Уход за лицом: сухая кожа

Сергей Лавров: личная жизнь, жена и дочь. Где живет дочь лаврова министра иностранных дел Екатерине лавровой

Сергей Лавров: личная жизнь, жена и дочь. Где живет дочь лаврова министра иностранных дел Екатерине лавровой

66-летний Сергей Лавров, министр иностранных дел России - один из самых популярных министров в стране. Как складывается личная жизнь Сергея Лаврова, что известно о жене и дочке?

Сергей Лавров родился 21 марта 1950 года. Известно, что отец Сергея Лаврова был тбилисский армянин. Согласно некоторым источникам, он носил фамилию Калантаров.

Мама Сергея Лаврова работала в Министерстве внешней торговли СССР. Рост Сергея Лаврова - 185 см, вес - 80 кг.

Сергей Викторович учился в школе имени В. Короленко в городе Ногинск Московской области. А окончил московскую школу с серебряной медалью, в которой углубленно изучал английский язык.

В 1972 году Сергей Лавров выпустился из Московского госинститута международных отношений (это МГИМО) МИД СССР. Лавров владеет тремя языками: французским, английским и сингальским.

Личная жизнь Сергея Лаврова стабильна и не менялась на протяжении 40 лет. Сергей Лавров женился на третьем курсе, связав жизнь с будущей учительницей русского языка и литературы Марией.

"Я приметила Сережу сразу: красавец, высокий, крепко сложенный, - вспоминает Мария Александровна. - А уж когда на вечеринках он брал в руки гитару и хрипел «под Высоцкого», девчонки с ума сходили".

Мария Лаврова сопровождала мужа во всех его поездках, начиная с самой первой - четырехлетней командировки в Шри-Ланку. Впоследствии, во время работы Лаврова постоянным представителем РФ при ООН, она руководила библиотекой миссии.

Их единственная дочь Катя Лаврова родилась в Нью-Йорке, когда Сергей Викторович работал в советском постпредстве при ООН. Окончила школу на Манхэттене и Колумбийский университет.

После окончания учебы девушка уехала на стажировку в Лондон. Там Екатерина познакомилась с сыном фармацевтического магната, выпускником Кембриджа Александром Винокуровым.

В 2008 году они поженились, а в 2010-м Катя родила сына. Сейчас зять министра занимает должность президента холдинга «Группа «Сумма» и входит в состав совета директоров ОАО «Новороссийский морской торговый порт».

Сергей Викторович - заядлый курильщик. Отстаивая свои права, он даже пошел на конфликт с генсеком ООН Кофи Аннаном, запретившим курение в штаб-квартире Организации. Лавров возразил, что приказ незаконен, поскольку Аннан не является владельцем здания.

Министр иностранных дел России любит писать стихи и петь под гитару. Сергей Лавров увлекается рафтингом. Он является президентом Федерации гребного слалома страны.

Сергей Викторович Лавров обожает играть в футбол. Он болеет за московскую команду «Спартак».

А теперь подробнее о дочери

Екатерина Винокурова — дочь министра иностранных дел России Сергея Лаврова — провела все детство в Нью-Йорке, где ее отец на протяжении десяти лет представлял нашу страну в ООН. Уже будучи выпускницей Колумбийского университета, к тому же окончив магистратуру в Лондоне, Екатерина переехала в Москву, начала карьеру в сфере искусства и на сегодняшний день является содиректором российского отделения аукционного дома Christies.

С чего началось ваше увлечение современным искусством?
С детства. Я родилась в семье, где искусство всегда уважали. Бабушка и мама часто водили меня на выставки. И потом, я выросла в Нью-Йорке, а там огромное количество музеев и очень развита выставочная деятельность. Современным искусством на профессиональном уровне стала заниматься случайно. Когда переехала в Москву, общие друзья познакомили меня с основателем галереи Haunch of Venison Гарри Блэйном, и он предложил мне работу. Я честно призналась, что о современном искусстве знаю мало и только по нескольким курсам, которые прошла в университете. Он ответил: "Ничего, это такая сфера деятельности, где можешь всему учиться по ходу". Так и втянулась. Сначала три года отработала в Haunch of Venison, представляя галерею в России, а потом перешла в Christies.

"Учиться по ходу" в случае с современным искусством практически необходимость, потому что в российских вузах такая дисциплина отсутствует.
Я сама очень жалею, что не получила когда-то профильное образование в сфере искусства, и, появись у меня сейчас такая возможность, обязательно воспользовалась бы ей. Когда я поступала в университет, курс "История искусства" многим представлялся скорее как хобби, нежели как база для будущей профессиональной деятельности. Я отучилась на политолога, магистратуру закончила на факультете международных отношений, но для меня это была возможность углубить знания по нескольким гуманитарным предметам. Да, в Москве действительно не очень много мест, где можно получить образование, которое нужно западным аукционным домам. Но при большом желании можно отправиться на уч:) за границу и закончить годичный курс на тему классического или современного искусства. У Christies, например, есть собственная образовательная программа, причем в разных сферах: ювелирное дело, современное искусство, менеджмент и многое другое.

Вы не только работаете в сфере современного искусства, но и сами его коллекционируете.
Да, первая работа появилась у меня в 2007 году. Ее автор — художник Павел Пепперштейн. Он написал письмо Юрию Лужкову и Валентине Матвиенко, которые на тот момент были мэрами Москвы и Санкт-Петербурга, с предложением сохранить два этих города как культурные центры, а деловые, политические и все прочие — вынести за их пределы в город под названием Россия. Пепперштейн создал несколько картин, объединенных этой идеей, одну из которых я приобрела. Тема была мне очень близка, потому что на тот момент я только закончила уч:) и начала заниматься искусством, а работа Павла объединяла в себе и политику, и искусство. Считаю ее одной из главных в своей коллекции, тем более Павел со временем стал очень успешным художником: в прошлом году его работу даже приобрел Tate. В моей коллекции вообще преобладают русские художники: Григорий Острецов, Сергей Сапожников, Миша Мост. В последнее время появилось несколько работ американцев, в том числе Дэниела Лефкурта, которую я отдавала на недавнюю выставку "Глазами коллекционера" в рамках Cosmoscow. А в прошлом году приобрела фотографию Филип-Лорки ди Корсия. Пока все работы помещаются в квартире. Опытные друзья-коллекционеры говорят, что ты становишься настоящим коллекционером только когда своих стен уже не хватает и необходимо искать отдельное пространство для хранения, так что есть к чему стремиться.

В чем основные различия восприятия современного искусства в России и на Западе?
В России люди знают о современном искусстве гораздо меньше, а все чуждое воспринимают с опаской. Это искусство во многом построено не на визуальной части, а на концепции. Чтобы понять его, нужно не только прийти и посмотреть, но еще кое-что спросить, кое-что почитать. Взрослые люди, а особенно мужчины боятся показать, что они чего-то не знают, стесняются, и неизвестное так и остается чуждым. Коллекционирование на мировом уровне закончилось в России еще в 1917 году, и только последние 20 лет эта традиция возрождается. Пока у нас нет музеев уровня МоМА и Tate, но, очень надеюсь, через какое-то время они обязательно появятся. Большие надежды возлагаю на частные инициативы, потому что государству покупка столь большой коллекции обойдется в огромную сумму.

Нет ли опасения, что "возрождение традиций" окажется модой на современное искусство, которая в скором времени просто пройдет?
Искусство больше, чем мода. Есть модные художники, которые востребованы сегодня, а через пять лет их никто не вспомнит. Но искусство в целом — это большая часть нашей культуры. Такие вещи не могут быть просто модными. Оно вечно, поэтому в него надо вкладывать силы, средства, и, конечно, его надо изучать.

Кто на сегодняшний день является основной целевой аудиторией тех выставок современного искусства, что организовываются в России?
Помимо коллекционеров и профессионалов современным искусством интересуется большое количество людей, особенно молодежь. Это то, что актуально и привлекает внимание общественности. Чем больше люди узнают про сферу современного искусства, тем более популярным оно становится. Если говорить о Christies, то на каждой выставке, которую мы устраиваем, два-три дня работы могут посмотреть не только те, кто хочет и может их приобрести, но и студенты и люди, просто интересующиеся искусством.

Насколько для современных художников важно иметь имя-бренд, как у Джеффа Кунса или Дэмиена Херста?
Точно не каждому художнику дано иметь такое имя. Кунса и Херста я бы отнесла к новому типу людей искусства, которые совмещают в себе таланты художника, менеджера и бизнесмена. Кунс, прежде чем стать художником, работал на Уолл-стрит, но такой бэкграунд есть далеко не у всех людей искусства, поэтому огромную значимость имеет работа галеристов. Галерист должен заботиться об образовании своих художников, если они молоды, обеспечивать финансово, возить на ярмарки, что довольно сложно: попасть на Art Basel или Frieze стоит больших усилий. И здесь еще одно отличие от Запада: у нас подобная система взаимодействия галерей и художников практически отсутствует. В Америке десятки тысяч галерей, которые заняты продвижением художников, в России — десятки.

В последнее время Сергей Викторович стал популярнейшей личностью, о семье которого хотелось бы знать как можно больше. Жена Сергея Лаврова - министра иностранных дел Российской Федерации, старается держаться в тени своего известного супруга и не афишировать свою личную жизнь. Она избегает журналистов и редко появляется на светских мероприятиях, поэтому подробностей о том, чем живет супруга Лаврова немного.

Кто она - жена Лаврова?

Она имеет педагогическое образование, правда, учителем ей поработать так и не пришлось. Когда Мария Александровна выходила замуж за Сергея Викторовича, он учился, заканчивал третий курс Московского государственного института международных отношений, она тоже была студенткой вуза, а после получения высшего образования у Марии, как жены дипломата, не было возможности работать по специальности, и она посвятила себя мужу и семье.

На фото - семья Сергея Лаврова

Мария Александровна скромный интеллигентный человек, предпочитающий как можно реже появляться на публике, а когда это необходимо, то старается всегда быть рядом с мужем. Одевается она стильно, но сдержанно, что свидетельствует о хорошем вкусе жены Сергея Викторовича. Друзья и близкие говорят, что Мария Александровна очень интеллигентный воспитанный человек с чувством такта, во всем поддерживающая мужа и обеспечивающая ему надежный тыл.

Биография Марии Александровны Лавровой

О биографии жены Сергея Лаврова известно немного, и только начиная с того момента, когда она стала его супругой. Когда вместе с мужем Мария Александровна жила в Америке, она некоторое время работала заведующей библиотекой Постпредства Российской Федерации при Организации Объединенных Наций.

На фото - Сергей и Мария Лавровы

Хотя она старается быть в тени мужа, Мария Лаврова занимает активную жизненную позицию и в свое время стала организатором «Женского клуба», объединяющего жен дипломатов. Благодаря этой организации, женщины, приехавшие со своими семьями в чужую страну, могли легче привыкать к новым условиям проживания. Мария Александровна рассказывала женам дипломатов, как нужно вести себя и разговаривать на чужой территории. Клуб быстро приобрел огромную популярность, и его участницы до сих пор вспоминают о Лавровой с большой благодарностью.

Стаж семейной жизни Лавровых составляет более сорока лет, а Мария, по воспоминаниям друзей, влюбилась в Сергея практически с первого взгляда. Он был высоким привлекательным молодым человеком, прекрасно читающим стихи и исполняющим песни под гитару.

На фото - Сергей Лавров в молодости

Лавровы поженились будучи еще студентами, и с той поры Мария Александровна повсюду следует за мужем. Сергей Викторович до сих пор не оставил своего увлечения поэзией - он пишет стихи, поет под гитару. Кроме того, министр иностранных дел России увлекается рафтингом и возглавляет Федерацию гребного слалома.

А еще он - заядлый футболист, и не только болеет за любимую команду, но и сам играет в футбол. К его вредным привычкам можно отнести курение, от которого он никогда не отказывался и делать этого не собирается.

Карьера супругов

Сергей Викторович Лавров вырос в семье работников Внешторга и после школы решил поступать сразу в два высших учебных заведения - МГИМО и МИФИ. Поскольку в первом из них вступительные экзамены проводились раньше, Лавров стал студентом восточного факультета МГИМО.

Его первая служебная командировка состоялась в 1972 году, когда Сергея Викторовича направили на работу в Шри-Ланку, где они с женой прожили четыре года. Потом несколько лет они жили в Москве, и Лавров строил карьеру в МИДе Советского Союза, пока в начале восьмидесятых не был назначен первым секретарем, а потом советником Постпредства Советского Союза при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, и жена Сергея Лаврова Мария Лаврова поехала вместе с ним в Соединенные Штаты.

В восемьдесят восьмом году Сергей Лавров перешел в Управление международных экономических организаций МИД Советского Союза и поднялся от должности заместителя начальника до начальника этого ведомства и оставался на этом посту до начала девяностых.

В 1992 году он занял руководящую должность в одном из департаментов МИДа России, а спустя два года Сергей Викторович был назначен постпредом нашей страны при Организации Объединенных Наций, поработав до этого сопредседателем Межведомтсвенной комиссии по координации участия Российской Федерации в миротворческой деятельности.

На всех своих постах Лавров показал себя с самой лучшей стороны, и в марте 2004 года его назначили на пост министра иностранных дел Российской Федерации, и в этой должности Сергей Викторович работает до настоящего времени.

Дети Марии и Сергея Лавровых

Единственную дочь Екатерину жена Лаврова Сергея Викторовича родила в Америке, и в Штатах она провела много лет. Там Екатерина окончила школу, а потом стала студенткой университета в Колумбии по специальности политология. Позже дочь министра иностранных дел РФ получила еще и экономическое образование.

На фото - Екатерина Винокурова

Годы своей учебы она называет одними из самых счастливых и ярких в своей биографии. В Лондоне, куда Екатерина уезжала на стажировку, она познакомилась со своим ровесником Александром Винокуровым, наследником фармацевтического магната, за плечами которого была учеба в Кембридже, за которого вышла замуж в 2008 году.

На фото - Сергей Лавров с дочерью

Стаж их семейной жизни составляет десять лет, и супруги утверждают, что они счастливы в браке. У Александра и Екатерины двое детей - сын Леонид и дочь. В своем муже Катя ценит ответственность, великолепное чувство юмора и спортивность. Чтобы соответствовать супругу она старается регулярно заниматься спортом - плавает в бассейне, посещает спортзал, занимается пилатесом. Кроме того, супруги часто выезжают на природу, занимаются триатлоном.

Она признается, что всегда мечтала выйти замуж за русского, поскольку менталитет иностранных мужчин ее не устраивет. Дочь Сергея Викторовича Лаврова успешная бизнеследи, и успевает заниматься не только детьми, но и работой. Екатерина говорит, что родители смогли дать ей хорошее образование и научили правильному отношению к своим обязанностям, они всегда, что она должна рассчитывать только на себя и свои силы.

На фото - дочь Сергея Лаврова с мужем

Она никогда не использовала фамилию отца для достижения своих целей и всего смогла добиться сама. Екатерина Винокурова, несмотря на то, что много лет провела за границей, всегда мечтала вернуться в Россию и строить карьеру здесь. Долгое время она работала в Christie"s и смогла дорасти до должности директора этой аукционной компании.

На фото - Александр Винокуров

В России она организовала фирму Smart Art, занимающуюся продвижением предметов искусства, выступая в роли посредника между коллекционерами и художниками. Своей главной целью госпожа Винокурова считает пропаганду творчества российских художников, которые, по ее мнению, должны занять достойное место в крупных музейных собраниях и в домах известнейших коллекционеров. Муж Екатерины сейчас является президентом холдинга «Группа «Сумма» и членом правления ОАО «Новороссийский морской торговый порт».

Не знаю, ставила ли 33-летняя Екатерина целью меня очаровать, но у нее это получилось. Причем сразу. «Давайте, я сделаю вам кофе? Вот финики – я сама обожаю сладкое, но разрешаю себе его есть только до двух дня». «Да, у нас все модное, концептуальное», – улыбается она, заметив, что я разглядываю канцелярские принадлежности у нее на рабочем столе: точилки в форме забавных фигурок, овальный степлер, держатель для карандашей в виде аудиокассеты. Держится Катя просто, мы сразу переходим на «ты». Я осматриваю светлый офис. Персонал в основном лет до 35, не старше, на стенах – картины и инсталляции. Это работы молодых российских художников, которые Винокурова в рамках Smart Art (его она недавно запустила с коллегой по Christie’s Анастасией Корнеевой) как раз и продвигает. Говорит она живо, эмоционально – так, что даже человеку, далекому от современного искусства, становится любопытно. Мне любопытно вдвойне: с Винокуровой мы заканчивали один университет – Columbia в Нью-Йорке. Я училась в магистратуре по журналистике, а Винокурова изучала политологию. Выбор факультета, наверное, не случаен, все-таки она дочка одного из самых крутых дипломатов в мире. Она прожила в Америке 17 лет – ее папа Сергей Лавров, ныне министр иностранных дел, в то время служил полпредом России при ООН. Годы в Нью-Йорке – особенно учебу в Сolumbia University – Катя вспоминает как один из самых ярких перио­дов в жизни. Потом год учебы в Лондоне, где она встретила будущего мужа. В 23 года вернулась в Москву. Проработав год в пресс-службе нефтегазовой компании, перешла в сферу арт-бизнеса. И с тех пор делает там очень динамичную карьеру: три года в московском представительстве лондонской арт-галереи Haunch of Venison, затем шесть лет – в российском представительстве Christie’s, где она быстро доросла до должности директора, параллельно родив двоих детей и ненадолго уйдя в декрет, и до сих пор является honorary chairman. Потом – новый виток: компания Smart Art. Работа подразумевает много светских мероприятий, но Катя, несмотря на общительность, жизнь ведет закрытую

С гидом по жизни

M.C.: Арт-бизнес – сейчас довольно модная тема. Яркие люди, интересные мероприятия, международная тусовка. Мне кажется, многие девушки мечтали бы пойти по твоим стопам. С чего стоит начинать?

Екатерина Винокурова: Есть много мест, где можно пройти стажировку или попробовать устроиться на работу. Это может быть музей, фонд, галерея,ярмарка современного искусства. Если опыта совсем нет, то я бы посоветовала начать с базового образования.

А если с прицелом на международную карьеру?

В Christie’s, Sotheby’s попасть, конечно, тяжело, потому что туда стремятся люди со всего­ мира. Если сможете поехать стажироваться в какой-нибудь стране в Европе, где система арт-галерей более развита, было бы очень хорошо. Есть варианты и в России. Вот тот же фонд V-A-C, с кем делит офис Smart Art, – здесь, кстати, работает только молодежь и постоянно кого-то интервьюируют.

Почему тебе самой стало интересно современное искусство?

Оно очень динамичное и затрагивает проблемы, которые важны здесь и сейчас. Мы молодые и энергичные, нам хочется работать с коллекционерами нашего поколения, помогать им соприкасаться с молодыми художниками.

Как неофиту научиться это искусство понимать?

Главное – интересоваться, спрашивать, читать. Ходить на выставки подготовленным. Если есть возможность – взять гида. В том же «Гараже» ребята прекрасно рассказывают – я, например, всегда беру. Мне помогает то, что я десять лет в этой индустрии. Хотелось бы, конечно, иметь более формальное образование. Когда знаешь историю искусства с его начала, лучше понимаешь современное искусство. Давно, в Колумбийском университете, я слушала лекции по истории искусства. Потом, в Москве, ходила на курсы при Пушкинском музее. Слушала лекции при аукционном доме Phillips.

Я не могу без работы

Почему ты ушла из Christie’s?

Захотелось попробовать себя в чем-то новом. В Christie’s я, безусловно, получила уникальный опыт. И теперь могу применять его в других направлениях. Мы сделали много ярких проектов: выставка в ГУМе, посвященная Элизабет Тейлор, большие выставочные проекты в Доме Муравьева-Апостола, в Доме Спиридонова. В 2015 году у нас появилась своя выставочная площадка, и мы за год сделали 11 клиентских мероприятий. Привозили импрессионистов, старых мастеров, русское искусство совместно с часовым брендом Tourbillon, организовали очень популярное мероприятие с раритетными сумками Herme`s, проекты с Christie’s International Real Estate. Но мне был нужен новый виток. К тому же появился единомышленник – Настя, и мы вместе решили воплотить нашу мечту.

И как вы это все развиваете?

Smart Art – посредник между художниками и коллекционерами. Мы хотим повысить узнаваемость художников, продвигаем их с помощью разных программ, в том числе образовательных. Сейчас мы сотрудничаем с девятью художниками. Это Сергей Сапожников, Александра Паперно, Алексей Булдаков, Анастасия Потемкина, Александр Повзнер, Дарья Иренчеева, Александра Галкина, Светлана Шуваева, Арсений Жиляев. Некоторые работают в традиционных дисциплинах – живопись, фотография и скульптура. Другие – создают инсталляции. А в качестве вдохновения выступает городская среда, астрономия, история, гендерные отношения и новые технологии. Дома у меня, кстати, висят работы Сапожникова и Галкиной – я потихоньку сама собираю коллекцию.

Можно ли сейчас вообще заработать на молодом искусстве?

Smart Art занимается продвижением недооцененного рынка современного искусства. Финансовый порог тут намного ниже, чем у искусства, с которым я работала в рамках Christie’s. Зато оно более актуально и доступно аудитории. Мы объясняем коллекционерам значимость произведения, рассказываем о ценообразовании и помогаем приобрести. В Москве порядка 15–20 хороших галерей, которые продают работы молодых авторов, но, чтобы их становилось больше, нужно больше коллекционеров. Наша задача – способствовать формированию рынка современного искусства путем популяризации молодых художников.

Как на тебя и твое отношение к жизни и карьере повлиял американский менталитет?

Американская образовательная система дает очень многое в плане уверенности в себе. Потому что тебе с самого раннего возраста внушают, что у тебя есть свое “я” и ты все можешь. Первый год в университете я училась в Barnard College, там одни девочки. И феминистские идеи там присутствуют практически на всех лекциях.

А теперь ты живешь в России, которая на поверхности остается весьма патриархальной страной. Как твой феминистский бэкграунд к этому адаптировался?

Когда я приехала в Россию, у меня не было даже мысли, что я не буду работать! Я считаю, что очень важна гармония с собой, и если бы у меня не было собственного дела, гармонии бы не было. Мои американские подруги все работают. Даже маленькие дети тому не помеха.

Но все же ты нетипичная героиня нашей руб­рики. У нас многие начинали с нуля, когда денег и поддержки не было совсем. Тебе, как я понимаю, такая ситуация незнакома?

Да, я, к счастью, не знаю, что это такое.

То есть деньги для тебя – не мотивация? Если не они, то что тогда?

Финансовый фактор – не основная составляющая моей работы, хотя для меня важно, чтобы проект был коммерчески успешен. Есть другая мотивация – это вклад в будущее, стоять у истоков чего-то нового и работать с искусством, которое станет культурным наследием страны. Я надеюсь, что через 10–15 лет наши художники займут почетные места в музейных коллекциях, в собраниях крупных фондов и в домах важных коллекционеров. Это главная мотивация!

На фоне работ художников Алексея Булдакова, Александра Пов­знера и Светланы Шуваевой.

Мне нужно сильное плечо

У тебя двое детей. Этот вопрос я задаю всем амбициозным девушкам: можно ли, по-тво­ему, have it all? И работу, и мамой быть без груза вины? По-моему, нельзя.

А мне кажется, можно. Нo something’s gotta give – что-то всегда отстает. Баланс найти, конечно, тяжело.

Что собой представляет твой личный баланс?

На данный момент для меня семья и дети – номер один. Еще для меня очень важен спорт – я занимаюсь им пять-шесть раз в неделю. Дважды в неделю – кручу педали­ на велосипеде, два раза занимаюсь с тренером функциональными упражнениями и два раза – пилатес. Недавно начала плавать.

Как проходит обычный день владелицы арт-бизнеса?

Ну, вот у меня сегодня абсолютно обычный день. Встала в семь утра, накормила старшего сына завтраком (ему шесть лет). В восемь отправила в школу. Потом чуть-чуть времени провела с дочкой, ей три года. В девять отвела ее в сад и пошла на тренировку. Душ, дорога в офис. Как правило, в шесть я дома. Раньше у меня было больше светской жизни. А сейчас у меня есть работа, есть дом, есть спортивный зал – и я не чувствую, будто что-то упускаю. Стараюсь, конечно, не пропускать большие выставки в Москве или, например, Биеннале в Венеции.

Какие качества ты ценишь в мужчине?

Хороший вопрос. Во-первых, надежность. Это, наверное, звучит как клише, но мне важно, чтобы было сильное плечо, на которое можно опереться. Если у меня какая-нибудь проблема и я ее не могу решить, я звоню Саше, и проблема будет решена. Я люблю альфа-мужчин, с сильным характером. Иногда, конечно, чуть-чуть от этого страдаю, потому что ухожу на второй план, а его решение – закон. Но я готова с этим мириться, потому что он у нас в семье лидер. Мой папа у нас тоже всегда был главный. Еще мне очень важно, чтобы мужчина был спортивным. Саша, например, делает триатлон, и вот я с ним тоже села на велосипед – мы прошлым летом ездили в Италии по горам. Важно, чтобы мужчина следил за собой. И чтобы были амбиции – интерес к жизни, интерес к работе, чтобы хотел расти, чтобы было много планов, чтобы постоянно что-то кипело.

Про альфа-самца – тут многие эмансипированные американки поморщились бы. Как это сочетается с твоим блестящим резюме?

Мы вместе десять лет, и если бы Саша меня не поддерживал, у меня не было бы этого резюме. Он всегда мне дает хорошие советы – и по работе тоже. И потом, очень важный момент в любых отношениях – это уважение.

Ты осознанно хотела замуж за русского мужчину?

Да, я хотела связать жизнь с русским. Все-таки наш юмор, наш менталитет – это нельзя перевести на другой язык. Хотя Саша сам с 12 лет жил за границей, он закончил Cambridge, работал в Англии, потом в американской компании.

Приходилось ли тебе преодолевать предвзятое отношение из-за твоего папы?

Я никогда не скрывала, кто мой отец. Но я практически никогда об этом не говорю. И всем, кто меня знает, известно, что мне по жизни мало кто помогал. Безусловно, главной помощью было то образование, которое мне дали.

Какой самый ценный урок тебе дали родители, в первую очередь – папа?

Уверенность в себе. Я – единственный ребенок, и мне всегда говорили: ты должна рассчитывать на свои силы, ты должна достигать... Бывает, что к женскому образованию подходят менее серьезно – у нас почему-то считается, что мальчику нужно это, это и это, а девочке – необязательно. Но ко мне так никогда не относились. У меня тоже растет дочка, и мне бы хотелось, чтобы у нее было лучшее образование – чтобы она всегда могла рассчитывать на свои силы.

Екатерина Винокурова: досье

Возраст : 33 года
Семья : муж Александр, бизнесмен, двое детей
Образование : Колумбийский университет, Нью-Йорк, бакалавриат; Лондонская школа экономики, магистратура
Любимые города : Нью-Йорк, Лондон, Барселона
Бренд : Chanel, Stella McCartney, Céline, Nike, Zara
Косметика : японские марки
Духи : Kilian
Украшения : Gaydamak Jewellery, Anita Ko, Nikos Koulis
Часы : Audemars Piguet

Курсы при Музее современного искусства «Гараж»
Лекторий Пушкинского музея
Институт проблем современного искусства

Высшая школа художественных практик и музейных технологий, факультет истории искусства РГГУ
Курсы искусствоведения аукционного дома Phillips

Фото: Илья Вартанян Стиль и образы героини: все Chanel

Колумбийский университет в Нью-Йорке, богатый муж и арт-бизнес - чем занимается дочь Лаврова, пока папа борется с «американскими партнерами»?

Карьеры детей российских чиновников первого ранга почти всегда складываются благополучно. Большинство из них успешно реализуют себя на госслужбе или в бизнесе, тесно связанном с госсектором. Но бывают и исключения - дети, решившие заняться чем-то, что им по душе. Russiangate рассказывает о том, как живет и чего достигла дочь главы МИД Сергея Лаврова.

Образование за рубежом

Дочь Сергея Лаврова родилась в 1983 году. В то время ее отец работал в Нью-Йорке полпредом в постоянном представительстве СССР при ООН. Сменив несколько должностей и успев поработать после распада Союза замминистра МИД, в 1994 году Лавров вновь стал полномочным представителем в ООН, но уже от России.

В том же году он пытается найти в Нью-Йорке хорошую школу для дочки Екатерины, которая должна пойти в шестой класс. Последовав совету друзей, он останавливает свой выбор на одном из элитных учебных заведений Манхэттена - The Dwight School. Денег на оплату обучения, правда, не хватало. Лавров заключил сделку с директором. Екатерина учится в школе бесплатно, а взамен полпред России в ООН читает ученикам The Dwight School лекции.

Семья Лавровых

Следующей ступенью в образовании Лавровой стал прославленный Колумбийский университет, где она с 2001 по 2005 годы изучала политологию. Сразу после этого она едет получать магистерскую диссертацию в Лондонской школе экономики, которую оканчивает в 2006 году.

«Я никогда не скрывала, кто мой отец. Но я практически никогда об этом не говорю. И всем, кто меня знает, известно, что мне по жизни мало кто помогал. Безусловно, главной помощью было то образование, которое мне дали», - расскажет дочь Лаврова спустя 11 лет глянцу Marie Claire.

Возвращение в Москву

Получив образование за рубежом, в 23 года Екатерина возвращается в Москву. За год до этого, в 2004 году, президент России Владимир Путин назначил ее отца главой МИДа.

После возвращения на Родину дочь Лаврова год проработала в пресс-службе нефтегазовой компании. После был 2007 год, знаменитая Мюнхенская речь Путина, послужившая началом обострения отношений с Западом.

Впоследствии Екатерина так и останется жить в России. Она найдет себя в области, далекой от полученного ею образования, - в сфере искусства. Устроится работать в представительство лондонской арт-галереи Haunch of Venison, где проработает следующие три года.

«Я родилась в семье, где искусство всегда уважали. Бабушка и мама часто водили меня на выставки. И потом, я выросла в Нью-Йорке, а там огромное количество музеев и очень развита выставочная деятельность. Современным искусством на профессиональном уровне стала заниматься случайно. Когда переехала в Москву, общие друзья познакомили меня с основателем галереи Haunch of Venison Гарри Блэйном, и он предложил мне работу. Я честно призналась, что о современном искусстве знаю мало и только по нескольким курсам, которые прошла в университете. Он ответил: «Ничего, это такая сфера деятельности, где можешь всему учиться по ходу». Так и втянулась», - рассказывала дочь Лаврова в ответ на вопрос о том, с чего началось ее увлечение современным искусством.

Министр иностранных дел Сергей Лавров с дочерью Екатериной, finbuzz.ru

В 2010 году Екатерина переходит на работу в аукционный дом Christie’s, где она возглавляет направление по развитию бизнеса в России и странах СНГ. На тот момент Лаврова вышла замуж и взяла фамилию мужа, превратившись в Винокурову. Со временем она стала директором российского отделения и открыла офис аукционного дома в Москве. Во время работы Винокурова курировала выставки в ГУМе, Доме Муравьева-Апостола, Доме Спиридонова.

В январе 2017 года Екатерина вместе с коллегой из Christie’s Анастасией Карнеевой открыла компанию Smart Art. Теперь дочь министра иностранных дел продвигает современных художников и предметы искусства, выступая посредником между авторами работ и коллекционерами. Основной упор в своей работе компания делает на сотрудничество с российскими художниками. Основательницы считают, что рынок российского современного искусства плохо развит, а работы местных творцов недооценены.

«Финансовый фактор - не основная составляющая моей работы, хотя для меня важно, чтобы проект был коммерчески успешен. Есть другая мотивация - это вклад в будущее, стоять у истоков чего-то нового и работать с искусством, которое станет культурным наследием страны. Я надеюсь, что через 10–15 лет наши художники займут почетные места в музейных коллекциях, в собраниях крупных фондов и в домах важных коллекционеров. Это главная мотивация!» - говорила Винокурова, рассказывая о своей работе.

Успешный зять

Екатерина познакомилась со своим мужем Александром Винокуровым во время обучения в Лондоне в 2005 году. Через три года они поженились. Свою карьеру Винокуров начинал в инвестиционном банке Morgan Stanley. После возвращения в Россию он стал соруководителем российского отделения фонда прямых инвестиций TPG Capital. По словам Винокурова, к моменту бракосочетания его карьера уже успела состояться.

Свадьба Александра Винокурова и Екатерины Лавровой

«Я горжусь родством с Сергеем Викторовичем и стараюсь во всем с него брать пример», - рассказывал Винокуров.

В то же время Forbes, со ссылкой на свои источники, писал , что родство с Лавровым «дало определенный синергетический импульс семейному бизнесу, в том числе через контакты тестя».

В 2011 году зятю Лаврова было 28 лет. Молодой и успешный, он становится президентом группы компаний «Сумма», принадлежащих Зиявудину Магомедову. ГК занимается инвестированием в строительство, нефтегазовый сектор, телекоммуникации. За то, чтобы именно Винокуров возглавил компанию, основатель холдинга заплатил ему $2 млн подъемных и назначил годовую зарплату в $2 млн. Ежегодно Винокуров получал от $2 до $6 млн бонусов сверху.

Проработав в компании три года, зять Лаврова становится подчиненным олигарха Михаила Фридмана. Винокуров возглавляет инвестиционное подразделение «Альфа-Групп» - компанию А1, где проработает следующие три года. Источники Forbes анонимно рассказывали , что Фридману нужен был человек, близкий к власти - на случай возникновения проблем.

За то время, пока Винокуров будет президентом, А1 продаст одну из двух крупнейших в России сетей кинотеатров «Формулу кино» Александру Мамуту, купит пакет акций в «Полипластике», входящем в число лидеров по производству полимерных труб. В мае 2017 года Винокуров решает уйти из компании и сосредоточиться на собственном бизнесе - фармацевтике.

Министр иностранных дел Сергей Лавров с зятем Александром Винокуровым

Еще в 2015 году компания Винокурова «Санта Дени» и дочерняя компания государственного «Ростеха» - Национальная иммунобиологическая компания (НИК) учредили совместную «Нацбиофарм». В предприятие вложили $100 млн, чтобы развивать импортозамещение лекарственных препаратов. В плане - производство 60 препаратов, объем - до 1 млн упаковок в год. Для этого нужно было построить завод. Вскоре от строительства завода отказались, а сотрудничать дочерняя компания «Ростеха» и «Санта Дени» Винокурова будут на базе фармзавода «Синтез».

Фармацевтический бизнес для семьи Винокуровых - семейное дело. В начале 1990-х годов отец Александра Винокурова - Семен работал в фармкомпании «Лиат-Натали», основанной певцом Иосифом Кобзоном и владельцем Дорогомиловского рынка Шабтаем Калмановичем. Затем Винокуров-старший стал главой ГУП «Столичные аптеки».

Сейчас вместе с сыном он владеет компанией «Генфа», дочерним предприятием швейцарской Genfa Global Laboratoires Biopharmaceutiques SA, которая занимается дистрибьюцией и локализацией лекарственных препаратов.

В феврале 2017 года - перед уходом из А1, Александр Винокуров получает полный контроль над фармадистрибьютором «СИА Интернейшнл», входящим в пятерку крупнейших в России, согласно рейтингу аналитической компании RNS Pharma . В планах у Винокурова создать крупнейшую аптечную сеть в стране. Для этого он инвестирует 6 млрд рублей в запуск 3,3 тыс. аптек компании «Мега Фарм» («А-Мега» и «Да, здоров!»).

В мае 2017 года Винокуров продолжил наращивать производство своего фармацевтического холдинга. Он купил 30% ООО «Бентус-Лаборатории», выпускающего антисептики «Sanitelle». Также Винокуров приобрел связанную с «Ростехом» ООО «Форт», занимающееся созданием иммунобиологических вакцин, в том числе против гриппа.

На её примере хорошо видно, насколько вестернизирована и глобализирована наша элита. У неё самой жизнь и учёба в Нью-Йорке и Лондоне. Муж её тоже с 12 лет в «странах НАТО». Работа связана с глобализацией - арт-бизнес в английских представительствах. Называет любимые города - Нью-Йорк, Лондон, Барселона - российских среди них нет. Вообще нет ничего российского из любимых ею вещей.

Много спорта, правильное питание, любимая работа часов по 5-6 в день, отдых за границей - хорошо бы и россияне так жили, как она.

Екатерина Винокурова об отце Сергее Лаврове, работе в Christie’s и своем проекте Smart Art

Она оставила аукционный дом Christie’s, чтобы продвигать российских художников через свой проект Smart Art. Екатерина Винокурова рассказала Светлане Кольчик о том, что ходит по музеям с гидом, как ей живется с альфа-мужчиной и об отце Сергее Лаврове.

Не знаю, ставила ли 33-летняя Екатерина целью меня очаровать, но у нее это получилось. Причем сразу. «Давайте, я сделаю вам кофе? Вот финики - я сама обожаю сладкое, но разрешаю себе его есть только до двух дня». «Да, у нас все модное, концептуальное», - улыбается она, заметив, что я разглядываю канцелярские принадлежности у нее на рабочем столе: точилки в форме забавных фигурок, овальный степлер, держатель для карандашей в виде аудиокассеты. Держится Катя просто, мы сразу переходим на «ты». Я осматриваю светлый офис. Персонал в основном лет до 35, не старше, на стенах - картины и инсталляции. Это работы молодых российских художников, которые Винокурова в рамках Smart Art (его она недавно запустила с коллегой по Christie’s Анастасией Корнеевой) как раз и продвигает. Говорит она живо, эмоционально - так, что даже человеку, далекому от современного искусства, становится любопытно. Мне любопытно вдвойне: с Винокуровой мы заканчивали один университет - Columbia в Нью-Йорке. Я училась в магистратуре по журналистике, а Винокурова изучала политологию. Выбор факультета, наверное, не случаен, все-таки она дочка одного из самых крутых дипломатов в мире. Она прожила в Америке 17 лет - ее папа Сергей Лавров, ныне министр иностранных дел, в то время служил полпредом России при ООН. Годы в Нью-Йорке - особенно учебу в Сolumbia University - Катя вспоминает как один из самых ярких перио-дов в жизни. Потом год учебы в Лондоне, где она встретила будущего мужа. В 23 года вернулась в Москву. Проработав год в пресс-службе нефтегазовой компании, перешла в сферу арт-бизнеса. И с тех пор делает там очень динамичную карьеру: три года в московском представительстве лондонской арт-галереи Haunch of Venison, затем шесть лет - в российском представительстве Christie’s, где она быстро доросла до должности директора, параллельно родив двоих детей и ненадолго уйдя в декрет, и до сих пор является honorary chairman. Потом - новый виток: компания Smart Art. Работа подразумевает много светских мероприятий, но Катя, несмотря на общительность, жизнь ведет закрытую

С гидом по жизни

M.C.: Арт-бизнес - сейчас довольно модная тема. Яркие люди, интересные мероприятия, международная тусовка. Мне кажется, многие девушки мечтали бы пойти по твоим стопам. С чего стоит начинать?

Екатерина Винокурова: Есть много мест, где можно пройти стажировку или попробовать устроиться на работу. Это может быть музей, фонд, галерея,ярмарка современного искусства. Если опыта совсем нет, то я бы посоветовала начать с базового образования.

-А если с прицелом на международную карьеру?

В Christie’s, Sotheby’s попасть, конечно, тяжело, потому что туда стремятся люди со всего- мира. Если сможете поехать стажироваться в какой-нибудь стране в Европе, где система арт-галерей более развита, было бы очень хорошо. Есть варианты и в России. Вот тот же фонд V-A-C, с кем делит офис Smart Art, - здесь, кстати, работает только молодежь и постоянно кого-то интервьюируют.

-Почему тебе самой стало интересно современное искусство?

Оно очень динамичное и затрагивает проблемы, которые важны здесь и сейчас. Мы молодые и энергичные, нам хочется работать с коллекционерами нашего поколения, помогать им соприкасаться с молодыми художниками.

-Как неофиту научиться это искусство понимать?

Главное - интересоваться, спрашивать, читать. Ходить на выставки подготовленным. Если есть возможность - взять гида. В том же «Гараже» ребята прекрасно рассказывают - я, например, всегда беру. Мне помогает то, что я десять лет в этой индустрии. Хотелось бы, конечно, иметь более формальное образование. Когда знаешь историю искусства с его начала, лучше понимаешь современное искусство. Давно, в Колумбийском университете, я слушала лекции по истории искусства. Потом, в Москве, ходила на курсы при Пушкинском музее. Слушала лекции при аукционном доме Phillips.

Я не могу без работы

-Почему ты ушла из Christie’s?

Захотелось попробовать себя в чем-то новом. В Christie’s я, безусловно, получила уникальный опыт. И теперь могу применять его в других направлениях. Мы сделали много ярких проектов: выставка в ГУМе, посвященная Элизабет Тейлор, большие выставочные проекты в Доме Муравьева-Апостола, в Доме Спиридонова. В 2015 году у нас появилась своя выставочная площадка, и мы за год сделали 11 клиентских мероприятий. Привозили импрессионистов, старых мастеров, русское искусство совместно с часовым брендом Tourbillon, организовали очень популярное мероприятие с раритетными сумками Herme`s, проекты с Christie’s International Real Estate. Но мне был нужен новый виток. К тому же появился единомышленник - Настя, и мы вместе решили воплотить нашу мечту.

-И как вы это все развиваете?

Smart Art - посредник между художниками и коллекционерами. Мы хотим повысить узнаваемость художников, продвигаем их с помощью разных программ, в том числе образовательных. Сейчас мы сотрудничаем с девятью художниками. Это Сергей Сапожников, Александра Паперно, Алексей Булдаков, Анастасия Потемкина, Александр Повзнер, Дарья Иренчеева, Александра Галкина, Светлана Шуваева, Арсений Жиляев. Некоторые работают в традиционных дисциплинах - живопись, фотография и скульптура. Другие - создают инсталляции. А в качестве вдохновения выступает городская среда, астрономия, история, гендерные отношения и новые технологии. Дома у меня, кстати, висят работы Сапожникова и Галкиной - я потихоньку сама собираю коллекцию.

-Можно ли сейчас вообще заработать на молодом искусстве?

Smart Art занимается продвижением недооцененного рынка современного искусства. Финансовый порог тут намного ниже, чем у искусства, с которым я работала в рамках Christie’s. Зато оно более актуально и доступно аудитории. Мы объясняем коллекционерам значимость произведения, рассказываем о ценообразовании и помогаем приобрести. В Москве порядка 15-20 хороших галерей, которые продают работы молодых авторов, но, чтобы их становилось больше, нужно больше коллекционеров. Наша задача - способствовать формированию рынка современного искусства путем популяризации молодых художников.

-Как на тебя и твое отношение к жизни и карьере повлиял американский менталитет?

Американская образовательная система дает очень многое в плане уверенности в себе. Потому что тебе с самого раннего возраста внушают, что у тебя есть свое “я” и ты все можешь. Первый год в университете я училась в Barnard College, там одни девочки. И феминистские идеи там присутствуют практически на всех лекциях.

А теперь ты живешь в России, которая на поверхности остается весьма патриархальной страной. Как твой феминистский бэкграунд к этому адаптировался?

Когда я приехала в Россию, у меня не было даже мысли, что я не буду работать! Я считаю, что очень важна гармония с собой, и если бы у меня не было собственного дела, гармонии бы не было. Мои американские подруги все работают. Даже маленькие дети тому не помеха.

Но все же ты нетипичная героиня нашей руб-рики. У нас многие начинали с нуля, когда денег и поддержки не было совсем. Тебе, как я понимаю, такая ситуация незнакома?

Да, я, к счастью, не знаю, что это такое.

-То есть деньги для тебя - не мотивация? Если не они, то что тогда?

Финансовый фактор - не основная составляющая моей работы, хотя для меня важно, чтобы проект был коммерчески успешен. Есть другая мотивация - это вклад в будущее, стоять у истоков чего-то нового и работать с искусством, которое станет культурным наследием страны. Я надеюсь, что через 10-15 лет наши художники займут почетные места в музейных коллекциях, в собраниях крупных фондов и в домах важных коллекционеров. Это главная мотивация!

На фоне работ художников Алексея Булдакова, Александра Пов-знера и Светланы Шуваевой.

Мне нужно сильное плечо

У тебя двое детей. Этот вопрос я задаю всем амбициозным девушкам: можно ли, по-тво-ему, have it all? И работу, и мамой быть без груза вины? По-моему, нельзя.

А мне кажется, можно. Нo something’s gotta give - что-то всегда отстает. Баланс найти, конечно, тяжело.

-Что собой представляет твой личный баланс?

На данный момент для меня семья и дети - номер один. Еще для меня очень важен спорт - я занимаюсь им пять-шесть раз в неделю. Дважды в неделю - кручу педали- на велосипеде, два раза занимаюсь с тренером функциональными упражнениями и два раза - пилатес. Недавно начала плавать.

-Как проходит обычный день владелицы арт-бизнеса?

Ну, вот у меня сегодня абсолютно обычный день. Встала в семь утра, накормила старшего сына завтраком (ему шесть лет). В восемь отправила в школу. Потом чуть-чуть времени провела с дочкой, ей три года. В девять отвела ее в сад и пошла на тренировку. Душ, дорога в офис. Как правило, в шесть я дома. Раньше у меня было больше светской жизни. А сейчас у меня есть работа, есть дом, есть спортивный зал - и я не чувствую, будто что-то упускаю. Стараюсь, конечно, не пропускать большие выставки в Москве или, например, Биеннале в Венеции.

-Какие качества ты ценишь в мужчине?

Хороший вопрос. Во-первых, надежность. Это, наверное, звучит как клише, но мне важно, чтобы было сильное плечо, на которое можно опереться. Если у меня какая-нибудь проблема и я ее не могу решить, я звоню Саше, и проблема будет решена. Я люблю альфа-мужчин, с сильным характером. Иногда, конечно, чуть-чуть от этого страдаю, потому что ухожу на второй план, а его решение - закон. Но я готова с этим мириться, потому что он у нас в семье лидер. Мой папа у нас тоже всегда был главный. Еще мне очень важно, чтобы мужчина был спортивным. Саша, например, делает триатлон, и вот я с ним тоже села на велосипед - мы прошлым летом ездили в Италии по горам. Важно, чтобы мужчина следил за собой. И чтобы были амбиции - интерес к жизни, интерес к работе, чтобы хотел расти, чтобы было много планов, чтобы постоянно что-то кипело.

Про альфа-самца - тут многие эмансипированные американки поморщились бы. Как это сочетается с твоим блестящим резюме?

Мы вместе десять лет, и если бы Саша меня не поддерживал, у меня не было бы этого резюме. Он всегда мне дает хорошие советы - и по работе тоже. И потом, очень важный момент в любых отношениях - это уважение.

-Ты осознанно хотела замуж за русского мужчину?

Да, я хотела связать жизнь с русским. Все-таки наш юмор, наш менталитет - это нельзя перевести на другой язык. Хотя Саша сам с 12 лет жил за границей, он закончил Cambridge, работал в Англии, потом в американской компании.

-Приходилось ли тебе преодолевать предвзятое отношение из-за твоего папы?

Я никогда не скрывала, кто мой отец. Но я практически никогда об этом не говорю. И всем, кто меня знает, известно, что мне по жизни мало кто помогал. Безусловно, главной помощью было то образование, которое мне дали.

-Какой самый ценный урок тебе дали родители, в первую очередь - папа?

Уверенность в себе. Я - единственный ребенок, и мне всегда говорили: ты должна рассчитывать на свои силы, ты должна достигать... Бывает, что к женскому образованию подходят менее серьезно - у нас почему-то считается, что мальчику нужно это, это и это, а девочке - необязательно. Но ко мне так никогда не относились. У меня тоже растет дочка, и мне бы хотелось, чтобы у нее было лучшее образование - чтобы она всегда могла рассчитывать на свои силы.

Екатерина Винокурова: досье

Возраст: 33 года
Семья: муж Александр, бизнесмен, двое детей
Образование: Колумбийский университет, Нью-Йорк, бакалавриат; Лондонская школа экономики, магистратура
Любимые города: Нью-Йорк, Лондон, Барселона
Бренд: Chanel, Stella McCartney, Celine, Nike, Zara
Косметика: японские марки
Духи: Kilian
Украшения: Gaydamak Jewellery, Anita Ko, Nikos Koulis
Часы: Audemars Piguet