Уход за волосами

Сверхмалые подводные лодки типа Seehund. Неопознанные морские объекты: как российские мини-субмарины запугали Запад

Сверхмалые подводные лодки типа Seehund. Неопознанные морские объекты: как российские мини-субмарины запугали Запад

2 ноября 1947 года состоялся спуск на воду адаптированной под нужды ВМФ СССР трофейной мини-подлодки типа «Зеехунд». По данным исследователей, Советский Союз заполучил шесть недостроенных немецких подлодок с документацией. Впрочем, помимо трофейных мини-подлодок в СССР были и свои уникальные разработки.
Давайте вспомним их …

Неуловимые «Тюлени»

Подводные лодки типа «Зеехунд» («Тюлень») – это серия сверхмалых подлодок, которые были разработаны в конце Второй Мировой войны. Собирались они на верфях в Киле, Эльбинге и Ульме. Подлодки типа «Зеехунд» за 6-7 секунд могли погрузиться на глубину пять метров. Интересно, что взрывная волна от глубинных бомб таким подлодкам была практически не страшна. Зачастую, взрывной волной «Тюленей» просто отбрасывало в сторону.

Подлодки весили так мало, что изменить угол ее наклона под водой члены экипажа могли, изменив положение своего тела, скажем, наклонившись вперед или назад. Это имело значение, когда обстановку следовало оценить с помощью перископа.

Для маскировки немцы красили «Зеехунды» преимущественно в белый или серый цвет, поскольку большую часть работы подлодки выполняли в северных водах, где нередки глыбы льда. При волнении моря «барашки» тоже белого цвета.

Наибольшей проблемой для экипажа представляло отправление естественных надобностей. Чтобы делать это реже, пищу для моряков готовили по специальной рецептуре, которая замедляла процесс усвоения провианта.

«Зеехунды» было трудно пеленговать, потому мини-подлодки лучше всего подходили для выполнения диверсионных задач. С января по май 1945 года «Зеехунды» потопили девять судов союзников, еще три судна были серьезно повреждены. При этом более трех десятков «Тюленей» было потеряно…

Доведенные до ума трофейные «Зеехунды» были переданы в опытную эксплуатацию размещавшемуся в Кронштадте отряду подводного плавания. Для наших моряков мини-подлодки были в диковинку. А наибольший интерес к субмарине проявили спецназовцы.

Наш первый и единственный «Пигмей»

В Советском Союзе первой сверхмалой подводной лодкой можно назвать субмарину «Пигмей». Правда, лодка так и не стала массовой. Был изготовлен лишь один образец, который в годы войны угодил в лапы фашистов.

Работа над проектом началась в 1936 году. Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро) спроектировало автономную подводную лодку «Пигмей».

Был изготовлен опытный образец. В 1937 году в Ленинграде заложили несколько лодок, но все они не были достроены.

На Чёрном Море лодка проходила испытания с октября 1936 года, по кодовым названием «Подводная лодка Остехбюро», и командовал ей старший лейтенант Б.А.Успенский.

Как можно догадываться (как я писал, архивы, всё ещё, засекречены), испытания прошли неудачно. И проект забросили. А саму лодку бросили догнивать в Балаклаве. В чём заключались претензии к субмарине, по вышеозначенным причинам неизвестно.

Для главного конструктора лодки Владимира Ивановича Бекаури, неудача с испытаниями не прошла даром, и, вскоре, он был арестован как враг народа и в 1938 году расстрелян (в 1956 году посмертно реабилитирован).

Владимир Иванович Бекаури.

Расстрелян по «делу», сфабрикованному сотрудником особого отдела НКВД при Остехбюро неким А.П. Грунским, решившим. что Бекаури с сотрудниками «проводил … вредительскую деятельность умышленно неправильным проектированием предназначенных для вооружения РККФ новых типов … подводных лодок, в результате чего запроектированные… ПЛ оказались непригодными для вооружения РККФ». Зачем привожу фамилию этого Грунского? Таких надо знать, именно такие грунские 2000 лет назад орали «Распни его!», потом расстреливали конструкторов за технические недоработки (тем самым нанося реальный вред нашей стране), а сейчас борются с гомофобами и сажают в тюрьмы Будановых и Квачковых.

Остехбюро распустили.

Кстати говоря, в СССР не сохранилось ни каких данных о боевых действиях подводной лодки Пигмей. Неизвестно, кто на ней воевал, и воевал ли, и как она попала в руки немцев. То ли её захватили на месте её стоянки в Балаклаве, (тогда почему тонули корабли непонятно) то ли в результате борьбы с ней, немцам удалось как то выгнать субмарину на поверхность и захватить.

После захвата, немцы хотели отправить Пигмей в Германию. В начале, её видимо, хотели буксировать по морю до Румынии или Болгарии, но, в ходе буксировки минисубмарина затонула на глубине 40 метров, неподалёку от Феодосии. Где её и нашли дайверы.

Кстати говоря, фото представленные в этой статье сделаны не в СССР, а итальянцами и были найдёны в итальянских архивах.

«Тритоны» - лодки водолазов-разведчиков


Сверхмалые подводные лодки проекта 908 «Тритон-2» состояли на вооружении флота с 1975 года по 1990-е годы. «Тритоны» патрулировали акватории портов, доставляли и эвакуировали водолазов-разведчиков. Всего было построено 13 подводных лодок этого проекта.

Прототип (Тритон-1)
Корпус «Тритона» выполнен из алюминиевого-магниевого сплава и рассчитан на глубину погружения 40 метров. В носовой кабине размещались два члена экипажа. В кормовой кабине были места для водолазов-разведчиков.

Макетный образец сверхмалой подводной лодки «Тритон-2М» был построен к 1966 году. В этом же году были проведены первые испытания. В целом лодка показала себя хорошо. В итоге было решено приступить к проектированию головного образца шестиместной сверхмалой подводной лодки «Тритон-2» и еще одного аппарата - «Тритон-1М», для двух человек.

Всего было выпущено 13 подводных лодок «Тритон-2». Они состояли на вооружении ВМФ РФ и Украины. Двухместных подводных лодок «Тритон-1М» было создано 32 единицы.

Большинство из них было списано в 1980-х годах

Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» - проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации. Тип состоял на вооружении флота с 1990 по 1999 года. Всего было построено 2 подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года.

Корпус ПЛ проекта 865 был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. Дальность плавания под водой экономическим ходом (4 узла) достигала 260 миль, в надводном положении - 1000 миль.

Комплекс вооружения ПЛ размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщиков типа «Протон» или 2 транспортировщиков типа «Сирена-У») и 2 устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две решетки для 400-мм торпед «Латуш»(специальный вариант торпеды СЭТ-72), используемых «самовыходом» на всем диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой, и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса.

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решётки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины. Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На «Пиранье» был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Радиан-М», а также гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».

Экипаж подводных лодок проекта «Пиранья» состоял из трёх офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов. Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, боевые пловцы/водолазы имели возможность использовать подаваемую с неё по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. В ходе эксплуатации ПЛ проекта для каждой лодки было сформировано по два сменных экипажа. Существовал ещё и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок.

Одна из подводных лодок проекта принимала участие в съёмках российского художественного фильма «Особенности национальной рыбалки».

В ходе расследования в США был задержан некий Людвиг Файнберг, который признал, что по заказу одного из крупнейших наркобаронов в мире Пабло Эскобара пытался приобрести в России сверхмалую подводную лодку проекта 865. Тогда сделка сорвалась.

Подводный буксировщик «Сирена»

Сверхмалая подводная лодка «Сирена» создавалась параллельно с «Тритоном». Проект разрабатывался ленинградским кораблестроительным институтом. Макетный образец двухместного аппарата был готов к июлю 1958 года. Испытывали его поначалу в бассейне. Очень долго не могли сделать кабину удобной для членов экипажа, она была слишком тесной, люди быстро утомлялись.

Установочную партию «Сирен» из десяти аппаратов изготовили в 1962 году. Но после испытаний их снова отправили на доработку, закончившуюся в мае 1963 года. Тогда же в Рижском заливе прошли испытаний, во время которых «Сирены» выпускались из подводной лодки на ходу и без хода.

Подводные лодки типа «Бибер»

Тип сверхмалых подводных лодок Германии времен Второй Мировой войны. Вооружение состояло из двух 533-мм торпед или мин. Лодки были предназначены для атаки в прибрежных водах. Это были самые маленькие подлодки Кригсмарине. Лодка была создана для уменьшения риска атаки союзниками со стороны французского побережья. Успеха добилась только одна лодка, потопившая транспорт Alan A. Dale. Большое количество лодок сохранилось в музеях.

Эта сверхмалая подводная лодка официально именовалась «погружающимся одноместным штурмовым средством». Лодки типа «Biber» предназначались для действий в проливе Ла-Манш возле французского и голландского побережья.

Стремление обеспечить возможность транспортировки лодок на грузовых автомобилях и спуска их на воду с необорудованного берега привело к тому, что водоизмещение «Бобра» ограничили 7 тоннами, а экипаж - одним человеком.

Корпус, изготовленный из корабельной стали, имел обтекаемую форму. Примерно в середине его находилась миниатюрная рубка высотой 52 см с четырьмя иллюминаторами и входным люком. Из рубки выдвигались перископ длиной 150 см и «шноркель» (РДП) такой же длины. За рубкой располагалась выхлопная труба двигателя.

Водонепроницаемые переборки делили корпус на пять отсеков. В первом размещалась балластная цистерна. Во втором отсеке сидел водитель. Его голова почти упиралась во входной люк. Перед ним находились навигационные приборы, штурвал, рычаги управления, перископ и устройство для его подъема; по бокам и сзади - баллоны со сжатым воздухом для продувания цистерн, кислородный баллон с дыхательным аппаратом, аккумуляторная батарея, бензобаки, бензопроводы к двигателю.

Ввиду отсутствия дизеля столь малых размеров, в третьем отсеке установили 6-цилиндровый бензиновый мотор фирмы «Opel» мощностью 32 л.с., с рабочим объемом цилиндров 2,5 литра. Бензиновые испарения, несмотря на изоляцию, проникали в отсек управления, что зачастую приводило к пожарам, взрывам или к отравлению водителей.

В четвертом отсеке находился электромотор, в пятом - кормовая балластная цистерна.

При плавании под водой водитель мог свободно дышать в течение 45 минут. После этого воздух в отсеке перенасыщался углекислотой и следовало использовать дыхательный аппарат. Трех патронов с оксилитом (поглотителем углекислоты) хватало на 20 часов пребывания под водой.

Сверхмалая подлодка Х-1

Командование ВМС США во второй половине ХХ века сделало ставку на развитие атомного подводного флота, а направление создания сверхмалых подводных лодок и вовсе сочло малоперспективным - на вооружение военно-морского спецназа поступило лишь ограниченное количество групповых подводных носителей типа SDV, а сверхмалая подлодка Х-1 так и осталась в единственном экземпляре и была быстро списана.

Вооружение же на подлодке отсутствовало, исключая личное оружие и боевые средства спецгруппы.

20 мая 1957 года в акватории Портсмутской военно-морской верфи (Portsmouth Naval Shipyard) на сверхмалой подлодке произошла серьезная авария, вызванная взрывом запасов перекиси водорода и приведшая к значительным разрушениям носовой части мини-субмарины (лишь чудом удалось избежать человеческих жертв), было принято решение переоборудовать Х-1 под новую главную энергетическую установку.

В итоге она стала традиционной - дизель-электрической. Причем позже один из офицеров, принимавших участие в программе испытаний Х-1, отмечал, что «самым важным выводом, сделанным в результате данной экспериментальной программы, стало то, что на боевом корабле ни в коем случае не следует допускать концентрации большого количества нестабильной перекиси водорода» .

Окончательно СМПЛ Х-1 была выведена из эксплуатации по решению командования военно-морских сил Соединенных Штатов 16 февраля 1973 года, а 26 апреля того же года - передана на баланс Военно-морского исследовательского и конструкторского центра кораблестроения в городе Аннаполис (Naval Ship Research and Development Center). В следующем году, 9 июля, было разрешено включить данную мини-субмарину в состав экспозиции, организованной на территории пункта базирования флота в Норт-Северне, около Аннаполиса, как экспонат исторической направленности.

В конечном счете Х-1 нашла свое последнее пристанище в открытой экспозиции Музея и библиотеки подводных сил ВМС США (Submarine Force Library and Museum), основным экспонатом которого является первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» (USS Nautilus, иногда музей поэтому именуют как Historic Ship Nautilus & Submarine Force Library and Museum). Сверхмалая подлодка была передана музею в апреле 2001 года, и с тех пор находится там в открытой экспозиции. Данный музей располагается в районе американской военно-морской базы Гротон (Groton, штат Коннектикут) в местечке Норт-Северн (North Severn), в его открытой экспозиции есть и еще несколько сверхмалых подводных лодок и групповых подводных носителей.

Moray TV-1A -

продвинутый подводный прототип, экспериментальный образец, для отработки высокоскоростного глубоководного, высокоманёвренного обитаемого подводного истребителя, разработанный для поиска, преследования и уничтожения вражеских атомных подводных лодок.

Военный пловец отсоединяет стропы крана баржи перед началом морских испытаний Морея

Морей развивал 45 узлов под водой, и должен был иметь на борту подводные кумулятивные ракеты (разработанные так же на исследовательской базе Чайна Лейк) для уничтожения вражеских субмарин. На борту планировалась установка батареи из восьми таких ракет. Результаты атаки экипаж мог наблюдать при помощи телевизионной камеры, установленной снаружи корпуса. Для поиска цели использовался высокоэффективный активный сонар. При этом хоть и Морей строился по ракетно-самолётному дизайну, но вместо дублирующих систем использовались все элементы особо высокой надёжности.

В основном аппарат был из алюминия, вес 15 тонн, длина 10.6 метра, диаметр 1.62 метра. Диаметр сферы экипажа был 1.55 метра. Большинство компонент корпуса были не защищены от давления, были «мягкими». Двигатель был на основе пероксида водорода и солярки, размещаемой позади сферы экипажа. Обеспечивал или 1.5 часа скорости 40 узлов или 27 часов скорости в 15 узлов.

В 1961 году аппарат был переделан на использование сжатого кислорода, и баллоны разместили позади командного отсека, а топливо впереди. При этом запас хода на максимальной скорости стал всего 1 час, на скорости 15 узлов 10 часов, и минимальная скорость аппарата могла быть 3 узла.

Так же вооружение было урезано до семи 5-ти дюймовых ракет, размещённых уже в носу, а не вокруг, которые в отличие от обычных, выпускали поток газа с концов пропеллера-стабилизатора для обеспечения их движения.

СМПЛ с экипажем из двух человек, глубоководная, скоростная, позиционируемая как «подводный истребитель» была разработана и построена на базе Станции по испытаниям вооружения ВМС NOTS (Naval Ordnance Test Station) в Чайна-Лейк, шт. Калифорния, с запланированными в дальнейшем испытаниями на море. За время создания было разработано несколько уникальных материалов и двигателей.

Подводная лодка «Велман»

СМПЛ «Велман» рассчитана на управление экипажем из одного человека.

Разработана в середине 1942 года, полковником инженерных войск с «говорящей» фамилией, Джоном Дольфином.

Исследования, разработка и изготовление трёх прототипов были проведены на 9-й базе Управления Специальных Операций (SOE) в реквизированном отеле Фрайс, ставшим на долгое время основным местом разработки и производства средств специального назначения того времени.

По названию посёлка Уэлин-Гарден-Сити и была названа лодка - Welman (Welwyn One-Man Submarine).

В начале 1943 испытания проводились в Сан-Албансе, в Адмиралтейском экспериментальном доке в Халсаре и водохранилище Лалехам возле Винздора.

Отсутствие перископа было признано большой ошибкой проектирования.

Велман с отделяемой боевой частью на испытаниях в Водохранилище Квин Мэри в Стэйнсе

Лейтенант Королевского флота Джимми Холмс выглядывает из-за низкого борта боевой рубки Велмана

Foca I (SA-41) и Foca II (SA-42)в Картахене (Фока - означает Тюлень)

разработаны в начале 1957

прошли обслуживание в 1962

Всего две лодки, SA 41 & SA 42.

Водоизмещение 16/20 т (на поверхности/в глубине),

Команда 3 человека,

Вооружение - 2 торпеды 533мм

Списаны в 1971 году

Японские СМПЛ Корю (Морской Дракон) Тип Д

Из-за недостаточного радиуса действия лодок типа «А» уже в ходе Второй мировой войны в Японии были созданы новые сверхмалые подводные лодки типов «Otsugawa» и «Koryu». Проектирование новых субмарин началось осенью 1942 г., а в январе (по др. данным - в феврале) 1943 г. первая лодка На-45 тип «В» была спущена на воду на верфи Уразаки. На ней установили дизель-генератор мощностью 25 кВт, позволявший произвести полную зарядку аккумуляторных батарей менее чем за 18 часов. Это значительно повышало мобильность лодок при охране небольших островов, не имевших зарядных станций. Экипаж увеличили до трех человек.

После незначительных изменений конструкции по результатам испытаний, эти корабли стали именоваться лодками типа «В/С». Всего в 1942-1944 гг. их было построено 16: одна типа «В» и 15 усовершенствованных типа «В/С» - На-62 - На-76.

По результатам испытаний подводной лодки типа «В» было принято решение о строительстве сверхмалых подлодок типа «D» («Koryu»). Их проектирование началось в декабре 1943 г., закладка - в июне 1944 г., а в январе 1945 г. первая лодка «D» была спущена на воду. По американским данным, всего было построено 115 или 116 лодок этого типа, еще около 495 единиц находились в стадии достройки.

Одновременно с лодками типа D «Koryu» в Японии строились подводные лодки втрое меньшего водоизмещения. Подготовка к отражению высадки американских войск на японские острова в условиях полного господства противника на море и в воздухе потребовала создания массовых простых подводных лодок, какими и стала сверхмалая лодка «Kairyu» («улучшенный тип D»), спроектированная инженером Горо Сато. Внешним видом они напоминали торпеду с небольшой рубкой и бортовыми стабилизаторами.

При использовании «Kairyu» против транспортов и десантных судов скорость 10 узлов с торпедами выглядела вполне достаточной, но для атаки кораблей основных классов при размещении в носовом отсеке взрывчатки субмарина сама превращалась в торпеду. Всего к концу войны было построено около 250 «Kairyu» из запланированных 760, еще две сотни находились в постройке. Лодка этого типа стала переходной от карликовой подводной лодки к человекоторпеде «Kaiten».

Японцы считали человекоторпеды высокоэффективным оружием и прилагали значительные усилия для их создания. Уже к моменту нападения на Перл-Харбор вблизи военно-морской базы на о.Курэ, известной как «База II», были проведены испытания нескольких торпед. Однако эксперименты затянулись. Во время испытаний погибло 16 человек.

Сверхмалая подводная лодка «Мольх»

Рекомендованная по результатам испытаний глубина погружения составляла 40 метров, но в отчетах были зафиксированы случаи безопасного погружения даже на глубины до 60 м. В распоряжении подводника имелись два глубиномера, один из которых был рассчитан на глубину 50 м и имел малый масштаб делений, а другой применялся для глубин до 15 м и имел крупномасштабные деления.

В случае покидания субмарины или угрозы ее захвата со стороны противника водитель был обязан привести в действие специальный подрывной заряд - для этого надо было выдернуть имевшийся у него шнур. Точное время задержки не известно, поскольку пленные подводники сообщали о шести или пятнадцати минутах.

Пуск торпед производился водителем при помощи установленных в центральном посту педалей - по одной педали на торпеду: после нажатия на нее освобождался блок, установленный на направляющей и удерживающий торпеду, и одновременно запускался двигатель торпеды.

Опытная подлодка вышла на испытания 19 марта 1944 года и буквально ошеломила представителей германских ВМС тем что показалась им «сырым и незавершенным проектом». И первая же попытка перевести субмарину в подводное положение подтвердила эти предположения - подлодка никак не хотела погружаться, ее носовая оконечность даже не шелохнулась. Первая нормальная, рабочая, СМПЛ нового типа появилась только 12 июня 1944 года - ее показали в северогерманском городе Эккернферде, земля Шлезвиг-Гольштейн, на берегу ЭккернФердской бухты Балтийского моря - в 25 километрах к северо-западу от Киля.

Причем серийная постройка СМПЛ, несмотря на выявленные серьезные конструктивные недостатки, была начата в том же месяце. Первые мини-подлодки поступили на вооружение уже в июне - после выхода с завода их сразу отправили в Зурендорф для установки компаса. В общей же сложности Кригсмарине было передано 393 мини-подлодки: июнь 1944 года - 3, июль - 38, август - 125, сентябрь - 11 о, октябрь - 57, декабрь - 28, январь 1945 года - 32 ед.

СВЕРХМАЛАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ХЕХТ»

В конце 1943 года специалисты Главного управления кораблестроения Кригсмарине (Hauptamt Кriegschiftbau, иногда его в американской и российской военно-морской исторической литературе именуют как («Управление конструкторских бюро ВМС Германии», что, как представляется, не совсем точно отражает его сущность и назначение) представили на рассмотрение начальства проект двухместной сверхмалой подводной лодки проекта XXVllA (Туре XXVllA).

Более широко она известна как СМПЛ «Хехт» («Hecht», в переводе с немецкого - «Щука»). Основным назначением данной ПЛ-малютки была определена доставка к цели зарядов или мощных мин, которые должны были либо закладываться под стоящим на якоре кораблем на грунт, либо крепиться непосредственно к его корпусу. Таким образом, идейно СМПЛ типа «Хехт» была едва ли не полной «калькой» С британской СМПЛ типа «Х», группа которых парой месяцев ранее успешно атаковала линкор «Тирпиц» в норвежском фьорде, но имела и ряд отличий.

Немецкая СМПЛ, водоизмещение которой по проекту должно было составлять 7 тонн, предназначалась, в отличие от британской типа «Х», для боевого применения только в подводном положении, а потому имела не комбинированную двигательную установку (дизель-электрическую), а только полностью электрический при вод (батарея-электромотор).

Дальность подводного плавания составляла 69 миль (при скорости хода 4 узла), хотя первоначально рассчитывали все же на несколько больший показатель - не менее чем 90 миль. По причине сравнительно малого радиуса действия доставляться в район операции «щуки» должны были на надводных кораблях или судах.

Отличительной особенностью первого варианта «Хехта» было отсутствие каких-либо горизонтальных рулей или им подобных устройств - следствие необходимости преодолевать боно-сетевые заграждения, противоторпедные сети и пр. Управление СМПЛ по глубине осуществлял ось при помощи установленной внутри корпуса особой системы весов - дальнейшее развитие идеи отставного артиллерийского офицера-инженера Вильгельма Бауэра, реализованной им в проекте подводной лодки «Брандтаухер» (Brandtaucher, в переводе с немецкого - «Ныряльщик»).

Субмарина была построена немцем в городе Киль на добровольные пожертвования в 1850 году и предназначалась для применения сугубо в военных целях. Она представляла собой подводную лодку со стальным корпусом, которая имела водоизмещение 27,5 т, длину 8 м, ширину 1,85 м и высоту корпуса 2,5-2,7 м.

В качестве движителя на корабле использовался гребной винт, вращаемый вручную посредством зубчатой передачи. Так вот, в своем проекте немецкий изобретатель решил отказаться от вертикального и горизонтальных рулей, оснастив «Брандтаухер» той самой оригинальной системой управления движением ПЛ по глубине на основе весовых конструкций. Система включала расположенный в носовой части корпуса подлодки продольный горизонтальный стержень с резьбой, по которой с помощью рычажного механизма мог перемещаться массивный груз. Последний и регулировал величину дифферента на нос или корму.

Сверхмалая субмарина Италии Delfino

Главный конструктор - Гиацинто Пуллино. Эта лодка была заложена и спущена на воду на казённой военно-морской верфи Regio Arsenale в Специи в 1895 г. Она вошла в состав флота 1 апреля 1895 г.

Проектировщики полагали, что Delfino будет действовать исключительно в подводном положении. Лодка имела почти идеально круглый в сечении корпус, два горизонтальных носовых и один кормовой вертикальный руль, две дифферентные цистерны в оконечностях. Она была оснащена сбрасывающимся свинцовым килем.

Первоначально субмарина приводилась в движение только электромотором, но в ходе обширной модернизации 1902 -1904 годов получила 130-сильный карбюраторный двигатель FIАТ для надводного хода. Аккумуляторная батарея состояла из 216 элементов, разделённых на две независимые группы.

Итальянская СМПЛ Caproni CB в Севастополе, 1942:

SEAL Delivery Team (SDV) 2:

транспортируется на палубе АПЛ

Хотели бы вы полюбоваться подводным миром, например изучать коралловые рифы с их пёстрыми и яркими обитателями, плыть вместе со стаей дельфинов или тайно преследовать стадо китов? Я думаю что ваш ответ - да. Теперь это возможно. Появилась мини подводная лодка для реализации подобных желаний. Вот её фото.

Давайте узнаем о ней немного больше.


Мини субмарина получила имя Super Falcon, она производится в США компанией DeepFlight. Внешне она похожа на самолёт, и это вызывает большее восхищение этой необычной новинкой.


Подлодка Super Falcon обладает всеми необходимыми качествами для туристических прогулок под водой. Она проста в управлении, новичок сможет испытать всю гамму восхищения от вождения подводного самолёта.


Подлодка работает тихо, шум её двигателей не отпугнёт морских обитателей и все красоты подводного мира будут доступны обозрению в "полном составе".


Маленькая субмарина не рассчитана на глубоководные погружения. Максимальная глубина доступная для Super Falcon - 120 метров


Подлодка оснащена тихим электрическим двигателем с низким рабочим напряжением. Этот фактор делает прогулки не только тихими, но и безопасными для представителей подводной биосферы.


Субмарина Super Falcon может управлять двумя или тремя пассажирами, в зависимости от модели. Технические характеристики судна: вес - 1800 кг, крейсерская скорость - 6 узлов, длина - 6 м, ширина - 2,5 м.


Эту подлодку купил себе Дитрих Матешиц, основатель и владелец 49% акций австрийской компании, производителя энергетических напитков, - Red Bull GmbH. Приобретение стоило ему $1,7 миллиона. Теперь гости его курорта на острове Локэла в Фиджи могут совершить подводные прогулки на этой фантастической лодке. Двухчасовая экскурсия по подводному миру Фиджи обойдется туристам в $1700.

Ударной силой современного флота являются поистине гигантские плавательные сооружения, которые обеспечивают выполнение тактических и стратегических задач боевого применения различных видов вооружений. Они могут быть представлены как почти полноценной аэродромной площадкой для приема воздушных кораблей, так и передвижным вариантом пусковой площадки для запуска МБР со всеми необходимыми вспомогательными службами.

Однако новая концепция ведения боевых действий на море и внедряемые при этом технологии требуют уменьшения размеров плавательных средств, используемых для этих целей . Аналогичные действия имеют место и в боевом применении авиационных средств ведения воздушного боя. Использование БПЛА стало уже почти обыденным делом в армиях большинства крупных стран. О процессах оптимизации средств подводного вооружения и их боевом применении источники информации сообщают значительно реже.

Подводная мимикрия

На стадии возникновения и совершенствования кораблей, выполняющих боевые задачи в подводом положении, использовались исключительно небольшие . Наличие на вооружении и флотах многих стран крупноразмерных подводных крейсеров с водоизмещением в десятки тысяч тонн в настоящее время рассматривается, как гипертрофированное технократическое событие времен гонки вооружений и неудачных попыток создания глобального военного перевеса для завоевания мирового господства.

Ведь в том и состоит принцип миниатюризации габаритов боевой техники, что при его соблюдении сильно уменьшается возможность засечки всеми видами подводной разведки боевого корабля противника, что значительно расширяет возможности его боевого применения.

Обнаружить субмарину, которая размерами, собственной скоростью, интенсивностью всех видов излучения и шумопоглощаемостью ничем не отличается от крупных обитателей морских глубин, представляется очень не простой задачей. На это едва ли способны даже самые современные средства обнаружения под водой.

Разработка новой концепции для создания субмарин

Так случилось, что изначально подлодки небольшого размера не имели той степени защищенности, которыми обладают современные субмарины. Способность к длительному самостоятельному, не зависящему от источников энергии плаванию, оставалась несбыточной надеждой.

Использование нанотехнологий, а также всех открытий, связанных с применением небольших по размеру, но многофункциональных систем, находились в эмбриональном состоянии. Их развитие шло сложным путем, процесс открытия и внедрения конструкторам давался с трудом. Наибольший прорыв произошел за последние 10 -15 лет, когда дело сдвинулось с места.

Конструкторам и ученым удалось решить основную проблему — внедрить современные технологии, позволяющие привести к оптимизации размеров подводных боевых аппаратов . В их распоряжении появились микроисточники энергии большой емкости. С использованием навигационных комплексов и высококачественной аппаратуры акустики появилась возможность постоянно отслеживать позиции целей и своего местонахождения.

Модернизация современных подводных боевых комплексов сильно сказались на функционале боевой техники, а также ее габаритах и конфигурации. Они стали характеризоваться упрощенной способностью в эксплуатации и высоким уровнем автоматизации, в том числе и в вопросах идентификации и уничтожения целей. Все это стало возможным из-за применения комплексного подхода в вопросах создания проектов подлодок, которые позиционируются, как некоторые элементы глобальной системы, необходимые для претворения в жизнь программ более высокого уровня.

В то же время такая концепция использования небольших субмарин — не рисковать большими подводными кораблями в зоне активного противодействия противника – применялись гитлеровцами в 1939-1945 гг. Яркий пример — атака английского флота на флагманский корабль «Тирпиц» в 1943-м году, где принимало участие подразделение небольших субмарин. Также в военно-морской истории имеются факты нападения боевыми пловцами германского флота на британские корабли, при котором применялись небольшие субмарины.

Использование мини-субмарин в специальных операциях

Использование мини-субмарин в специальных операциях изначально являлось основной задачей, для чего создавались эти небольшие суда подводного плавания. Это произошло еще до начала Второй мировой войны. В перечень их боевых задач входила нелегальная доставка, высадка и эвакуация отряда бойцов морского спецназа.

Малые субмарины, которые служили для спасения людей на воде, были введены в состав флота уже в 60-х годах XX столетия. Их основное устройство гораздо сложнее лодок, применяемых для диверсионной деятельности, и практически ни в чем не претерпело изменений до настоящего времени. Единственное — то, что сегодня существуют как телеуправляемые подлодки, так и «автоматы».

Эти подводные управляемые аппараты весьма популярны во многих флотах и весьма похожи по функционалу. К примеру, достаточно привести пример с английской лодкой Scorpio, проведшую операцию по спасению экипажа российской «малютки» в 2004 году у камчатского побережья.

Использование мини-субмарин в операциях по разминированию

В качестве новой генерации мини-субмарин в середине 90-х годов XX столетия были представлены НПА — необитаемые подводные аппараты автономного типа. С этого времени специалисты ВМС США исследуют вопрос дистанционного разминирования акваторий и других морских участков «малютками» NMRS, оборудованных СВЧ РЛС бокового действия, которые выпускались через отверстия торпедных установок, причем управление осуществлялось по «оптоволокну».

Этими приборами планировалось оборудовать подлодки типа «Лос-Анджелес» и «Вирджиния», но в ходе тестов испытания получены неудовлетворительные результаты, в связи с чем проект был аннулирован в 1999 году. Следующим шагом стало внедрение фирмой Boeing аппаратов самостоятельного плавания, которые управлялись по радио. К возможностям таких приборов следует отнести изучение района поисков площадью до 100-130 кв.км. за 24 часа, при этом определяя позицию мины в радиусе до 70 м.

ЗАГРУЗКА МИНИ-ПОДЛОДКИ SDV в сухой док, установленный на подводной лодке «Даллас» (SSN-700, класс «Лос-Анджелес»). SDV — это аппарат мокрого типа, предназначенный для транспортировки команды спецназа (в легководолазном снаряжении) и оборудования, необходимого для специальных миссий .

Современные средства

Среди современных средств следует выделить изделие DSRV (США). Команда может выполнять свои функции без особого снаряжения. DSRV закрепляется по-походному на внешней надстройке атомных подлодок типа «Лос-Анджелес», которые специально приспособлены для перевозки таких «малюток», а также на АПЛ «Виржиния» и «Огайо».

Этот подводный аппарат не служит для активного преодоления противодиверсионной защиты, но в тоже время адаптирован для «приводнения» десанта спецназа на побережье противника. Спецгруппа может заняться заблаговременной подготовкой участка местности для подготовки к приему серьезного десанта. Она занимается установкой радиомаяков, налаживания системы связи и оптической разведки.

Иногда на «мокрой» площадке таких АПЛ монтируется водонепроницаемый бокс — сухой док для подводного устройства, где команда и десант находится в снаряжении легких водолазов. Кроме того, такие «малютки» служат для выполнения спасательных функций при эвакуации экипажа АПЛ, потерпевшей аварию.

Использование научных аппаратов в военных целях

Практиковалось и использование научных аппаратов в военных целях. Так, НПА Seahorse, спроектированный в недрах университета г. Пенсильвания по заказу военных моряков, должен был выполнять чисто научные функции. Но практика показала, что его использование может быть проведено в более обширном диапазоне.

Из-за многофункциональности аппарата пришлось увеличить габариты — НПА не проходит в обычный торпедный аппарат, а только из ПУ, расположенной вертикально, что возможно только из АПЛ типа «Огайо». Seahorse обеспечен большой инструментальной базой, что позволяет его применять, к примеру, для саперных морских изысканий.

Другой вариант научного судна — REMUS в середине 1990-х годов XX столетия был спроектирован и изготовлен в институте океанографии в Вудс-Холе. Фирма Hydroid лицензионно уже изготовила около трех сотен таких НПА, которые получились весьма вариабельными. Так, в 2003 году именно НПА REMUS, оборудованные оптикой и СВЧ РЛС бокового вида, помогли американцам провести разминирование порта Умм-Каср меньше чем за трое суток.

Между прочим, на минах пока еще рано ставить крест: существуют определенные разработки, и, возможно, вскоре появятся такие минные устройства, которые будут в состоянии идентифицировать и уничтожать противоминные субмарины. Предполагается, что работы по снятию минных заграждений станут весьма дорогостоящим мероприятием.

Аппарат DSRV-1 Mystic (с экипажем из 4 человек и вместимостью до 24 пассажиров, погружается на глубину до 1500 м для выполнения спасательных работ) на авиабазе ВМС США Норт-Айленд Mystic загружают в грузовой Ан-124, который доставит его в Южную Корею для участия в международных учениях Exercise Pacific Reach (2004) в целях обмена опытом в области подводных спасательных операций .

Системы освещения подводной обстановки

В тактике и стратегии современного морского боя большое значение имеет использование и размещение систем освещения подводной обстановки (СОПО). Новинкой стало привлечение мини-субмарин в качестве объектов СОПО. Дело в том, что военное руководство должно быть в курсе о морской тактической обстановки, маршрутах движения надводных и подводных кораблей, их вооружении, местах дислокации.

Нынешним СОПО требуются большое количество разнообразных устройств специального назначения, который размещаются в морских глубинах. Их монтаж и контроль эксплуатации – одна из основных проблем, стоящих перед НПА. Кроме этого, такую разновидность мини-субмарины, как Bluefin 21, которая оборудована СВЧ РЛС бокового вида с частотой 455 кГц и разрешающей способностью около 10 см, применяют для разминирования, а также для рекогносцировки акватории водного района перед началом спецопераций.

Глайдер Slocum компании Teledync Webb Research, разработанный Дугласом Уэб-бом, бывшим исследователем из Океанографического института в Вудс Холе. ГЛАЙДЕР SLOCUM будет положен в основу аппаратов поддержки боевых операций на литорали, которые Teledyne взялась разработать в рамках контракта с ВМС США уже ко второй половине 2010 года. Эти небольшие аппараты могут быть оснащены широким набором датчиков для патрулирования акватории на протяжении многих недель .

Создание универсального НПА

Военные ученые разных стран считают, что кульминацией кораблестроения подводных кораблей станет создание универсального автоматического аппарата с огромным функционалом.

Создание НПА Manta . Начиная с 1996 года, американские военные ученые разрабатывают новую боевую мини-субмарину Manta на базе в Ньюпорте. Она приспособлена для установки на АПЛ SSN 794 (на носу атомохода будет закреплено 4 НПА). Мини-субмарины, выполненные в форме ската, не нарушают гидродинамики и общей архитектуры носителя «малютки». Сейчас отрабатываются физические габариты НПА в различных модификациях.

Manta, базис которой просчитывается и проверяется в реальности, на выходе с конвейера может достичь уровня самой мощной и функциональной субмарины в мире. После выпуска за борт НПА становится полностью автономной , хотя связь с АПЛ-«маткой» действует постоянно. Система управления НПА основывается на индивидуальной боевой компьютерной программе, на ее борту установлена собственная система управления кораблем, станция гидроакустики, аппаратура связи различного уровня.

Опытный образец MTV прошел тактико-морские испытания, проведенные в 2007-2008 годах. Результаты были признаны удовлетворительными. Среди функций, возложенных на НПА, рассматриваются такие, как :
— разведывательная деятельность, наблюдение и рекогносцировка прибрежной зоны;
— противодействие подлодкам противника;
— выявление минных заграждений;
— сбор океанографической и картографической информации.

Существует довольно-таки реальный прогноз, что Manta будет не просто сочетать в себе обширные субъективные возможности, но и будет способна к эксплуатации, как корабль с экипажем. К примеру, возможность использования оружия в автономном режиме, без вмешательства человека, такого, как различные торпеды, артиллерийское и минное вооружение, а также системы РЭБ.

Применение «Манты» ведет к расширению площади акватории, которая контролируется кораблями американскими ВМС, а также позволяет сильно уменьшить процент обнаружения и уничтожения АПЛ ВМС США.

АВТОНОМНЫЕ ИЛИ ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ПОДВОДНЫЕ РОБОТЫ могут заменить водолазов в деле инспектирования подводной части корпуса кораблей и судов. Робот HAUV-2 разработан компанией Bluefin Robotics в сотрудничестве с Массачусетсом технологическим институтом по заказу Отдела военно-морских исследований специально для выполнения такой работы. Доплеровский измеритель скорости аппарата и автономная система навигации позволяют HAUV-2 с высокой точностью ориентироваться относительно корпуса судна .

Принцип разумного комплектования

Изготовление НПА Manta является началом новой цепочки в эволюционном ряду использования мини-субмарин в военных целях. Последующий путь развития НПА будет применять известный принцип разумного комплектования – «принцип матрешки», который уже апробирован на НПА Manta.

Вкратце это можно объяснить следующим образом: уже существующие АПЛ не будут утилизироваться по истечению срока службы – их модернизируют, и они становятся носителями десятков подводных мини-аппаратов, действующих по принципу «маточного гнезда».

Уже сегодня несколько нынешних американских атомоходов — например, многофункциональные АПЛ серии «Вирджиния» и SSGN 726-729 (обновленные «Огайо») – оборудуются т.н. «модулями – универсалами» URLM. Эти модули имеют габариты — 8 м х 1,8 в диаметре, весом 20 т, у которых в системе оснащения предусмотрена многофункциональная система для жизнедеятельности других НПА.

Реально работающая программа американского военного флота MRUUV, целью которой является последующая разработка новых НПА LMRS, в качестве главной задачи видит изготовление «модуля – универсала» НПА, которому можно будет менять геометрию корпуса под определенные миссии на борту «матки». Можно только вообразить, какое количество предназначений будет у таких НПА.

Не менее захватывающе выглядит программа MRUUV-L (второе название LD MRUUV). Она заключается в применении относительно большого НПА весом около 70 т, который будет состоять в штате АПЛ класса «Огайо», а также литоральных средств LC5 (корабли защиты морской прибрежной зоны). Эта мини-субмарина будет напичкана модулями разведывательного характера, СОПО, ретрансляторами, аппаратами противоминной разведки и целеуказания, системами ПЛО, поисковыми и спасательными сегментами, в т.ч. и негабаритными «беспилотниками».

Так что известный принцип «лучше меньше, да лучше» еще актуален.

Во время Второй мировой войны управляемые торпеды и карликовые подводные лодки были серьезной угрозой.

В составе экипажа находилось только два человека и небольшая команда, но эти маленькие корабли сыграли важную роль в самых захватывающих эпизодах войны и многие стоили кому-то жизни.

Идея создания карликовых субмарин впервые пришла к итальянцам во время Первой мировой войны. Под покровом темноты 15 октября 1915 года два итальянских морских офицера вели особую торпеду в один из портов в Адриатическом море.

Они прикрепили торпеду к борту флагмана австро-венгерского флота и зажгли фитиль. Взрыв повредил этот военный корабль.

Война вновь вспыхнула в Средиземноморье в июне 1940 года, когда лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини объявил войну Англии и Франции. Британцы первыми нанесли серьезный удар по итальянскому флоту в Торонто в ноябре 1940 года. Английские палубные торпедоносцы потопили несколько тяжелых кораблей.

Так как большая часть тяжелых крейсеров была уничтожена, итальянцам пришлось изобретать неожиданные приемы нападения. И ночью 21 декабря 1941 года они взяли реванш. Шестеро боевых пловцов, члены итальянской элитной группы известны как «морские дьяволы», незамеченными проникли в средиземноморскую базу британского флота.

Их оружием была управляемая торпеда, получившая название Майяли или «свинья», так как ею было очень сложно управлять. Майяли это шестиметровая торпеда со съемной боеголовкой содержащей более 200 кг взрывчатого вещества.

Она приводилась в движение с помощью электрического мотора. Двое пловцов сидели на торпеде верхом, а над водой были видны только их головы. Они вели торпеды к их цели. Затем они подныривали под выбранный корабль и прикрепляли боеголовку под днище. Пловцы устанавливали таймер мины и уплывали прочь.

Испробовав новое оружие, итальянцы стали искать достойную цель, которая нашлась в Александрии. На британской военно-морской база в Египте базировались тяжелые боевые корабли. 21 декабря итальянская подводная лодка выпустила три торпеды, управляемые шестью водолазами.

Операцией руководил офицер Луиджи Дюран де Ла Пенн. Той ночью, когда английские военные корабли вошли в порт Александрии управляемые торпеды уже подкрались к ним. Дюран де Ла Пенн ведущий торпеды и Эмилио Бьянчи выбрали свою цель английский линкор «Вэлиант» и направились к нему. Им удалось провести свою «корову» под торпедными сетями, защищающими корабль, пришлось потрудиться, но их никто не заметил.

Недалеко о цели у Бьянчи возникла проблема с дыхательным аппаратом, и Пенне пришлось продолжать одному - он прикрепил боеголовку к днищу корабля.

Итальянский пловец установил таймер взрывателя на шесть утра и присоединился к Бьянчи у ближайшего буя. Две другие группы достигли своих целей - линкора «Куин Элизабет» и танкера «Савона». На рассвете все три корабля были серьезно повреждены взрывами, проделавшими огромные пробоины в их корпусах. Линкор «Куин Элизабет» сел на дно в порту, но верхняя палуба и надстройка остались над водой. Адмирал Сэр Эндрю Гелингем настоял на том, чтобы английский военно-морской флаг по-прежнему блеял над затопленным кораблем.

Казалось, ничего особенного не произошло, но удар по двум самым мощным в Восточном Средиземноморье английским кораблям спутал британцам все карты. Шестеро итальянцев попали в плен, но они сумели ясно показать англичанам, на что способны управляемые торпеды.




Британский премьер Уинстон Черчилль был взбешен успехом итальянцев и потребовал создания такого же подразделения.

Вскоре в марте 1942 года начались тренировки спецотряда водолазов в Портсмуте. Водолазы были оснащены теми же примитивными английскими дыхательными аппаратами, которые использовали итальянцы. Это были аппараты замкнутого цикла, которые не оставляли на поверхности следа из пузырей. В конструкции дыхательного аппарата был баллон с чистым кислородом, в то время еще не понимали насколько опасно им дышать.

Позже англичане разработали собственную управляемую торпеду Чериот на основе конструкции итальянском Реале захваченной в Гибралтаре. Последовали месяцы тренировок и упражнений. Один из водолазов погиб, но команда «чериотов» была готова к своему первому заданию. Она должна была закрепить за ними статус элитных частей.

Целью стал непотопляемый линкор «Тирпиц» самый большой корабль в Северных водах. Этот корабль представлял серьезную угрозу Англии и морским конвоям в СССР, поэтому его следовало уничтожить. Линкор стоял на якоре во фьорде в Северной Норвегии и был окружен противоторпедными сетями. 26 октября 1942 года две торпеды-чериота были принайтованы к днищу норвежского рыболовного судна.

Планировалось дойти таким способом до фьорда, где стоял «Тирпиц» и выпустить торпеды рядом с целью. Лейтенант Лиф Ларсен командовал судном, в то время как команды чериотов выдавали себя за норвежцев. Но по пути в бухту их настиг шторм. Чериоты ударялись о дно рыболовного судна, и вскоре сильные волны оторвали две торпеды, и рейс пришлось отменить.

Команда немецкого линкора даже не догадывалась, насколько близко они были от гибели. Вскоре чериоты были отправлены на Средиземное море, где операции были намного успешнее. В январе 1943 года две такие торпеды прорвали противоторпедные боны гавани в Палермо в Сицилии.

Команда успешно установила боеголовки на итальянский крейсер, и уже скоро этот корабль должен был пойти ко дну. Двое водолазов установившие торпеды знали, что не сумеют вернуться на свой корабль. Когда они пытались уйти из Палермо их схватили. В это время взорвались боеголовки, сильно повредив итальянские корабли.

Позже англичане переключились на злополучный линкор «Тирпиц», который вышел из безопасного фьорда и совершал нападения на конвои в районе Шпицбергена. Королевский флот собирался выследить этот корабль. Для своей следующей операции англичане разработали собственную карликовую подводную лодку, которую назвали X-Craft.

Подлодка длиной 15 м вмещала команду из 4 человек и могла оставаться в море несколько дней, проплывая до 4 км. Она могла погружаться на 100 м. Это был маленький, но грозный корабль.

Карликовые субмарины X-Craft не несла торпед, вместо этого они были оснащены магнитными минами с 4 тоннами взрывчатки, которые размещались по обеим сторонам лодки. Когда минилодка достигала своей цели, мины заводили под днище корабля и отсоединяли. Эта карликовая субмарина и его храбрая команда должны были уничтожить один из мощнейших линкоров Второй мировой войны. Англичане знали, что это могло стать самоубийством. 11 сентября 1943 года шесть мини-субмарин вышли из Шотландии.

Большую часть своего десятидневного морского путешествия они шли на буксире за обычными подводными лодками, причем три из них по пути были потеряны. Перед остальными стояла почти невыполнимая задача. Данные малые подводные лодки должны были и подорвать один из самых больших в мире кораблей того времени. Их целью был линкор «Тирпиц» стоящий на якоре во фьорде в Норвегии.

Три уцелевшие лодки достигли цели. Ночью, когда становилось темнее настолько темно как это могло быть в то время года команда шла среди мелких островов в 7 км от цели. Они остановились среди скал, чтобы зарядить батареи, некоторые члены команды выходили на палубу время от времени, чтобы осмотреться и глотнуть свежего воздуха. Они слушали эфир, а затем снова погружались. На самом деле там было очень спокойно.

В два часа ночи лейтенанта Дональд Кемерон и его команда достигли цель на лодке X-6. На их пути была противоторпедная сеть. Кемерон рискнул и поднялся близко к поверхности, чтобы пройти через проход в сети, надеясь, что карликовая лодка не подведет. Пока все шло хорошо. Но вскоре случилось непредвиденное, когда команда подошла ближе к цели они наткнулись на камни. Это был волнующий момент.

Преграда означала, что им придется всплыть на поверхность. Они так и сделали, но команда на линкоре приняла мини-субмарину за морское животное и ничего не предприняли. Кроме того перископ вышел из строя, но командир продолжил движение к немецкому кораблю вслепую. Лодка поднялась на поверхность снова, но на этот раз была замечена.

Из пулеметов был открыт огонь, но малютка была слишком близко, чтобы применять противнее корабельную артиллерию. Кемерон решив, что с таким количеством взрывчатки единственное что оставалось это отсоединить заряды и пытаться спастись, поэтому команда сбросила свои заряды и двинулись в сторону линкора. Напоследок команде все же удалось установить на сброшенных зарядах таймеры. На борту немецкого линкора уже звучала тревога.

Немцы попытались захватить Х-6, но Кемерон и его команда покинули лодку и сдались добровольно. Пока британскую команду допрашивали на военном корабле, другая мини-субмарина Х-7 подкрадывалась к линкору. Когда лодка была у цели, команда установила взрыватели и часовой механизм на 1 час, подводники отсоединили первый заряд. Затем отплыв на 100 м от корабля они отсоединили второй заряд, после чего быстро пошли назад к проходу через который проникли к вражескому линкору. В 08:12 утра заряды под килем гигантского корабля «Tirpitz» взорвались.

Английские подводники, находившиеся на его борту, почувствовали, как взрывной волной подбросило на несколько метров. Отсоединив свои заряды, команда Х-7 попыталась уйти, но их мини-лодка запуталась в противоторпедной сети. Кроме того взрыв под линкором вытолкнул их на поверхность. Командир и один из членов экипажа сумели спастись, но двое других застряли внутри и затонули вместе с лодкой.

Большая часть команды Х-6 и Х-7 выжили в операции, но мини-субмарина Х-5 исчезла вместе со своим экипажем. В результате полученных повреждений «Тирпиц» простоял на ремонте больше полугода. Это были шесть спокойных месяцев для арктических конвоев. Затем в ноябре 1944 года Королевские ВВС нанесли завершающий удар. Пятитонная авиационная бомба покончила с немецким линкором навсегда.

Английская карликовая лодка продолжала демонстрировать свои качества уже на Дальнем Востоке. В июле 1945 года два X-Craft покинули бухту Бруней на Борнео. Их целью был японский крейсер «Такао», который находился в проливе Джохор в Тихом океане - стратегической точки для японского императорского флота. Лейтенант Фрейзер и его команда установили шесть магнитных мин под днищем крейсера и потопили его.

На Тихом океане японский военно-морской флот тоже располагал карликовыми субмаринами. Они совершили несколько успешных операций в начале войны, проникли в бухту Сидней и затопили несколько кораблей. Но к 1944 году Япония проигрывала войну. Она терпела поражение за поражением от американцев и в ход пошли самолеты-камикадзе. Это безумие продолжалось и под водой.

Японцы наладили выпуск управляемых торпед для смертников, которые назвали «кайтен». Длиной 14 метров они несли полуторатонные боевые части от японской торпеды длинный меч. Их приняли на вооружение в ноябре 1944 года. Эти торпеды нужно было еще доставить на корабле или подводной лодке и затем взорвать. Теоретически экипаж мог спастись до взрыва, но на практике такое случалось редко.

Смертник, управляющий торпедой доставлял ее к цели, проплывая до 10 км. Первый удар японцев был направлен против торговых кораблей союзников. Однако японская пропаганда как всегда преувеличивала достигнутый успех. Они объявили об уничтожении трех авианосцев и двух линкоров.

Такие результаты могли повернуть ход войны в пользу Японии, но эти сведения были ложными. Они раздували успех, чтобы найти больше добровольцев для этих самоубийственных миссий. Но смертникам не говорили всю правду.

Чаще всего подводных камикадзе запечатывали в их подводных лодках так, что они не могли выбраться. Если такая лодка застревала в противоторпедных сетях союзников, из них нельзя было выбраться.

Во время американской десантной операции в Окинаве в апреле 1945 года японское военно-морское командование собралось применить новую стратегию. Против американских кораблей собирались массово применять камикадзе и карликовые подводные лодки с экипажами из самоубийц.

Главный удар планировался на 15 июня. Солдаты готовились управлять кайтеном, выпивая ритуальную чашку саке. Многие брали с собой самурайские мечи. Если у них не получалось добраться до врага, они должны были совершить сипуку по традиции самураев. Но в итоге кайтены не добились особых успехов, только два военных корабля затонули и четыре получили повреждения. При этом погибли около 900 японских моряков, их готовность умереть не сделала оружие эффективнее.

Управляемые торпеды и карликовые подводные лодки были более эффективны в руках опытных подводников, которые учились находить свои цели, а затем и спасать свою жизнь. Карликовые подводные лодки много требовали от своих команд, но итогом их работы стали самые яркие и успешные операции Второй мировой войны.




Метки:

Грозные «карлики». Сверхмалую подводную лодку (СМПЛ), со времен Второй мировой войны принято считать техникой для особых задач, которые не под силу обычным подводным лодкам: только она может скрытно прокрасться в закрытые порты и акватории для проведения внезапных диверсий...


Подводная лодка «Черепаха»
1. Винт для движения по горизонтали
2. Бур. В подводном положении «водитель» сверлил днище корабля, затем выдергивал крепление мины, активируя часовой механизм
3. Винт для вертикального движения
4. Два шноркеля остроумной конструкции для вентиляции, при погружении автоматически закрывались
5. Мина, привязанная к острию бура
6. Руль (управлялся спиной или ногами)
7. Помпа для закачивания балластной воды
8. Свинцовый балласт-балансир
9. «Приборная панель»: компас и глубиномер

На самом деле сверхмалые подводные лодки появились задолго до середины ХХ века. По большому счету все первые подводные лодки были сверхмалыми - если исходить из их водоизмещения и главных размерений. Например, спущенная на воду в 1901 году британская ПЛ «Холланд I» имела водоизмещение в подводном положении всего 122 тонны (сегодня стандартом для СМПЛ считается водоизмещение 150 тонн), а ее вооружение включало только один торпедный аппарат. Что уж говорить о более ранних эпизодах, таких как неосуществленные на практике проекты подлодки Леонардо да Винчи и французского монаха Марена Мерсена или же построенное «в дереве» в начале XVII века «потаенное судно» конструкции Ефима Никонова, плотника родом из подмосковного Покровского. Но это все же были, скорее, «пробы пера» на ниве подводного кораблестроения, или, выражаясь современным военным языком, отработка концепции ведения подводной войны.

Первым же реальным прототипом современных СМПЛ, как по водоизмещению и главным размерениям, так и по тактике, самому «духу» ее боевого применения, можно считать американскую одноместную субмарину «Тартл» («Черепаха»), построенную в 1775 году по проекту Давида Бушнелля и использованную в ходе войны за независимость от метрополии британской колонии в Северной Америке. Она представляла собой яйцевидную конструкцию, выполненную из дерева и стянутую металлическими обручами, оборудованную мини-рубкой с входным люком и иллюминаторами, а также имевшую средства движения, бур и мину. Субмарина имела водоизмещение 2 тонны, длину по корпусу 2,3 метра и ширину 1,8 метра, а автономность по запасам воздуха составляла 30 минут. По курсу и глубине «Черепаха» перемещалась при помощи примитивных гребных винтов с мускульным приводом, имелись также несовершенные глубиномер и компас. Мина (гильза с 68 килограммами пороха) крепилась снаружи и с помощью линя соединялась с буром, который надлежало ввинтить, словно штопор, в деревянный корпус вражеского корабля. После этого подводнику-диверсанту оставалось только отдать крепеж мины и на всех парах удирать прочь - часовой механизм заряда должен был сработать спустя полчаса.

Много позже на арену борьбы за господство на море вышли морские, а затем и большие океанские стальные акулы. Но стало ясно, что для диверсионной деятельности, например, нужны не столько гиганты, сколько малые и сверхмалые подводные лодки. А для обеспечения действий военно-морского спецназа стали создавать еще и индивидуальные и групповые подводные носители (транспортировщики), а также человекоуправляемые торпеды, ошибочно зачисляемые в разряд СМПЛ.

«Морские дьяволы» за работой
Основное предназначение сверхмалых подводных лодок и причисляемых к ним групповых подводных носителей (ГПН) - обеспечение специальных операций против кораблей, судов и объектов портовой и береговой инфраструктуры противника. В отличие от «сверхмалюток», способных самостоятельно наносить удары с помощью торпедного оружия или ставить мины, ГПН могут лишь скрытно доставить подводных диверсантов с их вооружением и снаряжением к месту проведения специальной акции

Первые серийные «карлики»


Золотой эпохой сверхмалых подводных лодок стали 30–40-е годы XX века. Первыми «карликовую» подлодку в серийное производство запустили японцы. Проект СМПЛ, известной затем как «Тип А», разрабатывался под руководством капитана 1-го ранга Кисимото Канэдзи и был готов в первом приближении уже в 1932 году, а в следующем на военно-морской верфи в районе Курэ был спущен на воду уже первый прототип субмарины, не имевший, правда, ни рубки, ни вооружения и использовавшийся для подтверждения правильности самой концепции.

СМПЛ была однокорпусной, с обводами, подчиненными фактически единственной цели - развитию максимального подводного хода. Корпус изготавливался сварным - из 8-мм стальных листов для непроницаемых секций и 2,6-мм листов в остальных случаях. Межотсечные переборки имели толщину 1,2 миллиметра и не были водонепроницаемыми. Безопасная глубина погружения - 100 метров. Постройка велась секционным методом, существенно ускорявшим процесс. Причем серийные «сверхмалютки» имели отнюдь не «карликовое» оружие - две 457-мм кислородные торпеды «Тип 97». На испытаниях прототипа была достигнута скорость подводного хода 24,85 узла - абсолютный рекорд для «сверхмалюток».

Японские «сверхмалютки» строились в условиях настолько высокой секретности, что до вступления империи в войну подавляющее большинство военачальников считали, что сигарообразные аппараты есть не что иное, как самоходные мишени для обучения экипажей подлодок торпедной стрельбе. Доходило даже до курьезов. Одно из условных обозначений СМПЛ («мишень для отработки противолодочного бомбометания») настолько заинтересовало ВВС, что морякам стоило большого труда отбиться от настойчивых запросов летчиков на «новые средства учебно-боевой подготовки».

Первая серия, «Тип А», имела подводное водоизмещение 46 тонн, развивала скорость надводного хода до 24 узлов и имела очень незначительную автономность, тогда как модернизированный «Тип В» водоизмещением 50 тонн развивал под водой ход до 18,5 узла, имел автономность 1–2 суток и оснащался уже 40-сильным дизелем. Была построена лишь одна такая СМПЛ, но затем флот получил еще 15 субмарин улучшенного типа («Тип С»), которые принимали участие в обороне баз на Филиппинах, восемь из них там и погибли.

Затем последовали более многочисленные СМПЛ типов «Корю» («Тип D», «Чешуйчатый дракон»), построенные в количестве 115 единиц, - на последнем этапе войны их торпедные аппараты заменялись подрывным зарядом для таранной атаки, - а также «Кайрю» («Тип S», «Морской дракон») с автомобильным мотором и либо двумя 450-мм торпедами, либо в большинстве случаев мощным 600-килограммовым зарядом, подрываемым при таранном ударе. К концу войны японцы успели построить лишь 215 таких субмарин.

Большого влияния ни «Корю», ни «Кайрю» на ход войны на море не оказали и впечатлили только захвативших их американцев своим необычным видом и многочисленностью. СМПЛ «Типа А» принимали безрезультатное участие в атаке на Пёрл-Харбор, а единственный выживший из 10 членов их экипажей подводник стал первым японским военнопленным во Второй мировой войне. Неудача постигла японские СМПЛ и при попытке атаковать 31 мая 1942 года порт Сиднея - были потеряны все три мини-подлодки, которые смогли потопить только одно небольшое судно. Зато в гавани Диего-Суареца на Мадагаскаре лейтенант Акэйда Сабуро и унтер-офицер Такэмото Массами на своей мини-субмарине потопили танкер «Бритиш Лоялти» и тяжело повредили линкор «Рэмиллис». Интересно, что одна из «сверхмалюток» атаковала в море Минданао американский крейсер «Бойс», на борту которого тогда находился знаменитый генерал Дуглас Макартур. Корабль вовремя выполнил маневр уклонения, и обе торпеды прошли мимо, а вот субмарина погибла под форштевнем эсминца «Тейлор».


Немцы занялись «сверхмалютками» только под конец войны. Первой в серию пошла СМПЛ «Мольх» («Саламандра»). Для того чтобы вытащить «Мольх» на побережье, приходилось использовать специальную технику, как, например, изображенный здесь военный трактор «Панцерфаре IV»

«Черный князь» вступает в игру


Итальянцы начали строить мини-подлодки на несколько лет позже своих коллег по Оси: первые СМПЛ, класса СА, были переданы флоту лишь в апреле 1938 года, но зато Италия добилась с их помощью намного более впечатляющих результатов.

В течение 1938-1943 годов итальянские моряки получили четыре СМПЛ класса СА и 22 - класса СВ. Первые строились двумя сериями: СА.1 и СА.2 имели подводное водоизмещение 16,1 тонны, длину 10 метров, ширину 1,96 метра, экипаж два человека и вооружались двумя 450-мм торпедами. СА.3 и СА.4, подводным водоизмещением 13,8 тонны, имели длину 10,47 метра и ширину 1,9 метра, экипаж из трех человек и несли восемь подрывных зарядов по 100 килограммов. Причем если первая пара имела 60-сильный дизель и 25-сильный электромотор и предназначалась для действий в прибрежных водах, то вторую двойку, оснащенную уже только электромотором, планировалось использовать с борта ПЛ-носителей, которые должны были доставлять «малышей» в район цели, а уж затем они проникали бы в порт или базу и ставили подрывные заряды (для этого в экипаж ввели специально обученного боевого пловца).

Класс СА был настолько секретным, что подлодки вначале даже не включили официально в боевой состав ВМС. Это были настоящие «летучие голландцы», один из которых готовился для атаки в конце 1943 года гавани Нью-Йорка, куда его предполагалось доставить на борту ПЛ «Леонардо да Винчи», на которой демонтировали 100-мм орудие. Автором этого плана был легендарный подводник, Юнио Валерио Боргезе, Черный Князь, ставший 1 мая 1943 года командиром Decima MAS - 10-й флотилии МАС, занимавшейся специальными операциями.

Однако союзники в мае 1943-го потопили подлодку «Леонардо да Винчи», которая была назначена на роль «матки». Вместе с «Леонардо» погиб единственный капитан, которого готовили к этой операции. Другие итальянские СМПЛ, класса СВ, уже представляли собой полноценные субмарины подводным водоизмещением 44,3 тонны, длина по корпусу - 14,99 метра, ширина - три метра, экипаж - четыре человека, вооружение - две 450-мм торпеды в забортных аппаратах. Энергоустановка - одновальная дизель-электрическая в составе 80-сильного дизеля марки Isotta Fraschini и 50-сильного электромотора Brown-Boveri, что позволяло развивать мини-субмарине подводный ход до 7 узлов. Шесть таких подлодок в мае 1942 года были доставлены в Констанцу, откуда они по морю своим ходом перешли в Крым: местом базирования был выбран Ялтинский порт. Все они были размещены во внутреннем ковше порта и тщательно замаскированы, что не помешало 13 июня двум советским торпедным катерам совершить дерзкий рейд в Ялтинский порт и в результате торпедного залпа отправить на дно мини-подлодку СВ-5 вместе с ее командиром.

Однако оставшиеся в Крыму пять СМПЛ сыграли важную роль в нарушении коммуникаций советского Черноморского флота и достоверно потопили ПЛ Щ-203 «Камбала» в ночь на 26 августа 1943 года в районе мыса Урет. Погибла вся команда в составе 46 человек. В 1950 году эта ПЛ была поднята. Убийцей советской ПЛ стала итальянская СМПЛ СВ-4. Другая «сверхмалютка» СВ-3 потопила еще одну советскую субмарину С-32. 9 октября 1942 года 4-я флотилия ВМС Италии, в состав которой и входили все СМПЛ и боевые катера на Черном море, получила приказ о перебазировании на Каспийское море (!), но переезд так и не состоялся, поскольку нацисты вскоре потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом.

Британские «карлики»


В отличие от своих противников Лондон достаточно долго «отмахивался» от идеи постройки сверхмалых подлодок и групповых подводных носителей. Так, незадолго до Первой мировой войны Уинстон Черчилль, тогда первый лорд Адмиралтейства, и первый морской лорд Луис Баттенберг отвергли несколько проектов человекоуправляемых торпед как «слишком опасное оружие для водителя и как оружие слабейшей стороны». Адмиралы и политики по-прежнему полагались на мощь своих дредноутов. И только в 1940 году благодаря активной поддержке вице-адмирала сэра Макса Хортона, только что назначенного командующим подводными силами британских ВМС и автора сразу нескольких проектов «сверхмалюток» (предложенных им еще в 1924 году), работа над мини-подлодками сдвинулась с места. Первый прототип, «Х-3», был готов к испытаниям в марте 1942 года, за ним последовал второй прототип, а затем на верфи фирмы «Виккерс» была построена серия из 12 усовершенствованных СМПЛ (подтипы «Х-5» и «Х-20»), которые и приняли самое активное участие в войне.

Для действий на Тихом океане англичане построили 12 мини-подлодок модифицированного типа ХЕ. Их снабдили кондиционерами, поскольку действовать им приходилось в жарком климате, и (дополнительно к двум съемным зарядам) еще шестью 9-килограммовыми магнитными минами. Первые шесть таких СМПЛ вместе с «кораблем-маткой» «Бонавенчур» прибыли в Лабуан в июле 1945 года, а уже в августе «ХЕ-1» и«ХЕ-3», крадучись, проникли в гавань Сингапура с задачей уничтожить японские тяжелые крейсеры «Такао» и «Миоко». «ХЕ-3» смогла установить все шесть мин на корпус «Такао» и сбросить под него два двухтонных заряда, а «ХЕ-1», не найдя свою цель, также сбросила заряды под «Такао». В результате взрыва крейсер был сильно поврежден и больше в боевых действиях участия не принимал. Подлодки данного типа также принимали участие в операциях по обрыву подводных линий связи японцев, связывающих Токио с Сингапуром, Сайгоном и Гонконгом.

«Тюлень» - слуга трех господ


Как это ни удивительно, но Германия стала последней из основных стран - участниц Второй мировой войны, заинтересовавшейся мини-субмаринами. По большому счету только после подрыва британскими СМПЛ линкора «Тирпиц» адмиралы-консерваторы наконец задумались. В Италию к Черному Князю Боргезе для изучения передового опыта был отправлен капитан-лейтенант Хайнц Шомбург. А в кригсмарине быстрыми темпами приступили к созданию частей спецназа, и в начале 1944 года на побережье Балтийского моря, около Хейлигенхафена, уже было готово боевое ядро соединения «К» (соединение малого боя), командиром которого назначили вице-адмирала Хельмута Хайе. В состав этого соединения и вошли дивизионы мини-подлодок «Мольх» («Саламандра»), «Бибер» («Бобр»), «Хехт» («Щука») и, наконец, «Зеехунд» («Тюлень») - пожалуй, лучшей мини-субмарины Второй мировой войны.

«Зеехунд» уже был полноценной субмариной, обводы корпуса во многом напоминали большие подлодки кригсмарине, с двумя корпусами, в пространстве между которыми были помещены балластные и топливная цистерны. Вооружение «Зеехунда» включало две 533-мм электрические торпеды типа TIIIc/G7e (масса БЧ - 280 килограммов), находившиеся в бугельных аппаратах. Это была специально приспособленная для мини-подлодок облегченная на 256 килограммов модификация TIII/G7e. Торпеды подвешивались на направляющих, закрепленных на обшивке прочного корпуса субмарины.

Всего немцы успели построить до конца войны около 250 таких подлодок. В общей сложности только мини-подлодки «тюленьей» флотилии совершили за время войны 142 выхода в море. Гибелью 33 субмарин «заплатили» за девять кораблей союзников суммарным тоннажем 18 451 тонна. Также повреждения различной степени тяжести получили еще четыре корабля и судна суммарным тоннажем 18 354 тонны. С поражением Германии их служба не закончилась, после войны четыре «Зеехунда» были включены в состав отдельного соединения ВМС Франции. С 1946 по 1956 год они совершили 858 боевых и учебных походов, за время которых прошли 14 050 миль. В 1953 году командование ВМС США даже попросило французов «одолжить» на год две СМПЛ типа «Зеехунд». Их предполагалось использовать в рамках обширной программы по изучению степени эффективности существующей на то время системы обеспечения безопасности морских портов, военно-морских баз и пунктов базирования на территории США.


Первой к массовой постройке «сверхмалюток» накануне Второй мировой войны приступила Япония - мини-подлодки сходили со стапелей десятками. Особенно впечатляюще выглядел сухой док в Курэ, где американцы обнаружили около 80 различных СМПЛ. Фото: WWWHISTORY NAVYMIL

Братья «тритоны» и хищная «пиранья»


В Советском Союзе работы над сверхмалыми подлодками начались еще в 20-х годах прошлого века. Идеологом выступал начальник Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения Владимир Бекаури. Уже в 1936 году было построено и успешно испытано «Автономное подводное специальное судно» надводным водоизмещением 7,2 тонны, с экипажем из одного человека и вооруженное одной торпедой. Причем этой мини-подлодкой можно было также управлять по радио - с корабля или самолета, в этом случае лодка несла 500-кг заряд взрывчатки и использовалась как подводный брандер.

В том же году на Черном море приступили к испытаниям автономной подводной лодки «Пигмей» надводным водоизмещением 19 тонн, вооруженной двумя 450-мм торпедными аппаратами. После их успешных завершений в 1937 году планировалось построить 10 таких «сверхмалюток», однако год тот оказался роковым: и для подлодки (она так и осталась в единственном экземпляре и с началом войны досталась немцам), и для Владимира Бекаури (по сфабрикованному доносу он был арестован и расстрелян).

В годы войны три проекта СМПЛ, предложенные ЦКБ-18 (проекты 606, 606бис и 610), были отклонены наркомом ВМФ Николаем Кузнецовым: он считал, что все силы надо пока сосредоточить на постройке обычных субмарин, а после победы и так немногочисленный спецназ ВМФ был расформирован за «ненадобностью». Соответственно не нужны были и «сверхмалютки», ведь партия и правительство поставили задачу создавать океанский ракетно-ядерный флот.

Только в начале 1950-х годов руководство Минобороны и командование ВМФ СССР начали воссоздавать отряды спецназа военно-морской разведки. Однако оказалось, что набрать способных бойцов и подготовить их соответствующим образом - это только полдела. Личный состав групп спецназначения надо еще и надлежащим образом вооружить. ВМФ попытался решить эту проблему своими силами и практически кустарным способом. На свои места все встало лишь в 1966 году, когда все работы по проекту СМПЛ «Тритон-2» передали в ЦПБ «Волна», а строительство поручили ленинградскому Ново-Адмиралтейскому заводу. В 1967 году были осуществлены доработка и испытания макетного образца шестиместной СМПЛ и начато проектирование нового аппарата «Тритон-1М» - на двух человек.

Всего в Ленинграде построены 32 сверхмалые подводные лодки - транспортировщики легководолазов типа «Тритон-1М», а также 11 мини-подлодок «Тритон-2». Их уникальной особенностью стала конструкция так называемого мокрого типа - у подлодки отсутствует прочный корпус и «пассажиры» находятся в полностью заполняемой водой кабине СМПЛ. Прочные непроницаемые отсеки небольшого размера на СМПЛ предназначены только для приборов, аккумуляторов и электромоторов. Причем в СМПЛ «Тритон-2» спецназовцы во время транспортировки использовали для дыхания не свои аппараты, а стационарную дыхательную систему. Но самым известным образцом отечественных «сверхмалюток» стала СМПЛ типа «Пиранья», успевшая даже стать кинозвездой: ее «выход» в фильме «Особенности национальной рыбалки» не оставит равнодушным никого из зрителей. Эта миниподлодка уже была способна нести не только бойцов с оружием и снаряжением, но еще торпеды и мины, и могла самостоятельно атаковать в прибрежной зоне надводные корабли и суда. «Сверхмалютка» длиной в 28,2 и шириной в 4,7 метра имела водоизмещение около 200 тонн, могла погружаться на глубину до 200 метров и развивать под водой ход до 6,7 узла. Автономность по запасам топлива и провизии - 10 суток, экипаж - три человека и шесть легководолазов, вооружение - два забортных устройства для постановки мин или пуска 400-мм торпед. Узнавшие об этих субмаринах после падения железного занавеса зарубежные эксперты сошлись во мнении, что СССР опередил в этом направлении Запад минимум лет на 10–15. К сожалению, обе мини-подлодки были в 1999 году выведены из боевого состава ВМФ и после безуспешных попыток найти покупателя за границей утилизированы.
Американский путь

После Второй мировой войны американское Управление стратегических служб, предшественник ЦРУ, проводило интенсивные испытания доставшихся американцам в качестве трофеев нескольких немецких СМПЛ типа «Зеехунд». Особое беспокойство у Вашингтона вызвал сделанный в мае 1948 года американской военной разведкой доклад, в котором утверждалось, что СССР захватил 18 готовых «Зеехундов» и еще 38 в различной стадии готовности. Аналитики Пентагона опасались, что советский флот может использовать их для разведки (а то и диверсий) в отношении американских военно-морских баз и стратегически важных портов. В итоге ВМС США выдали проектным организациям задание на проектирование опытной СМПЛ «Х-1», которая была заложена 8 июня 1954 года, 7 сентября 1955 года спущена на воду, а с 7 октября под командой лейтенанта К. Хэнлона стала полноценной боевой единицей подводных сил ВМС США.

«Х-1» имела подводное водоизмещение 36,3 тонны, длину 15,09 метра, ширину 2,13 метра и экипаж из 10 человек. Первоначально она получила комбинированную энергоустановку в составе дизельного двигателя и воздухонезависимой энергоустановки, работавшей на перекиси водорода, но после того как 20 мая 1957 года на подлодке произошла серьезная авария, вызванная взрывом запасов перекиси водорода, было принято решение заменить энергетическую установку на традиционную - дизель-электрическую. В настоящее время она находится в Музее подводных сил США в Гротоне.