Уход за лицом: жирная кожа

Законы организации перцептивного образа. Гештальттеория восприятия. Законы перцептивной организации. Перцептивные силы Исследованием закономерностей перцептивной организации занимался

Законы организации перцептивного образа. Гештальттеория восприятия. Законы перцептивной организации. Перцептивные силы Исследованием закономерностей перцептивной организации занимался

Восприятие предметов.

Почему мы воспринимаем вещи, а не про­межутки между ними? Законы перцептив­ной организации. Правомерность этих законов. Их полезность в младенчестве. Ограниченность законов перцептивной ор­ганизации. Восприятие предметов. Фе­номенальная реальность. Осязаемость. “Схватываемость”. Зрительная оценка тактильных качеств. Дифференциация модальностей по мере развития восприя­тия предметов. Различение реальных предметов и изображений. Слуховое вос­приятие предметов. Зрительно-слухо­вая координация. Дифференциация слуха от зрения и осязаемый размер предмета как интермодальная переменная. Кон­стантность величины. Восприятие уда­ленности и наклона. Переработка инфор­мации в младенчестве.

До сих пор мы говорили о предметах как о некоторых нощах, расположенных в пространстве. Мы рассмотрели данные о том, как ребенок приходит к локализации пред­метов в пространстве, но пока не касались того, как ребе­нок начинает воспринимать сами предметы. Это отнюдь не бессмысленный вопрос. Необходимо разрешить очень сложную проблему, связанную с вопросом о том, почему мы видим вещи, а не промежутки между ними. Рис. 5.1 хорошо иллюстрирует суть этой проблемы. Когда мы смот­рим на изображенные фигуры, их части видятся нами то как предметы, то как промежутки между ними. Почему же мы не делаем таких ошибок в нашей повседневной жизни? Что позволяет нам утверждать, что вещи - это вещи, а пустота между ними и на самом деле пустота? Гештальтпсихологи разработали набор правил, которыми, по всей видимости, пользуются взрослые для того, чтобы выделить предметы в некотором множестве раздражителей.

Рис 5.1. Восприятие того, что изображено на таких рисунках, пос­тоянно меняется.

(Л) «Солнце и Луна» М. К. Эшера (1961). Мы видим белых птиц то как птиц, то как светлые промежутки между серыми птицами. В на­шем восприятии они поочередно становятся объектом пли фоном. (Из коллекции С. Roosevelt, Washington, D. С.)

(В) Аналогично и эта фигура воспринимается то как белый крест на черном фоне, то как черный крест на светлом фоне.

В расцвете гештальтпсихологии таких правил насчиты­валось более ста (Хелсон, 1933), но большинство из них имеет второстепенное значение. Есть три основных правила, иногда называемые за­конами перцептивной организации, в которых как част­ные случаи содержатся все остальные. Это правила общей судьбы, хорошего продолжения и близости. Правило об­щей судьбы утверждает, что любое множество элементов, движущееся с одинаковой скоростью и по одной и той же траектории, воспринимается как внешние края одного движущегося предмета (рис. 5.2А). Данное правило при­менимо и в том случае, когда поле содержит лишь непод­вижные элементы, но зато движется наблюдатель (см. рис. 5.2Б). Правило общей судьбы не применимо, когда неподвижный наблюдатель смотрит на неподвижные эле­менты. Правила хорошего продолжения и близости, на­против, эффективны и в тех случаях, когда наблюдатель и элементы зрительного поля стационарны. Согласно прин­ципу хорошего продолжения, контуры, описываемые од­ним и тем же уравнением в некоторой системе координат, воспринимаются как контуры одного предмета. На самом деле действие этого правила требует учета ряда других более сложных факторов. Как следует из рис. 5.3, необ­ходимым предварительным условием применения правила хорошего продолжения является локализация объектов в третьем измерении. Эти ограничения не распространяются на правило близости, согласно которому в любом стимульном поле, содержащем более двух контуров, расположен­ные наиболее близко друг к другу контуры будут воспри­ниматься как контур одного целого. Ряд примеров эффек­тивности этого правила приведен на рис. 5.4.

Рис. 5.2. Правило общей судьбы.

(А) Когда линии совместно движутся по общей траектории и зани­мают новое положение, они воспринимаются как внешние границы сдвинувшегося влево объекта.

(Б) Когда движется наблюдатель, положение контуров в его поле зрения меняется. Если он движется вправо, контуры сдвигаются влево. Правило общей судьбы действует и в этой ситуации, вслед­ствие чего контуры воспринимаются как единый объект.

Рис. 5.3. Взрослые воспринимают эту фигуру как сплошной треуголь­ник только в том случае, если руч­ка или какой-либо аналогичный пред­мет кладется сверху на разрывы кон­тура. Ручка скрывает информацию о том, что треугольник неполон, позво­ляя действовать правилу хорошего продолжения.

Рис. 5.4. Правило близости.

Рис. 5.5. Цифры внутри серых прямоугольников означают число случаев, в которых, как показывает эксперимент Брунсвика, применение правила близости вело к ошибочным предсказаниям.

Сравнение фигуры и фона (Рубин). Законы гештальта

Понятие «гештальт» введено Х. Эренфельсом (1890г.). Представители: М. Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфгагн Келлер. Гештальт-психология возникла на основе критики структурализма.

История гештальт психологии начинается с выхода работы М.Вертгаймера “экспериментальные исследования восприятия движения” (1912г.). Выражено сомнение в наличии отдельных элементов в акте восприятия - стробоскопическое движение (фи-феномен) – испытуемый отчетливо видит движение, не воспринимая перемещающегося объекта. Исследование фи-феномена – иллюзия перемещается с места на место одного источника света в результате поочередно включающих двух лампочек. Эксперимент с транспонированием мелодии – перевод в другое состояние (тон), Эренфельс.

Основная идея : Человек воспринимает окружающий мир в форме некоторых целостных единиц – гештальтов (в переводе с немецкого – структура, форма). Понятие, обозначающее целостность образов восприятия как основного содержания сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме свойств составляющих его ощущений. Человек стремится воспринимать целостные и имеющие смысл формы.

В качестве первичного в восприятии выступает целое. Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.).

Образ восприятия – это целостная форма, имеющая свойства, которых нет у её отдельных частей.

Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы. Восприятие треугольника не зависит от суммы ощущений.

Законы восприятия :

1. Закон фигуры и фона (Рубин) - любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.Фигура – четко очерченный, имеющий смысл образ, который хорошо запоминается; фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон - размытая, бесформенная субстанция, плохо запоминается.

Сравнение фигуры и фона Э.Рубин:

2. Закон прегнантности («хорошей формы» - симметричные, простые, правильные формы) – существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной конфигурации из всех возможных вариантов.

3. Закон дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое).

4.Принцип структурности – целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен (в коде восприятия выделяется структура образа восприятия, который относительно не зависит от ощущений).

5.Принцип изоморфизма - физические воздействия отражаются в мире наших ощущений двояко в виде физиологической реальности мозговых процессов и феноменальной, или психологической реальности.

Законы перцептивной организации:

1) смежности (близости в пространстве)

2) сходства (общей судьбы)

3) хорошей формы (хорошего продолжения)

4) замкнутости

5) однотипной связи

Законы группировки в гештальт-психологии (организации элементов в образы):

  • Объединяются расположенные близко друг к другу («закон близости» ),
  • Объединятся сходные объекты («закон сходства»),
  • Существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков («закон замкнутости»)
  • Элементы, лежащие на одной прямой или простой линии, проще выделяются в процессе восприятия («Закон хорошего продолжения»),
  • Двигающиеся в одном направлении элементы перцептивно выделяются в одну группу («Закон «общей судьбы»),
  • Приоритет в восприятии отдается симметричным фигурам («Закон симметрии»)

14. Свойства восприятия

Перцептивный образ используется при создании рекламы

Название Содержание свойства Примеры
Предметность Это способность отражать объекты не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов (М.В. Гамезо) Это характеристика отражения объекта как пространственно обособленной физической вещи (Веккер) Механизмом выражения предметности является выделение предмета (фигуры) из фона (гештальтпсихология) Двойственные изображения (Энштейн и 3 девушки у его глаз)
Структурность Восприятие абстрагированной от ощущений структуры, которая формируется в течение некоторого времени. 1) Мелодия, музыка – мы её слышим, в голове структура и мы её распознаем (не сумма ощущений). Буква – в школе нас учат прописной, а мы различаем в любом виде.
Целостность Это сохранение целостной структуры образа при отсутствии возможности отразить отдельные элементы объекта. Целостный образ возникает в результате формирования условно-рефлекторной связи между различными ощущениями (а значит на основе прошлого опыта восприятия). Из трех точек можно увидеть треугольник. Когда оговаривается, что на картинке 5лошадей или 3 волка, то можно быстрее их разглядеть.
Осмысленность Проявляется в осознании значения и смысла воспринятого образа и его отнесении к определенной категории и классу предметов. «Мексиканец на велосипеде». «Медведь лезет по дереву».
Константность Это относительное постоянство некоторых свойств предметов при измененных физических условиях восприятия. Обеспечивается благодаря многократному восприятию одних и тех же предметов в разных условиях. Существует 3 вида константности: · константность величины (восприятие на различных расстояниях); константность формы (восприятие предметов в разных положениях). Г. Рихтер, «5 дверей, куб»; константность цвета (при разных освещениях по-разному, постоянство восприятия). Эксперимент с перекошенной комнатой А. Эймса, восприятие и формирование константности. Иллюзия не возникает у наблюдателя, если был опыт знакомства со структурой опыта, либо с испытуемыми.
Апперцепция –определяет избирательность восприятия, т.е. выбор из всего количества объектов и явлений что-то конкретное Зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта субъекта и его личностных особенностей (мотивации, эмоций, установок). Ввел в науку Г. Лейбниц. Установка –неосознанное состояние готовности человека воспринимать объекты, явления определенным образом. Эффект Струпа – смешивание цветов. Влияние прошлого опыта (памяти). Конверт, если смотреть сверху,то пирамида, но мы никогда не увидели бы пирамиду, если бы не знали о ней ранее. Эмоции, мотивации (Д. Маклеланд) – методика ТАТ (тематический апперцептивный тест), испытуемый должен рассказать, то нарисовано на картинке, там были продукты питания. Смотрели на них голодные и сытые люди. У голодных людей восприятие еды было таким: она им казалась большой, объёмной по внешнему виду. Перцептивная апперцепция Д. Узнадзе, изучал иллюзии восприятия. На восприятие влияет установка. Испытуемому в левую руку давали что-нибудь полегче, в правую потяжелее 15 раз; потом одинаковое по весу, но человеку показалось, что в левой всё равно полегче. Примерлюбого слова, напримерВодопад – те, кто изучает долго иностранный язык могут прочитать Бодопад или Богонаг и т.д.
Историчность (С.Л. Рубинштейн) – характеристики общечеловеческого восприятия Зависимость человеческого восприятия от предшествующего исторического развития человечества, общественной формы познания (культура, речь, музыка, наука, геометрия). Человеческий слух – музыка и речь (Рубинштейн). Зрительное восприятие под влиянием геометрических форм (например, жилище у нас воспринимается в квадратах, у др. народов в виде конуса). Японские дети в школе изучают около 200 цветов и оттенков.

15. Восприятие времени. Виды восприятия времени

Восприятие времени - это отражение скорости, длительности последовательности событий.

Основная проблема изучения : отсутствие соответствующих анатомических рецепторов времени (анализаторов).

Типы восприятия времени: тахихронический тип – субъективное ускорение времени; брадихронический тип – субъективное замедление времени.

Типы отражения времени: х ронометрия (часы); хронология (времена года, исторические события); хроногнозия (субъективное отражение времени).

На хроногнозию влияет ряд факторов:

  • Биологические факторы , влияющие на восприятие времени: наличие суточных ритмов (действие мелатонина), скорость обмена веществ (температура тела) – Хогланд, действие лекарственных препаратов и химических веществ, сердечный ритм.
  • Психологические факторы: заполненность промежутка времени.

Закон заполненного промежутка времени (Рубенштейн) - чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Характерно для воспоминания прошлого. При оценке настоящего наблюдается обратный эффект.

Закон эмоционально детерминированной оценки времени. Оценка времени (настоящее время): положительно окрашенные события (позитивные) – субъективно укорачивают время; негативно окрашенные события – субъективно удлиняют время.

Влияние возраста. Возраст: дети – переоценивают большие промежутки времени; взрослые – недооценивают промежутки времени.

Психические расстройства . Виды расстройства : маниакальные расстройства – недооценка времени; депрессия – переоценка времени; шизофрения – потеря субъективного ощущения времени, расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени.

Пример расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени : «Времени я не чувствую; долго ли это было или мало времени прошло – для меня это безразлично, безвкусно. Другие говорят: как быстро прошло время или как медленно, а мне безразлично».

16. Понятие о представлении. Отличие процесса представления от восприятия

Представление - это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются , но воссоздаются на основе прошлого опыта.

Представление - это вторичный психический образ, тесно связанный с памятью.

Представление - форма психического отражения, предполагающая воспроизведение чувственных образов в сознании.

Для возникновения образа представления не требуется непосредственный контакт с отражаемым объектом. Представления являются связующим звеном между чувственной и рациональной ступенями познания. Составляет основу формирования понятий. Не требуют непосредственного действия раздражителей на органы чувств.

Функции представлений :

· Сигнальная – представления вместе с образом воспроизводят информацию о нем, которые преобразуются в систему сигналов, управляющих поведением.

· Настроечная – представления организуют деятельность человека, обеспечивая тренирующий эффект.

Идеомоторный акт – сопровождение представлений о движении слабым сокращением соответствующих мышц.

Отличие процесса представления от восприятия:

Представления – это чувственно наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы восприятия являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент , тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом . Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Возникшие в процессе ощущений и восприятий образы не исчезают бесследно, а сохраняются в сознании человека. Образы ранее воспринятых предметов и явлений и называются представлениями.
Представления возникают на базе восприятий, но они отличаются от них. Если в восприятиях отражаются только те предметы и явления , которые непосредственно взаимодействуют с органами чувств, то представления - это образы тех предметов и явлений , которые в данный момент не воспринимаются, а воспринимались раньше. В процессе восприятия работает весь анализатор (рецептор, проводящие пути, мозговые концы); представления же возникают на основе работы только корковых концов анализаторов . Физиологический механизм представлений - это оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий. Так, при зрительных представлениях человек как бы вновь видит то, что видел раньше, при слуховых - как бы вновь слышит чей-то голос и т. п.
Образы представлений наглядны, но менее ярки, чем образы восприятий. В отличие от образов восприятий, которые конкретны, детальны, фотографичны, образы представлений фрагментарны. В них выделяется существенное, главное, а все второстепенное выпадает или отходит на второй план. Образы восприятий более устойчивы, чем образы представлений. Отличие восприятия от представлений объясняется тем, что образы восприятий подкрепляются тем объектом, который находится перед человеком. В представлениях такого подкрепления нет.
Роль представлений в процессе познания исключительно велика. Образы представлений имеют большое значение для работы памяти, воображения и мышления. Способность образов представлений сохраняться в сознании человека лежит в основе памяти; на способность же этих образов видоизменяться, переконструироваться опирается воображение, а способность выступать в обобщенном виде заложена в основу мышления.

17. Виды и свойства представлений

Виды представлений:

1. Представления памяти – воспроизводимые образы по памяти

Представления воображения – новые образы, которые создаются в сознании

Представление и воображение в психологии рассматриваются как самостоятельные психические процессы.

2. Произвольные представления – требуют волевых усилий

Непроизвольные представления («персеверирующие образы») спонтанно возникающие образы

3. Единичные представления – образы об отдельных, конкретных объектах

Обобщенные представления – представления предмета с существенными характеристиками данного класса предметов

Свойства представлений:

  • Неустойчивость – проявляется в «мерцании формы», текучести элементов представления
  • Фрагментарность – отсутствие некоторых элементов образа в представлении
  • Обобщенность – представление является обобщенным образом целого класса предметов

Знания о представлении необходимы для реализации техник визуализации. Техника визуализации – это работа с образом (образ болезни, образ страха и т.д.), терапевт меняет характеристики образов, меняет отношение к образу, преодоление фобий и изменяется состояние человека.

Гештальттеория восприятия. Законы перцептивной организации. Перцептивные силы.

Гештальтпсихология как направление вытекает из признания первичности сознательных, или феноменальных, объектов (Брентано,Гуссерль ) и резкого неприятия положений элементаризма. Идея гештальтов связана с именами Э. Маха ифон Эренфельса (1890 ). Как научная школа гештальтпсихология сложилась в Германии в 1920-40 гг. Ведущими её представителями былиМ. Вертгеймер ,К. Коффка, В. КёлериК. Дункер . Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения её задач. Начало было положено после обнаружения в 1912 г. феноменального (ʼʼфи ʼʼ) движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта. Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства. Были сформулированы принципы (законы организации ), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Важным достижением гештальтпсихологов явилась выработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и должна быть выведено из принципов векторного анализа. Динамические принципы организации включают соотношение фигуры и фона, иерархическую организацию перцептивных систем отсчета, транспозицию и константность скорости. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение˸ целое всегда больше суммы своих частей . Такой подход можно проиллюстрировать на примере так называемого ʼʼ гештальтистского треугольникаʼʼ . Несмотря на то что нарисованы только три точки, наше сознание непроизвольно достраивает изображение до целого – треугольника. По мнению гештальтпсихологов, структурализм, рассматривая восприятие как простую сумму ощущений, игнорирует такую категорию, как связь между элементами воспринимаемого объекта. В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки . Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне . 1) Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Фигура и фон взаимозаменяемы. Ж. Годфруа ˸ когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами. Отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. С точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален˸ роли фигуры и фона определяются наблюдателем. 2) Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке. 3) Закон сходства . М. Вертгеймер ˸ при прочих равных условиях, в случае если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными . 4)Закон замкнутости˸ при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться. 5) Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными. 6) Закон прегнантности (хорошей формы) . Все принципы группировки - проявление тенденции перцептивной организации быть ʼʼхорошей ʼʼ, ʼʼпростой ʼʼ, ʼʼстабильной ʼʼ, ʼʼвнутренне непротиворечивой ʼʼ, ʼʼсимметричной ʼʼ, ʼʼпрегнантной ʼʼ. Прегнантность - значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. К. Коффка ˸ фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. В. Келер˸ принцип изоморфизма - в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие - не процесс.

Теория Найссера.

Теория Брунера.

Теория Гельмгольца.

Три вида образов:

1) первичный образ - имеет чувств. природу, порождается физиол. элементами; полностью очищен от опыта

2) образ-представление - он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внеш. миром (напр., представление о форме вещей, их простр. локализации и т.п.

3) перцептивный образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознат. умозаключения.

Восприятие - выражение знаний о мире в чувственной форме.

4 стадии процесса категоризации:

2) Поиск признаков - если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков.

3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории.

4) Окончательное подтверждение - завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

Осн. положения:

1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности

2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек

3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения

Найссер критикует Гибсона: Гибсон не рассматривает механизм (что происходит в голове)

Осн.понятие:

Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем. Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены, структурированы.

Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации). Схемы участвуют и в интерпретации информации.

Ф-ции схем : предвосхищение, ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация.

2 важных аспекта восприятия :

1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами)

2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире)

Гештальт - целостная форма.

Осн. тезис: сложное перцептивное образование нельзя рассматривать как сумму его частей.

Феномены :

1) фигуры и фона (два целостных образования, не сводимые к сумме частей).

2) фи-феномен (кажущееся движение при мигании двух лампочек)

3) транспозиция (не меняет восприятие музыки)

Законы перцептивной организации:

1) смежности (близости в пространстве)



2) сходства (общей судьбы)

3) хорошей формы (хорошего продолжения)

4) контраста

Эти законы описывают внешнюю сторону явлений.

Механизмы описываются следующим законом:

действие двух разнонаправленных сил (в перцептивном поле): связывающей и разъединяющей. Борьба этих сил обусловливает динамичность образа (напр., смена фигуры и фона). Происхождение этих сил, в свою очередь, объясняется принципом изоморфизма. Проекция образа в ЦНС, образование электрического поля. Формообразующая сила - разность потенциалов в ЦНС, сдерживающая сила - отсутствие разности потенциалов на рецепторах.

Перцептивная организация – объединение отдельных элементов стимульного поля в законченные конфигурации. Механизм выделения фигуры из фона, восприятия формы предметов. Важнейший фактор интерпретации ощущений.

Законы или принципы ПО.

  1. Закон сходства: сходные элементы объединяются.
  2. Закон близости: близко расположенные элементы объединяются.
  3. Закон вхождения без остатка: конфигурации образуются с включением в них всех имеющихся элементов.
  4. Закон замкнутости: как целое воспринимаются элементы, имеющие тенденцию к замыканию.
  5. Закон хорошей линии:
  6. Закон общей судьбы: движущиеся в одном направлении предметы воспринимаются как целое.

Вопрос 21: Восприятие формы. Фигура и фон. Двойственные изображения .

Ответ: То, что определяет какой-либо предмет как целое, выделяя его из окружающих предметов, это — форма. Воспринять и опознать предмет – это прежде всего воспринять и опознать его форму.

Фазы становления субъективного образа формы по мере сокращения дистанции наблюдения:

Нерасчлененное, бесформенное пятно. Это восприятие предмета на предельно далекой дистанции. В образе фиксируются лишь грубые пропорции предмета и его локализация в пространстве.

«Мерцающая форма». Неустойчивое отражение общих особенностей формы. Происходит при сокращении дистанции. Видится то многоугольная форма, то овальная, например.

Грубое различение основных деталей объекта, в частности, резких перепадов контура. При дальнейшем сокращении дистанции.

Образование устойчивого и достаточно полного образа формы, но без различения мелких деталей.

Завершающая фаза формирования образа формы. Она отражается во всей возможной полноте деталей.

С переходом от одной фазы к другой осуществляется все более полное различение особенностей предмета и точное его опознание. Аналогичная динамика происходит при условиях:

а) перемещении фигуры из периферических частей поля зрения в центр,

б) постепенном увеличении освещенности,

в) постепенном увеличении времени экспозиции.

Решающее значение в восприятии формы имеет отношение «фигура/фон». Воспринять фигуру – это значит выделить ее из окружающего пространства. Характеристика отношения фигура/фон: фигура имеет форму, фон относительно бесформен, фигура имеет характер вещи, фон же выглядит как неоформленный материал. фигура имеет тенденцию выступать вперед, фон – отступать назад, фон кажется непрерывно продолжающимся позади фигуры, фигура производит большее впечатление, чем фон, и легче запоминается. В выделении фигуры из фона проявляется избирательность восприятия, которое является выражением его предметности как основного свойства. А также гибкая структурность, как мера схематичности восприятия, способность отделять существенные детали от второстепенных. Между фигурой и фоном возможны реверсивные отношения в так называемых двойственных изображениях. Как в рисунке Боринга: жена и теща.

Перцептивная организация

Как феноменальный мир организован в восприятии? Когда мы смотрим вокруг, то видим не хаос ощущений, о котором писал Джеме, а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы. Вот это карандаш (желтый), лежащий на книге (зеленой), а не просто желтое продолговатое пятно на зеленом поле; это — лицо Самюэля Джонса, а не хаотическое нагромождение красных, белых и коричневых ощущений. Очень может быть (как думают эмпиристы), что до перцептивного научения внутренний опыт хаотичен по своему характеру, но наверняка к тому времени, когда у молодых индивидуумов развиваются их моторные способности в мере, достаточной для проведения на них экспериментов, сенсорный хаос оказывается подчиненным перцептивному порядку. Какова же природа этого перцептивного порядка? Какие виды организации при этом имеют место? При каких стимулах и центральных условиях? И «почему» в терминах физиологической, гештальтистской и бихевиористской теорий перцептивная организация имеет свои специфические особенности?

ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Рис.1-а. Расположение фигур, которое позволяет наблюдать меняющуюся организацию (по Шуманну, 1900)

Посмотрите пристально в течение некоторого времени на фигуру из маленьких черных квадратов, изображенную на рис. 1а: вы заметите постоянные изменения в ее организации — то горизонтальные, то вертикальные линии, то группы из четырех квадратов, то центральный крест. Мы здесь имеем двусмысленную ситуацию, в которой различные периферические (стимульные) и различные центральные (установка, значение и т. д.) факторы соревнуются в определении того, что будет воспринято. Впервые эта «шахматная доска» была описана Шуманном (1900), который приписал флуктуации перцептивной организации капризам внимания.


Рис.1-б. Расположение, при котором одна доминирующая организация сопротивляется изменениям.

На рис. 1-б мы ввели доминирующий стимульный фактор — группу кружков, образующих знакомую фигуру,- и он полностью подавил процессы внимания. Попробуем, насколько это возможно, направить наше внимание на горизонтальные и вертикальные ряды; попробуем, насколько это возможно, воспринять Х-образную форму (необходимо составленную из черных и белых фигур разной формы) — эти организации сопротивляются нашим усилиям. Вертгаймер (1923) первый осуществил подробное исследование факторов, влияющих на перцептивную группировку элементов в зрительном поле. Последующее изложение исходит из его классификации этих факторов, хотя точно и не соответствует ей.

    Близость

Чем ближе (при прочих равных условиях) объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы. Пары линий на рис. 2, А по этой причине легко организуются так, что две соседние воспринимаются как целое, при этом почти невозможно воспринять как целое линии, разделенные большим промежутком, т.е. разрушить единицы, основанные на факторе пространственной близости. Кстати, здесь имеет место не просто пространственная близость, но близость процессов одинакового качества.


Рис.2. А — фактор близости предрасполагает наблюдателя организовать линии в группы. Б — фактор продолжения работает в противовес близости, способствуя группировке менее близких линий. В — замкнутость исключает возможность группировки близких частей раздельных фигур.

Сходство процессов в зрительном поле: чем больше единые и целостные образы, тем с большей вероятностью они организуются. Тот факт, что крест на рис. 1, Б воспринимается мгновенно и продолжает видеться неизменно, иллюстрирует действие этого стимульного фактора — крест состоит из качественно одинаковых элементов.

Продолжение

Чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности, т. е. функционируют как части знакомых контуров, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы. На рис. 2, Б факторы близости и сходства остаются теми же, что и на рис. 2, А, однако здесь более отдаленные элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого. Поэтому можно легко организовывать в связанные единицы относительно отдаленные ломаные линии, несмотря на фактор близости.
Замкнутость

Чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Это простое логическое развитие принципа продолжения. На рис. 2, В ломаные линии продолжены до соединения друг с другом и образования форм квадратов; такие замкнутые контуры обладают сильным приоритетом в зрительной организации.

Выше мы перечислили объективные, стимульные переменные. Существуют также центральные факторы (смысл, отношение), которые определяют организацию зрительного поля. Строчка букв которую мы приводим ниже, довольно легко распадается на единицы в соответствии со значениями отдельных слов.

Собакаестмясо

Если то же сделать на незнакомом языке, то, естественно, такой организации не произойдет. Очевидно, мы накладываем организацию на сенсорные данные, осмысливая их, и это является результатом научения, а не врожденной перцептивной организации. Смысловая организация не ограничивается словесным материалом.


Рис.3. Две фигуры, иллюстрирующие влияние значения на перцептивную организацию (обсуждение см. в тексте).

Изображения на рис. 3, по-видимому, имеют небольшой смысл для большинства читателей — просто некое скопление форм и линий. Но как только вам скажут, что рисунки изображают «Солдата с собакой, проходящих за воротами забора» и «Женщину, моющую пол», они сразу превращаются в понятную организацию. Примечательно, что после того, как эти рисунки ассоциируются с конкретными значениями (и поэтому воспримутся определенным образом), становится очень трудно реконструировать их и воспринять как что-то другое.

К настоящему времени физиологическая точка зрения может мало внести в наше понимание описанных законов группировки. Верно, конечно, что формирование контура есть необходимое предшествующее условие всех типов перцептивной организации, и статистические механизмы, описанные Маршаллом и Тальботом, безусловно, имеют к ней отношение. С другой стороны, точка зрения гештальтпсихологии предлагает объяснение почти всех фактов, что неудивительно, поскольку гештальттеория развивалась преимущественно в рамках экспериментальных исследований восприятия. Сходство и близость в перцептивной организации являются прямым выражением факторов, влияющих на величину связывающих сил. Продолжение контуров и замкнутость могут рассматриваться как выражение закона прегнантности. Роль смысла как организующей силы не затрагивается классической гештальттеорией, которая делает большой акцент на врожденном характере перцептивных процессов.

Довольно удивительно, что бихевиористская точка зрения может сказать больше об этих характеристиках организации, чем о других перцептивных феноменах. В соответствии со схемой Халла организмы способны вырабатывать реакции различения на повторно предъявляемые комплексы стимулов, отличающиеся от реакции на компоненты стимулов в другой комбинации. Связь большинства объектов между собой является физическим фактом; из этого следует, что стимулы от объектов будут повторяющимся образом действовать на организм как взаимодействующие комплексы. Маленький ребенок выучивается отдельным реакциям на свою собственную руку, бутылочку, лицо матери как на различимые «целые», и последующее применение словесных обозначений облегчает организацию стимульного множества. Связывающие факторы сходства и близости, способствующие группировке стимульных элементов, становятся основой генерализованных перцептивных навыков. Поскольку связь объектов, с которыми производятся манипуляции, имеет физическую основу, стимулы, близкие в сенсорном пространстве, будут объединяться во взаимодействующие комплексы гораздо чаще, чем те, которые удалены друг от друга. Эта генерализованная тенденция отвечать на соседние части как на «принадлежащие друг другу» приводит к многочисленным ошибкам ребенка: он может схватить башню из кубиков за верхний кубик и очень удивиться, увидев, что только он один окажется поднятым. Подобным образом у многих объектов практического действия ребенка (ложки, застежки, прутья кровати) взаимодействующие части в высшей степени похожи по сенсорным качествам, и это приводит к генерализованной тенденции воспринимать сходные элементы как единые целые. Ребенок делает усердные попытки взять красивый красный цветок с платья матери; ему трудно воспринимать тонкую бечевку как связанную с яркой красной игрушкой, которую он старается притянуть к себе.

Ч. Осгуд (С. Е. Osgood. Method and Theory in Experimental Psychology. N. Y., 1953, ch. 5, pp. 212-228.)

Законы организации восприятия

В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки . Наиболее полно данная проблема была изучена в гештальтпсихологии , утверждающей, что целое всегда больше суммы своих частей. Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне .

Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина . В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. Иными словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Подчеркнем, что отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. Этот факт становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем иные способы распознания стимула.

Например, в той же вазе Рубина одно и то же изображение можно считать белой вазой, а можно – двумя человеческими профилями. Такие реверсивные изображения помогают понять, что с точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем.

Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

Закон сходства . Согласно М. Вертгеймеру , при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными .

Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.

Например, одному незрячему испытуемому было предложено рельефное изображение утки, на котором было только одно крыло . Слепой пошутил, что второе крыло, должно быть, находится «на другой стороне листа ». И добавил, что, конечно же, это второе крыло «только воображаемое ».

Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход » использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение» . Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

Закон прегнантности (хорошей формы) . Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей », «простой », «стабильной », «внутренне непротиворечивой », «симметричной » или, если использовать немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной ».

Прегнантность означает значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Иными словами, имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. Наиболее ясно этот закон изложил К. Коффка :

Из ряда возможных геометрических организаций на практике реализуется та, которая обладает лучшей, простейшей и устойчивой формой .

Фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. Например, камуфляж может служить хорошим средством, чтобы скрыть объект из вида .

www.psyworld.info

Законы организации восприятия и его свойства

Каким же образом происходит процесс переработки полученной информации о той или иной ситуации в нечто цельное и осмысленное?

В психологии в результате многочисленных исследований были выделены основные закономерности и свойства процесса восприятия. Выделим те из них, которые проявляются не только при восприятии предметов, по и людей в ситуациях общения и взаимодействия.

Первая закономерность организации восприятия состоит в том, что любой предмет или образ воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг структурирует сигналы таким образом, что все, имеющее для нас значение, воспринимается именно так. Фигура – это то, что ясно, отчетливо осознается, что человек описывает, сообщая, что он воспринимает (видит, слышит и т.д.).

Понятия фигуры и фона относительны. Человек может переключать внимание и воспринимать фон как фигуру, и наоборот, фигура может выступать фоном. Относительность статуса фигуры и фона можно проиллюстрировать на примере двойственных изображений, в которых фигура и фон могут меняться местами. Так, на известном рисунке датского психолога Э. Рубина можно увидеть или два черных профиля на белом фоне, или белую вазу на черном фоне (рис. 1).

Рис. 1

Такое свойство перцепции относится не только к зрению, но и к другим чувствам. Так, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию, она сразу выступает как «фигура» на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

В качестве фигуры обычно выделяется то, что имеет для воспринимающего человека какой-то смысл, что связано с его прошлым опытом, предположениями и ожиданиями, с его намерениями и желаниями.

Данная закономерность действует и при перцепции человека, который в процессе общения воспринимается на социальном фоне других людей (формируемый образ зависит от того, на фоне каких людей находится данный человек, как они себя ведут и каков их облик). Основоположник гуманистической психологии А. Маслоу, чтобы доказать это положение предпринял ряд экспериментов, связанных с восприятием красивого и уродливого. Так, например, он предъявлял испытуемым фотографии обычных людей, снятых в неприглядной обстановке, и испытуемые склонны были описывать этих людей как психотиков, параноиков или преступников. Это говорит о том, что в уродливом окружении лица людей и, вероятно, сами люди будут восприниматься плохими, уродливыми, неприглядными.

Следующая закономерность организации восприятия заключается в целостности, проявляющейся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому когда предмет, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Этот принцип работает и при формировании образа другого человека: при неполноте информации он «достраивается», недостающая информация домысливается.

К закономерностям процесса восприятия относится влияние на восприятие ожиданий и предположений: человек воспринимает мир в зависимости от того, что он ожидает воспринять. Например, когда в психологических исследованиях испытуемым предъявляли изображение, которое с равным успехом может быть понято как цифра 13 или как буква В, то испытуемые без каких-либо сомнений воспринимали этот знак как 13, если он появлялся в ряду чисел, и как букву В, если он появлялся в ряду букв.

Вывод психологов о том, что человек воспринимает информацию в зависимости от своих ожиданий, относится не только к восприятию предметов, но и к восприятию других людей и ситуаций общения. Так, нередка ситуация, когда в соответствии с ожиданиями строится образ партнера по общению, ему приписываются определенные свойства, возлагаются надежды на его возможное поведение, а он и сто поведение ожиданиям не соответствует.

К основным свойствам восприятия, значимым для ситуаций общения, относятся такие свойства, как активность, константность, контскстность, осмысленность и апперцептивность.

Активность восприятия заключается в сосредоточенности нашего внимания в любой конкретный момент времени только на одном стимуле или конкретной группе стимулов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании активно.

Константность восприятия проявляется в том, что мир воспринимается не только как организованный, но также и как постоянный и неизменный. Например, белую бумагу мы воспринимаем как белую даже при лунном освещении, хотя она отражает примерно столько же света, сколько черный уголь на солнце. Когда мы смотрим на колесо велосипеда под углом, то реально наш глаз видит эллипс, но мы воспринимаем колесо как круглое. Константность восприятия – это во многом проявление влияния прошлого опыта. Данная характеристика восприятия проявляется в процессе общения постоянно: образ человека обладает константностью. Так, человек, с которым мы общаемся на протяжении длительного времени, может измениться, но мы будем воспринимать и оценивать его в соответствии с тем образом, который когда-то сложился.

Контекстность восприятия обусловливается влиянием на процесс восприятия определенного контекста. Ни один поведенческий акт, ни одна мысль, ничто в организме не может произойти в физическом и психологическом вакууме. Восприятие в процессе общения в значительной степени обусловлено ситуацией взаимодействия партнеров по общению.

Осмысленность восприятия проявляется в том, что восприятие тесно связано с мышлением, с языком. Для того чтобы сознательно воспринимать предмет, нужно выделить его, мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом (категорией), осуществить осознанный поиск наилучшего толкования имеющихся данных и определить (или переопределить) ситуацию и себя в этой ситуации. Все это в полной мере относится и к восприятию других людей. Образ человека в восприятии носит осмысленный характер. Посредством слов, которыми обозначают воспринимаемого (учитель, студент, менеджер, клиент и т.д.), в его образ включают обобщенные знания о данной категории людей, сложившиеся в процессе жизнедеятельности.

Апперцептивность означает зависимость восприятия от общего содержания психической жизни. Предшествующий перцептивный опыт играет в процессе восприятия большую роль. Более того, особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от его деятельности. Следует отмстить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимает не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому на точности и ясности восприятия всегда сказываются не только иллюзии (эффекты) восприятия, но и особенности личности человека, его знания, мотивы, интересы, установки, эмоциональное состояние.

Процесс восприятия включает ряд закономерно сменяющих друг друга стадий (фаз перцепции): обнаружение, различение, идентификацию, категоризацию, узнавание, опознание. Все эти виды, свойства, фазы, закономерности сохраняются и в процессе общения, обеспечивая адекватное и осмысленное, предметное и структурированное отражение внешней информации. Они образуют собой механизмы формирования чувственного опыта участников общения. Так, например, большую роль играет свойство избирательности восприятия, обеспечивающее выделение наиболее существенных особенностей ситуации общения. Не менее значимо свойство структурности, позволяющее целостно, но одновременно и внутренне упорядоченно воспринимать ситуации. Свойство апперцептивности обеспечивает постоянную «увязку» воспринимаемой информации с профессиональным и личностным опытом, а также ее «расшифровку» – декодирование.

Подпороговое восприятие

В ходе изучения ощущений было установлено, что для того, чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его сигнал достиг определенной величины. Такая величина называется абсолютным нижним порогом ощущения, или порогом чувствительности.

Сигналы, поступающие из внешнего мира, для того, чтобы быть воспринятыми, должны преодолеть физиологический порог. Не все сигналы, преодолевшие физиологический порог, воспринимаются на уровне сознания. Для того чтобы быть воспринятыми, сигналы должны затем превысить другой порог – порог восприятия – порог сознательного опознания.

Физиологический порог определен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия, напротив, гораздо менее стабилен. Он зависит от уровня бодрствования мозга, а также от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог.

Что происходит со всей той информацией, которая осталась «за порогом» восприятия? Исчезает ли она полностью или же оставляет след на уровне, недоступном непосредственно для сознания?

Между физиологическим порогом и порогом восприятия существует зона чувствительности, в которой возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но оно не доходит до сознания. Какова же судьба этого сообщения?

Была выдвинута гипотеза о том, что в зоне под уровнем сознания (в подсознании) сигналы, воспринятые органами чувств, возможно, обрабатываются какими-то системами нашего мозга. Эти обработанные на уровне подсознания сигналы, синтезированные в неосознаваемые образы, вероятно, составляют резерв – источник спонтанно возникающих образов и свободных ассоциаций, играющих важную роль в активации организма, которая может проявляться, например в сновидениях или во вспышке интуиции у творческих работников.

По-видимому, подпороговое восприятие позволяет организму отвечать на поступающие сигналы так, как он не смог бы ответить, если бы они были приняты и оценены сознанием. Именно эти особенности подпорогового восприятия используются в рекламе товаров и в воздействии на психику средств массовой информации.

Знание особенностей подпорогового восприятия может существенно повысить коммуникативные навыки. Дело в том, что многие микросигналы (изменение тонуса мышц лица, вздрагивание ресниц, незначительное изменение цвета отдельных участков кожи и т.д.), а также неконгруэнтность вербального и невербального поведения могут и не доходить до уровня сознания, а фиксироваться на уровне подсознания. Их восприятие на подпороговом уровне позволяет интуитивно чувствовать ложь, обман, внутреннюю неуверенность, показное равнодушие и строить свое поведение соответствующим образом.

Гештальта законы организации

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 .

Смотреть что такое «Гештальта законы организации» в других словарях:

КОГЕН - (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

Гештальтпсихология - Запрос «Гештальт» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В данной статье или разделе имеется список источников или в … Википедия

гештальтпсихология - (от нем. Gestalt образ, форма) направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Г.… … Большая психологическая энциклопедия

гештальт-психология - Течение в общей психологии, зародившееся под влиянием феноменологии в 1912 году (Эренфельс, Вертхаймер, Коффка, Келлер). Одним из основных положений гештальт психологии является следующее: целое отлично от суммы его частей, и появляется в… … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - АРАБО МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ традиция философской рефлексии, возникшая и развившаяся в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации и претерпевшая в наши дни значительную трансформацию под… … Философская энциклопедия

конструктивизм - КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructio построение) направление в эпистемологии и философии науки, в основе которого лежит представление об активности познающего субъекта, который использует специальные рефлексивные процедуры при построении… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПОТРЯСАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ АНАНЬЕВА - Представляет собой универсальное пространство в широкой области современных традиций психологии здоровья, психотерапии, медицинской психологии и психологии вообще. Это пространство создает уникальные условия для слияния воедино имеющихся… … Психотерапевтическая энциклопедия

исследование - ИССЛЕДОВАНИЕ понятие, обозначающее обычно специализированный вид научного познания в рамках естественной науки. Но сегодня мы говорим об И. в гуманитарных и социальных науках, о философских и методологических И., о прикладных и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

psychology_pedagogy.academic.ru

  • Судебный участок №81 195248, Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д. 26 вторник четверг: с 10-00 до 13-00 с 14-00 до 17-00 Быстрый переход: Информация об участке Территориальная подсудность Реквизиты для оплаты пошлины Слушания дела Информация об участке Недоспасова Елена Сергеевна Егорова Анастасия […]
  • Нотариус города Москвы Лысякова Ольга Сергеевна Добро пожаловать на официальный сайт нотариуса города Москвы Лысяковой Ольги Сергеевны! Благодарю всех, кто решил воспользоваться информацией, размещенной на сайте. Нотариальная контора находится в новом жилом доме по адресу: 115419, город Москва, 3-й Донской […]
  • Бесплатные юридические консультации Адвокаты и юристы консультируют бесплатно граждан, попадающих под категорию граждан,имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в соответствии с Федеральным законом № 324-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "О бесплатной юридической помощи в Российской […]
  • Если не перечислили пенсию на карту Сбербанка: что делать и куда обращаться? ​ пенсионники.​​ кому в данном​ ребенка с категорией​ только меньшая сумма.​ мешают, но сегодня​Задержка пенсий зависит от​ ​ перевели - на​ за разъяснениями. Возможны​Нет денег у пенсионного​ 21, сегодня в​ попадает на выходные​ […]
  • Оферта о продаже доли: образец Действующее законодательство РФ относительно обществ с ограниченной ответственностью, предоставляет каждому участнику общества право выйти из его состава. Для этого необходимо написание заявление о выходе участника ООО и его нотариальное заверение. Осуществление права выхода […]
  • Налоги на наследство Краткое содержание Облагается ли наследство налогом Многие из тех, кто получил или рассчитывает получить наследство, задаются вопросом, действует ли сейчас налог на наследство, как это было ранее (до января 2006 года). Для всех наследующих будет важно узнать, что наследство как […]
  • 7 способов получить бесплатную юридическую помощь За счет бюджета, как правило, могут получить юридическую помощь малоимущие и социально незащищенные категории граждан, перечень которых установлен в ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской […]
  • Минстрой России разработал законопроект о переселении граждан из ветхого жилья Минстрой России разработал законопроект 1 , регулирующий процесс переселения граждан из ветхого жилого фонда. В законе будет прописано, что основанием для признания многоквартирного дома аварийным является наличие негативных […]