Мода сегодня

Самоходная «Коалиция»: чем уникальна новейшая артиллерийская установка ВС России. Обновленная «Малка»: почему российская САУ - лучшая в мире

Самоходная «Коалиция»: чем уникальна новейшая артиллерийская установка ВС России. Обновленная «Малка»: почему российская САУ - лучшая в мире

Самоходная артиллерийская установка

Самохо́дная артиллери́йская устано́вка (САУ , разговорное Самохо́дка , Саушка ,Дальнобойка , уст. Артсамохо́д , иногда употребляется просторечное Самоходная пушка ) - боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие , смонтированное на самодвижущемся (самоходном) шасси . В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ. Однако в узком смысле к САУ относятся колёсные и гусеничные боевые машины с пушечным или гаубичным вооружением, не являющиеся танками или бронеавтомобилями . Виды и назначение САУ очень многообразны: они могут быть как бронированными , так и небронированными, использовать колёсное или гусеничное шасси, иметь башенную или фиксированную монтировку орудия. Некоторые из САУ с башенной установкой орудия очень сильно напоминают танк, однако они отличаются от танка балансом «броня-вооружение» и тактическим применением.

История самоходно-артиллерийских установок начинается вместе с историей тяжёлых пушечных бронеавтомобилей в начале XX века и развитием танков в Первой мировой войне . Более того, с сегодняшней точки зрения первые французские танки «Сен-Шамон » и «Шнейдер » скорее являются аналогом более поздних САУ класса штурмовых орудий , нежели настоящими танками. Середина и вторая половина XX века были временем бурного развития разнообразных самоходно-артиллерийских установок в ведущих промышленно- и военноразвитых странах. Достижения военной науки начала XXI века - высокая точность огня, электронные системы позиционирования и наведения - позволили САУ, по мнению специалистов, отмечающих высокую роль самоходной артиллерии в условиях современного боя, занять значимое положение среди прочей бронетехники, ранее безраздельно принадлежавшее танкам.

Современный период (1945 - настоящее время)

Развитие концепции основного боевого танка привело к исчезновению класса штурмовых орудий. Многочисленные ракетные противотанковые системы и боевые вертолёты сделали устаревшими истребители танков. Как результат, дальнейшее развитие получили самоходные гаубицы и зенитные самоходные установки. В СССР бурное развитие ракетных технологий негативно сказалось на развитии ствольной артиллерии, но к началу 70-х гг. XX века САУ-заслуженным ветеранам Великой Отечественной войны пришли на смену современные артиллерийские комплексы 122-мм 2С1 «Гвоздика» , 152.4-мм 2С3 «Акация» и 2С5 «Гиацинт» , 203-мм 2С7 «Пион» , 240-мм самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан» . Дальнейшее развитие привело к созданию самых совершенных советских и российских САУ - авиадесантируемой 120-мм

Называют боевые машины, которые являются не чем иным как смонтированным на самодвижущихся шасси артиллерийским орудием. В обиходе их иногда называют самоходками или артсамоходами. В этой статье мы с вами разберемся, что такое САУ, где они используются, как классифицируются и чем отличаются от других видов вооружения.

Резюме

Итак, что такое САУ? В широком смысле в качестве САУ можно рассматривать все боевые машины, которые вооружены пушками. Однако в узком смысле к САУ относятся только те машины, которые вооружаются пушками или гаубицами, но не являются танками или бронеавтомобилями.

Виды САУ разнообразны, равно как и сфера их применения. Они могут иметь колесное или гусеничное шасси, защищаться или не защищаться броней, иметь фиксированную или башенную монтировку основного орудия. Многие самоходные артиллерийские установки мира, оборудованные башенной установкой, внешне напоминают танки. Однако они существенно отличаются от танков по тактическому применению и балансу «броня-вооружение».

Самоходная артиллерийская установка (САУ) начала свою историю примерно тогда же, когда и первые пушечные бронеавтомобили, - в начале 20 века. Более того, с точки зрения современной военной науки, первые были скорее аналогом более поздних САУ, нежели танками. В середине и второй половине двадцатого века в ведущих государствах настал период бурного развития всяческих самоходных артиллерийских установок.

В начале двадцать первого века, благодаря внушительному скачку военной науки, САУ, по мнению многих экспертов, стали претендовать на первенство среди прочей бронетехники. Раньше, оно, безусловно, принадлежало танкам. Роль САУ в условиях современного военного сражения растет с каждым годом.

История развития

На поле боя Первой мировой войны использовали самоходные установки, построенные на базе грузовиков, тракторов или гусеничных шасси. Позже, с развитием танков, инженеры осознали, что для монтажа мощных артиллерийских систем лучше всего подходит танковая база. Орудия на небронированных шасси также не были забыты, ведь они славились большой мобильностью.

В России первую бронированную САУ предложил сын Д. И. Менделеева - В. Д. Менделеев. Во времена Первой мировой и Гражданской войны активно использовали 72-миллиметровые орудия Лендера, построенные на базе грузовика «Руссо-Балт». Кабины некоторых из них даже частично бронировались. В 20-е годы прошлого века разработкой САУ занимались СССР, Германия и США, однако большинство проектов представляло собой не более чем суррогатные установки.

Когда Советский Союз и Германия стали активно развивать свои танковые силы, появилась возможность массово устанавливать на танковые шасси артиллерийские установки. Так, в СССР на базе танков Т-35 и Т-28 был создан прототип САУ СУ-14. В Германии для переделки под САУ применяли устаревшие танки Pz Kpfw I.

Вторая мировая война потребовала использования всех ресурсов участников. Германия массированно производила САУ на основе старых и трофейных танков. На базе собственных машин они делали более простые и дешевые установки. В историю вошли такие немецкие образцы: StuG III, и StuG IV, Hummel и Wespe, самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» (так называли истребители танков Hetzer и Elefant) и некоторые другие. С конца 1944 года производство САУ в Германии превысило по объему производство танков.

Красная Армия начинала воевать без серийной самоходной артиллерии. Производство единственной самоходной гаубицы СУ-5 было остановлено еще в 1937 году. Но уже в июле 1941 года появилась САУ ЗиС-30 суррогатного типа. А в следующем году с конвейера сошли штурмовые орудия модели СУ-122. Позже в противовес немецкой тяжелой бронетехнике появились знаменитые СУ-100 и ИСУ-152.

Инженеры Англии и Америки сосредотачивали свои силы в основном на производстве самоходных гаубиц. Так появились модели: Sexton, Bishop, М12, и M7 Priest.

Из-за развития основных боевых танков, необходимость в использовании штурмовых орудий отпала. системы вместе с боевыми вертолетами вполне успешно могут заменить противотанковые САУ. А вот гаубицы и зенитные установки развиваются до сих пор.

По мере развития САУ сфера их применения росла, а классификация расширялась. Рассмотрим типы самоходных артиллерийских установок, фигурирующих в военной науке на сегодняшний день.

Как можно понять из названия, такие боевые машины специализируются на уничтожении бронетехники. Как правило, они получают в качестве вооружения длинноствольные полуавтоматические орудия калибром от 57 до 100 мм с унитарным способом заряжения, позволяющим достичь высокой скорострельности. Тяжелые истребители танков, предназначенные для борьбы с аналогичными машинными противника и тяжелыми танками, могут вооружаться длинноствольными орудиями с раздельным заряжением, калибр которых доходит до 155 мм. Установки такого класса малоэффективны против укреплений и пехоты. Скачок в развитии они получили во времена Второй мировой войны. Характерными представителями истребителей танков того времени являются советская САУ модели СУ-100 и немецкая «Ягдпантера». В настоящее время установки этого класса уступили свое место ракетным противотанковым системам и боевым вертолетам, которые гораздо эффективнее справляются с танками.

Штурмовые орудия

Представляют собой бронированные машины для огневой поддержки танков и пехоты. САУ такого типа вооружаются крупнокалиберными (105-203 мм) короткоствольными или длинноствольными орудиями, которые без проблем поражают укрепленные позиции пехоты. Кроме того, штурмовые орудия могли эффективно применяться против танков. Этот вид САУ, так же как и прошлый, активно развивался во время Второй мировой войны. Яркими примерами германских штурмовых самоходных орудий стали StuG III, StuG H42 и Brummbar. Среди советских машин отличились: Су-122 и Су-152. После войны развитие основных боевых танков привело к тому, что их стали вооружать крупнокалиберными орудиями, способными без проблем поражать укрепления противника и небронированные цели. Таким образом, необходимость в использовании штурмовых орудий исчезла.

Самоходные гаубицы

Представляют собой мобильные орудия для огня с закрытых позиций. По сути, это самоходный аналог буксируемой артиллерии. Такие САУ вооружались артиллерийскими системами калибром от 75 до 406 миллиметров. Они имели легкое противоосколочное бронирование, которое защищало разве что от контрбатарейного огня. С самого начала развития самоходной артиллерии развивались и самоходные гаубицы. Пушки крупного калибра вместе с высокой мобильностью и современными системами позиционирования делают этот вид вооружения одним из наиболее эффективных по сей день.

Особое распространение получили самоходные гаубицы калибром более 152 миллиметров. Они могут наносить удар по врагу ядерными боеприпасами, что дает возможность уничтожать крупные объекты и целые группы войск при малом количестве выстрелов. Во времена Второй мировой войны прославились немецкие машины Wespe и Hummel, американские гаубицы M7 (Priest) и M12, а также британские САУ Sexton и Bishop. СССР пробовала наладить выпуск таких машин (модель Су-5) еще в 40-х годах прошло века, однако эта попытка не увенчалась успехом. Сегодня на вооружении современной российской армии стоит одна из лучших самоходных гаубиц в мире - 2С19 «Мста-С» калибром 152 мм. В армиях стран НАТО на вооружении стоит ее альтернатива 155-миллиметровая САУ «Паладин».

Противотанковые

САУ данного класса представляют собой полуоткрытые или открытые машины, вооруженные противотанковым оружием. Обычно их строят на базе легкобронированных танковых шасси, которые уже устарели для своего прямого назначения. Такие машины отличались хорошим сочетанием цены и эффективности и выпускались в довольно больших объемах. Вместе с тем они все же проигрывали по боевым характеристикам машинам более узкой специализации. Неплохим примером противотанковой САУ Второй мировой войны являются немецкая машина Marder II и отечественная СУ-76М. Как правило, такие установки вооружали мелко- или среднекалиберными орудиями. Однако иногда встречались и более мощные версии, к примеру, немецкая Nashorn калибром 128 мм. В современной армии такие агрегаты не используют.

Зенитные установки

Это специализированные пушечно-пулеметные установки, задача которых состоит в поражении низколетящих и средневысотных самолетов, а также вертолетов противника. Обычно они вооружались мелкокалиберными автоматическими пушками (20-40 мм) и/или пулеметами крупного калибра (12,7-14,5 мм). Важным элементом была система наведения на быстролетящие цели. Иногда они дополнительно вооружались ракетами типа «земля-воздух». В городских боях и в случаях, когда нужно противостоять большой массе пехоты, зенитные установки показывали себя как нельзя хорошо. Во времена Второй мировой войны особо отличились немецкие зенитные установки Wirbelwind и Ostwind, а также советская ЗСУ-37. Современная российская армия имеет на вооружении две ЗСУ: 23-4 («Шилка») и «Тунгуска».

Суррогатные

Представляют собой импровизированные боевые машины, сконструированные на базе коммерческих или тракторов. Бронирование у суррогатных САУ, как правило, отсутствовало. Среди отечественных установок такого класса распространение получила 57-миллиметровая противотанковая самоходная боевая машина ЗиС-30, построенная на базе гусеничного артиллерийского тягача «Комсомолец». Наиболее широко суррогатные машины использовали нацистская Германия и фашистская Италия по причине недостатка другой бронетехники.

Типичная самоходная артиллерийская установка СССР с успехом совмещала в себе функции сразу нескольких классов. Явным тому примером стала модель ИСУ-152. Немцы придерживались стратегии создания узкоспециализированных САУ. Как следствие, некоторые немецкие установки были лучшими в своих классах.

Тактика использования

Разобравшись, что такое САУ и какими они бывают, давайте узнаем, как их используют на практике. Основной задачей самоходной артиллерийской установки на поле боя является поддержка других родов войск артиллерийским огнем с закрытых позиций. Благодаря тому, что САУ обладают высокой мобильностью, они могут сопровождать танки во время прорывов через линию обороны противника, значительно повышая боевые возможности танковых и мотопехотных войск.

Высокая мобильность также дает самоходной артиллерии возможность самостоятельно атаковать противника. Чтобы это осуществить, заранее рассчитываются все параметры стрельбы. Затем САУ выходят на огневую позицию и без пристрелки ведут массированную атаку по врагу. После этого они быстро покидают огневой рубеж, и к тому времени, когда противник рассчитает место для ответного удара, позиции уже будут пусты.

Если вражеские танки и мотопехота прорывают линию обороны, самоходная артиллерия может выступить в качестве успешного противотанкового средства. Для этого некоторые модели САУ получают в свой боекомплект специальные снаряды.

В последние годы самоходная артиллерия стала применяться для уничтожения снайперов, которые укрываются в неудобных для атаки другими огневыми средствами местах.

Одиночные самоходные артиллерийские установки, вооруженные ядерными снарядами, могут уничтожать крупные объекты, укрепленные населенные пункты, а также места скопления вражеских войск. При этом ядерные снаряды САУ практически невозможно перехватить. Вместе с тем радиус возможных поражаемых целей у артиллерийских боеприпасов меньше, чем у авиации или тактических ракет, равно как и мощность взрыва.

Компоновка

Наиболее распространенные на сегодняшний день самоходные машины обычно строятся на базе танкового шасси или легкобронированных гусеничных машин. В обоих случаях компоновка узлов и агрегатов схожа. В отличие от танков, башенная установка САУ располагается в задней части броневого корпуса, а не в средней. Так процесс подачи боеприпасов с земли значительно облегчается. Моторно-трансмиссионная группа, соответственно, находится в передней и средней части корпуса. Из-за того, что трансмиссия расположена в носовой части, целесообразно, чтобы передние колеса были ведущими. Однако в современных САУ наблюдается тенденция к использованию заднего привода.

Отделение управления, оно же - рабочее место механика-водителя, располагается возле коробки передач по центру машины или ближе к ее левому борту. Мотор размещается между местом механика-водителя и боевым отделением. Боевое отделение включает в себя боезапас и устройства для наводки орудия.

Кроме описанного варианта размещения узлов и агрегатов, ЗСУ может компоноваться по танковому образцу. Иногда они и вовсе представляют собой танк, штатная башня которого заменена на специальную башню со скорострельным орудием и оборудованием для наведения. Вот мы с вами и узнали, что такое САУ.

Если верить утверждению «Артиллерия - бог войны», то поступившая летом в войска самоходная артиллерийская установка 2С7СМ выступает лучшим кандидатом на роль «божьего наместника»,

2С7СМ представляет обновленный вариант САУ «Малка», что была создана в середине 80-х годов на базе 2С7 «Пион». При этом новинка отличается увеличенным темпом стрельбы: до трех выстрелов в минуту против двух с половиной и полутора у предшественниц соответственно. Улучшилась и точность огня благодаря применению дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов «Орлан-10». Безошибочная привязка к местности обеспечивается бортовыми компьютерами, использованием цифровых карт местности и сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Особые механизмы новой модели САУ дают ей возможность с высокой точностью изменять угол возвышения в пределах 60°. Вместе с более совершенными средствами поражения эти и другие нововведения дают основание отнести 2С7СМ к следующему поколению самоходных артиллерийских систем большого калибра для Сухопутных войск.

Опыт Второй мировой

В начале августа артиллеристы Восточного военного округа в условиях полигона Трехречье в Амурской области отработали задачу по уничтожению броневой группы условного противника, «прорвавшей оборону и устремившейся вглубь боевых порядков наших войск». . Заметим, что подобное применение дальнобойных артиллерийских систем - большая редкость в реальных боевых (да и учебных) условиях. Обычно они ведут стрельбу из глубины обороны, находясь на почтительном расстоянии от линии огневого соприкосновения с противником, - дальность выстрела позволяет не подвергать расчеты излишнему риску ответного огня.

Вместе с тем хроника вооруженных конфликтов изобилует примерами, когда артиллеристы были вынуждены оказывать отпор врагу в условиях, не предусмотренных требованиями заказчика к фирме - разработчику вверенных им артиллерийских систем. Например, в ходе Великой Отечественной войны большое число танков было выведено из строя огнем зениток.

Как следствие, на базе хорошо зарекомендовавших себя орудий ПВО с отменными баллистическими качествами промышленностью были созданы танковые пушки и противотанковые установки. А советские оружейники ставили 122- и 152-миллиметровые гаубицы на бронированные самоходные шасси, в результате чего Красная армия получила превосходные САУ, способные успешно бороться с фашистскими «Тиграми» и «Пантерами», заслужив неофициальное название «Зверобой». В этой связи способность современных 203-миллиметровых самоходок вести в случае необходимости точный и быстрый огонь на поражение прямой наводкой (в конкретных условиях полигона видимость составляла около двух километров) является весьма ценным качеством соответствующей артиллерийской системы.

Проверка Сирией

Встретить «нетипичное» применение мощных систем самоходной артиллерии можно было и в ходе антитеррористической операции на территории Сирии.

Так, разработанные для ведения навесного огня САУ 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация», находящиеся на вооружении Сирийской арабской армии (САА), нередко били по врагу прямой наводкой. Например, когда требовалось взломать линию обороны незаконных вооруженных формирований в плотной городской застройке при освобождении городских кварталов Алеппо, Дамаска и других мегаполисов. Со своей стороны НВФ тоже активно применяли нестандартные приемы ведения боя, стремясь внезапностью действий вызвать панику в рядах правительственных войск и народного ополчения. Это потребовало соответствующих изменений в организации боевой работы сирийских расчетов полевой артиллерии.

Анализ боевых действий в САР подвигает российских артиллеристов к совершенствованию собственных навыков, внесению соответствующих корректив в программы боевой подготовки. О том, что российские советники, прикомандированные к правительственным войскам, «многое перенимали у сирийских военных», накопивших за семь лет гражданской войны «огромный опыт реальной боевой работы», рассказал полковник Геннадий Вильямович Шевченко, выполнявший специальные задачи во время командировок в Сирии.

От «Пиона» к «Малке»

Отталкиваясь от опыта создания арт. систем крупного калибра царского периода, Советский Союз продолжил разработку «восьмидюймовок» в интересах Красной армии. В результате появилась выпускавшаяся большим тиражом (более тысячи экземпляров) гаубица Б-4 образца 1931 года.

Конечно, «по технике» это были совершенно иные изделия, созданные в соответствии с изменившимися требованиями главного заказчика как самоходные пушки артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. Вместе с тем, помимо калибра, можно выделить еще несколько параметров, оставшихся неизменными. Так, предельный угол возвышения сохранился равным 60°: по мнению разработчиков гаубичной артиллерии, это обеспечивает выбор оптимальной траектории для поражения разнообразных целей.

Отличия же объяснялись тем обстоятельством, что «Пион» и «Малка» разрабатывалась для иного применения - уничтожения особо важных объектов и средств ядерного нападения, а также подавления тылов. Данное предназначение диктовало необходимость обеспечения повышенной дальности стрельбы боеприпасами большой разрушительной мощности. Для увеличения максимального показателя с 18 километров у Б-4 до 25-37 километров у 2С7 при сохранении массы фугасного снаряда на уровне 100-110 килограммов, длина ствола выросла более чем в два раза - с 25 до 55 калибров.

Одновременно скорострельность была повышена в три раза, а в ходе дальнейшего развития системы - по совокупности в шесть раз. Дополнительно к фугасным и бетонобойным для «Пиона» были разработаны также осколочно-фугасные и кассетные снаряды.

Существенным отличием от Б-4 на гусеничном лафете и ее послевоенного варианта Б-4М на колесном стала постановка орудия на бронированное гусеничное шасси с танковым двигателем мощностью сначала 780, а затем 840 лошадиных сил. В результате масса установки увеличилась с 18-19 до 45-46,5 тонны. Словом, буксируемые восьмидюймовки уступили место самоходным, способным передвигаться по дорогам со скоростью до 50 километров в час. Кроме прочих преимуществ, это существенно снизило вероятность поражения наших артиллеристов ответным огнем противника. Если стрельба велась одиночными выстрелами на предельную дальность, расчет успевал перевести свою машину в походное положение и сменить позицию, пока снаряд все еще находится на траектории.

«Малка» против М110 США

Интересно сравнить отечественную систему с единственным иностранным аналогом - М110, ведь, кроме США, восьмидюймовки за рубежом после Второй мировой войны никто не выпускал. Производство первоначального варианта стартовало в 1962 году, причем по дальности и скорострельности он имел паритет с Б-4М. Стремясь облегчить физические нагрузки на артиллеристов, американские инженеры разработали гидравлическое заряжающее устройство. Однако его конструкция оказалась неудачной: хорошо тренированный расчет вручную стрелял в полтора-два раза быстрее. Единственным преимуществом перед Б-4М было применение самоходного шасси, что «покупалось» увеличением массы установки до 28,5 тонны.

Анализ опыта вьетнамской войны подвиг американцев увеличить длину ствола с 25 до 39,5 калибра на варианте А1 и улучшенном А2 (1978 год) с целью довести максимальную дальность стрельбы до 24 километров. Хотя показатели М110А2 оказались довольно высокими, превзойти «советские аналоги» ей не удалось. Когда американцы начали переоснащение ранее выпущенных М110 и М107 длинноствольными пушками, отечественная промышленность занялась выпуском полностью нового «Пиона». При близких показателях скорострельности наша система выпускала снаряды большей массы - 100-110 килограммов против 90,7 в случае осколочно-фугасного выстрела.

Обрести превосходство США не помогло и изобретение так называемого «активно-реактивного» снаряда (с пороховым зарядом для дополнительного импульса на траектории). Благодаря ему американцы достигли дальности 30 километров. Соответствующий показатель для отечественной системы составлял 25-37 километров в случае обычных выстрелов и 47,5 для разработанного позднее «активно-реактивного». А применительно к недавно обновленной «Малке» максимальная дальность стрельбы называется «до 50 километров».

Единственная и неповторимая

Как американские, так и советские артиллерийские системы большого калибра предназначались для уничтожения особо важных объектов противника, расположенных на удалении нескольких десятков километров от линии фронта. В период холодной войны для них разработали выстрелы с химическими и атомными зарядами. Когда же Вашингтон и Москва вышли на договоренности по сокращению арсеналов оружия массового поражения и согласовали предельное количество ядерных боеприпасов для каждой стороны, первыми «жертвами» процесса разоружения оказались как раз артиллерийские снаряды, коль скоро проку от них гораздо меньше, чем от боеголовки стратегической ракеты. И если М-110 смогла пережить «снижение статуса» с «ядерного» до «обычного» вооружения, то массовый переход западных армий на «стандартный» калибр 155 миллиметров окончательно прервал ее карьеру в американской армии.

Со скорым выбытием единственного иностранного аналога отечественная восьмидюймовка становится единственной в гаубицей большого калибра на собственном ходу, сохраняющейся на вооружении Сухопутных войск. Появление обновленного варианта 2С7СМ закрепляет ее статус как самой мощной и совершенной системы ствольной артиллерии во всем мире. Воочию увидеть «божьего наместника» можно на статической площадке парка «Патриот» .

САУ PzH-2000 (аббревиатура PzH - от Panzerhaubitze, число «2000» указывает на новое тысячелетие) предназначена для уничтожения различных точечных и площадных целей, в первую очередь огневых средств (в том числе танков и другой бронированной техники), укреплений, а также живой силы противника. Из орудия можно вести стрельбу как по навесным, так и по настильным траекториям. Относительно недавно принятая на вооружение бундесвера САУ сочетается в себе большую дальность стрельбы, повышенную защищенность, оперативно-тактическую гибкость применения и высокую подвижность. Данная гаубица признается одной из самых совершенных и скорострельных САУ мира.

Разработка новой САУ PzH-2000, которая должна была заменить устаревающую американскую САУ М109, началась в 1987 году. Победа в контракте на производство самоходных гаубиц досталась компании «Вегманн». 4 прототипа новой САУ были переданы заказчику уже в 1994 году. В том же году все 4 машины успешно преодолели полигонные испытания и были рекомендованы к проведению войсковых испытаний. До конца февраля 1995 года 2 машины эксплуатировались в достаточно сложных климатических условиях при низких температурах в Канаде на полигоне Шило. Летом 1995 года те же 2 машины были отправлены на полигон Юма в США, здесь САУ были испытаны в условиях жаркой аризонской пустыни. Параллельно 2 других машины проходили войсковые испытания в Германии. Окончательное решение о запуске САУ в серию было принято в конце 1995 года. Бундесвер сделал заказ на 185 самоходок PzH-2000. В последствии данные гаубицы были приобретены Италией, Нидерландами и Грецией.


Командование бундесвера практически ничем не ограничивало действий главного подрядчика, который старался удовлетворить выдвинутые военными требования. Дополнением к техзаданию было лишь соблюдение 2-х условий: использовать в артсистеме новый ствол L52 и расположить силовую установку в передней части шасси. Только использование нового ствола L52 позволяло обеспечить ведение огня стандартными боеприпасами НАТО на дальность в 30 км. Именно 2 этих условия привели к базовой концепции САУ. С одной стороны башня должна была находится как можно дальше к корме машины, для того чтобы сократить вылет более чем 8-метрового ствола орудия. С другой стороны монтаж силовой установки в передней части корпуса и смещение башни к корме оставляли достаточное пространство для монтажа автомата заряжания, боеукладки на 60 выстрелов, а также размещения экипажа.

Высокую степень защиты экипажа и боеприпасов обеспечивает стальное бронирование башни и корпуса самоходки. Толщина брони башни обеспечивает экипажа надежную защиту от стрелкового калибром до 14,5 мм. и крупных осколков артиллерийских и минометных снарядов. САУ оборудована системой защиты от оружия массового поражения, системой вентиляции, а также имеет расположенные в моторном отсеке системы предупреждения о пожаре и пожаротушения. Артусатновка оснащается комбинированным прицелом (дневного и ночного видения), лазерным дальномером, и реактивной системой брони, которая предохраняет машину от воздействия кассетных боеприпасов. Реактивная броня прикрывает наиболее ответственные места самоходки сверху. Также для повышения защиты экипажа САУ PzH-2000 заряды, которые находятся в задней части башни, отделены от боевого отделения прочной специальной перегородкой. В случае детонации зарядов энергия взрыва будет направлена назад, что существенно повышает выживаемость экипажа в боевых условиях.

Главным вооружением PzH-2000 выступает смонтированная в баше кругового вращения 155-мм гаубица с длиной ствола 52 калибра (чуть более 8 метров), разработанная компанией «Рейнметалл индастри». Канал орудия хромирован, что продлевает его эксплуатацию, препятствует износу ствола. Объем зарядной камеры равняется 23 литрам. На конце орудийного ствола смонтирован специальный щелевой дульный тормоз нового образца, который уменьшает интенсивность вспышки при покидании снарядом ствола орудия и увеличивает начальную скорость снаряда. Полуавтоматический клиновый затвор оснащается магазином на 32 стандартных капсюля-детонатора с кольцевым конвейером, который используется для их подачи и удаления. Ряд параметров ствола, таких как температура зарядной каморы контролируется автоматикой и используются для управления АЗ. В вертикальной плоскости ствол орудия может наводиться в диапазоне от -2,5 до +65 градусов.


Дополнительное вооружение САУ PzH-2000 включает в себя 7,62-мм пулемета MG3 и 8 гранатометов, предназначенных для отстрела дымовых гранат (по 4 с каждого борта). Боекомплект машины состоит из 60 артиллерийских снарядов, 48 полных метательных зарядов (каждый состоит из 6 сегментов), а также 2000 патронов к пулемету и 8 гранат для гранатометов.

Компанией «Рейнметалл» была создана система многослойной закладки метательного вещества заряда (MTLS), которая позволяет увеличить скорострельность, препятствует образованию нагара в канале ствола и его быстрому износу, увеличивает дельность стрельбы и ликвидирует опасность возгорания. Метательный заряд для гаубицы PzH-2000 включает в себя 6 модулей MTLS. Максимальная дальность ведения огня стандартным снарядом L15A2 составляет 30 км., а активно-реактивными боеприпасами – около 40 км. Помимо специально разработанных модульных зарядов могут применяться и обычные натовские.

Магазин автомата заряжания САУ PzH-2000 рассчитан на 60 выстрелов 155-мм калибра. Из боеукладки в кормовой части самоходки выстрелы извлекаются и автоматически поступают в магазин. В рамках огневых испытаний гаубицы, проводившихся в октябре 1997 года, ее скорострельность составила 12 выстрелов за 59,74 секунды и 20 выстрелов за 1 минуту 47 секунд – выдающийся результат. При этом все этапы заряжания могут производиться в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режимах.


Компьютерная СУО САУ PzH-2000 позволяет ее экипажу достаточно быстро открывать огонь как самостоятельно, так и в рамках взаимодействия с батарейным или дивизионным командным пунктом управления огнем. Батарее самоходок требуется лишь 2 минуты, для того чтобы подготовится к стрельбе из походного положения в боевое, произвести 8-12 выстрелов и вернуться в походное положение, после чего покинуть огневую позицию. Начальная скорость выпущенного снаряда определяется при помощи специального датчика-радара и используется для вычисления данных для стрельбы. САУ PzH-2000 может использоваться в автоматическом режиме, получая информацию по радио от внешней системы управления и контроля.

Рабочее место командира САУ оснащается графическим дисплеем с удобным MICMOS интерфейсом, который позволяет обеспечивать взаимодействие с бортовым компьютером посредством вывода на экран разных меню. При работе установки в автоматическом режиме наведение на цель могут производить 2 члена экипажа. Применяя введенные или вычисленные данные, бортовой компьютер машины может самостоятельно переводит орудие с одной цели на другую. На люльке гаубицы смонтирована система ориентации и наведения, которая автоматически определяет пространственное положение ствола орудия и устанавливает точку начала координат, которая необходима для процесса полуавтоматического и автоматического наведения на цель. Помимо этого самоходная гаубица PzH-2000 оснащается внутренней системой навигации и глобальной системой позиционирования (GPS).


Шасси самоходки PzH-2000 переднеприводное, производства фирмы «МаК систем гезелшафт ГМБХ». При полной боевой массе САУ с учетом установленной навесной реактивной брони, удельная мощность равняется 13,4 кВт/т, но данный показатель может превысить 15 кВт/т, в том случае, если будет использован вес потенциал силовой установки. В передней части корпуса самоходки расположен восьмицилиндровый дизельный двигатель с турбо-наддувом MTU 881, обладающий мощностью в 1000 л.с. Двигатель работает в связке с трансмиссия HSWL 284 компании «Ренк» и оснащается встроенной системой самодиагностики и электронной системой управления. При полной заправке всех 3-х топливных баков, машина может преодолеть без дозаправки 420 км. по шоссе.

Проведенные в последнее время различные исследования показывают, что с учетом только таких показателей, как дальность стрельбы, скорострельность, размер возимого боезапаса, САУ PzH-2000 обладает огневой мощью, которая сравнима с 3 самоходками М109 последних модификаций. Более того, немецкая артсистема имеет куда больше шансов уцелеть на поле боя, благодаря высокой подвижности, лучшему бронированию, возможности действовать как в роли стационарной огневой точки, так и в роли мобильной системы вооружения. Бортовая система самоходки позволяет ей действовать независимо от внешних корректировщиков и артиллерийских наблюдателей. Во время боя автоматическая система наведения осуществляет ввод соответствующих поправок после каждого произведенного выстрела.


При сравнении немецкой PzH-2000 с другими артиллерийскими системами, находящимися на вооружении в наши дни, важным показателем является численность ее экипажа. Даже во время осуществления продолжительных операций для управления самоходкой вполне достаточно 3 человек – механика-водителя, командира и заряжающего. При этом, как правило, экипаж САУ PzH-2000 состоит из 5 человек: механика-водителя, командира, наводчика и 2-х заряжающих. В то же время для развертывания трех американских САУ М109, суммарная огневая мощь которых равна одной немецкой установке, требуется не менее 24 человек.

Технические характеристики САУ PzH-2000

Масса: 55,3 т.
Габаритные размеры:
Длина 11,669 м. (с пушкой вперед), ширина 3,48 м., высота 3,40 м.
Экипаж: 3-5 чел.
Вооружение: 155-мм орудие L-52, 7,62-мм пулемета MG3
Скорострельность с модифицированным приводом заряжания выстрелов:
- 3 выстрела за 8,4 секунды,
- 12 выстрелов за 59,7 секунд,
- 20 выстрелов за минуту и 47 секунд,

Пополнение боезапаса: 10 минут и 50 секунд.
Максимальная дальность стрельбы: стандартными боеприпасами – 30 км., активно-реактивными более 40 км. Рекорд стрельбы активно-реактивным боеприпасом 56 км.
Боекомплект: 60 снарядов, 2000 патронов к пулемету.
Двигатель: восьмицилиндровый дизельный двигатель с турбо-наддувом МТU 881 мощностью 1000 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 61 км/час, по пересеченной местности – 45 км/ч.
Запас хода: по шоссе – 420 км.

Использованы источники:
www.detavlad.ru/item/139
www.btvt.narod.ru/4/pzh2000.htm
www.kubinkamuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99&Itemid=313

Несмотря на возрастающее значение авиации на поле современного боя, артиллерия не сдает свои позиции и сохраняет свою роль эффективного средства поражения любых целей — от пехоты до фортификационных сооружений. Одной из ее важнейших видов являются самоходные артиллерийские установки (САУ). Они часто применяются для огневой поддержки войск на поле боя, для артподготовки перед штурмом позиций противника, а также для минирования опасных участков обороны и уничтожения минных полей врага. Внедрение новейших технологий обеспечивает самоходным артиллерийским установкам высокую точность, скорострельность и мобильность. Значимость САУ в реалиях типичного регионального конфликта нашего времени значительно возросла.

Одной из наиболее ожидаемых новинок, которую широкая публика могла видеть одном из недавних парадов Победы в Москве, стала новейшая самоходная артиллерийская установка 2С35 «Коалиция-СВ». Эта машина имеет долгую и непростую историю создания.

История

В 1989 году на вооружение была принята самоходная гаубица 2С19 «Мста-С ». По своим основным характеристикам она ничем не уступала зарубежным аналогам. Но со временем все изменилось: дальность стрельбы зарубежных САУ увеличилась до 40 километров (некоторыми боеприпасами), и в ЦНИИ «Буревестник» (Нижний Новгород) начали разрабатывать новую артиллерийскую систему, получившую наименование «Мста-СМ». Параллельно с ними специалисты данного НИИ разрабатывали несколько многоствольных артиллерийских систем.

В начале 2003 года конструкторы уже имели достаточные наработки для создания двухствольной гаубичной самоходной системы. В 2004 году начались ее испытания, в результате которых от двухствольной компоновки решили отказаться. Установка сразу двух стволов на одной машине серьезно усложняла и удорожала конструкцию. Именно эти работы и дали начало новому проекту, позже получившему название «Коалиция».

Официально проект стартовал в 2006 году. В 2013 году были сделаны два первых опытных образца, а в следующем – первая партия САУ из десяти машин.

К 2020 году эта 152-мм самоходная гаубица должна заменить устаревшие САУ «Акация » и «Мста».

Конструкция

САУ «Коалиция-СВ» построена на базе основного российского танка Т-90. В будущем ее хотят перевести на базу универсальной боевой платформы «Армата », а также создать колесный вариант.

САУ выполнена по башенной схеме и устройство ее корпуса в целом повторяет компоновку корпуса Т-90 . Корпус состоит из трех отделений: силового, боевого и отсека управления. Отделение управления расположено в носовой части корпуса, в нем расположено место водителя-механика и приборы управления машиной. Рядом находятся места для командира орудия и наводчика.

Боевое отделение полностью необитаемо, оно размещено в средней части корпуса. Заряжание и формирование выстрела происходит полностью в автоматическом режиме, без участия экипажа. Заряжание раздельное. Экипаж полностью отделен от боевого отсека, что повышает его безопасность, а также ограждает от пороховых газов. Модуль управления компьютеризирован, все информация выводится на дисплеи. Места командира машины и наводчика оборудованы системами контроля исполнения операций. На своих местах командир и наводчик могут получать информацию об окружающей местности, производить нацеливание орудия, принимать целеуказания по специальному каналу связи и вычислять поправки для стрельбы. Все это они могут выполнять в любое время суток.

В кормовой части машины расположен силовой отсек с двигателем и трансмиссией. Нарезная гаубица калибра 152 мм расположено в поворачивающейся башне. На башне также расположена система постановки дымовых помех и датчики предупреждения об облучении лазером.

На дульном срезе орудия имеется дульный тормоз. Заряжается орудие автоматически, при этом снаряд может быть загружен в орудие при любых углах его наклона: опускать ствол на линию заряжания не требуется. Механизм заряжания – пневматический. Выстрел производится за счет микроволнового заряда.

Механизм заряжания существенно повысил темп стрельбы «Коалиции-СВ». Скорострельность установки в 1,5 раза выше, чем САУ «Мста» и «Акация». Боекомплект орудия составляет от 50 до 70 снарядов. САУ может использовать осколочно-фугасные снаряды, управляемые снаряды, полет которых можно корректировать, используя информацию от системы ГЛОНАСС, а также снаряды специального назначения: дымовые, осветительные, зажигательные.

САУ способна стрелять на дальность до 70 километров. «Коалиция-СВ» может работать в режиме «шквал огня», при котором производится большое количество выстрелов по одной цели, но по разным траекториям, благодаря чему снаряды попадают в цель почти одновременно. Машина может быть подготовлена к стрельбе в кратчайшие сроки и покинуть позицию через одну минуту после ее окончания.

Для «Коалиции-СВ» была создана специальная машина на базе КамАЗа, которая может перевозить и разгружать боекомплект. Для пополнения БК с этой машины требуется всего лишь 15 минут.

На крыше башни САУ расположена пулеметная установка, с пулеметом КОРД . Она управляется дистанционно, угол ее возвышения составляет 75 градусов. В установке присутствуют система наведения и лазерный дальномер.

Броня корпуса артиллерийской установки — стальная противопульная.

«Коалицию» планируют поставить на вооружение в бригады Сухопутных войск РФ .

Модификации машины

Сейчас САУ выполнена на базе танка Т-90, но некоторые эксперты считают, что универсальная платформа «Армата» подойдет для этих целей намного лучше. Тем не менее, существует еще несколько вариантов — например, в качестве базы самоходной установки может быть использован автомобиль повышенной проходимости КамАЗ-6560. Проходимость колесного варианта, скорее всего, будет ниже гусеничного, однако, он должен быть намного более мобилен и серьезно выигрывать в скорости.

Имеется информация об экспериментах с зарядом для этого орудия. Новый заряд, созданный на основе вещества с большой энергетической емкостью сможет существенно повысить дальность стрельбы. Но официального подтверждения этому пока не было.

Существует и еще один вариант этой установки. Он представляет собой две сочлененные машины: первая – это САУ, а вторая – транспортно-заряжающая машина, которую установка возит на прицепе. Благодаря такой схеме время заряжания артиллерийской установки уменьшается в несколько раз и значительно увеличивается проходимость комплекса.

Планируется также установка орудий САУ «Коалиция-СВ» на боевые корабли.

Технические характеристики

Полная информация о машине пока недоступна.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них