Уход за волосами

Сравнение апача и ми 28. «Ночной охотник» против «Аллигатора. Несущий и рулевой винты

Сравнение апача и ми 28. «Ночной охотник» против «Аллигатора. Несущий и рулевой винты

И очень удивился. Оказывается, "военное обозрение" размещает материалы уровня "Звезда", без какой-либо премодерации специалистом. Если очень коротко, автор объясняет проигрыш Ми-28НЭ американскому АН-64D «Апач Лонгбоу» в индийском тендере. Самая главная причина, описанию которой посвящено 80% статьи - проигрыш российских ракет "Атака" американским "Хелфайр". Плюс автор еще и грозится с 2016 года суперсовременными ПТУР JАGM четвертого поколения, которые к контракту вообще не имеют никакого отношения.
Автор почему-то "забыл", что тендер вообще-то стартовал в 2008 году!!!

Оценивать проигрыш вертолета "плохими" ракетами глупо. Тем более когда преимущество - это "выстрелил и забыл" у "Хелфайр" вместо сопровождения ракеты оператором, как у "Атаки". Не буду уличать автора в конкретной лжи при приведении характеристик ракет и их модификаций - не в этом суть. Главная ложь в том, что Индия спокойно могла закупить Ми-28НЭ и оснастить их купленными у янки "Хелфайрами".


Причина проигрыша иная. "Апач" применяется много лет, у него богатая история боевого применения. А Ми-28Н мало того, что только что был принят на вооружение, он упал во время учений из-за "захлебнувшихся" двигателей (вертолет цел, экипаж тоже). Индийцы просто не собиралсь после покупки возиться с доводкой вертолета, который сегодня по всем параметрам превосходит «Апач Лонгбоу». Но это сегодня, а не на момент покупки первых американских вертолетов. Дорога ложка к обеду. Повторю - это в двух словах.

Теперь о ракетах. Автор много и справедливо пишет о том, что ракеты с принципом "выстрелил и забыл" хороши для борьбы с партизанами. Именно потому, что позволяют снизить время пребывания носителя в зоне поражения при прицеливании и пуске. Это важное, но единственное преимущество. Все остальное - недостатки. Вся техника, снабженная системами типа "Штора" и ей подобными, от этих ракет отмахнется в том же автоматическом режиме, что и у ГСН ракеты. Мало того, в условиях задымления и с использованием различных помех, автоматическое наведение еще больше страдает. Как результат - "Атака" становится более эффективной.

В статье упоминается плохая тяжелая пушка с малым боекомплектом у Ми-28. Яркий пример предвзятости. Американская пушка М230 массой 54 килограмма обеспечивает скорострельность 625 выстрелов в минуту при эффективной дальности стрельбы 3 километра. Создана именно для вертолета и отличается не слишком высокой точностью и недостаточной мощностью.

На Ми-28Н устанавливается старая и проверенная модифицированная танковая пушка 2А42. Она заметно тяжелее американской и обладает серьезной отдачей. Тем не менее ее точность выше, чем у М230. При этом 2А42 - самое мощное вертолетное орудие в мире: вес снаряда и начальная скорость почти вдвое больше, чем у М230, дальность стрельбы - 4 километра, скорострельность - до 900 выстрелов в минуту. Снаряд, выпущенный с Ми-28Н, прошивает 15-миллиметровую броню с 1,5-километровой дистанции.

Мало того, 2А42 исключительно надежна и практически не перегревается в отличие М230. 2А42 способна полностью, без перерывов на охлаждение, выпустить весь боекомплект. Плюс стрелок сам выбирает тип снаряда: бронебойный или осколочно-фугасный.

Я остановился на сравнениях орудий, потому что это проще - большой выбор модификаций ракет и их применение с вертолета можно обсуждать бесконечно. Главное преиущество "выпустил и забыл" - массовый пуск и минимальное время нахождение вертолета в зоне вероятного поражения. Но Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением имеют дальность 6-7 километров, и они, в отличие от российских ракет, дозвуковые. На то, чтобы добраться до цели на 4 километра, ракеты тратят 15 секунд, тогда как российским на это требуется в 1,5 раза меньше времени. А новая версия ракеты «Атака-Д» обладает дальностью действия уже до 10 километров.

Это если описывать вооружение. Возвращаясь же к проигранному тендеру стоит напомнить, что всегда и всюду выигрывают в равных условиях образцы, имеющие историю боевого применения и обкатанные. Что касается индийского контракта, то есть еще одна тонкость - в законодательстве Индии предусмотрена диверсификация аоенных закупок. Чем и пользуются западные конкуренты, предлагая зачастую более дорогие машины, ракеты, ....

Автор опуса вскользь описывает бронирование Ми-28НЭ уничижительно: "бронекоробка экипажа выполнена из 10-мм листов алюминиевого сплава, на которые наклеены керамические плитки. Такая конструкция может спасти экипаж от пуль калибра 7,62 мм".

Вот эта фраза сразу показывает, что статья писалась не малограмотным человеком, а специалистом, которому сознательно заказали разгромный материал. Мой тезка действительно много пишет о военной технике и случайно подобное не напишет. Кто именно гадать бесполезно. Может и стратеги в Москве, считающие, что о россиской технике надо писать плохо до тех пор, пока обратное не стало очевидным в той же Сирии.

На самом деле описана была лишь бронекапсула экипажа. Но - частично. На самом деле, так называемая «ванна», выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм бронеэлементы из керамики. Но это лишь малая часть бронезащиты.

В целом же "Ночной охотник" защищен высокостойкой броней, полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания бронебойных пуль калибром 12,7 мм в лобовые стекла и пуль калибром 7,62 мм в боковые стекла и стекла дверей, броня корпуса выдерживает попадание осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм, лопасти сохраняют работоспособность при попадании 30 мм снарядов [*] .

Двери кабины выполнены из стеклопластика с алюминиевой плитой и керамической броней. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей — из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина лётчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа при разрыве малокалиберного осколочно-фугасного зажигательного (ОФЗ) снаряда в одной из кабин. Топливные баки заполнены пенополиуретаном и снабжены латексным самозатягивающимся протектором.

Расстрел Ми-28 от 7,62 до 20-мм пушки в упор. Причем старого Ми-28:

Согласитесь, это немного иная живучесть.

В целом же можно найти массу различных плюсов и минусов. Индийцы нашли целых 20 причин, по которым отдали предпочтение "Длинному луку".

Ниже видео того, как падает "Ночной охотник" и что происходит с экипажем. Так, для примера живучести капсулы. Система спасения и многое другое описано в видео выше:

«Аллигатор», обе предназначены для уничтожения живой силы и бронетехники противника, оснащение машин одинаковое, так как материалы изготовления одни и те же, двигатели по мощности не уступают друг другу и стоимость голой конструкции обоих вертолётов никак не отличается.

Минобороны выбрало только из-за того, что переучивание на него с хорошо известную машину Ми 24 , у лётного состава не вызовет никаких трудностей. Не надо менять наземное оборудование и ввод в строй пилотов займёт более короткие сроки. Представители МО заметили, что выбрали «Ночной охотник» по причине недостаточности финансирования. Высокопоставленные военачальники отметили большую функциональность по сравнению с , но в бою «Аллигатор» должен действовать под прикрытием «Ночного охотника». Несмотря на финансовые трудности после 2016 года поставки в войска будут увеличены в пять раз.

Сравнение «Ночного охотника» Ми 28Н с «Аллигатором» Ка 52

Если брать лётно-технические данные, то и «Аллигатор» и «Ночной охотник» по характеристикам вполне сопоставимы друг с другом. Традиционная одновинтовая схема, применённая на конструктивно отработана, известны все нюансы её использования. Опыт, приобретённый в боевом применении Ми 24 в Афганистане, хорошо известен во всём мире и конструкторы знают, как обеспечить живучесть этой несущей системе.

Расположение пилотов тандемом принято на всех ударных вертолётах, это снижает площадь поражения – ещё один плюс в пользу одновинтовой схемы, но усложняет взаимодействие экипажа при активном радиообмене в боевых условиях.

При попадании в режим вихревого кольца, машина с одним винтом более устойчива и скорость снижения в таком режиме 4 м/сек – поставим очередной плюс этой схеме несущего винта. Но вертолёт с одним винтом при посадке и висении не любит бокового ветра справа, при силе ветра выше пяти м/сек хвостовые лопасти работают на углах атаки, превышающих критическое значение, и теряется тянущее усилие, вертолёт закручивает влево и опрокидывает.

Аэродинамика соосной схемы устроена так, что её эффективность на процентов 10 превосходит аэродинамическую эффективность одновинтовой системы. За неимением трансмиссионной передачи и хвостового винта вес машины снижается и увеличивается полезная нагрузка, у такого вертолёта повышается статический потолок.

Ещё один плюс сосной схемы – в силу отсутствия рулевого винта и трансмиссии и малой зависимости суммарной тяги системы НВ от угловой скорости, на камовских машинах в отличие от одновинтовой схемы, нет ограничений на висении по угловой скорости разворота.

Но, самый большой минус несущей системы – это аварии при пилотировании вертолётов даже опытнейшими лётчиками. При резких маневрах происходит перехлёст лопастей винтов в результате этого и погибли лётчик-испытатель Е.И. Ларюшин и генерал Воробьёв.

Отличие от

Машины семейства «Ми» отличает невероятная живучесть при обстреле из всех видов стрелкового оружия и ПЗРК. Как показал военный опыт в Афгане и Чечне, милевские машины долетали до аэродрома посадки с повреждённой лопастью несущего винта или даже отстрелянной напрочь, в то же время по статистике процент повреждения рулевых винтов очень небольшой и даже с выведенными из строя хвостовыми винтами, машина на скорости более 200 км/час может произвести посадку, как говорят пилоты, «с торможением об ангар».

В конструкцию внедрены такие решения, как «система прогрессивного разрушения», это когда крепление кабины, подвеска сидений и устройство шасси обеспечивают целостность членов экипажа при скорости снижения до 13 м/сек. Всё рассчитано так, что при этом двигатели и другие агрегаты машины не придавливают членов экипажа. Проведённые испытания доказали, что эта система работает.

Соосная схема – это прекрасно сбалансированная аэродинамическая система и при повреждении одной из лопастей камовский вертолёт в этом случае обречён. С двумя винтами, как у увеличивается соответственно в два раза вероятность поражения от средств ПВО.

В отличие от «Аллигатора» у пушка расположена в носовой части и поэтому сектор обстрела у неё больше, но у она расположена вблизи центра масс, поэтому и стреляет точнее.

Но всё преимущество сосной схемы несущих винтов – лучшая маневренность, хорошая управляемость при боковом ветре и запас мощности, дающий выполнять полёты в горной местности, не разрешают отказаться от как от боевой машины. Немаловажное значение имеет расположение пилотов в «Аллигаторе» рядом с друг другом, это разрешает улучшить взаимопонимание лётчиков в боевой обстановке и расширить сферу обзора. Возможности новейшего комплекса «Вихрь» разрешают управлять ракетами «воздух-воздух» на дальности до 10 километров. Ещё одна особенность сосной схемы несущих винтов – низкий уровень шума, что крайне важно для незаметного подхода к объекту.

Командование ВС России приняло разумное решение – принять на вооружение обе машины. «Ночной охотник» использовать как ударный вертолёт на поле боя, а «Аллигатор» применять для уничтожения террористических групп и операциях спецназа.

«Ночной охотник» Ми 28Н и «Аллигатор» Ка 52 в Сирии

На территории Сирии наши боевые машины базируются на аэродроме Хмеймим в провинции Латакия. Несколько и принимают участие в уничтожении террористических бандформирований ИГИЛ и в операциях по освобождению городов.

По данным пресс-службы МО России «Ночной охотник» в одном из вылетов разгромил боевую машину пехоты одного из подразделения ИГИЛ и уничтожил здание с находящимися внутри террористами. Вертолёты также участвовали в контртеррористических операциях, но пока официально это не подтверждено.

Сирия видео Ка 52 Ми 28 удар

Начало создания Ми-28 было ответом Советского Союза на появление американского вертолета "Апач". При этом следует напомнить, что завершение работ по Ми-28Н пришлось на период российских реформ, когда отставание РФ от Запада по радиоэлектронным, микро- и наноэлектронным, а также компьютерным технологиям продолжало увеличиваться. Вместе с тем, настораживает состояние комплектующих российской радиоэлектроники, из 13000 элементов которой более 70% имеют возраст свыше 15 лет. Сегодня ни один из создаваемых образцов российских вооружений не может быть обеспечен на 100% элементами отечественного производства. Отсталая элементная база обусловливает увеличение массы, габаритов аппаратуры, недостаточную ее эффективность и надежность.

УСТАРЕВШЕЕ ОСНАЩЕНИЕ

Вертолет предназначен для поражения наземных и воздушных целей. В справочных изданиях (например, "Оружие России 2000" и др.) подробно перечислены компоненты бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) этой машины. Но по какой-то причине отсутствует оценка соответствия облика БРЭО функциональному назначению ударного вертолета.

Особого внимания в этом плане заслуживает анализ процесса поражения бронетехники и других наземных целей с помощью ПТУР "Атака", которая составляет основу боекомплекта Ми-28Н. В этом случае для управления ракетой используется способ полуавтоматического наведения: наводчик удерживает прицел на объекте поражения, а система наведения автоматически ведет ракету к нему. Координаты ракеты относительно прицельной линии определяются с помощью оптической системы (размещенной на Ми-28Н) и трассера, установленного на ракете. Команды управления с вертолета передаются ракете по радио.

В данной ситуации использование ПТУР "Атака" крайне опасно, так как суммарное время визуального поиска наземной цели и управления ракетой больше, чем время реакции современных средств ПВО. Под временем реакции понимается время от обнаружения вертолета до схода зенитной ракеты с пусковой установки, которое для ЗРПК малой дальности составляет 4-10 сек. Наибольшей опасности Ми-28Н подвержен при стрельбе на дальности 4-6 км, что требует увеличения высоты полета для обеспечения надежного визуального контакта с объектом поражения. При цене вертолета, равной цене 3-4 танков, вызывает сомнение, что Ми-28Н с ПТРК второго поколения в условиях развития зарубежных средств ПВО решит проблему поражения целей с учетом критерия "эффективность - стоимость".


Применительно к решению той или иной боевой задачи предусмотрено 7 вариантов боекомплекта Ми-28Н, состоящего из различных сочетаний следующ их боеприпасов: ПТУР "Атака", ЗУР "Игла", НАР С-8, НАР С-13, выстрелов к 30-мм пушке 2А42. В свою очередь ПТУР "Атака" может оснащаться либо кумулятивной тандемной БЧ для поражения бронетехники, либо стержневой - для поражения воздушных целей, либо БЧ, снаряженной объемно-детонирующей смесью для поражения наземных целей. ПТУР "Атака", являясь усовершенствованным вариантом ракеты комплекса "Штурм" (табл.), продолжает оставаться во втором поколении.

Сегодня недопустимо оснащать дорогостоящие ударные вертолеты ПТУР второго поколения и БРЭО вчерашнего дня. Только установка ПТУР третьего поколения ("выстрелил-забыл") и современного БРЭО позволит повысить эффективность вертолетного вооружения.

ЧТО МОЖЕТ "ИНДЕЕЦ"

БРЭО вертолета "Апач" и ГСН различных модификаций ракеты "Хеллфайр" разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. ПТУР "Хеллфайр" постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114B) с использованием радиолокационной (РЛ) ГСН.

При создании комплекса ПТРК "Лонгбоу" предусматривалось значительное сокращение времени нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет, благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять их залповый пуск по скоплению бронетехники.

Главное достоинство БРЭО "Апач Лонгбоу" заключается в том, что к моменту достижения вертолетом оптимальной высоты для залповой стрельбы уже по степени важности определены объекты поражения и на них нацелены ракеты. БРЭО "Апача", обладая способностью определять различия между зенитными комплексами и колесными машинами, а также другими объектами поражения, значительно повышает живучесть вертолета на поле боя. БРЭО AH-64D обеспечивает:
- автоматическое обнаружение неподвижных и подвижных целей на максимальной дальности стрельбы;
- идентификацию и определение степени важности каждой цели по пяти классам (классифицирует и выделяет приоритетные);
- сопровождение целей, координаты которых относительно вертолета передаются на ракету, если она находится вне зоны захвата головкой самонаведения цели;
- передачу точных координат обнаруженных целей другим вертолетам, ударным самолетам или наземным пунктам.

Тандемная БЧ ракеты "Хеллфайр", вследствие несовершенства конструкции ДЗ российских танков (длина элемента ДЗ - 250 мм), имеет вероятность ее преодоления 0,8-0,9 и бронепробиваемость 1000 мм, что обеспечивает высокую вероятность поражения бронетехники.

Уровень развития американской электроники позволяет Пентагону перейти к созданию единой универсальной ПТУР JCM (Joint Common Missile) для установки на различные носители армии, ВВС, ВМС. Предполагается, что с 2009 г. ракета "Хеллфайр" будет заменена новой универсальной ракетой с трехрежимной ГСН (лазерная, ИК и РЛ), предназначенной для поражения бронетехники, зданий, бункеров, малых кораблей.

СТАРЫЕ ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

Еще в 1991 г. сотрудник фирмы МВВ Шварц Вольфганг отметил, что эффективность динамической защиты определяется ее размерами в плоскости взаимодействия (Military Technology, vol.15, № 8, p. 57-64, 1991). Но российское Минобороны с непонятным упрямством продолжает поощрять отработку тандемных БЧ ПТУР с помощью отечественного элемента ДЗ длиной 250 мм, тогда как у используемых в боевых условиях зарубежных элементов ДЗ этот показатель равен 400-500 мм. Вот почему вероятность преодоления ракетой "Атака" ДЗ зарубежных танков не будет превышать 0,5 ("ВПК" № 8, 2003 г.; № 17, 2004 г.). Вместе с тем предпринятая попытка использования в конструкции тандемной БЧ ПТУР "Атака" телескопического штока, на конце которого размещен предзаряд, не позволила решить проблему надежного преодоления ДЗ длиной 500 мм.

Нельзя пройти мимо характеристик вертолетных пушечных установок. Например, масса пушки 2А42 вертолета Ми-28Н в 2 раза превышает массу пушки М230 "Апача", а боезапас последнего почти в 3 раза больше, чем у нашей машины, и все это при одинаковом калибре. Заметим, что если М230 специально разрабатывалась для вертолета АН-64, то 2А42 была "позаимствована" у БМП-2. Эти и другие старые болезни давно пора излечить. Российский ударный вертолет должен иметь высокоэффективное вооружение, основу которого составляют ПТУР третьего поколения и БРЭО не хуже, чем у такой же американской машины.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

В 1960 г. на оборонных предприятиях был распространен в магнитофонном варианте доклад академика АН СССР Акселя Берга по проблемам развития радиоэлектроники в СССР, в котором отмечались слабые стороны ее развития и предлагались пути ликвидации отставания в этой области от Запада. С тех пор прошло более 40 лет, но разрыв не только не сократился, а напротив - увеличился.

Результаты сравнения вооружения и БРЭО вертолетов Ми-28Н и АН-64D "Апач Лонгбоу" свидетельствуют не в нашу пользу и являются серьезным сигналом с возможными отрицательными последствиями и для других создаваемых образцов ВВТ. Отставание по радиоэлектронным, микро- и наноэлектронным технологиям не позволит создавать перспективные системы разведки, высокоточное оружие наземного, морского и воздушного базирования. Минобороны и Федеральное агентство по промышленности должны принять экстренные меры по затронутым проблемам.

Ми-28Н ПРОТИВ "АПАЧ ЛОНГБОУ"

ПО СВОИМ БОЕВЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ АМЕРИКАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТ ПРЕВОСХОДИТ РОССИЙСКИЙ АНАЛОГ

Сообщение о предстоящем поступлении пятидесяти ночных всепогодных вертолетов Ми-28Н в части армейской авиации ВВС России ("ВПК" № 13, 2004 г.) заставляет еще раз обратить внимание на боевые возможности этих машин, которые в немалой степени определяются их электронной начинкой. Аналогом Ми-28Н можно считать американский АН-64D "Апач Лонгбоу". Сравнение ТТХ этих машин позволит уточнить тактику применения Ми-28Н и наметить пути модернизации вертолетного вооружения.
Начало создания Ми-28 было ответом Советского Союза на появление американского вертолета "Апач". При этом следует напомнить, что завершение работ по Ми-28Н пришлось на период российских реформ, когда отставание РФ от Запада по радиоэлектронным, микро- и наноэлектронным, а также компьютерным технологиям продолжало увеличиваться. Вместе с тем, настораживает состояние комплектующих российской радиоэлектроники, из 13000 элементов которой более 70% имеют возраст свыше 15 лет. Сегодня ни один из создаваемых образцов российских вооружений не может быть обеспечен на 100% элементами отечественного производства. Отсталая элементная база обусловливает увеличение массы, габаритов аппаратуры, недостаточную ее эффективность и надежность.

УСТАРЕВШЕЕ ОСНАЩЕНИЕ

Вертолет предназначен для поражения наземных и воздушных целей. В справочных изданиях (например, "Оружие России 2000" и др.) подробно перечислены компоненты бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) этой машины. Но по какой-то причине отсутствует оценка соответствия облика БРЭО функциональному назначению ударного вертолета.

Особого внимания в этом плане заслуживает анализ процесса поражения бронетехники и других наземных целей с помощью ПТУР "Атака", которая составляет основу боекомплекта Ми-28Н. В этом случае для управления ракетой используется способ полуавтоматического наведения: наводчик удерживает прицел на объекте поражения, а система наведения автоматически ведет ракету к нему. Координаты ракеты относительно прицельной линии определяются с помощью оптической системы (размещенной на Ми-28Н) и трассера, установленного на ракете. Команды управления с вертолета передаются ракете по радио.

В данной ситуации использование ПТУР "Атака" крайне опасно, так как суммарное время визуального поиска наземной цели и управления ракетой больше, чем время реакции современных средств ПВО. Под временем реакции понимается время от обнаружения вертолета до схода зенитной ракеты с пусковой установки, которое для ЗРПК малой дальности составляет 4-10 сек. Наибольшей опасности Ми-28Н подвержен при стрельбе на дальности 4-6 км, что требует увеличения высоты полета для обеспечения надежного визуального контакта с объектом поражения. При цене вертолета, равной цене 3-4 танков, вызывает сомнение, что Ми-28Н с ПТРК второго поколения в условиях развития зарубежных средств ПВО решит проблему поражения целей с учетом критерия "эффективность - стоимость".

Применительно к решению той или иной боевой задачи предусмотрено 7 вариантов боекомплекта Ми-28Н, состоящего из различных сочетаний следующ их боеприпасов: ПТУР "Атака", ЗУР "Игла", НАР С-8, НАР С-13, выстрелов к 30-мм пушке 2А42. В свою очередь ПТУР "Атака" может оснащаться либо кумулятивной тандемной БЧ для поражения бронетехники, либо стержневой - для поражения воздушных целей, либо БЧ, снаряженной объемно-детонирующей смесью для поражения наземных целей. ПТУР "Атака", являясь усовершенствованным вариантом ракеты комплекса "Штурм" (табл.), продолжает оставаться во втором поколении.

Сегодня недопустимо оснащать дорогостоящие ударные вертолеты ПТУР второго поколения и БРЭО вчерашнего дня. Только установка ПТУР третьего поколения ("выстрелил-забыл") и современного БРЭО позволит повысить эффективность вертолетного вооружения.

ЧТО МОЖЕТ "ИНДЕЕЦ"

БРЭО вертолета "Апач" и ГСН различных модификаций ракеты "Хеллфайр" разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. ПТУР "Хеллфайр" постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114B) с использованием радиолокационной (РЛ) ГСН.

При создании комплекса ПТРК "Лонгбоу" предусматривалось значительное сокращение времени нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет, благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять их залповый пуск по скоплению бронетехники.

Главное достоинство БРЭО "Апач Лонгбоу" заключается в том, что к моменту достижения вертолетом оптимальной высоты для залповой стрельбы уже по степени важности определены объекты поражения и на них нацелены ракеты. БРЭО "Апача", обладая способностью определять различия между зенитными комплексами и колесными машинами, а также другими объектами поражения, значительно повышает живучесть вертолета на поле боя. БРЭО AH-64D обеспечивает:
- автоматическое обнаружение неподвижных и подвижных целей на максимальной дальности стрельбы;
- идентификацию и определение степени важности каждой цели по пяти классам (классифицирует и выделяет приоритетные);
- сопровождение целей, координаты которых относительно вертолета передаются на ракету, если она находится вне зоны захвата головкой самонаведения цели;
- передачу точных координат обнаруженных целей другим вертолетам, ударным самолетам или наземным пунктам.

Тандемная БЧ ракеты "Хеллфайр", вследствие несовершенства конструкции ДЗ российских танков (длина элемента ДЗ - 250 мм), имеет вероятность ее преодоления 0,8-0,9 и бронепробиваемость 1000 мм, что обеспечивает высокую вероятность поражения бронетехники.

Уровень развития американской электроники позволяет Пентагону перейти к созданию единой универсальной ПТУР JCM (Joint Common Missile) для установки на различные носители армии, ВВС, ВМС. Предполагается, что с 2009 г. ракета "Хеллфайр" будет заменена новой универсальной ракетой с трехрежимной ГСН (лазерная, ИК и РЛ), предназначенной для поражения бронетехники, зданий, бункеров, малых кораблей.

СТАРЫЕ ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

Еще в 1991 г. сотрудник фирмы МВВ Шварц Вольфганг отметил, что эффективность динамической защиты определяется ее размерами в плоскости взаимодействия (Military Technology, vol.15, № 8, p. 57-64, 1991). Но российское Минобороны с непонятным упрямством продолжает поощрять отработку тандемных БЧ ПТУР с помощью отечественного элемента ДЗ длиной 250 мм, тогда как у используемых в боевых условиях зарубежных элементов ДЗ этот показатель равен 400-500 мм. Вот почему вероятность преодоления ракетой "Атака" ДЗ зарубежных танков не будет превышать 0,5 ("ВПК" № 8, 2003 г.; № 17, 2004 г.). Вместе с тем предпринятая попытка использования в конструкции тандемной БЧ ПТУР "Атака" телескопического штока, на конце которого размещен предзаряд, не позволила решить проблему надежного преодоления ДЗ длиной 500 мм.

Нельзя пройти мимо характеристик вертолетных пушечных установок. Например, масса пушки 2А42 вертолета Ми-28Н в 2 раза превышает массу пушки М230 "Апача", а боезапас последнего почти в 3 раза больше, чем у нашей машины, и все это при одинаковом калибре. Заметим, что если М230 специально разрабатывалась для вертолета АН-64, то 2А42 была "позаимствована" у БМП-2. Эти и другие старые болезни давно пора излечить. Российский ударный вертолет должен иметь высокоэффективное вооружение, основу которого составляют ПТУР третьего поколения и БРЭО не хуже, чем у такой же американской машины.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

В 1960 г. на оборонных предприятиях был распространен в магнитофонном варианте доклад академика АН СССР Акселя Берга по проблемам развития радиоэлектроники в СССР, в котором отмечались слабые стороны ее развития и предлагались пути ликвидации отставания в этой области от Запада. С тех пор прошло более 40 лет, но разрыв не только не сократился, а напротив - увеличился.

Результаты сравнения вооружения и БРЭО вертолетов Ми-28Н и АН-64D "Апач Лонгбоу" свидетельствуют не в нашу пользу и являются серьезным сигналом с возможными отрицательными последствиями и для других создаваемых образцов ВВТ. Отставание по радиоэлектронным, микро- и наноэлектронным технологиям не позволит создавать перспективные системы разведки, высокоточное оружие наземного, морского и воздушного базирования. Минобороны и Федеральное агентство по промышленности должны принять экстренные меры по затронутым проблемам.

Характеристики ПТУР

За последние годы появлялось множество сравнений главных ударных вертолетов России и США Ми-28 «Ночной охотник» и AH-64 Apache соответственно, в которых различные «эксперты» зачастую отзывались плохо именно о российском вертолете. Чтобы расставить все точки над i, ТРК «Звезда» попросила сделать это сравнение военного эксперта, летчика Дмитрия Дрозденко.Когда речь идет о двух машинах со схожими задачами, сравнение начинают с характеристик: кто быстрее летает, кто дальше стреляет, у кого больше вооружения. Но на самом деле это в корне неправильно. То, что у вертолетов одни задачи, вовсе не означает, что они будут их одинаково решать. Сравнивая «Ночного охотника» с Apache, нужно помнить, что речь идет о двух разных концепциях применения винтокрылых машин на поле боя.Работа над Ми-28Н «Ночной охотник» и AH-64 Apache Longbow началась в одно и то же время, в 1970-х годах. Их задача – поддержка Сухопутных войск, уничтожение живой силы, бронетехники и укрепленных пунктов противника. Именно поэтому вертолеты построены по одновинтовой схеме с Х-образным рулевым винтом и неубирающимся шасси. Издалека неопытный человек может легко спутать эти вертолеты. Однако это две разные машины, и различия начинаются с кабины.Вертолет начинается с кабины Кабина АН-64D Apache Longbow более просторная, чем у «Ночного охотника», но обзор вперед ограничен, взгляду вниз мешают боковые спонсоны, вбок – машинально тянешься к стеклу, а обзору в заднюю полусферу мешают двигатели. И хотя площадь остекления у американского вертолета больше, у Ми-28Н обзор лучше. В целом эргономика и обзор у обеих машин одинаково хороши, но мои ощущения были разными. Потому что, если представить себя в кабине «американца» под хорошим обстрелом, то на душе становится тревожно: чувство защищенности гораздо меньше, чем в кабине Ми-28Н.В русском вертолете все по-другому. Даже видимые элементы защиты, такие как мощные двери, которые закрываются как на бронированном лимузине, и крепкое остекление, придают уверенности. А если еще знать про скрытую защиту «Ночного охотника», то к уверенности может прибавиться и чувство непобедимости. И вот почему.Тактика Apache Я часто слышал, что «лучшая система обнаружения и прицеливания позволила американцам убрать из вертолета излишек брони и добавить скорости и маневренности». Но это не так. Да и «излишек брони» американцы никуда не убирали: ее просто не было изначально, потому что их подход к вопросу бронезащиты боевых вертолетов совершенно другой.Западные конструкторы прикрывают броней лишь экипаж и особо важные элементы, а порой броня отсутствует вовсе. Кабина экипажа прикрыта с боков и снизу кевларовыми и полиакрилатовыми бронеплитами. Боковое остекление, двигатель и трансмиссия не бронированы вовсе. Живучесть вертолета предполагает возможность частичного выполнения боевой задачи при непрямом поражении калибром не более 23 миллиметров. Предполагается, что Apache благодаря своему радиоэлектронному комплексу вовсе не будет заходить в зону поражения ПВО противника, а если уж его настигнет вражеский снаряд, то его легко «впустит» и «выпустит» тонкая панель бортовой стенки. А что если за местом входа снаряда сидит пилот? Или расположен жизненно важный узел?
Стратегия «Охотника» Российская тактика предполагает, что вертолет может входить в зону действия ПВО, осуществляя атаку «с ходу», когда внешнее управление действиями экипажа сведено к минимуму, и более тесно взаимодействует с Сухопутными войсками на поле боя, оказывая им непосредственную огневую поддержку. Поэтому русские конструкторы к бронированию машины подошли по старому, проверенному временем принципу «кашу маслом не испортишь». Кстати, этот принцип оправдал себя на лучшем штурмовике Второй мировой Ил-2, знаменитом вертолете Ми-24. Применен он и на «Ночном охотнике».
Бронекабина экипажа, так называемая «ванна», выполнена из 10-миллиметровых листов алюминия, на которые наклеены 16-миллиметровые бронеэлементы из керамики. Двери кабины выполнены из стеклопластика с алюминиевой плитой и керамической броней. Броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания бронебойных пуль калибра 12,7 миллиметра, осколочно-фугасных снарядов калибра 20 миллиметров, причем как спереди, так и с боков, лопасти сохраняют работоспособность при попадании 30-миллиметровых снарядов.«Кинжал» «американца» Состав средств поражения у обоих ударных вертолетов, в принципе, одинаков и включает в себя управляемую 30-миллиметровую пушку, противотанковые управляемые ракеты, ракеты класса «воздух – воздух», неуправляемые ракеты и всего по мелочи. Объем статьи не позволяет рассматривать все это в отдельности, поэтому остановимся на главном оружии AH-64, которое считается его основным преимуществом.Ракеты Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением имеют дальность 6000– 8000 метров (это в идеальных условиях), и способов их применения может быть два. Зависят они от типа целеуказания – автономного или внешнего. В случае автономного (с борта носителя) вертолету требуется подсвечивать цель в течение всего полета ракеты от момента запуска до попадания в цель. При этом экипаж осуществляет самостоятельный поиск, идентификацию, целеуказание и запуск ракеты.
В случае внешнего целеуказания вертолетом осуществляется только запуск, а наведение производится экипажем другого вертолета или наземным наблюдателем. Вертолет большую часть времени маскируется, используя местность, что сильно повышает его выживаемость, а массированный залп наносит существенный урон противнику. Однако этот способ требует очень четкого взаимодействия и планирования действий между «стрелком» и «наводчиком», а это в условиях современного боя не всегда возможно.Нужно понимать, что реальный бой может внести в эту стратегию серьезные коррективы. Задымленность на поле боя существенно снизит дальность пуска и точность захвата цели ракетой Hellfire. Радиоэлектронное противодействие может нарушить коммуникационные каналы, и АН-64 будет вынужден действовать в режиме автономного пуска, тем самым заходя в зону активного противодействия ПВО. Стоит отметить, что боевое применение Apache в большинстве случаев велось только после того, как вражеская ПВО была полностью подавлена.Русская атака Ми-28Н применяет сверхзвуковую высокоточную ракету «Атака-ВН» с радиокомандным наведением. Такие ракеты находят цель в условиях постановки помех, задымленности и пыли, которая рассеивает лазерные лучи, серьезно мешая ракетам с лазерным наведением. Дальность стрельбы «Атаки-ВН» составляет 8000 метров, модификация 9М120Д обладает дальностью действия уже до 10000 метров. Скорость изделия – 550 метров в секунду.Наводится ракета в полуавтоматическом режиме, что требует от оператора постоянно держать прицельную марку на цели. Конечно, вертолет может маневрировать в широком диапазоне курса и крена, но цель надо отслеживать постоянно, что повышает опасность поражения вертолета средствами ПВО противника. Но он может атаковать с большей дальности, чем Apache, особенно в плохих метеоусловиях.
Радиоэлектронное оборудование и вооружение Ми-28Н постоянно совершенствуются, и я не удивлюсь, что в ближайшее время на пилонах вертолета пристроится еще одна совершенная управляемая ракета. Например, с красивым названием «Хризантема». Новая модификация этой ракеты разработана для Ми-28НМ и обеспечивает двухканальное наведение на цель – по лазерному лучу и радиоканалу. Это повышает вероятность поражения цели и позволяет производить наведение одновременно по двум целям.Apache в реальном бою А теперь поговорим о том, как эти две концепции работают в реальном бою. В настоящий момент лучшие вертолеты НАТО АН-64 имеют большой боевой опыт, чего не скажешь про российский Ми-28Н. Но этот боевой опыт получен в конфликтах со странами, имеющими на вооружении устаревшую технику, и тем не менее были серьезные потери. В ходе вторжения в Ирак в 2003 году США столкнулись с устаревшей, но не подавленной системой ПВО. Результат: 30 из 33 вертолетов получили серьезные повреждения. В итоге один сбит, из вернувшихся на базу только семь оставались полетопригодными. После оккупации Ирака только по боевым причинам было потеряно 27 Apache, и это при полном и подавляющем превосходстве армии США в воздухе и на земле. Да, после подавления ПВО Ирака вертолеты AH-64D Apache Longbow начали планомерную охоту за иракскими танками Т-72. А если бы это была современная система ПВО? Получилось бы так легко охотиться?
Представим, что при атаке на порядки развернутого батальона на глубине до одного километра от линии фронта вертолет встретит ПЗРК «Верба», а на глубине от 1,5 километра – комплекс «Тунгуска-М1», оснащенный двумя 30-миллиметровыми автоматами и восемью управляемыми ракетами. Отмечу, что за счет применения двух средств ПВО этот комплекс перекрывает зону 0– 3500 метров по высоте и 200– 10000 метров по дальности, что превышает дальность пуска ракеты Hellfaire на поражение, да и бронирование АН-64 рассчитано на защиту от снарядов 23-миллиметровой ЗСУ «Шилка», а не 30-миллиметровой «Тунгуски-М1». Добавит неприятностей и комплекс «Стрела-10м3». Кстати, 15 февраля 1991 года, в ходе операции «Буря в пустыне», устаревший комплекс «Стрела-10» иракской ПВО сбил сразу два американских штурмовика А-10 Thunderbolt II.Дальше, на дистанции три-пять километров находятся ЗРК «Тор-М1», а на дистанции семь-десять километров – ЗРК «Бук-М1». В случае городских боев ПЗРК размещаются на крышах зданий, «Тунгуска-М1» и «Стрела-10М3» – на перекрестках и открытых дорогах, «Тор-М1» стоит в парках и других открытых площадях, а «Бук-М1» прикрывает город с окраин. Страшный сон для авиации противника. Слабое бронирование американского вертолета делает опасным для него даже стрелковое оружие. Так, 28 мая 2012 года в Афганистане во время патрулирования был сбит огнем из стрелкового оружия AH-64D Apache (серийный номер 05– 07012).
Современные российские танки, в отличие от американских и немецких, оборудованы комплексами активной защиты, например «Штора-1 и «Арена». В случае применения этих систем живучесть танка повышается примерно в два раза, а способность устойчивого наведения ПТУР с лазерной ГСН уменьшается примерно на 80%. Эффективность этих систем была наглядно продемонстрирована на танках Т-90 в Сирии. К слову, американский Abrams М1А2 SEP v4 с активной системой защиты начнет поступать в войска США не ранее 2021 года, а пока «лучший» танк в мире слабоват против современных противотанковых комплексов.«Охотники» над Сирией Россия в современной истории не вела войн, подобных американским, и Ми-28Н в массированных боевых действиях не участвовал. Исключением является операция российских ВКС в Сирии, где машину хорошо обкатали в сложных боевых условиях. Проявила она себя исключительно с положительной стороны, нанеся ощутимый урон живой силе и военной инфраструктуре террористов.К сожалению, во время операции в окрестностях города Хомс был потерян один Ми-28Н. Экипаж погиб. По заключению комиссии, катастрофа была связана с потерей пространственной ориентации экипажа при полете в сложных условиях над незнакомой безориентирной местностью, а не с отказом «железа». Системы вертолета работали в штатном режиме.
Глобально же оценить возможности боевого применения российских ударных вертолетов можно, проанализировав боевой опыт Ми-24. За свою многолетнюю историю он работал по всему миру и проявил себя очень хорошо. Его «сын», Ми-28Н «Ночной охотник», вобрал в себя лучшие качества знаменитой двадцатьчетверки и уверенно шагнул вперед. Ми-28 быстро совершенствуется, обрастая новыми электронными системами и более мощным вооружением. За считаные годы конструкторы прошли огромный путь и не только догнали, но и во многом перегнали своих зарубежных конкурентов.Выводы Что сказать в завершение? Сравнивать «одноклассников» – дело неблагодарное. Оба вертолета хороши и имеют свои плюсы и минусы, но если бы мне пришлось выполнять боевое задание, я бы предпочел российский вертолет, и, честно говоря, хочется одного – чтобы не было боевых заданий. Но это, похоже, иллюзия...Текст: Дмитрий Дрозденко