Мода сегодня

Какие правила обж ты знаешь. Основные правила по безопасности жизнедеятельности "учебное пособие". Изучение ОБЖ - залог безопасности школьников

Какие правила обж ты знаешь. Основные правила по безопасности жизнедеятельности

Цель урока: познакомить учащихся с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера

Наглядный комплекс:

  • Предметы: сумочка, зонтик, баллончик с лаком для волос, свисток.
  • Приложение: презентации PowerPoint.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Современная жизнь полна неожиданностей, порой зачастую опасных и неприятных. Нередки случаи, когда на дальней остановке транспорта, в темном подъезде, в тихом сквере, в тамбуре электрички совершаются различного рода преступления.

Не все, конечно, зависит от нас. Если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил. Будем вести себя более осторожно. Тогда вероятность уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства значительно возрастет.

2. Изучение новой темы.

Учитель: Как вы понимаете, что такое криминогенная ситуация?

Учащиеся проводят обсуждение. В ходе обсуждения формулируют определение и конспектируют (К) .

К: Криминогенная ситуация – это ситуация, когда человек оказывается в условиях возникновения преступления или эта ситуация ведет к возникновению преступления.

Учитель: Что же надо делать в криминогенных ситуациях?

Учащиеся: Самое главное – не стать жертвой преступления и источником преступления. Презентация 1 .

Учитель предлагает рассмотреть конкретные ситуации под условными названиями.

  • Как не стать жертвой преступления на улице и в вечернее время (К). Презентация 2 .

1. Быть не вызывающе одетым.
2. Не носите с собой крупную сумму денег.
3. В вечернее время: Старайтесь избегать малолюдные и плохо освещенные места. Если вы возвращаетесь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили, или возьмите такси. Никогда не пользуйтесь плеером, иначе вы не сможете услышать преступника.
4. При контакте с посторонними людьми: не откровенничайте, не давайте свои данные без крайней надобности.
5. На трассе не голосуйте.
6. Пользуйтесь банкоматом, платным телефоном.

1. Не делайте покупки с рук.
2. Не принимайте участие в азартных играх.
3. Если у вам много покупок, возьмите такси.
4. Меняйте валюту, только в предназначенных местах.
5. Если вы отправляетесь с друзьями в магазин или на праздник, обязательно договоритесь, где будете встречаться.

  • Соседство в транспорте (К). Презентация 4 . Презентация 5 .

1. Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположенные в центре поезда.
2. Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего кошелька.
3. Не играйте с попутчиками в азартные игры.
4. Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подмешаны снотворные или наркотические вещества.
5. Документы и деньги всегда держите при себе.

  • Поведение в подъезде дома, лифте, на лестничной площадке (К). Презентация 6 .

1. Не заходите в подъезд, если за вами идет незнакомый человек.
2. Не открывайте при незнакомых людях дверь в сою квартиру.
3. При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей.

Выполните задание.

Учитель: Необходимо ответь на вопросы:

Назовите зоны повышенной криминальной опасности?

Каковы основные правила поведения в уединенных местах?

Какие выводы сделал каждый из вас для себя по поведению в экстремальных ситуациях?

Тестирование учащихся.

  1. Каким из перечисленных ниже правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:

А. Воспользуетесь попутным транспортом.
Б. Идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю.
В. Идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места.

  1. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

А. Броситесь бежать навстречу.
Б. Остановитесь и выясните причину преследования.
В. Перейдете несколько раз улицу и, убедившись в правильности подозрений, побежите в людное место.

  1. Из приведенных примеров определите наиболее опасное время - время повышения риска для личной безопасности:

А. Темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно прогуливаются и отдыхают.
Б. Раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.
В. Сумерки, заставшие человека одного в лесопарке.

  1. Опасными местами в любое время суток могут быть:

А. Отделение милиции, почта, больница.
Б. Пустыри, заброшенные дома, задние дворы.
В. Банки, парикмахерская, пожарная часть.
Г. Магазин, ремонтная мастерская, административное здание.

  1. Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех и понимает, что этажом выше находится пьяная компания. Выберите вариант, который вы могли посоветовать девушке:

А. Ждать, пока они уйдут.
Б. Дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры.
В. Спокойно подниматься домой.

Ответы.

Вопрос 1 2 3 4 5
Ответ Б В В Б Б

3. Подведение итогов.

Учитель оценивает ответы учащихся, выставляет оценки.

Учащиеся обобщают полученные знания.

4. Домашнее задание.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности –10 класс», автор В. Н. Латчук и др., стр. 29-37. Задания 8-12 стр. 38-39.

Составила и провела Нагоева С.А.

Тема урока: Азбука ОБЖ. Главные правила ОБЖ

Цели урока: развитие и укрепление знаний об основах безопасности жизнедеятельности, полученных в начальной школе; закрепление правил ОБЖ, изученных в первой четверти; вручение «Дипломов пятиклассника».

Задачи: повторить с детьми опасные жизненные ситуаций; как защитить себя от опасностей; закрепить знания о правилах дорожного движения и правил обращения с электроприборами; рассмотреть пожароопасные ситуаций.
Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы, «Дипломы пятиклассников».

Ход урока.

1. Организационный момент. Здравствуйте! Ребята, мы уже с вами успели подружиться и узнать друг друга. Я очень рада нашему взаимосотрудничеству. Сегодня у нас обобщающий урок, где мы подведем итоги первой четверти обучения основам БЖ в пятом классе и повторим главные правила ОБЖ.

2. Вы - пятиклассники. Каждый ваш день приносит вам новые знания, интересные дела, различные ситуации, которые могут и огорчить нас. И мы с вами уже успели рассмотреть многие из них, когда нам нужно проявить необходимые знания и своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать опасности. Обсуждая поучительные истории, мы делаем первые шаги к предупреждению и преодолению опасностей. Находим причины возникновения неприятностей, составляем рекомендаций по безопасному поведению.

Я ваш путеводитель по всем правилам основ БЖ. Рада буду вам подсказывать, помогать, изучать всевозможные ситуации. И, поэтому, обращайтесь всегда за советами и любыми вопросами ко мне. Также вы можете обращаться к старшим товарищам и к родителям. Все вокруг будут идти вам навстречу и оказывать помощь. Ведь, когда мы вооружены определенными знаниями, мы способствуем формированию своей окружающей среды по всем правилам безопасности.

3. До того, как мы начнем повторять некоторые вопросы, которые изучили за этот период, я хочу вручить вам Дипломы 5-классника.
Здесь я отметила особые моменты из моих наблюдений за вашими действиями на уроке и вне урока. Я придумала свои, несуществующие в школе, дисциплины, распечатала и собрала в книжечку. И, надеюсь, что сохраните их, и будете время от времени вспоминать эти дисциплины и размышлять о своих действиях. Хотя эти дисциплины я преподнесла в форме названий-шуток, они имеют глубокое смысловое значение, которые помогут вам в различных действиях.

ОБЖ – защита жизни нашей! И для начала, я попрошу прочитать небольшие стишки про ОБЖ. Дети читают стихи.

Если вдруг пожар возник,
Ты от страха тут же сник.
Вспомни наше ОБЖ,
И, считай, спасен уже!

Я качалась на качелях,
И ушибла ножку.
«Срочно окажи ты помощь!»
Я кричу Сережке.

4. Вручение «дипломов». (Ниже приводится содержание этого материала). Поздравления и пожелания.

Настоящий диплом пятиклассника
Ф.И.О
МБОУ СОШ №3
2013-2014 у/г.

За короткий испытательный срок с 01.09.2011
по 25.10.2011 прошел полный курс подготовки к обучению в пятом классе и изучил
"Азбуку ОБЖ с главными правилами ОБЖ».
К концу первой четверти имеет следующие показатели по нижеследующим дисциплинам:

Чему учит ОБЖ!? - 5 (отлично)
Ознакомление с кабинетом ОБЖ - 5 (отлично)
Бег с преодолением препятствий
в классе - 5 (отлично)
Курс самодеятельности на тему: «Бой в коридоре, все в дыму, ничего
не видно» - 5 (отлично)
Развитие громоглушительной
речи - 5 (отлично)
Умение держать язык за зубами, когда просят отвечать - 5(отлично)
Курс ознакомления с природой школьного двора: «Что ни куст, то без листочка» - 5 (отлично)
Любопытство - не порок, а метод познания «Почемучки» - 5 (отлично)
Учимся, играя - 5 (отлично)
Минутка отдыха - 5 (отлично)
Азбука ОБЖ - 5 (отлично)
Сочинение фантастических истории, небылиц и головоломок - 5 (отлично)
Придумывание новых понятий, как «убальшиваются» - 5 (отлично)
Противогаз – средство защиты в кабинете, когда отсутствует учитель - 5 (отлично)
Придумывать и находить себе опасности дома и на улице - 5 (отлично)
Правила ПДД. Кто сильнее плечом толкнул, тот и пошел на главную…. - 5 (отлично)

Прошел полный курс факультатива
по методу «Дай сдачи обидчику, если не смотрит учитель, если же смотрит, умей вовремя пустить слезу» на «отлично».

Решением специальной комиссии СОШ № данному учащемуся рекомендуется продолжение дальнейшего изучения курса ОБЖ в школе.
Учитель ---
Директор ---
Завуч ---
Печать ОУ

Главные правила ОБЖ

1. Изучай виды и причины опасностей
2. Учись предвидеть их возникновение
3. По возможности избегай опасных ситуации, обходи опасные места, не рискуй без нужды
4. Не пугайся и не паникуй в трудных ситуациях
5. При появлении опасности действуй решительно
6. Всегда обращайся за советом и помощью
7. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных
8. Активно борись (любыми законными способами) за свою жизнь, свои права, имущество

БЕЗОПАСНОСТЬ – это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

ОПАСНАЯ ситуация – это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

Не зная броду, не суйся в воду.

Потуши искру до пожара, отведи беду до удара.

Знание – сила!

Есть смелость, нужна и умелость.

Не дразни собаку, так не укусит.

Где тонко, там и рвется.

Многие опасные ситуации являются результатом невнимательности, незнания, каприза, глупости, непослушания.

Научись правильно пользоваться домашними бытовыми приборами.

Знания, умения, навыки по ОБЖ – для тебя «страховочный пояс».

Соблюдай все правила везде – ты защищен во многих ситуациях!

5. Друзья, запомните. В любом деле есть свои порядки, правила действия.
Во время движения по дороге все соблюдают строгие законы с многочисленными указывающими знаками. Мы с вами повторим ПДД и посмотрим слайд-фильм «Безопасность движения».
Вопросы – ответы по этому разделу. Активное обсуждение.

6. Демонстрация презентации по ПДД.

7.Показать таблицу со знаками дорожного движения.
Ученик читает стихотворение про ПДД, которое мы учили на прошлом уроке.

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.

Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку дорог помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

8. Опасные ситуации. Какие они? Где они?
Попробуем очертить то пространство, в котором мы живем.
(Идет перечисление всех мест – ванная, кухня, балкон, магазин, школа, автобус, театр и т.д.) Везде, где мы бываем, где мы живем, нас могут ожидать опасности. И мы вспоминаем различные неблагоприятные факторы и условия. Также, наши действия в опасных ситуациях. Работа проводится в форме беседы и вопрос-ответ. По желанию учеников, рассматриваются 2-3 ситуации.

9. Пожары. Борьба с пожарами и защита жизни во время пожара.
Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом»
И делаются выводы о противопожарной безопасности и действиях во время пожара.
Тили-тили,
Тили-тили,
Тили-тили, тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
Поросёнок – с решетом
И козёл - с фонарём.
Тили-бом!
Тили-бом!
Грачи:
Эй, пожарная бригада,
Поторапливаться надо!
Запрягайте десять пар.
Едем, едем на пожар.
Поскорей, без проволочки,
Наливайте воду в бочки.
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Стой, свинья! Постой, коза!
Что таращите глаза?
Воду вёдрами носите.
Человек давно научился пользоваться «красным цветком», т.е. огнем. Но всякий раз, когда человек забывает об осторожности, мирный огонь превращается в неуправляемое пламя пожара. Пожары страшны не только огнем, но и его спутниками:
1) ядовитый дым;
2) высокая температура;
3) плохая видимость;
4) паника и растерянность;
5) обрыв электропроводов и возможность поражения электротоком;
6) обрушение конструкций.
Давайте, сейчас укажем на те причины, что привели к пожару в доме у Кошки. Короткое обсуждение пожара и его «спутников».

Рассмотрим такую ситуацию: «Жаркой июльской ночью житель московского района Черпаново заметил возле гаражей небольшое свечение, похожее на свет фар автомобиля. Но это свечение было слабее и ниже, что и привлекло внимание. С помощью бинокля ему удалось заметить маленькую струйку дыма. Прибывшие пожарные выяснили, что в гараже от жары загорелись промасленные тряпки и канистры с маслом. Так бдительность москвича предотвратила большой пожар во дворе жилого дома.
Ребята, небольшими фразами оцениваем действия этого человека. Короткое обсуждение.

10. Подводя итоги нашей сегодняшней работы, я хочу в очередной раз подчеркнуть, что опасные ситуации можно и нужно предвидеть, при условии, что мы будем соблюдать все правила безопасности, которые мы с вами изучаем и еще предстоит изучить. Ведь в каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, являющаяся результатом неправильных действий человека. Поэтому я еще раз попрошу вас, чтобы вы повторили и запомнили все те правила, о которых мы говорим: правила поведения дома, в общественных местах, в транспорте, на улице, в водоемах, правила пользования электроприборами и мн.др.

11. На доске высвечивается через проектор: «Наше будущее – в наших руках! Наши действия – наши правила! Следуй правилам ОБЖ!»

12. Спасибо вам, за прекрасный час. До встречи!

Познакомить учащихся с главными правилами ОБЖ.
Научить предвидеть опасные ситуации.
Развивать память, умение правильно понимать и истолковывать правила и рекомендации по безопасному поведению.
Побудить интерес к правилам безопасности и защите своей жизни.

учебник М.П. Фролова, В.П. Шолоха, М.В. Юрьевой, Б.И. Мишина «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.»;

компьютер;
экран;
презентация.

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы познакомились с центральными понятиями курса ОБЖ: «безопасность», «опасная ситуация», «экстремальная и чрезвычайная ситуация». Давайте вспомним данные понятия.

II. Актуализация опорных знаний

Индивидуальная работа учащихся.

Работа по карточкам. Приложение 1.

Работают 6 учеников, которые садятся за первые парты. Работают в течение 5 минут.

Фронтальная работа с классом.

1. Сформулируй понятие «опасная ситуация». Кто из твоих любимых героев книг, мультфильмов попадал в опасные ситуации? Приведи примеры.

2. Как ты думаешь, какие опасные ситуации могут угрожать тебе в школе?

3. Какая ситуация называется чрезвычайной. Какие типы опасных и чрезвычайных ситуаций ты знаешь? Приведи примеры.

4. Продемонстрируй схему своего маршрута из школы домой (это было домашнее задание). Расскажи, какие опасные ситуации могут возникнуть на твоем пути?

III. Сообщение темы и цели урока

— В жизни довольно часто с бедой оказываешься один на один, и приходится преодолевать ее самому. Поэтому, попав в опасную ситуацию, человек должен уметь не теряться и найти путь к спасению. В такой ситуации кроме физических сил и упорства обязательно понадобятся знания об опасностях, о способах их преодоления и выживания.

Наше будущее в наших руках! Наши действия – наши правила!

— Сегодня на уроке мы будем говорить о главных правилах ОБЖ. Запись темы в тетрадь.

IV. Изложение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы.

— Опасная ситуация может возникнуть там, где ее не ждешь. Давайте прочитаем, что случилось с учениками на уроке рисования.

Работа с учебником (стр.11-12).

Слайд 2 — 3. Вех — одно из самых ядовитых растений. Растение ядовито полностью, как в свежем, так и в сухом виде, особенно корневище. Цикута коварна своим приятным морковным запахом и корневищем, по вкусу напоминающим редьку.

горечь во рту, боль в животе, слюнотечение, рвота, расстройства дыхания и кровообращения, бред, судороги. Смерть наступает от паралича дыхания.

при отравлении вехом срочно промыть желудок.

— Бывает и так, что именно наши ошибочные действия приводят к беде.

Решение ситуационной задачи.

Оказавшись одни в комнате, маленькие дети зажгли бенгальские огни. Проволочка раскалилась, и девочка уронила ее на синтетический ковер, который начал тлеть и дымить. Дети испугались, открыли форточку, чтобы проветрить комнату, и заперлись в ванной. Когда приехали пожарные, дети задохнулись от ядовитого дыма.

Вопрос: назовите действия участников трагедии, которые оказались роковыми? Ответы детей.

— Вот, чтобы всегда быть готовыми к встрече с любыми трудностями и делать как можно меньше ошибок, я рекомендую усвоить ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБЖ.

Правило – это критерий, эталон, образец поведения.

Слайд 4. Правило 1. Изучай виды и причины опасностей.

Правило 2. Учись предвидеть опасные ситуации.

Слайд 5. Правило 3. Не допускай опасных ситуаций, избегай их.

Правило 4. Не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях.

Слайд 6. Правило 5. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.

Правило 6. Обращайся за советом к родителям и специалистам.

Слайд 7. Правило 7. Выбирай самый безопасный способ действия.

Правило 8. В трудной ситуации борись за себя.

Запись правил в тетрадь.

— На последнее правило я хотела бы вам прочитать притчу «Две лягушки и горшок молока».

Однажды две лягушки свалились в горшок с молоком и стали тонуть.

Тонуть им, конечно, не хотелось, тогда они стали барахтаться что есть мочи. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки и лягушкам оттуда никак не выбраться.

Одна из лягушек поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря, лучше сразу утонуть».

Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая думает: «Нет, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Может быть, что-нибудь и выйдет».
Но только все зря. Как ни плавай – все бесполезно. Горшок маленький, стенки скользкие – никаких шансов.

Но все-таки она не сдается, не унывает. «Ничего,– думает, – пока силы есть, буду стараться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там – что будет!»

И вот из последних сил борется храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять, захлебываться. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается и продолжает лапками работать. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Я так просто не сдамся. »

И вдруг чувствует, что под ногами у нее уже не молоко, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакого молока в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

«Что такое?– думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из молока твердое масло сбила.

«Ну вот,– думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой.

Мораль:
Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.
Побеждает тот, кто не сдается.

— Все эти правила родились из опыта тысяч смелых и отважных людей: путешественников и разведчиков, спортсменов и искателей приключений. Во все времена опытные и мудрые люди передавали из поколения в поколение свои предостережения и советы потомкам, надеясь сделать их жизнь более безопасной, а значит более счастливой.

— Давайте попробуем выполнить задание. Выполнение заданий с последующей проверкой.

Слайд 8. Задание 1.
Прочитайте пословицы. Каким рекомендациям они соответствуют? Поставьте номер пословицы рядом с нужной рекомендацией.

Из двух зол выбирай меньшее.
Не доглядишь оком, заплатишь боком.
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Глаза боятся, а руки делают.

А. Учись предвидеть опасные ситуации.

Б. Избегай опасных ситуаций.

В. Не паникуй и не пугайся в трудных ситуациях.

Г. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных.

Ответ: А-2; Б -3; В -4; Г-1.

1. К опасной ситуации могут привести наши неправильные действия.

2. Не стоит изучать виды и причины опасностей, а то страшно будет жить.

3. Никогда не обращайся за советом и помощью к родителям и специалистам, справляйся сам.

4. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.

5. Выбирай самый безопасный способ действий.

6. Предвидеть опасные ситуации нельзя.

Ответ: 1. +, 2. -, 3. -, 4. +, 5. +, 6. -.

VI. Подведение итогов

— Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, 3 правила ОБЖ.

План-конспект урока по ОБЖ (5 класс) на тему:
Главные правила ОБЖ (план-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе)

Тема: «Главные правила ОБЖ».

Цели и задачи урока:

2)закрепить знания о правилах безопасности;

3)ознакомить с важнейшими правилами безопасности жизни(БЖ);

4)развивать умения правильно понимать, анализировать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций БЖ.

Оборудование:

  • Рабочая тетрадь.
  • На доске:

    Тема урока «Главные правила ОБЖ».

    Правила безопасности-это обязательные для исполнения действия, уменьшающие вредные последствия опасных ситуаций.

    Примеры правил и комментарий (разъяснение):

    Не зная броду, н суйся в воду;

    Предварительный просмотр:

    Главные правила ОБЖ

    (план-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе)

    Тема: «Главные правила ОБЖ».

    Цели и задачи урока:

    1)актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности;

  • Учебник «основы безопасности жизнедеятельности».
  • Видеомагнитофон-фрагменты записей из телепередач или новостей об опасных ситуациях (на 2-3 минуты).
  • Наглядные пособия-плакаты с правилами безопасности, по технике безопасности, фотографии, репродукции плакатов (по выбору учителя).
  • Не влезай, убьёт.

    • Организационный момент.
    • Актуализация тем урока. Повторение ключевых понятий.
    • Правила безопасности жизнедеятельности появились благодаря многовековому опыту воинов, охотников, спасателей, путешественников и просто обычных людей. Если бы люди всегда помнили и соблюдали эти правила, они намного реже оказывались в беде.

      Учитель просит учащихся сформулировать понятия: «безопасность», «опасность и опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация».

    • Проверка домашнего задания
    • Заслушать сообщения учащихся об опасных ситуациях, возникавших в их жизни. Попросить назвать, какие правила ОБЖ были нарушены (соблюдены) в этих ситуациях: неосторожность, неправильные действия, неумение защищаться от опасных факторов.
    • Выберите верное утверждение или наиболее полный ответ.
    • Безопасность-это состояние защищённости человека.
    • Безопасность-это состояние защищенности имущества человека.
    • Безопасность-это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды.
    • Опасная ситуация-неблагоприятная обстановка, в которой действуют только природные факторы, например изменения погоды.
    • Опасный фактор-неблагоприятный природный, социальный, техногенный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.
    • Продолжите утверждение, вставьте пропущенные слова.
    • В зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации подразделяю на природные, социально-биологические и …, … (социальные, техногенные).
    • Природные опасные факторы-это …, извержения вулканов, …, сели, оползни, …, …, засухи, …, заморозки, снежные и песчаные бури, …, гололед, болезни, распространяемые животными (чума, тиф, клещевой энцефалит, малярия и т.п.).
    • (Землетрясения, цунами, штормы, ураганы, морозы, наводнения.)

    • Техногенные, чаще социально-техногенные опасные факторы-это аварии или катастрофы с электро- и другой техникой, …, …, химические аварии. (Обвал здания, пожар.)
    • Социальные опасные факторы-это …, конфликтные, экономические, …, … (Криминальные, семейно-бытовые, военные.)
    • 4.Объяснение нового материала. Фронтальная беседа.

      Познакомить с правилами ОБЖ, подготовить их интеграцию с прежним материалом, подвести учащихся к пониманию важности соблюдения правил и рекомендаций.

      Знакомство с новыми понятиями-правило, принцип.

      Правила ОБЖ- рекомендации, выработанные практикой и наукой, сберегающие работоспособность, здоровье и безопасность в процессе труда, обучения, досуга, питания, сна и иных видов жизнедеятельности. Иногда правила называют словом принцип, что переводится как важное основное положение практики ил теории. Они отражают многовековой опыт и те знания, которые накопило человечество в борьбе за выживание. Знание правил и общих принципов помогут тебе, а значит, и твоим друзьям и родным уменьшить количество опасных ситуаций, травм и несчастий. А это значит, что усвоение правил ОБЖ позволит каждому сделать свою собственную и нашу общую жизнь счастливее и радостнее.

      Какие могут быть последствия невыполнения правил безопасности жизнедеятельности?

      Накопление нарушений и других опасных факторов повышает степень опасности и может перерасти в опасную ситуацию, а затем в опасное происшествие (аварию, катастрофу, преступление, травму, гибель человека, животного).

      Слезами горю не поможешь -гласит народная мудрость. Помочь себе может лишь тот, кто вовремя предупрежден о существующих опасностях, научиться их своевременно распознавать, «обходить стороной» либо уменьшать или преодолевать. Предупрежден-значит вооружен и защищен.

      С каждым может случиться неприятность. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет. Береженого Бог бережет. И первый шаг к предупреждению и преодолению опасностей- это изучение разных их видов, причин возникновения и рекомендаций по безопасному поведению.

    • Первичная проверка и закрепление знаний
    • Учащиеся обсуждают (анализируют) сюжет сказки «Золотой ключик», рассматривают примеры «неправильного» поведения Буратино:

      Обидел говорящего сверчка;

      Обманул папу Карло;

      Продал подарок папы Карло;

      Убежал из дома в страну Дураков;

      Не слушал советы Мальвины;

      Не учился хорошему;

      Поверил мошенникам Коту и Лисе.

      Заполнение таблицы «Правила безопасности» с текстом правил безопасности и пословиц (стр.13, 168-170 учебника).

      Изучай виды и причины опасностей — знание-сила.

      Учись предвидеть опасности всегда и везде – знал бы, где упасть-соломки подстелил бы.

      Составить в тетради таблицы правил безопасности в повседневной жизни.

      Вопросы для закрепления знаний.

    • Какие неприятные случаи с вами или знакомыми вам людьми можно было предотвратить, соблюдая правила безопасности.
    • Как появились правила безопасности, почему говорят, что они «написаны кровью» наших предков?
    • В чем ценность правил ОБЖ для каждого человека?
    • Домашнее задание.
    • Найти соответствующие пословицы и поговорки и закончить заполнение таблицы «Правила безопасности» (стр.12-13 и 168-170 учебника).
    • Подготовьте небольшой рассказ из жизни о последствиях нарушения правил безопасности в жилище.
    • Подготовьте рисунки-плакаты, напоминающие об опасностях и правилах ОБЖ.
    • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Урок на тему: «Вредные привычки. Курение». расчитан на возрастную группу детей 10-11 лет, соответствует их интересам, способностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный, с использова.

      Данный урок расчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развиваю.

      деление десятичной дроби на натуральное число. правила деления, решение примеров и задач.

      Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты» Цель: 1.Решение задач на проценты. 2.

      Обобщение понятия натурального числа, ввод понятия совершенных чисел,знакомство учащихся с числами-великанами, развитие у школьников логического мышления.

      тема: «Дорожная безопасность»Цели урока:Закрепить теоретические знания о правилах поведения на дороге.Отработать практические навыки безопасного поведения обучающихся как участников дорожного движения.

      2. Главные правила ОБЖ

      В жизни довольно часто с бедой оказываешься один на один, и приходится преодолевать её самому. Поэтому, попав в опасную ситуацию, человек должен уметь не теряться и найти путь к спасению. В такой ситуации кроме физических сил и упорства обязательно понадобятся знания об опасностях, о способах их преодоления и выживания.

      Опасные ситуации многообразны. Никто не знает заранее, когда и при каких обстоятельствах могут возникнуть неприятности или несчастья. Вот пример.

      Это произошло весной в пос. Опухлики Псковской области. У семиклассников местной школы урок рисования проходил на берегу красивого озера. Один школьник сорвал растение, похожее на петрушку. Промыв его корешок в воде, стал жевать. Его примеру последовали одноклассники. Оказалось, они жевали цикуту (вех) - очень ядовитое растение. В результате 16 школьников получили тяжёлое отравление, а одна девочка погибла.

      Часто опасности возникают именно в тот момент, когда их не ждёшь и не готов к их появлению.

      Бывает и так, что наши постоянные ошибочные действия приводят нас к опасной ситуации.

      Задача курса ОБЖ состоит в том, чтобы научить нас не допускать неразумных поступков, при встрече с опасностями действовать осмысленно и уверенно.

      • изучай виды и причины опасностей, умей распознавать их;
      • учись предвидеть опасные ситуации;
      • не допускай опасных ситуаций, избегай их, обходи опасные места, напрасно не рискуй;
      • не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях;
      • столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно;
      • обращайся за советом и помощью к родителям, специалистам;
      • выбирай самый безопасный способ действий;
      • в трудной ситуации борись за себя.
      • Эти правила ОБЖ появились благодаря опыту наших предков, отважных людей, военных, спасателей, пожарных, спортсменов, путешественников.

        Конечно, это не все правила безопасности. О некоторых других ты узнаешь в следующих разделах учебника.

        Главные правила ОБЖ

        На этом уроке мы поговорим о том, как важно знать основные правила ОБЖ. Уметь грамотно реагировать на опасные ситуации, защищать себя и свое имущество. А также о важности взаимопомощи.

        В жизни мы можем сталкиваться со сложными ситуациями. Каждая такая ситуация требует от нас напряжения как физических сил, так и психических. Но, кроме смелости, стойкости и ловкости, необходимо обладать знаниями, которые помогут избежать опасных ситуаций или справиться с ними, если избежать их не удалось.

        Важность соблюдения правил безопасности

        Все знают, что нужно соблюдать меры предосторожности при обращении с горючими материалами, тяжелыми предметами, открытым огнем.

        Этому нас учат еще с младенчества – мамы объясняют детям, что нельзя кушать незнакомые ягоды, нельзя играть со спичками, пользоваться газовыми и электроприборами (рис. 1).

        Рис. 1. Спички детям не игрушка (Источник)

        Во многих мультфильмах вы могли видеть, как герои не соблюдают элементарные правила безопасности и страдают от этого. Конечно, в мультфильмах герои мгновенно излечиваются, но мы понимаем, что в реальной жизни выздоровление займет много времени.

        Помните, что с предметами, потенциально представляющими опасность (химические вещества, горюче-смазочные материалы, взрывчатые вещества), следует быть аккуратными.

        Опасностей вокруг множество и предусмотреть их все невозможно. Примером может служить ситуация, произошедшая в с. Потаповка Белгородской области.

        Дети приехали отдыхать на лето к бабушкам. И кто-то из ребят предложил пойти в лес и устроить пикник (рис. 2). Пошли дети без взрослых. Один из ребят, собирая хворост, нашел грибы и решил, что будет неплохо самому покушать грибов и угостить друзей. Приготовив грибы на костре, ребята с аппетитом их съели, даже не подумав о том, что грибы могут быть ядовитыми. В итоге все шестеро попали в больницу с тяжелым отравлением. Благо, что обратились дети за помощью вовремя, поэтому жизни удалось сохранить всем.

        Рис. 2. Пикник в лесу (Источник)

        Опасности в лесу

        Наверное, все хотя бы раз в жизни были в лесу. Кто-то, возможно, даже живет у леса. Помимо красоты, которую можно созерцать в лесу, в нем таится еще множество опасностей.

        Например, одной из опасностей являются дикие животные. Если животных не провоцировать, то опасности не будет, но иногда провокация может произойти невольно. К примеру, вы нечаянно потревожили медведя или другого хищника, собирая ягоды или грибы (рис. 3).

        Рис. 3. Медведь в малиннике (Источник)

        В лесу нужно быть предельно осторожным. Кроме диких животных, в лесу есть опасность отравиться, если пробовать незнакомые ягоды или грибы.

        Опасность представляет также открытый огонь. За ним нужно следить, иначе можно пострадать самому и нанести непоправимый вред лесу.

        Часто опасные ситуации застают нас в тот момент, когда мы этого не ожидаем и не готовы к ним.

        Иногда опасные ситуации возникают из-за наших постоянных ошибочных действий.

        Поэтому каждый человек должен знать и выполнять главные правила ОБЖ.

        1. Изучай виды и причины опасностей

        2. Учись предвидеть их возникновение

        3. По возможности избегай опасных ситуаций, обходи опасные места, не рискуй без нужды

        Допустим, когда вы гуляете во дворе, поблизости может оказаться проезжая часть, открытый люк, неисправная горка или заброшенное здание. Помните, что около подобных объектов нужно быть предельно осторожным, а лучше отойти от них подальше, тогда риск будет сведен к минимуму.

        4. Не пугайся и не паникуй в трудных ситуациях

        5. При появлении опасности действуй решительно

        Если вы все же попали в трудную ситуацию, то стоит оценить степень опасности и подумать, как можно свести опасность к минимуму. Например, если вы застряли в лифте, паника будет только во вред, ведь так быстрее израсходуется воздух. Если же в лифте ты не один, то, возможно, придется помочь товарищам по несчастью (успокоить, оказать первую помощь), поэтому нужно быть решительным.

        6. Всегда обращайся за советом и помощью

        7. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных.

        Даже если ты хорошо осведомлен, как действовать в опасных ситуациях, нелишним будет обратиться за помощью к взрослым или специалистам, работой которых является спасение людей (рис. 4, 5). Пытаясь выйти из сложной ситуации, стоит выбирать самые безопасные пути, дабы не усугубить своего положения.

        Рис. 6. Возвращаясь домой поздно, будь осмотрителен (Источник)

        8. Активно борись (любыми законными способами) за свою жизнь, свои права, имущество. Если случилось так, что происходит покушение на твою жизнь, здоровье или имущество, ущемление твоих прав, ты обязан защищать свою жизнь, здоровье и имущество. Иначе безнаказанное зло может повториться или, того хуже, сделаться еще большим злом уже для другого человека.

        Важность самообороны

        Действительно, за свою жизнь и здоровье нужно бороться. Примером может служить история шестиклассницы Оли из Иркутска.

        Девочка возвращалась домой после школы. Подъезд был не освещен, девочка услышала шаги позади себя и почувствовала, что кто-то подошел к ней сзади (рис. 6).

        История могла бы закончиться трагически, ведь тот, кто подошел, был злоумышленником.

        К счастью, девочка не растерялась и применила свои умения – она уже несколько лет занималась тхэквондо (рис. 7). Она смогла на время обездвижить злоумышленника и позвать взрослых на помощь.

        Рис. 7. Учитесь самообороне (Источник)

        Эта история учит нас тому, что стоит держать себя в форме, заниматься спортом и знать хотя бы элементарные приемы самообороны.

        Будьте бдительны в опасных местах.

        Эти правила вырабатывались годами благодаря спасателям, известным путешественникам, отважным людям, военным, пожарным.

        Мы перечислили только основные правила. Конечно, их намного больше, но об этом речь будет идти уже на других уроках.

        Список литературы

    1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил. Поляков В.В., Кузнецов М.И. и др., под ред. Латчука В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. – 2012, 160 с.
    2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. – 2012, 191 с.

    Дополнительные р екомендова нные ссылки на ресурсы сети Интернет

    Домашнее задание

  • Ответьте на вопросы на стр. 10–11. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил.
  • Подумайте, какие могут быть последствия, если уйти из дому, не проверив, все ли электроприборы выключены.
  • * Сделайте иллюстрацию к самому важному, на ваш взгляд, правилу ОБЖ.
  • Главные правила обж

    Основы безопасности жизнедеятельности

    Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных.

    Жизнедеятельность человека, создание им в процессе развития индустриальной цивилизации комфортной искусственной среды обитания привели к возрастанию риска аварий и катастроф технических систем, к загрязнению и деградации естественной окружающей среды. Наличие в мире больших запасов ядерного оружия и других средств массового поражения людей, возрастание террористической угрозы приближает мир к опасной черте. Эти явления создали серьезные угрозы для жизни и здоровья человека, состояния генетического фонда людей. События, происходящие в мире, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

    Следует подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, формирования опыта безопасной жизнедеятельности.

    В директиве Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» указано на необходимость организовывать во всех коллективах и по месту жительства обучение граждан действиям в чрезвычайных ситуациях, на предусмотрение мер по созданию государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций в республике. Важнейшей составной частью системы общественной безопасности является обучение подрастающего поколения основам безопасной жизнедеятельности.

    Следует соблюдать эти нормы и правила безопасности поведения дома, на улице, в школе, на природе, в обществе и на производстве:

    Правила безопасного поведения во время зимних каникул

    1. Соблюдай правила дорожного движения.

    2. Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами.

    3. Соблюдай правила поведения в общественных местах.

    5. Остерегайся гололёда, во избежание падений и получения травм.

    6. Соблюдай правила безопасности на льду.

    8. Не играй с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами.

    9. Не употребляй лекарственные препараты без назначения врача, наркотики, спиртные напитки, не кури и не нюхай токсические вещества.

    1 0 . Не играй вблизи зданий, с крыш которых свисает снег и лёд.

    Правила поведения во время летних каникул

    4. Соблюдай правила личной безопасности на улице.

    5. Соблюдай правила безопасного поведения на воде летом.

    6. Соблюдай правила безопасного поведения в лесу.

    7. Соблюдай правила безопасности при обращении с животными.

    Безопасность труда на уроках производственного обучения

    Выполнение правил по технике безопасности поможет в значительной мере минимизировать вероятность травм на уроках производственного обучения. Но в первую очередь безопасность зависит от сознательности каждого отдельно взятого обучающегося. Каждый обучающийся на уроке производственного обучения должен неукоснительно соблюдать технику безопасности.

    Общие правила техники безопасности на уроках

    Приступать к обучению и работе с инструментами могут только обучающиеся, которые ознакомились с правилами техники безопасности на уроках производственного обучения

    Брать инструменты, использовать их, а также пользоваться станками можно только с разрешения мастера производственного обучения

    Приступая к урокам производственного обучения, обучающийся должен предварительно надеть все необходимые для каждого конкретного случая средства защиты (халат, головной убор, рукавицы, защитные очки и т.д.)

    Запрещено выполнять задания сломанным или поврежденным инструментом

    Рабочее место надо держать в чистоте, инструменты класть на место, мусор вовремя убирать

    На уроках производственного обучения запрещено использовать любой инвентарь не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других обучающихся или бросать инструменты

    Инструменты всегда надо держать так, чтобы самая опасная часть (острая) была направлена от себя

    В случае получения травмы немедленно прекратить работу и сообщить об этом мастеру производственного обучения

    По окончанию урока производственного обучения сдать весь инструмент, и привести в порядок рабочие места

    Техника безопасности на уроках производственного обучения при выполнении работы

    Перед началом обработки материала нужно правильно надеть спецодежду и средства защиты

    Перед тем как приступить к выполнению работы, необходимо проверить полное наличие необходимого инвентаря и удостовериться, что инструменты находятся в безопасном работоспособном состоянии. Их рукоятки должны быть без трещин, и плотно прилегать к основанию

    На верстаке все инструменты должны быть расположены в строго отведенных для этого местах. Ничего лишнего на верстаке быть не должно

    Запрещено останавливать движущиеся части станка руками, менять или поправлять режущие инструменты при включенном оборудовании

    Запрещено сильно наклоняться к станку, передавать через работающий станок предметы, измерять или трогать детали при работающем станке, класть на него посторонние предметы

    Категорически запрещено работать на станке с неисправным электрооборудованием или отсутствием заземления. При возникновении во время работы признаков неисправности (запах дыма, искры электропроводки, сбои двигателя и т.д.) немедленно отключить станок и сообщить мастеру производственного обучения

    Весь обрабатываемый материал должен быть надежно закреплен в соответствующих приспособлениях

    Если во время выполнения учебного задания был повреждён или сломан инструмент, то работу надо прекратить

    В процессе обработки и соединения материалов необходимо соблюдать особую осторожность при работе с ударным, режущим инструментом, клеем, острыми краями металла

    Нельзя сдувать стружку ртом или смахивать её рукой, используй для этого специальный инвентарь

    Правила безопасного поведения на дороге

    В жизни мы можем сталкиваться со сложными ситуациями. Каждая такая ситуация требует от нас напряжения как физических сил, так и психических. Но, кроме смелости, стойкости и ловкости, необходимо обладать знаниями, которые помогут избежать опасных ситуаций или справиться с ними, если избежать их не удалось.

    Важность соблюдения правил безопасности

    Все знают, что нужно соблюдать меры предосторожности при обращении с горючими материалами, тяжелыми предметами, открытым огнем.

    Этому нас учат еще с младенчества - мамы объясняют детям, что нельзя кушать незнакомые ягоды, нельзя играть со спичками, пользоваться газовыми и электроприборами (рис. 1).

    Рис. 1. Спички детям не игрушка ()

    Во многих мультфильмах вы могли видеть, как герои не соблюдают элементарные правила безопасности и страдают от этого. Конечно, в мультфильмах герои мгновенно излечиваются, но мы понимаем, что в реальной жизни выздоровление займет много времени.

    Помните, что с предметами, потенциально представляющими опасность (химические вещества, горюче-смазочные материалы, взрывчатые вещества), следует быть аккуратными.

    Опасностей вокруг множество и предусмотреть их все невозможно. Примером может служить ситуация, произошедшая в с. Потаповка Белгородской области.

    Дети приехали отдыхать на лето к бабушкам. И кто-то из ребят предложил пойти в лес и устроить пикник (рис. 2). Пошли дети без взрослых. Один из ребят, собирая хворост, нашел грибы и решил, что будет неплохо самому покушать грибов и угостить друзей. Приготовив грибы на костре, ребята с аппетитом их съели, даже не подумав о том, что грибы могут быть ядовитыми. В итоге все шестеро попали в больницу с тяжелым отравлением. Благо, что обратились дети за помощью вовремя, поэтому жизни удалось сохранить всем.

    Рис. 2. Пикник в лесу ()

    Опасности в лесу

    Наверное, все хотя бы раз в жизни были в лесу. Кто-то, возможно, даже живет у леса. Помимо красоты, которую можно созерцать в лесу, в нем таится еще множество опасностей.

    Например, одной из опасностей являются дикие животные. Если животных не провоцировать, то опасности не будет, но иногда провокация может произойти невольно. К примеру, вы нечаянно потревожили медведя или другого хищника, собирая ягоды или грибы (рис. 3).

    Рис. 3. Медведь в малиннике ()

    В лесу нужно быть предельно осторожным. Кроме диких животных, в лесу есть опасность отравиться, если пробовать незнакомые ягоды или грибы.

    Опасность представляет также открытый огонь. За ним нужно следить, иначе можно пострадать самому и нанести непоправимый вред лесу.

    Часто опасные ситуации застают нас в тот момент, когда мы этого не ожидаем и не готовы к ним.

    Иногда опасные ситуации возникают из-за наших постоянных ошибочных действий.

    Поэтому каждый человек должен знать и выполнять главные правила ОБЖ.

    1. Изучай виды и причины опасностей

    2. Учись предвидеть их возникновение

    3. По возможности избегай опасных ситуаций, обходи опасные места, не рискуй без нужды

    Допустим, когда вы гуляете во дворе, поблизости может оказаться проезжая часть, открытый люк, неисправная горка или заброшенное здание. Помните, что около подобных объектов нужно быть предельно осторожным, а лучше отойти от них подальше, тогда риск будет сведен к минимуму.

    4. Не пугайся и не паникуй в трудных ситуациях

    5. При появлении опасности действуй решительно

    Если вы все же попали в трудную ситуацию, то стоит оценить степень опасности и подумать, как можно свести опасность к минимуму. Например, если вы застряли в лифте, паника будет только во вред, ведь так быстрее израсходуется воздух. Если же в лифте ты не один, то, возможно, придется помочь товарищам по несчастью (успокоить, оказать первую помощь), поэтому нужно быть решительным.

    6. Всегда обращайся за советом и помощью

    7. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных.

    Рис. 4. Пожарные ()

    Рис. 5. Спасатели ()

    Даже если ты хорошо осведомлен, как действовать в опасных ситуациях, нелишним будет обратиться за помощью к взрослым или специалистам, работой которых является спасение людей (рис. 4, 5). Пытаясь выйти из сложной ситуации, стоит выбирать самые безопасные пути, дабы не усугубить своего положения.

    Рис. 6. Возвращаясь домой поздно, будь осмотрителен ()

    8. Активно борись (любыми законными способами) за свою жизнь, свои права, имущество. Если случилось так, что происходит покушение на твою жизнь, здоровье или имущество, ущемление твоих прав, ты обязан защищать свою жизнь, здоровье и имущество. Иначе безнаказанное зло может повториться или, того хуже, сделаться еще большим злом уже для другого человека.

    Важность самообороны

    Действительно, за свою жизнь и здоровье нужно бороться. Примером может служить история шестиклассницы Оли из Иркутска.

    Девочка возвращалась домой после школы. Подъезд был не освещен, девочка услышала шаги позади себя и почувствовала, что кто-то подошел к ней сзади (рис. 6).

    История могла бы закончиться трагически, ведь тот, кто подошел, был злоумышленником.

    К счастью, девочка не растерялась и применила свои умения - она уже несколько лет занималась тхэквондо (рис. 7). Она смогла на время обездвижить злоумышленника и позвать взрослых на помощь.

    Рис. 7. Учитесь самообороне ()

    Эта история учит нас тому, что стоит держать себя в форме, заниматься спортом и знать хотя бы элементарные приемы самообороны.

    Будьте бдительны в опасных местах.

    Эти правила вырабатывались годами благодаря спасателям, известным путешественникам, отважным людям, военным, пожарным.

    Мы перечислили только основные правила. Конечно, их намного больше, но об этом речь будет идти уже на других уроках.

    Список литературы

    1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил. Поляков В.В., Кузнецов М.И. и др., под ред. Латчука В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 160 с.
    2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 191 с.

    Дополнительные р екомендова нные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Boxing-do.com ().
    2. Medestetik.ru ().
    3. Uroki-online.com ().

    Домашнее задание

    1. Ответьте на вопросы на стр. 10-11. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил.
    2. Подумайте, какие могут быть последствия, если уйти из дому, не проверив, все ли электроприборы выключены.
    3. * Сделайте иллюстрацию к самому важному, на ваш взгляд, правилу ОБЖ.

    Изучается в общеобразовательных учреждениях. Он способствует формированию у детей навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения оказывать первую помощь.

    Для чего необходимо изучать ОБЖ?

    Некоторые родители, заглянув в дневники своих детей, удивляются, поскольку не знают, что такое ОБЖ в школе. Это предмет, призванный обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности. Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий или природного характера. В рамках этого предмета дети получают элементарные знания об обороне государства, воинской обязанности мужчин.

    Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Школьники должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение. В результате изучения этого предмета дети знают, насколько важно заниматься спортом. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний. Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.

    Программа ОБЖ в школе

    Когда эти полезные знания начали преподавать детям? В 1991 году был введен предмет ОБЖ в школе. Он призван обучить школьников основным правилам безопасности, умению распознавать оценивать их.

    В соответствии с требованиями Министерства образования, программа ОБЖ в школе включает несколько больших тематических разделов. Прежде всего, школьники знакомятся с понятием «безопасность» и изучают правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

    Следующий тематический блок включает в себя получение медицинских знаний. Школьники имеют возможность получить информацию о проблемах с основными системами внутренних органов, об особенностях профилактики широко распространенных заболеваний. Зная, что такое ОБЖ, в школе или дома дети могут оказать себе помощь в случае возникновения первых болезненных симптомов.

    Далее школьники изучают основы здорового образа жизни. В рамках этого блока дети могут узнать, как организовывать свой день, чтобы прожить максимально долго. Учитель должен объяснить школьникам особенности организации спортивных занятий, правильного питания.

    После этого изучается современный комплекс проблем безопасности глобального масштаба. Речь идет об экологических катастрофах, демографическом кризисе, ядерной безопасности мира. Рассмотрение всех этих вопросов влияет на дальнейшую жизнь всего человечества. В соответствии с требованиями государства, программа ОБЖ в школе заканчивается ознакомлением с основами военной службы. Эта тема актуальна, так как каждый мальчик - будущий мужчина, защитник отечества.

    Преподавание ОБЖ в начальной школе

    Согласно образовательным программам, изучение ОБЖ в школе начинается в начальной школе. На данный момент в младших классах нет отдельного предмета о безопасности человека. Начальные знания из этой области малыши получают во время изучения предмета «Окружающий мир» и проведения внеклассных мероприятий. Младшие школьники должны узнать об основных правилах дорожного движения, пожарной безопасности. Они обязаны научиться пользоваться бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Малыши должны знать, что такое ОБЖ в школе.

    Усвоение материала должно осуществляться при помощи зрительных рецепторов. Дети хорошо запоминают информацию, представленную в виде таблиц, картин, мультимедийной презентации. Полезно демонстрировать ребятам фильмы. В начальной школе можно пользоваться CD-дисками и аудиокассетами.

    Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

    Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция. Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы. Однако такой материал может подаваться только в старших классах.

    В рамках беседы учитель может актуализировать знания детей, полученные ранее. Эта форма работы предполагает большую активность учеников. Она обеспечивает высокую степень усвоения материала. В школе часто используется Тогда под руководством учителя школьники могут самостоятельно прийти к раскрытию свойств того или иного явления или процесса.

    Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.

    Практические методы изучения ОБЖ

    Для тех, кто не знает, что такое ОБЖ в школе, необходимо понимать, что главная цель этого предмета - научить детей правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому необходимо использовать практические методы. Школьники должны отрабатывать полученные навыки. Для этого нужно решать ситуативные задачи. В учебниках по ОБЖ обязательно есть задачи, для решения которых нужно расписать алгоритм правильного поведения человека в той или иной ситуации. Например, при землетрясении, наводнении.

    Практические методы можно использовать на занятиях во время изучения тематического раздела, касающегося медицины. Ученики могут прямо на уроках пробовать делать перевязку, накладывать шину.

    Оборудование кабинета ОБЖ в школе

    Для успешного усвоения учениками основ безопасности жизнедеятельности кабинет для занятий должен быть качественно оформлен. В частности, оборудование кабинета ОБЖ в школе должно включать в себя компьютер с проекционной доской. Это поможет активно использовать наглядность: схемы, таблицы, фотографии, фильмы. Для уроков, на которых рассматриваются основы гражданской обороны, необходимо использовать противогаз, автомат для сборки и разборки.

    В идеале кабинет ОБЖ должен содержать специальное оборудование, представляющее собой макет человека. На нем можно наглядно демонстрировать правила оказания первой медицинской помощи. Использование такого современного оборудования поможет не только понятно объяснить ученикам, как оказывать помощь человеку, но и отточить практические навыки.

    Оформление информационных стендов

    В кабинете ОБЖ должны быть информационные стенды, дающие четко понять, что такое ОБЖ в школе. Информация может быть представлена в яркой интересной форме. Человек, переступающий порог кабинета, должен сразу же обращать внимание на стенды. На них можно представить основные сведения о правилах дорожного движения, особенностях поведения в той или иной ситуации. Подавать необходимо самую важную информацию, без усвоения которой невозможно изучение основ безопасности жизнедеятельности. Представленные сведения должны полностью соответствовать действующему законодательству.

    Изучение ОБЖ - залог безопасности школьников

    Учителям важно подходить к преподаванию ОБЖ со всей ответственностью, поскольку от этого предмета зависит жизнь учеников. Основы способны уберечь детей от многих проблем в будущем. Поэтому уроки должны быть максимально интересными, чтобы дети с удовольствием подходили к изучению данного предмета. Это поможет им качественно усваивать знания в рамках учебного процесса, интересоваться глобальными проблемами, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Следовательно, изучение ОБЖ должно помочь обеспечить безопасность не только отдельно взятого человека, но и Вселенной. Об этом следует помнить.