Уход за лицом: полезные советы

Что такое диктатура по истории. Диктатура, ее формы и виды. Диктатура в Новейшее время

Что такое диктатура по истории. Диктатура, ее формы и виды. Диктатура в Новейшее время

Диктатура – форма государственного устройства, при которой власть сконцентрирована в руках одного человека, группы лиц, клики или партии, монополизирующих ее. Ее суть отражена уже в самом термине "диктатура", который происходит от лат. dictatur , что означает "неограниченная власть".

В широком смысле слова под диктатурой подразумевается жесткая авторитарная или тоталитарная власть, не несущая ответственности перед гражданами данного государства. Диктатура – это монократия, которая в важнейших аспектах политической самоорганизации общества является антиподом демократии. Диктаторские режимы при всех существующих между ними различиях едины в неприятии конституционных и плюралистических принципов демократии.

Не допуская или существенно ограничивая оппозицию, они отвергают честные выборы, основанные на принципе конкуренции различных политических сил, либо заменяют их выборами плебисцитарного характера с одним безальтернативным кандидатом, где результаты заранее известны. Для них характерно отсутствие гарантий прав и свобод человека и гражданина – разделения властей, реального представительства народа в органах государственной власти и других демократических принципов и норм государственного устройства.

Диктатура, равно как и демократия, воплощается в жизнь в различных формах, ее можно обнаружить во всех цивилизациях и исторических эпохах. Уже с древнейших времен как на Востоке, так и на Западе существовали различные ее формы, такие как древневосточные деспотии, тирании античной Греции, абсолютные монархии Средних веков, самодержавие в России и т.д. В марксизме-ленинизме, служившем идеологической основой политического режима в СССР, использовалось понятие "диктатура пролетариата" для обозначения формы власти советского государства.

В наши дни политические системы диктаторского типа существуют в двух формах: авторитаризм и тоталитаризм. Обладая важнейшими характеристиками диктатуры, в ряде аспектов они значительно отличаются друг от друга. Для авторитаризма характерны доминирование государства над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и судебной ветвями. Но здесь такое доминирование не приобретает той жесткости и всеохватности, которые характерны для тоталитаризма.

Авторитаризм использует слабость и неразвитость гражданского общества, но, в отличие от тоталитаризма, не уничтожает его. Может уживаться и сочетаться как с государственной, так и с рыночной экономикой. В ряде случаев формально функционируют парламент и политические партии, но их деятельность находится под строгим контролем государства. В наиболее "либеральных" авторитарных режимах допускается "дозированное" инакомыслие, сохраняются классовые, сословные, клановые, племенные различия.

Существует множество типов авторитарных режимов. В основном они распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, реже – в капиталистических странах (Испания, Португалия, Греция до антидиктаторских выступлений середины 1970-х гг.), отстающих в своем развитии от главных индустриальных стран.

Авторитаризм утверждается в результате выдвижения на господствующие позиции национальной компрадорской буржуазии, которая устанавливает тесные связи с военными. Типичными примерами этого типа являются режимы Камеруна, Туниса, Алжира и др.

В большинстве случаев главной опорой режима служит армия. В развивающихся странах большое распространение получил режим военной диктатуры, когда власть захватывают, как правило, путем военных переворотов. Этот тип представлен, например, военной диктатурой А. Пиночета в Чили, установленной в сентябре 1971 г., и режимом "черных полковников" в Греции в середине 1960-х гг, существовавшим до середины 1970-х гг.

В современном мире существуют также режимы, которые являются монархическими по форме и авторитарными по содержанию. Это так называемые абсолютные монархии, характеризующиеся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти в руках монарха. Они основаны на принципе наследования власти при отсутствии каких-либо законных способов лишения правителя властных полномочий. Такие режимы преобладают в исламских государствах Большого Ближнего Востока.

Можно выделить также режимы с большей либо меньшей жесткостью, или "либеральностью", в организации властной вертикали. Например, военно-политическая диктатура А. Пиночета в Чили отличалась от авторитарного режима Чои Ду Хвана в Южной Корее (занимал пост президента республики в 1980–1988 гг.) более откровенной опорой на репрессивный аппарат, большей интенсивностью террора и подавления и др.

В ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки различается также "авторитаризм развития". В данном случае политическая модернизация с уклоном па профессионализацию, демократизацию, разделение властей и т.д. идет медленно и с теми или иными трудностями. Здесь "авторитаризм развития" постепенно эволюционирует в сторону парламентаризма и демократии.

Существуют своего рода гибридные режимы, в которых органически сочетаются элементы как тоталитаризма, так и авторитаризма. К ним, как правило, относят франкистский режим в Испании и салазаровский в Португалии, просуществовавшие с 30-х гг. XX в. до демократических революций середины 70-х гг. Некоторые авторы (например, М. Дюверже) не без оснований называли их псевдофашистскими.

В XX в. важнейшие признаки политической системы диктаторского типа проявились в чисто тоталитарных режимах. В политической системе тоталитарного типа выделяются фашистский и национал-социалистический режимы соответственно в Италии и Германии на правом фланге идейнополитического спектра, а также большевистский в СССР – на его левом фланге (во всяком случае, в период господства сталинизма).

Фагиизм (итал. fascismo, от fascio пучок, связка, объединение) представляет собой одно из главных течений общественно-политической мысли и социально-политическое движение, получившие широкое распространение в странах Европы в 20–40-х гг. XX в. Основную роль в разработке, распространении и реализации идей, принципов и ценностей фашизма внесли граф Ж. А. де Гобино, X. Чемберлен, Г. д"Аннунцио, Дж. Джентиле, А. Розенберг, Й. Геббельс и, конечно, Б. Муссолини и А. Гитлер.

Наиболее законченное выражение эти идеи и концепции получили в итальянском фашизме и германском национал-социализме, воплотившихся в соответствующих политических режимах сначала в Италии, а затем в Германии. Между ними располагались переходные или гибридные режимы генерала Франко в Испании, Салазара в Португалии, Хорти в Венгрии.

В фашизме в качестве главного теоретического и аналитического инструмента трактовки мировой истории используется своеобразно трактуемая идея нации, или национализм, который в германской версии фашизма – национал-социализме приобрел форму расизма. В нем было достигнуто слияние крайних форм национализма с отдельными своеобразно трактуемыми элементами социализма, что и дало основание А. Гитлеру и его сподвижникам говорить о национал-социализме.

С самого начала фашизм рассматривал нацию как некий синтез всех без исключения материальных и духовных ценностей и как таковой пользующийся приоритетом перед отдельным индивидом, группами, слоями, классами. Как утверждал Гитлер, определяющее значение имеет "осуществление волеизъявления нации, ибо только это волеизъявление может быть исходной точкой для политических выступлений". В отличие от "буржуазного и марксистско-еврейского мировоззрения", откровенничал он, идея национал-социалистического "народного государства" оценивает "значение человечества в его базовых расовых терминах". Наиболее законченное выражение эта установка нашла в антисемитизме.

Фашисты отвергали какие бы то ни было ограничения на власть государства. Оно но своей сущности интегрально и тотально, в его рамках нет места частному в отрыве от публичного. Эта идея нашла доктринальное выражение в следующем афоризме Муссолини: "Все внутри государства, ничего вне государства, и ничего против государства".

Фашизм и большевизм имеют как точки соприкосновения концептуального и типологического характера, так и серьезные расхождения. Бросается в глаза изначальная несовместимость их идеологий. Здесь достаточно упомянуть такие дихотомические пары, как интернационализм – национализм, теория классовой борьбы – национально-расовая идея, материализм – идеализм, с помощью которых определяется противостояние марксизма-ленинизма и фашизма.

Если в марксизме-ленинизме в качестве главного теоретического и аналитического инструмента трактовки мировой истории брался класс, то в фашизме в качестве такового служила нация. Первый отдавал моральный и теоретический приоритет концепции класса, а второй – концепции нации и даже расы. В результате место марксистских понятий "прибавочная стоимость" и "классовая борьба" в национал-социализме заняли понятия "кровь" и "раса".

Фашисты и национал-социалисты как в теории, так и на практике отводили решающую роль политике и идеологии, они сохранили частную собственность на средства производства и рыночные механизмы функционирования экономики. Большевики же, которые в теории определяющую роль отводили базису, или экономике, пошли по пути полного обобществления средств производства. Если большевики уничтожили рынок, то национал-социалисты его оседлали, приручили.

Марксизм-ленинизм в теории руководствовался коммунистическим идеалом построения совершенного и справедливого общественного строя. Однако проблема состоит в том, что для реализации поставленной цели на вооружение были взяты безжалостные, антигуманные средства. В этом контексте величайшая ошибка большевиков состояла в том, что они дискредитировали великий коммунистический идеал.

При всем том неоспорим факт близости и определенного родства фашизма и большевизма по целому ряду параметров. Это, в частности, единая, всеохватывающая цель (хотя она существенно различается по своему содержанию); господство одной-единственной революционной партии нового типа; моноидеология, отвергающая другие идеологии; сходные средства и методы достижения идеальных целей; слияние в единое целое партии, государства и общества; политизация всех без исключения сфер жизни; физический и моральный террор и т.д.

Именно эти характеристики позволяют оценивать и фашизм в разных его вариантах, и марксизм-ленинизм в его большевистской интерпретации как два противоположных проявления или два альтернативных (правый и левый) варианта особого общественно-исторического феномена – тоталитаризма.

При этом нельзя забывать, что сами тоталитарные режимы были подвержены определенным изменениям. В Советском Союзе о более или менее чисто тоталитарном режиме, по-видимому, корректно говорить применительно к сталинскому режиму, охватывающему период с конца 1920-х до первой половины 1950-х гг. В последующие же годы имела место постепенная либерализация режима в плане отказа от наиболее жестких форм контроля над умами людей, а также от явного террора.

Понятие политического режима - одно из основных в общепринятой политологии. Любая политическая власть имеет свои характерные черты и особенности. Реализация власти осуществляется посредством определённых методов и средств.

Политический режим

В разные исторические периоды государственная власть может иметь отличные формы политического режима. От них зависят механизмы взаимодействия общества и государства между собой, методы политического управления страной, объём прав, свобод и обязанностей граждан.

Редко можно встретить какой-либо политический режим в чистом виде. Об этом свидетельствует история СССР, когда под маской народовластия долгое время функционировала жёсткая диктатура власти. В наше время в ряде стран наблюдается аналогичная ситуация, в том числе и диктатура на фоне демократии.

Признаки политического режима

Основными чертами, характеризующими политический режим, являются:

  • - принципы, на основании которых действуют институты власти;
  • - политические цели;
  • - способы и механизмы достижения политических целей.

Характер политического режима страны напрямую связан с историческим развитием государства, традициями народа, уровнем политической осведомлённости и культуры. Не зря говорят: «Народ имеет ту власть, которую он заслуживает». Именно эта фраза хорошо иллюстрирует случаи узурпации власти одним человеком или группой лиц (так называемой политической элитой). По сути, сам народ позволяет диктатору занять то место, на котором он находится.

Что такое диктатура, на себе прочувствовали граждане многих государств, и порой не раз. Как правило, цикл тоталитарных режимов имеет тенденцию повторяться именно в странах с неизменной политической культурой.

Формы режимов

Политический режим - это отражение обстановки, царящей в обществе, характеризующейся объёмом участия граждан в осуществлении государственной власти. Политологи выделяют два основных вида

  1. Демократический.
  2. Недемократический (диктаторский).

Окончательно уничтожить режим диктатуры можно исключительно с помощью демократических институтов и вовлечения народонаселения страны в прозрачные информационные отношения. Важное значение для наличия «здоровой» власти имеет политическая культура общества, самоуважение и рост социальной ответственности.

Или номинально существующей конституции. (В древнем Риме диктатором был правитель, который назначался на 6 месяцев). Диктатура была распространена в Латинской Америке в XIX веке, в Европе в этот период диктатурой можно назвать правления Наполеона III . Кризис, наступившей после Первой мировой войны , вызвала появление ряда диктатур на территории Европы, в том числе режимы Ататюрка и Пилсудского (национальные); Муссолини , Гитлера , Примо де Ривера , Франко и Салазара (правые); Иосифа Сталина , Энвера Ходжа (коммунистические)

После Второй мировой войны: в Азии - Мао и Ким Ир Сена ; в Латинской Америке - Фиделя Кастро и Аугусто Пиночета .

Диктатура с точки зрения политологии - Форма осуществления власти, при которой власть, независимо от формы власти, независимо от формы отношения к власти, осуществляет свое правление прямым, директивным путем. Независимость этой формы осуществления власти от формы власти и формы отношения к власти ярко показывает пример политической системы, возникшей в результате Великой французской революции - форма власти - республика, форма отношения к власти - демократия, форма осуществления власти - диктатура. Эффективность и оптимальность этой формы осуществления власти зависит от многих факторов, в том числе от объективной ситуации, восприятие обществом необходимости именно этой формы осуществления власти, формы отношения общества и власти, формы идеологического обоснования власти.

Теперь диктатурой, как правило, называют режим власти одного лица или группы лиц, не ограничен нормами законодательства, не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму. Как правило, функционирования диктаторского режима сопровождается репрессивными мерами против политических оппонентов и жестким ограничением прав и свобод граждан.


1. Диктатура в Древнем Риме

Сначала диктатурой именовалась выше экстраординарная магистратура в Римской республике. Диктатура устанавливалась постановлением сената, согласно которому высшие ординарные магистраты республики - консулы назначали диктатора, которому передавали всю полноту власти. В свою очередь, диктатор назначал своего заместителя - начальника конницы. Диктаторам предстояло сопровождение 24 ликторов с фасциями - символами власти, в то время как консулам принадлежало по 12 ликторов.

Диктаторы имели практически неограниченную власть и не могли быть привлечены к суду за свои действия, однако в обязательном порядке сдавали свои полномочия после истечения срока. Сначала диктатура устанавливалась на срок в 6 месяцев, или на время выполнения поручения сената, как правило, связанного с устранением угрозы государству. Однако в до н. э. был избран первый бессрочный диктатор Луций Корнелий Сулла (формально - "для проведения законов и для приведения республики в порядок" (legibus faciendis et rei publicae constituendae causa)). В Сулла, однако, сложил свои полномочия диктатора. В , за месяц до гибели от рук заговорщиков, бессрочным диктатором стал Гай Юлий Цезарь, до этого несколько раз избирался диктатором во время гражданской войны по обычной схеме. Должность диктатора была отменена в году до н. э. , Вскоре после убийства Цезаря.

Сулла и Цезарь были последними диктаторами с формальной должности и первыми диктаторами Рима в современном смысле слова. Октавиан Август и последующие императоры не назначались на должность диктатора (хотя Августу эта должность и предлагалась), но фактически владели диктаторской властью. Формально Римское государство еще долго считалось республикой и существовали все республиканские органы власти.

Уже в августе добился того, что его преемником стал его приемный сын - Тиберий. В дальнейшем подобные случаи случались все чаще. Это стало одной из предпосылок к дальнейшему превращению Древнего Рима в монархию.


2. Диктатура в древнегреческих государствах

Диктатура была частым явлением в Древней Греции и ее колониях. Диктаторы в этих государствах назывались "тиранами", а диктатура - "тиранией". Первое время это слово не несло негативный оттенок. Большинство тиранов опирались на демос и угнетали аристократию. Некоторые из тиранов, особенно ранних, прославились как меценаты, справедливые правители и мудрецы: например тиран Коринфа Периандр или тиран Афин Писистрат. Но гораздо больше сохранилось рассказов о жестокости, подозрительности и самодурство тиранов, изобретали изощренные пытки (особенно был известен тиран Акраганта Фаларид, сжигали людей в медном быке). Существовал популярный анекдот (его героем был сначала Фрасибул Милетский, потом он привязывался и к другим лицам) о тиране, который на вопрос коллеги-тирана (вариант: сына) о наилучшем способе удержаться у власти стал ходить по полю и молча срывать все колоски, издававшиеся над общим уровнем, показывая тем самым, что тирану следует уничтожать все сколько-нибудь выдающееся в гражданском коллективе. Хотя на этапе становления греческого полиса тирания могла играть позитивную роль, положив конец аристократическому произволу, в конечном итоге они быстро становились препятствием для окрепшего гражданского коллектива.

Некоторые тираны стремились превратить свои государства в наследственные монархии. Но сколько-нибудь долговечных династий ни один из тиранов не создал. В этом смысле показателен оракул, якобы полученный Кипсела, которые захватили власть в Коринфе: "Счастлив Кипсела, и дети его, но дети его детей". Действительно, сам Кипсела и его сын Периандр благополучно правили, но уже преемник (племянник) Периандра был быстро убит, после чего все имущество тиранов было конфисковано, их дома разрушены и их кости выброшены из могил.

Эпоха VII-VI вв. известна как эпоха старшей тирании"; к ее концу в материковой Греции тираны исчезают (в Ионии они оставались из-за персидской поддержки, в Сицилии и Великой Греции - из-за специфической военной обстановки). В эпоху развитой демократии, в V в. до н. э. , Отношение к тирании было однозначно негативное, и именно тогда этот термин приблизился к своему нынешнему значению. Тирания сама по себе воспринималась зрелым гражданским сознанием как вызов справедливости и основе существования гражданского коллектива - всеобщего равенства перед законом. О Диогена, например рассказывали, что на вопрос, какие животные опасны, он ответил: "из домашних - льстец, из диких - тиран", на вопрос, какая медь наилучшая: "и, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона" (тирановбивць) .

В IV в. до н. э. , В условиях острого кризиса полиса, в греческих городах-государствах вновь появляются тираны (так называемая "младшая тирания") - как правило, из счастливых военачальников и командиров наемных отрядов; но на этот раз рассказы о мудрых и справедливых тиранов совсем отсутствуют: тираны были окружены общей ненавистью и сами в свою очередь жили в атмосфере постоянного страха.


3. Диктатура в Средние века

В Средневековье господствующей формой правления была монархия. Даже в результате переворотов к власти, как правило, приходили представители королевских или иных знатных родов, причем они не скрывали намерений передавать свою власть по наследству. Однако существовали и исключения. Многие города-коммуны и торговые республики нанимали для обороны полководцев - кондотьеров или князей. На время войны кондотьеры получали большие властные полномочия в городе. После войны, опираясь на наемное войско, набранное на деньги города, некоторые кондотьеры удерживали власть, превращаясь в диктаторов. Такая диктатура называлась синьорией. Некоторые синьории становились наследственными, превращусь в монархии. Одним из самых диктаторов, основавшие монархию, был Франческо Сфорца.


4. Диктатура в Новейшее время

Диктаторские режимы правого толка

4.1. В Европе

В Новейшее время диктаторские режимы получили широкое распространение в Европе в 20-е - 40-е годы 20-го века. Зачастую, их установки становилось следствием распространения тоталитарных идеологий. В частности, в году установлена ​​фашистская диктатура в Италии, а в 1933 - нацистская диктатура в Германии. Диктатуры крайне правого толка были установлены и в ряде других европейских государств. Большинство таких диктаторских режимов прекратили свое существование в результате Второй мировой войны. Последней диктатурой Европы принято считать Республику Беларусь.


4.2. В Азии, Африке, Латинской Америке

В Азии, Африке и Латинской Америке установлением диктатуры сопровождалось процесс деколонизации. Широко практиковался в указанных регионах захват государственной власти выходцами из военной среды, который приводил к установлению военных диктатур.

4.3. Диктаторские режимы левого толка

В марксизме есть также понятие диктатуры пролетариата.

5. Скрытые формы диктатуры

Патриотический акт, принятый в США, фактически дал старт развитию новой неявной форме диктатуры. Этот акт наделяет слишком широкими полномочиями правоохранительные и разведывательные органы государства и спецслужбы, которые приводились в действие на их усмотрение, и эти полномочия могут быть использованы во вред, то есть против граждан, не связанных с терроризмом, просто для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан США.

Этот документ позволяет создавать подзаконные распоряжения и инструкции для государственных и частных организаций, что позволяет применение различных методов получения информации вплоть до применения пыток.


6. Преимущества и недостатки

Сторонниками диктатуры обычно указываются такие преимущества диктатуры как формы правления:

  • Диктатура обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
  • Диктатор в силу своего положения выше любой политической партии (в том числе и своей) и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
  • При диктатуре больше возможности осуществить какие-либо долгосрочные (не ограничены сроком избрания) преобразования в общественной жизни;
  • При диктатуре больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

По сравнению с монархией выделяют следующие преимущества:

  • В диктаторской власти обычно приходит человек, обладающий организационными и другими способностями, волей и знаниями. В то же время при монархии замещения власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готов к выполнению подобных обязанностей;
  • Диктатор обычно лучше монарха осведомлен о реальной жизни, о проблемах и чаяния народа.

Среди недостатков диктатуры обычно упоминаются следующие:

  • Диктаторы обычно менее уверены в прочности своей власти, поэтому они нередко склонны к массовым политическим репрессиям;
  • После смерти диктатора может возникнуть риск политических потрясений;
  • Большая возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

По сравнению с республикой выделяют также следующие недостатки:

  • При диктатуре больше теоретической возможности возникновения монархии;
  • Диктатор не несет юридической ответственности перед кем-либо за свое правление, что может привести к принятию решений, объективно отвечают интересам государства;
  • При диктатуре плюрализм полностью отсутствует или ослаблен;
  • Нет легальной возможности изменить диктатора, если политика оказалась противоречит интересам народа.

По сравнению с монархией выделяют также следующие недостатки:


Термин «диктатура» (от лат. dictatur - неограниченная власть) позволяет содержательно охарактеризовать режимы, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назначавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения особых поручений или в случаях угрозы государству широкими полномочиями. Время правления диктатора было строго ограничено - не более 6 месяцев (semestris dictatoria ), но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений, т. е. до окончания формального срока полномочий. Первыми диктаторами Древнего Рима считаются Т. Ларций (498 г. до н. э.) и М. Рутий (356 г. до н. э.). Диктатуры Суллы и Цезаря носили уже более «современный характер», были по существу бессрочной узурпацией власти. К древним формам диктатуры можно также отнести тиранию, олигархию и деспотизм. Тирании чаще всего возникали в «смутные времена», когда власть захватывал удачливый и жестокий военачальник. Провозглашаемое им правление опиралось на прямое насилие и подавление народа. Власть тирана по существу оказывалась неограниченной. Под олигархией в Древней Греции понимали власть небольшой группы наиболее богатых и привилегированных людей. В отличие от тирании, деспотизм, наиболее распространенный на Древнем Востоке, опирался на существующие общинные и религиозные традиции. Власть деспота и подчиняющегося ему государственного аппарата и чиновничества были ограничены этими традициями. В более поздние периоды к диктатурам стали относить возникающие теократические государства, в которых власть сосредоточивалась в руках одной религиозной группы; абсолютистские монархии, характеризующиеся соединением законодательной и исполнительной власти в руках монарха. Большинство современных политологов подразделяет диктатуры на тоталитаризм и авторитаризм.

Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».

Символика (Плакат советского периода)

В 1956 г. американские политологи - К. Фридрих и 3. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима.

    Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Таким образом, господствующая идеология носит хилиастический характер. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т. д. - подчинены идеологии.

    Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции. Населению отводится роль поддержки «генеральной линии» партии.

    Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы.

    Монополия партии на средства массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литературой и др.

    Монополия на средства вооруженной борьбы. Господствующая партия монополизирует контроль над силовыми структурами государства - армией, полицией, спецслужбами. Происходит политизация этих структур и их использование в политических целях.

    Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.

З. Бжезинский

Среди перечисленных признаков наибольшее значение имеют первые два - официальная идеология и монополия единой массовой партии на власть. Действительно, ни один диктаторский режим, кроме тоталитарного, не насаждал и не утверждал в обществе единой официальной идеологии, не стремился поставить под свой контроль всю духовную деятельность общества. Именно партия, обладавшая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, поскольку исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламентацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.

Тоталитаризм - это феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение же тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации.

Северная Корея

Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм - это реакция общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем. Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из «атомизированных» индивидов, лишенных собственности, независимости и собственного «Я», является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства (X. Арендт).

Х. Арендт

Другой причиной, обусловливающей возникновение тоталитарного режима, является разрушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане (Ф. Хайек).

Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции «общей воли», которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении нового общества.

Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают «поле» становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом» (в отличие от предыдущих диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма: «левый» и «правый».

«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах - в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии.

Термин «авторитаризм» (от лат. auctoritas - власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.

    монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна;

    полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

    сильно централизованная монистическая структура власти;

    сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;

    отсутствие политической конкуренции, наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты;

    отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

    активное использование силовых структур для удержания власти.

Главным отличием авторитаризма от тоталитаризма является дифференциация отношений между обществом и государством. В этом случае в обществе сохраняются автономные области: экономическая, культурная, частная и т. п. Монополия государства распространяется исключительно на политическую сферу, в которой либо полностью исключается, либо сохраняется в ограниченном виде конкуренция.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии периода Средневековья и Нового времени, фашистские диктатуры и др. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.

Причинами воспроизводства авторитаризма являются: а) сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты; б) воспроизводство клиентальных отношений в социальной структуре развивающихся обществ; в) сохранение патриархального и подданического типов политической культуры в качестве преобладающих, что равно отсутствию ориентаций населения на активное воздействие на политическую систему; г) значительное влияние религиозных норм (прежде всего ислама, буддизма, конфуцианства) на политические ориентации населения; д) экономическая отсталость; е) неразвитость гражданского общества; ж) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Военные режимы - разновидность авторитарных, в которых власть принадлежит либо военным, либо в действительности осуществляется верхушкой военных за «фасадом» гражданского правительства. Характерной чертой военных режимов является сильная персонализация власти. Таковы режимы генерала Зия уль Хака в Пакистане, Амина в Уганде. Военные или «преторианские» режимы возникают чаще всего в результате государственных переворотов. Причинами захвата власти военными являются кризис политических структур, политическая нестабильность, чреватая острыми социальными конфликтами.

Социальной предпосылкой военных переворотов выступает «преторианское общество», специфические черты которого, сформулированные Д. Раппопортом, сводятся к следующему: 1) отсутствие консенсуса среди наиболее влиятельных группировок относительно «правил игры»; 2) острый конфликт по поводу перераспределения власти и ресурсов между основными политическими силами; 3) резкая социальная поляризация общества; 4) низкий уровень легитимности и институционализации власти.

Военный переворот 2

Установление военных диктатур, как правило, сопровождается отменой прежней конституции, роспуском парламента, полным запретом любых оппозиционных сил, концентрацией законодательной и исполнительной власти в руках военного совета. Подобные режимы существовали во многих странах Африки, Востока, Латинской Америки. Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах террористической деятельности, которая осуществляется армией, полицией и спецслужбами. Как правило, военные режимы оказываются не в состоянии обеспечить экономическую эффективность. Для них характерны хроническая инфляция, экономическая неуправляемость, политическая коррупция. Чаще всего военным режимам не удается мобилизовать массы на решение социальных проблем, обеспечить себе поддержку, решить проблемы, связанные с институционализацией и легитимацией власти. Политологи отмечают, что наиболее слабыми местами этого режима, наряду с неэффективностью и нелегитимностью, является административный стиль принятия решений.

Разновидностью военного режима считается авторитарно-бюрократический режим . Его особенности были подробно проанализированы Г. О’Доннеллом. С его точки зрения, власть при бюрократически авторитарном режиме осуществляется блоком, состоящим из трех политических сил: бюрократии, преобладающее место в которой занимают технократы; национальной буржуазии, контролирующей крупнейшие национальные компании и одновременно связанной с международным капиталом, и военных. Указанный режим выдвигает две главные цели: восстановление порядка и стабильности в обществе и нормализацию экономической жизни. Для достижения поставленных задач применяются разнообразные методы: исключение масс из политической жизни и понижение социальной и политической активности до минимума путем ликвидации гражданских и политических прав, «перекрытия» всех каналов представительства социальных интересов; «оздоровление» экономики с помощью «шокотерапии» - резкого сокращения государственных дотаций в убыточных секторах экономики, массового банкротства нерентабельных предприятий, активной приватизации государственной собственности, урезания социальных расходов; насильственное подавление любых форм социального протеста. Поэтому при бюрократическом авторитаризме исключительную роль играют армия и спецслужбы. Бюрократический авторитаризм сохраняется до тех пор, пока существует правящий блок. По мере укрепления национальной буржуазии и стабилизации экономики политический союз правящих сил начинает распадаться, армия «уходит в казармы», наступает период либерализации. В качестве примера бюрократического авторитаризма можно привести пиночетовский режим в Чили.

А. Пиночет и С. Альенде

Конкурентная олигархия (современный олигархический режим) характеризуется достаточной открытостью и легитимностью при сохранении монополии на власть наиболее могущественных экономических кланов. Для него характерны такие политические институты, как парламент, выборы, партии. Однако за фасадом демократических институтов скрывается власть наиболее влиятельных национальных экономических групп, чьи интересы и учитывает в первую очередь политическая система. Примером современного олигархического режима может служить правление в Колумбии, где начиная с 1957 г. две партии - консервативная и либеральная - договаривались о распределении государственных постов и проведении на выборах определенной кандидатуры президента. Социальной основой современного олигархического режима являются социально и политически пассивные слои населения. Т. к. законодательные органы создаются «сверху», они не имеют массовой поддержки и нелегитимны в глазах народа. Экономическая эффективность таких режимов весьма ограничена. Ориентируясь на экспорт сырьевых ресурсов и развивая сырьедобывающие отрасли, экономическая элита практически не проявляет интереса к развитию национального производства. Социальным результатом политики олигархического блока становится резкая поляризация населения: дифференциация общества на нищающее большинство и стремительно богатеющее меньшинство. Глубокое недовольство, охватывающее широкие слои населения, служит хорошей почвой для укрепления антисистемной оппозиции и массовых антиправительственных действий под руководством военно-политических и повстанческих организаций. Парадоксальность таких движений состоит в том, что направленные против «демократии меньшинства», они одновременно выступают против тех институтов, которые на Западе являются неотъемлемой частью демократии (прежде всего против парламентов). Следствием нестабильности олигархических режимов являются военные перевороты или гражданские войны.

Популистский , илимобилизационный ,режим основывается на правлении единой партии, провозглашающей своей целью модернизацию. Такая партия, как правило, возглавляется харизматическим лидером. В отличии от тоталитаризма, популистский режим опирается не на идеологию, а на национализм. Он в большей степени опирается на этнические, чем на социальные группы. Для этого типа режима характерна мобилизация масс, направленная на поддержание общенационального лидера. Средствами легитимизации власти, используемых популистским режимом, являются: манипулирование плебисцитом; приобщение народа к политике через массовые манифестации, демонстрации, митинги поддержки; возвеличивание «маленьких людей»; сплочение общества перед лицом «международного империализма» и космополитического капитализма. Власть склонна искать поддержку в средних слоях, не испытывающих симпатии к олигархии. Специфическая черта популистского режима - усиление этатистских начал в экономической, социальной и духовной жизни - отражает патерналистские ожидания самых широких народных масс. Основу социального блока правящих сил составляют этатистски ориентированныеcслои и крупная промышленная буржуазия, политическими конкурентами которых являются, с одной стороны, олигархия, а с другой - либерально-демократические силы. Этатистская политика правящей элиты рано или поздно оборачивается высокой инфляцией и глубоким кризисом экономики. Яркими примерами могут служить режимы Варгаса в Бразилии, Насера в Египте, Каддафи в Ливии.

М. Каддафи

Многие политологи в последнее время стали выделять в качестве отдельной разновидности авторитаризм развития, главными чертами которого являются, в отличие от «традиционного», не консервация существующих социальных отношений, а содействие и стимулирование социальной и экономической модернизации. Степень авторитарности определяется потребностью в сохранении единства и целостности общества при росте конфликтов, обусловленных модернизацией. Государство становится инициатором перемен в экономической и социальной жизни, происходящих под его контролем. Примером такого рода режима может быть современный Китай, Южная Корея 1970–1980-х гг., Таиланд и др.

Понятие «диктатура» в современной политической теории и обыденной практике часто отождествляется и используется как синоним терминов «тирания» и «не демократия» (в смысле обозначения противоположных либерал-демократическому режиму - авторитарного и тоталитарного политико-правовых режимов). Такое отождествление этих понятий явилось следствием активного привнесения и «насаждения» в политических науках определённых идеологических установок и штампов, вкупе с применением ряда политических манипулятивных технологий. Однако, подобное понимание сущности диктатуры в корне неверно, ибо:

Диктатура (лат. «dictatura») - неограниченная экстраординарная власть в государстве одного лица, реже группы лиц, временно законным образом переданная или насильственно захваченная в период острого национально-государственного кризиса для спасения нации и государства.

И соответственно:

Диктатор (лат. «dictator») - временный экстраординарный правитель с чрезвычайными, иногда неограниченными полномочиями (например - «выборный человек всея Земли Русской» Козьма Минин).

Как отмечал К. Шмитт: «Диктатура - это осуществление свободной от правовых границ государственной власти для преодоления ненормального состояния, особенно войны и мятежа. Итак, определяющим для понятия диктатуры является, во-первых, представление о нормальном состоянии, которое должна восстановить или которого должна достичь диктатура, далее представление об определенных правовых границах, которые упраздняются (приостанавливаются) в интересах устранения ненормального состояния.» .

Институт «диктатуры» оформился в римском государственном праве и политической практике как вынужденная противоположность институтам ординарной (обычной) власти, которая осуществлялась и реализовывалась постоянно, за исключением периодов острого национально-государственного кризиса, вызванного как внешними, так и внутренними причинами. К ординарной власти относилась власть различных римских государственных органов и должностных лиц (магистратов): власть двух консулов, власть Сената, власть народных трибунов, народных собраний (комиций), власть цензоров, преторов, эдилов и т.д.

Решение о назначении диктатора и установлении диктатуры, как правило, принимал Сенат. После чего один из консулов осуществлял процедуру назначения диктатора. Диктатор фактически становился главой государства, концентрируя в своих руках всю полноту власти (как гражданской, так и военной). Все магистраты, в том числе и консулы, безукоризненно и беспрекословно подчинялись ему, продолжая нести свою службу. На решения диктатора не действовали ни право апелляции, ни «вето» народного трибуна. Диктатор самостоятельно выбирал и назначал начальника конницы (своего помощника).

Свиту диктатора составляли 24 ликтора (охранники-телохранители) с пучками фасций и воткнутыми в них топорами: как в пределах, так и вне пределов Рима, что означало закрепление за ним права военачальника подвергать телесным наказаниям и казнить римских граждан: как в самом Риме, так и вне его пределов. Данное обстоятельство лишний раз подчеркивало экстраординарный характер власти диктатора и отличия его полномочий от полномочий консулов (высших ординарных должностных лиц - магистратов). Ведь сопровождающие консулов ликторы в обычных условиях, втыкали топоры в фасции только вне пределов Рима, где действовали законы военного времени. И, соответственно, только там консулы, реализуя свои полномочия, могли подвергать телесным наказаниям и казнить римских граждан. В самом Риме, где действовали законы мирного времени, приговорённый к смерти мог требовать народного суда и, консулы беспрекословно выполняли это требование, демонстрируя своё подчинение воле народа и народных собраний. Решения, приговоры и действия диктатора в период осуществления им своих полномочий не обсуждались и не подвергались сомнению. И никогда по окончании периода диктатуры бывший диктатор, возвращавшийся за истечением срока своих полномочий к своим обычным занятиям и делам, не подвергался какому-либо судебному преследованию или порицанию за свои действия и решения.

Первоначально институт и режим «диктатуры» вводился сроком на шесть месяцев, но впоследствии мог продлеваться до одного года (как было сперва в случае с Цезарем), пожизненно (что с Цезарем произошло впоследствии) и на неопределённый срок (например, диктатура Суллы по окончанию одного из периодов гражданских войн).

К установлению диктатуры римляне прибегали, например, после поражения от Ганнибала в битве при Тразименском озере (диктатура Квинта Фабия «Кунктатора» (Медлителя)), когда остро стал вопрос о факте самого существования римского государства, а также во время острых внутриполитических кризисов, грозящих или оборачивающихся гражданской войной (противостояние патрициев и плебеев, противоборство за власть различных партий и лидеров (диктатура Суллы, Цезаря).

Идеальным образцовым диктатором римскими историками признавался Луций Квинкций Цинциннат, который после нанесения военного поражения врагам отечества и выполнения поставленных перед ним задач, на 16 день срока исчисления своих полномочий незамедлительно сложил их с себя и возвратился к занятию сельским хозяйством .

Действенность и эффективность института диктатуры в римской истории признавалась многими авторами. Например, Н. Макиавелли, подчёркивая разницу между тиранией и диктатурой, отмечал, что «за много времени ни один Диктатор не причинил республике ничего, кроме блага... Опыт показывает, что Диктатура всегда оказывалась полезной... Ибо без подобного учреждения города с трудом справились бы с чрезвычайными обстоятельствами. Ведь обычные учреждения действуют в республиках медленно (так как советы и магистраты не имеют возможности во всём поступать самостоятельно, но нуждаясь друг в друге для решения многих вопросов, а также потому, что для вынесения совместных решений потребно время) и предлагаемые ими меры оказываются крайне опасными, когда им приходится лечить болезнь, требующую незамедлительного вмешательства. Вот почему республики должны иметь среди своих учреждений нечто подобное Диктатуре.» .

И.А. Ильин, рассуждая о необходимости установления национальной диктатуры в постсоветской России, давал этому институту следующую оценку: «сущность диктатуры в кратчайшем решении и в полновластии решающего. Для этого необходима одна, личная и сильная воля. Диктатура есть по существу своему учреждение военно-образное: это есть своего рода политическое полководчество, требующее глазомера, быстроты, приказа и повиновения. Римляне знали спасительность единовластия и не боялись диктатуры, давая ей полные, но срочные и целевые полномочия. Диктатура имеет прямое, историческое призвание - остановить разложение, загородить дорогу к хаосу, прервать политический, хозяйственный и моральный распад страны. И вот есть в истории такие периоды, когда бояться единоличной диктатуры значит тянуть к хаосу и содействовать разложению.

В эпоху Великой Французской Революции, благодаря феномену «якобинской диктатуры», категория «диктатура» прочно вошла в современный политико-правой и научный дискурс. Как отмечает известный немецкий политолог-исследователь феномена «диктатуры» К. Шмитт: «С этого времени диктатурой именуется упразднение разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), поскольку это «разделение властей» рассматривалось как присущее каждому конституционному порядку требование. Новое государственно-правовое развитие ведет к тому, чтобы точно ограничить полномочия, предоставленные и для исключительного случая. В течение XIX века возникает особый род законов о военном, осадном или исключительном положении.» .

Карл Шмитт выделял две разновидности диктатуры: диктатуру «комиссарскую» и диктатуру «суверенную». Комиссарской диктатурой он именует диктатуру, «которая, несмотря на все чрезвычайные полномочия, все же существенно держится в рамках существующего конституционного порядка и при которой диктатор уполномочен конституционным образом». Суверенной диктатурой - диктатуру упраздняющую «весь правовой порядок, и диктатура подчинена цели вызвать целиком новый порядок. Эта суверенная диктатура особенно осуществляется Национальным собранием, которое после революции, когда прежний конституционный порядок устранен и пока новая конституция еще не вступила в силу, может осуществлять государственную власть без правовых ограничений. Это в современном демократическом государстве самый частый случай суверенной диктатуры. (Примеры: французское Национальное собрание 1848 года, Веймарское национальное собрание 1919 года до издания Веймарской конституции). Но суверенная диктатура может заключаться также в том, что революционная партия, ссылаясь на истинную волю народа, овладевает государственной властью и осуществляет ее временно, то есть до установления состояния, при котором народ может свободно осуществлять свою волю, причем эта партия сама решает то, когда это состояние наступило.» .

В XX веке большую путаницу в понимание сущности диктатуры внесли марксисты, подменив первоначальное содержание данного понятия своими идеологическими постулатами и штампами. В соответствии с марксистско-ленинской теорией понятие диктатура фактически становилось синоним определённого типа государств. На взгляд марксистов, любое государство представляет собой диктатуру определённого класса. Рабовладельческому типу государств была присуще диктатура класса рабовладельцев; феодальному - диктатура феодалов; буржуазному - диктатура буржуазии, капитала; социалистическому - диктатура пролетариата.

Категория «диктатура» рассматривалась учеными-марксистами в двух значениях: 1) как «система политического господства какого-либо класса, составляющая содержание любой формы политической власти в обществе с антагонистическими классами»; 2) как «способ осуществления государственной власти путём непосредственного применения вооруженной силы в чрезвычайных условиях, при обострении классовой борьбы» .

«Социально-экономической основой диктатуры в эксплуататорском обществе является частная собственность и эксплуатация, существование противоположных общественных классов, их борьба за свои классовые интересы и цели. В обществе с классовыми антагонизмами историческое развитие осуществляется при подчинении с помощью диктатуры деятельности всего населения интересам господствующего класса, являющегося носителем и защитником данного типа производства. Последовательное осуществление диктатуры того класса, который на данном этапе служит выразителем нового, представляет собой одно из важнейших условий общественного прогресса.» .

Диктатура как «особый способ осуществления государственной власти», на взгляд марксистов могла быть двух видов. «Одним из них является диктатура, направленная на выполнение задач революции и осуществляется представителями прогрессивных революционных классов (например, якобинская диктатура 1793-1794 гг. во Франции, пролетарская диктатура после Октябрьской революции 1917 года в России). Другим видом является реакционная, контрреволюционная диктатура, направленная на подавление революционных сил и осуществляемая представителями реакционных классов» .

«Диктатура пролетариата - власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма. Эта власть называется пролетарской потому, что руководящее положение в обществе и государстве занимает рабочий класс во главе с марксистско-ленинской партией, выступающей в союзе с крестьянством и другими демократическими слоями общества. Эта власть называется диктатурой потому, что она, осуществляя самую широкую демократию для трудящихся, использует силу, когда это необходимо, для подавления сопротивления эксплуататорских классов и пресечения деятельности враждебных социализму элементов.».

Такое понимание и трактовка сущности диктатуры как бы оправдывало проводимую большевиками политику террора и геноцида, насильственный захват власти, произвол и беззаконие, уничтожение традиционных основ существования гражданского общества и, попрание всех мыслим свобод.

И одновременно полностью игнорировало весь исторический опыт, политическую и научную традицию исследования феномена «диктатуры». Подобный подход, господствовавший в советской науке, являлся крайне одиозным примером необъективного подхода в исследовании политических феноменов, вследствие привнесения идеологических постулатов в научно-политическую сферу. Фактически речь шла о создании новой политической мифологии и псевдонаучного языка, подменяющего и искажающего весь первоначальный смысл понятий.

К сожалению, в постсоветский период, многие наши учёные-обществоведы, продолжая эту «традицию» марксистов, «вдарились» в иную крайность, привнося в научный оборот уже не марксистские, а западные либерально-демократические штампы. Прежде всего, упомянутую уже трактовку диктатуры как «не демократии». Одновременно, в настоящее время, часто диктаторскими именуются режимы неугодные Западу, что понятное дело, не означает, что в этих обществах и государствах действительно функционирует режим диктатуры. Поэтому этот образец политтехнологического мифотворчества следует всячески развенчивать и противодействовать его распространению.

Не допустимо употреблять термин диктатура, как синоним термина тирания или какой-либо другой форме осуществления государственной власти. В том числе и в политической риторике. Если это происходит - значит, налицо попытка применения политических технологий с целью очернить и дискредитировать своих политических оппонентов.

Диктатура может возникнуть при любой форме осуществления государственной власти: монархии, аристократии и демократии. Она может практиковаться и при любых видах политико-правовых режимов. Наделение чрезвычайными полномочиями главы государства в период острого внешнего или внутриполитического кризиса для спасения нации и государства в принципе характерно для всех политико-правовых режимов, даже если подобные действия не предусмотрены Конституциями этих стран. В том числе и либерально-демократических: 4-х кратный подряд президентский срок Ф. Рузвельта в нарушение соответствующих положений Конституции США . Как показывает ряд исторических примеров, диктатуру может осуществлять не одно лицо, а группа лиц (в истории России - К. Минин и Д. Пожарский).

Следует сказать, что диктатура может перерастать в тиранию, но это необязательное условие (всё зависит от конкретной исторической личности). Например, А. Гитлер законным образом получил диктаторские полномочия рейхсканцлера, но, упразднив пост рейхспрезидента и перестав собирать рейхстаг, он фактически стал тираном.