Уход за лицом

Духовно нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Духовно-нравственные аспекты противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи. Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем

Духовно нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Духовно-нравственные аспекты противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи. Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым

«Школа №22 имени Героев Аджимушкайских каменоломен»

Рабочая программа

по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 8 класса

Оглавление

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в объеме 1 часа в неделю.

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5–11 классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, а также в соответствии с нормативными и распорядительными регламентирующими образовательный процесс в МБОУ г.Керчи РК «Школа № 22 им. Героев Аджимушкайских каменоломен»

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. О сновной образовательной программы основного общего образования ФК ГОС МБОУ г.Керчи РК «Школа № 22 им. Героев Аджимушкайских каменоломен» с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, комплексная программа А.Т. Смирнова, Б.О Хренникова « Рабочие программы. Основы безопасности жизнедеятельности. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова.Рабочая программа для 8 класса включает в себя 35 часа.

На основании годового плана календарного графика МБОУ г.Керчи РК «Школа №22 им.Героев Аджимушкайских каменоломен» количество часов в рабочей программе в учебном году может изменяться от количества рабочих недель.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели изучения данной программы:

    принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

    безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

    антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

    отрицательное отношение обучающихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

    подготовленность обучающихся к службе в армии и к обороне Отечества;

    готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию;

    осознание обучающимися ценности семьи как первоосновы общественного развития.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач :

    формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

    формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

    воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и антиобщественному поведению.

Личностными результатами обучения являются:

    неприятие терроризма и экстремизма;

    усвоение правил поведения при угрозе террористического акта;

    развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

    потребность соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

    ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в основной школе обучающиеся должны

знать/понимать:

    принципы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности, применять их с учетом индивидуальных особенностей, иметь представление о взаимосвязи духовного здоровья и безопасности жизни и жизнедеятельности; правила, владеть основными навыками и проявлять готовность к оказанию первой медицинской

    помощи, знать принципы предотвращения заболеваний и травм.

    понимать необходимость и проявлять готовность личного участия в защите Родины, иметь представление об основах обороны государства, знать основные положения о воинской обязанности граждан Российской Федерации; иметь представления о задачах, структуре и деятельности государственных организаций и

    ведомств Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в опасных ситуациях; иметь обобщенное представление о безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и мирового сообщества на этапе перехода цивилизации к устойчивому развитию; понимать необходимость комплексного решения современных проблем безопасности; понимать принципы, знать правила, владеть навыками защиты в чрезвычайных ситуациях

    природного, техногенного и социального характера; быть подготовленным к гражданской и общественной жизнедеятельности: осознавать

    взаимосвязь личной безопасности с безопасностью общества, знать основы концепций безопасности России на этапе перехода к устойчивому развитию; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    предотвращения опасной ситуации в повседневной жизни, в случае необходимости найти и реализовать выход из опасной ситуации с минимальным ущербом для себя и окружающей среды.

Формы организации обучения:

    индивидуальная;

  • групповая;

    интерактивная.

Методы обучения:

    по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

    по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

    по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения:

    классно-урочная система,

    дидактические игры,

    работа в малых группах,

    работа в парах сменного состава,

    технология учебно-поисковой деятельности обучающихся,

    проблемное обучение,

    информационно-коммуникационные технологии.

Методы контроля:

    письменный;

Формы контроля, способы проверки и оценки результатов обучения:

    формы промежуточного, итогового контроля, в том числе, презентации;

    защита творческих, проектных, исследовательских работ;

  • самостоятельные, проверочные работы;

    практические работы;

    практическое моделирование;

    устный опрос…

Методические особенности изучения предмета

Значительное место в содержании курса отводится практическим работам и практическому моделированию. Это открывает возможность формирования у обучающихся специальных предметных умений:

    обращаться с медицинскими материалами;

    выполнять базовые манипуляции при оказании первой доврачебной помощи;

    отрабатывать на практике алгоритмы действий в ЧС.

Изучениепредмета базируется на метапредметных результатах обученияпо биологии, физике, географии, экологии, химии, информатики.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1.

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3. Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4. Безопасность на водоёмах

Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5. Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 3. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

3.1. Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

3.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно - опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

3.3. Военная угроза национальной безопасности России

Военная угроза национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

Раздел 2.

Тема 4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, её задачи и предназначение.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны.

Тема 5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Тема 6. Правовые основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Тема 7. Общие понятия о терроризме и экстремизме

Основные причины возникновения терроризма и экстремизма. Основные цели, способы осуществления и возможные последствия терроризма и экстремизма. Виды террористической деятельности. Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Тема 8. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации

Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.

Тема 9. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации «О мерах противодействия терроризму в Российской Федерации». Контртеррористическая операция. Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма. Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Тема 10. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Готовность оказывать помощь государству в противодействии терроризму. Противодействие стрессовым факторам.

Индивидуальная система здорового образа жизни и профилактика террористической деятельности. Влияние уровня культуры безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения. Профилактика террористической деятельности.

Тема 11. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественноеповедение и за участие в террористической и экстремистской деятельности

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности. Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Тема 12. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Наиболее опасные террористические акты

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники

Правила поведения в случае захвата в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 4.

Тема 13. Здоровый образ жизни и его составляющие

13.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств.

13.2. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 14. Факторы, разрушающие здоровье

14.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье

Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

14.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека

Инфекции, передаваемые половым путём. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД – угроза здоровью личности и общества.

Профилактика инфекций, передаваемых половым путём, и ВИЧ-инфекции.

Тема 15. Правовые аспекты взаимоотношения полов

15.1. Семья в современном обществе

Законодательство и семья. Основы семейного права в Российской Федерации. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.

Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел 5.

Тема 16. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

16.1. Основы медицинских знаний

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.

Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.

Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

11.1. Правила оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

Тема 17. Первая медицинская помощь при массовых поражениях

17.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях

Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера.

Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавших из-под завала, введение обезболивающих средств, освобождение верхних дыхательных путей и др.).

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол - во

часов

Контрольные работы

М- 1

Основы безопасности личности, общества и государства

Р- 1

Основы комплексной безопасности

Тема 1

Пожарная безопасность

Тема 2

Безопасность на дорогах

Тема 3

Безопасность на водоёмах

Тема 4

Экология и безопасность

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

Р- 2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

Тема 6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

М- 2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Р-4

Основы здорового образа жизни

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Всего часов

Компетенции, формируемые на занятии: информационная (умение анализировать взаимосвязь подлинного интернационализма, веротерпимости и патриотического воспитания как основы противодействия экстремизму и терроризму); коммуникативная (умение представлять свою точку зрения и цивилизованно отстаивать своё мнение в процессе обсуждения проблемных вопросов на основе признания разнообразия мнений; умение вести диалог; проявлять уважительное и толерантное отношение к разным этнокультурам и религиям).

Форма занятия: «круглый стол» на тему «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму».

Методические рекомендации
Форма семинарского занятия предполагает самостоятельную подготовку студентами докладов и электронных презентаций по основным вопросам семинарского занятия. В начале занятия назначаются четыре основных докладчика, а остальные студенты выступают как содокладчики, дополняющие выступления основных докладчиков. В ходе «круглого стола» приветствуются вопросы, возражения, участие в обсуждении докладов. В конце занятия подводятся итоги работы «круглого стола», формулируются основные выводы, оценивается работа всех студентов.
При подготовке и проведении семинарского занятия необходимо, помимо раскрытия основных вопросов плана семинарского занятия, выполнить задания для контроля владения компетенциями, подготовиться к защите реферата.
Каждый докладчик готовит выступление с использованием презентации.
Структура презентации
1-й слайд – название выступления, автор;
2-й слайд – актуальность темы выступления;
3-й, 4-й, 5-й слайды – основные идеи выступления;
6-й, 7-й, 8-й слайды – конкретные примеры, интересные факты;
9-й, 10-й слайды – обобщение и выводы.

Направления «круглого стола»

1. Роль семьи в духовном возрождении России.
2. Роль религии в духовно-нравственном возрождении России.
3. Терроризм и экстремизм как противоправные социально-психологические явления.
4. Причины возникновения терроризма в сфере социальных отношений, религиозной и духовной жизни.
5. Политизация ислама как одна из предпосылок возникновения терроризма.
6. Проблема антитеррористической пропаганды в СМИ.

Литература
Основная
1. Луков В.В. Международный терроризм: новые подходы российских ученых (об актуальных проблемах общественного противодействия терроризму). В помощь законодателям, студентам, военнослужащим и предпринимателям. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 328 с.
2. Основы противодействия терроризму: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Я.Д. Вишнякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
3. Эмануилов Р.Я. Терроризм и экстремизм под флагом веры: религия и политическое насилие: проблема соотношения / Р.Я.Эмануилов, А.Э.Яшлавский. – М.: Наука, 2010. – 300с.

Дополнительная
1. Арбатов А.Г., Пикаев А.А., Дворкин В.З. Ядерный терроризм: политические, правовые, стратегические и технические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 11. – C. 3-16.
2. Дашаев Р.Х. Об истории современного терроризма // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2007. – №2. – С.469-471.
3. Еляков А. Компьютерный терроризм // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 10. – С.102-105.
4. Карпов А.В. Экстремизм и его спутник терроризм - реальные угрозы российской государственности / А.В.Карпов, В.В.Ломакин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №17. – С.50-56.
5. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. – М.: Весь мир, 2006.
6. Мирский Г.И. Исламизм, транснациональный терроризм и ближневосточные конфликты. – М.: Изд-во ГУ–ВШЭ, 2008.
7. Ожиганов Э.Н.Профиль терроризма: природа, цели и мотивация // Социологические исследования. – 2006. – №2. – С.52-57.
8. Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции. – М.: МЦНМО, 2009. – 512 с.

Интернет-ресурсы
http://ethnonet.ru/ – «Этно-Журнал» научное издание по этнологии и антропологии.
http://eurasia.iea.ras.ru/ – «Институт этнологии и антропологии РАН».
http://journal.iea.ras.ru/ – «Этнографическое обозрение».
http://xeno.sova-center.ru/ – «Сова. Национализм и ксенофобия».
http://xmir.eu.org/ – аналитический обзор политического экстремизма в России.
www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма

Задания для контроля владения компетенциями

Категории Определения
Духовность
Идентичность
Политизация ислама
Экспансия информации
Семья
Антитеррористическая пропаганда
Антиэкстремистские установки
Антитеррористические установки
2. Какое влияние оказывает нерешенность национальных и религиозных проблем на формирование экстремистских взглядов у молодёжи?
3. Проанализируйте основные факторы, влияющие на снижение духовных, нравственных, моральных устоев общества, культурного уровня и правосознания населения.
4. Какую роль оказывают религиозные конфессии, диаспоры, национально-культурные объединения на духовно-нравственное возрождение современной России?
5. В чём заключается роль семейного воспитания в формировании антиэкстремистских и антитеррористических установок в сознании подрастающего поколения?

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Федеральный закон "О противодействии терроризму", статья 2.

Федеральный список экстремистских материалов

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за производство, хранение или распространение экстремистских материалов.


Проект издательства «Просвещение».
Серия «Защитим свой мир»

Обеспечение безопасности и противодействие терроризму является одной из важнейших задач государственной деятельности и входит в число восьми приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Разработка проблематики профилактики ксенофобии, насилия, терроризма и экстремизма, определение путей реализации такой работы и поиск форм ее организации на уровне общего образования, когда происходит становление и развитие личности человека, в последние годы приобретает особую значимость, поскольку от того, какие ценностные установки и какие модели поведения в социальном окружении будут сформированы у подрастающего поколения россиян в период школьного обучения на разных его этапах, во многом зависит каким будет наше общество и как в нем будут строиться взаимоотношения людей в самой ближайшей перспективе.

Цель проекта: повышение уровня культуры безопасного поведения детей и подростков и формирование у них мировоззренческих установок на неприятие идеологии и практики ксенофобии, насилия, терроризма и экстремизма.

Основной продукт проекта: Серия специальных изданий - научно-популярных брошюр, расширяющих и дополняющих информационное образовательное поле учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (Раздел 3 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации») и способствующих формированию в сознании детско-юношеской аудитории мировоззрения противодействия факторам распространения идеологии ксенофобии и насилия, разоблачению ложных стереотипов об экстремизме и терроризме.

«Свой» - «Чужой». А стоит ли делить?

(Защитим свой мир)

В пособии в доступной форме рассматривается явление ксенофобии, его природа, условия возникновения. Книга призвана помочь читателю не только понять суть этого явления, но и оценить поведение свое и окружающих, формируя позитивное восприятие различных социальных, национальных, этнических и конфессиональных групп. Каждый раздел сопровождается небольшими заданиями для обсуждения с друзьями, в кругу семьи, а также - для самостоятельного принятия решения. Пособие адресовано учащимся, учителям, а также всем, кто интересуется данной проблемой.

Когда не один противостоишь злу.
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
(Защитим свой мир)

Пособие посвящено актуальной проблеме современности - противодействию терроризму - социальному явлению, которое характеризуется периодически повторяющимися террористическими актами и их негативными последствиями. Издание адресовано учащимся среднего и старшего школьного возраста. Пособие на конкретных примерах показывает лживость лозунгов террористов и обречённость их дела, содержит советы, как сформировать у себя антитеррористическое поведение, как действовать в различных ситуациях, связанными с террористическими актами (при захвате в заложники, при взрыве и пр.).

Кто покушается на твои права и свободы...
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
(Защитим свой мир)

В пособии раскрываются понятия терроризма и экстремизма, цели терроризма, его признаки и формы. Особое внимание уделяется компьютерному, словесному и финансовому терроризму. Подробно рассматривается ваххабизм как наиболее опасная и распространенная форма религиозно-политического экстремизма. Представлен список запрещенных террористических организаций. Приводятся правила противодействия экстремизму. Пособие адресовано учащимся, учителям, а также всем, кто интересуется данной проблемой.

Концептуальное построение, методическая система, содержание, дидактический аппарат и иллюстративный ряд брошюр направлены на:

формирование культуры безопасности учащихся и воспитание у них моральных норм поведения;

выработку убеждений в преступной сущности экстремизма и терроризма, в безнравственности, жестокости, бессмысленности и бесполезности террористической деятельности;

формирование убеждения в бесперспективности и деструктивности использования устрашающего насилия;

понимание детьми и подростками неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности на основе анализа действующей в Российской Федерации системы борьбы с терроризмом;

формирование социальных и личностных компетенций учащихся на основе анализа законодательной, нормативной и правовой базы по организации борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации;

воспитание законопослушности, уважительного отношения к представителям органов власти, правам и свободам всех членов общества;

разъяснение роли органов исполнительной власти, спецслужб и правоохранительных органов в противодействии терроризму, формирование мотивации у гражданского населения по оказанию помощи государству в противодействии терроризму;

разрушение мифов, героизирующих террористическую и в целом экстремистскую деятельность, демонстрацию лицемерия организаторов и спонсоров терроризма, развенчание их лозунгов и пропагандистских приемов;

формирование уважения и правильного понимания многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

При разработке материалов изданий учтены требования Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и отражены современные подходы к развитию информационно-образовательной среды учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Вы находитесь в прекрасном возрасте, когда каждый день приносит что- то новое и неожиданное. Вы открываете для себя новые интересные книги и фильмы. Вы начинаете видеть многое по-новому. Окружающий мир и люди раскрываются вам с неожиданной стороны. Вы начинаете делать радостные открытия и в учёбе, и в личной жизни. Вы начинаете на основе традиционных норм выстраивать отношение к себе, другим людям, стране, а которой вы живёте. Такие понятия, как Отечество, малая родина, родная земля, родной язык, семья, дом , начинают наполняться для вас конкретным содержанием и смыслом.

У вас не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, так же как сила мышц - в преодолении тяжестей.

В этом возрасте возникает интерес к противоположному полу, приходит пора первой влюблённости. Вы впервые начинаете задумываться о выборе жизненного пути, о своей будущей профессии.

Ваши ровесники добиваются результатов в большом спорте во взрослых соревнованиях и часто получают звания мастеров спорта и мастеров спорта международного класса.

И вам тоже может захотеться стать взрослыми сразу, в один день.

И не нужно забывать, что в этот период и появляется реальная опасность подпасть под влияние идеологии насилия и экстремистского мышления и быть вовлечённым в террористическую деятельность.

Вовлечению в террористическую деятельность часто способствует пропаганда мнимой привлекательности этого шага, в основе которой лежит формирование некоторых ложных представлений о терроризме. Среди них возможны следующие:

  • сила и мощь террористов, широкая известность их деяний. Но все их силы направлены на гибель ни в чём не виновных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления;
  • чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов. Но террористы делают из подростков смертников, одурманивают их наркотиками;
  • радостное возбуждение от принятия новой роли и новой жизни: ты уже взрослый, тебе доверяют и ты всё можешь. Но бандиты, усердно разыгрывая роль старших мудрых товарищей, посылают подростков на смертельно 156 опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту __ взрослым можно уже никогда не стать.

Поэтому и стать совсем взрослым в один день, приняв решение заняться террористической деятельностью, нельзя. Тот, кто решает стать террористом, навсегда лишает себя очень многого важного и ценного. Вы живёте в семье, имеете возможность нормально общаться с окружающими, у вас образуются связи с друзьями и знакомыми. Террорист, как правило, рвёт связи с семьёй, ему нельзя появляться дома из-за постоянной угрозы ареста. У него нет друзей, у него есть только сообщники.

Вам необходимо запомнить, что взрослость приходит к человеку постепенно, в процессе его социального развития, формирования у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:

  • стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;
  • любовь к своему Отечеству;
  • уважительное отношение к истории, культуре, традициям своего народа;
  • формирование способностей к труду и самодисциплине;
  • стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;
  • научиться жить в согласии с собой и окружающими;
  • формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Возрастает потребность личности в знаниях и умениях адекватно реагировать на опасности, возникающие в процессе повседневной жизни, и в обеспечении защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства. При этом принято считать, что:

  • интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина;
  • интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;
  • интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Поскольку Российская Федерация является родиной для многих национальностей, важно любить культуру, ценить самобытность, уважать обычаи других народов России, как своего собственного. 1 сентября 2009 г. в своём обращении к школьникам Президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал:

«Современный человек - образованный, с уважением и интересом относящийся к взглядам и убеждениям других людей. Но, кроме необходимых личных качеств, важнейшим условием успеха является мир и порядок в нашем общем доме - России. Нас более 140 миллионов. Мы очень разные... Мы... все вместе образуем единый многонациональный народ».

Террористы и сепаратисты всех мастей своей преступной деятельностью хотят расколоть единство народов России, складывавшееся веками. Как подчёркивает Президент Российской Федерации: «Находятся те, кто стремится поссорить народы между собой ради достижения собственных, своих корыстных интересов. Но им не удастся достичь своих целей. Мы - сильнее. Потому что дружба и добрососедство сильнее зла и сильнее ненависти».