Мода сегодня

Вариант 16 егэ по русскому языку

Вариант 16 егэ по русскому языку

Для тренировки пройдите тест ВПР 2017 русский язык 5 класс Вариант 16

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 5 заданий.

Ответы на задания запишите в работе. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Name

№1 Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Русская з..ма настоящая волшебница. В бел.. наря(д/т) (1)одела она м..лодые д..рев..я. Укутала их зимушка пост..лила им мя(г/х)кую п..рину. (4) Она изящ..но ра(з/с)писала хру(б/п)кие стволики и веточ..ки бл..стящим на со..нце инеем. Под берё(з/с)ками р..стут ни(з/с)кие но пуш..стые ёлоч..ки. Ч..ть п..дальше ст..ят высок.. сосны-кр..савиц.. . С..ребряные(3) укр..шения вплела в..юга в их пышные прич..ски(2). А на макушках сосен вид..ш.. ..громные ша(б/п)ки снега и (не)перест..ёш.. уд..влят..ся. Ведь они так похожи на бел.. д..ковинн.. цв..ты! На земле л..жит необ..ятный сказоч..ный к..вёр. З..ма ра(з/с)шила его узорами сл..дов птиц и зв..рей, з..мующих в (Р/р)осси.. . Как хорош лес з..мой!

№2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

Задание этой части проверяется экспертами отдельно. Проверьте себя самостоятельно.

В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная).

Н − [н] − согласный, звонкий, твёрдый

А − [а] − гласный, безударный

Р − [р’] − согласный, звонкий, мягкий

Я − [а́ ] − гласный, ударный

Д − [т] − согласный, глухой, твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога

(2) – морфемный разбор;

Причёски(2)

Впишите ответ в виде: приставка-приставка, -корень-корень, -суффикс-суффикс, -окончание-окончание

(3) – морфологический разбор;

Серебряные(3) (украшения)

Серебряные(3) (украшения)

1) серебряные (украшения) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: украшения (какие?) серебряные;

2) начальная форма – серебряный; во множественном числе, в именительном падеже;

3) в предложении является определением.

(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание этой части проверяется отдельно экспертами. Проверьте себя самостоятельно.

Укутала их зимушка, постелила им мягкую перину(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: зимушка (подлежащее), укутала, постелила (однородные сказуемые).

Второстепенные члены предложения: (укутала) их – дополнение; (постелила) перину − дополнение; (постелила) им – дополнение; (перину) мягкую – определение.

№3 Поставьте знак ударения в следующих словах.

Столяр, начала, алфавит, повторишь.

Впишите в ответ только буквы под ударением. Например а, у, о

№4 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

Под корнями берёзы скрываются жучки и ящерицы.

В ответ впишите, то что напишите над каждым словом.

Например предл. сущ. глаг. союз

2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица. Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

№5 Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

2) Медуница чем вы лечите раны и ссадины малышек

3) Лечение мёдом приятно и безболезненно воскликнула Медуница

4) По словам доктора Пилюлькина лечение йодом имеет ещё и воспитательный характер

Задание этой части проверяется отдельно. Проверьте себя самостоятельно.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: «Лечение мёдом приятно и безболезненно!» − воскликнула Медуница.

2) составление схемы предложения: «П!» − а.

№6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Тюбик был очень хорошим художником.

2) Слушай Тюбик я тоже хочу быть художником!

3) Пускай Тюбик подарит мне старые кисточки и краски.

4) Садись-ка ты лучше позировать на стул.

Впишите в ответ только предложение.

2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением. ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

№7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Осенью грибники на старый пень садятся и грибы перебирают в корзинках.

2) Седым мхом покрыты невысокие кочки и ярко зеленеют на них листья брусники.

3) Ранней весной ты найдёшь здесь сморчки и увидишь прелестные жёлтые рыжики.

4) Стволы дубов возвышаются над головой и почти касаются неба своими вершинами.

В ответ впишите только предложение.

2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.



(1)Кто едет-скачет на могучем коне узкой просекой в богатырских доспехах? (2)Кто зорко смотрит по сторонам? (3)Чью громкую речь слушают воины? (4)Из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости.


(5)Очень полюбился князю удобный для обороны холм – место при слиянии узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой, как слеза, Москвой-рекой. (6)Место это было тихое, глухое, водное, рыбное и охотницкое. (7)Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли суздальской. (8)Обнесли воины холм валом, забором-тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг глубокий ров.


(9)Много городов в северных землях основал князь-строитель Долгорукий, но Москва ему сразу полюбилась. (10)Написал Юрий из новой крепости своему военному побратиму, князю Святославу: «Приди ко мне, брате, в Москов». (11)К встрече дружина Юрия Долгорукого наготовила много всякой снеди: липового мёда, разной речной рыбы, лесной дичи. (12)Летописец, записывавший в книгу только самые важные события, чётко вывел: «Был обед силён». (13)Шёл 1147 год. (14)Этот год и стал считаться годом рождения Москвы − столицы нашей Родины.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)На первый взгляд их можно принять за растения, но в отличие от растений, у грибов нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. (2)Необходимое питание они получают из готовых органических веществ, образованных растениями или животными. (3)______ больше всего грибов можно встретить в лесу, где они используют остатки отмерших растений и других организмов в качестве пищи.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Больше всего грибов можно встретить в лесу, где они используют остатки отмерших растений и других организмов в качестве пищи.

2. Грибы чаще всего встречаются в лесу, потому что они, в отличие от растений, необходимое питание получают из готовых органических веществ - остатков отмерших растений и других организмов.

3. На первый взгляд их можно принять за растения, но в отличие от растений, у грибов нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.

4. В отличие от растений, грибы необходимое питание получают из готовых органических веществ и поэтому чаще встречаются в лесу, где используют в качестве пищи остатки различных организмов.

5. Грибы, в отличие от растений, необходимое питание получают из остатков отмерших растений и других организмов, и им не нужны корни, листья и стебли.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. К несчастью,

4. Вряд ли

5. Именно поэтому

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗМ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОРГАНИ ЗМ, -а, м.

1. Живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Животные, растительные организмы. Развитие организмов.

2. Совокупность физических и духовных свойств человека. Крепкий о. Ослабленный о.

3. Сложно организованное единство, целостность. Государственный о.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облЕгчит

ненадОлго

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. У всех ВЕЛИКИХ людей есть свои маленькие слабости.

2. ИСХОДЯЩЕМУ документу при регистрации должен быть присвоен номер.

3. Александр Михайлович Опекушин был выходцем из простого народа, сперва - самоучка, затем ПРИЗНАННЫЙ художник.

4. Открытие оказалось УДАЧЛИВЫМ, и прежде всего потому, что во многом определило уникальность этой живописной системы.

5. Некоторые МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ бактерии светятся, но это ещё не самое замечательное их свойство.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

две пары ДЖИНСОВ

САМЫЕ РАЗГОВОРЧИВЫЕ

обуть ТУФЛЮ

ПРОМОКНУЛ под дождём

ТРЕМЯСТАМИ абитуриентами

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами 1) Контактные линзы правильно подбирает только врач, учитывая различные параметры и особенности глаза.
Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом 2) Заметив неподалёку играющих ребят в мяч, я остановился.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 3) Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) Сочинительный союз употребляется с однородными членами предложения и соединяет их.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 5) Я пешком отправился на корабль под непрекращаюшиеся крики толпы.
6) Самые опасные ситуации поджидают туристов в больших городах, куда стекаются весь криминал в поисках лёгкой наживы.
7) Стараясь казаться спокойным и даже равнодушным, никто не заметил моего страха.
8) Водитель троллейбуса обратился к пассажирам с просьбой оплатить за проезд.
9) У дома уже стояло вызванное такси, до отъезда оставалось пять минут.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б...тонировать

раст...ряться

оз...рение

р...петиция

подст...лить

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..сякший, во..дать

п..проще, н..рекание

пр..бой, пр..глашение

ра..писать, бе..домный

п..слание, з..певала

10

изменч...вый

вытерп...в

жалостл...вый

вздраг...вать

устра...вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

немысл...мый

выскоч...шь

отмет...шь

скош...нный

довер...вший

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

В астрономии, как н(1) в какой другой науке, количество людей разных профессий, влюблённых в эту науку, н(2)чуть н(3) меньше, а намного больше, чем профессиональных учёных.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Из рисунков самого Росси видно, (НА)СКОЛЬКО величественный вид был у великолепной Михайловской площади и (В)БЛИЗИ дворца.

2. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, (ИЗ)РЕДКА мать набивала в баночку творогу, который у КОГО(ТО) брала.

3. Колдунья взяла в руки ЧТО(ТО) (В)РОДЕ венчика для взбивания белка и стала греть его над свечой.

4. Зимой всё блестит, весело КАК(ТО), свободно - можно с горы (В)МИГ на лыжах слететь.

5. (С)НАЧАЛА сентября воздух начинает (ПО)НЕМНОГУ холодеть.

14

Укажите цифру(-ы), на месте которых пишется одна буква Н.

Территория сада была мало защище(1)а от пыли, но Чехов любил сад необыкнове(2)о и бывал счастлив, когда шёл дождь, наполнявший водой специально запасё(3)ые деревя(4)ые бочки.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Отец достал из рюкзака бумагу и спички и занялся разведением костра.

2. Отражения звёзд дрожали на поверхности воды и светились под рукой огоньки каких-то морских рачков.

3. И вот уже трепещут горят забрызганные росой ветки стройных осин.

4. Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба.

5. В старом парке сердито ухал филин или заливисто пел соловей.

16

Он (1) глядя на рассвет (2) вдыхал пряный утренний воздух и вглядывался (3) в сиявшую ему с неба (4) лазурь.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Служили (1) помню (2) мы тогда почти в пустыне и от жары (3) бывало (4) едва не сходили с ума.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждый вечер (1) по тенистой аллее сада (2) в глубине (3) которой темнела маленькая беседка (4) прогуливались влюблённые пары.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если светит солнце (1) и на небе нет облаков (2) то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее (3) и это воспоминание будит мысль (4) и уносит ее далеко-далеко.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Эти подсчёты не играют существенного значения в решении задачи.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Однажды я прочитал удивительную книгу. (2)В ней рассказывалось, как мальчик и девочка, Карик и Валя, забрались в лабораторию знакомого профессора и выпили какую-то вкусную розовую жидкость, которая пахла персиками. (З)Потом мальчик и девочка сели на подоконник, болтая ногами, и тут... (4)Всё вокруг них начало неудержимо расти, а сами Карик и Валя стали такими маленькими, что запросто уместились на спине стрекозы, которая как раз опустилась на подоконник. (5)Стрекоза унесла их в дремучие заросли на берегу ручья. (6)И началось путешествие двух человечков в зелёной стране, населённой удивительными «зверями» - муравьями, осами, бабочками, жуками. (7)Книга называлась «Приключения Карика и Вали». (8)Написал её прекрасный писатель Ян Ларри.

(9)Помню потом свои увлекательные мысленные странствия где-нибудь на лесной поляне. (10)Я лежал на животе прямо в чаще зелёных трав - травинки кололись, муравьи забирались под майку, отчаянно щекотали, кусали, в носу свербило от острого аромата цветов, трав, земли, а пылкое моё воображение следовало за каким-нибудь муравьём по узкой тропке среди толстенных травяных стволов, похожих на тропический бамбук.

(11)Я карабкался по толстым изогнутым лианам стеблей, пытаясь добраться до соблазнительных этих плодов, повисал на прохладных розоватых лопастях чашелистиков и наконец погружался в восхитительную, пахучую мякоть ягод, пачкаясь в алом липком соке...

(12)Потом, омывшись каплей росы, вскакивал на спину жука-жужелицы и, держась за острые края его ребристого, мутно блестящего панциря, мчался по неизвестным дорогам дремучих джунглей быстрее самого быстрого автомобиля...

(13)Я жил в дебрях какого-нибудь куста или в цветке, как Дюймовочка, летал на спине приручённой стрекозы над бескрайним океаном трав, как Карик и Валя...

(14)Ах, как жаль, что всё это только в воображении, как жаль!

(15)«Счастливая, невозвратимая пора - детство!» (16)Почему так быстро проходит оно? (17)Почему сами мы так легко и как будто даже охотно расстаёмся с ним? (18)3ачем? (19)Разве детская восторженность, внимательность, живость помешали бы нам заниматься «взрослыми» своими делами? (20)Не детской ли восторженностью,внимательностью, умением видеть и удивляться отличались многие величайшие учёные, писатели, художники, путешественники? (21)Они были выше удручающей, однообразной рутины так называемой взрослой жизни - это и помогло им совершать открытия, создавать художественные произведения, отправляться на исследования новых земель. (22) Стремление к сугубой материальности, беспрестанная оценка всего на свете с точки зрения утилитарной, сиюминутной, сплошь да рядом лишь экономической пользы не привели ли иных из нас к самой, может быть, страшной болезни двадцатого века - вещизму? (23)Вещизму со всеми вытекающими из этого печального явления последствиями: холодностью в отношениях друг с другом, неискренностью, бесчувствием, эгоизмом, забвением той необходимой истины, что люди всё-таки братья, что человек часть природы и что обращаться нам друг с другом, да и с природой, необходимо по-человечески...

Сочинение — рассуждение ЕГЭ на тему Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон

Задание к сочинению ЕГЭ. Вариант 16:

Вопросы к сочинению 15.1, 15.2, 15.3: Как вы понимаете значение фразы: Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента и ответы, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём Эссе или сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон. Как написать мини сочинение с планом

Проблема отношений между родителями и детьми существовала с давних времен и остается актуальной и в наше время. Зачастую между родителями и детьми возникают разногласия. Но самой болезненной является тема неуважения детей к своим родителям.

Многие дети не ценят того, что им дали родителя – заботу и материнскую ласку, что является самым важным моментом. Автор рассказа осуждает своего друга за то, что он не только не ценит того, что для него сделала мать, но и стесняется ее. Но хуже всего то, что его мать считает своего сына любящим ребенком. Но как сын может любить и уважать свою мать, если в новогоднюю ночь она накрывает стол для гостей и находится все это на кухне. Как прислуга… И лишь около двенадцати ночи он зовет ее за стол (естественно, ради приличия) и при этом предупреждает своих друзей о том, что его мать настоящая деревенщина и просит их не обращать на нее внимания. Так разве можно такого сына назвать любящим? Конечно, нет!

Я абсолютно поддерживаю друга главного героя данного рассказа. Он, будучи гостем в доме своего друга намного глубже проникся любовью и уважением к этой женщине. Он оценил ее заботу, ловкость рук и добросердечность. В отличие от родного сына…

В русской литературе существует множество произведений, в которых описывается проблема отцов и детей. Самым ярким примером является роман Тургенева «Отцы и дети». Также проблема взаимоотношений между родителями и детьми поднимали такие писатели, как Фонвизин («Недоросль»), Грибоедов («Горе от ума»), Пушкин («Станционный смотритель», «Скупой рыцарь», «Борис Годунов») и многие другие.

В жизни также случается много случаев, когда дети и родители не то что не хотят, но даже не хотят понимать друг друга. Одна из моих знакомых рассказывала, что ее соседка не то что не уважает мать, но и оскорбляет ее и даже поднимает руку. Это вообще недопустимо.

Проблем родителей и детей можно избежать. Их возникновение естественно – ведь родители и дети живут в разное время и с разными понятиями. Но для устранения неурядиц и скандалов необходимо научиться слышать друг друга. И только тогда в семье воцарит любовь и взаимопонимание!

Образец и пример краткого сочинения № 2 на тему: Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон. Аргументы из литературы. Проблема текста

1) Повесть Александра Пушкина «Станционный смотритель». Самсон Вырин – главный герой повести суждено было пережить побег дочери, её к нему равнодушное отношение. Жизнь его после этого потеряла уже всякий смысл, он спился и умер. Только через три года повествователь узнает, что могилу станционного смотрителя посещала барыня с детьми. Значит, у неё все же проснулось чувство любви к отцу? Однако было уже поздно.

2) Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма». Взаимоотношения между дочерью и престарелой матерью сложились непросто: их разделяло не только расстояние, но и образ жизни. Настя работала в беспокойном городе, а мать Катерина Петровна оставалась в тихой деревне. Времени, что навестить и поговорить с матерью у Насти не оставалось. Так и не дождалась Катерина Ивановна дочери. Раскаяние приходит слишком поздно, Настя никуда уже не успевает, даже на похороны и всю ночь просидит проплакав в пустом материнском доме. А наутро тайно уезжает из деревни, ей стыдно.

3)Почти такая же ситуация, но с более счастливым концом повествуется в рассказе Бориса Екимова «Говори, мама, говори…». В нем говорится о дочери, которая подарив однажды матери мобильный телефон, каждое утро звонит ей, чтобы узнать, жива ли она, здорова. Этими короткими звонками все общение и ограничивалось.

Причинами такого поведения были следующие: слишком дорогой тариф, не хватает времени, работа. Но в один из дней дочь вдруг сама неожиданно позвонила и начала обо всем расспрашивать, хотела поговорить со своей мамой. Героиня, к счастью, вовремя поняла, что в любой момент эта жизнь, эта связь между ними может прерваться и как важно успеть увидеть, поговорить и обнять дорогого человека. И эти литературные примеры доказывают, что бывают такие дети, которые не испытывают никаких чувств к своим родителям. А понимание того, что все-таки родители значили в их жизни приходит, иногда, увы, слишком поздно, когда близких людей уже не вернуть.

Образец и пример краткого сочинения № 3 на тему: Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

В этом тексте Анатолий Алексин ставит проблему отношения к матери и вообще к пожилым родителям. В письме друга героя произведения говорится о том, что друг заметил невнимательное, наплевательское отношение героя к его матери: он совсем не пишет ей письма, объясняя это тем, что не любит писать, но на самом деле ежедневно переписываться с подружкой. Кроме того, друг припоминает историю, когда на праздновании Нового года герой стеснялся своей матери, все время извинялся за неё перед друзьями и вообще позволил ей присесть за стол только в двенадцать ночи, а до этого она всё время была на кухне. Автор письма упрекает своего друга у невнимательном отношении к маме, которая является самым дорогим ему человеком.

Автор считает, что отношение к матерям может быть важным показателем того, насколько человек добрый, порядочный. И каким бы чудесным он ни казался, если он не любит, презирает свою мать, в глубине души он, значит, злой и непорядочный человек.

Я согласен с автором этого текста. Действительно, по отношению человека к своим родителям можно судить о том, что он за человек. Плохое, невнимательное отношение говорит о нём как о человеке неблагодарном и безжалостном. Ведь старенькие родители очень нуждаются в помощи своих детей. Если они живут одни, то им нужны и помощь, и поддержка, и просто общение. А выросшие дети иногда об этом забывают. Этой теме, например, посвящен рассказ Паустовского «Телеграмма». Героиня этого рассказа Настя добрая и порядочная девушка, отдает много сил своей работе, действительно, важной; ей удается спасти выдающегося скульптора. Но при этом она забывает о своей маме, которая одна живёт в деревне и очень скучает по своей дочке. Настя не хочет ехать к маме: ей скучно проводить время в деревне. Она даже забывает прочитать письма, которая ей присылает Катерина Петровна. Когда Настя одумалась и поняла, что мама — самый дорогой для неё человек. было уже слишком поздно.

Мне бы хотелось вспомнить ещё одно произведение Анатолия Алексина — повесть «Безумная Евдокия». В этом произведении говорится о девочке Оле, умной, талантливой, но очень эгоистичной. Она совсем не понимала окружающих ее людей, потому что думала в основном о себе. Ради в своих амбиций она совершает глупый поступок, совершенно не собираюсь никому навредить, просто не подумав. Но этот поступок стоит ее матери здоровья.

По отношению человека к его родителям можно судить о том, что он за человек.

Образец и пример краткого сочинения № 4 на тему: Ты, наверное, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

У каждого из нас в подсознании отложилось свое восприятие слова «родители». Но вне зависимости от жизненных обстоятельств и опыта, такая вечная ценность, как родительская любовь, должна являться центром и связующим звеном любой семьи. Какими должны быть отношения между детьми и их родителями? Вместе с А.Г. Алексиным ответим на поставленный в данном мне тексте вопрос. Лирический герой, выступая в своем письме с обращением к конкретному человеку, заостряет внимание на то непозволительно малое количество времени, которое адресат уделял своей матери.

Он подчеркивает тот факт, что единственное за весь год письмо, полученное матерью от своего сына, хранится с тех пор в шкатулке, как истинная драгоценность. Рассказчик акцентирует наше внимание и на том, что герой текста и в жизни не выражал своей сыновьей любви, не проявлял никакой заботы по отношению к маме и даже мог постесняться её деревенского происхождения. А в тот момент, когда здоровье женщины находилось под угрозой, он посчитал нужным оставить её в полном одиночестве, чем заслужил презрение со стороны всех приближенных к герою людей.

резрение и удивление автора мне понятны: он считает, что каждый ребенок должен ценить и уважать любовь и заботу своих родителей и отвечать на это теми же эмоциями. По мнению писателя, никто «не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдёт никогда и нигде на свете». Безусловно, я согласна с точкой зрения А.Г Алексина.

Родители – это единственные в мире люди, любящие нас без причины, и так сильно, так безвозмездно, как не способен полюбить никто другой. Однако мы почему-то со временем начинаем воспринимать это как должное, что является большой ошибкой. Если кто-то и обязан проявлять свою любовь и заботу – так это мы, дети, имеющие счастливую возможность обнимать своих матерей и говорить им слова любви и благодарности. О проблеме отношений между детьми и родителями говорил, например, И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Главный герой, Евгений Базаров, на первый взгляд, очень холоден по отношению к своим родителям, в то время как они, в свою очередь, безмерно любят своего сына.

Нигилист, отвергающий все эмоции и чувства, стыдится не самих родителей, а их нежности, и сам по этой же причине не стремится лишний раз выражать свою любовь. Семья Евгения любит своего сына настоящим, слепым чувством, как любит любой родитель, но сам Базаров, к сожалению, не торопится выражать свои эмоции, о чем позже очень жалеет. Он делает это лишь единожды, находясь при смерти, говоря о родителях следующим образом: «… таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…».

Отрицательным примером отношений между сыном и матерью служит Митрофанушка, герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Простакова воспитала Митрофана по своему образу и подобию: он такой же жадный, ленивый, злой и глупый. Однако, как и любая мать, эта героиня вкладывает в своего сына всё, что только способная вложить в ребенка любящая мать. Митрофан живет в заботе, может позволить себе все, что посчитает нужным, однако при этом не испытывает никакой благодарности. Как сын, поистине достойный своих родителей, в самый трагичный момент комедии, когда Простаковой как никогда раньше понадобилась поддержка сына, Митрофан отказывает ей в помощи: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!».

Мне кажется, что во всем мире нет более счастливых людей, чем те, кто имеет возможность обнять своих родителей и сказать им «спасибо». К сожалению, необходимость этого обычно приходит лишь с возрастом. Но зачем ждать подходящего момента? Если мама рядом – обнимите её и расскажите, как сильно вы её любите. Если далеко – позвоните и скажите то, что давно хотели, но почему-то каждый раз забывали сказать.

Исходный текст в полной версии для сочинения ЕГЭ

(1)Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон? (2)Нет, не забыл.
(2) Я уже послал твоей матери три письма! (4)Я написал ей и за себя, и за тебя…

(20) Ведь сам ты, кажется, почти никогда ей не пишешь. (6)В шкатулке, как самую большую драгоценность, хранит Анна Филипповна твоё единственное за весь год письмо. (7)Помнишь, оправдываясь, ты сказал, что не умеешь и не любишь писать письма? (8)Однако же ты чуть не каждый день атаковывал посланиями Марину. (9)Она и читать, наверно, не успевала. (Ю)Значит, умеешь?

(И)Сказал бы уж точней: «Не люблю писать матери». (12)Впрочем, ты ведь не только писать, ты и разговаривать-то с ней не очень любишь…
(19) Помнишь, когда ты окончил аспирантуру, твоя мать приехала в Москву?
(20) И как раз была встреча Нового года. (15)Все сидели за столом, а она, накрывшая стол, устроившая всё это торжество, была на кухне. (16)Только в самый торжественный момент, в двенадцать часов, ты милостиво позвал её в комнату. (17)Ты стеснялся её. (18)И перед тем как позвать, долго предупреждал нас: «Всю жизнь прожила в деревне, сами понимаете…» (19)И виновато поглядывал на Марину.

(19) Сейчас ты никак не можешь понять, почему Марина тоже перестала встречаться с тобой, почему не отвечала на твои письма. (21)А недавно, совсем на днях, она мне всё рассказала…
(22)Помнишь, тогда, после Нового года, .кажется, дня через три, у твоей матери был тяжёлый сердечный приступ (думаю, переутомилась, готовя наше новогоднее торжество). (23)И в тот же день вы с Мариной должны были пойти на концерт Рихтера. (24)Марина, стоя в коридоре, слышала, как ты на ходу крикнул матери: «Если будет совсем плохо, постучи в стенку соседу».

(25)Марина ничего не поняла. (26)Только позже, в консерватории, ты ей всё объяснил. (27)И в этот же вечер ты потерял её навсегда. (28)В то время как ты восторгался, с какой силой и с какой лёгкостью ударял по клавишам Рихтер, она слышала другие удары, слабые и беспомощные удары материнского сердца…
(3) Ей казалось, что вот сейчас, в эту самую минуту, стучит в стенку твоя мать, а сосед заснул и не слышит.
(4) И ещё хочу сказать: напрасно ты стесняешься своей матери.

(5) Если бы ты знал, как хорошо, как тонко она всё чувствует и понимает!
(6) Она каждый раз хвалила тебя - и больше всего за то, чего в тебе нет: за сыновнюю любовь, и заботу, и ласку.
(ЗЗ)Ты не кричал на мать, но ведь и на чужих, совсем незнакомых людей ты тоже не кричишь. (34)Они, однако, не называют тебя за это своим сыном!
(21) Трудно объяснять человеку, что он не должен разрушать стены дома, спасающего его от непогоды, что он не должен сжигать поле, которое принесёт ему хлеб, что он не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдёт никогда и нигде на свете.

(22) Да, всё лето ты был гостеприимен и очень внимателен. (37)Но что это меняет?
(21) Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне?
(22) Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма?

(23) Вот я, кажется, и объяснил тебе причину своего охлаждения. (41)Может быть,
моё письмо убедит тебя в чём-нибудь, а может быть, нет. (42)Но я-то, во всяком случае, буду по-прежнему писать твоей матери.
(43)И ещё помни, мой бывший друг, что матерью люди издавна называют свою Родину…

(По А. Г. Алексину*)
* Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017) - русский писатель и драматург, автор книг для детей и юношества.

(1)- Пойдёт отвечать...

(2)Затаив дыхание Лёнька Волосков впивается в учебник. (3)От волнения он видит всего два слова: «Так как...»

(4)Карандаш учителя медленно скользит по журналу. (5)Ученики с фамилиями на «А» и «Б» распрямляют спины. (6)Карандаш ползёт по «В»...

(7)«Быстрее»,- торопит Волосков. (8)Карандаш застревает.

(9)«Так как,- повторяет Волосков,- так как...»

(10)- Пойдёт...

(11)«Только не меня... (12)Если не вызовут, буду учить каждый день...»

(13)Карандаш дёргается, как грузовик в канаве, и тихо, почти незаметно сползает книзу...

(14)- Корякин! (15)Вздох облегчения.

(16)- Я не выучил,- уныло сообщает Корякин. (17)«Болван! - стонет Волосков.- (18)Никогда не учит! (19)Хоть бы раз!..»

(20)- Почему? - хмурится учитель.

(21)- Голова весь день болела...

(22)«Голова у него болела! - с ненавистью фыркает Волосков. (23)- Весь день в футбол гонял... (24)Голова! (25)Треснуть бы по этой голове».

(26)- Может, всё-таки помнишь что-нибудь? (27)Материал нетрудный. (28)Ведь это уже твоя вторая двойка по физике.

(29)- Иди,- шепчет Волосков. (30)- Материал ерундовый, рассказывать нечего!

(31)- И класс тебе поможет,- продолжает учитель.

(32)- Конечно, поможем! - восклицает Ленька. (33)- Всё время будем помогать!

(36)- Иди,- угрожающе шипит Волосков. (37)- Ведь это уже твоя вторая двойка...

(38)- Ну, садись.- (39)Учитель склоняется над журналом. (40)- Вопрос тот же...

(41)«Честное слово, буду учить,- бормочет Ленька. (42)- Десять часов в день, если не вызовут! (43)На улицу вообще ходить перестану! (44)Зарядку буду делать».

(45)- Грачёв!

(46)Грачёв идёт к доске.

(47)- Вопрос легкий! - бросает на всякий случай Волосков и нагибается к впереди сидящим: (48)- Можете не повторять... (49) Сейчас меня вызовут...

(50)Ответ Грачёва тем временем близится к концу.

(51)«Скорей бы домой! - вздыхает Ленька. (52)- Завтра воскресенье... (53)Убрать всё нужно... помыть... и к соседям... кому что трудно...

(54)Кому у нас трудно-то?.. (55)Все, как назло, молодые, здоровые... (56)Через квартал старушка какая-то... (57)Схожу! (58)И - за уроки... (59)С двух до шести - физика...»

(60)- Отвечать пойдёт...

(61)«Физику кончу - и к старушке...»

(62)- Пойдёт...

(63)Волосков устремляет на учителя пристальный немигающий взгляд. (64)«Мочалкин! (65)Мочалкин!» - бормочет он.

(66)Но в позе учителя мало что меняется. (67)Волосков прищуривается и выпячивает подбородок.

(68)«Мочалкин, Мочалкин... или Пашков»,- добавляет он, предоставляя учителю некоторую самостоятельность.

(69)«Волосков хорошо знает материал... (70)Его можно и потом спросить, Волосков учит... (71)Мочалкина давно не вызывали...»

(72)Наступает решающий момент... (73)Ленька напрягает даже ноги: «Пойдёт отвечать Мочалкин! (74)Послушаем Мочалкина!.. (75)А как себя чувствует Мочалкин?!»

(76)- Волосков!

(77)В устах учителя фамилия звучит, как выстрел в спину.

(78)«Хотя нет... Посиди пока...» - делает Волосков последний отчаянный пас. (79)Но учитель молча смотрит на него.

(80)...Получив двойку, Волосков тяжело откидывается на спинку парты и несколько секунд сидит, тупо уставившись в пространство. (81)Потом он медленно переводит взгляд на учителя, лицо его выражает крайнее недоумение:

(82) «Десять часов в день... (83)Старушка... (84)И до чего человек дойти может!»

(М. Тарловский*)

*Марк Наумович Тарловский (р. 1941) – российский детский писатель и переводчик, автор смешных и лиричных рассказов о школе.

Вариант 16. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.

Текст




(1)Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон? (2)Нет, не забыл.
Я уже послал твоей матери три письма! (4)Я написал ей и за себя, и за тебя...
Ведь сам ты, кажется, почти никогда ей не пишешь. (6)В шкатулке, как самую большую драгоценность, хранит Анна Филипповна твоё единственное за весь год письмо. (7)Помнишь, оправдываясь, ты сказал, что не умеешь и не любишь писать письма? (8)Однако же ты чуть не каждый день атаковывал посланиями Марину. (9)Она и читать, наверно, не успевала. (Ю)Значит, умеешь?
(И)Сказал бы уж точней: «Не люблю писать матери». (12)Впрочем, ты ведь не только писать, ты и разговаривать-то с ней не очень любишь...
Помнишь, когда ты окончил аспирантуру, твоя мать приехала в Москву?
И как раз была встреча Нового года. (15)Все сидели за столом, а она, накрывшая стол, устроившая всё это торжество, была на кухне. (16)Только в самый торжественный момент, в двенадцать часов, ты милостиво позвал её в комнату. (17)Ты стеснялся её. (18)И перед тем как позвать, долго предупреждал нас: «Всю жизнь прожила в деревне, сами понимаете...» (19)И виновато поглядывал на Марину.
Сейчас ты никак не можешь понять, почему Марина тоже перестала встречаться с тобой, почему не отвечала на твои письма. (21)А недавно, совсем на днях, она мне всё рассказала...
(22)Помнишь, тогда, после Нового года, .кажется, дня через три, у твоей матери был тяжёлый сердечный приступ (думаю, переутомилась, готовя наше новогоднее торжество). (23)И в тот же день вы с Мариной должны были пойти на концерт Рихтера. (24)Марина, стоя в коридоре, слышала, как ты на ходу крикнул матери: «Если будет совсем плохо, постучи в стенку соседу».


(25)Марина ничего не поняла. (26)Только позже, в консерватории, ты ей всё объяснил. (27)И в этот же вечер ты потерял её навсегда. (28)В то время как ты восторгался, с какой силой и с какой лёгкостью ударял по клавишам Рихтер, она слышала другие удары, слабые и беспомощные удары материнского сердца...
Ей казалось, что вот сейчас, в эту самую минуту, стучит в стенку твоя мать, а сосед заснул и не слышит.
И ещё хочу сказать: напрасно ты стесняешься своей матери.
Если бы ты знал, как хорошо, как тонко она всё чувствует и понимает!
Она каждый раз хвалила тебя - и больше всего за то, чего в тебе нет: за сыновнюю любовь, и заботу, и ласку.
(ЗЗ)Ты не кричал на мать, но ведь и на чужих, совсем незнакомых людей ты тоже не кричишь. (34)Они, однако, не называют тебя за это своим сыном!
Трудно объяснять человеку, что он не должен разрушать стены дома, спасающего его от непогоды, что он не должен сжигать поле, которое принесёт ему хлеб, что он не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдёт никогда и нигде на свете.
Да, всё лето ты был гостеприимен и очень внимателен. (37)Но что это меняет?
Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне?
Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма?
Вот я, кажется, и объяснил тебе причину своего охлаждения. (41)Может быть,
моё письмо убедит тебя в чём-нибудь, а может быть, нет. (42)Но я-то, во всяком случае, буду по-прежнему писать твоей матери.
(43)И ещё помни, мой бывший друг, что матерью люди издавна называют свою Родину...
(По А. Г. Алексину*)


Примерный круг проблем:


1. Проблема невнимательного отношения детей к своим родителям. (Допустимо ли невнимательное отношение детей к своим родителям?)

Авторская позиция: То, что дети стесняются своих матерей и проявляют эгоизм в общении с ними недопустимо. Невнимательное отношение людей к собственным родителям не находит понимания у окружающих.

2. Проблема проявления родительской любви. (Насколько сильна родительская любовь к детям?)

Авторская позиция: Родительская любовь к детям безгранична: родители тонко чувствуют и понимают своих детей, видят только лучшие их качества. Верней и преданней родительского сердца нет ничего на свете.



3. Проблема прекращения отношений между людьми. (Почему люди прекращают общаться друг с другом?)