Уход за руками

Основание дивеевского монастыря. Храм Рождества Богородицы

Основание дивеевского монастыря. Храм Рождества Богородицы

Село Дивеево: Историческая справка


Село Дивеево является районным центром Дивеевского района Нижегородской области . Расположено на берегу реки Вичкинзы в 180 км от Нижнего Новгорода, в 65 км от города Арзамаса и в 12 км от города Сарова .

Предполагают, что село Дивеево возникло в 1559 году, однако первое письменное упоминание о нём относится к 1614 году. Существуют несколько версий происхождения его наименования. Наиболее распространённая версия гласит, что своё название село получило по имени первого владельца – татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе (царская жалованная грамота от 16 апреля 1559 года).

Во второй половине XVIII века Дивеево – небольшое село с деревянной церковью в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров . Паломники, которые шли в Саровский монастырь , останавливались на отдых у церкви. Именно здесь решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семёновна Мельгунова .

В XIX веке селом владели многие собственники, среди них Мотовиловы, Толстая, Цицианов, Баташовы, Ждановы, Шахаевы. Дивеево известно как Четвёртый Удел Пресвятой Богородицы на земле. Здесь располагается духовный и культурный центр православных христиан – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь .

На протяжении полутора столетий созидалась Дивеевская обитель. Началась она с каменной Казанской церкви , построенной в 1773 – 1780 годах.

По благословению преподобного Серафима к Казанскому храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год). В центре обители в 1865 – 1875 годах был возведен пятипрестольный Троицкий собор . В линию с ним на рубеже ХIХ и ХХ веков поднялась пятиярусная Дивеевская колокольня . По сторонам от Троицкого собора в конце ХIХ века были построены игуменский корпус с домовым храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины и трапезный храм благоверного князя Александра Невского . В начале ХХ века за Троицким собором воздвигнут Преображенский собор (1907 – 1916 годы), в 2012 году начал возводиться Благовещенский собор. В 2005 – 2013 годы в селе была построена приходская церковь преподобномученицы Елисаветы .

В храмах обители почивают в святых мощах ее небесные покровители: преподобный Серафим Саровский , преподобные жены Дивеевские Александра , Марфа и Елена , блаженные Дивеевские Пелагия , Параскева и Мария, преподобноисповедница Матрона (Власова) . Святая Канавка – одна из наиболее почитаемых святынь Дивеева – представляет собой молитвенное духовное сосредоточение Четвертого удела Пресвятой Богородицы.

В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была подновлена, а старинная Казанская церковь почти полностью реставрирована (восстановлена в прежнем виде). Святая Канавка приняла вид, заповеданный преподобным Серафимом.

Дивеевская земля славится своими исцеляющими

Цель этой статьи-путеводителя по Дивеево ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос - зачем вообще приезжают в Дивеево?
Также вы узнаете, какие важные места, достопримечательности есть в Дивеево и его окрестностях, где можно остановиться на ночь тем, кто приедет сюда с ночёвкой.
Моя первая поездка в Дивеево состоялась 11 мая 2013 года. Поездка была короткой и достаточно сумбурной. Даже учитывая немалый опыт поездок по монастырям очень высокого уровня (Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Троице-Сергиева и Псково-Печорская лавры), Дивеевский монастырь показался мне совсем другим. И я оказалась к нему совсем не готова.

Реклама — поддержка клуба

В статье:


Дивеево - место массового паломничества. В первую очередь сюда приезжают помолиться и попросить у Господа для себя самого насущного на данный момент. Приезжают, думаю, люди разные - и глубоко верующие с целью паломничества, и туристы, путешественники с познавательной целью - приобщение к отечественной истории.
Паломникам проще - они сознательно едут и знают зачем приехали, куда идти, что здесь делать. Знают они и все особенные места Дивеевского монастыря, такие как Святая Канавка.


Туристам сложнее. Теперь я убеждена, что к приезду в Дивеево надо готовиться, чтобы лучше осознать, в каком месте ты находишься и что ты видишь перед тобой. А иначе все не имеет смысла.


Я долго думала, как написать о . Фоторепортаж, хронологический рассказ о том, что мы увидели здесь? Почему бы и нет. Но сначала будет не это.
Первый пост о Дивеево я делаю для таких же товарищей, как и я - тех, кто хочет сюда поехать, но ничего про обитель не знает. Исправляю свою запоздалую ошибку.

Особенное место - история Дивеевского монастыря и Святой Канавки

Итак, расскажу коротко об истории Дивеевской обители и главной его святыне - Канавке.
В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три - Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места. Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.


25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери. Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Вот благодаря этому событию и был создан Дивеевский монастырь.
Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка. Канавка "представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери "Умиление".*

"Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!". " (Отец Василий Садовский).*

После смерти Серафима Саровского для Дивеевской обители настали не лучшие времена. Уход за канавкой был заброшен, мельницу перенесли, часть строений сломали, через канавку стали ходить, не почитая ее должным образом. Даже ездили по ней на экипажах. Строительство новых построек монастыря стало вестись за пределами Канавки.


Из воспоминаний паломника ХХ века: "По Канавке медленно двигались безмолвные фигуры инокинь, перебирая четки и тихо шепча молитвы. Дорожка пролегала по хорошо утрамбованной насыпи, обсаженной деревьями. Склоны насыпи поросли травой и полевыми цветами, которые оберегались ак святыня." При этом читали полтораста раз "Богородице Дево, радуйся", а на каждом десятке - "Отче наш" и поминали живых и усопших".*


Цветы, трава и земля с Канавки считались лечебными. К началу 20 века о Канавке Царицы Небесной знала вся Россия. Тысячи людей ехали сюда, прослыша об исцелениях и на Канавке, и у иконы "Умиление", и в Преображенской церкви. Интересно, но и сейчас, в 21 веке, на Канавке вы увидите то же самое, что было сотню-две лет назад - дорожка на холме, в форме ломаного незамкнутого кольца. По ней медленно бредут верующие, про себя или очень тихо читая молитву. Завораживающее зрелище для тех, кто не молится. Кажется, что люди погружены в легкий или не очень транс.
Что же читают молящиеся? "Богородице, Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенная Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".


В сентябре 1927 года Дивеевский монастырь был закрыт, сестры высланы кто в лагеря, кто на поселения. В монастырских постройках устроили квартиры, разместили учреждения.
Святая Канавка за годы советской власти сильно пострадала, а частично даже была уничтожена. Но и в годы гонений на церковь верующие приходили молиться на Канавку.
Возрождение обители началось в конце 80-х годов 20 века, когда церкви было разрешено торжественно отметить 1000-летие Крещения Руси. В 1989 году Свято-Троицкий храм был возвращен церкви. А летом 1991 года в монастырь перенесли мощи Серафима Саровского. Потом многие годы, практически до конца 2000-х, восстанавливали Канавку.



И в заключение хочу озвучить слова дивеевского священника иерея Павла Павликова: "Известно, что в детстве человек по-особому чувствует и воспринимает окружающий мир. С годами мировоззрение меняется и навсегда уходят от вас незабываемые картины детства. То, что так радовало и утешало тогда, сейчас уже не радует и не утешает. А вот когда идешь по Канавке Пресвятой Богородицы, то в сердце возвращаются детские впечатления - не воспоминания, а именно впечатления. Как будто ты вновь становишься ребенком. Запах цветов, земли, травы, росы - все воспринимается по-детски. И такая от этого на душе радость - тихая, тонкая. И хочется, чтобы это ощущение продлилось по-дольше, чтобы душа ожила, утешилась".*


Для себя я ответила, зачем люди едут и едут в Дивеево. Человек всегда ждет чуда - счастья, любви, защиты, исцеления, процветания, душевного мира и покоя. Если верить тем, кто приезжает сюда ежегодно много лет подряд (а таких людей очень много!), то люди здесь это находят.

Что посетить в Дивеево? Достопримечательности Дивеево и окрестностей:

  1. Серафимо-Дивеевский монастырь:
  • Святая Канавка Царицы Небесной
  • Троицкий собор
  • Казанская церковь
  • Преображенский собор
  • Благовещенский собор
  • Колокольня
  • Часовня в честь преп.Серафима Саровского
  • Механическая водокачка с часовней
  • Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского
  • Дом Галактионовых
  • Дом Долгинцевой
  1. Лиственница Царевича Алексея
  • Источник в честь иконы Божией Матери Умиление
  • Источник Святого Пантелеймона
  • Казанский источник
  • Источник преподобной Александры Дивеевской
  • Источнику в честь Иверской иконы Божией Матери
  1. Источник Серафима Саровского

    1. Для верующих: про молитву, которую читают на Канавке 150 раз, я уже написала выше (икону с этой молитвой можно купить в монастыре).
    2. Для автомобилистов - бесплатная парковка есть на территории монастыря. Не стесняйтесь подъезжать к шлагбауму. Вас пропустят.
    3. Для тех, кто снимает: фотосъемка возможна с благословения, но мы снимали и без него. Главное, фотографируя, быть незаметным, вести себя скромно и не вызывающе, и вас не заметят. Фотографируются с монастыре многие, сама видела.
    4. Девочкам и женщинам: берите с собой платки и юбки, независимо от возраста. Без оных вас могут просто грубо выпроводить из храма, будь вы хоть 2-х летней девочкой.
    5. В Дивеево несколько церквей, святынь и святых источников. Если хотите посетить и увидеть все, то планируйте путешествие более, чем на один день. Для беглого знакомства с монастырем хватит и 4-х часов.
    6. Приложитесь к мощам Серафима Саровского в Троицком соборе. Как правильно прикладываться к мощам? Два поклона, приложились, еще один поклон.
    7. Не забудьте заехать к источнику Серафима Саровского (14 км. от Дивеево), наберите святой воды, искупайтесь. Для купания женщинам нужна с собой ночная рубашка. Если нет с собой, можно недорого купить на месте.
    8. Для тех, кто ищет дешевое частное жилье: посмотрите в группе

Все православные люди России и Ближнего зарубежья знают о селе Дивеево . Истинно верующие совершали сюда паломничества. Именно в Дивеево расположен четвёртый и последний удел Пресвятой Богородицы — святая земля, которая находится под особенным покровительством Божией Матери. Остальные три удела — это Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция) и Киево-Печерская лавра (Украина). Но только Дивеево считается единственным местом, куда Богородица является ежедневно . Также в Дивеево покоятся мощи одного из самых почитаемых русским народом святых — Серафима Саровского.

В Дивеево очень сильная и чистая энергетика. Говорят, что тот, кто проведёт в селе сутки, получит особое благословение Небесной Царицы и подпадет под ее покровительство.

Православные христиане едут в Дивеево зимой и летом, но особенно популярным село становится в конце июля-начале августа. В это время традиционно отмечается очередная годовщина прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. В 2013 году отмечалось 110-летие со дня канонизации преподобного Серафима.

Немного об истории Дивеево

Село возникло в 1559 году. Название, скорее всего, получило по имени первого владельца — татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил ему земли с пахотными угодьями на реке Вичкинзе́.

Но свою известность в качестве православной святыни село приобрело столетия спустя, когда в 1760 году к матушке Александре (в миру — Ага́фье Семёновне Мельгуно́вой) возле деревянной Стефановской церкви явилась Богородица и сказала, что именно здесь будет её “четвёртый жребий во вселенной”. Так появилась Казанская община в Дивеево.

В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машни́н). Позже, после явления ему в 1825 году Матери Божией, преподобный Серафим Саровский основал Мельничную общину, над которой также взял попечительство. В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины насильственно были объединены в одну — Серафимо-Дивеевскую. В 1861 году община получила статус монастыря.

В Дивеево много святых мест, посещаемых паломниками со всего мира. Я расскажу лишь о наиболее значимых.

Дивеевский монастырь

Самой известной святыней села является (полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь) — четвёртый и последний удел Богородицы, помещаемый ею ежедневно.

Монастырь строился на протяжении полутора веков. Сначала матушкой Александрой около деревянной Стефановской церкви была возведена каменная (1773-1780).

По благословению преподобного Серафима в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова , в нижнем этаже которого в 1830 году расположился храм во имя Рождества Богородицы .

Троицкий собор. Фото: Сергей Духанин

В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) заложил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный пятипрестольный , ставший летним, сооружался 27 лет и был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года.

В 1893 году начали строить пятиярусную колокольню . Первые колокола подняли на нее в октябре 1901 года.

Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского. Фото: Владимир Меркушев

О строительстве трапезного корпуса пророчески говорил сестрам сам преподобный Серафим и даже отметил его на плане будущей Дивеевской лавры. Каменный Трапезный храм был построен в 1895 году и освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Преображенский собор. Фото: Сергей Духанин

10 июня 1907 года был заложен второй, зимний, собор. В 1916 году строительство собора было закончено. Собор украсили золочёными крестами — даром петербуржцев. Однако иконостас и отопление были не готовы, поэтому освещение храма перенесли на 1917 год. Но произошла революция, и и освятить собор не смогли. Так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто Новый собор, а освящать хотели во имя иконы Божией Матери “Умиление” и преподобного Серафима Саровского.

В 1991 году собор передали возрожденному монастырю, и его восстановление продолжалось несколько лет. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года. Новый собор освя тили в че сть Преображения Господня . Освещение пределов проходило с 1998 по 2006 годы. А роспись храма закончили накануне праздника Святой Троицы 2008 года. Таким образом, более 100 лет ушло на строительство и восстановление Преображенского собора.

1 августа 2013 года состоялась закладка нового храма — собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы . Его строительство предсказывал еще преподобный Серафим Саровский. Именно поэтому Святую Канавку сёстры монастыря копали разомкнутой, оставляя место для будущего храма.

За основу нового собора взяты параметры главного храма Киево-Печерской лавры. В белокаменном соборе будет восемь приделов, главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Высота храма составит 62 м, длина — 36 м, ширина 24 м, он сможет вместить до 2 тысяч верующих.

“Этот большой труд — это исполнение завета батюшки Серафима. Строительство храма в Канавке — это еще один кирпичик в деле возрождения святой Руси”, — сказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Святые мощи преподобного Серафима Саровского

В храмах монастыря покоятся святые мощи преподобного Серафима Саровского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, а также других небесных покровителей дивеевской обители.

Святая Канавка

За Преображенским собором находится начало Святой Канавки — особой дивеевской святыни.

Святая Канавка

25 ноября 1825 года преподобному Серафиму явилась Богородица и повелела основать Мельничную общину, указав как нужно обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.

Обустройство Канавки смогли начать лишь весной 1829 года, когда общине было официально пожертвовано три десятины земли. На радостях батюшка Серафим приказал сестрам собраться и обойти эту землю, отмечая ее камушками, которые останутся на земле после схода снега. Когда снег растаял, по этим камушкам землю опахали сохою по одной борозде три раза. Когда земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см) и три аршина шириной, а также велел вынимаемую землю бросать во внутрь обители, чтобы образовался вал высотою тоже в три аршина. Для укрепления вала он указал посадить на нем крыжовник.

Надо сказать, сёстры медлили копать. Тогда накануне праздника Святой Троицы, 2 июня 1829 года, дух Преподобного перенёсся в Дивеево и положил начало Святой Канавке. После этого чуда сёстры начали рыть Канавку и летом, и зимой. Свой труд они завершили лишь к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трёхаршинной: сёстры вырыли её где на аршин, а где и на поларшина.

По словам батюшки Серафима, Канавка эта — стопочки Божией Матери. По ней ежедневно проходит Богородица, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила: Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста. “Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!” . Также благословлял преподобный брать глину с Канавки — на исцеление.

Канавка в первозданном виде не дошла до нас: её уничтожали и в XIX веке, и в советское время. Традиция обхода канавки возобновилась только в 1992 году. А с 1997 по 2006 годы Канавка была восстановлена.

Сейчас со словами Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою… монахини и богомольцы проходят вдоль канавки, 150 раз обращаются к Божией Матери и просят Её помощи в избавлении от душевных и телесных болезней, от прочих бед, а также благословения на все благие дела. Паломники берут землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: “Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!” .

Дивеевские святые источники

Вода для христианина имеет особое, таинственное значение, связанное с очищением от грехов. Образ воды символизирует дарованные Богом благоденствие и благополучие.

На территории Дивеево и близ села находится святые источники . Я расскажу о самых известных.

Источник преподобного Серафима в посёлке Цыгановка

Источник батюшки Серафима

Наиболее известный дивеевский источник. Он открылся на берегу реки Сатис в 60-х годах ХХ века, когда источники батюшки Серафима в Сарове стали недоступны для посещения из-за расположенного там военного объекта. По преданиям, этот источник дух Серафима Саровского перенес из Сарова к доступному для всех верующих посёлку Цыгановка в километре от села Дивеево.

В 1994 году русло реки Сатис изменили, и источник образовал целое озеро из святой ключевой воды. В 2009 году на нем построили часовню. На праздник Крещения здесь совершается великий чин освящения воды.

Казанский источник

Казанский источник

Этот дивеевский источник является самым древним. Полагают, что он был с самого основания села Дивеево. Сохранилось предание, что именно сюда являлась Царица Небесная 3 раза. Ещё во времена Иоанна IV после явления иконы Божией Матери в Казани в июле 1579 года пробился источник из под земли.

В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня, перестроенная в 1997 году. Здесь совершается таинство крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы на этом источнике освящается вода.

В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — Источник в честь великомученика Пантелеимона и Источник в честь иконы Божией Матери “Умиление” .

Источник преподобной Александры Дивеевской

Источник матушки Александры

До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки Вичкинза. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки Александры, похороненной у алтаря Казанской церкви. В начале 60-х годов на реке устроили запруду, и прежний источник был затоплен. Современный источник возник под горою сам. Говорят, что сюда перешел прежний источник, когда сдвинулись доломитовые плиты под давлением воды в запруде.

На Крещение, на праздники иконы Божией Матери “Живоносный источник”, Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

Иверский источник

Иверский источник

Этот источник основательница монастыря матушка Александра выкопала сама для утоления жажды рабочих, добывавших камень на строительство Казанской церкви.

По преданию, местные жители молились на источнике о дожде. Народ считал этот источник целебным и приносил купать в нем больных детей. В XIX веке там построили маленькую часовню, и по находившейся в ней иконе Иверской Божией Матери источник получил название “Иверский”.

После изменения русла реки Вичкинзы в 60-е годы XX века источник стал зарастать, а его название перешло на несколько разрозненных ключей близ старого кладбища. В народе они были известны под названием “Киров источник”.

На Иверском источнике так же, как и на других дивеевских источниках, устроены колодец и купальня. На праздник Преполовения Пятидесятницы здесь совершается освящение воды.

Подробную информацию о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, о его святых, храмах, источниках и святынях Вы можете получить на сайте Дивеевского монастыря или непосредственно в Дивеево, если совершите туда паломничество.

А Вы уже посещали Дивеево или иные святые места ? Что Вам больше всего запомнилось? Были ли с Вами и Вашими близкими случаи чудесного исцеления? Поделитесь с нами!

Интересно? Расскажите друзьям!

История Дивеева неразрывно связано с именем замечательного человека и краеведа, увы, ныне покойного – Василия Ивановича Карпушова. Почти 50 лет этот человек скрупулезно, по крупицам собирал историю родного края. Краеведению он посвятил всю свою жизнь, а огромнейший документальный материал, собранный им, лег в основу не одной книги.

Поэтому, кто бы не захотел узнать что-то из истории Дивеевского района, одним из главных источников информации будут труды В.И. Карпушова. Мимо них не пройти никому.

Далекое прошлое

Дивеевский край был малообжитым. В середине XVI века на левом берегу Вичкинзы (примерно нынешний конец улицы Труда), появилось несколько семей русских пахарей-смердов. Переселенцев манили свободные земли и перспектива будущей счастливой жизни.

На противоположном берегу реки проживала мордва. Между поселениями быстро завязались дружеские и экономически выгодные отношения. А летом 1552 года Иван Грозный двинулся в третий поход на Казань. Вместе с царем шло и Касимовское войско, управляемое татар–мурзами. Среди них был Дивей Мокшев, коему в 1558 году, в честь победы над Казанью, царским указом отошли земли в районе впадения Вичкинзы в Старую речку. Русские переселенцы передавались во владения князю и были обязаны платить ему дань. Так владения князя Дивея, впоследствии претерпев изменения, закрепились в названии села Дивеево.

Дивеево росло медленно. Статус села оно получило лишь в XVIII веке, когда в нем была построена Никольская церковь. А в 1706 году был основан Саровский мужской монастырь. Паломники, устремившиеся туда, неминуемо посещали Дивеево, так как все дороги, ведущие в Саровский монастырь, через Ардатов, Арзамас и другие населенные пункты проходили через это небольшое село. Здесь паломники и отдыхали у Никольской церкви перед последним переходом в монастырь. Но по-настоящему широкую известность Дивеево получило после открытия в нем .

История и жизнь села Дивеево в 19 и начале 20 веках

Уже к середине 19 века в Серафимо-Дивеевском монастыре насчитывалось пять церквей, множество подсобных хозяйств и других строений. Удивительная история монастыря, близость Саровской обители привлекали сюда ежегодно большое количество паломников. Это послужило толчком для развития сельской жизни.

Земледелие в Дивеево было развито плохо. В конце зимы и весной крестьянам даже приходилось подкупать зерно. Возможно именно поэтому, долгое время дополнительной работой дивеевцев была добыча железной руды в окрестностях. После чего она свозилась на Выксунское железоделательные заводы. Добыча руды велась до самого закрытия рудников в 1907 году

Монастырь также давал работу сельчанам. Они плотничали, шили одежду, выполняли строительные и подсобные работы. К 1912 году в селе были бакалейная лавка, кузнеца, мельница, в монастыре была маслобойня. В 1916 году в Дивеево в земском училище работало 2 учителя.

Весной 1918 года на территории Ардатовского уезда, в который входило село Дивеево устанавливается советская власть. В 20 годах открылась новая девятилетняя школа, библиотека, Народный дом. А в 1927 году прекратил свою деятельность Серафимо–Дивеевский монастырь.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли почти семь с половиной тысяч дивеевцев. Из них пали в боях, умерли от ран, погибли в плену 4089 человек. Цифра установлена к 2005 году. Все вернувшиеся домой были удостоены боевых наград.

Во второй половине 20 века было много внимания уделено культуре. В селе открылась музыкальная школа, возникло несколько песенных коллективов, стали появляться творческие кружки для детей.

А в 1991 году был возвращен церкви всемирно известный Серафимо-Дивеевский монастырь. Вскоре после открытия сюда были перенесены вновь обретенные .

Дивеево в настоящее время

Было бы несправедливым ограничиваться лишь прошлым. Ведь история села творится каждый день, и мы становимся свидетелями уникальных событий, которые в скором времени будут увековечены летописцами. А краеведы не перевелись на нашей земли. И «перо», выпавшие из рук усопшего Василия Ивановича Карпушова было подхвачено его приемниками – супругами Шекуровыми. Они не менее скрупулёзно собирают крупицы истории родного края, выискивают документы, ранее недоступные; выспрашивают легенды у старожилов. И пишут книги.

Немало этих книг, как и трудов самого Василия Ивановича Карпушова, находится в местной библиотеке. Более того, в ней открыт целый отдел краеведения, где можно найти и ксерокопии старых документов, и книги, и статьи из журналов. Здесь хранят свидетельства истории не только самого Дивеевского района, а также интересные материалы о близлижайших населенных пунктах, и о Нижегородской области в целом.

Свою новую летопись пишет и Серафимо–Дивеевский монастырь, фиксируя исторические события по ; по возведению храмов и реставрации старинных зданий.

Старый архив монастыря приведен в порядок, в него поступают документы, которые уже в наше время были обнаружены в разных местах, как в светских архивах, так и у частных лиц.

Дивеево — это маленький населенный пункт, который находится в Нижегородской области, чаще всего его ассоциируют с монастырями. Славится селение наличием большего числа достопримечательностей, соборов, различных святых мест. Это центр религиозного паломничества, который почитается верующими людьми. Поселок наполнен разнообразными тайнами и загадками, здесь царит особая атмосфера. Именно поэтому сюда паломники приезжают со всех уголков мира.

Поселок может похвастаться наличием большого числа добродушных жителей, удивительных живописных пейзажей, вкусной выпечкой, сувенирами. Если вы приедете сюда, то непременно с пользой для души проведете свое время. Каждый отдыхающий сможет почерпнуть для себя что-то новое, близкое сердцу.

Общие сведения

Триста лет тому назад в здешних местах был создан монастырь. Сооружение впоследствии стало неотъемлемой частью русской культуры. Оно всегда руководствовалось строгими требованиями и имело свой уклад. Саровские леса знамениты активным развитием жизни монахов. Они славятся присутствием своих обычаев, немалого количества духовных подвижников. Напомним, что всеми известный отец Серафим являлся выходцем именно данной местности. Он долго был затворником. И однажды, по решению Богоматери, перестал им быть. Он начал знакомиться с новыми людьми, делиться знаниями. Так, он прожил семь лет. Память о нем хранится по настоящее время.


День основания обители приходится на 18 век. В тот период была возведена церковь Казанской Божией Матери. Святые угодья были организованы под руководством Александры Мельгуновой и ее послушниц. Именно она повелела Серафиму продолжать свое дело. Когда настоятельницы не стало, община продолжала свое существование и следовала строгим монастырским законам, как и ранее.


Впоследствии община была перестроена в монастырь. Уже в 20 веке Дивеево представляло собой отлично сформированный архитектурный комплекс. В данном месте проживало немало сестер. Обширный комплекс включал в себя трапезную, келью, учебное заведение, медицинский пункт. Также были предусмотрены гостиницы. Двор также был хорошо благоустроен. Имел мельницы, водокачку. В 1927 году постройка подверглась закрытию. Серафим хотел, чтобы обитель приобрела статус первой женской Лавры. Священнослужитель планировал, что его останки будут похоронены тут. К сожалению, в 20-х годах его мощи были утрачены. Они были обнаружены в конце 20 века и снова привезены в поселение.

Как добраться?

Вам потребуется отправиться в Нижегородскую область. Сделать это можно самостоятельно или экскурсионным туром. От вокзала «Щербинка» курсируют автобусы. Время поездки – 50 минут. Необходимо доехать до адреса пр. Гагарина, 234а. Также можно выполнить пересадку в Арзамасе.


Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Достопримечательности

Что касается современных реалий, то в этот период также произошло немало событий. В 2003 был организован православный праздник в честь столетия святого Серафима. К торжеству большое количество зданий подверглось реконструкции. Мощи святого тщательно охраняются, так как они славятся культурным и вековым наследием. Всем известно, что покойный настоятель повелел проявлять заботу к сиротам, которые проживали на данной территории и хранить наследие. К нему ходили сестра и многие люди за советами. Он оказал духовную поддержку многим. Сегодня здесь немало святых объектов, которые непременно стоить посмотреть. Сюда приезжают верующие и туристы с различных уголков планеты.



Архитектурное сооружение отличается наличием большого количества объектов. Большая часть из них — это значимые памятники религиозного значения. Так, Троицкий собор был основан в 1848 году. Точка его строительства была указана великим святым Серафимом. Он выполнен в русско-византийском стиле. Руководил всем процессом А.И Резанов. На период закрытия конструкция была переоборудована под складские помещения. В 1989 году святыня возобновила свои функции. В 91-х годах снова стали проводиться службы.


На втором месте по значимости находится . Он был заложен в 1907 году. Примечательно, что весь декор и иконы были изготовлены сестрами. Освещение храма выполнено только в 1998 году. До этого времени данное действие сделать не удалось. К сожалению, первоначальная отделка не была сохранена, поэтому, все ремонтные мероприятия осуществлялись заново.


Неотъемлемой частью архитектуры выступает Благовещенский собор . Основное его отличие – это совершенство линий. Постройка выполнена в стиле, который максимально приближен к русскому барокко.


В 1773 году построен еще один храм – Казанский . Весь спектр работ выполнялся под наблюдением матушки Александры. Он тщательно контролировала безупречность операций. Постройка древнейшая.

Дворовая территория также является невероятно богатой. Здесь находятся трапезные зоны, больница, имеется малый дом, где когда-то жила Параскева. Организована колокольня, масса старинных корпусов училища. Если вы приезжаете сюда, то непременно изучите внутреннее убранство домиков. При желании здесь разрешается сделать фотографии. Можно поклониться к мощам Елены и Марфы, Параскевы, Матроны, основателя. Дворовая территория ухоженная. Здесь по-прежнему протекает жизнь и царит гармония.

Святые источники

В селе имеется немалое число родников природного происхождения. Такое скопление источников в одной зоне нередко вызывает восторг. Согласно истории, Господь приводил своих паломников к особым местам для возведения церквей. В середине 20 века гидрогеологи в Нижегородской области проводили программу исследований. Профессионалами было обнаружено подземное пресноводное море невероятной величины. Оно протягивалось от Арзамаса до Ардатова. По площади водоем под слоем земли занимал практически весь район. Интересно, что с зарождением комплекса еще в древние времена на поверхность стали пробиваться родники. По молитве святых постоянно образовывались новые источники. Служащие Богу наблюдали разнообразные видения. К примеру, источник обнаружены в силе Кременки получил говорящее название «Явленный» . А если верить приданию, то перед началом страшных воин люди видели там образ Богородицы.


Если верить информации из других источников, то люди находили в здешних участках иконы. Так, в Глухово найден лик Ильи Пророка, а на Спиринском обнаружили образ Спиридона Тримифутского. Вода данной территории будто реагирует на молитвы, начиная бурлить.


Список истоков вод здесь огромный. Постоянно открываются новые. В деревне Цыганкова находится родник Серафима Саровского, в северно части можно найти потоки святого Пантелеймона. Следуя в Аразамасском направлении, вы доберетесь до подземных вод Спиридона Тримифунского. Популярное место «Всецарица» расположилось недалеко от Маевки.


Пребывая тут, необходимо научиться грамотно себя вести. Потребуется придерживаться определенных правил. Об этом турист оповещается заранее. Запрещается издавать крики или громко разговаривать. Если очередь в купель внушительного размера, то нужно соблюдать порядок и терпеливо ее дожидаться. Набор жидкости производится на основе использования специальных емкостей. Только потом можно воспользоваться индивидуальной тарой. В колодец запрещается выбрасывать предметы и опрокидывать туда остатки из емкостей.
Окунаться в купели также требуется с соблюдением определенных правил. Женщины должны реализовывать данный процесс в сорочках. Купальники использовать не предусмотрено. Слова моления можно уточнить на часовнях или прочитать на вывесках. При необходимости вы их можете выучить заранее наизусть. Все пункты приема туристов и верующих являются благоустроенными. Прием производится до восьми вечера.
Все эти правила не являются сложными и исполнять их нетрудно. Если ими не руководствоваться, то согласно приданию, оскверненное чистое место может исчезнуть навсегда. Дл того чтобы не лишать себя благодать достаточно следовать рекомендациям. Сюда приезжают граждане для исцеления тела и души.

Над голубиным оврагом расположилась данная святыня. Она является старинной и имела место быть еще до момента зарождения населенного пункта. Отдельного внимания заслуживает Старая река, которая протекает неподалеку. С ее берегов производился сбор известняка, который применялся для воздвижения храма. О здешних участках бытует масса сказаний. Имелась часовня. В ней лежал мраморный иконостас. Также хранились другие лики качественного исполнения.


Ранее, вода использовалась для купания детей, страдающих различными заболеваниями. Жители омывались ей для снятия недуга, оздоровления тела, духа. Таинство крещения по-прежнему происходит тут.

Памятное достояние находится на побережье Вичкинза. Местные предания говорят, что поток выходил прямо из могилы Матушки. Как известно, ее захоронение было выполнено прямо у алтаря. Специалисты долго пытались разгадать феномен, в поиске обоснований. Было осуществлено диагностирование грунтов, фундамента. Многочисленные гипотезы ставились. В итоге, стало понятным, что скопления снега и дождя с поверхности церкви искали выход и смогли найти его только под толщей грунта. Проходя немалый путь, жидкость подвергается разнообразным стадиям чудодейственного очищения.


В 60-х годах отмечалось образование запруды. Объект подвергся наводнению. Через некоторое время он снова неожиданно и самостоятельно появился. По поводу такой ситуации ходит немало суждений. Одни говорят, что произошло пробитие сквозь доломитовые плиты, другие утверждают, что возник высокий уровень давление в запруде.

На побережье Сатис находится родник, носящий имя Батюшки Серафима. Его открытие приходится на начало 20 столетия. В тот период леса были закрыты от посещения. Это происходило потому, что сделано разбитие военных лагерей. Придание гласит –как-то солдаты лицезрели старца. В руках старик держал посох. Его обличие несколько смутило – белый балахон. Стоял человек на самом обрыве. Он сделал удар посохом, и мгновенно возвысились три струи вверх. Позднее, находку хотели ликвидировать. Но специальная техника, прибившая для данной цели, пришла в негодность, вопрос был закрыт.



Данная святыня занимает отдельное место. Находится несколько обособлено. Создание выполнено по воли царицы Небесной. Пребывая тут, необходимо соблюдать все правила поведения. Вдоль канавки растет крыжовник. С другой стороны – плодовые деревья, идет дорожка. Вокруг ухоженные клумбы и грядки. Время от времени по дороге встречаются компактные избушки из дерева. Рекомендуется приезжать в данное место подготовленным и духовно настроенным.

Где остановиться на ночлег?

В селе имеется немало мест, где можно остановиться на ночлег. Если вы не любите много ходить, то удобно организовать ночевку в центре. Наиболее популярны среди отдыхающих такие отели, как «Светоч», «Московская», «Слобода». Вы непременно найдете решение по душе. Если вы любите совершать пешие прогулки и катание на велосипеде, то можно расположиться на окраине. Имеется все необходимое для комфортного проживания.

Выводы

Село находится под покровительством Божьей Матери. Это типичное российское поселение, которое наполнено своими тайнами и загадками. Его по праву считают образцово-показательным. Прогуливаясь по местным улочкам, вы увидите красивые сады, старые дома с палисадниками, церкви, ухоженные аллеи.


Непременно посетите все архитектурные памятники. Планируя путешествие сюда, вы можете задержаться надолго. При желании можно окунуться в купели, заглянуть музеи. Само большое число знаменательных объектов находится в центральной части. Приобрести в подарок можно сувениры. Совершая отдых здесь, не забывайте придерживаться правил поведения.