Как звери в лесу Новый год встречали.
Зима – время больших молчаливых снегов. Прилетают снега всегда неожиданно. Вдруг ночью зашепчутся деревья, зашумят - что-то происходит в лесу таинственное. А утром всё белым-бело, пришла настоящая зима. Лес утонул в невиданных сугробах. Под холодным небом склонили тяжёлые головы белые деревья.
Выпал снег. Все лесные птицы и звери куда-то подевались, скрылись. Время тянется еле-еле. Льдами покрылись реки. Короток стал день. Солнце всё ниже и ниже проходило свой путь над лесом. А тени от деревьев становились всё длиннее и длиннее.
Приближался Новый год. И вот как-то накануне праздника собрались на лесной опушке птицы и звери. Стали они совет держать: как бы им повеселее встретить приход нового года.
Большие снега плотно окутали землю, а с нею спряталось и всё то, чем кормилось зверьё. Голодно и холодно было лесным жителям в ту пору. На носу был праздник, а какое же веселье на пустой желудок? Вот и решили они принести на новогодний стол всё, что было вкусненького припасено. Многие птицы и звери делают осенью вкусные и полезные запасы на зиму.
Белочка орешки кедровые принесла. Сушёных грибочков и яблок ёжик притащил на своих иголках. Тетерев сушёной рябины принёс. Мышка-полёвка зёрнышек разыскала. Зайчата в заброшенном огороде моркови нарыли. Синички прилетели с веточками сушёной малины в клювах. Бурундуки сладких кореньев накопали. Так все понемножку и насобирали целую гору угощений!
Сороки тем временем облюбовали ёлочку на поляне, самую пушистую и зелёную. Огромную двухметровую ёлку белочки нарядили игрушками и гирляндами, которые изготовили заранее. Елка переливалась разноцветными огнями, поблескивала блестящими боками игрушек. Тетерев с неё снег стряс, а зайчата его притоптали своими лапками, чтобы было место для хоровода. Даже снеговика слепили и метлу ему в руки дали, сделанную из берёзовых веточек. Чем не праздничное убранство!
Вот только Михаил Потапович всё не приходил. Наверное, не расслышал спросонья приглашения. Вот и решили звери косолапого ещё раз позвать. Добрались до берлоги, стучали-стучали, так и ушли ни с чем. Очень сладко спит Мишка. Побрели звери на полянку без него, а мороз тем временем всё крепчал!
Подходят они к ёлочке, а на ней нет ни одной игрушки. Стоит ёлочка грустная и без праздничного убранства. Угощение, которое спрятали под ёлочкой, тоже куда-то исчезло. Будто и не было здесь ни кореньев сладких, ни душистой малины. И снеговика тоже кто-то поломал. Ой! Как расстроились зверушки!
А из-за кустов волк и лиса смеются. За животы ухватились и катаются по снегу!
Тут на поляну неожиданно вышел Михаил Потапович. Он увидел, как веселятся разбойники, и как заревёт во всю силу. Испугались волк и лиса! Побросали всё и ну, бегом, пока голова цела!
Обрадовался лесной народ. Собрали все ёлочные украшения, угощения, нарядили ёлочку, слепили нового снеговика и начали встречать долгожданный праздник! А Михаил Потапович принёс с собой бочонок с мёдом. Веселью зверей не было предела! Они и хоровод под ёлочкой водили, и пели, и плясали, и конкурсы устраивали! Так, дружно и весело встретили они Новый год!
А там скоро и день начал прибавляться, солнышко повернуло на лето, морозы стали слабеть. Пришёл рассвет нового года. . .
Конспект НОД по реализации ОО "Познавательное развитие" для детей с ОНР в подготовительной группе беседа на тему "Дикие животные зимой"
Автор: Фомина Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 21", г. Снежинска Челябинской области
Описание работы: Предлагаю конспект НОД с детьми подготовительной группы "Дикие животные зимой". Данная разработка будет интересна педагогам коррекционных дошкольных учреждений, которые работают с детьми с нарушениями речи.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
Уметь различать хищных и травоядных животных.
Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Образовательная область «Речевое развитие»
Активизировать словарь по данной теме
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент.Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель: - Сядет тот, кто правильно ответит.
Воспитатель:- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый?
Дети: - Заяц
Воспитатель:- Бурый, косолапый, неуклюжий?
Дети:- Медведь
Воспитатель:- Серый, злой, голодный? (как догадались?)
Дети:- Волк
Воспитатель:- Хитрая, рыжая, ловкая?
Дети:- Лиса
Воспитатель:- Проворная, запасливая, рыжая или серая?
Дети:- Белка
Воспитатель:- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
Дети:- Еж
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Воспитатель:- Кого же мы можем встретить в зимнем ле¬су, вы узнаете, отгадав загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Воспитатель: - Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зи¬мой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых вет¬вей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще ста¬новится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?
Дети: - Дупло
Воспитатель: - Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Воспитатель: - Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети:- Заяц.
Воспитатель: - Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?
Дети:- Серого
Воспитатель: - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель: - А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Воспитатель: - Послушайте и отгадайте, чей это голос?
Дети: - Это лиса
Воспитатель: - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: - А кто нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
Воспитатель: - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.
Воспитатель: - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.
Воспитатель: - Послушайте еще один голос.
Воспитатель: - Кто это?
Дети:- Волк.
Воспитатель: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.
Воспитатель: - А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?
Дети: – В логове
Воспитатель: - Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
Воспитатель: - Жилище у бобров называется так интересно - хатка
Воспитатель: - Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные.
Воспитатель: - А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
Воспитатель: - Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите на слайд, вы его узнаете.
Воспитатель: - Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Воспитатель: - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.
Воспитатель: - Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.
Воспитатель: - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?
Дети:- Они служат для обороны от хищников.
Воспитатель: - Рассмотрите внимательно, а что у лося на ногах?
Дети:- Копыта
Воспитатель: - они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.
Физминутка.
Воспитатель: - А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?
Воспитатель: - А почему?
Воспитатель: - Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны.
Воспитатель: - А вот еж тоже не делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко проспит до весны. Белый снежок покрывалом укроет норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек. Вы запомнили любимые лакомства ежа?
Воспитатель: - И сейчас я вам предлагаю собрать картинки.
Воспитатель: - Давайте расселим ваших животных по домам.
Воспитатель: - Где живет волк?
Дети:- В логове
Воспитатель: - С кем он живет?
Дети:- С волчатами.
(по каждому животному)Воспитатель:- О ком мы сегодня говорили?
- Почему их называют дикими?
- А кто зимой впадает в спячку?
-Назовите жилище диких животных?
- Что интересного вы еще узнали?
Тема: Беседа о диких животных зимой.
Программные задачи:
Дать знания о том, как дикие звери живут зимой, отметить внешние признаки, особенности поведения.
Активизировать словарь за счет слов: запасы, дупло, когти, вожак, волчья семья, стая.
Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к занятию.
Предшествующая работа: читали рассказы и стихи о животных, рассматривали иллюстрации.
Подготовка воспитателя: изучила «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой стр. 112, Плешаков А. А. «Зеленые страницы» стр. 194, 198, 199, подобрала методы и приемы, написала и выучила конспект.
Оборудование:
картины из серии «Дикие животные» П. С Меньшикова.
Ход занятия
I Дети сядьте все удобно и послушайте меня внимательно
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы –
И зима настала
И. Суриков
О каком времени года говорится в стихотворении?
Как вы догадались?
Какая погода бывает зимой?
Какие изменения происходят зимой в животном мире?
II Сегодня мы с вами поговорим о том, как дикие животные проводят зиму.
Дети послушайте и отгадайте о ком эта загадка?
Кто по елкам ловко скачет
Кто взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет?
Сушит на зиму грибы?
Выставляю картину «Белки»
Кто изображен на картине?
Предлагаю рассказать ребенку.
Высоко на дереве в дупле живет белка с бельчатами. Они принесли орехи, держат их в зубах. Шерсть у белки рыжая, хвост пушистый, уши, уши короткие с кисточками на концах. Глаза темные большие. На ветках сидят два бельчонка. Один грызет орехи, поддерживая их передними лапками, другой присел на задние лапы. Из дупла выглядывает третий бельчонок. К нему по стволу спускается еще один, а самый пушистый, вытянув лапы и хвост, перепрыгивает с ветки на ветку.
Где живут белки?
Чем они питаются летом, зимой?
Какая шерсть у белки зимой?
Как передвигаются белки?
Почему белка прыгает?
Белка ловко скачет с ветки на ветку, как рулем управляет своим хвостом, может спрыгнуть с верхушки дерева на землю.
У белки острые когти. Они быстро взбираются по стволу. Летом шерсть у белки рыжая, зимой серебристо-серая.
Чем питаются белки?
Едят белки ягоды, зерна, грибы, почки растений, орехи, желуди, насекомых, муравьиные яйца.
Как белки готовятся к зиме?
Делают запасы: прячут орехи, сушат грибы, ягоды, а зимой отыскивают их под снегом.
На зиму белки утеплят гнездо мхом, сухой травой, перьями.
Как белки проводят зиму?
С наступлением холодов белки прячутся в своих гнездах и выходят только за кормом. В сильные морозы совсем не покидают теплого гнезда, которое строят из веток. Внутри они делают мягкую и теплую подстилку из сухих листьев, травинок, мха.
Послушайте еще одну загадку.
Неуклюжий, косолапый,
Но попробуй одолеть.
Говорят, сосет он лапу,
А зовут его …
(Медведь)
Выставляю картину, предлагаю рассмотреть.
Кто изображен на картине?
Что делает медведь? медвежата?
Какого цвета шерсть у медведей?
Какое время года изображено?
Уточняю высказывания детей, рассказываю об особенностях внешнего вида медведя: неуклюжий на вид, очень подвижен, быстро плавает. В случае опасности бегает быстро. Молодые медведи и медвежата ловко лазают по деревьям.
Лапы у медведя сильные, с крепкими, длинными когтями. Он легко поднимает упавшее дерево, выворачивает пни.
Дети, как вы думаете, чем питаются медведи?
Да, они едят ягоды: землянику, малину, клюкву, бруснику, орехи, желуди, яблоки. Любят полакомиться насекомыми, раскапывают муравейники. Любят полакомиться медом диких пчел. Медведь – всеядный зверь.
Дети, а как медведь проводит зиму?
Да, зимой медведь спит.
Осенью в удобном месте (под сломанным деревом, под корнями вывернутого дерева) медведь устраивает берлогу, в ней он лежит до весны, ничего не ест, расходует запасы жира, накопленного за лето.
В берлоге у медведицы появляются 2-3 маленьких, беспомощных медвежонка (весом в 500 г) К весне они подрастут. Питаются молоком матери, едят зелень, ягоды, насекомых.
Дети, а теперь отгадайте вот такую загадку.
Серый брат
Из-за куста хвать
По полю рыщет,
Ягнят, телят ищет.
Выставляю картину волка.
Кто изображен на картине?
Предлагаю рассказать.
После ответов детей обобщаю.
В вечерних сумерках, все тихо в деревне. В окнах домов кое-где светятся огни. Голодные волки остановились на краю деревни. Впереди стоит вожак, а за ним вся волчья семья.
У волков длинная морда, густая и грубая шерсть, хвост опущен.
Почуяли серые бродяги домашний скот на скотном дворе. Смотрит и прислушивается вожак. Насторожились волки.
Дети, какие ноги у волка? (высокие и сильные)
Какие уши? (стоят торчком)
Какой хвост? (толстый, прямой, опущен вниз)
На какое домашнее животное похож волк?
Правильно, на собаку.
У волка острый слух. Слышит волк и тогда, когда спит. Спящий волк слышит шелест сухих листьев и другие слабые звуки. Зрение хуже слуха. Лучше он видит ночью.
Как волки проводят зиму?
Правильно, волки не впадают в спячку. Они активны в течении года.
Ходят волки гуськом, ступая след в след. В поисках добычи обходят большие расстояния. Это подтверждает народная пословица: «Волка ноги кормят».
Зимой волкам труднее добывать себе пищу. Голодные они, забегают в деревни, забираются в сараи, наносят вред.
В народе говорят: «Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что овцу съел»
Как вы понимаете эту примету
III . Дидактическая игра «Покорми животного».
Составила преподаватель Бычкова Г.С.
Тематическая беседа для детей: "Как зимуют животные?".
Описание работы: Данная статья знакомит с жизнью диких животных зимой. Материалы будут полезны воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован для оформления стенгазет, папок-передвижек, информационных бюллетеней. Отдельные части текста можно использовать для занятий с детьми.
Цель и задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по - разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».
Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.
Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.
Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.
Мигрирующие животные.
Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных.
«Разве у нас такие водятся?» - спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?»
Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.
Что же это за животные такие?
Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.
Зимняя спячка.
Зимняя спячка - это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных - это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.
Медведь - это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.
Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.
Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.
Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.
Не спящие зимой дикие животные.
Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.
Лось - это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.
Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры - большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух
Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца - это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима - это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.
Беседа в детьми подготовительной группы. Дикие животные зимой
Конспект НОД по реализации ОО "Познавательное развитие" для детей подготовительной группе беседа на тему "Дикие животные зимой"
Ход непосредственно образовательной деятельности
- Организационный момент.
Ребята, сейчас я буду описывать животных, а вы должны будете отгадать о ком я говорю.
Воспитатель:- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый?
Дети: - Заяц
Воспитатель:- Бурый, косолапый, неуклюжий?
Дети:- Медведь
Воспитатель:- Серый, злой, голодный? (как догадались?)
Дети:- Волк
Воспитатель:- Хитрая, рыжая, ловкая?
Дети:- Лиса
Воспитатель:- Проворная, запасливая, рыжая или серая?
Дети:- Белка
Воспитатель:- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
Дети:- Еж
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Почему их называют дикие животные?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Животные - это часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Воспитатель:- Кого же мы можем встретить в зимнем лесу, вы узнаете, отгадав загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Воспитатель: - Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?
Дети: - Дупло
Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети:- Заяц.
Воспитатель: - Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?
Дети:- Серого
Воспитатель: - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель: - А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Воспитатель: - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: - А кто нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
Воспитатель: - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.
Воспитатель: - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.
Воспитатель: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.
Воспитатель: - А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?
Дети: – В логове
Воспитатель: - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.
Воспитатель: - Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.
Воспитатель: - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?
Дети:- Они служат для обороны от хищников.
Воспитатель: - А что у лося на ногах?
Дети:- Копыта
Воспитатель: - они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.