Уход за волосами

Понятие и виды вооруженных конфликтов. Классификация вооруженных конфликтов в современном международном праве Что относится к вооруженному конфликту

Понятие и виды вооруженных конфликтов. Классификация вооруженных конфликтов в современном международном праве Что относится к вооруженному конфликту

Различают:

Международные вооруженные конфликты;

И вооруженные конфликты немеждународного характера.

международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта.Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие название «гуманитарной интервенции». с целью приостановления внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

Вооруженный конфликт характеризуется:

1. - высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения;

2. - применением нерегулярных вооруженных формирований;

3. - широким использованием диверсионных и террористических методов;

4. - сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;

5. - вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);

6. - опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

Вопрос №4 Определение локальной и региональной войны.

1. Вооруженный конфликт.

Одна из форм разрешения политических, национально- этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (государства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состояние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, преследуют частные военно-политические цели. Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

II. Локальная война .

Война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваются преимущественно интересы только этих государств(территориальные,экономические,политические и другие). При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

III.Региональная война. Война с участием двух и более государств (групп госу- дарств) региона национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно- политические цели.



. Крупномасштабная война. Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели.

Вопрос №6 Военно-политическая обстановка

Состояние современной военно-политической обстановки определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Военно-политическая обстановка определяется следующими основными факторами:

Снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной; -формирование и укрепление региональных центров силы; -усиление национального, этнического, религиозного экстремизма;-активизация сепаратизма; -распространение локальных войн и вооруженных конфликтов; -усиление региональной гонки вооружений; - распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки и обострение информационного противоборства.

Дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку оказывают:

Попытки ослабить (игнорировать) существующие механизмы обеспечения международной безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);

- использование военно-силовых акций в качестве средства "гуманитарного вмешательства" без санкции Совета Безопасности ООН, в обход общепризнанных принципов и норм международного права;

Нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;

Использование субъектами международных отношений информационных и других средств и технологий в агрессивных целях;

Деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;

Расширение масштабов организованной преступности, терроризма, незаконного оборота оружия, наркотиков и др.

В качестве факторов неопределенности выделяются:

- Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерогатив но санкционированию применения военной силы в мире.

Расширение практики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения,

- Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента

Краткое рассмотрение целей войны позволяет опре­делить видовую характеристику вооруженных конфлик­тов. Цель войны состоит в подавлении вооруженного сопротивления противника. Эта формула имеет очень важное значение, так как позволяет классифицировать военные действия по субъектно-объектному составу и по территории, на которой они происходят. Установле-


ние такой цели означает, что война не ведется на унич­тожение противника и не преследует цели физическо­го уничтожения его вооруженных сил.

Это означает, во-первых, что война не ведется против мирного населения, тем более, что правила ведения во­енных действий требуют, чтобы мирное население на­ходилось «под покровительством воюющих» Во-вторых, военные действия, которые ведутся вооруженными си­лами на территории своего государства против своего населения, в большинстве своем не являются войной в международном значении этого понятия.

Отсюда различают международные вооруженные кон­фликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 го­да международными вооруженными конфликтами при­знаются такие конфликты, когда один субъект между­народного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в меж­дународном вооруженном конфликте могут являться:

а)государства;

б) нации и народности, борющиеся за свою независи­мость;

в) международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно статье 1 Дополнительного протокола I меж­дународными являются также вооруженные конфлик­ты, в которых народы ведут борьбу против колониаль­ного господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Вооруженные конфликты немеждународного, харак­тера - это все не подпадающие под действие статьи 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфлик­ты, происходящие на территории какого-либо государ­ства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые,

находясь под ответственным командованием, осуществ­ляют такой контроль над частью его территории, кото­рый позволяет им осуществлять непрерывные и согла­сованные военные действия и применять положения Протокола II».

Вооруженные конфликты немеждународного харак­тера обладают следующими признаками:

а) применение оружия и участие в конфликте воо­руженных сил, включая полицейские подразделения;

б) коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внут­ренние беспорядки, не могут считаться рассматривае­мыми конфликтами;

в) определенная степень организованности повстан­цев и наличие органов, ответственных за их действия;

г) продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабо органи­зованных групп не могут рассматриваться как воору­женные конфликты немеждународного характера;

д) осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

Таким образом, вооруженный конфликт между по­встанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

а) имеют свою организацию;

б) имеют во главе ответственные за их поведение орга­ны;

в) установили свою власть на частью территории го­сударства;

г) соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

Как ранее отмечалось, признание повстанцев «воюю­щей стороной» исключает применение к ним нацио­нального уголовного законодательства об ответст­венности за массовые беспорядки и т.п. На захвачен­ных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьи-


ми государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и изда­вать нормативные акты. Следовательно, признание по­встанцев «воюющей стороной», как правило, свидетель­ствует о приобретении конфликтом качества междуна­родного и является первым шагом к признанию нового государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток го­сударственных переворотов и т.д. Эти конфликты от­личаются от международных вооруженных конфлик­тов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны, являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей сторо­ной признается лишь центральное правительство. Го­сударства не должны вмешиваться во внутренние кон­фликты на территории другого государства.

Однако в практике международного сообщества осуществляются определенные вооруженные меропри­ятия, проводимые под эгидой ООН, получившие наиме­нование «гуманитарной интервенции». Их целью яв­ляется военное вмешательство в события, происходя­щие в конкретной стране, которую раздирают вооруженные конфликты межнационального или рели­гиозного характера, для оказания гуманитарной помо­щи населению, особенно страдающему от таких действий (прекращение кровопролития, работа с беженцами, борь­ба с голодом, помощь в налаживании повседневной жиз­ни и бытовых условий и т.д.), а также для прекраще­ния военного противоборства воюющих сторон. Такое вмешательство, учитывая особые обстоятельства, осуще­ствляется без согласия правительства государства, в которое осуществляется военное вторжение, поэтому оно и именуется «интервенцией». Термин «гуманитарная» призван проиллюстрировать основную цель такого вме-


шательства. Именно так, например, были охарактеризо-| ваны вооруженные акции в Сомали и Руанде, предприня­тые с целью приостановления происходивших там внут­ренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми че-| ловеческими жертвами.

3. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны

В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 года (Украина участвует) госу­дарства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвус­мысленного предупреждения, которое будет иметь или" форму мотивированного объявления войны, или форму, ультиматума с условным объявлением войны.

Таким образом, международное право требует объяв­ления войны. Оно может осуществляться в различных формах:

Путем обращения к собственному народу;

Путем обращения к народу или правительству го­сударства-противника;

Путем обращения к мировому сообществу.

Особый способ объявления войны - ультиматум - категорическое и не допускающее никаких дальнейших споров и возражений требование правительства одного государства, предъявляемое правительству другого го­сударства, под угрозой, что в случае невыполнения это­го требования к определенному сроку выдвинувшее ультиматум правительство примет определенные меры. Речь, таким образом, идет об угрозе войны.

Однако, хотя указанные способы объявления войны считаются находящимися в рамках международного права, согласно статье II Конвенции об определении аг­рессии от 3 июля 1933 года, сам факт объявления госу­дарством войны первым рассматривается как агрессия. Согласно указанной III Гаагской конвенции 1907 года объявление войны не делает агрессивную войну закон-


ной. Согласно статье 3 Определения агрессии, принятого на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году, в качестве актов агрессии, независимо от объявления войны, рассматриваются следующие акты прямой аг­рессии:

а) вторжение или нападение вооруженных сил госу­дарства на территорию других государств, или любая военная оккупация, какой бы временныji характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая с применением силы аннек­сия территории другого государства или части ее;

б) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любо­го оружия государством против территории другого

государства;

в) блокада портов или берегов государства вооружен­ными силами другого государства;

г) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо морс­кие и воздушные флоты другого государства;

д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по со­глашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое про­должение их пребывания на такой территории по пре­кращении действия соглашения и др.

Не считается соответствующим международному пра­ву не только ведение войны необъявленной, которое бу­дет рассматриваться как квалифицирующее обстоятель­ство при определении ответственности, но и так называ­емый casus belli (повод к войне) - непосредственный формальный повод, который ведет к возникновению меж­ду государствами состояния войны. В прошлом такой повод являлся законным основанием для открытия во­енных действий и служил оправданием войны и целям сокрытия ее подлинных причин. Например, многие ис­следователи считают, что события вокруг немецкой ра­диостанции в Гляйвице в августе 1939 года, когда на нее


якобы напал отряд польских пограничников (позже вы­яснилось, что это было организовавано самой Германи­ей), спровоцировали нападение Германии на Польшу и послужили поводом к началу Второй мировой войны.

Состояние войны должно быть без замедления опове­щено нейтральным странам и будет иметь для них дей­ствительную силу лишь после получения оповещения.

В Украине объявление войны является- прерогати­вой высших органов государства. Конституция Украи­ны содержит механизм такой процедуры - согласно п. 19 статьи 106 Конституции Президент Украины вно­сит в Верховную Раду Украины представление об объяв­лении состояния войны, а Верховная Рада Украины со­гласно п. 9 статьи 85 Конституции на основании данно­го представления объявляет состояние войны.

Объявление войны, даже если за этим актом не сле-

"дуют собственно военные действия, означает начало

юридического состояния войны и наступление для всех

воюющих сторон определенных правовых последствий:

Между государствами прекращаются дипломати­ческие и консульские отношения (дипломатическому и консульскому персоналу обеспечивается защита и воз­можность беспрепятственно покинуть территорию про­тивника). На время вооруженного конфликта интере­сы одного воюющего государства на территории друго­го представляет обычно нейтральное государство, имеющее дипломатические отношения с обеими воюю­щими сторонами;

Перестают применяться многие нормы междуна­родного права, несовместимые с военным временем, в частности, прекращают действие двусторонние полити­ческие, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами. Многосторонние договоры (например, по вопросам связи, транспорта, транзита и др.) приостанавливаются;

Начинают действовать международные нормы, при­нятые специально для периода вооруженного конфликта (союзные договоры, договоры о взаимной и военной"по-


мощи, договоры касательно правил ведения войны, при­чем последние не могут быть денонсированы и т.п.);

Прекращаются и запрещаются экономические, тор­говые, финансовые сделки и иные отношения с юриди­ческими и физическими лицами воюющей стороны;

Имущество, являющееся собственностью неприя­тельского государства (кроме имущества дипломатичес­ких представительств и консульских учреждений), под­лежит конфискации;

Торговые суда воюющих, находящиеся к началу войны в неприятельских портах, должны покинуть порт противника (для этого устанавливается разумный срок для свободного выхода из территориальных вод госу­дарства-противника - индулып, по истечении которого такие суда подлежат реквизиции и задержанию до окон­чания войны независимо от их принадлежности (госу­дарству, частным компаниям или лицам); военные ко­рабли подлежат обязательной реквизиции;

К гражданам неприятельского государства может быть применен специальный режим (ограничение пе­редвижения, принудительное поселение в отведенных властями местах, интернирование и др.);

Собственные граждане делятся на мирное населе­ние и вооруженные силы.

Война всегда ведется в определенных пространствен­ных пределах. Театр войны - это территория воюю­щих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия.

Театр войны бывает сухопутный, морской и воздуш­ный.

Театром сухопутной войны является сухопутная территория государства; театром морской войны - внутренние морские воды, территориальное море вою­ющих государств и открытое море. Театром воздуш­ной войны является воздушное пространство над сухо­путным и морским театром войны.

Запрещается использовать в качестве театра войны нейтрализованные территории, территорию нейтраль-


ных государств, а также местности, в которых согласно Гаагской конвенции 1954 года сосредоточены культур­ные ценности.

Различают международные вооруженные конфликты и, вооруженные конфликты не международного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Сторонами в таком конфликте могут являться государства, нации и народы, борющиеся за независимость, международные организации, осуществляющие меры по поддержанию мира и международного правопорядка. Статья 1 Дополнительного протокола Также и международных относит конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов за осуществление своего права на самоопределение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Повстанцы могут признаваться стороной воюет, если они: имеют свою организацию; имеют во главе ответственные за их поведение органы; установили свою власть на части территории; соблюдают в своих действиях «Законов и обычаев войны». Признание повстанцев такой стороной воюет, исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственность за массовые беспорядки и т.п.. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут поддерживать правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допустимую международным правом помощь. Власти повстанцев может создавать на контролируемой ею территории органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев стороной, воюет, как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом статуса международного и является первым шагом к признанию нового государства.

Вооруженные конфликты немеждународного характера - это все вооруженные конфликты, которые не подпадают под действие Дополнительного протокола I, происходящих на территории любого государства между ее вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола П. Вооруженные конфликты немеждународного характера имеют следующие признаки: применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, в том числе полицейских подразделений; коллективный характер выступлений (действия, влекущие обстановку внутренней напряжения, внутренние беспорядки не могут считаться такими конфликтами) определенный степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия, продолжительность и непрерывность конфликта (отдельные спорадические выступления слабоорганизованих групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера) осуществление повстанцами контроля над частью территории.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует отнести все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д.. Они отличаются от международных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе стороны воюют, являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне стороной, воюет, признается лишь центральное правительство. Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Но на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие название «гуманитарные интервенции », применяемых для остановки конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

С точки зрения международного права законные участники вооруженного конфликта, принадлежащих к вооруженным силам сторон конфликта, делятся на комбатантов (воюющих) и не комбатантов (тех, которые не воюют). К комбатантам относится весь состав вооруженных сил (личный состав сухопутных, военно-морских, военно-воздушных сил), а также ополчения, добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления, соответствуют следующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за подчиненных, имеют определенные и видимые издалека отличительные знаки; открыто носят оружие; придерживаются в своих действиях правил ведения войны. Также в рых относятся члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, которые помогают воюющим, населения, при приближении врага взялось за оружие. При взятии в плен они приобретают статус военнопленных.

К некомбатантов относятся лица, входящие в состав вооруженных сил, но непосредственно не участвуют в боевых действиях: медицинский персонал, духовенство, военные корреспонденты, юристы, интенданты. Они могут иметь личное оружие для самозащиты.

Разведчики - это лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, носят военную форму и проникают на местоположение врага с целью сбора информации о нем для своего командования. При захвате в плен приобретают статуса военнопленных. От них следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе боевых действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.

Иностранные военные советники и инструкторы - это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, в соответствии с международными соглашениями осуществляют помощь в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Они не участвуют в конфликте, а только учат ведению боевых действий, в противном случае они приравниваются к комбатантов.

Наемники не являются комбатантами (ст.. 47 Дополнительного протокола I). Это лица, которые специально завербованные для ведения боевых действий, фактически участвуют в них с целью получения вознаграждения, не являются гражданами государства, находящегося в конфликте, не проживающих на ее территории, не входящим в личный состав вооруженных сил сторон конфликта Наемничество квалифицируется как преступление.

От наемников следует отличать добровольцев, которые являются законными участниками конфликта. Это лица, которые через политические или иные убеждения (не материальные рассуждения) поступают на службу в армию воюющей стороны и включаются в личного состава вооруженных сил.

Введение

защита право человек конфликт военный

Современное международное право, запрещая применение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и вместе с тем учитывая реально происходящие или потенциальные вооруженные конфликты, предусматривает правила войны и защиты мирного (гражданского) населения в целях максимально возможной гуманизации применяемых методов и средств. Соответствующие нормы состовляют особую отрасль международного права, которую в настоящее время принято характеризовать как «право вооруженных конфликтов», имея в виду, естественно, не право на разъяснение таких конфликтов, а юридическую регламентацию Международное право: Учебник / Отв. Ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов. М., 2008..

Защита прав и свобод человека в ХХI веке является главным, жизнеутверждающим принципом для всех субъектов международного публичного права. Во-первых, человек как субъект общепризнанных прав и свобод является субъектом международных отношений, связанных с защитой и реализацией этих прав. Во-вторых, права человека даже без их официального признания в национальном и международном праве остаются естественными правами человека. У человека космополитическое предназначение - гражданин мира, вселенной, а не только какой-то отдельной страны.

В настоящее время основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года, а также IV Гаагская конвенция 1907 года и являющееся приложением к ней Положение о законах и обычаях сухопутной войны. Наряду с универсальными международными договорами источниками международного гуманитарного права являются региональные договоры.

Вооруженные конфликты: понятие, виды, участники

Вооружённый конфликт -- вооружённое противоборство между государствами или социальными общностями внутри отдельных государств, имеющее целью разрешение экономических, политических, национально-этнических и иных противоречий через ограниченное применение военной силы.

В международном гуманитарном праве (судя по содержанию ст. 2 и 3, общих для Женевских конвенций 1949 г., а также ст. 1 Дополнительных протоколов I и II к этим Конвенциям) вооруженные конфликты подразделяются на два вида: а) международные вооруженные конфликты и б) вооруженные конфликты немеждународного характера. Акимов Н.А. Вооруженные конфликты: понятие, виды, способы разрешения // Военно-юридический журнал. 2010. №4.

К международным вооруженным конфликтам относятся: - вооруженное столкновение между государствами (израильско-арабский вооруженный конфликт, ведущийся с 1967 г. и по настоящее время, англо-аргентинская война 1982 г., нападение США, Англии и других государств на Ирак в марте 2003 г.); - борьба народов против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение в соответствии с Уставом ООН (ст. 1 п. 4 Протокола I). Исходя из практики международных отношений следует относить к международным вооруженным конфликтам вмешательство во внутренний вооруженный конфликт третьего государства в интересах одной из воюющих сторон, участие вооруженных сил ООН, а также сил ООН по поддержанию мира во внутреннем вооруженном конфликте (при наличии в этом случае решения Совета Безопасности ООН о применении вооруженной силы) Международное право. Особенная часть. Учебник / Отв. Ред. Р.М.Валеев, Г.И.Курдюков. М., 2010..

К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории этого государства, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II (вооруженные конфликты на постсоветском пространстве: приднестровский - в Молдове, грузино-осетинский и грузино-абхазский вооруженные конфликты и др.). В вооруженных конфликтах немеждународного характера применяются следующие международно-правовые акты: ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., ст. 19 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г. и Второй протокол к ней 1999 г., Дополнительный протокол II 1977 г., Протокол II с поправками 1996 г. к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имеющими неизбирательное действие, 1980 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. Международное право. Особенная часть. Учебник / Отв. Ред. Р.М.Валеев, Г.И.Курдюков. М., 2010.

Нормы современного международного права устанавливают, что в том случае, если война стала реальностью, она должна вестись только между вооруженными силами соответствующих государств и не должна наносить ущерба их гражданскому населению. В связи с этим международное право вводит принципиальное различие между вооруженными силами и не участвующими в военных действиях гражданским населением.

Участников вооруженных конфликтов принято делить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и не сражающиеся (некомбатанты).

К комбатантам относятся:

1) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных другой стороной, находящейся в конфликте;

2) личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее (даже если эта территория оккупирована), если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно различимый издали отличительный знак (для регулярных вооруженных сил - форменная одежда); открыто носят оружие: во время каждого военного столкновения, а также в то время, когда находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, т.е. при любом перемещении в направлении места, откуда или где начнутся боевые действия; соблюдают в своих действиях нормы МГП;

3) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает обычаи войны Батырь В.А. Международное гуманитарное право: Учебник. М., 2006..

К некомбатантам относятся: 1) медицинский персонал; 2) духовный персонал.

Не имеют статуса комбатанта наемники и шпионы. Военный шпион (лазутчик) -- лицо, тайно собирающее сведения в районе действия армии противника с целью их передачи своей армии, в случае пленения не вправе рассчитывать на статус военнопленного. Иными словами, его могут судить по законам военного времени Там же. . Наемник - это лицо, завербованное для использования в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального вознаграждения (ст.47 I Дополнительного протокола 1977г.). В УК РФ специально включена ст. 359, предусматривающая уголовную ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.

  • Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов
    • Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права
    • Отличие международного гуманитарного права от стандартов в области прав человека
    • Субъекты международного гуманитарного права
    • Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве
    • Правовые последствия начала войны
  • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр военных действий государств
    • Понятия «вооруженные силы» и «комбатант» в международном гуманитарном праве
    • Обязанности командиров (начальников) в свете требований международного гуманитарного права
    • Роль юридических советников в период вооруженных конфликтов
    • Правовое положение медицинского персонала и духовенства
    • Применение норм международного гуманитарного права внутренними войсками МВД России и органами внутренних дел в период вооруженных конфликтов
  • Международно-правовая защита жертв войны
    • Понятие «жертвы войны» в международном гуманитарном праве
    • Правовое положение раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Пропавшие без вести
    • Правовой статус военнопленных
    • Правовое положение лиц, задержанных или лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом немеждународного характера
    • Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов
    • Правовой статус журналистов
  • Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов
    • Понятие гражданского объекта. Разграничение гражданских и военных объектов в международном гуманитарном праве
    • Классификация гражданских объектов в международном гуманитарном праве
    • Защита культурных ценностей в период вооруженных конфликтов
    • Защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения
    • Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы
    • Правовое регулирование положения местностей и зон, находящихся под специальной защитой международного гуманитарного права
  • Охрана окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
    • Правовое регулирование охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Международно-правовые меры борьбы с применением экологического оружия
  • Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны
    • Запрещенные методы ведения войны
    • Запрещенные средства ведения войны
    • Ядерное оружие в свете принципов и норм международного гуманитарного права
  • Защита интересов нейтральных государств в период вооруженного конфликта
    • Понятие нейтралитета
    • Нейтралитет в сухопутной, морской и воздушной войне
  • Обязательства государств по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Меры по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Имплементация международного гуманитарного права в Содружестве Независимых Государств
    • Законодательство России в свете принципов и норм международного гуманитарного права
    • Распространение международного гуманитарного права в России
  • Международный контроль за соблюдением государствами обязательств по международному гуманитарному праву
    • Понятие и принципы международного контроля
    • Осуществление международного контроля за соблюдением норм международного гуманитарного права
  • Ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права
    • Правовые последствия окончания войны
    • Понятие и основания ответственности государств и физических лиц за нарушения норм международного гуманитарного права
    • Политическая и материальная ответственность государств
    • Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений
  • Международный уголовный суд и его роль в обеспечении выполнения норм международного гуманитарного права
    • Цели и принципы Международного уголовного суда. Ассамблея государств - участников Римского статута МУС
    • Преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда
    • Концепция дополнительной юрисдикции Международного уголовного суда и другие юрисдикционные основы
    • Применимое Международным уголовным судом право
    • Состав и управление делами Международного уголовного суда
    • Расследование, уголовное преследование и судопроизводство по Римскому статуту Международного уголовного суда
    • Практическая деятельность Международного уголовного суда
  • Роль Международного Комитета Красного Креста в становлении, развитии и распространении международного гуманитарного права
    • История создания Международного Комитета Красного Креста
    • Правотворческая роль МККК
    • Деятельность региональной делегации МККК в России по распространению знаний о международном гуманитарном праве
  • Международное гуманитарное право – заключение

Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве

Как уже было отмечено, международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. В связи с этим возникает вопрос, что понимается под вооруженным конфликтом? Международно-правовые акты не содержат определения «вооруженного конфликта» или «войны». В то же время в ст. 2, общей для всех четырех Женевских конвенций, говорится о том, что она «будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны». Из содержания этой статьи вытекает, что понятие «вооруженный конфликт» шире, чем понятие «война». Например, пограничный инцидент с применением оружия можно отнести к вооруженному конфликту, но нельзя назвать войной, так как он носит локальный характер и не влечет правовых последствий, обычно характерных для войны.

Война представляет собою такое вооруженное столкновение между государствами, группами государств или государством и группой государств, последствием которого является прекращение между воюющими сторонами договоров, рассчитанных на мирные отношения, разрыв дипломатических отношений и др., о чем будет сказано ниже. Войны ведутся в течение довольно значительного промежутка времени, отличаются масштабностью и высокой интенсивностью. В современных международно-правовых актах, касающихся регулирования вооруженных столкновений, гораздо чаще употребляется термин «вооруженный конфликт», чем «война».

В международном гуманитарном праве (судя по содержанию ст. 2 и 3, общих для Женевских конвенций 1949 г., а также ст. 1 Дополнительных протоколов I и II к этим конвенциям) вооруженные конфликты подразделяются на два вида: международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

К международным вооруженным конфликтам относятся:

  • вооруженное столкновение между государствами (израильско-арабский вооруженный конфликт, ведущийся с 1967 г. и по настоящее время; нападение США, Англии и других государств на Ирак в марте 2003 г.; англо-аргентинская война 1982 г.);
  • борьба народов против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение в соответствии с Уставом ООН (ст. 1 п. 4 Протокола I).

Исходя из практики международных отношений, следует относить к международным вооруженным конфликтам вмешательство во внутренний вооруженный конфликт третьего государства в интересах одной из воюющих сторон, участие вооруженных сил ООН, а также сил ООН по поддержанию мира во внутреннем вооруженном конфликте (при наличии в этом случае решения Совета Безопасности ООН на применение вооруженной силы).

К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории этого государства, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II (например, вооруженный конфликт между регулярными войсками Сальвадора и Фронтом национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ), завершившийся подписанием в 1992 г. мирного соглашения между противоборствующими сторонами); вооруженные конфликты на постсоветском пространстве - приднепровский в Молдове, грузино-осетинский и грузино-абхазский и др.). К такого рода вооруженным конфликтам относятся и гражданские войны (гражданская война между Севером и Югом в США (1861-1865), Гражданская война в России (1918-1920), Испании (1936).

В вооруженных конфликтах немеждународного характера применяются следующие международно-правовые акты: ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 года, ст. 19 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г. и Второй протокол к ней 1999 г., Дополнительный протокол II от 1977 г., Протокол II с поправками 1996 г. к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имеющими неизбирательное действие, 1980 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.

Из сферы применения Дополнительного протокола II исключены ситуации напряженности и беспорядков внутри страны: беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера (ст. 1 и. 2).