Я самая красивая

Роль мировоззрения в деятельности человека. Значение мировоззрения. Мировоззрение современного человека

Роль мировоззрения в деятельности человека. Значение мировоззрения. Мировоззрение современного человека

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой - то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, его воззрение, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Так, одно мировоззрение у первобытного охотника или, скажем, у героя книги В. К. Арсеньева «Дерсу Узала», который наделял всю окружающую его природу чертами живого существа, и совсем другое у современного ученого, осознающего место и роль человека в мире, задающего себе и окружающим вопрос: «Не погибнем ли мы от своего собственного разума?»

Проще всего было бы сказать: «Сколько людей, столько и мировоззрений». Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что есть такие явления, которые одновременно и разъединяют и объединяют людей, например школа, характер образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно, что у людей могут быть сходные, общие позиции в восприятии, осознании и оценке мира.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие - человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм9 наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека - ив этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры - ив этом его слабость.

Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

Слабые стороны религиозного мировоззрения - проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления «о соразмерности Бога изменениям, даваемым наукой и технологией».

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки- К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места. Человек, человечество, человечность - это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады - задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.

Поворот науки к проблеме человека может стать решающим «облагораживающим» фактором для всех типов мировоззрения, главной общей чертой которых станет гуманистическая направленность.

Такая направленность ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориентации, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране - общероссийские), этнокультурные (т. е. относящиеся к нации, региону, этнической группе), социально-ориентированные на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища и т. д.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596-1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его .

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется и в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

1.Духовный мир личности.

Духовный мир человека учёные нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств и воли. Духовный мир личности индивидуален и неповторим.

Духовный мир личности (микрокосмос человека) – целостное и в тоже время противоречивое явление, представляющее собой сложную систему. Её элементами являются:

- духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и т.д.;

- знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

- убеждения, твёрдые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех её проявлениях и сферах;

- вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т.е. бездоказательное признание правильности какого-либо положения);

- способность к тем или иным формам социальной деятельности;

Чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека к природе и обществу;

Цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

Ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и к самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные и личностные ценности. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Современная цивилизация вырабатывает универсальные общечеловеческие ценности в основе, которых лежит гуманизм.

Внутренний мир человека проявляется и видоизменяется в процессе духовно-теоретической и духовно-практической деятельности, зависит от нравственных устоев индивида и общества, мировоззрения и менталитета.



2.Духовная деятельность.

Духовная деятельность – это деятельность человека, направленная на изменение сознания людей. Условно духовную деятельность можно разделить на духовно-теоретическую и духовно-практическую.

а) духовно-теоретическая деятельность;

Духовно-теоретическая деятельность связана с производством духовных ценностей (мыслей, идей, теорий, норм, идеалов, образов).

Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей, которые воздействуя на сознание людей обеспечивают рост духовной культуры человека.

Особенности духовного производства:

Духовное производство стоит в основе материального производства;

Духовное производство связано с физическими усилиями;

Духовное производство – это результат творческой деятельности;

В духовном производстве важен не только результат, но и сам процесс;

Духовное производство часто нацелено на будущее;

б) духовно-практическая деятельность;

Духовно-практическая деятельность связана с сохранением, воспроиз-

ведением, распространением, а так же потреблением духовных ценностей.

Духовно-практическая деятельность очень тесно связана с духовно-теоре-

тической деятельностью, т.к. последняя доносит и сохраняет духовные

ценности для людей.

Сохранение и распространение духовных ценностей: музеи, библиотеки,

архивы, школа, СМИ;

Духовное потребление, в основе которого лежат потребности в знаниях,

общении, эстетическом удовольствии;

Особенности духовного потребления:

Духовные ценности в процессе удовлетворения духовных потребностей

не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становясь его

принадлежностью;

Восприятие духовных ценностей носит творческий характер и является

процессом духовного производства;

Духовное потребление зависит от:

Общественных условий и духовных запросов;

Уровня образованности и общей культуры;

Материальных возможностей;

3.Мировоззрение.

Во многом духовный мир человека определён его мировоззрением, которое формируется и влияет на духовную деятельность.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. На мировоззрение большое влияние оказывает эпоха, культура, социальная принадлежность, этнографическая принадлежность и психологические особенности.

Структура мировоззрения:

Менталитет + Убеждения + Вера

Менталитет – совокупность итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания. Т.е. это итоговый «сплав», который определяет духовный мир человека в целом.

Убеждения – твёрдые знания об окружающем мире, доказанные практикой.

Вера – неточные знания, основанные на интуиции.

Типы мировоззрения:

- обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности (житейское мировоззрение). Это мировоззрение формируется стихийно и опирается только на личный житейский опыт. Самое распространённое мировоззрение.

- религиозное мировоззрение формируется на основе религиозного учения, формируется целенаправленно и отражает картину мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание и спасение души;

- научное мировоззрение опирается на достижения науки и формирует научную картину мира, обобщает итоги достижений человеческого сознания, очень связано с практической деятельностью людей. Такое мировоззрение наиболее перспективно для прогрессивной деятельности;

-гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале;

- творческое мировоззрение отражает художественное восприятие окружающего мира, способствует созданию нечто качественно нового о отношению к окружающему миру;

4.Мировоззрение и деятельность человека.

Мировоззрение даёт человеку ориентиры для его практической и теоретической деятельности (одна из проблем – принять мир таким, какой он есть или попытаться изменить его);

Мировоззрение даёт понимание того, как достичь намеченных ориентиров, вооружает людей методами познания и деятельности («Метод подобен фонарю, который освещает дорогу путнику. Хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник блуждающий во тьме» Р.Декарт);

Мировоззрение помогает найти истинные ценности жизни и культуры, смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия;

Лекция № 13.

Познание как деятельность.

План.

Познавательная деятельность.

а) виды познания;

б) способы познания;

Истина как основная цель познания.

а) виды истины;

б) критерии истины;

Формы познания.

а) научное познание;

б) ненаучное познание;

в) социальное познание;

г) самопознание;

1.Познавательная деятельность.

Познание – процесс постижения человеком и обществом новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.

Познание – духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового.

Гносеология – наука о познании, раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей.

Структура познания:

Мотив Способы воздействия Рефлексия

Субъект Объект Знание

Объект познания – явления объективной реальности (бытия), вовлекаемое в орбиту жизнедеятельности человека.

Область познания – мир природы, мир социума (общества), внутренний мир человека.

Субъект познания – человек и человечество в целом.

Субъект и объект познания находится в постоянном взаимодействии, и противостоят друг другу как постигающее и постигаемое;

Познающий находится внутри той реальности, которую он должен познать. Объект включается в опыт субъекта, отображается в нём;

Объект познания независим от субъекта познания: его существование не определяется только тем, что в данный момент он является предметом познавательной деятельности человека;

Субъект познания относительно независим от объекта познания, его деятельность активна, осмысленна и произвольна (свобода выбора объекта и стратегии познания), поэтому в объекте познания всегда остаётся нечто непознанное субъектом;

Способы воздействия:

* мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщённым отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду с наглядно- действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируется отвлечённое, теоретическое мышление. Мышление – это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания. Мышление неразрывно связано с языком и речью.

* сознание – это свойство мозга, нервные процессы головного мозга, которые способствуют отражению объективной реальности и информации об окружающем мире и о себе.

* объяснение – раскрытие связей между исследуемыми процессами, фактами, явлениями и установление закономерностей.

* описание – упорядоченное изложение процессов и результатов познания с помощью определённых систем обозначений (слова, символы, матрицы, графики.

* понимание – раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета, придание человеком смысла предмету познания, интерпретация результатов познания.

Рефлексия – обращение, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни, а также выяснение того, как другие члены общества знают и понимают его. С помощью рефлексии достигается освоение мира культуры и продуктивных способностей человека, которые в ней воплощены.

Знание – это результат познавательной деятельности, наличие определённой информации, а также совокупность навыков для выполнения какой-либо деятельности. Глубина познания зависит от того, какие цели и вопросы к познаваемому объекту ставит субъект. Фомами знания являются мифология, религия, наука, мораль, понятия, символы, художественные образы.

Виды знания:

Перциптивное – основанное на контакте органов чувств;

Рациональное – основанное на теоретических умозаключениях;

Предметно-практическое знание связано с задачей жизнеобеспечение человека, продолжении рода;

«Знание – сила» Ф.Бэкон.

а) виды познания;

- непроизвольное познание возникает в результате нашей повседневной жизни (маленький ребёнок обжёгся об утюг, мальчик разбил мячом окно);

- организованное познание связано с целенаправленной познавательной деятельностью (исследование учёных, уроки в школе);

б) способы познания;

- чувственное познание осуществляется во взаимодействии человека с

окружающим миром при помощи органов чувств: вкус, осязание, зрение,

слух, обоняние (Аристотель), существует ещё одно чувство, открытое

позже – чувство равновесия.

Формы чувственного познания:

* ощущение – отражение свойств предметов в результате воздействия на

органы чувств;

* восприятие – воздействие целостного образа предмета на органы

чувств. Группы восприятий: зрительные, слуховые, вкусовые,

обонятельные, осязательные;

* представление – чувственный образ предмета, который сохраняется в

сознании без непосредственного воздействия субъекта и объекта;

- рациональное познание основано на способности логического

мышления. Особенностью рационального познания является

доминирующая роль разума.

Формы рационального познания:

* сравнение –

сопоставлении объектов с целью выявления черт сходства и различия;

* уподобление – это мыслительная операция, которая заключается в

выявлении сходных черт объекта познания с ранее известным объектом;

* обобщение – это мыслительная операция, которая заключается в

переходе от единичных признаков к общим более значимых;

*отвлечение или абстрагирование – мыслительное выделение какого-

либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами или

какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств;

Формы мышления:

* понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и

существенные свойства и признаки предметов и явлений;

* суждение – форма мышления, в которой отражается связь между

предметом и его признаком, между предметами;

* умозаключение – логическая форма выводного знания, рассуждение, в

ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое

суждение, а затем делается логический вывод (мышление + речь =

суждение + суждение = умозаключение );

Вывод: Сочетание чувственного и рационального познания позволяет

создать полную картину об объекте познания.

2.Истина как основная цель познания.

Истина – это соответствие мысли предмету (Р.Декарт);

Истина – это адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

В понятии «истина» можно выделить объективную и субъективную стороны.

Объективная сторона истины в том, что она не зависит от нас и является предпосылкой такой её черты, как конкретность (зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, от условий места и времени, в которых они существуют и развиваются);

Субъективная сторона истина указывает на тот факт, что при получении истины в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего;

Взгляды философов на истину:

* Аристотель – отождествлял истину с реальностью, с высшей формой бытия: «В какой мере каждая вещь причастна бытию, в такой и истине».

* Скептицизм – философское направление, сомневающееся в познании истины и в её надёжности (Пиррон, Аркесилай, Карнеад). Скептики указывали на относительность познания и зависимость его от условий.

* Агностики – философское направление, которое отрицало существование истины и возможность её познания (Гексли, Юм, Кант – «познаются только явления, а не «вещи в себе»).

а) виды истины;

Объективность истины заключается в её независимом существовании от воли и взглядах субъекта познания.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, то элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Такое знание вообще не достижимо по причине бесконечности мироздания в пространстве и во времени, познание не имеет границ («Истина подобна горизонту, сколько ты к ней идёшь, столько она отодвигается»).

Относительная истина – неполное, ограниченное, верное лишь в определённых условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего развития. Каждая относительная истина содержит элементы абсолютной истины, из суммы относительных истин складывается абсолютная истина.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме – относительна. Философы выделяют несколько видов истины в зависимости от видов знаний: обыденную, научную, нравственную, художественную и др.

Прагматизм – философское воззрение, определяющее значимость знания практическими последствиями. Прагматизм считает положение истинным, если его принятие обеспечивает успех в жизни.

Релятивизм – философское учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир.

б) критерии истины;

На протяжении долгой истории человечества философы разных стран

решали проблему, что может быть мерилом истины, т.е. её критерием.

Гегель – « действительность должна соответствовать абсолютной идее»;

Материалисты – « соответствие наших представлений реальности,

тождество мышления и бытия»;

Кант – «критерий истины в её всеобщности и необходимости»;

Декарт – «простота и ясность»;

Эмпирики считали мерилом истины чувственное восприятие через опыты

и эксперименты;

Рационалисты считали критерием истины познание через разум и

теоретические обоснованные знания;

Практика является наиболее объективным критерием истины. Практика

представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с

окружающим его материальным миром. Её характеризуют следующие

черты: целенаправленность, предметно-чувственный характер,

преобразование окружающей действительности. В процессе практики

изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам

индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание и

мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и

природы. Практика является объективным, но не универсальным

критерием истины, т.к. не все истины можно доказать на практике

(нравственные).

3.Формы познания.

По ходу развития человечества возникли различные формы познания,

которые определялись особенностями познающего субъекта, исторически

сложившимися познавательными традициями. Выделяют следующие

формы познания:

Научное познание;

Ненаучное познание;

Социальное познание;

Самопознание;

а) научное познание;

Научное познание – сфера исследовательской деятельности,

направленная на производство новых знаний о природе, обществе и

мышлении. Задача науки – найти причины явлений, объяснить сущность

процессов, лежащих в основе фактов.

Научное познание отличается от обыденного:

Стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых

предметов и явлений;

Особым (научным) языком, используемым для их описания;

Специфическими способами обоснования истинности полученных

Желание получить знания, которыми удовлетворяются не только

сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих

поколений;

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и

теоретический.

Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и

явлений, а основной формой получаемого знания – эмпирический

(научный) факт.

Основными методами эмпирического познания являются:

Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие

исследуемого объекта;

Эксперимент – исследование объекта путём активного воздействия на

него при помощи создания новых условий, соответствующих целям

исследования, или через изменение процесса в нужном направлении.

На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений,

получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных

теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Формы теоретического познания:

Научная проблема – осознание противоречий, возникших между старой

теорией и новыми научными фактами, которые не удаётся объяснить при

помощи старых теоретических знаний;

Гипотеза – предположение о существовании какого-либо закона,

который объясняет сущность новых фактов;

Теория – система взаимосвязанных утверждений, законов науки,

проверенная на практике;

Научный закон – раскрывает необходимые, существенные, устойчивые

отношения между явлениями;

Принципы науки – основополагающие теоретические знания,

руководящие идеи, являющиеся исходными для объяснения научных

Парадигма – совокупность устойчивых принципов, норм, законов,

теорий, методов, определяющих развитие науки в определённый период

истории. Она признаётся всем научным сообществом в качестве базисных

образцов. Утверждение новой парадигмы – революция в науке;

Методы теоретического познания:

- абстрагирование;

- обобщение;

- анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его части с

целью познания;

- синтез – мысленное воссоединение составных частей изучаемого

предмета;

- индукция – метод познания, основанный на умозаключениях от частного

к общему;

- дедукция - метод познания, основанный на умозаключениях от общего к

частному;

- аналогия – сходство предметов по некоторым признакам;

- моделирование – мыслительный эксперимент, когда предмет заменяется

упрощённым изображением;

Философское познание формирует общие представления о мире в целом,

универсальной взаимосвязи явлений, всеобщих свойствах и законах

бытия. Главная функция философии – духовная ориентация человека в

б) ненаучное познание;

Самая ранняя форма познания, связана с непроизвольным познанием, когда человечество познавало мир на уровне чувственного понимания.

* мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности, попытка человека объяснить окружающий мир исходя из своих языческих представлений. Мифы описывали творение мира, животных, людей, происхождение природных сил, закрепляли привычные образцы поведения. Мифы дали начало сказкам, эпосам и были способом сохранение жизненного опыта народа (миф о Деметре и Персефоне, сказание о Брахме);

* жизненная практика или опыт повседневной жизни – издавна люди не только пытались объяснить мир в целом, но и просто трудились, мучались от неудач, добивались результатов, при этом они накапливали и определённые знания (древний человек строит плот, не зная закона Архимеда, ребёнок пользуется электроприбором, не зная принцип передачи);

* народная мудрость и здравый смысл – в процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки и нормы поведения, такие обобщённые практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы («Куй железо, пока горячо», «Утро вечера мудренее» и т.д.). Здравый смысл составляет природное мышление и свойственно здоровому человеку.Здравый смысл – явление достаточно консервативное, оно меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют прежние, однако с течением времени изменения происходят;

* паранаучное познание или околонаучное познание – изучение загадочных явлений, которые пока не поддаются объяснениям с точки зрения науки (НЛО, гипноз, полтергейст и т.д. и т.п.);

* искусство связано с художественным освоением мира и выражает эстетическое отношение человека к действительности. Искусство создаёт гипотезу окружающего мира («Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни, «Война и мир»). Узнать о прошлом можно в ходе раскопок, по документам, но это знание будет не полным, если не обратить внимание на развитие живописи, литературы, архитектуры.

в) социальное познание;

Социальное познание направлено на изучение общественной жизни, её законов и закономерностей, оно связано с произвольной и непроизвольной формой познания.

Структура социального познания:

Особенности социального познания:

Субъективность;

Трудность в выделении закономерностей;

Ограниченность в экспериментах;

Главный источник знаний – социальная действительность, исторический опыт, общественная практика;

Пути социального познания:

Конкретно-исторический путь:

Принцип преемственности (изучение мануфактурного производства не возможно без знания ремесленного производства);

Учёт своеобразия обществ;

Изучение общественных явлений в их многообразных связях (Феодализм – это благо или зло?);

Учёт исторических закономерностей;

г) самопознание;

Самопознание – это познание человеком самого себя, процесс, который занимает часто всю жизнь и относится к непроизвольному познанию.

Этапы самопознания:

Самоузнавание (различение себя от внешнего мира);

Овладение личным местоимением «Я», формирование образа «Я» на основе ощущений и восприятия;

Самосовершенствование (активное создание образа «Я»);

Самореализация (проявления своего «Я» в деятельности);

Средства самопознания:

· самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу и способностям.

Самооценка зависит от:

Сопоставление образа реального «Я» с образом идеала;

Мнения других людей;

Отношения к собственным успехам и неудачам;

Образ «Я» меняется на протяжении жизни и меняется самооценка.

· самоисповедь – внутренний отчёт человека перед самим собой, о том, что происходит с нами и в нас. Исповедь помогает не только облегчить душу, но и вынести определённые уроки на будущее. Главное в исповеди – честность, абсолютная честность с самим собой – проявление нравственных начал в человеке;

· формирование «Я-концепции » - относительно устойчивое, осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные образы, себя в различных ситуациях, а также через мнение других людей;

1.3 Мировоззрение и деятельность человека

Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей.

Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем - принять мир таким, каков он есть.

Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую "сердцевину" дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р.Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.

В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека по достижении им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. Наряду с мировоззрением отметим еще понятие, связанное с деятельностью, - менталитет человека.

1.4 Менталитет человека

Менталитет - происходит от французского слова, соответствующего русским словам "склад ума", "умонастроение", "душевность".

Так, говоря о менталитете конкретного человека, мы имеем в виду не просто совокупность знаний, которыми он обладает, не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект, не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание им своего места в этом мире.

Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, своего рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.

Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности, менталитет - явление сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами - в их менталитете.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин "русская душа", при этом имеется в виду целый ряд психических качеств - открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа. Современная наука о национальных общностях людей - этнология - предпринимает попытки найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.


В вере коренится убеждение человека, а также содержание веры, которое этот человек постигает. Вера, которую человек осуществляет и веру которую он в этом осуществлении усваивает. Субъективная и объективная сторона веры составляют единое целое. Если рассматривается только субъективная сторона, верование, вера без предмета, которая как бы верит в самое себя. Если же берется только объективная сторона, то остается содержание веры как предмет, как положение, как догмат.

Свойства веры: целостность (вера не бывает половинчатой, частично) и устойчивость (сложившееся верование с трудом поддается коррекции и тем более коренному изменению, сталкиваясь с противоречивыми фактами).

Функциями веры являются: компенсаторная, в случае недостатка информации, в ситуации неопределенности, в случае потери жизненных ориентиров вера компенсирует все это, поскольку человек убежден, что будущее будет более светлым; санкционирующая, т.е. происходит обеспечение «принятия» идеи, ценности, цели, превращения их из просто «знаемого» в «значимого свое»; активизирующая, вера стимулирует душевные силы, энергию, волю.

Выделяют три виды веры:

Прагматическую веру человека в свою правоту в том или ином единичном случае;

Доктринальную веру - веру в общие положения;

Религиозную веру - это вера в сверхъестественных существ; в возможность общения с ними; в действительное совершение событий, которые описаны в священных книгах; в религиозные авторитеты - «отцов», «учителей», «святых», «пророков» и др.

Вера представляет отображение наличного сквозь призму идеалов и смыслов, под углом зрения желаемого будущего. Вера обеспечивает поддержание целевой установки, постоянного внутреннего напряжения, питает энергию, волю.

Особенно существенна роль веры в экстремальных условиях в наиболее трудных моментах творческой деятельности, когда требуется максимальное напряжение духовных и физических сил, чтобы преодолеть неопределенность, противоречия, препятствия на пути к цели. Вера как бы генерирует энергию, поддерживает внутренние усилия, необходимые для достижения цели.

Размышлений, они будут определять ценностно-ориентирующий смысл философии и обусловят ее непреходящее значение для развития общества, концентрируя вокруг себя остальные проблемы. 4. Специфика философского мировоззрения В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное...

Сознания; -как на мироощущение -как на миропонимание; -как на практическое действие (В. Канке. Философия.). Вопрос №1: Философия как мировоззрение, её особенности. Основные проблемы философии. 1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения философии. Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии...

1 Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру. Обратимся прежде всего к первому из них. 2. Марксизм, екзистенцыалізм, позитивні та інші напрямки про предмет. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание. Позитивные напраления Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с...

Сюда!». Казалось, что ставка на разум как на имманентный для философии и единственно эффективный для нее метод решения мировоззренческих проблем сделана окончательно и бесповоротно. Говоря о философии как рациональной форме мировоззрения, необходимо иметь в виду не только то, что выбор метода, средств постановки и решения проблем мировоззрения сделан в пользу мышления. Нет, речь идет о большем - ...

Несмотря на то, что мировоззрение это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит и существование будет бессмысленно.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику -- в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами -- алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет». Менталитет -- это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение. Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков.

Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных «мифов» (например, неверно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп.

Во всей обозримой истории человечества прослеживается стремление людей построить в своем сознании достаточно стройную систему мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на эти представления. Для этого создано много различных религий и учений. Во всех этих религиях и учениях прослеживается очень много общего. Например, все они утверждают, что у человека есть душа, которая не умирает, а сохраняется после смерти физического тела и через некоторое время вновь воплощается на Землю. Между тем историки давно заметили, что все эти религии и учения возникли на Земле почти одновременно (по историческим меркам) в разных концах Земли: в Европе, в Индии, в Китае, когда еще не было никакого сообщения между этими частями света. Напрашивается вывод, что все эти религии и учения были даны кем-то людям.

Во всех странах мира, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, нравственная деградация; растет число самоубийств, связанных с разочарованием жизнью, особенно среди молодежи. Все эти явления получили распространение раньше в странах Запада и в Америке, то есть в тех странах, где как раз материальный жизненный уровень был и остается во много раз выше, чем у нас.

В последние два-три десятилетия эти явления стали широко распространяться и у нас. Материальный достаток не дает решения проблемы и не устраняет кризиса, т.к. причина его лежит в утрате людьми понимания смысла своего существования. Образно говоря, в последнее время человечество напоминает пассажиров поезда, все заботы которых заключаются только в том, чтобы поудобнее, с комфортом устроиться внутри вагона, но совершенно забывших, куда и зачем они едут. То есть произошла утрата человечеством более дальних - духовных ориентиров своей жизни. В чем причина? Причина только в несовершенстве внутреннего мира человека. Человек губит не только себя, но и всю планету. Наша планета тяжело больна, и виноваты в этом мы сами. Человек губит свою планету не только своей технократической деятельностью, но и своим извращенным мышлением.

Именно мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596--1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Духовная жизнь -- это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Мировоззрение - комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. Итак, мировоззрение это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Таким образом из всего выше сказанного, а также из курса истории можно сделать следующие выводы:

  • 1. Мировоззрение человечества не носит постоянный характер, оно развивается вместе с развитием человечества и человеческим обществом.
  • 2. На мировоззрение человека оказывает большое влияние достижения науки, религия, а также существующее устройство общества. Государство (государственная машина) всеми способами влияет на мировоззрение человека, сдерживает его развитие, стараясь подчинить его интересам правящего класса.
  • 3. В свою очередь мировоззрение, развиваясь, оказывает влияние на развитие общества. Накопившись качественно (т.е. изменившись коренным образом) и количественно (когда новое мировоззрение овладеет достаточно большой массой людей) мировоззрение приводит к смене общественного устройства (к революциям, например). Развивая мировоззрение у людей, общество обеспечивает свое развитие, тормозя развитие мировоззрения, общество обрекает себя на загнивание и гибель.