Уход за телом

Факторы риска вовлечения подростка в террористическую деятельность. Памятка родителям по профилактике вовлечения подростков в деятельность запрещённых религиозных объединений, экстремистских движений и террористических организаций. Что стоит знать родител

Факторы риска вовлечения подростка в террористическую деятельность. Памятка родителям по профилактике вовлечения подростков в деятельность запрещённых религиозных объединений, экстремистских движений и террористических организаций. Что стоит знать родител

§6. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В ПЛАНАХ ТЕРРОРИСТОВ

Как мы видели в предыдущем разделе, жизнь террориста коротка. Поэтому, террористические организации очень заинтересованы в постоянном пополнении своих рядов. Чтобы привлечь новых членов в свои банды, террористы используют специальные приемы вербовки, опираются на ряд психологических особенностей людей. Большой интерес для террористов представляет подростковый и юношеский возраст. Людей более старшего возраста привлечь к участию в террористической деятельности сложнее: их труднее обмануть, они склонны тщательно продумывать свои действия, у них сформировано чувство ответственности за своих близких и свой народ.

Другое дело люди молодые. Бандиты знают, чтобы сделать человека террористом, необходимо вести его «обработку» с подросткового возраста. Именно тогда удастся сформировать у человека качества, которые важны террористам. Давайте рассмотрим, как привлекают в ряды террористов, на какие особенности характера подростка делают ставку террористы и какие качества они хотят сформировать у молодых людей. Террористы придумали много способов привлечения в свои ряды молодежи. Часто используется не один способ, а сразу несколько.

Первый способ – это обещание денег, роскошной жизни, материального благополучия семье. Вспомним, что терроризм процветает там, где людям живется плохо, где нет работы, маленькие зарплаты, плохое медицинское обеспечение. Вот на это и рассчитывают главари, вербуя «пушечное мясо» для своих акций. Они внимательно присматриваются к молодым людям из бедных семей, ведут с ними специальные беседы, даже оказывают небольшую помощь.

Как правило, все это сочетается со вторым способом привлечения в террористы - идеологической обработкой. Здесь террористы обращаются к патриотическим или религиозным чувствам. Они могут говорить, что «наша республика (народ, национальность, религия) унижены, подвергается гонениям», что «враги народа хотят уничтожить его», «что только смелые борцы могут защитить народ» и «прославить свое имя в веках». Часто указывается конкретный враг – человек или группа людей и утверждается, что их уничтожение – на благо народа. Людей, искренне верующих, террористы обрабатывают также: говорят о том, что неправоверные захватили власть и хотят искоренить истинную веру, напоминают, что предки умирали за веру и это самый почетный путь в жизни истинного верующего. При этом они хитро пользуются священными текстами, выбирают из них нужные цитаты, якобы подтверждающие справедливость уничтожения людей другой веры.

Здесь очень важно отметить: вербовщики в террористы тонко чувствуют важную особенность подростков и юношей – тягу к героизму, к приключениям, к преодолению различных преград. Вспомним, как нам нравятся фильмы про разведчиков, которые мужественно сражаются в окружении врагов. Как мы восхищаемся мужеством Робин Гуда, мушкетеров, солдат спецназа! Кто из мальчишек не мечтает совершить подвиг, спасти своих друзей, свой народ! И дети неоднократно, в тяжелые для страны время совершали подвиги. Среди подростков 12-14 лет есть награжденные орденами и медалями.

Вот эту благородную тягу и используют террористы, представляя эту свою преступную деятельность как героическую борьбу. К тому же, террористы обычно не называют себя так. Чаще они используют красивые слова «борцы за свободу», «бойцы сопротивления», «воины Аллаха», «народные мстители».

Подготовка в международных лагерях террористов.

Еррористы знают о тяге молодых людей к оружию. В нашей культуре оружие занимает важное место. Тяжело дался нашим народом мир – долго с оружием в руках приходилось отстаивать свободу и право на жизнь народов. Сегодня безопасность страны берегут мощные ракеты, самолеты и танки, но ценность личного оружия в жизни людей осталась. Это отражается в национальных костюмах ряда народов России, где холодное оружие является обязательным элементом. Это проявляется и в мальчишеских играх с игрушечными саблями, автоматами и пистолетами. Это видно из популярности компьютерных игр в войну – так называемых «стрелялок».

Учитывая вполне естественный интерес молодых людей к оружию, террористические организации на своих сайтах, в специальных книгах часто размещают фотографии вооруженных боевиков. Иногда они приглашают журналистов в свои тайные лагеря, чтобы те показали – какая у них интересная жизнь и сколько у них оружия. Часто в газетах и журналах показывают фотографии арабских подростков с автоматом – мол, они уже мужчины! Некоторые молодые люди, не вдумываясь о том, что терроризм зло, могут заинтересоваться возможностью владеть и вольно обращаться с современным боевым оружием. На это тоже рассчитывают террористы.

Террористы прячут оружие в тайниках. Нашел оружие – не шути: не храни его, сообщи старшим, работнику милиции. Если знаешь, что кто-то из твоих друзей нашел оружие - уговори его поступить также. Помни, что настоящий мужчина определяется не ношением оружия, а тем более не готовностью применить его против людей. Настоящий мужчина – это тот, кто умеет видеть, что полезно для его народа, а что вредно. Настоящий мужчина не поднимет оружие на беззащитного, на спящего человека. Так может сделать только террорист-негодяй.

К СВЕДЕНИЮ: государство вовсе не запрещает гражданам пользоваться и иметь оружие. Во многих населенных пунктах есть стрелковые секции, куда принимают подростков. А когда тебе исполнится 18 лет, то по российскому закону ты сможешь приобрести оружие – для занятий спортом, охотой, для самообороны или просто – чтобы хранить дома, для коллекции. Такое оружие должно быть зарегистрировано органами власти, а за его правильное хранение и использование несет ответственность владелец. Но учти, чтобы получить такое разрешение, ты не должен употреблять наркотики, не злоупотреблять алкоголем, не иметь проблем с милицией. Наконец, если ты уверен, что повседневное обращение оружием должно стать твоей профессией и ты готов потратить много сил на освоение боевого мастерства – тебя ждут в армии, в милиции, в подразделениях специального назначения.

Многие известные террористы стали заниматься террором, пытаясь самоутвердится, стать влиятельными. Самоутвердиться в жизни, быть уважаемым, значимым для других людей желает каждый человек. Большинство людей добиваются этого упорным трудом: получают образование, осваивают профессию, строят дом, растят детей и внуков. Наверняка в вашем городе, селе, на вашей улице есть такие уважаемые люди. Их узнают на улице, с ними уважительно здороваются, их мнением интересуются, спрашивают у них совета, приглашают на праздники. Конечно, любой молодой человек хотел бы стать знаменитым и уважаемым, чтобы им гордилась вся семья, город, республика.

Маленькая девочка, раненая террористами в г. Беслан.

О некоторые люди не хотят тратить много времени и сил на то, чтобы стать знаменитым и уважаемым. Ведь для этого есть простой способ – взять в руки оружие и направить его в сторону мирных людей. Тогда беззащитные дети, женщины и даже безоружные мужчины будут выполнять их приказы, молить о пощаде. Тех, кто сопротивляется – можно убить, и тогда другие будут еще покорнее. Так, используя насилие, можно обрести власть, обратить на себя внимание, стать важным для других людей. Только такая власть сопровождается не уважением, а ненавистью людей и сопровождается не гордостью, а презрением и стыдом со стороны земляков.

Чувство полной власти над людьми опьяняет. Какими бы красивыми идеалами не прикрывались террористы – мотив власти над другими важен для большинства из них. При захвате заложников даже самые «праведные» и религиозные боевики использовали власть своего оружия, чтобы просто поиздеваться над жертвами. Эти издевательства не были необходимостью.

Как вспоминают освобожденные заложники, бандиты морили их голодом и жаждой, хотя воды было много, всячески унижали, заставляли выполнять нелепые приказы для своего развлечения. Когда в одном из захватов заложников молодые террористы, верившие в «благородную» цель теракта, увидели всю мерзость и греховность действий остальных бандитов и стали возражать, главарь просто застрелил их. Самоутверждение путем насилия, путем греховным, античеловеческим – вот что предлагает терроризм. Вместо славы террористы получают ненависть людей и вечное проклятие во всех религиях.

Еще один способ привлечь к терроризму – шантаж. Шантаж – это угроза рассказать о каком-либо проступке молодого человека и требование за молчание какой-либо услуги. Часто подростки и юноши по неопытности совершают какой-либо проступок, незначительное преступление. Это может быть небольшая кража, драка, и др. Конечно, за это полагается наказание. Вот и предлагают террористы виновному оказать услугу: передать кому-то странный пакет, спрятать у себя дома специальную литературу, сообщать им о действиях милиции, узнать, как охраняется соседняя воинская часть. Взамен они обещают не рассказывать о проступке. Тем самым, молодой человек, пытаясь утаить малозначительный проступок, участвует в совершении страшного преступления. При его помощи будет произведен теракт. Теперь он уже всецело зависит от террористов – и продолжает, опасаясь разоблачения, сотрудничать с ними и дальше. Бандиты всегда стараются поглубже затянуть новичков – поручают им совершить такие преступления, после которых обратной дороги уже нет. Например, террористы в своих лагерях подготовки заставляли новичков убивать пленных военнослужащих и милиционеров и снимали это на видеокамеру. На преступном жаргоне это называется «замазать кровью».

Одним из самых распространенных средств привлечения террористов-исполнителей служит мотив мести. В неспокойное время, там, где шли боевые действия или спецоперации, террористам всегда удается найти людей, обиженных действиями властей. У кого-то разрушен дом, сгорела машина. У кого-то страшное горе – потеря близких родственников. Особенно тщательно вербовщики от террористов выискивают родственников тех людей, которые погибли в противостоянии с властями, от террористов или грабителей. Бывает уже на кладбище они подходят к вдовам и детям погибших и предлагают отомстить. При этом в гибели родственника, объясняют террористы, виноваты люди другой национальности или веры. А значит, чтобы отомстить – нужно убить как можно больше таких людей.

Человек, находящийся в горе, не способен здраво рассуждать и внимает вербовщикам. Он не представляет свой жизни без любимого человека и часто не хочет жить. В тяжелые минуты переживания утраты бандиты, вместо того, чтобы помочь пережить горе человеку, убеждают его, что жизни теперь у него никакой не будет. Они внушают, что ему легче всего умереть. Но умереть, исполнив «правое дело» - отомстив за смерть. После интенсивной психологической обработки такому человеку надевают «пояс шахида» привозят в оживленное место и направляют в толпу людей, метро или автобус. Там и происходит взрыв, обрывающий жизни смертника и множества невинных людей. Так в мире прибавляется горя и страдания. Разве может стать лучше людям в одной республике от того, что в соседней республике погибли школьники, врачи или учителя? Пользу из последствий теракта извлекают только главари террористов. Им нравиться, когда люди начинают с недоверием относиться друг к другу, когда начинают мстить за месть. Они очень надеются развязать конфликт между народами.

Абсолютное большинство людей отвергают путь терроризма и всячески борются с ним. Но давайте подумаем, почему же остаются на нашей земле те, кто выбирает этот мерзкий путь. Есть несколько качеств, которые подталкивают к этому пути:

    Неразвитое сопереживание, неумение радоваться радостям других людей и печалится их горю . С раннего детства должно формироваться это качество. Настоящий человек пожалеет просто так уничтожить дерево, причинить боль животному, не пройдет мимо человека, просящего о помощи.

    Узкий кругозор, незнание культуры других народов . Чувство превосходства своего народа над другими – это опасное и ложное заблуждение. В мире существуют несколько тысяч разных народов и народностей. У каждого – своя история, свой язык, культура, традиции. Все они интересны и ценны. Вспомним уникальную культуру североамериканских индейцев, английскую, немецкую культуру или культуру Японии. Важно понять, что нет самой правильной культуры, как и нет более главного народа. Другие культуры и народы не хуже, они просто ДРУГИЕ. Разнообразие – это хорошо. Старайся больше путешествовать и познавать культуру других народов.

    Негибкость мышления, неумение увидеть то или иное явление с разных сторон . В жизни все не так уж и однозначно. Монета имеет две стороны. А любое событие в жизни может иметь несколько сторон. Например, ты получил двойку и тебя оставили дома, не разрешили гулять на улице. Конечно, это плохо. Но к этому можно отнестись и так: появилось время глубоко разобраться в теме, по которой получена неудовлетворительная оценка и впредь такие оценки не повторятся. Или, с тобой не поздоровался твой товарищ. Не спеши обвинять его в том, что он плохо относится к тебе. Возможно, он чем-то расстроен, плохо себя чувствует, или просто не заметил тебя. А возможно он обиделся, что ты вчера не заметил его.

Большое внимание в планах террористов отводится подростковому возрасту. Хотя, террористам чаще нужны взрослые и сильные мужчины и женщины, заполучить их в свои ряды террористы смогут, если сформируют у людей приверженность своим теориям и идеям. Подростковый возраст как нельзя более подходит для этих целей. Именно в 10-15 лет начинает закладываться мировоззрение человека, формируется понимание себя, окружающих, общества.

Расспросите взрослых и многие скажут, что подростковый возраст – это возраст переломный, переходный, критический. Его считают периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки.

В этот период появляется «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к тебе не как к маленькому, а как к взрослому. Стремление к равноправию в отношениях со старшими часто ведет к конфликтам. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Романтизм и стремление к идеальному делает подростков особенно отзывчивыми на любые начинания, требующие напряжения сил, подвига, героизма. Помимо уже отмеченного желания проявить мужество, героизм, в вашем возрасте начинает проявляться такая черта как максимализм . Максимализм выражается как стремление к резким, крайним суждениям, однозначным выводам, неприятию полутонов. Все воспринимается или как хорошее или как плохое. А с плохим хочется покончить быстрыми и резкими мерами. Часто можно слышать, как ребята обсуждают какую-либо придуманную или реальную историю: «а, взорвать их всех…», «… все потонули – так им и надо».

Такая тяга к крайностям вполне обычное явление, присущее подростку. Сама по себе эта тенденция не опасна и обычно проходит к взрослому возрасту. Но хитрые проповедники террористических идей могут использовать такую особенность подросткового сознания – «подсовывая» экстремальный выбор.

Свойственная этому возрасту идеализация, желание изменить мир, вера в свои силы и лучшее будущее, приводит к завышенности оценок и притязаний, мешает правильно оценить действительность, порождая пессимизм и апатию. Социальная активность подростка часто принимает форму абстрактной социальной критики, он фиксирует свое внимание на том, что его не удовлетворяет, что не соответствует его идеалу. Примером может служить резкость и безапелляционность критических суждений о ситуации в стране, в республике, в городе или поселке, в школе. Это состояние стараются использовать различного рода политические и религиозные течения, пытаясь внушить подростку, что все недостатки, которые он видит, могут быть устранены путем радикальных действий.

Группа подростков-скинхедов использует нацистское приветствие.

Озникающее у некоторых подростков ощущение нахождения на «обочине» общества и потери жизненной перспективы соединяется с сильной потребностью в присоединении к группе. Эта тяга к общности, стать «своим» в каком либо коллективе вполне естественна. Дело в том, что начиная с 12 лет отношения со сверстниками более значимы, чем с родственниками. Коллективность, товарищество часто выступают в глазах подростка как некая самоцель. Быть популярным среди сверстников, заслужить их одобрение – один из важнейших мотивов подросткового поведения. Потребность в принадлежности к группе, в признании со стороны этой группы также используется, чтобы заманить подростка в противоправные сообщества. В них он чувствует себя «своим», попавшим в круг избранных, одним из «крутых людей». Под влиянием норм такой группы и приказов лидера, подросток способен сделать неверный шаг.

Одними из наиболее опасных молодежных групп являются скинхеды. Скинхеды (от англ. skin – кожа, шкура, кожура, оболочка и head – голова) – бритоголовые, культивируют откровенный расизм. Расизм означает ненависть к определенным нациям, уверенность в своем превосходстве (умственном, физическом) над другими народами. Российские бритоголовые подражают западным скинхедам в манере одежды и поведении. Неоднократно скинхеды нападали на представителей различных национальных групп, избивали их. Несколько скинхедов в разных городах осуждено за убийство. Некоторые, наиболее агрессивные представители скинхедов высказывали идеи о необходимости проведения терактов.

ЗАПОМНИ :

Есть люди, которые хотят, чтобы ты стал террористом – убивал невинных людей и погиб сам, осуществляя их планы. Они не смогут обмануть тебя, если ты научишься за красивыми словами видеть правду. Расти умным, делай свой выбор самостоятельно


ПРОЧИТАЙТЕ, ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ:

    Чем отличается героический поступок разведчика-диверсанта в тылу врага от участия в теракте?

    Назови примеры, когда дети совершали геройские поступки в годы войны.

    Почему любая, даже самая безобидная, помощь террористам является преступлением и может привести к плохим последствиям для того, кто ее оказывает?

    Можно ли назвать террориста-смертника смелым? Почему? Обсудите с учителем и одноклассниками.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Методика определения социальной идентичности

Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумай, насколько твое собственное мнение совпадает с мнениями этих людей. Определи свое согласие или несогласие с данными высказываниями. Для этого, поставь отметку в соответствующей клетке.

Учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений МОСКВА 2008 УДК ББК С РЕЦЕНЗЕНТЫ... и т.д. Криминальная деятельность выступает основным источником самофинансирования терроризма. В результате...
  • Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой

    Программа

    ... Основная учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений 2008 Москву

  • Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (1)

    Программа

    ... Основная : 1. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008 ... блокадного Ленинграда, - участников битвы за Москву , - воинов Сталинградской битвы, - ...

  • Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (2)

    Программа

    ... Основная : 1. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008 ... блокадного Ленинграда, - участников битвы за Москву , - воинов Сталинградской битвы, - ...

  • Я такой человек, который

    Согласен

    Скорее согласен

    В чем-то согласен, в чем-то - нет

    Скорее не согласен

    Не согласен

    1) … предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам

    2) … считает, что межнациональные браки разрушают народ

    3) … часто ощущает превосходство людей другой национальности

    4) … считает, что права нации всегда выше прав человека

    5) … считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения

    6) … предпочитает образ жизни только своего народа

    7) … обычно не скрывает своей национальности

    8) … считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности

    9) … часто испытывает стыд за людей своей национальности

    10) … считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа

    11) … не отдает предпочтение какой-либо национальной культуре, включая и вою собственную

    12) … нередко чувствует превосходство своего народа над другими

    13) … любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов

    14) … считает строго необходимым сохранять чистоту нации

    15) … трудно уживается с людьми своей национальности

    16) … считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей

    17) … безразлично относится к своей национальной принадлежности

    18) … испытывает напряжение, когда слышит вокруг чужую речь

    19) … готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия

    20) … считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов

    21) … часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности

    22) … считает свой народ более одаренными и развитым по сравнению с другими народами

    23) …считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории

    24) … раздражается при близком общении с людьми других национальностей

    25) …всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре

    26) … считает необходимым очищение культуры своего народа от других культур

    27) … не уважает свой народ

    28) …считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу

    29) …никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам

    30) … считает, что его народ не лучше и не хуже других народов.

    Среди радикальных движений, которые могут оказать негативное влияние на государственность нашей страны, на сегодняшний день, можно выделить « », «Джаммат хиджра валь джихад» и « » (деятельность всех организаций на территории РФ запрещена). Что же привлекает людей в эти сектантские преступные группировки? И какая связь существует между ними?

    Особенности радикально настроенных движений

    Источник фотографии: ugarpro.ru

    Чтобы понять, что такое сектантские течения, для начала нужно разобраться в самим понимании сект.

    «Секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона», - пишет известный специалист по сектам А. Л. Дворкин.

    Сатана сбивает мусульманина с прямого пути двумя способами: отдаляя от ислама или делая его ярым приверженцем, который перестает замечать всех вокруг себя и становится религиозным фанатиком. Любая крайность опасна для человека. В Коране Всевышний Аллах предостерегает:

    «Скажи: «О, люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине…» (Коран, 5:77)

    «О, люди! Не проявляйте излишества в вашей религии и говорите об Аллахе только правду!» (Коран, 4:171)

    Также Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

    «Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? Это те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя думали, что поступают хорошо!» (18:103-105)

    Руководствуясь вышесказанным, рассмотрим две основные радикальные течения в исламе, которые привели к созданию преступной группировки ИГИЛ (идеологии которых запрещены на территории РФ).

    «Таблиги Джамаат»

    Источник фотографии: posredi.ru

    Формально «Таблиги Джамаат» (Запрещенная организация в РФ) является мирной группой проповедников, которая требует от своих последователей только преданности Аллаху, соблюдения канонов ислама, уважения к другим мусульманам и, главное отличие, вменяет в обязанность вести миссионерскую деятельность для привлечения в ислам людей (вернее возвращения на путь истинный этнических мусульман). «Таблиговцы» большую часть своей жизни посвящают распространению ислама, становясь профессиональными миссионерами. При этом они не призывают своих членов к получению фундаментального религиозного образования, а ограничиваются лишь ознакомлением с несколькими книгами составленными исключительно «таблиговскими» ученными. Это делает «Таблиги Джамаат» уязвимым к проникновению в их среду адептов различных радикальных деструктивных течений ислама. Благодаря же их путешествиям из города в город или из страны в страну их течение становится «переносчиком» радикальной «болезни».

    Зачастую они нетерпимы к другим течениям в исламе, критикуют официальное духовенство за бездействие и «отсидку» в мечетях, вместо того чтобы выходить в массы и вести призыв. Жестко регламентируют жизненный уклад членов свой группы, обязательные выходы (хурудж) для проповеди на три дня в месяце, на сорок дней в году и на четыре месяца в жизни. Причем четырехмесячное путешествие сводиться к нахождению в определенных странах, а именно в Индии, Пакистане, Бангладеше.

    Хотя на первый взгляд идеи дагвата (проповеди) кажутся очень хорошими, идея возвращения сошедших с правильного пути мусульман постепенно оборачивается идеей обращения всех людей в ислам.

    Во время дружеских бесед, совместных поездок и продолжительных чаепитий с проповедниками «Таблиги Джамаат», мусульмане постепенно вовлекаются в движение, а далее становятся его активными членами. Человеку навязывается идея, что у него есть религиозный долг, обязательства перед мусульманской уммой (общиной). И такого человека, в своих преступных целях уже могут начать использовать вербовщики террористических организаций.

    Некоторые исследователи считают, что вступление в ряды «Таблиги Джамаат» является первым этапом на пути дальнейшей радикализации мусульман. Именно поэтому французский исследователь Marc Gaboriea высказал мнение о том, что цель движения как раз состоит в «планомерном захвате мира» средствами джихада.

    «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»)

    Источник фотографии: pigstiesearl.blogspot.ru

    Формально приверженцы этого течения выступают за мирные способы борьбы за свои идеи (через политику и идеологическую пропаганду населения). Однако иногда на деле они выступают за вооруженные действия. Так, с появлением нового руководителя палестинского происхождения Ата Абу Рашта в партии «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» (Запрещенная организация в РФ) в 2003 году, это утверждение лишь подтвердилось. Хизбут-тахрир начал пропагандировать борьбу ради борьбы, а не ради распространения ислама.

    Идеология хизбут-тахрировцев основана на понимании слабости мусульманской общины перед лицом «сионистского сговора» и светской власти и в несостоятельности общины вне халифата. Как следствие, они всеми дозволенными и не дозволенными методами стараются создать халифат, при этом апеллируя известным хадисом Пророка Мухаммада с.а.в.с.: «Тот кто умер без присяги мусульманскому правителю - умер смертью джахилии (не мусульманином) ». Это позволяет им проникать в умы простых верующих. Однако этот хадис имел местную территориальную и временную применимость и завершил свою актуальность со смертью последнего халифа.

    С самого начала основания «партии» они позиционировали «идеологическую борьбу» с правительствами «не-халифатских» стран выше догм ислама. В конце концов, идеологическая борьба привела «тахрировцев» к преуменьшению значимости основных канонов ислама и получению религиозного знания. Их деятельность стала ориентироваться на изучение основ политического строя других стран и возможность дестабилизации обстановки в них. В ряде крупных городах России как Москва, Казань, Волгоград, еще несколько лет назад проходили серии спланированных провокационных акций, направленных на противоборство мусульман и государства. Например, халатное отношение или игнорирование дополнительного поклонения и духовному совершенствования в целом.

    Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ, или ДАИШ)

    Идею построения халифата, но в отличной от приведенных выше течений, постарались реализовать приверженцы ИГИЛ (Запрещенная организация в РФ). Правда это не тот халифат, который был при первых праведных халифах, наполненный высокой моралью и справедливостью к иноверцам, а тоталитарное государство, основанное на крови невинных и общественном устрашении. Все свои преступления они проводят во имя "всемирного халифата", созданием которго грезит Америка. Для того чтобы иметь контроль над единственной реальной силой, которая рано или поздно одержит верх над всеми мировыми системами.

    Как и «хизбут-тахрировцы» (Запрещенная организация в РФ), приверженцы ИГИЛ (Запрещенная организация в РФ) основным своим врагом видят «неверных» и страны с «кяфирским» режимом. Такими они считают практически всех людей на планете, все страны и даже мусульман, которые не разделяют взгляды ИГИЛ.

    Считается, что игиловцы ведут беспощадную войну с другими течениями ислама, считая их заблудшими. Однако их заинтересованность в «чистоте ислама» более, чем сомнительна. Против них выступило абсолютное большинство признанных мусульманских ученных всех стран. Даже ученные Саудовской Аравии, которых принято обвинять в излишнем радикализме и фундаментализме, объявили игиоловцев «хариджией» - выведя их из лона ислама и лишив любой идеологической подпитки. Проповедники всех стран, включая Россию, записали множество видео обращений и статей указывающих что ИГИЛ - это не Ислам.

    Существует множество целей, которые под прикрытием ислама, преследует ДАИШ и те, кто стоит за ними. Так, приверженцы этой преступной организации желают захватить господство над священными городами мусульман Меккой и Мединой, считая, что «кто управляет Каабой - тот управляет мусульманами». Другие же из лидеров псевдоисламского государства говорят, что нужно разрушить священный символ (Каабу), и убивать паломников за идолопоклонничество, которое совершается вокруг нее. Помимо этого ИГ стремится стереть с лица земли следы всех мировых культур, которые возникли в доисламский период на территории современных государств Ближнего Востока - Сирии, Ирака, Ирана, Турции.

    Как происходит вербовка?

    Сколько бы СМИ не говорили об опасности тех или иных радикальных движений, связывающих себя с исламом, люди попадаются под уловки этих сект. Методика воздействия на сознание людей, особенно религиозных, очень четко разработана и описана в ряде научных трудов психологов и сектоведов.

    Проблемой в данном случае является не малая изученность приемов, а неумение донести до широкой массы способов предостережения от влияния сектантов. К сожалению, на крючок вербовщиков чаще всего попадаются самые психологически нестабильные, слабые и незрелые категории людей. Это те, кто сильно переживают потерю члена семьи или близкого человека, религиозно необразованные люди, молодежь, люди потерявшие смысл жизни вследствие неизлечимых болезней и другие.

    Однако самое интересное заключается в том, что не люди ищут секту, а профессиональные, обученные вербовщики сект пытаются завербовать их. И даже необязательно, чтобы человек при этом был в состоянии апатии, депрессии или неуверенности в себе.

    В целом можно дать краткое объяснение методики действий вербовки в различные секты новых жертв. Оно не отражает полную картину того, как все происходит на деле, но показывает некоторые основные инструменты действий вербовщиков.

    Шаг 1. Контроль организации над поведением адептов

    Мусульмане попадают в секту, из-за отсутствия «прививки», которое им может дать фундаментальное религиозное знание о традиционном Исламе. Необразованные мусульмане, зачастую, не знают, чем эта группа является на самом деле. Сначала вербовщики не сообщают им обо всех дополнительных религиозных требованиях, которые будут предъявляться к члену группы. Новые друзья (обычно к одному человеку «прикрепляются» двое или трое) выглядят искренне дружелюбными и откровенными, они замещают старых, проверенных друзей, а иногда, становятся больше, чем частью семьи, входят в полное доверие человека, полностью располагая его к себе.

    Надпись: "Добро пожаловать в теплые объятия Багдади". Источник фотографии: i.kinja-img.com

    Вновь вошедшие в состав группы, подвергаются постоянному вниманию завербовавших их. Не проходит и части дня, чтобы им не позвонили и не завязали религиозный диалог, не проходит и дня без встречи в мечети или в квартире у вербовщика. Таким образом, новый адепт, со временем начинает подчиняться новому, строго регламентированному, режиму дня. Это оставляет мало времени для уединения и самоанализа.

    Если «таблиговцы» объединяются в группы с завидной периодичностью и «выходят на путь ислама» с целью проповедования, то «хизбут-тарировцы» проводят собрания или занятия у кого-нибудь дома. Это происходит под прикрытием изучения «настоящего» ислама.

    В ходе близкого общения начинают подниматься темы проблем общества, говорят о долге мусульманина. Мир становится «черно-белым», разделяется на плохих и хороших, а позднее на верующих и неверующих. Одним из инструментов манипулирования на данном этапе является обвинение самого человека в слабости веры, призыв к чувству совести и ответственности.

    «Ты ведь мусульманин, который пять раз в день встает на намаз. Если Аллах спросит тебя, что ты сделал для уммы, что ты ответишь?! Если ты считаешь, что твой иман крепок, то твоя вера в опасности!» - говорят человеку, который стал жертвой вербовки.

    Шаг 2. Отказ от прошлого

    Человек должен признать, что вся его прошлая жизнь была ошибочной.

    В «Таблиги джамаат» человеку начинают внушать тщетность своего существования, и он начинает видеть свой долг не в обеспечении семьи, и работе над собой, а призыве людей на путь ислама. Это приводит к смене деятельности и привычек, человек часто отпрашивается с работы (берет «отгул» или административные дни), часто преподает в мечети с постоянной компанией, увлекается чтением «особенной» литературы и просмотром видеоматериалов. Ему даются новые прозвища (куньи): Абу Мансур, Абу Амир, Абу Малик и прочее; либо не называя по имени, обращаются «брат» или «сестра».

    Известны случаи того, что люди приходя в ислам, начинает получать образование сначала в своем регионе, а потом решают бросить все и уехать в Египет или другую арабскую страну, «ведь только там возможно получить истинные знания об исламе». Если человек считает, что в российских исламских учебных заведениях информация искажена, то это сигнал о тревоге. Зачастую по возвращению эти люди окончательно обрывают все связи с друзьями, родными и даже перестают посещать мечеть своей махалли.

    Если родители и супруги принимают путь новоиспеченного сектанта, дальнейшая работа идет со всеми членами. Если он находит стену непонимания, новой семьей становятся члены секты. Они же помогают подобрать новую супругу из числа «посвященных» в истину мусульманок.

    Шаг 3. Контроль над информацией

    Источник фотографии: islam.ru

    Для того, чтобы стать полноценным членом нового общества, «открыть глаза на настоящий ислам», человеку предлагаются к прочтению ряд книг, которые обосновывают деятельность того или иного радикального движения. Помимо этого вся информация из окружающей среды, в том числе средств массовой информации, тоже находится под выборкой более опытных членов группы. В рамках «Хизбут-тахрира» это происходит в призыве заступничества за арестованных братьев. Начинается угнетаться обстановка вокруг о том, как все плохо, что мусульмане бездействуют, когда их братья и сестры по вере притесняются. Так, призыв заступиться за единоверца здесь в России позднее может обернуться борьбой за права мусульман в международных масштабах - джихаде на Ближнем Востоке.

    С контролем поступающих сведений идет контроль и внутригруппового общения. Начинается манипулирование сознанием человека через нейролингвистическое программирование, а именно подмена понятий, искажений истин, смыслов фраз.

    На руку радикальным преступным движениям ситуацию обостряется отождествление у большей части общества ношение хиджаба и бороды с терроризмом. В этом случае мусульмане становятся прекрасной наживой для различных террористических движений.

    Шаг 4. Разделение сознания и воли человека

    Достигается это различными способами. Например, это может делаться посредством религиозной песни воспевающей Аллаха (нашида). Постоянно повторяя одни и те же слова как заговор, человек, во-первых, теряет свою волю, во-вторых, слова песни постепенно проникают в подсознание и заменяют собственные мысли. Так, на видеохостинге Youtube огромное количество видео с нашидами на тему джихада с соответствующим зрительным сопровождением, вдохновляющими на путь войны с неверными, вызывая жалость и желание помочь.

    Такие нашиды могут вдохновлять и дать уверенность в себе, особенно в сочетании с постоянным повторением одних и тех же слов.

    Еще более действенным на подсознательном уровне являются видео, которые сопровождаются не просто отрывками войны и боли людей, а отвлеченными, не имеющими отношениями непосредственно к убийствам визуальным рядом. Этот психологический маневр способствует тому, что человек ассоциирует свою миссию с чем-то неземным (уже не мирским, а именно возвышенным), глобальным, свободным от современного общественного строя, считая это добродетелью. Кони и намеки на средневековых арабских наездников, ассоциируются уже со временем первых исламских войн и строительством халифата при первых праведных халифах.

    Шаг 5. Контроль над их эмоциональной жизнью

    Учение секты прописывает чему можно и нужно радоваться, а чему нельзя, что достойно похвалы, а что презрения. Перед человеком возводятся новые цели и идеалы. При этом происходит давление на самые больные точки мусульманина в вопросах имана и исхана. Простые истины преподносятся так, что отвержение их или совершение незначительного греха, автоматически делает человека неверующим (кяфиром) или лицемером (мунафиком). Признание же одной истины логично перетекает в признание другой, так формируются новые жизненные принципы и установки; так готовятся новые солдаты ИГИЛ.

    Например, желая подготовить террориста-смертника, ему задают вопрос: «Ты боишься смерти?». Тонко смещая акценты, подводят человека под нужный ответ. Ответ «нет» сразу помогает перейти к этапу самопожертвования, ответ «да» повлечет разговор о силе имана: «Верующий становится настоящим мусульманином только тогда, когда перестает бояться смерти», - скажут сектанты. Признавая этот факт, человек попадается не первую ловушку. Далее разворачивается вопрос о роли человека в этой жизни, о его миссии, надавливают на новые слабые точки: «Истинный мусульманин пожертвует свою жизнь ради других мусульман. Если ты сделаешь это, станешь великим мучеником!» И здесь уготована вторая ловушка. В конце концов, чтобы человек не задумывался о тяжести совершаемых преступлений, ему скажут: «Не думай, сколько людей будет убито, всколыхни волну в сердцах общественности!» Так и всколыхнулась общественность от ужаса массовых и извращенных убийств ИГИЛ.

    В Священном Коране и хадисах Пророка Мухаммеда с.а.в.с. сказано о том, как жить, а не о том, как умереть. Лишь некоторые хадисы указывают на смерть и отношение к ней. Он говорит о том, чтобы мусульманин чаще вспоминал о смерти как о неком рубеже, переходе в другой мир, для того, чтобы человек накапливал положительный багаж дел, с которым он предстанет в Судный день. Смерть можно представить в виде неких ворот, которые представляют конец дуньи и начало ахыра (загробного мира). В той жизни мы будем пожинать плоды нашей деятельности. Для благочестивого мусульманина смерть ничего страшного не представляет. Панический страх умереть, как правило, есть у европейцев, американцев и других культур, которые к смерти относятся иначе. У мусульман такого не должно быть. Страх должен быть только в отношение Аллаха наряду с надеждой и любовью ко Всевышнему. Наш страх должен быть обоснован только тем, что мы можем не успеть подготовиться к смерти: не раскаемся вовремя, не накопим благие дела.

    Несомненно вербовка в ряды террористических организаций не остановить, наше законодательство просто не успевает запрещать видео и аудиофайлы с призывом вступить в ряды ИГИЛ. На запрещенный один фильм в тот же день снимают десять новых. Победить это можно лишь переосмыслив ценности, которыми апеллирует террористическая организация. Не так страшна проблема, как отношение к ней. Важно каждому гражданину страны довести факт того, что за каждый поступок и каждое слово нам предстоит ответить. Воспитав в обществе ответственность за свои дела, мы сможем противодействовать информационному потоку, который продолжает прибывать с мест господства ИГИЛ.

    Нельзя забывать о приобретении знаний об Исламе. Ведь изучая нашу религию, мы заполняем в голове пустоту и ставим заслон инакомыслию и кривотолкам.

    Помните, что джихад - это прежде всего борьба со своим нафсом, а не другими людьми. Халифат сначала нужно построить у себя в семье, соблюдая права супругов, соседей, родственников, а потом думать о государственном уровне. Любые изменения начинаются с изменениями своей жизни в рамках, установленных шариатом.

    Урок 14

    ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОФИЛАКТИКА ИХ ВЛИЯНИЯ

    Предмет: ОБЖ.

    Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

    Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

    Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

    Урок №14. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

    Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

    Урок провёл: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

    Цель: рассмотреть факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность, и меры профилактики их влияния.

    Ход уроков

      Организация класса.

    Приветствие. Проверка списочного состава класса.

      Сообщение темы и цели урока.

      Актуализация знаний.

      Что представляет собой на современном этапе терроризм как общественное явление?

      Какие основные особенности террористической деятельности характерны для терроризма в России?

      Какие основные цели ставят перед собой террористические организации?

      Почему террористы стараются организовать свои взрывы в оживлённых местах?

      Проверка домашнего задания.

    Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

      Работа над новым материалом.

    Терроризм является сложным социально-политическим и криминальным явлением, которое представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства.

    Терроризм включает в себя несколько взаимосвязанных элементов: идеологию насилия, террористические структуры (группы), в том числе структуры организованной преступности, и собственно террористическую практику (террористическую деятельность).

    Необходимо отметить, что вовлечение в террористическую деятельность в определённой степени по механизмам воздействия на человеческую личность имеет сходство с наркоманией. Наркомания – это физиологическая зависимость (пристрастие) к употреблению наркотиков, а одним из главных мотивов террористической деятельности является психологическая зависимость от идеологии насилия. Наркомания развивается в процессе употребления наркотиков, идеология насилия внедряется в сознание человека под влиянием экстремистских взглядов и теорий, идейно-политических установок идеологов терроризма.

    Отметим некоторые индивидуальные качества, которые формируются у человека в процессе его жизнедеятельности и которые могут способствовать вовлечению его в террористическую деятельность:

      отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;

      стремление к праздному времяпрепровождению;

      положительное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков;

      наличие противоречивых жизненных ценностей, взглядов и установок;

      агрессивное поведение для удовлетворения своего желания влиять на поведение других людей;

      стремление поддерживать свою власть над другими людьми посредством их унижения;

      получение удовольствия от последствий террористических актов, совершённых террористами.

    Все эти качества являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия.

    Обратим внимание на ряд внешних факторов, которые способствуют формированию указанных качеств. Это могут быть:

      родовые и национальные традиции насильственных протестов, вхождение в различные группы, где придерживаются экстремистских взглядов;

      социальное неравенство, дискриминация, бедность, чувство несправедливости, чувство безнадёжности.

    Для того чтобы надёжно защитить себя от влияния пропаганды идеологов терроризма и вовлечения в террористическую деятельность, каждый человек должен представлять себе опасности этого сложного социального явления.

    К вовлечению в террористическую деятельность часто приводит пропаганда мнимой привлекательности этого шага, которая основана на формировании некоторых ложных представлений о терроризме. Среди них возможны следующие:

      «сила и мощь» террористов, широкая известность их деяний;

      чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов;

      полное доверие старших товарищей, которые как бы дают понять подростку, что видят в нём равного, взрослого человека.

    На самом деле силы террористов направлены на гибель совершенно невиновных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления. Главари террористических групп и формирований делают из подростков смертников, одурманивая их наркотиками, посылают их на смертельно опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту.

    Настоящее взросление приходит к человеку постепенно, в процессе появления у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:

      стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;

      любовь к своему Отечеству;

      уважительное отношение к истории, культуре, традициям всех народов твоей страны;

      формирование способностей к труду и самодисциплине;

      стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;

      умение жить в согласии с собой и окружающими;

      формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

    Осознание и усвоение всего этого как жизненной позиции позволит вам не стать исполнителем чужой злой воли, поможет защитить вашу жизнь и будущее.

      Выводы.

      Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.

      Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации.

      Для самопрофилактики вовлечения в террористическую деятельность необходимо сформировать у себя безоговорочно отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности.

      Чтобы противостоять пропаганде идеологов терроризма, необходимо выработать у себя твёрдую нравственную позицию.

      Вопросы.

      Почему терроризм представляет сегодня серьёзную угрозу миру и безопасности?

      Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?

      Какие ваши индивидуальные качества будут способствовать защите вас от идеологии терроризма?

      Почему употребление алкоголя и наркотиков способствует вовлечению человека в террористическую деятельность?

      Задания.

      Проанализируйте свой образ мышления и поведение в повседневной жизни. Какие изменения в них необходимо внести, чтобы повысить уровень защищённости от влияния на вас идеологии терроризма? Обсудите дома и в классе.

      Дополнительные материалы к §14.

    Террористы против детей

    Одним из самых бесчеловечных терактов на территории Российской Федерации стал захват заложников в школе №1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый боевиками 1-3 сентября 2004 г. В течение трёх дней террористы удерживали в здании школы 1128 человек – детей, их родителей и сотрудников школы. В результате погибли свыше 350 человек из числа заложников, мирных жителей и военнослужащих, из них более 180 детей. Свыше 500 человек были ранены, и среди них тоже множество детей. Теракт совершила террористическая группировка «Риядус Салихийн» (по-арабски – «Сады праведников») из состава террористической организации, действовавшей на Кавказе. Скорбя о погибших и раненых, мы должны понимать, что терроризмом было уже само покушение на личную неприкосновенность детей и их родителей и жестокое, бесчеловечное и унижающее их достоинство обращение. Людей под дулами автоматов загнали в спортзал, лишили возможности свободно передвигаться, их мучили жаждой, угрожали убить, а многих, действительно, убили.

    Теракт в Беслане был не первым преступлением международного терроризма, направленным против детей. В Израиле в 1974 г. трое террористов захватили школу в городе Маалот, находящейся недалеко от израильско-ливанской границы. В заложниках оказались 89 человек, из них 85 детей. Спустя 13 ч подразделение спецназа штурмовало школу. Террористы стали расстреливать заложников. Погибли 22 школьника и трое взрослых, более 50 были ранены.

    Живые цветы в спортзале разрушенной школы №1 Беслана в память об учениках и преподавателях, погибших от рук террористов

      Окончание урока.

      Домашнее задание. Подготовить к пересказу §14 «Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния»; выполнить письменно задание (с. 74, раздел «Задания»).

      Выставление и комментирование оценок.

    Терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения различными органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.

    Терроризм является крайней формой проявления экстремизма. Это одно из наиболее тяжких преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными общеопасными способами (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, вооружённое нападение, нападение на компьютерные сети и др.).

    Запомните

    Терроризм влечёт за собой гибель ни в чём не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения. Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.

    Террористы в нашей стране никогда не остаются безнаказанными. Они либо бывают ликвидированы во время контртеррористических операций, либо наказываются в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

    Так, ликвидирован руководитель теракта в Будённовске в 1995 г. Руководитель рейда боевиков на Кизляр (Дагестан) в 1995 г., арестован спустя пять лет и приговорён к пожизненному заключению. До сих пор органы правопорядка находят участников захвата больницы в Будённовске и исполнителей других террористических актов и осуждают их на различные сроки. Ликвидированы в ходе боевых действий или осуждены на длительные сроки заключения исполнители взрывов двух жилых домов в Москве в 1999 г. Уничтожены почти все исполнители захвата школы в Беслане в 2004 г. и один приговорён к пожизненному заключению.

    Неоднократно для тех боевиков, кто добровольно сложит оружие, объявлялась амнистия. Те из них, кто отказались это сделать, будут и дальше разыскиваться спецслужбами и органами правопорядка, чтобы никто из террористов не ушёл от ответственности перед законом.

    Терроризм как способ достижения политических целей насильственными средствами имеет исторические корни. Слово «терроризм» произошло от латинского terror - «страх», «ужас» и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века.

    В России о терроризме начали говорить, начиная со второй половины XIX в., когда некоторые политические организации пытались использовать его как средство борьбы с властью.

    Главная цель современного терроризма: захват власти.

    Современный терроризм возник в начале 60-х гг. прошлого столетия после распада ведущих колониальных империй. Борьба за национальное освобождение нередко велась военными средствами, и террористические акции являлись одной из форм партизанских действий. Однако по мере изменения обстановки в мире терроризм стал претерпевать коренные изменения и в политическом, и в военном отношении. К концу XX в. террористические акты, имеющие целью регулярное, по возможности массовое уничтожение людей, превратились в распространённое средство достижения политических целей.

    Значительно изменились характер и тактика террористической деятельности. Террористы стали чаще прибегать к тактике совершения взрывов, похищений людей и убийств государственных деятелей, захватов воздушных судов.

    В список организаций, признанных Верховным судом Российской Федерации террористическими и деятельность которых запрещена на территории нашей страны, входят «Высший военный Маджлисуль Шура Объединённых сил моджахедов Кавказа», «Аль-Каида», «Асбат аль-Ансар» («Лига партизан»), «Священная война» («Аль-Джихад») и другие (всего 18 организаций).

    Облик современного терроризма чрезвычайно многообразен. Современные эксперты выделяют около 200 видов современной террористической деятельности. Все виды терроризма носят политический характер, т. е. служат в первую очередь политическим целям террористов. В настоящее время не существует принятой всеми специалистами классификации видов терроризма. Но можно их выделить по характеру общественного проявления и формам технического осуществления.

    Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране.

    Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общественного мнения. В условиях социально-политической изоляции он обречён на поражение. При этом терорристы основную ставку делают на прессу.

    Примеры: «эскадроны смерти» в Латинской Америке, «Японская красная армия».

    Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти представителей одного из вероучений. Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения религии.

    Примеры: печально известная «Аль-Каида», движение «Талибан» в Афганистане, «Аум Синрикё».

    Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций.

    Формы проявления: заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками и т. п.

    Специалисты отмечают, что сегодня политический терроризм всё больше сливается с уголовной преступностью. Их можно различить лишь по целям и мотивам, а методы и формы идентичны. Они взаимодействуют и оказывают друг другу поддержку. Нередко террористические организации политического толка для получения финансовых и материальных ресурсов используют уголовные методы, прибегая к контрабанде, незаконной торговле оружием и наркотиками. Бывает сложно разобраться, какой характер - политический или уголовный - носит ряд криминальных акций, таких, как убийство крупных деятелей бизнеса, захват заложников, угон самолётов и т. д. Очевидно одно - бесчеловечная и преступная сущность этих деяний.

    Националистический терроризм основывается на национальных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего собственного националистического государственного образования.

    Пример: многолетняя деятельность Ирландской республиканской армии с целью отколоть Северную Ирландию от Великобритании.

    Технологический терроризм заключается в применении или в угрозе применения ядерного, химического или бактериологического оружия, радиактивных и высокотоксичных химических, биологических веществ, а также в угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.

    По степени разрушительности выделяется ядерный терроризм, состоящий в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появление недовольства властями или другими субъектами, связанными с использованием (угрозой использования) сверхопасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Такие действия проводятся в интересах достижения политических, военных, экономических, социальных и других целей террористов.

    Отмечается рост опасности кибертерроризма, заключающийся в действиях по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или наступления иных общественно опасных последствий.

    Основной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, иные составляющие информационной структуры, что позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена, осуществлять иные деструктивные воздействия.

    Наиболее опасны атаки на объекты энергетики, телекоммуникации, авиационные диспетчерские системы, финансовые электронные системы, правительственные информационные системы, а также автоматизированные системы управления войсками и стратегическим оружием.

    Запомните

    Терроризм стал главной угрозой миру и стабильности, и его подавление является общим делом всего международного сообщества. Терроризм несёт угрозу национальной безопасности России, и противодействовать ему в полной мере должны государство, общество и каждый здравомыслящий человек.

    При этом отметим необходимость противостоять вовлечению в террористическую деятельность, так как существует опасность оказаться в сетях террористической организации, попав под влияние идеологии насилия и экстремистского мышления.

    Отметим ряд факторов и социальных явлений, которые могут способствовать вовлечению человека в террористическую деятельность:

    Рост неудовлетворённости в обществе, прежде всего из-за большого разрыва в уровне доходов между самыми богатыми и самыми бедными;
    снижение уровня защищённости жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз, снижение уровня жизни населения, безработица, - всё это способствует формированию в обществе настроений социальной отчуждённости, усилению эгоизма, апатии и иждивенчества со стороны значительной части населения;
    влияние организованной преступности на обострение и углубление противоречий в обществе, постепенное втягивание определённой части населения в криминальные отношения;
    упадок духовной жизни общества, разрушение исторических и культурных традиций народов России, утверждение культа индивидуализма, эгоизма и насилия, формирование в обществе неверия в способность государства защитить своих граждан, снижение значимости таких понятий, как долг, достоинство, честь и верность Отечеству;
    расширение возможностей по пропаганде идей терроризма с использованием современных средств коммуникаций, распространение технологических приемов организации и проведения террористических актов через СМИ и Интернет.

    Для того чтобы не подпасть под влияние идеологии насилия и не стать пособником террористов, надо помнить, что террористы это не только вооружённые до зубов люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо, коробку и т. д.). Современные террористы, например, просят детей или подростков «по дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и затем просто рассказать об увиденном.

    Потом в местах, за которыми наблюдали и куда что-то передавали, могут прогреметь выстрелы, взрывы, погибнуть люди.

    На что чаще всего рассчитывают террористы, вербуя себе пособников среди подростков? Прежде всего, они рассчитывают на вашу неспособность отказать взрослому человеку в выполнении его просьбы, желание быть «молодцом» и «героем».

    Для того чтобы снизить для себя опасность быть вовлечённым в террористическую деятельность, необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, быть сильным внутренне, иметь надёжных друзей. Важно также иметь твёрдую установку на неприятие терроризма, чтобы на все подозрительные уговоры сказать решительное «Нет!».

    Ваше поведение во многом обусловлено, с одной стороны, внешними факторами - социальной средой, т. е. вашим окружением, системой ценностей, принятых в обществе; с другой стороны - внутренними факторами - жизненным опытом, приобретённым в семье, школе, в процессе общения с друзьями, некоторыми врожденными качествами, такими как ваш темперамент. Выделяют четыре типа темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

    Отметим наиболее характерные черты поведения человека по типам темперамента.

    Сангвиник - человек, отличающийся быстрой возбудимостью, ярким внешним выражением своих эмоций и лёгкой их сменяемостью. Как правило, это весёлые, подвижные, горячие, энергичные, впечатлительные, любящие поговорить люди.

    Холерик - сильный, но неуравновешенный, легко раздражающийся и не очень-то быстро успокаивающийся человек. Чаще всего он вспыльчив и прямолинеен.
    Меланхолик - слабый, быстро истощающийся и медленно восстанавливающийся человек.

    Флегматик - сильный, уравновешенный тип человека. Он спокоен, ровен, готов нести на своих плечах любую ношу. Его деловые качества - устойчивость и упорство в труде.
    Принято считать, что тип темперамента зависит от типа, ритма и интенсивности основных психических процессов. При этом считается, что в чистом виде представители того или иного темперамента встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной ситуации могут проявиться черты, присущие разным темпераментам.

    Нельзя говорить о «плохом» или «хорошем» темпераменте. Это врожденные особенности человека и изменить их невозможно. Однако эти особенности нужно знать и учитывать, чтобы в случае необходимости изменить свое поведение и снизить риск вовлечения в террористическую деятельность.

    Таким образом, человек при желании и в определенных условиях может изменить свое поведение.

    Так, сангвиник способен достичь больших результатов, если будет меньше переживать, а больше действовать, целенаправленно доводить до конца задуманное.

    Психологическая неуравновешенность может привести к конфликту

    Холерик должен воспитывать в себе психологическую уравновешенность, сдержанность, чтобы не поддаваться быстро эмоциям, Прежде чем что-то сгоряча сделать, необходимо задать себе два вопроса: «Зачем мне это нужно?» и «К чему это приведёт?» - и только после обоснованного ответа на них принимать решение и действовать;
    Меланхолику можно посоветовать научиться более оперативно переключать внимание с одного вида деятельности на другой и быть готовым прийти на помощь окружающим в соответствующих ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

    Флегматик должен не останавливаться на достигнутом, постоянно ставить перед собой повышенные, но выполнимые задачи и добиваться их выполнения.

    Телефонные террористы

    Работники органов правопорядка и МЧС постоянно имеют дело с одной серьёзной проблемой - телефонными звонками и анонимными письмами о якобы заминированных вокзалах, жилых и административных зданиях. Подавляющее число таких сообщений ложное. Но значительны их последствия, так как на поиск взрывных устройств и эвакуацию людей отвлекаются значительные силы и средства отделов внутренних дел, пожарных, медицинских работников, дискредитируются усилия органов власти и правоохранительных органов по противодействию терроризму.

    Так, недавно в Саратове за одну неделю поступили анонимные сообщения о бомбах на двух рынках и в четырёх школах. Сапёры, кинологи с собаками, сотрудники внутренних органов и МЧС осмотрели все здания и убедились: тревога ложная. Однако в каждом случае пришлось проводить эвакуацию тысяч людей.

    Национальный антитеррористический комитет провёл анализ и установил, что подавляющее большинство т. н. телефонных террористов - это подростки в возрасте 11 -17 лет. Они «минируют» свои учебные заведения для того, чтобы продлить каникулы, сорвать экзамен, контрольную. Мотивами их действий также являются хулиганские побуждения, месть, желание завоевать псевдоавторитет у товарищей. Некоторые подростки, когда их задерживают за ложные сообщения, говорят, что хотели просто пошутить, не понимая или не желая понять, что совершили преступление.

    Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению, общее количество данных преступлений всё ещё велико.

    Обвинение по таким уголовным делам в обязательном порядке сопровождается гражданским иском по возмещению затрат, понесённых различными службами на выезд по ложному сообщению и его проверке, а также ущерба собственнику помещения (учреждения или предприятия), причинённого нарушением нормального режима работы. Сумма по таким искам может составить десятки тысяч рублей. При этом, если правонарушитель - несовершеннолетний гражданин, указанные затраты плюс штраф возмещают его родители. Кроме того, несовершеннолетних «шутников» ставят на учёт в отделе внутренних дел, что само по себе является серьёзным наказанием.

    Оказаться за этой дверью проще простого, а чтобы вернуться в нормальную жизнь, могут потребоваться долгие годы

    Следует помнить, что наказание за ложные сообщения неминуемо. Современные технические средства, имеющиеся в распоряжении у органов правопорядка, позволяют установить личность телефонного террориста за короткое время.

    В последние годы все более актуальной становится проблема участия молодежи в экстремистской деятельности. Основной «группой риска» для антиобщественной пропаганды является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет — в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

    Главную причину вовлечения молодежи в деятельность экстремистов работники правоохранительных органов видят в безработице и… Интернете. Как правило, первое знакомство подростка с «новыми » взглядами происходит на улице либо на сайте конкретной экстремистской организации в Сети. В последнее время вербовать новичков по Интернету стало особенно легко. Пользователей стало больше, детей и подростков среди них также появилось немало, интерес к сетевым ресурсам возрос. К сожалению, далеко не всегда удается уберечь молодых людей от опасного контента, и зачастую они попадают на сайты далеко не самого лицеприятного содержания. Террористы, экстремисты, тоталитарные секты — все это воздействует на их психику и систему ценностей, навязывая специфические взгляды и суждения.

    Важно помнить, что попадание подростка под отрицательное влияние легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка в запрещённые религиозные организации, экстремистские движения и террористические организации:

    — Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения, вопросы религии. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и пропагандисты зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

    — Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

    — Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде антиобщественных элементов.

    Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние чуждой идеологии, можно свести к следующим:

    — его (ее ) манера поведения становится значительно более резкой и грубой (замкнутой и отрешенной), прогрессирует специфическая, ненормативная либо жаргонная лексика;

    — резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

    — на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями религиозного, экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

    — в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика;

    — подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

    — повышенное увлечение вредными привычками;

    — резкое увеличение числа разговоров на политические, религиозные и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

    — псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

    Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние организации, деятельность которой запрещена в РФ, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

    1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы — такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину его настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

    2. Начните «контрпропаганду ». Основой «контрпропаганды » должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей, религий и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

    3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.