Мода и стиль

Режим дня в воскресенье школьника. Правильный режим дня школьника: на что обратить внимание родителям

Режим дня в воскресенье школьника. Правильный режим дня школьника: на что обратить внимание родителям

Типичная картина: дети сидят за уроками или играми допоздна, а утром не могут проснуться, идут в школу вялые. Отсюда усталость, сонливость, раздражительность.

«Виной тому – простое несоблюдение режима дня. К сожалению, мы забываем, что человек – часть природы и так устроено, что у нашего организма есть периоды спада активности и, наоборот, – подъёма работоспособности, – говорит Ирина Калашникова . – Зачастую из‑за обычного незнания мы путаем это время. Когда надо отдыхать – усаживаем ребёнка учить домашние задания, когда следовало бы грызть гранит науки – он гуляет. Мало кто знает, что первая волна нашей активности приходится с 9 утра до 13 часов дня, вторая – вечером – с 16 до 19 часов. Именно в это время лучше учиться, готовить домашние задания, ходить на секции и кружки».

Перед тем как составлять распорядок дня ребёнка, Ирина Алексеевна советует родителям ответить самим себе на несколько вопросов.

Как хорошо я знаю своего ребёнка?

Можете с ходу ответить, сколько времени ваш ребёнок тратит на утреннюю зарядку и завтрак, дорогу в школу, учёбу, подготовку домашних заданий? Если да – хорошо, если нет – в течение недели понаблюдайте за ним, но не в самом начале учебного года, когда домашкой ещё не успели загрузить.

Фото Вадима Заблоцкого

Проанализируйте, сколько занимают дополнительные кружки и секции. В идеале в неделю советуют посещать не более трёх спортивных занятий и двух познавательных . Причём они должны чередоваться между собой. Ребёнок занят больше? Присмотритесь, справляется ли он с нагрузкой. Если ему трудно, откажитесь от чего‑то, выберите то, что нравится больше.

«Боясь, что ребёнок будет слоняться без дела и попадёт в плохую компанию, многие родители стараются максимально занять каждый его день. Так нельзя: у ребёнка, как и любого взрослого, должно быть личное время, но со всеми увлечениями его попросту не останется», – говорит врач.

Готов ли я придерживаться режима?

Лучшая мотивация для школьника – пример собственных родителей.

«Дети – наше зеркало. Если мы говорим ребёнку какие‑то слова, то должны подкреплять их действиями. Родители придерживаются режима – он подтягивается за ними. Нет? Он недоумевает: а почему я тогда должен так делать? – рассуждает Ирина Калашникова. – Выполняя каждый день поочерёдно одни и те же действия, вскоре у ребёнка выработается привычка, и он сам будет следовать режиму без всяких напоминаний».

Смогу ли я не выбиться из режима в выходной?

«Пусть поспит подольше в выходной, устал ведь за неделю», – скажет любая мама. И вместо того чтобы поднять ребёнка в 7 утра, разрешит понежиться в кровати до 10–11, забыв, что выспаться впрок нельзя, а вот сбиться с режима легко.

Фото Вадима Заблоцкого (архив)

«Если решили придерживаться режима, то делайте это каждый день. У распорядка дня нет праздников и выходных. Да и нет ничего страшного в том, чтобы встать как обычно. Если устанете – можете немного поспать днём. Иначе, что мы получаем: всю неделю вставали в 7 утра, а в субботу и воскресенье – в 11. Такие временные скачки – настоящий стресс для организма, – поясняет специалист. – Возможно, вы замечали, как в выходной просыпались в то же время, что и в будний день, но решили ещё порадовать себя сном. И уже проснувшись во второй раз, вы почувствовали себя немного вялым, сонливым, могла голова побаливать».

Это первые последствия пересыпа. Со вторыми мы сталкиваемся уже в понедельник.

«Думаете, зря говорят: понедельник – день тяжёлый. Хотя должен быть лёгким, ведь теоретически мы отдохнувшими, с новыми силами идём на работу. Получается всё с точностью да наоборот: нашему организму приходится снова перестраиваться под график, который мы сбили в выходные», – рассказывает Ирина Алексеевна.

7.00. День начинается

Распорядок дня по часам составляется индивидуально для каждого ребёнка. Неизменными остаются время подъёма, завтрака, обеда, ужина и сна.

«Школьники как первой, так и второй смены должны просыпаться в 7:00, а ложиться спать в 20:30–21:00. Старшеклассники в силу своей большей загруженности идут спать чуть позже – в 22 часа, самое позднее – 22:30. Ни в коем случае нельзя засиживаться до полуночи. Считается, что лучший отдых для мозга с 21:00 до 00:00. Именно в это время отдыхает нервная система», – поясняет Ирина Калашникова.

Остальные режимные моменты могут немного отличаться в зависимости от увлечений детей.

Немного по‑другому строится режим дня ученика второй смены. Изменения в распорядке дня коснутся только времени учёбы и подготовки домашних заданий.

«Учёба во вторую смену не означает, что ребёнок может поспать подольше. Он также должен вставать не позднее 7:30», – убеждена Ирина Калашникова.

Не стоит и садиться за домашние задания сразу после школы. После 20:00 работоспособность уменьшается в несколько раз. Память и нервная система перегружены. Ирина Алексеевна советует по возможности делать уроки утром, на свежую голову:

«Конечно, многие родители переживают, что если не проконтролируют ребёнка, то утром он не выучит уроки. В таком случае я советую смотреть на состояние школьника. Если он, придя вечером со школы и немного отдохнув, может сесть за уроки, позанимайтесь с ним недолго. Разделите задания на вечерние и утренние. Вечером помогите разобраться со сложными предметами, а на утро оставьте те, с которыми он сможет самостоятельно справиться».

  1. Услышав сигнал будильника, нельзя сразу подрываться с кровати. Для только что проснувшегося организма это стресс. Лучше хорошенько потянуться, сделать пару глубоких вдохов и выдохов и медленно встать.
  2. Утро нужно начинать с зарядки . Достаточно сделать несколько упражнений: потягиваний, сгибаний-разгибаний, круговых вращений для рук, плеч, туловища и ног. Завершить можно ходьбой на месте и приседаниями. 7–10 минут вполне достаточно, чтобы снять сонливость и улучшить настроение, ведь даже во время такой небольшой физической активности вырабатываются гормоны радости – эндорфины.
  3. Не стоит пренебрегать завтраком, обедом и ужином. Самый полезный завтрак – каши. В нелюбимую многими детьми овсянку можно добавить орехи, изюм, курагу, кусочки фруктов или ягод. Если школьник не хочет есть, нужно поискать приемлемое для него блюдо : сырники, омлет с помидорами, блины со сметаной. В обед обязателен суп или борщ. Первое горячее блюдо придаст много энергии, а вырабатывающиеся пищеварительные соки помогут легче усвоить еду организму. За три часа до сна нужно поужинать. Предпочтение стоит отдавать легкоусваиваемой еде : молочной продукции, крупам, тушёным овощам. Если ребёнок проголодается и попросит поесть перед сном, ему можно предложить лёгкий перекус: стакан кефира или яблоко.
  4. После окончания занятий всем, от младшеклассников до 11-классников, нужно отвлечься от школьных дел. Как минимум – выкроить час отдыха, где нет места чтению книг и новостей, телевизору, компьютеру и гаджетам. Школьники помладше могут поспать или поиграть, старшеклассники – прогуляться на свежем воздухе.
  5. Делая домашнюю работу, нужно придерживаться школьного правила: через каждые 45 минут устраивать десятиминутную переменку . Нужно проветрить комнату, пройтись по дому, сделать пару дыхательных и гимнастических упражнений.
  6. С каких предметов приступать выполнять домашнее задание, нужно смотреть по ребёнку. Если ему легко собраться и сконцентрироваться, то можно начать со сложных, а на закуску оставить самые лёгкие задания.
  7. Время, которое в будние дни уходит на учёбу и подготовку домашних заданий , в субботу и воскресенье можно заменить отдыхом. С небольшим уточнением: отдых не синоним безделия, а смена привычной деятельности. Можно сходить на выставку или фестиваль, устроить пикник, съездить куда‑нибудь, заняться творчеством. Не стоит забывать про физическую активность: велосипед, ролики, плавание.
  8. За несколько часов до сна нужно ограничить эмоциональные нагрузки , то есть подобрать спокойное, умиротворяющее занятие – прогулку, рисование, музыку. Никаких фильмов, шумных игр, тяжёлой музыки и Интернета. Так называемые осколки впечатлений, которые останутся от такого времяпрепровождения, повлияют на сон. Или школьнику трудно будет уснуть, или сон будет беспокойным и прерывистым. От такого сна немного пользы. Утром ребёнок вряд ли будет чувствовать себя отдохнувшим.

Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке. В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое.

От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.

2. Регулярный прием пищи.

3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5. Определенное время для приготовления домашних заданий.

6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Формируя режим дня школьника, нужно учитывать периоды физического развития. Для разного возраста есть свои особенности. В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия. В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности. Удачно составленный режим дня поможет преодолеть ребенку трудности, он будет чувствовать себя увереннее, зная последовательность действий.

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры или педиатром. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов.

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Хорошо подойдет для завтрака овсяная или гречневая каша, чай и что-то сладкое, например творожный сырок. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак ребёнок получит в школе.

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Хорошо если ребенок поспит.

Приготовление уроков лучше отложить до 15 - 16 часов дня, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации.

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). В это же время ребенок посещает различные секции: спорт, музыка, рисование, плаванье. Не стоит забывать и о прогулках на свежем воздухе. После ужина наступило время прогулки перед сном.

Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.00. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

Режим дня школьника

7.00 - Подъем: утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет

7.30 -7.50 - Утренний завтрак

7.50 - 8.20 - Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

8.30 - 12.30 - Занятия в школе

12.30 - 13.00 - Дорога из школы или прогулка после занятий в школе

13.00 -13.30 - Обед

13.30 - 14.30 - Послеобеденный отдых или сон

14.30 - 16.00 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе

16.00 - 16.15 - Полдник

16.15 - 17.30 - Приготовление домашних заданий

17.30 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе

19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)

с 20.30 Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)

Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут -- 21 час, а старшие -- в 22 часа, самое позднее -- в 22 часа 30 минут.

Конечно, можно менять занятия местами, основываясь на предпочтениях и приоритетах ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.

Предельно важным для сохранения здоровья является правильная организация жизни человека. Для достижения благоприятных условий в деятельности организма человека необходимо, чтобы жизнь его подчинялась определенному ритму, то есть сон, отдых, труд, питание и пр. происходили в одно и то же время. При этом организм привыкает выполнять одну и ту же работу в определенное время, или, по выражению физиологов, вырабатывается динамический стереотип. Что очень важно для . Поэтому необходимо выработать правильный режим дня школьника .

Так, например, занятия в школе в определенные часы вызывают привычное возбуждение в участках коры головного мозга, чем достигается более плодотворная и интенсивная его работа . Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению, а крепкий сон в течение 7-8 часов дает необходимый организму отдых.

Прием пищи по времени вызывает у человека аппетит, способствует выделению пищеварительных соков и более полному усвоению пищи .

Значение режима не ограничивается только физиологическими рамками: режим помогает более целесообразно использовать время, воспитывает чувство дисциплинированности и самоконтроля, вырабатывает привычку к порядку.

Что же такое режим дня школьника и каковы основные принципы его рационального построения?

Режим - последовательность различных видов деятельности и отдыха на протяжении суток. Режим дня повышает работоспособность, предохраняет организм от переутомления, способствует повышению успеваемости и укреплению здоровья . Режим дня устанавливается индивидуально, то есть для каждого в отдельности, с учетом возраста, состояния здоровья, занятий в школе.

Основными элементами режима дня для школьника являются занятия в школе, приготовление уроков, любимое занятие (чтение, рисование, музыка), общественная работа, помощь семье, прогулки, занятия физкультурой и спортом, закаливающие процедуры, туалет, приемы пищи, сон и др.

Составляя режим дня, надо учитывать основные режимные моменты и суметь правильно определить время для их выполнения.

Выполнение домашних заданий

Нельзя, например, приступать к выполнению домашних заданий тотчас по приходе домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени.

Как же правильно организовать приготовление домашних заданий? Сколько времени необходимо затратить для этого? В какое время дня их лучше готовить? Ответы на эти вопросы дают нам специальные исследования. Учащиеся первого класса должны тратить не более 1 часа времени на приготовление домашних заданий, учащиеся 2-го класса - не более 1,5 часов, 3-4-х классов - не более 2 часов, 5-7-х классов - не более 2,5 часов и учащиеся 8-11-х классов - не более 3 часов. Если готовить уроки дольше указанного времени, работа становится малоэффективной и может привести к переутомлению ученика. Во время приготовления домашних заданий, так же как и в школе, необходимо делать 10-минутные перерывы после 45 минут занятий.

Приготовление уроков целесообразно начинать с предметов средней трудности , а затем переходить к более трудному предмету. Такое положение объясняется тем, что в начале приготовления уроков, как и в начале любой умственной работы, у большинства людей работоспособность сравнительно невелика. Для достижения более высокой ее степени необходимо определенное время, в течение которого человек как бы «врабатывается». Если вы выработаете у себя привычку начинать приготовление уроков всегда в одно и то же время, то на достижение максимальной работоспособности времени будет затрачено значительно меньше.

Организация рабочего места

На качество приготовления домашних заданий влияет также правильная организация рабочего места , которое должно быть постоянным и удобным.

Учебники и тетради должны находиться на определенном месте, чтобы приступить к занятиям сразу, не отвлекаясь и не тратя времени на их поиски. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника .

При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед (не более чем на 15°), ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались бы пола.

Стол для занятий лучше ставить так, чтобы естественный свет падал слева. При недостаточной освещенности необходимо включать искусственное освещение. Достаточная искусственная освещенность обеспечивается светом от настольной лампы под абажуром с электрической лампочкой мощностью в 40-50 ватт.

Занимающимся в первую смену уроки лучше готовить с 16 до 17 часов. Откладывать приготовление уроков на более поздние часы нерационально, так как во вторую половину дня работоспособность снижается, что ведет к увеличению времени, необходимого для выполнения домашних заданий. Занимающимся во вторую смену целесообразно готовить уроки между 9 и 12 часами. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки .

Чтобы хорошо усвоить материал домашних заданий, необходим полноценный отдых перед их приготовлением. Если учащиеся, занимающиеся во вторую смену, достаточно отдыхают во время ночного сна, то учащимся первой смены после возвращения из школы необходим так называемый активный отдых, который включает в себя пребывание на свежем воздухе, подвижные игры и т. д.

Пребывание на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе является одним из главных элементов режима дня школьника, оказывающим большое оздоравливающее влияние на организм.

Занимающиеся на открытом воздухе в течение всего года болеют реже простудными заболеваниями и у них наблюдается лучшее физическое развитие, чем у тех, кто не занимается физкультурой. Спорт оказывает особенно благоприятное влияние на здоровье человека, способствует укреплению его и легких, укреплению улучшению нервной деятельности организма. Общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять не менее 3,5-4 часов для младших и не менее 2-2,5 часов для учащихся старших классов.

Это время лучше всего распределить равномерно в течение дня. Для учащихся младших классов, занимающихся в первую смену, целесообразно четырехразовое пребывание на свежем воздухе: утром, после завтрака и до начала занятий в школе - 30 минут; после окончания занятий - 50 минут - 1 час; после обеда перед приготовлением домашних заданий - 1- 1,5 часа и перед сном - 30 минут. Утренняя прогулка способствует быстрому включению в занятия на первом уроке; прогулка после занятий необходима для снятия утомления; прогулка после обеда обеспечивает более высокую работоспособность при выполнении домашних заданий, а 30-минутная прогулка перед сном способствует спокойному и глубокому сну.

Учащимся средних и старших классов необходимо бывать на свежем воздухе три раза в день; утром, после обеда и перед ужином.

Правильное питание

Следующим, очень важным компонентом режима дня, без рациональной организации которого невозможно правильно построить весь суточный режим, является полноценное и правильно организованное питание .

Ученые установили, что полноценное питание благоприятно влияет на умственные и физические способности человека, на повышение сопротивляемости человека к различным заболеваниям и неблагоприятным влияниям внешней среды.

Пища является основным источником энергии и строительным материалом, необходимым для роста и развития организма .

Есть надо в определенные часы 4-5 раз в день. Это способствует лучшему пищеварению.

Завтрак в школе необходим для учащихся всех классов: учащиеся, которые не завтракают во время большой перемены, скорее устают, они чаще жалуются на головную боль и усталость.

Ужинать следует не позднее чем за 1,5-2 часа до сна.

Важнейшими составными частями пищи являются белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода и др.

Отдых

Одним из важнейших моментов режима дня является отдых . Организм человека нуждается не только в кратковременном отдыхе во время занятий и в пребывании на свежем воздухе, но и в отдыхе более длительном, полностью восстанавливающем работоспособность нервной системы и всего организма в целом. Наилучшим видом такого отдыха является сон . Гигиеническую полноценность сна определяют три основных качества: продолжительность, периодичность и глубина . Дети в зависимости от возраста нуждаются в различной продолжительности сна.

В возрасте 7 лет спать надо не менее 12 часов; 8-9 лет - 10-11 часов; 10-12 лет - 10 часов; 13-15 лет - 9 часов; 16 лет-8 - 8,5 часов. Физически ослабленные, быстро утомляющиеся дети нуждаются в более длительном сне. Им рекомендуется дополнительный дневной сон в течение часа.

Чтобы сон был крепким, ложиться спать и вставать надо в одно и то же время ; в последние часы перед сном не следует играть в шумные игры, спорить. Перед сном необходимо проветрить комнату. Важно соблюдать правила личной гигиены. Перед сном надо умыться, вымыть ноги. Постель должна быть удобной, чистой и не слишком мягкой.

Режим дня школьника

AD EXEMPLUM

по образцу

Что необходимо знать?

  1. Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток .
  2. Режим дня необходим, чтобы обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования.
  3. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма .

Подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов .

Второй подъём в 16 - 18 часов более низкой интенсивности и продолжительности.

Основные элементы режима дня школьника

  1. Учебные занятия в школе и дома
  2. Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
  3. Регулярное и достаточное питание
  4. Физиологически полноценный сон
  5. Свободная деятельность по индивидуальному выбору.

! При организации режима следует учитывать состояние здоровья и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.

В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении.

В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы.

Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия.

В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности.

Утренняя зарядка

Утреннюю гимнастику не случайно называют зарядкой, она снимает сонливость и «заряжает» организм бодростью на весь день.

Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно воздействуют на нервную систему.

! Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания , затем упражнения для рук и плечевого пояса , затем туловища и ног . Заканчивают зарядку прыжками и бегом , после чего делают успокаивающее дыхание . Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут . Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе . Лучшими считаются подвижные игры, а также занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки, повышается эмоциональный тонус.

Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимость от ваших склонностей.

Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах.

Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3-4 прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа.

! Ч ем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице .

Водные процедуры

После утренней зарядкивас ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ .

Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой.

Наиболее слабой водной процедурой являются обтирания, поэтому с них и нужно начинать проведение водных процедур.

Завтрак

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка.

Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не нужно во время еды читать книги и разговаривать.

Обед около 13-14 часов, ужин не позднее 19.30.

Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный приём пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.

После школы, отдых

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть . Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну.

Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность.

Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим .

Наилучшим активным отдыхомявляется подвижная деятельность, особенно на воздухе. Свежий, чистый воздух укрепляет организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции.

Лучшими видами подвижной деятельности являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).

Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе , включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3-3,5 часов, для старших - не менее 2-2,5 часов .

В режиме дня следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности , такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1-1,5 часа, а старшим - 1,5-2,5 часа .

Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.

Домашнее задание

На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа .

При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными.

! Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается. Тотчас же после школы домашнее задание готовить нельзя! В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается.

! Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2,5 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.

! Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше,чем с 16-17 часов. При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо бы сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.

Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио.

Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма.

В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться.

Занятия по интересам

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.).

! Длительность просмотра телепередач - не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю . Л учшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам.

! Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.

Примерная схема режима дня школьников первой смены (начало занятий в 8 ч 30 мин)

Вид занятий и отдыха

Возраст школьников

7-9 лет

10 лет

11-13 лет

14-17 лет

Подъём

7.00

7.00

7.00

7.00

Утренняя зарядка

Водные процедуры

Уборка постели, туалет

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

Утренний завтрак

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

Дорога в школу

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

Занятия в школе

8.30–12.30

8.30–13.30

8.30–14.00

8.30–14.30

Горячий завтрак в школе

около 11 ч.

около 11 ч.

около 11 ч.

около 11 ч.

Обед

13.00-13.30

14.00-14.30

14.30-15.00

15.00-15.30

Послеобеденный

сон или отдых

13.30-14.30

Прогулка

Игры и спортивные

занятия на воздухе

14.30-16.00

14.30-17.00

15.00-17.00

15.30-17.00

Полдник

16.00-16.15

17.00-17.15

17.00-17.15

17.00-17.15

Приготовление

домашних заданий

16.15-17.30

17.15-19.30

17.15-19.30

17.15-20.00

Прогулка

на свежем воздухе

17.30-19.00

Ужин и свободные

занятия (чтение,

музыкальные занятия,

ручной труд, помощь

семье, занятия

иностранным языком и пр.)

19.00-20.00

19.30-20.30

19.30-21.00

Для 14-15 лет:

20.00-21.30

Для 16-17 лет:

20.00-22.00

Приготовление ко сну

(чистка одежды, обуви,

гигиенические

процедуры)

20.00-20.30

20.30-21.00

21.00-21.30

22.00-22.30

Сон

20.30-7.00

21.00-7.00

21.30-7.00

Для 14-15 лет:

22.00-7.00

Для 16-17 лет:

22.30-7.00

! В выходные дни и каникулы режим дня школьника должен отличаться от обычного тем, что значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для посещения кино, театров, музеев и т. п.

! Отдых должен быть активным - поход в лес, сбор ягод, грибов, лекарственных растений, сбор материала для коллекций, разнообразные подвижные игры, купание. Полезен также посильный физический труд на воздухе, в саду, огороде.

! Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма.

Продолжительность различных видов суточной деятельности (в часах)

Возраст,

лет

Учебные

занятия

дома

Спорт

Игры

Прогулки

Чтение

Занятия

в кружках

Помощь

семье

Приём

пищи

Туалет

Зарядка

Ночной

сон

7

1

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

8

1 -1,5

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

9

1,5 - 2

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

10

2 – 2,5

3,5

2,5

2,5

10,5 -10

11

2 – 2,5

3

2,5

2,5

10 – 9,5

12

2,5 - 3

3

2,5

2,5

9,5 - 9

13

3 - 4

2,5

2

2

9,5 - 9

14

3 - 4

2,5

2

2

9,5 - 9

15

3 - 4

2,5

2

2

9 -8,5

16

3 - 4

2,5

2

2

8 - 8,5

От слов «режим дня» многие начинают зевать и потягиваться. На первый взгляд, режим – это нечто скучное, однообразное; рутина, повторяющаяся изо дня в день. Но, на самом деле, его значение для успешной учебы и поддержания здоровья школьника трудно переоценить.

К тому же режим вовсе не обязательно должен быть скучным, все зависит от того, какими делами мы его наполним.

Для чего школьнику режим

Маленькому первокласснику не под силу самому распланировать свой день. А ведь нужно столько всего успеть: посетить кружки, погулять, сделать уроки, вовремя лечь спать. Ребенок вполне может заиграться и забыть даже об ужине.

Режим дня – это еще и стабильность, которая так важна для малыша. Ведь его жизнь кардинально изменилась, когда он пошел в школу. В связи с этим, желательно выработать привычку к режиму еще до сентября, чтобы новый этап начался для ребёнка без неожиданных трудностей вроде раннего подъема.

Давайте рассмотрим примерный режим дня младшего школьника, и подумаем, какими интересными делами мы можем его заполнить.

Для тех, кто учится в 1 смену

7: 00 — подъем

Утро начинается с зарядки. Не нужно заставлять ребенка вскакивать с постели сразу после того, как он открыл глаза, дайте человеку немного прийти в себя после сна. В противном случае, он будет всё утро клевать носом или отправится в школу в плохом настроении.

После того, как малыш окончательно проснулся можно приступать к зарядке, или дать ему дополнительно время, отправив в ванную умывать лицо.

7: 00 – 7: 30 — зарядка

В режиме для школьника начальных классов она может сопровождаться стихами или бодрящей музыкой. Будет здорово, если это какая-то смешная песенка или стишок, предполагающий забавные движения — ребенок будет делать ее с удовольствием, и хорошее настроение ему будут обеспеченно.

Комплекс упражнений должен включать нагрузку на все группы мышц: сверху вниз. То есть, сначала шея, плечи, руки, затем туловище и ноги. В конце можно побегать, попрыгать и сделать успокаивающее дыхание.

Помните, утренняя зарядка – это не силовая тренировка. Ее основные задачи: окончательно разбудить ребенка, разогнать кровь и размять суставы. Поэтому комплекс составляйте с учетом того, что малыш должен взбодриться, а не устать.

Зарядку нужно делать в прохладном, проветриваемом помещении. Для того чтобы одновременно закалять ребенка – делайте туренную зарядку в комнате с открытым окном или форточкой. Периодически меняйте музыку и комплекс упражнений, чтобы ребенку не надоедало.

Водные процедуры

Стоматологи рекомендуют чистить зубы после завтрака, а после сна всего лишь прополоскать водой. Если вы против такого подхода – можно поменять эти процедуры местами, но совсем забывать о чистки полости рта после завтрака не нужно.

Если есть возможность, в режиме школьника нужно выделить время для душа. Желаете закалять ребенка? Отлично! Начинайте с теплой воды и постепенно, день за днем, уменьшайте температуру до 20-15 градусов. Хорошим вариантом будет и контрастный душ.

7: 30 — 7: 50 — завтрак

Как известно, самый важный прием пищи. Завтрак обязательно должен быть горячим и достаточно калорийным. Очень хорошо, если вы завтракаете всей семьей. Во-первых, доброжелательная, теплая семейная обстановка настроит малыша на позитивный лад и подарит вам всем время для того, чтобы побыть вместе. К сожалению, в наше время – это не так-то просто.

Во-вторых, дети всегда подражают своим родителям, и если вы покажете ребёнку, что завтрак утром – это обязательно, эта привычка гарантирует ему в будущем отсутствие проблем с желудком.

8: 30 — 1 2: 30 — школа и дорога туда — обратно

13.00 — 13.30 — обед

После того, как занятия закончились, ребёнок возвращается домой. Там его должен ждать полноценный горячий обед, а если никто не может встретить первоклассника, нужно научить его самостоятельно разогревать пищу, либо хранить ее в термосе.

13: 30 — 14: 30 — отдых

Правильный режим дня для школьника предполагает 1-1,5 часа послеобеденного отдыха. В это время можно поспать, поиграть или погулять. Очень нежелательно читать, смотреть телевизор или работать за компьютером – глазам нужен отдых. Берегите зрение своих детей с раннего возраста! Кроме вас этого делать никто не будет, тем более, сами малыши.

Не забывайте о том, что вашему ребёнку, как и любому другому человеку, нужно время побыть наедине с собой. Не лишайте его такой возможности.

14: 30 — 16: 00 — прогулка

16: 00 — 16: 15 — полдник

16: 15 — 17: 30 — домашняя работа

В одних школах первоклашкам задают уроки на дом, в других – нет. В любом случае, с самого начала обучения вам нужно так составить режим для школьника, чтобы в нем было время на домашние занятия.

Пока в школе не задают уроков, можно заниматься закреплением пройденного на занятиях или составить задания для ребёнка самостоятельно. Домашняя работа должна твердо войти в привычку с самых первых дней. В старших классах это сослужит и ребёнку, и вам хорошую службу.

Режим домашних занятий для школьника 1 класса должен предполагать непосредственно занятия не более 30 минут и 10_ти минутные перерывы. Начинать стоит с более легких задач. Психологи рекомендуют помогать первокласснику только в том случае, если он попробовал сам, но не справился. Да и то, не давать ему готовый ответ, а направлять, помогать самому дойти до решения той или иной задачи.

Обстановка должна быть спокойной, чтобы ребенок смог сосредоточиться. Не нужно посторонних разговоров, телевизора, еды и прочего. Кроме того, у школьника должно быть

17: 30 — 19: 00 — свободное время

Это время в режиме дня младшего школьника отводится под личные занятия ребёнка: игры, просмотр телевизора (ограниченно), прогулка, посещение кружков.

Стоит отметить, что отдавать ребёнка на дополнительное обучение , будь то музыкальная или художественная школа, в то же время, когда он поступает в первый класс – неправильно. Получается слишком большая нагрузка, несколько новых коллективов и абсолютное отсутствие свободного времени, ни к чему так перегружать малыша.

На дополнительное обучение нужно записываться либо за год до школы, либо только со второго класса. Отличным вариантом будет спортивная секция или занятия танцами. Младшие школьники – всё еще маленькие детки, которые любят бегать и прыгать. Более того, им это жизненно необходимо для хорошего роста и правильного развития. Поэтому так важно, чтобы малыш мог наверстать упущенное за день.

Если нет возможности заниматься спортом в группе, занимайтесь им дома, а точнее на улице. Посвятите свободное время активной прогулке на свежем воздухе.

19: 00 — 20: 00 — ужин

Нехитрая привычка делиться впечатлениями и переживаниями не позволит вам пропустить что-то важно в жизни ребёнка, и даст реальный шанс не оказаться в числе тех родителей, которые спустя несколько лет на вопрос «как дела в школе?», получают только сухое «нормально».

Домашние дела

Организация режима дня школьника после ужина должна предполагать время на домашнее дела. Даже первоклассник может помочь родителям убрать со стола, помыть посуду, прибраться в своей комнате, что-то постирать (например, свой носовой платок или носочки) и, конечно, собрать школьную сумку на завтра.

Прогулка

Не ленитесь прогуляться перед сном хотя бы 20-30 минут. Если вы еще не успели как следует пообщаться с ребёнком – это отличная возможность спокойно поговорить.

Не нужно устраивать каких-то активных игр. Малыш должен успокоиться, подышать свежим воздухом для того, чтобы спокойно и крепко спать.

Если погода не позволяет гулять, займитесь чем-нибудь всей семьей, например, настольными играми или чтением какой-нибудь увлекательной книги, несложными поделками.

Не оставляйте на это время выполнение домашнего задания. Даже если ребёнок выглядит бодрым, это, скорее всего, проявление переутомления. Не переоценивайте силы младшего школьника.

20: 30 — 7: 00 — сон

О значении сна в режиме дня школьника начальных классов говорить можно бесконечно. Но, наверняка, каждый взрослый понимает, как важно ребёнку спать не менее 9 часов. Он, конечно, может спать меньше и при этом отлично себя чувствовать…до поры до времени. Затем последуют переутомление, невротические расстройства, отставание от одноклассников и другие малоприятные явления. Нужно ли это вашему ребёнку и вам?

Если есть проблемы с укладыванием, обратите внимание на то, чем занимается ребёнок перед сном. Нужно исключить активные игры, телепередачи, оказывающие возбуждающие влияние на психику малыша, попытаться сгладить слишком сильные эмоциональные переживания.

Можно принять теплую ванну, выпить стакан теплого молока с мёдом, почитать спокойную книгу. Постель должна быть свежей, а комната чистой и хорошо проветренной. В идеале, если вы уделяете внимание закаливанию, в комнате для сна всю ночь должна быть открыта форточка.

Конечно, в наших условиях это не всегда возможно. Когда зимой отключают отопление в квартире, там и так прохладно, но всё-таки, не забывайте следить за тем, чтобы в спальне было свежо.

Спустя какое-то время, после введения режима сна, школьник начнет без проблем засыпать и просыпаться в определенное время. К счастью, детки быстро привыкают к правильному режиму.

Для тех, кто учится в 2 смену

Режим дня первоклассника, который учится во вторую смену, строится по тем же основам, что и у школьников, посещающих занятия утром. Меняется только время на домашние задания и посещение школы.

Подъем должен быть так же в 7:00 утра. После зарядки, водных процедур и завтрака ребёнку дается 30 минут свободного времени на личные нужды. Затем следует выполнение домашнего задания, прогулка и обед. После школы и ужина, режим школьника предполагает дела по дому – помощь родителям и подготовку к завтрашнему школьному дню: не выполнение уроков, а сбор сумки и школьной формы.

Как приучить ребёнка к режиму

Хотя первоклассники и быстро привыкают к режиму, вряд ли они в состоянии наладить его самостоятельно. Сначала от родителей потребуются все усилия, чтобы ненавязчиво ввести в жизнь ребёнка новый распорядок, не вызвав неприязни и отторжения.

Режим нужно налаживать постепенно , не ставя сразу жесткие рамки. Не получилось, не успели, проспали немного дольше, чем положено – ничего страшного. Учтите ошибки и в следующий раз постарайтесь не допустить их.

На первых порах все нужно делать с ребенком : и заниматься зарядкой, и собирать сумку на завтра. Если есть возможность, желательно взять отпуск на первый учебный месяц – посвятить его ребенку и «настройке» режима. После этого периодически звоните малышу и ненавязчиво интересуйтесь, сделал ли он положенные по режиму дела.

Чем глубже и незаметней режим войдет в жизнь школьника, тем более естественным ему будет казаться заданный ритм. А для этого вы должны пройти первоначальный этап вместе, не лениться и не отступать от принятого распорядка.

Соблюдать ли режим в выходные дни

Конечно, в выходные хочется поспать подольше, а по возможности и весь день. Однако не стоит поддаваться соблазну. Максимум, от режима можно отступить на 1 — 2 часа. Хотя, если ребенок достаточно спит в будние дни и уже привык к распорядку – он наверняка проснется в 7 часов утра.

Родителям, в таком случае, можно только посочувствовать и посоветовать ложиться пораньше, хотя бы на выходных. Ведь, чем раньше вы встанете, тем больше времени сможете провести с активным ребенком.

На выходных постарайтесь выбраться на природу или посетить какие-то культурно-развлекательные мероприятия: музей, выставку, концерт. Можно сходить в кафе. Отличным способом провести выходные будет посещение катка, велосипедные прогулки или прогулки верхом. Дела на выходные дни лучше планировать заранее: составить расписание, приобрести билеты и так далее.

Многие семьи, к сожалению, предпочитают проводить выходные пред телевизором и компьютером. Если вы относитесь к таким людям, подумайте, будет ли ребенку что вспомнить, когда он подрастет? Захочется ли ему приезжать в родительский дом, в котором не могут предложить ничего, кроме совместного просмотра телепередач?

Приложите все усилия к тому, чтобы вырастить и воспитать организованного человека, способного рассчитывать свои силы и время. В будущем это поможет вашему ребенку стать успешными и состоятельными. И не забывайте, что детство наших детей не бесконечно. Совсем скоро они вырастут и упорхнут из родительского гнезда, так стоит ли тратить это время на бесполезные занятия, которые всегда возникаю там, где нет режима.

Ответов