Уход за лицом: полезные советы

Невролог Зайцев Детская перинатальная Неврология Психология Психиатрия Диагностика нервных болезней: Эпилепсия Головные боли ВСД Нарушения сна Тревога Страхи Депрессия Тики Заикание Энурез, Задержка психоречевого развития, Нарушение поведения обучения и о

Невролог Зайцев Детская перинатальная Неврология Психология Психиатрия Диагностика нервных болезней: Эпилепсия Головные боли ВСД Нарушения сна Тревога Страхи Депрессия Тики Заикание Энурез, Задержка психоречевого развития, Нарушение поведения обучения и о

«Левада-центр» опросил для Комитета гражданских инициатив (КГИ) 1,5 тысячи россиян о том, как они оценивают уровень коррупции в бюджетных медицинских и учебных учреждениях. В поликлиниках, больницах и вузах участникам опроса чаще всего приходилось давать взятки.

Поликлиники пользуются хорошей репутацией только у 49% опрошенных россиян. Это самый низкий показатель по сравнению с другими учреждениями социальной сферы, говорится в докладе КГИ.
Свое мнение респонденты обосновывают тем, что в поликлиниках «негативные неформальные практики» преобладают над положительными аспектами взаимодействия с пациентами. Если «душевность» и «индивидуальный подход» отметили только 25% и 24% респондентов соответственно, то о коррупции говорят 36% опрошенных.
В государственных больницах коррупция также воспринимается как обычное явление. Здесь «неформальные платежи» отметили 41% россиян, «душевное отношение» к пациентам – 29%, а «индивидуальный подход» к ним – 28%. Авторы доклада подчеркивают формализм и недостаток ресурсов для обслуживания пациентов в государственных медучреждениях. «Пространства этих учреждений для пациентов являются «чужими». Отметим прежде всего формализм врачей: в нем обвиняют не столько самих врачей, сколько нынешнюю систему страховой медицины, которая обязывает врачей тратить много времени на заполнение форм (вручную) вместо осмотра больного и беседы с ним. Врачей обвиняют в недостатке «человеческого» внимания к больным, то есть в недостатке той неформальной компоненты, которая считается обязательным элементом качественной медицинской услуги, и, напротив, в избытке безличного стандартного отношения. К этому добавляется статусная дистанция, устанавливаемая медработниками по отношению к больным, к пациентам», – говорится в докладе.

В результате пациенты пытаются перейти на неформальные отношения, в том числе с помощью «подарков» медработникам. В целом коррупция воспринимается россиянами как привычное явление: более 50% жителей России уверены, что за взятку можно получить как положенные, так и не положенные по закону услуги.

В отличие от бюджетных учреждений, коммерческая медицина считается образцовой по уровню медицинского обслуживания. Россияне убеждены, что лучшие силы и ресурсы перешли в платную медицину, которая свободна от коррупции, а врач из районной поликлиники работает лучше именно в платной клинике.

«Левада-центр» опросил 1,5 тысячи россиян в 2017 году, предложив оценить работу учреждений здравоохранения и образования (детсадов, школ, вузов, поликлиник и больниц), в том числе и относительно практик коррупции. На основе результатов опроса КГИ подготовил доклад о «формальных и неформальных отношениях в системах здравоохранения и образования».

Введение

коррупция здравоохранение правовой

Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира. Кроме этого, российские компании активнее всех в мире дают взятки в развивающихся странах, причем используют их «в огромных неприемлемых размерах».

Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства. В этом и заключается актуальность данной темы.

Целью реферата является анализ коррупции в здравоохранении России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть виды коррупции в здравоохранении;

выявить причины коррупции в здравоохранении;

проанализировать коррупцию в системе здравоохранения России;

привести примеры используемых мер по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении.


1. Коррупция в здравоохранении и ее виды


Коррупция в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами. Проблема борьбы с коррупцией в сфере поставок лекарств наиболее остро встала в конце 2009 года, когда в связи с эпидемией «свиного» гриппа искусственно завышались цены на лекарства и на рынке лекарств преимущество имели препараты отдельно взятых производителей.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

за подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

за выписку «нужного» рецепта;

за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице и т.п..

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник - это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.


2. Причины коррупции в здравоохранении


Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы:

Экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.).

2. Политические: неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских ВУЗах и др.

Социальные: несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.

Организационные: недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении.

Правовые: наличие в текстах официальных документов коррупциогенных положений, дающих возможность должностным лицам для злоупотребления полномочиями, а также недостаточная правовая защищенность и гарантированность прав граждан на оказание медицинской помощи. Примерами коррупциогенных факторов могут служить нормативные положения, содержащие указание на широту дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Нравственно-духовные - преломление норм морали. Оказавшись в роли пациента, человек готов дать взятку. И наоборот, оказавшись в роли должностного лица, медицинский работник готов к получению взятки. Таким образом, мы видим наметившуюся деградацию нравственности, причем с обеих сторон коррупционной связи «врач - пациент»: пациент может своим активным поведением провоцировать врача на взяточничество, а в свою очередь, врач может провоцировать пациента на дачу взятки.

Плата больным врачу за медицинскую помощь имеет глубокие исторические корни. Психология пациента, что не заплатив врачу, не получишь качественную медицинскую помощь, весьма устойчива. Именно этим и объясняется широкое распространение частной, платной медицины, даже в странах с неплохой государственной. В самих же государственных больницах эта практика трансформировалась в «благодарность» больного своему лечащему врачу в форме денег или подарка.

Диспропорция в распределении информации. Медицинские работники в любом случае знают о болезнях больше, чем их пациенты, а компании, занятые в производстве лекарственных средств и медицинского оборудования, знают о своей продукции больше, чем государственные чиновники, отвечающие за расходование средств на эти цели. Именно поэтому, предоставление соответствующей информации может привести к снижению уровня коррупции.

Неопределённость в анализе и прогнозировании медико-санитарного состояния населения. Отсутствие такой информации затрудняет управление ресурсами, включая выбор, мониторинг, измерение и предоставление медицинских услуг, а также разработку планов медицинского страхования. Ещё более риск коррупции возрастает в случаях широкомасштабных катастроф, когда необходимость оказания экстренной медицинской помощи заставляет обходить существующие надзорные механизмы.

И другие.

Некоторые специалисты считают, что коррупция в здравоохранении выгодна и для государства. Рассмотрим почему? Государство - это структуры и люди, которые отвечают за уровень и само наличие медицинской помощи в стране. Обеспечить адекватную медицинскую помощь при текущих зарплатах (и/или организации) нельзя. Врачи, получающие дополнительный доход, держатся за свое место. Они согласны и выполняют лечение части больных без взяток, за одну зарплату. Это одно из условий получения большого общего дохода. Плюс они поддерживают какой-то более или менее уровень работы у своих более младших коллег, работающих за гроши.


3. Коррупция в системе здравоохранения России


В России коррупция в системе здравоохранения приняла масштабный характер. Несмотря на то, что средства в здравоохранение выделяются (за последние 4 года расходы федерального бюджета увеличились в два раза - с 202,8 млрд руб. до 413 млрд руб. <#"justify">Часто государственными органами принимаются негативные решения в сфере здравоохранения. Так, например, 16 июня 2013 года государство сделало поистине царский подарок отечественным эскулапам, по сути узаконив практику поборов, которые лукаво именуются «благодарностью» пациентов. Верховный суд РФ рассмотрел проект постановления о коррупционных преступлениях и постановил не считать взяткой плату за реализацию профессиональных навыков, например, за лечение пациента. Отныне под определение взятки будут попадать только деньги, полученные в обмен на осуществление властных и административно-хозяйственных полномочий. Таким образом, выписывается индульгенция и предоставляется уголовный иммунитет сотням тысяч, если не миллионам медработников, которые имеют обыкновение принимать «подарки в конвертах». К сожалению, этот пример является не единственным.

Таким образом ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения. Поэтому необходимо тщательное изучение проблем квалификации коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, причин и условий, способствующих им.


4. Мероприятия по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении


Опыт антикоррупционной деятельности различных стран убедительно показывает, что искоренить полностью коррупцию невозможно. Вопрос можно ставить лишь о том, чтобы снизить масштабы коррупции до социально терпимого уровня.

Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить следующие:

В сфере социально-экономических отношений:

проведение экономических преобразований, направленных на пресечение коррупции как средства решения деловых вопросов;

совершенствование системы оплаты труда медицинских работников, повышение их социального статуса и престижа профессии;

информирование пациентов об их правах и обязанностях и многоуровневый механизм защиты их прав.

В организационной сфере:

совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение;

открытость деятельности медицинских учреждений;

организационный контроль за медицинской деятельностью.

В сфере политических отношений:

укрепление государственности;

усиление демократических начал;

развитие общественного контроля;

развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти.

В духовной сфере общественной жизни:

внедрение механизмов антикоррупционного воспитания населения;

развитие идей социальной справедливости;

повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, выработка ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников.

В сфере интеллектуальных технологий и научного развития:

выявление и обобщение проявлений коррупции в здравоохранении;

постоянное изучение причин и условий, способствующих развитию коррупции;

В правовой сфере:

четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции;

искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права;

постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов;

внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения.

Также необходимо ужесточить ответственность лиц, уличенных в коррупции, освещать случаи раскрытия дел, связанных с коррупцией.

Наиболее важным, является переход к саморегулированию в медицинском профессиональном сообществе. Само врачебное сообщество в наибольшей степени способно выработать жесткие и эффективные механизмы отторжения коррупционеров, преодоления коррупционных практик, снижения коррупционных рисков в своих рядах.


Вывод


В РФ по-прежнему остается стабильно высокий уровень коррупции в сфере здравоохранения. В качестве обвиняемых чаще всего привлекаются высокопоставленные должностные лица. В суды ежегодно направляется более тысячи дел, возбужденных в связи с совершением коррупционных преступлений и проступков в медучреждениях.

По данным международных сообществ, прослеживается прямая зависимость уровня детской смертности от коррупции в стране. Отсутствие лекарств и распространение поддельных, не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни. Коррупция напрямую подрывает доверие общественности к государственным институтам.

Обнаружение преступлений коррупционной направленности, в том числе в сфере здравоохранения, представляет определенную сложность, поскольку большинство из них относится к так называемым «двусторонним», то есть таким, где нет потерпевшего - стороны, заинтересованной в выявлении такого преступления и наказании виновных.

Государственные органы России принимают ряд важных актов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако актов по противодействию коррупции именно в сфере здравоохранения очень мало. Поэтому, ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения.

Для искоренения коррупции в сфере здравоохранения необходимо продолжить совершенствовать законодательство в сфере здравоохранения (включая введение правовых норм для защиты социальных прав врачей, медсестер, иных работников сферы здравоохранения), развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок с целью создания открытой и эффективно функционирующей системы расходования бюджетных средств на медицинскую технику и оборудование, всемерно содействовать развитию отечественной медицинской промышленности, инновациям в сфере здравоохранения, использовать инструменты государственно-частного партнерства для развития технологической базы здравоохранения, ввести процедуры раскрытия информации, независимого общественного аудита, контроля и мониторинга расходования средств при проведении государственных закупок, оказании бесплатной медицинской помощи, предоставлении отдельным категориям больных бесплатных или льготных путевок для санаторно-курортного лечения и т.п.


По данным Следственного комитета РФ, за 2011 г. по фактам коррупции следственные органы привлекли к ответственности 362 работника здравоохранения. Обвинения предъявлялись как обычным врачам, так и высокопоставленным чиновникам.

Коррупционные преступления в сфере здравоохранения

3. Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских организаций в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам, или пациентам за неоказанные услуги в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен.

Нарушение кодексов поведения на рынке может приводить к тому, что врачи будут вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки на условии выписки рецептов на их продукцию. Возможна также выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами.

5. Коррупция в организациях, предоставляющих медицинские услуги. Может принимать самые разные формы:

  • вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно;
  • взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги;
  • вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации или сертификации тех или иных структур.

С учетом приведенной выше классификации коррупционных преступлений указанные формы коррупции в сфере здравоохранения могут быть представлены следующим образом.

Основная группа коррупционных преступлений:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1, 285.2 УК РФ);

3) внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ);

4) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

5) взяточничество (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ);

6) служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

7) незаконная выдача паспорта граж данина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 292.1 УК РФ);

8) злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп в сфере частной медицины (ст. 201, 204 УК РФ).

Система здравоохранения страны наиболее поражена взяточничеством. Распространено также нецелевое расходование бюджетных средств, выделенных на нужды здравоохранения. Счетная палата опубликовала результаты проверки эффективности использования средств, выделенных на модернизацию здравоохранения, согласно которым лишь чуть больше половины денег (59,3%) было потрачено по назначению.

Дополнительная группа преступлений коррупционной направленности в сфере здравоохранения представлена главным образом тремя подгруппами преступлений:

1) преступления против свободы личности : незаконное помещение в психический стационар (ст. 128 УК РФ);

2) преступления против собственности : мошенничество с использованием лицом своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК РФ);

3) преступления против здоровья населения : незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств (НС), психотропных веществ (ПВ) или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих НС или ПВ, либо их частей, содержащих НС или ПВ (228.1 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение НС или ПВ (ст. 233 УК РФ); хищение либо вымогательство НС или ПВ, а также растений, содержащих НС или ПВ, либо их частей, содержащих НС или ПВ (ст. 229 УК РФ).

Чаще всего должностные лица, занимающие руководящие должности в органах здравоохранения, совершают хищения с использованием служебного положения. Именно такая ситуация приведена в начале нашей статьи.

В завершение отметим, что общие положения об ответственности указанных ранее субъектов коррупционных правонарушений (преступлений) содержатся в ст. 13, 14 Закона № 273-ФЗ. Согласно ст. 13 граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с российским законодательством.

При этом физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Таким образом, все коррупционные правонарушения (преступления), являющиеся основанием возложения юридической ответственности, содержатся в отраслевом законодательстве.

Введение

коррупция здравоохранение правовой

Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира. Кроме этого, российские компании активнее всех в мире дают взятки в развивающихся странах, причем используют их «в огромных неприемлемых размерах».

Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства. В этом и заключается актуальность данной темы.

Целью реферата является анализ коррупции в здравоохранении России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть виды коррупции в здравоохранении;

— выявить причины коррупции в здравоохранении;

— проанализировать коррупцию в системе здравоохранения России;

— привести примеры используемых мер по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении.

1 . Коррупция в здравоохранении и ее виды

Коррупция в здравоохранении — это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

1. Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

2. Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

3. Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами. Проблема борьбы с коррупцией в сфере поставок лекарств наиболее остро встала в конце 2009 года, когда в связи с эпидемией «свиного» гриппа искусственно завышались цены на лекарства и на рынке лекарств преимущество имели препараты отдельно взятых производителей.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

— за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

— за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

— за подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего — побоев и иных телесных повреждений);

— за выписку «нужного» рецепта;

— за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

— за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, — за продление нахождения пациента в больнице и т. п. 4].

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

— искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

— постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник — это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.

2 . Причины коррупции в здравоохранении

Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы:

1.Экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.).

2. Политические: неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских ВУЗах и др.

3. Социальные: несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.

4. Организационные: недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении.

5. Правовые: наличие в текстах официальных документов коррупциогенных положений, дающих возможность должностным лицам для злоупотребления полномочиями, а также недостаточная правовая защищенность и гарантированность прав граждан на оказание медицинской помощи. Примерами коррупциогенных факторов могут служить нормативные положения, содержащие указание на широту дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

6. Нравственно-духовные — преломление норм морали. Оказавшись в роли пациента, человек готов дать взятку. И наоборот, оказавшись в роли должностного лица, медицинский работник готов к получению взятки. Таким образом, мы видим наметившуюся деградацию нравственности, причем с обеих сторон коррупционной связи «врач — пациент»: пациент может своим активным поведением провоцировать врача на взяточничество, а в свою очередь, врач может провоцировать пациента на дачу взятки.

Плата больным врачу за медицинскую помощь имеет глубокие исторические корни. Психология пациента, что не заплатив врачу, не получишь качественную медицинскую помощь, весьма устойчива. Именно этим и объясняется широкое распространение частной, платной медицины, даже в странах с неплохой государственной. В самих же государственных больницах эта практика трансформировалась в «благодарность» больного своему лечащему врачу в форме денег или подарка.

7. Диспропорция в распределении информации. Медицинские работники в любом случае знают о болезнях больше, чем их пациенты, а компании, занятые в производстве лекарственных средств и медицинского оборудования, знают о своей продукции больше, чем государственные чиновники, отвечающие за расходование средств на эти цели. Именно поэтому, предоставление соответствующей информации может привести к снижению уровня коррупции.

8. Неопределённость в анализе и прогнозировании медико-санитарного состояния населения. Отсутствие такой информации затрудняет управление ресурсами, включая выбор, мониторинг, измерение и предоставление медицинских услуг, а также разработку планов медицинского страхования. Ещё более риск коррупции возрастает в случаях широкомасштабных катастроф, когда необходимость оказания экстренной медицинской помощи заставляет обходить существующие надзорные механизмы.

9. И другие.

Некоторые специалисты считают, что коррупция в здравоохранении выгодна и для государства. Рассмотрим почему? Государство — это структуры и люди, которые отвечают за уровень и само наличие медицинской помощи в стране. Обеспечить адекватную медицинскую помощь при текущих зарплатах (и/или организации) нельзя. Врачи, получающие дополнительный доход, держатся за свое место. Они согласны и выполняют лечение части больных без взяток, за одну зарплату. Это одно из условий получения большого общего дохода. Плюс они поддерживают какой-то более или менее уровень работы у своих более младших коллег, работающих за гроши.

3 . Коррупция в системе здравоохранения России

В России коррупция в системе здравоохранения приняла масштабный характер. Несмотря на то, что средства в здравоохранение выделяются (за последние 4 года расходы федерального бюджета увеличились в два раза — с 202,8 млрд руб. до 413 млрд руб. 9]), бесплатно получить эффективную медицинскую помощь гражданам либо затруднительно, либо невозможно, по причине коррупции.

В течение ряда последних лет сфера здравоохранения входит в тройку самых коррумпированных. Г. Ширшов, озвучил, что россияне — кто добровольно, а кто вынужденно — доплачивают за бесплатную по закону медицину около 1,5 млрд дол. США в год.

По данным, приведенным Председателем Верховного Суда Р Ф В. М. Лебедевым в январе 2009 г.: из 1300 человек, осужденных в 2008 г. за взяточничество, 20,3% - работники здравоохранения, а в 2013 г. он констатировал, что «22% из 1300 человек были осуждены за получение взятки, и каждый пятый — работник здравоохранения".

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2012 г. только в сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» прокурорами выявлено свыше 46 тысяч нарушений, возбуждено свыше 130 уголовных дел. Следственный Комитет России сообщает, что за 9 месяцев 2012 г. за совершение коррупционных преступлений привлечено к ответственности свыше 714 лиц из сферы здравоохранения и социального обеспечения за совершение более 3,3 тысяч преступлений, в суд направлены уголовные дела в отношении 4636 должностных лиц, совершивших коррупционные преступления. С 2010 года велась работа по расследованию нарушений при закупках дорогостоящих компьютерных томографов, за 2 года возбуждено 138 уголовных дел, предъявлено обвинение 111 лицам, из которых 70 — бывшие или действующие чиновники, в том числе 32 руководителя департаментов или министерств здравоохранения субъектов РФ. Ущерб по этим уголовным делам составил 4 млрд 794 млн руб., арестовано имущество на 483 млн руб., а также доли в уставном капитале коммерческих организаций {www..

Несмотря на такую ужасающую статистику, в России не существует специальных нормативных актов по борьбе с коррупцией в сфере здравоохранения. Все антикоррупционные меры основаны на Конституции Р Ф и Федеральном законе РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Единственным законом в сфере здравоохранения, который содержит меры по борьбе с коррупцией, является ФЗ 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Рассмотрим самое основное.

В статье 41 Конституции Р Ф предусмотрено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В статье 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» указано, что при оказании медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;

3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов — по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний;

5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований — при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.

Статья 51 ФЗ закрепляет право одного из родителей (члена семьи или законного представителя) на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

С 1 июля 2011 года в России данным законом были введены больничные листы с повышенной степенью защиты от подделок с целью предотвращения их фальсификаций. В качестве дополнительных мер, способствующих повышению профессионального уровня медицинских работников Федеральный закон в ст. 69 предусмотрел с 1 января 2016 г. режим аккредитации медицинских и фармацевтических работников.

Работники здравоохранения как и все остальные несут ответственность за свою деятельность, в том числе за коррупционные преступления.

Согласно УК РФ возможно привлечение работников здравоохранения к уголовной ответственности за совершение преступлений, которые можно назвать должностными: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285), превышение должностных полномочий (ст.286), получение взятки (ст.290), служебный подлог (ст.292).

В практике встречаются случаи привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за преступления против правосудия, например, за ведомо ложное заключение эксперта (ст.307), а также за преступления в сфере экономики (например, за вымогательство по ст. 163).

К медицинским работникам, совершившим профессиональные преступления, могут применяться различные виды наказаний — от штрафа до лишения свободы. В качестве основного или дополнительного наказания медицинские работники могут быть лишены права заниматься профессиональной деятельностью.

Часто государственными органами принимаются негативные решения в сфере здравоохранения. Так, например, 16 июня 2013 года государство сделало поистине царский подарок отечественным эскулапам, по сути узаконив практику поборов, которые лукаво именуются «благодарностью» пациентов. Верховный суд РФ рассмотрел проект постановления о коррупционных преступлениях и постановил не считать взяткой плату за реализацию профессиональных навыков, например, за лечение пациента. Отныне под определение взятки будут попадать только деньги, полученные в обмен на осуществление властных и административно-хозяйственных полномочий. Таким образом, выписывается индульгенция и предоставляется уголовный иммунитет сотням тысяч, если не миллионам медработников, которые имеют обыкновение принимать «подарки в конвертах». К сожалению, этот пример является не единственным.

Таким образом ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения. Поэтому необходимо тщательное изучение проблем квалификации коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, причин и условий, способствующих им.

4 . Мероприятия по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении

Опыт антикоррупционной деятельности различных стран убедительно показывает, что искоренить полностью коррупцию невозможно. Вопрос можно ставить лишь о том, чтобы снизить масштабы коррупции до социально терпимого уровня.

Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить следующие:

1. В сфере социально-экономических отношений:

— проведение экономических преобразований, направленных на пресечение коррупции как средства решения деловых вопросов;

— совершенствование системы оплаты труда медицинских работников, повышение их социального статуса и престижа профессии;

— информирование пациентов об их правах и обязанностях и многоуровневый механизм защиты их прав.

2. В организационной сфере:

— совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение;

— открытость деятельности медицинских учреждений;

— организационный контроль за медицинской деятельностью.

3. В сфере политических отношений:

— укрепление государственности;

— усиление демократических начал;

— развитие общественного контроля;

— развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти.

4. В духовной сфере общественной жизни:

— внедрение механизмов антикоррупционного воспитания населения;

— развитие идей социальной справедливости;

— повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, выработка ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников.

5. В сфере интеллектуальных технологий и научного развития:

— выявление и обобщение проявлений коррупции в здравоохранении;

— постоянное изучение причин и условий, способствующих развитию коррупции;

6. В правовой сфере:

— четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции;

— искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права;

— постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов;

— внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения.

Также необходимо ужесточить ответственность лиц, уличенных в коррупции, освещать случаи раскрытия дел, связанных с коррупцией.

Наиболее важным, является переход к саморегулированию в медицинском профессиональном сообществе. Само врачебное сообщество в наибольшей степени способно выработать жесткие и эффективные механизмы отторжения коррупционеров, преодоления коррупционных практик, снижения коррупционных рисков в своих рядах.

В ывод

В РФ по-прежнему остается стабильно высокий уровень коррупции в сфере здравоохранения. В качестве обвиняемых чаще всего привлекаются высокопоставленные должностные лица. В суды ежегодно направляется более тысячи дел, возбужденных в связи с совершением коррупционных преступлений и проступков в медучреждениях.

По данным международных сообществ, прослеживается прямая зависимость уровня детской смертности от коррупции в стране. Отсутствие лекарств и распространение поддельных, не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни. Коррупция напрямую подрывает доверие общественности к государственным институтам.

Обнаружение преступлений коррупционной направленности, в том числе в сфере здравоохранения, представляет определенную сложность, поскольку большинство из них относится к так называемым «двусторонним», то есть таким, где нет потерпевшего — стороны, заинтересованной в выявлении такого преступления и наказании виновных.

Государственные органы России принимают ряд важных актов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако актов по противодействию коррупции именно в сфере здравоохранения очень мало. Поэтому, ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения.

Для искоренения коррупции в сфере здравоохранения необходимо продолжить совершенствовать законодательство в сфере здравоохранения (включая введение правовых норм для защиты социальных прав врачей, медсестер, иных работников сферы здравоохранения), развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок с целью создания открытой и эффективно функционирующей системы расходования бюджетных средств на медицинскую технику и оборудование, всемерно содействовать развитию отечественной медицинской промышленности, инновациям в сфере здравоохранения, использовать инструменты государственно-частного партнерства для развития технологической базы здравоохранения, ввести процедуры раскрытия информации, независимого общественного аудита, контроля и мониторинга расходования средств при проведении государственных закупок, оказании бесплатной медицинской помощи, предоставлении отдельным категориям больных бесплатных или льготных путевок для санаторно-курортного лечения и т. п.

В статье анализируется влияние коррупции на систему здравоохранения в Российской Федерации и на государство в целом, исследуются причины и факторы, которые способствуют ее возникновению и распространению. Формулируются предложения о методах борьбы с этим негативным явлением, высказываются предложения по повышению эффективности антикоррупционной деятельности.

КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ГСНТИ: 10

Кочубей Валерия Витальевна ,

Южный Федеральный Университет,

студентка Юридического факультета

г. Ростов-на-Дону, Россия.

E-mail : [email protected]

CORRUPTION IN THE HEALTH CARE SYSTEM

Kochubei Valeriya Vitalievna,

the Southern Federal University,

Rostov-on-Don, Russia.

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ:

В статье анализируется влияние коррупции на систему здравоохранения в Российской Федерации и на государство в целом, исследуются причины и факторы, которые способствуют ее возникновению и распространению. Формулируются предложения о методах борьбы с этим негативным явлением, высказываются предложения по повышению эффективности антикоррупционной деятельности.

ABSTRACT:

The article analyzes the impact of corruption on the health care system in the Russian Federation and on the state as a whole, examines the causes and factors that contribute to its emergence and spread. Suggestions are made about methods to combat this negative phenomenon, proposals are made to improve the effectiveness of anti-corruption activities.

Ключевые слова: здоровье, система здравоохранения, медицинские услуги, коррупция, взятки, вымогательство, противодействие.

Key words: health, healthcare system, medical services, corruption, bribes, extortion, counteraction.

Проблема коррупции существует с древних времен, она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества. Самое распространенное понимание коррупции – подкуп, продажность, взяточничество . Коррупция в Российской Федерации в последние десятилетия поразила, как болезнь, практически все сферы общества, в том числе и сферу здравоохранения. При этом, глава министерства здравоохранения России Вероника Скворцова считает коррупцию в медицине следствием обшей ситуации в стране. По ее мнению, коррупция «это проблема не только лишь для медицины, медицина – это микромир, который отражает макромир, пока есть коррупция, есть коррупция в медицине» .

Коррупционные правонарушения влекут за собой уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность . При этом уголовной ответственности могут подлежать не только должностные лица, но и любые физические лица . Особо остро дело обстоит с коррупцией в системе здравоохранения, последствия которой негативно сказываются на и без того сложной демографической ситуации в нашей стране . Следует отметить, что данная проблема характерна не только для России, но и для большинства цивилизованных стран, в том числе и таких как США, Германии, Италии, Франции, где наработаны эффективные практики борьбы с этим опасным феноменом .

Но наиболее серьезные последствия коррупция порождает в государствах «третьего мира», к числу которых относится и Россия. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач.

К числу коррупционных проявлений в российском здравоохранении следует отнести:

    преступления в сфере государственных закупок,

    растрата и хищение денежных средств,

    подделка страховых документов,

    незаконное подтверждение либо сокрытие медицинских фактов (чаще всего – телесных повреждений, состояния опьянения);

    искажение истинной причины смерти;

    учет фиктивных пациентов (т.н. «мертвых душ»),

    развитие собственного бизнеса за счет медучреждений,

    вымогательство незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги;

    подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников,

    фальсификация данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов,

    нецелевое использование фармацевтических средств и др..

Чтобы успешно бороться с каким-либо явлением, необходимо понимать сущность этого явления.

В словаре Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. коррупция понимается, как моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена, как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

В поисковой системе «Яндекс» нашлось 251 миллион сайтов, которые посвящены проблеме коррупции, множество рефератов, диссертаций. Опираясь на данный опыт, я постараюсь представить содержание коррупции в системе здравоохранении со своей точки зрения.

Мне представляется, что сущность коррупции — это злоупотребление властными полномочиями и служебным положением с целью извлечения собственной выгоды. Люди, занимающиеся коррупцией, приспосабливаются к различным условиям, совершенствуются в своей противоправной деятельности и вырабатывают всё более изощренно-интеллектуальные способы реализации коррупционных действий, принося огромный материальный и моральный ущерб государству и обществу в целом.

Коррупция в медицине влечет большое число проблем, которые требуют очень оперативного решения. Необходимость оперативности решения проблем определяется тем, что:

— идет растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет средств платежей со стороны потребителей.

— растет коррупция в сфере государственных закупок.

— не снижается коррупция в платежных системах (подделка счетов, квитанций.)

— все более изощренные методы используют коррупционеры в системе поставок лекарственных препаратов.

— прогрессирует коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самые распространенными коррупционными проявлениями являются следующие:

— взятки за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению автомобиля.

— взятки за качественное проведение операции пациенту.

— взятки за выписку «нужного» рецепта.

— взятки за искажение истинной причины смерти.

— взятки за досрочную выписку из больницы.

— взятки за продление нахождение пациента в больнице и др.

Главная опасность коррупции в здравоохранении в том, что подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества. Изначально в сознании людей медицинский работник – это человек, призванный помогать людям, причем, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, жадность, халатность, неверно поставленный диагноз. И прямые намеки на дачу взятки, вызывающие отвращение к врачам.

Конечно, существуют врачи, работающие за «идею», к счастью, их большинство. Но именно взяточники формируют предвзятое мнение о врачах. И я считаю, что это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие наши сограждане перестали верить в то, что борьба с коррупцией может принести видимые результаты. В качестве обвиняемых чаще всего привлекаются «стрелочники», а высокопоставленные должностные лица уходят от ответственности.

Чтобы кардинально изменить ситуацию в сфере противодействия коррупции следует повысить заработную плату врачам и медицинскому персоналу, создать компетентный медицинский орган, который мог бы контролировать качество лечения и расход бюджетных средств, и, конечно, развернуть практическую работу по антикоррупционному просвещению , в целях формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Только общими усилиями государства и общества можно преодолеть коррупцию.

Для снижения уровня коррупции необходимо продолжить совершенствовать антикоррупционное законодательство в сфере здравоохранения, развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок медицинской техники и оборудования. Содействовать развитию отечественной медицинской промышленности.

Никколо Макиавелли писал, что «коррупция, как болезнь, например чахотка. Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно . Коррупция в медицине носит запущенный характер, поэтому ее лечение будет долгим и трудным процессом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Словарь иностранных слов. Сост. С.М. Локшина, М.: Изд-во: «Русский язык». 1997 С. 146.

2. О коррупции в медицине. Газета. ru . Доступ: https://www.gazeta.ru/business/news/2016/12/07/n_9423827.shtml . Дата обращения: 20.11.2017.

3. Воронцов С.А., Ляхов В.П. О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015.№ 4 (59). С. 54-61.

4 . Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции //Вестник Поволжского института управления. 2015. № 1 (46). С. 4-11.

5. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность // Юристъ — Правоведъ. 2011. № 1. С. 88-94.

6. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Социально-политические аспекты демографических процессов, влияющие на национальную безопасность России //Власть. 2014. № 7. С. 180-185.

7. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Буров А.В. Основы противодействия коррупции. Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Н.Д. Ковалева. Ростов на Дону, 2016. С. 25-26.

8. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. Доступ: http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=КОРРУПЦИЯ . Дата обращения: 20.11.2017.

9. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 (ред. От 15.02.2016 г.) // «Собрание законодательства РФ».-2008.- № 52 (ч. 1)-ст.6228.

10. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления РФ // Социум и власть. 2017. № 1(63). С 30-37.

11. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.

12. Макиавелли Н. Избр. М., 1989. С. 78-79.