душе. Вредит нам хвастовство: "Я Псалтырь за усопшего прочитала ". Хвалимся, а это есть грех.

Принято читать Псалтирь у изголовья усопшего. Чтение Псалтыри очень полезно для души того человека, который постоянно в церковь ходил и с покаянием перешел в тот мир. Святые отцы говорят: когда мы читаем Псалтырь над усопшим, допустим, в течение сорока дней, то грехи слетают с усопшей души, как осенние листья с дерева.

Как молиться о живых или усопших, можно ли представлять человека при этом?

Разум должен быть чистым. Когда мы молимся, мы Бога, Матерь Божию, святого угодника не должны представлять: ни Их лики, ни положение. Ум должен быть свободен от образов. Тем более, когда молимся о человеке, надо просто помнить, что такая личность есть. А если образы представлять, можно повредить свой ум. Святые отцы это запрещают.

Мне двадцать четыре года. В детстве я смеялся над дедушкой, который говорил сам с собой. Теперь, когда он умер, Я сам стал говорить с собой. Внутренний голос мне говорит, что если я буду за него молиться, то этот порок потихонечку будет уходить от меня. Нужно ли мне молиться за него?

Всем надо знать: если мы человека в каком-то пороке осуждаем, обязательно сами в него впадем. Поэтому сказано Господом: "Не судите и не судимы будете. Каким судом судишь, таким осудишься".

За дедушку молиться обязательно надо. Подавайте на обедню, поминальные записки на панихиду, поминайте утром и вечером в домашних молитвах. Это будет огромная польза для его души и для нас.

Во время домашней молитвы обязательно ли покрывать голову платком?

"Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая", - говорит апостол Павел (1 Кор.11,5). Православные христианки не только в храме, но и дома покрывают свою голову платком: "Жена должна иметь на голове своей знак власти над нею Ангелов" (1 Кор. 11,10).

Гражданские власти на Пасху организуют дополнительные маршруты автобусов на кладбища. Правильно ли это? Мне кажется, что в этот день главное находиться в храме и там поминать усопших.

Для усопших есть специальный день поминовения - "Радоница". Он бывает во Вторник на второй неделе после Пасхи. В этот день все православные христиане идут поздравлять своих усопших с всеобщим праздником Пасхи, Воскресением Христовым. А в сам день Пасхи верующие должны молиться в храме.

Организованные городскими властями маршруты для тех людей, которые в церковь не ходят. Пусть хоть туда съездят, хоть так вспомнят о смерти и о конечности земного бытия.

Можно ли смотреть прямые трансляции со служб из храмов и молиться? Часто не хватает здоровья и сил присутствовать в храме, а хочется прикоснуться душой к Божественному...

Господь сподобил меня побывать на святом месте, у Гроба Господня. Была у нас с собой видеокамера, и мы засняли святое место. Потом показали снятое одному священнику. Он увидел кадры Гроба Господня и говорит: "Останови этот кадр". Сделал земной поклон и сказал: "Я никогда не был у Гроба Господня". И прямо поцеловал изображение Гроба Господня.

Конечно, изображению в телевизоре поклоняться нельзя, у нас есть иконы. Случай, который я рассказал, исключение из правила. Священник так поступил в простоте сердечной, из чувства благоговения перед изображенной святыней.

В праздники все православные должны стремиться быть в храме. А если уж нет здоровья, сил передвигаться, посмотрите трансляцию, побудьте со Господом своей душой. Пусть душа наша вместе с Господом участвует в Его празднике.

Можно ли носить поясок "Живые помощи"?

Ко мне пришел один человек. Спрашиваю его:

Молитвы какие знаешь?

Конечно, даже с собой "Живые помощи" ношу.

Достал документы, а там у него 90-й псалом "Живый в помощи Вышняго" переписан. Человек говорит: "Мне мать написала, отдала, я теперь всегда с собой ношу. Можно?" - "Конечно, хорошо что ты эту молитву носишь, но если ты ее не читаешь, какой толк? Равносильно тому, когда ты голодный носишь с собой хлеб, продукты, но не ешь. Ты же слабеешь, можешь умереть. Точно так же "Живые помощи" написаны не для того, что бы их в кармане или на поясе носить, а для того, чтоб ты мог каждый день вытащить, почитать, помолиться Господу. Если не молиться, можно погибнуть... Вот когда ты, голодный, хлебушек достал, поел, подкрепил свои силы и спокойно можешь в поте лица трудиться. Так и помолившись, дашь пищу для души и получишь защиту для тела.