Мода и стиль

Сверхмалые подводные лодки типа «А» (Япония). Мини подводные лодки

Сверхмалые подводные лодки типа «А» (Япония). Мини подводные лодки

В одной из самых скандальных историй этого года - с таинственной подлодкой, якобы обнаруженной у берегов Швеции, - западные СМИ настойчиво искали "российский след". В связи с этим вспомнили о миниатюрных подлодках проекта 865 "Пиранья" - со времени их постройки прошло 35 лет, но страх перед сверхмалыми и сверхскрытными субмаринами остался.

Секретное оружие СССР

В конце 70-х годов ленинградское КБ "Малахит", занимающееся проектированием подводных лодок, получило от ВМФ заказ на сверхмалую субмарину водоизмещением 80 тонн. Подлодка должна была работать на глубинах от 10 до 200 метров, вести разведку и решать задачи противодействия противнику. Для этого корабль следовало оснастить соответствующей радиоэлектронной аппаратурой, минно-торпедным вооружением, а также водолазным комплексом для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. В июле 1984 года на Ленинградском адмиралтейском объединении (ныне ОАО "Адмиралтейские верфи") была заложена опытная подлодка проекта. Два года спустя ее спустили на воду с бортовым номером МС-520. В декабре 1990 года флоту передали головную лодку проекта МС-521.

Корпус субмарины был выполнен из титанового сплава, что на 40 процентов уменьшило ее вес, и рассчитан на погружение до 200 метров. Подводная скорость достигала 6,7 узла, надводная - 6 узлов. Экономичным ходом в 4 узла "Пиранья" могла проплыть под водой 260 миль, в надводном положении - 1000. Управление субмариной были автоматизировано, экипаж состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по радиоэлектронному оборудованию и помощника по электромеханической части. Кроме того, подлодка могла взять шестерых боевых пловцов - они и являлись главным ее оружием.

Впереди центральный пост корабля заканчивался сферической переборкой, имевшей вход в шлюзовую камеру. Там располагался иллюминатор, позволявший следить за работой водолазов, приборы управления системой шлюзования и малый шлюз для передачи предметов в центральный пост. За рубкой "Пираньи" находились два 12-метровых контейнера с транспортными средствами водолазов: двумя транспортировщиками "Сирена" или четырьмя буксировщиками типа "Протон". На внешней подвеске "Пиранья" могла нести два устройства для установки противолодочных мин-торпед ПМТ с ядерными боеголовками, либо пусковые решетки 400-миллиметровых электрических торпед "Латуш".

Невидимая и неслышная

Немагнитный корпус, установленные на амортизаторах малошумные механизмы и совершенная акустическая защита обеспечивали "Пиранье" непревзойденные характеристики скрытности. На учениях в Балтийском море эскадренный миноносец и большой противолодочный корабль, ориентированные на поиск МС-521, не смогли ее обнаружить. Когда подлодке дали команду на всплытие, та поднялась в двух кабельтовых (360 метров). На такой дистанции "Пиранья" могла из подводного положения либо выпустить диверсантов для крепления мин к днищам, либо расстрелять корабли в упор - никакие средства защиты помочь уже не могли.

В неразберихе 90-х годов "Пираньи" пали жертвой сиюминутной алчности - из-за драгоценных в прямом смысле корпусов их разрезали на металлолом. МС-520 перед этим успела сняться в "Особенностях национальной рыбалки". Однако КБ "Малахит" продолжил работы по совершенствованию мини-подлодок и сейчас предлагает целое семейство субмарин сверхмалого класса. "Пиранья-2", скажем, имеет подводную скорость 12 узлов, дальность плавания 1200 миль и может оснащаться анаэробной энергетической установкой. Такому двигателю не нужен воздух и лодке нет необходимости всплывать, чтобы пополнить его запасы. "Пиранья-Т" способна плавать по 2000 миль и провести в отрыве от базы 20 суток, неся на борту две ракеты, восемь торпед и четыре мины.

Как водолазы линкор утопили

Эффективность миниатюрных подлодок с диверсионной группой на борту продемонстрировала гибель линкора "Новороссийск" в бухте Севастополя 29 октября 1959 года. 22 августа 2013 года ветеран итальянского морского спецназа Уго Д”Эспозито официально признал, что участвовал в операции по подрыву корабля. Группа боевых пловцов на миниатюрной подлодке SX-756 "Пикколо" была доставлена к черноморскому побережью в трюме грузового парохода. Через люк в днище подлодка вышла в море и проследовала в бухту Омега, выгрузила на ее дно снаряжение и вернулась в открытое море.

Дождавшись сигнала, "Пикколо" вернулась в бухту, откуда боевые пловцы с гидробуксирами и взрывчаткой двинулись к причальной бочке "Новороссийска".

Видимость была ужасной, работали почти на ощупь (толщина придонного ила в Севастопольской бухте составляет 20 метров. - РГ). Несколько раз возвращались на базу за взрывчаткой в магнитной оболочке. С заходом солнца работа была окончена. Впопыхах забыли на дне сумку с инструментом и запасной винт от гидробуксира. Вернулись в Омегу, прошлюзовались в лодку. Вышли в точку встречи, через двое суток подошел пароход. Поднырнули под днище, люк захлопнули, откачали воду. Три долгожданных стука в переборку возвестили, что операция завершена, - рассказал другой участник группы Николо Патурра.

В одной из самых скандальных историй этого года - с таинственной подлодкой, якобы обнаруженной у берегов Швеции, - западные СМИ настойчиво искали "российский след". В связи с этим вспомнили о миниатюрных подлодках проекта 865 "Пиранья" - со времени их постройки прошло 35 лет, но страх перед сверхмалыми и сверхскрытными субмаринами остался.

Секретное оружие СССР

В конце 70-х годов ленинградское КБ "Малахит", занимающееся проектированием подводных лодок, получило от ВМФ заказ на сверхмалую субмарину водоизмещением 80 тонн. Подлодка должна была работать на глубинах от 10 до 200 метров, вести разведку и решать задачи противодействия противнику. Для этого корабль следовало оснастить соответствующей радиоэлектронной аппаратурой, минно-торпедным вооружением, а также водолазным комплексом для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. В июле 1984 года на Ленинградском адмиралтейском объединении (ныне ОАО "Адмиралтейские верфи") была заложена опытная подлодка проекта. Два года спустя ее спустили на воду с бортовым номером МС-520. В декабре 1990 года флоту передали головную лодку проекта МС-521.

Корпус субмарины был выполнен из титанового сплава, что на 40 процентов уменьшило ее вес, и рассчитан на погружение до 200 метров. Подводная скорость достигала 6,7 узла, надводная - 6 узлов. Экономическим ходом в 4 узла "Пиранья" могла проплыть под водой 260 миль, в надводном положении - 1000. Управление субмариной были автоматизировано, экипаж состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по радиоэлектронному оборудованию и помощника по электромеханической части. Кроме того, подлодка могла взять шестерых боевых пловцов - они и являлись главным ее оружием.

Впереди центральный пост корабля заканчивался сферической переборкой, имевшей вход в шлюзовую камеру. Там располагался иллюминатор, позволявший следить за работой водолазов, приборы управления системой шлюзования и малый шлюз для передачи предметов в центральный пост. За рубкой "Пираньи" находились два 12-метровых контейнера с транспортными средствами водолазов: двумя транспортировщиками "Сирена" или четырьмя буксировщиками типа "Протон". На внешней подвеске "Пиранья" могла нести два устройства для установки противолодочных мин-торпед ПМТ с ядерными боеголовками, либо пусковые решетки 400-миллиметровых электрических торпед "Латуш".

Невидимая и неслышная

Немагнитный корпус, установленные на амортизаторах малошумные механизмы и совершенная акустическая защита обеспечивали "Пиранье" непревзойденные характеристики скрытности. На учениях в Балтийском море эскадренный миноносец и большой противолодочный корабль, ориентированные на поиск МС-521, не смогли ее обнаружить. Когда подлодке дали команду на всплытие, та поднялась в двух кабельтовых (360 метров). На такой дистанции "Пиранья" могла из подводного положения либо выпустить диверсантов для крепления мин к днищам, либо расстрелять корабли в упор - никакие средства защиты помочь уже не могли.

В неразберихе 90-х годов "Пираньи" пали жертвой сиюминутной алчности - из-за драгоценных в прямом смысле корпусов их разрезали на металлолом. МС-520 перед этим успела сняться в "Особенностях национальной рыбалки". Однако КБ "Малахит" продолжил работы по совершенствованию мини-подлодок и сейчас предлагает целое семейство субмарин сверхмалого класса. "Пиранья-2", скажем, имеет подводную скорость 12 узлов, дальность плавания 1200 миль и может оснащаться анаэробной энергетической установкой. Такому двигателю не нужен воздух и лодке нет необходимости всплывать, чтобы пополнить его запасы. "Пиранья-Т" способна плавать по 2000 миль и провести в отрыве от базы 20 суток, неся на борту две ракеты, восемь торпед и четыре мины.

Как водолазы линкор утопили
Эффективность миниатюрных подлодок с диверсионной группой на борту продемонстрировала гибель линкора "Новороссийск" в бухте Севастополя 29 октября 1959 года. 22 августа 2013 года ветеран итальянского морского спецназа Уго Д”Эспозито официально признал, что участвовал в операции по подрыву корабля. Группа боевых пловцов на миниатюрной подлодке SX-756 "Пикколо" была доставлена к черноморскому побережью в трюме грузового парохода. Через люк в днище подлодка вышла в море и проследовала в бухту Омега, выгрузила на ее дно снаряжение и вернулась в открытое море.

Эффективность миниатюрных подлодок с диверсионной группой на борту продемонстрировала гибель линкора "Новороссийск" в бухте Севастополя 29 октября 1959 года. 22 августа 2013 года ветеран итальянского морского спецназа Уго Д”Эспозито официально признал, что участвовал в операции по подрыву корабля. Группа боевых пловцов на миниатюрной подлодке SX-756 "Пикколо" была доставлена к черноморскому побережью в трюме грузового парохода. Через люк в днище подлодка вышла в море и проследовала в бухту Омега, выгрузила на ее дно снаряжение и вернулась в открытое море.

Дождавшись сигнала, "Пикколо" вернулась в бухту, откуда боевые пловцы с гидробуксирами и взрывчаткой двинулись к причальной бочке "Новороссийска".

Видимость была ужасной, работали почти на ощупь (толщина придонного ила в Севастопольской бухте составляет 20 метров. - РГ). Несколько раз возвращались на базу за взрывчаткой в магнитной оболочке. С заходом солнца работа была окончена. Впопыхах забыли на дне сумку с инструментом и запасной винт от гидробуксира. Вернулись в Омегу, прошлюзовались в лодку. Вышли в точку встречи, через двое суток подошел пароход. Поднырнули под днище, люк захлопнули, откачали воду. Три долгожданных стука в переборку возвестили, что операция завершена, - рассказал другой участник группы Николо Патурра.

Неразличимые в морской глубине для сонаров, способные подойти практически к берегу и высадить группу диверсантов сверхмалые подводные лодки «Пиранья» остаются настоящим кошмаром шведских ВМС. И хотя подобных кораблей давно нет в составе российского Военно-морского флота, Стокгольм уверен, что Москва продолжает создавать подобную технику, а испытательным полигоном для нее служат шведские фьорды.

Всего одна «нечеткая» фотография Анне Берлин, запечатлевшая якобы российскую мини подводную лодку у берегов Швеции, буквально на две недели ввергла мир в состояние «холодной войны». Увидев снимок, командующий ВМФ Швеции контр-адмирал Андерс Гренстад, ни минуты не сомневаясь, заявил: «Это может быть подводная лодка, может быть и легкая подлодка, а может быть и водолаз, который использовал скутер для передвижения». Позже адмирал подкрепил свою уверенность, сообщив о радиоперехвате сообщения на «русском» с призывом о помощи с терпящего бедствие военного корабля.

Дежавю по-шведски

Андерс Гренстад, наверное, прекрасно помнит 1981 год, когда советская подводная лодка С-363 Балтийского флота ошиблась в определении своего местоположения и вылетела на скалы чуть ли не у самого Стокгольма. С «камней» субмарину стащили шведские спасатели, и она своим ходом вернулась на базу. Произошло это 7 ноября, в тот самый момент, когда на Красной площади шел парад в честь очередной годовщины Великого октября. За этот «подвиг» флотские остряки прозвали С-363 – «Шведский комсомолец». А в Стокгольме всерьез начали готовиться к советскому вторжению.

В начале лета 1986 года шведские ВМС отметили рядом с островом Готланд «погружение под воду неопознанного объекта». Исследования морского дна показало, что «объект» оставил на дне колею длиной более километра. Летом 1988, во время испытаний новейшей шведской подлодки, рядом с ней были зафиксированы шумы другого подводного объекта. Чтобы идентифицировать их, шведской субмарине приказали всплыть. В это время, второй объект на большой скорости прошел под килем шведской субмарины, чем не на шутку напугал моряков. Все время испытаний загадочный объект оставался незамеченным, а значит в любой момент мог применить оружие.

Шведы признают, что ни разу не видели советских субмарин в своих водах, но до последнего времени остаются уверены, что советские, а теперь и российские мини-субмарины негласно присутствуют в их территориальных водах. Фотография Анне Берлин, несмотря ни на что подарила шведским ВМС эту уверенность еще раз. Но увы, две недели поисков «неопознанного морского объекта», следов ласт на мокром прибрежном песке ничего не дали. Шведских военных и в том и в другом случае ждало разочарование. Признать это Андерсу Гренстаду пришлось публично.

Тихая маневренность

Впрочем, поводов для опасений у шведских военных предостаточно. Советский Союз, а теперь и России - одна из немногих стран, имеющих технологию создания мини субмарин, которые способны незаметно подойти к вражескому берегу, высадить десантную группу боевых пловцов, а в случае необходимости заняться минированием рейдов или торпедной охотой за транспортами противника. Проектировать такие корабли начали еще в 70-х годах прошлого века в Ленинградском КБ морской техники «Малахит».

Первым проектом стала лодка 865 проекта типа «Пиранья» (на главном фото). Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны. Для выполнения поставленных перед ней задач корабль оснащался специализированным водолазным комплексом с двумя забортными герметическими автоматизированными контейнерами, предназначенными для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения, и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении.


На «Пиранье» был установлен современный комплекс радиоэлектронного вооружения, включающего малогабаритные средства навигации, связи, наблюдения и автоматизированной системой управления, которая позволяла всего трем членам экипажа управляться со сложной морской техникой.

Вооружение лодки состояло из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены два транспортировщика для морских диверсантов типа «Сирена» или четыре буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось два устройства минной постановки, в которых находились до 4 мин большой мощности типа ПМТ, в том числе оснащавшихся ядерной боевой частью, либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые субмарина могла применить на всем диапазоне рабочих глубин.

В движение корабль приводили дизель-генератор или тихоходный всережимный главный электродвигатель. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке. Сегодня такие устройства называют «Azipod» - азимутальное подруливающее устройство. Гребной винт, расположенный в поворачивающейся на 360 градусов колонке.

«Подобная система позволяет кораблю двигаться хоть носом, хоть кормой, хоть боком, - объяснил телеканалу «Звезда» главред Moscow Defense Brief Михаил Барабанов. - Такое устройство заменяет руль и позволяет швартоваться в стесненных условиях, не привлекая буксир. Устройство может быть как дополнительным движителем корабля, так и основным. Например, на буксирах и ледоколах. Стоят такие системы и на построенном по заказу ВМФ России французском десантном вертолетоносце типа «Мистраль».

Последний поход

По проекту «Пиранья» были построены две подлодки: МС-520 и МС-521. Их водоизмещение составляло 319 тонн при длине 28,3, ширине 4,7 и высоте 5,1 метра. Корабли были способны развивать скорость до 7 узлов и погружаться на глубину до 200 метров. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу из 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным «оружием» подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в аквалангах, пользоваться электричеством, подаваемым с лодки по проводам. Автономность лодки проекта 865 составляла 10 суток.

Для транспортировки «Пираний» и выполнения ими специальных задач за пределами территориальных вод СССР планировалось переоборудовать одну из атомных субмарин под корабль-носитель мини-субмарин. Однако в начале нулевых годов МС-520 и МС-521, задолго до окончания срока их эксплуатации, были выведены из состава Балтийского флота и разрезаны на металлолом на Кронштадтском морском заводе. Перед этим один из кораблей успел побывать героем фильма «Особенности национальной рыбалки». Именно на «Пиранье» под управлением Андрея Краско, незадачливые «питерские» рыбаки пересекли государственную границу России и всплыли у берегов Финляндии.

«Пираньи» делали из титана, - говорит гендиректор ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев. - Недостаток титанового сплава в высокой цене. Стоимость титанового корпуса превышает цену стального корпуса в 5-6 раз. Кроме того, лодка с таким же набором функций, но в стальном корпусе получилась бы больше примерно на 40 процентов. Однако применение титана обязательно для глубоководных технических средств, рассчитанных на большую глубину погружения. А его низкий уровень магнитных полей дает еще один значительный плюс - полную радионезаметность корабля».

Впрочем, на судьбу «Пираньи» повлияла не столько стоимость проекта. Для примера одна «Пиранья» стоила столько же, как два фронтовых бомбардировщика Ту-22М3. Сколько смена концепции применения ВМФ России. Как отмечают эксперты, в главном штабе флота считали, что при наличии атомных субмарин с баллистическими ракетами необходимость в малых-диверсионных лодках сама собой отпала.

К примеру. ВМС США, начав разработку аналогичных по классу мини-кораблей семейства ASDS (Advanced Swimmer Delivery System) из 6 предполагавшихся к закупке, купили в 2003 году только одну субмарину. Трудности, с которыми столкнулись ее разработчики и строители, внесли коррективы как по срокам, так и по стоимости контракта. Расходы на проектирование и постройку головной субмарины возросли с 69,8 млн. долларов на момент его подписания в сентябре 1994 года с корпорацией Northrop Grumman до 230 млн. долларов в ценах 2000 года. В итоге программу вообще закрыли.


Внешне она мало отличается от своей предшественницы по габаритам. Но у нового корабля увеличено водоизмещение до 500 т, дальность плавания составляет 2 тыс. миль, а скорость возросла до 12 узлов. Автономность корабля составляет уже 20 суток. «Пиранья-Т» вооружена четырьмя торпедными аппаратами. В составе боекомплекта могут быть две ракеты или торпеды калибра 533 мм, то есть точно таких же, как на больших атомоходах, восемь торпед калибра 400 мм, или четыре морские мины.

Это вооружение позволяет субмарине эффективно действовать в районах, где большое значение придается скрытности не только по акустическому, но и электромагнитным полям. Экипаж - от трех до пяти человек. «Пиранья-Т» оснащена специальной шлюзовой камерой. Скрытный выход боевых пловцов осуществляется при постановке лодки на подводный якорь методом шлюзования. Боевые пловцы забирают из внешних контейнеров оружие и специальную аппаратуру и приступают к выполнению поставленной задачи. Возвращение на лодку осуществляется также через шлюз.

«Малахит» разработал четыре модификации «Пираний» водоизмещением от 218 до 750 тонн, с глубиной погружения до 300 метров и с экипажем от 5 до 9 человек. Хотя эксперты говорят, что самой легкой версией лодки может управлять и один человек. Плюс все они могут перевозить до 6 боевых пловцов. Все эти лодки предназначены для экспорта. Об интересе к ним со стороны российского Военно-морского флота ничего неизвестно.

Хотя не так давно в прессу просочилась информация, что в 2013 году в Северодвинске началась модернизация атомной подводной лодки проекта 667БДР типа «Кальмар» - БС-64 «Подмосковье» под носитель глубоководных аппаратов: «Лошарик» и еще трех мини-лодок проекта «Нельма». По неофициальным данным, все эти субмарины предназначены для сбора со дна обломков кораблей, самолетов и спутников, затопленных в океане, а также проведения подводной разведки на сверхбольших глубинах, имеют шлюзовые камеры для выхода водолазов. «Нельмы» могут погружаться на 1, а «Лошарик» на 6 км. Все это говорит о том, что страница развития сверхмалых подводных лодок в России еще далеко не закрыта.

Если вы читали мою серию про Югославские войны, то, наверняка, помните, что хребет Югославских ВМФ состоял из хорватов и, в целом, опирался на славное наследие Австро-венгерского флота. Во время холодной войны Югославия не могла рассчитывать на победу в открытом морском сражении и поэтому следовала на море партизанской доктрине (под противником, в первую очередь, подразумевался Итальянский флот).

Концепция морской партизанской войны была принята флотом Югославии в начале 80-ых годов, когда столкновение сверхдержав на суше и на море казалось делом ближайшего будущего (во всяком случае, об этом непрестанно трещали пропагандисты по обе стороны железного занавеса). Морская партизанская война состояла из двух линий обороны. Первая линия обороны включала в себя надводные корабли и дизельные подводные лодки, тогда как вторая линия обороны опиралась на миджеты (мини-субмарины, предназначенные для проведения специальных и диверсионных акций).

Считалось, что носителем диверсионных аппаратов должны были стать субмарины классов Heroj и Slava, которые могли действовать разве что в прибрежных водах. Обе подводные лодки могли взять на борт одноместный подводный «скутер» R1, запуск которого был возможен через торпедный аппарат. Более крупные двуместные скутеры R2, обладающие большим радиусом действия, на югославские подводные лодки не помещались. Даже если бы югославские конструкторы смогли установить R2 на маленьких подводных лодках, то в этом случае югославские субмарины не смогли бы взять на борт торпеды. Не стоило забывать и о том, что большая часть Адриатики была мелкой даже для крохотных подводных лодок класса Slava, из-за чего использование миджетов оказывалось под большим вопросом (целей для атаки было немного и все они были надежно защищены от атак диверсантов).


Югославская субмарина класса Heroj.


КЛАСС M100D

В 1977 году Югославские моряки решили, что для полноценной партизанской войны им нужна специальная дизель-электрическая подводная лодка, предназначенная исключительно для операций коммандос. Этот тип субмарины получил название M100D (модель водоизмещением 100 тонн, дизельная). M100D должна была уметь маневрировать на малых глубинах итальянского побережья на чрезвычайно низкой скорости (стандартная операционная глубина 10-15 метров при скорости в 4 узла).


Такими должны быть лодки класса M100D. Не шибко красивые корабли.


В рамках программы M100D институт судостроения в Загребе предложил два проекта. Проект M40 представлял собой подводную лодку «миджет» крайне малых размеров. Второй проект M100 был «большой» 20 метровой субмариной, оборудованной торпедными аппаратами и подводными скутерами R1. В носу M100 располагался сонар, четыре 533мм торпедных аппарата размещались по два за пределами корпуса. Четыре скутера R1 находились в специальном отсеке в нижней части лодки. Батареи ПЛ располагались внутри корпуса по обе стороны подводного корабля, так что члены экипажа могли ходить между ними.

Рубка управления размещалась в носу субмарины. На командном посту находились командир, рулевой и акустик (последний отвечал за радар, сонар и систему связи). В центре субмарины должна была появится водолазная камера, а также перископ, картинка с которого, по проводам, передавалась на командный пост.

Изучив оба предложенных концепта, Югославские моряки решили дать зеленый свет проекту M100 несмотря на то, что инженеры-проектировщики сомневались в том, что их подводная лодка удовлетворит всем требованиям заказчика. В конечном итоге так и получилось, проект оказался слишком сложным для реализации и ни одна подводная лодка M100 в море так и не вышла.

КЛАСС M31E (Una)


Zeta мини-субмарина класса Una.


Подводные лодки класса Una были наследниками проекта B-91, созданного под управлением подполковника Даворина Кажица. Подобно ПЛ класса M40 они не имели торпедных аппаратов и были предназначены для ведения диверсионных боевых действий. Наименование класса эти ПЛ получили по серийному номеру первого корабля. Иногда их называли 911-ми, временами M-31E, R-3E или Una (по имени первого корабля в серии).

Первая из шести подводных лодок класса M31E была спущена на воду в 1983 году и вошла в состав флота в 1988 году. Будучи длиной 20 метров, первая Una была в два раза меньше типовой дизельной лодки тех времен. Интервал автономного плавания M31E достигал 160 часов с полным экипажем или 96 часов с полным экипажем и 4 водолазами.

В качестве основного сенсора M31E использовала активно-пассивный сонар Krupp-Atlas.


В отсеках "Уны".


На своем борту M31E несла 4 мины M70 или 4 скутера R1 с бортовым минным оружием. Подобно классу M100, 31-ая несла мины на внешнем корпусе. Настоящей надстройки у лодки не было, вместо нее была сооружена импровизированная надстройка необходимая для того, чтобы вода не затекала внутрь подводной лодки. Когда M31E брала на борт водолазов, импровизированную надстройку снимали (в противном случае ныряльщику было трудно покинуть ПЛ). В верхней части корпуса также располагались вентиляционная система и мачта с навигационными огнями, которую поднимали при движении в надводном положении.

Из-за того, что подводная лодка не имела торпедных аппаратов, пост управления располагался в передней части ПЛ. Командир сидел в кресле и смотрел в перископ (он тоже был установлен в передней части корпуса) через дистанционную систему наблюдения.


Tisa и Vardar скучают на пляже.


Поскольку лодка должна была действовать в прибрежных водах, конструкторы спроектировали для M31E два передних руля управления и Х-образный хвост (по примеру USS Albacore), который должен был обеспечить высокую маневренность субмарины на малых глубинах. В целях снижения шума подводная лодка была оборудована электрическим двигателем в 24 л.с, который работал на переменном токе. При этом на борту лодки стоял специальный конвертер, преобразующий постоянный ток батарей, в переменный ток двигателя. Батареи были разделены на 2 группы по 128 ячеек в каждой. Перезарядка двигателя могла быть произведена в порту от корабля снабжения, стационарного генератора или от трех мобильных генераторов, который могли быть доставлены на борт ПЛ до начала миссии. Без подзарядки оперативный радиус действия M31E достигал 250-270 морских миль, что позволяло подводной лодке атаковать цели на итальянском побережье. Максимальная глубина погружения составляла 120 метров. Под водой лодка шла со скоростью 8 узлов, тогда как над водой ее скорость не превышала 7 узлов.

Благодаря электрическому двигателю подводная лодка была столь тихой, что ее не могли обнаружить гидрофоны, защищающие от проникновения гавань Пулы. Позже, во время Югославских войн, M31E могла отслеживать перемещение натовских субмарин, тогда как последние не могли ее обнаружить. В случае атаки вражеской цели, M31E могла высадить 6 боевых пловцов на расстоянии 12 морских миль от объекта атаки.


Una в музее Черногории.


С 1985 по 1989 год Югославские ВМФ получили 6 подводных лодок класса M31E, которые дислоцировались на базе Лора в составе 88 флотилии подводных лодок. Во время Хорватской войны за независимость все лодки за исключением Soca были переведены в Черногорию. Soca была захвачена хорватами, получила дизельный генератор и вошла в состав Хорватских ВМФ как Velebit P-01.
Название ПЛ Номер Спущена на воду Выведена из состава флота Судьба
Tisa P-911 1985 2001 Находится в Музее Науки и Технологии, Белград
Una P-912 1986 2001 Музей Черногории
Zeta P-913 1987 2005 Военно-исторический парк Пивка, Словения
Soca P-914 1987 2005 Будет направлена в музей.
Kupa P-915 1989 2003 Сдана на слом в 2008.
Vardar P-916 1989 2005 Судьба неизвестна. Возможно, сдана на слом.


Хорватская мини-субмарина Velebit (экс-Soca) класса Una.


M31E / Una - класс
Водоизмещение: 76.1 т. (надводное) / 87.6 т. (подводное)
Длина: 18.82 м.
Ширина: 2.4 м.
Максимальная глубина погружения: 120 м.
Энергетическая установка: 2х18 КВ электрический двигатель
Скорость: 8 узлов (подводная) / 7 узлов (надводная)
Боевой радиус действия: 250-270 морских миль
Экипаж: 4 офицера + 6 боевых пловцов
Вооружение: 4 подводных скутера R-1, 4 донные мины AIM-70

В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку. Разрабатываемая лодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

На протяжении многих лет сверхмалые и малые подлодки не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой пр. 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов. Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.


Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л. В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А. Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной подлодки проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр 0,62 м., длина 12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром 537 мм). Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритные средства навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом». Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.


Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебряно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

Сверхмалая подводная лодка пр. 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.


Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование. Шумопоглощающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным « » подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль. Лодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки пр. 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.


Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

Тактико-технические характеристики «Пираньи»:

Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.

Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
Максимальная глубина погружения – 200 м.
Автономность плавания – 10 суток.
Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов
Вооружение – 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины.

Источники информации:
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index-photo.html
-http://ship.bsu.by/ship/102077
-http://bastion-karpenko.narod.ru/VVT/865.html
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index.html