Уход за ногами

Митрополит курский и рыльский ювеналий. Схимитрополит Ювеналий: «Призван к служению Церкви

Митрополит курский и рыльский ювеналий. Схимитрополит Ювеналий: «Призван к служению Церкви
Дата рождения: 29 апреля 1929 г. Страна: Россия Биография:

Родился 29 апреля 1929 г. на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского р-на Ростовской обл. в благочестивой казачьей семье Алексея и Ульяны Тарасовых.

В 1949 г. окончил семь классов школы рабочей молодежи г. Шахты Ростовской обл. и поступил в Саратовскую духовную семинарию.

В 1953 г. окончил семинарию и 2 августа того же года митрополитом Ростовским Вениамином (Федченковым) рукоположен во диакона, а 4 августа тем же владыкой рукоположен в Ростове во пресвитера и назначен в г. Шахты к Михаило-Архангельскому молитвенному дому.

С августа 1955 г. ― священник молитвенного дома в честь Покрова Божией Матери в г. Новошахтинске.

В марте 1958 г. назначен настоятелем Вознесенского молитвенного дома г. Шахты.

С 1962 г. ― священник Георгиевского храма хутора Киреевки Ростовской обл.

Образование:

1953 г. ― Саратовская духовная семинария.

1966 г. ― Московская духовная академия (заочно).

Научные труды, публикации:

Речь при наречении во епископа Воронежского и Липецкого 15 ноября 1975 г. ЖМП. 1976, № 2, с. 6-7.

Награды:

Церковные:

  • 2009 г. — прп. Серафима Саровского I ст.

Почетный гражданин Курска и Курской области, обладатель множества церковных и правительственных наград.

Схимитрополит Ювеналий (Тарасов): Вера в Бога и доброе отношение к людям — это и есть высшая правда и высшее состояние души

13 января 2013 года на 84-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни отошел ко Господу великий старец и подвижник благочестия схимитрополит Ювеналий (Тарасов).

Памяти владыки посвящена статья редактора газеты «Курские епархиальные ведомости» Людмилы Штукиной.

Владыка Ювеналий родился (в миру Спиридон Алексеевич Тарасов) 29 апреля 1929 года в крестьянской казачьей семье на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского района Ростовской области. У Алексея и Ульяны Тарасовых уже подрастали трое сыновей — Николай, Михаил и Андрей. Вскоре после рождения близнецов, Спиридона и Вениамина, семья переехала в город Шахты Ростовской области. На лето мальчишек отправляли к бабушке на хутор. Жнитва, заготовка сена в колхозе не обходились без младших Тарасовых. Они и скирдовали, и помогали хлеба обмолачивать, и зерно на ток возили.

В октябре 1937 года старшего Тарасова — проходчика шахты — арестовали, а четверых младших его сыновей как детей врага народа исключили из школы. Так, накануне зимы они оказались на хуторе у бабушки. Татьяна Андреевна пела в церковном хоре, у нее был красивый голос. Восьмилетний Спиридон стал пономарить в сельском храме. В 1939 году этот храм закрыли, а потом снесли. Но Спиридон из Церкви не ушел, подвизался келейником у настоятеля храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в городе Шахты архимандрита Порфирия (Давиденко), который был рукоположен во священника самим Патриархом Тихоном. «Арестовали и расстреляли моего отца, — вспоминал впоследствии владыка. — Мать осталась одна с пятью детьми на руках. На хуторе нельзя было жить и пришлось переехать в Шахты. Я помню, как учителя на уроках толковали об атеизме, а потом просили, чтобы я отвел их ночью к священнику причаститься. Я помню войну, как отступали наши войска. Помню наших солдат, в каком тяжелом состоянии они были, как жалобно просили хлеба. И помню, как возвращались наши солдаты-освободители. Это было грозное воинство. Они говорили: мы теперь победим, потому что открыли наши церкви, и Господь помогает нам». Спиридон вместе с братом Веней трудился в шахте. Весной 1945 года в их семью после расстрела отца и гибели брата Михаила в боях за курский город Тим пришла новая страшная беда — трагически погиб в шахте 16-летний Вениамин, а в бою за освобождение Берлина отдал свою жизнь средний брат Андрей.

Спиридона Тарасова по благословению отца Порфирия епископ Сергий (Ларин) решил направить на учебу в Саратовскую духовную семинарию. Предложение для Спиридона было неожиданным: в роду Тарасовых священников не было. После учебы он вернулся в родной город Шахты и 2 августа 1953 года был рукоположен митрополитом Ростовским Вениамином (Федченковым) во диакона, а через два дня во пресвитера. Молодого пастыря направили служить в Михайло-Архангельский молитвенный дом города Шахты. В хрущевские времена отец Спиридон был снят с регистрации на этом приходе, то есть уволен, но он не допустил закрытия храма. Угрозы, оскорбления, попытки расправиться физически, раздавить морально — все это пережил в те времена отец Спиридон. Но не за себя, а за свою паству, за оставшихся, как овцы без пастыря, верующих людей переживал он. Досталось и его домашним. Матушка Лидия не смогла больше жить со своим супругом-священником и ушла из семьи. Отец Спиридон понимал, что далеко не каждый способен нести мученический крест, для этого нужна крепкая вера. Еще одно тяжелое испытание перенес отец Спиридон в Шахтах, где от него требовали отречения от сана. Он вспоминает, как по 12 часов подряд его допрашивали, предлагая «добровольно» признать себя безбожником. «Иногда казалось, что я сойду с ума. Но Господь и тут не оставил меня, дал силы вынести и это испытание», — рассказывал он.

Дочь владыки Ювеналия, Нина Спиридоновна, живущая в Воронеже, вспоминает: «Папа один воспитывая нас с братом Михаилом, все делал сам: и стирал, и готовил, и убирал в доме, и управлялся с большим хозяйством — утки, куры, поросенок всегда у нас были. Знаете, не всякая хозяйка может испечь такие вкусные пироги с маком и курагой, хворост, как папа. У него блины получались тонкие, как батистовый платочек, а домашние колбасы и окорок — просто объедение... Бабушка Ульяна, его мама, была смертельно больна, отец заботливо ухаживал за ней. Бабушка очень любила цветы, выращивала георгины, вербены, вербочки, летуньи, гладиолусы, олеандры, ирисы, петушки... Любила ходить в храм непременно с букетом цветов. Она умирала в феврале и очень горевала, что смерть к ней пришла зимой, когда нет ее любимых цветов. Папа купил тогда в оранжерее много разных цветов, чтобы выстлать ими промерзшую зимнюю дорогу, провожая свою маму в последний путь».

Постепенно отец Спиридон пришел к мысли о монашестве, в этом он чувствовал свое предназначение.

26 июня 1968 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Платон (Лобанков) совершил монашеский постриг отца Спиридона. Он получил имя Ювеналий в честь святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского. В начале 1970 года отец Ювеналий был назначен настоятелем Успенского кафедрального собора Пензы и нес послушание члена Епархиального совета и благочинного церквей округа. В ноябре 1975 года избран епископом Воронежским и Липецким. Ту Божественную литургию 16 ноября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Ленинграда, за которой митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) совершил хиротонию архимандрита Ювеналия во епископа Воронежского и Липецкого, владыка помнил особо. Слова митрополита Никодима, произнесенные им по окончании Литургии, он старался воплощать в жизнь каждый день, неся архиерейское служение. «Являясь апостольскими преемниками, мы обязаны исполнить тот же апостольский долг — учить словом во всех проявлениях жизни. Но людям нужно не только слышать доброе слово, они хотят видеть доброе дело. И всякое твое учительское слово да будет подкрепляемо постоянным примером личной жизни твоей. С сугубым вниманием следи за собой, чтобы ничто в твоей жизни не было соблазном и камнем преткновения для вверенных твоему попечению. Не ищи ни личных благ, ни удобств, ни человеческой славы», — так напутствовал молодого епископа митрополит Никодим.

Где бы ни служил владыка Ювеналий — сначала на Воронежской и Липецкой кафедре (1975-1982 гг.), а затем на Иркутской и Читинской (1982-1984 гг.) — везде оставался самим собой: энергичным, деятельным, не знающим усталости и покоя, радеющим о Церкви и ее пастве больше, чем о себе. Он никогда не чурался грязной работы. С недоумением смотрели на нового правящего архиерея некоторые священники, когда видели в его руках лопату или косу. Один раз его спросили: «Владыка, мы знаем, что вы сами кирпичи таскаете, мусор носите, в земле копаетесь и коней чистите, а не унижает ли это ваше епископство, нашу епархию»? Владыка Ювеналий ответил со свойственной ему прямотой: «Церковь больше унижаете вы, когда не трудитесь и тем самым являете собой трутня улья. Из истории мы знаем, что многие Патриархи и скот пасли, и молотили, и косили, и землю обихаживали. Апостол Павел сам корзинки плел, палатки делал и говорил, что никто не упрекнет его в том, что он чужой хлеб ест».

Однажды, еще до перевода из Воронежа в Иркутск владыка серьезно болел, лежал в больнице с приступами стенокардии и решил там, что по состоянию здоровья уже отойдет от активной деятельности. Однако когда приехал в Сибирь и увидел, что дел тут невпроворот, сразу забыл о своем обещании. Куда владыку не переводили, везде он старался быстрее узнать обычаи местности, познакомиться поближе с паствой. Его усердное служение до сих пор вспоминают в Сибири. Границы его епархии тогда были просто необъятны — Якутия, Дальний Восток, Находка, Бурятия, Камчатка, Владивосток. Владыка Ювеналий объездил весь Приморский край, успевал после всенощной добраться к Литургии на другой конец епархии, ехал с проповедью Христа в такие глухие места, что был случай, когда по дороге вдоль Уссурийской тайги за его автомобилем бежал тигр.

26 декабря 1984 года владыка Ювеналий был назначен архиепископом Курским и Белгородским. За более чем 20 лет своего служения на Курской кафедре он открыл десятки православных храмов, возродил жизнь во многих монастырях, основал новые обители. Много трудов потребовалось архиепископу для возвращения Церкви некогда знаменитого на всю Россию Знаменского кафедрального собора, переоборудованного в советские годы под кинотеатр «Октябрь». В 1989 году мало кто верил, что служители Церкви способны будут преобразить изуродованную, оскверненную за годы безбожия святую землю, где была явлена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. В Курской области были возрождены все старинные обители: Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Рыльский Свято-Николаевский, Горнальский Свято-Николаевский, Свято-Троицкий монастыри. Основан женский монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери. Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, имеющий давнюю историю, в начале 90-х годов прошлого века был разрешен властями только по территории Коренной пустыни, затем — до села Долгое, отстоящего от монастыря на один километр. Ныне многотысячный крестный ход в девятую пятницу по Пасхе с молитвами провожает образ Заступницы от Знаменского мужского монастыря Курска до Коренной пустыни, а это около 30 километров.

Большая исследовательская, поисковая работа, благословленная владыкой Ювеналием, предшествовала второму обретению мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского в 1991 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II торжественно перенес их тогда из Санкт-Петербурга через Курск в Белгород. Важнейшем событием в жизни курского края стало открытие Курской духовной семинарии и православной гимназии, а также принятая губернатором Александром Руцким вместе с архиепископом Ювеналием программа факультативного изучения предмета «Основы православной культуры». Впервые в России этот предмет был введен в курских школах. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 февраля 2000 года владыка Ювеналий был возведен в сан митрополита. 17 августа 2004 года постановлением Священного Синода архиерей был почислен на покой по состоянию здоровья. В том же году принял великую схиму.

Схимитрополит Ювеналий — почетный гражданин Курска и Курской области, обладатель многих высоких церковных и государственных наград. Живя на покое в Курске, владыка Ювеналий преподал пастве немало уроков любви к Богу и людям, примеров благочестия и истинного христианского смирения. «В своей жизни я дорожил тем, что я — верующий человек и при всех испытаниях, которые мне были ниспосланы, сохранил веру в Бога, — признавался владыка Ювеналий. — Второе, я сохранил верность и уважение всем тем людям, которые достойно ведут себя в звании человека, и, конечно, надо иметь снисхождение к тем, кто согрешает, мы ведь все ошибаемся. В жизни нужно хранить правду, то есть чистоту совести, пусть из-за нее мы страдаем, все равно, правда в конце концов торжествует. Правдивость побеждает всякую ложь. Но ее нужно вначале обрести, быть твердым и отстаивать ее всегда, пусть это будет стоить нам самой жизни. Вера в Бога и доброе отношение к людям — это и есть высшая правда и высшее состояние души человека, и в этом не должно быть сомнений. Меня часто спрашивают, каким должен быть сегодня настоящий священник, ведь наша страна уже не та, что была прежде, и в России пришло время "новых русских". А я всегда отвечаю: нам крепко надо держаться православных традиций, мы должны быть "старыми", хотя и не закрытыми от новых добрых веяний. Ведь Христос, перед Которым мы со своей паствой каждый день предстоим, — вчера, нынче и завтра один и тот же».

Да упокоит Всемилостивый Господь душу новопреставленного схимитрополита Ювеналия в селениях праведных и сотворит ему вечную память!

Ювеналий, схимитрополит Курский и Рыльский (в миру Спиридон Алексеевич Тарасов; 29 апреля 1929, хутор Большемечетный, Семикаракорский район, Ростовская область – 13 января 2013, Курск)

Родился 29 апреля 1929 года на хуторе Большемечетном Семикаракорского района Ростовской области в семье крестьян.

C апреля 1944 года он вместе с братом Вениамином работал на шахте, одновременно учась в вечерней школе рабочей молодежи. После службы в рядах Советской Армии работал забойщиком скота.

В 1953 году окончил Саратовскую духовную семинарию и был 2 августа того же года митрополитом Ростовским и Новочеркасским Вениамином рукоположен во диакона, а 4 августа тем же преосвященным рукоположен в Ростове во пресвитера и назначен в город Шахты к Михаило-Архангельскому молитвенному дому.

С 1953 по 1962 года служил в молитвенных домах городов Шахты и Новошахтинск Ростовской области, с 1962 года – в храме Святого Великомученика Георгия Победоносца на хуторе Киреевка, с 1967 года – в Михаило-Архангельском молитвенном доме в городе Шахты.

26 июня 1968 года в Троице-Сергиевой Лавре наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) пострижен в монашество с именем Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

В 1969 году возведен в сан игумена; с января 1970 года – настоятель Успенского кафедрального собора в г. Пензе, член епархиального совета и благочинный 1-го округа Пензенской епархии.

11 ноября 1975 года постановлением Священного Синода архимандрит Ювеналий был назначен епископом Воронежским и Липецким. Возведен в сан архимандрита.

16 ноября 1975 года за Божественной литургией состоялась архиерейская хиротония. Хиротонию возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) в сослужении епископов Пензенского и Саранского Мелхиседека (Лебедева), Калининского и Кашинского Гермогена (Орехова), Вологодского и Великоустюжского Дамаскина (Бодрого) и Тихвинского Мелитона (Соловьева).

16 июля 1982 года постановлением Священного Синода назначен архиепископом Иркутским и Читинским и временно управляющим Хабаровской епархией.

26 декабря 1984 года постановлением Священного Синода назначен архиепископом Курским и Белгородским. С 22-23 февраля 1993 года именуется «Курский и Рыльский».

Указом от 25 февраля 2000 года патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведен в сан митрополита.
При владыке Ювеналии в Курской епархии были вновь открыты Курская Коренная пустынь, Горнальский Свято-Николаевский монастырь, Рыльский Свято-Николаевский монастырь, Свято-Троицкий монастырь, множество храмов, основаны Золотухинский женский монастырь и обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1990 году стоял у истоков возрождения Курской духовной семинарии. В 2001 году назначен ее ректором. Неоднократно участвовал в радиопередачах с архипастырским словом.

Постановлением губернатора Курской области от 31 мая 2004 года №251 ему присвоено звание почетного гражданина Курской области.

В 2004 году подал прошение о почислении на покой в связи с достижением 75-летия. 17 августа 2004 года постановлением Священного Синода почислен на покой по состоянию здоровья с выражением благодарности за понесенные долголетние архипастырские труды по возрождению Курской епархии, ее приходской и монашеской жизни, и с освобождением от должности ректора Курской духовной семинарии.

В том же году тайно принял великую схиму с именем Иувеналий в честь священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского, о чем сообщил 30 августа на официальном прощании с паствой своей бывшей епархии.
Скончался рано утром 13 января 2013 года после тяжелой продолжительной болезни.

15 января 2013 года в Знаменском кафедральном соборе города Курска состоялось отпевание схимитрополита Ювеналия. Похоронен владыка в ограде Знаменского собора.

Родился владыка Ювеналий (в миру Спиридон Алексеевич Тарасов) 29 апреля 1929 года в крестьянской казачьей семье на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского района Ростовской области. У Алексея и Ульяны Тарасовых уже подрастали трое сыновей — Николай, Михаил и Андрей. Вскоре после рождения близнецов, Спиридона и Вениамина, семья переехала в город Шахты Ростовской области. На лето мальчишек отправляли к бабушке на хутор. Жнитва, заготовка сена в колхозе не обходились без младших Тарасовых. Они и скирдовали, и помогали хлеба обмолачивать, и зерно на ток возили.

В октябре 1937 года старшего Тарасова — проходчика шахты — арестовали, а четверых младших его сыновей как детей врага народа исключили из школы. Так, накануне зимы они оказались на хуторе у бабушки. Татьяна Андреевна пела в церковном хоре, у неё был красивый голос. Восьмилетний Спиридон стал пономарить в сельском храме.

В 1939 году этот храм закрыли, а потом снесли. Но Спиридон из Церкви не ушел, подвизался келейником у настоятеля храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в городе Шахты архимандрита Порфирия (Давиденко), который был рукоположен во священника самим Патриархом Тихоном.

«Арестовали и расстреляли моего отца, — вспоминал впоследствии владыка. — Мать осталась одна с пятью детьми на руках. На хуторе нельзя было жить и пришлось переехать в Шахты. Я помню, как учителя на уроках толковали об атеизме, а потом просили, чтобы я отвел их ночью к священнику причаститься. Я помню войну, как отступали наши войска. Помню наших солдат, в каком тяжелом состоянии они были, как жалобно просили хлеба. И помню, как возвращались наши солдаты-освободители. Это было грозное воинство. Они говорили: мы теперь победим, потому что открыли наши церкви, и Господь помогает нам».

Спиридон вместе с братом Веней трудился в шахте. Весной 1945 года в их семью после расстрела отца и гибели брата Михаила в боях за курский город Тим пришла новая страшная беда — трагически погиб в шахте 16-летний Вениамин, а в бою за освобождение Берлина отдал свою жизнь средний брат Андрей.

Спиридона Тарасова по благословению отца Порфирия епископ Сергий (Ларин) решил направить на учебу в Саратовскую духовную семинарию. Предложение для Спиридона было неожиданным: в роду Тарасовых священников не было. После учебы он вернулся в родной город Шахты и 2 августа 1953 года был рукоположен митрополитом Ростовским Вениамином (Федченковым) во диакона, а через два дня во пресвитера. Молодого пастыря направили служить в Михайло-Архангельский молитвенный дом города Шахты.

В хрущевские времена отец Спиридон был снят с регистрации на этом приходе, то есть уволен, но он не допустил закрытия храма. Угрозы, оскорбления, попытки расправиться физически, раздавить морально — всё это пережил в те времена отец Спиридон. Но не за себя, а за свою паству, за оставшихся, как овцы без пастыря, верующих людей переживал он. Досталось и его домашним. Матушка Лидия не смогла больше жить со своим супругом-священником и ушла из семьи. Отец Спиридон понимал, что далеко не каждый способен нести мученический крест, для этого нужна крепкая вера.

Еще одно тяжелое испытание перенес отец Спиридон в Шахтах, где от него требовали отречения от сана. Он вспоминает, как по двенадцать часов подряд его допрашивали, предлагая «добровольно» признать себя безбожником. «Иногда казалось, что я сойду с ума. Но Господь и тут не оставил меня, дал силы вынести и это испытание», — рассказывал он.

Дочь владыки Ювеналия, Нина Спиридоновна, живущая в Воронеже, вспоминает: «Папа один воспитывая нас с братом Михаилом, всё делал сам: и стирал, и готовил, и убирал в доме, и управлялся с большим хозяйством — утки, куры, поросенок всегда у нас были. Знаете, не всякая хозяйка может испечь такие вкусные пироги с маком и курагой, хворост, как папа. У него блины получались тонкие, как батистовый платочек, а домашние колбасы и окорок — просто объедение... Бабушка Ульяна, его мама, была смертельно больна, отец заботливо ухаживал за ней. Бабушка очень любила цветы, выращивала георгины, вербены, вербочки, летуньи, гладиолусы, олеандры, ирисы, петушки... Любила ходить в храм непременно с букетом цветов. Она умирала в феврале и очень горевала, что смерть к ней пришла зимой, когда нет её любимых цветов. Папа купил тогда в оранжерее много разных цветов, чтобы выстлать ими промерзшую зимнюю дорогу, провожая свою маму в последний путь».

Постепенно отец Спиридон пришел к мысли о монашестве, в этом он чувствовал свое предназначение. 26 июня 1968 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Платон (Лобанков) совершил монашеский постриг отца Спиридона. Он получил имя Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

В начале 1970 года отец Ювеналий был назначен настоятелем Успенского кафедрального собора Пензы и нес послушание члена Епархиального совета и благочинного церквей округа. В ноябре 1975 года избран епископом Воронежским и Липецким. Ту Божественную литургию 16 ноября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры Ленинграда, за которой митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) совершил хиротонию архимандрита Ювеналия во епископа Воронежского и Липецкого, владыка помнил особо. Слова митрополита Никодима, произнесенные им по окончании литургии, он старался воплощать в жизнь каждый день, неся архиерейское служение. «Являясь апостольскими преемниками, мы обязаны исполнить тот же апостольский долг — учить словом во всех проявлениях жизни. Но людям нужно не только слышать доброе слово, они хотят видеть доброе дело. И всякое твое учительское слово да будет подкрепляемо постоянным примером личной жизни твоей. С сугубым вниманием следи за собой, чтобы ничто в твоей жизни не было соблазном и камнем преткновения для вверенных твоему попечению. Не ищи ни личных благ, ни удобств, ни человеческой славы», — так напутствовал молодого епископа митрополит Никодим.

Где бы ни служил владыка Ювеналий — сначала на Воронежской и Липецкой кафедре (1975-1982 гг.), а затем на Иркутской и Читинской (1982-1984 гг.) — везде оставался самим собой: энергичным, деятельным, не знающим усталости и покоя, радеющим о Церкви и её пастве больше, чем о себе. Он никогда не чурался грязной работы. С недоумением смотрели на нового правящего архиерея некоторые священники, когда видели в его руках лопату или косу. Один раз его спросили: «Владыка, мы знаем, что вы сами кирпичи таскаете, мусор носите, в земле копаетесь и коней чистите, а не унижает ли это ваше епископство, нашу епархию»? Владыка Ювеналий ответил со свойственной ему прямотой: «Церковь больше унижаете вы, когда не трудитесь и тем самым являете собой трутня улья. Из истории мы знаем, что многие патриархи и скот пасли, и молотили, и косили, и землю обихаживали. Апостол Павел сам корзинки плёл, палатки делал и говорил, что никто не упрекнет его в том, что он чужой хлеб ест».

Однажды, еще до перевода из Воронежа в Иркутск владыка серьезно болел, лежал в больнице с приступами стенокардии и решил там, что по состоянию здоровья уже отойдет от активной деятельности. Однако когда приехал в Сибирь и увидел, что дел тут невпроворот, сразу забыл о своём обещании.

Куда владыку не переводили, везде он старался быстрее узнать обычаи местности, познакомиться поближе с паствой. Его усердное служение до сих пор вспоминают в Сибири. Границы его епархии тогда были просто необъятны — Якутия, Дальний Восток, Находка, Бурятия, Камчатка, Владивосток. Владыка Ювеналий объездил весь Приморский край, успевал после Всенощной добраться к Литургии на другой конец епархии, ехал с проповедью Христа в такие глухие места, что был случай, когда по дороге вдоль Уссурийской тайги за его автомобилем бежал тигр.

26 декабря 1984 года владыка Ювеналий был назначен архиепископом Курским и Белгородским. За более чем двадцать лет своего служения на Курской кафедре он открыл десятки православных храмов, возродил жизнь во многих монастырях, основал новые обители. Много трудов потребовалось архиепископу для возвращения Церкви некогда знаменитого на всю Россию Знаменского кафедрального собора, переоборудованного в советские годы под кинотеатр «Октябрь».

В 1989 году мало кто верил, что служители Церкви способны будут преобразить изуродованную, оскверненную за годы безбожия святую землю, где была явлена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная.

В Курской области были возрождены все старинные обители: Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Рыльский Свято-Николаевский, Горнальский Свято-Николаевский, Свято-Троицкий монастыри. Основан женский монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери.

Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, имеющий давнюю историю, в начале 90-х годов прошлого века был разрешен властями только по территории Коренной пустыни, затем — до села Долгое, отстоящего от монастыря на один километр. Ныне многотысячный крестный ход в девятую пятницу по Пасхе с молитвами провожает образ Заступницы от Знаменского мужского монастыря Курска до Коренной пустыни, а это около 30 километров.

Большая исследовательская, поисковая работа, благословленная владыкой Ювеналием, предшествовала второму обретению мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского в 1991 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II торжественно перенес их тогда из Санкт-Петербурга через Курск в Белгород.

Важнейшем событием в жизни курского края стало открытие Курской духовной семинарии и православной гимназии, а также принятая губернатором Александром Руцким вместе с архиепископом Ювеналием программа факультативного изучения предмета «Основы православной культуры». Впервые в России этот предмет был введен в курских школах.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 февраля 2000 года владыка Ювеналий был возведен в сан митрополита. 17 августа 2004 года постановлением Священного Синода архиерей был почислен на покой по состоянию здоровья. В том же году принял великую схиму.

Схимитрополит Ювеналий — почетный гражданин Курска и Курской области, обладатель многих высоких церковных и государственных наград.

Живя на покое в Курске, владыка Ювеналий преподал пастве немало уроков любви к Богу и людям, примеров благочестия и истинного христианского смирения. «В своей жизни я дорожил тем, что я — верующий человек и при всех испытаниях, которые мне были ниспосланы, сохранил веру в Бога, — признавался владыка Ювеналий. — Второе, я сохранил верность и уважение всем тем людям, которые достойно ведут себя в звании человека, и, конечно, надо иметь снисхождение к тем, кто согрешает, мы ведь все ошибаемся.

В жизни нужно хранить правду, то есть чистоту совести, пусть из-за неё мы страдаем, всё равно, правда в конце концов торжествует. Правдивость побеждает всякую ложь. Но её нужно вначале обрести, быть твердым и отстаивать её всегда, пусть это будет стоить нам самой жизни. Вера в Бога и доброе отношение к людям — это и есть высшая правда и высшее состояние души человека, и в этом не должно быть сомнений.

Меня часто спрашивают, каким должен быть сегодня настоящий священник, ведь наша страна уже не та, что была прежде, и в России пришло время „новых русских“. А я всегда отвечаю: нам крепко надо держаться православных традиций, мы должны быть „старыми“, хотя и не закрытыми от новых добрых веяний. Ведь Христос, перед Которым мы со своей паствой каждый день предстоим, — вчера, нынче и завтра один и тот же».

Да упокоит Всемилостивый Господь душу новопреставленного схимитрополита Ювеналия в селениях праведных и сотворит ему вечную память!

13 января после продолжительной болезни преставился ко Господу схимитрополит Ювеналий (Тарасов). Какими были его жизнь и служение?

«Я с Богом никогда не расставался»

Однажды во время «прямого эфира» на радио «Ассонанс» я имела неосторожность спросить у владыки, как он пришел к Богу. «Я с Богом никогда и не расставался, с детства я с ним», – услышала в ответ, он, казалось, был даже возмущен моим вопросом. А затем, нисколько не боясь эфира и того, что его могут услышать неверующие люди, владыка рассказал всей области, что он происходит из казачьего сословия, родился в семье благочестивых, глубоко верующих людей. О том, как мать брала его с первых лет младенчества с собой в церковь, и он, как и его братья, в прямом смысле слова вырос в храме.

Схимитрополит Ювеналий (Тарасов) родился 29 апреля 1929 года на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского района Ростовской области. В семье Алексея и Ульяны Тарасовых росли пятеро детей, близнецы Вениамин и Спиридон (будущий архипастырь) были младшими. 1937 год не обошел семью Тарасовых, как и многие другие благочестивые русские семьи.

– Арестовали и расстреляли моего отца, – рассказывает владыка. – Мать осталась одна с пятью детьми на руках. На хуторе нельзя было жить и пришлось переехать в Шахты. Я помню, как учителя на уроках толковали об атеизме, а потом просили, чтобы я отвел их ночью к священнику причаститься. Я помню войну, как отступали наши войска. Помню наших солдат, в каком тяжелом состоянии они были, как жалобно просили хлеба. И помню, как возвращались наши солдаты-освободители. Это было грозное воинство. Они говорили: мы теперь победим, потому что открыли наши церкви, и Господь помогает нам.

С восьми лет Спиридон нес послушание пономаря в алтаре храма. Великая Отечественная война призвала на фронт старших сыновей Ульяны Пахомовны. Она осталась с младшими в Ростовской области, которая скоро стала фронтовой зоной. В мае 1942 года пришла «похоронка» на старшего Михаила, убитого в боях за курский поселок Тим. В 1944 году погиб в шахте 15-летний Вениамин, а в апреле этого же года дошла весть о том, что в немецком городе Бранденбурге скончался лейтенант Андрей Тарасов. Господь хранил Спиридона, который с 15 лет трудился на шахте.

Годы становления

– Я часто видел, не мог не видеть, как помогал Господь людям, которые обращались к нему. И, может быть, и мой дальнейший путь был предопределен, - рассуждает владыка Ювеналий. - Я собирался поступать в медицинский институт, но по совету настоятеля нашего храма подал документы в духовную семинарию и поступил.

В 1953 году началось служение отца Спиридона в священном сане. Его рукополагал управляющий Ростовской епархией митрополит Вениамин (Федченков), один из наиболее образованных и известных иерархов прошлого века. Владыка Вениамин отечески любил молодого пастыря, часто приглашал его с собой в поездки по епархии, на совместные богослужения. Его наставления оставили глубокий след в душе отца Спиридона.

– Первый приход, трудности, лишения, гонения, - вспоминает владыка Ювеналий. – Но самыми страшными стали для меня 60-е. Тогда я практически потерял семью. Каких усилий стоило мне оставить своих детей с собой, чтобы их не отправили в интернат! До сих пор без ужаса не могу вспоминать об этом решении суда. Но по милости Божией меня не разлучили с детьми.

Матушка отца Спиридона в те годы не выдержала испытаний, ей угрожали запретом на любимую профессию, и она оставила мужа и двоих детей. Пришлось отцу Спиридону осваивать домашнюю работу, он убирал дом, готовил пищу, стирал, занимался воспитанием детей. Дочь и сын выросли достойными людьми, закончили Воронежский мединститут, создали хорошие семьи, подарив отцу четверых внуков.

Еще одно тяжелое испытание перенес отец Спиридон в Шахтах, где от него требовали отречения от сана. Он вспоминает, как по 12 часов, сменяя друг друга, его допрашивали, предлагая «добровольно» признать себя безбожником.

– Иногда казалось, что я сойду с ума. Но Господь и тут не оставил меня, дал силы вынести и это испытание.

Архипастырь

В 1968 году протоиерей Спиридон Тарасов в Свято-Троицкой Сергиевой лавре принял монашеский постриг с именем Ювеналий в честь святителя Ювеналия патриарха Иерусалимского. Через год он закончил заочное обучение в Московской духовной академии, был назначен настоятелем Успенского кафедрального собора в Пензе. В это время игумен Ювеналий был духовником Пензенской епархии, благочинным одного из округов.

В 1975 году архимандрита Ювеналия возводят в сан епископа Воронежского и Липецкого. Ему много удалось сделать для возрождения православия в этом славном городе. Владыка отреставрировал Покровский кафедральный собор, другие храмы епархии, совершил множество архипастырских поездок по епархии. Воронежцы запомнили его яркие и глубокие проповеди, духовные беседы. Двери архиерейского кабинета и даже дома были постоянно открыты не только для верующих, но и для всех, кто нуждался в помощи и совете.

– Помню, подходит Пасха, а мне представитель власти говорит, что крестного хода не будет. Как не будет, не может такого быть, нельзя устав нарушать. И я провел крестный ход вопреки запрету.

Владыка не раз поступал смело, исполняя волю Божию, а не человеческую. Это не могло понравиться властям, они добились его перевода подальше от Центральной России, в Иркутск. Ему было запрещено сообщать верующим день и время отъезда. Уезжал на машине, тайно, по объездной дороге. Но люди как-то узнали об этом и ночью вышли на дорогу проводить любимого архиерея.

В 1982 году, когда епископ Ювеналий возглавил Иркутскую епархию, она простиралась от Тихого океана до Байкала. Архиерей-труженик летал по приходам на самолете, успевая после Всенощной на Литургию в другой конец епархии. Однажды в городе Свободный Амурской области владыка увидел такое проявление любви и уважения: на вокзал ночью в сильный мороз его пришли встречать сотни верующих.

Через два года Промыслом Божиим этот удивительный человек был переведен на курскую кафедру. Оставалось четыре года до начала возрождения православия в России, когда откроются тысячи храмов и миллионы людей придут к вере своих предков. Все, что было дальше, мы все хорошо знаем. Дела владыки Ювеналия зримы, их трудно перечислить. Он не щадил себя, своего здоровья, и оно начало его подводить. Но несмотря на возраст, на болезни, курскому архипастырю удалось сделать столько, что молодые его собратья только диву даются. Будто жил он в каком-то другом временном измерении, где гораздо длиннее сутки.

Возрождены все курские старинные обители: Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Рыльский Свято-Николаевский, Горнальский Свято-Николаевский мужские, Свято-Троицкий женский монастыри. Основан женский монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери. Открыты сотни храмов, среди которых жемчужина нашего края Знаменский кафедральный собор. Возрождена Курская духовная семинария, открыта православная гимназия.

Впервые в России в курских школах началось преподавание основ православной культуры, а по радио - архипастырские выступления, беседы с радиослушателями в прямом эфире. Многие куряне по праву считают его своим духовным наставником, отцом, его тихий голос громко звучал по всей России. Для многих священников он стал живым примером христианина, а его жизнь - образцом для подражания.

Его называли народным архиереем. Рабочий день владыки Ювеналия начинался в восемь утра в его кабинете и заканчивался поздним вечером в покоях, куда приходили и приезжали люди. Он никому не отказывал в помощи, но строго и требовательно взыскивал с нерадивых. Его самоотвержение просто потрясает. Ближние владыки вспоминают, что не раз отказывало больное, исстрадавшееся сердце, врачи «скорой» делали уколы, проходило немного времени, и архиерей вызывал машину. Спешил в епархиальное управление, там, наверное, уже заждались священники и миряне.

Сейчас владыка Ювеналий на покое, но не успокаивается его большое и любящее сердце. Последнее детище - Золотухинский женский монастырь во имя Алексия, человека Божия. Он построен на земле, которую архиерей приобрел на собственные средства, и основан в честь небесного покровителя его отца Алексея Тарасова. Эта обитель стала кораблем спасения для многих душ, особенно любят ее дети местных жителей, которые с удовольствием ходят в воскресную школу. О них, о детях, о будущем горячо любимого Отечества – сугубые и неустанные молитвы схимитрополита Ювеналия.

– Нам даровано величайшее в мире сокровище – наше православие. Без опоры на веру, на Церковь нельзя спасти Россию. Россию никогда не спасали заемные деньги, но только вера и всеобщее покаяние, а затем всеобщий труд.

Схимитрополит Ювеналий – почетный гражданин Курска и Курской области, обладатель множества церковных и правительственных наград. Монашеское имя владыки переводится как «юный», а рукоположен в сан диакона он был в день памяти пророка Божия Илии, которого называют огненным. В его духовной жизни соединились эти два качества: юное, чистое горение в вере - таков он, наш народный архиерей.

Елена Выборнова