Разные разности

Современные вертолеты мира. Российские вертолеты нового поколения: обзор перспективных разработок. HAL Light Combat Helicopter. Индия

Современные вертолеты мира. Российские вертолеты нового поколения: обзор перспективных разработок. HAL Light Combat Helicopter. Индия

С момента своего первого появления и до сегодняшнего дня вертолет является неотъемлемой частью арсенала как гражданских, так и военных служб. Эта техника выполняет транспортировку грузов, быструю перевозку пассажиров, а также позволяет эффективно уничтожать наземные цели врага. В наши дни боевые вертолеты занимают прочную позицию в составе практически всех армий мира – в качестве надежного многофункционального оружия. В этой статье мы описали лучшие боевые вертолеты в мире – Топ 10.

1. AH-64D Apache Longbow

Специально разработанный под нужды армии Соединенных Штатов, AH-64D Apache Long Bow вошел в число не только лучших боевых вертолетов мира, но и стал одним из популярнейших среди них. Его боевая мощь поражает, а спектр возможностей – просто колоссальный. AH-64D Apache Long Bow оснащен передовой электроникой и способен вести боевые действия как днем, так и ночью – с равной эффективностью. К тому же эта машина способна выполнять задачи даже в сильную непогоду. Внушительный ракетный боезапас (среди которых можно разместить 16 управляемых ракет) и мощный пулемет позволяют вертолету беспрецедентно уничтожать наземные объекты и живую силу противника.

2. Ка-52 «Аллигатор»

Лидером среди всех боевых вертолетов мира считается Ка-52 «Аллигатор». Даже легендарный американский AH-64D Apache Long Bow не может похвастаться такой маневренностью и боевой силой. Первая достигается благодаря двум винтам, расположенным на одной оси, вторая обязана передовому боевому оснащению и возможности ведения боя в любое время суток и при любой погоде. Ка-52 способен летать даже при ураганном ветре, а вести огонь – при густой туманной или дымовой завесе. В арсенале «Аллигатора» находится множество первоклассных передовых технологий, часть из которых не имеет аналогов. Совокупность всего выше перечисленного позволила вертолету Ка-52 «Аллигатор» занять лидирующую позицию в мире среди прочих боевых вертолетов.

3. AH-1Z Viper

Еще один отличный американский боевой вертолет – AH-1Z Viper. Создан он на базе Bell AH-1 Super Cobra: разработка велась целенаправленно для сил морских пехотинцев США. Эта боевая машина оснащена передовыми технологиями и вооружением, двумя турбированными двигателями и предназначена для ведения плотного пулеметного и ракетного огня по объектам и живой силе противника. Гордостью AH-1Z Viper является его модернизированная прицельная система, которая позволяет добиться высокой кучности стрельбы как при пулеметном, так и при ракетном огне. К тому же часть ракет этого вертолета являются управляемыми. В эксплуатацию в вооруженных силах Соединенных Штатов он был принят в начале 11-го года.

4. Eurocopter Tiger

На заре сегодняшнего тысячелетия европейская компания (Франция, Германия) начала разработку нового мощного боевого вертолета, который бы смог удовлетворить современным требованиям, предъявляемым к технике в этой сфере. Итог был более, чем успешным – Eurocopter Tiger. Эта боевая машина стоит на вооружении стран-производителей, а также в Австралии и Испании. Eurocopter Tiger изначально проектировался в качестве боевого вертолета с высокой выносливостью и максимальной скрытностью. Машина оснащена системой распознавания ракет, запущенных в вертолет. В качестве вооружения стоит 30-миллимитровый пулемет, а также 2 крепления под дополнительные уже заряженные пулеметы и 4 точки подвески для ракетных комплексов (с управляемыми и обычными ракетами).

В списке Топ 10 лучших боевых вертолетов мира достойно красуется МИ-28Н, который является модернизированной версией МИ-28. Его разработка велась долгих 33 года (с 1980-го), после чего этот вертолет поступил на вооружение армии. Согласно классификации натовских вертолетов МИ-28Н получил второе название, которое переводится как «опустошитель». Эта воздушная машина может похвастаться передовым вооружением, прекрасной живучестью, высокими скоростными показателями и способностью выполнять фигуры высшего пилотажа. Вертолет также способен вести огонь в любое время суток, в любую погоду, а также – на невероятно малых высотах.

6. Agusta A129 Mangusta

Первенство среди боевых вертолетов, целиком разработанных в Западноевропейских странах, принадлежит Agusta A129 Mangusta. Его изобрела итальянская компания. Сегодня этот вертолет имеет еще одну схожую модификацию, которая выпускается турецкой стороной. Своими вооружением и технологиями, впрочем, равно как и мощностью, Agusta A129 Mangusta уступает, выше перечисленным в этом списке, вертолетам. Однако, это не помешало ему стать одним из лучших как в Европе, так и во всем мире. Эта машина так же оснащается различными типами ракет, но пушки и пулеметы у нее немного меньшего калибра.

7. Bell AH-1 Super Cobra

Bell AH-1 Super Cobra – тот самый вертолет, который стал прародителем не менее востребованного в мире AH-1Z Viper. В свою очередь, первый был создан на базе «Кобры» с одним двигателем. После разработки в начале 80-х годов прошлого века Bell AH-1 Super Cobra (теперь уже с двумя мощными двигателями) был принят на вооружение морской пехоты Соединенных Штатов, где и числится по сей день. В числе вооружения этого боевого вертолета: управляемые и обычные ракеты и бомбы, 20-миллиметровая пушка. Эта боевая машина способна вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям (в том числе и управляемыми ракетами).

8. Denel AH-2 Rooivalk

Настоящим достижением для вооруженных сил Южно-Африканской Республики стала высокая эффективность их вертолета Denel AH-2 Rooivalk, который был признан одним из лучших в мире. Но стоит он на вооружении только в ЮАР, и то – это всего лишь 12 вертолетов, которые были модифицированы из тех, что использовались в этой стране ранее. В серийное производство они не запущены и созданы в таком количестве только для удовлетворения соответствующих боевых нужд государства. Denel AH-2 Rooivalk, однако, способен развивать скорость в 309 км/ч, что является вторым показателем среди всех боевых вертолетов в мире (первое – у Ми-24). Вооружение так же не особо уступает его конкурентам – точки присоединения ракетных комплексов (с возможностью оснащения управляемыми ракетами) и 20-миллиметровый пулемет с запасом в 700 патронов.

Один из лучших боевых вертолетов всех времен и народов – Ми-24. Он встал на вооружение советской армии в 71-м году и по сей день используется во множестве стран (особенно в России). Его вооружение и оснащение зависит от модификации, каждая из которых разработана для определенных условий. Во времена появления Ми-24 у США был сконструирован аналогичный вертолет AH-24 «Апачи», но у советского было преимущество – он мог перевозить на борту еще и 8 пассажиров. Ми-24 может вести огонь по наземным и воздушным целям в любое время суток и даже при тяжелых метеоусловиях, а также обладает рекордной скоростью среди боевых вертолетов – 335 км/ч.

9 1

Вертолет является очень эффективным средством для доставки грузов (особенно в труднодоступные места), для спасения людей, а также для использования в военных целях, в том числе в качестве ударного оружия. С их первого появления в годы Второй мировой войны и до наших дней вертолеты являются незаменимым средством в военных конфликтах.

Мы подготовили для вас список из десяти самых лучших в мире ударных вертолётов. Оценивались вертолёты по нескольким характеристиками, включая авионику, маневренность, скорость и огневую мощь.

#10

CAIC WZ-10


Ударный вертолёт CAIC WZ-10 (Китай)

CAIC WZ-10 — первый китайский ударный вертолёт с тандемной кабиной. Был принят на вооружение китайской армии в 2011 году. Разрабатывался этот вертолёт при помощи российского КБ Камова .

Вертолет имеет стандартную конфигурацию, с узким фюзеляжем тандемной кабиной. Оружие в CAIC WZ-10 может состоять из 23-мм пушки, управляемых и неуправляемых ракет класса «воздух-земля» и «воздух-воздух».

CAIC WZ-10 снабжен двумя турбовальными двигателями мощностью 1285 л.с. каждый. Максимальная скорость вертолёта более 300 км./ч. Корпус выполнен по технологии стелс.

#9

Ми-24


Это первый советский ударный (штурмовой вертолёт), который был выпущен в 1971 году и активно применялся в различных военных конфликтах. За всё время было выпущено более 3500 единиц этой машины в различных модификациях.

Ми-24 являлся советским аналогом АН-64 Apache , но в отличие от Апатча и других западных вертолетов, Ми-24 также способен перевозить до восьми пассажиров.

Максимальная скорость Ми-24 при горизонтальном полёте составляет 335 км./ч. Вертолёт оснащён различным стрелково-пушечным вооружением, зависящим от модификации. Также он может быть оснащён различными ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» и неуправляемыми ракетами или различным бомбовым вооружением.

#8

Denel AH-2 Rooivalk


Этот вертолёт производится в Южной Африке компанией Denel Aerospace Systems . В ЮАР-ских Воздушных силах действует только 12 ударных вертолётов Denel AH-2 Rooivalk . И, хотя они выглядят как совершенно новые машины, тем не менее их производство было налажено на основе вертолётов Aerospatiale Puma . В частности в Denel AH-2 Rooivalk используются те же двигатели и главный ротор.

Denel AH-2 Rooivalk оборудован двумя турбовальными силовыми установками Turbomeca Makila 1K2 мощностью 1376 кВт каждая.
Максимально скорость Denel AH-2 Rooivalk составляет 309 км./ч.

Вертолёт оснащён 20-мм пушкой с 700 снарядами, а также управляемыми и неуправляемыми ракетами.

#7

Bell AH-1 Super Cobra


Bell AH-1 Super Cobra является двухмоторным вертолетом армии США, основанным на базе одномоторного вертолёта AH-1 Cobra . Созданный ещё в начале 1980-ых, этот вертолёт является основным штурмовым вертолётом морской пехоты в США.

Силовая установка вертолёта состоит из двух турбовальных двигателей General Electric T700-GE-401 мощностью 1285кВт каждый.
Максимальная скорость вертолёта составляет 282 км./ч.

Вертолёт оснащён 20-мм пушкой с боезапасом 750 патронов, управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также неуправляемыми ракетами и бомбами.

Подписывайтесь на канал https://www.youtube.com/channel/UC77Vn2lK0BWl4EqNZNUkgxQ Группа ВКонтакте https://vk.com/club103057662 Ударный вертолёт –это универсальная боевая машина, способная поражать бронированную и не бронированную технику, живую силу и даже воздушные цели противника. Основной ролью ударных вертолётов на поле боя является поражение бронетехники противника как в составе наземных боевых групп в роли воздушной поддержки, так и независимыми штурмовыми группами. Представляем вашему вниманию топ 5 самых мощных ударных вертолетов мира. Рейтинг боевых вертолетов состоит из: 1. HAL LCH – представитель армейской авиации Индии 2. Eurocopter Tiger (Еврокоптер Тайгер/Тигр) – боевая вертушка Франции и Германии 3. Bell AH-1Z Viper (Белл AH-1Z «Вайпер) – современный Американский штурмовик 4. AH-64D apache longbow AH-64 (апач, апачи) - летающая крепость производства США 5. Ка-52 Аллигатор – самый лучший вертолет России, а возможно и лучший тяжелый штурмовик мира. Вертолеты России выступают достойно на мировой арене. В первой части рейтинга лучших военных военных штурмовиков Вы увидите такие машины: 5.Changhe Z-10 – Китайский штурмовой вертолет 4.Ми-24 Российский ударный вертолет (советский штурмовик) 3. Denel AH-2 Rooivalk (африк. Пустельга) – боевой вертолет ЮАР 2.Agusta A 129 «Mangusta (Агуста А129 Мангуст) – военный вертолет Италии и Великобритании 1. Bell AH-1 Super Cobra (супер кобра) – Американский военный вертолет боевая машина США Так выглядит список лучших боевых летающих машин мира. Не забывайте делится в комментариях какие лучшие вертолеты по вашему мнению. Боевые вертолеты могут быть трудноуловимыми целями, например, «Дефендер» имеет диаметр главного ротора всего чуть более 8 метров. Такие прицельные системы все чаще встречаются у боевых вертолетов. Конструкции морских вертолетов охватывают диапазон от небольших до крупных противолодочных, у которых есть два экипажа: летный и боевой. Большинство морских вертолетов должны быть достаточно компактными, чтобы действовать не только с авианосцев, но и с других кораблей меньшего размера. Новейшая крупная многофункциональная машина этого класса - европейский «Уэстлэнд/Агуста» ЕН.101 - имеет такой же размер, как и «Си Кинг», хотя на 50 процентов тяжелее и мощнее. Среди последних новинок - американский боевой «Боинг/Сикорский» RAH-66 «Команч». Он чуть меньше, но много легче, чем АН-64 «Апач», вооружен установленной в носу трехствольной 20-мм пушкой «Локхид Мартин». Другие новые вертолеты: «Денел» CSH-2 «Роивалк» в ЮАР, европейские «Тайгер» и «Тигр» в Германии и Франции; «Урокоптер Феннек» и «Пантер» во Франции; «Камов» Ка-50 и Ка-52, и «Миль» Ми-28 в России; «NH Индастриз» NH90 во Франции, Германии, Италии

В этой статье обсудим самые лучшие боевые вертолёты мира, составим ТОП-10 самых боеспособных, манёвренных и скоростных машин, которые не раз доказали своё превосходство на полях сражений.

Боевой вертолёт - воздушная боевая единица, обладающая высокой огневой мощью, главные задачи которой - это уничтожение наземных целей, обеспечение прикрытия сухопутных войск и вывод из строя вражеской бронетехники.

Обратимся к нашему списку.

Десятое место

Открывает наш список "Лучшие вертолёты мира" первый китайский ударный боевой вертолёт Z-10, который был принят на вооружение китайской армией в 2009 году.

Вооружение данного вертолёта представляет собой 30-мм пулемётную установку, управляемые противотанковые ракеты марки HJ-9 или же недавно модернизированные HJ-10. Вдобавок к этому вертолёт оснащён блоком авиационных неуправляемых ракет и ракетницей ТУ-90, которая предназначена для уничтожения воздушных целей.

Кабина машины представлена двумя ступенями, в первой располагается стрелок, во второй - пилот.

Девятое место

Продолжает наш ТОП-10 лучших вертолётов мира Ми-24, который оснащён грузовой кабиной, где с лёгкость помещаются восемь бойцов ВВС.

Машина обладает высокой мобильностью, полёта составляет 335 км/ч, которая достигается благодаря необычной конструкции крыльев.

Сама по себе машина универсальна, на вертолёт может устанавливатся различное боевое оружие, всё зависит от поставленной задачи.

Стандартный набор вооружения представляют собой пулемётная подвижная установка марки ГУВ-1 с пулемётом А-12,7 (количество патронов — 900 штук), блок НУРС С-5 с комплектом НАР УБ-32А и 4 ПТУР 9М17, повзаимствованная от противотанковой установки «Фаланга-М».

Восьмое место

AH-2 Rooivalk с уверенностью занимает восьмое место в списке "Лучшие вертолёты мира", в переводе с английского название означает "красная пустельга".

Максимальная скорость машины составляет 278 км/ч.

Орудия, устанавливаемые на боевую машину:

  • Пушка Ф-2, боекомплект 700 патронов, калибр 20 х 139 мм.
  • Ракеты класса "воздух-земля" Mokopa ZT-6 (8-16 штук).
  • Ракеты класса «воздух-воздух»: Mistral (4 штуки).
  • Неуправляемые ракеты FFAr.

Седьмое место

Продолжает наш топ лучших вертолетов мира американец AH-1W, так называемый "Супер кобра".

В отличии от одноклассников, машина имеет два двигателя, мощность которых составляет 1285 кВт. каждый, максимальная - 282 км/ч.

Орудие, установленное на машине, ничем не выделяется, 20-мм пушка с вместимостью в 750 патронов, "воздух-земля" и "воздух-воздух". Вдобавок к этому установлен комплекс неуправляемых ракет.

Шестое место

На шестом месте списка "Лучшие военные вертолёты мира" закрепился совместно созданный Италией и Турцией вертолёт Т129/А129. Это была первая боевая машина, полностью созданная в Западной Европе.

Максимально развиваемая скорость машины составляет 250 км/ч, устанавливаемый двигатель Royal-Royce, взлётная мощность которого равняется 881 л. с., разработан итальянской компанией "Агуста".

Пулемёты, которыми оснащается вертолёт, имеют калибр 2 х 7,62 или же 12,7 мм.

Как и все собратья, машина оснащена комплексом противотанковых и противовоздушных ракет.

Пятое место

Следующее место занимает американский штурмовик AH-1Z.

Машина обладает хорошей управляемостью и занимает одно из первых мест по точности ведения огня. Трёхствольная пушка, калибр которой равен 20 мм, отлично подходит для уничтожения наземных целей.

К обычным управляемым и неуправляемым ракетницам в боевой арсенал добавлены пушечные контейнеры. Также есть возможность установки 4 ПТУР TOW.

Количество двигателей - два, марка - AH-1S (-P) (Production). Мощность одного равняется 1285 кВт.

Вертолёт состоит на вооружении у таких стран, как США, Иран, Таиланд, Турция, Китай.

Четвёртое место

Перед лидерами списка разместился штурмовик, созданный немецко-французскими инженерами - Eurocopter Tiger.

Состоит на вооружении таких стран, как Германия, Испания, Франция и Австралия.

В сравнении с одноклассниками машина имеет лучшую маскировку, а шум, издаваемый в движении, снижен до минимума.

Двигатели, установленные на штурмовик, имеют мощность 1303 л. с. каждый, а максимальная скорость полёта равна 278 км/ч.

Орудие представляет собой пушку с калибром 30 мм, также имеются 4 точки для подвески ракетниц различного типа. Вдобавок вертолёт возможно оборудовать 12,7-мм пулемётами, магазин каждого вмещает 250 патронов.

Третье место

Открывает список лидеров "Лучшие вертолёты мира" российская разработка Ми-28-Н, который получил прозвище "опустошитель".

Данная модель - углублённая доработка вертолёта Ми-28. Маневренность и сложность выполняемых воздушных фигур в полёте делает штурмовик труднодосегаемым. Например, так называемую или переворот Иммельмана можно выполнить при скорости 100 км/ч.

Все самые необходимые и жизненно важные узлы имеют дубликат и расположены в разных частях вертолёта, что помогает во время боевых действий обеспечивать машине максимальную живучесть.

Двигатель машиныи ВК2500 имеет мощность 2200 л. с., максимальная скорость 300 км/ч.

Пушка, которой снабжен вертолёт, имеет калибр 30 мм, также вертолёт снабжен комплексом управляемых ракет и ракет класса "воздух-воздух".

Второе место

Перед тем как вы узнаете самый лучший вертолёт в мире, обсудим машину, которая расположилась на втором месте.

AH-64 Apache - американский штурмовой вертолёт, во время ведения зарекомендовал себя только с лучшей стороны. Его боевая мощь - одна из лучших среди вертолётов всех времён, данная модель универсальна в своём классе.

В условиях боевых действий, находясь в различных погодных условиях, машина выполняла самые сложные боевые задачи.

На вертолёт устанавливается 16 ракетниц различного калибра и назначения. Пулемёт имеет калибр 70 мм, что позволяет с лёгкостью поражать многие слабобронированные цели.

Двигатели имеют мощность 1890 л. с. каждый, марка двигателя - AH-64A+/D .

Первое место

Ка-50/52 - самый лучший вертолёт в мире производства России. Получил прозвище "Чёрная акула" из-за своей необычайной скорости передвижения, угрожающей формы, а главным козырем машины является её огневая мощь, которая несравнима ни с одним аналогичным показателем других вертолётов в мире.

Данная модель представляет собой одноместный штурмовой ударный вертолёт, в создание которого вложено немало усилий. Главной задачей конструкторов являлась выроботка наилучшей скорости и манёвренности, по размеру вертолёт в своем классе является самым маленьким, благодоря чему обладает самым высоким уровнем маскировки и способен быстро менять своё местоположение.

Ка-50/52 развивает максимальную скорость 310 км/ч, это в среднем на 20-30 км больше, чем у остальных машин нашего списка. Мощность двигателя составляет 2400 л. с., его марка ТВ3-117ВМА.

Предельная масса вооружения, которое вертолёт может везти за один бой, составляет две тонны.

Орудие представляет собой пушку с калибром 30 мм, пилот имеет возможность быстрого переключения между осколочно-фугасными и бронебойными типами снарядов. Также можно регулировать скорость стрельбы от 350 до 550 выстрелов в минуту. Вертолёт снабжен по шесть штук с каждой стороны.

Возможна подвеска ракет Х-25 ("воздух-вемля") и Р-73 ("возду-воздух", самонаводящаяся).

На сегодняшний день Ка-50/52 остаётся 100% лидером среди боевых штурмовых вертолётов.

Заключение

Вот и закончился список "Лучшие вертолеты мира", но с уверенностью можно сказать, что в нашем рейтинге закрепились самые лучшие вертолёты, которые проверены временем и не раз использовались в боевых действиях.

Военная промышленность не стоит на месте, возможно, уже на смену "ветеранам" спешат новые, более модернизированные, вертолёты, но все штурмовики, которые сегодня были упомянуты, уже оставили свой след в истории.

Ударные (штурмовые) вертолеты уже на протяжении почти полувека являются смертоносным и очень эффективным оружием многих армий мира. Основной их задачей является поиск и уничтожение сложных и малоразмерных целей на суше. Вместе с тем современные ударные геликоптеры могут поражать морские и даже воздушные цели.

С момента появления эти машины применялись практически во всех конфликтах и показали свою ценность, выступая порой единственным средством огневой поддержки сухопутных войск. Наиболее же эффективно ударные вертолеты способны бороться с бронетехникой, что и является их главной задачей. Onliner.by составил рейтинг из шести самых смертоносных современных геликоптеров.

6. Белл AH-1 «Кобра» (США)

Первый специализированный ударный вертолет в мире и один из самых повоевавших. Впервые боевые «вертушки» американцы массово применили во время войны в Корее. Геликоптер, у которого всегда было много противников, проявил себя с самой лучшей стороны.

После войны в Корее армии мира начали активно оснащаться вертолетами. Тем не менее они выполняли в первую очередь транспортную функцию, перевозя грузы и солдат. Транспортные винтокрылые машины оснащались только легким вооружением и были беззащитны перед пулями и снарядами зенитных пулеметов и орудий. Однако армии нужна была специализированная техника, предназначенная исключительно для ударных функций. И такая техника появилась.

«Кобра» была создана на базе легендарного UH-1 «Ирокез». Но вертолет имел совершенно другие очертания, ставшие классическими для ударных машин. Летчики располагались друг за другом - таким образом уменьшалась лобовая проекция вертолета. Фюзеляж был узким, крылья - небольшими. Весь силуэт «Кобры» был гармоничным и стремительным. «Вертушка» широко применялась американцами во Вьетнаме и заслужила любовь солдат и летчиков.

Современным вариантом модели является Белл AH-1 «Суперкобра». Главным отличием от исходного варианта стало наличие двух двигателей вместо одного и современный комплекс БРЭО. Основное вооружение машины - противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Хеллфайр».

  • экипаж: 2 человека (пилот и оператор);
  • максимальная взлетная масса: 6690 кг;
  • масса полезной нагрузки: 1736 кг;
  • силовая установка: 2 турбовальных General Electric T700-GE-401;
  • мощность двигателей: 2 × 1723 л. с. (2 × 1285 кВт);
  • максимальная скорость: 282 км/ч (у земли);
  • практическая дальность: 518 км.

Следует отметить, что последние версии «Суперкобры» по своим характеристикам не сильно уступают ударным вертолетам, созданным значительно позднее. «Кобры» и «Суперкобры» состояли и состоят на вооружении более 10 стран мира. Кроме Вьетнама эти машины применялись в различных конфликтах на Ближнем Востоке и по своему боевому опыту уступают, пожалуй, лишь легендарному Ми-24, занявшему чуть более высокое место в нашем рейтинге.

5. Ми-24 (СССР)

Эта винтокрылая машина узнаваема и овеяна боевой славой. Ми-24 является одним из наиболее массовых и широко распространенных вертолетов в мире.

Вслед за «Коброй» он стал вторым в мире ударным вертолетом и первым из подобных машин в СССР. Геликоптер был разработан в КБ Миля - наиболее опытном вертолетном конструкторском бюро Советского Союза. Многие узлы и агрегаты Ми-24 были заимствованы у другой, не менее легендарной машины - транспортно-боевого вертолета Ми-8. Как и американцы, «милевцы» создали из достаточно тяжеловесного транспортника узкую и стремительную ударную модель.

Но Ми-24 существенно отличался от своего заморского собрата. Советские конструкторы хотели воплотить концепцию «летающей БМП» - ударного вертолета с возможностью нести десант. С одной стороны, эта идея увеличила геликоптер в размерах, повысила его массу, с другой - Ми-24 получил большую гибкость применения. Хоть он практически и не использовался как десантный, возможность перевезти лишние грузы в десантном отсеке, раненых, экипаж подбитой машины не раз спасала жизни солдат и летчиков.

Но все же главной задачей Ми-24 было уничтожение танков, БМП, укреплений и живой силы противника. Вертолет должен был лезть в самое пекло боя и наносить смертоносные удары. Конструкторы защитили машину мощной броней, способной выдерживать попадания стрелкового оружия и в некоторых местах - даже крупнокалиберных пулеметов. Ми-24 оснащался встроенным пулеметно-пушечным вооружением (в зависимости от модификации), неуправляемыми и управляемыми противотанковыми ракетами «Штурм», бомбами, встроенными пушечными контейнерами и т. д.

Боевое крещение советский вертолет, прозванный за зеленый вытянутый силуэт «Крокодилом», получил в Афганистане. На протяжении всех лет конфликта Ми-24 выступали крылатыми ангелами-хранителями десантников и пехотинцев. Значение этого вертолета очень сложно переоценить. Маневренный, стремительный и в то же время хорошо бронированный Ми-24 был очень сложной и опасной целью для моджахедов.

Наряду с афганским конфликтом геликоптер применялся практически в каждой горячей точке нашей планеты. Везде он зарекомендовал себя как исключительно надежная и живучая машина.

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2-3 человека;
  • максимальная взлетная масса: 11 500 кг;
  • максимальная грузоподъемность: 2400 кг;
  • силовая установка: 2 двигателя ТВ3-117;
  • мощность: 2 × 2200 л. с.;
  • количество пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках, 2 легкораненых и медработник;
  • максимальная скорость в горизонтальном полете: 335 км/ч;
  • дальность полета практическая: 450 км;
  • дальность полета перегоночная: 1000 км.

Ми-24 состоит или состоял на вооружении около 40 (!) стран, став на ряду с АК и Т-72 символом советского оружия. Всего было выпущено более 3500 машин. В версии 24П/К этот вертолет состоит на вооружении и в Беларуси.

4. Еврокоптер «Тигр»

Это один из наиболее современных, дорогих и сложных вертолетов в мире. Он был сконструирован европейским франко-германским концерном Eurocopter. Эта машина была разработана позже «Кобры» и Ми-24, когда был накоплен достаточно богатый опыт боевого применения ударных вертолетов.

Немцы и французы полагали, что основой выживания боевого летательного аппарата будущего будет не толстая броня и крепкая конструкция, а малая заметность, использование средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и особой тактики применения. Следует отметить, что подобная концепция показала свою несостоятельность.

Вертолет оснастили всевозможными датчиками. Прицельно-навигационный комплекс МЕР - с надвтулочной системой обзора, как на «Апач Лонгбоу». Еврокоптер был представлен в нескольких вариантах для Франции и Германии в ударной и противотанковой модификациях. На вооружении «Тигра» есть встроенная 30-миллиметровая пушка, а также различные варианты управляемых и неуправляемых ракет. Кроме ПТУР он также несет ракеты «воздух - воздух» для борьбы с вертолетами и самолетами противника.

Летные и технические характеристики:

  • максимальная взлетная масса: 6100 кг;
  • масса топлива во внутренних баках: 1080 кг (+ 555 кг в ПТБ);
  • объем топливных баков: 1360 л (+ 2 × 350 л ПТБ);
  • силовая установка: 2 турбовальных MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR390;
  • мощность двигателей: 2 × 1285 л. с.;
  • максимальная скорость: 278 км/ч;
  • крейсерская скорость: 230 км/ч;
  • практическая дальность: 800 км.

Еврокоптер состоит на вооружении не только во Франции и Германии, но еще в Испании и Австралии. Вместе с тем вертолет, разрабатывавшийся для холодной войны, оказался не нужен скудеющим европейским армиям с развалом СССР. В результате общее количество закупленных машин в разы отличается от планировавшегося.

К достоинствам «Тигра» можно отнести продвинутый борт и достаточно мощное вооружение. Вместе с тем он имеет недостаточную броневую защиту для ударного боевого вертолета. Следующим в нашем рейтинге будет самый бронированный геликоптер в мире.

3. Летающий танк Ми-28

Работы над этим вертолетом начались практически сразу после создания Ми-24. Новая машина являлась преемником отлично зарекомендовавшего себя «Крокодила», только без грузовой кабины. Ми-28 должен был стать сугубо боевым вертолетом с крепкой броней и мощным вооружением. Первый полет новинка совершила в 1982 году. Машина участвовала в конкурсе на единый ударный геликоптер вместе с другим известным вертолетом - Ка-50 «Черная акула».

Ми-28 создавался по новой концепции применения боевых вертолетов - максимально близкому полету у земли с огибанием рельефа, быстрому поиску и уничтожению целей. Огромное внимание было уделено защите. Богатый опыт применения Ми-24 в Афганистане и других горячих точках говорил о том, что штурмовой вертолет должен быть серьезно защищен. Кабина пилотов и ее остекление выдерживают попадание 12,7-мм бронебойных пуль и 20-мм осколочно-фугасных снарядов. Двигатели машины разнесены на максимальное расстояние и оснащены тепловыми фильтрами для снижения вероятности поражения ракетами с тепловой головкой самонаведения. Конструкция корпуса и шасси позволяет экипажу выжить при падении со скоростью до 12 м/с.

В течение всего периода разработки улучшалось вооружение вертолета. Модификация Ми-28Н «Ночной охотник» получила весь комплекс БРЭО для боя в различных погодных условиях и ночное время. Геликоптер оснащен мощной 30-мм пушкой 2А42, которая устанавливалась на БМП-2. Главным оружием вертолета являются ПТУР «Атака». Также машина может нести и неуправляемое вооружение, ракеты и бомбы общей массой до 2,5 тонны.

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2 человека;
  • максимальная взлетная масса: 12 100 кг;
  • масса боевой нагрузки: 2300 кг;
  • масса топлива: 1500 кг;
  • силовая установка: турбовальный ВК-2500-02, 2700 л. с.;
  • крейсерская скорость: 265 км/ч;
  • дальность полета: 450 км.

После долгих лет безденежья, Ми-28 сейчас активно закупается вооруженными силами РФ. На данный момент произведено более сотни таких вертолетов. Кроме того, подписаны контракты на поставки в Ирак, Египет и Алжир. Только практически полное отсутствие боевого опыта и некоторых систем БРЭО не позволили этому замечательному геликоптеру подняться выше в нашем списке.

2. Ка-52 «Аллигатор»

Конструкторское бюро Камова было вторым вертолетным КБ в Советском Союзе. И если КБ Миля занималось вертолетами для сухопутных войск, то КБ Камова ориентировалось на корабельную авиацию. Именно оно впервые применило необычную соосную схему расположения винтов. Классический вертолет имеет основной несущий винт и хвостовой рулевой. При соосной же схеме оба винта находятся сверху. Эта схема увеличивает высоту машины, усложняет конструкцию, но уменьшает ее длину и улучшает летные характеристики.

В 70-е годы КБ Камова впервые взялось за разработку конкурента Ми-28. Результатом этой работы стал Ка-50 «Черная акула» - самый красивый ударный вертолет в мире.

По итогам конкурса на лучший боевой вертолет эта модель обошла геликоптер КБ Миля и была рекомендована к массовому производству. Но настали тяжелые 1990-е годы, и обе машины, Ка-50 и Ми-28, остались без финансирования. Стоит отметить, что многие военные, несмотря на замечательные боевые свойства «Черной акулы», были против этого вертолета. В качестве главного аргумента называлось отсутствие второго члена экипажа - штурмана.

Как упоминалось выше, основной задачей ударного вертолета является поиск и уничтожение танков противника, а также других малоразмерных и точечных целей. Один пилот не мог в полной мере справиться с этой задачей, даже при наличии помогающего ему качественного бортового оборудования. Стало очевидно, что ударный геликоптер с одним пилотом не жизнеспособен.

Тогда был создан новый вертолет с двумя членами экипажа, получивший название Ка-52 «Аллигатор». Машину первоначально планировали использовать как командную, для разведки и целеуказания, а также как морской вариант ударного вертолета.

Но вышло так, что закупки Ка-52 превышают закупки Ми-28. И в кабинетах генштабов, и на интернет-форумах не утихают споры о том, какая же из этих машин лучше? Обе имеют практически одну нишу, схожие характеристики, свои достоинства и недостатки. Видимо, и Минобороны РФ не определилось с лучшей моделью, т. к. параллельно закупает оба вертолета.

Ми-28 превосходит Ка-52 по уровню защиты, простоте конструкции (классическая схема, продолжение Ми-24) и надежности. Вместе с тем геликоптер Камова обладает лучшими летными характеристиками, лучшим на данный момент вооружением и, главное, лучшим бортовым оборудованием, практически не уступая в этом отношении победителю нашего топа.

Как и у Ми-28, на вооружении Ка-52 имеется 30-мм пушка, но с лучшей точностью благодаря установке в центре фюзеляжа корпуса. При этом она имеет худшие углы наведения по сравнению с Ми-28.

«Главным калибром» Ка-52 являются сверхзвуковые противотанковые управляемые ракеты «Вихрь». Вертолет может нести до 32 таких ракет в максимальной загрузке. Стандартное же оснащение - 16 ПТУР «Вихрь» и 2 блока НАР (неуправляемых авиационных ракет). Также машина может нести бомбы и управляемые ракеты «воздух - воздух».

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2 человека (пилот и оператор вооружения);
  • максимальная взлетная масса: 12 200 кг;
  • силовая установка: 2 турбовальных ВК-2500 производства ОАО «Климов»;
  • максимальная скорость: 300 км/ч;
  • крейсерская скорость: 260 км/ч;
  • практическая дальность: 460 км;
  • перегоночная дальность: 1110 км;
  • статический потолок: 4000 м;
  • динамический потолок: 5500 м.

Ка-52, как и Ка-50, не экспортировался за пределы России. На вооружении ВС РФ в данный момент находится более 70 «Аллигаторов», составляющих конкуренцию американскому монстру АН-64 «Апач» - нашему победителю.

1. АН-64 «Апач»

АН-64 стал наиболее массовым боевым вертолетом второго поколения, и самым воюющим.

Первая ударная машина «Кобра» оказалась крайне удачной и отлично зарекомендовала себя во Вьетнаме. Вместе с тем армии США требовалась новая модель, лучше защищенная и несущая более мощное вооружение. Одним из основных требований было обеспечение всепогодности. В качестве главной задачи нового вертолета была названа борьба с танками противника (СССР). Компоновка АН-64 стала эталонной для других ударных геликоптеров. Нетрудно заметить, что Ми-28 в целом полностью повторяет американскую машину.

Большое внимание при разработке вертолета было уделено его живучести. Так, наиболее важные агрегаты экранированы менее важными, двигатели разнесены на максимальное расстояние, чтобы исключить одновременное поражение обоих, а экипаж защищен прочной броней. Тем не менее главной изюминкой «Апача» является его бортовой комплекс, оснащенный самыми современными средствами наблюдения, поиска и уничтожения целей.

В течение всего жизненного цикла «Апач» непрерывно совершенствовался, стараясь по своим боевым характеристикам максимально соответствовать угрозам. Первоначально основным вооружением вертолета были ПТУР «Хеллфайр» с лазерной головкой наведения. Но с появлением в СССР эффективных и многочисленных зенитных комплексов малого радиуса действия «Тунгуска» стало ясно, что геликоптер будет с большой вероятностью уничтожен.

Тогда американцы разработали модификацию АН-64D «Лонгбоу» («Длинный лук»). «Апач» оснастили надвтулочной РЛС и ракетами «Хеллфайр» нового поколения с головкой самонаведения «выстрелил и забыл», позволяющей вертолету менять свое местоположение и «прятаться» после пуска. Эффективность новых машин выросла в разы. Следует отметить, что подобной системой не оснащен ни один современный вертолет, за исключением легкого и малочисленного европейского «Тигра». Российские геликоптеры Ми-28 и Ка-52 до сих пор оснащаются ракетами с лазерным наведением, сильно уступая в этом американскому конкуренту.

Но не только это позволило «Апачу» занять первое место в нашем рейтинге. За почти 30 лет своего существования АН-64 успел повоевать во многих точках мира. После Панамы главным боевым крещением модели стал Ирак. Во время операции «Буря в пустыне» именно АН-64 проломили брешь в системе ПВО Ирака. Вместе со штурмовиками А-10 «Тандерболт» эти вертолеты стали главными противниками иракских танков. После 1991 года «Апачи» активно применялись в Афганистане, а потом снова в Ираке.

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2 человека (пилот и оператор вооружения);
  • максимальная взлетная масса: 10 432 кг;
  • силовая установка: 2 × ТВД General Electric 1890 л. с.;
  • максимальная скорость: 290 км/ч;
  • крейсерская скорость: 250 км/ч;
  • практическая дальность: 406 км;
  • перегоночная дальность: 1899 км.

В данный момент «Апач» является одним из самых распространенных ударных вертолетов мира. Всего произведено около тысячи экземпляров. Модель АН-64 различных модификаций имеют на вооружении более десяти стран в разных точках планеты. В этом вертолете инженеры смогли наиболее удачно совместить все боевые свойства актуальных ударных машин.