Уход за телом

Герой России Сергей Палагин – гордость Ставрополья. Палагин сергей вячеславович А для кого-то « Дикая птица»

Герой России Сергей Палагин – гордость Ставрополья. Палагин сергей вячеславович А для кого-то «
Дикая птица»

«Братишка» - позывной Героя России Сергея Палагина. В критические минуты десантники просили прийти на помощь именно его «вертушку».

«Шли предновогодние дни декабря 1994 года. Простая брезентовая палатка, каких много разместилось на бывшем стратегическом аэродроме города Моздока, внешне не привлекала к себе внимания. Но именно в этой палатке располагалась вся летная братия 487-го отдельного вертолетного полка, и дорожку к летчикам знали все, кому надо было попасть на недалекую чеченскую войну…» - такими словами начинает свою книгу воспоминаний (пока еще не опубликованную) Герой России подполковник Сергей Палагин. В годы второй чеченской десантники дали его экипажу «Ми-8» позывной «Братишка», прибавляя при этом со всей серьезностью - «заговоренный». А все потому, что Палагин решал боевые задачи круглосуточно, а в ситуациях, когда во время приема на борт раненых ведется обстрел с невидимых высот и рядом рвутся мины, каждая секунда требует мужества.

Десятилетние летчики

Сегодня офицер живет в Краснодаре. После расформирования 487-й родного летного полка он не потерялся на гражданке, как это порой бывает с теми, для кого война вошла в привычку, а продолжает нести службу помощником атамана Екатеринодарского РКО по воинскому учету. В обычной жизни Сергей Палагин производит впечатление скромного человека. Невысокий ростом, слегка полноватый, округлое улыбчивое лицо светится энергией - впрочем, неудивительно: в свои сорок девять лет он мог бы вполне и дальше разрывать облака винтами. Тяга к небу в нем обнаружилась еще в мальчишеском возрасте. И даже за штурвал настоящего самолета впервые сел в 10 лет.

Родители у меня простые рабочие, мать - бетонщик, отец - сварщик, ездили по стройкам, - вспоминает Сергей Вячеславович. - Так мы оказались в Туркмении. Помню, наш поселок находился вблизи аэропорта Ашхабада. И, естественно, все свободное время мы пропадали на авиационных свалках, где лежали груды списанных самолетов. Тогда проникнуть на территорию гражданского аэропорта было несложно, стоял лишь длинный бетонный забор. Вот и бегали туда до определенного случая.

Мне шел 11-й год. Летом перелезли через забор, видим, стоит открытый «Ан-2» возле ангара, время обеденное, внутри никого, и заняли кабину. Нажимаем педали, и вдруг рванул двигатель, оказалось, аккумуляторы были подключены. Хорошо, что под одним из колес находилась колодка, она не дала машине разогнаться. Но самолет повело в сторону, он ударился килем в стену здания. Дежурный на стоянке сразу выскочил, нас за шиворот, в результате - детская комната милиции. А мы с ребятами еще занимались в авиамодельном кружке при аэропорте. Но после этого инцидента стали местными знаменитостями, получив прозвище «летчики».

На выбор будущей профессии повлиял еще один важный эпизод. Семья уже жила в Безмеине, где неподалеку располагался военный гарнизон с самолетами-перехватчиками. И 24 июня 1981 года жители стали свидетелями разыгравшейся в небе трагедии. При взлете «МиГ-23Б» у двоих пилотов отказал двигатель. Летчики увели машину в сторону от жилых кварталов, но сами из-за малой высоты спастись не смогли. Посмертно они были награждены орденом Красной Звезды, а на месте их гибели благодарные местные жители установили обелиск. После этого случая школьник Палагин тайком от матери подал документы в республиканскую среднюю специальную школу с военным уклоном. Затем окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков в 1989 году. Военную службу начал в Группе советских войск в Германии, а в 1993 году перевелся в 487-й отдельный вертолетный полк, дислоцировавшийся в Буденновске Ставропольского края.

Война - тяжелая работа

Экипажи вертолетов в горах Чечни выполняли множество задач, недаром их называли «воздушные рабочие войны»: наносили огневые удары по выявленным разведкой целям, перевозили в труднодоступные районы разведывательные и десантные группы, и самое главное - эвакуировали раненых, уберегая от смерти молодых парней.

В первую войну я летал летчиком-штурманом, потом стал командиром экипажа, затем звена, - рассказывает Сергей Палагин. - Все вертолетные полки Северокавказского округа до того привыкли к боевым задачам, что командировки в Чечню так и называли - работа. Бывало, к нам приезжали из других частей молодые офицеры, выпускники летных училищ, они воспринимали это как фронт, война, а мы говорим: «Все, парни, забудьте, мы на работе!» Были моменты после вылетов: кто-то плакал, у кого-то дрожали руки. Когда смерть рядом бегает, то тяжело. Но видят, что командир спокоен, и привыкают, постепенно осознавая, что надо делать. В бою не спрячешься за камешек, у тебя секунды: нужно зайти в атаку - вот она, земля, прицел, выход, весь экипаж работает. Пацаны на этом фоне обучались. Но были и те, кто увольнялся, уходил в другие гарнизоны.

Все полеты выполняли на предельно малой высоте (подобная тактика настолько въелась в подкорку пилотов, что уже на высоте 30 метров ощущали себя лакомой мишенью для вражеских зениток). Сергей Палагин описывает случай: экипаж «Ми-8» под командованием майора Владимира Семакина готовился к вылету из Ханкалы с заместителем командующего 58-й армией на борту. Руководитель полетов в связи с наступлением сумерек потребовал, чтобы вертолет набрал безопасный эшелон над точкой, а далее следовал уже по заданию.

Они там вообще с ума сошли, лезть на высоту, в чистое небо!!! Может, ну их? - перекинулись меж собой боевые товарищи.

Но буквально с час назад на командном пункте на их глазах разбирали летчика, который отказался набирать высоту и ушел своим решением почти над землей. Его отстранили от полетов, до сдачи зачетов.

Они достигли уже девятисот метров, когда из разрушенного здания окраины города по ним произвели пуск из переносного зенитного комплекса. Противник долго поджидал возможную цель и дождался. В высоком небе, на виду у всей группировки, вертолет загорелся и стал падать прямо на головы личного состава, расквартированного в районе аэродрома. Экипаж мог бы прыгнуть, у них были парашюты, но в горящей кабине люди, а внизу жилые палатки и модули.

Летчики, несмотря на пламя, смогли оттянуть вертолет от палаток. Они спасли людей, но потеряли драгоценные секунды для прыжка (кстати, заместитель командующего первым выпрыгнул из оплавленной кабины, упав на палатку и развалив ее). Спустя несколько месяцев в Буденновский полк пришло известие: весь экипаж был награжден орденами Мужества (посмертно). А если бы не бездумный приказ о наборе высоты?

Посадка: пятьсот метров южнее дыма

Свою книгу воспоминаний Сергей Палагин писал не один год, лаконично озаглавив ее «Братишка из 487-го». Писал не только о себе, но и о тех, с кем довелось служить бок о бок.

Через мою жизнь прошли сотни людей, вроде молодежь 90-х - «поколение пепси-колы», но там, на переднем крае, они проявляли чудеса героизма и мужества. И эти истории невыдуманные, мы вытаскивали этих ребят из пекла - кровавых, обгорелых, - говорит Сергей Вячеславович.

Новолакский район Дагестана, 8 сентября 1999 года. Две недели как отряды боевиков под руководством Басаева вторглись в Ботлих и укрепились на горе Экитебе. Штурмующий их позиции батальон наших десантников нес серьезные потери. В семь утра экипаж вертолета «Ми-8», которым командовал майор Сергей Палагин, вылетел для эвакуации раненых.

Оказавшись в районе площадки, запросили авиационного наводчика. Тот отозвался не сразу, лишь некоторое время спустя отдал указание хриплым голосом: «Выполняйте посадку: пятьсот метров южнее дыма». Он был тяжело ранен и, по всей видимости, от потери крови слабо ориентировался на местности, так как, приземлившись на окраине кукурузного поля, экипаж был немало поражен, увидев перед собой позиции боевиков. У тех тоже минутное замешательство - сложно поверить, когда вертолет садится перед твоими стволами, будто на блюдце. Даже кое-кто повыскакивал из окопов, чтобы поближе рассмотреть «наглых смельчаков».

В этот момент бортовой техник старший лейтенант Антон Гловский открыл дверь грузовой кабины и бросился к ближайшему раненому, которого увидел метрах в двадцати. Схватив бойца, он потащил его на себе в вертолет. И вот тогда вокруг машины плотно засвистели пули. Затем начали рваться мины. По сути, экипаж был приговорен. На помощь пришла одна из двух «двадцатьчетверок» («Ми-24»), находившихся в небе. Этим мощным боевым вертолетом управлял экипаж Ряфагатя Хабибуллина (ныне Герой Российской Федерации (посмертно). К несчастью, у того тоже кончились боеприпасы, и быстро почуявшие безопасность боевики сосредоточили по нему огонь, повредив машину. Улучив секунду, Сергей Палагин оторвал вертолет от земли, а спустя миг в месте посадки разорвалась предназначенная им мина.

Что удивительно, при осмотре вертолета обнаружили лишь несколько незначительных пробоин кабины, балки и стабилизатора. И это после той смертельной кутерьмы! - вспоминает подполковник.

«Зеленая операция»

Другой случай произошел в предгорье близ села Шали. 29 июля 2002 года противник обнаружил нашу разведгруппу. Первый из бойцов наступил на противопехотную мину, прозвучал взрыв. К нему сразу же на помощь бросился медик, который буквально в двух метрах обхода тоже угодил на мину, замаскированную опавшей листвой. Имея на руках двоих раненых, командир группы решил вернуться назад - попробовать пробиться к своим. Но только они двинулись в обратном направлении, по тропе, по которой только что прошли, как очередной подрыв. Шестнадцать разведчиков с тремя ранеными оказались в капкане и на минном поле. Спасти их можно было только с воздуха.

Боевики все понимали, поэтому ожесточенно обстреливали прибывшие вертолеты. Прикрывающей паре «Ми-24» удалось подавить одну огневую точку. Не теряя времени, экипаж Палагина приступил к эвакуации раненых. Высота пятьдесят метров. Внизу - густой лес и работали бортовой лебедкой. Начальник парашютно-десантной службы полка, майор Павел Лучшев, приладив под себя спасательное сиденье, вскоре исчез в зелени листвы.

Командир трос кончился, а Пашка болтается внизу! - докладывает по связи бортовой техник старший лейтенант Вадим Чирков.

Посадить машину невозможно. И тут Палагин принимает отчаянное решение снижаться прямо в кроны деревьев, подминая фюзеляжем ветки. Работа тяжелейшая. Сплетение сучьев мешало, но постепенно, метр за метром, Вадим Чирков поднимал, останавливал, поправлял трос, чтобы тот не шел на излом, и снова принимался за работу. На борту показался первый раненый. Снова спуск - еще один раненый. Так висели час и десять минут, казавшиеся вечностью. Спина и руки немели от напряжения. Любой «срыв» машины, и все. Экипаж выдержал, а вот техника подвела. Когда подняли семерых, выяснилось: стальной трос кое-где переломился. Пришлось уходить на Ханкалу, менять машину и возвращаться. Еще более часа тяжелейшей работы, но на борт подняли всех. Тогда спасли 16 человек.

Как отмечает Сергей Вячеславович, боевое братство на войне - один из важных моментов. Если ты не готов пойти в пекло за бойцами, то и за тобой потом никто не пойдет. Надпись «Братишка», выведенная на закопченном корпусе «восьмерки» Палагина, зарабатывалась годами, так же как и слова, произнесенные командиром, после успешной посадки 16 разведчиков: «Братишка», мы почему-то и не сомневались, что придешь именно ты, просто были в этом уверены!»

Фото (Сергей второй слева) из личного архива Сергея Палагина

Биографическая справка:

Сергей Вячеславович Палагин родился 26 марта 1968 года в Саратове. Окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков в 1989 году. Принимал участие в боевых действиях в ряде горячих точек на территории бывшего СССР, в том числе в ликвидации осетино-ингушского конфликта в 1993 году. Воевал на первой чеченской войне. К 2004 году совершил 2512 боевых вылетов. Один из опытнейших боевых летчиков 487-го полка. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северокавказском регионе, Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 года майору Сергею Палагину присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда» (№ 818). Награжден тремя орденами Мужества, орденом «За военные заслуги» и медалями.



П алагин Сергей Вячеславович – командир вертолётной эскадрильи 487-го отдельного вертолётного полка 4-й армии ВВС и ПВО Северо-Кавказского военного округа, майор.

Родился 26 марта 1968 года в городе Саратов. Русский. Из семьи нефтяника. Семья неоднократно меняла место жительство в связи со сменой мест работы отца. С 1970 года жил в Ашхабаде, с 1981 года - в посёлке Безмеин Ашхабадского района в Туркменской ССР. В 1986 году окончил среднюю школу.

В Советскую Армию был призван на срочную службу в 1985 году Пролетарским районным военкоматом города Ашхабад. В 1986 году поступил в военное училище. В 1990 году окончил Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил в авиационных вертолётных частях Группы советских войск в Германии. С 1993 года проходит службу в 487-м отдельном вертолётном полку, дислоцированном в городе Будённовск Ставропольского края.

Принимал участие в боевых действиях в ряде «горячих точек» на территории бывшего СССР, в том числе в ликвидации осетино-ингушского конфликта в 1993 году. Воевал на первой чеченской войне, в боевых действиях в Дагестане в августе-сентябре 1999 года и совершил несколько командировок для участия в боевых действиях на территории Чеченской Республики в период второй чеченской войны. К 2004 году совершил 2512 боевых вылетов. Один из опытнейших боевых лётчиков полка.

Летом 2000 года в одном из горных районов Чеченской Республики в бою получили ранения несколько солдат воздушно-десантных войск. По прибывшему вертолёту Ми-8 С.В.Палагина был открыт огонь из автоматического оружия, а также произведены несколько выстрелов из гранатомёта. Тем не менее, слаженная работа экипажа позволила быстро произвести погрузку раненых, а мастерство командира – вывести тяжёлую машину из-под огня. Все раненые благополучно были доставлены на базу российских войск.

В июне 2002 года в районе села Шали превосходящие силы боевиков оттеснили группу разведчиков (16 бойцов) на минное поле, трое из них от подрывов получили тяжёлые ранения. Когда командир вертолётной эскадрильи С.В.Палагин под вражеским обстрелом прибыл на место боя, он обнаружил, что группа находится в лесной местности. Командир принял решение снижаться, ломая ветви деревьев фюзеляжем вертолёта. Были приняты на борт и эвакуированы все разведчики.

Летом 2002 года участвовал в спасении людей в период катастрофического наводнения в регионах Северного Кавказа. К 2004 году совершил 2512 боевых вылетов. Многократно представлялся к званию Героя Российской Федерации.

У казом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, майору Палагину Сергею Вячеславовичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Вскоре ему было присвоено воинское звание «подполковник» и «Золотую Звезду» Героя Российской Федерации он получал уже в новом звании.

Продолжал службу в Российской Армии, был заместителем командира 487-го отдельного вертолётного полка, затем - старшим инспектором-лётчиком безопасности полётов авиационной базы 1-го разряда в Будённовске. В 2014 году полковник С.В. Палагин уволен в запас.

Живёт в Краснодарском крае. Активно занимается общественной и патриотическо-воспитательной работой. Является заместителем председателя Краснодарской краевой организации Героев Отечества, членом регионального совета общественной организации «Боевое братство», войсковым старшиной Кубанского казачьего войска.

Подполковник (2004). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени с мечами (2009), 3 орденами Мужества (1996, 2000, 2002), орденом «За военные заслуги» (2000), медалями «За отвагу» (2006), Нестерова (1995), «За воинскую доблесть» 1-й и 2-й степеней (2002, 2001), другими медалями.

Заговоренный « Братишка». В годы « второй чеченской» такой позывной десантники дали вертолету командира экипажа Ми-8 майора Палагина.

1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true , "pageDots": false, "prevNextButtons": false }">

Фото из семейного архива С. Палагина.

В 2004 году Сергею Вячеславовичу было присвоено звание Героя России. Среди его наград также три ордена Мужества, ордена « За военные заслуги» и « За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медаль Нестерова. Палагин принимал участие в ряде операций в « горячих точках» на территории бывшего СССР, сражался на двух « чеченских» войнах, совершил более двух с половиной тысяч боевых вылетов. И этот богатейший послужной список принадлежит нынешнему подполковнику, который недавно отметил всего лишь 43-й день рождения. Сегодня старший инспектор-летчик службы безопасности полетов авиационной базы 1-го разряда, дислоцирующейся в Буденновске, Сергей Палагин – герой нашей рубрики.

Сели на голову

Новолакский район Дагестана, 8 сентября 1999 года. Две недели назад отряды так называемой « Исламской миротворческой бригады» под командованием Басаева вторглись в Ботлих, а теперь дошли и сюда. Они хорошо укрепились на горе Экитебе, и поэтому штурмующий их позиции батальон десантников несет серьезные потери. В семь утра экипаж вертолета Ми-8, которым командовал майор Сергей Палагин, совершил боевой вылет.

Внизу – жесточайшее сражение. « Восьмерка», как называют Ми-8 военные, выпустила несколько ракет по позициям боевиков. К тому времени находившийся на земле смертельно раненный авианаводчик не только потерял много крови, но и, вероятно, ориентацию на местности (на поле сражения уже было много раненых). Четко выполнив поступившую команду: « 500 метров южнее дымовой шашки», Палагин, летчик-штурман капитан Сергей Плетинка и бортовой техник старший лейтенант Антон Гловский оказались впереди атакующей цепи федералов, практически перед самым центром обороны бандитов. Винтокрылая машина села на « нейтралке», в полувыкошенном кукурузном поле, всего за восемьдесят с небольшим метров перед окопами противника. « Духи» подобной наглости не ожидали, и некоторые из них даже вылезли из окопов посмотреть, что ж это за « концерт» такой происходит?! Двух-трех минут замешательства хватило, чтобы Гловский выскочил из вертолета и принес одного раненого десантника. Но потом такое началось!..

– Боевики стреляли по нам, наверное, из всего, что только может стрелять. Если честно, то я от страха аж пригнулся, пытаясь спрятаться за приборной доской, – смеется сегодня Палагин. – А ее ведь чуть ли не гвоздем проткнуть можно. Когда « коэффициент обалдения» прошел и у нас, то я схватился за пулемет. Бил по « духам», пока не закончился боезапас. Десантники, увидев, в каком положении вертолет, кинулись в атаку, одна БМДэшка (БМД – боевая машина десанта) даже выскочила на позицию ближе к нам, но бандиты ее тут же подожгли. А Антоха (я глазам своим не мог поверить!) все бегал и таскал раненых. Парень тогда проявил безумную храбрость, вот кому Героя надо присваивать!

Возле « восьмерки» уже стали рваться мины, и она была, по сути, приговорена. И тут ей на помощь пришла одна из двух « двадцатьчетверок», находившихся в небе. Этим мощным боевым (напомню, Ми-8 изначально создавался как транспортник) вертолетом управлял экипаж Рефагата Хабибуллина. Несмотря на то, что боеприпасы уже закончились, его машина, словно мать-птица, пытающаяся отбить у кошки упавшего из гнезда птенца, бросалась на позиции « духов», отвлекая на себя их внимание. При очередном заходе « двадцатьчетверке» разворотило снарядом бок, и она с таким « ранением» просто чудом самостоятельно добралась до базы (кстати, сегодня Хабибуллин командует 393-й авиационной базой армейской авиации).

Палагин, улучив момент, поднял Ми-8 и начал быстро уходить на малой высоте. Буквально через несколько секунд на то место, где только что стояла вертушка, упала мина. Удивительно, но когда Сергей Вячеславович уже на аэродроме осмотрел свою « восьмерку», то вместо ожидаемой схожести с дуршлагом обнаружил следы всего лишь от двух пуль и нескольких минных осколков. Это после такой-то мясорубки!

А для кого-то « Дикая птица»

Однако работа экипажа в тот день не закончилась – бой ведь продолжался, появлялись новые раненые. Тогдашний командующий СКВО генерал-полковник Виктор Казанцев лично поставил перед экипажем задачу на очередную эвакуацию солдат и офицеров. На сей раз Ми-8 должен был действовать без прикрытия. Палагин решил разведать, где находится позиция минометной батареи противника. Засечь ее удалось на юго-западной окраине селения Гамиях по вспышкам орудий. Это было в тылу бандитов. С предельно низкой высоты майор и его ребята нанесли огневой удар всем комплексом имевшегося у них вооружения, буквально разметав батарею боевиков.

– Антоха Гловский там сильно постарался, на одном дыхании выпустил пулеметную ленту из 250 патронов, – вспоминает Сергей Вячеславович. – Зашли с тыла, « плюхнулись» в полукилометре от переднего края обороны « духов», похватали наших раненых пацанов – и в госпиталь. В этот вылет враг машину все-таки « нашпиговал» железом, но мы посмотрели – дотянуть до Каспийска сможем, а там уж « подлечат», подлатают.

Экипаж Палагина эвакуировал 18 тяжелораненых военнослужащих, уничтожил три минометных орудия и 15 бандитов. Кстати, в этот же день неутомимый Ми-8 выполнил еще один полет для выброса десанта. Во время выполнения боевой задачи, тем не менее все, что положено, было сделано, а координаты зенитчиков передали артиллеристам. Те свою работу тоже сделали на « отлично».

Увы, подвиги на войне и чиновная трясина несовместимы. Так и случилось в 1999-м. За бесстрашие и способность пожертвовать собой ради спасения жизней боевых товарищей генерал-полковник Казанцев дал команду представить Палагина к звезде Героя России, а Плетинку и Гловского – к ордену Мужества. Однако из всего экипажа лишь летчик-штурман Сергей Плетинка получил орден Мужества, да и то через два года, а остальные – ничего. Впрочем, как бы это высокопарно ни звучало, не ради наград воевали вертолетчики. Их подвиги по достоинству оценила « крылатая пехота», бойцов которой не раз спасало воздушное судно Палагина. Десантники окрестили его машину « Братишкой». Очень часто в критической ситуации они просили прийти на помощь именно эту вертушку. А сепаратисты прозвали Ми-8 Палагина « Дикой птицей». И еще они нередко грозили ему в эфире разными карами, но русский офицер на это внимания не обращал, продолжая хладнокровно выполнять свою работу.

– С позывным, красовавшимся на борту, связана еще одна история, – улыбается Палагин. – С этой надписью я пролетал полтора года, и вдруг командующий ОГВ на Северном Кавказе генерал-полковник Валерий Баранов приказывает ее убрать. Я взмолился: не губите! А мне в ответ – дескать, о тебе ж забочусь, ведь « пасут» « Братишку» боевики. Если хочешь, своим приказом это слово разрешу внутри кабины написать!

Позывной Сергея Вячеславовича стал поистине легендарным. Известный певец Александр Маршал в 2009 году посвятил его экипажу одну из своих песен, где есть такие слова: « Озверев, умалишенно, били черти его влет, только, как заговоренный, был проворен вертолет! Сквозь обстрел проскочит мышкой, не теряя высоту, с яркой надписью « Братишка» на простреленном борту». Маршал с нынешним подполковником никогда не виделись, но герой песни не исключает, что такая встреча когда-нибудь состоится.

Над пропастью в огне

Впрочем, чтобы рассказать о таком человеке, как Сергей Палагин, одной песни, как и публикаций в разных газетах и журналах, все-таки мало. А сам он повествует о сотнях чьих-то спасенных жизней, о виртуозном « вождении» винтокрылой машины не очень охотно и, как мне показалось, несколько стесняясь внимания к собственной персоне (« Ну, столько всякого было... Разве все упомнишь?). Мол, и не герой он вовсе, а рядовой труженик неба. А документы, которые готовились в 2004-м для представления его к высокому званию, помнят многое. Я был просто потрясен: что ни день, то подвиг! Реальные дела, абсолютно все сопряженные с риском для собственного существования, зачастую десятки (!) боевых вылетов в сутки. В общем, « столько всякого было», что ни на одного, а сразу на целый взвод Героев хватит.

Вот хотя бы такая история. 19 декабря 1999 года в районе населенного пункта Каталы Шаройского района разведгруппу спецназовцев окружили боевики. Наши бойцы, по сути, попали в настоящий капкан. Майору Палагину было приказано эвакуировать разведчиков под прикрытием боевых вертолетов. Он вышел в заданный квадрат, начал совершать посадочный маневр. Это казалось практически невозможным. Во-первых, противник вел очень плотный огонь, а во-вторых, площадки для приземления не существовало. Точка, куда нужно было сесть, представляла собой... скалистый гребень с почти километровым обрывом с обеих сторон.

И, вы думаете, Палагина это остановило? Как бы не так! Майор « прискалился» только на левое колесо, удерживая вертушку над пропастью. В течение 17 минут (!), пока разведчики, отстреливаясь, поднимались на борт, машина балансировала над обрывом. Экипажи других вертолетов прикрывали эвакуацию наших ребят огнем. А затем командир воздушного судна вновь проявил чудеса изобретательности и необычайной смелости. Он « бросил» перегруженную машину в пропасть и благополучно вывел ее по дну ущелья на малой высоте, доставив 19 спецназовцев в расположение части.

Санрейс

Или еще случай спустя всего четыре дня. Тогда федеральные войска блокировали населенный пункт Каталы, где закрепились бандиты. А на фланге находилось высокогорное селение Кенхи, в котором, по разведданным, готовились к обороне полторы сотни вооруженных мужчин, попавших под влияние ваххабитов. Но жизнь есть жизнь, и как раз в этот момент дочери одного из старейшин приспичило рожать. У молодой женщины было слабое здоровье, и без квалифицированной медицинской помощи она могла погибнуть вместе с еще не родившимся ребенком. Старейшины обратились за помощью к федеральным силам, но выставили условие: вертолет должен прийти без прикрытия боевых машин. Риск был огромен. А вдруг сочувствующие ваххабитам не смогут удержаться от соблазна уничтожить или захватить вертушку?

И все же экипажу Палагина была поставлена задача совершить санитарный рейс. « Братишка» прошел через ущелье, контролируемое боевиками, и умудрился сесть в горной теснине на берегу речки. Пока роженица и сопровождавшие ее родственники размещались в машине, вертолетчики ожидали огневого удара или нападения в любую минуту. К счастью, обошлось. Будущую мать доставили в районную больницу, где она в тот же день родила мальчика. Может быть, именно этот случай перетянул на сторону России еще вчера собиравшихся воевать с федеральной армией мужчин? Кстати, до сих пор в селении Кенхи помнят русских летчиков, спасших чеченскую женщину.

Генный уровень

На свет Сергей появился в Саратове, а потом вместе с родителями переехал в Ашхабад, столицу тогдашней Туркменской ССР. Жили в нескольких километрах от гражданского аэродрома, поэтому для пятилетнего Палагина, как и для его друзей, соседских пацанов, не было лучшего времяпрепровождения, чем встречать и провожать самолеты, досконально изучать все авиасвалки, где можно было разжиться какими-нибудь мелкими деталями воздушных судов. В 1981-м состоялся еще один переезд, но в пределах Туркмении – в Безмеин. А там базировался авиационный гарнизон. Так что небом и крылатыми машинами Сергей серьезно « заболел» еще в детстве. Он перечитал все книжки о знаменитых советских летчиках, а с одной из своих героинь Мариной Поповой, служившей во время Великой Отечественной войны в авиационном полку легендарной Валентины Гризодубовой, даже лично встречался в Москве. Когда уже сам стал Героем.

В 1982 году Сергей, как говорится, надел солдатские сапоги, став учащимся Республиканской специальной школы-интерната в Ашхабаде, где занимались углубленным общевойсковым обучением. Наряду с обычными учителями здесь были и командиры взводов – сержанты. Позже восемь из них ушли воевать в Афганистан, живыми вернулись только трое, и то с ранениями. Практически все выпускники школы, как правило, поступали в военные вузы, а те, кто не сумел, отправлялись в Афган. Сергей стал курсантом Саратовского высшего военного училища летчиков, после окончания которого в 1990-м служил в авиационных вертолетных частях Группы советских войск в Германии. Оттуда в 1993 году был направлен в 487-й вертолетный полк, дислоцировавшийся в Буденновске. Палагин уверен: ему повезло на учителей « по жизни», ведь, например, в том же Ашхабаде или Саратове примерами для подражания являлись профессиональные военные, прошедшие Афганскую войну.

– Я понял очень важную вещь, – говорит Сергей Вячеславович. – Нельзя приказать человеку совершить подвиг. Готовность к нему, скорее всего, проявляется где-то на генном уровне. Если внимательно проанализировать российскую историю, то можно увидеть, что наш народ всех завоевателей через себя пропустил, переломал и выкинул. И нередко победы являлись следствием такого разгрома, что целые цивилизации просто превращались в пыль. А Россия как стояла, так и стоит! И в немалой степени именно за счет таких вот пацанов, как тот же Антоха Гловский, которые балагурят, хохмят, дурачатся, но в годину опасности не раздумывая становятся на защиту Родины.

Годы службы Звание Часть

487-й отдельный вертолётный полк 4-й армии ВВС и ПВО Северо-Кавказского военного округа

Должность

командир вертолётной эскадрильи

Сражения/войны Награды и премии

Региональные награды:

Общественные награды:

Конфессиональные награды:

Серге́й Вячесла́вович Пала́гин (род. 26 марта 1968 года , Саратов , СССР) - российский военный лётчик , подполковник , участник боевых действий в ходе осетино-ингушского конфликта (октябрь - ноябрь 1992 года), Первой и Второй чеченских войн, антитеррористической операции в Дагестане (август - сентябрь 1999 года) и вооружённого конфликта в Южной Осетии (2008). Герой Российской Федерации ().

Биография

Военная служба

Принимал участие в боевых действиях в ряде «горячих точек» на территории бывшего СССР , в том числе в ликвидации осетино-ингушского конфликта в 1993 году . Участник Первой чеченской войны , в боевых действиях в Дагестане в августе - сентябре 1999 года , совершил несколько командировок для участия в боевых действиях в период Второй чеченских войны . К 2004 году совершил 2 512 боевых вылетов.

Вскоре ему было присвоено воинское звание «подполковник ». В 2004 году зачислен слушателем заочного обучения в ВВА имени Ю. А. Гагарина, которую закончил в 2007г с золотой медалью.

После службы

С 2014 года подполковник С. В. Палагин - в запасе. Живёт в городе Краснодаре . Состоит в Кубанском ВКО на должности помощника атамана Екатеринодарского РКО , войсковой старшина .

Является заместителем председателя Краснодарской краевой Ассоциации Героев. Ведёт большую общественную работу среди ветеранов Кубани. Активно участвует в общественно-политической жизни. Много сил и энергии отдаёт патриотическому воспитанию молодежи, защите интересов ветеранских организаций.

Награды

  • Герой Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 года, медаль «Золотая Звезда» № 818);
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени «с мечами»;
  • три ордена Мужества (1996, 2000 и 2002);
  • медали, в том числе:
    • медалями «За воинскую доблесть» (Минобороны) I (2002) и II (2001) степеней;
    • медаль «За отличие в военной службе» I, II и III степени;
  • Знак «За службу на Кавказе» от ФПС России .
  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени.
  • Медаль «За заслуги перед Ставропольским краем» ;
  • другие награды, в том числе общественные.

Напишите отзыв о статье "Палагин, Сергей Вячеславович"

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Палагин, Сергей Вячеславович

Какой то человек встал и подошел посмотреть, о чем один смеется этот странный большой человек. Пьер перестал смеяться, встал, отошел подальше от любопытного и оглянулся вокруг себя.
Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледнели. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! – думал Пьер. – И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам.

В первых числах октября к Кутузову приезжал еще парламентер с письмом от Наполеона и предложением мира, обманчиво означенным из Москвы, тогда как Наполеон уже был недалеко впереди Кутузова, на старой Калужской дороге. Кутузов отвечал на это письмо так же, как на первое, присланное с Лористоном: он сказал, что о мире речи быть не может.
Вскоре после этого из партизанского отряда Дорохова, ходившего налево от Тарутина, получено донесение о том, что в Фоминском показались войска, что войска эти состоят из дивизии Брусье и что дивизия эта, отделенная от других войск, легко может быть истреблена. Солдаты и офицеры опять требовали деятельности. Штабные генералы, возбужденные воспоминанием о легкости победы под Тарутиным, настаивали у Кутузова об исполнении предложения Дорохова. Кутузов не считал нужным никакого наступления. Вышло среднее, то, что должно было совершиться; послан был в Фоминское небольшой отряд, который должен был атаковать Брусье.
По странной случайности это назначение – самое трудное и самое важное, как оказалось впоследствии, – получил Дохтуров; тот самый скромный, маленький Дохтуров, которого никто не описывал нам составляющим планы сражений, летающим перед полками, кидающим кресты на батареи, и т. п., которого считали и называли нерешительным и непроницательным, но тот самый Дохтуров, которого во время всех войн русских с французами, с Аустерлица и до тринадцатого года, мы находим начальствующим везде, где только положение трудно. В Аустерлице он остается последним у плотины Аугеста, собирая полки, спасая, что можно, когда все бежит и гибнет и ни одного генерала нет в ариергарде. Он, больной в лихорадке, идет в Смоленск с двадцатью тысячами защищать город против всей наполеоновской армии. В Смоленске, едва задремал он на Молоховских воротах, в пароксизме лихорадки, его будит канонада по Смоленску, и Смоленск держится целый день. В Бородинский день, когда убит Багратион и войска нашего левого фланга перебиты в пропорции 9 к 1 и вся сила французской артиллерии направлена туда, – посылается никто другой, а именно нерешительный и непроницательный Дохтуров, и Кутузов торопится поправить свою ошибку, когда он послал было туда другого. И маленький, тихенький Дохтуров едет туда, и Бородино – лучшая слава русского войска. И много героев описано нам в стихах и прозе, но о Дохтурове почти ни слова.
Опять Дохтурова посылают туда в Фоминское и оттуда в Малый Ярославец, в то место, где было последнее сражение с французами, и в то место, с которого, очевидно, уже начинается погибель французов, и опять много гениев и героев описывают нам в этот период кампании, но о Дохтурове ни слова, или очень мало, или сомнительно. Это то умолчание о Дохтурове очевиднее всего доказывает его достоинства.
Естественно, что для человека, не понимающего хода машины, при виде ее действия кажется, что важнейшая часть этой машины есть та щепка, которая случайно попала в нее и, мешая ее ходу, треплется в ней. Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что не эта портящая и мешающая делу щепка, а та маленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из существеннейших частей машины.
10 го октября, в тот самый день, как Дохтуров прошел половину дороги до Фоминского и остановился в деревне Аристове, приготавливаясь в точности исполнить отданное приказание, все французское войско, в своем судорожном движении дойдя до позиции Мюрата, как казалось, для того, чтобы дать сражение, вдруг без причины повернуло влево на новую Калужскую дорогу и стало входить в Фоминское, в котором прежде стоял один Брусье. У Дохтурова под командою в это время были, кроме Дорохова, два небольших отряда Фигнера и Сеславина.
Вечером 11 го октября Сеславин приехал в Аристово к начальству с пойманным пленным французским гвардейцем. Пленный говорил, что войска, вошедшие нынче в Фоминское, составляли авангард всей большой армии, что Наполеон был тут же, что армия вся уже пятый день вышла из Москвы. В тот же вечер дворовый человек, пришедший из Боровска, рассказал, как он видел вступление огромного войска в город. Казаки из отряда Дорохова доносили, что они видели французскую гвардию, шедшую по дороге к Боровску. Из всех этих известий стало очевидно, что там, где думали найти одну дивизию, теперь была вся армия французов, шедшая из Москвы по неожиданному направлению – по старой Калужской дороге. Дохтуров ничего не хотел предпринимать, так как ему не ясно было теперь, в чем состоит его обязанность. Ему велено было атаковать Фоминское. Но в Фоминском прежде был один Брусье, теперь была вся французская армия. Ермолов хотел поступить по своему усмотрению, но Дохтуров настаивал на том, что ему нужно иметь приказание от светлейшего. Решено было послать донесение в штаб.
Для этого избран толковый офицер, Болховитинов, который, кроме письменного донесения, должен был на словах рассказать все дело. В двенадцатом часу ночи Болховитинов, получив конверт и словесное приказание, поскакал, сопутствуемый казаком, с запасными лошадьми в главный штаб.

Ночь была темная, теплая, осенняя. Шел дождик уже четвертый день. Два раза переменив лошадей и в полтора часа проскакав тридцать верст по грязной вязкой дороге, Болховитинов во втором часу ночи был в Леташевке. Слезши у избы, на плетневом заборе которой была вывеска: «Главный штаб», и бросив лошадь, он вошел в темные сени.
– Дежурного генерала скорее! Очень важное! – проговорил он кому то, поднимавшемуся и сопевшему в темноте сеней.
– С вечера нездоровы очень были, третью ночь не спят, – заступнически прошептал денщицкий голос. – Уж вы капитана разбудите сначала.
– Очень важное, от генерала Дохтурова, – сказал Болховитинов, входя в ощупанную им растворенную дверь. Денщик прошел вперед его и стал будить кого то:
– Ваше благородие, ваше благородие – кульер.
– Что, что? от кого? – проговорил чей то сонный голос.
– От Дохтурова и от Алексея Петровича. Наполеон в Фоминском, – сказал Болховитинов, не видя в темноте того, кто спрашивал его, но по звуку голоса предполагая, что это был не Коновницын.
Разбуженный человек зевал и тянулся.
– Будить то мне его не хочется, – сказал он, ощупывая что то. – Больнёшенек! Может, так, слухи.
– Вот донесение, – сказал Болховитинов, – велено сейчас же передать дежурному генералу.
– Постойте, огня зажгу. Куда ты, проклятый, всегда засунешь? – обращаясь к денщику, сказал тянувшийся человек. Это был Щербинин, адъютант Коновницына. – Нашел, нашел, – прибавил он.
Денщик рубил огонь, Щербинин ощупывал подсвечник.
– Ах, мерзкие, – с отвращением сказал он.
При свете искр Болховитинов увидел молодое лицо Щербинина со свечой и в переднем углу еще спящего человека. Это был Коновницын.
Когда сначала синим и потом красным пламенем загорелись серники о трут, Щербинин зажег сальную свечку, с подсвечника которой побежали обгладывавшие ее прусаки, и осмотрел вестника. Болховитинов был весь в грязи и, рукавом обтираясь, размазывал себе лицо.
– Да кто доносит? – сказал Щербинин, взяв конверт.
– Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
– Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.
– Ну, что такое? От кого? – неторопливо, но тотчас же спросил он, мигая от света. Слушая донесение офицера, Коновницын распечатал и прочел. Едва прочтя, он опустил ноги в шерстяных чулках на земляной пол и стал обуваться. Потом снял колпак и, причесав виски, надел фуражку.
– Ты скоро доехал? Пойдем к светлейшему.
Коновницын тотчас понял, что привезенное известие имело большую важность и что нельзя медлить. Хорошо ли, дурно ли это было, он не думал и не спрашивал себя. Его это не интересовало. На все дело войны он смотрел не умом, не рассуждением, а чем то другим. В душе его было глубокое, невысказанное убеждение, что все будет хорошо; но что этому верить не надо, и тем более не надо говорить этого, а надо делать только свое дело. И это свое дело он делал, отдавая ему все свои силы.

Семье Палагиных часто приходилось менять место жительства в связи со сменой мест работы отца-нефтяника. Вскоре после его рождения семья переехала в Ашхабад . С 1975 года по 1981 год Сергей учился в средней школе № 21 Ашхабада , с 1981 года - в средней школе города Безмеина Ашхабадской области . После окончания школы поступил в Республиканскую средне-специальную школу-интернат с общевойсковым уклоном, которую окончил в 1985 году .

Военная служба

Принимал участие в боевых действиях в ряде «горячих точек» на территории бывшего СССР , в том числе в ликвидации осетино-ингушского конфликта в 1993 году . Участник Первой чеченской войны , в боевых действиях в Дагестане в августе - сентябре 1999 года , совершил несколько командировок для участия в боевых действиях в период Второй чеченских войны . К 2004 году совершил 2 512 боевых вылетов.

В июне 2002 года в районе села Шали превосходящие силы боевиков оттеснили группу разведчиков из 16 бойцов на минное поле, трое из них от подрывов получили тяжелые ранения. Когда командир вертолётной эскадрильи Сергей Палагин под вражеским обстрелом прибыл на место боя, он обнаружил, что группа находится в лесной местности. Командир принял решение снижаться, ломая ветви деревьев фюзеляжем вертолета. Боевая машина 17 минут «висела» над пропастью. Все разведчики были приняты на борт и эвакуированы.

Летом 2002 года участвовал в спасении людей в период катастрофического наводнения в регионах Северного Кавказа . Неоднократно представлялся к званию Героя Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе майору Палагину было присвоено звание