Разные разности

Как выжить ребенку в современной школе? Как выжить в школе: советы школьникам и их родителям

Как выжить ребенку в современной школе? Как выжить в школе: советы школьникам и их родителям

Начните заниматься спортом. Физические упражнения - отличное хобби, которое поможет улучшить настроение и вернет чувство собственного достоинства, а также положительно повлияет на ваше самочувствие. Если вы не хотите вступать в спортивную команду, попробуйте просто заняться бегом, катанием на велосипеде или плаванием. К тому же, можно купить абонемент в спортзал и заниматься силовыми упражнениями или заниматься на кардио-тренажерах.

  • Если вы хотите заниматься с приятелем, пригласите кого-нибудь из родных поиграть с вами в теннис или футбол. Можно просто взять собаку и отправиться на прогулку.
  • Присоединение к спортивной команде, возможно, покажется вам пугающим делом. Но это может быть отличной возможностью познакомиться с новыми людьми.
  • Исследуйте свой город. Необязательно собирать целую компанию друзей, чтобы просто выбраться из дома и получить удовольствие от прогулки. Если в вашем городе есть музей, в котором вы никогда не были, или вы невероятно сильно хотите куда-то сходить - вперед, устройте себе день отдыха! Можно выбрать день и сходить в кино, отправиться по магазинам или прогуляться по парку.

    • Если хотите, подумайте о том, чтобы на время сменить обстановку: сядьте на автобус или поезд и отправляйтесь на один день в другой город.
  • Научитесь чему-нибудь новому. Будьте постоянно заняты, начните учиться тому, что всегда хотели научиться делать. Подумайте о том, чтобы начать изучать иностранный язык, заняться кулинарией или записаться на какой-нибудь другой онлайн-курс по интересующей вас теме. Когда вы добьетесь успеха в этом деле, вы сразу же почувствуете себя лучше, и ваши навыки в будущем могут вам пригодиться.

    Как выжить в социальной среде

      Будьте вежливы и сосредоточены. Вам не обязательно заводить хороших друзей, но нужно оставаться в хороших отношениях со своими сверстниками и учителями. В повседневной жизни старайтесь вести себя хорошо и относитесь к окружающим так же, как хотите, чтобы они относились к вам.

      • Когда вы хорошо относитесь к другим людям, они ничего не будут иметь против вас, и в будущем вам будет легче найти друзей, если захотите.
    1. Вступите в клуб или группу по интересам. В средней школе и институте есть множество возможностей принять участие в разных интересных мероприятиях. Найдите информацию, какие программы предлагаются в вашей школе или институте. Вступление в клуб или группу по интересам может быть отличным способом оставаться на связи с другими людьми, не становясь при этом с ними близкими друзьями.

      • Например, можно было бы вступить в научный клуб, в группу по обсуждению книг или просто в спортивную команду.
      • К тому же, можно зарегистрироваться на разных сайтах и там найти людей, с которыми у вас есть общие интересы.
    2. Проводите время с домашним животным. Животные могут составить отличную компанию, особенно собаки. Некоторые даже считают, что из животных друзья лучше, чем из людей. Если у вас еще нет домашнего питомца, попросите родителей завести кого-нибудь.

      • Подумайте о том, чтобы взять щенка или котенка из приюта. Этим животным часто бывает сложно найти хороший дом, но они могут стать очень преданными питомцами и друзьями.
      • К тому же собака поможет начать общение с кем-то, когда вы с ней гуляете. Например, если кто-то сделал вашей собаке комплимент, это может быть отличной возможностью завязать разговор. Можно просто сказать: «О, спасибо! А у вас есть собака?»
      • Если у вас есть собака или кошка, можно также начать разговор с соседями или новыми знакомыми. Например, если вы знаете, что у кого-то из ваших знакомых есть питомец, можно сказать: «О, я тоже только что завел кошку/собаку. Я ее так люблю!» Затем можно показать фотографию своего питомца и поговорить с этим знакомым о его питомце.
    3. Устройтесь на работу или станьте волонтером . Найдите вакансии и разные сайты, на которых набирают добровольцев на интересующую вас должность. Работа и волонтерство - хорошие способы начать общение с другими людьми и постоянно его поддерживать.

      • Начните с малого. Даже простая работа в McDonald"s или Starbucks поможет накопить немного денег на будущее.
      • Станьте добровольцем по работе, которая вам нравится - это поможет вам почувствовать себя лучше, а полученный опыт даст преимущество, когда вы будете искать настоящую работу, а также когда вам нужно будет пройти практику в институте.
    4. Развивайте свои социальные навыки. Если вы не слишком часто проводите время с друзьями, вряд ли можно сказать, что у вас хорошо развиты навыки общения. Найдите возможность попрактиковаться в этом деле, познакомьтесь с разными людьми, научитесь поддерживать с ними разговор, пусть они почувствуют себя комфортно рядом с вами.

    Рассмотрим вопрос: «Как выжить в школе

    Есть три состояния конфликтной ситуации в школе:

    1. Ученик в конфликте с учителем
    2. Ученик в конфликте со старшеклассником

    Хуже когда ученик имеет характер, который кидает его во все три состояния. Тогда это очень серьезная личностная проблема, и надо ее срочно решать.

    А также есть две ситуации конфликтных состояний:

    1. Ученик новичок в школе
    2. Ученик давно в коллективе

    Давайте для начала разберемся почему появляются конфликты. В основном конфликты появляются там, где пересекаются интересы.

    И еще одно правило – то какой ты есть на самом деле, и то каким тебя видят окружающие – разные вещи. Люди относятся к тебе не потому какой ты есть, а потому какими они тебя видят . То есть, важнейшую роль в отношениях имеет впечатление, которое ты производишь. Об этом более подробно будет в других статьях, но теперь мы сконцентрируемся на наших конкретных примерах.

    А теперь по порядку:

    Конфликт с учителем

    То, что написано ниже, может быть неинтересно, но полезно.

    В чем выражается твое недовольство по отношению к учителю:

    • Относится к тебе с предубеждением
    • Он занижает тебе оценки
    • У тебя с ним недопонимания

    Относится с предубеждением.

    Учитель такой же человек, как и другие, и вероятно может иметь свои слабости. Конечно, как педагог, он не должен делить учеников по каким-либо признакам. Будь это национальные различия, религиозные, или социальные.

    Тут нужна помощь родителей, которые после каждой такой ситуации, должны поговорить с ним, и понять в чем действительно причина. Может тебе только кажется, что он к тебе придирается. Родители разберутся. Они знают как решать вопросы как лично, так и выше по иерархии.

    Что делать? Попроси родителей решить этот вопрос.

    Ты не входишь в число его любимчиков

    В данном случае, получается, что ты завидуешь тем, кто у него в любимчиках. А как ты относишься к самим любимчикам? Хотел бы, чтобы и к тебе так относились?

    Я не хочу защищать учителей, но хочу помочь тебе рассуждать шире.

    Постарайся поставить себя на его место. Как бы ты себя чувствовал, когда ученики не хотят учиться, шумят во время уроков, показывают свое неуважение к нему? Может надо что-то изменить в себе, а не в учителе?

    И разве наличие у учителя любимчиков это проблема? Страдает ли твоя учеба от этого? Мешает тебе это делать домашние задания? А ведь по большому счету, именно дома ты и можешь накапливать нужные знания. В школе лишь объясняется непонятное и проверяется усвоение материала. Роль учителя дать тебе нужные объяснения, и проверить твою подготовленность с правом оценивания на собственное усмотрение.

    Что делать? Изменить свое отношение к ситуации.

    Он занижает тебе оценки

    Если ты считаешь, что учитель необоснованно занижает тебе оценки, то наберись мужества и терпения, и наедине спроси его спокойным тоном, по-взрослому, по каким критериям он оценивает знания. Тут главное держать эмоции в узде. И самое главное, больше ничего не говори, а только внимательно слушай. В конце поблагодари за предоставленные объяснения. Фишка в том, что если даже он не исправит тебе оценку, ты произведешь на него впечатление, и в будущем, он будет ставить тебе такие оценки, которые перекроют нынешнюю.

    У тебя с учителем недопонимание

    Вероятно, что учитель не правильно понимает твои действия. В подростковом возрасте, все стараются как-то самоутвердится, и поэтому делают много действий привлекающих к себе внимание. Однако, много взрослых уже забыли о том, что и они в свое время самоутверждались, и расценивают действие подростков, как отсутствие должного воспитания. Если у взрослого уже сложилось негативное мнение о тебе, то он, все что ты делаешь, видит только с плохой стороны. Твои шутки он воспринимает как оскорбления, твою любознательность – как попытку поймать его на чем-то, чего он не знает, и тем самым подорвать его авторитет. То есть, он видит в твоих вопросах, что ты видишь его некомпетентным, и стараешься доказать это всему классу.

    Что делать? Старайся избегать ненужных споров, веди себя дружелюбно.

    Это не значит что нужно заискивать, но и не веди себя так, как будто учитель тебе чем-то обязан. Держи «среднюю» дистанцию.

    Ученик в конфликте с одноклассником

    http://youtu.be/HB9zRyXMZEU

    Вариант 1 Как выжить новичку

    Если тебе предстоит интегрироваться в новый коллектив, и ты еще не знаешь как тебя примут, постарайся не настраиваться на худшее. Часто мы притягиваем проблемы из-за того, что сами считаем их реальными. В разных классах разная атмосфера, и может быть все даже будут рады твоему приходу. Или по крайней мере равнодушными.

    Если же в классе «блатная» атмосфера, то тут надо действовать согласно ситуации.

    Давай проанализируем процесс прихода новичка в класс.

    В классе существует определенная система отношений. Есть свои лидеры. Все привыкли к этой системе, и как бы их устраивает как есть.

    Приход нового человека, подразумевает, что он тоже займет определенное место в существующей иерархии.

    Лидеры в таких ситуациях заинтересованы в сохранении своих позиций. Поэтому они могут «наехать» чтобы ты сразу понял кто есть кто.

    Подхалимы могу «наехать» чтобы завоевать уважение лидеров.

    Шушера может «наехать» чтобы как-то подняться.

    То есть, у всех есть интересы, и они хотят их реализовать за твой счет.

    Что делать?

    Первые секунды визуального контакта, человек пытается определить какое у собеседника отношение к нему. Друг он или враг. Инстинктивно, человек воспринимает других за врагов, поэтому и в целях самозащиты, пытается показать окружающим, что он не сдастся за просто так. Даже пытается произвести впечатление, которое не соответствует действительности. То же делает и собеседник. В итоге напряженная ситуация.

    Нужно ломать этот шаблон поведения.

    Представим, что на вас «наехали». Это называется «взять на понт». Создают конфликтную ситуацию, с целью проверить твою реакцию. Делается это осторожно, чтобы, в случае надобности можно было отступить, мол, пошутили. Тут главное не поддаться на провокацию. Пока не бьют, уже хорошо.

    Не реагируй агрессивно, но и не падай лицом в грязь. Постарайся иметь дружественный настрой. Дай понять, что ты не враг. Мол, « ребята, я тут случайно оказался, в ваши дела не лезу, сижу тут в сторонке, никого не трогаю.»

    Есть такое выражение, как натянутые отношения, или напряженные отношения. Это напоминает удочку при вытаскивании крупной рыбы. Все на пределе. Леска в натяжке, удилище дугой… Слишком сильный рывок, и что-то поломается. Скорее всего леска порвется.

    Вот так и в отношениях, нужно держать это напряжение под контролем. Нужно не рвать общение, ведь это твои будущие одноклассники, и ты нуждаешься в их уважении. Иначе будешь изгоем. Хотя в некоторых случаях это тоже выход. Время играет в твою пользу. Дай им свыкнуться с мыслью, что ты новый член их команды. В рыбалке это делается так, держат рыбу в напряжении, чтобы устала. Тут нужна выдержка. И главное, нужно показать кто ты на самом деле. Не твой папа или брат, или дядя и.т.д., а что из себя представляешь ты! Только тогда тебя будут уважать.

    Если дело доходит до избиений, то ты обязательно поговори с родителями. Пусть этот вопрос решается как они хотят, ведь они действительно хотят тебе добра. В любом государстве предусмотрены меры по пресечению таких выходок. Или школа тебе создает условия для учебы, или тогда надо искать другие пути решения.

    Вариант 2. Конфликт со старшеклассником

    Все это относится и в случае когда к тебе придираются старшеклассники. Поверь, это для тебя они «дяди», а они на самом деле еще сопляки.

    Спроси себя:»Почему он выбрал именно меня. Что во мне есть такое, что ему не нравится, или привлекает внимание?»

    Что делать? Используй советы которые даны выше. Постарайся изменить их отношение к себе, если можешь. Если нет, то ищи помощи у взрослых.

    Сейчас развелось много подонков, с которыми разговаривать бесполезно.

    Вариант 3. Как выжить в своем классе

    как выжить в школе

    Ну, а если твои конфликты старые, то просто подойди к обидчику, наедине, попроси его объяснить тебе, что ты делаешь не так, что он против тебя имеет, и как тебе поступать, чтобы не вызывать у других антипатий. Мол, я понимаю, что я не 100 евро, чтобы всем нравится, но все же, что по-твоему во мне такого, что я притягиваю проблемы?

    Старайся развивать свою личность. Ведь есть ребята, которые могут прижиться в любом коллективе, и при этом пользоваться популярностью.

    А вот что говорят сами ученики про тех, кто имеет конфликты

    Их постоянно оскорбляют и обижают! Или их просто не любят учителя и у них не с кем не ладятся отношения.
    К сожалению, это не редкость и в нашей школе! Очень многие не могут нормально общаться с учителями или с другими детьми.
    Кажется, что к ним так и будут плохо относиться!

    Совет № 1: ВСЕГДА ДЕЛАЙ ДОМАШКУ!

    Совет №2:

    • Выспаться!
    • Быть самим собой, а не одним «из толпы»! Это главное чтобы выжить в школе! Быть человеком!
    • Побольше участвуй на олимпиадах, конкурсах и т.п. поднимешь себя и своих одноклассников.
    • лучше всегда говорить правду.
    • (не знаю, поможет ли, но все же), Нужно показать свой характер
    • Избегайте быть подхалимом или подпевалой. Таких не любят ни учителя ни дети.
    • К учителям лучше относиться по-человечески (даже, по-дружески), ведь они тоже люди!

    Или вот еще высказывания некоторых учеников:

    «Ни в коем случае не становиться ботаником, отличником да, но вечно услуживать и льститься к учителям, вечно что то учить не вызывает уважение у других…!»
    «Главное, это оставаться самим собой. Не нужно подстраиваться под других. Ты учишься для себя и только для себя. Учителям всё равно делаешь ты Д.З. не делаешь. Главное, чтобы был на уроках. Короче, в школе мой девиз: «Всегда оставайся самим собой.»

    «Главное учить столько сколько на экзаменах понадобится!
    Но не более! Любить учителя можно, дарить хорошие подарки можно….но подлизываться нет!»

    «Быть самим собой, быть человеком. Даже если ты последний двоечник, но если ты человек, то любой учитель будет тебя любить.
    Не подлизываться к учителям! Если они этого не замечают, то обязательно заметят товарищи. Это выглядит низко. Не упадите в их глазах!
    Быть с классом одни целым. НИКОГДА НЕ ПАЛИТЬ! И НЕ СДАВАТЬ! И НЕ СТУЧАТЬ! Даже если этот человек тебе противен! Из-под тишка бьют только крысы! И отговорка, что так делают все — унизительна!»

    «Про отношения между учениками…
    Тут многое зависит от того, как Вы себя поставите.
    Блин, то ли мне просто повезло в свое время, то ли сейчас действительно школы какие-то другие, но первый раз слышу, чтобы ученик 11 класса лупил шестиклассников (тем более девушек) просто так…
    Или там есть за что лупить, или этого юношу в Кащенко сдавать пора. Немотивированная агрессия, как последствие психологических детских травм (деревянных игрушек, привинченных к полу и т. д.), к сожалению, не редкость. А лечится просто: метод «выйдем, поговорим» или уринотерапия (это уж если совсем безнадежный)!»
    Теперь, когда мы узнали несколько советов, может таких случаев будет поменьше? Конечно, остаётся только надеется на лучшее!

    Сама мысль о том, что у обычного здорового ребенка могут быть трудности с усвоением программы начальной школы, кажется абсурдной. Ведь программа и создавалась с таким расчетом, чтобы ее могли усвоить абсолютно все, причем без особого труда. И тем не менее, многие родители жалуются на то, что дети не справляются со школьной нагрузкой. Причем даже те дети, которые поступая в школу умели читать и считать. Больше того, многие взрослые, вполне самостоятельные и солидные люди в ситуации, когда нужно выучить что-то новое или сдать простенький тест по теме, которая им хорошо знакома внезапно покрываются испариной, начинают мелко трястись, приговаривая «только не снова в школу».

    Действительно, именно в первые школьные годы ребенок может «натворить дел»: создать себе репутацию двоечника и лоботряса, а главное заполучить массу страхов, комплексов, и предубеждений, которые будут отравлять ему всю последующую жизнь. Причем не потому, что он глупый или плохой, а именно потому, что он ребенок, у него нет ни опыта ни взрослых умений. Но зато у него есть мы - родители. И мы можем ему помочь.

    Разумеется я не призываю вас учиться за ребенка - ведь так мы помешаем ему вырасти, стать взрослым и самостоятельным. Представьте себе, что вам нужно научить годовалого малыша взбираться на лестницу. Если вы будете стоять на верхней ступеньке лестницы и тянуть его за руку ничего хорошего не получится. Нет ваше место - сзади, чтобы дать ребенку карабкаться самому и поддержать его, если он начнет падать. В такой ситуации и ребенок будет чувствовать себя защищенным и вы будете знать, что контролируете ситуацию.

    Так как же поддержать ребенка в его первые самые трудные школьные годы?

    Давайте попробуем!

    Боевая задача. Решите, чего вы ждете от школы

    Когда моему сыну исполнился год, мы с мужем с важным видом говорили, что вот де ребенок вырос, скоро в школу пойдет. Тогда эта мысль казалось нам ужасно смешной. Прошло еще пять лет и мысль о том, что ребенок вырос и ему пора в школу уже не вызывала у нас приступов неудержимого веселья. Наоборот, мы как то разом помрачнели, посерьезнели и принялись сетовать, что время летит слишком быстро - не успеешь насладиться детством, как оно раз - и кончилось. Мы оба припомнили свои «школьные годы чудесные» и сообща пришли к неутешительным выводам:

    мы разоримся на покупке учебников, школьной формы и прочего обмундирования;
    злые учителя только и ждут, чтобы замучить нашего малыша;
    следующие 11 лет можно смело вычеркивать из жизни.

    Но шутки шутками а начало школьной жизни часто является серьезным испытанием не только для самого юного школьника, но и для его родителей. Ребенок действительно подрастает, у него появляются первые серьезные обязанности, первые задачи, с которыми может справится только он сам. И главное - в школьные годы он закладывает фундамент своего образования и во многом - своей будущей жизни.

    Есть над чем призадуматься

    Однако первое, что я должна сказать вам (и повторю эту мысль еще не раз): не впадайте в панику. Одиннадцать лет - это не 11 дней. У вас с ребенком уйма времени, чтобы узнать себя, чтобы попробовать различные решения, чтобы наделать ошибок и исправить их. Если вы поспрашиваете своих знакомых, то наверняка среди самых уважаемых и солидных из них, найдется немало бывших двоечников и хулиганов. Не пытайтесь загодя, решить все проблемы возможно, когда ваш ребенок столкнется с ними, он будет уже настолько взрослым, что попросту их не заметит, или с удовольствием решит самостоятельно. Верьте в свои силы и в силы вашего ребенка.

    Чего мы ждем от начальной школы?

    Две характерных черты современной жизни: обилие информации и недостаток времени. Поэтому у родителей и педагогов часто возникает желание начать пораньше, запихать побольше информации в совсем еще маленьких детей, чтобы они не теряли драгоценных минут за бессмысленными играми и развлечениями. Однако, мудрые немцы говорят: «Zu fiel - ist ungesund» - «Слишком много вредно для здоровья». Каждый кто хоть раз пытался насильно накормить ребенка кашей, понимает, насколько это неблагодарное и бессмысленное занятие.

    Конечно дети любопытны, и умеют задавать миллион самых неожиданных вопросов. У детей прекрасная память, и часто то, что выучено в детстве человек помнит всю жизнь. Но дети также прекрасно умеют становиться «глухими» если вы «грузите» их, лишней информацией, знаниями, которые им не нужны, которые они не могут применить на практике - в повседневной жизни или в игре. Большинство детей в возрасте 6–7 лет еще не научились наслаждаться знанием ради знания (будем честны - большинство взрослых тоже). Для детей гораздо важнее постепенно осваивать реальность, раз за разом убеждаясь в том, что они могут исполнять свои желания и мечты, изменять то, что им не нравится, находить надежных друзей и союзников и новые интересные дела. Тогда дети вырастают не только образованными, но и умелыми, и главное - уверенными в себе людьми.

    Если вы поставите для себя главной задачей выбрать школу, где в учебную программу будет втиснуто как можно большее количество предметов и факультативов, то едва ли вы будете довольны результатом. Скорее всего через год вы получите «на выходе» ребенка-невротика, который будет твердо уверен в том, что он глупый, ничего не знает, ничего не умеет, ни с чем не справляется, плохо себя ведет, вертится на уроках и (главное!) ненавидит учиться.

    Поэтому я хочу предложить вам совсем другой план, согласно которому: ваша главная задача - организовать обучение так, чтобы ребенку в школе было хорошо. Ну или хотя бы терпимо.

    Потому что, когда ребенку нравится учиться, он учится сам, сам пристает к родителям и учителям с вопросами, сам требует записать его в кружки и на дополнительные занятия, сам ищет нужные книги дома и в библиотеке, сам садится за компьютер не для того, чтобы пройти очередную стрелялку, а чтобы поработать над собственным проектом или поискать необходимую информацию в интернете. И эти знания оказываются гораздо прочнее и полезнее, чем знания, насильно «вбитые» в голову.

    Ну и кроме того, для любого родителя смотреть на здорового, веселого, уверенного в себе и полного любопытства ребенка - сплошное удовольствие, не так ли?

    Итоги

    • Какой была школа, в которой вы учились? Запишите 5–7 фраз.
    • Какой вы хотели бы видеть школу, в которой будет учиться ваш ребенок? Выделите 5–7 критериев и запишите.

    Сравните обе записи и сделайте вывод: для кого вы «проектируете» идеальную школу - для себя, каким вы были в детстве или для вашего ребенка. Например, если вы написали «хочу, чтобы в школе было много кружков и секций», а ваш ребенок больше всего любит проводить свободное время дома с вами, вы явно не учитываете его интересы.

    Из книги психолога Е. Первушиной «Выжить в начальной школе. Как?»

    Как защитить своего ребенка, и что нужно об этом знать, сайт выяснили у специалистов.

    ПО ТЕМЕ

    Принято выделять несколько видов буллинга. Самый жестокий и заметный – физический. Это драки, нанесение увечий причинение физического вреда. Бывает еще поведенческий, вербальная агрессия и кибербуллинг. С последними двумя все понятно, а поведенческий буллинг выражается в игнорировании, бойкоте, сплетнях, шантаже, вымогательстве, кражах. Шокирующие события последних месяцев продемонстрировали, что большая часть людей просто не представляет, что делать в подобных случаях. Причем речь не только детях, попавших в тяжелую ситуацию, родителях пострадавших учеников, но, зачастую, и о школьных педагогах. Подготовленные специалисты утверждают, что на первых порах буллинг достаточно легко может пресечь школьный учитель. Проблема в том, что отсутствие подготовки и высокий интеллектуальный уровень манипулятора часто мешают им заметить начало травли.

    "Тема буллинга в последнее время вышла на лидирующие позиции, и это страшно удручает. Эту проблему, которая, в общем, существовала всегда, очень подогревают различные медиа. Любая подобная ситуация мгновенно вызывает эпидемию подражателей. Дело в том, что некоторые дети анализируют внимание СМИ к такого рода ситуациям, как успех. И, в погоне за славой, не разбирают дороги", – говорит психолог, мать пятерых детей, автор множества книг Лариса Суркова.

    Психологи подчеркивают, что конфликты в социуме, школе, классе – это нормально. Умение договариваться, разрешать споры и существовать в обществе тренируется. Это не врожденные качества, поэтому наличие споров и ссор – своего рода школа жизни.

    "В прошлом, когда подобное явление называлось травлей, поиском козла отпущения и прочими эпитетами, общество никогда, или почти никогда не вмешивалось в подобные конфликты, предоставляя школьникам и учителям решать эти проблемы самостоятельно. Сегодня эти проблемы сами по себе не решаются. Причин много, среди которых равнодушные, или гиперзаботливые родители, заваленные бумажной работой учителя, отсутствие возможности цивилизованно заявлять о своих лидерских позициях", – добавляет Суркова.

    Действительно, у современных учителей не так много времени, чтобы уделять его жизни класса. Отчеты, бумаги, электронные журналы, методическая работа, подготовка детей к тестам не дают возможности посвятить время созданию настоящего дружного коллектива. "Что касается реализации лидерских амбиций, я приведу в пример пионерскую организацию. Внутри этой системы была возможность брать на себя ответственность, становиться руководителем маленьких проектов (сбор мусора, помощь отстающим). Были инструменты, куда и как конструктивно реализовать свой потенциал. Я не призываю к возрождению пионерии, но это огромное упущение современной школы, что внутри нет никакой системы, позволяющей ученикам развивать свои лидерские качества, быть частью команды и уметь эту команду создавать", – считает эксперт.

    Как коллектив выбирает жертву

    Этот вопрос волнует многих родителей. И ответ родителям не понравится. Потому что любой человек может стать жертвой агрессии. Любое противопоставление "свой-чужой" может послужить толчком для травли. Ваш ребенок новенький, ваш ребенок не так одет, ваш ребенок слишком творческий, ваш ребенок превосходит одноклассников интеллектуально и демонстрирует это, ваш ребенок не считает нужным прикрывать учеников перед учителями, и еще длинный список. В конце концов, может быть выбрана совершенно случайная жертва.

    "Все начинается в семье. Детей, которые потенциально могут быть подвержены нападкам, видно даже чисто физически. У них опущены плечи, они смотрят в пол, у них неуверенные движения. Достаточно часто с такими детьми не считается их собственная семья. Им приказывают, их мнения не спрашивают, им говорят что-то вроде "не твое дело", "мал еще", "с тобой не посоветовались!", "кто тебя спрашивать будет", – рассказывает Лариса Суркова. – Окончательно закрепляет процесс подавления личности манера "включать" гиперопеку и гиперлюбовь для такого ребенка в моменты его слабости и болезни. Ребенок делает логичный вывод: меня любят только тогда, когда мне плохо. И, сознательно или нет, стремится к этому состоянию".

    Любому родителю не менее страшно оказаться в ситуации, когда вдруг выяснится, что именно ваш ребенок – школьный агрессор. По словам психолога травлей, как правило, занимается целая группа детей. И это вовсе не плохие негодные хулиганы, а вполне себе успешные нормальные дети. Просто они ведомы, ведь быть частью коллектива, вписаться в него – важная жизненная задача. А за ними стоит манипулятор, серый кардинал. Он даже может быть любимчиком класса, учителей. Обычно у манипулятора высокие интеллектуальные способности. В его семье, как правило, поощряется агрессия: "защити себя", "дай в лоб", "мир опасен". Вероятнее всего, ему не хватает родительской любви и смертельно скучно в школе. Так что он развлекает себя интригами. И мы возвращаемся к мысли о том, что свои лидерские качества ребенок должен где-то реализовывать.

    Самое печальное, что взрослые замечают – проблема есть, и уже в самой острой стадии развития конфликта. Но последствия для его участников катастрофические. Это травма, которая останется на всю жизнь. Заниженная самооценка, фобии, неуверенность в себе. Ситуация будет тем хуже, чем дольше длился процесс. Опасные последствия ожидают не только жертву, но и агрессора. Если зачинщик не получал наказания, большой вопрос, где и когда он остановится. Чем закончатся его эксперименты? Если он сумеет себя перенаправить, то ему вряд ли удастся избежать острого чувства вины, которое он пронесет сквозь всю свою жизнь. И, поверьте, это не редкое явление.

    Что же делать родителю

    Прежде всего, начните думать о своих детях, замечать их! Вспомните, о чем вы обычно разговариваете? О том, как дела в школе? Какие оценки он получил? Вы, действительно, по-настоящему, считаете, что это самое важное? Говорите об эмоциях, чувствах, переживаниях, интересах – словом, о том, что ребенка действительно волнует. "Находясь в контакте со своим ребенком, вы легко заметите, что он стал печальным, тревожным, задумчивым, проводит много времени в одиночестве, огрызается, злиться, орет, стал агрессивен, или, совсем плохой вариант – ранит себя. Все это симптомы проблем", – предупреждает Суркова.

    Обязательно будьте в контакте со школьным учителем. Обнаружив, что ребенок агрессивен, спросите, как он ведет себя в классе. Если классный руководитель таких проблем не видит, значит что-то происходит. Возможно, в школе он "держит лицо", а всю свою боль выливает дома. В случае, если у вас есть подозрения о травле, всегда выясняйте у ребенка: когда это началось? Сколько участников в этой ситуации? Попытайтесь установить детали происходящего.

    Первым делом обращайтесь к классному руководителю и школьному психологу. Если ситуация не разрешается, идите к директору школы, просите собирать родителей задействованных учеников. Бывает, что родители участвующих в травле учеников ведут себя неконструктивно, агрессивно. В этом случае не тяните, обращайтесь в детскую комнату милиции. Конечно, лучше всего решать эту ситуацию на уровне класса. Но, если выбора нет, инспектор по делам несовершеннолетних может оказать реальную помощь. Обычно они рассказывают о юридических последствиях, и детям этого хватает. Ведь, как правило, в буллинге принимают участие вполне интеллектуальные дети.

    Что может сделать школа

    Чтобы печальные новости о буллинге и его последствиях перестали существовать иногда бывает достаточно познакомить детей друг с другом.Очень часто дети, которые учатся вместе долгие годы, ничего не знают о своих одноклассниках. Родители и школа должны помочь им в этом вопросе. Хороши будут совместные походы, праздники, подготовка и участие в различных проектах, где каждый ребенок раскроет свои способности и сможет стать особенным.

    Неотвратимо ли наказание

    Как пояснила сайт адвокат, специалист в международном частном праве Екатерина Духина, одно из основных препятствий для осуществления наказания таких детей – это их возраст. "В основном наше законодательство и уголовная ответственность по такого рода деяниям наступает с 16 лет. Или с 14, если это статьи не совсем тяжкого характера. Однако эмоциональное давление, которое сопровождает каждый из случаев буллинга, никогда не попадает под такую категорию. То есть привлечь к ответственности ребенка, которые терроризирует одноклассников, учеников младших классов, практически невозможно", – говорит она.

    Таким положением вещей с успехом пользуются дети-агрессоры. Какими инструментами все-таки можно воспользоваться? Действующие статьи уголовного кодекса говорят о возможности применения санкции за хищение чужого имущества, например. Если ребенок отберет у другого телефон, то с 14 лет он будет нести ответственность. Есть наказание за вымогательство, но пресекательный возраст тот же – 14 лет. Если говорить об угрозах, или распространении о вашем ребенке лживых слухов, то такого рода дискриминационные действия нужно будет доказывать в суде. Можно попытаться привлечь ответственного за это по статье о клевете. Кстати, и администрация школы в таком случае в зоне риска: она не проследила за противоправными действиями учеников-агрессоров. Родители и опекуны зачинщиков тоже могут быть наказаны.

    "Если вы не можете найти поддержку в разрешении подобного рода ситуаций у администрации школы, безусловно надо жаловаться в вышестоящие инстанции: в департамент образования, в министерство образования, прокуратуру. Но будьте готовы, что везде и всюду вам придется доказывать свою правоту. Нужно будет представлять факты, свидетелей. Рассказывать о бездействии директора, учителей. То есть это всегда участие в конфликте с учебным заведением", – предупреждает Духина. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, то соответствующие санкции можно будет применить и к директору. В некоторых случаях может наступать и уголовная ответственность. То же самое касается ситуации, когда кто-то пытается что-то отобрать у вашего ребенка силой, или его сверстники у него что-то вымогают. Необходимо обязательно извещать о таких фактах администрацию школы.

    Когда речь идет о вербальном буллинге, наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом и положениями соответствующих статей кодекса административных правонарушений. Если последствия правонарушений не привели к утрате здоровья и жизни, уголовная ответственность в таких случаях не наступает. Что касается физического буллинга, то надо знать: единовременное избиение ребенка квалифицируется как побои. А если избиения происходят систематически, его квалифицируют как истязание.

    "В таких случаях обязательно идите в травмпункт и фиксируйте побои. Затем пишите заявление в органы внутренних дел для привлечения ответственности соответствующих лиц. За причинение такого вреда здоровью от одноклассников, старшеклассников на территории школы, к ответственности могут быть привлечены и директор, и учитель, – поясняет адвокат Духина. – Напомню, буллинг, или травля – проблема очень сложная. И юридически, отдельно в качестве статьи в нашем кодексе она не существует. Наказать агрессора достаточно сложно. Сами дети не будут рассказывать, боясь прослыть ябедой. Родители часто не воспринимают ситуацию настолько серьезно, насколько серьезно нужно это делать. Оскорбления, нанесения побоев, угрозы. Статьи есть, но нужно быть внимательным, собирать факты, и вовремя принимать соответствующие меры".