Уход за лицом: полезные советы

Политэкономия ввел. Термин политическая экономия

Политэкономия ввел. Термин политическая экономия

Рыночный механизм - сложная и очень динамичная структура, которая зависит от огромного количества факторов: уровня инфляции, соотношения спроса и предложения, активности своих участников, государственного регулирования и, конечно же, состояния экономики в целом. При этом именно последний элемент играет одну из самых важных ролей в здоровом развитии всего социума.

На становление современной экономики оказало влияние большое количество школ и учений. Институциональное, неоклассическое, марксистское, кейнсианское, меркантилистическое и другие направления внесли огромный вклад в то, что зовется сейчас экономикой и Теории и размышления древних философов сподвигли средневековых мыслителей к стремлению найти ответы на все вопросы, касающиеся отношений между покупателем, продавцом и государством.

Так, Монкретьен - основатель школы меркантилизма - впервые ввел в обиход такое понятие, как политическая экономия. Часть этого термина появилась еще при жизни Ксенофонта. Именно древнегреческий писатель и политик внедрил слово «экономия», что означало «законы ведения домашнего хозяйства». Меркантилисты стали рассматривать это понятие в более глобальном смысле - по отношению не только к семье, но и в разрезе государства. Поэтому Монкретьен в своем трактате и ввел термин "политическая экономия". Если перевести дословно, он означает «общественное или государственное управление хозяйствами».

Постепенно это выражение стало обрастать все большим смыслом и расширять границы своего значения. И, как следствие, политическая экономия выросла в отдельную науку. Такие ученые и мыслители классической школы, как Смит, Рикардо, Кенэ, Буагильберг, Тюрго, Пети и прочие, стали анализировать не только сферу обращения, но и непосредственно сферу производства. Именно это позволило рассматривать внутренние закономерности функционирования сложного рыночного механизма и дало основание для становления такой новой науки, как политическая экономия.

Благодаря представителям классической школы было положено начало трудовой

Особенно ярко это можно проследить в трудах который первый взял ее за азы для анализа различий между заработной платой и прибылью, а также между прибылью и рентой. При этом теория классической школы была направлена на выражение интересов буржуазных слоев населения. Именно тогда, когда происходило становление капитализма и капиталистических способов производства, и набирала свою мощь еще совершенно неразвитая классовая борьба пролетариата. Тогда представители этой школы стали яростно поддерживать отчленение феодального атавизма.

Именно английская легла в основу одного из марксистских учений. Однако не только социалистическая школа основана на учениях Рикардо и Кенэ - в 30-е годы 19-го века в Великобритании и Франции получает развитие измененная и противоречащая теории классиков наука. Она отрекается от уже ставшей привычной и называет совершенно другие ее источники - землю, труд и капитал. Такие ученые, как Сей, Мальтус и Бастиа не рассматривают законы развития производства, а опираются исключительно на Эта теория получила название "вульгарная политическая экономия".

Наука об общественно-производственных, т. е. экономических, отношениях людей. Она изучает законы, управляющие производством и распределением материальных благ на различных ступенях развития человеческого общества, производительные силы. и производственные отношения, составляющие в совокупности способ производства, к-рый соответствует определенной общественно-экономической формации. Каждому общественному строю соответствуют свои экономические законы. П. э. изучает вопросы, затрагивающие экономические и политические интересы различных слоев населения, поэтому единой П. э. быть не может.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

(political economy) Традиционно термин "политическая экономия" означает ту область искусства управления, которая связана с систематическим изучением природы и причин богатства народов, хотя в настоящее время он часто не совсем корректно используется для характеристики политических аспектов выработки экономической стратегии. С XVII в. это понятие понималось по-разному. Тем не менее можно выделить три традиционных направления в политической экономии, которые и в настоящее время оказывают влияние на политическую науку. Во-первых, это традиция классической политической экономии; во-вторых, марксистская школа, и, наконец, направление политической экономии, использующее статистику и технику моделирования для проверки гипотез о связи управления с экономикой. Первое зафиксированное применение термина "политическая экономия" относится к началу XVII столетия (обычно оно приписывается Антуану де Монкретьену и датируется 1615 г.). Сочетание применявшегося во французских судах времен короля Генриха IV слова "экономика", традиционно означавшего "управление домашним хозяйством" со словом "политика" (politique ) привело к созданию новой науки общественного управления делами государства. Под влиянием Франсуа Кэснея (1694–1774), врача Людовика XV, основы политической экономии были впервые систематически изложены в трудах физиократов (physiocrats). Не соглашаясь с меркантилистами относительно того, что стоимость является синонимом денег и что торговля носит производительный характер, физиократы определяли стоимость с точки зрения производства материальных продуктов, при котором процветание полностью зависит от успешной работы сельскохозяйственного сектора. Эта точка зрения опровергла излюбленную меркантилистами идею обогащения торговцев и, подчеркивая взаимозависимость между индивидами в обществе, сделала политэкономию теорией общенационального значения. К середине XVIII в., благодаря шотландским философам-просветителям (Enlightenment Scottish), политическая экономия утвердилась как предшественница современной социальной науки. Политэкономия стала рассматриваться как наука, изучающая внутренние задачи, стоящие перед государственными деятелями и заключающиеся в том, чтобы обеспечить некоторые резервы средств существования для всех членов общества (Джеймс Стюарт. "Принципы политической экономии") ("Principles of Political Economy", 1767). Адам Смит (Smith) определял политическую экономию как "отрасль науки государственного деятеля или законодателя", занятого решением двойной задачи – "обеспечить высокие государственные доходы или средства существования народа... и (обеспечить) государству или содружеству доход, достаточный для содержания государственной службы. Это предполагает обогащение как народа, так и суверена" ("Богатство народов", ("The Wealth of Nations", 1776). Смит, основываясь на работах своих шотландских коллег: Фрэнсиса Хатчесона, Адама Фергюсона, Дэвида Юма (Hume) и Джона Миллара, (выдвинул идею о том, что ключом к пониманию развития человеческого общества является определение способа существования, господствующего на каждом этапе развития человечества. Хотя Смит работал с малоразработанной схемой, включавшей всего лишь четыре этапа (охота, скотоводство, земледелие и торговля), проведенный им анализ ранней стадии промышленного капитализма привел его к заключению, что торговля является вершиной экономической цивилизации, а для развития торговли необходима свобода. Смит доказывал, что человеческая склонность к товарообмену, к обмену вещи на вещь, привела к созданию наиболее совершенного экономического механизма (саморегулирующегося рынка, удовлетворяющего как интересы отдельного индивида, так и потребности общества. Преимущества разделения труда, этого подлинного источника социального прогресса и личного благополучия, просто ограничивались степенью развития и размерами рынка. Поэтому Смит был сторонником свободы торговли и свертывания экономической роли государства. В отличие от более позднего маргиналистского подхода к экономике, разработанного главным образом Стэнли Джевонсом (1835–82), Карлом Менгером (1840–1921) и Леоном Вальрасом (1834–1910), экономика не рассматривалась Смитом в качестве самодвижущегося механизма, изолированного от общества, частью которого она является. Представители классической политэкономии – от сэра Уильяма Петти до Джона Стюарта Милля (Mill) (задумывались о том, как определить составляющие общество социальные классы, выявить экономические отношения между ними и открыть законы, регулирующие эти отношения. Таким образом, представление о структуре общества основывалось на понимании его экономического базиса. Эта точка зрения была отчетливо сформулирована Уильямом Робертсоном (1812), который утверждал, что "в каждом исследовании деятельности людей, объединенных в общество, в первую очередь надо обращать внимание на способ их существования. А поскольку он различен, то и законы и политика разных обществ должны различаться". В дополнение к экономической теории исторического прогресса, пониманию богатства, включающего товары (а не только ценности), и обоснованию свободы торговли, основанной на принципе ничем не ограниченного всемирного разделения труда, представители классической политэкономии разработали трудовую теорию стоимости, которая рассматривала труд как меру, а иногда и источник всякой стоимости. Этот последний аспект классической политэкономии в полной мере был разработан Давидом Рикардо (1772–1823), который в работе "Принципы политической экономии и налогообложения" ("Principles of Political Economy and Taxation") попытался определить законы, регулирующие распределение ренты, прибыли и заработной платы. Ярый противник "хлебных законов" и старого закона о бедных, которые, по его мнению, сковывали развитие производства и распределения, Рикардо усовершенствовал "воплощенную трудовую теорию стоимости" и пришел к заключению: получаемый для распределения национальный продукт определяется в основном производительностью и предложением труда. И хотя Рикардо считал основанный на конкуренции капитализм идеальной формой общества, его анализ стоимости позволил т.н. социалистам "рикардовского толка постулировать существование конфликта интересов между трудом и капиталом, а его теория стала важным оружием во время беспорядков, приведших к принятию в 1832 г. Билля о реформе. Теории классической политэкономии оказывают значительное, хотя и не всегда признаваемое, влияние на современную политическую науку. Определение общественного класса (основанного на разделении труда) и гармонии интересов, которая, как утверждается, существует в отношениях между классами, лежат в основе многих политических либеральных теорий и норм консенсуса. Большинство авторов, придерживающихся либеральных взглядов демонстрируют преимущества рыночной экономики с позиций, близких разработанным Адамом Смитом. В области международной политической экономии (international political economy) либеральная традиция для обоснования аргументов в пользу устранения всех форм протекционизма в мировой экономике в значительной мере опирается на идеи Смита и Рикардо. В частности, теория Рикардо о "сравнительных преимуществах", утверждающая, что распределение промышленности между нациями должно регулироваться не абсолютными, а относительными издержками производства, занимает центральное место в либеральных взглядах на проблемы развития (development) и слабого развития. Во второй половине XIX в. появились теории предельной (маргинальной) полезности Джевонса и австрийской школы во главе с Менгером. Ее сторонники дали новое определение экономической теории, назвав ее отраслью праксиологии (praxiology) – науки о рациональных действиях. Пытаясь создать математически точную дисциплину, политэкономию как экономическую теорию общества превратили в "позитивную экономику". Позднее Лайонел Роббинс назвал ее "наукой, занимающейся изучением человеческого поведения как взаимоотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут быть использованы альтернативными способами". С тех пор экономическую теорию можно было понимать в узком смысле как изолированное изучение поведения стремящихся к максимальной полезности индивидов, выражающих свое субъективное предпочтение в заданной рыночной ситуации. Это оставляло простор для развития дополнительных дисциплин, изучающих социальные действия (социология) и политические действия (политология). Органичное изучение права управления и общества на основе способа существования, которое мы видим у авторов-классиков, превратилось в изучение определения цен и распределения ресурсов в соответствии с индивидуальным выбором. Карл Маркс (Marx), напротив, создал свою собственную органичную концепцию капиталистического общества, подвергнув основательной критике классическую политэкономию и сформулировав заново ее основные постулаты. Ранние экономические и философские исследования Маркса привели его к тому, что он поставил под вопрос естественноисторическую основу классической политэкономии. Ошибка классических авторов заключалась в придании естественно-исторического (или универсального) характера исторически специфическим общественным отношениям капиталистического общества. За формальными абстракциями классической политической экономии (земля, труд, приносящий ренту капитал, заработная плата, прибыль) скрывалось не исследованное исторически специфическое явление – частная собственность. Только приняв как данное существование частной собственности, авторы-классики смогли предположить, что технически классы возникли в результате разделения труда. По мнению Маркса, лучшие представители классической политэкономии дали анализ (хотя и неполный) стоимости и ее значения, но не смогли поставить исключительно важный вопрос: "Почему это содержание приняло такую конкретную форму?" ("Капитал". Т. 1). Поэтому "Капитал" начинается с анализа формы товара с целью подчеркнуть, в противоположность классикам, что продукты труда становятся товаром только в исторически определенных, а потому преходящих формах общества. На этой исторической и материалистической основе Маркс построил свою теорию капиталистического общества, уходящего корнями в концепции стоимости, прибавочной стоимости (surplus value) и классов (class). В представлении Маркса, рассматриваемый либерализмом изолированный индивид (всего лишь пародия, поскольку частный интерес сам по себе уже социально детерминирован, а симметричные отношения обмена скрывают эксплуатацию; такое понимание подрывает теорию Смита относительно гармонии интересов, существующей между классами. Капиталистическое общество основано на конкретной общественной форме производства, в рамках которой производство полезных товаров подчинено росту прибавочной стоимости. Поэтому, хотя Маркс и согласился с классиками в том, что "анатомия гражданского общества кроется в политической экономии", полное переосмысление им классических понятий ознаменовало собой начало революции в социальной и политической теории, результаты которой еще предстоит включить в основное русло политической науки. Несмотря на господство в наиболее ортодоксальных академических кругах маргиналистского понимания экономики, в начале ХХ столетия радикальная марксистская политэкономия продолжала развиваться, а в первые годы послевоенного периода (после 1945 г.) получила поддержку в виде кейнсианской (Keynes) критики неоклассической экономики в Западной Европе и США. В дополнение к этому новая научная дисциплина (международная политическая экономия (international political economy) – стала изучать взаимовлияние политики и экономики во всемирных масштабах, в то время как радикальная экологическая политика (environmental politics) исходит из отказа от маргиналистской экономики в пользу более четко разработанной политической концепции мировой экономики. Пытаясь обособиться от идеологических ассоциаций, которые вызывает термин "политическая экономия", все большее число ученых-политологов теперь работают в сфере политических аспектов экономической науки, изучая главным образом роль политиков в выработке экономической политики и воздействие ее реализации на популярность и шансы на избрание правительств. Методология современной политической области экономической теории в значительной мере опирается на статистическое и эконометрическое моделирование и подчеркивает, что гипотезы должны логически излагаться и допускать возможность опровержения (falsifiability). Так, теория политического делового цикла, согласно которой при подготовке к выборам правительства на время отказываются от проведения избранного ими политического курса в пользу политики, способствующей росту их популярности среди избирателей, представляет собой хорошо известную гипотезу из раздела политической области экономической науки. В XX в. классическое и марксистское направления политической экономии не только сохранились, но и продолжают процветать, поскольку школа неоклассической экономической теории часто отказывается рассматривать политический базис и социальные последствия капиталистического производства и распределения. Политическая экономия как дисциплина, анализирующая фундаментальные политические проблемы, связанные с накоплением и распределением прибавочного продукта при капитализме, представляет собой серьезный вызов узости предмета, что свойственно современной социальной науке.

Политическая экономия

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

(political economy) Традиционно термин "политическая экономия" означает ту область искусства управления, которая связана с систематическим изучением природы и причин богатства народов, хотя в настоящее время он часто не совсем корректно используется для характеристики политических аспектов выработки экономической стратегии. С XVII в. это понятие понималось по-разному. Тем не менее можно выделить три традиционных направления в политической экономии, которые и в настоящее время оказывают влияние на политическую науку. Во-первых, это традиция классической политической экономии; во-вторых, марксистская школа, и, наконец, направление политической экономии, использующее статистику и технику моделирования для проверки гипотез о связи управления с экономикой. Первое зафиксированное применение термина "политическая экономия" относится к началу XVII столетия (обычно оно приписывается Антуану де Монкретьену и датируется 1615 г.). Сочетание применявшегося во французских судах времен короля Генриха IV слова "экономика", традиционно означавшего "управление домашним хозяйством" со словом "политика" (politique ) привело к созданию новой науки общественного управления делами государства. Под влиянием Франсуа Кэснея (1694–1774), врача Людовика XV, основы политической экономии были впервые систематически изложены в трудах физиократов (physiocrats). Не соглашаясь с меркантилистами относительно того, что стоимость является синонимом денег и что торговля носит производительный характер, физиократы определяли стоимость с точки зрения производства материальных продуктов, при котором процветание полностью зависит от успешной работы сельскохозяйственного сектора. Эта точка зрения опровергла излюбленную меркантилистами идею обогащения торговцев и, подчеркивая взаимозависимость между индивидами в обществе, сделала политэкономию теорией общенационального значения. К середине XVIII в., благодаря шотландским философам-просветителям (Enlightenment Scottish), политическая экономия утвердилась как предшественница современной социальной науки. Политэкономия стала рассматриваться как наука, изучающая внутренние задачи, стоящие перед государственными деятелями и заключающиеся в том, чтобы обеспечить некоторые резервы средств существования для всех членов общества (Джеймс Стюарт. "Принципы политической экономии") ("Principles of Political Economy", 1767). Адам Смит (Smith) определял политическую экономию как "отрасль науки государственного деятеля или законодателя", занятого решением двойной задачи – "обеспечить высокие государственные доходы или средства существования народа... и (обеспечить) государству или содружеству доход, достаточный для содержания государственной службы. Это предполагает обогащение как народа, так и суверена" ("Богатство народов", ("The Wealth of Nations", 1776). Смит, основываясь на работах своих шотландских коллег: Фрэнсиса Хатчесона, Адама Фергюсона, Дэвида Юма (Hume) и Джона Миллара, (выдвинул идею о том, что ключом к пониманию развития человеческого общества является определение способа существования, господствующего на каждом этапе развития человечества. Хотя Смит работал с малоразработанной схемой, включавшей всего лишь четыре этапа (охота, скотоводство, земледелие и торговля), проведенный им анализ ранней стадии промышленного капитализма привел его к заключению, что торговля является вершиной экономической цивилизации, а для развития торговли необходима свобода. Смит доказывал, что человеческая склонность к товарообмену, к обмену вещи на вещь, привела к созданию наиболее совершенного экономического механизма (саморегулирующегося рынка, удовлетворяющего как интересы отдельного индивида, так и потребности общества. Преимущества разделения труда, этого подлинного источника социального прогресса и личного благополучия, просто ограничивались степенью развития и размерами рынка. Поэтому Смит был сторонником свободы торговли и свертывания экономической роли государства. В отличие от более позднего маргиналистского подхода к экономике, разработанного главным образом Стэнли Джевонсом (1835–82), Карлом Менгером (1840–1921) и Леоном Вальрасом (1834–1910), экономика не рассматривалась Смитом в качестве самодвижущегося механизма, изолированного от общества, частью которого она является. Представители классической политэкономии – от сэра Уильяма Петти до Джона Стюарта Милля (Mill) (задумывались о том, как определить составляющие общество социальные классы, выявить экономические отношения между ними и открыть законы, регулирующие эти отношения. Таким образом, представление о структуре общества основывалось на понимании его экономического базиса. Эта точка зрения была отчетливо сформулирована Уильямом Робертсоном (1812), который утверждал, что "в каждом исследовании деятельности людей, объединенных в общество, в первую очередь надо обращать внимание на способ их существования. А поскольку он различен, то и законы и политика разных обществ должны различаться". В дополнение к экономической теории исторического прогресса, пониманию богатства, включающего товары (а не только ценности), и обоснованию свободы торговли, основанной на принципе ничем не ограниченного всемирного разделения труда, представители классической политэкономии разработали трудовую теорию стоимости, которая рассматривала труд как меру, а иногда и источник всякой стоимости. Этот последний аспект классической политэкономии в полной мере был разработан Давидом Рикардо (1772–1823), который в работе "Принципы политической экономии и налогообложения" ("Principles of Political Economy and Taxation") попытался определить законы, регулирующие распределение ренты, прибыли и заработной платы. Ярый противник "хлебных законов" и старого закона о бедных, которые, по его мнению, сковывали развитие производства и распределения, Рикардо усовершенствовал "воплощенную трудовую теорию стоимости" и пришел к заключению: получаемый для распределения национальный продукт определяется в основном производительностью и предложением труда. И хотя Рикардо считал основанный на конкуренции капитализм идеальной формой общества, его анализ стоимости позволил т.н. социалистам "рикардовского толка постулировать существование конфликта интересов между трудом и капиталом, а его теория стала важным оружием во время беспорядков, приведших к принятию в 1832 г. Билля о реформе. Теории классической политэкономии оказывают значительное, хотя и не всегда признаваемое, влияние на современную политическую науку. Определение общественного класса (основанного на разделении труда) и гармонии интересов, которая, как утверждается, существует в отношениях между классами, лежат в основе многих политических либеральных теорий и норм консенсуса. Большинство авторов, придерживающихся либеральных взглядов демонстрируют преимущества рыночной экономики с позиций, близких разработанным Адамом Смитом. В области международной политической экономии (international political economy) либеральная традиция для обоснования аргументов в пользу устранения всех форм протекционизма в мировой экономике в значительной мере опирается на идеи Смита и Рикардо. В частности, теория Рикардо о "сравнительных преимуществах", утверждающая, что распределение промышленности между нациями должно регулироваться не абсолютными, а относительными издержками производства, занимает центральное место в либеральных взглядах на проблемы развития (development) и слабого развития. Во второй половине XIX в. появились теории предельной (маргинальной) полезности Джевонса и австрийской школы во главе с Менгером. Ее сторонники дали новое определение экономической теории, назвав ее отраслью праксиологии (praxiology) – науки о рациональных действиях. Пытаясь создать математически точную дисциплину, политэкономию как экономическую теорию общества превратили в "позитивную экономику". Позднее Лайонел Роббинс назвал ее "наукой, занимающейся изучением человеческого поведения как взаимоотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут быть использованы альтернативными способами". С тех пор экономическую теорию можно было понимать в узком смысле как изолированное изучение поведения стремящихся к максимальной полезности индивидов, выражающих свое субъективное предпочтение в заданной рыночной ситуации. Это оставляло простор для развития дополнительных дисциплин, изучающих социальные действия (социология) и политические действия (политология). Органичное изучение права управления и общества на основе способа существования, которое мы видим у авторов-классиков, превратилось в изучение определения цен и распределения ресурсов в соответствии с индивидуальным выбором. Карл Маркс (Marx), напротив, создал свою собственную органичную концепцию капиталистического общества, подвергнув основательной критике классическую политэкономию и сформулировав заново ее основные постулаты. Ранние экономические и философские исследования Маркса привели его к тому, что он поставил под вопрос естественноисторическую основу классической политэкономии. Ошибка классических авторов заключалась в придании естественно-исторического (или универсального) характера исторически специфическим общественным отношениям капиталистического общества. За формальными абстракциями классической политической экономии (земля, труд, приносящий ренту капитал, заработная плата, прибыль) скрывалось не исследованное исторически специфическое явление – частная собственность. Только приняв как данное существование частной собственности, авторы-классики смогли предположить, что технически классы возникли в результате разделения труда. По мнению Маркса, лучшие представители классической политэкономии дали анализ (хотя и неполный) стоимости и ее значения, но не смогли поставить исключительно важный вопрос: "Почему это содержание приняло такую конкретную форму?" ("Капитал ". Т. 1). Поэтому "Капитал" начинается с анализа формы товара с целью подчеркнуть, в противоположность классикам, что продукты труда становятся товаром только в исторически определенных, а потому преходящих формах общества. На этой исторической и материалистической основе Маркс построил свою теорию капиталистического общества, уходящего корнями в концепции стоимости, прибавочной стоимости (surplus value) и классов (class). В представлении Маркса, рассматриваемый либерализмом изолированный индивид (всего лишь пародия, поскольку частный интерес сам по себе уже социально детерминирован, а симметричные отношения обмена скрывают эксплуатацию; такое понимание подрывает теорию Смита относительно гармонии интересов, существующей между классами. Капиталистическое общество основано на конкретной общественной форме производства, в рамках которой производство полезных товаров подчинено росту прибавочной стоимости. Поэтому, хотя Маркс и согласился с классиками в том, что "анатомия гражданского общества кроется в политической экономии", полное переосмысление им классических понятий ознаменовало собой начало революции в социальной и политической теории, результаты которой еще предстоит включить в основное русло политической науки. Несмотря на господство в наиболее ортодоксальных академических кругах маргиналистского понимания экономики, в начале ХХ столетия радикальная марксистская политэкономия продолжала развиваться, а в первые годы послевоенного периода (после 1945 г.) получила поддержку в виде кейнсианской (Keynes) критики неоклассической экономики в Западной Европе и США. В дополнение к этому новая научная дисциплина (международная политическая экономия (international political economy) – стала изучать взаимовлияние политики и экономики во всемирных масштабах, в то время как радикальная экологическая политика (environmental politics) исходит из отказа от маргиналистской экономики в пользу более четко разработанной политической концепции мировой экономики. Пытаясь обособиться от идеологических ассоциаций, которые вызывает термин "политическая экономия", все большее число ученых-политологов теперь работают в сфере политических аспектов экономической науки, изучая главным образом роль политиков в выработке экономической политики и воздействие ее реализации на популярность и шансы на избрание правительств. Методология современной политической области экономической теории в значительной мере опирается на статистическое и эконометрическое моделирование и подчеркивает, что гипотезы должны логически излагаться и допускать возможность опровержения (falsifiability). Так, теория политического делового цикла, согласно которой при подготовке к выборам правительства на время отказываются от проведения избранного ими политического курса в пользу политики, способствующей росту их популярности среди избирателей, представляет собой хорошо известную гипотезу из раздела политической области экономической науки. В XX в. классическое и марксистское направления политической экономии не только сохранились, но и продолжают процветать, поскольку школа неоклассической экономической теории часто отказывается рассматривать политический базис и социальные последствия капиталистического производства и распределения. Политическая экономия как дисциплина, анализирующая фундаментальные политические проблемы, связанные с накоплением и распределением прибавочного продукта при капитализме, представляет собой серьезный вызов узости предмета, что свойственно современной социальной науке.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Политическая экономия

наука, изучающая основы общественного производства и законы его функционирования и развития, проблемы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ на различных ступенях развития человеческого общества. Термин политическая экономия введен А. Монкретьеном (1615). Как самостоятельная наука политическая экономия сформировалась в период становления капитализма (см. Меркантилизм) и получила развитие в трудах представителей классической буржуазной политической экономии (У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо и др.). В сер. 19 в. возникла марксистская политическая экономия. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. сложилась австрийская, кембриджская, математическая и другие школы политической экономии. Основные течения современной экономической мысли: кейнсианство, неоклассическое направление, институционализм.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Политическая экономия" в других словарях:

    Наука, изучающая основы общественного производства и законы его функционирования и развития, проблемы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ на различных ступенях развития человеческого общества. Термин политическая… … Большой Энциклопедический словарь

    Наука о народном богатстве. Политический преступник, государственный преступник. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ Наука о народном… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, наука, изучающая основы общественного производства, законы его функционирования и развития, проблемы производства, распределения, обмена, потребления материальных благ на различных ступенях развития общества. Термин… … Современная энциклопедия

    - (political economy) Первоначальное название того, что известно сейчас как экономическая теория или экономика. Термин политэкономия до сих пор используется в некоторых экономических структурах. Можно спорить о том, что это действительно лучшее… … Экономический словарь

Сначала немного о происхождении слова «политэко­номия». Это слово состоит из греческих cлов: «политейа», что означает общественное устройство, и «ойкономиа», которое в свою очередь образовалось в результате слияния двух слов: «ойкос» - домохозяйство и «номос» - закон. В буквальном смысле слово «политэко­номия» означает науку о законах хозяйства.

Как самостоятельная наука политическая эконо­мия начала развиваться с возникновением капитализ­ма - с XVI в. Буржуазные ученые предприняли много попыток определить предмет этой науки. В наиболь­шей степени вопросы политической экономии были раз­работаны классиками буржуазной политической эко­номии, и прежде всего английскими учеными А. Сми­том и Д. Рикардо.

Но подлинной наукой политическая экономия стала после революционного переворота, совершенного в ней великими учителями рабочего класса Карлом Мар­ксом и Фридрихом Энгельсом. Там, где буржуазные экономисты рассматривали экономические явления - товар, деньги, капитал - как отношения между веща­ми, Маркс вскрыл отношения между людьми , класса­ми, отношения, складывающиеся в процессе производ­ства материальных благ. Марксистская политическая экономия дает единственно правильное, научное объ­яснение явлениям экономической жизни общества.

Великий продолжатель дела К. Маркса и Ф. Эн­гельса - В. И. Ленин развил дальше марксистское экономическое учение. Обобщив новый опыт экономи­ческого и политического развития человечества, он co­здал учение об империализме как последней стадии развития капитализма. Основы политической экономии социализма заложили советские ученые, среди которых выдающаяся роль принадлежит И.В.Сталину.

Марксистско-ленинская политическая экономия изучает отношения, которые складываются между людьми в процессе производства материальных благ, т. е. производственные отношения, законы их раз­вития. Но производственные отношения существуют во взаимной связи с производительными силами. Поэто­му политическая экономия изучает производственные отношения как форму развития производительных сил каждой общественно-экономической формации. Она раскрывает внутреннее противоречие между этими двумя сторонами того или иного способа производства как источник его движения.

Политическая экономия - наука историческая, так как она рассматривает экономические отношения в их возникновении, развитии и исчезновении. «…Политиче­ская экономия, - писал Ф. Энгельс, - по своему суще­ству - историческая наука. Она имеет дело с истори­ческим, т. е. постоянно изменяющимся материалом; она исследует прежде всего особые законы каждой от­дельной ступени развития производства и обмена, и лишь в конце этого исследования она может устано­вить немногие, совершенно общие законы, примени­мые к производству и обмену вообще».

Несмотря на то, что политэкономия изучает различные исторические эпохи, и в СССР существовали даже учебники с названиями «Политическая экономия капитализма», «Политическая экономия социализма» и «Политическая экономия докапиталистических форма­ций», это вовсе не означает, что существуют раз­личные науки - одна для капитализма, другая для социализма и т. д. Марксистская политическая эконо­мия - единая наука, которая изучает производст­венные отношения каждого способа производства в соответствии с его специфическими экономическими законами. В том и заключается задача политической экономии, чтобы, раскрыв содержание этих законов, показать характер производственных отношений дан­ного способа производства и его связь с прошлым и будущим развитием человечества, как из одной формации вырастает другая, как вырастающие производительные силы подготавливают и создают новые производственные отношения.

Итак, политическая экономия есть наука о развитии производственных отношений людей. Она выясняет экономические законы развития производства, распре­деления, обмена и потребления материальных благ на различных ступенях общественного развития.

Политическая экономия - наука классовая, пар­тийная. Иначе и не может быть: выясняя сущность про­изводственных отношений, политэкономия раскрывает причину происхождения классов, содержание классовых инте­ресов и тем самым показывает неизбежность борьбы между классами с непримиримыми интересами. Зако­ны и выводы политической экономии затрагивают ко­ренные интересы всех классов. И вполне закономерно, что каждый класс по-своему истолковывает экономи­ческие явления — буржуазия предпочитает их скрывать, а рабочий класс прямо говорит то, что есть.

В капиталистическом обществе существуют два ос­новных класса: буржуазия и пролетариат. Соответст­венно этому формировались буржуазная политическая экономия и пролетарская политическая экономия. Су­ществование различных групп мелкой буржуазии обус­ловило возникновение мелкобуржуазной политической экономии.

В период борьбы против феодализма буржуазия была передовым классом. Тогда она была заинтересо­вана в научном освещении экономических явлений, по­скольку ее классовые интересы совпадали с объектив­ным ходом исторического развития.

Но, став господствующим классом общества, бур­жуазия перестала быть прогрессивной. Когда на исто­рическую арену вышел рабочий класс, буржуазия и ее экономисты были заинтересованы только в одном - защитить и сохранить капиталистический строй. Буржуазная поли­тическая экономия стала ненаучной, реакционной, вульгарной . Десятки разных «школ» и «направлений» современной буржуазной политической экономии ста­вят перед собой одну-единственную цель - скрыть про­тиворечия капитализма и тем самым обелить буржу­азный строй. Ленин указывал, что «ни единому про­фессору политической экономии, способному давать самые ценные работы в области фактических, специ­альных исследований, нельзя верить ни в одном слове , раз речь заходит об общей теории политической эко­номии. Ибо эта последняя - такая же партийная нау­ка в современном обществе, как и гносеология . В об­щем и целом профессора-экономисты не что иное, как ученые приказчики класса капиталистов, и профессора философии - ученые приказчики теологов».

Пролетариат - самый передовой класс общества - кровно заинтересован в прогрессивном развитии чело­вечества. Это объясняется тем, что классовые интере­сы пролетариата выражают интересы поступательного развития общества. Именно поэтому пролетарская, марксистская политическая экономия единственно на­учная , так как она объективно, правдиво раскрывает закономерности экономического развития общества.

Политическая экономия, политэкономия - одна из общественных наук, предметом которой являются производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием.

Этимология термина

Впервые словосочетание политическая экономия использовал драматург и писатель Антуан Монкретьен в экономическом трактате «Traite d’economie politique » («Трактат о политической экономии», 1615 год). Монкретьен ни до этого, ни после экономических работ не писал. Ещё в 1911 году, характеризуя степень самостоятельности трактата, Британская энциклопедия дала заключение: он «в основном базируется на работах Жана Бодена ». Обстоятельства, подвигшие драматурга на написание трактата, были сугубо политическими (автор посвящал его молодому королю Людовику XIII и королеве-матери Марии Медичи). Прекрасный знаток античных языков и литературы, Монкретьен сконструировал удачный термин для обозначения предмета исследования Ж. Бодена.

Абстрактно, анаграмма «политическая экономия » - «экономическая политика » соответствует движению от обоснования (теории) к реализации (практике). Однако, в силу своей фундаментальности, выводы политической экономии могли иметь для политиков скорее рекомендательный характер.

«Ввести в обиход новый термин» - подтвердить его в дискуссиях с коллегами, способствовать возникновению традиции его использования, или хотя бы увидеть своими глазами этот термин в чужом трактате - Монкретьен не успел. За последующие 6 лет до своей гибели (1621) других работ по экономико-хозяйственной тематике Монкретьен не написал.

Предмет и метод политической экономии

Категория «политическая экономия » является одним из элементов подмножества категории «экономические теории »; соответственно эти термины неравнозначны и не взаимозаменяемы. Политическая экономия - лишь одна из множества наук, формулирующих экономические теории. При этом в её рамках, как и «внутри» любой другой науки, могут возникать, сосуществовать и даже конкурировать несколько качественно различающихся совокупностей частных теорий. Группы взаимосвязанных, не взаимнопротиворечивых теорий, развиваемых в рамках одной науки, на базе одного и того же предмета, но разными группами учёных, применяющих разные методы и приёмы, складываются в школы и течения научной мысли. Со временем расхождения между ними в области предмета и метода могут достигать критической точки, после которой констатируется появление новых наук, уже со своими, менее взаимнопротиворечивыми определениями предметов и методов.

Предмет науки - ключевой, но не единственный объект её изучения. Важна сумма объектов из области предмета науки, подмножество суммы изучаемых ею объектов. В зависимости от индивидуальных концептуальных установок, глубина исследования объектов, не названных в составе предмета политико-экономических исследований конкретной политико-экономических школы, может различаться, вплоть до полного абстрагирования от их существования. В некоторых случаях это может поставить под вопрос правомерность называть «политико-экономической » школу, где не только предмет, но и частные объекты исследования игнорируют категории, существенные для определения данной науки.

Метод науки - приёмы исследования. Среди методов, общих с большинством других экономических теорий, политическая экономия опирается на:

  • Анализ и синтез. Анализ - расчленение сложного объекта на составляющие. Синтез - интеграция в единое целое частей, свойств, отношений, ранее выделенных по ходу анализа. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном диалектическом единстве;
  • Абстракция - после анализа, отделение существенных характеристик (составляющих) явления от несущественных, производимое по определённому (часто количественному) критерию.
  • Индукция и дедукция. Индукция - тип умозаключения, обеспечивающий переход от единичных фактов к множественным, от частного к общему. Дедукция, в широком смысле - любой вывод вообще; в философском - достоверное доказательство или вывод утверждения на основе законов логики. В дедуктивном выводе следствия находятся в посылках, и извлекаются оттуда путём логического анализа. Индукция и дедукция - не отдельные, самодовлеющие, а обязательно неразрывно взаимосвязные между собой моменты диалектического познания.

Системный подход - не отдельный метод (как иногда ошибочно указывают, наряду с анализом, синтезом, абстракцией, дедукцией и индукцией), а вся перечисленная совокупность методов, позволяющая рассматривать отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов.

Методы, специфические для политэкономии, которые могут отсутствовать или иметь второстепенное значение в других экономических теориях, включают:

  • исторический и социологический метод. Поскольку человек входит в предмет политической экономии и как субъект экономических отношений, и как деятельный участник, и как результат экономических процессов, эта наука обязана рассматривать явления в историческом плане, проецируя их на социологический результат. Индуктивно-дедуктивную взаимосвязь этих методов отметил В. Зомбарт :
    • «Исторический подход - это подход к единичному, однократному, социологический же - к повторяющемуся, т.е. к типическому ».

Однако политэкономия не подменяет собой ни историю, ни социологию, перенимая у этих наук не их специфические методы и предметы, а только принципы. Так, историзм есть принцип познания вещей и явлений в их развитии и становлении в связи с конкретными историческими условиями, их определяющими.

Политическая экономия изучает экономику и складывающиеся в ней отношения в части своего предмета, который определяется, таким образом, категорией «Производственные отношения ». Это - общественные отношения, складывающиеся в процессе воспроизводства, включающего:

  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление материальных благ.

Политическая экономия выявляет закономерности и формулирует экономические законы, управляющие развитием производственных отношений на разных исторических этапах развития экономической деятельности человечества. С целью их различения здесь могут использоваться разные методики, позволяющие выделить качественно различные состояния производительных сил и производственных отношений общества, в частности - специальная категория общественно-экономических формаций.

Сформулировав свой предмет, и проведя тем самым водораздел с предшествующими этапами развития экономической мысли, в XIX веке политическая экономия, на основе соблюдения этой формулы, проводит дальнейшее размежевание с другими науками и дисциплинами, смежными с ней в области предмета. Это, в частности: товароведения, истории права (в т.ч. хозяйственного) и народного хозяйства различных стран и регионов, экономической статистики и др. Взаимодействуя с ними, и используя материалы, профессионально и досконально изученные учёными-специалистами в других областях, политическая экономия и сама становится основой зарождения новых наук: истории экономики, эконометрики и др.

В XVIII-XX веках и по сей день политическая экономия является крупным, но не единственным источником социально-экономических теорий. Разграничение между политической экономией и другими смежными науками и дисциплинами проводится по ряду критериев, среди которых социально-исторический компонент, охват интересов всех социальных групп-субъектов производственных отношений, прогноз результатов той или иной экономической политики. Этим критериям в целом отвечают ряд других экономических школ XIX-XX веков, одна из которых в этой связи получила название «Неоклассическая экономическая теория» (восходящая к классической политической экономии).