Мода сегодня

Зенитный ракетный комплекс Albatros-Aspide. Зенитная управляемая ракета малой дальности аспид Ракетный комплекс альбатрос

Зенитный ракетный комплекс Albatros-Aspide. Зенитная управляемая ракета малой дальности аспид Ракетный комплекс альбатрос

У разработанного реутовским НПО машиностроения гиперзвукового оружия под индексом 4202, на которое этим летом обратили внимание отечественные СМИ, есть серьезный конкурент, продвигаемый Московским институтом теплотехники. Борьба между двумя проектами идет по крайней мере с середины 80-х и порой становилась достаточно острой.

Известна фраза, прозвучавшая на одном из совещаний, посвященных разработке новых боевых блоков. Про конкурентов в запале было сказано: «Пусть они свою хрень хотя бы до Куры добросят сначала!». К сожалению, нам не удалось найти достоверного подтверждения того, что факт имел место. «Военно-промышленный курьер» восстановил историю двух конкурирующих проектов и разобрался в причинах их появления.

“ Гиперзвуковой летательный аппарат выходит непосредственно на цель с любого направления и в большом диапазоне высот ”

Если обратиться к указанным на неофициальном интернет-сайте КИК СССР данным о пусках различных изделий по дальневосточному полигону Кура, а также официальной информации, представленной российским военным ведомством, с 1992 по 2004-й ежегодно производился один пуск ракет УР-100Н УТТХ (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления – 15А35).

В 2001 и 2004 годах пусков было два и, как известно, именно в 2004-м прошло успешное испытание аэробаллистического гиперзвукового боевого оснащения проекта 4202. Можно предположить, что и в 2001-м АГБО также испытывалось. Правда, неизвестно, насколько удачно.

Согласно позже удаленной с сайта харьковского «Хартрона» новости в 2001 году прошел пуск изделия НПО машиностроения, на котором установлено выпущенное украинским предприятием некое бортовое оборудование.

Если попытаться выстроить хронологию событий с момента закрытия «Альбатроса» и до первых испытаний АГБО в 2001–2004 годах, то можно предположить, что оставив идеологию старых УББ (выполнение сложных маневров, коррекция на конечном участке траектории), НПО машиностроения, возможно, при помощи харьковского «Хартрона» все же смогло решить проблемы с системой управления и прицеливания. Реутовским конструкторам удалось разобраться и с ракетой-носителем, которой в новом проекте стала УР-100НУТТХ. Не исключено, что «изделие 4202» изначально создавалось с перспективой перейти на более современную тяжелую межконтинентальную ракету на жидком топливе «Сармат», разрабатываемую в настоящее время в ГРКЦ имени Макеева (правда, руководство центра отрицает свое участие в этом проекте).

Важно отметить, что российский ГЗЛА имеет несомненное преимущество перед своими ближайшими конкурентами, в частности американскими гиперзвуковыми летательными аппаратами HTV и AHW, разрабатываемыми по проекту Falcon, которые, по данным отраслевых иностранных СМИ, выполняют полет с гиперзвуковой скоростью только по прямой. А отечественное АГБО способно на достаточно сложные маневры, не только позволяющие уклониться от средств ПРО противника, но и обеспечивающие высокую точность попадания и поражение цели практически с любого направления.

Окончание следует.

"Albatros-Aspide" - всепогодный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) ближнего радиуса действия, предназначенный для обороны надводных кораблей от низколетящих маневрирующих противокорабельных ракет, самолетов и вертолетов. Состоит на вооружении ВМС Италии, Аргентины, Бразилии, Малайзии и ряда других стран.

Немаловажным преимуществом комплекса является способность функционировать в сложной помеховой обстановке, в условиях интенсивного применения противником средств РЭБ.

Производится фирмами "Alenia-OTO Sistemi Missilistici" и "Alenia Elsag Sistemi Navali" - обе подразделения "Alenia Marconi Systems" (Италия).

В состав комплекса входит многоцелевая твердотопливная ракета "Aspide" различных модификаций, которая используется также в ЗРК "Spada" .

Состав

Ракета "Aspide", входящая в состав комплекса "Albatros", создана на базе планера и комплектующих ракеты RIM-7H "Sea Sparrow". В отличии от прототипа "Aspide" имеет новую радиолокационную полуактивную инверсионную моноимпульсную ГСН X(I)-диапазона (3.75 - 3 cm) и отличается улучшенными характеристиками работы в условиях помех. При наведении на цель используется метод пропорциональной навигации. Боевая часть осколочно-фугасного типа оснащена модернизированным допплеровским радиовзрывателем, исключающим ложное срабатывание от морской поверхности.

Морская версия ракеты "Aspide" имеет несколько меньший размах крыльев по сравнению с базовым вариантоми более мощный твердотопливный двигатель (производства SNIA-BPD SpA).

ЗРК "Albatros" может быть, в принципе, интегрирован в любую существующую систему управления огнем, включая "Alenia Difesa - Naval Systems Division" (подобные "NA-21" и "NA-30" "Dardo E"), Signaal (Mk.2 Mod.9) и другие системы производства "Marconi", "Ceisus Tech" и "Thomson". В каждой из этих конфигураций "Albatros" может использоваться одиночно или парой (в последнем случае требуются два передатчика подсветки цели).

Базовый вариант состоит из cистемы управления, аппаратуры стыковки с корабельной системой управления огнем, пусковой установки,обеспечивающей хранение, контроль и перезарядку боекомплекта.

Пусковые установки ЗРК "Albatros" могут быть двух типов:

    облегченные ПУ на 4 контейнера (см. фото - устанавливались на некоторые корветы, построенные на экспорт)

    тяжелые стандартные ПУ на 8 контейнеров (обеспечивают хранение, запуск и одновременную перезарядку 4-х ракет, вес - 7тонн, углы установки 5°- 65°)

ЗРК " Albatros" входит в состав вооружения кораблей ВМС Италии в следующей комплектации:

    Авианосец "Garibaldi" - две ПУ по 8 контейнеров и боезапасом в 48 ракеты, тремя системами управления "NA-30 Dardo-E"

    Многоцелевые эсминцы типа "Durand de la Penne" - одна ПУ 8 контейнеров с автоматической перезарядкой 16 ракет, и четыре "NA-30 Dardo-E" для управления ЗУР, артиллерией

    Многоцелевые эсминцы типа "Audace" - одна ПУ - 8 контейнеров и общим боезапасом в 16 ракет:

    Многоцелевые фрегаты типа "Maestrale" - одна ПУ - 8 контейнеров и общим боезапасом в 24 ракеты:

    Патрульный фрегат типа "Soldat" - одна ПУ - 8 контейнеров две СУО "NA-21"

    Корвет типа "Minerva" - одна ПУ - 8 контейнеров и СУО "NA-30 Dardo-E".

Система управления огнем NA-30S (Dardo-E) включает современный модульный радар и оптоэлектронную систему управления огнем, предназначенную для управления зенитными ракетами и артсистемами корабля в сложной помеховой обстановке. NA-30S способна в автоматическом режиме управлять ЗРК "Albatros" и тремя зенитными артиллерийскими установками (например, OTOBreda 76мм "Super Rapid") и координировать их действие против воздушных целей.

В состав NA-30S входят:

    универсальная система отображения информации (два растровых цветных монитора с высоким разрешением), объединенная с боевой системой управления "IPN-S"" C2.

    мощный компьютерный комплекс;

    оптический, телевизионный, инфракрасный и лазерный каналы наблюдения и управления.

В качестве РЛС обнаружения, сопровождения и подсветки цели используется когерентно-моноимпульсная РЛС "Alenia Orion" RTN-30X с закодированной формой волны. Увеличенный диапазон поиска и точность слежения в сложной помеховой обстановке обеспечиваются высокой мощностью излучения, микропроцессорным управлением и использованием ряда передовых технологий радиолокации. РЛС подсветки цели работает в импульсном режиме.

Встроенные в антенный пост РЛС RTN-30X телевизионно-оптические средства обнаружения целей повышают помехозащищенность комплекса и могут использоваться в качестве альтернативного канала управления.

Все итальянские корабли, оснащенные ЗРК "Albatros", оборудованы универсальной РЛС AESN RAN-10S (SPS-774), разработанной фирмой "Alenia Marconi Systems", которая используется для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой. Это мощная станция "E"-"F" диапазона, с дальностью действия около 150 км, допускающая установку на кораблях среднего водоизмещения типа эсминцев, фрегатов и корветов.

Ее главные особенности:

    широкий сектор обзора;

    увеличенная мощность излучения и высокая разрешающая способность;

    использование закодированной формы волны, которая, в совокупности с цифровой обработкой сигнала, обеспечивает функционирование системы в условиях помех и радиоэлектронного противодействия противника;

    способность работать в широком диапазоне частот, в зависимости от помеховой обстановки.

Вращающаяся стабилизированная антенна РЛС совмещена с антенной системы опознавания "свой-чужой", которая размещена на верхней части отражателя.

Российские работы в этой области ведутся довольно давно. Известно, что в Реутовском НПО машиностроения в самом конце 1980-х годов разрабатывался ракетный комплекс «Альбатрос», частью которого должен был стать планирующий крылатый боевой блок, способный выполнять маневр уклонения при преодолении ПРО. В данный момент то же самое НПО машиностроения работает по так называемой «теме 4202», которую можно осторожно (в силу скудости сведений, сопровождаемых обильным дезинформированием) охарактеризовать как разработку следующего поколения управляемых боевых блоков. Изделие планируют устанавливать на новые тяжелые ракеты «Сармат».

Разрабатываемый объект носит наименование «аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение» (АГБО), его испытания ведутся с 2011 года с использованием переоборудованных ракет УР-100Н УТТХ, запускаемых из позиционного района Домбаровский (Оренбургская область). Первые старты, возможно, проводились с Байконура. Точных данных о количестве испытаний нет, но как минимум в 2015-2016 годах их состоялось три.
Последним в эту гонку включился Китай. В течение 2014-2016 годов американская разведка зафиксировала семь испытательных пусков в рамках разработки управляемого боевого блока (сперва обозначался как WU-14, далее как DF-ZF).

AHW - это более простой ГЗЛА, который в Пентагоне склонны квалифицировать как планирующую гиперзвуковую бомбу. AHW испытывался дважды: в 2011-м и 2014-м. В первый раз аппарат успешно прошел 3700 километров на скоростях до 8 Махов и на высоте до 100 километров. Во второй раз прототип развалился на четвертой секунде после отделения от ракеты-носителя.
Российские работы в этой области ведутся довольно давно. Известно, что в Реутовском НПО машиностроения в самом конце 1980-х годов разрабатывался ракетный комплекс «Альбатрос», частью которого должен был стать планирующий крылатый боевой блок, способный выполнять маневр уклонения при преодолении ПРО.

В данный момент то же самое НПО машиностроения работает по так называемой «теме 4202», которую можно осторожно (в силу скудости сведений, сопровождаемых обильным дезинформированием) охарактеризовать как разработку следующего поколения управляемых боевых блоков. Изделие планируют устанавливать на новые тяжелые ракеты «Сармат».
Разрабатываемый объект носит наименование «аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение» (АГБО), его испытания ведутся с 2011 года с использованием переоборудованных ракет УР-100Н УТТХ, запускаемых из позиционного района Домбаровский (Оренбургская область). Первые старты, возможно, проводились с Байконура. Точных данных о количестве испытаний нет, но как минимум в 2015-2016 годах их состоялось три.

Последним в эту гонку включился Китай. В течение 2014-2016 годов американская разведка зафиксировала семь испытательных пусков в рамках разработки управляемого боевого блока (сперва обозначался как WU-14, далее как DF-ZF).
Особенность устройства в том, что, по предположению американских аналитиков, он может устанавливаться не только на межконтинентальные ракеты, но и на ракеты средней дальности. В сочетании с повышением точности за счет маневрирования это позволяет использовать их как боевую часть «национального китайского оружия» - противокорабельных баллистических ракет, предназначенных для атаки авианосных ударных соединений ВМС США.

Такие же, но быстрее

Идея увеличить маршевую скорость крылатых ракет - естественная линия развития этих систем оружия, подразумевающая, в том числе, и преодоление систем ПВО/ПРО. Как только гипотетическая скорость образцов шагнула за 5 Махов, сразу возникло новое боевое средство, также вписанное в концепцию «мгновенного глобального удара» (в том числе и неядерными средствами).
В США ведется разработка прототипа X-51 Waverider. Это крылатая ракета воздушного базирования длиной 7,6 метра со скоростью «более 5 Махов» (по оценкам до 6-7) и дальностью до 740 километров. В 2010-2013 годах были проведены четыре испытания X-51, из которых только последнее оказалось полностью успешным (первое считается частично успешным, второе и третье провалились).

Сейчас в проекте наметилась пауза, научно-технический задел по X-51 планируется использовать в разработке HSSW (High Speed Strike Weapon - «высокоскоростного ударного оружия»). Это следующий проект гиперзвуковой крылатой ракеты со скоростью до 6 Махов и дальностью 900-1100 километров, умещающейся во внутреннем отсеке бомбардировщика B-2 или на подвеске истребителя F-35. Ориентировочный выход на готовый образец - начало 2020-х годов.

X-51 Waverider на подвеске под крылом B-52 Фото: U.S. Air Force / Chad Bellay / Wikipedia
Российская разработка гиперзвуковой крылатой ракеты находится в не до конца ясном состоянии. С одной стороны, утверждения о создании такого оружия продолжаются, правда сроки ввода отнесены на середину 2020-х. В частности, в открытых источниках появляются патенты, непосредственно связанные с этой темой (соотношение содержания этих патентов с задачами по защите гостайны мы оценивать не беремся).

С другой стороны, проект ракеты «Циркон-С», первые сообщения о котором появились около 2011 года (сама разработка явно начата раньше), по ряду сведений столкнулся с трудностями технического характера, хотя и продолжается. По действующим планам эти ракеты должны быть переданы на вооружение флота уже к концу 2010-х годов, в рамках модернизации тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144. Ракетный комплекс заявляется как межвидовой, что, вероятно, подразумевает морское и воздушное базирование. Испытания прототипов ведутся как минимум с 2012 года.Есть отдельные сообщения о разработке гиперзвуковой крылатой ракеты и в КНР, однако подробности на этот счет крайне скудны.

Основные проблемы создания ГЗЛА

Разработка ГЗЛА в военных целях ведется уже давно. Первые космопланы (которые мы договорились не рассматривать, но упомянуть можем) начали проектировать еще в конце 1950-х - скажем, американский X-20 Dyna Soar. Их наследники работают и сейчас - тот же американский X-37, уже неоднократно летавший на орбиту (по оценкам генконструктора концерна «Алмаз-Антей» Павла Созинова, аппарат может нести до трех ядерных боевых блоков).
Второй подход к снаряду состоялся уже в 1980-е, здесь определенный задел создал Советский Союз. В первую очередь надо упомянуть НИР «Холод» и «Холод-2», а также аппарат «Игла». По этим направлениям создавались летающие лаборатории для отработки гиперзвуковой тематики. Параллельно разрабатывалась стратегическая гиперзвуковая ракета «Метеорит» и ракета Х-90, известная как ГЭЛА.

Тем не менее практические результаты были сравнительно невелики (в отличие от «научно-технического задела»), и уже при третьей итерации гиперзвуковой гонки (в 2000-е) участники столкнулись все с теми же проблемами, которые придется решать на серийной технике.
Основной проблемой гиперзвуковых скоростей является нагрузка на конструкционные материалы. Создание ГЗЛА требует разработки целого комплекса решений, включающих применение жаропрочных материалов (сплавов и керамик). Важная часть этой задачи - поиск новых материалов для прямоточных двигателей.
ГЗЛА движется в плазменном облаке, что, помимо агрессивной среды для конструкционных материалов, создает сложности с аппаратурой управления и, в частности, с реализацией самонаведения (если это потребуется).
Помимо этих есть и второстепенные трудности, связанные, например, с тем, что прямоточные маршевые двигатели гиперзвуковых крылатых ракет плохо подходят для работы на меньших скоростях и высотах.

Отмеченные в начале 2010-х годов заминки в проектировании и испытаниях гиперзвуковых крылатых ракет как в США, так и в России показывают, что эти проблемы пока далеки от преодоления. При этом темпы разработки гиперзвукового боевого оснащения ракет оцениваются как более высокие, из чего можно сделать аккуратный вывод о том, что первым серийным гиперзвуковым оружием станут все-таки маневрирующие боевые блоки.
Константин Богданов

У разработанного реутовским НПО машиностроения гиперзвукового оружия под индексом 4202, на которое этим летом обратили внимание отечественные СМИ, есть серьезный конкурент, продвигаемый Московским институтом теплотехники. Борьба между двумя проектами идет по крайней мере с середины 80-х и порой становилась достаточно острой.

Известна фраза, прозвучавшая на одном из совещаний, посвященных разработке новых боевых блоков. Про конкурентов в запале было сказано: «Пусть они свою хрень хотя бы до Куры добросят сначала!». К сожалению, нам не удалось найти достоверного подтверждения того, что факт имел место. «Военно-промышленный курьер» восстановил историю двух конкурирующих проектов и разобрался в причинах их появления.

“ Гиперзвуковой летательный аппарат выходит непосредственно на цель с любого направления и в большом диапазоне высот ”

Если обратиться к указанным на неофициальном интернет-сайте КИК СССР данным о пусках различных изделий по дальневосточному полигону Кура, а также официальной информации, представленной российским военным ведомством, с 1992 по 2004-й ежегодно производился один пуск ракет УР-100Н УТТХ (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления - 15А35).

В 2001 и 2004 годах пусков было два и, как известно, именно в 2004-м прошло успешное испытание аэробаллистического гиперзвукового боевого оснащения проекта 4202. Можно предположить, что и в 2001-м АГБО также испытывалось. Правда, неизвестно, насколько удачно.

Согласно позже удаленной с сайта харьковского «Хартрона» новости в 2001 году прошел пуск изделия НПО машиностроения, на котором установлено выпущенное украинским предприятием некое бортовое оборудование.

Если попытаться выстроить хронологию событий с момента закрытия «Альбатроса» и до первых испытаний АГБО в 2001-2004 годах, то можно предположить, что оставив идеологию старых УББ (выполнение сложных маневров, коррекция на конечном участке траектории), НПО машиностроения, возможно, при помощи харьковского «Хартрона» все же смогло решить проблемы с системой управления и прицеливания. Реутовским конструкторам удалось разобраться и с ракетой-носителем, которой в новом проекте стала УР-100НУТТХ. Не исключено, что «изделие 4202» изначально создавалось с перспективой перейти на более современную тяжелую межконтинентальную ракету на жидком топливе «Сармат», разрабатываемую в настоящее время в ГРКЦ имени Макеева (правда, руководство центра отрицает свое участие в этом проекте).

Важно отметить, что российский ГЗЛА имеет несомненное преимущество перед своими ближайшими конкурентами, в частности американскими гиперзвуковыми летательными аппаратами HTV и AHW, разрабатываемыми по проекту Falcon, которые, по данным отраслевых иностранных СМИ, выполняют полет с гиперзвуковой скоростью только по прямой. А отечественное АГБО способно на достаточно сложные маневры, не только позволяющие уклониться от средств ПРО противника, но и обеспечивающие высокую точность попадания и поражение цели практически с любого направления.

Окончание следует

Алексей Рамм, Дмитрий Корнев