Правила макияжа

Стишки небылицы. Небылицы придуманные детьми. Как быть воспитателям и учителям

Стишки небылицы. Небылицы придуманные детьми. Как быть воспитателям и учителям

Все мы знаем, как любят дети всякие небылицы. Ребенок часами увлеченно сочиняет: то про папу, который может всех победить, то про маму, которая на самом деле не домохозяйка, а зачарованная принцесса, и сам выдумщик, оказывается, может летать, и делает это каждую ночь после вечерней сказки, а на балконе у него живет маленький добрый дракончик…

Чего только не придумывают юные фантазеры! Дорогие взрослые, не пытайтесь наказывать малышей за то, что кажется вам обманом и ложью. Все совершенно не так! Просто ваш ребенок взрослеет и развивается, начиная понимать, что с помощью художественного слова можно создать свой неповторимый мир сказочных героев, небывалых происшествий и волшебных зверей.

Наследие скоморохов
На Руси веками существовала негласная школа устного поэтического творчества для малышей приблизительно от 4 до 12 лет, где каждый проявлял себя с невероятной охотой и увлечением, и называлась она – небылицы.
Патриархами этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и весям, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками».
Вот бы сейчас совершить путешествие во времени, только чтобы услышать их звонкие голоса! Узнать из их звучных песен, как «сер медведь по небу летит, ушками да лапками помахивает, как и черным хвостом да принаправливает»! А еще про щуку из Белого озера на сто пудов или про то, как чашка с ложкой по синю морю плавали! Не было конца и края фантазии русского сказителя. Всякое дело обращал он в песню, что угодно мог он просмеять и прославить. Со временем жанр небылиц перешел в удел малых ребят и дошел до нас в виде веселых прибауток:
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня,
мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

Красота! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди ребячьей игры, награждался от других слушателей лестной похвалой: «Нескладушки-неладушки, прямо Пете по макушке!» Интерес ребят к таким перевертышам не случаен – виной тому эффект неожиданности, благодаря которому весь прежде знакомый мир с избами, бабами, колодцами, кошками, курами и собачками вдруг переворачивался с ног на голову, и начиналась вдруг такая интересная «карусель », на которой каждый уважающий себя проказник захочет прокатиться:

Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!

Во многих небылицах используется прием «перевертывания» обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Подобный же прием народной сатиры широко используется в сказках-небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился…
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах…
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом...

Не только в ребячьей среде, но и на молодежном праздничном гулянье то тут, то там вспыхивало народное веселье, и неслась на всю улицу широкая кадриль:

Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное,
Чтобы курочка
бычка родила,
Поросеночек яичко снес.
На высокую
поличку взнес,
А безрукий клеть
обокрал,
Голопузому за пазуху
поклал,
А безногий вперед
побежал,
Безголосый караул
закричал,
Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное?

Прощайте, колыбельные!
Художественный мир русских небылиц особый, фантастический, в нем случается то, что иногда маленькой хозяюшке так хочется претворить в реальность: «Наша-то хозяюшка сметлива была. Всем в избе работушку к праздничку дала. Чашечку собачка моет язычком, мышка собирает крошки под окном, по столу котище лапою скребет, половичку курочка веничком метет».
Няньками в патриархальных семьях часто были 6–7 лет. Каждая прибаутка, спетая у колыбели младенца, в полной мере развлекала и саму исполнительницу. Эти прибаутки состоят из коротеньких ритмичных фраз, которые могут до бесконечности нанизываться одна на другую и создавать чудесные конфигурации образов и смыслов, подобно тому, как в калейдоскопе из цветных стеклышек создаются чарующие, вечно новые картины, которые никогда не надоедают.

Уж ты, бабушка Еленка,
Ты такая рукоделенка,
Топором сено кашивала,
Решетом воду нашивала,
Уж такая была
вежливая,
На свинье к обедне
езживала,
Подъезжала к золотым воротам.
Увидала мужиков
с бородам…
У ворот, у ворот веселится народ,
Мухи музыку играют,
А коровы припевают,
Утки – в дудки,
Сверчки – в толчки,
Комары в топоры
Тараканы в барабаны...

Не только с образами и формами кудесили народные мастера, но и с простым словом. Очень веселили ребят такие безделушки: «Сейчас как режиком заножу – будешь дрыгами ногать!», «У меня чеса заголовалась и заплетык языкается».

Вспомним Пушкина
Пародирование известных всем текстов тоже было широко известно творцам веселых небылиц.
Да мы и сами это прекрасно знаем! Не помните? С каким удовольствием мы пересказывали друг другу на переменах между школьными уроками текст-перевертыш пушкинского Лукоморья?
У Лукоморья дуб срубили,
Кота на мясо зарубили,
Русалку в бочку
засмолили и
написали: «Огурец».
Там на неведомых
дорожках
Скелеты прыгают
на ножках,
А тридцать
три богатыря
В помойке ищут
три рубля.
А с ними дядька Черномор
У короля полтинник спер.
Там царь Кощей
по рынку ходит,
И спекуляцию наводит.
Там ступа с бабою Ягой
Идет-бредет
с одной ногой…

Вспомнили? У кого из нас не приплывает теплая волна на сердце, когда он слышит: «Люблю грозу в начале мая, как треснет гром, и нет сарая...», «В лесу родилась елочка, а кто ее родил?» или «это было в воскресенье 25-го числа, немцы прыгали с балкона, со второго этажа…»
Такие нескладушки только на первый взгляд кажутся простым развлечением, а на деле являются народной школой художественно-эстетического воспитания. Ребенок, слушая и рассказывая небылицу, активно включается в процесс осмысления текста и расставляет в нем нужные акценты, приходя при этом к пониманию условности поэтического образа как такового, развивает в себе чувство комического (то есть чувство здорового юмора) и, конечно, свою творческую фантазию.
Детский фольклор и сегодня активно развивается, так что мы смело можем назвать себя и наших детей наследниками скоморошьей традиции и апологетами русского устного народного творчества.

Среди многочисленных жанров народного фольклора небылицы занимают особое место – они очень нравятся маленьким детям, ведь в таком возрасте просто поверить в сказку.

Истории сочиняются на основании вымышленных событий, но нередко имеют поучительный характер. Небылицы можно спутать с другими жанрами фольклора.

В отличие от сказочного рассказа, который отличается своей фантастичностью, красотой повествования, небылица – шутливая история, где детали не могут произойти в реальной жизни.

Данный жанр хорошо подходит для детей, дошкольников, а также для учеников 3 класса и младше.

Смешные рассказы изучаются в школе: для 2 класса они обязательно включены в школьную программу.

Чтобы наглядно понять, что такое небылица, вспомните мультфильмы, где происходят необъяснимые, но смешные ситуации.

Описание жанра выглядит так:

  • Хороший пример русских народных небылиц – сказка Корнея Чуковского «Путаница», где все звери и птицы перестали произносить звуки, которые отведены природой: свиньи стали мяукать, а котята хрюкать.
  • Часто подаются детям в детском саду в стихотворной форме, их также можно сочинить самому: учителя нередко дают такое домашнее задание детям.
  • Данный жанр получил такое название из-за характерных приемов речи, используемых для написания текста: здесь присутствуют слова — перевертыши, речевые абракадабры.
  • Являются ярким отступлением от правил, что нравится непоседливому малышу: они помогают развить интеллект, развить фантазию и свободное мышление.

В сравнении со сказкой небылица редко учит делать мудрые выводы, однако некоторые авторы все же делают концовку поучительной, чтобы читатель смог сделать умозаключения после освоения текста.

Главные отличия небылиц от путаниц

Основное определение, которое дает множество словарей, говорит о том, что небылица – это прибауточное повествование сказочной истории с невероятными происшествиями.

Одним из популярных видов такого жанра являются путаницы или перевертыши.

Чтобы различать два этих понятия, выделим их основные отличия:

  • Небылица способна создать ирреальный мир бытия, показать настоящие события, которые были ранее в другом порядке.

    Путаница же расскажет про упорядоченные события, однако перестроит их, изменит, будет с ними играть.

  • Принцип, по которому строится путаница, основан на переворачивании и искажении действительности: в небылицах же не применяются столь радикальные приемы.
  • Авторы склонны приписывать животным несуществующие черты: они могут издавать «неправильные» звуки или жить неестественным образом.

    Например, в перевертыше четко будет видно, как медведь не впадает в спячку, а целую зиму охотится за зайцами.

  • Небылицы часто пишутся в лицах, то же самое можно сказать про путаницы, но есть отличие.

    Перевертыши основаны на игре детской фантазии и не всегда необходим персонаж, чтобы это продемонстрировать.

Небылица похожа на путаницу, однако является главенствующей в системе жанров фантазийного фольклора народного творчества.

Придумать такое произведение можно самостоятельно: подберите несколько синонимов к словам, означающим смешные действия, после чего распишите историю с использованием небывалых сюжетов.

Важно! Некоторые путаницы могут быть мрачными, они также полезны для развития фантазии и мышления ребенка.

Взрослые также могут сочинить оригинальные рассказы и несуществующие истории с описыванием комичных, неестественных сюжетов.

Виды небылиц

Данный жанр был основан на Руси скоморохами – они любили выдумывать смешные тексты песен, стихов, играли их на дудочках, ходя по деревне.

После этого жанр стал рассматриваться школой, а сегодня он также изучается в старшей группе детского сада.

Обратите внимание! Жанр представляет собой сразу несколько видов рассказов.

Чтобы лучше разбираться с данным фольклорным жанром, рекомендуем подробнее рассмотреть его виды и описание:

Вид Описание
Потешки Не содержат четкого сюжета, а являются картинками из жизни героев. Персонажами выступают звери, птицы и люди. Часто повествование происходит по типу шуток и забавных высказываний
Заклички и песни С первого взгляда они похожи на потешки, однако имеют большой размер и могут быть положены на музыку.

Например, композитор Шаинский написал отличную песню-небылицу к фильму «Зловредное воскресение»

Перевертыши Основаны на подмене понятий реальности, чем привлекают малышей. Перевертыши помогают поверить детской фантазии и развить творческое воображение
Скороговорки Предназначены для изучения сочетаний различных звуков, их сюжет часто переходит в фантастический и смешной

Примеры коротких детских небылиц

Известные небылицы представлены в творчестве большого количества авторов.

Это Самуил Маршак, Чуковский, Горький с произведением «Случай с Евсейкой», Виталий Бианки, писавший лесные были и небылицы одновременно.

Также стоит выделить Афанасьева, написавшего «Емелины небылицы», к которому позднее были сделаны красивые рисунки. «Приключения барона Мюнхгаузена» также считаются частичной небылицей.

Полный список книг можно узнать у школьников 2-3 класса, ниже рассмотрены примеры коротких детских вариантов:

  1. Лошадь ела кашу, а мужик овес. Лошадь влезла в сани, а мужик увез.
  2. Стоит парень у ворот, широко раскрыв свой рот. И никто тут не поймет, где ворота, а где рот.
  3. Сидит заяц на березе, книжку изучает. Прилетел к нему олень, слушает, вздыхает.
  4. Между небом и землей поросенок мылся, так увлекся и хвостом к небу прицепился.

Перечисленные примеры небылиц являются малой частью огромного разнообразия народного творчества.

Литературное чтение в школе поможет ребенку всецело понять этот жанр, его можно использовать для сочинения шуточной стихотворной биографии.

Полезное видео

Семья Разиных. Веселый Новый год

Пришла зима
Прилетели птицы.
Ярко светит солнце.
Настал Новый год
Мы нарядили пальму апельсинами и мандаринами.
У нас был веселый и хороший Новый год.
Дима: небылицу сочинил папа, а я нарисовал сюжет.

Семья Удовика. Круглая зимняя небылица

Мы надули шары для зимней детворы!
Катается на стуле Шорк и на столе Кижё!
Как весело и хорошо а зимой еще свежо!
Маша: я сначала нарисовала картинку мне ее помогал рисовать старший брат, а мама и папа помогли придумать небылицу, а моя учительница помогла переделать ее в стихи.

Семья Красавиных. Новогодняя небылица

Однажды в студеную зимнюю пору
Снеговик к нам приходил.
Позвонил по домофону - познакомится хотел.
Я тогда учил уроки
И не мог пойти к нему.
Лучше сочиню вам небылицу, а потом ее спою.

Семья Матвеевых. Зимние забавы

Небылицы небылицы
переходят все границы.
Ну и что же?
Ну и что же?
Быль и небыль так похожи!
Нынче за окном морозы.
Во дворе цветут мимозы -
прилетали в гости птицы
И за-за дальней заграницы.
Нам поведала жар-птица,
Что зимой у них творится.
С неба снег идет зеленый,
Там живет король мудреный.
Завтра он издал приказ:
Веселись за часом час.
Нарядились зайцы в лыжи,
На санях гоняли мыши.
Только злые кенгуру
Не хотят играть в игру.
Бегемоты фигуристы
Там их было где-то 300
Плавно двигались по льду,
Всех сбивали на ходу.
Про такую заграницу
Нам поведала жар-птица
В жаркий зимний день
Вот так происходит кавардак!
Владислав: эту небылицу сочиняли всей семьей. Правда, начало небылицы мама нашла в книжке, а потом как начали сочинять. Я слово скажу, мама другое, а папа договаривает. А тетя помогала мне с картинкой. В классе я прочитал небылицу ребятам. Им очень понравилось!

Команда ID-z109 "КАПЕЛЬКИ"

СЕМЬЯ ЕФИМОВЫХ: Настя и мама Оксана Викторовна

ОСА И ДЕД МОРОЗ.

Мой Любимый Дед Мороз
Отморозил маме нос!
Я на мамином носу
Вдруг увидела осу.
Побарахтавшись немножко,
Юрк она и раз в окошко.
Полетела в лес она,
Вся белёхонька бела.
Вдруг случайно Дед Мороз
Подарил ей много роз.
Посреди зимы трескучей
Летит оса с охапкою колючей.

Рисовала в основном мама, Настёна всё раскрашивала и рисовала несколько ёлок и сугробов. Небылицу сочиняли вместе: мама и Настя.

СЕМЬЯ СМЕКАЛОВЫХ: Андрей, мама Анна Ивановна, бабушка Ирина Евгеньевна

Рисунок семьи Смекаловых "Очень добрый Дед Мороз"

ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ ДЕД МОРОЗ!

Дед мороз на метле летает
И людей добрых пугает,
У детей всё отбирает,
А плохих детей он уважает.
На метле как на вертолёте!
Вы его узнаёте?
Сходил дедушка на базар
И посох на метлу поменял.
Может он, к примеру, с ёлки…
Смести метлою все иголки.
Ах, какой хороший,
Добрый Дедушка Мороз!

На новогодних каникулах мы были заняты очень интересным занятием – сочиняли небылицу. Оказалось, это не так уж и просто.Рисовали тоже все вместе: ёлку, детей и солнце – Андрей, Деда Мороза и зайцев – мама, ворону – бабушка.

Рисунок семьи Мишиных "Прогулка в лесу"

СЕМЬЯ МИШИНЫХ: Вадим и мама Надежда Ивановна

ПРОГУЛКА В ЛЕСУ.

Однажды зимним солнечным днём, когда всё небо заволокло тучами, мы с мамой пошли в лес на прогулку. Красота зимой в лесу! Ели, сосны, кактусы покрыты снегом. С ветки на ветку прыгают снегири, на все голоса заливаются соловьи. На самой макушке кактуса я увидел воронье гнездо. Оттуда доносились шум и гам. Мне захотелось посмотреть, что там происходит. Я замахал руками. Махал всё быстрее и быстрее. И полетел. Оказалось, что в гнезде вороны отмечают Новый год. Я немного с ними остался, потому что мама внизу замёрзла. И мы отправились домой.

Вадим сочинял небылицу, рисовал тоже в основном он, мама помогла нарисовать кактус и ворону.

Рисунок семьи Лагузиных "Тюльпаны"

СЕМЬЯ ЛАГУЗИНЫХ: Настя, брат Александр, сёстры Настя и Юля.

ТЮЛЬПАНЫ.

Зимой растут красивые тюльпаны,
Когда снег лежит кругом.
Деревья одеты во все красивые наряды,
На их листочках снег лежит.
Журавли летят по небу
И первые ласточки падают на моё окно.

Небылицу сочиняла Настя и её старший брат Александр, рисовала Настя с помощью двоюродных сестёр Насти и Юли. Они помогали изучить графический редактор Photoshop.

СЕМЬЯ МИКРЮКОВЫХ: Артём, мама Ирина Николаевна, сестра Лера, племянница Ангелина.

Рисунок семьи Микрюковых "Сладкая сказка"

СЛАДКАЯ СКАЗКА.

Как-то жил я в сказке сладкой.
Я иду по шоколаду,
Вместо дерева – батон,
Ветки там из мармелада,
Из конфеток снег идёт,
Из печенья дом стоит.
Крыша вафельная лежит,
И фонтан там лимонадный,
А сугробы там – зефир.
Баба снежная стоит,
Не из снега – эскимо,
Мне понравилось так жить!

Мама рисовала снегурочку, Артём – фонтан, сестра Лера – домик, а маленькая племянница Ангелина – дерево. Небылицу сочиняли всей семьёй. Было очень весело!

Команда ID z101 КЛУБ ВОЛШЕБНИКОВ

Корова летит за водой

Работа Волшебника Жени, который утверждает, что видел подобное в деревне на зимних каникулах...

Как Я на рыбалку ходил

А Серёжа нам показал, как он с папой на рыбалку ходил, только непонятно, кто кого поймал?

Летающий снеговик

Кто знает, может и такое бывает

Что снеговик по небу летает?

Он взмахнет крылом

И полетит потом!

Работа семьи Родькиных.

Охота

Охота мышей на кота очень и очень нелегка!

Работа Сулимова Миши.

Команда ID-z 124 Искатели приключений

Семья Меджидовых изобразила Бабу-Ягу, заботливо вывязывающую носок для своей летающей избушки-на курьих ножках.

Семья Дмитриевых изобразила девочку старательно катающуюся на лыжах по льду среди лета. Родители подали идею, Ирина отвечала за воплощение идеи "в жизнь".

Семья Юртановых назвала свою работу "Лыжная прогулка". Время действия - ночь, когда на небе всего лишь три солнца светят. Место действия - свежевспаханная земля. Идея и работа - Илья, техническое обеспечение - мама Екатерина Васильевна.

Команда IDzКомета

Семья Козловых

В создании небылицы принимали участие: мама, папа и я.

Лесная небылица

После августа пришёл январь. Сняли мы коньки, запрягли орлами сани и полетели в лес за ягодами. Видим, на опушке пастух мух пасёт, а зимний медведь гризли на сосне гнездо вьёт. Только вошли в лес, а там лошадь в тапочках на берёзе яблоки ест. Хор белочек под балалайку частушки поёт. Завели мы лодочный мотор и полетели над деревьями. Видим, на дубе кабан кору долбит, а дятел в тазик жёлуди собирает. Набрали мы 100 корзин снега, перезапрягли сани черепахами и полетели домой.

Семья Альтбух

Небылица на странице

С мамой, с папой мы спешили,

Небылицу сочинили.

Небылица, небылица,

Получилась на странице.

На деревьях чудеса,

Пошутили небеса.

Заяц в норку влезть не смог,

Очень выручил сапог.

Мышкам в норке стало тесно,

В дом заехали совместно.

Семья Чухаревых

Я и папа придумали небылицу. Мама помогла нарисовать, а сестра раскрашивать.

Странный лес

Как то раз в зимнем лесу вышли зайцы поохотиться на волков. Идут с ружьями по лесу и смотрят: ёжик в решете воду носит. Идут зайцы дальше. А посреди леса медведи в шахматы играют. Мыши вытащили из-под сосны удава, и давай скакать через него, как через скакалку. Хорошо у нас в зимнем лесу, весело!

Семья Бурлаковых

В создании небылицы принимали участие: мама, бабушка, дедушка и я – Бурлаков Алексей.

Зимой в лесу

Наступила зима. Мы сняли шубы и шапки, взяли лыжи и пошли в лес за грибами. Снег засыпало пышным лесом. Все деревья с листьев опали, стоят голые. Только на рябине ещё висят жёлуди. Мы едем на лыжах по лесу. Кругом тишина. В глубине леса слышен стук кукушки. Вот следы на снегу. Это прыгал кабан. С берёзы упала шишка. Её бросила белка. А вот зайцев не видно. Они спят в берлоге. Слева от тропинки мы видим полянку. Она вся синяя от красных ягод. Красота!

Семья Муктасиповых

Компьютерный рисунок: Дамир и папа:

Текст небылицы: Дамир и мама.

Спящий зайка

Не ложатся спать зимой

Ёжик и барсук.

В дереве трухлявом не спит зимою жук.

Не спит медведь в берлоге,

Не спит в норе сурок.

Только зайка беленький

Лег зимой поспать.

Он укрылся листьями

И залёг в нору.

И не бегает по лесу, не грызёт кору.

Семья Белоглазовых

Художественное оформление: мама Лена и я – Рита.

Текст небылицы сочинили мы с тётей.

На горке

Весело с пингвином с горки я качусь,

А за нами сани едут на обезьяне.

Слева, справа зайцы подбегают к нам.

И давай подпрыгивать,

Глазками подмигивать, лапками стучать.

Снеговик с поклоном с горки нас встречал.

И с пингвином весело танец танцевал

Небылицу сочиняли: Пучкова Анастасия, старшая сестра - Пучкова Екатерина (12 лет),

редактировала мама – Марина Геннадьевна.

Нескучная зима

Пришла Нескучная Зима, всё перевернулось.

Дом катался на коньках, солнце спряталась во льдах,

Яблоня созрела, снежинка полетела.

Маки вырастут в снегу, пора гулять снеговику.

А он растит в ведре цветок, в руке держа сочок.

С крыши лестница идёт, прямо к радуге ведёт!

Здорово по радуге на санках прокатиться,

Бабочку поймать, в сугробик провалиться.

Дед Жара на прорубь собирался

Конфетой удочку ловить, снежный загар получить!

Вот она какая – Нескучная Зима!

Семья Харчевниковых

Идейный вдохновитель: Миша;

Сочинители: Миша, мама Настя, папа Олег, брат Дима, бабушки, дедушки, крёстные, и друзья семьи;

Художники: Миша, папа Олег и брат Дима.

Зимняя небылица

Наступила уж зима, навалились чудеса.

Тут ребята в Новый год в лес пришли за ёлкой.

Увидали они там - кабан стоит с метёлкой.

Это что за чудеса: нет снега, есть трава,

И весёлая метель вызывает лишь капель!

А забавные ерши притащили клюшки

И играют на траве не в хоккей, а в плюшки.

Взяв красивые цветочки, белочки плетут веночки,

Волки бегают от зайцев, тихо прячутся в кусточке.

А ушастый царь зверей со своей зайчихой

Дрессирует рыжих лис на полянке лихо.

Тут весёлые мартышки в руки взяли по ледышке,

Побросав при этом книжки прямо в океан.

Даже белые медведи скачут по лесу зимой,

Хорошенько чтоб прогреться, запасаются жирком.

Развалившись на поляне, мишка шепчется с гусём

Обговаривая лихо, где и как, и что почём?

Чудо-бабочка ползёт, а змея летает,

Глупый филин сам себе норку вырывает.

А снежинки – что за чудо, сыплются в большое блюдо,

Чтобы звери в Новый год сели разом в теплоход.

Вот такая небылица приключилась зимой,

Будем петь и веселиться нашей дружною семьёй!

Семья Михайловых

В создании рисунка принимали участие: Аня Михайлова, мама Ира, тётя Наташа, дедушка Витя, бабушка Люда, папа Сергей.

Сюжет небылицы: Аня и папа;

Стихотворное содержание: Аня и тётя;

Художественное оформление: Аня и дедушка;

Идея сюжета: Аня и бабушка;

Компьютерный дизайн: Аня и папа.

Австралийский Новый Год

Однажды в студёную зимнюю пору

Резвился у ёлки один кенгуру.

Сама б я дивилась такому вот вздору,

Но, верьте мне, с детства совсем я не вру.

В снегу извалявшись, наш австралиец

Вдруг сумку на пузе своём распахнул.

И, словно бывалый спортсмен-олимпиец,

Прыжком через ёлку перемахнул.

Гирлянды достал, мишуру и игрушки,

Украсил на славу красавицу-ель,

Он угостил меня сладкой ватрушкой,

Сказал: «Потанцуем, мадемуазель?»

Мы с ним кружились весь день до упада.

В танцах я профи, чего там скрывать!

Потом пили чай, съели пуд шоколада.

Но стало темнеть, пора было спать.

Он посадил меня к себе на спину,

Мы мчались средь заснеженных полей,

Я ела сладкие, как сахар, мандарины.

И вскоре были у избушки мы моей.

Мой кенгуру протянул к небу лапку,

Пристально всматривался в темноту,

Сгрёб кусок небосклона в охапку,

Сдул с лапы пыль и протянул мне звезду!

Семья Барабановых

Рисунок: мама Наташа, папа Вадим и я – Лев Барабанов;

Стихотворное сочинение: сестра Софья, мама Наташа, папа Вадим и я.

Небылица про Тигра

Жил-был Тигр за морями,

Новый год встречал с друзьями.

«Очень жарко», – он вздохнул,

И тихонечко заснул.

Вдруг очнулся – пальм и нет,

А вокруг лишь белый свет.

Вместо пальмы ель стоит

И огнями вся горит!

Все вокруг белым-бело,

Снега много намело!

Тут детишки прибежали,

Дружно хором прокричали:

«С Новым Годом, тигр, друг,

Не останешься ль ты вдруг?

Будешь год нас защищать

И друзьям всем помогать!»

Тигр подумал: «Что б и нет?

Важно чтобы был обед.

Остальное ерунда!

Помогу я вам друзья!»

Может каждому присниться

Вот такая небылица.

Но скажу я вам друзья,

Новый Год настал не зря!

Тигр ловок и умен

Много дел придумал он.

С ним понравится тогда

Нам «нескучная зима»!

Семья Петшик

В создании небылицы принимали участие мама Оля, папа Серёжа и я – Алёна Петшик.

Зимние забавы

Однажды в студёную летнюю пору

На санках пошли мы на пляж загорать.

Мы взяли Полину – братишку малого,

Ему исполняется 75.

Пошла с нами Ваня, сестрёнка моя.

Совсем уже взрослая, ей целых два.

И папа Серёжа под лошадью ехал,

А мама верхом на скакалке была.

А я в это время взяла сковородку

И в теннис играла, бросая лимонку.

А тут нам навстречу дед Инна идёт,

И на голове у неё ёлка растёт.

Перчатки на ноги она нацепила,

Делает вид, что в гору ползёт.

Вот это жара! С нас пот в три ручья!

Так отдыхаем зимой мы всегда!

Рисунок нарисовали мы с мамой.

Новый год в лесу

На деревьях лисы спят,

А зайчата бьют волчат.

Медведи водят хоровод -

Скоро будет Новый Год!

А на ёлке сели в ряд ёжик и бобрёнок,

В хатке лось, в норе совёнок.

Белка зерно в нору прячет,

А хомяк по веткам скачет.

Есть сноровка у свиней:

Петь про ёлку веселей.

Встали рыбки в хоровод

А зверюшки влезли в брод.

Вот была у всех потеха

Есть бананы и орехи.

Прямо с ёлки собирать

И делиться и играть.

В самый жаркий Новый Год

На салазках и в сугроб!

Макарова Маргарита

Летний Новый год

Однажды летом мы встретили Новый год. На волшебной полянке росла голубая ёлка. Мы нарядили её сосульками из холодильника. Но было так жарко, что мы съели все сосульки. Мама собрала корзину клюквы, и мы пошли домой варить клюквенный кисель.

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые участники олимпиады, в связи с переполнением страницы размещайте свои отчеты (рисунки, небылицы и др.) на странице

Небылицы

Основные понятия: определение, особенности бытования, терминология, особенности (образная система, антропоморфизм, композиция, рифмовка), методика рассказывания, формы, жанровые модели.

Бытование жанра . Небылицы, или небывальщины, представляют особый жанр фольклора, встречающийся у всех народов как самостоятельное художественное произведение или как часть сказки, былички, былины, скоморошины.

Жанр одинаково распространен как во взрослом, так и в детском репертуаре. Отличие заключается в форме. В произведениях, исполняемых для детей или детьми, «небылица принимает форму песенки, рифмованной приговорки (считалки), молчанки, дразнилки, пестушки и т. д.».

Детей привлекают произведения, где развивались бы совершенно невероятные события; происходила перестановка объекта действия или признаков, характеризующих различные предметы; функции и свойства одного предмета приписывались другому. «Нарушение правильной координации вещей вызывает в детях смех, и чем больше это нарушение, тем ощущение смешного сильнее», – отмечала О.И. Капица.

Определение. Обычно небылицами исследователи считают «произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т. д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира».

Вероятно, название «небылицы» дали сами исполнители:

Позвольте, братцы, небылицу с пеги,

Небылицу, да небывальщину.

Старину спою, небывалую, да не слыханную.

Важным их свойством является алогизм. Предметный мир, домашние животные, птицы – все в небылицах показано с «абсурдной» стороны.

Второе свойство обусловлено приписыванием одному предмету свойств другого. Оно было отмечено, в частности, К.И. Чуковским, назвавшим подобные произведения «перевертышами» по аналогии с английскими «Topsy-turvy Rhymes» – «стишки навыворот, стишки перевертыши». Название «перевертыши» отчасти совпадает с немецким названием «Verkehre Welt» – «перевернутый мир».

Изучение , Одной из первых в отечественном литературоведении песенки-перевертыши рассмотрела О.И. Капица, ее выводы впоследствии подтвердили английские ученые И. Оупи и П. Оупи в книге «Фольклор и язык школьников», вышедщей в Кембридже в 1959 году. Примерно в то же время В.П. Аникин закрепил двойное название подобной формы.

Вместе с тем некоторые исследователи проводят различие между ними Е.М. Левина полагает, что необходимо разграничивать небылицы и перевертыши. Различие между Ними наблюдается в своеобразии характера действия: в небылице главным принципом становится антропоморфизм (совершение зверями работы людей, приобретение ими человеческих прозвищ и качеств).

В перевертыше имеет место обратная координация, звери выполняют ту же работу, но делают ее необычным образом – косят сено молотками, кафтан зашивают метлой. Неординарностью отличаются и временные характеристики: в небылицах бедствия птиц и насекомых изображаются как мировая катастрофа, в перевертышах герои перемещаются по морю на решете, путают времена года и сезоны.

Всякое отступление от нормы помогало ребенку искать и находить свои ориентиры в пространстве. Таковыми становились ассоциативные связи. Перевернутый мир позволял по-иному посмотреть на обыденные вещи, определить их, оттенить и подчеркнуть отдельные качества.

М.Н. Мельников уточняет, что анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, позволяет утверждать, что небылицы создавались взрослыми и для взрослых. Поэтому нельзя относить их к творчеству детей, скорее речь идет о своеобразных переложениях или приспосабливании детской аудиторией отдельных форм.

Не случайно перевертыши активно использовала народная педагогика, активизируя познавательную деятельность ребенка и формируя у него умение видеть комическое:

Кошка на лукошке

Ширинку шьет,

Кот на полатях

Указывает:

Не так, кошка

Не так, плошка,

Не так черепец,

Наш Иван молодец.

Особенности . Небылицы отличаются игровым характером перевертышей, Чуковский считал их умственной игрой: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями». Научившись складывать бывальщины, ребенок начинает превращать их в собственные истории – «жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни».

Круг образов детской небылицы предопределялся условиями крестьянского быта, в них присутствовали знакомые крестьянскому ребенку с детства животные, птицы, насекомые. Только они одевались как люди: «коза в сарафане», «курочка в сапожках», «утка в юбке». Животные выполняли те же обязанности: «курочка избу метет, вымела избушку, положила голичек под порожичек», «кот на печи сухари толчет, кошка ширинку шьет».

Перемещение животных в несвойственную им обстановку, где они были вынуждены действовать несвойственным образом, приводило к созданию комического эффекта. Случалось, что одним животным приписывались свойства других: «по поднебесью медведь летит, ушками, лапками помахивает, серым хвостиком поправливает», «собачка бычка родила», «поросеночек яичко снес».

Основным приемом становится антропоморфизм: животные, насекомые, птицы переодевались в человеческую одежду и наделялись людскими качествами, свойствами и пороками. Они выполняли одинаковые с людьми действия. Люди также работали и действовали в несоответствующей обстановке: «мужики на улице заезки (заколы для рыбной ловли) бьют, они рыб ловят». Животные использовались необычным образом: «Фома едет на курице, Тимошка – на кошке»; «мужик комарами пахал, дубинкою погонял».

По сравнению с сказками антропоморфизм небылиц имеет свои особенности. Сходство проявлялось в очеловечивании животных, однако в сказке животное выступает как носитель определенных качеств: лиса отличалась лукавым нравом, оказывалась изворотливой, способной к воровству; медведь, напротив, всегда неповоротлив и недогадлив.

В небылицах характеристика меняется. Приведем некоторые небыличные песенки, в первой из них представлены переодетые животные, а во второй – ряженые животные пляшут:

Ульяна, Ульяна,

Садись-ка ты в сани,

Поедем-ка с нами

В нову деревню.

В новой деревне

Во старом селеньи

Много дива увидишь:

Курочка в сережках,

Козел в новых портках,

Коза в сарафане,

А бык в кожане,

Утка в юбке,

Селезень в жерельях,

Корова в рогоже -

Нет ее дороже!

У нашего Данилы

Разыгралася скотина,

И коровы и быки

Разинули кадыки,

Утки в дудки,

Тараканы в барабаны;

Коза в синем сарафане,

Во льняных штанах,

В шерстяных чулках,

Вол и пляшет,

Ногой машет,

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять,

Бух, бух, бух.

Семья коз выполняет крестьянскую работу:

Козел муку мелет,

Коза подсыпает,

А маленьки козляточки

В амбарах гуляют.

По форме небылица представляет собой краткую сюжетную зарисовку, бытовую картинку с конкретным содержанием без зачина и концовки. Приведем пример небылички, где действующими лицами являются насекомые: тараканы, комар, вошь, блоха:

Таракан дрова рубил,

Комар по воду ходил,

В грязи ноги завязил.

Блоха поднимала -

Живот надорвала.

Вошка баню топила,

Гнидка щелок варила,

Вошка париться ходила,

Со угару-то упала,

На лохань ребром попала,

Слава богу околела,

Всему миру надоела.

Сюжетная законченность описания, насыщенность конкретными деталями, наглядные несообразности обуславливают смысловую емкость, точную и зрелищную передачу действий

Композиционно перевертыш состоит из картин-действий, расположенных цепочкой и слабо соединенных друг с другом. В нем происходит перестановка объекта действия или признаков, характеризующих разные предметы. Иногда эта словесная забава «принимает характер игры в обмолвку»:

Где это видано,

Где это слыхано,

Чтоб курочка бычка родила,

Поросенок яичко снес,

Безрукий-то клеть обокрал,

Нагому за пазуху наклал,

Безногий вприпрыжку побежал

Концовка в небылицах отсутствует или не влияет на основное содержание, воспринимаясь как законченное резюме:

Гнида щелок щелочила,

Вошка париться ходила,

Со угару-то упала,

На лохань ребром попала.

Слава богу околела,

Всему миру надоела.

Некоторые исследователи полагают, что зачин, напротив, играет важную семантическую роль: «в нем сразу подчеркивается, что речь идет о чепухе, небыли, в которую не верят».

Повествование в небылице ведется от первого или третьего

У нашего Данилы

Разыгралася скотина.

Жил я у матушки

В сосновой избушке.

Спал на подушке,

На перинушке.

Характер рифмовки в небылице разнообразен. Наиболее распространены смежные рифмы:

А хозяин на печи обувается,

А медведь на дороге повивается,

А свинья под мостом овес толкет,

А лягушка на дворе песенки поет.

Пример перекрестной рифмы в сочетании с внутренней:

Козел муку сеет,

Коза подсевает,

А барашки крутоторожки

В дудочку играют,

А сороки-белобоки

Ножками топ-топ,

А совища из углища

Глазами-то хлоп-хлоп.

Часто встречаются внутренние рифмы в сочетании с парными

Скок-поскок,

Молодой дроздок.

Перевертыши различаются по жанровой модели; иногда это коротенькая прибаутка:

Эх, сапоги у меня на вате,

А поддевка на скрипах.

Да я на пегой на телеге

На сосновой лошади.

Но может быть и целая песенка:

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня середь мужика,

Глядь из-под собаки лают ворота;

Ворота-то пестры, собака-то нова.

Мужик схватил собаку

И давай бить палку.

Собака амбар-то поджала

Да в хвост и убежала.

Изба пришла в мужика

Там квашня бабу месит.

Встречаются перевертыши в форме нарратива:

Я встал поутру, обулся на босу ногу, топор надел, трое лыж за пояс подоткнул, дубинкою подпоясался, кушаком подпирался. Шел я не путем не дорогою; подле лыков горы драл; пошел я в чисто поле, увидал: под дубом корова бабу доит. Я говорю: «Тетенька, маминька, дай мне полтора молока пресного кувшина». Она не дала. Я вышел на улицу: тут лайка собачит (вм. собака лает) на меня; мне чем обороняться? Я увидал: на санях дорога, выхватил из оглобель сани, хлысть лайку и пошел домой.

В данном случае сюжет разворачивается как необычная история, которая приключилась с самим рассказчиком. Е.М. Левина полагает, что даже в том случае, когда присутствуют «мотивы прозаической небылицы, повторы ритмически их организуют».

…Да не курица на ступы соягниласе,

Корова на лыжах прокатиласе,

Да свинья в ели-то ведь гнездо свила.

Да гнездо свила да детей вывела.

Малых деточек да поросяточек.

Поросяточка всё по сучьям вися,

По сучьям вися и полететь хотя.

Обоухая свинья

На дубу гнездо свила,

Поросила поросят

Ровным счетом шестьдесят.

Распустила поросят

Все по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь яны хоцяць.

О.И. Капица отметила, что к небылицам примыкают так называемые «большие песни». В большинстве из них действующими лицами являются животные, которые действуют подобно людям. Наиболее распространенными она считает следующие: «Козел», «Сватовство совы», «Война грибов», «Чечотка», «Смерть и похороны комара», «Поедем-ко, женушка, домик наживать», «Жил я у попа».

Подобные песни П.В. Шейн называет сатирическими и скоморошными. «Почти все они, – замечает он, – отличаются явным сатирическим характером, смысл и цель которого с течением времени сгладились, вследствие чего они в значительной степени потеряли совершенно интерес для людей старших поколений. Но, благодаря обилию аллитераций, тавтологий и рифмы, а равно легкости для запоминания их несложных музыкальных мотивов, они, так сказать, сами напросились своими неоцененными услугами матерям, нянькам, пестуньям, для которых они являлись самыми желанными, самым удобным и подходящим средством занимать и забавлять приятным образом своих и чужих малюток. Эти малютки, выросши и возросши до отроческих лет, сами с удовольствием начинают употреблять эти самые песенки и прибаутки».

Отсутствие точной терминологии привело к тому, что в первом собрании «Русских народных песен» П. Шейн поместил эти песни в детский отдел, а в «Великоруссе» перенес их в группу юмористических песен для взрослых.

Среди больших песен в первую очередь укажем на распространенную у русских, белоруссов и украинцев песню о «козле». О.И. Капица приводит более 10 вариантов песни. В ней рассказывается о том, что любимый бабушкин козлик отправился в лес погулять, а там его растерзали волки. Профессор В.Н. Перетц указывает на прототип этой песенки, находящийся в сборнике польских песен Гинтовта и Рудницкого, относящемся к 1713 г.

Приводим начало наиболее распространенного варианта этой песенки:

Жил-был у бабушки серенький козлик,

Бабушка козлика очень любила.

Вздумалось козлику в лес погуляти,

Напали на козлика серые волки,

Остались от козлика рожки да ножки.

После каждой строки повторяется припев «Вот как, вот как» и два последних слова. Постепенно простой по структуре текст развивается в наполненную разными событиями песню, где козел встречается с волками и погибает.

В начале бабушкин козел похваляется:

Семь волков убить

Бабе шубу сшить.

Козел оказывается трусом и при встрече с заинькой и лисанькой спрашивает:

Ты не смерть ли моя,

Ты не съешь ли меня?

На это ему животные отвечают

Я не смерть твоя,

Я не съем тебя.

Уж я заинька,

Уж я беленькой.

Затем козел встречает семь волков, которые нападают на него. Бабушка находит только его останки и устраивает поминки по своему любимцу. О.И. Капица приводит и вариант с благополучным концом, в котором козел расправляется с волками и возвращается домой невредимым:

Ах ты, бабушка,

Ты, Варварушка,

Отворяй-ко ворота,

Принимай-ко козла.

Песня попала в детскую книгу и широко использовалась для педагогических целей. О.И. Капица полагала, что она дает материал для подвижных детских игр с пением для маленьких, поскольку «из всех больших песен она по форме и содержанию особенно близка детям, чем и объясняется ее популярность». С.Я. Маршак обработал песню в пьесу для детского театра и для театра Петрушки. Очевидно, О.И, Капица имеет в виду пьесу С. Маршака «Сказка про козла».

Не менее распространена по количеству вариантов песня «Сватовство и свадьба совы», в которой действуют птицы. В ней отчетливо прослеживается сатирическая направленность. Характеристики птиц, которых предлагают снегирю в жены, отличаются изобразительностью. Все, они наделяются человеческими качествами:

Взял бы я галку – косолапая она.

Взял бы я ворону – черномазая она.

Взял бы я ласточку – вертлявая она.

Взял бы я кукушку – тоскливая она и т. д.

Одновременно жених пытается выяснить и деловые качества своей невесты:

Умеешь ли ты, совонька, прясть, ткать?

Умеешь ли пашеньку пахать?

В сборниках детских сказок помещается песня «Война грибов»:

Заводилася война

Среди белого дня.

Уж как начато палить,

Только дым пошел валить.

Как сказали на войну

Всему нашему селу,

Пораздумал белый гриб -

Всем грибам полковник,

Под дубочком сидючи,

На грибочки глядючи.

Он обращается к разным грибам, но все отказываются идти на войну: рыжики говорят:

Мы богаты мужики,

Не повинны во полки

Опенки отвечают:

У нас ноги очень тонки

Нейдем мы на войну и т. д.

Соглашаются, наконец, грузди:

Мы – ребятушки дружны

Подавайте сабли, ружья,

Мы – заступники селу,

Мы идем на войну.

Детские песни представляют собой пародию на исторические песни, сложенные в конце XVIII века под влиянием восстания Пугачева. В тексте песни высмеивались те, кто отказывался идти сражаться.

Песни «Будем-ка, женушка, домик наживать» и «Жил я у попа» построены на ряде звукоподражаний и названий, характеризующих животных. В первой песне перечисляются животные, купленные для хозяйства, во второй – животные, подаренные паном работнику за его службу. Вот как характеризуются животные:

А телица – хвастувица,

Мой баран матер-пестер,

Козинька бела-руса,

Свинушка пестра-ряба,

Моя утка – попловутка,

Моя гуска – водоплюска и т. д.

Приведем пример звукоподражания:

Козынька – меке-кеке,

Барашек – бя-бя, бя-бя,

Свинушка – рюхи, рюхи,

Индюшка – шулды-булды,

Гусынька – га-га-гага и т. д.

Взаимодействие небылиц с литературными формами . М.Н. Мельников и Е.М. Левина показывают появление перевертышей на основе книжной традиции: «Плыл по морю чемодан», «Шла изба по мостику…», «Дело было в январе, первого апреля».

Встречаются пародии на современные популярные песни:

У леса на опушке

Жила зима в избушке.

Она людей варила…

В подобных текстах присутствуют мотивы устрашения, органично вошедшие в структуру жанра. Данное обстоятельство сближает песни-пародии с «страшными историями» и показывает, что жанр не утратил популярности в современной детской среде.

Ребенок подрастает, и в его жизни появляются прибаутки и небылицы. Небылицы существуют в народе издавна, а ведь народное творчество сохраняет самое лучшее, постепенно отсеевая всё ненужное. Отличие небылиц от потешек и пестушек в том, что они не связаны с какими-либо движениями, но в ним присутствует какой-нибудь сказочный или фантастический сюжет. Это картинки из жизни животных или короткие сказочки, расширяющие познания ребенка об окружающем мире. Песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Небылицы предназначены для детей, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.. Вкладывая в знакомое новый смысл, переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится лучше оперировать понятиями, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор.
Для взрослого это нелепицы, а для ребёнка - смешные истории про то, чего не бывает. Когда ребёнок открывает для себя закономерности окружающего мира, новые понятия, он начинает играть этими понятиями, потому что через игру познаёт мир.

Ту-ту-ту-ту,
Заиграю во трубу,
Труба липовая,
Кольца медяные.
Через кошкин дом
Валит дым столбом.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом.

Ту-ту-ту-ту-ту-ту,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
А труба еловая.
Она можжевелевая.
А ту-ту-ту-ту-ту-ту,
Потерял мужик трубу.
Шарил, шарил - не нашел,
Он заплакал и пошел.

ом-бом-бом,
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Убежала к речке -
Напилась водички.
Убежала к кабаку -
Нализалась табаку.

орзые кобели
У нас козу увели,
На печке доили,
Козлятушек поили.

ыла репа важная,
Дивилась старуха каждая:
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Одну корку наложили,
Так телегу обломили!

аня-Ваня, простота
Купил лошадь без хвоста.
Поехал жениться,
Привязал корытце.
Корытце ломается,
Жена улыбается.

орон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

се собачки маленькие
Надевают ваааленки,
А большие со-ба-кИ
Надевают са-по-ги!

ы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
- Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

ром по горам прокатился –
С дуба комар повалился,
Грохнулся о корневище
Старый комар-комарище.
Мигом слетелися мухи –
Две грохотухи-горюхи,
Подняли бедного братца,
Стали жужжать, убиваться:
- Старый комар-комарище,
Как тебе больно, дружище!
Бедный наш светик-сударик,
Как тебя жаль нам, комарик!

ва брата Кондрата строили баню.
Кулики темшили,
Журавли вершили,
Дятел струбы просекал,
Таракан дрова таскал,
Блоха щелок щелочила,
Гнида веники мочила,
Вша-та парилася,
Да запарилася
Побегайте по попа -
Все по старого клопа,
Помяните-ка рабу-
Серу вошку во гробу.

Евушка Пелагеюшка.
Чего делала?
- Жеребят пасла.
- Чего вынесла?
- Жеребеночка.
-А где он?
- Николка увел.
- А где Николка?
-За клетки ушел.
- А где клетки?
- Водой снесло.
- А где вода?
- Быки выпили.
- А где быки?
-По траву ушли.
- А где трава?
- Попы выкосили.
-А где попы?
- По домам ушли.

Едушка-соседушка,
Куда ходил?
- В лес.
- Чего видел?
- Пичужечку.
- А на чем она сидит?
- На елочке.
- А о чем она поет?
- Все чувик-чувик,
Пойдем ко мне чаек пить,
А то улечу в тальник.

сть такая палочка,
Палочка-застукалочка.
Застукалкой постучишь –
Вылетает синий чиж.
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький,
А на лапке маленькой
Сапожочек аленький.
Чижик знает песенку
Про мышат, про лесенку:
«Как по лесенке гурьбой
Лезли мыши в кладовой.
Лесенка свалилась,
Мышки покатились…»

хала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

хала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Залаяли ворота,
"Тру", - сказала лошадь
И мужик заржал,
Лошадь пошла в избу,
А мужик стоял,
Лошадь ела булки,
А мужик овес,
Лошадь села в сани,
А мужик повез.

Аяц белый,
Куда бегал?
- В лес-дуброву.
- Что там делал?
- Кору драл.
- Куда клал?
- Под колоду убирал.

з-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

з-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.

люшечка-загребушечка,
Ты где была?- Коней пасла.
Чего выпасла?- Жеребеночка.
А где жеребеночек? - В клеточке.
А где клеточка? - Водой снесло.
А где вода? - Быки выпили.
А где быки? - В тальник ушли.
А где тальник? - Девки вырубили.
А где девки? - Замуж вышли.
А где мужья? - На войну ушли.
А где война? - Посередь гумна.

озел пошел по воду,
Нашел мешок солоду,
Распарил кулишку.
Кулишка, кулишка,
Сладка, медовая
В печи не бывала,
Под щелком стояла,
Мышка попала
Не трог - попред
Пастушкам на обед.

ошка ходит по краю,
Она лычко дерет,
Коту лапотки плетет,
А коту-то недосуг -
Надо пиво варить,
Надо пиво варить,
Да надо сынушка женить.
Сын Максим, балалаечник,
Балалаечку купил,
Да все девчонок полюбил:
Ты сутуленькая,
Ты горбатенькая,
Выйди, выйди за меня,
Да за богатенького.
У меня-то про тебя
Молока цела река,
Киселя целы амбары.

иса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

аленькие татарочки
Взяли по палочке,
Стукнули в доску,
Поехали в Москву.
Там мост мостят,
Поросят крестят.
Они вверх глядят,
Улететь хотят.
Приехали рано,
Привезли барана
С крутыми рогами.
Затопал ногами.

амонт и папонт гуляли на речке,
Бабант и дедант лежали на печке.
А внучок сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.

ежду небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.