Уход за лицом: жирная кожа

«Адмирал Григорович» против «Арли Бёрк»: что сделает наш фрегат с кораблями США. Особый "калибр" Сколько ракет несет адмирал григорович

«Адмирал Григорович» против «Арли Бёрк»: что сделает наш фрегат с кораблями США. Особый

К 2020 году Черноморский флот ждет солидное пополнение надводными кораблями. К уже пришедшему в Севастополь головному фрегату проекта 11356 «Адмирал Григорович» присоединятся два таких же, пока продолжающие испытания на Балтике. К малым ракетным кораблям «Серпухов» и «Зеленый Дол» проекта 21631 (шифр ) добавятся еще четыре, достраиваемые в Зеленодольске. Малый ракетный корабль «Шторм» проекта 22800 (шифр ) обещают доделать в Феодосии в 2019 году, а затем продолжить эту серию.

Совершенно разные по конструкции и объему задач, эти боевые единицы объединяет одно: основное вооружение каждого из них составят высокоточные крылатые ракеты большой дальности «Калибр-НК», столь замечательно показавшие себя в ходе продолжающейся сирийской кампании.

Из этого ряда, казалось поначалу, будут выбиваться патрульные корабли проекта 22160 дальней морской зоны, первая шестерка которых для Севастополя ударными темпами тоже возводится в том же Зеленодольске (а первые два - «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев» уже спущены на воду). Если вспомнить, для чего замышлялся проект 22160, то «Калибры» на нем действительно могли показаться избыточными.

Вот что о назначении патрульных кораблей написано в официальном документе: «Корабль проекта 22160 предназначен для охраны территориальных вод, патрулирования экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды, для охраны кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника в военное время». Но «патрулирование», «пресечение контрабандной и пиратской деятельности», а уж тем более «экологический мониторинг окружающей среды» — такой набор боевых функций абсолютно не для Военно-Морского флота. Скорее - для морских пограничников.

Те, кто замышлял эти корабли, безусловно, сознавал это. Вряд ли случайно для проекта 22160 конструкторами была использована платформа пограничного корабля океанской зоны. Вполне естественно, что ракетное вооружение на этот «патруль» изначально вообще не предполагали ставить. Самым могучим боевым средством должна была стать универсальная артиллерийская установка калибра 57-мм или 76-мм. Прикрытие с воздуха предполагалось обеспечить с помощью турельной пусковой установки «Гибка» с зенитными ракетами «Игла» ближнего радиуса действия.

В июне 2015 года начальник управления кораблестроения Главного штаба ВМФ капитан 1 ранга (сегодня - контр-адмирал) Владимир Тряпичников всякие сомнения в достаточности такого вооружения в дальней морской зоне, вдалеке от родных баз, развеял решительно: «Патрульные корабли - это действительно новшество на сегодняшний день для ВМФ. Мы проанализировали ситуацию и понимаем, что такой корабль не должен носить ракетного вооружения, а демонстрировать Андреевский флаг в разных районах Мирового океана. Естественно, данный корабль был спроектирован для борьбы с пиратством в районе Африканского Рога».

Ни один из патрульных кораблей в строй пока не вошел, а о сомалийских пиратах все, кажется, дружно позабыли не только в России - беды другого масштаба выдвинулись на первый план.

Судьбу не только проекта 22160 решительно перевернуло 7 октября 2015 года. В тот день, напомню, группировка кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного сторожевого корабля «Дагестан» и трёх малых ракетных кораблей проекта 21631 (шифр - «Буян-М») двадцатью шестью ракетами 3М14 «Калибр-НК» впервые триумфально ударила по объектам террористов на территории Сирии. Стрельба осуществлялась на дальность до 1500 километров.

В шоке оказался весь мир. Такая дальность удара и такая его точность не были, как оказалось, предусмотрены нигде за рубежом. В заблуждение чужих разведчиков и аналитиков, очевидно, ввел экспортный аналог «Калибра». Его Россия давно поставляла под именем Club-K. Дальность стрельбы этим вариантом - лишь до 300 километров. Ни о каких тысячекилометровых расстояниях до цели речь не шла. И никого за рубежами России Club-K особенно не беспокоил.

Залп Каспийской флотилии перевернул все. Ошеломленный американский журнал The National Interest написал: «Буян-М» с восемью ракетами «Калибр-НК» на борту осуществляет более массивный удар, чем ныне выведенный из состава ВМС США фрегат типа «Оливер Хазард Перри», и уж точно обладает большей огневой мощью, чем любой из американских боевых кораблей прибрежной зоны LCS». По мнению журнала, с боевыми возможностями мгновенно ставшего знаменитым крохотного по флотским меркам 950-тонного «Буяна-М» могут сравниться лишь эсминцы УРО типа «Арли Берк» и ракетные крейсера типа «Тикондерога» ВМС США. Но они, безусловно, гораздо больше по размерам и гораздо дороже.

Искреннее изумление тех, кого принято называть вероятным противником, естественно, радует. Куда хуже другое. Очень похоже, что тот памятный триумф Каспийской флотилии стал неожиданностью для многих и в нашей стране. Причем - в том числе и для людей, непосредственно отвечающих за состояние и развитие Вооруженных сил в целом и за Военно-Морской флот РФ в частности

Полагаю, как минимум, последовал сильный пинок из Кремля: «Почему у нас так мало кораблей с «Калибрами»? В Кремле ведь наверняка вдохновились перспективой с борта кораблика, чуть более крупного, чем простой рыболовный сейнер, держать под прицелом половину Европы, Центральную Азию, Ближний и Средний Восток? И пошло-поехало…

Уже 26 октября 2015 года, спустя всего две недели после залпа Каспийской флотилии, генеральный директор Зеленодольского судостроительного завода имени Горького Александр Карпов заявил, что на перспективные патрульные корабли проекта 22160 (те самые, на которых, если помните, адмирал Тряпичников всего несколько месяцев назад собирался гоняться за пиратами у Африканского рога) будут ставить «Калибр-НК». Карпов пояснил: «Такое решение было принято, в частности, после удачного поражения ракетами комплекса объектов „Исламского государства“ *. Залпы по террористам в Сирии показали огневую мощь „Калибра“, при этом он занимает мало места».

Как ни компактен этот удивительный ракетный комплекс, но было понятно, что конструкторскую документацию для патрульных кораблей придется решительно переделывать. По крайней мере, для первых двух («Василия Быкова» и «Дмитрия Рогачева») делать это было поздно - они к тому времени уже более полутора лет находились на стапелях.

Как выяснилось, поздно что-то предпринимать и с третьим патрульным кораблем - «Павлом Державиным», заложенным в нынешнем феврале. Его главным оружием, как и у двух предшественников, тоже останется единственная, сравнительно хилая, универсальная артустановка. Если теперь ее признают недостаточной - сразу на модернизацию.

В результате, как на днях заявил агентству ТАСС неназванный источник в оборонно-промышленном комплексе, лишь вторая тройка патрульных кораблей проекта 22160, строящихся для ВМФ России, сможет получить на вооружение ударный ракетный комплекс «Калибр». Первая - не успеет. И это, бесспорно, создаст немалые трудности Черноморскому флоту в планировании боевого использования, в тыловом обеспечении и в эксплуатации новых боевых единиц.

Хотя дело переоборудованием только патрульных кораблей в фактически ракетные корветы не ограничилось. «Калибр», складывается впечатление, срочно решено ставить на все, что в составе ВМФ РФ способно выйти в море.

Так, затянувшийся с 2013 года ремонт большого противолодочного корабля проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко», окончание которого было запланировано на нынешний год, внезапно решено продлить - оставить БПК в 35-м судоремонтном заводе в Мурманске еще на пару лет. И это - при острейшей нехватке крупных кораблей океанской зоны в боевом составе флота. Единственное разумное объяснение: «Калибры» будут ставить и на «Адмирал Чабаненко», превратив БПК первого ранга, по сути, в ракетный эсминец.

А теперь предлагаю взглянуть, как выглядит перспектива приведения всего флота к единому «Калибру». Если существующие сегодня планы удастся воплотить в жизнь, через несколько лет в ВМФ РФ мы будем иметь приблизительно такую картину:

Крупными арсеналами этих высокоточных ракет станут многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень». Первая из них - «Северодвинск» - уже в строю, на борту до 32 ракет. Предполагается построить шесть таких субмарин. Таким образом, суммарный залп «Ясеней» - свыше 200 ракет;

Еще внушительней в этом смысле будут атомные подводные ракетные крейсера проекта 949А «Антей». Всего у нас их осталось восемь. Модернизация этих кораблей по проект 949АМ подразумевает установку на каждый корабль по 72 пусковые шахты для «Калибров-ПЛ». Суммарный залп - почти 600 ракет;

Вполне реально вскоре обзавестись 12 дизельными подводными лодками проекта 636.3 «Варшавянка». Первые шесть для ЧФ уже практически готовы, за шесть других для Тихоокеанского флота вот-вот возьмутся в Питере. На каждой - по четыре «Калибра-ПЛ». Итого в залпе - до 48 ракет;

Тем же путем пошли и с тяжелыми атомными ракетными крейсерами проекта 1144 «Орлан». Их осталось три. Первым в модернизацию по проекту 11442 в Северодвинске встал «Адмирал Нахимов». К 2018 году он способен будет стать стартовой позицией для 80 ракет «Калибр-НК» и «Оникс» (конкретный набор - в зависимости от задач). Затем ту же процедуру пройдет «Петр Великой». Судьба третьего «Орлана» - «Адмирала Лазарева» - не решена, однако есть надежда на обновление и его. Суммарный залп в этом случае - до 240 ракет;

Три уже упомянутых новых фрегата проекта 11356 - по 8 пусковых установок. Суммарный залп - 24 ракеты;

С фрегатами проекта 22350 типа «Адмирал Горшков» ситуация куда менее определенная. Спущено на воду два таких корабля, еще два на стапеле. Запланировано к постройке восемь единиц, но перспективу сильно размывают проблемы с корабельными двигателями, которые прежде поставляла Украина. Все же допустим — достроят все. На каждом - по 16 пусковых установок. Итого - до 128 ракет;

Малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» мы собираемся заиметь не менее 18 единиц. По восемь ракет на каждом. Итого - 144 ракеты в залпе;

Малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» в планах Минобороны — не менее 10 единиц. По восемь пусковых установок. Выходит - до 80 ракет в залпе.

Оставим за бортом этих вычислений патрульные корабли, с которых начали материал. Забудем про атомные подводные лодки проекта 971, вариант модернизации которых в 971 М тоже затеян под «Калибры» (два таких атомохода - «Братск» и «Самара» с этой целью еще в 2014 году переведены в Северодвинск). Не станем учитывать «Дагестан», сторожевой корабль проекта 11661 (шифр - «Гепард») в составе Каспийской флотилии. Все равно выходит, что через десяток лет в пусковых установках кораблей ВМФ РФ в идеальном варианте будут ждать своего часа никак не менее полутора тысяч высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр» различных модификаций. Аргумент неядерного сдерживания, с которым вынужден будет считаться кто угодно.

Остается только аплодировать? Не торопитесь. Высокая военно-морская поэзия кончилась. Начинается суровая проза. Раз российское политическое и военное руководство, судя по всему, оказалось не очень-то готово к собственному ракетному триумфу в Сирии, логично предположить, что и для промышленности громадье тут же возникших в Минобороны и Главном штабе ВМФ планов тоже как снег на голову.

Продолжим заниматься арифметикой. Для полутора тысяч пусковых установок необходимо минимум в три-четыре раза больше ракет на складах. Потому что часть боезапаса придется регулярно тратить на учебные и испытательные стрельбы. Да и для военных компаний (даже типа сирийской) понадобится неизвестно какой ресурс. Про серьезную войну и говорить нечего.

Таким образом, хотя бы три-четыре тысячи готовых к использованию «Калибров» флоту необходимы. А что имеем на практике?

На практике в первом полугодии нынешнего года военным, по официальным данным, удалось закупить для ВМФ РФ только 47 «Калибров». Получается, по итогам года запасти удастся не более сотни. Если такие темпы промышленность сохранит, для доведения соответствующего арсенала до нормативных запасов понадобятся десятилетия. И это - если вообще не стрелять.

Почему все так печально? Некоторые ссылаются на высокую стоимость ракет «Калибр». Подлинные цифры неизвестны, эксперты называют суммы в огромном интервале - от 700 тысяч долларов до 6 миллионов «зеленых» (в эквиваленте). Дорого, конечно, но современная война вообще недешевое удовольствие.

Поэтому главное не в цене. Просто сегодня «Калибры» выпускает единственное предприятие - екатеринбургское ОКБ «Новатор». Да, минувшей весной его генеральный директор и генеральный конструктор Павел Камнев получил за выпуск нового оружия звание Героя России. Но сам завод к своему триумфу подошел в полуживом состоянии. На 1 января 2013 года износ оборудования составлял около 80%. 56,7% станочного фонда «Новатора» (больше половины!) были изготовлены еще при СССР. За реконструкцию принялись только в 2015 году, когда на всех этажах власти вдруг осознали, как необходимы стране новые высокоточные крылатые ракеты.

Так что чудо, что у нас вообще появилось это отличное оружие. Даже не сомневаюсь, что сейчас все делается для модернизации «Новатора». Но время у Минобороны течет между пальцев.

Не в этих ли прискорбных обстоятельствах разгадка странности, случившейся в прошлом месяце? Если не забыли, в середине августа все ведущие информагентства мира сообщили, что Москва открыто запросила у Тегерана и Багдада разрешение на новый пролет ракет «Калибров» через их воздушное пространство в Сирию. Одновременно в Каспийское море вышла корабельная ударная группа (КУГ) в составе сторожевых кораблей «Татарстан», «Дагестан» и малых ракетных кораблей «Град Свияжск» и «Великий Устюг». Всего на кораблях этой КУГ могло находиться до 24 «Калибров».

Разрешение Ирана и Ирака на стрельбу, скорее всего, было получено. С чего бы запрещать то, что после памятного 7 октября было повторено еще 20 ноября 2015 года? Тогда Каспийская флотилия нанесла второй ракетный удар по целям в Сирии. И тоже, естественно, над головами иракцев и иранцев. С одобрения их политического руководства.

Но как бы там ни было, в минувшем августе наши крылатые ракеты с Каспия не стартовали. Никто никак объяснений не давал. Поэтому остается только предположить: уже спланированная стрельба флотилии в последний момент была отменена из соображений экономии. Считанные наши «Калибры» решили поберечь для более серьезных дел. А назначенных было в мишени головорезов из ИГИЛ прикончили более дешевым способом. Что, конечно, рациональней.

———————————————————
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.

Эксперты рассказали о его роли в операции

К сирийским берегам отправился фрегат «Адмирал Григорович». Начальник информобеспечения Черноморского флота Вячеслав Трухачев заявил, что российский корабль после совместных учений с ВМС Турции вышел в Средиземное море и взял курс на Сирию. О том, какую роль фрегат может сыграть в военной операции, мы поговорили с экспертами.

Для фрегата это будет уже не первая «командировка» к сирийским берегам. В ноябре прошлого года «Адмирал Григорович» нанес удар крылатыми ракетами «Калибр-НК» по объектам ИГИЛ (запрещена в России) на территории Сирии.

«Адмирал Григорович» - головной корабль проекта 11356 в серии из 6 фрегатов, предназначенных для отправки на Черноморский флот.

Водоизмещение фрегата составляет 4 тысячи тонн. Силовая установка на основе турбин развивает мощность до 60 тысяч лошадиных сил и обеспечивает скорость хода до 30 узлов.

Запасов на борту корабля хватит на целый месяц автономного плавания. Экипаж фрегата составляет около 200 матросов и офицеров, плюс 20 бойцов морской пехоты.

Главное оружие «Адмирала Григоровича» - ракетный комплекс «Калибр-НК», который способен поражать наземные цели на расстоянии до 300 километров. Конструкция ракет позволяет им лететь на высоте 10 метров, огибая складки местности, что существенно снижает вероятность обнаружения ракеты противником.

Помимо «Калибров» для прикрытия от воздушного противника установлены зенитно-ракетный комплекс "Штиль-1" и ракетно-артиллерийский комплекс "Палаш". В качестве вспомогательного вооружения на фрегате имеется автоматическая артиллерийская установка А-190 калибром 100 миллиметров, способная обстреливать цели на расстоянии до 21 километра. Для поиска подводных лодок и кораблей противника, а также для проведения спасательных операций на борту фрегата «Адмирал Григорович» размещен вертолет морского базирования.

Корабль по совокупности своих боевых характеристик - один из самых современных в мире, а большой спектр вооружения позволяет решать ему широкий круг задач, такие как действия в составе корабельных группировок в открытом море, так и прикрытие портов от воздушный атак и поддержка наземных войск.

По словам военного эксперта Игоря Коротченко, отправку корабля к берегам Сирии нельзя воспринимать как ответ на ракетную атаку американцев.

Ответ России, безусловно последует, но этот будет ответ более комплексный, продуманный и многофакторный. В первую очередь - усиление поддержки Сирии, что подразумевает ремонт и модернизацию тех систем противовоздушной обороны, которыми располагает Сирия. Кроме этого стоит ожидать и других мер - обучение сирийских расчетов ПВО и отправку военных советников в Сирию. В любом случае, Россия найдет чем ответить на дерзкий вызов США международному праву.

Как рассказал МК военный эксперт Прохора Тебин, американские крылатые ракеты «Томагавк», которыми был нанесен удар по Шайрату, не представляют опасности для фрегата «Адмирал Григорович», поскольку не предназначены для ударов по надводным целям, а морскую версию ракеты, над которой работают уже несколько лет пока не приняли на вооружение.

Следите за нашей онлайн-трансляцией

В Санкт-Петербурге на церемонии спуска на воду дизель-электрической подводной лодки «Колпино», шестой и последней в серии субмарин проекта 636.3 (проект «Варшавянка») для Черноморского флота, главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Королев сделал удивительное заявление: «Вся программа испытаний отработана на Балтийском флоте, необходимости в переходе на Северный флот нет, поэтому подлодка „Колпино“ отправится сразу к месту постоянной дислокации — порт Новороссийск».

Это выглядит странным потому, что все пять предыдущих «Варшавянок», построенных на Адмиралтейских верфях для пополнения 4-й отдельной бригады ПЛ, разворачиваемой в Новороссийске, после подъема Андреевского флага неизменно вначале совершали переход из Балтики в Баренцево море. Только там можно полноценно провести глубоководные погружения и испытательные пуски главного оружия этих кораблей — высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр». В Балтийском море для этого нет совершенно никаких условий.

Дело в том, что предельная глубина погружения большинства подводных лодок, в том числе «Варшавянок», порядка 300 метров, рабочая — до 240 метров. А средняя глубина мелководной по преимуществу Балтики — всего 51 метр. Есть там, правда, несколько глубоких подводных впадин. Самая серьезная из них — Ландсордтская (470 метров, севернее острова Гогланд). Но она вытянулась узким желобом так близко от финского порта Котка, что испытывать в этом районе наши новые боевые корабли невозможно без риска внезапно очутиться в территориальных водах соседней страны.

Всех этих неприятностей легко избежать в Баренцевом море (средняя глубина 222 метра), где и расположены основные полигоны боевой подготовки Северного флота. Кроме того, в заполярных водах судоходство не столь интенсивное, как на Балтике. Поэтому куда проще закрыть от посторонних обширный район для испытательных ракетных стрельб.

Словом, неслучайно все пять предшественниц ПЛ «Колпино» первые в своей биографии дальние походы совершали именно на Север. Там погружались на предельные глубины, там били «Калибрами» по безлюдному полигону Чижи в Архангельской области. И только потом докладывали о готовности к межфлотскому переходу в Новороссийск.

Однако «Колпино», стало быть, почему-то решено вводить в строй по сокращенной программе. Что там с ее погружениями, на какие глубины она ходила — неизвестно. Но точно этот экипаж ни разу не стрелял своими крылатыми ракетами. Во всяком случае, сообщений об этом не было, а такой факт в тесном и чрезвычайно оживленном Балтийском море невозможно утаить. Как минимум — от иностранных наблюдателей. Однако и они по этому поводу пока не проронили ни слова.

Стало быть, в Новороссийск «Колпино» скоро выйдет с неиспытанным до конца ракетным комплексом. Даже если по пути в восточном Средиземноморье наши подводники нанесут удар «Калибрами» по объектам террористов в Сирии (как это в декабре 2015 года проделал экипаж проследовавшей тем же маршрутом подводной лодки «Ростов-на-Дону»), риск неудачи все равно достаточно серьезен. Но на него главкомат ВМФ просто вынужден идти. Почему? Согласитесь, эти явно необычные и даже, возможно, чрезвычайные меры требуют хоть каких-нибудь внятных объяснений.

На мой взгляд, всему этому есть единственное оправдание: самый воюющий из наших флотов сегодня на Черном море. Он всеми силами обеспечивает боевые действия на Ближнем Востоке и в восточном Средиземноморье. Но ЧФ требуется срочно пополнить. Потому что процесс его модернизации, активно начавшийся в 2015—2016 годах, внезапно опасно затормозился. Впрочем, прежде, чем поговорить о причинах этого, расскажем о результатах.

На сегодня они таковы: в распоряжении командующего Черноморским флотом остался единственный надводный корабль, вооруженный современными крылатыми ракетами «Калибр» — фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович». Базировавшиеся в Севастополе малые ракетные корабли проекта 21631 (проект «Буян-М») «Серпухов» и «Зеленый Дол» прослужили там на удивление недолго. Они пришли в Крым в ноябре 2015 года. А два с половиной месяца назад, прямо с боевой службы у берегов Сирии, в сопровождении буксира «Виктор Конецкий» были направлены на усиление еще более обескровленного Балтийского флота.

В Черное море успели прийти и три «Варшавянки» — «Новороссийск», «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол». На каждой — по четыре ракеты «Калибр». Если приплюсовать сюда восемь таких же установок «Адмирала Григоровича», то суммарный залп Черноморского флота этим оружием в самом лучшем случае составит всего 20 ракет. Существенно меньше, чем было в одном только знаменитом ударе Каспийской флотилии по целям на сирийской земле 7 октября 2015 года. Тогда, напомню, стартовали 26 крылатых ракет.

Если угодно, можно предложить и еще одно печальное для нас сравнение: один лишь американских эсминец типа «Арли Берк» способен сегодня подобным оружием (крылатыми ракетами «Томагавк») нанести удар втрое более мощный, чем пока весь ЧФ. Поскольку каждый такой корабль имеет до 56 пусковых установок для «Томагавков». А одна атомная подводная лодка типа «Огайо» несет на борту и вовсе до 154 КР «Томагавк».

Понятно, что для серьезных и продолжительных боевых действий нынешние возможности черноморцев выглядят более чем скромно. А о том, как остро необходимы нам «Калибры», говорит такой факт: всего за полгода, которые фрегат «Адмирал Григорович» успел прослужить в Севастополе, он трижды (с учетом межфлотского перехода с Балтики) нес боевую службу в составе нашего оперативного соединения в Средиземном море. То есть, корабль совершенно очевидно используется в режиме пожарной команды, без хоть сколько-нибудь значительных перерывов на ремонт, боевую подготовку и отдых экипажа.

Без сомнения, это тревожит и главкомат ВМФ, и Министерство обороны РФ. Там прикладывают просто титанические усилия, чтобы ЧФ срочно пополнить. Каков результат?

Честно говоря, результат пока не очень. Часть новых кораблей построены, но до Севастополя и Новороссийска по разным причинам никак не доберутся. Строительство других столкнулось с непредвиденными трудностями.

Вот конкретика. Собрат «Григоровича» фрегат «Адмирал Эссен» в состав ЧФ включен в июне 2016-го. Переход в Севастополь был спланирован на октябрь, однако в ходе испытаний корабль получил серьезные повреждения обоих винтов и линии вала. Был снова поставлен в док. Вышел из него, но когда начнет межфлотский переход — неизвестно.

Такой же фрегат «Адмирал Макаров» флоту до сих не передан, хотя до ума доводится уже без малого пять лет. Почти столько же, как «Адмирал Григорович». Но тот хотя бы был головным в серии, что многое объясняет. Серийные корабли обычно вводят в строй намного быстрей первенца. Спущен на воду полтора года назад, продолжает серию испытаний на Балтике. Дата перехода в Севастополь не определена.

Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар», четвертая в серии, в боевой состав ЧФ передана 5 ноября 2015 года. Но балтийских вод не покинула до сей поры. Причина — столкновение под водой в апреле прошлого года во время испытаний, предположительно, с польской субмариной «Ожел». Погнутые выдвижные устройства вынудили «Краснодар» встать в ремонт, которые завершен сравнительно недавно.

Пятый корабль «Великий Новгород» завершил испытания, ЧФ формально получил его в октябре 2016-го. Через месяц — еще и уже упомянутую ПЛ «Колпино». Но когда и они возьмут курс на Новороссийск, пока не объявлено.

Мечталось, что параллельно черноморцев примутся активно пополнять и кораблестроители Зеленодольска. Там для этой цели заказаны шесть патрульных кораблей (фактически — корветов с ракетами «Калибр») проекта 22160. Головной из них — «Василий Быков» — заложен почти три года назад, но неизвестно даже, когда будет спущен на воду.

В Зеленодольске же взамен ушедших на Балтику «Серпухова» и «Зеленого Дола» строят для черноморцев и четыре других малых ракетных корабля проекта «Буян-М». Первый назван «Вышний Волочек». Но его создание тянется недопустимо долго для боевой единицы столь скромного водоизмещения — уже три с половиной года. Причина — германские двигатели MTU, что на заводе успели поставить на первые «Буяны-М», попали под санкции и больше нам не поставляются.

Мы пытались оперативно исправить ситуацию собственными силами. В 2015 году генеральный директор зеленодольского завода Ренат Мистахов публично пообещал достойную замену дизельным двигателям из Германии отечественными агрегатами из Коломны и Санкт-Петербурга. Как говорится, не срослось. После долгих мытарств на новые «Буяны-М» решено ставить китайские дизели CHD622V20. По сути — те же немецкие, только сильно устаревшие, в Германии разработанные в 80-х годах прошлого века. Теперь, стало быть, они пригодились нам на новейшие малые ракетные корабли с «Калибрами». Судя по всему, флот их готов принять и такими, если других ждать не приходится. Потому что время не терпит.

Стоит ли после этого удивляться, что ракетную дизель-электрическую подводную лодку «Колпино» главком ВМФ адмирал Королев готов с распростертыми объятиями принять под свое начало даже не до конца испытанной? Лучше такое пополнение, чем никакого. Ведь войне в Сирии не видно конца.

За 2016 год российский флот пополнился одиннадцатью боевыми кораблями. Фактически наша промышленность выполнила больше заказов – одна подлодка ушла на экспорт.

Одиннадцать боевых надводных и подводных кораблей за год – много или мало? С одной стороны, меньше, чем в предыдущие два года. С другой – все же больше, чем строилось в начале этого десятилетия и в течение всего прошлого. Американцы за 2016-й обзавелись всего шестью новыми боевыми единицами, правда, все они серьезного водоизмещения. Китайцы спустили на воду кораблей больше, чем мы, они также заняты перевооружением и спешат заменить списанные борта.

Несмотря на наметившуюся с 2014 года тенденцию уменьшения числа построенных кораблей, 2016-й меж тем сохраняет серьезный показатель суммарного водоизмещения реализованных проектов, то есть мы спускаем на воду крупные образцы.

Посмотрим, чем именно разжился российский флот.

«Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен»

Долгожданные сторожевики дальней морской зоны или, как их начали называть на зарубежный манер, фрегаты рождались в вихре споров.

“ Мы имеем все шансы увидеть самые разнообразные боевые корабли водоизмещением до тысячи тонн с корпусами из стеклопластика ”

Изначально флот ждал на перевооружение совсем иные корабли – проекта 22350: достаточно крупные для класса фрегатов, современные, мощные. Однако, как часто бывает на любом флоте (что особенно заметно на примере американского «Замволта»), новый проект запускается в серию дольше и тяжелее, чем на это рассчитывают.

Поэтому пока наша промышленность осваивает перспективные многоцелевые фрегаты, было решено запустить в производство что-нибудь соизмеримое по боевым качествам, но более знакомое. В результате на свет появился проект 11356 – модернизированный вариант экспортного «Тальвара», который наша промышленность с успехом изготавливала для Индии. Он же в свою очередь является переработанным сторожевиком проекта 1135 «Буревестник».

Построенные «Адмиралы» взяли от предшественников лучшее, в первую очередь корпус, который снискал себе добрую славу за хорошие мореходные качества и обитаемость.

Зато вооружение и электронная начинка у корабля новые, даже надстройка трансформировалась, подчиняясь современным требованиям снижения заметности. Изменилось и предназначение корабля, теперь это многофункциональный боец, способный бороться с любыми вызовами. Его основное оружие – универсальный корабельный стрельбовый комплекс на восемь ячеек, которые могут быть заполнены ракетами славного семейства «Калибр» на выбор.

Универсальный характер корабля подчеркивает 100-мм скорострельная АУ, способная вести эффективный огонь как по морским, так и по наземным, воздушным целям. Это самая скорострельная в мире пушка такого калибра, за минуту выпускает 80 снарядов на расстояние 20 километров.

Фото: sdelanounas.ru

За ПВО средней дальности отвечает ЗРК «Штиль-1» – 36 ракет в ячейках вертикального пуска. Серьезный арсенал позволяет не мелочиться и наводить на цель до трех ракет, гарантированно приводняя все, что летает со скоростью ниже трех километров в секунду и на дальности до 70 километров.

Ближнюю ПВО берут на себя две зенитные артустановки АК-630. Шесть 30-мм стволов со скорострельностью четыре-пять тысяч выстрелов в минуту призваны искрошить цель в пыль.

Для борьбы с подлодками и торпедами имеются два 533-мм ТА и проверенная временем бомбометная установка РБУ-6000.

На корме оборудованы взлетно-посадочная площадка и ангар для корабельного вертолета.

Сторожевики оснащены новым навигационным оборудованием, двумя РЛС и радиоэлектронным вооружением.

Экипаж, кроме 180 моряков и офицеров, включает еще и 20 морских пехотинцев, что серьезно увеличивает возможности фрегатов.

При полном водоизмещении чуть больше четырех тонн корабль способен развивать скорость до 30 узлов. При запасе хода 7800 километров сторожевик обладает богатыми возможностями по работе в морской акватории.

К двум уже стоящим на страже «Адмиралам» в этом году, судя по всему, присоединится «Макаров», проходящий госиспытания.

В общем и целом весьма добротные сторожевики, способные выполнять широчайший спектр задач, при относительно скромной стоимости 13 миллиардов рублей за штуку. Жаль, что из-за срыва поставок газотурбинных энергетических установок с Украины под вопросом не только продолжение серии, но и судьба уже заложенных кораблей.

«Великий Новгород», «Колпино»

Это знаменитые «Варшавянки» доработанного проекта 636.3. Переданные флоту в прошлом году подлодки довели их черноморскую группировку до шести единиц. Мощная сила, учитывая отличные характеристики этих субмарин. На Западе они получили прозвище «Черная дыра» за крайне низкую шумность, сопоставимую с фоном моря.

«Варшавянки» способны обнаружить цель гораздо раньше, чем будут замечены сами. В четырех из шести ТА заряжены ПКР «Калибр», на борту – 18 торпед.

Подлодки имеют солидное подводное водоизмещение – почти четыре тысячи тонн. Развивают скорость 17 узлов и способны уйти на 300-метровую глубину.

Стоит каждая около 16 миллиардов рублей. Хорошая цена, особенно если учесть, насколько опасными могут быть для противника вооруженные «Калибрами» бесшумные «Варшавянки» в Черном море.

Морской тральщик «Александрит»

Головной корабль «Александр Обухов» проекта 12700 должен положить начало многочисленной серии судов различного назначения. Минные тральщики не самые интересные корабли, как может показаться. У них слабое и незначительное вооружение: одна зенитная артустановка АК-630, восемь ПЗРК «Игла» и 14,5-мм пулемет для самообороны.

Но сила этого корабля в другом. Во-первых, разнообразное радиоэлектронное вооружение. Во-вторых, цельный монолитный корпус из стеклопластика. Никто в мире корпусов такого размера делать не умеет. Нам пришлось создать новое производство для применения подобных технологий.

Корпус «Александра Обухова» немагнитный, негниющий, более прочный и легкий. Как раз то, что нужно для корабля, чья главная задача – ловить мины и не пойти от их случайного подрыва на дно.

«Александр Обухов» – представитель противоминной обороны нового поколения. При эксплуатации будут обкатаны технологии, относящиеся к тралению, изучена специфика корпуса из стеклопластика. Думается, что если все пойдет хорошо, мы имеем все шансы увидеть самые разнообразные боевые корабли водоизмещением до тысячи тонн с использованием такого материала при изготовлении корпуса.

Поскольку это головной корабль, о стоимости серийных последователей говорить рано.

«Полярная звезда»

Этот сторожевик проекта 22100 «Океан» поступил не в ВМФ, а в погранслужбу ФСБ. Но на место в нашем обзоре это не должно влиять. 2700 тонн полного водоизмещения, крейсерская скорость 20 узлов, дальность хода почти 20 тысяч километров при автономности 60 суток делают проект уникальным.

Имя головного корабля – «Полярная звезда» – говорит само за себя. Ему не страшны льды толщиной до 80 сантиметров, при этом корабль может с комфортом ходить и в тропиках.

Вооружение скромное, но универсальное: 76,2-мм артустановка АК-176М, способная вести огонь по надводным, наземным и воздушным целям, два 14,5-мм пулемета. Но, похоже, «Полярная звезда» создана не только для боя – ее взлетно-посадочная площадка и ангар позволяют принять поисково-спасательный Ка-27. На борту также имеются быстроходные катера и разведывательный беспилотник.

У проекта наверняка большое будущее.

«Проворный», «Надежный»

Сторожевики пограничной службы (проект 22460) имеют водоизмещение 630 тонн, скорость 30 узлов и впечатляющую дальность 5600 километров при экономном ходе. Ломают лед толщиной до 20 сантиметров. Добавим двухмесячную автономность плавания экипажа из 24 человек, станет понятно, что это весьма способный «Охотник».

Вооружение – зенитная АК-630, два 12,7-мм пулемета «Корд». При желании на борту размещается пусковая установка ракетного комплекса «Уран» и 57-мм АУ А-220М.

Кроме того, на сторожевике прописан разведывательный беспилотник, есть взлетно-посадочная площадка, способная принять вертолет типа «Ансат» или Ка-226, имеется слип для спуска катера.

Наша береговая охрана уже приняла девять таких кораблей, а всего запланировано 30 единиц. Каждый стоит предположительно 2,52 миллиарда рублей.

Два катера проекта 21980 «Грачонок»

«Юнармеец Заполярья» и его собрат стали первыми катерами проекта «Грачонок», вошедшими в состав Северного флота. Всего же в российском флоте уже 12 таких катеров.

Их стандартное водоизмещение – 139 тонн, а полная скорость – только 23 узла. Но выполняемая задача меж тем не становится менее важной – защищать более крупных собратьев от диверсионных атак. Из классического вооружения на катере только тумба с 14,5-мм пулеметом да четыре ПЗРК «Игла», зато хватает нестандартного: кроме разнообразного радиоэлектронного имеются два подводных аппарата для осмотра дна на глубинах до 300 метров, а также противодиверсионный десятиствольный гранатомет. Отметим и водолазный комплекс с барокамерой, а также кран-манипулятор.

Как видим, катера достаточно оборудованы, чтобы не только находить и обезвреживать диверсантов, но и выполнять широкий спектр задач.

Стоимость «Грачонка» – 911 миллионов рублей.

Сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»

Этот участник нашего списка не имеет имени, потому как слишком мал – всего 57 тонн полного водоизмещения. Типичный быстроходный катер, развивающий скорость 50 узлов. Вооружен пулеметом 14,5 миллиметра, но также на нем может быть размещен ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К». В этом случае судно обзаведется четырьмя противотанковыми ракетами и 30-мм артустановкой АК-306 для борьбы с воздушными и надводными целями.

Из 30 запланированных 22 уже построены.

Виды на экспорт

Еще один фрегат проекта «Буревестник» – «Адмирал Бутаков» спущен на воду без силовой установки: ее отказались поставлять украинские производители. На сегодня не решено, будет ли этот корабль, как и два других, заказанных Минобороны, достраиваться для отечественного ВМФ или уйдет в Индию. Пусть «Адмирал Бутаков» и не вошел в состав флота, его все же следует записать в зачет нашей оборонной промышленности.


Стоимость кораблей для ВМФ РФ (млрд руб.)

ДЭПЛ проекта 636.1 (одна из модификаций «Варшавянки») построена для ВМС Вьетнама. 20 января этого года «Бариа-Вунгтау» доставлена в порт назначения Камрань.

Вспомогательные суда

Невооруженная морская мелочовка обычно не интересует широкую публику. Однако без вспомогательных судов флота не бывает.

Самыми большими (водоизмещение – 2000 тонн) оказались пять самоходных плавучих кранов, выполненных по проекту 02690. Чуть меньше опытовое судно «Виктор Чероков» (1900 тонн). Оно было заложено еще в 2007 году, но в 2010-м строительство приостановили из-за ошибок в проекте, вернулись к нему только в 2015-м. «Виктор Чероков» будет использоваться для испытания минно-торпедного и гидроакустического вооружения.

В 2016 году встали в строй три спасательных буксира двух проектов (около 1200 тонн). Остальные корабли водоизмещением до 300 тонн. Это рейдовый буксир, два гидрографических катера, столько же аварийно-спасательных плюс катамаран того же назначения, пограничный дебаркадер. Итого – 16 вспомогательных судов.

Модернизация

Кроме строительства новых кораблей, мы каждый год занимаемся модернизацией и ремонтом старых.

После пятилетнего отсутствия снова в строю ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант», блистательный «Маршал Устинов». Это уже третий его ремонтный отпуск с момента принятия в состав флота в 1986-м, но, пожалуй, самый серьезный. Крейсеру привели в порядок корпус, отремонтировали винторулевые механизмы, силовую установку, общекорабельные системы, заменили электронную начинку и РЭВ. Говорят, теперь это совершенно новый корабль в том же корпусе, впрочем, с прежним набором вооружения.

Вернулся в строй и флагман Каспия, сторожевой корабль «Татарстан» (проект 11661 «Гепард»). Кроме обычного ремонта сторожевик обзавелся новой РЛС «Галс», которая серьезно повысила его боевые возможности.

АПЛ «Кузбасс» проекта «Щука-Б» мы ждали долгие семь лет. Ремонт океанского монстра водоизмещением 12 тысяч тонн несколько затянулся, но дело того стоило. По оценке американского издания National Interest, подлодки проекта «Щука-Б» входят в пятерку самого опасного российского оружия.

Ракетный подводный крейсер «Подмосковье» ушел в ремонтный док еще в далеком 1999 году, а в 2016-м вышел на испытания, но уже в качестве носителя сверхмалых подводных лодок. «Подмосковье» ждет славное опытное и научное будущее. Возможно, крейсер станет прародителем подводного флота нового поколения.

Итого – четыре модернизированных корабля с весьма серьезным совокупным водоизмещением.

Российский флот активно перевооружается, хотя, возможно, и не теми темпами, как надо бы. Жизнь корректирует планы. В нашем случае это превращение Украины во враждебное государство и как следствие – сдвиг сроков сдачи некоторых кораблей по причине разрыва контрактов на поставку труднозаменимого оборудования. Сказываются и санкции Запада: бюджет страны не резиновый, а его ресурсы в последние два года понадобились на новых, неожиданных направлениях.

Тем не менее корабли спускаются на воду, закладываются новые, возвращаются с модернизации старые. Ведь пока мы не закончим перевооружение, старичкам придется нести свою вахту.

#проект 11356 #«Замволт» #«Тальвар» #проект 636.3 #проект 12700 «Александрит»

Александр МОЗГОВОЙ

А 10 августа Екатерининскую гавань Полярного покинула большая дизель-электрическая подводная лодка Б-261 «Новороссийск» – головная субмарина проекта 06363 «Палтус» разработки ЦКБ МТ «Рубин», построенная «Адмиралтейскими верфями» и сданная флоту в прошлом году. Она тоже взяла курс на Новороссийск, к которому приписана. К месту назначения подлодка должна прибыть 25 сентября.

МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов» объединяет с ДЭПЛ «Новороссийск» не только то, что они «первые ласточки» обновления Черноморского флота, но и наличие на их борту ракетных комплексов «Калибр» (известных в экспортном исполнении, как Club, то есть «Дубина»), которые предназначены для нанесения ударов по надводным и береговым целям. Эти ракеты разработаны екатеринбургским ОКБ «Новатор», входящем в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей».

Подводная лодка «Новороссийск» специально была направлена на Север, чтобы ее экипаж мог отработать курс боевой подготовки, в том числе погружение на максимальную глубину, а также стрельбу «калибрами». 3 августа эта субмарина успешно завершила программу испытаний ракетного комплекса, выполнив пуск крылатой ракеты из акватории полигона в Баренцевом море по мишени на полигоне Чижа в Архангельской области. Скоро это же упражнение предстоит сделать подводным лодкам Черноморского флота «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол», которые уже сданы флоту. За ними последуют ДЭПЛ «Краснодар», проходящая сейчас заводские ходовые испытания на Балтике, и строящиеся на «Адмиралтейских верфях» «Великий Новгород» и «Колпино».

Каждая лодка проекта 06363 подводным водоизмещением 3950 т вооружена 14 торпедами и 4 крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ». Как уже отмечалось, ими можно поражать морские и береговые цели. Корабли атакуются на дальности до 300 км, а наземные объекты в зависимости от модификаций ракет от 300 – до 2500 км.

Собственно «Калибр» – целое семейство ракет, которое имеет множество вариантов, предназначенных для Вооруженных сил РФ и зарубежных заказчиков. Есть модификации для Сухопутных войск и для ВВС, но наибольшее распространение эти ракеты получили на флоте. Они производятся для вооружения подводных лодок («Калибр-ПЛ») и надводных кораблей («Калибр-НК»).

Ракеты семейства «Калибр» имеют общего предка – крылатую ракету стратегического назначения КС-122 со 100-килотонной ядерной боевой частью комплекса C-10 «Гранат» разработки того же «Новатора». В 1984 г. он был принят на вооружение ВМФ СССР для подводного старта из 533-мм торпедных аппаратов АПЛ. Ракета оснащалась инерциальной системой наведения и могла в автоматическом режиме огибать рельеф местности, то есть на малых высотах незаметно «подкрадываться» к объектам атаки, находящимся на дальности более 2500 км. А ими могли быть органы военного и государственного управления, военные базы, важные промышленные предприятия и другие подобные цели.

О гибких возможностях комплекса «Гранат» свидетельствует стрельба им 2 декабря 1993 г. во время несения боевого дежурства на Тихом океане многоцелевой атомной подводной лодкой К-391 «Кит» (сейчас называется «Братск») проекта 971 «Щука-Б» под командованием капитана 2-го ранга Сергея Игишева. Эта АПЛ успешно запустила из-под воды две крылатые ракеты КС-122 по разным целям.

Крылатые ракеты семейства «Калибр» оснащаются обычными боевыми частями (проникающими фугасными, осколочно-фугасными или кассетными) массой в зависимости от модификации от 220 до 450 кг. Они относятся к высокоточным боевым средствам. Ракеты «Калибр» классов «корабль – берег» и «подводная лодка – берег» могут использоваться в качестве средств неядерного стратегического сдерживания. Что особенно актуально в условиях нынешней напряженной международной обстановки из-за попыток НАТО продвинуться еще дальше на Восток. Кроме того ракеты этого класса не подпадают под запреты и ограничения Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД).

Очевидно, именно поэтому мы являемся свидетелями массовой «калибризации» российского ВМФ. Первым комплекс «Калибр-НК» получил ракетный корабль 2-го ранга «Дагестан» проекта 11661К разработки Зеленодольского ПКБ и постройки Зеленодольского завода имени А.М. Горького. Он вошел в строй ВМФ 28 ноября 2012 г. после того как выполнил успешную стрельбу «Калибром» по наземной цели. За ним последовали три МРК проекта 21631 «Буян-М»: «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». Эти небольшие корабли полным водоизмещением 949 т несут по восемь ракет «Калибр-НК» в вертикальных пусковых установках УКСК, из которых можно также стрелять сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Оникс». В сентябре 2013 г. «Град Свияжск» вслед за «Дагестаном» успешно отстрелялся «Калибром-НК» по наземной цели.

Освоение «Калибра» подводниками началось с новейшей многоцелевой атомной подводной лодки К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» разработки СПМБМ «Малахит» и постройки Севмаша. В 2013-2014 гг. с борта этой АПЛ было выполнено несколько стрельб крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» из надводного и подводного положений. Субмарина может нести до 32 таких ракет. Ими будут оснащаться еще шесть атомоходов этого типа.

Сейчас на российских заводах «Звезда» и «Звездочка» проходят глубокую модернизацию несколько подводных лодок третьего поколения по проектам 949АМ и 971М, в том числе и «Братск», некогда виртуозно отстрелявшийся по двум целям «гранатами». Они получат на вооружение комплекс «Калибр-ПЛ». Субмарины проекта 949АМ, например, станут носителями 72 крылатых ракет «Калибр-ПЛ» и «Оникс».

Благодаря наличию крылатых ракет атомные и дизель-электрические подводные лодки могут теперь не гоняться по морям и океанам за судами, перевозящими стратегические грузы, а поражать их прямо в портах, атакуя с «пистолетных» и дальних дистанций. Вообще номенклатура береговых целей – самая широкая. И наносить удары по ним можно с самых разных направлений, в том числе недостаточно защищенных средствами ПВО/ПРО. Это относится и к надводным боевым кораблям с такими ракетами. Недалек тот час, когда российские подводные лодки, МРК и другие надводные корабли смогут держать под прицелом все важные объекты в Европе и на Ближнем Востоке. А объектами потенциальных атак АПЛ станут Соединенные Штаты.

Сейчас проходит испытание сторожевой корабль (фрегат) «Адмирал Григорович» проекта 11356Р/М разработки Северного ПКБ. Он тоже является носителем «калибров» в вертикальных пусковых установках. Но он в отличие от РК «Дагестан» и МРК типа «Буян-М» может оснащаться и противолодочной версиями «калибров» – баллистическими ракетами 91РТЭ2, способными поражать неприятельские субмарины на дальностях 40 км.

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» сейчас готовится к спуску на воду сторожевой корабль «Адмирал Макаров» – третий этого семейства. Возобновились работы на двух следующих кораблях «адмиральской серии», и готовится закладка шестого фрегата – «Адмирала Корнилова», как и все предыдущие тоже предназначенного для пополнения Черноморского флота. Очевидно, удается решать проблемы с газотурбинными энергетическими установками, поставки которых были прекращены николаевским предприятием «Зоря-Машпроект» по приказу из Киева.

«Калибрами» будут вооружены и фрегаты 22350 разработки Северного ПКБ и постройки Северной верфи, головной из которых – «Адмирал флота Советского Союза Горшков» тоже проходит испытания. В их носовой части размещены два универсальных корабельных стрельбовых комплекса 3С14У1 с шестнадцатью ракетами «Калибр-НК» или «Оникс». В них же будут «обитать» и противолодочные 91РТЭ2.

Наконец нельзя не сказать о новейшей разработке ЦМКБ «Алмаз» – малом ракетном корабле (малом мореходном корвете) проекта 22800 «Каракурт». Как сообщает пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), завершается работа по техническому проекту МРК водоизмещением около 800 т, который тоже сможет нести до восьми ракет комплекса «Калибр-НК». Закладка головного корабля этого типа возможна в конце этого – начале будущего года. По словам главкома ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова, предполагается заказать для Российского флота не мене 18 кораблей этого типа.

Весьма перспективным, на наш взгляд, является размещение «калибров» в стандартных 40-футовых контейнерах (комплекс «Калибр-К») с установкой их на суда коммерческой постройки, в том числе класса «река-море». Эти замаскированные плавающие арсеналы могут бегать по морям и рекам и быть незамеченными.

Широкой популярностью пользуются экспортные комплексы Club-S. Они состоят на вооружении более двух десятков дизель-электрических подводных лодок ВМС Алжира, Вьетнама, Индии и Китая. На них с нескрываемым вожделением смотрят иранские моряки.

На Западе хорошо понимают силу «калибров». Недаром этому комплексу там присвоили название Sizzler, что в переводе с английского означает «нестерпимый жар».