Правила макияжа

Югославские мини-субмарины холодной войны. Сверхмалые подводные лодки типа Seehund

Югославские мини-субмарины холодной войны. Сверхмалые подводные лодки типа Seehund

Ударной силой современного флота являются поистине гигантские плавательные сооружения, которые обеспечивают выполнение тактических и стратегических задач боевого применения различных видов вооружений. Они могут быть представлены как почти полноценной аэродромной площадкой для приема воздушных кораблей, так и передвижным вариантом пусковой площадки для запуска МБР со всеми необходимыми вспомогательными службами.

Однако новая концепция ведения боевых действий на море и внедряемые при этом технологии требуют уменьшения размеров плавательных средств, используемых для этих целей . Аналогичные действия имеют место и в боевом применении авиационных средств ведения воздушного боя. Использование БПЛА стало уже почти обыденным делом в армиях большинства крупных стран. О процессах оптимизации средств подводного вооружения и их боевом применении источники информации сообщают значительно реже.

Подводная мимикрия

На стадии возникновения и совершенствования кораблей, выполняющих боевые задачи в подводом положении, использовались исключительно небольшие . Наличие на вооружении и флотах многих стран крупноразмерных подводных крейсеров с водоизмещением в десятки тысяч тонн в настоящее время рассматривается, как гипертрофированное технократическое событие времен гонки вооружений и неудачных попыток создания глобального военного перевеса для завоевания мирового господства.

Ведь в том и состоит принцип миниатюризации габаритов боевой техники, что при его соблюдении сильно уменьшается возможность засечки всеми видами подводной разведки боевого корабля противника, что значительно расширяет возможности его боевого применения.

Обнаружить субмарину, которая размерами, собственной скоростью, интенсивностью всех видов излучения и шумопоглощаемостью ничем не отличается от крупных обитателей морских глубин, представляется очень не простой задачей. На это едва ли способны даже самые современные средства обнаружения под водой.

Разработка новой концепции для создания субмарин

Так случилось, что изначально подлодки небольшого размера не имели той степени защищенности, которыми обладают современные субмарины. Способность к длительному самостоятельному, не зависящему от источников энергии плаванию, оставалась несбыточной надеждой.

Использование нанотехнологий, а также всех открытий, связанных с применением небольших по размеру, но многофункциональных систем, находились в эмбриональном состоянии. Их развитие шло сложным путем, процесс открытия и внедрения конструкторам давался с трудом. Наибольший прорыв произошел за последние 10 -15 лет, когда дело сдвинулось с места.

Конструкторам и ученым удалось решить основную проблему — внедрить современные технологии, позволяющие привести к оптимизации размеров подводных боевых аппаратов . В их распоряжении появились микроисточники энергии большой емкости. С использованием навигационных комплексов и высококачественной аппаратуры акустики появилась возможность постоянно отслеживать позиции целей и своего местонахождения.

Модернизация современных подводных боевых комплексов сильно сказались на функционале боевой техники, а также ее габаритах и конфигурации. Они стали характеризоваться упрощенной способностью в эксплуатации и высоким уровнем автоматизации, в том числе и в вопросах идентификации и уничтожения целей. Все это стало возможным из-за применения комплексного подхода в вопросах создания проектов подлодок, которые позиционируются, как некоторые элементы глобальной системы, необходимые для претворения в жизнь программ более высокого уровня.

В то же время такая концепция использования небольших субмарин — не рисковать большими подводными кораблями в зоне активного противодействия противника – применялись гитлеровцами в 1939-1945 гг. Яркий пример — атака английского флота на флагманский корабль «Тирпиц» в 1943-м году, где принимало участие подразделение небольших субмарин. Также в военно-морской истории имеются факты нападения боевыми пловцами германского флота на британские корабли, при котором применялись небольшие субмарины.

Использование мини-субмарин в специальных операциях

Использование мини-субмарин в специальных операциях изначально являлось основной задачей, для чего создавались эти небольшие суда подводного плавания. Это произошло еще до начала Второй мировой войны. В перечень их боевых задач входила нелегальная доставка, высадка и эвакуация отряда бойцов морского спецназа.

Малые субмарины, которые служили для спасения людей на воде, были введены в состав флота уже в 60-х годах XX столетия. Их основное устройство гораздо сложнее лодок, применяемых для диверсионной деятельности, и практически ни в чем не претерпело изменений до настоящего времени. Единственное — то, что сегодня существуют как телеуправляемые подлодки, так и «автоматы».

Эти подводные управляемые аппараты весьма популярны во многих флотах и весьма похожи по функционалу. К примеру, достаточно привести пример с английской лодкой Scorpio, проведшую операцию по спасению экипажа российской «малютки» в 2004 году у камчатского побережья.

Использование мини-субмарин в операциях по разминированию

В качестве новой генерации мини-субмарин в середине 90-х годов XX столетия были представлены НПА — необитаемые подводные аппараты автономного типа. С этого времени специалисты ВМС США исследуют вопрос дистанционного разминирования акваторий и других морских участков «малютками» NMRS, оборудованных СВЧ РЛС бокового действия, которые выпускались через отверстия торпедных установок, причем управление осуществлялось по «оптоволокну».

Этими приборами планировалось оборудовать подлодки типа «Лос-Анджелес» и «Вирджиния», но в ходе тестов испытания получены неудовлетворительные результаты, в связи с чем проект был аннулирован в 1999 году. Следующим шагом стало внедрение фирмой Boeing аппаратов самостоятельного плавания, которые управлялись по радио. К возможностям таких приборов следует отнести изучение района поисков площадью до 100-130 кв.км. за 24 часа, при этом определяя позицию мины в радиусе до 70 м.

ЗАГРУЗКА МИНИ-ПОДЛОДКИ SDV в сухой док, установленный на подводной лодке «Даллас» (SSN-700, класс «Лос-Анджелес»). SDV — это аппарат мокрого типа, предназначенный для транспортировки команды спецназа (в легководолазном снаряжении) и оборудования, необходимого для специальных миссий .

Современные средства

Среди современных средств следует выделить изделие DSRV (США). Команда может выполнять свои функции без особого снаряжения. DSRV закрепляется по-походному на внешней надстройке атомных подлодок типа «Лос-Анджелес», которые специально приспособлены для перевозки таких «малюток», а также на АПЛ «Виржиния» и «Огайо».

Этот подводный аппарат не служит для активного преодоления противодиверсионной защиты, но в тоже время адаптирован для «приводнения» десанта спецназа на побережье противника. Спецгруппа может заняться заблаговременной подготовкой участка местности для подготовки к приему серьезного десанта. Она занимается установкой радиомаяков, налаживания системы связи и оптической разведки.

Иногда на «мокрой» площадке таких АПЛ монтируется водонепроницаемый бокс — сухой док для подводного устройства, где команда и десант находится в снаряжении легких водолазов. Кроме того, такие «малютки» служат для выполнения спасательных функций при эвакуации экипажа АПЛ, потерпевшей аварию.

Использование научных аппаратов в военных целях

Практиковалось и использование научных аппаратов в военных целях. Так, НПА Seahorse, спроектированный в недрах университета г. Пенсильвания по заказу военных моряков, должен был выполнять чисто научные функции. Но практика показала, что его использование может быть проведено в более обширном диапазоне.

Из-за многофункциональности аппарата пришлось увеличить габариты — НПА не проходит в обычный торпедный аппарат, а только из ПУ, расположенной вертикально, что возможно только из АПЛ типа «Огайо». Seahorse обеспечен большой инструментальной базой, что позволяет его применять, к примеру, для саперных морских изысканий.

Другой вариант научного судна — REMUS в середине 1990-х годов XX столетия был спроектирован и изготовлен в институте океанографии в Вудс-Холе. Фирма Hydroid лицензионно уже изготовила около трех сотен таких НПА, которые получились весьма вариабельными. Так, в 2003 году именно НПА REMUS, оборудованные оптикой и СВЧ РЛС бокового вида, помогли американцам провести разминирование порта Умм-Каср меньше чем за трое суток.

Между прочим, на минах пока еще рано ставить крест: существуют определенные разработки, и, возможно, вскоре появятся такие минные устройства, которые будут в состоянии идентифицировать и уничтожать противоминные субмарины. Предполагается, что работы по снятию минных заграждений станут весьма дорогостоящим мероприятием.

Аппарат DSRV-1 Mystic (с экипажем из 4 человек и вместимостью до 24 пассажиров, погружается на глубину до 1500 м для выполнения спасательных работ) на авиабазе ВМС США Норт-Айленд Mystic загружают в грузовой Ан-124, который доставит его в Южную Корею для участия в международных учениях Exercise Pacific Reach (2004) в целях обмена опытом в области подводных спасательных операций .

Системы освещения подводной обстановки

В тактике и стратегии современного морского боя большое значение имеет использование и размещение систем освещения подводной обстановки (СОПО). Новинкой стало привлечение мини-субмарин в качестве объектов СОПО. Дело в том, что военное руководство должно быть в курсе о морской тактической обстановки, маршрутах движения надводных и подводных кораблей, их вооружении, местах дислокации.

Нынешним СОПО требуются большое количество разнообразных устройств специального назначения, который размещаются в морских глубинах. Их монтаж и контроль эксплуатации – одна из основных проблем, стоящих перед НПА. Кроме этого, такую разновидность мини-субмарины, как Bluefin 21, которая оборудована СВЧ РЛС бокового вида с частотой 455 кГц и разрешающей способностью около 10 см, применяют для разминирования, а также для рекогносцировки акватории водного района перед началом спецопераций.

Глайдер Slocum компании Teledync Webb Research, разработанный Дугласом Уэб-бом, бывшим исследователем из Океанографического института в Вудс Холе. ГЛАЙДЕР SLOCUM будет положен в основу аппаратов поддержки боевых операций на литорали, которые Teledyne взялась разработать в рамках контракта с ВМС США уже ко второй половине 2010 года. Эти небольшие аппараты могут быть оснащены широким набором датчиков для патрулирования акватории на протяжении многих недель .

Создание универсального НПА

Военные ученые разных стран считают, что кульминацией кораблестроения подводных кораблей станет создание универсального автоматического аппарата с огромным функционалом.

Создание НПА Manta . Начиная с 1996 года, американские военные ученые разрабатывают новую боевую мини-субмарину Manta на базе в Ньюпорте. Она приспособлена для установки на АПЛ SSN 794 (на носу атомохода будет закреплено 4 НПА). Мини-субмарины, выполненные в форме ската, не нарушают гидродинамики и общей архитектуры носителя «малютки». Сейчас отрабатываются физические габариты НПА в различных модификациях.

Manta, базис которой просчитывается и проверяется в реальности, на выходе с конвейера может достичь уровня самой мощной и функциональной субмарины в мире. После выпуска за борт НПА становится полностью автономной , хотя связь с АПЛ-«маткой» действует постоянно. Система управления НПА основывается на индивидуальной боевой компьютерной программе, на ее борту установлена собственная система управления кораблем, станция гидроакустики, аппаратура связи различного уровня.

Опытный образец MTV прошел тактико-морские испытания, проведенные в 2007-2008 годах. Результаты были признаны удовлетворительными. Среди функций, возложенных на НПА, рассматриваются такие, как :
— разведывательная деятельность, наблюдение и рекогносцировка прибрежной зоны;
— противодействие подлодкам противника;
— выявление минных заграждений;
— сбор океанографической и картографической информации.

Существует довольно-таки реальный прогноз, что Manta будет не просто сочетать в себе обширные субъективные возможности, но и будет способна к эксплуатации, как корабль с экипажем. К примеру, возможность использования оружия в автономном режиме, без вмешательства человека, такого, как различные торпеды, артиллерийское и минное вооружение, а также системы РЭБ.

Применение «Манты» ведет к расширению площади акватории, которая контролируется кораблями американскими ВМС, а также позволяет сильно уменьшить процент обнаружения и уничтожения АПЛ ВМС США.

АВТОНОМНЫЕ ИЛИ ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ПОДВОДНЫЕ РОБОТЫ могут заменить водолазов в деле инспектирования подводной части корпуса кораблей и судов. Робот HAUV-2 разработан компанией Bluefin Robotics в сотрудничестве с Массачусетсом технологическим институтом по заказу Отдела военно-морских исследований специально для выполнения такой работы. Доплеровский измеритель скорости аппарата и автономная система навигации позволяют HAUV-2 с высокой точностью ориентироваться относительно корпуса судна .

Принцип разумного комплектования

Изготовление НПА Manta является началом новой цепочки в эволюционном ряду использования мини-субмарин в военных целях. Последующий путь развития НПА будет применять известный принцип разумного комплектования – «принцип матрешки», который уже апробирован на НПА Manta.

Вкратце это можно объяснить следующим образом: уже существующие АПЛ не будут утилизироваться по истечению срока службы – их модернизируют, и они становятся носителями десятков подводных мини-аппаратов, действующих по принципу «маточного гнезда».

Уже сегодня несколько нынешних американских атомоходов — например, многофункциональные АПЛ серии «Вирджиния» и SSGN 726-729 (обновленные «Огайо») – оборудуются т.н. «модулями – универсалами» URLM. Эти модули имеют габариты — 8 м х 1,8 в диаметре, весом 20 т, у которых в системе оснащения предусмотрена многофункциональная система для жизнедеятельности других НПА.

Реально работающая программа американского военного флота MRUUV, целью которой является последующая разработка новых НПА LMRS, в качестве главной задачи видит изготовление «модуля – универсала» НПА, которому можно будет менять геометрию корпуса под определенные миссии на борту «матки». Можно только вообразить, какое количество предназначений будет у таких НПА.

Не менее захватывающе выглядит программа MRUUV-L (второе название LD MRUUV). Она заключается в применении относительно большого НПА весом около 70 т, который будет состоять в штате АПЛ класса «Огайо», а также литоральных средств LC5 (корабли защиты морской прибрежной зоны). Эта мини-субмарина будет напичкана модулями разведывательного характера, СОПО, ретрансляторами, аппаратами противоминной разведки и целеуказания, системами ПЛО, поисковыми и спасательными сегментами, в т.ч. и негабаритными «беспилотниками».

Так что известный принцип «лучше меньше, да лучше» еще актуален.

В конце 70-х годов ленинградское КБ «Малахит», занимающееся проектированием подводных лодок, получило от ВМФ заказ на сверхмалую субмарину водоизмещением 80 тонн. Подлодка должна была работать на глубинах от 10 до 200 метров, вести разведку и решать задачи противодействия противнику. Секретное оружие СССР
Для этого корабль следовало оснастить соответствующей радиоэлектронной аппаратурой, минно-торпедным вооружением, а также водолазным комплексом для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. В июле 1984 года на Ленинградском адмиралтейском объединении (ныне ОАО «Адмиралтейские верфи») была заложена опытная подлодка проекта. Два года спустя ее спустили на воду с бортовым номером МС-520. В декабре 1990 года флоту передали головную лодку проекта МС-521.
Корпус субмарины был выполнен из титанового сплава, что на 40 процентов уменьшило ее вес, и рассчитан на погружение до 200 метров. Подводная скорость достигала 6,7 узла, надводная - 6 узлов. Экономическим ходом в 4 узла «Пиранья» могла проплыть под водой 260 миль, в надводном положении - 1000. Управление субмариной были автоматизировано, экипаж состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по радиоэлектронному оборудованию и помощника по электромеханической части. Кроме того, подлодка могла взять шестерых боевых пловцов - они и являлись главным ее оружием.
Впереди центральный пост корабля заканчивался сферической переборкой, имевшей вход в шлюзовую камеру. Там располагался иллюминатор, позволявший следить за работой водолазов, приборы управления системой шлюзования и малый шлюз для передачи предметов в центральный пост. За рубкой «Пираньи» находились два 12-метровых контейнера с транспортными средствами водолазов: двумя транспортировщиками «Сирена» или четырьмя буксировщиками типа «Протон». На внешней подвеске «Пиранья» могла нести два устройства для установки противолодочных мин-торпед ПМТ с ядерными боеголовками, либо пусковые решетки 400-миллиметровых электрических торпед «Латуш».


Невидимая и неслышная
Немагнитный корпус, установленные на амортизаторах малошумные механизмы и совершенная акустическая защита обеспечивали «Пиранье» непревзойденные характеристики скрытности. На учениях в Балтийском море эскадренный миноносец и большой противолодочный корабль, ориентированные на поиск МС-521, не смогли ее обнаружить. Когда подлодке дали команду на всплытие, та поднялась в двух кабельтовых (360 метров). На такой дистанции «Пиранья» могла из подводного положения либо выпустить диверсантов для крепления мин к днищам, либо расстрелять корабли в упор - никакие средства защиты помочь уже не могли.
В неразберихе 90-х годов «Пираньи» пали жертвой сиюминутной алчности - из-за драгоценных в прямом смысле корпусов их разрезали на металлолом. МС-520 перед этим успела сняться в «Особенностях национальной рыбалки». Однако КБ «Малахит» продолжил работы по совершенствованию мини-подлодок и сейчас предлагает целое семейство субмарин сверхмалого класса. «Пиранья-2», скажем, имеет подводную скорость 12 узлов, дальность плавания 1200 миль и может оснащаться анаэробной энергетической установкой. Такому двигателю не нужен воздух и лодке нет необходимости всплывать, чтобы пополнить его запасы. «Пиранья-Т» способна плавать по 2000 миль и провести в отрыве от базы 20 суток, неся на борту две ракеты, восемь торпед и четыре мины.


Как водолазы линкор утопили




Эффективность миниатюрных подлодок с диверсионной группой на борту продемонстрировала гибель линкора «Новороссийск» в бухте Севастополя 29 октября 1959 года. 22 августа 2013 года ветеран итальянского морского спецназа Уго Д”Эспозито официально признал, что участвовал в операции по подрыву корабля. Группа боевых пловцов на миниатюрной подлодке SX-756 «Пикколо» была доставлена к черноморскому побережью в трюме грузового парохода. Через люк в днище подлодка вышла в море и проследовала в бухту Омега, выгрузила на ее дно снаряжение и вернулась в открытое море.
Дождавшись сигнала, «Пикколо» вернулась в бухту, откуда боевые пловцы с гидробуксирами и взрывчаткой двинулись к причальной бочке «Новороссийска».


- Видимость была ужасной, работали почти на ощупь (толщина придонного ила в Севастопольской бухте составляет 20 метров. - РГ). Несколько раз возвращались на базу за взрывчаткой в магнитной оболочке. С заходом солнца работа была окончена. Впопыхах забыли на дне сумку с инструментом и запасной винт от гидробуксира. Вернулись в Омегу, прошлюзовались в лодку. Вышли в точку встречи, через двое суток подошел пароход. Поднырнули под днище, люк захлопнули, откачали воду. Три долгожданных стука в переборку возвестили, что операция завершена, - рассказал другой участник группы Николо Патурра.

Британское военное кораблестроение имеет многовековой опыт разработки и боевого применения самых передовых конструкций и технологий. Накануне Второй мировой войны ядром британских эскадр были надводные корабли: линкоры, линейные крейсера и авианосцы. Поэтому подводные плавсредства у Адмиралтейства были не в чести. Однако атака Гюнтера Прина 15 октября 1939 года в Скапа-Флоу, когда прокравшаяся немецкая субмарина потопила линкор прямо в главной базе британского флота, поставила ребром вопрос о создании диверсионных подводных средств.

В конце 1939 года началась разработка британской сверхмалой подводной лодки. Но инициатором выступило не Адмиралтейство, а Военное ведомство, по заказу которого началось её проектирование для использования на реках. Вскоре заказ всё же перешёл в ведение Адмиралтейства, наконец-то оценившего возможности подводного кораблика.

В результате долгих экспериментов и перестройки уже почти готовых образцов англичане в 1942 г. все же построили прототип лодки класса X.

Лодка создавалась по классической схеме «больших» субмарин: дизель Gardner для надводного хода и электродвигатель с аккумуляторными батареями для подводного.

Для удобства транспортировки лодки собирали из трёх блоков упрощённой геометрической формы, соединявшихся болтами. Три поперечные переборки разделяли прочный корпус на четыре отсека.

В первом отсеке находились приборы управления и навигационное оборудование, цистерна главного балласта № 1, буксирное и швартовое устройства. Второй отсек использовался в качестве шлюзовой камеры, в его трюме находилась цистерна главного балласта № 2. Третий отсек предназначался для аккумуляторной батареи, поста управления, цистерны главного балласта № 3, цистерны быстрого погружения, боевого и навигационного перископов. В средней части корпуса по левому борту была установлена поворотная труба для забора воздуха. В надводном положении к ней же крепилась переговорная труба. В кормовой части надстройки хранились водолазное снаряжение и инструменты, необходимые при форсировании противолодочных сетей. В четвёртом отсеке размещались дизель мощностью 42 л.с. и электродвигатель, топливная цистерна, компрессор, кормовая дифферентная цистерна.

Экипаж состоял из трёх человек – командира, механика и рулевого. Каждый из них мог выполнять водолазные и подрывные работы.

Вооружение состояло из двух отделяемых бортовых контейнеров, в каждом из которых помещался заряд взрывчатки массой 1620 кг и взрыватель с часовым механизмом. Контейнеры сбрасывали под днище вражеского судна освобождением захватов изнутри лодки.

После испытаний прототипа и устранения недочётов фирма «Виккерс-Армстронг» построила серию из 12 лодок типа X. Шесть из них (Х5 – Х10). вступили в строй в январе 1943 года, ещё шесть (Х20 – Х25).- в конце этого же года.

Подводная лодка X второй серии (Х20 – Х25)

Серийные лодки тоже имели четыре отсека, но их компоновка изменилась. Так, шлюз разместили между отсеками управления и аккумуляторным, что позволило открывать и закрывать вход в него из отсека управления, а на верхней палубе появился специальный держатель для членов экипажа, находящихся вне судна.

В первом отсеке размещались аккумуляторная батарея, запасы пресной воды и провизии, койки, цистерны: топливные и дифферентная. Второй отсек остался без изменений. В центральном посту находились приборы управления, средства навигации, цистерна главного балласта №3, цистерна быстрого погружения. За рубкой добавился входной люк. В четвёртом отсеке размещались дизель, электродвигатель, топливные цистерны, запасы масла, компрессор высокого давления.

Экипаж увеличили до четырёх человек за счёт введения штатного водолаза.

Основным оружием являлись два сбрасываемых заряда по 1993 кг каждый в бортовых металлических контейнерах. Они отделялись с помощью специального устройства, управляемого из прочного корпуса. Подрыв зарядов производил взрыватель с часовым механизмом, включение которого осуществлялось изнутри лодки.

К месту проведения операции сверхмалые лодки транспортировались на буксире «обычными» субмаринами классов Т или S со скоростью около 10,5 уз. По сравнению с прототипами серийные лодки имели увеличенную с 60 до 95 м рабочую глубину погружения.

Х5, Х6, Х7, Х8, Х9 и Х10 в сентябре 1943 г. участвовали в операции против германских линкоров Tirpitz и других кораблей в Альтен-фьорде. Остальные лодки типа X использовались при проведении десантной операции в Нормандии в качестве целеуказателей для десантных судов. Х22 погибла при столкновении с английской подлодкой Syris у побережья Шотландии. Все лодки этой серии списали в 1945 году.

Атака в Альтен-фьорде

В сентябре 1943 г. шесть карликовых лодок серии X были направлены к берегам Норвегии с целью потопить или, по крайней мере, серьёзно повредить германские линкоры – экипажам Х5, Х6 и Х7 предстояло атаковать 40 000-тонный Tirpitz, Х9 и Х10 – 26 000-тонный Scharnhorst, а Х8 – 12 000-тонный Lützow.

Впереди у них было восемь дней и ночей буксировки. Управляли лодками на этом этапе походные экипажи. Два человека из трёх должны были нести вахту в течение большей части суток и вести техническое обслуживание: воздушные баллоны и аккумуляторные батареи нужно было перезаряжать, а также проверять изоляцию всех электрических цепей.

В первую ночь Х6 чуть не столкнулась с траулером, но, кроме этого инцидента, переход в течение первых четырёх дней был, на удивление, спокойным. Погода была благоприятной. Три или четыре раза в сутки лодки всплывали на поверхность, чтобы провести пятнадцатиминутную вентиляцию, а остальные двадцать три часа продвигались на глубине 12 -15 м. Боевые экипажи находились в это время на борту «больших» подводных лодок, отдыхая и занимаясь тактической подготовкой.

На шестой день перехода, в 4:00 порвался буксирный трос Х8. Через 5 минут лодка всплыла на поверхность и командир – лейтенант Джек Смарт стал осматривать горизонт. Однако вблизи не было никаких признаков ведущей лодки Sea Nymph. На её борту факт обрыва буксирного троса был обнаружен примерно спустя два часа, когда она должна была всплыть для проветривания. Командир Sea Nymph развернул подлодку на 180° и, увеличив скорость, направился по маршруту, пройденному за последние часы. Поиски затянулись почти на четырнадцать часов. И лишь к восьми часам вечера Х-лодка снова была на буксире. Смарта и его людей сменил боевой экипаж, движение на буксире продолжилось.

В 9:00 утра 16 сентября субмарины подали условный знак для подводной сигнализации – сбросили три ручные гранаты, чтобы вызвать на поверхность малую лодку Х9, но она не всплыла. В 9:20 выбрали буксирный трос и обнаружили, что он лопнул. Syrtis повернула на обратный курс и провела тщательный поиск, но Х9 так и не обнаружила. Лодка и походный экипаж считаются пропавшими без вести.

На следующий день: из-за разгерметизации зарядов-контейнеров из строя вышла Х8, её пришлось затопить.

Погода 17 и 18 сентября была ненастной, но к сумеркам 18-го она начала улучшаться, и Годфри Плэйс сменил Билла Уиттема и походный экипаж на борту Х7. Остальные субмарины -Trasher с Х5, Truculent с Х6 и Sceptre с Х10 – сменили походные экипажи на боевые до полуночи следующего дня. Все лодки успешно совершили подход и расположились в своих секторах. Stubborn, тоже задержанная инцидентом с поисками и вознёй с Х8, приблизилась к берегу, буксируя Х7. Sea Nymph, затопив Х8, патрулировала примерно в шестидесяти милях к западу от Альтенфьорда.

Вечером 20 сентября четыре малые лодки (Х5, Х6, Х7, XI0) начали самостоятельный прорыв в пролив Сересунд. При этом у Х10 были дефекты в электрическом механизме подъёма перископа и подтекали уплотнители. У Х6 правый зарядный контейнер был затоплен ещё в первый день буксировки, но перекладыванием груза экипажу удалось добиться рабочего равновесия лодки.

Х6 и Х7 удачно держались вместе. Ночь лодки провели среди группы островов Браттхольм. Следующим утром начался переход через Кофьорд. Х7 достигла подветренной стороны островов Браттхольм вскоре после полуночи, Х-6 проследовала часом позже. В течение следующих часов Плэйс успешно провёл свою лодку через противолодочные сети при входе во фьорд. К 7:05 утра Х6 тоже прошла противолодочную сеть и оказалась на дистанции атаки на свою цель. Но тут её постигла неудача: уходя от патрульного катера лодка запуталась в сетях. Но вскоре ей удалось освободиться и двинуться по фьорду к своей цели.

В 7:10 Плэйс принял решение о преодолении противолодочной сети Tirpitz. Х7 поднырнула под сеть и, к несчастью, села на мель у северного берега внутри заграждения. Так как глубина была слишком малой, невозможно было сняться с мели, не всплыв на поверхность. Вода была очень спокойной и на Tirpitz их заметили и доложили как о «длинном чёрном объекте, похожем на подводную лодку». При прохождении по инстанции эта информация задержалась на несколько минут, поскольку имелись сомнения, что это был дельфин. Через пять минут лодка вновь наткнулась на подводный камень и опять была вынуждена подняться на поверхность в восьмидесяти метрах от линкора. И хотя лодка тут же ушла под воду, но на сей раз немцы её ясно видели и правильно опознали.

Спустя пять минут и Х6 вновь наткнулась на какую-то преграду и всплыла у левой скулы Tirpitz. С палубы по ней открыли огонь из стрелкового оружия. Командир лодки Дон Кэмерон понял, что надежды на спасение нет, и направил Х6 к борту линкора под орудийной башней «В». Там он отсоединил заряды, установленные так, чтобы они взорвались через час, и отвёл лодку. Было 7:15 утра. Экипаж Х6 пленил дежурный катер Tirpitz.

На борту линкора подняли тревогу. Был дан приказ поднять пары и выйти в море. Однако приказ выполнили только тогда, когда закрыли все герметичные двери и подняли водолазов. А это произошло лишь минут через двадцать после того, как экипаж Х6 подняли на борт. Всех четверых – Кэмерона, Лори-мера, Годдарда и сублейтенанта Дика Кендалла – держали вместе.

В это время Х7 всячески старалась выпутаться из сети, а когда наконец освободилась, всплыла прямо около буёв. Экипаж Х7 увидел справа впереди, не далее чем в 20 метрах и лодка дала «полный вперёд». Ударившись о борт линкора примерно напротив орудийной башни «В», она мягко скользнула под киль. Там был сброшен правый заряд. Затем левый заряд был сброшен примерно в 45 – 50 м ближе к корме. После этого Х7 пыталась отойти, но вновь запуталась в сетях и была повреждена взрывом. У экипажа не оставалось другого выхода, кроме как покинуть лодку и сдаться.

Англичан предварительно допросили и угостили горячим кофе и шнапсом. Все потом вспоминали, как они беспокоились, так как время приближалось к 8:15, и они украдкой поглядывали на часы. Заряды в 8:12 сработали.

«На борту Tirpitz после взрыва наших снарядов началась паника, – писал Кендалл после возвращения из Германии. – Немецкие орудийные расчёты обстреляли невесть сколько собственных танкеров и маленьких катеров, а также из-за беспорядочных выстрелов вышла из строя их собственная орудийная установка. Казалось, каждый размахивал пистолетом, угрожая нам, пытаясь выяснить, сколько карликовых подводных лодок было задействовано в атаке».

В 8:43 примерно в пятистах ярдах снаружи от сети была замечена третья карликовая лодка. Tirpitz открыл огонь и потопил её. Скорее всего, это была Х5 под командованием Х.Хенти-Крира. О ней ничего неизвестно, а из экипажа не спасся никто.

В целом общий итог атаки был удовлетворительным. Tirpitz впоследствии ни разу так и не сумел выйти в боевой поход…

Шестеро оставшихся в живых членов экипажей карликовых подводных лодок были отправлены из Норвегии в Германию, в лагерь для военнопленных моряков.

Учебные лодки ХТ

В 1943 – 1944 гг. фирма «Виккерс» построила 6 учебных сверхмалых подводных лодок серии ХТ. Заказы ещё на 12 таких лодок (ХТ7 – ХТ19, без ХТ13) были аннулированы. Лодки ХТ в боевых действиях участия не принимали.

Третья серия

В конце 1943 г. началось строительство третьей серии карликовых подводных лодок (ХЕ1 – ХЕ10, ХЕ12; заказ на ХЕ11 был аннулирован).

Лодки третьей серии были крупнее предыдущих. Изменения в основном коснулись управления и условий обитания. Лодки получили новые навигационные устройства, радиотелефонную связь, холодильник и кондиционер воздуха. Благодаря такому оборудованию, лодки типа ХЕ можно было использовать для действий в тропических водах.

Первые два отсека по оснащению и объёму остались практически без изменений, за исключением установки иллюминатора в кормовой переборке второго отсека для наблюдения за членами экипажа, проходящими шлюзование. В третьем отсеке размещался центральный пост управления с контрольными и измерительными приборами. В подволоке отсека имелся иллюминатор для визуального контроля момента прохода подводной лодки под днищем атакуемого корабля. В четвёртом отсеке размещались дизель, электродвигатель, компрессор и баллоны воздуха высокого давления, кондиционер, а в кормовом обтекателе прочного корпуса – дифферентная цистерна.

Основное вооружение включало два сбрасываемых заряда и 6 портативных магнитных мин, которые устанавливал водолаз.

Из тихоокеанских лодок отличалась ХЕЗ – с помощью своих подрывных зарядов 31.7.1945 потопила японский тяжёлый крейсер Такао. ХЕ8 затонула в 1945 г. при буксировке в районе Портсмута. ХЕ11 затонула 6.3.1945 после столкновения с боковым заграждением.

Оставшиеся лодки этой серии списали в 1952 году.

Подводные лодки Welman

Параллельно с созданием лодок типа X в 1942 году инженер-полковник Джон Долфин (John Dolphin) разработал лодки типа Welman Craft. Они предназначались для атак вражеских судов в портах, а также для разведки побережья перед высадкой десанта.

Первые две такие лодки построили летом 1942 года. Серийно лодки Welman строились с ноября 1942 г.. О количестве субмарин данного типа публикуются весьма противоречивые данные – от 20 до 100. Все они поступали в «Особую флотилию» с лета 1943 г.

Десантные лодки Welfreighter

В ноябре 1942 года фирма Inter Services Research Bureau начала проектирование сверхмалой подводной лодки для доставки боевых пловцов, диверсионных зарядов и других грузов. По этому проекту в 1944 – 1945 гг. фирма Shelvoke & Drewry Ltd построила около 40 лодок.

Первоначально предполагалось использовать их в районе Адриатического побережья с целью снабжения албанских и югославских партизан. Но боевые действия на этом театре военных действий завершились раньше, чем первые лодки Welfreighter были готовы к практическому применению. Несколько таких лодок направили на Дальний Восток, чтобы обеспечивать боеприпасами филиппинских партизан. Но и здесь до практического использования дело не дошло.

После войны все лодки типа Welfreighter были сданы на слом. Лишь одна из них была превращена в экспонат музея Королевского подводного флота в Госпорте.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Хотели бы вы полюбоваться подводным миром, например изучать коралловые рифы с их пёстрыми и яркими обитателями, плыть вместе со стаей дельфинов или тайно преследовать стадо китов? Я думаю что ваш ответ - да. Теперь это возможно. Появилась мини подводная лодка для реализации подобных желаний. Вот её фото.

Давайте узнаем о ней немного больше.


Мини субмарина получила имя Super Falcon, она производится в США компанией DeepFlight. Внешне она похожа на самолёт, и это вызывает большее восхищение этой необычной новинкой.


Подлодка Super Falcon обладает всеми необходимыми качествами для туристических прогулок под водой. Она проста в управлении, новичок сможет испытать всю гамму восхищения от вождения подводного самолёта.


Подлодка работает тихо, шум её двигателей не отпугнёт морских обитателей и все красоты подводного мира будут доступны обозрению в "полном составе".


Маленькая субмарина не рассчитана на глубоководные погружения. Максимальная глубина доступная для Super Falcon - 120 метров


Подлодка оснащена тихим электрическим двигателем с низким рабочим напряжением. Этот фактор делает прогулки не только тихими, но и безопасными для представителей подводной биосферы.


Субмарина Super Falcon может управлять двумя или тремя пассажирами, в зависимости от модели. Технические характеристики судна: вес - 1800 кг, крейсерская скорость - 6 узлов, длина - 6 м, ширина - 2,5 м.


Эту подлодку купил себе Дитрих Матешиц, основатель и владелец 49% акций австрийской компании, производителя энергетических напитков, - Red Bull GmbH. Приобретение стоило ему $1,7 миллиона. Теперь гости его курорта на острове Локэла в Фиджи могут совершить подводные прогулки на этой фантастической лодке. Двухчасовая экскурсия по подводному миру Фиджи обойдется туристам в $1700.