Раздел Методической копилки: Smart
Возраст: Средняя группа (4-5 лет)
Разделы направлений: Коммуникация, Познание, Социализация
Преподаватель: Карелина Светлана Вячеславовна — воспитатель
Образовательное учреждение: ГБДОУ № 6 Красносельского района Санкт-Петербурга
Добавлено: пятница, 08.07.2016
Описание:
Осень. Дидактические игры для детей 4-5 лет
Создано 06.06.2014
Автор проекта: воспитатель ГБДОУ №6 Красносельского района г. Санкт-Петербурга Карелина Светлана Вячеславовна
Возраст детей: 4-5 лет.
Описание проекта.
1 страница. Титульный лист
2 страница. Содержание
3 страница. Собери картинку
Цели:
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей;
- развитие умения оперировать предметами, образами;
- развитие координации движения рук.
4 страница. Пройди лабиринт
Цели:
- выявление устойчивости, концентрации объема внимания;
- развитие зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости.
Правильное прохождение задания отрывается при щелчке на исходную точку маршрута.
5 страница. Собери в корзину съедобные грибы
Цели:
- активизация словаря по теме: «Грибы»;
- классификация съедобных и несъедобных грибов;
- развитие мышления, связной речи.
Правильность прохождения задания проверяется щелчком на грибы (несъедобный гриб исчезает).
6 страница. Какие листочки ты видишь на картинке?
Цели:
- совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными);
- развитие зрительного восприятия и внимания.
7 страница. Четвертый лишний
Цели:
Правильность выполнения задания определяется исчезновением лишней картинки (фрукта или овоща).
8 страница. Штриховка
Цели:
- развитие мелкой моторики;
Для выполнения задания используется элементы из панели инструментов («Перья», «Ластик»).
9 страница. Сосчитай овощи и фрукты
Цели:
- формирование элементарных математических представлений, умения считать в пределах пяти;
- развитие умения соотносить цифру с количеством предметов.
Фрукты и овощи будут «пропадать» в корзинках с правильным числом, или возвращаться на прежнее место.
10 страница. Варим борщ и компот
Цели:
- классификация овощей и фруктов;
- развитие грамматического строя речи;
- согласование существительных с существительными (в родительном падеже).
Правильность выполнения задания характеризуется исчезновением предмета (овоща или фрукта) в нужной кастрюле (компот или борщ).
11 страница. Обведи рисунки по точкам.
Цели:
- развитие мелкой моторики;
- умение ориентироваться на плоскости.
12 страница. Разложи овощи и фрукты
Цели:
- классификация овощей и фруктов;
- развитие словаря по теме «Овощи и фрукты».
Правильность выполнения задания характеризуется исчезновением предмета (овоща или фрукта) в соответствующей ёмкости (корзина или ваза).
Для обновления задания используется панель «Конструктор занятий».
13 страница. Сказка «Репка». Расскажи сказку по картинке.
Цели:
- развитие умения пересказывать сказку на основе сюжетной картинки;
- развитие умения воспроизводить последовательность событий сказки;
- развитие связной речи.
14 страница. Найди отличия
Цели:
- развитие способности устанавливать сходство и различия предметов на основе зрительного анализа;
- развитие наблюдательности, устойчивости внимания.
15 страница. Кроссворд
Цели:
- развитие понимания ребенком иносказательного смысла загадок;
- развитие способности к поисковой деятельности.
16 страница. Найди парные картинки.
Цели:
- развитие способности устанавливать сходство и различия предметов;
- развитие наблюдательности, внимания.
17 страница. Домино
Цели:
- умение ориентироваться на плоскости;
- развитие логического мышления.
18 страница. Составь слово
Цели:
- развитие умения составлять слова из букв;
- развитие памяти.
19 страница. Мишкина кладовка
Цели:
- развитие зрительного внимания;
- развитие математического счета.
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.
Наталья Кнурова
Дидактические игры для детей 4–5 лет
Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр , игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Дидактические игры , являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. При этом родители должны знать, что игры , могут всегда реализовать поставленную цель, если они : будут подобраны в соответствии возможностями ребенка; будут подобраны с учетом того, чтобы основное содержание их отвечало обучающей цели занятия; будут служить дисциплинарным средством, воспитывать выдержку, терпение ребенка, (поскольку для детей с нарушением социально-эмоционального взаимодействия характерны легкая возбудимость, быстрая отвлекаемость, трудность сосредоточения внимания на главном). Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Дидактическая игра «Какое время года?»
Цели : учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Цели : активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать) .
Дидактическая игра «Что это за птица?»
Цели : уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
«Лото»
Цель : освоение умений выделять различные формы.
Материал : карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание : Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
Игра " У кого хвост длиннее?"
Цель : Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия : «длинный» , "длиннее", "широкий", "узкий.
Содержание : Шум за дверью. Появляются звери : слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией : длинный, длиннее, широкий, узкий и т. д.
Игра «Идите с нами играть»
Цель. Учить детей говорить громко . Выработка умения пользоваться громким голосом.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки : мишку, зайку, лису.
Краткое описание :
Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит : «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так : «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.
Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.
Игра «Кто вышел погулять?»
Задача : учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.
Методика проведения : дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала : медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация) .
После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.
Угадай дерево
Дидактическая задача: Дифференцировать деревья по их основным признакам: стволу, листьям.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.
Игровое действие : Рассмотреть и назвать сходство или отличие деревьев и листьев.
Дидактический материал: карточки с изображением деревьев, листьев.
Ход игры
Воспитатель раздает детям карточки с изображением клена и березы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать карточки.
Дети называют, сравнивают деревья, выявляют сходство и различие.
Клен и береза - это деревья. У них есть корни, один ствол, много веточек и листья.
У клена ствол темный, а у березы белый. У клена листочек похож на ладошку, а у березы края листочка резные.
С какого дерева листок?
Дидактическая задача: Дифференцировать отличительные черты листьев клена, березы, рябины и т.д.
Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Говорить четко и внятно. Отвечать на вопрос Полным ответом.
Игровое действие: Узнать и назвать листок, соответствующий Дереву.
Дидактический материал : карточки с изображением листьев: березы, дуба, клена, рябины.
Ход игры
Воспитатель раздает детям листочки разной формы, а дети определяют, с какого они дерева.
Этот лист с березы, поэтому он называется березовый.
Этот лист с дуба, поэтому он называется дубовый.
Этот лист с рябины, поэтому он называется рябиновый и т.д.
Третий лишний
Дидактическая задача
Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Откладывать в сторону карточку с изображением животного, которое лишнее.
Игровое действие : Найти на карточке лишнее животное и отложить его в сторону.
Дидактический материал: карточки с изображением домашних и диких животных.
Ход игры
Детям раздаются карточки с изображением животных. Дети должны определить, какое животное лишнее.
Барашек, корова — это домашние животные. Они живут рядом с человеком. Лиса — это дикое животное, она живет в лесу. Лиса - лишнее животное. И т.д.
Четвертый лишний
Дидактическая задача : Дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.
Игровые правила: Накрыть фишкой только то животное, которое на карточке лишнее.
Игровое действие : Найти на карточке лишнее животное и закрыть его фишкой.
Дидактический материал: карточки для игры «Четвертый лишний» по количеству детей. Фишки.
Ход игры
Дети сидят за столом. Перед ними лежат карточки, разделенные на четыре клеточки. В трех клеточках изображены дикие или домашние животные. В четвертой клеточке изображен фрукт или овощ. Дети должны найти лишний предмет и закрыть его фишкой.
Воспитатель перед началом игры объясняет правила игры:
Перед вами лежат карточки. Что изображено на этих карточках? (ответы детей)
Если животные живут с человеком, как мы называем таких животных? (домашними)
Если животные живут в лесу, как таких животных мы называем? (дикими)
Посмотрите внимательно на карточку и закройте фишкой лишний предмет.
От грядки до обеденного стола
Дидактическая задача : Закрепить у детей знания обобщающих понятий: овощи, фрукты, плоды, семена.
Игровые правила: Отвечать на вопросы, соблюдая очередность. Слушать ответы сверстников и помогать при необходимости.
Игровое действие : Воспитатель читает текст и по ходу выкладывает картину действий на магнитной доске. По ходу рассказа задает детям вопросы.
Дидактический материал : карточки для магнитной доски: овощи, фрукты, плоды и т.д.
Ход игры
Воспитатель по ходу своего рассказа выкладывает сюжетные картинки и задает детям вопросы:
Наступила осень. Вышли люди в поле, на грядки и стали собирать урожай. Что можно собрать на грядках? (дети отвечают, а воспитатель выкладывает: картофель, помидоры, огурцы, кабачки, редис и т.д.)
Вышли люди в сад и начали собирать с деревьев урожай. Что можно собрать с деревьев? (яблоки, вишню, сливы, груши и т.д.)
Часть урожая люди съели. А часть урожая решили сохранить на долгую зиму. Взяли овощи: помидоры и огурцы. Помыли их теплой водой. Уложили в стеклянные банки, посолили, залили кипятком и закрыли крышками. Что можно сказать об этих овощах, что с ними сделали? (законсервировали овощи, поставили в погреб)
Взяли картофель и ссыпали в овощехранилище.
Взяли фрукты: яблоки, груши. Помыли их теплой водой. Затем порезали на дольки и стали сушить. Когда яблоки и груши совсем высохли, сложили в мешочек и положили в сухое место. Как мы называем такие фрукты? (сухофрукты)
Наступит зима. Достанет мама из погреба соленых огурчиков и помидорчиков. Достанет сухих фруктов, вскипятит компот и все опять вспомнят о лете. Почему?
Кто что ест?
Дидактическая задача : Уточнять знание детьми названий животных и того, чем они питаются. Развивать наблюдательность и внимание.
Игровые правила : Начинать подбирать карточки по сигналу воспитателя. Выполнять действия, не мешая друг другу.
Игровое действие : Поиск нужных карточек.
Дидактический материал : карточки с изображением животных и того, чем они питаются, по количеству детей.
Ход игры
Перед детьми лежат карточки с изображением животных. Дети подбирают на столе у воспитателя для животных соответствующую картинку: для кошки - молочко в миске, для собачки - косточка, для свинки - кашка, для козочки - травка.
Какое насекомое, назови?
Дидактическая задача : Формировать у детей понятие насекомое. Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза и т.д.
Игровые правила : Начинать свои действия по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, называет ее.
Игровое действие : Поиск нужных частей, складывание целой картины.
Дидактический материал: карточки с изображением насекомых по количеству детей.
Ход игры
На столах перед детьми лежат разрезные картинки с изображением насекомых.
Дети должны собрать разрезные картинки, угадать насекомое и назвать его. Если дети затрудняются назвать насекомое, воспитатель помогает, загадывая загадки:
Всех жучков она милей
Спинка красная у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки (божья коровка)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют ее... (стрекоза)
На ромашку у ворот опустился вертолет -
Золотистые глаза, кто же это? (стрекоза)
Сок цветов душистых пьет.
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее... (пчела)
Чок, чок, юк!
Прилетел к нам в сад... (жучок)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)
Мы крылышки расправим -
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем -
Какой кругом простор! (бабочка)
Где чей хвост?
Дидактическая задача : Закрепить знания детей о частях тела животных.
Игровые правила : брать карточки по очереди и только те, которые подходят к основной картинке.
Игровое действие : Поиск нужных карточек.
Дидактический материал: парные карточки с изображением животных и хвостов этих животных (по количеству детей).
Ход игры
Детям воспитатель раздает карточки с изображением хвостов животных. На столе лежат карточки с изображением животных без хвостов. Дети поочередно берут со стола карточку и подбирают соответствующее животное: волк, лиса, медведь, белка, заяц и т.д.
Найди такой же цветок
Дидактическая задача : Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Показывать только тот предмет, который изображен на картинке.
Игровое действие: Брать со стола карточку с изображением цветка и находить цветок на клумбе аналогичный рисунку.
Дидактический материал : предметные картинки с изображением цветов. Макет цветочной поляны с цветами.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся предметные картинки. Дети рассматривают картинки, узнают цветы, называют их. Выбирают картинки с понравившимися цветами и находят на цветочной поляне цветы, аналогичные рисунку, и называют их.
Помоги зеленым друзьям
Дидактическая задача : Упражнять детей в нахождении сюжетных карточек, логически объясняющих ситуацию. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Выкладывать только те карточки, которые подходят по сюжету.
Игровое действие: Брать со стола сюжетную карточку и выкладывать перед собой.
Дидактический материал : сюжетные картинки с изображением ситуаций.
Ход игры
Воспитатель раздает сюжетные карточки. Дети должны подобрать только те, которые соответствуют ситуации.
Дети водят хороводы вокруг Черемухи и Лесной сирени.
Дети рисуют букеты сирени и черемухи возле цветущих деревьев.
Дети поливают и ухаживают за деревьями.
Дети фотографируются возле цветов и цветущих деревьев.
Дети поют и играют около Ивушки. И т.д.
Посмотри, отгадай и назови
Дидактическая задача : Формировать у детей представления об основных свойствах посуды: материал изготовления. Дать обобщающее понятие - стеклянная посуда.
Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Брать только один предмет.
Игровое действие : Взять предмет, назвать его и сказать, из чего он сделан.
Дидактический материал : стеклянные предметы посуды: чашки, ложки, сухарница, блюдца и т.д., кукла Мальвина.
Ход игры
Дети поочередно берут карточки (лучше использовать настоящие предметы) и называют:
Это ваза из прозрачного стекла.
Это стакан из прозрачного стекла с цветочками.
Это флакон для духов из разноцветного стекла.
Это пузырек для лекарств из темного стекла.
Это бутылка из цветного стекла. И т.д.
Как можно все эти предметы назвать одним словом? (эти предметы стеклянные)
Подбери нужную одежду
Дидактическая задача: Упражнять детей в различении зимней и летней одежды. Воспитывать внимание, память и логическое мышление.
Игровые правила : Правильно подобрать одежду для куклы.
Игровое действие : Поиск нужной одежды для куклы.
Дидактический материал: силуэты кукол и кукольной одежды по количеству детей. Картины зимнего и летнего пейзажа.
Ход игры
На столе перед детьми лежат силуэты кукол и зимней и летней одежды. Воспитатель поочередно показывает картинку летнего и зимнего времени года. Дети должны подобрать куклам соответствующую одежду.
Кто наши помощники?
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о бытовых предметах, облегчающих труд взрослых. Воспитывать интерес к механическим предметам, желание самим трудиться.
Игровые правила : Выкладывать на магнитной доске только одну карточку и дать объяснение назначению этого предмета.
Игровое действие : Поиск нужных карточек.
Дидактический материал : карточки с изображением бытовых приборов: пылесос, стиральная машина, утюг, гладильная доска и т.д.
Ход игры
Дети поочередно берут со стола карточку с изображением бытового предмета, прикрепляют к магнитной доске с пояснениями.
Пылесос наш помощник. Он помогает нам убирать мусор с пола.
Стиральная машина наша помощница. Она помогает нам стирать белье.
Утюг наш помощник. Он помогает нам гладить белье.
Гладильная доска наша помощница. На гладильной доске мы гладим постиранное белье. И т.д.
Соберем ракету
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из отдельных деталей. Развивать конструкторские способности. Воспитывать внимание, память и логическое мышление.
Игровые правила : Правильно подобрать и сложить детали ракеты.
Игровое действие: Поиск нужной позиции отдельных деталей ракеты. Выполнение конструирования только по чертежу-образцу.
Дидактический материал: образцы-чертежи ракеты. Конструктор на каждого ребенка.
Ход игры
Дети собирают из конструктора ракету по образцу.
Воспитатель сообщает детям, что это образец-чертеж ракеты.
Мы с вами будем конструкторами. Конструкторы сначала рассматривают свой чертеж, а потом конструируют ракету.
Отгадай и назови
Дидактическая задача: Упражнять детей в отгадывании загадок. Воспитывать внимание, память и логическое мышление.
Игровые правила: Правильно подобрать предмет.
Игровое действие: Поиск нужного предмета. Выполнение задания только по сигналу воспитателя.
Дидактический материал : сундучок с карточками-ответами на загадки.
Ход игры
Воспитатель читает загадку, а дети должны найти ответ в сундучке.
Режем, режем, вырезаем,
Маме шить мы помогаем. (Ножницы)
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)
Целый день сегодня
Я одела всю семью.
Погоди немного, мишка, -
Будут и тебе штанишки.
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Назови скорей, кто я?
Ну, конечно же... (швея)
Ты найдешь меня на стройке,
Непоседа я и бойкий.
Головой весь день киваю,
Гвозди в доски забиваю. (Молоток)
Бьют Ермилку по затылку,
Ну а он не плачет,
Только носик в доску прячет! (Гвоздь)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Кто же это делает
Окна и полы?
Топором и молотком
Без сучка, задоринки.
Для ребят у нас в саду
Смастерил он столики! (Плотник)
На чём поедем
Дидактическая задача : Упражнять детей в назывании видов воздушного, водного и наземного транспорта: самолет, поезд, пароход.
Игровые правила: Показывать соответствующую карточку только по сигналу воспитателя.
Игровое действие: По ходу выкладывания воспитателем картины на магнитной доске дети находят нужные карточки.
Дидактический материал : карточки с изображением транспорта по количеству детей.
Ход игры
По ходу рассказа воспитатель выставляет на магнитной доске картину.
Решили Мишутка, Тигренок и Лягушка-Квакушка приехать в гости к детям. Выбрали себе транспорт и поехали. А вот какой транспорт выбрали они, мы догадаемся, если загадки отгадаем.
Где живет Лягушка-Квакушка? (на болоте)
Вышла Лягушка-Квакушка со своего болота и видит - перед ней большая река.
По реке плывет дом,
Даже окна есть в нем.
Люди в домик забежали -
Лягушку-Квакушку с собой взяли.
На чем приехала к нам Лягушка-Квакушка? (на пароходе. Дети показывают соответствующую карточку)
Кто на пароходе самый главный? Кто управляет пароходом? (капитан)
Тигренок живет очень далеко: за морями, за горами. На машине долго ехать, на пароходе не доплыть, а к ребятам в гости так хочется. И он решил выбрать вот какой транспорт:
Это птица, птица-небылица.
Внутри нее народ сидит,
Меж собою говорит,
А в это время птица-небылица
По небу летит.
Что это за птица-небылица? (самолет. Дети показывают соответствующую карточку)
Что есть у самолета и нет у машины? (крылья)
Кто на самолете самый главный? Кто управляет самолетом? (летчик)
Лягушка-Квакушка плывет на пароходе. Тигренок летит на самолете. А где же Мишутка?
Где живет Мишутка? (в лесу)
Правильно, ребята.
Вышел Мишутка из леса и видит:
Возле леса лестница лежит,
Дом на лестнице стоит.
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок!
Взял один братец Мишутку, да и привез к детям в детский сад. Мишутка даже и не понял, на чем он приехал.
Что это за братцы? (вагончики)
Так на чем приехал Мишутка в гости к ребятам? (на поезде. Дети показывают соответствующую карточку)
После того, как дети отгадали загадки, появляются Мишутка, Тигренок и Лягушка-Квакушка.
Собери картинку
Дидактическая задача : Упражнять детей в узнавании и назывании отдельных частей транспорта. Развивать воображение, мелкую моторику, память, терпение, трудолюбие.
Игровые правила: Начинать действие по сигналу воспитателя, соблюдать очередность.
Игровое действие: Поиск нужной части и составление целой картинки.
Дидактический материал: разрезная картина с изображением ракеты из 6-8 частей.
Ход игры
Дети собирают картинку с помощью воспитателя.
Ребята, вы хотите узнать, на чем мы с вами сегодня отправимся в путешествие? (воспитатель читает загадку)
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд... (ракета)
— Сначала будет выкладывать Андрюша. Неси свою часть картины. Посмотри, что на ней изображено? Как мы ее должны расположить?
Теперь принесет свою часть картины Наташа. И т.д.
Преврати самокат в машину
Дидактическая задача
Игровые правила
Игровое действие: Поиск нужных деталей.
Дидактический материал: разрезные детали для самоката и машины. Перекладина, колеса, руль, кузов, кабина.
Ход игры
На столах у детей разрезные детали самоката, кабина, кузов. Воспитатель показывает картинку с изображением самоката. Дети самостоятельно выкладывают самокат. Далее педагог предлагает превратить самокат в машину. Дети должны на самокате установить кабину и кузов самостоятельно.
Выложи светофор
Дидактическая задача: Упражнять в составлении целого из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.
Игровые правила : Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.
Игровое действие: Поиск нужных деталей, составление цветного круга и последовательное выкладывание предмета - светофор.
Дидактический материал: разрезные детали цветных кругов: желтые, зеленые, красные.
Ход игры
Дети собирают цветные детали кругов и выкладывают последовательно, изображая светофор.
Собери чертеж
Дидактическая задача : Упражнять в составлении целого из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.
Игровые правила : Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.
Игровое действие : Поиск нужных деталей чертежа.
Дидактический материал : разрезные детали чертежа пожарной машины из пяти частей.
Ход игры
Дети все вместе собирают разрезные картинки.
Чертеж какой машины мы собрали? (чертеж пожарной машины.
Как вы догадались, что это пожарная машина? (машина красного цвета, номер телефона «01»)
Собери чертеж
Дидактическая задача: Упражнять в составлении целого предмета из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.
Игровые правила : Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.
Игровое действие: Поиск нужных деталей чертежа.
Дидактический материал: разрезные детали чертежа лунохода из пяти-шести частей.
Ход игры
Дети на столе собирают отдельные детали чертежа. Затем из большого конструктора собирают луноход.
Разложи правильно
Дидактическая задача: Упражнять в классификации транспорта по видам: воздушный, наземный, водный. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.
Игровые правила : Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.
Игровое действие : Поиск нужного круга для транспорта. Весь транспорт разложить на три группы.
Дидактический материал: карточки с изображением видов транспорта: воздушный, наземный, водный.
Ход игры
Дети выполняют указание воспитателя и дифференцируют транспорт по месту передвижения: воздушный, наземный и водный.
Разложите карточки с изображением транспорта на три группы.
Саша, назови транспорт первой группы (второй, третьей)
Как можно назвать одним словом транспорт первой, второй, третьей группы? (воздушный, водный, наземный)
Какого транспорта у вас на столе больше: воздушного, водного или наземного? (наземного транспорта больше)
Где передвигается наземный транспорт? (наземный транспорт передвигается по земле)
Что должно быть на земле для передвижения наземного транспорта? (для передвижения наземного транспорта на земле должны быть дороги)
Надежда Морозова
Дидактическая игра - это игра только для ребёнка.
Для взрослого она - способ обучения.
В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Дидактические игры являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. При этом родители должны знать, что игры всегда могут реализовать поставленную цель, если они : будут подобраны с учётом того, чтобы основное содержание их отвечало обучающей цели занятия; будут служить дисциплинарным средством, воспитывать выдержку, терпение ребёнка.
Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретенным знаниям, умениям и навыкам.
«Улица города»
Цель : уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Материал : макет улицы, автомобили, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки.
Описание игры : с помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации.
1 вариант. Например, воспитатель предлагает проехать по улицам города, соблюдая правила дорожного движения. Выигрывает тот , кто справился с ролью «водителя» или «пешехода» .
2 вариант. Воспитатель рассматривает с детьми игровое поле, задает ряд вопросов : «Какие дома на нашей улице?» (большие, маленькие, «Где должны ходить пешеходы?» (по тротуару, «Где должны ездить машины?» (по дороге, «Что такое перекрёсток?» , «Где и как правильно его переходить?» , «Что обозначает переход?» , «Как регулируется движение на улице?» , «Какие сигналы светофора вы знаете?» , «Можно ли играть на улице?»
Игра «Мягкая развивающая книга»
Цель : развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.
Описание игры : данное пособие интересно для детей младшей группы , а старшие дети могут проводить игры соревновательного характера, рассматривать, использовать слово «творчество» , придумывать истории, загадывать загадки.
Игра «Продолжи ряд»
Цель : учить анализировать геометрические фигуры, закреплять цвет, сравнивать и находить лишнее, ориентироваться на листе бумаги.
Материал : карточки с геометрическими фигурами.
Описание игры : дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов или фигура красного цвета среди жёлтых.
Игра «Преодолей препятствие»
Материал : кубик и игровое поле, фишки.
Описание игры : детям предлагается бросить кубик и передвигать фишку в соответствии с числом на кубике. Побеждает тот, кто придёт до финиша первым.
Игра «Вершки и корешки»
Цель : учить составлять целое из частей.
Материал : разрезные картинки овощей.
Описание игры : на столе лежат разрезные картинки с изображением овощей. Дети делятся на две группы, одни - «вершки» , другие - «Корешки» . По сигналу все бегают врассыпную, на сигнал «Раз, два, три, свою пару найди!» нужно найти свою половинку.
Игра «Кто что ест»
Цель : развивать память, мышление.
Материал : круг с видами животных, картинки с видами пищи для животных.
Описание игры : предложить определить, чем питается данное животное, и прицепить прищепкой к определенному животному.
«Игра «Как живут деревья?»
Цель : развивать речь, помочь в изучении растительного мира.
Игровой материал : наглядные пособия в виде карточек с изображением деревьев и разных времен года (лето - зелёное дерево, осень - дерево с жёлтыми листьями, зима - дерево без листьев, весна - дерево с набухшими почками)
Описание игры : выяснить, какое сейчас время года, как выглядят деревья, какие у них листочки. Поинтересоваться у ребёнка, знает ли он, что происходит с деревьями осенью, зимой, весной, летом. Рассказать ребёнку, что смена времён года влияет на состояние растений.
«Чей листочек?»
Цель : развивать умение классифицировать предметы по признакам : память, мышление, воображение, помочь в изучении растительного мира.
Игровой материал : карточки с изображением деревьев дуба, клёна, берёзы, листья этих деревьев, вырезанные из бумаги.
Описание игры : смешать листья, рассказать сказку о том, как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Надо помочь найти листочкам свою маму или папу - дерево. Предложить сложить листья возле соответствующего дерева. «Посмотри на листок, какому дереву он принадлежит?»
Игра «Фруктовый сад»
Цель : развивать речь, навык классификации, познакомить с растительным миром.
Наглядные пособия : муляжи овощей, фруктов, картинки с изображением фруктовых деревьев.
Описание игры : разложить перед ребёнком фрукты и овощи, объяснить, что кукла захотела сварить компот из фруктов, но они перемешались с овощами. Выбрать она их не может, потому что не знает, чем они отличаются. Предложить детям отделить овощи от фруктов, поинтересоваться, знает ли ребёнок, где растут фрукты. Как называются деревья? Рассмотреть изображения на картинках. Что готовят из фруктов, в какие блюда их добавляют?
Игра «Комнатные цветы»
Цель : развивать навык самостоятельности, познакомить с растительным миром.
Описание игры : предложить детям поухаживать за комнатными растениями, дать лейку, поучить рыхлить землю, протирать листья влажной губкой. Рассказать о том, что прежде чем попасть на подоконник, растения проделали долгий путь, ведь многие из них прибыли к нам из Африки, Мексики, Индии и. тд. Пояснить детям, что погодные условия этих стран отличаются от наших, и поэтому каждый цветок требует особого ухода. Для полива одного цветка надо в леечку набрать больше воды, а этот любит пить совсем мало. Один любит тень, другой - солнце. Объяснить, почему в горшках сделаны отверстия, почему землю необходимо рыхлить, протирать пыль с листьев и т. п.
Игра «Рыбы, птицы, звери»
Цель : закрепить знания детей о животном мире .
Описание игры : дети становятся в круг, в центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит : «Зверь!» Поймавший мяч, должен быстро назвать какого-нибудь зверя и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий скажет : «Рыба» или «Птица» , поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему, выходит из игры .
Игра «В гости к Винни-Пуху»
Цель : освоение умения различать части суток : утро, день, ночь, вечер, пользуясь цветными моделями.
Материал : модели частей суток, игрушка Винни-Пух, загадки о частях суток, картинки с изображением частей суток.
Ход игры : Винни-Пух приносит цветную модель частей суток, говорит : «Стрелка, стрелка, покрутись, время суток, покажись! Это утро, это вечер, это день!» Воспитатель спрашивает, что за разноцветный круг у него, как с ним играть? Винни-Пух раскладывает картинки с изображением частей суток и стрелкой указывает на цветные обозначения, затем загадывает загадки о частях суток.
Игра «На что похоже?»
Цель : развивать творческое воображение и фантазию.
Ход игры : для игры необходим разнообразный природный материал, который раздаётся детям (лучше использовать кору деревьев, которая хорошо отслаивается и имеет слои причудливой формы). Воспитатель задаёт вопрос : «На что похоже?» Дети должны предложить варианты, затем наиболее интересные - зарисовать.
Игра «Верно - неверно»
Цель : развивать внимание и память.
Ход игры : воспитатель произносит разные фразы, верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет - топают. Например, «зимой всегда цветут ромашки» - дети топают, «лёд - это замёршая вода» - дети хлопают, «зимой всегда идёт снег» - дети хлопают.