Уход за руками

Чехия, Венгрия, Словакия: видимость армии. Военные музеи праги музей ввс чехии

Чехия, Венгрия, Словакия: видимость армии. Военные музеи праги музей ввс чехии
От «МиГов» к «Грипенам»

Авиация и силы ПВО Армии Чешской республики (такое название первоначально получили ВВС суверенной Чехии) были сформированы 1 января 1993 г. после того, как некогда единая Чехословакия разделилась на два независимых государства. В соответствии с достигнутым соглашением между двумя новыми странами все вооружения и военная техника Чехословацкой армии распределялась в вооруженные силы Чехии и Словакии по утвержденному перечню. В результате ВВС Чехии получили все имевшиеся в Чехословакии самолеты МиГ-23БН, МиГ-23МФ, МиГ-23МЛ и МиГ-23УБ; истребители МиГ-29 поделили поровну, а остальную авиационную технику распределили в соотношении примерно 2 к 1 в пользу Чехии. Среди доставшихся ей в наследство от союзного государства самолетов советского производства оказалось 52 истребителя МиГ-21МФ, 21 разведчик МиГ-21Р и 24 учебно-боевых самолета МиГ-21УС и МиГ-21УМ.

Однако эксплуатация большинства из них новым «хозяином» оказалось недолгой.

Взяв курс на вступление в НАТО, правительство Чехии стало постепенно освобождаться от военной техники советского производства. Уже в 1994 г. были сняты с вооружения все самолеты МиГ-21Р, МиГ-21УС, МиГ-23БН и МиГ-23МФ. В том же году все имевшиеся у Чехии истребители МиГ-29 были переданы Польше. Еще спустя четыре года ВВС Чехии сняли с вооружения истребители МиГ-23МЛ и учебно-боевые МиГ-23УБ, а в 2000 г. – и все 24 унаследованных ей от Чехословакии штурмовика Су-25К (вместе с одним двухместным Су-25УБК). В 2002 г. покинули строй 36 истребителей-бомбардировщиков Су-22М4 и Су-22УМ3К, и единственным типом российского боевого самолета в ВВС республики остался, как это ни парадоксально, самый старый из имевшихся – легкий фронтовой истребитель МиГ-21МФ (всего в период 1971-1975 гг в Чехословакию поступило 102 таких самолета).

После череды реорганизаций и значительного сокращения ВВС Чехии МиГ-21МФ стал основным самолетом истребительной авиации республики и должен был оставаться таковым вплоть до поступления истребителей нового поколения. Преемником «двадцать первого» в 2002 г определили шведского «Грипена», а пока, в связи с вступлением Чехии в НАТО, эти самолеты решено было подвергнуть некоторой модернизации оборудования для того, чтобы они могли успешно использоваться в рамках объединенной системы ПВО Североатлантического альянса. 12 модернизированных таким образом «мигов» получили название МиГ-21МФН.

К началу 2005 г. они находились на вооружении 211-й эскадрильи 21-й базы тактической авиации ВВС Чехии на аэродроме Часлав (вторая, 212-я, эскадрилья на этой базе укомплектована новыми чешскими самолетами L-159A, которые заменили в ВВС страны снятые с вооружения ударные Су-22 и Су-25). Даже после поступления в эскадрилью первой партии «Грипенов», «старые добрые» «миги» продолжают оставаться на боевом дежурстве. Окончательное снятие их с вооружения намечено на конец этого года, когда в Ча- славе освоят эксплуатацию всех полученных JAS39 (оставшиеся восемь из заказанных 14 машин поступают сюда в августе).

Как уже сообщал наш журнал (см. «Взлёт» №1/2005, стр. 27), Чехия стала первой страной Восточной Европы, принявшей на вооружение новые шведские истребители JAS39 «Грипен» (Gripen). В соответствии с контрактом, Чехия получит в лизинг сроком на 10 лет 14 таких самолетов – 12 одноместных JAS39C и две «спарки» JAS39D. Первые шесть «Грипенов» прибыли на расположенную в 70 км к юго-востоку от Праги авиабазу «Часлав» 18 апреля этого года. Здесь они вошли в состав 21-й авиабазы ВВС Чехии, которая до сих пор эксплуатировала истребители советского производства МиГ-21 МФ. Однако время берет свое, и легендарные «МиГи» уступают место более современным истребителям. Прощанию с МиГ-21, прослужившими в ВВС Чехии 45 лет, и принятию на вооружению «Грипенов» было посвящено авиа- шоу на аэродроме «Часлав», прошедшее 21 мая этого года. На нем побывали наши специальные корреспонденты.

Шоу

Организацию праздника на аэродроме Часлав взяли на себя сами военные 21-й тактической авиабазы, при участии Чешского агентства по авиашоу и аэроклуба г. Колин. Надо сказать, что нареканий к организаторам, за исключением отмены полетов германских самолетов F-4 «Фантом» (а как смотрелись бы они в одном строю с «МиГом»!) и отсутствия заявленного в программе югославского «Галеба» не было – четко, по расписанию, шли полеты, посетители могли перекусить, купить модели самолетов, футболки, нашивки и игрушки. Желающие могли поупражняться в стрельбе из автоматического оружия. К чести чехов (а также многочисленных немцев и австрийцев), в отличие от гостей российских авиашоу, мусор они отправляли только в специальные мешки, оставив и траву, и бетон стоянок девственно чистыми. Если честно, то и авиагородок, и аэродром по состоянию достаточно сильно отличаются от наших в лучшую сторону, а качество бетона, светотехники, разметки, да и прочей инфраструктуры почти идеальное.

Полеты были разбиты на три больших блока – два военных, практически идентичных по программе (утренний и послеобеденный) и произвольный – с выступлениями авиамоделистов (воздушный бой крупномасштабных копий самолетов времен второй мировой войны), спортсменов, любителей, представлением реплик и ретро, «покатушками» всех желающих на Ан-2 и «Моравах». Интересный номер показывали пилоты-любители: с земли запускали наполненные легким газом красные воздушные шары, а самолеты атаковали их, стараясь протаранить винтом или крылом. Выстроившись в конвейер, они вновь и вновь устремлялись на очередную цель, к удовольствию зрителей, ведущих «боевой счет» каждого из участников.

Симметричность военных частей показа способствовала тому, что зрелище воспринималось без напряжения – если что- то упустили из внимания в первой части, отвлекшись на другие дела, можно разглядеть поподробнее во второй, сменить точку наблюдения и ракурс. Этой возможностью организаторы одарили журналистов – после первой части полетов их отвезли на стоянку, где можно было в деталях отснять летавшую технику, процесс обслуживания ее техниками (за одним исключением – попросили не снимать стоянки «МиГов», стоящих на боевом дежурстве). К началу второго военного блока два автобуса с фотографами перевезли на другую сторону летного поля – с тем, чтобы снимать со стороны солнца.



в едином строю – прошлое, настоящее и будущее ВВС Чехии. Лидирует тройка «Грипенов», в центре – звено МиГ-21 МФН, замыкает строй пара L-159A



пара чешских МиГ-21 МФН в демонстрационном полете



взлетает учебно-боевой МиГ-21 УМ. Несколько «спарок» по-прежнему остаются на вооружении 21-й авиабазы ВВС Чехии



самолеты МиГ-21 МФН в мае еще стояли на боевом дежурстве в Чаславе. На снимке – самолет с двумя ракетами Р-60 и двумя подвесными баками



этот МиГ-21 МФН имеет необычный камуфляж и несет символику 45-летия авиабазы «Часлав»


Основные данные истребителей МиГ-21 МФ и JAS39C «Грипен»
МиГ-21 МФ JAS39C
Тип двигателя Р13-300 RM12
Тяга двигателя, кгс 1x6600 1x8200
Длина самолета (без ПВД), м 14,185 14,1
Размах крыла, м 7,154 8,4
Высота самолета, м 4,71 4,5
Площадь крыла, м 2 23,0 30,0
Масса пустого самолета, кг 5350 6820
Нормальная взлетная масса, кг 8200 8500
Максимальная взлетная масса, кг 9320 14 000
Запас топлива (без ПТБ), кг 2300 2270
Максимальная масса боевой нагрузки, кг 1300 4800
Максимальная скорость полета на большой высоте, км/ч 2175 1900
Максимальная скорость полета у земли, км/ч 1300 1320
Максимальное число М 2,05 1,8
Практический потолок, м 16 800 17 000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8,5 9
Практическая дальность полета, км 1400 1800
Длина разбега, м 800 400
Длина пробега, м 550 500

Нам, избалованным показами пило- тажников и испытателей, летная программа строевых «МиГов», L-159 и «Грипенов» показалась не особенно сложной – в основном проходы группами, горки с форсажем, петли, бочки и роспуски с боевым разворотом, хотя смотрелась она весьма зрелищно. Машины летали с подвесными баками, а стоящая на дежурстве по программе НАТО NATINEADS пара «двадцать первых» – еще и с ракетами. Гораздо живее был показ заводского испытателя фирмы «Аэро-Водоходы» Мирослава Шицнера на L-159B.

Откровенно порадовали вертолетчики, продемонстрировавшие на польском «Соколе» эвакуацию раненого парашютиста, сопровождавшуюся отличным динамичным пилотажем, и энергичное боевое маневрирование на малых высотах на Ми-24В.

Надо сказать, что «МиГи» уходят из Чехии, оставляя заметный след в авиационной истории страны. В 1951 г. директор Научно-исследовательского авиационного института Франтишек Горак добился у Сталина разрешения на производство МиГ-15, после чего в 1953 г. в Водоходах под Прагой был построен новый завод мощностью до 1000 машин в год, а в начале 1954-го первый из построенных на предприятии «МиГов» поднялся в воздух. Всего в Чехословакии было выпущено 3405 МиГ-15 разных модификаций, а затем 103 МиГ-19 и 194 МиГ-21Ф13. Мало кто знает, но именно на одном из построенных на заводе «Аэро» УТИ МиГ-15 ушли в 1968 г. в последний полет Юрий Гагарин и Владимир Серегин…

Боевое крещение чехословацких МиГ-15, состоялось 10 марта 1953 г., когда Ярослав Шрамек сбил под Пльзенем F-84, а вскоре Ярослав Новак открыл боевой счет уничтоженных разведывательных аэростатов. Ровно через год Зденек Волеман записал на свой счет американский двухмоторный самолет-нарушитель. Около пяти тысяч чешских и словацких летчиков служили на машинах марки «МиГ».

Летчики и техники, с которыми удалось побеседовать на аэродроме Часлав, отмечали исключительно высокую надежность уходящей советской техники. Единственная катастрофа в части с ее участием – столкновение в воздухе МиГ-21 МФ и МиГ-21У – произошла в июне 1999 г. Два летчика – Яромир Збранек и Иван Кайзер – погибли, а Зденек Свобода благополучно катапультировался.

Весной этого года 21 чешский МиГ-21 модификаций МФ, МФН и УМ вместе с запасными частями были проданы частной фирме (ее название и сумма контракта на раскрываются). Остающиеся на вооружении 12 машин того же типа планировали продать после получения «Грипенов», однако срок службы им в очередной раз продлили – на этот раз до 30 июня. Мнение экспертов о дальнейшей судьбе «МиГов» расходятся – одни говорят об исчерпании ресурса, другие настаивают на возможности его продления. Но все едины в том, что в ближайшее время эти машины будут проданы за рубеж.


по сравнению с МиГ-21 МФ, в кабине «Грипена» меньше стрелочных приборов, зато есть жидкокристаллические индикаторы



подготовка чешских «Грипенов» к полетам на авиабазе «Часлав». Примечательно, что в отличие от МиГ-21 МФ, садиться в кабину шведского истребителя надо с правого борта



для увеличения дальности полета «Грипены» почти постоянно летают с большим подфюзеляжным подвесным баком



после демонстрационного полета чешский JAS39C приземляется на полосу авиабазы «Часлав» (на заднем плане – Ту-154М ВВС Чехии). В августе на базу должны прибыть оставшиеся восемь из заказанных Чехией 14 «Грипенов»


Что же до 14 многофункциональных шведско-британских JAS-39, которые поставляются по лизинговому контракту общей стоимостью около 850 млн долл., все наши собеседники говорили, что эта техника требует совершенно иного подхода. Роль программного обеспечения столь велика, что пришлось перестраивать всю систему эксплуатации и обучения. Выяснения особенностей программ с поиском ответа в многотомных руководствах и звонках в службу поддержки, ранее не свойственные для авиаторов, занимают все больше их времени. Однако преимущества подхода, заложенного при создании самолета, сочетающего возможность обмена данными между атакующими машинами одной группы, наземными РЛС и командными пунктами, самолетами ДРЛО, бортовой системы контроля состояния агрегатов при максимальной автоматизации процесса пилотирования должны вывести их боевые возможности на принципиально новые позиции.

Отвечая на вопрос, почему «Грипены» не показали на шоу ничего, сильно отличающегося от пилотажа «двадцать первых», представители ВВС сослались на малый налет – по 50 часов на новом типе у каждого из летчиков, что не позволяет им пока исполнять сложную программу.

Символичным стал один из номеров программы – групповой проход тройки «Грипенов», четверки «МиГов» и пары L-159. Роспуск – и новые машины уходят вверх, ныне стоящие на вооружении остаются в горизонте, а снимаемые с вооружения уходят – перестраиваются в пеленг и поочередно заходят на посадку.

Поучительно уважительное отношение чешских авиаторов к уходящему поколению боевых машин, устроенное в честь этого события шоу, свободный доступ практически ко всей участвовавшей в нем технике, в сочетании с праздничной атмосферой, дружественным отношением наших собеседников к гостям из России составили очень хорошую память о посещении Часлава.



Фоторепортаж Андрея Жирнова

Военные музеи Праги Музей ВВС Чехии

Несмотря на то, что ВВС Чехии были созданы формально только в 1993 г., Национальный авиационный музей (Letecke muzeum) был основан в 1968 г. на территории пражского аэродрома Kbely (в настоящее время является одной из авиабаз НАТО). Вход свободный, как и в остальные музейные комплексы национального военного ведомства.

Прямо у ворот посетителей встречает МиГ-21Ф-13 с надписью «Военно-исторический фонд». Направо - ангары, где размещена экспозиция, посвященная истории авиации Чехии, а слева - ограждение авиабазы НАТО с надписями, запрещающими фотографирование. Впрочем, съемка в павильонах разрешена и бесплатна, что нетипично для европейских музеев.

Чехословакия, образовавшаяся на руинах Двуединой монархии, имела достаточное количество подготовленных летчиков и техников, но не располагала авиационной техникой. Практически все предстояло создавать заново. За дело взялся капитан Йиндрич Кострба, еще недавно числившийся гауптманом австро-венгерских ВВС Генрихом Коштрбой. Через несколько дней после провозглашения независимости он начал агитацию за вступление чешских и словацких летчиков и техников в Чешский армейский авиационный корпус, став первым командиром этого соединения, не имевшего, однако, летательных аппаратов.

Анализ, проведенный Кострбой, показал, что новорожденные ВВС насчитывают 210 летательных аппаратов различного назначения, но только 48 из них могут подняться в воздух. В Чехословакии к этому моменту имелась всего одна ремонтная мастерская в Praha-Hiiesovice, а также склад запчастей в Marienbad (ставшим МалианскимиЛазнями). Основу летных подразделений составили самолеты, угнанные пилотами из частей разваливавшейся Императорской и Королевской армии. В основном это были Hansa-Brandenburg C.I и Phoenix C.I., успевшие принять участие в боевых действиях в Словакии и Течинском районе. Большой славы в этих боях авиация не снискала, но определенную роль в сдерживании наступления венгерской Красной Армии сыграла.

Вскоре инициативный офицер разошелся во взглядах на политику с министром иностранных дел первого чехословацкого правительства Бенешом и был уволен в отставку. Вернулся Кострба на службу только в 1921 г. в качестве командира эскадрильи. Через пять лет он принял решение перейти в создаваемую Чехословацкую гражданскую авиацию, но, не успев сменить мундир, трагически погиб в авиакатастрофе.

Первым натурным экспонатом в ангаре является французский истребитель SPAD S.VIIC. 1. В 1919 г. Чехословакия получила от Парижа около 150 SPAD двух модификаций - S.VIIC. 1 и S.XIIIC.1. Один из самолетов после переборки мотора и ремонта прослужил до 1930 г. Судьба этого истребителя с серийным номером 11583 сложилась удачно. После завершения эксплуатации он стал экспонатом Национальной авиационной выставки, а потом - Национального технического музея. В 1979 г. машину передали в ведения музея авиации в Кбели, где и провели ее капитально-восстановительный ремонт.

Ае-10.

SPAD S.VIIC. 1.

Однако только на остатках авиации Двуединой монархии и военной помощи со стороны Антанты дальнейшее строительство ВВС представлялось в Праге невозможным, особенно при наличии мощной индустрии и грамотных инженеров. В стране начали создаваться авиационные заводы. Одной из первых конструкций, построенных и запущенных в серийное производство, стал разведчик-бомбардировщик §-А, заказанный в количестве 50 единиц. Первый полет самолет совершил в апреле 1920 г. Машину строили на Главном авиационном заводе (HLD) на аэродроме Кбели. С 1923 г. в серию пошли модификации S-1 с двигателем Hiero L и S-2 с Maybach IV. Letov §-2 с серийным номером 44 был собран в 1922 г. и, пройдя три капитальных ремонта, занял место в экспозиции авиационного музея.

Параллельно развитием авиатехники занялись и частные предприниматели. В 1919 г. Павел Бенеш и Мирослав Хайн с единомышленниками основали завод Avia, на долгие годы ставший символом авиапромышленности страны. В музее представлен восстановленный в 1976 г. учебно-тренировочный моноплан Avia Bk.11 с серийным номером 17.

1919 г. стал «урожайным» для создателей авиапроизводства в Чехословакии. Доктор Кабеш основал фирму Aero (Aero, tovarna letadel). В 1919 г., воспользовавшись документацией и деталями хорошо освоенного летнотехническим составом чехословацких ВВС Hansa-Brandenburg B.I., всего за 49 дней собрали первую копию австровенгерского самолета, названную Ае-10. Военные немедленно заказали 35 летательных аппаратов знакомой им конструкции, и уже в декабре 1919 г. началась их сборка. 21-й построенный экземпляр дожил до наших дней и после капитального ремонта наТренчанском ремонтном заводе в 1983 г. занял место в музее.

Позднее доктор Кабеш разрабатывал и собственные конструкции. Однако завод Aero стал известен больше как производитель лицензионных образцов-британского пассажирского D.H.50, французского бомбардировщика MB.200, советского СБ-2 и германского Si 204. Хотя именно собственный А-32 стал первым чехословацким самолетом, экспортированным за рубеж (в Финляндию). Забегая вперед, следует отметить, что Aero, уже будучи национализированным, освоил лицензионный выпуск МиГ-15. Широкую известность получили разработанные инженерами этого предприятия УТС L-29 Delfin, L-39 Albatros и легкие сельскохозяйственные L-60 Brigadyr. Только «Альбатросов» построили более 2800 штук. L-39 и сейчас являются основной «учебной партой» российских ВВС, да и не только российских. Впрочем, Aero давно приватизирован, принадлежит чехословацкой инвестиционной группе, за которой стоят Sikorsky и Alenia. Теперь на заводе собираются детали для «Блэк Хока» и «Спартана».

Самолеты межвоенной поры представлены в экспозиции не просто в восстановленном виде с оригинальной окраской. Каждая из машин включена в миниэкспозицию, показывающую предполетную подготовку или проведение регламентного обслуживания. Воссоздано оборудование аэродромных мастерских. Манекены в форме военнослужащих Авиационного корпуса «готовятся к вылету», «обслуживают двигатель», «изготовляют запасные части».

В следующем ангаре собраны достаточно редкие экспонаты, например, французский учебный Morane-Saulnier MS.230. Созданный на базе MS.225, этот высокоплан оказался вполне успешным. Построили около 1100 таких самолетов. По лицензии MS.230 производился в Бельгии и Португалии. Учебно-тренировочный «Моран-Солнье» поступил на вооружение ВВС Румынии, Греции и даже Бразилии. Часть машин из состава французских ВВС после 1940 г. попала на территорию Чехословакии, точнее, Протектората Богемии и Моравии. В частности, MS.230 служили буксировщиками в планерной школе в Брно, где готовили пилотов для транспортно-десантных планеров люфтваффе, После войны машины разошлись по аэроклубам. В музей попал самолет с серийным номером 1077, который чехи выменяли у французского коллекционера в 1988 г.

Ил-10 (В-33).

Ил-28.

Рядом с MS.230 демонстрируется один из первых тренажеров американского производства Link D.2. Еще в 1929 г. американский авиаинженер и пилот-инструктор Эдвин А. Линк создал собственную фирму, которая занялась разработкой и выпуском полнофункциональных тренажеров. Первые заказы последовали от Британских Королевских ВВС, но с 1934 г. Линка признали и на родине. Представленный тренажер был изготовлен в 1944 г. и применялся для подготовки пилотов Канадских Королевских ВВС.

В конце 1980-х гг. музейщики получили в коллекцию несколько летательных аппаратов, которые, по их мнению, могли символизировать участие во Второй мировой войне чешских пилотов на стороне западных союзников. Так в Кбели попал знаменитый De Havilland DH.82A Tiger Moth. На этом биплане учились в британских воздушных школах чешские летчики, а в истребительных эскадрильях он служил самолетом связи. Экземпляр с серийным номером 4513 был передан музею из ФРГ.

Схожим образом был выменян в Брюссельском авиамузее Noorduyn Harvard Mk.llB, представляющий собой лицензионную версию широко распространенного АТ-6 Texan. Попавшая в Кбели машина с номером 141714 была произведена в Канаде в 1943 г.

В ангаре стоит и транспортный Ли-2 - советская версия американского DC-3. Не просто стоит, а изображает выброску парашютистов (видимо, чешских диверсантов) над территорией Рейха.

Представлена и другая советская авиатехника. В прекрасном состоянии находится По-2 в окраске чешских ВВС. Рядом - Ил-2 (серийный номер 12438). Данный самолет был построен на авизаводе № 1 НКАП СССР (Москва) в сентябре 1944 г., воевал в составе 1 - й чехословацкой смешанной дивизии из состава 1 - го Чехословацкого корпуса, участвовал в Остравской операции. После войны стоял на вооружении 30-го штурмового авиаполка «Острава» ВВС ЧСФР, а в 1950 г. передан в Национальный технический музей в Праге. Рядом-Ла-7 из 1 - го Чехословацкого истребительного полка, первого самостоятельного авиационного подразделения чехословацких добровольцев на советско-германском фронте. Вообще-то, 1-й авиаполк воевал на Ла-5ФН, а новые самолеты были получены уже в мае 1945 г. При переформировании 1-й смешанной авиадивизии Ла-7 передали в состав 44-го истребительного полка. Оттуда уже в 1949 г. машина с серийным номером 45210860 отправилась в Национальный технический музей.

В Кбели имеются и образцы вооружения люфтваффе, благо значительная часть продукции для «мессершмиттов» собиралась именно в Богемии и Моравии, в частности, на заводе Avia. Представленный Ме-262В-1а Schwalbe собран уже в послевоенное время под наименованием Avia CS-92. Его летная биография была непродолжительной. Вскоре после выпуска машина попала в военно-техническую академию в Брно, оттуда-в Технический музей Брно и, наконец, в музей авиации в Кбели. Однако окрашен данный экземпляр в цвета люфтваффе. Исторические обоснования вполне серьезны: на территории современной Чехии базировались подразделения, оснащенные ночными истребителями- перехватчиками Me 262B-1a/U1 и учебными Me 262В-1а.

Рядом демонстрируется управляемая крылатая ракета Fritz-X. Кстати, в зале, посвященном изделиям чешской авиапромышленности, имеется и планирующая бомба Henschel Hs 293А. Однако понять взаимосвязь этих видов оружия и Чехии сложно. По крайней мере, доступные источники утверждают, что планирующие бомбы изготавливались в Берлине, а управляемые ракеты - в Рурской области.

Главный зал музея посвящен национальной продукции. Уникальность большинства экспонатов во многом определяется славным прошлым чехословацкой авиапромышленности, которая не только осваивала лицензионные технологии различных производителей, но и создала значительное число собственных образцов техники. Вот, например, разработанный в авиаотделе ЧКД-Прага в 1934 г. Е.114 Air Baby. Самолет получил известность дальними перелетами по маршруту Прага-Москва (1680 км) и Прага- Багдад (3200 км). Его конструкция оказалась настолько удачной, что в модификации Е.114М он успешно экспортировался во многие страны и после войны.

Здесь же известный каждому советскому авиамоделисту и историку чехословацкий «мессершмитт», точнее, Avia S-199 - гибрид фюзеляжа Bf 109G и двигателя Jumo 211. Рассредоточение германского производства по различным уголкам рейха (в надежде хоть как- то защититься от бомбардировок союзников) сыграло после войны оригинальную роль. Чехам досталось производство планеров Bf 109G различных вариантов, но отсутствовали запасы штатных двигателей DB 605. Зато в избытке имелись двигатели для бомбардировщиков. Инженеры Avia скрестили две конструкции. Правда, прародителю он уступал практически во всем. Однако с 1947 по 1951 г. построили 450одноместных5-99и82учебно-тренировочных двухместных CS-199. Большая часть попала в национальные ВВС, где эксплуатировалась до 1957 г. 30 чешских «мессеров» служили и в авиационных подразделениях полиции. 24 машины были в 1948 г. проданы новообразованному Израилю, получив грозное название Sakhid («Нож»). Представленный в музее экземпляр с номером 178 был обнаружен в Оломоуце в 1969 г. и восстановлен на Тренчанском авиационном ремонтном заводе.

Как следует из таблички к лицензионному варианту Ил-10, строившемуся в Чехословакии с 1952 по 1956 гг. под наименованием В-33, завод Avia за пять лет выпустил более 1200 самолетов этого типа. Значительная часть штурмовиков поступила на вооружение ВВС Польши, Венгрии, Болгарии и Румынии.

Не секрет, что в годы Второй мировой войны чешская промышленность была поставлена на службу тысячелетнему рейху. Например, серийно выпускались транспортные самолеты Siebel Si 204D (после войны собрали 179 самолетов под маркой Aero С-ЗА). Правда, представленный в музее «Зибель» собран из частей различных машин, в том числе произведенных во Франции. Зато «Шторх» (т. е. Fieseler Fi 156 Storch) самый настоящий. Построен в 1949 г. на заводе Mraz для чешских ВВС. Всего чехи изготовили 2900 таких машин, большую часть - в интересах люфтваффе.

С-ЗА.

Ffitz-X.

L-200 «Morava».

Фюзеляж Saunders-Roe А. 19 «Cloud».

В зале также представлены легкие самолеты и вертолеты подзнаменитым брендом Zlin. История этой фирмы началась в далеком 1924 г., когда чешский обувной фабрикант Томаш Бата (тот самый, чье имя до сих пор носит обувь ВАТА) заинтересовался авиацией и в порядке диверсификации инвестиций основал пару авиакомпаний. Бата приобрел старый Albatros и устроил «аэродром» прямо на лугу в черте города Отроковице. Позднее обувной король купил поле, на котором основал крупнейший в тогдашней Европе частный аэродром. Дело приносило прибыль и (в духе сегодняшних тенденций) для «улучшения управления» концерн ВАТА основал Злицское акционерное общество воздушных сообщений (ZLAS). В 1934 г. оно получило официальное разрешение МВД Чехословакии на авиационные перевозки, а в 1935 г. - разрешение производить авиатехнику. Правда, еще в 1933 г. инженеры-энтузиасты в концерне ВАТА начали проектировать первый планер собственной конструкции, получивший код Z-I и собственное имя «Albatros». Позднее процесс возглавили конструктор Франтишек Оскар Майер и его брат прочнист Олдрич Майер. Ими был создан коммерчески успешный планер Z-IV/Z-VIII, построенный в 157 экземплярах. Однако, не согласившись с оценкой г-ном Батой их труда, когда предприниматель выплатил только половину обещанной премии за достигнутые успехи, братья покинули компанию.

Спроектированный под руководством Ярослава Лонека моторный планер Z-IX стал наглядным отражением приоритета бизнеса над здравым смыслом. Летательный аппарат, названный Post’ak («Почтальон»), создавался под лозунгом «быть столь дешевым, чтобы стать доступным каждому почтальону». Дешевизна была обеспечена, а вот летал Z-IX неважно. Однако вскоре Лонеку удалось спроектировать лучший довоенный спортивный самолет Z-XII, за которым последовал курьерский Z-XIII.

Надо сказать, что Ярослав Лонек был не только выдающимся авиаконструктором, но и убежденным антифашистом. В 1939 г. после аннексии Богемии и Моравии он пробрался в Польшу, и вступил там добровольцем в подразделение Людовика Свободы. После разгрома польской армии он оказался интернированным в СССР и стал сотрудничать с советской разведкой. В 1940 г. Лонек был заброшен на оккупированную территорию, где работал на связи с майором Рудольфом Едличкой, нелегальным советским резидентом. Деятельность «Лера» (такой псевдоним получил Лонек) была связана с добыванием информации о люфтваффе и военных заказах, размещаемых на территории Протектората. В марте 1941 г. в результате внедрения в разведгруппу агента коллаборционисткой полиции было схвачено и передано гестапо 125 чехословацких патриотов. «Лера», в числе 58 приговоренных к сметной казни, расстреляли после многомесячных допросов и пыток в 1943 г.

Тем временем ZLAS оказался под германским контролем. С 1940 г. завод, получивший наименование Zliner Flugzeugbauwerke A.G., начал собирать учебные самолеты по заказу имперского министерства авиации. Конструкторы перешли по большей части в Flugzeugbau Anton Flettner GmbH, к тому самому Антону Флеттнеру, который, эмигрировав в 1947 г. в США, стал шеф- дизайнером фирмы Kaman и спроектировал оригинальный скрещивающийся несущий винт. На мощностях предприятия собирали Z-212 собственной разработки (58 машин), Klemm KI 35 (284 машины) и Biicker ВО 181 Bestmann (786 самолетов).

После войны завод был национализирован, переименован и получил название Moravan. Впрочем, новые власти не собирались отказываться от прославленного бренда Zlin, под которым стали известны чешские легкие самолеты перед войной. Новые конструкции Moravan получили тот же бренд. К середине 1950-х гг. «злины» начали доминировать на мировых состязаниях по высшему пилотажу.

В музее, в частности, представлен Z-381 - модификация Вй 181 с двигателем Walter Minor 4-III. Машина строилась в 1946–1950 гг. Часть из 314 изготовленных самолетов была экспортирована в Югославию, Польшу, Египет, Румынию, Венгрию и Бельгию. Под наименованием С-106 машина служила в качестве учебнотренировочной в ВВС Чехии.

Большого успеха достиг акробатический Z-50, разработанный специалистами Moravan в 1972 г. Машину построили в 50 экземплярах, на которых чехословацкие летчики неоднократно становились чемпионами мира по воздушной акробатике. В зале установлен Z-50LS с серийным номером 0017, оснащенный 300-сильным американским двигателем Lycoming.

В музее сохранилась пара немногих созданных в Отроковице вертолетов. В 1960 г. был разработан Z-35, при первом же полете которого выяснилась нехватка мощности силовой установки. Но это не помешало установить на нем национальный рекорд высоты, когда в 1962 г. пилот компании Берг поднялся на высоту 5345 м. Вертолет разбился при испытаниях в Высоких Татрах. Был поврежден двигатель и несущая система. Новый вертолет Z-135 получил двигатель М-337 (210 л.с.). Первый полет он осуществил только в 1965 г, Однако его конструкция выглядела архаичной, и экономического будущего у машины не было. Восстановленный Z-135 напоминает об экспериментах специалистов Moravan.

Несмотря на это, Moravan все-таки строил серийные вертолеты. Это были двухместные НС-2 и НС-102 Heli Baby, выпущенные в 1958–1963 гг. Первый вариант Heli Baby создали еще в 1951 г. на фирме Aero. После успешного полета прототипа документация на НС-02 была передана на завод Moravan, где изготовили 17 машин этого типа.

Кроме Avia, Aero и Zlin, в послевоенной Чехословакии проектированием и постройкой самолетов занимались и другие предприятия. Так, в 1955 г. на заводе Let Konovice разработали двухдвигательный самолетXL-200 «Аэротакси». В1957 г. он впервые поднялся в воздух. За прототипом последовала серия из десяти машин L-200 «Morava». С середины 1959 г. началось серийное производство L-200A с двигателями М-337 и двухлопастным винтом V-410. Эту модификацию сменил L-200D уже с трехлопастным винтом V-506 с автоматическим изменением шага. Всего построили 367 самолетов L-200, из которых 170 закупил «Аэрофлот». Еще около 90 машин разошлось в 15 стран мира. В самой ЧСФР/ЧССР 45 машин летало в цветах Чехословацких авиалиний, а 20 самолетов передано в ВВС и четыре - в полицию.

Фюзеляж Z-135.

БЛА «Рейс».

БЛА «Sojka».

Помимо собственно чехословацких раритетов, в музее есть и фюзеляж амфибии Saunders- Roe А. 19 «Cloud». Этот самолет появился в результате сотрудничества владельца компании Avro А.В. Роу с фирмой Saunders. Цельнометаллический фюзеляж и деревянные крылья - синергетический эффект взаимодействия двух конструкторских школ. Под наименованием «Cloud» новая машина поступила на вооружение Королевских ВВС. Ее гражданские версии успешно летали по Европе. Когда в апреле 1933 г. А. 19 приземлилась в Кбели, чехословацкое руководство решило приобрести ее для национальных авиалиний. После оккупации Богемии и Моравии машину разобрали. Крылья, в силу деревянной конструкции, войну не пережили; оказался разобран и утерян двигатель, а вот фюзеляж удалось найти. К 1975 г. предприимчивые чехи переделали его в лодку и использовали в домашнем хозяйстве. Минобороны ЧССР заплатило соответствующую компенсацию, и фюзеляж отправился в авиационный музей, а оттуда на реставрацию. С 1995 г. он демонстрируется в Кбели, причем восстановлено даже внутреннее оборудование.

Интересно сравнить выставленные в музее образцы беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Во-первых, туполевский «Рейс», известный в Чехословакии под наименованием VR-3 и использовавшийся до 1984 г. в двух вариантах - фоторазведчик и телевизионный разведчик. Во-вторых, национальный БЛА «Sojka», разработанный в 1996 г. Проектирование этого аппарата началось еще в 1982 г. Военным исследовательским институтом 030 и Пражским авиремонтным заводом LOM. С 1989 г. к ним присоединился Венгерский военный исследовательский институт. В 1996 г. «Сойка» был принята на вооружение. Комплекс состоит из четырех БЛА, трех автомобилей с командным пунктом управления, системой обработки данных и пусковой установкой. Комплекс способен передавать оптико-электронную информацию в реальном масштабе времени. Но насколько его боевая эффективность выше программно управляемого «Рейса», остается вопросом, тем более в условиях возможного радиопротиводействия со стороны противника. Безусловно, гонять моджахедов по афганским горам проще с помощью «Сойки», а если враг оснащен более или менее устойчивой ПВО и средствами РЭБ?

Естественно, в музее представлен возвращаемый отсек космического корабля «Союз-28», на котором в космос полетел первый чехословацкий гражданин Владимир Ремек. Эту славную традицию советско-чехословацкой дружбы не зачеркнешь. Так же, как и вполне равноправное сотрудничество в сфере авиапроизводства. В залах музея и на внешней стоянке представлены советские истребители, бомбардировщики, истребители-бомбардировщики и штурмовики, поставлявшиеся в Чехословакию или строившиеся здесь по лицензии. Соседствуют с ними учебно-тренировочные L-29 и L-39, давшие дорогу в небо тысячам советских летчиков, а также транспортный L-410, до сих пор приобретаемый российскими ВВС за отсутствием отечественного аналога.

На внешней площадке стоят вертолеты Ми-24, Ми-2, Ми-4 и Ми-1 М. Ми-4 представлен в полной комплектации - с пулеметом в подфюзеляжной гондоле и с блоками НАР, а Ми-1 М - в санитарном варианте для ВВС.

Как и следовало ожидать, на наружной стоянке можно найти почти все образцы советской боевой авиации, когда-либо экспортировавшейся в страны Варшавского Договора. В коллекции Кбели есть МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19, производившиеся в ЧСФР/ЧССР по лицензии. Посетители могут осмотреть Су-25, Су-22М4, МиГ-23МФ и МиГ-23БН. МиГ-23МФ с бортовым номером 3646 (серийный номер 0390213646) был выпущен в июле 1978 г., а уже 24 августа стал одним из трех первых самолетов этого типа, приземлившихся на аэродроме Кбели. Машина находилась в строю до 1994 г. В музее она представлена в необычной черно-красно-серебристой окраске с грозной надписью Hell Fighter. Не ясно, чем истребитель заслужил эпитет «адский», если за всю историю эксплуатации из 15 поставленных в Чехословакию МиГ-23МФ разбился всего один самолет с бортовым номером 3921. Это произошло в феврале 1990 г вследствие отказа двигателя. Пилот катапультировался удачно. Катастрофы же с чешскими МиГ-23МФ, равно как с 32 ударными МиГ-23БН, вообще не происходили. Для сравнения: болгары с 1981 по 1983 г. только в одном 18-м авиаполку потеряли три МиГ-23МФ. Не менее «попугаисто» окрашен МиГ-23БН с номером 9825 (серийный номер 0393219825), верой и правдой служивший с февраля 1982 г.

Из «иностранных подданных» имеются вполне ожидаемый шведский SAAB SF/AJSF 37 «Viggen». Почему ожидаемый? В 2005 г. в Чехию в лизинг на 10 лет были предоставлены 12 одноместных истребителей JAS-39C и два двухместных JAS-39D, обошедшиеся местным налогоплательщикам в 750 млн. долларов. Музейный «Вигген» стал, таким образом, символом шведско-чешской дружбы.

Американцы и англичане также не забыли нового союзника. Музей в Кбели пополнился F-84G, полученным совсем недавно, после радикальной модернизации выставочного комплекса, завершившейся в 2012 г. Данный экземпляр был выпущен австралийской Commonwealth Aircraft Corporation (САС) и отличался от базового образца двигателем Rolls Royce «Avon» и вооружением из двух 20-мм пушек. Компания САС в период с 1953 по 1961 г. изготовила 112 истребителей нескольких модификаций. Машин модификации Мк 31, попавшей в Кбели, было выпущено всего 32.

Не обошлось и без «Фантома». В экспозиции присутствует английская лицензионная версия - Phantom FGR Mk2. В музее представлен и легкий F-5E Tiger II. По имеющимся сведениям, эта машина относится к 27 самолетам F-5E, захваченным Вьет-Конгом при освобождении Южного Вьетнама от ставленников Вашингтона.

Вооружение войск ПВО представлено 130-мм зенитной пушкой КС-30 из состава единственной в чехословацкой армии зенитной батареи большой дальности и пусковой установкой СМ-63-1 с ракетой В-750 комплекса С-75. Экспонируется также радиолокатор управления воздушным движением Tesla OPRL-4 для малых аэродромов.

Можно с сожалением отметить, что окраска выставленных в наружной экспозиции самолетов явно не соответствует той аккуратности, с которой поддерживаются исторические летательные аппараты в ангарах. Это, пожалуй, единственный видимый недостаток музея авиации в Кбели, который является подразделением Института военной истории, т. е. вполне воинской частью. В музей можно возвращаться снова и снова, открывая для себя новые страницы в истории ВВС Чехии. Кстати, возможно это лишь поверхностное впечатление, но при посещении книжных лавок с изданиями по военной тематике в Праге возникает подозрение, что маленьким ВВС не очень большой европейской страны посвящено значительно больше серьезных исследований, чем авиации нашей великой державы. Да и цены на литературу, в большинстве своем прекрасно иллюстрированную, вполне посильные для среднестатистического любителя истории.

Доехать до музея совсем несложно - на метро до станции Letnany (линия «С»), далее автобусами 185,280, 259,302,375,376. Только не стоит забывать, что у входа в экспозицию транспорт останавливается по требованию, в противном случае потенциальному посетителю предстоит пешком пройти более 1 км между территорией аэродрома и зданиями, принадлежащими Минобороны Чехии.

SF/AJSF 37-Viggen…

Phantom FGR Mk2.

КС-30.

МиГ-23МФ.

К-65 Сар

Harvard MkJIBl

Из книги Мы дрались с «Тиграми» [антология] автора Михин Петр Алексеевич

От Праги до Чойбалсана В начале июня сорок пятого года со станции Черчаны под городом Бенешовом в Чехословакии девятью эшелонами наша 52-я стрелковая дивизия была отправлена на Родину. Прага, Усть, Парна, Дрезден, Варшава, Познань, Минск и наконец - Москва.На всем долгом

Из книги Техника и вооружение 2000 10 автора

МУЗЕЙ Если Вы каким-то чудом окажетесь в США в бухте Мобил, штат Алабама, то любителю военной истории прямая дорога на борт линкора «Алабама", превращенного в музей. В Маневренной бухте Мемориального парка кроме «Алабамы» можно посетить подводную лодку «Драм», а рядом на

Из книги Техника и вооружение 2002 10 автора Журнал «Техника и вооружение»

Военные музеи маленькой горной республики Республика Сан-Марино - самое маленькое и самое древнее независимое государство в мире, находящееся на Апеннинском полуострове.Территория страны имеет форму неправильного четырехугольника и занимает площадь 60,57 кв. км. Над

Из книги Техника и вооружение 1993 01 автора Журнал «Техника и вооружение»

Переславский железнодорожный музей Военно-исторический Клуб РККА Клуб заинтересован в любой информации, касающейся местонахождения исторической техники 1918–1950 гг. БМП-1 на учениях. Фото В.

Из книги Техника и вооружение 2004 10 автора Журнал «Техника и вооружение»

ТУЛЬСКИЙ МУЗЕИ ОРУЖИЯ: РЕВОЛЬВЕРЫ Капсюльный четырехствольный пистолет системы И.Шмидта. Швейцария, XIX в. Капсюльный восьмиствольный пистолет системы Мариэтта. XIX в. Револьвер системы Смита и Вессона обр. 1905 г. Испания.Коллекция револьверов музея, насчитывающая 117

Из книги Техника и вооружение 2006 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Музей «Союзники и ленд-лиз» Москва, ул. Житная, 6 Союзники: английский летчик, советский офицер, американский пехотинец в полном штатном обмундировании и с оружием. 1942–1945 гг. Мотор от электростанции «Геркулес». Изготавливался компанией Ford и поставлялся по

Из книги Техника и вооружение 2007 05 автора Журнал «Техника и вооружение»

Музей авиации в Пловдиве Михаил ЛисовФото автораКогда-то по Союзу ходила поговорка «курица - не птица, Болгария - не заграница». В те времена Болгарию пазы вали «шестнадцатой республикой СССР», а выезд на отдых в эту страну, хотя и считался престижным, чем-то особенным не

Из книги Техника и вооружение 2013 01 автора Журнал «Техника и вооружение»

Музеи линии Мажино в Северном Эльзасе

Из книги HORH 108 Тур 1a и Тур 40 автора Сергеев П. Н.

Из книги Подлинная история «Майора Вихря» автора Бондаренко Александр Юльевич

Музеи и коллекции Наш рассказ о Horch 108 сопровождается множеством качественных фотографий. Это не исторические снимки: несколько машин Horch 108 и поныне существуют. В основном они находятся в музеях Германии, есть такая машина в австрийском Инсбруке, есть Horch 108 Тур 40 в

Из книги Техника и вооружение 2014 01 автора

Глава шестнадцатая Опять - под каштанами Праги… Теперь мы обращаемся к самому «закрытому» периоду биографии Алексея Николаевича Ботяна, и об этом времени можем говорить лишь весьма фрагментарно и приблизительно.С одной стороны, жизнь в очередной раз

Из книги Техника и вооружение 2014 03 автора

Военные музеи Въетнама. Музей войны в Хошимине Фоторепортаж Вадима Андреева. Многоцелевой истребитель F-5A «Тайгер». На пилонах подвешены зажигательные (напалмовые) бомбы BLU-1B и пусковые установки неуправляемых ракет. Транспортный вертолет С-47 «Чинук». Многоцелевой

Из книги Кто освободил Прагу в 1945 г. Загадки Пражского восстания автора Смыслов Олег Сергеевич

Военные музеи Въетнама. Музей армии в Ханое Советский пассажирский самолет Ил-14 с опознавательными знаками «Вьетнамских авиалиний». Один из трех самолетов, на которых летал Хо Ши Мин с 1960 по 1964 гг. С 1965 по 1975 гг. служил для перевозки личного состава и грузов ВНА. Машины

Из книги Техника и вооружение 2014 05 автора

Глава 1. ПРО ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРАГИ Известный советский писатель и журналист Борис Николаевич Полевой в годы войны, как и многие его коллеги, находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды». 11 мая 1945 г., под впечатлением услышанного и увиденного им лично, он

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том II автора Галенин Борис Глебович

Военные музеи Въетнама Музей победы над В-52 (г. Ханой)фоторепортаж Михаила ЛисоваВ заголовке: ЗУР на пусковой установке из состава советского зенитного ракетного комплекса С-75, который широко применялся во Вьетнаме в ходе войны с американскими

Из книги автора

3.2. Музей образцов «Ослябя»Пятый эскадренный броненосец 2-й эскадры вступил в строй незадолго до войны и уже успел принять участие в походе недостигшего Порт-Артура отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса. «Ослябя» был однотипным кораблем с затопленными в Порт-Артуре

Вооруженные силы этих трех стран неспособны не только наступать, но и обороняться; но они и не рассчитывают с кем-либо воевать


Знаменитая книга Гашека про бравого солдата Швейка наиболее интересна не своим юмором, который к концу книги становится слегка навязчивым и несколько утомляет, а показом того, как относились друг к другу австрийцы, венгры и славяне, считавшиеся в тот момент соотечественниками по стране, называвшейся Австро-Венгрией.

«А посреди улицы бился, как лев, старый сапер Водичка с несколькими гонведами и гонведскими гусарами, заступившимися за своего земляка. Он мастерски отмахивался штыком на ремне, как цепом. Водичка был не один. Плечом к плечу с ним дрались несколько солдат-чехов из различных полков, - солдаты как раз проходили мимо».

Гонведы - это венгры. Дело происходило на венгерской территории, по которой проходил эшелон с чешскими солдатами. А через несколько дней после этого побоища полковник Шредер (австриец) показал командовавшему чехами поручику Лукашу венгерские газеты, в которых «соотечественники»-чехи изображались буквально исчадиями ада. И сказал, в частности, следующее: «Мы, австрийцы, - будь то немцы или чехи, - все же еще здорово против венгров... Скажу вам откровенно: мне чешский солдат более по душе, чем этот венгерский сброд».

То есть венгров ненавидели все, при этом немцы и чехи друг друга тоже, мягко говоря, не любили. Поэтому славяне не испытывали ни малейшего желания воевать за эту страну.

Армия Чехии

После обретения независимости в 1918 году Чехословакия обладала очень мощными вооруженными силами (ВС) и ВПК. Однако желания воевать у жителей страны так и не появилось. Никакого сопротивления не оказала чехословацкая армия ни немцам в 1938 году, ни войскам Варшавского договора через 30 лет. При этом на начало 90-х страна обладала формально очень мощными ВС - 3315 танков, 4593 БМП и БТР, 3485 артсистем, 446 боевых самолетов, 56 ударных вертолетов.

После распада Варшавского договора, а затем и Чехословакии, обе ее части начали приводить свои ВС в естественное состояние, что, впрочем, полностью совпало с общеевропейскими тенденциями. Применительно к Чехии это усугубилось еще и тем, что страна теперь находится в глубине НАТО и не ощущает совсем никакой внешней угрозы, что вполне справедливо.

Большая часть вооружения и техники произведены в самой Чехии либо по советским лицензиям, либо на основе советских образцов, остается также довольно много техники собственно советского производства.

Сухопутные войска Чехии сегодня включают семь бригад: 4-ю быстрого реагирования, 7-ю механизированную, 13-ю артиллерийскую, 14-ю тылового обеспечения, 15-ю инженерную, 31-ю РХБЗ, 53-ю РЭБ.

Танковый парк состоит из 123 Т-72 (в том числе 30 модернизированных в Чехии Т-72М4CZ, считающихся самым совершенным вариантом этого многоликого танка). Имеется 137 БРМ и бронеавтомобилей (30 БРДМ-2РХ, 84 итальянских Ивеко LMV, 23 немецких «Динго»), 387 БМП (168 BVP-1 (БМП-1), 185 BVP-2 (БМП-2), 34 BPzV (разведывательный вариант БМП-1)), 129 БТР (пять собственных ОТ-64 и 17 ОТ-90, 107 австрийских «Пандур»).

Артиллерия чешской армии включает 89 колесных САУ «Дана» (152 мм) и 93 миномета.

ВВС Чехии состоят из четырех авиабаз и одной бригады. Боевая авиация формально насчитывает 37 самолетов, фактически ее просто нет. Дело в том, что 14 истребителей JAS-39 (12 C, 2 D) принадлежат ВВС Швеции, а в Чехии находятся в аренде. 23 штурмовика собственного производства L-159 (19 A, 4 Т1; еще 41 А и два Т1 находятся на хранении и предназначены для продажи за рубеж) можно лишь условно считать боевыми из-за низких ТТХ. Эти машины созданы на базе старых учебных L-39 (таковых в ВВС Чехии имеется сейчас 18 - восемь C, десять ZA), поэтому для современной войны совершенно не подходят.

Транспортная авиация включает четыре испанских С-295, 2 Як-40 (еще два на хранении), два европейских А-319CJ, один канадский CL-601, 10 L-410 (еще два на хранении); четыре Ан-26 находятся на хранении.


Чешские солдаты во время военных учений в селе Слатина, Косово. Фото: Visar Kryeziu / AP

Имеется 15 боевых вертолетов (десять Ми-35, пять Ми-24В; еще пять Ми-24Д и десять Ми-24В на хранении) и 48 транспортных и многоцелевых вертолетов (десять польских W-3 «Сокол», три Ми-8, 27 Ми-17, восемь европейских ЕС135Т; еще шесть Ми-8 и один Ми-17 - на хранении).

Наземная ПВО включает лишь 47 шведских ПЗРК RBS-70.

В целом боевой потенциал ВС Чехии ничтожен, боевой дух даже ниже, чем был раньше. Что, впрочем, не имеет никакого значения ни для самой страны, ни для НАТО.

Армия Словакии

После искусственного раздела Чехословакии, совершенного без учета мнения населения страны, Словакия получила 40% техники ВС распавшейся страны и примерно такую же долю очень мощного чехословацкого ВПК. За истекшие 20 лет страна утратила большую часть военного и военно-промышленного потенциала, вступление в НАТО в 2004 году лишь ускорило этот процесс. По-прежнему ВС имеют на вооружении только советскую и собственную технику, за исключением семи бронеавтомобилей из ЮАР.

Сухопутные войска включают 1-ю и 2-ю механизированные бригады.

На вооружении имеется 30 танков Т-72М, 71 БРМ BPsV (на базе БМП-1), 253 БМП (91 BVP-2, 162 BVP-1), 77 БТР и бронеавтомобилей (56 ОТ-90 (еще 22 на хранении), 14 «Татрапан», семь южноафриканских RG-32M), 16 САУ «Зузана» (155 мм), 26 гаубиц Д-30 (122 мм), шесть минометов M-1982 (120 мм), 26 РСЗО RM-70 (40х122 мм), 425 ПТРК «Малютка» и «Штурм», 48 ЗРК «Стрела-10», 315 ПЗРК «Стрела-2» и «Игла».

ВВС страны имеют на вооружении 12 истребителей МиГ-29 (в том числе два учебно-боевых МиГ-29УБ); еще четыре (в том числе один УБ) на хранении.

Имеется 11 транспортных самолетов (девять L-410 (еще два на хранении), два Ан-26), десять учебных самолетов L-39С (еще 11 на хранении).

Все 11 боевых вертолетов Ми-24 (пять Д, шесть В) находятся на хранении, как и все девять многоцелевых Ми-8. В строю находятся 18 многоцелевых вертолетов Ми-17 (в том числе четыре спасательных) и два Ми-2 (еще десять на хранении).

Наземная ПВО включает один дивизион ЗРС С-300ПС, четыре батареи ЗРК «Квадрат».

Армия Венгрии

Еще одна часть покойной империи, Венгрия, традиционно создавала всем проблемы. Сначала Австрии, с которой составляла эту самую «двуединую монархию», то есть Австро-Венгрию. Затем, в эпоху Варшавского договора - СССР. Сегодня Венгрия, став членом НАТО и ЕС, создает проблемы уже им, поскольку ее нынешнее руководство предпринимает во внутренней политике шаги, весьма далекие от норм демократии. Впрочем, Брюссель в обоих своих воплощениях может только увещевать Будапешт, никаких других мер воздействия на вечного бунтаря у него нет.


Вертолет Ми-8 во время учений венгерских ВС. Фото: Bela Szandelszky / AP

При этом Венгрия находится в очень непростых отношениях с соседними странами, где имеются значительные венгерские меньшинства - Сербией, Румынией, Украиной, Словакией. Интересно, что Румыния и Словакия являются как бы союзниками Венгрии по тем же НАТО и ЕС.

В составе Варшавского договора ВС Венгрии была самыми слабыми. На начало 90-х она имела 1345 танков, 1720 БМП и БТР, 1047 артсистем, 110 боевых самолетов, 39 боевых вертолетов. Естественно, все это было советского производства. С 1999 года страна входит в НАТО. При этом на вооружении у него остается вся та же советская техника (кроме шведских истребителей и французских ПЗРК), только ее стало гораздо меньше.

Сухопутные войска включают 5-ю и 25-ю пехотные бригады, два полка (43-й связи и обеспечения управления, 64-й тыла), три батальона (34-й спецопераций, 37-й инженерный, 93-й РХБЗ).

На вооружении – 156 танков Т-72 (большая часть - на хранении), 602 БТР-80, 31 гаубица Д-20, 50 минометов 37М (82 мм).

ВВС включают 59-ю авиабазу (в ее состав входят все самолеты), 86-ю авиабазу (все вертолеты), 12-й зенитно-ракетный полк (все наземные средства ПВО), 54-й радиотехнический полк.

На вооружении ВВС имеется всего 14 боевых самолетов - шведских JAS-39 «Гриппен» (12 C, 2 D), причем, как и в чешском случае, формально они принадлежат Швеции, а в Венгрии находятся в лизинге. Кроме того, на хранении находятся 25 МиГ-29 (из них шесть УБ), восемь Су-22, 53 МиГ-21. МиГ-29 выставлены на продажу, остальные ожидают утилизации.

Имеются также пять транспортных Ан-26, десять учебных самолетов Як-52 (16 L-39ZO на хранении), 12 многоцелевых вертолетов Ми-8 (еще 14 на хранении) и семь Ми-17. На хранении находятся 43 боевых вертолета Ми-24 (31 Д, восемь В, четыре П).

Наземную ПВО составляют 16 ЗРК «Куб» (по-видимому, уже небоеспособны) и 94 ПЗРК - 49 «Игла», 45 «Мистраль».

Таким образом, боевой потенциал ВС Венгрии ничтожен, не обеспечивая не только внешние амбиции на территориях соседей, но и собственную обороноспособность. Впрочем, такая ситуация полностью вписывается в современные европейские тенденции.

Иностранных войск на территории всех трех описанных стран нет, а их суммарный военный потенциал меньше, чем, например, у одного Азербайджана. Но поскольку воевать они все равно ни с кем никогда не будут, то никакого значения этот факт не имеет. Более того, можно не сомневаться, что в ближайшее время чешская, словацкая и венгерская армии сократятся еще больше.

Все, кто читал книгу про бравого солдата Швейка, хорошо знают, что в годы Первой мировой у чехов и словаков не было ни малейшего желания воевать за Австро-Венгрию, в чей состав они тогда входили. После обретения независимости в 1918 г. Чехословакия обладала очень мощными ВС и ВПК. Однако желания воевать у жителей страны так и не появилось. Никакого сопротивления не оказала чехословацкая армия ни немцам в 1938 г., ни войскам Варшавского договора через 30 лет.

После распада Варшавского договора, а затем и Чехословакии, обе ее части начали приводить свои ВС в естественное состояние, что, впрочем, полностью совпало с общеевропейскими тенденциями. Применительно к Чехии это усугубилось еще и тем, что эта страна теперь находится в глубине НАТО и не ощущает совсем никакой внешней угрозы, что вполне справедливо.

Большая часть вооружения и техники произведены в самой Чехии, либо по советским лицензиям, либо на основе советских образцов, остается также довольно много техники собственно советского производства. Исключение составляют БТР «Пандур», только что закупленные в Австрии, шведские истребители «Гриппен» и ЗРК RBS-70, испанские транспортные самолеты С-295 и польские вертолеты W-3.

Сухопутные войска Чехии сегодня включают две бригады и пять полков: 4-ю СБР (место дислокации - Жатец) и 7-ю механизированную (Границе) бригады, 13-й артиллерийский (Йинце), 14-й МТО и тылового обеспечения (Пардубице), 15-й инженерный (Бехине), 31-й РХБЗ (Либерец), 53-й РЭБ (Опава) полки. 4-я бригада СБР интегрирована в 10-ю танковую дивизию ВС Германии.

Танковый парк состоит из 116 Т-72 (в т.ч. 30 модернизированных в Чехии Т-72М4CZ, считающихся самым совершенным вариантом этого многоликого танка). Имеется до 220 БРМ (до 76 BPzV (на базе БМП-1), от 35 до 44 БРДМ-2РХ, 107 итальянских LMV, 21 немецкая «Динго»), 108 БМП BVP-2 (БМП-2, еще от 66 до 77 и до 168 BVP-1 (БМП-1) на хранении), до 93 БТР (88 австрийских «Пандур» (и 19 вспомогательных машин на его базе - 11 КШМ, по 4 инженерных и медицинских)), 103 вспомогательные машины на базе БТР ОТ-90.

Артиллерия чешской армии включает 86 САУ «Дана» и 154 миномета (6 ANTOS (60 мм), 19 испанских 81-Мк2-КМ (81 мм), 34 vz-52 (82 мм), 8 самоходных на БМП-1 PRAM-S и 85 буксируемых PRAM-L (120 мм)).

На вооружении имеется 3 новейших американских ПТРК "Джавелин", а также до 185 советских "Малютка" и до 225 "Конкурс".

Кроме того, в распоряжении частной чешской компании "Эскалибур" на хранении на территории страны для продажи за рубеж и использования в качестве источника запчастей имеется до 576 Т-72, до 150 BPzV, до 532 BVP-1, до 363 ОТ-90, до 209 САУ "Дана", до 2 2С7 и до 66 2С1, до 99 орудий М-30, до 58 Д-30, до 177 Д-20, до 27 РСЗО RM-70. Это бывшая техника ВС ЧССР, Польши, ГДР и Венгрии.

ВВС Чехии состоят из трех авиабаз и одной бригады. Это 21-я авиабаза тактической авиации (Часлав), 22-я авиабаза (Намнешть-над-Ославою), 24-я авиабаза транспортной авиации (Прага-Кбели), 25-я бригада ПВО (Страконице).

Боевая авиация формально насчитывает 37 самолетов, фактически ее просто нет. Дело в том, что 14 истребителей JAS-39 (12 C, 2 D) принадлежат ВВС Швеции, а в Чехии находятся в аренде. 20 штурмовиков собственного производства L-159 (16 A, 4 Т1; еще до 12 А, 1 Т1 находятся на хранении и предназначены для продажи) можно лишь условно считать боевыми из-за низких ТТХ. Эти машины созданы на базе старых учебных L-39 (таковых в ВВС Чехии имеется сейчас 10: 7 C, 3 ZA; еще до 7 ZA, до 2 V на хранении), поэтому для современной войны совершенно не подходят.

Кроме того, в распоряжении вышеупомянутой компании "Эскалибур" имеется до 29 истребителей МиГ-21 и, возможно, 1 бомбардировщик МиГ-23БН. Все они предназначены для разборки на запчасти и/или продажи за рубеж.

Транспортная авиация включает 4 С-295, 2 Як-40 (еще 1-2 на хранении), 2 А-319CJ, 1 CL-601, 8 L-410 (еще до 4 на хранении).

Кроме вышеупомянутых 10 L-39 имеется 9 также отечественных учебных самолетов Z-142С.

Имеется 17 боевых вертолетов (10 Ми-35, 7 Ми-24В; еще до 7 Ми-24В на хранении) и до 56 транспортных и многоцелевых вертолета (10 польских W-3 «Сокол», 3 Ми-8, 27 Ми-17, 4 Ми-2, 8 европейских ЕС135Т, 4 американских ТН-480; еще до 18 Ми-2, до 7 Ми-8 и 1 Ми-17 - на хранении).

Наземная ПВО включает 103 ПУ ЗРК - 4 батареи (16 ПУ) «Куб», 24 "Оса", 16 «Стрела-10», 47 шведских RBS-70.

В целом боевой потенциал ВС Чехии ничтожен, боевой дух даже ниже, чем был раньше. Что, впрочем, не имеет никакого значения ни для самой страны, ни для НАТО.

«L"armée de l"air tchèque, premier client du L-39NG ? », опубликованной журналом «Air&Cosmos », начальник штаба ВВС Чехии генерал Яромир Чебеста (Jaromír Šebesta) в ходе своего визита на чешское авиастроительное предприятие Aero Vodochody Aerospace в Одолена-Вода близ Праги дал понять, что самая последняя модификация учебно-боевого самолета семейства L-39 - L-39NG может пополнить парк учебно-боевых самолетов национальных ВВС в авиационной школе в Пардубиче. Тем самым Чехия может стать первым эксплуатантом данной модификации самолета новой постройки.

Первый опытный образец-демонстратор учебно-боевого самолета Aero Vodochody L-39NG (бортовой номер "2626", серийный номер 332626) в первом полете. 14.09.2015 (с) Aero Vodochody Aerospace

Начальник штаба ВВС Чехии также подтвердил, что школа в Пардубиче может стать региональным центром обучения, обустроенном по последнему слову техники, в котором будут проходить подготовку будущие поколения летчиков.

Комментарий bmpd. Напомним, что чешское предприятие Aero Vodochody Aerospace о программе модернизированного самолета, получившего обозначение L-39NG (Next Generation) в июле 2014 года на авиасалоне в Фарнборо.

Согласно материалам компании, L-39NG должен оснащаться американским двигателем Williams International FJ44-4M максимальной тягой 1700 кг и с цифровой системой управления (вместо старого советского АИ-25ТЛ), получить новое облегченное крыло, выполненное частично из композиционных материалов, а также новый комплекс цифровой бортовой авионики компании Genesys Aerosystems, индикатор на фоне лобового стекла разработки чешской компании SPEEL Praha и современные бортовые системы. Пилотская кабина будет оснащена новыми катапультируемыми креслами класса "0-0". Переработанная конструкция самолета будет иметь ресурс 15 тысяч летных часов. L-39NG будет также иметь возможность нести вооружение на четырех подкрыльевых и одной подфюзеляжной точках подвески.

Первый прототип-демонстратор L-39NG (бортовой номер "2626", серийный номер 332626) первый полет 14 сентября 2015 года, представляя собой переделку принадлежащего компании самолета L-39С, с оснащением двигателем Williams International FJ44-4M, комплексом бортовой авионики компании Genesys Aerosystems и индикатором на фоне лобового стекла SPEEL Praha. Крыло сохранено старое, хотя вместо традиционных для L-39 топливных баков на конце крыла там установлены новые законцовки.

Начало испытаний полностью нового и полностью соответствующего проекту опытного образца самолета L-39NG планировалось на 2016 год, однако до сих пор не осуществлено. В случае успеха испытаний начало поставок заказчикам декларируется с 2018 года. При этом предполагается, что будут изготавливаться как самолеты L-39NG новой постройки, так и вестись модернизация в этот вариант наличных самолетов L-39.

Первые заказы поступили в июне 2015 года от трех невоенных заказчиков на комплекты для модернизации эксплуатируемых L-39. Чешский государственный авиаремонтный завод LOM Praha законтрактовал модернизацию до уровня L-39NG семи своих самолетов L-39, используемых на подрядной основе для подготовки летчиков ВВС Чехии. Модернизацию неназываемого количества машин заказала европейская (базирующаяся во Франции) частная пилотажная группа Breitling Jet Team (сейчас он эксплуатирует девять L-39). Одновременно известная американская частная компания Draken International подписала соглашение о модернизации в L-39NG шести машин из своего парка L-39 для созданной ею пилотажной группы Black Diamond Jet Team, а также об участии в продвижении программы модернизации на весьма обширный рынок частных операторов L-39 в США. Модернизация L-39 этих операторов в случае получения заказов будет вестись Draken International на своих американских мощностях.

Тогда же в июне 2015 года Aero Vodochody Aerospace сообщала о том, что находится в "продвинутой стадии переговоров" по продаже L-39NG новой постройки с двумя неназываемыми "правительственными заказчиками" - предположительно, одним из них были ВВС Вьетнама, а другим - ВВС Чехии.